Финансовая система России
В тесной связи с государственными займами находится и вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства — обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические… Читать ещё >
Финансовая система России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
По дисциплине: «Финансы и кредит»
Содержание Введение
1.Определение стоимости каждого источника средств в общей сумме финансирования. Определение средней цены капитала
2. Определение оптимального варианта структуры авансированного капитала
3. Определение погасительной суммы кредита с предоставлением графика платежей
3.1 Определение единовременной выплаты погасительного платежа по окончании срока кредитования для краткосрочного кредита № 1
3.2 Определение размера ежемесячных выплат
3.2.1 Выплата суммы кредита равными размерами
3.2.2 Выплата суммы кредита неравными размерами
3.3 Определение единовременной выплаты погасительного платежа по окончании срока кредитования для краткосрочного кредита № 2
3.4 Определение размера ежемесячных выплат
3.4.1 Выплата суммы кредита равными размерами
3.4.2 Выплата суммы кредита неравными размерами
4. Расчёты в условиях инфляции
4.1 Определение единовременной выплаты погасительного платежа по окончании срока кредитования
4.2 Определение размера ежемесячных выплат
4.2.1 Выплата суммы кредита равными размерами
4.2.2 Выплата суммы кредита неравными размерами
5. Государственный кредит: реальность и перспектива Заключение Использованная литература Приложение 1
Введение
капитал инвестиционный кредит Наличие источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности.
В постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220"Об утверждении временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ" сказано, что капитальные вложения могут финансироваться за счёт:
— Собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);
— Заёмных финансовых средств инвестора или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
— Привлечённых финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
— Финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
— Средств внебюджетных фондов;
— Средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, средств бюджетов Российской Федерации;
— Средств иностранных инвесторов.
Финансирование капитальных вложений может осуществляться как за счёт одного, так и за счёт нескольких источников.
Стабилизация и дальнейшее развитие экономики РФ невозможно без кардинального улучшения положения в инвестиционной сфере и создания благоприятных условий для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Ключевая роль в этом процессе принадлежит государственному регулированию инвестиций посредством проведения взвешенной структурной, финансовой и денежно-кредитной политики. Одним из главных направлений её реализации является реформирование отечественных предприятий, направленное на ускоренную адаптацию к рыночным условиям и достижению конкурентоспособности. Следует продолжать практику создания крупных вертикально-интегрированных структур, в том числе финансово-промышленных групп, на основе концентрации капитала и объединения инвестиционных ресурсов, а также развития кооперационных и технологических процессов. Важнейшим инструментом создания предпосылок для реструктуризации экономики являются институциональные преобразования по следующим основным направлениям: развитие регулирующих норм корпоративного управления, защита прав акционеров, чёткое разграничение прав собственников и управляющих, обеспечение свободного перераспределения прав участия в акционерном капитале, обеспечение акционеров, учредителей, инвесторов, кредиторов, органов исполнительной власти достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий и их инвестиционной привлекательности.
Улучшение инвестиционного климата позволит предприятиям активнее вкладывать средства в основной капитал, обеспечивая модернизацию, реконструкцию и расширение производства на новой технической основе, причём главным образом на базе отечественного машиностроения. В результате должны значительно вырасти абсолютные объёмы инвестиций в основной капитал и их доля в ВВП. Инвестиции в основной капитал (средства) включают в себя капитальные затраты на новое строительство, расширение реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектной продукции и др.
Капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией инвестиционных проектов. Инвестиционный проектэто обоснование экономической целесообразности, объёмов и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (правилами и нормами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
1.Определение стоимости каждого источника средств в общей сумме финансирования. Определение средней цены капитала Исходные данные согласно Приложению 1
Цена капитала, привлекаемого через размещение привилегированных акций определяется по формуле:
Цобык.акц.= (1)
Где Цприв.акц.— дивиденды по привилегированным акциям;
СМАприв— средства, мобилизованные через продажу привилегированных акций.
Цобык.акц.=
Цена капитала, привлекаемого через размещение обыкновенных акций определяется по формуле:
Цобык.акц.= (2)
Где Цобык.акц.— дивиденды по обыкновенным акциям;
СМАобык— средства, мобилезованные через продажу обыкновенных акций;
НПнераспределённая прибыль.
Цобык.акц.=
Средняя цена собственного капитала, используемого для финансирования инвестиций, находится по формуле:
Цкап.соб.= (3)
Где Lприв, Lобык.— доля капитала, привлекаемого через размещение соответственно привилегированных и обыкновенных акций в общей стоимости капитала.
Цкап.соб.=
Цена инвестиционных ресурсов, мобилизованных путём размещения облигаций определяется по формуле:
Цоблиг.= (4)
Где П-проценты, выплачиваемые держателям облигаций;
СМОсредства, мобилизованные на основе размещения облигаций.
