Организация управления предприятием, осуществляющим экспедирование грузов и агентирование морских судов: На примере Новороссийского транспортного узла
Достижение поставленой цели обусловило постановку и решение следующих задач: обобщить и уточнить представление о транспортно-экспедиторской деятельности и агентировании морских судов в портах Российской Федерациипроанализировать существующие подходы к организации управления предприятием, аргументировать применение процессного подхода для управления предприятием на транспортеобеспечить… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концептуальное обоснование категории комплексной транспортной услуги в портах РФ
- 1. 1. Сущность комплексной транспортной услуги, предоставляемой в портах Российской Федерации
- 1. 2. Управление предприятием, процессный подход к управлению предприятием
- Глава 2. Функционирование предприятий, предоставляющих комплексную транспортную услугу в условиях рыночной экономики: конкурентная среда, показатели и структурная схема деятельности
- 2. 1. Анализ рынка транспортно-экспедиторских и агентских услуг в Новороссийском транспортном узле
- 2. 2. Анализ эффективности использования ресурсов
- ЗАО «Эконому Интернешнл Шиппинг Эдженсиз лимитед»
- 2. 3. Мониторинговые основы создания этапов и определение времени совершения каждого из этапов предоставления комплексной транспортной услуги
- Глава 3. Управление этапами предоставления комплексной транспортной услуги в портах Российской Федерации как средство повышения эффективности деятельности предприятия
- 3. 1. Методика отнесения затрат предприятия на определенный этап
- 3. 2. Классификация этапов по времени и затратам денежных средств с использованием метода ABC
- 3. 3. Оптимизация деятельности предприятия
Организация управления предприятием, осуществляющим экспедирование грузов и агентирование морских судов: На примере Новороссийского транспортного узла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Геополитическое положение России между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности — Европой и Азией — предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении евроазиатских связей. В борьбе за конкуренцию на рынке международных транспортных услуг Россия имеет хорошие стартовые позиции и преимущества географического положения на Евроазиатском континенте. На направлениях основных международных грузопотоков Российская Федерация располагает развитой сетью железнодорожных и водных путей. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится модернизация транспортной системы и реализация мощного потенциала. Развитие этого сектора российской экономики может стать существенным вкладом в увеличение ВВП России и, соответственно, привести к росту объемов транспортной работы и мультипликативному эффекту в других отраслях экономики.
В связи с увеличением внешнеторгового оборота страны наблюдается устойчивое увеличение объемов перевозок внешнеторговых грузов, в том числе и морским транспортом. В этих условиях повышение конкурентоспособности российских перевозчиков, совершенствование и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры страны становятся особенно актуальными и требуют повышенной координации в деятельности министерств и ведомств для максимально эффективного использования мощностей российской транспортной системы.
В процессе доставки груза получателю возникает важнейшая проблемавзаимодействие различных видов транспорта в транспортных узлах при перевозке грузов в смешанном сообщении. Как показывает практика, расходы на перевалку грузов с одного вида транспорта на другой составляют 10 — 15% конечной стоимости товара, что соответственно влияет на конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке.
Транспортное экспедирование грузов и морское агентирование являются неотъемлемыми элементами движения груза от продавца к покупателю и приобретают свою значимость в портах, то есть именно в транспортных узлах, в которых происходит смена вида транспорта с железнодорожного на морской.
До 1991 года экспедирование грузов и агентирование морских судов были монополизированы государством и, соответственно, имело место их ведомственное подчинение. Однако, с распадом Советского Союза и проведением экономических реформ ситуация коренным образом изменилась. В настоящее время на рынке экспедирования грузов и агентирования морских судов появилось значительное количество предприятий, что сопровождается ростом конкуренции между ними. Причем ситуация осложняется тем, что открытость российской экономики привела к появлению на соответствующих сегментах рынка иностранных предприятий, которые изначально действовали в условиях конкурентной борьбы.
Проведение анализа деятельности транспортных предприятий с точки зрения эффективности использования внутренних ресурсов и организации управления ими выявило необходимость формализации их деятельности, разделения ее на этапы, а также разработки методики оптимизации затрат денежных средств и рабочего времени на каждом из выявленных этапов.
