Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Негосударственные вузы как один из источников развития региональных социально-экономических систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия, отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности высшего профессионального образования (далее — ВПО) к рынку. На современном этапе в нашем государстве сформирована стратегия реформирования системы высшего образования, реализация которой позволит обеспечить высококвалифицированными кадрами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и методика развития региональных социально-экономических систем на основе образовательных инициатив
    • 1. 1. Теоретические аспекты развития региональных социально-экономических систем
    • 1. 2. Региональное развитие в условиях совершенствования образовательных систем: российский и зарубежный опыт
    • 1. 3. Методическая база развития региональных социально-экономических систем за счет реализации научно-образовательных инициатив негосударственного сектора
  • Глава 2. Анализ потенциала регионального развития реализуемого негосударственным сектором науки и образования
    • 2. 1. Исследование развития негосударственного образовательного сектора Российской Федерации в контексте содействия региональному развитию
    • 2. 2. Ситуационный анализ формирования стратегий негосударственных вузов в условиях реализации региональных стратегических программ
    • 2. 3. Анализ механизмов участия негосударственного образовательного сектора в реализации стратегий региональных социально-экономических систем
  • Глава 3. Формирование программы развития негосударственного образовательного сектора как точки роста социально-экономических систем региона
    • 3. 1. Структурная модель формирования базы стратегических проектов негосударственного образовательного учреждения, способствующих развитию региональной социально-экономической системы
    • 3. 2. Механизмы адаптации стратегий негосударственных вузов к стратегическим интересам субъекта РФ
    • 3. 3. Комплекс стратегических проектов негосударственного образовательного сектора в контексте реализации региональных стратегических интересов

Негосударственные вузы как один из источников развития региональных социально-экономических систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Россия, отличающаяся развитой системой образования и высоким образовательным уровнем населения, сегодня столкнулась с проблемой слабой адаптированности высшего профессионального образования (далее — ВПО) к рынку. На современном этапе в нашем государстве сформирована стратегия реформирования системы высшего образования, реализация которой позволит обеспечить высококвалифицированными кадрами долгосрочные потребности инновационного развития экономики регионов Российской Федерации. Тенденции изменения современного общества обострили проблему профессиональной адаптации человека в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды и, как следствие, актуализировали конкуренцию между различными субъектами образовательной системы страны. Модернизация и инновации, как векторы развития государства, неразрывны с аспектами стратегического развития системы высшего профессионального образования. Современное инновационное производство нуждается в квалифицированных кадрах, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и профессиональными компетенциями. Качество ВПО имеет сегодня определяющее значение для устойчивого развития регионов в частности и для России в целом.

При этом повышение внимания к качеству высшего образования, обсуждение его критериев и перспектив развития обусловлены тремя системными проблемами, вставшими перед регионами РФ и страной:

• отсутствие сформированных, синергетически действующих систем-связок «образование — рынок», обеспечивающих стратегическое развитие социально-экономических систем как на федеральном, так и на региональном уровнях;

• несоответствие высшего профессионального образования потребностям современной экономики;

• отсутствие со стороны региональных властей, бизнеса, других институтов развития четко сформулированных задач и требований к системе высшего профессионального образования.

Качество ВПО, очевидно, может возрасти в условиях конкурентной борьбы вузов различных форм собственности. Создание конкурентной среды стало одной из причин появления негосударственных вузов. Другой причиной явилось недостаточное бюджетное финансирование при наличии у населения спроса на высшее образование. Однако роль негосударственного сектора ВПО до сих пор остается недооцененным в контексте развития муниципальных и региональных экономик страны и слабо теоретически обоснованным.

Степень научной разработанности проблемы. Объективное содержание происходящих на региональном уровне российской экономики рыночных преобразований рассматривается в работах таких видных отечественных экономистов, как К. Гаджиев, Г. Гутман, Ю. Дмитриев, О. Звягинцева, Н. Иванов, О. Иншаков, С. Каргин, А. Лавров, В. Лаженцев, В. Малов, Р. Маннапов. В современной экономической литературе общим вопросам формирования и реализации базовых региональных экономических комплексов посвящены работы А. Зайцевой, В. Клисторина, В. Лексина, Дж. Литвака, Л. Прониной, В. Селиверстова, А. Смирнова, А. Швецова. Инвестиционный и инновационный потенциал территориальных объединений показан в работах А. Атаева, А. Кривцова, О. Кузнецовой, А. Литовченко, В. May.