Цоблиг.== 33,483%
Цена краткосрочного кредита как источника финансирования определяется по формуле:
Цкр.кред.= (5)
Где Пкр— процент за пользование краткосрочным банковским кредитом;
Ккр.— сумма представленного краткосрочного кредита.
Цкр.кред.=
Цена долгосрочного кредита как источника финансирования определяется по формуле:
Цдолг.кред.= (6)
Где Пдолг— процент за пользование долгосрочным банковским кредитом;
Кдолг.— сумма представленного долгосрочного кредита.
Цдолг.кред.=
Средняя цена заёмного капитала, направляемого на финансирование инвестиций, определяется по формуле:
Цкап.заём.= (7)
Где Цоблиг., Цкр.кред, Цдолг.кред — цена капитала, мобилизуемого соответственно через размещение облигаций, получение краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов;
Lоблиг, Lкр.кред., L долг.кред — удельный вес капитала, мобилизуемого соответственно через размещение облигаций, получение краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов в сумме заёмного капитала.
Цкап.заём=
Цена инвестируемого капитала (собственного и заёмного) составит:
ЦК= (8)
ЦК=
Таблица 1
Расчёт цены капитала
№ | Наименование источника средств | Удельный вес отдельных видов капитала, % | Стоимость капитала, тыс.руб. | Цена данного источника средств, % | |
Привилегированные акции | 25,6 | 573,5 | 0,16 | ||
Обыкновенные акции | 19,0 | 425,7 | 0,61 | ||
ИТОГО по соб. Капиталу | 44,6 | 999,2 | 0,35 | ||
Долгосрочные кредиты | 156,8 | 19,77 | |||
Краткосрочные кредиты | 46,4 | 1039,6 | 1,3 | ||
Облигации | 44,8 | 33,483 | |||
ИТОГО по заём. капиталу | 55,4 | 1241,2 | 4,79 | ||
ВСЕГО | 2240,4 | 2,81 | |||
2. Определение оптимального варианта структуры авансированного капитала
2.1 Сокращение доли краткосрорчных кредитов на19% в общей сумме финансированмя ведёт к увеличению доли обыкновенных акций Цена капитала, привлекаемого через размещение обыкновенных акций определяется по формуле 2:
Цобык.акц.=
Средняя цена собственного капитала, используемого для финансирования инвестиций, находится по формуле 3:
Цкап.соб.=
Цена краткосрочного кредита как источника финансирования определяется по формуле 5:
Цкр.кред.=
Средняя цена заёмного капитала, направляемого на финансирование инвестиций, определяется по формуле 7:
Цкап.заём=
Цена инвестируемого капитала (собственного и заёмного) составит (формула 8):
ЦК=
Таблица 2
1-й вариант расчёта
№ | Наименование источника средств | Удельный вес отдельных видов капитала, % | Стоимость капитала, тыс.руб. | Цена данного источника средств, % | |
Привилегированные акции | 25,6 | 573,5 | 0,16 | ||
Обыкновенные акции | 27,8 | 623,2 | 0,42 | ||
ИТОГО по соб. Капиталу | 54,4 | 1196,7 | 0,27 | ||
Долгосрочные кредиты | 156,8 | 19,77 | |||
Краткосрочные кредиты | 37,6 | 842,1 | 4,47 | ||
Облигации | 44,8 | 33,483 | |||
ИТОГО по заём. капиталу | 46,6 | 1043,7 | 8,013 | ||
ВСЕГО | 2240,4 | 3,87 | |||
2.2 Увеличение доли облигаций на 36% в общей сумме финансирования ведёт к снижению доли привилегированных акций Цена капитала, привлекаемого через размещение привилегированных акций определяется по формуле 1:
Цобык.акц.=
Средняя цена собственного капитала, используемого для финансирования инвестиций, находится по формуле 3:
Цкап.соб.=
Цена инвестиционных ресурсов, мобилизованных путём размещения облигаций определяется по формуле 4:
Цоблиг.== 24,6%
Средняя цена заёмного капитала, направляемого на финансирование инвестиций, определяется по формуле 7:
Цкап.заём=
Цена инвестируемого капитала (собственного и заёмного) составит (формула 8):
ЦК=
Таблица 3
2-й вариант расчёта
№ | Наименование источника средств | Удельный вес отдельных видов капитала, % | Стоимость капитала, тыс.руб. | Цена данного источника средств, % | |
Привилегированные акции | 24,88 | 557,4 | 0,16 | ||
Обыкновенные акции | 19,0 | 425,7 | 0,61 | ||
ИТОГО по соб. Капиталу | 43,88 | 983,1 | 0,35 | ||
Долгосрочные кредиты | 156,8 | 19,77 | |||
Краткосрочные кредиты | 46,4 | 1039,6 | 1,3 | ||
Облигации | 2,72 | 60,93 | 24,6 | ||
ИТОГО по заём. капиталу | 56,12 | 1257,3 | 3,67 | ||
ВСЕГО | 2240,4 | 2,21 | |||
2.3 Отсутствие долгосрочных кредитов ведёт к увеличению доли краткосрочных кредитов в общей сумме финансирования Цена краткосрочного кредита как источника финансирования определяется по формуле 5:
Цкр.кред.=
Средняя цена собственного капитала, используемого для финансирования инвестиций, находится по формуле 3:
Цкап.соб.=
Средняя цена заёмного капитала, направляемого на финансирование инвестиций, определяется по формуле 7:
Цкап.заём=
Цена инвестируемого капитала (собственного и заёмного) составит (формула 8):
ЦК=
Таблица 4
3-й вариант расчёта
№ | Наименование источника средств | Удельный вес отдельных видов капитала, % | Стоимость капитала, тыс.руб. | Цена данного источника средств, % | |
Привилегированные акции | 25,6 | 573,5 | 0,16 | ||
Обыкновенные акции | 19,0 | 425,7 | 0,61 | ||
ИТОГО по соб. Капиталу | 44,6 | 999,2 | 0,35 | ||
Долгосрочные кредиты | |||||
Краткосрочные кредиты | 53,4 | 1196,4 | 1,17 | ||
Облигации | 44,8 | 33,483 | |||
ИТОГО по заём. капиталу | 55,4 | 1241,2 | 2,33 | ||
ВСЕГО | 2240,4 | 1,45 | |||
2.4 Определение оптимального варианта структуры авансированного капитала (%)
Таблица 5
Наименование показателя | Варианты структуры капитала | ||||
Доля собственного капитала | 44,6 | 54,4 | 43,88 | 44,6 | |
Средняя цена собственного капитала | 0,35 | 0,27 | 0,35 | 0,35 | |
Доля заёмного капитала | 55,4 | 46,6 | 56,12 | 55,4 | |
Средняя цена заёмного капитала | 4,79 | 4,3 | 3.67 | 2,33 | |
Средневзвешенная цена капитала | 2,81 | 3,87 | 2,21 | 1,45 | |
ВЫВОД: Согласно проведённым расчётам по 4 вариантам наиболее оптимальным является вариант, у которого отсутствуют долгосрочные кредитывариант 4, так как средняя цена капитала в данном варианте минимальна- 1,45%
3. Определение погасительной суммы кредита с предоставлением графика платежей Для расчёта размера погасительного платежа при возврате ссуды нужно найти число дней пользования ссудой.
Существуют 2 метода выплаты кредитов:
1) Единовременная выплата погасительного платежа по окончании срока кредитования;
2) ежемесячные выплаты:
— выплаты суммы кредита равными долями;
— выплата суммы кредита неравными долями.
3.1. Определение единовременной выплаты погасительного платежа по окончании срока кредитования Погасительный платёжсумма, уплачиваемая кредитору за получение и пользование кредитом.
Расчёт погасительного платежа определяется по формуле:
Кпог.=Кпол (9)
Где Кпол— полученный кредит, руб.;
Дсрок пользования кредитом, дни;
Сгодовая процентная ставка, %.
Расчёт производится для краткосрочного кредита № 1, выдаваемого на срок 209 дней.
Размер для краткосрочного кредита № 1, выдаваемого на срок 209 дней равен:
Кпог.крат.= (1196,40,83) т.р.
Таблица 6
Расчёт суммы кредита.
Вид кредита | Дни пользования/ доля (%) | % ставка | Сумма тыс.руб. | Погасите-льный платёж, тыс.руб. | % за пользова-ние кредитом, тыс.руб. | |
Краткосрочный № 1 | 209/83 | 993,01 | 1072,45 | 79,44 | ||
3.2 Определение размера ежемесячных выплат
3.2.1 Выплата суммы кредита равными размерами Количество выплат определяется по формуле:
Вкол= (10)
Где tколичество дней для краткосрочного кредита;
30 днейрасчётное количество дней в месяце.
Вкол=
Принимаем количество выплат равным 7.
Определение суммы процента за кредит, выплачиваемой равными ежемесячными выплатами определяется по формуле:
I= (11)
Где Dсумма кредита, тыс. руб.;
iпроцентная ставка, %
I= тыс.руб.
Определение общей суммы погашения определяется по формуле:
S= D + I (12)
S=993,01+ 15,59 = 1008,6 тыс. руб.
Определение равных ежемесячных выплат определяется по формуле:
R= (13)
R= тыс.руб.
Определение ежемесячной платы за кредит определяется по формуле:
I m = (14)
Определение суммы основного долга определяется по формуле:
G= R — I m (15)
Определение размера оставшейся суммы кредита определяется по формуле:
Dост = D — G (16)
Таблица 8
График платежей при выплате суммы кредита равными размерами
Месяц | Платёж, тыс.руб. | Ежемесячная плата за кредит, тыс.руб. | Сумма основного долга, тыс.руб. | Размер оставшейся стоимости кредита, тыс.руб. | |
R | R m | G | Dост | ||
144,09 | 993,01*14/1200=11,59 | 132,5 | 860,51 | ||
144,09 | 860,51*14/1200=10,04 | 134,05 | 726,46 | ||
144,09 | 726,46*14/1200=8,48 | 135,61 | 590,85 | ||
144,09 | 590,85*14/1200=6,89 | 137,2 | 453,65 | ||
144,09 | 453,65*14/1200= 5,29 | 138,79 | 314,85 | ||
144,09 | 314,85*14/1200= 3,67 | 140,4 | 174,4 | ||
144,09 | 174,4*14/1200= 2,04 | 142,05 | |||
Итого | 1008,6 | 960,64 | |||
В последний месяц сумма платежа составит 174,4 тыс. руб.
3.2.2 Выплата суммы кредита неравными размерами Сумма основного долга определяется по формуле:
G= (17)
G= тыс.руб.
Ежемесячная плата за кредит определяется по формулам:
В конце первого месяца:
I1= (18)
I1=
В конце второго месяца:
I2=) (19)
I2= = 9,934 тыс. руб.
В конце третьего месяца:
I3=) (20)
I3= = 8,279 тыс. руб.
В конце четвёртого месяца:
I4=) (21)
I4= = 6,63 тыс. руб.
В конце пятого месяца:
I5=) (22)
I5= =4,967 тыс. руб.
В конце шестого месяца:
I6=) (23)
I6= =3,31 тыс. руб.
В конце седьмого месяца:
I7=) (24)
I5= =1,656 тыс. руб.
Общая величина всех выплат за пользование кредитом определяется по формуле:
I= (25)
I= = 46,34
Таблица 9
График платежей при выплате суммы кредита неравными размерами
Месяц | Сумма кредита, тыс.руб. | Сумма процента за кредит, тыс.руб. | Сумма основного долга, тыс.руб. | Ежемесячный платёж, тыс.руб. | |
Dост | I m | G | R | ||
993,01 | |||||
851,15 | 11,59 | 141,86 | 153,45 | ||
709,29 | 9,934 | 141,86 | 151,794 | ||
567,43 | 8,279 | 141,86 | 150,139 | ||
425,57 | 6,63 | 141,86 | 148,49 | ||
283,71 | 4,967 | 141,86 | 146,827 | ||
141,86 | 3,31 | 141,86 | 145,17 | ||
1,656 | 141,86 | 143,516 | |||
Итого | 46,34 | 993,01 | 1039,386 | ||
Вывод: Согласно проведённым расчётам по 2 вариантам кредитования наиболее оптимальным является вариант, у которого минимальная переплата по кредиту. Таким является вариант расчёта выплаты кредита долями, так как переплата составляет 15,59 тыс. руб.(при выплате кредита равными размерами) и 46,376 тыс. руб. (при выплате кредита неравными размерами), тогда как при единовременной выплате кредита 79,44 тыс. руб.
3.3 Определение единовременной выплаты погасительного платежа по окончании срока кредитования для краткосрочного кредита № 2
Погасительный платёжсумма, уплачиваемая кредитору за получение и пользование кредитом.
Расчёт погасительного платежа определяется по формуле 9:
Расчёт производится для краткосрочного кредита № 2, выдаваемого на срок 151 день.
Размер для краткосрочного кредита № 2, выдаваемого на срок 151 день равен:
Кпог.крат.= (1196,40,17) т.р.
Таблица 10
Расчёт суммы кредита.
Вид кредита | Дни пользования/доля (%) | % ставка | Сумма тыс.руб. | Погасительный платёж, тыс.руб. | % за пользование кредитом, тыс.руб. | |
Краткосрочный № 2 | 151/17 | 203,39 | 215,39 | |||
3.4 Определение размера ежемесячных выплат
3.4.1 Выплата суммы кредита равными размерами Количество выплат определяется по формуле 10:
Вкол=
Принимаем количество выплат равным 5.
Определение суммы процента за кредит, выплачиваемой равными ежемесячными выплатами определяется по формуле 11:
I= тыс.руб.
Определение общей суммы погашения определяется по формуле 12:
S=203,39+ 5,373= 208,76 тыс. руб.
