Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегральная оценка эффективности использования различных средств и методов подготовки футболистов-инвалидов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На последующих этапах целенаправленного развития гибкости статические растягивающие упражнения необходимо сочетать со специально-подобранными упражнениями для развития силы мышц-антагонистов, что обеспечит реализацию полученных сдвигов в развитии пассивной гибкости в процессе преобразования её в активную гибкость, которая в большей степени удовлетворяет запрос, предъявляемый тренировочной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Гибкость, как критерий состояния опорно-двигательного аппарата
    • 1. 2. Факторы, определяющие уровень проявления гибкости
    • 1. 3. Виды гибкости и их взаимосвязь с силовыми качествами
    • 1. 4. Структура и типы гибкости
    • 1. 5. Нормы гибкости и способы ее оценки, применяемые в педагогической практике
    • 1. 6. Физиологические основы совершенствования гибкости
    • 1. 7. Анатомо-физиологические и другие факторы, лимитирующие гибкость спортсмена
    • 1. 8. Методики совершенствования гибкости

Интегральная оценка эффективности использования различных средств и методов подготовки футболистов-инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблема физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов в обществе продолжает оставаться актуальной. Несмотря на развитие цивилизации, меры предпринимаемые правительствами многих стран и крупнейшими международными организациями, а также успехи современной медицины, число инвалидов неуклонно увеличивается. Среди инвалидов значительный процент составляют люди с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе с последствиями такого серьезного заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Исследованиями ряда специалистов убедительно показано, что физические упражнения являются действенным средством интеграции инвалидов в жизнь общества. При этом весьма эффективно привлечение инвалидов к специально организованным занятиям различными видами спорта/5, 14, 55, 106/.

Современный спорт инвалидов получил широкое признание различных международных организации (ООН, ЮНЕСКО, МОК, МПОК, ИСОД, CP-ISRA и др.).

В России инвалидный спорт начал быстро развиваться с 1988 г., с момента создания Всероссийской федерации физической культуры и спорта инвалидов, а особенно после Указа Президента РФ от 11.12.1992 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и принятия федерального закона от 04.12.1998 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В девяностые годы в нашей стране начал развиваться футбол среди инвалидов с заболеванием ДЦП. Однако успешное внедрение этого вида спорта сдерживалось недостаточной научной разработкой теоретических основ методики подготовки спортсменов-инвалидов. Тем 4 не менее, уже в 1995 г. была сформирована сборная команда России по футболу среди инвалидов с заболеванием ДЦП, которая принимала участие в российских и международных соревнованиях. В основу подготовки игроков этой команды были положены реабилитационные мероприятия, основанные на применении физических упражнении, среди которых особая роль отводилась упражнениям для развития гибкости.

Проблеме развития гибкости посвящено достаточно большое количество исследований, абсолютное большинство которых проводилась на здоровых людях. В том числе — спортсменах. Буквально единичные работы затрагивают вопросы совершенствования гибкости у инвалидов с заболеванием ДЦП, а проблема развития гибкости у инвалидов-футболистов с вышеназванными отклонениями опорно-двигательного аппарата еще не разработана. Об актуальности разработки подходов к развитию гибкости у футболистов — инвалидов свидетельствуют факты травматизма, связанного с низким уровнем этого двигательного качества и сложностей, возникающих в учебно-тренировочном процессе при разучивании и совершенствовании техники выполнения футбольных приемов и их реализации в соревновательной игровой деятельности спортсменов. Это и побудило нас к проведению исследования для разработки эффектной методики развития гибкости, как основы совершенствования технико-тактической подготовленности футболистов-инвалидов с последствиями ДЦП.

Цель исследования. Дальнейшее совершенствование системы подготовки спортсменов-инвалидов с заболеванием ДЦП.

Объект исследования. Содержание и направленность спортивной подготовки футболистов-инвалидов.

Предмет исследования. Эффективность использования различных средств и методов в подготовке футболистов-инвалидов с заболеванием ДЦП.

Рабочая гипотеза. При постановке настоящего исследования предполагалось, что использование средств и методов в подготовке футболистов-инвалидов позволит существенно повысить качество учебно-тренировочного процесса, обеспечит успешное овладение техникой выполнения сложных футбольных приемов, будет способствовать снижению травматизма и гармонизации физической подготовленности спортсменов.

Научная новизна. В диссертации впервые представлены автором результаты, полученные на уникальном контингенте высококвалифицированных спортсменов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата — последствиями детского церебрального паралича. К числу таких новых научных фактов относятся:

— показатели уровня развития у футболистов-инвалидов основных двигательных качеств: скоростно-силовых, силы, быстроты, ловкости, гибкости;

— систематизация данных о месте и роли этих качеств в процессе совершенствования спортивного мастерства, снижения травматизма и * «влияния инволюционных изменении двигательной деятельности квалифицированных футболистов — инвалидов;

— комплексная методика развития гибкости на основе применения разнообразных растягивающих упражнений в сочетании с развитием силы мышц-антагонистов и нетрадиционными методами биомеханической стимуляции.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем совершенствовании теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Важными для теории и практики спортивной подготовки спортсменов-инвалидов являются факты о существенном влиянии уровня гибкости на успешность овладения техникой сложных футбольных ч приемов и снижение травматизма в тренировочной и соревновательной деятельности.

