Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структуры подготовки кадровотсутствие государственного прогнозирования и планирования подготовки кадров привело к переизбытку специалистов в одних отраслях знаний и недостатку в других (переизбыток юристов и экономистов и недостаток специалистов в области инновационных технологий), что не соответствует современным потребностям рынка трудаценообразования на рынке образовательных услуготсутствие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 1. Л. Роль образования в формировании «человеческого капитала»
    • 1. 2. Характеристика конъюнктуры рынка образовательных услуг во взаимосвязи с рынком труда
    • 1. 3. Теоретические основы государственного регулирования рынка образовательных услуг
  • Выводы по первой главе
  • 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Анализ факторов, влияющих на процесс взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда
    • 2. 2. Принципы и методы формирования системы государственного регулирования сферы образования
    • 2. 3. Ценообразование как экономический механизм регулирования рынка образовательных услуг
  • Выводы по второй главе
  • 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 3. 1. Предложения по изменению структуры подготовки специалистов на рынке образовательных услуг в рамках вступления России в международное образовательное пространство
    • 3. 2. Методические рекомендации по совершенствованию системы ценообразования вузов
    • 3. 3. Рекомендации по организации системы государственного кредитования в сфере образовательных услуг
  • Выводы по третьей главе

Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С переходом российской экономики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности сферы услуг, в том числе и сферы образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования. Рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех субъектов целевых рынков. Будучи ориентированными, на решение социальных задач и получив целый ряд экономических свобод, не все образовательные учреждения смогли успешно приспособиться к новым рыночным условиям России. Государство в период перестройки практически отстранилось от процесса управления социально-экономическими отношениями между функционирующими субъектами в сфере образовательных услуг и предоставило возможность учебным учреждениям самостоятельно решать свои финансово-экономические проблемы. Рынок образовательных услуг в России, при отсутствии государственного управления, сформировался стихийно. Решение социальных задач в условиях недофинансирования уступило место решению экономических задач, что способствовало к проявлению ряда противоречий. В первую очередь, это коснулось:

— структуры подготовки кадровотсутствие государственного прогнозирования и планирования подготовки кадров привело к переизбытку специалистов в одних отраслях знаний и недостатку в других (переизбыток юристов и экономистов и недостаток специалистов в области инновационных технологий), что не соответствует современным потребностям рынка трудаценообразования на рынке образовательных услуготсутствие государственного контроля над ценообразованием в сфере образования привело к деформации соотношения «цена — качество» на образовательные услуги;

— проблемы доступности образованияотсутствие государственной финансовой поддержки граждан в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей и использование лишь рыночных механизмов в сфере образования приводит к нарушению социально-образовательной справедливости.

Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли государственного регулирования развитием рынка образовательных услуг с целью устранения существующих противоречий. Тем не менее, решение проблемы, связанной с развитием государственного регулирования в новых экономических условиях России, не должно препятствовать саморазвитию субъектов рынка образовательных услуг. Регулирование рынка образовательных услуг и саморазвитие субъектов такого рынка должны развиваться на основе закона дополнения и находиться во взаимосвязи с потребностями рынка труда в профессиональных кадрах.

Успешное развитие экономики страны возможно только в том случае, когда процесс формирования «человеческого капитала» будет соответствовать по своим характеристикам не текущим, а перспективным образовательным потребностям общества, соответствующим современным тенденциям развития всех отраслей экономики. Поэтому в настоящее время исследование субъектов рынка образовательных услуг и решение проблемы развития государственного регулирования в области образования возможно лишь во взаимосвязи со всеми сегментами российского рынка труда. Именно такая взаимосвязь позволяет по-новому проанализировать сложившуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг, выявить основные закономерности его развития и научно обосновать выбор принципов и методов государственного регулирования, что является весьма актуальным на современном этапе экономического развития России. Такая концептуальная основа исследования рынка образовательных услуг полностью отвечает требованиям системного подхода.

Проблемы государственного регулирования рынка образовательных услуг слабо исследованы и недостаточно глубоко разработаны в теоретическом и методическом планах. Однако за последнее время вопросам исследования сферы образования как совокупности специфических социальноэкономических объектов посвящены многие научные труды зарубежных и отечественных ученых.

