Проектирование Всемирной выставки 1967 года в Москве.
Поиск образа современности в архитектуре начала 1960-х годов
В работе применен метод архитектуроведческой систематизации материалов. Проведено исследование графических и текстовых архивных документов, а также современных проектированию Выставки в Москве журнальных и газетных публикаций, кинодокументов. Для изучения и «описания* проектов планировки территории, и приемов формообразования представленных на проходивший в 1961 — 1962 годах конкурс проектов… Читать ещё >
Содержание
- Введение.Г
- Глава 1. «Социо-культурный контекст формотворческих поисков второй половины 1950-х — начала 1960-х годов»
- 1. 1. Причины и последовательность изменений принципов формообразования в архитектуре середины 1950-х годов
- 1. 2. Изменение архитектурной направленности середины 1950-х годов в международном контексте, (между Г и V конгрессом МСА)
- 1. 3. Новые критерии художественной ценности в архитектуре и общественном миропонимании эпохи «оттепели»
- Глава 2. «Проблема выбора территории для Всемирной выставки 1967 года в Москве (дискуссии 1961−1962гг.) в контексте градостроительных тенденций рубежа 1950-х- 1960-х годов»
- 2. 1. Основные направления развития архитектурно-планировочной мысли в СССР второй половины 1950-х- начала.1960-х годов
- 2. 2. Градостроительная ситуация в Москве на период проектирования Всемирной выставки. Влияние проектных разработок для Всемирной выставке на последующее градостроительное развитие Москвы
- 2. 3. Варианты размещения Всемирной выставки 1967 в
- Москве
- Глава 3. «Проектные предложения планировки территории и архитектуры Всемирной выставки 1967 года в Москве (конкурс 1961 -1962 гг.)»
- 3. 1. Условия, задачи и задания проектирования выставки в Москве
- 3. 2. Поиск современной структуры планировки территории Всемирной выставки в Москве
- 3. 3. Поиск нового образа в архитектуре павильонов Всемирной выставки
- 1967 года в Москве
Проектирование Всемирной выставки 1967 года в Москве. Поиск образа современности в архитектуре начала 1960-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования:
В начале XXI века появляется потребность в целостной системе знания об отечественной архитектуре предшествующего, XX столетия. Архитектура десятилетия на рубеже 1950;х — 1960;х годов, как часть этой системы, представляется наименее изученной по сравнению с другими периодами. Выбранный для исследования отрезок времени, по мнению автора, самоценен, но наряду с этим он интересен как в качестве методического преемника гораздо более изученного периода 1920;х годов, так и в качестве одного из переходных к современной нам архитектуре этапов.
Однако если11 920;е годы принято рассматривать в первую очередь как время интереснейших социально-градостроительных и формотворческих экспериментов, шестидесятые — зачастую воспринимаются как не слишком удачный ' опыт глобальной типизации и перехода к массовому индустриальному домостроению, что значительно > сужает возможный круг знания об этом времени, а главное — ограничивает возможности выявления в полной мере ценностей его архитектурного наследия.
Действительно, поставленная в середине 1950;х годов задача экономии и типизации регламентировала деятельность архитекторов жесткими рамками экономических ограничений, таким образом лишая их в значительной степени права на свободное творчество. Участие в проектировании Всемирной выставки, напротив, давало архитекторам новые возможности для творческого поиска и даже, требовало от них целенаправленного поиска новых, нестандартных решений в формообразовании и градостроительстве. Именно поэтому тщательное изучение конкурсных проектов Всемирной выставки в Москве дает едва ли не уникальную возможность получить полноценное представление о тенденциях развития и потенциале архитектурной мысли того времени.