Таким образом, вопрос организации системы управления предприятием, осуществляющим экспедирование грузов и агентирование морских судов, в условиях острой конкурентной борьбы на рынке является достаточно актуальным.
Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты развития транспортного комплекса Российской Федерации представлены в работах российских ученых: Альбекова А., Арженовского И., Бутова В., Гранберга А., Макеева В., Парахиной В., Троилина В., Ульяницкой Н., Шагиняна С. и других. Вопросы функционирования предприятий осуществляющих экспедирование грузов и агентирование морских судов в портах были рассмотрены в трудах Бурмистрова М., Грачева Ю., Гуреева С., Забелина В., Лимонова Э, Миротина Л., Плужникова К., Рылова С. и др.
Определенный вклад в научную разработку вопросов организации управления предприятием внесли Алексеев М., Брагин В., Деминг Э., Забелина П., Качалов В., Корольков В., Мескон М., Поваров Г. и др.
Несмотря на широкое освещение проблем организации управления предприятием в научных трудах, инструментарий управления транспортными предприятиями недостаточно разработан и носит довольно разобщенный характер. Существующие методики разработки системы управления, организации и оптимизации деятельности опираются в основном на отечественный опыт, который, в свою очередь, исторически базируется на элементах командно-административной системы управления предприятиями и отраслями, и не отражает современных условий, в которых оказались предприятия, осуществляющие экспедирование грузов и агентирование морских судов.
Цель и задачи. Цель — разработать теоретико-методологическую базу организации управления предприятием, осуществляющим экспедирование грузов и агентирование морских судов, для оптимизации использования его внутренних ресурсов, уменьшения расходов денежных средств и трудозатрат.
Достижение поставленой цели обусловило постановку и решение следующих задач: обобщить и уточнить представление о транспортно-экспедиторской деятельности и агентировании морских судов в портах Российской Федерациипроанализировать существующие подходы к организации управления предприятием, аргументировать применение процессного подхода для управления предприятием на транспортеобеспечить методологическую четкость определенного суммативного эффекта от транспортно-экспедиторской деятельности и агентирования морских судов — комплексной транспортной услугиразработать методику формализации деятельности транспортного предприятияпредложить направления повышения эффективности деятельности предприятия, предоставляющего транспортные услуги в порту, с помощью создания оптимальной системы управления.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования приняты предприятия, осуществляющие экспедирование грузов и агентирование морских судов на примере ЗАО «Эконому Интернешнл Шиппинг Эдженсиз Лимитед» .
Предметом исследования является организация управления деятельностью по оказанию комплексной транспортной услуги грузоотправителям в портах Российской Федерации.
Теоретико — методологическая основа исследования. Исследование базируется на концепциях классической и современной экономической науки, прежде всего на положениях теории управления экономическими системами, теории сравнительных издержек производства, а также на трудах теоретиков и практиков по теории организации предприятий.
Диссертационное исследование выполнено в рамках п. 15.83 «Экономическое обоснование систем управления на транспорте», п. 15.92 «Организация управления на транспорте» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, специализация «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (транспорт)».
Инструментарно-методический аппарат. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на базе реализации общенаучных методов: диалектического, системно-функционального, структурно-уровневого, историко-логического, а также специальных приемов экономического анализа: статистического, графической интерпретации, приемов построения классификаций.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы монографий, статьи в периодических и специальных изданиях, научные публикации, а также материалы научно-практических конференций. Использованы нормативно-правовые акты РФ, отчетность предприятий транспортного комплекса РФ, данные Госкомстата РФ, статистические данные, статьи и научные отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих научноисследовательских центров, вузов и издательств России, США и стран Западной Европы.
Рабочая гипотеза. Логически целостное обоснование процесса оказания комплексной транспортной услуги как услуги, включающей экспедирование груза и агентирование морского судна в портах Российской Федерации в процессе движения товара к грузополучателю, позволяет определить совокупность видов деятельности, осуществляемых транспортным предприятием при разработке стратегии его развития, разработать методику формализации его деятельности и тем самым оптимизировать организацию управления транспортным предприятием.
Положения, выносимые на защиту.
