Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление конкурентоспособностью предприятий аграрного сектора экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложные конкурентные условия в аграрной сфере ведут к тому, что цены на продукцию держатся близко к издержкам производства (низкий уровень рентабельности). Данная проблема имеет два аспекта. С одной стороны, снижающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию будут не столь опасными для производителей, если они сумеют приспособить производство к этим изменениям. Но увеличившаяся зависимость… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и предпосылки развития конкуренции в аграрной сфере экономики
    • 1. 1. Сущность и особенности конкуренции и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в условиях формирования рыночной экономики
    • 1. 2. Условия и факторы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
    • 1. 3. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия
    • 1. 4. Концепция управления конкурентоспособностью предприятий
  • АПК на продовольственном рынке
  • 2. Состояние конкурентной среды продовольственного рынка
    • 2. 1. Динамика конъюнктуры рынка молочной продукции
    • 2. 2. Анализ уровня конкуренции на рынке молочной продукции
      • 2. 2. 1. Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
      • 2. 2. 2. Оценка конкурентоспособности перерабатывающих предприятий
    • 2. 3. Динамика конкурентной среды молочного рынка региона
    • 2. 4. Оценка конкурентоспособности продукции на молочном рынке
    • 2. 5. Формирование системы товародвижения предприятия
    • 2. 6. Формирование конкурентных цен предприятия
    • 2. 7. Коммуникационная политика предприятия в повышении конкурентоспособности продукции
  • 3. Совершенствование процесса управления конкурентоспособностью предприятий
    • 3. 1. Прогнозирование в процессе управления конкурентоспособностью предприятий АПК
    • 3. 2. Формирование конкурентных стратегий предприятия
      • 3. 2. 1. Стратегия разработки производства и продвижения на рынок нового продукта
    • 3. 3. Оценка и регулирование рисков в рыночной деятельности предприятий

Управление конкурентоспособностью предприятий аграрного сектора экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Ход рыночных преобразований в экономике страны требует должного учета и целенаправленного использования реальных возможностей конкуренции. Однако связанные с ней проблемы остаются пока нерешенными и, видимо, всегда будут сложными и далеко не всегда теоретически обоснованными и разработанными. Конкуренция в рыночной экономике выполняет несколько важных задач. Она помогает организовать экономическую деятельность всей совокупности хозяйствующих субъектов, формировать цены, является механизмом, с помощью которого возможно направлять в интересах общества деятельность предприятий, стремящихся к прибыли. Конкурентная активность является важным фактором, вызывающим изменения на рынках, поскольку она стимулирует экономическую организацию производства и разработку новых технологий, продуктов и стратегий маркетинга.

Оценка динамики реформирования АПК показывает, что сложность проблем выхода из аграрного кризиса определяется не только отсутствием опыта хозяйствования в новых условиях, сколько формированием неадекватных конкурентных условий и невозможностью соответствующего их регулирования. До сих пор нет проработанной концепции управления конкурентоспособностью предприятий в условиях переходной экономики, методических разработок по рациональному планированию их маркетинговой деятельности, системы оценки уровня конкурентоспособности. Эти обстоятельства имеют своим следствием заметные просчеты в стратегиях аграрной и продовольственной политики государства, регионов и серьезное обострение экономических и социальных противоречий в среде рыночных субъектов и покупателей. Практическое овладение приемами конкурентной борьбы, их внедрение в хозяйственную деятельность предприятий АПКдлительный и сложный процесс, требующий конкретных подходов, рекомендаций, предложений по формированию методов и инструментов управления конкурентоспособностью предприятий в аграрной сфере экономики, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в определении социально-экономической природы конкуренции на современном этапе развития, выявлении условий, обеспечивающих становление конкурентной среды в агропромышленном комплексе, определении особенностей и методов управления конкурентоспособностью предприятий аграрной сферы экономики, обосновании направлений и мер по совершенствованию государственного и хозяйственного воздействия на этот процесс.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

• выявить и обобщить теоретические предпосылки формирования конкурентной среды в аграрной сфере экономики;

• исследовать состояние, тенденции и проблемы управления конкурентоспособностью предприятий в условиях кризиса аграрной сферы экономики;

• оценить динамику изменений и рыночное поведение предприятий на региональном рынке молока и установить влияние основных факторов;

• провести комплексный анализ функционирования механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК;

• разработать направления и методы стратегии и тактики конкурентной политики предприятий с учетом особенностей развития регионального продовольственного рынка;

• разработать научные и практические рекомендации по внедрению эффективных методов управления конкурентоспособностью предприятий и регулирования конкурентной среды на территориальноотраслевом и хозяйственном уровнях.