Всемирная выставка — это всегда1 не только архитектурный, но и градостроительный эксперимент. Изучение двух этапов конкурсапроводившихся в 1961 и 1962 годах и посвященных проблемам выбора участка для размещения выставки в Москве, планировке его территории, I формообразованию и облику павильонов, дает возможность расширить современное представление о развитиикак архитектурной, так и градостроительной мысли, в первую очередь в СССР, в это время. А архивные материалы по обсуждению конкурсных проектов позволяют понять основные критерии художественной ценности в профессиональной среде рубежа 1950;х- 1960;х годов.
Исследование творческих поисков архитекторов в ходе проектирования Всемирной выставки в Москве — это возможность обратиться к осмыслению архитектуры как искусства и в то, казалось бы, не самое подходящее для это^ цели время.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучение архитектурного и общекультурного контекста процесса проектирования Всемирной выставки в Москве было в значительной степени осложнено отсутствием обобщающих исследований, посвященных архитектурному творчеству второй половины пятидесятых — начала шестидесятых годов. Формотворческие поиски и разработки этого времени в области архитектуры и градостроительства пока не достаточно описаны в современной литературе. Проблема более глубокого и детального их изучения во многом связана с ограниченным объемом введенной к t настоящему времени в научный обиход информации.
Общие характеристики исследуемого периода даны в трудах таких исследователей архитектуры как А. В. Иконников, и А. В. Рябушин. Отдельные проблемы изучения архитектурного наследия этого времени рассматриваются в работах И. А. Азизян, Ю. П. Бочарова, Ю. П. Волчка, А. П. Гозака, А. Э. Гутнова, А. В. Кафтанова, Ю. Л. Косенковой, Ю. И. Курбатова,.
Н.П. Крайней, Г. С. Лебедевой, Ф. А. Новикова, В. Э. Хазановой, С.О. Хан-Магмедова, Д. Е. Фесенко, И. В. Чепкуновой и др.
В качестве источников (помимо архивных) были использованы посвященные проблемам архитектуры и градостроительства издания и отдельные публикации 1960;х годов.
Во время проектирования Всемирной выставки 1967 года в Москве все связанные с этим события широко освещались в прессе. После отказа от проведения Выставки исследований по её материалам не проводилось. В специальной литературе упоминания об этом событии встречаются, крайне редко. Д аже в монографиях, посвященных творчеству архитекторов. -участников проектирования Выставки, этот конкурс в их биографии либо вовсе не упомянут, либо упомянут вскользь, без сколько-нибудь подробного анализа.
В вышедшей в 2000 году (к 150-летию существования Экспо) монографии В. Шпакова «Россия на Всемирных выставках», несостоявшейся выставке 1967 в Москве посвящен лишь один абзац.
Отдельная' статья' по проблеме исследования «Архитектура времени' надежд — проект Всемирной выставки 1967 г. в Москве» В. Э. Хазановой вышла в 1998 году в сборнике «Архитектура в истории русской культуры». Статья посвящена рассмотрению наиболее яркого архитектурного события 1 первого тура конкурса — проекта группы Я. Б. Белопольского.
Вкандидатской диссертации Г. С. Макаровой (научный руководитель Ю.П. Волчок) «„Памятники эпохи“, в советской архитектуре конца 1940;хначала 1960;х годов»", (М., 1992 г.) один параграф посвящен проблеме изучения Всемирной выставки 1967 в Москве, но архивные материалы по теме приведены в нем лишь в незначительной степени.
Цель исследования.
Реконструкция и осмысление практики проектирования Всемирной выставки, запланированной к проведению в Москве в 1967 году. Выявление основных направлений развития архитектурной мысли в поисках нового образа для создания комплекса ЭКСПО-67 в Москве. Задачи исследования.
— выявление основных эстетических критериев архитектуры рубежа 1950;х — 1960;х годов и анализ их взаимосвязей с социо-культурными и научно-техническимиценностями эпохи «оттепели»;
— изучение процесса выбора территории для размещения Выставки в Москве, а также конкурсных предложений по разработке генерального плана Выставки в контексте основных градостроительных тенденций в СССР рубежа 1950;хначала 1960;х годов;
— систематизация и анализ проектных предложений двух туров конкурса на проект генерального плана Всемирной Выставки 1967 года в Москве и их сопоставление с общими представлениями о художественных ценностях эпохи «оттепели» и тенденциями осмысления средствами архитектурного формообразования «образа космоса» и космологических представлений этого времени. s t.