Для теории и практики оздоровительной физической культуры также весьма важными являются экспериментально обоснованные данные о положительном влиянии на процессы физической и социальной реабилитации спортсменов-инвалидов примененных методов спортивной подготовки.

Практическая значимость диссертации определяется ее методической направленностью на совершенствование системы подготовки квалифицированных футболистов-инвалидов. Разработана и внедрена в тренировочный процесс сборной команды России по футболу среди инвалидов эффективная комплексная методика сопряженного развития гибкости и освоения техники выполнения футбольных приемов, обеспечившая существенное повышение мастерства спортсменов, их физического и социального статуса.

Основные положения, выносимые на защиту:

— использование растягивающих упражнений в сочетании с развитием силы мышц-антагонистов и биомеханической стимуляции способствующих освоению техники сложных футбольных приемов.

— методика применения разнообразных растягивающих упражнении в сочетании с развитием силы мышц-антагонистов стимулирует развитие гибкости у футболистов-инвалидов;

— сопряженный метод использования комплексной методики развития гибкости и совершенствования технической подготовленности футболистов-инвалидов позволяет существенно повысить уровень их мастерства, а так же снизить травматизм в тренировочной и соревновательной деятельности.

ВЫВОДЫ.

1. На основе анализа и обобщения отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития гибкости было выявлено, что гибкость является одним из важнейших двигательных качеств определяющих уровень спортивных достижений у футболистов-инвалидов с заболеванием ДЦП. Методика развития гибкости у футболистов-инвалидов должна строиться на основе комплексного использования широкого круга средств и методов и в тесной связи с процессом освоения техники выполнения футбольных приемов.

2. В результате исследования не обнаружены существенные отличия по показателям длины и массы тела квалифицированных футболистов-инвалидов от практически здоровых молодых людей такого же возраста и даже спортсменов футболистов. Имеются достоверные отличия лишь по показателям мышечной массы здоровой и больной половин тела (10−15%), с тенденцией к улучшению этого соотношения, под воздействием специфических физических нагрузок.

3. Двигательная подготовленность квалифицированны футболистовинвалидов характеризуется достаточно хорошими скоростно-силовыми показателями. Положительная динамика уровня функционального состояния организма отмечена у 60% испытуемых, обеспечивающего им выход на наиболее эффективные пульсовые режимы в IV зоне мощности (180−200 удмин) при пульсе анаэробного порога 170−190 удмин.

4. Основным лимитирующим фактором уровня спортивного мастерства у футболистов-инвалидов является низкий уровень развития активной гибкости (подвижности в суставах). Значительный гипертонус крупных и мелких мышц не позволяет им выполнять двигательные действия с достаточной амплитудой движений. Из 30-ти измеренных показателей гибкости лишь один (наклон головы назад) может считаться относительно удовлетворительным.

5. По показателям мотивации к систематическим занятиям спортом-футболом инвалидов определена очередность, первое — стремление стать чемпионами (25), второе — укрепить здоровье и стать сильным (18), достаточно высоки рейтинги мотивов удовольствия от игры (16), жажды борьбы и соперничества (16), стремления воспитать характер (15), желание уйти от болезни (13), завоевать признание сверстников (13).

6. Разработана комплексная методика развития гибкости у Футболистов — инвалидов с заболеванием ДЦП, построенная в соответствий с основными принципами, выявленными в ходе анализа специальной научно-методической литературы. Специфическими отличительными особенностями этой методики являются:

— сочетание и последовательность методов развития пассивной и активной гибкости (укрепление эластичности мышечно-связочного аппарата, и сочетание с развитием силы мышц-антагонистов);

— комплексное использование различных средств, методов и форм развития гибкости (стретчинг, ритмическая и атлетическая гимнастика, биомеханическая стимуляция мышц, электростимуляция);

— систематичность — ежедневные 2−3-х разовые занятия в день (во время утренней специальной зарядки, перед основной тренировкой или игрой, по их окончании, по индивидуальным заданиям);

7. В ходе педагогического эксперимента выявлено положительное влияние на уровень гибкости сочетания статических растягивающих упражнений с комплексами ритмической и атлетической гимнастики: достоверно улучшились показатели испытуемых экспериментальной группы во всех 30-ти контрольных упражнениях как на здоровой, так и на больной половинах тела. Прирост результатов в среднем составил 28,3% при отведении больной руки вверх — назад.