Вопросы управления высшими учебными заведениями представлены в трудах И. Абрамова, Г. Балыхина, А. Барановского, О. Горелик, А. Грудзинско-го, А. Егоршина, А. Жабина, Е. Жильцова, В. Журавлева, У. Зиннурова, А. Клюева, Е. Князева, С. Кортова, М. Лукашенко, Л. Романковой, А. Панкрухина, В. Садовничего, А. Тихонова, В. Чекмарева, А. Шатина и других исследователей.

Анализ теоретических подходов к формированию экономических механизмов управления образованием, функционированию системы образования в современных рыночных условиях (в том числе маркетинговому подходу к производству образовательных услуг) отражены в исследованиях А. Вифлеемского, В. Лазарева, Н. Литвиновой, Г. Лукина, С. Мамонтова, В. Носкова, Ю. Ого-родникова, В. Серикова, Н. Хроменкова, П. Худоминского Ф. Филиппова, В.

Чекмарева, В. Щетинина и др.

Высоко оценивая результаты исследований вышеназванных ученых, необходимо отметить недостаточность научных работ и практических разработок по проблеме системного подхода к управлению развитием региональных социально-экономических систем в контексте реализации на соответствующих территориях проектов в сфере высшего профессионального образования, интеграции стратегических приоритетов вузов региона и самого субъекта Российской Федерации. Проблема исследована явно недостаточно, несмотря на свою научно-методологическую, практическую и социально-экономическую значимость. Таким образом, диссертационное исследование имеет не только научную направленность, но и четкую практико-прикладную ориентацию.

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование структурной модели интеграции стратегических проектов негосударственного образовательного учреждения в долгосрочную программу развития региональной социально-экономической системы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) определить теоретико-методологический инструментарий, позволяющий выявить и проанализировать особенности развития региональных социально-экономических систем в контексте локальных рынков образовательных услуг;

2) обобщить возможные теоретические подходы и выбрать необходимую методологию анализа стратегического развития в системах высшего профессионального образования, в том числе в негосударственном секторе, и выбрать направления интеграции стратегий;

3) обосновать приоритеты стратегического развития негосударственного вуза и оценить их соответствие направлениям развития региональных социально-экономических систем;

4) определить факторы эффективного функционирования негосударственного вуза как «точки роста» экономики региона;

5) разработать модель формирования базы стратегических проектов негосударственного вуза, способствующих развитию региональной социальноэкономической системы.

Область исследования. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: 3.15 «Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы» и 3.19. «Разработка методологии анализа и методики оценки функционирования корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, предприятий общественного сектора и некоммерческих организаций в регионах и муниципалитетах. Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активов — природных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др.».

Объектом исследования являются негосударственные вузы как источник развития региональных социально-экономических систем.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе стратегического управления региональными социально-экономическими системами.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического планирования и региональной экономики, теории управления экономическими системами, теории организаций. Научный подход к исследуемому объекту и предмету основан на применении принципов структурирования, оптимизации, системной динамики, ситуационной системности. В работе использовались методы сравнительного, структурно-функционального, абстрактно-логистического, функционально-стоимостного анализа. В процессе проведения исследований применялись методы классификации, группировки, экономико-математические методы, использовался инструментарий Б^ОТ-анализа, был сделан анализ структуры и динамики изучаемых процессов.

Логика исследования отражает последовательность его основных стадий: выполнен обзор литературы по теме исследования, затем сделан анализ предмета исследования, по результатам которого решена поставленная актуальная научная задача по разработке и апробации алгоритма регионального стратеги-рования.

В диссертации получены следующие основные результаты, обладающие научной новизной и отражающие личный вклад автора в решение поставленных задач:

1) уточнена формулировка «точка роста» в контексте социально-экономического развития региона;

2) выявлена и структурирована система факторов негосударственного вуза как «точки роста» инновационной экономики региона на основе анализа нормативно-правовой базы и практики функционирования негосударственных образовательных учреждений в различных субъектах РФ;

3) разработана структурная модель формирования базы стратегических проектов негосударственного образовательного учреждения, способствующих развитию региональной социально-экономической системы.

4) предложен комплекс стратегических проектов для Владимирской области с учетом анализа потребностей в росте социально-экономических региональных систем и реализации программ инновационного развития региона.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке отдельных элементов концептуального подхода к анализу стратегического развития региональных социально-экономических систем, а также образовательной инфраструктуры субъекта РФ как необходимых условий реализации инновационного потенциала территории. Теоретические выводы исследования могут быть использованы в разработке методических материалов и инструкций для формирования целенаправленной политики в сфере развития региональных образовательных комплексов при стратегическом планировании — как на уровне отдельного высшего учебного заведения, так и на уровне региональной системы образования, субъекта РФ в целом.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы предложений по интеграции стратегий развития вуза и региональной социально-экономической системы. Автор предлагает рекомендации относительно разработки стратегических проектов негосударственного вуза, способствующих реализации программ развития субъекта РФ (на примере Владимирской области).

