Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представления о системе физической культуры и спорта дополняются новыми данными о структуре, руководстве и организации, путях управления отечественной системой физкультурно-спортивной практики в новых социально-экономических условиях развития Россииобоснованием предпосылок к изменению принципиальной сущности управления системой развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО- 17 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ
    • 1. 1. Ретроспективный анализ развития отечественной системы 18 управления физической культурой и спортом
    • 1. 2. Основные направления государственной политики в 31 развитии физической культуры и спорта в РФ
    • 1. 3. Принципы, функции и методы государственного управления 35 физической культурой и спортом в Российской Федерации
    • 1. 4. Законодательная база развития физической культуры и 45 спорта в Российской Федерации
    • 1. 5. Организационные и социально-экономические условия 63 развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и ее субъектах на современном этапе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ РУКОВОДСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
    • 3. 1. Систематика факторов, определяющих эффективность 89 руководства и управления развитием физической культуры и спорта в РС (Я)
    • 3. 2. Критерии и показатели эффективности руководства и управ- 103 ления развитием физической культуры и спорта в РС (Я)
  • Анализ специальной научной литературы и практики руководства и управления системой физической культуры и спорта убеждают в наличии ряда противоречий

— между современными требованиями к руководству и управлению развитием физической культуры и спорта в новых условиях административно-управленческих отношений региона и центра и несовершенством региональных нормативно-правовых, экономических и социально-педагогических механизмов к решению новых задач, продиктованных временем-

— между необходимостью усиления роли и значения физической культуры и спорта как действенных факторов образования и воспитания, укрепления здоровья населения, повышения его работоспособности, организации рационального досуга, профилактики негативных социальных явлений и недостаточной эффективностью сложившейся практики организации и управления физической культурой и спортом, слабо учитывающей специфические социально-экономические, климато-географические и национально-культурологические особенности региона России.

Особенности организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вышеизложенное определило основное направление нашего исследования и выбор его темы: «Особенности организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования — система управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации и ее субъектах.

Предмет исследования — структура и содержание способов организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации в новых социально-экономических условиях (на примере Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования — предполагается, что оптимизация системы развития физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации возможна в том случае, если:

— региональная модель управления развитием физической культуры и спорта в субъекте РФ учитывает его специфические особенности, обеспечена нормативно-правовыми механизмами, определяет основные принципы, функции и методы, структуру руководства и организации системы, приоритеты направления деятельности, определяющие функции взаимодействия руководителей сферы физической культуры и спорта федерального, республиканского, городского и муниципального уровня, создающие условия для существенного увеличения количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;

— определены критерии и система оценки эффективности мер по обеспечению социальных гарантий доступности и возможностей использования ценностей физической культуры и спорта всеми слоями населения;

— в новых социально-экономических и нормативно-правовых условиях развития региона созданы предпосылки для организации, руководства и управления оптимальным взаимодействием усилий государственных, общественных и коммерческих организаций, направленных на эффективное развитие отрасли физической культуры и спорта с целью максимального увеличения числа спортивных сооружений, развития массовой физической культуры и спорта высших достижений, расширения сферы международного сотрудничества и улучшения качества жизни и социального благополучия населения региона.

Цель исследования — разработка и обоснование организационно-управленческих и социально-педагогических основ концепции организации, руководства и управления развитием системы физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия).

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть и научно обосновать основные принципы, функции и методы руководства и управления системой развития физической культуры и спорта Российской Федерации и особенности их реализации в отдельно взятом регионе.

2. Выявить факторы и показатели, определяющие эффективность системы руководства и управления развитием физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия) в новых социально-экономических и нормативно-правовых условиях, определяющие основания для ее модернизации.

3. Оценить нормативно-правовую и организационно-управленческую основу взаимодействия органов руководства и управления развитием сферы физической культуры и спорта на федеральном уровне, уровне республиканской государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации.

4. Определить концептуальные направления развития системы физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и комплекс организационно-управленческих решений в целях ее оптимизации.

5. Разработать Концепцию организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и обосновать технологию ее реализации.

6. Определить показатели эффективности реализации Концепции на отдельных ее этапах и наметить пути ее дальнейшего саморазвития.