— 10 044,4%, при разгибаний стопы здоровой ноги — 40,5%, при сгибаний стопы здоровой ноги 40,1%, при отведений всторону здоровой ноги-38,0%. При этом даже самые низкие показатели (разгибание кисти больной руки-11,1%)достоверны при 5%м уровне значимости.

8. Применение нетрадиционного метода развития гибкости, основанного на использовании электростимуляции, тренажеров биомеханической стимуляции в сочетании со средствами атлетической гимнастики для развития силы мышц — антагонистов обеспечило дальнейшее улучшение показателей гибкости до уровня, удовлетворяющего требования соревновательной деятельности квалифицированных футболистов.

9. Проведенный корреляционный анализ убедительно показал наличие достоверной взаимосвязи показателей технической подготовленности футболистов и уровня гибкости в соответствующих суставах. Величины коэффициентов корреляции между показателями гибкости и оценками за технику выполнения футбольных приемов в большинстве случаев были достоверны и превышали граничные значения при 5-ти процентном уровне значимости.

10. Использование в подготовке квалифицированных футболистов инвалидов с заболеванием ДЦП разработанной методики позволило повысить уровень подготовленности. Их социальная адаптация и реабилитация имеет положительную тенденцию, что подтверждается по результатам соревновательной деятельности. Сборная команда России по футболу — инвалидов с заболеванием ДЦП стала олимпийским чемпионом на Паралимпийских играх в Сиднее.

— 101.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Статические растягивающие упражнения необходимо использовать как самостоятельный, высоко эффективный метод развития гибкости, который может быть применён во вех видах индивидуальных и групповых занятий с лицами разного возраста, а также с инвалидами, с заболеванием.

ДЦП.

2. Разработанная классификация форм движений, направленных на повышение эластичности отдельных мышечных групп, с одной стороны, даёт возможность анализировать различные комплексы по степени их воздействия на совершенствование гибкости, с другой стороныпозволяет строить разнообразные оздоровительные программы, способствующие эффективному развитию гибкости в соответствий с индивидуальными особенностями состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся.

Гибкость — одно из важных двигательных качеств в системе подготовки квалифицированных футболистов-инвалидов. Без высокого уровня развития этого качества невозможно овладеть техникой выполнения сложных футбольных приемов. При этом наибольшей эффективностью обладает методика сопряженного совершенствования физических качеств, в том числе гибкости, и технико-тактического мастерства футболистов. На это неоднократно указывали крупнейшие специалисты в области теории и практики футбола.

Гибкость и методы её развития были объектом многочисленных исследований, однако, в большинстве этих работ показаны либо эффективность одного из методов развития гибкости, либо сравнительная характеристика различных методов. При этом большинство рекомендаций противоречат друг другу.

Мы решили развивать гибкость, как одну из основ совершенствования технико-тактической подготовленности футболистовинвалидов на основе комплексного подхода с использованием широкого круга средств и методов, с последовательным их применением. При разработке комплексной методики развития гибкости мы основывались на следующих положениях:

— поскольку известно, что пассивная гибкость проявляющаяся при внешних воздействиях на тело человека и являющаяся базой для последующего развития, более важной в футболе, активной гибкости, наиболее успешно развивается с помощью статических растягивающих упражнений (по типу стретчинга), то именно таким упражнениям должно быть дано предпочтение на данном этапе целенаправленного развития гибкости.

— статические растягивающие упражнения должны широко использоваться в различных формах индивидуальных и групповых занятий (в утренней зарядке, в разминке перед основной и дополнительной тренировками, по окончаний тренировки, в заключительной её части).

— статические растягивающие упражнения, применяемые в соответствии с разработанной классификацией и индивидуальными особенностями состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся могут использоваться как средство профилактики мышечного дисбаланса и вызываемых им заболеваний опорно-двигательного аппарата, таких как ДЦП, остеохондроз и радикулит различных отделов позвоночного столба, в оздоровительных и спортивно-тренировочных занятиях.

— на последующих этапах целенаправленного развития гибкости статические растягивающие упражнения необходимо сочетать со специально-подобранными упражнениями для развития силы мышц-антагонистов, что обеспечит реализацию полученных сдвигов в развитии пассивной гибкости в процессе преобразования её в активную гибкость, которая в большей степени удовлетворяет запрос, предъявляемый тренировочной и соревновательной деятельностью квалифицированных футболистов. Для этого используются силовые тренажеры, упражнения с отягощениями и резиновыми амортизаторами. при относительно длительном периоде использования однотипных средств, в частности статических растягивающих упражнений, порядка 2-х -2,5 месяцев формируется своеобразный адаптационный барьер, препятствующий дальнейшему развитию физических качеств, в том числе гибкости. В таких случаях необходимо срочно менять средства развития физических качеств. В нашем случае для преодоления адаптационного барьера в развитии гибкости наиболее эффективным будет использование метода биомеханической стимуляции мышц в сочетании с упражнениями для развития силы мышц — антагонистов.