1. Особенностью современного отечественного транспортного комплекса является тесная связь транспортно-экспедиторской деятельности и агентирования морских судов в портах Российской Федерации. Данный факт является следствием тенденции заключения внешнеторговых экспортных контрактов на условиях СИФ — порт назначения и ведет к появлению предприятий, осуществляющих оба вышеуказанных вида деятельности одновременно, несмотря на противоречия, существующие в природе их взаимодействия.
2. Разрешение противоречий взаимодействия транспортного экспедирования и морского агентирования возможно путем предоставления комплексной транспортной услуги. Категория «комплексная транспортная услуга» характеризует деятельность транспортного предприятия по выполнению процесса движения товара к грузополучателю и позволяет применить комплексный подход к управлению предприятиями, предоставляющими транспортные услуги в портах Российской Федерации.
3. При оптимизации деятельности транспортного предприятия, предоставляющего комплексную транспортную услугу в портах Российской Федерации необходимо дистанцироваться от традиционной модели управления транспортными предприятиями, связанной с функциональным разделением структурных подразделений, переходя к модели управления, осуществляемой с помощью разделения основного бизнес-процесса по временному интервалу.
4. В современных условиях развития транспортной отрасли формализация деятельности предприятия, предоставляющего комплексную транспортную услугу в портах Российской Федерации, должна включать в себя разделение основного бизнес-процесса предприятия на этапы, с последующим определением расходов на каждом из них и ранжированием этапов с целью оптимизации деятельности предприятия.
5. Повышение эффективности хозяйственной деятельности транспортного предприятия в условиях рынка требует применения методики оптимизации организации управления предприятием, состоящей в формализации его деятельности с последующими мероприятиями по уменьшению затрат на выполнение этапов основного бизнес-процесса предприятия.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании применения комплексного подхода к организации управления предприятием, осуществляющим экспедирование грузов и агентирование морских судов. Элементы новизны реализуются в следующем:
1) уточнен понятийный аппарат, используемый в исследовании проблем организации управления на транспорте, путем введения в научный оборот категории комплексной транспортной услуги, оказываемой грузоотправителю в портах РФ, под которой понимается совокупность направлений деятельности транспортного предприятия, включающая в себя экспедирование груза и агентирование морского судна в процессе движения товара к грузополучателю. Данная категория способствует адекватному научному и практическому отражению существующих реалий транспортного экспедирования и морского агентирования;
2) предложена структурная схема этапов предоставления комплексной транспортной услуги в основу которой положены а) факторные основания: пожелания потребителейдействующие в отрасли правовые нормыб) целевые основания: уменьшение повторных обращений потребителейснижение затрат на плановые работыоказание дополнительных услуг. Что может быть использовано при формировании эффективной управленческой стратегии транспортного предприятия;
3) модифицирован метод ABC для ранжирования этапов предоставления транспортным предприятием комплексной транспортной услуги в портах Российской Федерации по критериям времени и удельных расходов, что позволяет определить наиболее затратные этапы производственной деятельности предприятия для их дальнейшей оптимизации;
4) выработана модель организации управления предприятием, предоставляющим комплексную транспортную услугу, состоящая в отличие от традиционного подхода к управлению производственными процессами в разрезе функциональных особенностей оперативных отделов (экспедирование и агентирование), в разделении вышеуказанных процессов по временному интервалу, что дает возможность оптимизировать бизнес-процессы;
5) разработана методика формализации производственной деятельности транспортного предприятия, основанная на предложенной структурной схеме этапов предоставления комплексной транспортной услуги, определении затрат методом Activity Based Costing и ранжировании вышеуказанных этапов с помощью модифицированного метода ABC.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении категориального аппарата проблемы, отражающего концептуальную схему деятельности предприятия, предоставляющего комплексную транспортную услугу в портах Российской Федерации. Основные результаты могут быть использова-. ны в качестве теоретико-методологической базы при выборе управленческих решений для формирования оптимальной системы организации управления предприятием.
