Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование полученных результатов способствует повышению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля. Разработанные автором учебно-методические материалы (учебные пособия «Компьютер и Интернет в обучении иностранному языку», «Информационно-коммуникационные… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов информационно-технологического направления средствами информационно-коммуникационных технологий
1.1. Сущностные характеристики иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля.
1.2. Возможности информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников.
1.3. Педагогические условия эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля.
Выводы по главе 1.Г.
Глава
2.1. Экспериментальная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий
2.1. Организация и ход экспериментальной работы.
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы.
Выводы по главе 2.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию с инициативой «Наша новая школа» и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Особое внимание следует уделить старшеклассникам и обеспечить связь программ их обучения с выбором специальности. Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью. Однако практика показывает, что реальный уровень сформированности ИКК выпускников средней школы не соответствует предъявляемым требованиям.
Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов любого профиля. Однако наибольшей эффективностью они обладают в классах информационно-технологического профиля. Содержание образования в этих классах предполагает обращение к английскому языку. Необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии позволяют интегрировать обучение информатике и иностранному языку.
Проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции посвящены исследования Е. В. Арцишевской, М. Н. Вятютнева, Н. И. Гез, Н.Л.
Гончаровой, П. Дуайе, И. А. Зимней, М.К. КабардоваД. Косте, О. Ф. Остроумовой, Е. Ю. Паниной, В. В. Сафоновой, 0: В. Федоровой, А. Н. Щукина и др. В работах E.JI. Астаховой, И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой,* E.H. Гром, Е. Г. Ивановой, O.E. Ломакиной, Р. П. Мильруд, E.H. Солововой, Л. В. Щербы, L. Bachman, М. Canale, D. Hymes, S. Moirand, M. Swain и др. определена структура иноязычной коммуникативной компетенции. Е. В. Кавнатская, И. В. Михалкина, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, Т. И: Попова, С. К. Фоломкина, Е. Е. Юркова, J.A. van Ek, SJ. Savignon и другие ученые рассматривали вопросы определения уровней владения обучающимися иностранным языком.
Проблему применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе анализировали Э. Г. Азимов,.
A.A. Андреев, Л.Н. БеляеваЯ.А. Ваграменко, И. Е. Вострокнутов, Б. С. Гершунский, В. М. Глушков, Т. Н. Губина, В.В.' Давыдов, М.И., Жалдак, Л. Г. Жук, E.H. Зайцева, С. А. Зайцева, В. В. Иванов, Т. В. Карамышева, Т. А. Лавина, Л.В.*Луцевич, Е. И. Машбиц, E.H. Пасхин, И. В. Роберт, В. В. Рубцов,.
B.И. Солдаткин, Н. Ф. Талызина, Р. П. Тейлор, О. В. Уруймасова, А. И. Федоров и др. Эффективность использования средств ИКТ в педагогическом процессе общеобразовательной школы< изучалась такими авторами как Г. А. Абумова, А. П. Ершов, Д. Ш. Матрос, Т. Л. Павлова, Е. С. Полат, 0: Г. Поляков, H.A. Савченко, А. И. Сваровская, С. К. Фоломкина и др., которые определили степень интенсивности использования средств ИКТ в учебной деятельности школьника, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, педагогические возможности отдельных программных продуктов. Применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку занимались Д. В. Агальцова, Т. Е. Алексеева, М. А. Бовтенко, Л. П. Владимирова, И. Е. Гречихин, М. С. Гришина, Н. Е. Есенина, И. И. Зубова, М. П. Петрова, Т. П. Сарана и др. исследователи. Однако проблема использования информационно-коммуникационных технологий как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического. профиля остается недостаточно разработанной в педагогической науке.
Анализ психолого-педагогической литературыпо проблеме формирования иноязычной коммуникативнойкомпетенции1 старшеклассников и практики решения этой проблемы в деятельности профильной школы позволил выявить ряд противоречий:
— между социальным заказом системе среднего образования на формирование иноязычной коммуникативной компетенции уучеников и неготовностью профильной школы к его выполнениюмежду педагогическим потенциалом информационно-коммуникационных технологийи неразработанностью: педагогических условийего использования в целях формирования4 иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля.
Выявленные противоречия позволилисформулировать проблему исследования: каковы: педагогические условия формирования иноязычной коммуникативнойкомпетенции у учащихся классов информационно-технологического профилясредствами информационно-коммуникационных технологий?
Объект исследования — процесс формирования иноязычной коммуникативнойкомпетенцииу учащихсяклассов информационно-технологического профиля.
Предметисследования — педагогические условия" формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования— выявить и научно обосновать педагогические условия формирования иноязычнойкоммуникативнойкомпетенции у учащихся, классов информационно-технологического' профиля, средствами информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования. Формирование иноязычнойкоммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий требует реализации следующих педагогических условий: разработки и внедрения модели исследуемого процесса, определяющей цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства достижения запланированного результата;
— внедрения в учебный процесс элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык»;
— организации самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком в клубе «Е-mail English»;
— подготовки учителей иностранного языка к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
В соответствии с целью, • объектом, предметом и гипотезой-исследования сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить сущность и содержание иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля.
2. Выявить педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий.
4. Провести экспериментальную проверку выявленных педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами информационно-коммуникационных технологий.
Методологической основой исследования явились основополагающие положения философии образования (B.C. Библер, Б.С.