Апробация результатов исследования. Полученные теоретические, методологические и практические результаты поэтапной проработки проблемы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр менеджмента и маркетинга и экономической теории AHO ВПО «Владимирский институт бизнеса», на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах, в частности, на Международном научно-практическом форуме «Инновации: экономика, бизнес, социум» (г. Владимир, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Антикризисная стратегия для России: экономика, бизнес, социум» (г. Владимир, 2008 г.), круглом столе Комитета Государственной Думы по образованию «Роль негосударственных вузов в условиях становления новой модели высшего профессионального образования» (г. Москва, 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Будущее России: социально-экономический форсайт» (г. Владимир, 2011 г.) и других.

Основные положения и результаты диссертационной работы использованы при разработке проекта «Рейтинг молодых специалистов Владимирской области», поддержанного ТПП Владимирской области и Департаментом образования региона. Результаты исследования включены в научно-исследовательские работы AHO ВПО «Владимирский институт бизнеса». Теоретико-методологические положения, предложенные автором, используются в учебном процессе при преподавании дисциплин «Региональная экономика», «Образовательный менеджмент» и могут применяться в других вузах соответствующего профиля.

Отдельные направления диссертационной работы внедрены в практическую деятельность органов власти Владимирской области (имеются справки о внедрении).

Публикации. Автором сделано 12 научных публикаций, из них по теме диссертационного исследования — 11 работ общим объемом 12,5 п.л. (авторский вклад — 7, 3 п.л.), в том числе коллективная монография общим объемом 9,0 п.л. (авторский вклад — 4,0 п.л.), а также 2 статьи в рецензируемых журналах из списка ВАК РФ.

Структура и объем диссертационного исследования. Структура работы отражает логику исследования и соответствует направленности сформулированных в работе цели и задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 151 наименование.

Эти выводы послужили основой для обоснования необходимости формирования модели интеграции стратегии негосударственного образовательного учреждения и стратегии социально-экономического развития региона.

Формирование структурной модели интеграции стратегии негосударственного образовательного учреждения и стратегии социально-экономического развития региона произведено с использованием 1СОМ-нотации концептуального моделирования, где Буквы I, С, О или М, написанные около несвязанного конца граничной стрелки идентифицируют стрелку как Вход (Input), Управление (Control), Выход (Output) или Механизм (Mechanism). При этом при моделировании социально-экономического объекта или процесса под входными потоками подразумеваются ресурсы (финансовые, кадровые, административные и др.). В качестве механизмов целесообразно, с нашей точки зрения, прежде всего, рассматривать институциональные механизмы реализации. Управленческими потоками в рамках данной модели были определены прогнозируемые ограничения нормативного, институционального и социального характеров. Наконец, выходными потоками является стратегическое развитие региона и, соответственно, всех субъектов партнерства (власти, бизнеса, науки, системы образования, некоммерческих организаций), в том числе негосударственного ВУЗа.

В рамках диссертационного исследования были рассмотрены четыре типа социальных партнерств, которые демонстрируют синергетический эффект от реализации стратегии негосударственного ВУЗа и стратегии региональной социально-экономической системы в целом. В качестве ключевого и наиболее представленного в исследовании, было выделено партнерство ВУЗа с государственными региональными и муниципальными структурами через формирование кадрового резерва для обеспечения реализации программ социально-экономического развития региона, экспертизу муниципальных и региональных программ и стратегий, участие ВУЗа в их разработке и научное сопровождение.

Среди финансовых ресурсов в рамках входных потоков модели были выделены грантовые программы, а также целевые бюджетные программы регионального и муниципального уровней, кадровый потенциал партнерства представлен профессорско-преподавательским составом, аспирантами и студентами ВУЗа, с одной стороны, и профильными специалистами муниципальных и региональных администраций — с другой. В рамках административных ресурсов акцент сделан на управленческих решениях, принимаемых и реализуемых на уровне региона, а также на инфраструктурные объекты и потенциал масс-медиа.

Среди механизмов взаимодействия «ВУЗ-ВЛАСТЬ» отдельно были выделены и проанализированы такие формы как научно-технический совет, профильные советы (например, совет по экономике) при главе региона, механизмы проведения конференций и общественных слушаний.

На выходе данной модели, при соответствующей реализации предложенного инструментария, и произойдет генерация процесса устойчивого инновационного развития региональной социально-экономической системы.