— биомеханическая стимуляция наиболее эффективна при использовании приборов-тренажеров конструкции Киселева — Назарова, выпускаемых подразделениями ВИСТИ. Сеанс биомеханического стимулирующего воздействия на каждую мышцу или группу мышц длился 20−25 сек. при работе тренажера с частотой 25 Гц и амплитудой колебаний 1 мм.

— в процессе последовательного применения различных средств и методов развития гибкости осуществляется параллельное освоение и совершенствование техники футбольных приемов по методу сопряженных воздействий, разработанных В. М. Дьячковым и многократно одобренных специалистами футбола в подготовке высококвалифицированных футболистов.

— в занятиях с футболистами — инвалидами оздоровительной направленности следует растягивать те мышцы, которые до этого были подвергнуты напряжению, а так же их антагонисты. С целью устранения «сократительной задолженности», мышцами наиболее часто участвующими в динамической работе, как правило являются: икроножная мышцамышцы передней поверхности голеничетырехглавая мышцадвуглавая мышца бедрамышцы приводящие и отводящие бедропрямая мышца животамышцы-разгибатели спиныбольшая грудная и ромбовидная мышцыдвуглавая и трехглавая мышца плеча.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11−14 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — JL, 1985. — 18 с.
  2. Н.Я. Применение активных силовых и маховых упражнений при развитии гибкости // Вопросы физического воспитания студентов. JL, 1966. — № 3. — С. 116−120.
  3. Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития: Дисс. канд. пед. наук. -JI., 1971. -165 с.
  4. Ф.И. Развитие силы и гибкости у гимнасток // Учён. зап. / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. 1958 — Вып. 6. — С. 12.
  5. Н.Н. Полноценная жизнь инвалида: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991.-С. 88−102.
  6. И.В. Как определить тренированность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 102 с.
  7. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте, М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  8. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223с.
  9. В.К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  10. Ю.Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи // Физическая Культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996.- № 1.- с. 23.
  11. П.Барамидзе А. М. Построение тренировки в подготовительном периоде футболистов высокой квалификации: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
  12. A.M., Иванова О. А., Поддубная Ж. В., Чкония И. Т. Методика организации занятий атлетической гимнастикой с женщинами разного возраста: Метод, рекомендации. Батуми, 1990. — 18 с.
  13. В.Ф. Профилактика травм у спортсменов, М.: Физкультура и спорт, 1987. -176 с.
  14. М.Башкирова М. М. Социально педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. 26с.
  15. Р.А. Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методики её развития у девочек школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 28 с.
  16. Бондареве кий Е.Я. физическая подготовленность учащейся молодежи. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 85 с.
  17. П.Борисов И. Б. Путь к силе. М.: Физкультура и спорт, 1961.- 82с.
  18. В.В. Особенности строения связок позвоночника и их значение для гибкости тела // Изв. естеств-науч. ин-та им. П. Ф. Лесгафта, 1954. Т. 26. — С. 19−21.
  19. А.Н., Сермеев Б. В., Фортунатов М. Н. Физиологическое значение изменения миограмм при упражнениях на растягивание // Теория и практика физической культуры, 1970. № 5. — С. 35−38.
  20. С.М., Крюков Н. М., Милыптейн В. М. Подготовка сильнейших пловцов мира. М.: Физкультура и спорт, 1965. — 184 с.
  21. С.М. Физическая подготовка пловца. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 144с.
  22. Е.П. Контрольные упражнения и измерительные приспособления для определения гибкости // Теория и практика физической культуры. -1958.-№ 10.-С. 17−18.
  23. E.JI. Изменения амплитуды движений под влиянием растягивающих упражнений разминки и последствие их эффекта // Тр. / НМС Латв. ССР. 1964. — Т. 2.-С. 31−33.
  24. E.JI. Исследование электрической активности мышц при выполнении упражнений на растягивание // Тр. / Латв. Гос. ин-т физ. культуры, 1963. Вып. 4. — С. 139.
  25. Е.П. О развитии гибкости детей школьного возраста И Физ. культуры в школе. -1960. № 7. — С. 7−9.
  26. Е.П. Развивать подвижность надо. Сравнительная эффективность различных способов выполнения растягивающих упражнений //Физ. культура в школе. -1964. № 7. — С. 28−29.
  27. Е.П. Развитие гибкости при использовании отягощений и усилий партнёра // Тр. / Латв. гос. ин-т физ. культуры. 1965. — Вып. 5. — С. 5.
