Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием рынка труда в регионе: маркетинговый подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важное место в разработанной нами системе управления развитием регионального рынка труда на основе маркетинга рабочей силы занимают функциональные основные и обеспечивающие подсистемы. Основные подсистемы, направленные на реализацию конкретных задач маркетинговой деятельности на рынке труда, включают общие и специфические функции управления. Специфические функции управления представляют следующие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы управления развитием рынка труда в регионе
    • 1. 1. Характеристика рынка труда и его взаимосвязь с воспроизводством рабочей силы
    • 1. 2. Основные теоретические положения управления развитием рынка труда
    • 1. 3. Маркетинг рабочей силы — современное направление развития рынка труда в регионе
  • Выводы по первой главе
  • 2. Анализ развития рынка труда в Оренбургской области
    • 2. 1. Современное состояние рынка труда в Оренбургской области
    • 2. 2. Соотношение спроса и предложения на рынке труда в Оренбургской области
    • 2. 3. Актуальные вопросы управления развитием рынка труда
  • Оренбургской области
  • Выводы по второй главе
  • 3. Управление развитием рынка труда рабочей силы в регионе с использованием инструментов маркетинга
    • 3. 1. Разработка системы управления развитием рынка труда на основе маркетинга рабочей силы
    • 3. 2. Методические положения оценки эффективности управления развитием рынка труда рабочей силы
    • 3. 3. Моделирование рынка труда в регионе как инструмент управления развитием
  • Выводы по третьей главе

Управление развитием рынка труда в регионе: маркетинговый подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный рынок труда, в том числе и на уровне региона, характеризуется несбалансированностью кадрового состава работников предприятий и организаций. Это связано с тем, что рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, переход большей части квалифицированных специалистов в другие отрасли, рост общей и регистрируемой безработицы.

В настоящее время экономика страны подошла к новому этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня. В то же время, существующий уровень развития данного рынка не отвечает необходимым требованиям: наемные работники изыскивают возможности самостоятельного трудоустройства, работодатели сталкиваются с несоответствием качественного и количественного состояния спроса предложению на рынке труда. Существует явная разбалансированность соотношения спроса и предложения по целому ряду профессиональных специальностей. Кроме того, для регионального рынка труда остаются нерешенными проблемы неэффективной занятости, низкой производительности труда, скрытой безработицы и пр.

Деятельность государственных органов — служб занятости в регионах, организаций по трудоустройству всех видов не дают должных результатов: наблюдается слабая связь с предприятиями и организациями, нуждающимися в квалифицированной рабочей силе, отсутствует информация о требуемых специалистах необходимой квалификации. Основной причиной указанных явлений является использование традиционных методов и средств управления не соответствующих требованиям рыночных отношений. Назрела необходимость разработки и использования новых подходов в управлении развитием рынка труда в регионе, прежде всего, на основе применения методов и инструментов маркетинга, успешно зарекомендовавших себя в странах с развитой экономикой.

Использование маркетингового подхода в управление развитием рынка труда в регионе обеспечивает увеличение реальной отдачи и результативности производства без привлечения дополнительных ресурсов. Развитие данного направления в рыночной среде должно включать создание концептуальных основ маркетинга на рынке труда, освоение процедур и методов маркетинга в данной сфере, разработку необходимого инструментария маркетинговой деятельности. Все изложенное выше позволяет сделать вывод об актуальности и своевременности диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Методологическую основу исследования рынка труда составляют работы зарубежных и отечественных ученых. Вопросы занятости и безработицы были предметом внимания многих виднейших представителей экономической науки и различных научных школ, начиная с классиков, таких как А. Маршалл, К. Маркс, А. Пигу, Д. Риккардо, А. Смит, Жан Батист Сэй и других. В ходе данного исследования потребовалось изучение вопросов воспроизводства рабочей силы, занятости населения, рынка труда. Автором использовались работы в данном ключе следующих авторов: P.JI. Агабекяна, Я. Т. Васильева, Б. М. Генкина, Р. И. Капелюшникова, А. Котляра и др. Практическое значение для выбранного направления исследования имеют работы Т. И. Безденежных, E.JI. Богдановой, B.C. Буланова, В. Н. Ивановой, Э. Н. Кузьбожева, Е. В. Самофаловой и др. Методически ценными являются работы Н. А. Волгина, К. Кязимова, С. Ю. Рощина и других, которые рассматривали проблемы, связанные с реализацией способностей к труду отдельного человека и всего населения на основе рыночных принципов, т. е. на основе спроса и предложения, купли-продажи рабочей силы, конкуренции. Исследования, проведенные в работе опирались на работы по маркетингу таких ученых как Г. Л. Багиев, В. Благоев, Ф. Котлер и других. Проблемы, связанные с маркетингом рабочей силы рассматривались в работах Э. Р. Саруханова, С. И. Сотниковой, В. В. Томилова, JI.H. Семерковой и др. Критический анализ приведенных выше работ показывает, что они содержат немало дискуссионных и нерешенных вопросов, особенно по аспектам: раскрытия роли маркетинга в управлении развитием рынка трудавыбора принципов, средств и способов маркетингового управленияснижения разбалансированности между спросом и предложениемформирования механизма управления на основе маркетингового подхода и подсистем, обеспечивающих данный механизм.