Практическая значимость исследования состоит в том, что наряду с возможностью использования результатов в теоретико-методологических конструкциях, они могут быть востребованы для подготовки специалистов — практиков. Теоретические положения, выводы и научные результаты, изложенные в работе, используются в преподавании дисциплин «Коммерческая работа на морском транспорте», «Экономика портового хозяйства», при подготовке учебных и методических пособий для студентов и аспирантов, изучающих проблемы развития морского транспорта Российской Федерации.
Апробация диссертационной работы. Результаты данного исследования нашли применение в практической деятельности ЗАО «Эконому Интернешнл Шиппинг Эдженсиз Лимитед», ОАО «Туапсинский морской торговый порт» при оптимизации их работы, разработке мероприятий по ее улучшению, а также при определении экономического эффекта от внедрения разработанных мероприятий.
Основные положения и результаты диссертационного исследования, докладывались и были одобрены на Третьей региональной научно-технической конференции «Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта» (г. Новороссийск, 2002 г.), на международной научно-практической конференции «Современный транс-портно-дорожный комплекс. Проблемы и пути их решения. Обеспечение общенациональной безопасности России» (г. Ростов-на-Дону, 2003 г.), на международной научно-практической конференции «Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации» (г.Сочи, 2004), на семинарах и конференциях Новороссийской государственной морской академии.
Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 1,1 п.л.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографии, приложений. Содержание работы изложено на 156 страницах, иллюстрируется 32 таблицами и 6 рисунками. Библиографический список включает 110 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании получены следующие основные выводы и результаты.
Сравнительный анализ различных систем управления предприятиями сферы услуг на. транспорте показал, что в условиях экспортной направленности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации целесообразнее рассматривать услуги агентирования морских судов и экспедирования грузов как одно целое — комплексную транспортную услугу.-Это ведет за собой изменение структуры предприятия для ее соответствия новому подходу и позволяет в совокупности с другими мероприятиями уменьшить переменные расходы, а также улучшить такие факторы конкурентоспособности как надежность обслуживания, время выполнения экспедиторских операций, уровень ставки экспедиторской комиссии.
При этом, новая структура компании создается на основании процессного подхода к управлению предприятием и является более гибкой и адаптированной к изменениям, происходящим на рынке транспортных услуг.
Решение вопроса совершенствования хозяйственной деятельности предприятия, предоставляющего комплексную транспортную услугу, потребовало формулизовать бизнес-процессы для дальнейшего исследования существующих методик определения переменных расходов предприятия с целью оптимизации.
Для оптимизации бизнес-процессов тарнспортного предприятия было обосновано применение метода Activity based costing, что позволило рассчитать и рассмотреть расходы денежных средств и времени, которые несет предприятие на каждом из этапов предоставления комплексной транспортной услуги.
Для выявлениия наиболее проблемных подпроцессов, необходимых для 4 выполнения комплексной транспортной услуги, автором была разработана модификация метода ABC, с дальнейшим проведением модифицированного анализа по двум критериям — затратам денежных средств и рабочего времени на каждом из этапов.
Данный анализ позволяет в короткие сроки определять этапы хозяйственной деятельности транспортного предприятия, на котором оно несет наибольшие переменные расходы для дальнейшей их оптимизации.
Рассматривая управление внутренними ресурсами предприятия, автор диссертации пришел к следующим выводам:
При наличии устойчивых грузопотоков, обрабатываемых предприятием, деятельность по предоставлению комплексной транспортной должна тяготеть непосредственно к месту перегрузки экспортных товаров, что приводит к существенному снижению переменных расходов предприятия и увеличению уровня качества услуги.
Анализ договорной базы деятельности компании показал, что грамотное ведение договорной работы с клиентами и поставщиками услуг позволяет значительно снизить текущие затраты на предоставление комплексной транспортной услуги.
Предприятие, предоставляющее вышеупомянутую услугу, должна быть в полной мере обеспечена программным обеспечением, позволяющим: а) вести оперативный учет и анализ грузопотоков для своевременного реагирования сотрудников на изменение ситуацииб) обеспечить бесперебойную и дешевую связь между предприятием и его клиентамив) проводить учет и анализ денежных средств предприятияг) обеспечить бесперебойный информационный обмен внутри и между структурными подразделениями предприятия.