  28. Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов её воспитания: Автореф. дисс. канд. Пед. наук. М., 1966, — 21 с.
  29. Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов её воспитания: Дисс. канд. пед. наук. Рига, 1966.-214 с.
  30. Н.К. Исследование по статической работе // Теория и практика физ. культуры. 1952. — № 8. — С. 9−10.
  31. А.А. Культуризм или атлетическая гимнастика? // Теория и практика физ. культуры. -1966. № 1. — С. 53−54.
  32. З.А. Рациональное сочетание распространённых средств общей физической подготовки женщин 40−45 лет, занятых малоподвижным трудом: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 28 с.
  33. Е.Д. Влияние физических упражнений на строение и функцию некоторых суставов // Проблемы функциональной морфологии двигательного аппарата. М., 1956. — С. 92−111.
  34. Е.Д. К вопросу о влиянии силовых нагрузок на объём движений в суставах спортсменов // Учён. зап. Белорус. Гос. ин-т физ. культуры. 1956. -Вып. 1. — С. 49−58.
  35. Е.Д. К вопросу о влиянии силовых нагрузок на объём движений у спортсменов. // Учён. зап. Белорус. Гос. ин-т физ. культуры. 1957. — Вып. 1.-С. 5−8.
  36. Е.Д. Изучение подвижности в суставах верхней конечности у пловцов // Пленум комиссии по вопросам физиологии и спорта. Киев, 1957.- С. 30−32.
  37. Е.Д. Влияние физических упражнений на двигательную функцию суставов верхних конечностей у пловцов // Учён. зап. / Белорус. Гос. ин-т физ. культуры. -1958. Вып. 2. — С. 145−155.
  38. Е.Д. Результаты функционально-анатомического изучения суставов верхней конечности применительно к задачам развития гибкости // Материалы VII конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. М., 1962. — С. 66−68.
  39. Е.Д. Строение и функция суставов в свете закона силы раздражителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1965 — 30 с.
  40. Е.Д. Закономерности изменения амплитуды движения в суставах в зависимости от условий их выполнения // Материалы конференции по вопросам морфологии спортсмена. М., 1965. — С. 29−30.
  41. В.А. Медицинский справочник тренера. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1981. 271 с.
  42. Гимнастика. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. A.M. Шлемииа, А. Т. Брыкина. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 215 с.
  43. М.А. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 192 с.
  44. С.В., Чирва Б. Г. Основы и организация тренировки точности технических приёмов. Методические разработки для ВШТ. М., РГАФК. -Вып. 7,1998.
  45. Н.А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 25 с.
  46. С.С. Гибкость позвоночника студентов Центрального института физической культуры // Тезисы докладов конференции по итогам научно-исследовательской работы ГЦОЛИФК за 1947 г. М., 1948. — С- 21−23.
  47. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. — 288 с.
  48. М., Совершенствование структуры физической подготовки футболистов с целью предупреждения травматизма: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1991. — 24 с.
  49. ФЛ. Исследования подвижности в голенностопном суставе человека и обоснование средств и методов её развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. — 26 с.
  50. Ф.Л. Берегите суставы. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 144 с.
  51. И.П. Исследование сравнительной эффективности основных средств физической культуры в занятиях с мужчинами среднего и старшего возрастов // Физическая культура для лиц среднего и старшего возрастов. -М., 1961.-С. 18−19.
  52. С.А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я. Самоконтроль физического состояния. Киев: Здоров’я, 1980. — 26 с.
  53. В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -М., 1967.-154 с.
  54. Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Сов. спорт, 1990, — 64 с.
  55. А.В., Матов В. В., Иванова О. А. Ритмическая гимнастика на ТВ. -М.: Сов. спорт. 1989 79с.
  56. О.А., Шарабарова И. Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. -М.: Сов. Спорт, 1990 64 с.
  57. С.В. Контрольные нормативы спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1958. — № 1. — С. 6−7.
  58. О.А. Формула красоты. М., Сов. спорт, 1990. — 48 с.
  59. Т.Т. Сопряжённая физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 234 с.
  60. В.Г., Назаров В. Т. Устройство для тренировки гимнастов. Авт. свид. СССР № 1 007 684, БИ № 12, 1983.
  61. Р.Е., Киселёв В. Г., Назаров В. Т. Устройство для тренировки гимнастов. Авт. Свид. СССР № 10 007 684, БИ№ 12, 1983.
  62. B.C. Развитие силы и гибкости упражнениями с гантелями // Сов. Спорт.-1951.-№ 5.-С. 6.