Целью диссертационного исследования является разработка средств и инструментов маркетинга в процессе управления развитием регионального рынка труда для обеспечения рационального соотношения между спросом и предложением рабочей силы и повышения удовлетворенности участников рыночных отношений.

Задачи диссертационного исследования:

— теоретически обосновать основные элементы развития рынка труда в регионе;

— исследовать характеристики регионального рынка труда в Оренбургской области и выявить тенденции его развития;

— расширить базовые положения по управлению развитием рынка труда на основе маркетингового подхода;

— разработать принципы маркетинга и структурную схему управления развитием рынка труда в регионе;

— сформировать механизм информационного обеспечения и на его основе разработать прогнозные модели изменения показателей рынка труда.

Объектом исследования является региональный рынок труда на примере Оренбургской области.

Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе управления развитием рынка труда в регионе на основе реализации маркетингового подхода.

Область исследования. Работа выполнена в рамках п. 5.15 «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах федерации, муниципальном)» специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: 3. Маркетинг- 5. Региональная экономика Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления развитием рынка труда, использования методологии маркетинга в управлении рабочей силой в России, нормативно-правовые акты, федеральные и целевые программы, монографии, материалы научных конференций, тематические публикации в периодической печати, электронные ресурсы.

Информационной базой исследования являются материалы Федеральной службы государственной статистики Российской федерации, а также Оренбургской области, Управления Федеральной государственной службы занятости населения Оренбургской области, Департамента занятости, Оренбургского законодательного собрания. Обработка информации проводилась с использованием программ Statistica- 7.0, Excel.

Методология исследования базируется на принципах научного обобщения, принципах маркетинга, статистических методах, экономико-математическом моделировании, методах прогнозирования и кластеризации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснованы основные элементы развития рынка труда в регионе на основе маркетингового подхода: доказано, что в качестве товара, предлагаемого на рынке труда выступает рабочая сила и услуги по ее предоставлениювыявлены характерные особенности данной услуги: зависимость от развитых взаимоотношений в системе «работодатель — наемный работник" — длительный жизненный цикл услуги, базирующийся на большой продолжительности трудовых контрактовучет наиболее значимых факторов влияния, регулирующих воздействие со стороны государственных органовучет психологических особенностей личности индивидовнеобходимость информационного и организационного обеспечения качественной подготовки рабочей силы.

2. Исследованы характеристики регионального рынка труда в Оренбургской области и выявлен ряд негативных тенденций: устойчивая депопуляция населения, прогнозируемое уменьшение численности трудоспособного населения в будущем периоденизкий коэффициент занятости населения и пр. Соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы показывает постоянный рост коэффициента напряженности во всех районах областинехватку квалифицированной рабочей силы (прежде всего рабочих специальностей) — непрофильность предлагаемой на рынке рабочей силыперегрузку по некоторым видам специальностей высшего профессионального образования. Доказано, что преодоление указанных тенденций возможно при помощи использования маркетинговых средств и методов управления.

3. Расширены базовые положения по управлению развитием рынка труда в регионе. В качестве целевой установки выступают: сбалансированность соотношения спроса и предложения на рынке рабочей силыповышение качества жизни населения региона по таким параметрам как увеличение занятости и сокращение безработицыдостижение высокой степени удовлетворенности работодателей и нанимающихся. Уточнены соотношения управляющей и управляемой подсистемк субъектам управления относятся региональные органы, занимающиеся трудообеспечением населения, включающие маркетинговые подразделенияк объектам — работодателинаемные работники — жители региона, трудоспособная часть миграционных потоковобразовательные учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку кадров.

4. Разработаны принципы маркетинга рынка труда и предложена структурная схема управления развитием рынка труда на основе маркетингового подхода. Методы и инструменты управления дополняются следующими маркетинговыми средствами: сегментация рынка рабочей силыформирование положительного имиджа регионамаркетинговые исследования спроса и предложенияпрогнозирование развития рынка труда. Приведены характерные особенности элементов комплекса маркетинга рынка труда: дополнения к элементу «рабочая сила» как товарособенности ценообразования на рабочую силу в условиях изменения конъюнктуры рынкамероприятия по продвижению и распределению товара «рабочая сила».

5. Предложен механизм информационного обеспечения развития рынка труда, включающий следующие элементы: информационные ресурсы, структурированные по сегментамсредства накопления и обработки данныхнепосредственно базу данныхблок аналитического прогнозирования. Применен методологический прием к прогнозированию показателей рынка труда на основе объединенных моделей авторегрессии — скользящего среднегоразработаны модели, характеризующие изменение численности населения на перспективу различных возрастных групп.

Практическая значимость исследования. Практические выводы и результаты могут быть использованы Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Оренбургской области для прогнозирования развития рынка труда в регионе, оптимизации соотношения спроса и предложения рабочей силы, а также при разработке программ содействия занятости населения. Результаты диссертационного исследования явились базой для формирования программ развития рынка труда в регионе, на промышленных предприятиях и в учебном процессе по специальности «Маркетинг».