Гершунский, М. С. Каган, И. Г. Фомичева и др.), концепции системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов к обучению (В.В. Давыдов, Ю. Г. Татур, Н. Хомский, A.B. Хуторской, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов и др.) — теория информатизации образования (В.П. Беспалько, А. П. Ершов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. И. Солдаткин и др.). Теоретическую основу исследования составили:
— основные положения компетентностного подхода (И.Г. Агапов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, В. М. Монахов, А. И. Нижников, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов, N. Chomsky, К. Keen и др.);
— труды по проблеме формирования у обучающихся иноязычной^ коммуникативной компетенции (Е.В. Арцишевская, И. Л. Бим, Е. М. Верещагин, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Д. И. Изаренков, В. Г. Костомаров, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, K.D. Bunting, J. Gumperz, S. Gunther, D. Hymes, S. Savignon, W. Ulrich и др.) — исследования в области использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе образовательных учреждений (Э.Г. Азимов, A.A. Андреев, JI.H. Беляева, Я. А. Ваграменко, И. Е. Вострокнутов, В. М. Глушков, М. И. Жалдак, В. В. Иванов, Т. В. Карамышева, JI.B. Луцевич, Е. И. Машбиц, E.H. Пасхин, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, В. И. Солдаткин, Р. П. Тейлор, А. И. Федоров и др.) — теория моделирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, A.A. Вербицкий, М. Я. Виленский, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, Н. Ф. Талызина, А. И. Уман, В. А. Штоф, Б. Д. Эльконин и др.).
Для решения поставленных задач использовались, следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, абстрагирование, идеализация, моделирование, аналогия, сравнение, обобщение результатов исследованиявключенное наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), изучение опыта педагогов по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов средней школы, интервьюирование, тестирование, анкетирование учащихся и педагогов, беседы и др.
Базой исследования являлось муниципальное образовательное учреждение «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики.
Основные этапы исследования.
На первом этапе (2003;2005 гг.) была определена область исследования и осуществлен анализ источников по проблемеизучалось состояние проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов общеобразовательной школы средствами информационно-коммуникационных технологий в педагогической теории и практикеразрабатывался научно-методологический аппарат исследованияформулировалась гипотеза исследованияосуществлялся констатирующий этап экспериментальной работы.
На втором этапе (2005;2008 гг.) разрабатывалась модель, теоретически обосновывались педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиляосуществлялась экспериментальная работа по их апробации (подготовка учителей иностранного языка к использованию ШСТ в учебном процессе, внедрение элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык», организация самостоятельной деятельности учащихся классов информационно-технологического профиля по овладению английским языком в клубе «Е-mail English»). Проводилась диагностика уровней компьютерной грамотности и сформированности ИКК учащихся старших классов профильной школы.
На третьем этапе (2009 г.) корректировались теоретические положения, формулировались основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы.
Оформлялся текст диссертации, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования:
— уточнена сущность иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля;
— выявлен и обоснован педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассниковтеоретически выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля средствами ИКТ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют и углубляют теорию обучения. В исследовании выделены структурные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля (языковой, речевой и социокультурный) — разработаны критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированное&tradeиноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля (предпороговый, пороговый, пороговый продвинутый). Результаты исследования имеют широкий спектр применения при создании моделей формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся профильных классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что использование полученных результатов способствует повышению эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля. Разработанные автором учебно-методические материалы (учебные пособия «Компьютер и Интернет в обучении иностранному языку», «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку учащихся профильной школы», контрольные иобучающие тестовые задания, разработки" ролевых игр, дебатов, дискуссий, диагностические материалы) позволяют эффективно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию у учащихся классов информационно-технологического профиля. Результаты исследования могут быть использованы при обучении иностранному языку учащихся общеобразовательной школы и студентов неязыковых вузов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Иноязычная коммуникативная компетенция учащихся классов информационно-технологического профиля представляет собой способность к коммуникативному взаимодействию, базирующуюся на знаниях и навыках в области орфографии, фонетики, лексики и грамматики изучаемого языка, этики общения в сети Интернет, лексики компьютерных технологий, социальных, культурно-исторических особенностей страны изучаемого языка, умениях адекватного речевого и неречевого поведения в? ситуациях личностного и профессионально направленного общения, умениях компенсации недостаточного владения иностранным языком.
2. Педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у старшеклассниковзаключается в следующем: применение электронных учебников и интерактивных веб-элементов позволяет повысить эффективность самостоятельной, деятельности учащихся по овладению иностранным языком и контролировать качество полученных имизнанийналичие системы поиска видеои аудиоматериалов на английском языке в сети Интернет, гиперсвязи с дополнительной литературой в электронных библиотеках, образовательных сайтах и порталах расширяет социокультурные знания и знания в области Интернет-технологийучастие в отечественных и международных видео-, аудио-, телеконференциях, олимпиадах, чат-сессиях обеспечивает вовлечение учащихся в непосредственное общение на иностранном языке.
3. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся классов информационно-технологического профиля средствами ИКТ осуществляется эффективно при реализации следующих педагогических условий: разработке и внедрении модели исследуемого процесса, определяющей цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства достижения запланированного результата;
— внедрении в учебный процесс элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык»;
— организации самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком в клубе «Е-mail English»;
— подготовке учителей иностранного языка к использованию ИКТ в учебном процессе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических и теоретических положений, опорой на системный, деятельностный и личностно ориентированный подходыиспользованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, его предмету и логикеэкспериментальной проверкой гипотезыколичественным и качественным анализом полученных экспериментальных данныхпродолжительным и плодотворным опытом работы автора в качестве учителя иностранного языка t средней общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:
— посредством выступлений автора на научных и научно-практических конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции «Общество, языки и межкультурная коммуникация» (Чебоксары, 2006) — 5-ой Международной ярмарке социально-педагогических инноваций (Отрадный, 2007) — всероссийских научно-практических конференциях «Новые ' информационные технологии в учебновоспитательном процессе высшей и средней школы» (Армавир, 2008), «Формирование толерантного сознания и поведения у учащейся молодежи» (Чебоксары, 2008), «Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях» (Чебоксары, 2009) — «Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт» (Казань, 2010) — ежегодных сессиях аспирантов, докторантов ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», на заседаниях педагогических советов МОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики;
— путем внедрения разработанных учебных материалов в педагогический процесс МОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики.
Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: учебных пособиях, статьях (всего 11 работ), общим объемом 7,8 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (236 источников), 8 приложений. В работе приводятся 1 схема, 29 таблиц, 9 диаграмм.
Выводы по 2 главе.
Проанализировав экспериментальную работу по формированию иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) учащихся классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий, мы пришли к следующим выводам:
Эксперимент по формированию иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников проводился с учащимися профильных классов информационно-технологического направления МОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики.
Диагностика учащихся экспериментальной и контрольной групп до формирующего эксперимента выявила примерно одинаковый уровень сформированности у них иноязычной коммуникативной компетенции.
Основной задачей формирующего этапа эксперимента стала проверка эффективности выявленных нами педагогических условий формирования ИКК учеников профильных классов информационно-технологического направления с использованием информационно-коммуникационных технологий. Полученные результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня сформированности ИКК у учащихся экспериментальной группы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные различия в уровне сформированности исследуемой компетенции достигнуты благодаря организованной в экспериментальной группе специальной работе поее формированию.
Заключение
.
Теоретический анализ научных исследований, посвященных проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции* (ИКК), позволил определить сущность ИКК учащихся профильных классов информационно-технологического направления. Мы проанализировали подходы к основным понятиям, рассмотрели" компетенцию как способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения^ знаний, навыков, умений, опыта работы, выяснили, что характер деятельности конкретизируется понятиями «компетенция в обучении иностранным языкам», «коммуникативная компетенция», «иноязычная коммуникативная компетенция». Таким образом, иноязычная коммуникативная компетенция учащихся классов информационно-технологического профиля в нашемисследовании представляет собой способность к коммуникативному взаимодействию, базирующуюся на знаниях и навыках в, области1 орфографии, фонетики, лексики и грамматики изучаемого языка, этики общения в сети Интернет, лексики компьютерных технологий, социальных, культурно-исторических особенностей страны изучаемого языка, умениях адекватного речевого и неречевого поведения в. ситуациях личностного и профессионально направленного общения, умениях компенсации4 недостаточного владения иностранным языком.
В результате анализа компонентного состава ИКК, мы пришли, к выводу о том, что она содержит следующие виды компетенций: языковую, речевую и социокультурную. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку учащихся профильных классов информационно-технологического, направления.
Однако практика показывает, что реальный уровень сформированности ИКК выпускников средней школы не соответствует предъявляемым требованиям.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной. компетенции у учащихся классов любого профиля. Однако наибольшей эффективностью они обладают в классах информационно-технологического профиля. Содержание образования в этих классах предполагает обращение к английскому языку. Необходимо отметить, что ИКТ позволяют интегрировать обучение информатике и иностранному языку.
Выявлены возможности ИКТ в формировании иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников, которые заключаются в следующем: применение электронных учебников и интерактивных веб-элементов позволяет повысить эффективность самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком и> контролировать качество полученных ими знанийналичие системы поиска видеои аудиоматериалов на английском языке в сети Интернет, гиперсвязи с дополнительной литературой в электронных библиотеках, образовательных сайтах и порталах расширяет социокультурные знания и знания в области Интернет-технологийучастие в отечественных и международных видео-, аудио-, телеконференциях, олимпиадах, чат-сессиях обеспечивает вовлечение учащихся в непосредственное общение на иностранном языке.
Критериями и показателями сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля являются:
— языковой критерий, показателями которого являются знания и навыки в орфографии, фонетике, лексике и грамматике;
— речевой критерий, включающий в качестве показателей наличие компенсаторных и речевых умений в аудировании, чтении, письме и говорении (диалогической и монологической речи);
— социокультурный критерий с такими показателями, как наличие межпредметных знаний и социокультурных умений.
Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся профильных классов информационно-технологического направления средствами информационно-коммуникационных технологий обеспечивается следующими педагогическими условиями:
— разработкой и внедрением модели исследуемого процесса, определяющей цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства достижения запланированного результата;
— внедрением в учебный процесс элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык»;
— организацией'самостоятельной деятельности учащихся по овладению иностранным языком в клубе «Е-mail English»;
— подготовкой учителей иностранного языка к использованию ИКТ в учебном процессе.
Проверка эффективности разработанных нами условий осуществлялась в процессе эксперимента, проведенного на базе муниципального образовательного учреждения' «Цивильская средняя^ общеобразовательная школа № 1 имени М.В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики в профильном классе информационно-технологического направления в 2003;2009 гг.
Для получения объективных данных мы определили экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). При отборе контингента ЭГ и КГ мы проанализировали успеваемость учащихся по английскому языку в 9 классе и приняли гипотезу об однородности выборки испытуемых, которая подтвердилась результатами констатирующего эксперимента.
В ЭГ подготовка учащихся осуществлялась в соответствии с моделью формирования иноязычной коммуникативной компетенции и предполагала создание коммуникативно-ориентированной среды при обучении английскому языку средствами информационно-коммуникационных технологийподготовку учителей ИЯ" к использованию ИКТ в учебном1 процессевнедрение в учебный процесс элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык" — организацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению английским языком в клубе «E-mail English».
Для формирования иноязычнойкоммуникативной компетенции учеников КГ была организована самостоятельная деятельность учащихся, но ее использование носило эпизодический, случайный характер.
Использование методов научного исследования на первом этапе эксперимента позволило выявить недостатки в сформированных языковой, речевой и социокультурной компетенциях учащихся. На основе полученных результатов была спроектирована работа, направленная на реализацию педагогических условий.
Основной задачей формирующего этапа эксперимента (2006; 2008 гг.) стала проверка эффективности выявленных нами педагогических условий < формирования иноязычной коммуникативной' компетенции учащихся ' классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Первое условие предполагало разработку и внедрение в учебный процесс модели формирования-иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля. В соответствии с моделью были скорректированы цели обучения английскому языку старшеклассников, определены задачи деятельности педагогического коллектива по* формированию" у учеников ЭГ ИКК средствами* ИКТ, в учебно-тематический план внесены изменения, предполагающие’уменыиение количества уроков на работу по традиционной методике и их увеличение за счет метода проектов и применения ИКТ. Реализация первого условия позволила придать учебному процессу динамичный и системный характер, активизирующий деятельность учителя и учащихся, обеспечивающий взаимосвязь в содержании, формах, методах, приёмах изучения • дидактического материала на всех этапах обучения.
Второе педагогическое условие заключалось во внедрении в учебный процесс экспериментальной группы элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык». Содержание элективного курса «Я, компьютер, Интернет и английский язык» способствовало, как углубленному изучению английского языка, так и повышению грамотности учащихся в области информационных технологий. Выбранные формы и методы обучения активизировали учебный процесс и существенно ускорили формирование иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников средствами ИКТ.
Третьим педагогическим условием формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-, коммуникационных технологий стала организация самостоятельной деятельности учащихся классов информационно-технологического профиля по овладению английским языком в клубе «Е-mail English», его основным' направлением являлась переписка с зарубежными сверстниками по-электронной почте. Деятельность данного клуба способствовала повышению-мотивации в изучении английского языка, формированию умений и навыков работы в группе, самостоятельности, активности, ответственности у учащихся.
Подготовка учителей английского языка к использованию ИКТ в учебном процессе являлась четвёртым условием формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классовинформационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий. Подготовка учителей английского языка-к использованию ИКТ в учебном процессе осуществлялась по следующей схеме: 1) знакомство педагогов с теоретическими сведениями в области применения ИКТ в преподавании английского языка- 2) обучение учителей навыкам работы с программными средствами- 3) увеличение роли и места исследовательской работы учащихся в обучении английскому языку- 4) активизация субъектной позиции педагога в процессе использования информационно-коммуникационных технологий- 5) включение учителей английского языка в решение задач, связанных с совершенствованием процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля средствами икт.
Таким образом, применение педагогических условий эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологий позволила достичь поставленных целей.
Наше исследование не исчерпывает всех аспектов формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля с, использованием информационно-коммуникационных технологий. Перспективами дальнейших научных поисков являются такие проблемы, как разработка интегрированногокультурологического, технологического подходов к формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профилякомплексная диагностика сформированное&tradeиноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля с использованием информационно-коммуникационных технологийприменение информационно-коммуникационных технологий для развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащихся классов информационно-технологического профиля.
Список литературы
- Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. М., 1994.- 161 с.
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Абумова, Г. А. Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Абумова. -М., 2001. 143 с.
- Агальцова, Д. В. Типизация авторских приложений по иностранному языку, реализующих методическое назначение электронных образовательных ресурсов / Д. В. Агальцова // Информатика и образование. -2007.-№ 4. С. 122−124.
- Азимов, Э. Г. Компьютерные текстовые редакторы / Э. Г. Азимов // Иностранные языки в школе. 2003. — № 1. — С. 20−23.
- Айдарова, Л. И. О психологических проблемах конструирования учебного комплекса / Л. И. Айдарова // Проблемы школьного учебника. — М.: Просвещение, 1980. С. 234−248.
- Актуальные вопросы коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в школе и неязыковом ВУЗе / под ред. И. И. Гез и др. — М.: МГЛУ, 1992.- 146 с.
- Александрова, И. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку учащихся профильной школы: учебное пособие / И. Ю. Александрова. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. — 50 с.
- Александрова, И. Ю. Компьютер и Интернет в обучении иностранному языку : учебное пособие / И. Ю. Александрова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — 25 с.
- Алексеева, Т. Е. Интерактивные мультимедийные обучающие программы по английскому языку и возможности их использования втехническом вузе / Т. Е. Алексеева // Информатика и образование. 2006. — № 12.-С. 94−97.
- Английский язык. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. — М.: Вентана-Граф, 2008.- 192 с.
- Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение / А. А. Андреев // Компьютеры в учебном процессе. — 1998. № 2. — С. 25−68.
- Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
- Архангельский, С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 209 с.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
- Астахова, Е. Л. Развитие умений межкультурного общения в обучении иноязычной устной речи на начальном этапе языкового факультета (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Л. Астахова. Пятигорск, 2003. — 229 с.
- Беляева, Л. Н. Практические системы машинного перевода — теория, технология, перспективы / Л. Н. Беляева // Структурная и прикладная лингвистика. СПб., 1998. — Вып. 5. — С. 172−183.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Библер, В. С. Диалог культур и школа XXI века / В. С. Библер // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993. — 106 с.
- Библер, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Библер. М., 1993. — 48с.
- Бим, И. Л. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащихся к концу базового курса обучения / И. Л. Бим, О. Г. Поляков // Иностранные языки в школе. 1995. — № 5. — С. 2−8.
- Бим, И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) / И. Л. Бим. М.: Вентана-Граф, 1997. — 39 с.
- Бим, И. Л. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы / И. Л. Бим, А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4. — С. 3−10.
- Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002.- № 4. -С. 11−14.
- Бовтенко, М. А. Компьютерная лингводидактика : учебное пособие / М. А. Бовтенко М.: Флинта. Наука. — 2005. — 216 с.
- Боголюбов, В. И. О тенденциях в развитии педагогической технологии / В. И. Боголюбов // Иностранные языки в школе. 1994. — № 4. — С. 15−21.
- Большой энциклопедический словарь. Серия: Современная энциклопедия. Астрель, 2005. — 1248 с.
- Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию : книга для учителя / В. Б. Бондаревский. — М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Ваграменко, Я. А. Информационные технологии и модернизация образования / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. 2000. — № 2.-С. 3−9.
- Веберг Т. И. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности у будущих учителей математики : на опыте изучения мат. анализа: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. И. Веберг. Липецк, 1999.-25 с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : методическое пособие / А. А. Вербицкий1. — М.: Высшая школа, 1991% 200 с.
- Виленский, М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192 с.
- Витлин, Ж. Л. Общие проблемы установления уровней подготовки и способов итогового контроля при4аттестации обучающихся / Ж. Л. Витлин // Иностранные языки в школе. 1997. — № 2. — С. 15−20.
- Владимирова, Л. П. Интернет на, уроках иностранного языка / Л. П: Владимирова // Иностранные языки-в школе. 2002. — № 3. — С. 39−41.
- Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. -1977.-№ 6.-С. 38−45.
- Вятютнев, М. № Методические основы теории школьного учебника русского*языка как иностранного : дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / М: Н. Вятютнев. М., 1983. — 496 с.
- Вятютнев, М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков / М. Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. 1975. — № 6. — С. 55−64.
- Вятютнев, М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические аспекты) / М. Н. Вятютнев. -М.: Русский язык, 1984. — 144 с.
- Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Академия, 2005.-336 с.
- Гастев, Ю. А. О гносеологических аспектах моделирования / Ю. А. Гастев // Логика и методология науки. М., 1967. — С. 211−218
- Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Флинта, 1998.-492 с.
- Глоссарий Электронный ресурс. — 200? — Режим доступа: http. V/www.director.mp.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=34 160, свободный. — Загл. с экрана: Глоссарий.
- Глоссарий Новинтекс Электронный ресурс. 200? — Режим доступа: http://www.nit-energo.ru/?mod=words&word=9, свободный. Загл. с экрана: Глоссарий Новинтекс.
- Глушков, В. М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. — М.: Наука, 1987.-552 с.
- Горцевский, А. А. Организация самостоятельной работы студента / А. А. Горцевский, М. И. Любицына: Л.: Ленинградский университет, 1958. -52 с.
- ГОСТ 34.003−90 Электронный ресурс. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения. 1992. — Режим доступа: http://www.mbait.ru/site/mb/gosts/34.003.html свободный. — Загл. с экрана: ГОСТ 34.003−90.
- Гребенкж, О. С. Общие основы педагогики / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: Владос-Пресс, 2004. — 160 с.
- Гречихин, И. Е. Методические подходы к комплексному использованию средств ИКТ в процессе подготовки студентов неязыковыхспециальностей университета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. Е. Гречихин. Москва, 2004. — 192 с.
- Гришина, М. С. Обучение гибкому профессионально-ориентированному иноязычному чтению в сети в Интернет : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. С. Гришина. Пермь, 2003. — 211 с.
- Гроза, О. JI. New Millennium English: учебник английского языка для 10 классов общеобразовательных учреждений / О. JI. Гроза, О. Б. Дворецкая, Н. Ю. Казырбаева, В. В. Клименко и др. Обнинск: Титул, 2004. — 176 с.
- Гроза, О. JI. New Millennium English: учебник английского языка для 11 классов общеобразовательных учреждений / О. Л. Гроза, О. Б. Дворецкая, Н. Ю. Казырбаева, В. В. Клименко и др. Обнинск: Титул, 2004. — 192 с.
- Гром, Е. Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10−11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/Е. Н. Гром. -Москва, 1999.-315 с.
- Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учебное пособие для ВУЗов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415с.
- Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Губина, Т. Н. Становление термина «педагогическая технология» Электронный ресурс. / Т. Н. Губина. — 200? Режим доступа: http://www.naulcapro.rU/ot2006/l 037. html, свободный. Загл. с экрана: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
- Давыдов, В. В. Тенденции информатизации, советского образования / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов // Советская педагогика. 1990. — № 2. — С. 50−55.
- Европейский" языковой портфель: предложения по разработке / И. Крист, Ф. Дебюзер, А. Добсон и др.: пер. с англ. М.: Еврошкола, 1998. — 155 с.
- Ершов, А. П. Компьютеризация школы и математическое образование / А. П. Ершов // Информатика и образование. 1992. — № 5. — С. 5−6.
- Есенина, Н. Е. Использование комплекса средств ИКТ в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Е. Есенина — Москва, 2006. — 19 с.
- Жалдак, М. И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе : дис.. в форме научного доклада докт. пед. наук: 13.00.02 / М. И. Жалдак. М., 1989. — 48 с.
- Жук, JL Г. Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических ВУЗов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Г. Жук. СПб., 2007. — 265 с.
- Зайцева, Е. Н. Информационно-обучающая среда : проблемы формирования и организации учебного процесса / Е. Н. Зайцева // Educational Technology & Society. 2003. — № 2. — С. 145−159.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования сегодня / И: А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.-С. 22−23.
- Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. -М., 1989. 133 с. 1. Зубова, И. И. Информационные технологии, в лингвистике / И. И. Зубова. Минск: МГЛУ, 2001.- 211 с.
