Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии предпринимательской деятельности в свободно-экономических зонах России: На материалах Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что деятельность льготного обложения предпринимательской деятельности в рамках схем налогового планирования основывается на федеральном Законе об основах налоговой системы, а также постановлении правительства № 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций», письмами и приказами ГНС. Смысл… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Показатели и проблемы функционирования свободных экономических зон в зарубежных странах и России
    • 1. 1. Мировой и российский опыт формирования свободных экономических зон
    • 1. 2. Экономико-географическая характеристика Калининградской области
    • 1. 3. Основы разработки системы стратегического регионального планирования
  • Выводы
  • Глава II. Методические основы формирования предпринимательского климата в свободных экономических зонах
    • 2. 1. Основные социально — экономические показатели развития экономики Калининградской области
  • Глава III.
    • 2. 2. Сравнительный анализ предпринимательской деятельности в Калининградской области
    • 2. 3. Формирование предпринимательского климата
  • Выводы
  • Стратегия развития предпринимательской деятельности в Калининградской области
  • Комплексность в развитии экономики региона как важный фактор его экономической безопасности
    • 3. 2. Возможные сценарии развития предпринимательской деятельности в регионе
    • 3. 3. Пути снижения предпринимательского риска в свободных экономических зонах
  • Выводы

Формирование стратегии предпринимательской деятельности в свободно-экономических зонах России: На материалах Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Реформы российской экономики, начатые в 1992 году, дали мощный стимул ее трансформации в рыночную. Взамен планово-распределительной системы начал работать механизм финансово-экономического регулирования товарных потоков. В результате, с одной стороны, достигнута высокая либерализации внешнеэкономической деятельности, внешней торговли, ликвидирован товарный дефицит, в обществе сформировался новый слой собственников. С другой стороны, вместо роста деловой активности, в ряде отраслей наблюдается спад производства, единое экономическое пространство оказалось перекрытым множеством административных барьеров.

Изменения, происшедшие в экономике в XX веке, до сих пор не нашли достаточно полного отражения как в экономической теории, так и непосредственно в экономической политике на государственном уровне. Наряду с положительными итогами в проведении политических и экономических реформ в стране, не устранены негативные процессы и явления в экономике, в социальной сфере, в отношении центра и регионов. Не в полной мере используется правовые формы экономического стимулирования хозяйственной деятельности малых предприятий. Еще крайне плохо и неэффективно распространяется тенденция, направленная на все большее распространение правовых условий функционирования хозяйственных отношений, системы контроля, включающей и меры ответственности.

В последние годы XX столетия усилилась роль инвестиционного стратегического планирования развития отраслей, предприятий и частного предпринимательства в России. Заметный интерес к этой важной проблеме обусловлен многими причинами, одной из которой является ускорение научно-технического прогресса, демократизация общества, свободное перемещение капитала, вступление России в ВТО, глобализация, защита экономической безопасности.

Стратегия инвестирования в предпринимательскую деятельность во многом и в значительной степени представляет собой управление развитием, движением вперед, становление новых структурных характеристик всех форм бизнеса.

Надо отметить, что затяжное переходное состояние экономики России выявило много аспектов проблем дальнейшего ее развития с целью удвоения ВВП, формирования условий и законодательных актов для расширения предпринимательской деятельности во многих отраслях. Это обстоятельство, по существу, определяет крайнюю актуальность постоянной государственной деятельности по повышению социально-экономической эффективности деятельности всех независимо от форм собственности предприятий страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области предопределяется всеми политическими и экономическими преобразованиями, которые сопровождают до настоящего времени становление рыночных отношений.

Проблема формирования, становления и развития предпринимательства в России заключается в том, что необходимо в весьма сжатые исторические сроки данного переходного периода осуществить практически полное обновление существующей производственной базы, присущей экономике развитых стран. Предпринимательство же создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладает готовностью оперативно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.

Определенное место в формировании благоприятной экономической стратегии в целях становления и развития малого предпринимательства должно уделяться налогам. Как показывают многочисленные исследования, основной недостаток налоговой системы состоит в том, что она лишь ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия доходов предприятий. Нет соответствующей увязки налогов с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов — малых предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а малые предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, развиваются самостоятельно. При этом малые предприятия, с одной стороны, заинтересованы в получении минимальной прибыли, а с другой, избегая высокого налогообложения, стремятся к уходу на территории, где налоги минимальны.

Поэтому в России продолжает расти число территорий, отличающихся разнообразными налоговыми льготами. Льготные территории именуются по-разному: «зоны экономического благоприятствования», «эколого-экономические районы», «центры международного бизнеса» и т. д. Особое место на карте льготных территорий России занимают свободные экономические зоны, такие, как, к примеру, Находка на востоке страны и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области и др. Их основная особенностьвозможность зарегистрировать компанию, освобожденную от большей части налогов.

Льготные районы различаются по объему, сроку и характеру налоговых льгот, схемам компенсации НДС (если эта льгота имеется), по косвенным налогам, условиям лицензирования отдельных видов бизнеса и т. д. Причем каждая из российских льготных территорий стремится адаптировать услуги к условиям своего региона. Условия бизнеса имеют различия и весьма существенные. Поэтому в последнее время появились множество разнообразных схем «ухода» от налогов, как для малого бизнеса, так и для крупных предприятий.