Апробация результатов исследования. Разработанные рекомендации и практические выводы диссертации одобрены и приняты к реализации Управлением федеральной службы занятости Оренбургской области. Основные положения и отдельные результаты исследования докладывались на научных конференциях и семинарах в 2004;2007 гг., в том числе: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность» (Пенза, 2005), Пятой всероссийской научно-практической конференции «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике» (Оренбург, 2006), XI Международной научной конференции «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Реформы местного самоуправления: проблемы и пути решения (Магнитогорск, 2007).

Основные результаты исследования изложены в 7 опубликованных автором работах общим объемом 2,1 печатных листа, в т. ч. авторский вклад.

1,7.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (136 источников). Основной текст изложен на 218 страницах машинописного текста, содержит 45 таблиц, 22 рисунка, 7 приложений.

Выводы по третьей главе.

1. При разработке системы управления развитием рынка труда на основе маркетинга рабочей силы необходимо учитывать особую роль данного рынка в повышении качества жизни населения, а также особенности применения некоторых методов управления, позволяющих превратить покупательскую способность потребителей на рынке труда в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также довести этот товар до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) и обеспечить удовлетворение рыночной потребности в рабочей силе. Под системой управления развитием рынка труда в регионе на основе маркетинга рабочей силы следует понимать построенную в соответствии с требованиями законов рыночной экономики и закрепленную нормативно-методическими актами систему методов, органов и функций деятельности на рынке труда по формированию рациональной структуры занятости для удовлетворения рыночной потребности в высококачественных товарах.

2. Важное место в разработанной нами системе управления развитием регионального рынка труда на основе маркетинга рабочей силы занимают функциональные основные и обеспечивающие подсистемы. Основные подсистемы, направленные на реализацию конкретных задач маркетинговой деятельности на рынке труда, включают общие и специфические функции управления. Специфические функции управления представляют следующие виды маркетинговой деятельности на рынке труда: конъюнктурные исследования рынка труда, маркетинговые исследования потенциала сегментов рынка труда, профессиональной ориентации, обеспечения мобильности рабочей силы. В качестве обеспечивающих функций системы управления развитием регионального рынка труда на основе маркетинга рабочей силы выступают следующие: кадровое, научно-методическое, правовое и финансовое обеспечение.

3. Для эффективного управления развитием рынка труда необходимо развитие механизма его информационного обеспечения, который своевременно снабжает предприятия и организации необходимой информацией. Механизм информационного обеспечения управления развитием рынка труда в регионе на основе маркетинга рабочей силы формирует постоянную коммуникацию участников регионального рынка труда, принятие решений и управление развитием рынка труда в регионе. Его элементами являются: информационные ресурсы, структурированные по сегментамсредства накопления и обработки данныхбаза данныхблок аналитической обработки данных и прогнозирования.

4. В современной экономической науке и практике общепринятой единицей измерения объема производства на макроуровне является валовой внутренний продукт (ВВП), определяемый как разница между выпуском и промежуточным потреблением, т. е. как добавленная стоимость, которая рассчитывается путем суммирования первичных доходов предприятий в результате их производственной деятельности. На основе анализа наиболее общего показателя, характеризующего экономические результаты совокупного труда работников предприятия, т. е. прибыли, можно установить ряд частных критериев, раскрывающих полученные результаты с точки зрения интересов работника, предприятия и общества. К числу таких критериев относятся: уровень оплаты труда и доходов работниковуровень занятости персонала, эффективность и доходность труда, уровень рентабельности предприятия, степень экономической свободы предприятиядинамика потребительского спроса и его удовлетворенияуровень занятости трудоспособного населения, уровень безработицыпоказатели развития трудового потенциала и др.

5. СУРРТ производится прогноз таких показателей как численность населения моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста, необходимых для оценки будущего состояния рынка труда, спроса в работниках, предложения в работниках определенных специализаций. Нами был произведен прогноз ряда показателей по Оренбургской области. Для прогнозирования были использованы объединенные модели авторегрессии — скользящего среднего АРИСС (2,1,1), как наиболее подходящие с точки зрения адекватности и точности моделей. Полученные в работе результаты показывают дальнейшее уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста, что в будущем скажется на численности трудоспособного возраста. Численность трудоспособного возраста пока увеличивается, численность населения старше трудоспособного возраста уменьшается до 2006 г., затем увеличивается. В будущем за счет уменьшения численности населения моложе трудоспособного возраста численность населения в трудоспособном возрасте будет существенно уменьшаться, а увеличиваться население старше трудоспособного возраста.

6. Наблюдается уменьшение среднегодовой численности работников всех организаций по основным видам деятельности. Наблюдается увеличение численности работников в таких сферах деятельности как государственное управление, финансовая деятельность, в производстве и распределении газа, электроэнергии, воды в 2007 — 2008 годах. Практически не меняется численность работников или меняется незначительно в таких организациях как образование, здравоохранение, обработка древесины, торговля и другие. Значительно уменьшилось и продолжает уменьшаться численность работников таких организаций, как сельское хозяйство, обрабатывающие производства, добыча всех видов полезных ископаемых, производство пищевых продуктов, текстильное производство.