Вторым по значимости является стратегическое партнерство негосударственного ВУЗА и бизнес-среды региона, которое в рамках предложенной модели реализуется в разработке, внедрении и развитии программ инновационного предпринимательства, усилении кадрового потенциала регионального бизнеса и реализации консалтинговых программ. Среди механизмов реализации партнерства бизнес-среды и негосударственного ВУЗа нами были выделены корпоративные университеты в структуре партнерства, сертификационные программы и программы адаптации. При этом, по нашему мнению, необходимо, чтобы и бизнес активно участвовал в формировании пакета образовательных программ ВУЗа, а выявленные факторы негосударственного ВУЗа, как «точки роста» инновационной экономики региона, будут этому способствовать.

При развитии стратегического партнерства «ВУЗ-НАУКА» результатом должна стать интеграция вузовской и академической науки для повышения качества образовательного процесса в регионе.

Четвертым направлением в стратегическом партнерстве выступает связь «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РЕГИОНЕ», которая позволит рационально использовать ключевые компетенции вузов-партнеров для достижения высокого образовательного потенциала региональной социально-экономической системы.

И, наконец, структурная модель партнерства «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ — НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР», основанная на реализации образовательных программ для общественных организаций, позволят не только реали-зовывать проекты общественных слушание, но и будут способствовать формированию общественного мнения, способствующего стратегическому развитию региона.

С учетом анализа потребностей в росте социально-экономических региональных систем и реализации программ инновационного развития региона в диссертации был предложен комплекс стратегических проектов негосударственного ВУЗа для Владимирской области, таких как «Рейтинг молодых специалистов Владимирской области», инновационная образовательная программа «Управленцы XXI века», региональная олимпиада бизнес-сообщества «Пред-приниматель-2011» и др.

Таким образом, определяющим значением эффективного стратегического управления региональной системой негосударственного высшего профессионального образования обладает рациональный механизм данного управления, конкретизирующий объект и субъект управления, функции и принципы стратегического управления, формы ресурсного обеспечения деятельности системы, механизм контроля стратегического развития, и, конечно же, целевую направленность системы и пути развития ее ресурсного потенциала. Результаты контроля стратегического развития системы определяют те корректирующие воздействия, которые формируют стратегию, необходимую для гармоничного, комплексного развития системы высшего профессионального образования субъекта Федерации.

По нашему мнению, стратегическое управление региональной системой высшего профессионального образования (как государственного, так и негосударственного) должно в своей основе обеспечиваться соответствующими преобразованиями в процессе финансирования ВПО и реорганизацией структуры управления элементов данной системы.

Таким образом, эффективное функционирование механизма стратегического управления региональной системой негосударственного высшего профессионального образования способствует гармоничному развитию не только сферы высшего профессионального образования в регионах путем повышения качество ее продуктов и услуг, но и всей региональной социально-экономической системы, что в конечном итоге и найдет свое отражение росте общего потенциала государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение хотелось бы отметить, что высшее профессиональное образование является важным институтом общества. Система высшего профессионального образования обеспечивает комплексное развитие национальной социально-экономической системы посредством формирования человеческого капитала общества, развития науки и внедрения инновационных продуктов и услуг в общественное хозяйство и, таким образом, способствует экономическому росту. Эффективное управление системой высшего профессионального образования является важной задачей не только на государственном, но и региональном и муниципальном уровнях.

В ходе диссертационного исследования региональных социально экономических систем было определено влияние различных факторов на сбалансированное развитие регионов. В условиях рыночной экономики достижение стабильного и всестороннего экономического роста в отдельно взятой региональной системе невозможно. Однако на отдельных территориях через влияние на экономическую, социальную, культурную и политическую сферы возможно формирование отдельных точек роста (комплексов точек роста), основанных на инновационном потенциале региона, фундаментом которого являются наука и образование.

За последние 15−20 лет в развитии отечественной системы высшего профессионального образования наблюдались определенные тенденции:

• изменилась роль высших учебных заведений в социально-экономическом развитии экономики и общества;

• происходила регионализация деятельности системы высшего профессионального образования по всей территории страны;

• трансформировалась институциональная самостоятельность вузов и процесс их финансирования;

• обострилась конкуренция на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции в связи с развитием негосударственного сектора высшей школы.

За достаточно непродолжительный период негосударственные вузы сумели доказать свое право на существование и в отдельных случаях имеют немало преимуществ перед государственными высшими учебными заведениями. В отличие от государственных вузов у них гораздо больше свободы в разработке и применении дополнительных авторских программ, у многих солидная материально-техническая база, более комфортные условия для обучения и проведения практических занятий. Многие негосударственные вузы имеют тесные контакты не только с отечественными, но и зарубежными предприятиями и организациями, а также предоставляют своим студентам возможность стажировки за границей. Качественно профессорско-преподавательский состав в негосударственных вузах во многих случаях не уступает коллегам из государственного вуза. Часть негосударственных вузов практикуют инновационные технологии образования, что находит свое отражение в создании инновационных продуктов. Большое внимание именно негосударственные вузы уделяют выполнению своей социальной миссии в регионе.