Разработанные подходы к процессу организации деятельности предприятия, предоставляющего комплексную транспортную услугу в портах Российской Федерации, как показала практика, обеспечивают повышение эффективности хозяйственной деятельности в условиях рынка, снижение расходов на транспортную составляющую при экспортных операциях, что соответственно ведет к увеличению уровня конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке и поступлению дополнительных денежных средств в бюджет Российской Федерации.
Решение поставленных вопросов, в свою очередь, позволило выявить ряд задач для последующих исследований: V.
— организация процесса управления в создаваемых логистических центрах, обеспечивающих целостность и координацию транспортных процессов в портах и железнодорожных узлах;
— приведение организации деятельности предприятий, предоставляющих комплексную транспортную услугу в портах к единым стандартам;
— осуществление государственного надзора за предприятиями, предоставляющими комплексную транспортную услугу с целью регулирования транспортных тарифов.
Список литературы
- ГАдамеску А., Воскресенский В. Маркетинговая деятельность компании на рынке транспортных услуг // Маркетинг. 1998. — № 1. — С.35−40
- Альбеков А.У., Грибов Е. М. закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне (на примере Ростовской области). — Ростов-на-Дону.: РГЭА, 1999. 9,5 п.л.
- Аракелов Ф.Г. Грузовая база России требует конкурентоспособно-сти//Морские порты. 1999. — № 3. — С.6−9
- Багаева Н.Г. Роль экспедитора в организации перевозок//Транспортный клуб.- 1999.-№ 2.-С.17−18
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994. — 284 с.
- Балалаев В. Типовые экспедиторские правила//Международный экспедитор. — 1998. № 2. — С.17−19
- Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. Пер. с англ. М.: Транспорт, 1990. — 279 с.
- Бурмистров М.М. Агентские, экспедиторские и стивидорные операции в иностранных портах. М.: Транспорт, 1989. — 168 с.
- Ю.Бурмистров М. М. Мировое морское судоходство. М: Транспорт, 1979. -156 с.
- Векон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. М.: Транспорт, 1990.- 254 с.
- Ветренко Л.Д. Управление работой морского порта. СПб.: Элмор, 1995. -80 с.
- Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь: «Альба», 1994. — 498 с.
- Гагарский Э.А., Кириченко С. А. Об операторе смешанных перево-зок//Логистика. 2001. — № 1. — С.8−9
- Гаджинский A.M. Логистика. М.: «Маркетинг», 2001. — 396 с.
- Гаспарян В.Р., Пятаков Е. А. Информационное обеспечение перевозок экспортно-импортных грузов как элемент логистического управления // «Инфраструктурное обеспечение коммерческой деятельности предприятий».- Ростов-на-Дону.: РГЭУ «РИНХ», 2003. С. 126−131
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1998. — 600 с.
- Грачев Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях. М.: АО «Мострансэкспедиция», 1995
- Громов Н.Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система. М.: Транспорт, 1987. — 304 с. 20.3абелин В. Г. Фрахтовые операции во внешней торговле. -М.: РосКон-сульт, 2000. 256 с.
- Забелин В.Г., Колесников В. Г. Повышение качества работы морского транспорта//Морской флот. — 1974. № 2. — С.24−27
- Исикава Каору. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.-78 с.
- Кацман Ф.М., Багаева Н. Г., Королева Е. А. Как вернуть позиции на рынке транспортно-экспедиторских услуг//Международный экспедитор. 1999. -№ 3. — С.30−36
- Кендалл JI.K. Экономика и организация работы флота. М.:Транспорт, 1978. -298 с.
- Ковалева М.З., Шкловская Т. С. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий морского транспорта. М.: Транспорт, 1976, — 206 с.
- Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия f Пер. с фр. -М.: «Финансы», 1997. 576 с.
- Кононова Г. А. Регулирование транспортной деятельности. СПб.: МпбГИ-ЭА, 1996.-90 с.
- Конти Т. Самооценка в организации. -М: «Стандарты и качество», 2000. -328с.
- Кондратьев В. Бизнес-процесс по горизонтали//Управление компанией. -2003. № 4. — С.41−44
- Кондрашихин О.Т. Эксплуатационно-экономические показатели работы морского флота. М.: ЦРИА «Морфлот», 1980. — 55 с.