Известно, что деятельность льготного обложения предпринимательской деятельности в рамках схем налогового планирования основывается на федеральном Законе об основах налоговой системы, а также постановлении правительства № 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций», письмами и приказами ГНС. Смысл постановления правительства № 660 заключается в том, что налоговая ответственность между местными органами по месту фактической деятельности предприятия и месту его официальной регистрации распределяется в соответствии с удельным весом либо основных фондов, либо числа занятых. Однако деятельность льготной компании за пределами самого льготного района можно организовать, не вступая в противоречие с данным постановлением. Особенно это касается малых предприятий, обеспечивающих необходимую мобильность в условиях рынка, создающих глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. При этом малые предприятия способны не только быстро заменить образующиеся ниши в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупить вложенные средства.

С позиций государства нельзя пренебрегать экономической безопасностью страны и ее отдельными регионами, приграничными с другими. Надо отметить что, если до недавнего времени доминировало понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военно-стратегического противостояния «двух систем», то в настоящее время понятие экономической безопасности дополнено такими признаками как конкурентоспособность национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Понятно, что конкурентоспособность продукции и предприятий является одним из объективных критериев жизнеспособности рыночной экономики и ее способности не только противостоять внешним угрозам, но и занятию определенного места в международном разделении труда.

В новой редакции «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10 01. 2000 т, введенной Указом Президента РФ № 24, подчеркивается, что «национальные интересы в экономической сфере являются ключевыми. По сути, национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от различных по своей природе внешних и внутренних угроз [23].

Малые и средние предприятия и все, что связано с их деятельностью, составляют важный и органичный элемент организационной структуры современного общественного производства и вместе с тем при этом они должны способствовать укреплению экономической безопасности. Поэтому государство, заинтересованное в формировании предпринимательского климата, должно осуществлять рациональную политику в части предприятий тех отраслей, где в первую имеется угроза национальным интересам страны. Поэтому неслучайно малому предпринимательству в свободных экономических зонах за рубежом, к примеру, Китая оказывается серьезная государственная поддержка.

Необходимо отметить, что предпринимательство будет жизнеспособно только в том случае, если государство создаст благоприятную экономическую среду для его становления и успешного функционирования. Это предполагает, в свою очередь, создание и развитие законодательной и нормативной базы, необходимой для эффективного развития рыночных отношений, оптимального государственного регулирования, стимулирования деловой активности, а также формирование всех элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих предпринимательскую деятельность и экономическую безопасность страны и отдельных ее регионов.

В настоящей работе отмечается, что значительное место в переходе к рыночной экономике отводится развитию предпринимательства, в том числе, небольших самостоятельных предприятий. Основные функции, которые малые предприятия выполняют в рыночной экономике, достаточно хорошо известны специалистам. Но, особенность предпринимательской деятельности в российских приграничных свободных экономических зонах, по мнению соискателя, заключается в том, государство при формировании льгот должно учитывать экономическую безопасность региона и страны. Например, учитывая специфическое геополитическое положение Калининградской области, в основу экономической стратегии региона была положена идея создания Особой экономической зоны (ОЭЗ). Это нашло отражение в Федеральном законе «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области". Благодаря введению в действие закона ОЭЗ Калининградской области, ее внешнеторговый оборот в 1998 г. по сравнению с 2003 г. значительно возрос.

В то же время за время действия закона ОЭЗ в области выявились некоторые отрицательные моменты, которые требуют изучения и нейтрализации в их функционировании. К примеру, правовое обеспечение и система льгот ОЭЗ оказались более сложными и менее эффективными, чем в свободных экономических зонах (СЭС), расположенных в Польше и Литве. Более высокий уровень открытости ОЭЗ в условиях СЭС привел к быстрому замещению отечественных региональных рынков продовольственных и потребительских товаров, бытовой и электронной техники, частично автотранспортных средств — зарубежными товарами. По сути, отечественные товаропроизводители по этим группам товаров оказались не готовыми к конкурентной борьбе.

С другой стороны, в области создано 1570 совместных предприятий, около 300 предприятий области осуществляют экспорт продукции в более чем 70 стран мира. В структуре экспорта преобладают: нефть, рыбная продукция, суда и лодки, удобрения, целлюлоза, продукты неорганической химии, черные и цветные металлы и изделия из них, бумага и картон, станки, машины и оборудование.

Особо надо отметить, что Калининградская область — это субъект Федерации, который имеет целый ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими российскими регионами. Это относительная близость к странам Европы (как абсолютная, так и по сравнению с остальной российской территорией), дешевизна рабочей силы и электроэнергии по сравнению с европейскими странами, высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, сопоставимый с уровнем квалификации в промышленно развитых европейских странах.