Исследованию проблем формирования, организации и управления социально-экономическими объектами на основе использования системного подхода посвящены работы А. А. Богданова, В. Н. Волкова, В. А. Губанова, Б. З. Мильнера, Ф. И. Перегудова, В. Н. Садовского, В. Н. Спицнаделя и др.

Решению экономико-организационных и управленческих проблем, связанных с обеспечением эффективного функционирования вузов России, посвящены научные труды отечественных ученых. Среди них надо отметить: М. Б. Алексееву, Н. И. Александрова, Д. И. Батищева, Б. Н. Бессонова, В. В. Глухова, С. А. Дятлова, А. А. Емельянова, В. А. Жамина, В. В. Клочкова, СЛ. Костаняна, Б. Я. Курицкого, В. В. Лебедева, И. И. Мазура, Г. А. Иванова, А. М. Михайлушкина, А. И. Субетто, В. Н. Соловьева, В. Е. Павлова, И. О. Савицкого, В. В. Царева, В. Ф. Янченко и др.

Научные основы государственного регулирования рынка представлены в работах отечественных ученых: Д. С. Львова, М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой, В. М. Козырева, Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова, И. Ю. Беляевой, О. В. Паниной, В. Г. Игнатова, Л. А. Батурина, В. В. Гончарова и др., а также зарубежных авторов Кейнса Дж.М., Лестера Карла Туроу, С. Кузнеца, Раймона Барра, Д. Окимото и др.

Однако ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе не удалось обнаружить достаточно полной и обоснованной методологии формирования системы государственного регулирования рынка образовательных услуг с учетом принципов взаимодействия с рынком труда и взаимосвязи с экономикой страны в целом.

В настоящее время нуждаются в разработке следующие научно-методические вопросы развития системы государственного регулирования рынка образовательных услуг:

— формулировка принципов взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда;

— обоснование выбора методов государственного регулирования рынка образовательных услуг;

— разработка методики ценообразования в сфере образовательных услуг в условиях усиливающейся конкуренции;

— разработка методических рекомендаций по использованию инструментов государственного регулирования в сфере образовательных услуг.

Отсутствие целостной системы научно-методических разработок по использованию инструментов государственного регулирования рынка образовательных услуг, ориентированных на потребности современного рынка труда и реализацию государственных задач по обеспечению требуемого качества образования, обусловило выбор темы диссертационного исследования. На основании выше изложенного можно констатировать, что тема диссертации является весьма актуальной и имеет практическую ценность.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических рекомендаций по развитию системы государственного регулирования в сфере образования, на основе выявления закономерной взаимосвязи между спросом на квалифицированные кадры рынка труда и предложением на рынке образовательных услуг.

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

— определена роль образования в процессе формирования «человеческого капитала» на рынке труда;

— теоретически обоснована необходимость развития правовых, финансовых и социальных методов государственного регулирования рынка образовательных услуг;

— систематизированы и дополнены принципы функционирования механизма государственного регулирования в сфере образования и обоснован выбор экономических, административных и социальных методов регулирования рынка образовательных услуг;

— определена характеристика конъюнктуры потребительского рынка образовательных услуг в России;

— представлен сравнительный анализ моделей «рынка труда» в современных социально-экономических условиях и выявлены факторы, влияющие на процесс взаимодействия рынков труда и образовательных услуг;

— выявлена роль рынка образовательных услуг в структуре российского рынка труда;

— разработаны практические рекомендации: по изменению структуры подготовки специалистов на рынке образовательных услуг, в соответствии с потребностями рынка трудапо совершенствованию системы ценообразования в сфере высшего профессионального образования и по внедрению механизма государственного кредитования при получении образовательных услуг.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты государственного регулирования рынка образовательных услуг.

Объект исследования — рынок образовательных услуг, включающий систему высшего профессионального образования, функционирующую в условиях конкуренции.

Теоретические и методические основы исследования.