- Корольков В.Ф. Менеджмент качества и конкурентоспособность в XXI веке//Рынок и качество Ярославии. 1999. — № 3. — С.9−13
- Корольков В.Ф., Брагин В. В. Процессы управления организацией. -Ярославль:Ред-из центр Яртелекома, 2001. 416 с.
- Косарик И. Кадры основы успеха на международном рынке экспедирова-ния//Международный экспедитор. — 2000. — № 5. — С.2−4
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб: Издательство «Питер». — 1999. — 119 с.
- Котлер Ф. Управление маркетингом. М.: Международные отношения, 1980.- 176 с.
- Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.:Дело, 1993. — 192 с.
- Краев В.И., Пантин А. А. Экономика морского транспорта. — М. Транспорт, 1990. 255 с.
- Курицин А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Издательство стандартов. — 1994. -197с.
- Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимо-дальные перевозки. СПб.:Инф.центр «Выборг», 2000. -415 с.
- Логистика/Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997. — 327 с.
- Луговцов А.Ф., Маслов Г. А. Агентирование морских судов. М.:Транспорт, 1988.-207 с.
- Мавриченко B.C. Лицензирование одно из направлений судоходной политики//Морской флот, — 1999. — № 2. — С.5
- Магамадов А.Р. Координация работы различных видов транспорта. — М.:Транспорт, 1982. 67 с.
- Макхоул Д., Тейлор Д. Клиент определяет все: конкуренция в телекоммуникационной отрасли // Мир связи. 1998. — № 7, — С.80−81
- Марк Д.А., МакГоун К. — Методология структурного анализа и проектирования. М.: 1993. — 240 с.
- Мацвейко А.Н., Поваров Г. В. Повышение качества перевозок грузов — важнейшая задача речного транспорта//Речной транспорт. 1974. — № 9. — С.24−25
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.-702 с.
- Метод анализа деятельности предприятия в условиях рыночной экономики/В.Г.Лебедев, Д. Н. Томилина, Г. Н. Бургова и др.- под ред. Г. А. Краюхина. -СПб, 1996.-23/4 с.
- Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций): Приказ Минэкономики № 118 от 01.10.97 г.
- Миротин Л.Б., Мадалиев К. О., Ташбаев Ы. Э. Проектирование доставки. грузов//РИСК. 1996. — № 6−7. — С.60−65
- Миротин Л.Б., Мадалиев К. О., Ташбаев Ы. Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: слагаемые качества // РИСК. 1996. — № 4−5. — С.35−38
- Миттаг X. Статистические методы обеспечения качества / Пер. с нем. М.: Машиностроение. — 1995. — 616 с.
- Морозов Ю.В. Основы маркетинга. М.: «Дашков и К», 2001. — 156 с.
- Неруш Ю.М. Логистика. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 389 с.
- Николенко Н. Строим бизнес, ориентированный на клиента//Управление компанией. 2003. — № 7. — С. 16−21
- Нюланд И.В., Брукс Д., Кретс Л. и др. Модель делового совершенства и корпоративная культура. // Европейское качество. Т.7. — № 4. — С.6−18
- Общие условия деятельности российских международных экспедито-ров//Международный экспедитор. 19 981 — № 1. — С. 11 -3 8
- О внесении изменений в положение о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций: Приказ ГТК РФ № 1107 от 21.11.2001.
- О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов: Письмо ГТК РФ 07−21/51 328 от 26.12.2001.
- Об утверждении положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу
- Панибратец Н.А. Управление качеством продукции морского транспорта — М.: Транспорт, 1984. 135 с.
- Плужников К.И. Транспортное экспедирование:Учеб. М.: РосКонсульт, 1999.-576 с.
- Плужников К.И. Международный транспортный рынок. Бюллетень транспортной информации. 1998. — № 2. — С.27−31
- Погнаев Ю.Г., Степанов А. Л. Управление качеством транспортных услуг// «Морское и мультимодальное образование в XXI веке». — СПб, 1998—С.72−74
- Портер М. Международная конкуренция : Пер. с англ. М.: Межд. Отношения, 1993. — 896 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов./ Пер. с англ. Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.:Аудит, ЮНИТИ. -1997.-227 с.