Предметом исследования являются процессы управления конкурентоспособностью предприятий и их маркетинговой деятельностью на продовольственном рынке.

Объектом исследования являются сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия региона, продуктовые рынки и их участники.

Методологическая и информационная база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а так же результаты монографических и социологических исследований, проведенных как самим автором, так и в сотрудничестве с другими исследователями.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа, расчетно-конструктивного, статистических группировок, выборочных обследований, корреляционного анализа, анкетных и экспертных опросов и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну, являющейся предметом защиты:

• скорректированы положения концепции становления и развития конкурентной среды в аграрной сфере экономики переходного периода;

• проведен комплексный теоретический и практический анализ современного состояния и условий управления конкурентоспособностью предприятий на уровне регионального АПК;

• выявлена и оценена совокупность организационно-экономических факторов, определяющих динамику процесса развития конкуренции в условиях реформирования аграрной экономики;

• определены направления и разработаны предложения по совершенствованию регулирования уровня конкурентоспособности предприятий и конкурентной среды на продовольственном рынке региона.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают определенную теоретическую и практическую основу по организационно-экономическому формированию и регулированию конкурентной среды в агропромышленном комплексе региона в условиях его реформирования.

Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в других регионах страны для создания эффективно действующих систем управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов действующих на развивающихся продовольственных рынках.

Апробация работы. Основные результаты выполненного диссертационного исследования изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня. Кроме того, результаты исследования нашли отражение в публикациях автора общим объемом 1,9 печатных листа.

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Результаты исследования показывают, что темпы роста сырьевого рынка резко отстают от темпов потребления готовой продукции. Фактически на протяжении ряда лет наблюдается рост дефицита сырья для молочного производства, это связано с конкурентной борьбой за поставщиков и непредсказуемый рос цен на сырье. Все это не дает возможности планировать рост выпускаемой предприятием продукции. В связи основными тенденциями на сырьевом рынке и рынке готовой продукции хозяйствующим субъектам можно сформулировать основную маркетинговую задачу: сохранение и увеличение достигнутых рубежей в объемах выпускаемой продукции при повышении объема в денежном выражении за счет сокращения выпуска низкоприбыльной продукции и увеличения выпуска высококачественной продукции.

С 2001 года наблюдается положительная тенденция роста производства основных видов продовольствия. Тем не менее, в течение последующей пятилетки вряд ли удастся достигнуть уровня производства молока 1990 года. Согласно оценкам компании Tetra Рак, объем рынка молочной продукции в 2004 году в целом составит 10.62 млрд. литров, из которых 50% (5.31 млрд. литров) приходится на долю упакованного молока. Различные категории молочной продукции развиваются различными темпами. Следует отметить, что рынок молока не отличается большой динамичностью, но все же структурно меняется. Наблюдается постепенное сокращение, доли разливного молока, рост же рынка происходит в основном за счет упакованного.

По данным Госкомстата России, увеличение реальных доходов населения в 2004 году по сравнению с 2003 годом составит 13,3 процента. Таким образом, наращивание объемов производства большинства видов молочной продукции в ближайшей перспективе, вызвано в значительной степени сохранением тенденции роста реальных доходов населения и повышением, в связи с этим, его покупательной способности, а также повышением уровня конкурентоспособности и предприятий-«сырьевиков» и перерабатывающих предприятий.

2.2. Анализ уровня конкуренции на рынке молочной продукции.

2.2.1 Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий.

Наши исследования позволяют утверждать, что конкурентоспособность предприятия определяется прежде всего его потенциалом, который должен позволять удерживать или расширять занимаемую рыночную долю в условиях рыночной состязательности. Производственный потенциал предприятия это комплекс его ресурсов и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке.

В 2003 году всеми категориями хозяйств Ленинградской области было произведено 603 тыс. тонн молока, в т. ч. реализовано 482,9 тыс. тонн (табл.4). По сравнению с 1990 годом производство сократилось на 41%, реализация — на 51%. Из общего объема произведенного предприятиями молока 25,4% было поставлено на областные перерабатывающие предприятия, 52,5% - на предприятия Санкт-Петербурга, за пределы региона было вывезено около 8% продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время развитие реформ и стабилизация российской экономики направлены, прежде всего, на изменение имущественных отношений, которые предусматривают устранение государственной монополии и формирование конкурентной среды, в том числе и в АПК. Переход к рыночной экономике поставил новые проблемы перед хозяйствующими субъектами, которые стали испытывать затруднения в финансировании, кредитовании, организации продвижения товаров к потреблению, в анализе и учете рыночной конъюнктуры, изучении спроса и предложения, планировании производства в соответствии со спросом и ресурсами. Все это ведет к снижению уровня сельскохозяйственного производства и его эффективности. В серьезной проработке нуждаются вопросы управления уровнем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в целях развития и обеспечения экономической безопасности продовольственных рынков и регионов и страны в целом.

Исследования тенденции развития аграрной сферы в период 1990;2003 г. г. показывает, что предприятия стремятся сделать сырьевые и продовольственные рынки менее конкурентными. Для этого требуется поменять условия, которые позволят сформировать более благоприятную рыночную среду. Среди возможных способов — рост размеров предприятий, консолидация маркетинга, меры по совместному контролю и регулированию производства и потока продукции на рынках, формирование эффективного механизма управления конкурентоспособностью. В этой области достигнуты некоторые успехи, но большинство предприятий, особенно производителей сырья, все еще крайне неумело регулируют свое рыночное поведение.

Комплексное изучение проблемы позволяет определить ключевые этапы и технологию управления конкурентоспособность предприятий, которая должна включать:

• постановку цели и задач по конкурентной позиции предприятия;

• анализ конъюнктуры рынка и конкурентной среды;

• оценку уровня конкурентоспособности предприятия и его продукции;

• управление конкурентоспособностью предприятия (разработка конкурентной политики).

Сложные конкурентные условия в аграрной сфере ведут к тому, что цены на продукцию держатся близко к издержкам производства (низкий уровень рентабельности). Данная проблема имеет два аспекта. С одной стороны, снижающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию будут не столь опасными для производителей, если они сумеют приспособить производство к этим изменениям. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от поставщиков средств производства и переработчиков оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам. С другой стороны, увеличивающиеся цены на конечную продовольственную продукцию могут повышать доходность хозяйств и стимулировать подъём цен на факторы производства, особенно на пахотные земли.

Исследования показывают, что характер и интенсивность конкуренции во многом определяются конъюнктурной динамикой на продовольственном рынке и прежде всего на региональном.

Основная тенденция рынка молочных продуктов в целом — постепенный рост объемов потребляемых молочных продуктов в связи с растущими доходами населения. Рынок начинает отдавать предпочтение высококачественным и относительно дорогим продуктам. Сегмент дешевых молочных продуктов так же растет, но темпы этого роста значительно уступают темпам роста сегмента ориентированного на потребителей со средними и выше среднего доходами.

В настоящее время, несмотря на то, что идет устойчивое насыщение рынка молочной продукцией, состояние неопределенности развития все же сохраняется. Любые резкие колебания (вероятность которых все еще остается) отразятся и на рынке молочных продуктов. Наши исследования показали, что не все рыночные изменения зависят только от производителей и продавцов. Повлиять на изменения конъюнктуры могут и внешние факторы:

• изменения в доходах потребителей;

• возможное снижение цен на товары — субституты (заменители);

• изменение налоговой системы и прочие меры государственного регулирования.

К сожалению, темпы роста сырьевого рынка (в частности молочного) резко отстают от темпов потребления готового продукта. Фактически, на протяжении ряда лет наблюдается рост дефицита сырья для молочной промышленности, усиление конкурентной борьбы за поставщиков и непредсказуемый рост цен на сырье.

Для производителей сырья к числу важнейших факторов, определяющих их конкурентное преимущество, относится состояние производственного потенциала, которое измеряется количественно-качественными показателями производственной деятельности. Они характеризуют рыночные возможности предприятия, с точки зрения рыночной доли, повышения качества выпускаемой продукции, маневрирования в ценообразовании, т. е. определяет потенциал конкурентоспособности. Последний затем должен быть реализован через соответствующие маркетинговые стратегии.

Анализ ситуации показывает большой разброс численности сельскохозяйственных предприятий по конкурентным позициям и необходимость их систематизации и группировки для более эффективного управления этим процессом.

Расчеты дают основания утверждать, что в период 2000;2003 г. г. конкурентная ситуация несколько меняется. В 5 из 17 районов Ленинградской области сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством молока индекс относительной конкурентоспособности снизился на 0,02−0,18. В хозяйствах 5 районов на 0,01−0,04 понизился коэффициент позиционной конкурентоспособности. Остальные предприятия остались на прежних позициях или даже несколько их укрепили. По отношению к периоду 1997;2000гг удельный вес слабых хозяйств сократился на 13,7% (с27,8 до 14,1%), заметно возросла доля предприятий входящих в лидирующую группу — с 19,0 до 31,9%.

В ходе исследования были выявлены направления по которым предприятиям могут наращивать конкурентные преимущества за счет:

• точечной социальной и производственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей расположенных в особо неблагоприятных условиях (северо — восток);

• минимально необходимой поддержки производственного функционирования предприятий в период проведения посевных и уборочных работ;

• обеспечения развития производств или отраслей, особо значимых для повышения рентабельности большинства хозяйств области;

• обеспечения необходимых финансовых условий для перехода к рентабельному производству значительного количества предприятий, а в перспективе — их основной массы (в том числе с помощью поддержки кредитования, страхования урожаев);

• содействия ускоренному развитию наиболее конкурентоспособных видов продукции региона путем поддержки внедрения новых технологий;

• повышения уровня доходности предприятий путем субсидирования части затрат на производство основных видов сельскохозяйственной продукции.

Изучение проблемы подтверждает вывод о том, что для Санкт-Петербурга и региона особо важным условием является начало новой стадии наступления зарубежных конкурентов. Регион стоит перед перспективой резкого обострения борьбы за сырьевые ресурсы и ценовой войны на сбытовом рынке. Все это не дает возможности планировать рост выпускаемой на 2004;2005 годы более чем на 3 -4% в год.

В целом исследования показали, что факторов, способных повлиять на изменение конъюнктуры, много, и предугадать, какой из них станет ключевым крайне трудно. Тем не менее, спрос на молочную продукцию увеличивается, что в основном связано с ростом доходов потребителей. Прогресс очевиден, и, по всей видимости, эта тенденция сохранится.

Для ОАО «Петмол», который являлся базовым объектом исследования, важнейшей проблемой остается нестабильность спроса. Наиболее ощутимые колебания имеют сезонный характер (зимой спрос выше, летом ниже).

Выявленная нами тенденция спада спроса на продукцию вызывает необходимость его прогноза и оценки в будущем, т. е. повышает ценность обоснованного предвидения ожидаемой рыночной ситуации в зависимости от множества конъюнктурообразующих факторов. Для этих целей могут быть использованы различные оценочные методы.

Прогнозные расчеты, сделанные на основе балльной оценки факторов, влияющих на объемы продаж молока ОАО «Петмол» в настоящее время и в перспективе показывают, что его доля может увеличиться почти на 20% и составить 63,4% в 2005 г.

Оценка ситуации дает основания констатировать, что рост доли ОАО «Петмол» на рынке, кроме независящих от него факторов, будет обеспечивать собственным воздействием на основе маркетинговых мероприятий.

Комплексное исследование проблемы на сырьевом рынке и рынке готовой продукции позволяет сформулировать основную стратегическую маркетинговую цель предприятий на ближайшую перспективу: сохранение достигнутых рубежей в объемах выпускаемой продукции при повышении объема в денежном выражении за счет сокращения выпуска низкоприбыльной продукции и увеличения выпуска высококачественной и высокоприбыльной продукции. Использование конкурентных преимуществ выпускаемой предприятием продукции для расширения представленности в сегментах, где конкуренция ниже. Стабилизация положения в сегментах, на которые направлены основные усилия конкурентов. Развитие и совершенствование работы с каналами дистрибуции.

В системе управления конкурентоспособностью. ОАО основные усилия в области совершенствования ассортимента выпускаемой продукции необходимо сконцентрировать на:

• продвижении и расширении существующих «брэндов» ОАО «Петмол», таких ТМ как: «Петмол», «Доктор Петмол», «Простоквашино», «Тема», «Сочок», «Чизано».

• создании и развитии новых ТМ высококачественных и относительно дорогих молочных продуктов с использованием новых видов упаковки (тетра-пак и бутылка в том числе).

• повышении рентабельности производства традиционных видов продукции за счет внедрения новых видов упаковки (облегченный стакан).

• развитии наиболее рентабельных «семей» продуктов (в том числе создание единого и динамичного «брэнда» плавленых сыров).

• разработке и внедрении принципиально новых продуктов, отсутствующих у конкурентов (в т.ч. адаптация и выпуск обогащенных молочных продуктов).

Наряду с этим следует поддерживать и укреплять имидж предприятия ОАО «Петмол» — лидера отечественной молочной отрасли Северо-Западного региона.

Требуется также проведение последовательной ценовой политики ОАО «Петмол», предполагающей учет следующих основных ценообразующих факторов:

• рыночная среда;

• потребители продукции (сегментация рынка и политика продвижения брэндов) — • сезонность продаж;

• субъекты товародвижения (учет интересов дистрибьюторов).

Ценовая политика предприятия должна направляться на решение следующих задач:

• увеличение доли рынка (в денежном выражении);

• обеспечение необходимой нормы прибыли;

Для определения сбытового потенциала и построения маркетинговой политики ОАО «Петмол» предлагается испольовавть маржинальный анализ продаж, в основе которого лежит маржинальный доход. Он позволяет достаточно точно определять взаимосвязанные объемы продаж, их структуру и цены на продукцию с учетом конкуренции, емкости рынка и возможностей производственного процесса.

Нам представляется, что реализация выработанных рекомендаций и предложений может стать одним из факторов, способствующих более динамичному и результативному регулированию рыночной деятельности аграрных предприятий региона, и посредством этого положительно влиять на стабилизацию ситуации в АПК в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  2. Андреенко В Конкурентоспособность России в мировой экономике // МЭМО.- 2000.-№ 3.
  3. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. Спб Изд-во СП6ГУЭФД996. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М., 1999.
  4. Абалкин.Л. И. Заметки о российском предпринимательстве. М., Изд-во «Прогресс-Академия», 1994. с. 12.
  5. Т., Серегина С. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики. / Российский экономический журнал, 1996, № 10.
  6. А. Предпринимательство в России. Власть, 1995, № 1. с. 35.
  7. В.Д. Россия экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОАО «Издательство «Экономика», Нац. Фонд подготовки кадров, 1999. с. 21.
  8. Н.И., Половинкин П. Д., Сахаров Ю. В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. С-Пб., изд-во С-ПбГУЭФ, 1996.
  9. Аналитические материалы Департамента по рыболовству Минсельхозпрода РФ. М., Минсельхозпрод РФ, 1998.
  10. Г., Сёмин А. Маркетинг как инструментпотребительского рынка продовольственных товаров. / Маркетинг, 1998, № 4. с. 54−59.
  11. И. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия). / Вопросы экономики, 1996, № 9.
  12. А.И. Наука-Техника-Экономика. М., Экономика, 1989. с. 167.
  13. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. С-Пб., изд-во С-ПбГУЭФ, 1996.
  14. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Л. 1990.
  15. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг-статистика. СПб., 1999.
  16. Д.И., Валдайцев С. В. Практический маркетинг: как создаются коммерчески успешные товары и услуги. Л., 1991.
  17. Г. В. Основы техники безопасности и противопожарной техники в сельском хозяйстве. М., 1963.
  18. А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М., Ось-98, 1998. с. 8,9.
  19. С. А. История экономических учений в вопросах и ответах. М., Юристъ, 1998.•ф 20. Балацкий Е. Точки Лаффера и их количественная оценка. М., МэиМО, 1997, № 12.
  20. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Т.П.М., 1994. с. 500.
  21. Г. Л. Маркетинг. Словарь. С-Пб., изд-во С-ПбГУЭФ, 1998.
  22. А.В. Предпринимательство: основной курс. Учебник для ВУЗов. М., ИНФРА, 1998. с. 53,54.24. 24. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн А. Маркетинг. Учебник. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. с. 311−359, 417−443.
  23. В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в агропромышленном комплексе. Киров: ВГСХА, 2000. — 262 с.
  24. B.C., Югов Ю. Г. Основы маркетинга в сельском хозяйстве. Пермь, 1995.
  25. М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // Русский экономический журнал. —1998.-№ 3.-С. 67−77.
  26. Дж. К., О’Делл К. Американский менджмент на пороге 21 века. М.:Экономика, 1991.
  27. Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции -Санкт-Петербург. СПУЭИФ.- 1991.- 65 с.
  28. Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., 1993.
  29. А.В. Стратегический маркетинг. М., 1998.
  30. Г. В., Оленичева С. А. Некоторые вопросы организации маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве. Н. Новгород, 1996.
  31. Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?/Российский экономический журнал, 1997, № 9. с. 57−69.
  32. Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России. / Российский экономический журнал, 1998, № 4. с. 66−75.
  33. А.Я. Эстетика истории. М.: Наука, 1974, с. 368.
  34. В.П. Пути становления и развития малого предпринимательства в рыбном хозяйстве (на примере Сахалинской области). Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М., ВНИИЭРХ. 1997.
  35. Н. Совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. — № 4.
  36. И. И. Подходы к оценке конкурентоспособности товарной продукции на региональных продовольственных ранках // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 1999.- № 12.
  37. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: 4 СП «БукЧембер Интернешнл», 1992. с. 41.
  38. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономик . С-Пб, Литера-плюс, 1997. с. 146−151.
  39. Д. Эффективный самомаркетинг. М., 1998.
  40. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М., 1995.
  41. Н. Маркетинг в сфере производственно-технического обслуживания в сельском хозяйстве. // Экономика сельского хозяйства России. 1994., № 10.
  42. Л. Москалев М. Концепция занятости сельского населения // АПК: экономика и управление. 1998.- № 3.- С.58−61.
  43. В. И. Валютный курс и паритет покупательной способности как факторы конкурентоспособности // Вопросы статистики — 2000.-№ 5.-С. 41.
  44. В. М. Пути развития пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях экономической реформы.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1996. -№ 8.
  45. Жих Е. М. Маркетинг: как завоевать рынок. Л., 1991.
  46. П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — № 12.-С. 50.
  47. П. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // ^ Маркетинг.- 1997.- № 5.- С.З.
  48. П.С. Формула успеха: маркетинг. СПб., 1996.
  49. Е.В., Гонгавов С. В. Агромаркетинг. Воронеж. 1999.
  50. В., Семенов И. О сущности стратегического маркетинга. /РЭЖ. 1997. № 3.
  51. А. Г. АПК механизм рыночной экономики.- М.- ВО Агропроииздат.- 1992.
  52. С. Государственное регулирование // Вопросы экономики-2000.- № 8.- С. 84.
  53. Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал 1995.- № 11.- С. 108.
  54. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. М.: Прогресс, 1982. — с. 264.
  55. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 1989.
  56. И.М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001 -539 с.
  57. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. М.: Логос, 1999. — 367 с. 60.
Заполнить форму текущей работой