Теоретической основой исследования явились результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в областях теорий: систем, экономики, труда, ценообразования, менеджмента, маркетинга, статистики, а также современных моделей и методов государственного регулирования рынка. При разработке научно-методических основ автор использовал методы декомпозиции, индукции и дедукции, логического, сравнительного, системного анализа и синтеза.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и статистических исследований в сфере высшего образования, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров.

Научная новизна выдвинутых и обоснованных автором положений, выносимых на защиту, заключается в следующем:

1. Обоснована необходимость качественно новой организации системы государственного регулирования в сфере образования, в основе которой лежит принцип взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях современной конкуренции квалифицированных кадров.

2. Разработана концептуальная модель исследования взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. В основе модели лежит принцип соответствия параметров спроса, цены и предложения. На основе такой модели возможно прогнозировать долгосрочный спрос на профессиональные кадры, который возникает на рынке труда в соответствии с тенденциями развития отраслевых экономик и позволяет формировать предложения образовательным учреждениям по подготовке и переподготовке востребованных кадров.

3. Систематизированы и дополнены принципы государственного регулирования рынка образовательных услуг, обеспечивающие развитие субъектов сферы образования в условиях конкуренции.

4. Разработана методика ценообразования в сфере образовательных услуг на основе «системного треугольника развития», учитывающего затраты вуза по подготовке специалистов, уровень доходов потенциальных потребителей образовательных услуг и параметры конкурентной среды.

5. Разработаны предложения по организации государственного кредитования при получении образовательных услуг.

На защиту выносятся следующие научные результаты:

1. Концептуальная модель исследования рынка образовательных услуг во взаимодействии с рынком труда.

2. Систематизация принципов государственного регулирования рынка образовательных услуг.

3. Методика ценообразования на рынке образовательных услуг в условиях конкуренции.

4. Методические рекомендации по изменению структуры подготовки специалистов в условиях интеграции в международное образовательное пространство.

5. Предложения по организации государственного кредитования при получении образовательных услуг.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные научные выводы и результаты позволяют развивать методологические основы теории управления в области государственного регулирования процессами взаимодействия рынков образовательных услуг и труда в условиях возрастающей конкуренции в качестве важнейшего фактора развития инновационной экономики.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций и предложений по применению методов государственного регулирования рынка образовательных услуг в условиях интеграции России в международное образовательное пространство: по изменению структуры подготовки профессиональных кадровпо совершенствованию системы ценообразования на образовательные услуги в вузахпо государственному кредитованию при получении образовательных услуг.

Эти рекомендации и предложения могут быть использованы органами государственного, регионального и муниципального управления сферой образования, а также в практической деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на различных международных, всероссийских конференциях, семинарах и совещаниях, посвященных практическим проблемам совершенствования деятельности высших учебных заведений:

1. Международной научно-практической конференции «Социально-экономические и политические процессы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона», Владивосток, 23−26 апреля 1997 г.

2. VI международной научно-методической конференции «Профессиональное образование: Повышение качества профессионального образования», Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Межвузовской научно-практической конференции «Экономика и управление в сфере услуг: перспективы развития», Санкт-Петербург, 22−23 апреля 2004 г.

4. IX Ежегодной Всероссийской межвузовской научно-методической конференция «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном ВУЗе», Санкт-Петербург, 28−29 октября 2004 г.

5. II Ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Экономика и управление в сфере услуг: перспективы развития», Санкт-Петербург, 14−15 июня 2005 г.

6. X Ежегодной Всероссийской межвузовской научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном ВУЗе», Санкт-Петербург, 26−27октября 2005 г.

Отдельные методические рекомендации, связанные с совершенствованием ценообразования в учебных заведениях, были использованы для подготовки лекционных и практических материалов по дисциплинам: «Экономика социально-культурной сферы» и «Финансы и кредит» в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, общий объем которых составил 2,4 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа написана на 145 машинописных листах и содержит 23 рисунка, 10 таблиц и 5 листов приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Чтобы сохранить национальную российскую систему профессионального образования, а также привести ее к международным стандартам необходимо провести реорганизацию системы профессионального образования и определить задачи каждой ее ступени, переработав временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации».

2. Во избежание дублирования дисциплин и повышения качества их преподавания при переходе на двухуровневую систему высшего образования экономически целесообразно решить вопрос о вертикальной интеграции среднего профессионального образования в структуру высшей школы.

3. В основе ценообразования на образовательные услуги в условиях конкуренции должен быть заложен не только затратный метод, но и весь комплекс сочетания методов ценовой политики на базе «системного треугольника развития» с учетом цен конкурентов и доходов потребителей.

4. Осуществляя государственное регулирование в сфере образования, необходимо разработать взаимовыгодную кредитную политику, в которой бы участвовали и были заинтересованы предприятия, вузы, финансово-кредитные учреждения, правительственные агентства занятости. Одним из инструментов реализации такой политики должен стать государственный беспроцентный кредит на образование. При этом государство должно обеспечить правовые и финансовые гарантии, обозначив права и обязанности каждой из сторон — участников данного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современном мире роль и значение образования как важного элемента формирования нового фактора экономики и общества увеличивается с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходима четко обозначенная государственная образовательная политика, восстановление ответственности и активной роли государства в регулировании этой сферы, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и разработкой механизмов их эффективного использования во взаимодействии с рынком труда.

В процессе диссертационного исследования были сформулированы следующие выводы и получены научные результаты:

1. Образовательные потребности являются не только социально-личностной категорией, но и социально-экономической в качестве «человеческого капитала». В современном мире «человеческий капитал» является главным ресурсным фактором инновационной экономики и специфическим источником при формировании всех видов ресурсов.

2. Рынок образовательных услуг развивается на основе стихийных и сугубо монопольно-корпоративных экономических целей. Отсутствует государственная система регулирования структуры профессиональной подготовки кадров, необходимая для решения современных задач социально-экономического и производственно-технологического развития России.

3. Формирующийся рынок труда в России имеет сложную структуру. Специфика такого рынка заключается в том, что рынок образовательных услуг является его непосредственным элементом.

4. Полноценное развитие рынка образовательных услуг возможно лишь при согласованном взаимодействии с рынком труда. Основой этого взаимодействия становится соответствие параметров спроса, цены и предложения на подготовку востребованных специалистов. Такая система развития рынков требует внешнего управления посредством государственного регулирования.

5. Государственное регулирование рынка образовательных услуг должно формироваться с учетом системных принципов и с использованием всего многообразия форм и методов правового, финансового и социального управления.

6. Развитие системы государственного регулирования рынка образовательных услуг с учетом взаимодействия с рынком труда должно осуществляться на основе использования всего разнообразия правовых и финансово-экономических инструментов, что позволит получить взаимную социально-экономическую выгоду всем участникам потребительского рынка.

7. Методика ценообразования на рынке образовательных услуг должна формироваться на основе комплексного сочетания затратных методов, ориентированных на потребителей и конкурентов с учетом принципов социальной справедливости, доступности, качества и образовательных новаций.

8. Определена роль и место рынка образовательных услуг в структуре рынка труда.

9. Систематизированы и дополнены принципы государственного регулирования рынка образовательных услуг с учетом взаимодействия с рынком труда в условиях конкуренции.

10.Научно обоснован выбор форм и методов государственного регулирования рынка образовательных услуг в соответствии со спецификой данного рынка.

11.Разработаны методические рекомендации и предложения по использованию методов государственного регулирования в сфере образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Б., Балан С. Н. Основы теории систем и системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2202. — 88с.
  2. М.Б.Алексеева Аналитическая оценка теоретических положений экономики образования.//Экономика образования: Международный периодический журнал 2000, № 1. 40−48с.
  3. М.Б. Научные основы организации системы управления ресурсами высшего образовательного учреждения: Дис. на соиск. уч. ст. докт. экон. наук /Гос. Инж.-экон.акад. — С-Пб, 2000. -867 с.
  4. B.C., Емельянов A.A., Кукушкин A.A. Системный анализ в управлении- Под ред. Емельянова A.A. — М.: Финансы и статистика, 2002, 368 с.
  5. Банк готовых документов. Информация о социально-экономическом положении России 2005 г. Copyright © Федеральная служба государственной статистики, 2004
  6. Бюджетный кодекс РФ. С изменениями м дополнениями на 2006 год //Российское законодательство М.: Изд. Эксмо — 2006. 224с.
  7. Р. Политическая экономия в 2-х томах. М.: Изд. «Международные отношения» 1994. 635с.
  8. Е.М., Романова И. Б., Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах //Маркетинг в России и за рубежом. 2003 -№ 3
  9. Березин И. С. Средний класс на рынке образовательных услуг. Эксперт, № 25 (332) от 1 июля 2002
  10. А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
  11. И.А., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций / под ред. Есипова В. Е. Спб.: Питер, 2003. — 432с.
  12. В. Чистохвалов. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу.// Высшее образ в России № 4 2004 стр.26−37.
  13. А.Л., Беляков С. А. Вопросы совершенствования финансирования высшего образования//Финансы.1998. № 9. с. 17.
  14. Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — 332с.
  15. В. Политическая экономия интеллектуального труда. // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 11. — С. 138.
  16. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Издание офицальное М.: Логос. 1995. — 383 с.
  17. Д.А.Шевченко Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе// -2000
  18. Т.Г., Маховикова Г. А. Ценообразование. СПб.: «Вектор», 2005.-224 с.
  19. С. А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2000. — № 1. — С. 48.
  20. И.Д. Демидова, Г. А. Меньшикова, Е. Э. Смирнова. Болонский процесс и возможности преобразования российской высшей школы.// Журнал социологии и социальной антропологии 2003. т.6 № 4(24) стр. 157−168.
  21. А. Добрынин. Производительные силы человека: структура и формы проявления. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.С. 35.
  22. А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. 1917 г. -М., 1994.
  23. В. Наметившиеся воспроизводственные тенденции мирового хозяйства // Экономист. 2000. — № 6. — С. 80.
  24. К. Маркс. Капитал. Т.1, кн.1. М.: Политиздат, 1978, с. 178, 188.
  25. Р. И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. -М.: Наука, 1981. С. 15
  26. Кейнс Дж.М.Избранные произведения. -М.: Экономика, 1993. С. 518, с.238
  27. A.B., Петрова Т. В. Проблемы взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы развития высшей школы. Материалы международной научно-методологической конференции. СПб.: JITA, 2002. с.87−89. с.87
  28. Н.Д. Кликунов, В. М. Окороков. Рынок и доступность высшего обра-зования//Университетское управление. 2005. № 1 (34). С.47−49, 47 с.
  29. А.К. Проблема управления ценообразованием в вузе // Университетское управление. — 1998. —№ 4 (7).
  30. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М. Финансы и статистика, 2002. 559с.
  31. Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Проект постановления Правительства РФ. — Газета «Поиск» от 24.09.2004 г. № 39(801).
  32. В.М. Основы современной экономики: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 462с. 375с.
  33. Т. Стратегия структура японских предприятий. Перевод с англ. -М.: Прогресс, 1997.-384с.
  34. А. О понятии рынка труда. Вопросы экономики, 1998, № 1, с. ЗЗ
  35. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков. Высшее образование в России. 1996. № 2, С. 130−136
  36. М. М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-С. 116.
  37. С. Основы теории человеческого капитала: Учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.С. 22.
  38. Курс экономической теории: Учебное пособие / Моск. гос. ин-т. ме-ждунар. отношений. Под общей ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: Гос. пед. полигр. предприятие «Вятка», 1994.
  39. И.В. Коммерческое ценообразование. — М.: Изд-во БЕК, 2000. с.368
  40. . С. Труд и рынок. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1991.-С. 81.
  41. Д.С. Новая экономика России. СПб.: СПбГУП, 2005. — 28 с. -(Избранные лекции Университета- вып. 28) — 11 с.
  42. Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
  43. И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профес-сионалов/И.И.Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др.- Под общ. Ред. И. И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2003. 1077 с.
  44. А.Е., Андреев В. Н. Ценовые стратегии вузов на рынке высшего образования Санкт-Петербурга. — www.marketing.spb.ru.
  45. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие. / Под ред. А. П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  46. . Управление знаниями вызов XXI века // Вопросы экономики. — 1999. -№ 9. — С. 112.
  47. A.M., Соловьева Д. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты -СПб.: СПбИЭА, 1998.
  48. Д.В., Михайлушкин A.M. Концептуальные основы анализа рынка высшего профессионального образования. Препринт. — СПб.: СПбГИЭА, 1998.-77 с.
  49. Многоуровневая структура высшего профессионального образования. Нормативные документы Госкомвуза России 1992−1996 гг. / Под ред. Сенашенко B.C., Селезневой H.A. М., 1997.
  50. В. Суть нематериальных активов // Интеллектуальная собственность. 1999. — № 3. — С. 10.
  51. С.К. Управление человеческими ресурсами: 17 — модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16.-М.: «ИНФРА-М», 1999. — 360 с.
  52. Научно-инновационная среда в регионе: проблемы и перспективы развития / Под ред. A.A. Румянцева. СПб., 1996. — 194 с.
  53. Новое качество высшего образования в современной России /Концептуально-программный подход. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец. 1995. — 199 с.
  54. Население и трудовые ресурсы России. Формирование рынка труда. Дата публикации: 2004−10−16.
  55. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г., № 1756-р.
  56. О применении норм налогового законодательства в части предоставления льгот образовательным учреждением//Документы в образовании. 2003. № 3. с.66−70
  57. И.А. и др. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования. //Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — № 4. — С. 113−126.
  58. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Норхус. Экономика: Пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 2002 — 800с.
  59. Рахлин K.M. MC ИСО серии 9000 версии 2000 г.: Сущность и содержание процессного подхода. Доклад на X Международной конференции «Менеджмент качества на пороге XXI века» (С-Пб, 3−5 октября 2000 г.).
  60. A.A. Образование в России: история, современность, проблемы развития. //Петербургский Аналитик. — 1999. — № 6, С. 25−31.
  61. М.Ф. Психология обучения в вузе: Социально-психологический портрет студента. — Л., 1990. — 29 с.
  62. E.H., Евстигнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях: обзорная информация. —М.: НИИВШ, 1990.
  63. Производительные силы человека: структура и формы проявления /А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, В. А. Коннов, С. А. Курганский. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1993.-С. 121.
  64. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд //Российский экономический журнал. — 1995. № 3. — С. 87.
  65. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р
  66. Н. Эта программа будет посильнее «шоковой терапии Гай дара» // Круг жизни (приложение газеты «Век»). 2000. — № 14. — С. 5.
  67. Россия в цифрах. 2004 С. 103
  68. С. Горисов. Масштабы и структура неформальной занятости. М.: Вопросы экономики, 2004, с. 115.
  69. С. Медведев. Болонский процесс, Россия и глобализация.// Альма Матер 2004. № 10
  70. А. Формирование трудовых ресурсов и занятости. / «Экономист», № 10, 2001, стр. 72−77.
  71. А. М., Киселевой Е. А. Киров: Гос. пед. полигр. предприятие «Вятка», 1994.
  72. Словарь по экономике Collins. Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа. 1998. стр. 656.
  73. Современный капитализм: проблемы рабочей силы / Под ред. С. М. Никитина. М.: Наука, 1985. — С. 9−10.
  74. В.Н. Основы системного анализа: Учеб.пособие. -СПб.: «Изд. Дом «Бинесс-пресса», 2000. — 326 с
  75. В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. Учеб. Пособие. С-Пб, Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. 394с.
  76. Т. Информационное богатство: Профиль постиндустриальной экономики//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  77. В. Б. Использование рабочей силы в США: новые явления и противоречия. М.: Наука, 1982. — С. 84
  78. В.М. Ценовая политика предприятия. — СПб: Питер, 2001.
  79. О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986. С. 252.
  80. А. Высшее образование: системный подход. //Вопросы образования в России. 1999 .- № 4. -С. 42−48.
  81. Трофимов С.А. CASE-технологии: практическая работа в Rational Rose. М. ЗАО Издательство БНОМ, 2001.
  82. Федеральный закон «Об образовании». М., «Издательство ЭЛИТ», 2004 г., 48с.
  83. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., Ось 89, 2004 г., 48с.
  84. H.H. Глобализация: тенденции и перспективы. Глобализация и образование. // Философские науки. 2003. № 4.
  85. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: изд-во «Перспектива», 2004. 656с.
  86. Финансы и кредит: Учебник/Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2004. — 575 с.
  87. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. Пер с англ. М.: Прогресс, 1997. — 272с.
  88. С. и др. Экономика: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. Г. Санова. -М.: Дело, 1998.
  89. Г. И. Российская экономическая эйфория образца 2000 г. // ЭКО. 2000.-№ 9.-С. 11.
  90. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. — С-Пб. Изд-во С-Петербургского государственного университета, 1999 г.
  91. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
  92. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд., доп./И.Ю. Беляева, О. В. Панина, В. В. Головинский, О. Б. Авдиенко. М.: КНОРУС, 2005.-176с. с.50
  93. Цены и ценообразование. Под ред. В. Е. Есипова: учебное пособие. 3-е е изд., Спб.: Изд. «Питер». 1999. — 464 с.
  94. Ю2.Цыгичко В. Н. Руководителю о принятии решения. Производительные силы человека: структура и формы проявления. 2-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 1996-С. 29.
  95. ЮЗ.Шарин Л. Метаэкономика: интеграция материального и научного производства // Общество и экономика. 2000. — № 1. — С. 59.
  96. Д.А. «Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе» / Практический маркетинг, № 68, 2002 г. С. 10.
  97. Ю5.Шанк Дж., Говиндаражант В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Пер. с англ. СПб: Бизнес Микро., 1999, 278 с.
  98. Ю. Синергетика в управлении учреждениями образования. //Вопросы образования в России. 1999 № 4. — С. 14−18.
  99. С.С. К становлению синергетической модели образования Общественные науки и современность. 1997, № 1, С. 125−134
  100. Ю8.Шепель В. «Управленческая антропология». Вопросы образования в России. 1998, № З.-С. 105−107.
  101. Экономика и организация управления вузом. Под ред. Глухова В. В. Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 448 с.
  102. Экономика: Энциклопедический словарь/ В. Г. Золотогоров. 2-е изд., стереотип. — Мн.: Книжный дом, 2004. 720с., 476с.
  103. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 736 с.
  104. Экономика: Учеб. пособие: Пер. с англ./ П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус.-15-e изд.,-М.: Лабор. баз. знаний, 2000 -799с.: а-ил.-Пер. изд.: Есо-nomics/Samuelson Р.А., Nordhause W.D.
  105. Ю. Одегов, Г. Руденко Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений. М.: Вопросы экономики, 2004, № 3. с. 106.
  106. С.Е. Культура критического разума: Пособие по философии современности для интеллектуалов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного технического университета, 1996. — 280с.
  107. Amitai Etzioni, The Spirit of Community: Rights, Responsibility, and the Communi tarian Agenda (New York: Crown Publishers, 1993), p. 30.
  108. Fred Block, Post-Industrial Possibilities: A Critique of Economic Discourse (Berkeley. University of California Press, 1990), p. 39.
  109. HEFCE March 2003 Higher Education-business interaction survey 200 001, http://www.hefce.ac.uk/news
  110. Общество знаний и информации — тенденции, вызовы ПЕРСПЕКТИВЫ/ Материалы международного конгресса по проблемам информационного общества и общества знаний, Киев, 2005 г. http ://www.zerkalo-nedeli. com/nn/sho w/444/3 8588/
  111. Newt Gingrich, Contract with America (New York: Times Books 1994) 18.1bid.
  112. Okimoto D.J. Between MTTI and the Market Japanese Industrial Policy for High Technology, Stanford? 1989. p. 172
  113. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. London. 1990
Заполнить форму текущей работой