  63. B.C. Специальные упражнения для развития подвижности в тазобедренном суставе // Лёгкая атлетика.- 1968. № 3. — С. 6−7.
  64. .А., Флеровский Е. А. Упражнения для развития гибкости // Физкультура в школе. 1961. — № 10. — С. 26−34.
  65. Л.Е. Особенности методики развития подвижности в суставах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1952. — 27 с.
  66. Ли Ен Сан. Социально-педагогические аспекты и модифицированные методические приёмы оздоровления инвалидов с последствиями заболевания датским церебральный параличом средствами физической культуры: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1997.
  67. Лисицкая Т. С Ритм + пластика. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160 с.
  68. Н.И., Смирнов Ю. И. и др. Значимость физических качеств // Лыжный спорт.- М., Вып. 1, 1977
  69. .Г. Экспертная информация. М.: Радио и связь. 1982.
  70. В.В., Базилевич О. П. Организация учебно-тренировочного процесса в команде «Динамо» Киев // Сб. метод, матер, по футболу (1). М., 1976.-С. 31−52.
  71. В.Г. Управление физической подготовленностью юныхфутболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982 — 23 с.
  72. А. Соотношение средств общей физической и силовой подготовки в занятиях атлетической гимнастикой: Дисс. канд. пед. наук. М., 1980. -223 с.
  73. В.В. Ритмическая гимнастика. М.: Знание, 1985. — 32 с.
  74. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989 — 224 с.
  75. Методические указания по организации и планированию учебно-тренировочного процесса в командах мастеров (1973−1974), ГИФК им. П. Ф. Лесгафта и ВНИИФК. М., 1972. — 100 с.
  76. В.М. Наклон как показатель гибкости // Тезисы докладов IX научной конференции студентов институтов физической культуры. М., 1962.-С. 13.
  77. Н.Н. Математик задаёт вопросы.- М.:3нание, 1974.-96 с.
  78. С.Е. Анализ спортивных повреждений в сборной СССР //Футбол. Ежегодник М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 49−51.
  79. Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
  80. В.Т. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды. Минск: Полымя, 1986. — 95с.
  81. В.П. Исследование взаимосвязи уровня физической подготовленности и технико-тактического мастерства футболистов высших разрядов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 25 с.
  82. Т.Д. По поводу вращательных движении в коленном суставе человека: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1953. — 24 с.
  83. В. Основы методов тренировки гибкости // Учение о тренировке / Под ред. Д. Харре. М., 1971 — С. 203−210.
  84. В.Н., Вайцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1985 256с.
  85. В.Н., Сахновский К. П. Подготовка юного спортсмена. К.: Рад. шк., 1988 — 288с.
  86. А.Н., Джус О. Н., Догадан М. Е. Книга тренера по футболу. -Киев: Здоров’я, 1988. 250 с.
  87. М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики: Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1990. — 24 с.
  88. М.М. Структура и динамика двигательных качеств футболистов на разных этапах совершенствования технического мастерства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 25 с.
  89. Д.А. Двигательные качества человека и методика их развития и проверки // Теория и практика физ. культуры. № 11. — С. 17−18.
  90. .В. Воспитание гибкости // Физкультура в школе. 1968. — № 6. -С. 26−27.
  91. ЮО.Сермеев Б. В. О методике развития подвижности в суставах у юных спортсменов // Проблемы юношеского спорта. М., 1969. — С. I7I-I76.
  92. .В., Белов РА. Специальные упражнения для совершенствования активных и пассивных движений спортсмена: Метод, материалы. Горький, 1968.-28 с.
  93. .В. Спортсменам о воспитании гибкости, М.: Физкультура и спорт, 1970. — 45 с.
  94. ЮЗ.Сидорова Т. Е. Развитие силовых способностей у инвалидов споследствиями детского церебрального паралича: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 2000. — 25 с.
  95. Е.В., Шестаков М. М., Голденко Г. А. Методы оценки технической подготовленности высококвалифицированных футболистов: Метод. Рекомендации. М., 1983. — 18 с.
  96. Е.В., Барамидзе A.M., Тюленьков С. Ю. Стретчинг в тренировке футболистов. Батуми: Сабчота Аджара, 1989. — 54 с.
  97. Юб.Скоморохов Е. В., Николаев В. Д., Тюленьков С. Ю. Стретчинг в тренировке футболистов: Метод, рекоменд. М., 1980, — 30 с.
  98. Е.В., Тюленьков С. Ю., Баженов В. В. Система оценки уровня физической подготовленности футболистов сборных команд СССР // Научно-спортивный вестник, 1984. № 5. — С. 32−34.
  99. В.В. Физиологические исследования статической мышечной деятельности и её тренировки: Дисс. канд. пед. наук. М., 1957. — 169 с.
  100. Ю.И. Теория и методика контроля спортивной подготовленности: Автореф. дисс. докт. пед. наук.- М., 1991. -37 с.
  101. Спортивная медицина: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.JI. Кармана. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 304 с.
  102. Ю.Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. В. М. Зациорского. М, Физкультура н спорт, 1982.-256с.
  103. Н.Г., Усатый В. Г. Биохимический анализ сложных спортивных движений методом видеоциклографии // Актуальные вопросы биомеханики спорта. Смоленск, 1986. — С. 32−34.
  104. Теория и методика физического воспитания / Под ред. JI.E. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 2. — 123 с.
  105. Г. Г. Методика развития тела барьериста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1953. — 26 с.
  106. Н.Д. Некоторые особенности развития гибкости у спортсменов высших разрядов И Физиологические механизмы двигательных и вегетативных функций. М., 1965. — С. 98−101.
  107. С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (теоретико-методические аспекты). М., 1998. — 290 с.
  108. Физиология мышечной деятельности. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. A.M. Коца. М.: Физкультура и спорт, 1982 — 347 с.
  109. B.II. Изучение уровня развития физических качеств спортсмена // Методика исследований в физической культуре. М., 1961 — С. 76−79.
  110. А.В., Бутченко JI.A. Спортивная медицина. М.: Медицина, 1984. — 384 с.
  111. К.А. Исследование надёжности информативности теста по футболу / Пер. с нем. В 2-х тт. М.: Физкультура и спорт, 1970. -Т. 2.
  112. X., Илли У., Кунц X. Стретчинг и динамический силовой тренинг. Нью-Йорк: Георг Тиме, 1988. — 80 с.
  113. Экспресс-метод статистической обработки экспериментальных иклинических данных: Учеб.-метод. пособие / Сост. Р. Б. Стрелков. М.: 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1986. — 86 с.
  114. Э.И. Контрольные упражнения метод определения подвижности в суставах у школьников и юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры, 1969. — № 8. — С. 41.
  115. Э.И. Исследование развития подвижности в суставах у гимнастов в связи с отбором детей в группы гимнастики ДЮСШ: Дисс. канд. пед. наук. М., 1970. — 180с.
  116. Abeng G. Circuit training // The next step in fitness. San Diego. — 1989. — P. 9.
  117. Anderson N. Sweat systems basic training manual. Minneapoles, 1990. — 46 p.
  118. Beck C. Aqua yoga. A new approach for people of all ages. New York -London, Drake publ., 1976. — 79 p.
  119. Blum В., Wollrenmuller F. Stretching. Berlin: Sport-verlag, 1988. — 141 s.
  120. Bressler B.H., Clinch H.J. Flexibility // Physiology. 1974. — V. 237. — № 3. — P. 477−504.
  121. Buchthal F.A., Kaiser E. The reology of the cross-straited muscle fibre with particular reference to isotonic conditions // Dan. Biol. Med. -1951. B. 21. P.1.318.
  122. Carter M. Helping yourself with foot reflexology. New York: Parker publishing company, 1969. -112 p.
  123. Cherote M.L., Ganguly S.K. Effects of nine-week yogic programme on same aspects of physical fitness of physically conditioned young males // Indian J. Med. Sci. -1979. V.33/10. — P. 258−263.
  124. Chohan I.S., Nayar H.S., Thomas P. Influence of yoga on blood coagulation // Thromb. Haemost. 1984. — B. 51. — № 2. — P. 196−197.
  125. Cooper K. New aerobics. New York: Bantam books, 1970. -120 p.
  126. Kummins C. The best-kept fitness secret // Women’s sports and fitness. 1988. -B. 10.-№ 6.-P. 50−52.
  127. Gelder V.N. Aerobic dance exercise instructor manual. — San Diego, California, 1990. — 383p.
  128. Gundlach U. Das Training mit Kindern im Aeter von sechs bis zehn Jahren // Geratturen unter Leitung von prof. Dr. G. Borrmann. Berlin, 1974. — S. 351−352.
  129. Hartmann J., Teunennmann H. Moderness krafttraining. Berlin: Sport-verlag, 1989. -335s.
  130. НШ A.V. Proceed // Roy. Soc. B. 1949. — V. 136. — P. 399−420.
  131. Huxley A.F. Flexibility//Prog. Biophys. 1957. — V. 7. — P. 255−318.
  132. Jewel B.R., Wilkie D.R. Flexibility // Physiology. 1958. — V. 143. — P. 515−540.
  133. Johnson S. Muscle balance // Sweat systems basic training manual. Minneapoles, 1990. — P.46.143Jyengat Y.S. Yoga: a gem for women. New Delhi, 1984. — P. 3.
  134. Kabat H. Proprioceptive facilitation in therapeutic exercise. New-Haven: Physical Med. Library Ed., 1958. — V. 3. -P. 56.
  135. Kaywall G. Ballet for gymnasts // The modem gymnasts. 1964. — July-August. -P. 13−16.
  136. Kos B. Metodica Mereni rozsohu pohybu v kloubech pomoco kapalinovehogravitachiho goniometry // Teorie a praxe telesne vychovy. 1965. — № 10. — S. 450−454.