Объект исследования.
Материалы конкурсного проектирования Всемирной выставки 1967 года в Москве.
Предмет исследования.
Проблема формирования творческого мышления нового типа и разработки новых методов архитектурного формообразования после проведения реформы архитектуры 1955 года. Пути поиска современного архитектурного образа для комплекса ЭКСПО-1967 в Москве.
Хронологические границы исследования.
Проектирование Всемирной выставки 1967 года в Москве велось в основном в 1960 — 1962 году, однако смысловое содержание исследования создает необходимость расширения его временных рамок.
Методы исследования.
В работе применен метод архитектуроведческой систематизации материалов. Проведено исследование графических и текстовых архивных документов, а также современных проектированию Выставки в Москве журнальных и газетных публикаций, кинодокументов. Для изучения и «описания* проектов планировки территории, и приемов формообразования представленных на проходивший в 1961 — 1962 годах конкурс проектов павильонов Всемирной выставки в Москве применен метод формально-стилистического анализа произведений архитектуры в сочетании с историко-культурным походом к осмыслению и реконструкции опыта архитектурно-градостроительного творчества в Новейшее время.
Научная новизна исследования.
Архитектура Международных выставок всегда находится в эпицентре пристального внимания специалистов. Однако Всемирная выставка, предполагавшаяся к проведению в Москве в 1967 году, в настоящее время практически не исследована, хотя представляет значительный интерес для истории отечественной архитектуры XX века, как единственная запланированная к проведению на территории СССР. Конкурсные материалы выставки (1960;1962гг.) достаточно полно сохранились в архивах ГАРФ, РГАЛИ, ЦАНТДМ, ЦИАМ, РГАКФД и в фондах ГНИМА. Они до настоящего времени не опубликованы и не изучены. На основании анализа архивных материалов и материалов музейных фондов впервые вводится в научный обиход новое знание о проектировании Всемирной выставки 1967 года в Москве.
Практическое значение работы.
В Москве, как и во всей России, по сей день не существует крупныхмеждународных выставочных комплексов: Данная работа может послужить'- методологическим материалом при дальнейших разработках в областипроектирования ЭКСПО. Результаты работы могут быль использованыв исследованиях по! историиотечественной архитектуры XX века;
На защиту выносятся:
— Описание и анализ процесса выбора территории для размещенияВсемирной выставки 1967 года в? Москве в контексте основных градостроительных тенденций рубежа 1950;х — 1960;х годов >
— Систематизация и анализ представленных на конкурс 1961 — 1962 гг. проектов планировочных решений территории Всемирной выставкив Москве,. ' •.
— Описание, систематизация и анализ проектных решений' архитектуры павильоновпредставленных на конкурс Всемирной выставки в Москве.
Апробация основных положений диссертации осуществлена в публикациях автора: Отдельные аспекты исследованиянашли, отражение в докладах автора на научных конференциях-и семинарах:
— «Конкурсы и профессиональная деятельность. Архитектура, градостроительство, инвестиции, власть.», Самара, совместно с НИИТАГ РЛЛСН, САР и СГАСУ, 2007 ,.
— «Сталинский ампир" — Щ НИИТАГ РААСН, 2007.
— «Личность, Эпоха: Стиль», М-, НИИШАП РААСН, 2008v.
— советско-итальянский семинар, организованный Международной Академией-архитектуры (отделение в Москве). М., 2009.
Структура работы:
Работа представлена в двух томах. Том 1 включает в себя текст, состоящий из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Глава 1: «Социо-культурный контекст формотворческих поисков второй половины 1950;х — начала. 1960;х годов». Глава посвящена исследованию причин смены архитектурной направленности середины 1950;х годов, а также вопросам взаимодействия формотворческих поисков в архитектуре с общекультурными ценностями эпохи «оттепели».