1. Рынок труда представляет собой совокупность социально-трудовых отношений, связанных со спросом на рабочую силу и использованием части способностей человека и их вознаграждением для удовлетворения этого спроса и распределения вновь созданной стоимости. Занятость выражает одну из сторон трудовых отношений по поводу непосредственного включения работника в процесс труда.

Под рабочей силой необходимо понимать совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей, которыми обладает человек и которые дают ему возможность участвовать в практической, целесообразной деятельности по изготовлению продукта или оказанию услуг. В диссертации раскрыты специфические особенности рабочей силы как товара, заключающиеся в: особой правовой защищенности, возможности потери профессиональных способностей при длительной безработице, наличии у наемного работника права собственности на рабочую силу, существовании резких различий между наемными работниками и т. д.

2. Рынок труда формируется и функционирует в результате социально-экономического взаимодействия неудовлетворенного спроса и предложения рабочей силы. Регулирующее воздействие на воспроизводственный цикл рабочей силы и его фазы предполагает выбор целей управления, разработку механизма регулирования и поддержание эффективной и стабильной его реализации.

В диссертации обоснованы основные теоретические положения управления развитием рынка труда на основе механизма воспроизводства рабочей силы, представленного методами экономического, организационного, правового порядка, образующими определенную систему организованного воздействия на всех стадиях воспроизводства рабочей силы, включая ее формирование, подготовку и переподготовку кадров, распределение и перераспределение рабочей силы по сферам и отраслям народного хозяйства и непосредственное использование труда различных социально-демографических групп населения в различных сферах.

3. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы управления развитием рынка труда на основе осуществления таких маркетинговых функций, как: стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.

В диссертации выявлены условия для реализации инструментов маркетинговой деятельности на рынке труда, включая: формирование рынка покупателя трудовых услугразвитие конкуренции между работниками и работодателямиутверждение долговременной мотивации в сфере занятости у работника и работодателявозможность самостоятельного принятия решения у работника и работодателя при выборе работы или рабочей силыналичие свободы в перемещении рабочей силы и помещении капитала.

4. В диссертации уточнено содержание принципов, функций и инструментов комплекса маркетинга рабочей силы. Все многообразные маркетинговые средства, используемые при управлении развитием регионального рынка труда можно объединить в два основных вида: маркетинг, ориентированный на обеспечение конкурентоспособности предложения рабочей силымаркетинг, ориентированный на удовлетворение потребностей работодателей с учетом их дифференциации. Управление на рынке труда рабочей силы на принципах маркетинга можно рассматривать как систему деятельности, позволяющую его субъектам оценивать состояние рынка труда, тенденции его изменения и принимать обоснованные управленческие решения в сфере найма (трудоустройства), содействия занятости и эффективного использования человеческого капитала.

5. Уровень занятости среди населения в Оренбургской области самый низкий по Приволжскому федеральному округу — 48% в 2006 г. Пороговое значение уровня безработицы согласно исследованиям находится в интервале.

2 — 5%, чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции на рынке труда. В Приволжском федеральном округе уровень безработицы в 2005 г составлял 7,3%, что выше среднего уровня по РФ. Оренбургская область находится на 2-м месте из 14 областей и республик по величине безработицы, уступая лишь Чувашской республике, где самый высокий уровень безработицы — 11,4%. В Оренбургской области уровень безработицы равен 7% в 2006 г., следовательно, в регионе наблюдается напряженность на рынке труда. •.

Механизм спроса и предложения рабочей силы в современных экономических условиях функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). Важным параметром при изучении показателей спроса и предложения на рынке труда является показатель напряженности или численность незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию. Напряженность на рынке труда в Оренбургской области была высокой в 1995 г., затем в 2000 — 2003 гг. уменьшилась, и в последние годы опять растет. Нехватка рабочих по всем направлениям составляет 84% от всего объема требуемой рабочей силы. Из всего объема заявленной потребности в рабочей силе 31% приходится на социальную сферу, 17% на промышленность, 9% - на строительство. Предложение труда для отрасли, использующей рабочую силу по широко представленным в стране профессиям, не будет существенно зависеть от уровня заработной платы.

6. Изучены основные факторы, которые могут влиять на развитие рынка труда в ближайшие годы: результаты процессов воспроизводства и миграции населениясохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросомпрофессиональный уровень значительной части работников российских организаций, который пока не соответствует требованиям международных стандартовсохранение высокого уровня неэффективной занятостинедостаточный уровень развития сферы малого бизнеса. Создание системы управления занятостью населения является одной из главных задач органов местного самоуправления к сфере планового регулирования социально-экономического развития муниципального образования.

К актуальным вопросам управления развитием рынка труда в Оренбургской области относятся: разработка и обоснование схемы регулирования занятостью отдельных административных образований, расположенных на данной территориипрогнозирование и мониторинг показателей развития рынка труда на основе проведения маркетинговых исследованийсодействие в трудоустройстве безработных и ищущих работу граждансоциальная адаптация ищущих работу граждан на рынке трудаинформирование населения и работодателей о положении на рынке трудаизучение нестандартных форм занятостирегулирование миграционных потоков.