Методологической основой исследования явились работы в области управления, организации, регулирования деятельности и развития системы физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях управления и законы:

— общетеоретические вопросы управления физической культурой и спортом (В.У. Агеевец, Р. Г. Гостев, С. И. Гуськов, В. Г. Камалетдинов, А. Н. Почин-кин., В. В. Новокрещенов, В. И. Жолдак, П. А. Рожков, С. Г. Сейранов, И.И. Пе-реверзин и др.);

— вопросы деятельности и функционирования федеральных органов управления физической культурой и спортом (JI.B. Аристова, A.M. Банников, П. А. Виноградов, С. Э. Воронин, В. М. Краснов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов и др.);

— вопросы функционирования органов управления в субъектах РФ и на местном уровне (В.К. Пельменев, Н. Печерский, М. С. Расин, A.C. Соколов и др-);

— вопросы формирования и реализации программ развития физической культуры и спорта на федеральном, областном и муниципальном уровнях (Г. Н. Кузьменко, В. И. Михалев, С. А. Носков, H.H. Орешкова, М. С. Расин и др.);

— Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», законы Российской Федерации о формировании организационно-правовых форм в сфере физической культуры и спорта, разноуровневом управлении, регулировании и планировании деятельности организационно-правовых структур физической культуры и спорта.

Определяющей является идея гносеологической общности и внутреннего единства научного знания (Н.Т. Абрамова, И. А. Акчурин, В. В. Ильин, Б. М. Кедров и др.) — принципы системного подхода (J1. фон Берталанфи, Дж. Ван Гиг, А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг и др.) — аксиологический, дея-тельностный (А.Н. Леонтьев), историко-логический подходы.

Научная новизна проведенного исследования заключается в получении новых и обновлении имеющихся данных:

— социально-экономические и национально-культурологические особенности развития Республики Саха (Я), оказывающие существенное влияние на развитие физической культуры и спорта;

— сущность и новые концептуальные направления модернизации в организации, руководстве и управлении системой развития физической культуры и спорта субъекта России в новых социально-экономических условиях;

— разработка и обоснование организационно-структурной модели управления системой развития физической культуры и спорта на республиканском уровне в новых нормативно-правовых и социально-экономических условиях развития региона, основной особенностью которой является разграничение полномочий в управлении, новая структура взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций;

— разработка критериев и требований к оценке эффективности организации и управления компонентами системы развития физической культуры и спорта, принятия управленческих решений в системе руководства и управления физической культурой и спортом на уровне отдельного региона;

— обоснование механизмов создания организационно-методических и социально-педагогических условий и модернизации системы развития физической культуры и спорта в аспекте ее обеспечения трудовыми ресурсами на основе инновационного подхода к разработке и внедрению системы непрерывного физкультурного образования в регионе;

— новые управленческие подходы к организации и управлению физкуль-турно-спортивным движением на уровне спорта высших достижений, детско-юношеского и массового спорта, национальных видов спорта и построению физкультурно-спортивной деятельности в муниципальных управлениях;

— установлена зависимость между уровнем физкультурной активности, мотивами и интересами, возможностями потребления ценностей физической культуры и массового спорта всех слоев и уровнем спортивных достижений региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представления о системе физической культуры и спорта дополняются новыми данными о структуре, руководстве и организации, путях управления отечественной системой физкультурно-спортивной практики в новых социально-экономических условиях развития Россииобоснованием предпосылок к изменению принципиальной сущности управления системой развития физической культуры и спорта в определенных регионально-культурологических и природ-но-географических условияхконцептуальными направлениями ее модернизации. Теоретическая значимость работы заключается также в установлении специфики механизмов управления системой развития физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации, что дополняет раздел теории, методики и истории физической культуры, рассматривающий региональные особенности физкультурно-спортивного движения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные в нем теоретические положения и разработанные практические рекомендации создают реальные практические возможности оказать действенную помощь районным, городским, региональным комитетам, департаментам и министерствам физической культуры и спорта в определении направлений и возможностей модернизации системы управления данной отраслью в современных социально-экономических условиях, при составлении перспективных планов организации и проведения повседневной работывыражается в повышении эффективности управления сферой физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) — обоснованием структуры и характера взаимодействия на всех уровнях власти, включая органы государственной власти специальной компетенции, органы самоуправления, институты гражданского обществавыявленными показателями и критериями оценки эффективности системы управления в сфере физической культуры и спорта в Республике Саха (Я). Результаты исследования используются в работе Государственного комитета Республики Саха (Я) по физической культуре и спорту, Министерство образования и науки Республики Саха (Я), администрации г. Якутска, Управления народного образования, в деятельности республиканских спортивных федераций, ассоциаций, центра национальных видов спорта, деятельности органов управления в сфере физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия), органов муниципального самоуправления, ДЮСШ, ШВСМ, УОР.

Достоверность результатов и обоснованность полученных данных обеспечена непротиворечивостью избранных методологических подходов, использованием широкого арсенала теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам и логике исследованиярепрезентативностью выборки и статистической значимостью экспериментальных данныхдлительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в организации, руководстве и управлении системой развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим основным направлениям: при обсуждении отдельных вопросов исследования на международных симпозиумах, встречах, коллегиях. Основные материалы исследования внедрены в организационно-управленческую деятельность муниципальных, районных, республиканских спортивных и физкультурных организаций (ДЮСШ, РДСШОР, УОР, ШВСМ, Управлений физической культуры и спорта, районных и городских комитетов физической культуры и спорта, ФГАОУ ВПО СВФУ «ИФКиС», ФГОУ ВПО «ЧГИФКиС», ССУЗ-ы и других).