Глава 2: «Проблема выбора территории для Всемирной выставки 1967 года в Москве (дискуссии 1960;1962гг.) в контексте градостроительных поисков рубежа 1950;х — 1960;х годов». Вглаве производится анализ основных идей и мотиваций, выбора территории для Всемирной выставки в Москве и сопоставление полученных данных с градостроительными поисками исследуемого периода в СССР и в мире.
Глава- 3: «Проектные предложения по планировке территории и архитектуре Всемирной выставки 1967 года в Москве (конкурс 1961 -1962 гг.)».
Глава посвящена исследованию и систематизация материалов проведенных первого (в 1961 году) и второго (1962) туров конкурса на проект планировки территории и павильонов СССР на Всемирной выставке-1967 в Москве. (Изучение, описание и анализ проектов).
Том 2 включает в себя аналитические таблицы и архивные материалы, необходимые для подтверждения отдельных положений работы.
Выводы:
— приемы формообразования, разработанные советскими архитекторами на рубеже 1950;х — 1960;х годов, явились во многом логическим продолжением начатых еще во второй половине 1930;х годов теоретических разработок и практических нововведений в области снижения стоимости строительства и последовавших вслед за этим изменений в стилевых и формотворческих предпочтениях.
— авторы конкурсных проектов смогли свести воедино современное для начала 1960;х годов понимание содержания архитектурного творчества с творческими поисками эпохи авангарда, тем самым вернув их в активную профессиональную деятельность;
— такие ценностные критерии в архитектуре второй половины 1950;х — начала 1960;х годов как «правдивость», «легкость», «открытость» и «современность», стали следствием и выражением особенностей миропонимания эпохи «оттепели» и отразились на содержании проектирования ансамбля Всемирной выставки в Москве.
— основным источником творческого вдохновения в процессе проектирования Всемирной выставки, особенно на первых его этапах, стали успехи СССР в освоении космоса, выраженные во многих проектах в буквально повествовательных, изобразительных образах. Несмотря на то, что на второй стадии конкурса архитекторам удалось преодолеть чрезмерную «литературность» первоначальных представлений об «образах космоса», именно они надолго повлияли на трактовку космической тематики в художественном творчестве и массовом прикладном искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные материалы тех лет, собранные автором (они предъявлены в приложении к основному тексту диссертации).
— анализ содержания большинства проектных предложений подтверждает их высокий профессиональный уровень, подчеркнутое стремление не заимствовать, а творчески переосмысливать многие идеи и в основном технологические достижения современной западной архитектуры, что свидетельствует о стремлении к этому времени (1961 — 1962 гг.) включиться в мировой архитектурный процесс.
— Такие новые для начале 1960;х годов принципы градостроительства как: свободная планировка территории, стремление к живописности, отсутствие симметрии, максимальное сохранение рельефа и использование его ландшафтных возможностей продемонстрировали связь с разработками в этой области в СССР 1920;х годов, а также близость разработок в этой области к контексту современного зарубежного градостроительства. Все перечисленные принципы стали основой для выбора территории для Всемирной выставке в Москве.
— содержание конкурсных проектов Всемирной выставки показало плодотворность неразрывности градостроительного, планировочного и объемно-пространственного проектирования.
— проектный опыт по созданию целостной градостроительной и объемно-пространственной концепции Всемирной выставки в Москве является одним из центральных творческих событий начала 1960;х годов, внесших значительный вклад и историю отечественной архитектуры XX векаг.