Определение равных ежемесячных выплат по формуле 13:
R= тыс.руб.
Определение ежемесячной платы за кредит по формуле 14:
I m = (14)
Определение суммы основного долга определяется по формуле:
G= R — I m (15)
Определение размера оставшейся суммы кредита определяется по формуле:
Dост = D — G (16)
Таблица 11
График платежей при выплате суммы кредита равными размерами
Месяц | Платёж, тыс.руб. | Ежемесячная плата за кредит, тыс.руб. | Сумма основного долга, тыс.руб. | Размер оставшейся стоимости кредита, тыс.руб. | |
R | R m | G | Dост | ||
41,753 | 208,76*14/1200=2,436 | 39,317 | 169,443 | ||
41,753 | 169,443*14/1200=1,977 | 39,776 | 129,667 | ||
41,753 | 129,667*14/1200=1,513 | 40,24 | 89,427 | ||
41,753 | 89,427*14/1200=1,043 | 40,71 | 48,717 | ||
41,753 | 48,717*14/1200=0,568 | 41,185 | |||
Итого | 208,76 | 7,537 | 201,228 | ||
В последний месяц сумма платежа составит 48,717 тыс. руб.
3.4.2 Выплата суммы кредита неравными размерами Сумма основного долга определяется по формуле 17:
G= тыс.руб.
Ежемесячная плата за кредит определяется по формулам:
В конце первого месяца по формуле 18:
I1=
В конце второго месяца по формуле 19:
I2= = 1,898 тыс. руб.
В конце третьего месяца по формуле 20:
I3= = 1,424 тыс. руб.
В конце четвёртого месяца по формуле 21:
I4= = 0,949 тыс. руб.
В конце пятого месяца по формуле 22:
I5= =0,475 тыс. руб.
Общая величина всех выплат за пользование кредитом определяется по формуле 25:
I= = 7,119 тыс. руб.
Таблица 12
График платежей при выплате суммы кредита неравными размерами
Месяц | Сумма кредита, тыс.руб. | Сумма процента за кредит, тыс.руб. | Сумма основного долга, тыс.руб. | Ежемесячный платёж, тыс.руб. | |
Dост | I m | G | R | ||
203,39 | |||||
162,712 | 2,373 | 40,678 | 43,051 | ||
122,034 | 1,898 | 40,678 | 42,576 | ||
81,356 | 1,424 | 40,678 | 42,102 | ||
40,678 | 0,949 | 40,678 | 41,627 | ||
0,475 | 40,678 | 41,153 | |||
Итого | 7,119 | 203,39 | 210,509 | ||
Вывод: Согласно проведённым расчётам по 2 вариантам кредитования наиболее оптимальным является вариант, у которого минимальная переплата по кредиту. Таким является вариант расчёта выплаты кредита долями, так как переплата составляет 7,537 тыс. руб.(при выплате кредита равными размерами) и 7,119 тыс. руб. (при выплате кредита неравными размерами), тогда как при единовременной выплате кредита 12 тыс. руб.
4. Расчёты в условиях инфляции При решении о выдаче кредита многие банковские организации при начислении процентов за кредит учитывают инфляцию.
Ставку процента при выдаче кредита в условиях инфляции можно определить по формуле:
ii = (26)
Где gсрок кредита в днях;
Красчётное количество дней в году (360);
iноминальная процентная ставка по кредиту;
Iu— индекс инфляции за срок кредита определяемый по формуле:
Iu= (1+ iu)t (27)
Где iu— месячный уровень инфляции;
tсрок кредита в месяцах.
Расчёты производятся для краткосрочного кредита № 2, выдаваемого на 151 день.
Индекс инфляции за срок кредита определяется по формуле 27:
Iu= (1+ 0,008)5= 1,041
Ставку процента при выдаче кредита в условиях инфляции определяется по формуле 26:
ii =
4.1 Определение единовременной выплаты погасительного платежа по окончании срока кредитования Погасительный платёжсумма, уплачиваемая кредитору за получение и пользование кредитом.
Расчёт погасительного платежа определяется по формуле 9:
Расчёт производится для краткосрочного кредита № 2, выдаваемого на срок 151 день.
Размер для краткосрочного кредита № 2, выдаваемого на срок 151 день равен:
Кпог.крат.= (1196,40,17) т.р.
Таблица 13
Расчёт суммы кредита.
Вид кредита | Дни пользования/доля (%) | % ставка | Сумма тыс.руб. | Погасительный платёж, тыс.руб. | % за пользование кредитом, тыс.руб. | |
Краткосрочный № 2 | 151/17 | 203,39 | 224,75 | 21,36 | ||
4.2 Определение размера ежемесячных выплат
4.2.1 Выплата суммы кредита равными размерами Количество выплат определяется по формуле 10:
Вкол=
Принимаем количество выплат равным 5.
Определение суммы процента за кредит, выплачиваемой равными ежемесячными выплатами определяется по формуле 11:
I= тыс.руб.
Определение общей суммы погашения определяется по формуле 12:
S=203,39+ 7,238 = 210,63 тыс. руб.
Определение равных ежемесячных выплат по формуле 13:
R= тыс.руб.
Определение ежемесячной платы за кредит по формуле 14:
I m = (14)
Определение суммы основного долга определяется по формуле:
G= R — I m (15)
Определение размера оставшейся суммы кредита определяется по формуле:
Dост = D — G (16)
Таблица 14
График платежей при выплате суммы кредита равными размерами
Месяц | Платёж, тыс.руб. | Ежемесячная плата за кредит, тыс.руб. | Сумма основного долга, тыс.руб. | Размер оставшейся стоимости кредита, тыс.руб. | |
R | R m | G | Dост | ||
42,126 | 210,63*25/1200=4,389 | 37,737 | 173,893 | ||
42,126 | 172,893*25,1200=3,602 | 38,524 | 134,569 | ||
42,126 | 134,369*25/1200=2,8 | 39,326 | 95,043 | ||
42,126 | 95,043*25/1200=1,98 | 40,146 | 54,897 | ||
42,126 | 54,897*25/1200=1,144 | 40,982 | |||
Итого | 210,63 | 14,211 | 192,715 | ||
В последний месяц сумма платежа составит 54,897 тыс. руб.
4.2.2 Выплата суммы кредита неравными размерами Сумма основного долга определяется по формуле 17:
G= тыс.руб.
Ежемесячная плата за кредит определяется по формулам:
В конце первого месяца по формуле 18:
I1=
В конце второго месяца по формуле 19:
I2= = 3,391 тыс. руб.
В конце третьего месяца по формуле 20:
I3= = 2,543 тыс. руб.
В конце четвёртого месяца по формуле 21:
I4= = 1,696 тыс. руб.
В конце пятого месяца по формуле 22:
I5= =0,848 тыс. руб.
Общая величина всех выплат за пользование кредитом определяется по формуле 25:
I= = 12,71 тыс. руб.
Таблица 15 График платежей при выплате суммы кредита равными размерами
Месяц | Сумма кредита, тыс.руб. | Сумма процента за кредит, тыс.руб. | Сумма основного долга, тыс.руб. | Ежемесячный платёж, тыс.руб. | |
Dост | I m | G | R | ||
203,39 | |||||
162,712 | 4,238 | 40,678 | 44,916 | ||
122,034 | 3,391 | 40,678 | 44,069 | ||
81,356 | 2,543 | 40,678 | 43.221 | ||
40,678 | 1,696 | 40,678 | 42,374 | ||
0,848 | 40,678 | 41,526 | |||
Итого | 12,71 | 203,39 | 216,106 | ||
5. Государственный кредит: реальность и перспектива Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.
Правительство России еще в начале XVIII века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда и появились первые государственные займы. Хотя существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы начали выступать лишь с середины XVIII века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь.
Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
Постепенно крупнейшим должником становится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составил внушительную сумму — 1264 млн. рублей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей.
В настоящее время основными кредиторами России стали международные финансовые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.
Россия является должником и кредитором. РФ взяла на себя обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности право получения долгов с должников СССР. Однако советскими должниками являются, как правило, беднейшие страны, которые требуют списания основного долга до 80%.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступлений обычных бюджетных доходов.
Развитие кредита шло вслед за совершенствованием товарно-денежных отношений. Кредитные операции основываются на функции денег как средства платежа.
Кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. В процессе движения ссуды между кредиторами и заемщиками складываются экономические отношения.
Во всех докапиталистических формациях кредит выступал в форме ростовщического кредита. Заемщиками его были мелкие производители, рабовладельцы и феодальная знать. Кредиторами выступали купцы, откупщики налогов, храмы, монастыри, церкви. Ссуды ростовщического кредита являлись капиталом (самовозрастающей собственностью). Чрезвычайно высоким был уровень взимаемого процента с ростовщического кредита: от 12 до 75%. Странствующие ростовщики взимали до 360% годовых.
При капитализме роль кредита неизменно возросла. Он начал выполнять важнейшие функции по экономии издержек обращения, в процессе образования средней прибыли, в концентрации и централизации промышленного и банковского капитала, в образовании финансового капитала и финансово-промышленных групп.
В современных условиях кредит представляет собой движение ссудного капитала. Предпосылки развития кредита обусловлены закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства. В процессе кругооборота и оборота капитала у одних фирм возникает временная потребность в денежных средствах, т. е. возникает необходимость в кредите, а у других фирм денежные средства, наоборот, высвобождаются и выступают в качестве источников кредита. Т. е. кредит, который в воспроизводственном процессе обслуживает стадию обмена, обеспечивает финансовые потребности субъектов экономических отношений на условиях возвратности, срочности и платности (возможна беспроцентная ссуда). Кредитный механизм обеспечивает аккумуляцию и целенаправленное использование в экономическом обороте страны временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, а также ресурсов, специально предусмотренных в бюджетной системе и внебюджетных фондах. С помощью кредита субъект экономических отношений преодолевает разрыв во времени между потребностями в финансовых ресурсах и их наличием. Таким образом, кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и своевременного финансирования капитальных вложений, либо текущих затрат.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Основная классическая форма кредитных отношений — государство выступает в качестве заемщика средств.
Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов: 1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов; 2) если налоги движутся только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.
Особенности государственного кредита:
1) Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-нибудь ее доход.
2) На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
3) Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877 — 1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа и библиотека обеспечивает потребности ни одного поколения, поскольку служат 30 — 50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по нему.
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредиторов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:
— тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
— охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
— осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента.
Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и нерезидентами (внешний кредит).
В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
— государственные займы;
— обращение части вкладов населения в государственные займы;
— заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
— казначейские ссуды;
— гарантированные займы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.
Государство устанавливает нарицательную (номинальную) стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами и др.
Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вообще, по казначейским обязательствам — в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализуются только среди населения.
Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
— центральным правительством;
— республиканскими правительствами;
— местными органами власти.
Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
— только у населения (например, Государственный выигрышный заем 1982 года);
— среди юридических лиц (Государственный внутренний 5% заем 1990 года);
— универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:
— процентные займы (владельцы получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг, но без ежегодных выплат). Примером процентных долговых обязательств являются казначейские обязательства государства и облигации 5% займа 1990 года.
— выигрышные займы (весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тираж). Примером выигрышного займа является Государственный заем 1982 года.
— процентно-выигрышные займы (условиями выпуска таких займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей)
— беспроигрышные займы гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию.
В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.
— беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату процентов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Примером является Государственный целевой заем 1990 года.
По срокам погашения займы делятся на:
— краткосрочные — срок погашения до 1 года;
— среднесрочные — срок погашения до 5 лет;
— долгосрочные — срок погашения более 5 лет.
По месту размещения займы подразделяют на:
— добровольные;
— размещенные по подписке;
— принудительные.
Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными.
Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.
В тесной связи с государственными займами находится и вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства — обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заумных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.
Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы.
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В России созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.
Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и еще больше сократилась доля государства в этой выручке.
Наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью. Самый большой внешний долг имеет Мексика — примерно 166 млрд долл., Бразилия — 160 млрд долл.
Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы — это кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредитов.
1. Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий около двадцати государств — крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение РФ заключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних стран и кредитора других одновременно.
2. Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросом задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых находятся под защитой гарантий или страхования.
3. Наиболее интересной с коммерческой точки зрения до последнего времени оставалась еще одна группа долгов — коммерческая торговая задолженность. Российское правительство признало эту группу долгов позже всех — в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности.
Говоря о величине внешнего долга сейчас, нельзя обойти ряд новых обстоятельств.
Во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика неограниченной открытости к зарубежным инвестициям, прежде всего называемым краткосрочным портфелем инвестициям ведет к стиранию граней между внутренним и внешним долгом.
Во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств государственных хозяйственных структур. Банкротство крупнейших структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны.
В-третьих, еще одним моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 года получили право самостоятельного размещения внешних займов.
В-четвертых, существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства.
Кризис, потрясший страну в августе 1998 года, обострил проблемы управления внутренним долгом. Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием внутреннего госдолга:
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996 г.- в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн. руб.), в течение 1997 — в 1,8 раза (до 690 трлн. руб.)
2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и др.
3. Центральный банк и Минфин скорректировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка.
4. Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями необходима разработка двух программ: программы государственных внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
5. Рынок российских ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5−30 лет). Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечение единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте.
Высшим органом управления государственным долгом на уровне РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
Исключительно важной и ответственной функцией, осуществляемой правительством совместно с Минфином и ЦБ РФ, является регулирование рынка ценных бумаг. Меры, используемые для регулирования рынка ценных, бумаг могут быть условно разделены на следующие группы:
1) «Пожарные» меры — поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры, как показал августовский кризис 1998 г., оказываются действенными лишь короткий промежуток времени — два — три дня.
2) Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности, что кредиты будут предоставлены. Так, выпуск пятилетних евробондов, размещенный 3 июня 1998 г., был невелик (чуть больше 1 млрд долл.), но на следующий торговый день доходность ГКО упала на 20 процентных пунктов. Однако привлечение этих средств также является «пожарной» мерой, лишь отодвигающий кризис и не устраняющий его основ.
3) Эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся меры, выходящие за рамки финансового рынка, а именно: упорядочение налоговой системы и сбора налогов, снижение бюджетного дефицита, а также рост экономики.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т. е. взятыми перед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главными задачами системы управления внешним долгом являются: обеспечение национальной экономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Основные усилия правительства по урегулированию платежной проблемы должны быть направлены не на привлечение новых средств, а на сокращение государственных долговых обязательств всеми возможными способами: мобилизацией внутренних ресурсов, рыночным управлением торгуемой частью долга, реструктуризацией долга в переговорном процессе с кредиторами.
Заключение
Привлечение финансирования чаще всего подразумевает форму размещения ценных бумаг клиента, однако, не исключаются и варианты привлечения финансирования путем создания венчурных предприятий и использования механизмов инвестиционного кредитования.
Этот вид деятельности естественным образом распадается на ряд более частных видов деятельности:
финансовое консультирование клиента, желающего привлечь финансовые ресурсы путем выпуска ценных бумаг;
андерайтинговой синдицирование, т. е. создание и управление синдикатами андерайтеров;
продвижение ценных бумаг клиента на финансовые рынки;
обслуживание ценных бумаг клиента на вторичном рынке.
Качественная исследовательская работа лежит в основе успешной деятельности по управлению инвестициями, привлечению финансирования. Чем выше качество аналитической работы, тем прибыльнее управление активами, тем больше объем привлекаемых финансовых ресурсов, а условия привлечения выгоднее.
Для анализа важно изучить динамику изменения величины собственных оборотных средств, принимая во внимание соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью поставщикам за сырьё и материалы. Когда наблюдается уменьшение србственных оборотных средств, но изменяется соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью по товарным операциям, можно предположить, что предприятие взначительной степени финансирует свои оборотные активы за счёт краткосрочных банковских кредитов. Если к тому же показатели оборачиваемости оборотных активов не улучшаются, то уменьшение величины собственных оборотных средств свидетельствует о неэффективном управлении текущими активами и увеличению риска в деятельности предприятия. Напротив если предприятие поддерживает высокий уровень оборачиваемости оборотных активов (40- 60 дней), то это свидетельствует о рациональном использовании.
В условиях конкуренции каждое предприятие заинтерисовано в том, чтобы добиться приемлимого объёма производства и продаж и тем самым упрочить свои позиции на рынке. Для достижения этой цели необхадимы адекватные материальные и финансовые ресурсы. Масштабы их привлечения зависят от текущих и перспективных целей предприятия.
Использованная литература
1. Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России. — М.: Инфра, 2009 г.
2. Финансы: Учебник для вузов/Под. ред. проф. Л. А. Дробозиной. — М.:ЮНИТИ, 2001 г.-527 с.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под. ред. проф. Г. Б. Помена. — М.: Юнити-Дама, 2011 г.
4. Бескова И. А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы № 2/2011 г.
5. Вавилов Ю. Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ /Финансы № 7/2009 г.
6. Волжанская М. О. К вопросу о внешней задолженности России / Финансы № 4/1999 г.
7. Рыбалко Г. П. Зарубежный опыт управления государственным долгом / Финансы № 6/2010 г.
8. Романовский М.В./ Финансы, денежное обращение и кредит./М.: юрайт-М, 2001г-543с
Приложение 1
Исходные данные:
1. Месячный уровень инфляции- 0,8%
2. Доля капитала привлекаемого через:
2.1. привилегированные акции- 25,6%;
2.2. обыкновенные акции- 19,0%;
2.3. долгосрочные кредиты- 7,0%;
2.4. краткосрочные кредиты- 46,4%;
2.5. Облигации- 2,0%.
3. Дивиденды:
3.1. по привилегированным акциям-0,9%4
3.2. по обыкновенным акциям- 2,6%.
4. Нераспределённая прибыль- 0
5. Процент за пользование долгосрочным кредитом- 31%.
6. Процент за пользование краткосрочным кредитом- 14%
7. Процент по облигациям- 15%.
8. Вариант I: сокращение доли краткосрочных кредитов на 19%, ведёт к увеличению обыкновенных акций.
9. Вариант II: увеличение доли облигаций на 36%, ведёт к снижению доли привилегированных акций.
10. Вариант III: отсутствие долгосрочных кредитов ведёт к увеличению краткосрочных кредитов.
11. Срок пользования и доля краткосрочного кредита:
11.1. 209/83 дни/доля
11.2. 151/17 дни/доля
12. Время выдачи кредита- 1 октября текущего года.