- Розенберг Д.М. Бизнес и менеджмент: Терминологический словарь: М: ИНФРА-М., 1996. 467 с.
- Свод обычаев ННМТП. Новороссийск: Новороссийский рабочий, 1992.121 с.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика СПб: Политехника, 1997.- 130 с.
- Сергеев В.И. Роль экспедитора в логистических системах//Транспортный клуб. 1999. — № 2. — С.32−33
- Симионова Н.Е. Методы анализа рынка. М.: Экспертное бюро, 2000. -128с.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 342с.
- Спирин И.В., Шегай Э. В. Антимонопольное регулирование транспортной деятельности. М.: Издательство «Ось-89», 2000. — 128 с.
- Стаханов Д.В., Стаханов В. Н. Таможенная логистика. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 96 с.
- Стивенсон В.Д. Управление производством. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ». — 1999. — С.927
- Стоянова Е. Финансовый менеджмент. М.: «Перспектива», 1994. — 194 с.
- Суворов К. Логистика в помощь//Международный экспедитор. 1998. — № 2.- С.36−38
- Сухова Л.Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
- Терехов О. О координации взаимодействия различных предприятий и организаций по перевалке грузов в морском транспортном узле//Морские порты. 1998. — № 6.-С.23−29
- Транспортное право: учебное пособие. М.: «Былина», 2001. — 384 с.
- Тренев Н.Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 1999. — 320 с.
- Тренев Н.Н. Подготовка к планированию // Консультант директора. — 1999. -№ 17. С.2−19
- Уваров С.А. Логистика. Общая концепция, теория, практика. СПб: Инвест-НП, 1996.-210 с.
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон № 18-ФЗ от 10.01.2003.
- Франк С. Тарифы могут улучшить экономику России//Морские порты. — 1999. № 3. — С.12−14
- Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. — СПб.: Санкт-Петербургский университет. — 1997. — 332 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроля. -М.: Финансы и статистика. 1997. — 800 с.
- Ханин М.С. Международное морское судоходство. — М.:росКонсульт, 2001. 334с.
- Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. — М.: Экономика. 1990. — 272 с.
- Херри М. Шесть сигм: стратегия прорыва в рентабельности. // Методы менеджмента качества. Июнь, 2000. С.8−149б.Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. — М.: «Дело», 1993.- 128 с.
- Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела. — Ростов-на-Дону: «Март», 2001 -208 с.
- Чупров К. Управление компанией на пороге нового тысячелетия // Консультант директора. 1999. — № 1 (85). — С.2−4
- Шайкин В. Маркетинг транспортных услуг//Маркетинг. 1999. — 463 с.
- ЮО.Шеер А. В. Моделирование бизнес-процессов. Изд. 2-е, перераб. и доп./Пер. с англ. М.:Весть. — 2000. — 205 с.
- Шишков В.И., Пиньковецкий С. У. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания предприятия. М.:Транспорт, 1977. — 61 с.
- Экономика и менеджмент на транспорте: Сб. науч. трудов/СПбГИЭА/Отв. Ред. Кононова Г. А. СПб.: СПбГИЭА, 1998. — 143 с.
- Экономика, организация и планирование работы морского транспор-та/Винников В.В., Крушник Е. Д., Лушан Н. А- под ред. Винникова В. В. М.: Транспорт, 1991. — 360 с.
- Юридический справочник по торговому мореплаванию/Под редакцией А. С. Кокина. М.:Издательство «Спарк», 1998. — 560 с.
- Derek R. Allen, Tanniri R.Rao. Analisys of Customer Satisfaction Data. ASC Quality Press, Milwaukee, Wiscounsin, 2000, 243 p.
- Goss R.O. Studies on maritime Economics. Cambridge. 1968
- Hammer M. Beyond Reengineering. Harper Business Division of Harper Collins Publishers, 1996. — 320 p.
- Supply and Demand of the Water Transport. Stockholm., 1960
- Young J.A. One company’s quest for improved quality//The Wall Street Journal, -1983.-№ 53.-P. 5−61 lO. Wijnolst N., Wergeland T. Shipping. Delf University Press, 1996. — 590 p.