Рассматривая территориальную структуру негосударственного высшего профессионального образования можно говорить о сложившихся региональных подсистемах негосударственного сектора высшей школы, ограниченных в основном границами субъектов Российской Федерации. Деятельность региональных систем негосударственного высшего профессионального образования осуществляется в тесном взаимодействии с развитием территорий их месторасположения и взаимосвязи с процессами социально-экономических преобразований в обществе. Это позволило определить факторы, позволяющие рассматривать негосударственный вуз как «точку роста» инновационной экономики региона.

На основании произведенного в диссертационном исследовании анализа стратегий и миссии различных региональных вузов были сделаны следующие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (ред. и изм. от30.12.2008 № 7) Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  3. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51 Часть I (ред. от 06.12.2011 № 405 с изм. от 28.11.2011 № 337) Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  4. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 года № 14 Часть II (ред. от 30.11.2011 № 363 с изм. от 28.11.2011 № 337) Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  5. Гражданский кодекс РФ от 26 ноября 2000 года № 146 Часть III (ред. от 30.06.2008 № 105) Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  6. Гражданский кодекс РФ от 18 декабря 2006 года № 230 Часть IV (ред. от 08.12.2011 № 422) Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  7. ФЗ РФ от 07.02.1992 г. № 2300−1 (ред. от 18.07.2011 № 242) «О защите прав потребителей» Электронный ресурс. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».
  8. ФЗ РФ от 08.08.2001 г. № 129 (ред. от 18.07.2011 № 228) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Электронный ресурс. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».
  9. ФЗ РФ от 10.07.1992 г. № 3266−1 (ред. от 17.07.2009) «Об Образовании» Электронный ресурс. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».
  10. ФЗ РФ от 22.08.1996 № 125 (ред. от 02.08.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 19.07.1996) Электронный ресурс. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».
  11. ФЗ РФ от 3.11.2006г. № 174 (ред. от 18.07.2011) «Об автономных учреждениях» Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  12. ФЗ РФ от 12.01.1996 г. № 7 (ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях» Электронный ресурс. (с изм. и доп. от 24.07.2008) // СПС «Консул ьтант-Плюс».
  13. Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  14. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  15. Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  16. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Электронный ресурс. // СПС «Консультант-Плюс».
  17. В. А. Инвестиционная стратегия региона и «точки роста» // Экономическая наука современной России. 2008. — № 2. — С. 66−76.
  18. Т.Е., Заборова E.H. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов. // Социологические исследования. 2008. — № 2. — С. 93−97.
  19. A.B. Управление негосударственным вузом в условиях рынка образовательных услуг. Ессентуки: изд-во «Ессентукский Институт Бизнеса и Права», 2000. — 116 с.
  20. В., Астахова Е. О государственной ответственности негосударственных вузов // Высшее образование в России. М., 2001. — 234 с.
  21. М.Е. Тендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования // Социологические исследования. 2002. — № 11. — С. 120−126.
  22. Ю.В., Говорухина Е. Г., Чекмарев В. В. Новации и университетские инновации. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. — 210 с.
  23. С.А., Клячко Т. А., Полушкина Е. А., Краснова Г. А., Сюлькова Н. В. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 124 с.
  24. Л. Общая теория систем: Критический обзор/ Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
  25. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  26. И., Михайлов А. Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы // Высшее образование в России. 2007. — № 6.-С. 71−76.
  27. Jl.JI. Формирование региональной подсистемы высшего образования: социально-экономический аспект. Автореф. дис. канд. экон. наук. -СПб, 2002.-21 с.
  28. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд. / под ред. В. В. Глухова. СПб: изд-во «Лань», 2001.-544 с.
  29. B.C. Система образования Финляндии: успех школьного обучения и «третья роль» университетов // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭРС / Под ред. М. В. Ларионовой. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2005.-С. 17−19.
  30. В.Н. Качество в негосударственном вузе. СПб.: изд-во Политехнического института, 2005. — 243 с.
  31. Ю.С. Общественность и высшая школа России в начале 20 века. -М., 1994.- 175 с.
  32. В. А. Региональная экономика: российская модель. Учебное пособие. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2000. — 408 с.
  33. Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. коллектив: A.C. Забровская, Т. Л. Клячко, И. Б. Королев, В. А. Чернец, А. Е. Чирикова, Л. С. Шилова, C.B. Шикин (отв.ред.). М.: Независимый институт социальной политики, 2004. — 405 с.
  34. В.В. Становление системы образования региона. Тюмень, изд-во ТГУ, 1998.-239 с.
  35. В.А. Федеральная региональная социально-экономическая политика как инструмент преодоления ассиметрии в развитии российских регионов // Экономика и управление. 2006. — № 2. — С. 23 — 25.
  36. Н.П. Негосударственный вуз в современном российском обществе: Автореф. дисс. канд. социологических наук. Пенза, 2002. — 25 с.
  37. М.К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 с.
  38. М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. M.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с.
  39. JI. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 4−25.
  40. JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. — № 1. -С. 36−42.
  41. В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 148−152.
  42. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой / Под ред. Г. В. Гутмана. М: Финансы и статистика, 2001. — 176 с.
  43. К.Х. Системность как парадигма современной науки и синергетики// Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — С. 110−118.
  44. Ю.А., Смирнов А. И., Хартанович К. В. Формирование инновационной региональной экономики / Под общ. ред. профессора К.В. Харта-новича. Владимир, Собор, 2008. — 320 с.
  45. Ю.А., Скорик В. М., Шустров И. Л., Хартанович К. В. актуальные проблемы развития региональной экономики / Под общ. ред. профессора К. В. Хартановича. / Монография. Владимир, Собор, 2011. — 468 с.
  46. И. Негосударственное образование как социокультурный феномен // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 83−85.
  47. А.П., Сухова М. В. Негосударственные вузы в системе высшего образования в России // Известия СПбУЭФ. 2000. — № 1. — С. 99−114.
  48. E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд-во МГУ, 1995.- 106 с.
  49. В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 3 -14.
  50. О.П., Зинякова К. Ю. Каверзин И.Л. Регион и негосударственный вуз: синергия стратегического взаимодействия: монография. Владимир: АТЛАС, 2011.- 142 с.
  51. В.А. Негосударственное профессиональное образование: состояние и перспективы развития // Гуманизация образования. 2003. — № 2. — С. 24−29.
  52. В.А. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития // Высшее образование в России. 2006. — № 9. — С. 52−58.
  53. В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. М.: РосНОУ, 1999. — 185 с.
  54. Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010.- 160 с.
  55. В.В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография: в 2-х ч. Часть 1. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2001. — 272 с.
  56. В.В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография: в 2-х ч. Часть 2. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2001. — 272 с.
  57. С.А. Инновационные подходы к воспроизводству трудового потенциала региона // Проблемы преобразования и регулирования регио-налььных социально-экономических систем: Сб. науч. тр. Вып. 34 / под ред. О. П. Литовки. СПб.: ИРЭ РАН, 2006. — С. 91−115.
  58. С.А. Формирование стратегических целей структурной перестройки региональных систем подготовки кадров // Материалы международнойнаучно практической конференции (25 — 26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург). — СПб.: ИРЭ РАН, 2007. — С. 361−371.
  59. И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: изд-во МосГУ, 2004. — 350 с.
  60. И.М. Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Альма матер. Вестник высшей школы. М.: Изд-во Российский университет дружбы народов. — 2004. — № 7. — С. 3−12.
  61. И.М. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 39−52.
  62. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / M.JI. Агранович и др.- Национальный фонд подготовки кадров. М.: Логос, 2010. — 280 с.
  63. Т.Л. Экономические основы функционирования негосударственного сектора высшей школы. Автореф. дисс. канд. эконом, наук. Томск: ТГУ, 2000.- 18 с.
  64. И.Л., Червяков С. С. Инструменты регионального стратегирова-ния: экономика, менеджмент, маркетинг, связи с общественностью: монография. Владимир: АТЛАС, 2011. — 155 с.
  65. A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. — 18 с.
  66. A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации. Ульяновск: изд-во Ульяновского гос. пед. ун-та, 2005. — 156 с.
  67. O.A. Ведущие тенденции развития негосударственных учебных заведений в России: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. М., 1997. — 32 с.
  68. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. — 416 с.
  69. А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Междунар. отношения, 2003. — 208 с.
  70. Е.А. Высшее негосударственное образование в России: история и современность. М.: НИИВО, 1993. — 68 с.
  71. Н.Е. Стратегические приоритеты социального развития регионов: методологические аспекты // Материалы международной научно-практической конференции (25 26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург). -СПб.: ИРЭ РАН, 2007. — С. 293−297.
  72. В.В., Резник A.A. У истоков коммерческого образования в России // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. 2001. — № 3 (9). — С. 7−9.
  73. В.В., Резник A.A. У истоков коммерческого образования в России // Обучение и карьера в Санкт-Петербурге. 2001. — № 4 (10). — С. 8 -11
  74. В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Наука, 1993. — 352 с.
  75. И., Щукина Е. качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей // Альма матер. Вестник высшей школы. М.: Изд-во Российский университет дружбы народов, 2003. — № 7. — С. 23−28.
  76. В.А. Организация стратегического планирования и программирования на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. -Владимир: Собор, 2004. С. 176−178.
  77. В.А. Региональная экономика и управление: механизмы государственного регулирования. Уч.-метод. пос. Владимир: Собор, 2009. -212 с.
  78. C.B. Экономика развития и выбор социальных приоритетов региона // Материалы международной научно-практической конференции (25 26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург). — СПб.: ИРЭ РАН, 2007. — С. 289−292.
  79. JI.K. Некоторые вопросы выбора приоритетов социального развития регионов // Материалы международной научно-практической конференции (25 26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург). — СПб.: ИРЭ РАН, 2007.-С. 330−333
  80. С.И. Региональное управление социально-экономическими процессами // Региональная экономика. 2011. № 4. Электронный ресурс.: URL: http:// www.uecs.ru (дата обращения: 26.02.2012).
  81. Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2008. — № 3. — С. 108−112.
  82. В.А., Мохначев С. А. конкурентоспособность вуза как объект управления. // Монография. Екатеринбург: изд. дом «Пригородные вести», 2006. 160 с.
  83. Т.О. Формирование и активизация полюсов экономического развития в регионе: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2008. -18 с.
  84. H.A., Скворцов В. Н., Тучков А. И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования / Предисл. H.A. Лобанова. СПб.: изд-во Файндер, 2002. — 42 с.
  85. М.В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2000. -345 с.
  86. И.П. Модель региональной системы трудоустройства выпускников вузов. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. — 18 с.
  87. И.М. Рейтинг регионов в системе мониторинга развития высшего профессионального образования субъекта Российской Федерации // Вопросы образования. 2007. -№ 4. — С. 217−231.
  88. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 40−52.
  89. И.А. механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское управление: практика и анализ. -2003. № 5−6.
  90. Л.Ф. Стратегическое планирование развития негосударственных вузов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2002. — 19 с.
  91. Место и роль человека в условиях трансформации социальных отношений в России / Под ред. В. Н. Вениаминова, И. П. Павловой. СПб.: Международный банковский институт, 2002. — 206 с.
  92. Т.А., Перфильева О. В. Анализ опыта федеральных университетов для определения перспективных направлений взаимодействия вузов с российскими регионами // Университетское управление: практика и анализ. 2008. — № 5 (57). — С. 23−38.
  93. В.Д. Методология систем: вербальный подход / Отделение экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 256 с.
  94. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В. В. Галкин, Д. С. Зуева, А. Е. Волков, A.A. Климов, Д. С. Ковальчук, П.Б. Мрду-ляш / Под общ. ред. A.A. Климова. М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. -104 с.
  95. М.В. Концептуальные основания развития экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг. Дис. д-ра экон. наук. СПб., 2008.-284 с.
  96. Непрерывное образование: Краткий словарь. Изд. 6-е / Под ред. H.A. Лобанова и В. Н. Скворцова. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2004. -72 с.
  97. И.А., Точилкина О. С. Экономическая дифференциация регионов: оценки, динамика, сравнения. М.: ФБК, 2011. — 28 с.
  98. Образование и наука в третьем тысячелетии: Материалы к Шестой Международной научно-теоретической конференции. Ч. 1 / Под ред. В. И. Степанова. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2010.-86 с.
  99. Ф. Экономическое пространство: теория и приложения / Пер. с англ. А. П. Горюнова // Пространственная экономика. 2007. — № 2. — С. 77−93.
  100. JT.B. Национальный проект «Образование»: финансовые аспекты // Высшее образование сегодня. 2006. — № 12. — С. 4−8.
  101. О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. — № 1 (32). — С. 133−144.
  102. И.В., Жарков В. Н., Максимов С. А. Основы менеджмента. М.: ЮРАЙТ — Изд-во, 2003. — 286 с.
  103. Региональное управление в федеративном государстве: Очерки теории и практики / Под ред. В.A. May, М. Ю. Сеньковой, B.C. Назарова. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 448 с.
  104. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2011. Стат. сб. / Росстат.-М., 2011.-990 с.
  105. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 990 с.
  106. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 990 с.
  107. В.Е. Теоретико-методологические основания стратегического анализа развития региона // Экономика и управление. 2007. — № 1. — С. 1922.
  108. Я.М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление. 2005. — № 1. — С. 69−79.
  109. A.M. Сомнительные блага российского образования // Вопросы образования. 2008. — № 4. — С. 111−127.
  110. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 280 с.
  111. И.И., Совершаева Л. П., Слуцкий Е. Г. Типология региональных систем. СПб.: Ин-т «Северо-Запад» МООО «Знание». 2007. — 84 с.
  112. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. M.: Высшая школа, 2004. — 616 с.
  113. Л.П. Теория и практика государственного управления региональными системами: опыт Северо-Западного региона России. СПб.: Изд-кий дом «Петрополис», 2007. — 516 с.
  114. Ю.Т. Теория систем и системный анализ: Уч. пособ. Киев: МЛУП, 2003.-368 с.
  115. В. Тектология Богданова и неоклассическая теория организации// Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. -С. 67−72.
  116. Управление социально-экономическими процессами в регионах: роль университетов / Под общ. ред. В. В. Чекмарева. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2002. — 425 с.
  117. Е.В. Негосударственные вузы в условиях модернизации российского образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2006. — 42 с.
  118. .Б., Сабанчиев А. Х., Абаев P.M. Теоретико-методологические основы исследования закономерностей и тенденций социально-экономического развития регионов // Вопросы экономики и права. 2011. -№ 11. — С. 73−77.
  119. Р.Н., Хокшанова Е. П., Пименов C.B. Инвестиционная стратегия развития региона на основе социальных приоритетов // Под ред. Федосовой Р. Н. / Авт. Колл. Пименов C.B., Федосова Р. Н., Хокшанова Е. П. Владимир, Собор, 2008. — 160 с.
  120. А.Н. Экономическая динамика и устойчивость хозяйственных систем // Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. М.: Изд-во РАГС, 2005. — С. 4−14.
  121. Формирование стратегии управления социальными процессами в регионах / Под ред. C.B. Кузнецова. СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2006. — 173 с.
  122. Й., Глас А., Баумгартл Б. Частное высшее образование в Европе: сравнительный анализ с точки зрения целей Болонского процесса // Высшее образование сегодня. 2007. — № 2. — С. 27 -30
  123. A.A. Приоритеты направления развития образовательной системы РФ / Доклад A.A. Фурсенко // Высшее образование в России. 2005. -№ 1. С. 5−10.
  124. В.В. Экономические и социальные цели высшего образования. -Кострома: изд-во КГУ им. А. Н. Некрасова, 2011. 518 с.
  125. П.А. Перспективы развития инновационных процессов в образовании России // Научно-практический журнал «экономика, статистика и информатика». М.: Изд-во МЭСИ, 2011. — № 6 — С. 8−10.
  126. Экономика образования. 2008 (2) // Материалы журнала «Экономика образования» / Под общ. науч. ред. В. В. Чекмарева, М. М. Мусарского. Кострома: изд-во КГУ им. А. Н. Некрасова, 2009. — 354 с.
  127. Экономика образования. 2008 (3) // Материалы журнала «Экономика образования» / Под общ. науч. ред. В. В. Чекмарева, М. М. Мусарского. Кострома: изд-во КГУ им. А. Н. Некрасова, 2009. — 456 с.
  128. А.Б. Сравнительный анализ компетентностных установок выпускников вузов по экономическим специальностям и ожиданий работодателей // Научно-практический журнал «экономика, статистика и информатика». -М.: изд-во МЭСИ, 2011. № 6 — С. 11−16.
  129. Brauninger М., Vidal J.-P. Private versus Public Financing and Endogenous Growth. Journal of Population Economics. 2000. № 3(13). P. 387−401.
  130. M., Borevskaya N. (2001). Financing Education in Transitional Societies: Lessons from Russia and China. Oxford, UK, Carfax. 2001. № 3(37). P. 345 365.
  131. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborn, B. Wilson (eds.). NIACE, 2005. P. 148−150.
  132. Croix D., Monfort P. Education Funding and Regional Convergence. Journal of Population Economics. 2000. № 3(13). P. 403−424.
  133. Dale R. Globalization, Knowledge Economy and Comparative Education. Comparative Education. 2005. № 2 (41). P. 117−149.
  134. Davies I., Evans M., Reid A. Globalising Citizenship Education& A Critique of 'Global Education' and 'Citizenship Education'. British Journal of Educational Studies. 2005. № 1 (53). P. 66−89.
  135. Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. OECD, 2007.
  136. Maloney W.F., Manzano O., Warner A. Missed Opportunities: Innovation and Resource-Based Growth in Latin America. Economia. 2000. № 1(3). P. 111 167.
  137. St. George E. Positioning Higher Education for the Knowledge Based Economy. Higher Education. 2006. № 4 (52). P. 589−610.
Заполнить форму текущей работой