7. Под системой управления развитием рынка труда в регионе на основе маркетинга рабочей силы следует понимать построенную в соответствии с требованиями законов рыночной экономики и закрепленную нормативно-методическими актами систему методов, органов и функций деятельности на рынке труда по формированию рациональной структуры занятости для удовлетворения рыночной потребности в товарах.

Важное место в разработанной нами системе управления развитием регионального рынка труда на основе маркетинга рабочей силы занимают функциональные основные и обеспечивающие подсистемы. Основные подсистемы, направленные на реализацию конкретных задач маркетинговой деятельности на рынке труда, включают общие и специфические функции управления. Специфические функции управления представляют следующие виды маркетинговой деятельности на рынке труда: конъюнктурные исследования рынка труда, маркетинговые исследования потенциала сегментов рынка труда, профессиональной ориентации, обеспечения мобильности рабочей силы. В качестве обеспечивающих функций системы управления развитием регионального рынка труда на основе маркетинга рабочей силы выступают следующие: кадровое, научно-методическое, правовое и финансовое обеспечение.

8. Для эффективного управления развитием рынка труда необходимо развитие механизма его информационного обеспечения, который своевременно снабжает предприятия и организации необходимой информацией. Механизм информационного обеспечения управления развитием рынка труда в регионе на основе маркетинга рабочей силы формирует постоянную коммуникацию участников регионального рынка труда, принятие решений и управление развитием рынка труда в регионе. Его элементами являются: информационные ресурсы, структурированные по сегментамсредства накопления и обработки данныхбаза данныхблок аналитической обработки данных и прогнозирования.

9. В диссертации был произведен прогноз ряда показателей по развитию рынка труда Оренбургской области. Для прогнозирования были использованы объединенные модели авторегрессии — скользящего среднего АРИСС (2,1,1). Полученные в работе результаты показывают дальнейшее уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста, что в будущем скажется на численности трудоспособного возраста. Численность трудоспособного возраста в настоящее время увеличивается, численность населения старше трудоспособного возраста уменьшается до 2006 г., затем увеличивается.