Заключение
:
Проектирование Всемирной выставки в 1 Москве явилось высшей стадией архитектурной «оттепели». Поставленные задачипредъявления всему миру достижений архитектуры СССР, с одной стороны, позволили отечественным архитекторам заниматься творчеством, не ограниченным жесткими рамками неизбежной экономии при строительстве, с другой — предъявляли высокие требования в короткие сроки проектирования Выставки преодолеть очевидное отставание советской архитектуры от мирового архитектурного контекста. Эти два фактора в совокупности обусловили высокий уровень творческих предложений в планировке территории-Выставки и в архитектуре её павильонов, представленных как на первый (1961), так и на второй (1962) туры конкурса. Проведенный в 1961 — 1962 годах конкурс, не ограничивая советских архитекторов жесткими рамками экономии и типизации, позволил в короткие сроки выйти на мировой уровень в современном им архитектурном формообразовании.
32 проекта первого тура конкурса и 26 проектов второго представляли собой срез профессионального архитектурного знания начала 1960;х годов. Однородность высокого уровня качества проектов, (которая, в отличие от незадолго до того проведенного конкурса на Дворец советов, характеризует конкурс на Всемирную выставку 1967 года в Москве), означает действительно осуществившийся к этому времени в профессиональной среде переход к ценностям новой эстетики.
Разработка проектных решений для Всемирной выставки по сути являлась поиском новых возможных путей развития отечественного зодчества. Будь комплекс Всемирной выставки в Москве осуществлен, его образ новой современности мог бы изменить как минимум — облик юго-западной части столицы, и как максимум повлиять на ход истории отечественной архитектуры в целом. Однако выставке не суждено было состояться. В марте 1962 года ее проведение в Москве было перенесено на неопределенное время, а в 1967 году состоялась выставка в Монреале. Советский союз был представлен павильоном, созданным по проекту участников конкурса 1961 года М. В. Посохина и Б. И. Тхора, а также архитектора А. А. Мндоянца и инженера А. Кондратьева.
Отказ от проведения Всемирной выставки в Москве в значительной степени снизил возникшую возможность достичь столь же высокого уровня в реальной практике архитектуры и строительства в СССР.
Тем не менее, успешное участие позднее отечественных архитекторов в многочисленных крупных международных конкурсах подтверждает ценность конкурса концептуальных проектов для Всемирной выставки 1967 года в Москве для всего становления творческого потенциала отечественной архитектуры в начале 1960;х годов.
Список литературы
- ГАРФ, ф. 9469, on. 1, дд. 1- 38
- ЦАНДТМ, ф. 41, on. 1, д. 2314
- ЦАНТДМ, ф. 41, on. 1, д. 2319
- ЦАНТДМ, ф. 41, on. 1, д. 2431
- ЦАНТДМ, ф. 41, on. 1, д. 2449
- ЦАНТДМ, ф. 41, on. 1, д. 2580
- РГАЛИ, ф. 674, оп. 4, д. 568. ЦАГМ, ф. 733, оп. 1, д. 5
- РГАЭ, ф. 339, оп. 3, д. 92 810. ЦАГМ, ф. 773, оп. 1, д. 5
- ЦАОПИМ, ф. П-2890, on. 1, д. З
- Exhibition Universelle a Moscou en 1967 // Architecture d’ajourd’hui, № 6, 1961, c.212. 9-й квартал. Опытно-показательное строительство жилого квартала в Москве (район Новые Черемушки). М., 1959
- Асс В. Е. Заметки о конкурсных проекта Всемирной выставки 1967 года. //Архитектура СССР, № 7, 1961, с. 16
- Баранов Н.В. Современное градостроительство. Главные проблемы. М., 1962
- Баранов Н.В. Композиция центра города. М., 1965
- Баранов Н.В. Главный архитектор города. М., 1979
- Баранов Н.В. Силуэт города. М., 1980