- Иванова, Е. Г. Методика: обучения в сотрудничестве на начальном этапе средней общеобразовательной школы (на материале английского языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Г. Иванова Москва, 2003. — 212с.:. —: '. V «'/."•'-•¦•'» —: • ' - :
- Изаренков, Д- И.. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения: студентов-нефилолошв / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. 1990. — № 4. — С. 54−60.,. ¦
- Ильясов, И. И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов: — М., 1994. — 123 с.
- Информатика глоссарий Электронный ресурс.: — 200? Режим доступа:: http://sesia5.rU/blok/r/r glos. html, свободный. Загл. с экрана: Информационные процессы й технологии-
- Информационные технологии Электронный ресурс. — 200? — Режим доступа: ЬЦр.7/ехатето^иа/Ы1есЬ/раее140.Ыт1, свободный- Загл. с экрана.: Информационные технологии.
- Каган, М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Каныгин, Ю. М. Информатизация и управление научно-техническим прогрессом / Ю. М. Каныгин, F. И. Калитич. Киев, 1989- - 123 с.
- Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера : в вопросах и ответах / Т. В'. Карамышева. — СПб., 2001. 191 с.
- Кардаитев, В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных- с развитием / В. Кардашев // Развитие, — концепции структурных уровней, в биологии,-М:: Наука, 1979.-322 с.
- Карташева, В. Н: Формирование профессиональной, культуры- учителя-: иностранного языка: вопросы технологии // Aima mater. M., 2002. — N 9: — С. 27−30: • Г'. ' ' - ''
- Копылов, В. А. Еще раз о термине «информатизация» / В. А. Копылов // НТИ, Сер. 1. 1994. — № 8. — С. 4−7.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования / В- В. Краевский. — Самара, 1994. — 165 с.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Кракова, И. А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (Общепедагогический аспект): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Кракова. Саратов, 2000. — 204 с.
- Крюкова, О. П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка) / О. П. Крюкова. — М.: Логос, 1998.- 128 с.
- Кузьмина, Л. Г. Современные культуроведческие подходы к обучению иностранным языкам / Л. Г. Кузьмина, Е. В Кавнатская. Воронеж: Вестник Воронежского государственного университета, 2001. — № 2. — С. 86−93.
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Левина М.: Академия- 2001. — 272 с.
- Лернер, И. Я. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1992. — 284 с.
- Лозовская, Р. А. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов вузов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Р. А. Лозовская. -Новочеркасск, 1975. 210 с.
- Ломакина, О. Е. Теория и практика проектирования методической системы обучения иностранным языкам (на материале становления будущего учителя иностранных языков): автореф. дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / О. Е. Ломакина. Волгоград, 2002. — 18 с.
- Луцевич, Л. В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе / Л. В. Луцевич // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в ВУЗах. Новосибирск, 1986. — С. 3339.
- Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. — 1995. № 6. — С. 55−62.
- Мартин, У. Д. Информационное общество / У. Д- Мартин // Теория и практика общественно-научной информации: 1990: — № 3. — С. 115−123.
- Маслыко, Е. А. Интенсивный курс обучения английскому языку / Е. А. Маслыко.-Минск, 1989.-235 с.
- Маслыко, Е. А. К. проблеме интенсивного обучения иноязычной речи в языковом вузе / Е. А. Маслыко // Методика¦ обучения иностранным*языкам. -Минск, 1982.-С. 17−23.
- Маслыко, Е. А. Устное иноязычное общение как предмет обучения. Общая методика обучения иностранному языку / Е. А. Маслыко. М., 1991. — 218 с... / ¦ ¦'.'. ¦¦ ¦.
- Матрос, Д. Ш. Информационная модель школы / Д. Ш. Матрос. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с: '
- Машбиц, Е. И. Компьютеризация-обучения?: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц:-М:: Знание, 1986. 80 с.
- Методическое письмо: О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента- государственного стандарта общего образования // Образование в современной школе. -2006. №? 1 (74). — С. 315.
- Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь- / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб., 2004. 672 с.
- Мильруд, Р. П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, А. В. Матвиенко, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. 2005. — № 7. — С. 32−41.
- Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
- Мильруд, Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи: английский язык / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 2. С. 5−11.
- Мильруд, Р. П. Языковой тест : проблемы педагогических измерений / Р. П. Мильруд, А. В. Матвиенко // Иностранные языки в школе. — 2006. № 5.-С. 7−13.
- ПЗ.Михалевич, В. С. О концепции информатизации общества / В. С. Михалевич // Информатизация общественного производства: тезисы докладов международной конференции в Суздале 17−21 апреля 1989 года. — М., 1989.-404 с.
- Михалкина, И. В. К вопросу о формировании стратегической компетенции при обучении русскому языку как средству* делового общения / И. В. Михалкина // Язык, сознание, коммуникация. — М., 1998. — Вып. 3. — С. 20−26.
- Михалкина, И. В. Лингвометодические основы стандартизированного тестирования по русскому языку как средству делового общения / И. В. Михалкина // Преподаватель. 1998. — № 4. — С. 20−24.
- Мустайоки, А. О. О мимизации языка в учебных целях / А. О. Мустайоки // Русский язык за рубежом. 1980. — № 5. — С. 62−81.
- Найн, А. Я. Общенаучные понятия в педагогике / А. Я. Найн // Педагогика. 1999.- № 7−8. — С. 15−19.
- Найн, А. Я: О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−50.
- Наумченко, И. JI. Самостоятельный труд студентов / И. JI. Наумченко. -Саратов, 1984.- 148 с.
- Неволина, Е. М. Как написать и защитить диссертацию: краткий курс для начинающих исследователей / Е. М. Неволина. Челябинск: Урал ЛТД, 2001. — 192 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. — 272 с.