Наблюдается увеличение численности работников в таких сферах деятельности как государственное управление, финансовая деятельность, в производстве и распределении газа, электроэнергии, воды в 2007 — 2008 годах. Практически не меняется численность работников в таких организациях как образование, здравоохранение, обработка древесины, торговля и другие. Значительно уменьшилось и продолжает уменьшаться численность работников таких организаций, как сельское хозяйство, обрабатывающие производства, добыча всех видов полезных ископаемых, производство пищевых продуктов, текстильное производство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня 2006 г.).
  2. Федеральный закон от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон „О минимальном размере оплаты труда“».
  3. Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. N 42-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон „О минимальном размере оплаты труда“».
  4. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изм. и доп. от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).
  5. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 90-ФЗ «О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год» (с изм. и доп. от 27 мая 2000 г.).
  7. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004 г.).
  8. Федеральный закон от 30 июня 2004 г. Nei-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»
  9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
  10. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N277 «О государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти на 2006 год».
  11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
  12. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (с изм. и доп. от 27 мая 2004 г., 28 сентября 2005 г.).
  13. Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 659 «О мерах по поддержанию занятости населения».
  14. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (с изм. и доп. от 6 октября 2004 г., 7 мая, 21 декабря 2005 г.).
  15. Указ Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1722 «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих».
  16. Закон СССР от 9 июля 1991 г. «Об особых гарантиях занятости и социальной поддержки военнослужащих, уволенных со службы без права на пенсию».
  17. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан / Глава IV. Регулирование и организация занятости населения (ст.ст. 14 24).
  18. Кодекс законов о труде Российской Федерации. -3-е изд., доп.-М.: Издательство «Ось-89», 2000. 112с.
  19. , С.В. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий / С. В. Абляев, С. В. Пушкарев. Под ред. Н. Ф. Пушкарева.-М.: Финансы и статистика, 2006. -176с.
  20. , Р.Л. Современные теории занятости: Учеб. пособие для вузов / P.JI. Агабекян, Г. Л. Агавян. М.: Юнити-Дана, 2001. -190с.
  21. , А. К вопросу о внутрифирменном рынке труда / А. Алавердов // Вопросы экономики. 1999. № 12. С. 120−124.
  22. , С.В. Трудовые ресурсы // Российский демографический журнал, 2003, -№-2, С.-8.
  23. , А.Т. Проблема незаконной миграции населения в Оренбургской области. Вестник ОГУ № 8. -2006.С.218−222.
  24. Аралбаев, А. Т. Регулирование процессов трудовой миграции в Оренбургской области Перспектива
  25. , К.В. Глобальный рынок рабочей силы: факты против мифов// Народонаселение, 2004, -№ 7, С.-16
  26. , А. Эмиграция из России: выход для ученых / А. Ахиезер // Менеджмент в России и за рубежом, 2004, -№ 8. С.-23.
  27. , A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие / A.M. Бабашкина М.: Финансы и статистика, 2004. -480с.
  28. , Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. — 718с.
  29. , И.С. Управление безопасностью в рамках единой системы легального экспорта-импорта рабочей силы / И. С. Баушев // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. -№ 5, С.-22.
  30. , Е.Л. Информационный маркетинг: Учеб. пособие / Е. Л. Богданова СПб.: Альфа, 2000. -176с.
  31. , И. Программы содействия занятости / И. Бочарова // Экономист. -2005. -№ 5.-С. 77−83.
  32. , B.C. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда // Общество и экономика. 1997. -№ 7−8. с.66−72.
  33. , Е. Кредитование малого предпринимательства / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. -2001. № 4. -С.92−109.
  34. , Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования / Я. Т. Васильев. -Новосибирск: наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. 215с.
  35. , Н. Информационная ассиметрия на российском рынке труда / Н. Ведерникова, Г. Гендлер // Человек и труд. 2000. № 2. -С. 57−59.
  36. , В.И. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» / В. И. Власов, О. М. Крапивин. Система ГАРАНТ, 2006 г.
  37. , Н. Социальные факторы экономического роста: гармонизация интересов работников и работодателей достижима / Н. Волгин // Человек и труд. 2005.-№ 2. — С. 31−33.
  38. , Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / Б. М. Генкин. М.: Норма, 2005. 416 с.
  39. , A.M. Маркетинг: Учебник / A.M. Годин. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. -760с.
  40. , Т.Д. Методологические подходы измерения занятости в неформальном секторе экономики / Т. Д. Горбачева, З. А. Рыжикова // Вопросы статистики. 2002. -№ 4.
  41. Гость журнала: Институт социальной политики: воспроизводство рабочей силы базовая проблема социальной политики // Социальное обеспечение. -2005. -№ 19. -С. 12−16.
  42. , К.В. Рынок рабочей силы в переходной экономике России (региональные особенности): Автореф. дисс. канд. экон. наук: 09.00.01. Санкт-Петербург, -2002.- 21с.
  43. , А. Производительные силы человека: структура и формы правления / А. Добрынин, С. Дятлов, С. конов, С. Курганский. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, — 1993. — 146с.
  44. , Е.Г. Факторы формирования и управления региональным рынком труда Электронный ресурс.: На примере Пензенской области: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. Г. Довгая. Москва, 2003. — 248 с.
  45. , В.И. Введение в теорию маркетинга: учеб. пособие для вузов / В. И. Дорошев, — М.: ИНФРА-М. -285с.
  46. Достойная оплата труда цель и средство повышения уровня жизни (по материалам круглого стола) // Человек и труд. -2002. № 8. — С.71−78.