- Бархин М.Г. Архитектура и город. М., 1979
- Бархин М.Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительствабудущего М., 1979 Ю. Бархин М. Г. Город 1945 1970. Практика. Проекты. Теория. М., 1974
- Большаков И. Всемирный смотр. М., 1959
- Борисовский Г. Б. Архитектура, устремленная в будущее. М., 1977
- Борисовский Г. Б. Парфенон и конвейер. М., 1977 Н. Борисовский Г. Б. Современная строительная техника и эстетика. М., 1963
- Бродский Б.И. Весь мир на юго-западе. М., 1961
- Буров А.К. Об архитектуре. М., 1960
- Взаимосвязь архитектуры с окружающей природой: Обзор. Сост. В. З. Паперный. М., 1971
- Всесоюзное совещание по градостроительству 7−10 июня 1960 года. Сокращенный стенографический отчет. М., 1960
- Генеральный план реконструкции г. Москвы. М., 1936
- Градов Г. А. Город и быт (Перспективы развития системы и типов общественных зданий). М., 1968
- Градов Г. А. Черты будущего в архитектуре Брюссельской выставки 1958 года. // Архитектура СССР. № 2, 1959, с. 48
- Градостроительство в СССР. Сост. Е. Б. Соколова, В. Р. Крогиус. М., 1979
- Голомшток И. Утопия и обмен. Стиль Сталин.24.Города-спутники. М., 1961
- Градостроительство. Труды VI сессии Академии строительства и архитектуры СССР по вопросам градостроительства и архитектуры 7−9 декабря 1960. М., 1961
- Градостроительная и районная планировка. Состояние и перспективы развития. М., 1962
- Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М., 1984
- Девиз «Прогресс и мир» //Советский союз, № 4, с. 2
- Дудоров Н.П. Всемирная выставка 1967 года в Москве // Строительство и архитектура Москвы 1961 № 1 с. 33
- Дудоров Н.П. Под девизом «Прогресс и мир» // Советская Латвия, 1961, с. 6
- Есаулов Г. В. Роман Кананин. М., 2005
- Жизнь, посвященная архитектуре. Архитектура, посвященная жизни. К 75-летию заслуженного архитектора республики Беларусь JI.B. Москалевича. Минск, 2006
- Зайцев А.Г. Всемирная выставка 1967 года в Москве. //Городское хозяйство Москвы, 1961, № 8, с. 11
- Застройка жилых микрорайонов. М., 1959
- Иконников А.В. Архитектор Роман Кананин М., 2001
- Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 1,2, М., 2001
- Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре М., 1986
- Иконников А.В. Эстетические проблемы массового жилищного строительства. М., 1966
- Иконников А.В. Формирование городской среды. М., 1973
- Иконников А.В., Степанов Г. П. К новому стилю. М., 1962
- Казусь И.А. Идея космической архитектуры и русский авангард начала XX века. Проект Россия, № 15, 2000
- Косенкова Ю.Л. Советский город 1940-х начала 1950-х годов. От творческих поисков к практике строительства. М., 2009
- Киселевич Л.Н., Коссаковский В. А., Ржехина О. И. Гостиницы за рубежом. М., 1961
- Львов Г. Н. Архитекторы предлагают. (Как будет выглядеть Всемирная выставка в Москве. // Советский союз, № 7, 1961, с. 14
- Москва. Годы обновления и реконструкции. М., 1977
- Московский дворец пионеров. М., 1964
- Николаев И.С., Мельников Н. П. Всемирная выставка в Брюсселе, 1958. М., 1963
- Николаева Т. Заглядывая в будущее //Труд, 1961, 3 июня
- Новиков Ф.А. Зодчие и зодчество. М., 2003
- Новиков Ф.А. Когда мы были молоды. М., 200 251. Новые районы Москвы. М., 1960
- Новый элемент расселения. Проблемы города будущего. М., 1966
- Нонконформисты. Второй русский авангард 1955 1988. М., 1997
- НЭР. Дипломный проект. 1960. Каталог выставки. М., 2008
- Овчинников А. Конкурс идей. // Техника молодежи, № 7, 1961, с. 24
- Общая классификация Всемирной выставки 1967 года в Москве. М., 1961