  137. Kos B. Vrajamny pomer aktivnich svihovych a pasivnich cvikuve specialnim treninku ramernem na rorvoj kloubni pohyblivosti // Sbrnik vedecke rady UV CSTV. Praha, 1965. — S. I2I-I23.
  138. Kraft R.E. Misconceptions of children’s physical abilities // Acher National Journal. 1988. — № 122. — P. 10−12.
  139. Kreighbaum E. Anatomy and kinesiology // Aerobic dance-exercise instructor manual. San Diego, California, 1990. -P. 35−88.
  140. Li Po Ananda. Wave hands like clouds: Huang ping tai chi. A Chinese yoga of meditation in motion. New York: Harperg Row, 1975. — 127 p.
  141. Moreau J.P. Le stretching vous la gymnastique de l’instinct. Paris: Sand et Tchou. — 1982. — 158 p.
  142. Moreau J.P. Stretching //Education physique et sport. -1984. № 187. — P. 5−9.
  143. Nagarathna R., Nagendra H.K. Yoga for bronchial asthma: A controlled study // Br. Med. J. (Clin. res.). 1985. — V. 291, № 6502. — P. 1077.
  144. Nordemar R. HJALP DIN RYGG. Bonnierfakta. 1988. — 144 p.155.0'ConneI E.R. The effect of slow stretching on flexibility. Backerfield,
  145. California, 1960. P. 24−26.
  146. Perturon E. La contraction musculaire dans le mouvement volontaire maximal // These Doctoral d’Etat, Universite des Sciences et Techniques de Lille, 1972. -208 p.
  147. Pollock M., Willmore J.H., Fox C.M. Exercise in health and disease. -Philadelphia: W.B. Saunders, 1984. 68 p.
  148. Rack P.M.H., Westbury D.R.J. Muscle function // Physiology. 1974. — V. 240. -P. 331−350.
  149. Reid E. Ph. D. Best warm-up and cool-down stretches // Shape. 1987. -December, — P. 55−59.
  150. Roberts W.J., Rosental N.P., Terzuolo C.A.J. Flexibility // Neurophysiol. -1971.- V. 34. P. 620−634.
  151. Rosenweig S. Sportfitness for Women. New York: Harper and Row publishers, 1982. — 77 p.
  152. Smithe E. How flexible should you be? // Women’s Sports Fitness. 1987. -September. P. 12.
  153. Solveborn S. Le Stretching du Sportfit, entrainment et la mobilite musculaire. -Chirton, 1983. -127p.
  154. Soo C. The Chinese art of Kai men. London — New York: Gordon Gremonesi, 1977.- 113 p.
  155. Stephens R.E. The science of stretching // The next step in fitness. San Diego 1989.-P. 132−135.
  156. Stephens R.E. Clinical Neuroanatomy: A Case History Approach, Kansas City: University of Health Sciences, 5th ed., 1989. — P. 69−70.
  157. Stokes R., Farls D. Fitness everyone. Carolina: Hunter textbooks Inc., 1983. -P. 41−87.
  158. Sundar S., Agrawai S.K., Singh V.P. Role of yoga management of essential hypertension // Acta cardiol (brox.). 1984. — V. 39, №. 3. — P. 203−208.
  159. Tipton R. Flexibility: A stretching experience // Gymnast, vol. XVIII (Number I). January, 1976. — P. 64−65.
  160. Viidik A., Scand J. Plastic Reconstruction Surgery. 1967. — V. 1. — P. 141−147.
  161. Vries de H.A. Evaluation of static stretching procedures for improvement of flexibility // The Res. Quarterly. 1962. — V. 33, № 2. — P. 222−229.
  162. Viviani P., Terzuolo C.A.J. Flexibility// Cybernetic. 1973. — Bd. 14, № 1. — P. 35−62.
  163. Weider J. The muscle building courses of the champions. London, 1954. — 74 p.
  164. Westcott W.L. Beginning strength training workshop // The next step in fitness. -San Diego, 1989. P. 141−142.
  165. Westcott W.L. Strength fitness: Physiological principles and training techniques (2th ed.). Dubuque, Lowa: Wm. C. Brown, 1987. — 58 p.
  166. Wilkie D.R. Flexibility // Physiology, 1950. — V. 110. — P. 249−280. 178. Anderson B. Stretching. — Bolinas, California, 1980. — P. 8−14.1. АКТ
  167. ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР В ПРАКТИКУ
  168. Дата начало работы над внедрением Объект и место Внедрения Номер темы по Сводному плану Автор или авторский коллектив
  169. Ноябрь 1995 г. Резервный состав Национальной сборной команды России по футболу среди инвалидов с заболеванием ДЦП На 1996−1997 гг. 01.02.01. Аспирант ВНИИФК И.Т. Чкония
  170. Президент ФФИ, Главный тренер сборной команды, к.п.1. А.М. БАРАМИДЗЕ
  171. Акт составлен «/'$ «1997 г.1. Автор: И.Т. ЧКОНИЯ1. АКТ
  172. ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИР В ПРАКТИКУ
  173. Дата начало работы над внедрением Объект и место внедрения Номер темы по сводному плану Автор или авторский коллектив
  174. Ноябрь 1995 г. Основной состав Национальной сборной команды России по футболу среди инвалидов с заболеванием ДЦП На 1998−1999 гг. 01.02.01. Аспирант ВНИИФК И.Т. Чкония
  175. Президент ФФИ, Главный тренер сборной команды, к.п.1. БАРАМИДЗЕ
  176. Акт составлен «/6 «UACout 1999 г. Автор: И.Т. ЧКОНИЯ
Заполнить форму текущей работой