  47. , В.Д. Трудовой потенциал России / В. Д. Егоров // Народонаселение. 2001. № 4.
  48. , М.Р. Социальная статистика: Учеб. пособие / М. Р. Ефимова, С.Г. Бычкова- Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560с.
  49. К.И. К вопросу оценки экономической безопасности региона / К. И. Ефремова, Е. И Георгадзе // Вопросы статистики. -2002. -№ 2. -С.57−59.
  50. , В.М. Экономический рост, занятость и уровень жизни /
  51. B.М. Жеребин, Н. А. Ермаков, В. Н. Землянская // Вопросы статистики. -№ 7,2005. С. 24−35.
  52. Жук, М. А. Интеллектуальные информационные системы маркетингового регулирования регионального рынка труда / М. А. Жук // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. -№ 10, Т.1.1. C. 175−178.
  53. , И. К. К новой парадигме рынка труда / И. К. Заславский // Вопросы экономики. 1998. № 2.
  54. Н.А. Анализ состояния и перспективы развития профессионального образования и рынка труда в Оренбургской области / Н.А. Зинюхина//Вестник ОГУ, -№ 8. 2006 (Приложение). С.144−148.
  55. , В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие / В. Н. Иванова, Т. И. Заславских. -М.: Финансы и статистика, 2002. -192с.
  56. , С.П. Рынок рабочих мест для социально не защищенных категорий населения / С. П. Ильин // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2005. № 12. -С. 128−134.
  57. Информация о проектах 2002 г. Электронный ресурс.: официальный сайт ИРО-ГУ ВШЭ. lillp: Vim.hsc.ru — проверено 12.09.2007 г.
  58. Информационные технологии в маркетинге: учеб. для вузов- под ред. Г. А. Титоренко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -335с.
  59. , Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации / Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 309с.
  60. , С.А. Рынок труда: проблемы формирования и управления / С. А. Карташов, Ю. Г. Одегов. М.: Финстатинформ, 1998.
  61. , Н.Н. Проблемы реструктуризации региональной системы учреждений НПО / Н. Н. Карташова // Профессиональное образование. -2005. -№ 1. -С.7.
  62. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. /Дж. М. Кейнс. -М., 1978.
  63. , Е.Ю. Маркетинг рабочей силы как инструмент регулирования рынка труда в современных российских условиях Электронный ресурс.: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.07 / Е. Ю. Климова. -Саратов, 1999.-214 с.
  64. Конкурентоспособность россиян на международном рынке труда //Человек и труд, 2004, -№ 1, С.-15
  65. , JI.A. Рынок труда и теория занятости / JI.A. Костин, Г. М. Зущин, P.M. Султанова. М., 1997.
  66. , А. О понятии рынка труда /А. Котляр // Вопросы экономики. -1998. № 1. -С.33−41.
  67. , Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, контроль. Пер. с англ. / Ф. Котлер. СПб.: Питер Ком, 1999.
  68. Э.Н. Управление структурной динамикой экономики региона / Э. Н. Кузьбожев, Е. В. Самофалова. Курск: Изд-во КГТУ, 2003.
  69. С.А. Занятость: стратегия России / С. А. Кузьмин. М.: УРСС, 2001.
  70. К.Г. Рынок труда и занятость населения: Учебное пособие / К. Г. Кязимов. М.: «Перспектива», 2005, — 368с.
  71. Лях Т. Современные центры притяжения рабочей силы / Т. Лях // Российский демографический журнал, 2003, -№ 4, С.-10
  72. И.А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона / И. А. Майбуров // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5 6 (28).
  73. А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. Пер. с англ. Р. И. Столпера. -М.: Прогресс, Т.2. -1984. — 310с.
  74. Т.Д. Маркетинг / Т. Д. Божук, С. Г. Ковалик. СПб.: Питер,-2003.-400с.
  75. Т.П., Аралбаев А. Т. Формирование рынка труда в Оренбургской области / Т. П. Медведева, А. Т. Аралбаев // Вестник ОГУ.-Ч.2. -2006. -№ 10. -С.244−249.
  76. , В.А. Основы социального партнерства: теория и политика / В. А. Михеев: Учеб. для вузов. Российская академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации. М.: Экзамен, 2001.-448с.
  77. Мировой рынок рабочей силы // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, -№ 6, С.-10
  78. В.А. Международный бизнес и рынок труда: проблемы интеграции / В. А. Нестерова // Вопросы экономики, 2003, -№ 7, С.-15.
  79. С.В. Особенности современной миграции и утечки умов / С. В. Нефедова // Демография, 2003, -№ 9, С.-15.
  80. А.А. Условия формирования международного рынка труда/ А.А. Никитина//Миграция, 2004, -№ 5, С.-19.
  81. Областной статистический ежегодник: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург. 2006. — 462с.
  82. Областной статистический ежегодник: Стат.сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург. 2005. — 500с.
  83. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. М., СПб., К.: Вильяме. -944с.
  84. , О.Е. Информационное обеспечение управления региональным рынком труда: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Волгоград. 2006.- 26с.
  85. , В.И. Безработица: теория и современная российская практика: (соц. экон. аспект) / В.И. Плакся- Рос. акад.гос. службы при Президенте Рос. Федерации. 2-е изд., — М.: Изд-во РАГС, 2005. -381с.
  86. , Н.А. Рынок рабочей силы: вопросы теории и практики его становления / Н. А. Покрытая. -М.: ТЕИС, 2001. -95с.
  87. , С.А. Международный маркетинг: учеб. пособие для вузов / С. А. Прозоровский. М.: Благовест-В, 2005. -160с.
  88. В.В. Какую Россию мы строим / В. В. Путин // Российская газета, 11 июля 2000 г. С. 1,3.
  89. Т. Экономический анализ причин вторичной занятости / Т. Разумова, С. Рощин // Вопросы экономики. -2001. -№ 9. С. 130−140.
  90. .А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-И, -2005. -480с.
  91. В.Я. Моделирование социальных процессов / В. Я. Райцин. М.: Экзамен, -2005. — 189с.
  92. Д. Начало политической экономии и податного обложения. Пер. с англ. / Д. Риккардо. -М.: Звено. 1910. 52 с.
  93. В. Регулирование заработной платы центральный вопрос социальной политики государства / В. Роик // Человек и труд. -2005. — № 1. -С.54−60.
  94. А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В. В. Ишин. «МИК», 1998. -160с.
  95. С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: Учеб. пособие / С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова. М.: ИНФРА-М, 2000. -400с.