- Остроумова, О. Ф. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации- креативного учебного процесса : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Ф. Остроумова. -Казань, 2006.- 187 с.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку / Е. Е. Горчилина. — М.: Дрофа, 2001. — 88 с.
- Павлова, Л. Н. Методика отношений «ученик учитель» в соответствии с позицией Конвенции о правах ребенка / Л. Н. Павлова //
- Панина, Е. Ю. Рекламные тексты как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в профессионально-ориентированном'чтении (на материале немецкого языка): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Ю. Панина. Пермь, 1999. — 221 с.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку / Е. И. Пассов. М:: Просвещение,.1985. — 208 с.
- Пассов,. Е. И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. С. Коростелев // Иностранный язык в школе. 1987. — № 6. — С.12−19.'
- Пасхин, Е. Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования / Е. Н. Пасхин // Системы и средства информатики. Mi :'Наука, Физматлит, 1996. — Вып. 8. — С. 84−90.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкассистого. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 608 с.
- Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. Г. М. Коджаспировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. П. М. Бим-Бад, M. М. Безруких, В. А. Болотова, JI. С. Глебцовой и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Петров, А. В. Профессиональная компетентность : понятийно-терминологические проблемы / А. В. Петров // Alma Mater. 2004. — № 10. — С. 6−12.
- Петрова, М. П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном аспекте : дис.. канд. пед. наук: 13.00.00, 13.00.01 / М. П. Петрова. Якутск, 2002. — 253 с.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников’в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Просвещение, 1980. — 412 с.
- Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Р. С. Пионова. Мн.: Университетское, 2002. — 256 с.
- Пискунов, М. У. Организация учебного труда студентов / М. У. Пискунов. М., 1982. — Г40 с.
- Полат, Е. С. Дистанционное обучение : каким ему быть? / Е. С. Полат, А. Е. Петров // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 29−34.
- Полат, Е. С. Интернет во внеклассной работе по иностранным языкам / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2003. — № 5. — С. 4−10.
- Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе: 2001. — № 2. — С. 14−19.
- Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000: — № 2. — С. 3−10.
- Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 4−11.
- Поляков, О. Г. Английский язык для специальных целей : теория и практика / О. Г. Поляков. М.: Тезариус, 2003. — 139 с.
- Поляков, О. Г. О некоторых проблемах использования, тестов- как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку/ О. Г. Поляков // Иностранные языки в школе. 1994. — № 2. — С. 2−5.
- Попова, Т. П. Формирование иноязычной < коммуникативной компетенции, студентов- первого курса заочного отделения языкового ВУЗа (английский язык): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. П. Попова' Н. Новгород, 1999.- 160 с.
- Преподавание в сети Интернет: учебное пособие / под ред. В. И. Солдаткина. М.: Высшая школа, 2003. — 792 с.
- Прудникова, Н. Н. Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов-неязыковых ВУЗов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Н. Прудникова. Саратов, 2007.-231 с.
- Радовель, В. А. Английский язык : основы компьютерной грамотности: учебное пособие / В. А. Радовель. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 219 с.
- Рейман, Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. 2001. — № 3. — С. 3−9.
- Республиканская целевая программа «Развитие единой образовательной информационной' среды в Чувашской Республике на 20 062 010 годы» / Министерство образованиям молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 2009. — 36 с.
- Роберт, И. В. О понятийном аппарате информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 2−6.
- Роберт, И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт, В. А. Поляков. М.: Образование и информатика, 2004. — 68 с.
- Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: Институт информатизации образования (ИИО) РАО, 2006. — 88 с.
- Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.1
- Российская педагогическая энциклопедия под ред. В. В. Давыдова: в 2 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. Г. — 608 с.
- Рубцов, В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология4проектирования / под ред. В. В. Рубцова. М., 1996. — С., 66−85.
- Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку-для иностранцев. Элементарный уровень. Книга для студента / под ред. Е. Е. Юркова, Л: В. Московкина. Академия, 2006. — 184 с.
- Салгмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. — М.: Издательство Московского университета, 1988. — 288 с.
- Сарана, Т. П. Компьютерные программы в обучении иностранному языку на отделениях заочного обучения (английский язык, лингвистический вуз): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. П. Сарана. — Пятигорск, 2003. -203 с.
- Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте, диалога культур и цивилизаций / В. В- Сафонова. — Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
- Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. — М:: Высшая школа, 1991. 305 с.
- Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Примерные программы по иностранным языкам-: федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный- план и примерные учебные планы. М-: Дрофа, 2009. — 288 с.
- Сериков, Г. Н. Образование : аспекты системного отражения / Г. Н1 Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
- Оластенин, В. А. Психология и педагогика : учебное пособие- для студентов высших учебных заведений / В! А. Сластенин, В: П. Каширин: — М.: «Академия», 2005. 480 с.
- Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. — М.: Русский: язык, 1979.-624 с.
- Соловова, Е. Н. Методика отбора и, работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников / Е. Н. Соловова // Иностранные языки в школе. 2007. — № 2. — С. 2−10.
- Соловова, Е. Н. Преподавание иностранного языка сегодня и завтра / Е. Н. Соловова // ELT News and Views. 1998. — № 4. — С. 2−4.
- Солопова, Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Е. В. Солопова. Елец, 2008.-25 с.
- Столяренко, JI. Д. Психология и педагогика для технических ВУЗов / JI. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Ростов-на-Дону, 2001. — 512 с.
- Талызина, Н. Ф: Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного" обучения,: сборник научных трудов. М.: МГУ, 1985. — С. 15−26.
- Талызина, Н. Ф. Пути к возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Талызина, Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения /Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1969: — 133 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 141 с.
- Тараскина, Я. В. Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового ВУЗа : немецкий язык, II курс: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Я. Bi Тараскина. Улан-Удэ, 2003. — 206 с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004. № 3. — С. 20−26.
- Титова, С. В. Сокровища Интернета для преподавателей иностранных языков Электронный ресурс. / С. В. Титова. 200? — Режим доступа: http://www.ffl.msu.ru/staff/stitova/article3.html, свободный. Загл. с экрана-: Learning and Teaching with the, Web.
- Толстых, О. M. Развитие профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе подготовки^ области информатики и ИКТ : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. М. Толстых. Омск, 2006. — 21 с.
- Туроу, Л. К. Будущее капитализма / Л. К. Туроу. Новосибирск, 1999. -328 с.
- Уруймасова, О. В. Современные информационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Ураймасова. Владикавказ, 2005. — 198 с.
- Федорова, О. В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых ВУЗов (на> материале обучения иностранному^языку): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Федорова. Саратов, 2003. — 18с.
- Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 496 с.
- Фоломкина, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С. К. Фоломкина. -М.: Высшая школа, 1987. -207 с.
- Фоломкина, С. К. Тестирование в обучении иностранному языку / С. К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2 — С. 16−20.
- Фомичева, И. Г. Философия образования' : некоторые подходы к проблеме / И. Г. Фомичева. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. 242 с.
- Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1993. — 124 с.
- Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. — 380 с.
- Харченкова, JI. И. Диалог культур в обучении РКИ/ JI. И. Харченкова. -СПб, 1994.-305 с.
- Хозяинов, Г. И. Средства обучения как компонент педагогического процесса / Г. И. Хозяинов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.: 1998. — Т. 5. — С. 130−136.
- Хрисанова, Е. Г. Теоретические основы подготовки студентов педвуза к самоконтролю профессионально-педагогической деятельности : автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Е. Г. Хрисанова. Чебоксары, 2000. — 41 с.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003а. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 20 036. — № 5. -С. 55−61.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для ВУЗов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста : инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31.
- Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию : прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. № 2. — С. 58−62.
- Штоф, В. А. Роль моделей в познании / В. А. Штоф. Л.: издательство Ленинградского университета, 1963. — 123 с.2И.Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. — Аспект Пресс, 2007. 260 с.
- Щерба, Л. В. К вопросу о двуязычии / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. Л.: ЛГУ, 1974. — С. 81−117.
- Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
- Эльконин, Б. Д. Психология развития : учебное пособие / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: Профессиональное образование, 1999. — Т. 3. — 488 с.
- Юзвишин, И. И. Энциклопедия информациологии / под ред. А. М. Прохорова. М.: Информациология, 2000. — 199 с.
- Якубинский, JI. П. Язык и его функционирование / JI. П. Якубинский. -М.: Наука, 1986.-205 с.
- Bachman, Lyle F. Fundamental Considerations in Language Testing /Lyle F. Bachman. Oxford: Oxford University Press, 2004. — 408 p.
- Bunting, K. D. Linguistic und Deutschunterricht / K. D. Bunting, D. C. Kochan. Kronberg Ts., 1973. — 163 p.
- Canale, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swaine // Applied Linguistics. -1980.-№ l.-P. 47−54.
- Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax / N. Chomsky. — Cambridge: the M.I.T. Press, 1965.-251 p.
- Coste, D. Competence plurilingue et pluriculturelle / D. Coste, D. Moore, G. Zarate. Le francais dans le monde, 1998. — P. 8−70.
- Doye, P. The Intercultural Dimension of Foreign Language Learning: An element in the education of primary school teachers / P. Doye. Strasbourg: Council of Europe Press, 1995. — 83 p.
- Gumperz, J. Communicative Competence Revisited / J. Gumperz // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. Cambridge University Press, 1984. — P. 278−289.
- Gunther, S. Interkulturelle Communikation und Fremdsprachenunterricht / S. Gunther // Info Daf. 1989. — № 16. — S. 431−447.
- Hymes, D. On Communicative- Competence: In Direction in Sociolinguistiques / D. Ну mes. New York, London: Holt, Rinehart and Winston, 1972.- 598 p.
- Kabardov, M. The Types of Linguistic and Communicative Abilities and Competences / M. Kabardov, E. Artsyshevskaya // The Issues of Psychology. -1996.-№ l.-P. 34−49.
- Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / K. Keen. -Brussels: IBM Education Center, 1992. P. 111−122.
- Kornum, L. Foreign language teaching and learning. Context and Conceptualization / L. Kornum. Oxford: Clarendon Press, 2003. — 298 p.
- Modern languages: Learning, Teaching, Assessment. A common European Framework of Reference. Council for cultural cooperation. Strasbourg, 1998. -124 p.
- Moirand, S. Enseigner a communiquer en lange etrangere / S. Moirand. -Paris: Hachette, 1990. 188 p.
- Savignon, S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice / S. J. Savignon. 2nd ed. — New York: McGraw-Hill, 1997. — 272 p.
- Savignon, S. J. Interpreting communicative language teaching. Context and concerns in teacher education / S. J. Savignon. New Haven and London: Yale University Press, 2002. — 243 p.
- Taylor, R. P. The Computer in the school: Tutor, Tool, Tutee / R. P. Taylor. New York: Teacher’s College Press, 1980. — P. 34−50.
- Ulrich, W. Der Fremdsprachenunterricht Daf in der (ehemaligen) DDR im Spannungsfeld von Tradition und Reformation / W. Ulrich. Saarbrucken, 1991. -S. 141−154.
- Van Ek, J. A. Threshold Level English / J. A. Van Ek, J. L. Trim. -Strasbourg: CCC/CE, 1993. 128 p.