- Основы теории советской архитектуры (расширенные тезисы). М., 1958
- Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960
- Полякова A.JI. Архитектор JI.M. Поляков. М., 2008
- Полянский А.Т., Рацкевич Ю. В. Всемирная выставка в Брюсселе 1958. Павильон СССР. М., 1960
- Посохин М.В. Город для человека. М., 1980
- Посохин М.В. Архитектура «Экспо-70». М., 1970
- Проблемы советского градостроительства, т. 13, М., 1961
- Пятый конгресс международного союза архитекторов. Москва 21−26 июля 1958 года. Сокращенный стенографический отчет. М., 1960
- Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры. М., 1986
- Рябушин А.В. Евгений Розанов. Творчество выдающегося архитектора М., 1995
- Рябушин А.В. Развитие жилой среды. М., 1976
- Рябушин А.В. Советская архитектура. 1984
- Рябушин А.В. Футурология жилища за рубежом: 60 70 годы. М., 1973
- Рязанцев И.В. Искусство советского выставочного ансамбля 1917 — 1970. М., 1976
- Селф П., Города выходят из своих границ., пер. с англ., М., 1962I
- Сабсович J1.M. Города будущего и организация быта. М., 1929
- Стиль и смысл «хрущевок» // Московское наследие, № 5, 2007
- Советская архитектура 1955 1980. Под ред. Н. П. Былинкина и А. В. Рябушина. — М., 1985
- Советская архитектура 1917 1987. М., 1989
- Советская архитектура шестидесятых годов. М., 1972
- Советское изобразительное искусство и архитектура 1960-х- 1970-х годов. М., 1979
- Страментов А.Е. Введение в городское строительство (лекции о советском городе). М., 1963
- Стригал ев А. А. Советская архитектура на Парижской выставке 1925 г. В кн.: Проблемы истории советской архитектуры. М., 1980
- Сытина Т.М. Советские города-спутники.// Вопросы современной архитектуры. Сб. 1. Советская архитектура. М., 1962
- Строительство в СССР 1917 1967. М., 1967
- Хазанова В.Э. Архитектура времени надежд проект Всемирной выставки 1967 года в Москве. //Сб. Столичный город, вып. 2, 1998 г., с. 90
- Хазанова В.Э. Остались на бумаге. Неосуществленные проекты советских архитекторов. М., 2002
- Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет октября. М., 1970
- Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. Проблемы города будущего. М., 1980
- Хайт B.JT., Волчок Ю. П. Строительство и тактика благоустройства Москвы // Архитектура и строительство Москвы, № 1, 2002
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. T. l, М., 1996
- Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров русского архитектурного авангарда. М., 2004
- Хрущев Н.С. «Наши задачи в восстановлении и благоустройстве городов, строительстве в селах и колхозах», 1945 г. М., 1945
- Хрущев Н.С. «Ну, идите, показывайте мне свою мазню». Высказывания Н. С. Хрущева при посещении выставки произведений московских художников 1 декабря 1962. //Источник, № 6, 2003, с. 159
- Хрущев Н.С. «Самая благородная и интересная работа это архитекторов, строителей». Стенограмма беседы тов. Н. С. Хрущева с руководителями Международного бюро союза архитекторов -участниками V Конгресса МСА 25 июля 1958. //Источник, № 6, 2003, с.
- Хрущев Н.С. Строить прочно, быстро, красиво и дешево. Речь на совещании по вопросам строительства в ЦК ВКП (б) 14 декабря 1935 г. М., 1935
- Центральный стадион им. В. И. Ленина. М., 1958 97. Чечулин Д. Первые предложения к проектированию Всемирнойвыставки в Москве. //Строительство и архитектура Москвы, № 7, 1961,
- ШестопаловВ. К 80-летию Е. Г. Розанова. Слово соратника// АВ, № 687., 2005, с. 13
- Шпаков В.Н. Россия на Всемирных выставках, 1851−2000. М., 200 090с. 30