Однако, как показывают исследования ряда ученых и специалистов, экономические проблемы и ослабление центральной власти в России могут привести к отделению Калининградской области. Действительно, Калининградская свободная экономическая зона не обеспечивает тот уровень благосостояния, при котором не возникали бы мысли об уходе ее под юрисдикцию, к примеру, Германии или другого государства Европы, граничащей с нею. По статистике, средняя зарплата в области на 22 процента меньше средней по России, а за чертой бедности живут 37 процентов жителей области, тогда как в России они в среднем не превышают 22 процента.

Калининградская область заметно отстает по уровню развития от балтийских соседей и тем более — от наиболее развитых европейских стран. Так, по величине валового продукта на душу населения, который является наиболее обобщающим показателем уровня развития региона, Калининград отстает от Польши почти в 1.5 раза, от Германии и Швеции — почти в 4 раза, от Финляндии и Дании — почти в 4.5 раза, от Норвегии — больше чем в 11 раз (при расчетах по ППС) [143].

В последнее время произошли значительные изменения в отечественной и в международной трактовке геополитического положения.

Калининградской области России. Наряду с традиционным значением области в оборонительной доктрине России, она все более начинает рассматриваться как исключительно благоприятный шанс к установлению более тесного и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза. Возникло понимание, что географическое положение области создает принципиальную возможность ее развития как одного из российских центров интеграции в общеевропейское экономическое пространство. В таком контексте в данной работе исследуются и анализируются возможные сценарии предпринимательства в условиях конкуренции в свободных экономических зонах, что предполагает наличие ряда определенных условий объективного и субъективного порядка.

К условиям объективного порядка следует отнести не только государственную поддержку в целях становления, развития и функционирования всех видов предпринимательства, но и формирование совместных с государством предприятий крупного бизнеса. Эти условия должны быть представлены совокупностью факторов внешней среды, воздействие которых может привести к подъему предпринимательской активности. Поэтому, по глубокому убеждению автора, в целях сохранения экономической безопасности и повышения внешнеэкономической деятельности в СЭЗ, необходимо четкое формирование критериев и ограничений, определяющих эффективность деятельности для всех субъектов хозяйствования. При этом особое внимание должно быть уделено поселенческой политике в Калининградской области с учетом ее размеров и путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.

К условиям субъективного порядка автор относит те решения предпринимателей, которые в той или иной степени зависят от ряда факторов, влияющих на их поведение, и лежат в сфере компетенции их предпринимательского риска. При этом при формировании предпринимательского климата участие государства обязательно.

До недавнего времени в нашей стране исследованию проблем малого предпринимательства в российских свободных экономических зонах уделялось недостаточно внимания. В последние годы 20 столетия появились труды ряда российских ученых и специалистов, посвященных этой проблеме. К ним следует отнести: И.Я., Богданова, В. Н. Буркова, Г. Л. Багиева, А. Блинова, И. Т. Балабанова, А. Н. Брынцева, Н. Гапенко, М. С. Гуцриева, О. А. Грунина, О. В. Ефимову, В. В. Ивченко, А. М. Игнатьева, С. Жукова,.

A.Н.Илларионова, В. В. Ковалева, Б. З. Мильнера, А. И. Муравьева, С. Г. Овчиннкову, Л. Б. Саймойлову, С. В. Саванович, Н. Смородинскую,.

B.Л.Тамбовцева, Г. Федорова, А. П. Хлопецкого, Ю. В. Яковца и др.

За рубежом исследованием проблем стратегии предпринимательства занимаются давно. Отметим наиболее известных авторов: К. Маркс, Дж. Кейнс, А. Маршалл, Д. Рикардо, У.Дж.Реддин, А. Смит, Й. Шумпетер, П. Халл, С. Хоуль, Ф. Хайек, Р. Холд, А. Хоскинг, Р. Хизрич и др.

Неоднозначность позиций и теоретических посылок зарубежных и отечественных исследователей по проблеме малого предпринимательства и его потенциала, недостаточная степень разработки сущности и места малого бизнеса среди других форм предпринимательства в свободных экономических зонах в переходной экономике определили выбор темы настоящей работы, обусловили ее цель и задачи исследования.

Цель настоящей работы состоит в исследовании и обобщении отечественного опыта развития потенциала и социально-экономических условий функционирования малого предпринимательства в свободных экономических зонах (СЭЗ) и разработке рекомендаций по государственному регулированию с учетом экономической безопасности.

Для достижения указанной цели автор поставил перед собой решение следующего ряда задач: исследование сущности малого предпринимательства в свободных экономических зонахоценка приоритетных направлений развития предпринимательства в Калининградской областианализ и оценка государственного регулирования в сфере экономической среды малого предпринимательства в свободных экономических зонахопределение и разработка методов сокращения факторов риска в предпринимательской деятельности в условиях Калининградской областиразработка стратегии предпринимательской деятельности с участием государства в ОЭЗ Калининградской области.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступают экономические и правовые условия функционирования малого предпринимательства в свободных экономических зонах. Объектом исследования являются малые предприятия. Теоретической и методологической основой исследования послужило системное использование многоаспектных знаний по изучаемым вопросам, базирующиеся на теории системного подхода, теории экономического и логического анализа, методах экономико-статистического моделирования и экспертных оценок.

Статистическую и информационную базу диссертации составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Администрации Калининградской области по организации и регулированию инновационной и инвестиционной деятельности в предпринимательской деятельности, справочные и статистические материалы по исследуемым вопросам.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии методических основ, комплексного подхода к выбору решений при обосновании предпринимательской стратегии развития в свободных экономических зонах.

Новые научные результаты, по мнению автора, состоят в следующем: в процессе исследования установлено, что решающее значение при становлении, развитии и функционировании предпринимательства в свободных экономических зонах России является выбор направлений социально-экономического развития региона с учетом факторов экономической безопасностивыявлены факторы, сдерживающие формирование предпринимательства с учетом наличия предпринимательского климата и экономической безопасности в особой экономической зоне Калининградской областиобоснованы конкретные пути и методы государственного регулирования в сфере формирования предпринимательства в свободных экономических зонах с учетом выбранных критериев на основе экономической безопасности. Особое внимание при этом уделено разработке и реализации поселенческой политики в Калининградской области с учетом ее размеров и путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселенияна основе изучения и обобщения различных точек зрения отечественных ученых предложена модель формирования предпринимательства в свободных экономических зонах с учетом развития предприятий, ориентированных на внутренние и внешние рынки.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных результатов при формировании стратегии предпринимательства в Калининградской области.

Цели и задачи диссертационной работы предопределили ее структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы.

1 .При разработке концепции необходимо руководствоваться принципом вариантности, необходимость в котором вытекает из реально существующей ситуации, предполагающей изменение как внешних, так и внутренних условий развития региона на рассматриваемую перспективу.

2.При определении путей повышения предпринимательской деятельности в регионе и в отдельных административно-территориальных образованьях на основе их инвестиционной привлекательности или сырьевой базе нельзя ограничиваться обобщенной количественной оценкой. Она должна основываться: на анализе предпринимательства с учетом конкуренцииотраслевых приоритетов (критериев) — на выборе организационных и мотивационных механизмов с учетом имеющихся и наращиваемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов, т. е. способствующих формированию эффективного предпринимательского потенциала на отдельных территориальных образованьях региона.

3.Создание условий и предпосылок для успешной предпринимательской деятельности во многом определяется наличием достоверной информации по оценке всех необходимых показателей для решения поставленных задач. Для выявления возможных ошибок рекомендуется привлекать независимых экспертов.

4.Важным условием получения рационального решения о предпринимательской деятельности является выбор оптимальной модели предпринимательства в регионе, обеспечивающей реализацию комплексного подхода к изучению разнонаправленных процессов и явлений, разнокачественных факторов и характеристик, а также учет условий, критериев и ограничений, связанных с экономической безопасностью.

4.У правление предпринимательской деятельностью на территории ОЭЗ усложняется тем, что на условно небольшой территории функционирует множество разных предприятий, имеющих деловые широчайшие связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов, заемщиков, клиентов, иностранных инвесторов, определяющих развитие внешнеэкономических связей на западе России, и в тоже время создающих жесткую конкуренцию между всеми участниками предпринимательства. Для обеспечения максимальной степени защиты от возможных угроз или ущербов от их воздействия необходима определенная деятельность, которая также должна носить системный характер.

5. Достижение экономической безопасности по каждому из возможных сценариев развития предпринимательской деятельности может находиться в определенных границах (пороговых значениях), которые в условиях открытой экономики в условиях нестабильности внешней среды не могут быть постоянными.

6. Для обеспечения ежегодного прироста реального ВНП необходимо, как минимум, удвоить рыночную стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в ОЭЗ. При этом важным аспектом проблемы экономической безопасности является повышение заработной платы, занятым в предпринимательстве до уровня, превышающего в 2 раза прожиточный уровень и тем самым решение ряда социальных задач, включая снижение уровня безработицы.

7. В ОЭЗ следует учитывать: какие потребности удовлетворяет продукт на конкретном рынке, в каких областях и как будет использован покупателем (для собственных нужд, для спекулятивных сделок и др.). Наиболее распространенными методами определения потребности являются нормативный, статистико — экстраполяционный и метод экспертных оценок. Для уменьшения погрешности в расчетах используется сочетание этих методов.

8. Одним из основных показателей, используемых для сравнения различных сценариев развития предпринимательской деятельности при реализации концепции и выборе наиболее благоприятного из них, является максимальный ожидаемый интегральный экономический эффект.

9. Исследования показывают, что не всегда представляется возможным получить достоверную информацию и оценить привлекательность того или иного бизнеса, поэтому при планировании реализации какой либо идеи предпринимательской деятельности необходимо учитывать производственный, коммерческий, финансовый и рыночный риски.

10. Возможность оценить вероятность появления риска в предпринимательской деятельности позволяет разработать меры по их снижению: распределение рисков между участниками проекта (возложение части рисков на соисполнителей) — резервирование средств на покрытие непредвиденных расходовснижение рисков финансированиястрахование рисков.

Заключение

.

Проблемы, возникающие с расширением ЕС, потребуют принципиально нового отношения к Калининградской области как региону, нуждающемуся в смене экономики с импортной ориентации на экспортную, т. е. уход с российских рынков сбыта в преимущественно европейские. Решение этой стратегической задачи будет успешным, если будущие экономические и политические нестандартные решения будут строиться на базе единой стратегии и согласованного плана действий России и ЕС. При этом необходим нестандартный переход к новому этапу взаимоотношений между государством и предпринимательством, нуждающимся в изменении системы льгот в пользу предприятий-экспортеров, их государственной поддержке при формировании инновационной и инвестиционной политики, являющихся одними из условий эффективного бизнеса. Такая постановка задачи содержится в рекомендациях Кильской целевой международной группы экспертов по Калининграду (2002г.), в выступлениях участников и решениях пятого саммита Балтийского форума развития в Риге в 2003 г. [150].

В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого предпринимательства нуждается в фундаментальном пересмотре. Для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, наряду с решением социальных задач, необходимо сотрудничество ее со странами ЕС, прежде всего, в развитии экспортно-ориентированных производств. Для решения этой важной задачи в области необходимо создать условия для привлечения на ее территорию инвестиций, направляемых на создание новых и расширение существующих предприятий, чья продукция будет поставляться на экспорт, прежде всего в европейские страны.

Указанная постановка задачи по превращению Калининградской области в зону экспортного производства, ориентированного преимущественно на страны Европы, является вполне оправданной, поскольку область имеет целый ряд конкурентных преимуществ по сравнению с промышленно развитыми европейскими странами и российскими регионами.

Непосредственное приближение Калининградской области к условиям внешнеэкономической деятельности Европы и тем самым увеличение ее экспортного потенциала имеет ряд преимуществ. Эти преимущества могут быть реализованы в том случае, если будет разработана и внедрена система, ограничивающая приток импорта в Россию, и одновременно будут найдены рыночные ниши для расширения экспорта российских товаров на европейском пространстве.

В решении указанной задачи определенное место должна занять инновационная и инвестиционная политика развития предпринимательства, на которую в настоящее время оказывают сдерживающие влияние факторы, относящиеся к предпринимательскому климату и экономической безопасности в ОЭЗ. В целях интенсификации формирования ОЭЗ Калининградской области и изменения ее стратегии из Федерального центра должны направляться крупные инвестиции на строительство объектов инфраструктуры.

Не менее важное значение должно уделяться привлечению иностранных инвестиций, которые могли быть эффективно использованы для формирования экспортно-ориентированных производств с учетом требований ЕС к потребительским свойствам товарам. Для этого необходимо увеличить инвестиционный потенциал территории за счет расширения объемов привлечения квалифицированной рабочей силы из других трудоизбыточных регионов страны. В связи с эти надо отметить, что в Калининградской области фактическая цена рабочей силы выше, чем в ряде регионов России из-за высокой ее «теневой составляющей». Однако ее официальная ниже, чем в Литве (2- 2,5 раза) и в Польше (в 3- 3,5 раза)[56]. Поэтому при всех прочих равных условиях в Калининградской области имеются сравнительно определенные преимущества, которые могли бы быть использованы при формировании экспортно-ориентированных производств.

Для улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, снижения уровня экономической безопасности особое внимание должно быть уделено разработке и реализации поселенческой политики с учетом ее размеров и оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения. Реализация этой политики связана с огромными капитальными вложениями в развитие социально-культурной сферы. Источниками финансирования могли бы стать международные заимствования и бюджетная льгота, предоставляемая администрации области в виде временного удержания ею собираемых на территории федеральных налогов.

Малое предпринимательство, как сфера экономической деятельности, способно в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социального размеров и оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения. Реализация этой политики связана с огромными капитальными вложениями в развитие социально-культурной сферы. Источниками финансирования могли бы стать международные заимствования и бюджетная льгота, предоставляемая администрации области в виде временного удержания ею собираемых на территории федеральных налогов.

Малое предпринимательство, как сфера экономической деятельности, способно в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект за счет смены экономики с импортной ориентации на экспортную. При этом намечаемый двух — трехлетний переходной период экономики Калининградской области потребует комплексного подхода при активизации действий государства в части поддержки малого предпринимательства.

Как показали наши исследования, федеральная экономическая политика в отношении Калининградской области должна состоять из следующих основных направлений: реализации ускоренными темпами мер по снятию административных барьеров для инновационной, инвестиционной деятельности, осуществляемой малыми предприятиямиформирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства путем: предоставления субъектам малого предпринимательства льгот и преимуществ по платежам в областной и соответствующие местные бюджеты, а также в получении в аренду имуществаоказания содействия в предоставлении субъектами малого предпринимательства доступа к передовым технологиям и научно-техническим разработкамсодействия в развитии торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с предприятиями и организациями других регионов Российской Федерации и иностранных государств.

Таким образом, экономическое и социальное развитие свободных экономических зон и предпринимательская деятельность на их территории должны быть направлены на повышение уровня жизни населения страны и экономическую безопасность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160ФЗ от 09.07.99 г.
  2. Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
  3. Федеральный закон от 30.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ».
  4. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-Ф3 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (в ред. от2412.2002).
  6. Закон Калининградской области от 18.01.1996 № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области» (в ред. от 05.05.1998).
  7. Закон Калининградской области от 02.09.1996 № 66 «О поддержке малого предпринимательства в Калининградскойобласти» (новая редакция от 09.07.1998- с изменениями от0906.2003).
  8. Закон Калининградской области от 16.11.2002 № 192 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
  9. Закон Калининградской области от 30.04.2001 № 40 «О толковании пункта 3.1. Положения о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Калининградской области».
  10. Закон Калининградской области от 17.09.2002 № 176 «О признании утратившими силу актов законодательства Калининградской области о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  11. Закон Калининградской области от 10.10.1996 № 71 «О порядке предоставления налоговых льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет» (в ред. от 04.07.1997).
  12. Закон Калининградской области от 21.05.1999 № 127 «О предоставлении налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционные проекты в Калининградской области».
  13. Закон Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге» (в ред. от 26.03.2003).
  14. Закон Калининградской области от 24.08.1995 № 19 «Об аренде государственного имущества Калининградской области».
  15. Закон Калининградской области от 27.02.96 г. № 38 «Обохране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области» (в ред. от 27.11.1998).
  16. Закон Калининградской области от 30.10.1997 № 36 «О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области».
  17. Закон Калининградской области от 07.03.2003 № 239 «Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2003−2004 годы» (в ред. от 10.06.2003).
  18. Закон Калининградской области от 29.06.2001 № 54 «Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2001−2002 годы».
  19. Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 № 1259 «О Федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998−2005 годы» (в ред. от 31.12.1999).
  20. Постановление Калининградской областной Думы от 01.07.1999 № 33 «Об утверждении базисной цены стоимости годовой аренды 1 кв. м. нежилых помещений, являющихся государственной собственностью Калининградской области».
  21. Постановление Калининградской областной Думы от 30.05.1996 № 46 «Об утверждении ставок налога на имущество предприятий и регистрационном сборе за регистрацию предприятий».
  22. Государственной стратегии экономической безопасности
  23. Российской Федерации (Основных положениях)". Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608.
  24. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение/УВопросы экономики, 1994, № 12, С.4−13.
  25. Актуальные проблемы российской экономики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. -№ 6 (162).-стр. 42.
  26. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989. — 223 с.
  27. С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. — 2001. — N2. — С.38−67- N 3. — С.26−45.
  28. В.В. Экономическая безопасность государства. М., 2001. — 182с
  29. O.A. Понятийно- категориальный аппарат концепции национальной безопасности// Безопасность. 1994, № 3, с 91−94.
  30. В.Н. Формирование инвестиционного климата в условиях свободной экономической зоны. М.:ИД «МЕЛАП», 2002. -192с.
  31. В.Н., Грищенко А. Ф. Оценка эффективности экономических механизмов обеспечения региональной безопасности.// Вестник ИЭПП за 1998 г.
  32. В.Н., Гусев В. Б., Черкашин A.M. Финансовая продуктивность монополизированных экономик. //Приборы и системы управления. 1994, № 11.
  33. А. Свободные экономические зоны в России: миф или реальность //Внешняя торговля. -1993, № 9, с. 30−34.
  34. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая исоциальная безопасность России: Учебное пособие. — М., 1999. —375 с.
  35. Вопросы теории и практики развития современной экономики / Под ред. Ю. К. Перского. — Пермь, 1998. — 332 с.
  36. V Всероссийская конференция представителей малых предприятий «Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики"/Сборник информационно-аналитических материалов. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004.
  37. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -2-е издание, -М.:Финпресс, 2000.- 464с.
  38. Граяоданский Кодекс РФ. Часть первая и вторая. -М.'.изд."Норма ИНФА», 1998.
  39. В.В. Антикризисное управление/ под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. -М.: ЮНИТИ, 1996
  40. С. Геноцид. —М.: Терра, 1998.
  41. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной экономики: Учебник.
  42. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.- 659с.
  43. А. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // О-во и экономика. — 1999. — № ¾. — С. 225—244.
  44. А. Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
  45. О., Грунин С. Экономическая безопасность организации. СПб: Питер, 2002. — 160с.
  46. Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 168 с. -(Серия «Высшее образование»).
  47. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 году./ Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ и Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства- М.:2003
  48. Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб, 1992.
  49. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002.
  50. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты/ Пер. с англ. М.: Техническая школа бизнеса, 1994.
  51. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001. — N 2. — С.42−45.
  52. М., Хрусталев Е. Экономическая безопасность наукоемких производств//Вопросы экономики, 1999, № 9
  53. В.А., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г. Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М.: Наука, 2000.
  54. А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность // Инвестиции в России. 1999, № 7, с. 26−29.
  55. К.И., Георгадзе Е. И. Вопросы оценки экономической безопасности региона//Вопросы статистики.2002, № 2
  56. В., Зеленин Д. Калининградская республика «Кенигсберг» // Деловые люди. 1999, № 97 (январь), с. 58−60.
  57. М. СЭЗ: российская трансформация // «Инвестиции в России». 1995, № 9−10, с. 10.
  58. Р. Свобода не встретит радостно у входа // Научный парк-1997, № 2, с. 62−65. Колосов А. В. Экономическая безопасность: Учебное пособие. — М.: Финстатинформ, 1999. — 104 с.
  59. А. Р. Конкурентное сосуществование предприятий в современной бизнес-среде // Проблемы региональной экономики. -2003. -И5/6. -С. 33−35.
  60. B.B. Самойлова JI.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. Калининград, 1999.
  61. Калининградская область в цифрах: Стат. сборн ./Калининградский областной комитет госстатистики Госкомстата России.- Калининград, 2002. -238с.
  62. Калининградский эсклав: оценка условий и результатов развития. -М.:ИЭ РАН, 1999.
  63. Караваев В. Управление инвестиционной и инновационной деятельностью/Государственное регулирование иностранных инвестиций, № 2, 2002.
  64. Г. Б., Тамбовцев BJL, Качалова P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М. :Экономика, 1997.
  65. О.В., Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. СПб.: Наука, 2003. -235с.
  66. Д.А. и др. Формирование сценарных пространств и анализ динамики поведения социально экономических систем. Препринт.- М, ИПУ РАН, 1999.
  67. Э.М., Беляев A.A. Управление экономической безопасностью общества//Менеджмент в России и за рубежом № 6, 2001.
  68. С. Калининград как проблема российско-европейского партнерства//Международная жизнь, 2003. № 1, С.52−62.
  69. Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж, Вонг В. Основы маркетинга 2-е европ. изд. — К., М., СПб.: Издат. дом «Вильяме», 1998.-105бс.
  70. Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1998.
  71. Е., Поташов В. и др. Ненужные капиталы // Эксперт № 43, 2002
  72. А. Расширение ЕС и Калиниградская область. //МЭиМО, N.2,2001.С. 104 -109.
  73. А.И. Свободные зоны и национальная экономика//Мировая экономика и международные отношения. 1990,№ 5.
  74. О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 308 с.
  75. В.И. Информатизация управления социально-экономическим развитием России (правовые аспекты). — Оренбург, 1998. — 240 с.
  76. Ламбен Жак-Жан. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СП б.: Наука, 1996.
  77. О.И. Теория и методы принятия решений. -М.: Логос, 2002.
  78. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1998.
  79. Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. -М.:Междун. отношения, 1993.
  80. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М.: КОНЭСКО, 1998.
  81. Г. Г., Курдюмов С. П. Нелинейная динамика и проблемы прогноза// Вестник РАН, 2001, № 3.
  82. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты/ДЗопросы экономики, 1999, № 9.
  83. . Инвестиционный рынок: конъюнктура 2001 года. // Инвестиции в России, № 5 2002.
  84. . Инвестиционный рынок: конъюнктура января-сентября 2002 года. // Инвестиции в России, № 1, 2003 .
  85. А., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1994, 704с.
  86. К. Российское общество: проблема выбора социально-экономической модели // О-во и экономика. — 1999. — №¾. —С. 28—38.
  87. С. СЭЗ в России: разочарования и надежды // «Инвестиции в России». 1995, № 9−10, с.2−4.
  88. Г., Мачульская О. // Эксперт /Рейтинг регионов. № 45,02.12.2002.
  89. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне//Вопросы экономики, 1999, № 9.
  90. Г., Апьстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  91. Моделирование в процессах управления народным хозяйством/Под ред. Н. П. Федоренко и Н. Я. Петракова.-М. .-Наука, 1984.
  92. Г., Апьстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000.
  93. .З. Теория организации: Учебник. -2-е изд. М.: Инфра-М, 1999.
  94. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы Учебное пособие для вузов.-2-e изд., перераб. доп. -Спб. Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999.
  95. И. На зоне свобода особая // Эксперт. 1998, № 20, с. 1821.
  96. А. Противоречия российских реформ // О-во и экономика. — 1999. — № ¾. — С. 79—84.
  97. А. С. Региональные рынки. — М.: ИНФРА-М, 1999.479с.
  98. Обследование населения по проблемам занятости, февраль 2003 г., Госкомстат России.
  99. О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. М., Буквица, 1998 г. (Серия «Федеральное законодательство»).
  100. ЮО.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность)./Под ред. Олейникова Е. А. М, ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1997. -288с.
  101. Г. Новый этап реформирования России: от грозящей катастрофы к процветанию // О-во и экономика. — 1999. — № ¾.1. С. 62—78.
  102. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного округа Российской Федерации на период до2015 г.:Научно-методическое пособие / А. Р. Батчаев, Е. Г. Слуцкий, Л. П. Совершаева и др. -СП б.:3нание, 2002. 411с.
  103. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб.: изд. СПбГУЭФ, 1993.
  104. Юб.Петров Ю. А. Многомерные экономические индексы: аксиомы, построение и использование для измерения динамики промышленного производства в России в 1977—1997 годах. — М., 1999. — 82 с.
  105. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы.-М.: «Ось-89», 1998.
  106. И. «Янтарь» образуется под административным давлением // Деловые люди. 1995, № 61, с. 94−97.
  107. М. Международная конкуренция. -М. Международные отношения, 1993.
  108. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период // Экономист. — 1999. — № 5. — С. 3—20.
  109. Ш. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / РАН. Отд-ние экономики. — М.: Экономика, 1999.
  110. А. Управление внешнеэкономической деятельностью в условиях перехода к рынку // Фин. бизнес. — 1999. — № 4. — С. 39—42.
  111. Роль естественных монополий в экономической стратегии государства // Финансовый бизнес. — 1999, № 4. — С. 12—18: ил.
  112. Россия и страны мира: Стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике. — М., 1998.
  113. Россия — 1999: Экон. конъюнктура / Центр экон. конъюнктуры при Правительстве РФ. — М., 1999.
  114. Россия в цифрах. Официальное издание, 2003. Госкомстат России.
  115. Российский экономический журнал. — 1997. — № 1. — С. 4.
  116. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. М.:
  117. ТАСИС, Ресурсный центр малого предпринимательства, 2002, с. 39.
  118. В.Е., Знаменская К. Н. Стратегическое муниципальное планирование в России: научные и методические аспекты. СПб.: ИРЭ РАН, 2000. — 40с.
  119. В. Нужны ли России свободные экономические зоны // Мировая экономика и международные экономические отношения. -2000, № 3, с. 67−71.
  120. В.А. Условия развития свободных экономических зон в России // Международный бизнес России. 1996, № 6, с. 6−7 .
  121. Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. -1994, № 12, с.126−140.
  122. Смород инская Н., Капустин А., Малыгин В. Калининградская область как свободная экономическая зона (оценка условий и результатов развития в 1994—1998 гг.)//Вопросы экономики, 1999,№ 9
  123. Смород инская Н. Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ//Вопросы экономики. -2001,№ 11.
  124. Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1995, № 11, с. 34−44.
  125. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России/УВопросы экономики, 1994, № 12, С. 36 -44.
  126. Ю.С. Свободные экономические зоны.- М.: «Мысль», 1990.
  127. Стратегии бизнеса: Справочник/Айвазян С.А. и др. -под ред. Г. Б. Клейнера. -М.:КОНСЭКО, 1998.
  128. Стратегическое планирование/Под ред. Э. А. Уткина .-М.:Изд-во ЭКМОСД998. -438с.
  129. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы/Под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина.- СПб.:ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
  130. Н. Россия в современном мире: проблемы и перспективы // О-во и экономика. — 1999. — № ¾. — С. 269— 282.
  131. С. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей России // О-во и экономика. — 1999. — №¾. —С. 251—268.
  132. А.И., Львов Д. С. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территорий. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1999.
  133. В.В., Миллерман А. С., Медведев В. Г. Теория и управление рисками в страховании. М.: Финансы и статистика, 2002.
  134. Шестоперов О. М. Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах-М.:ИКЦ, 2002
  135. И. Сначала поговорим о принципах // «Инвестиции в России». 1995, № 9−10, с. 20.
  136. А. В. Итоги деятельности иностранного капитала в России в 2001 году. // Иностранный капитал в России, № 1, 2002.
  137. Финансовое управление фирмой/ В. И. Терехин, С. В. Моисеев, Д. В. Терехин, С.Н. Цыганков- под ред. В. И. Терехина. -М.Экономика, 1998, -350с.
  138. И., В. Ревазов Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения//Вопросы экономики, 1999, № 9.
  139. Фонд поддержки малого предпринимательства Калининградской области.
  140. А. П. Калининград как «зона свободы»: взгляд изнутри (под ред. Н. В. Смородинской. -Калиниград: Янтарный сказ, 2000.-216с.
  141. Экономика Калининградской области в интерьере региона Балтийского моря// Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ и Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. М., 2002.
  142. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: 1998. — 621с.
  143. Экономическая безопасность. Производство — финансы — банки. —М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  144. Эксперт. 2002, 2 дек. № 45,С.1Ю
  145. К. Пути снижения инвестиционных рисков инвестиционных рисков в Калининградской области/УИнвестиции в России № 8, 2003.
  146. Н. А. Эффективное стратегическое планирование и управление основные инструменты достижения главных целей организации // Проблемы региональной экономики. — 2003. — N 5/6. — С. 49−52.
  147. Ю.В. История цивилизаций. Изд-во. М.:Владас, 1997.
  148. Ю.В. Инновации в гуманитарной сфере//Инновации. 2000, № 5−6.
  149. Report on the 2003 Baltic Development Forum Summit: Developing a Joint Strategy for Kaliningrad на сайте www.Bdforum.org.
  150. Smordinskaya H. Tne Kaliningrad Situation in Economic Growth Dimension. In: The Kaliningrad Challenge: Options and Recommendations/ H.M. Birckenbach and Ch. Wellmann (eds). -Munster Hamburg — London: LIT Verlag, 2003.
  151. Smordinskaya H. Tne Kaliningrad and EU Enlargement: the Problem of Economic Growth. In: EU-Russian borders. London: I ISS, 2003.
Заполнить форму текущей работой