  96. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие. -М.: Филинъ, 1999.-280с.
  97. Рынок труда: Учебник. / Под ред.проф.В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина. -М.: Издательство «Экзамен», 2003. -480с.
  98. , М.Д. Управление рынком труда региона: теоретико-методологические и прикладные аспекты Электронный ресурс.: На примере Кемеровской области: дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 / М. Д. Поварич. -Кемерово, 2003. 320 с.
  99. Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей / Л. А. Попов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 208с.
  100. , Н.Ю. Эффективная модель профобразования / Н. Ю. Посталюк // Профессиональное образование. 2005. -№ 5. -С. 13.
  101. , К. Макроэкономический анализ динамический изменений на российском рынке труда / К. Сабирьянова // Вопросы экономики. -1998. -№ 1. -С. 42−58.
  102. , Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова- под ред. Э. Н. Кузьбожева. -М.: КНОРУС, 2007. 272с.
  103. , Э. Рынок труда и рынок занятости: противоречия определения и трактовки / Э. Саруханов // Человек и труд. 1995.,№ 2, с. 49.
  104. , JI.H. Маркетинг рабочей силы в системе российского предпринимательства Электронный ресурс.: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.30 / Л. Н. Семеркова. СПб, 1998. — 279 с.
  105. , Г. И. Кадровая политика региона: инновационный подход Электронный ресурс. hHp://vvv.cis2000/ru.
  106. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие Г. Э. Слезингер. -М.: Инфра. -1996. -336с.
  107. А. Исследование о приращении и причинах богатства народа: Отдельные главы /А.Смит. СПб.: Петроком, -1993. -320с.
  108. , С.И. Экономико-организационные основы системы управления маркетингом рабочей силы: Автореф. дис. докт. экон. наук: 08.00.30. Санкт-Петербург. 1999.
  109. С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания / С. И. Сотникова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2. — С.95−107.
  110. , А.А. Оптимизация системы оплаты труда и материального стимулирования / А. А. Сперанский, Н. В. Драгункина. М.: Альфа-Пресс, 2006. -191с.
  111. , О.В. Вложения в человеческий капитал и оплата труда / О. В. Староверов // Экономика и математические методы, 2005, том 41, № 2. С. 38−43.
  112. Тенденции на рынке труда в 2001 году (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики. 2002. -№ 9.
  113. , B.C. Социальное содержание и методы работы рекрутинговых агентств : автореф.дис.канд. социолог, наук: 22.00.03.
  114. Экономическая социология и демография / Тестова B.C.- С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. СПб.: [Изд-во СПбГУЭФ], 2005. — 16с.
  115. Томилов В.В., JI.H. Семеркова. Маркетинг рабочей силы / В. В. Томилов, Л. Н. Семеркова. М.: Дело, 2003, С.-297.
  116. А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития / А. В. Топилин. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. -321с.
  117. Труд и занятость в Оренбургской области: Стат.сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2006. — 102 с.
  118. , М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / М. В. Удальцова // Социологические исследования. -2005. -№ 7. -С. 43−52.
  119. , Р.А. Стратегический менеджмент: Учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000. -640с.
  120. В.В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: Учеб. пособие В. В. Федосеев. М.: Вузовский сборник, 2005. -144с.
  121. , В.П. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов / В. П. Федько, Н. Г. Федько, О.А. Шапор- под науч. ред. В. П. Федько. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -512с.
  122. А. Российская экономика в 2004 / А. Френкель // Вопросы статистики, 2004, № 10, С.-10.
  123. , Н. Человеческий капитал неотъемлемый фактор экономического роста / Н. Чеботарев // Маркетинг. — 2005. -№ 4. — 12−23.
  124. , Г. А. Маркетинговые исследования: пер. с англ. / Гилберт А. Черчилль, — СПб.: Питер, -2000. -752с.
  125. , В.В. Проблемы миграционной политики и национальной безопасности / В. В. Шакуров // Профиль, 2004, -№ 2, С.-17
  126. , Д.А. Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г. Москвы Д. А. Шевченко / Д. А. Шевченко // Маркетинг образовательных услуг: Сб. материалов семинара. М., 2002.
  127. , Д.А. Маркетинговые исследования на рынке образования / Д. А. Шевченко // Высшее образование в России. 2003. № 5. -С.37−41.
  128. Экономика труда: Учебно-методическое пособие / Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО Финстатинформ,. 2001. -490с.
  129. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2003. — 736 с.
  130. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учеб. пособие для вузов / В. В. Федосеев, Н.Д. Эриашвили- под ред. В. В. Федосеева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -159с.
  131. Экономическая теория: Учеб для вузов / А. И. Добрынин, JI.C. Таарасевич, И. Д. Афанасенко и др.- Ред. А. Н. Добрынина, JI.C. Тарасевича: -СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999. -354с.
  132. , Р. Дж. Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Под научн. ред. Р. П. Колосовой и др. -М.: Изд-во МГУ. -1996. -800с.
  133. Baker, M.J. Marketing: an intproductory text. London. -1971. P.152.
  134. Mincer, J. The production of Human Capital and The Lifecycle of Earmings: Variations on a Theme. Working Paper of the NBER, № 4838 (Aug. 1994).
  135. Peter, F. Drucher. Management Tasks, Responsibilities, Practices NY. «HasperRow». 1973, p.64−65.
  136. По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
  137. В рекомендованных ВАК РФ изданиях:
  138. , А.Т. Проблема незаконной миграции населения в Оренбургской области / А. Т. Аралбаев // Вестник ОГУ. 2006. — № 8. — С.218−222.
  139. , А.Т. Формирование рынка труда в Оренбургской области / Т. П. Медведева, А. Т. Аралбаев // Вестник ОГУ. 2006. — № 10. — С.244−249.1. Общие публикации:
  140. , А.Т. Анализ незаконной миграции в Оренбургской области : сборник научных трудов «Проблемы менеджмента и рынка» / А. Т Аралбаев // Под ред. д.э.н., проф. А. П. Тяпухина.- Оренбург: ИПК ОГУ, 2006. С. 14−17.
Заполнить форму текущей работой