Материалы исследования, «Комплексная целевая программа», «Стратегия развития физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия)» внедрены и реализуются в районных и городских комитетах, физкультурно-спортивных организациях, при разработке программ развития физической культуры и оздоровления населения республики, массового физкультурно-спортивного движения, сводных планов подготовки спортсменов к соревнованиям различного уровня. Система непрерывного профессионального физкультурного образования внедрена в деятельность педагогических и физкультурных вузов, ШВСМ, УОР и ДЮСШ, средних общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений Министерства образования и Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия).

Основные материалы исследования докладывались на международных научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях коллегии Государственного комитета по физической культуре и спорту, кафедрах Института физической культуры и спорта СВФУ, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта. Новые научные разработки внедрены в практику подготовки якутских спортсменов в ШВСМ, УОР, ЧРСШИ им. П. Д. Коркина.

Полученные в процессе исследования результаты опубликованы в более 80 научно-методических публикациях, среди которых 3 монографии, 2 учебных пособия, методические указания, статьи и тезисы докладов.

Личный вклад автора в получении результатов определяется: разработкой концептуальных положений исследования, общего замысла, методики проведения экспериментальной работы по проблеме модернизации системы развития физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия) — созданием и руководством первого института физической культуры и спорта в сельской местностиразработкой организационно-структурной модели системы развития физической культуры и спорта в РС (Я) — организацией, руководством и непосредственным участием в экспериментальном исследовании по разработке, апробации и внедрению социально-ориентированных технологий предоставления ценностей физической культуры и спорта всем возрастных категориям населения республикиреализацией в региональной системе развития физической культуры и спорта непрерывного профессионального физкультурного образования как важнейшего компонента, обеспечивающего реализацию концепции производственными (трудовыми) ресурсамиполучением эмпирических данных, теоретических обобщений и интерпретацией результатов изыскания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальные положения, определяющие стратегию, сущность и направление модернизации системы управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации должны отражать современные тенденции развития регионов России и быть направлены на рациональное использование региональных и федеральных ресурсов отрасли физической культуры и спорта.

2. К системе факторов, определяющих эффективность руководства и управления развитием физической культуры и спорта в Республике Саха (Я) относятся: отношение к физической культуре и спорту органов государственной власти всех уровнейсоответствие нормативно-правовой базы новым требованиямзаинтересованность населения в занятиях физической культурой и спортомматериально-техническое обеспечение мест занятий и проведения спортивных соревнованийкадровое обеспечение системыбюджетное финансирование и внебюджетные источники.

Критериями и показателями эффективности выступают индикативные показатели: численность занимающихся физической культурой и спортом по всем категориям населенияобеспеченность населения спортивными сооружениямичисло проводимых в республике массовых физкультурно-спортивных мероприятийрост числа спортсменов-разрядников и членов сборных команд России и республики.

3. Структурно-функциональная модель системы управления физической культурой и спортом республики в новых социально-экономических условиях развития региона должна включать эффективную взаимосвязь ее компонентов, обеспечивающих организацию, руководство и управление развитием отрасли и включать организационно-управленческую модель, социально-педагогическую модель формирования мотивационно-ценностного компонента, нормативно-правовое, кадровое и информационное обеспечение, систему пропаганды детско-юношеского спорта и спорта для всех, систему развития международных связей республики в сфере физической культуры и спорта.

4. Для контроля реализации концепции развития физической культуры и спорта в РС (Я) необходима разработка нормативной базы уровня подготовленности всех категорий населения и система мониторинга показателей здоровья населения республики, численности систематически занимающихся физической культурой и спортом, динамики спортивных достижений якутских спортсменов, определяющих вектор управленческих решений при перераспределении материальных и трудовых ресурсов и решении важных социально-экономических задач региона.

5. Разработка и реализация программ (концепций, стратегий) развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), основанных на оптимизации организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта региона, позволяет вывести на новый уровень мотива-ционно-ценностный компонент занятий физической культурой и спортом в регионе (в том числе лиц с ограниченными возможностями), существенно увеличить численность занимающихся и обеспечить рост показателей здоровья всех возрастных категорий населения, создать условия для повышения эффективности подготовки высококвалифицированных спортсменов и резерва сборных команд республики, повысить уровень спортивных достижений в традиционных для региона видах спорта.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, библиографии и приложений. Основной текст изложен на 368 страницах, включает 29 рисунков и 29 таблиц. Список литературных источников включает 420 источников, из них 20 на иностранных языках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой