Экономическая безопасность личности в системе национальной экономической безопасности: критерии, показатели и пороговые значения
Наконец современная система показателей измеряемых в рамках экономической безопасности населения приняла законченный вид в 2009 году с утверждением указом Президента «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» когда произошел отказ от системы пороговых показателей экономической безопасности в пользу динамического измерения этих показателей и создания векторных систем… Читать ещё >
Экономическая безопасность личности в системе национальной экономической безопасности: критерии, показатели и пороговые значения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа.
тема: «Экономическая безопасность личности в системе национальной экономической безопасности: критерии, показатели и пороговые значения».
Проблемы управления в сфере защиты граждан, общества в целом особенно обостряются на стадии становления рыночных отношений, когда наиболее ярко проявляются, с одной стороны, ключевые признаки рыночной экономики (множественность форм собственности, свободная конкуренция производителей и граждан, либерализация цен), а с другой — стихийные факторы рынка. Стихийность, усиление расслоения общества, которые имеют место на нынешнем этапе экономической реформы, приводят к нарастанию тенденций развала в экономике, дальнейшей криминализации экономики и общества. Существующая система государственного управления социально-экономической сферой требует теоретического осмысления и усиления направленности на обеспечение экономической защиты граждан и общества.
Проблема развития использования на практике широкого круга критериев экономической безопасности личности, вызвана необходимостью интеграции Российской Федерации в мирохозяйственную систему и относится к разряду самых актуальных. Формирование условий оптимального использования отечественных и иностранных инвестиций в сферы жизнедеятельности человека, в наибольшей степени отвечающие за его экономическую безопасность, занимает важное место в решении этой проблемы. Прежде всего, речь идет об организационном обеспечении процесса мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности личности с одновременной трансформацией сложившегося в Российской Федерации подхода по поддержанию социальной сферы «по остаточному принципу» в рыночноориентированные.
Актуальность данной темы заключается еще и в том, что за годы «рыночных преобразований» российской экономики все больше обострилась проблема экономической защиты личности в отсутствие государственной политики, взаимоувязывающей национальную экономическую безопасность и экономическую безопасность личности, а также эффективной системы управления экономической безопасности личности. Что тем более востребованного в нынешний период мирового экономического кризиса.
Актуальность работы подтверждается также тем, что до настоящего времени оставалась открытой проблема упреждения угроз экономической безопасности личности как профилактической меры, препятствующей их возникновению, и соответственно, предотвращению нанесения экономического (материального) и моральною ущерба личности.
В соответствии с этим возникает необходимость повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами, создания системы экономической безопасности личности, общества в целом.
Исходя из изложенного, основная цель данной работы исследование критериев, показателей и пороговых значений экономической безопасности личности в системе национальной экономической безопасности.
В связи с этим основными задачами работы являются:
— дать общее представление об экономической безопасности личности и о угрозах ей;
— рассмотреть критерии, оценки и пороговые значения экономической безопасности личности в системе национальной экономической безопасности;
— проанализировать современое состояние экономической безопасности личности с опорой на последние современные показатели.
При подготовке работы использовались законодательные акты, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, аналитические материалы, результаты Парламентских слушаний, а также теоретические разработки и практические рекомендации специалистов по вопросам экономической безопасности личности и в особенности изучающие критерии и пороговые показатели такой безопасности. Также использовались и публикации по этой теме в периодической печати.
1. Понятие экономической безопасности личности и угрозы ей.
Понятие безопасности личности появилось в международном лексиконе только в конце двадцатого века. До этого, на протяжении более трехсот лет, общеизвестной и принятой концепцией была идея государственной безопасности. Государства были вправе, и даже обязаны, защищать свою территориальную целостность от внешних угроз, и в этих целях даже разрешалось принимать особые меры, но понятие безопасности, по крайней мере, на международном уровне, не шло дальше границ государства.
Перемена в употреблении термина «безопасность» произошла в 1990;е годы ХХ века, когда международное сообщество начало соглашаться с важностью принятия особых мер для защиты не только государств, но и людей от угрозы для их безопасности, даже в тех случаях, когда это противоречило желаниям какого то конкретного государства.
«Безопасность личности означает то же самое, что и „безопасность людей“… Целью безопасности личности является безопасность и выживание людей». Лодгаард, Сверр. Соответствующие упражнения. Борьба за богатство и власть. / Сверр Лодгаард. — М.: Интеграл, 2007. — С.85.
Несмотря на различия в интерпретации, определениях и акцентах, разные концепции безопасности личности, тем не менее, имеют общие положения. Практически все концепции безопасности личности ставят в центр международных дискуссий человека и обращает внимание на безопасность людей, а не только государств. Они подразумевают и особо выделяют тот факт, что государство обязано гарантировать экономическую безопасность своих граждан. Основное внимание к экономической безопасности людей повышает и роль государства в обеспечении защиты своих граждан в этой области. Безопасность личности. / Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи Совет Европы. — М.: ТК Велби, 2007. — С.367.
Феномен экономической безопасности состоит в том, что ослабляется его главная основа — человек и его положение в обществе. Именно с этой точки зрения из всех проблем наиболее важной многим исследователем представляется именно экономической безопасности личности, повышение ее активности, предотвращение возникающего в отсутствие такой безопасности девиантного поведения, которое захлестывает всю нашу державу. Общество и личность должны быть гарантированы с помощью государства, его уполномоченных, всех государственых органов.
Экономическая безопасность личности характеризуется состоянием, при котором гарантированы условия защиты жизненных интересов, обеспечивается система социального развития и социальной защищенности личности. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). / Под редакцией Е. А. Олейникова. — СПб.: Питер, 2003. — С.181.
При этом прослеживается четкая связь экономической безопасности личности с национальной экономической безопасностью, при которой состояние экономики и институтов власти обеспечивает гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал.
Человек (личность), будучи сам объектом и субъектом, системой безопасности, присутствует во всех других системах безопасности, играя базовую системообразующую роль. Отсюда обеспечение личной безопасности становится условием обеспечения безопасности всех других ее форм и уровней, но, в свою очередь, положение личности определяется состоянием общества, государства, природы. Личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально-политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек.
Отсюда вытекает понятие «личная безопасность», то есть защищенность человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, имеющая множество разновидностей. Это связано с тем, что личность является биосоциальной системой и выступает одновременно в роли человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды.
В первом случае речь идет о правовой безопасности личности, т. е. защищенности человека-гражданина системой общеобязательных норм, охраняемых традициями общества и правовой деятельностью государства, о материальной безопасности, о бытовой безопасности.
Во втором случае личная безопасность обеспечивается по классу параметров среды обитания личности (по форме движения энергии): физической, химической, биологической, радиационной и др., а также по характеру воздействия: соматическая безопасность или защищенность тела от травм, ран и прочих поражений; психическая защищенность психики, то есть нормальной деятельности мозговых факторов мышления, нервной системы, духовная — защищенность сознания, морального состояния, воли и способности к действию; физиологическая — защищенность физиологических систем организма, поддерживающих его жизнь и работоспособносгь; энергетическая — защищенность от охлаждения организма, голодной смерти или потери работоспособности от истощения. Методологически важно учитывать, что человек как живой организм или личность может прекратить существование от любого воздействия, интенсивность и время действий которого превысит предел выносливости. Гончаренко Л. П. Развитие методологии экономической безопасности личности. // Обозреватель, 2004, № 6. — С.18.
Среди факторов, характеризующих личную безопасность, экономический фактор является ведущим. Это объясняется тем, что без развитой экономической базы невозможно обеспечить все жизненно важные интересы человека, как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития граждан, общества и государства.
Эффективная социально-экономическая политика государства является основой для создания системы экономической безопасности личности.
На современном этапе развития российского общества система экономической безопасности крайне противоречива и неопределенна. Это связано с тем, что, начиная с первых перестроечных лет российского государства, была упущена главная компонента системы экономической безопасности и, прежде всего, безопасности человека и общества в целом. Россия на протяжении многих лет постепенно утрачивала свои потенциальные возможности, а значит и способности для реализации экономических, консолидирующих, координирующих функций, отстаивания своих экономических интересов, осуществления комплекса мер по обеспечению экономической безопасности, создания благоприятного хозяйственно-инвестиционного климата.
Размышляя об экономической деградации экономической безопасности личности государств СНГ, в том числе и России, директор Института США и Канады Российской Академии наук СМ. Рогов отмечал: «…мы сегодня независимые государства, но у нас множество общих проблем. И, наверное, самая большая проблема — это слабость государства… Так большинство государств СНГ сегодня не в состоянии выполнить элементарные функции по отношении к экономической безопасности личности, которые должно выполнять государство в любой стране мира» Рогов, С. М. Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество. // Круглый стол" Совета Федерации. 16 июня 2004 г. — Вып. 14. — С. 17. В какой то мере это относится и к современной России, хотя особо трудные времена пришлись на 90-е годы ХХ века.
Современные преобразования в России, новые экономические структуры призваны компенсировать дефицит управленческих, координирующих ресурсов экономического развития, формирования адекватных новым экономическим, политическим, социальным реалиям, структур и механизмов обеспечения экономической безопасности личности.
Правовой основой экономической безопасности личности в современной России является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и ряд законодательных актов по социальным проблемам, образованию, здравоохранению и т. д.
Государство, являясь основным субъектом в обеспечении безопасности и в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает безопасность личности в реализации ее прав и свобод.
В конституции РФ 1993 года в основном изложены такие направления прав и свобод, как гражданские, политические, экономические и социальные.
Среди группы этих прав и свобод для нормального функционирования личности, ее возможности участия во всех экономичных процессах являются: Экономические права и свободы:
— право частной собственности;
— свобода предпринимательской деятельности;
— свобода труда.
Социальные права и свободы:
— право на социальное обеспечение;
— право на образование;
— право на жилище;
— право на свободное распоряжение своими способностями;
— право на охрану здоровья и материнство. Паньков, В. Конституционные и законодательные основы экономической безопасности. // В. Паньков. — РИСК, 2004, № 4. — С.29.
В свете этого экономическая безопасность личности выделялась особо во всех документах, по национальной безопасности принимавшихся за последнее время. Не является исключением и недавно принятая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Которая трактует понятие «национальная безопасность», как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. При этом для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития, среди которых на первом месте указано повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной экономической безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
Объектами экономической безопасности личности выступают граждане и общество, субъектами — потенциальные рабочие места, сфера социального обеспечения, материальное производство.
Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности личности являются:
— анализ и синтез факторов, негативно влияющих на систему экономической безопасности человека;
— осуществление такое государственной экономической политики и институциональных сдвигов, которые элиминировали бы несовершенство социально — экономической политики.
Государственная стратегия экономической безопасности личности должна включать:
— характеристику опасностей и угроз;
— определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности личности;
— механизмы обеспечения экономической безопасности личности, защиты жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия;
— контроль за выполнением государственной стратегии экономической безопасности личности. Национальная безопасность России и человека: Реальность и перспективы. // Материалы конференции, проведенной Клубом «Реалисты» совместно с Всемирным Русским народным Собором. Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. 2006. — С.74.
Общая экономическая безопасность личности реализуется на следующих целевых направлениях:
— экологическая безопасность;
— продовольственная безопасность;
— информационная безопасность;
— трудовая безопасность (проблемы занятости);
— безопасность в области образования и культуры;
— безопасность медицинского обслуживания и т. д. Зыков, В.В., Елфимова, О.С.
Введение
в безопасность: Экономико-социальный аспект. / В. В. Зыков, О. С. Елфимова.? Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2006. — С.272.
В пояснительной записке к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается, что угрозы безопасности личности, прежде всего, кроются в экономической среде.
При этом характерными угрозами являются:
— усиление социальной и имущественной дифференциации населения;
— неравномерность социально-экономического развития регионов, что порождает социальную напряженность среди разных групп населения;
— бедность и нищета;
— низкий уровень занятости;
— безработица среди экономически активного населения;
— криминализация экономических отношений. Пояснительная записка Совета Безопасности РФ к «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год"а утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
Таким образом, защита прав и свобод личности, обеспечение ее экономической безопасности в полной мере должна относится к деятельности различных ветвей власти и, прежде всего к исполнительной.
В реальной же действительности государству не всегда удается защитить права и свободы, создать такие условия, чтобы личность раскрыла свои потенциальные возможности, оказалась полезной и нужной. На данном этапе развития государства на первый план выступают угрозы безопасности, вытекающие из политики проведения реформ и возможность их нейтрализации с учетом многочисленных показателей экономической безопасности личности.
экономическая личность угроза безопасность.
2. Критерии, показатели и пороговые значения экономической безопасности личности.
Общеизвестно, что существенным элементом управления является анализ состояния исследуемой системы. Значимость анализа и его достоверность возрастает в связи с тем, что базовые показатели закладываются в прогноз, что определяет социально-экономической развитие на будущее.
Экономическая безопасность государства обеспечивается безопасностью социально-экономических систем более низкого уровня управления, каждому из которых соответствует определенная система элементов безопасности, что представлено в таблице 1.
Таблица 1. Элементы экономической безопасности на различных уровнях управления.
Уровень управления. | |||||
национальный. | региональный. | личностный. | |||
Способность экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта. | Способность региональной экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта. | Способность человека к самостоятельному финансовому обеспечению индивидуального воспроизводства. | |||
Приемлемый уровень жизни населения. | Приемлемый уровень жизни населения. | Приемлемый уровень подушевых доходов. | |||
Устойчивость финансовой системы страны. | Устойчивость финансовой системы региона. | Устойчивость личных и семейных доходов. | |||
Единство экономического пространства страны. | Единство экономического пространства региона. | Единство экономического пространства семьи. | |||
Обеспечение условий, противодействующих криминализации общества. | Обеспечение условий, противодействующих криминализации общества. | Обеспечение условий, противодействующих посягательствам на личное имущество. | |||
Адекватное государственное регулирование, обеспечивающее нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях. | Адекватное государственное регулирование, обеспечивающее нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях. | Семейное и личное бюджетирование и страхование, создающие условия для нормальной жизни, как в обычных, так и в экстремальных условиях. | |||
Обеспечение безопасности по этим элементам на всех указанных уровнях управления достигается системой мер экономического, организационного и иного характера, адекватной возникающим угрозам. Оценка уровня безопасности на национальном уровне осуществляется на основе определенной системы показателей, пороговые значения которых рассматриваются как критерии принятия управленческих решений. В качестве приемлемого уровня пороговых значений обычно используются аналогичные среднемировые показатели.
Большинство экспертов сходится во мнении, что к основным показателям угрожающим экономической безопасности населения необходимо отнести:
— низкий уровень ВВП на душу населения.
— низкий уровень среднего и минимального размера оплаты труда по различным отраслям народно-хозяйственного комплекса, особенно в социальной сфере.
— разрыв в доходах населения. (В России он особенно он показателен для таких регионов как Москва и Санкт-Петербург по сравнению с провинциальными регионами).
— дифференциация в доходах 10% самых богатых к 10% самых бедных;
— высокий уровень открытой и скрытой безработицы;
— низкую продолжительность жизни населения;
— высокий уровень преступности среди различных категорий на 1000 человек. Шлыков В. В. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: Организационные и криминологические аспекты / В. В. Шлыков. — Рязань: Пресса, 2000. — С.221.
Все эти показатели характеризуют состояние экономической безопасности личности как основного источника, создающего продукт, приносящий прибыль. А в центре внимания государства должна быть именно экономически активная личность.
Именно для нейтрализации экономических угроз личности государство вырабатывает систему взглядов на ее обеспечение, имеет концептуальную модель основанную на пороговых показателях, которая на практике реально служила бы нормальному функционированию личности.
До недавнего времени пожалуй, наиболее широкое распространение, в том числе и в официальных документах (в частности, в документах Совета Безопасности РФ, Государственной Думы и Совета Федерации РФ), получили показатели экономической безопасности государства и личности, подготовленные С. Глазьевым, в которых в интегрированы пороговые оценки критичности того или иного показателя. Система показателей личной экономической безопасности подготовленной по методике С. Глазьева демонстрируется на таблице 2.
Таблица 2. Система расчета показателей экономической безопасности личности с использованием критических пороговых значений.
Показатели. | По данным Глазьева. | |||
пороговые значения. | фактическое состояние. | соотношение фактического и порогового значений*. | ||
1. Объем валового внутреннего продукта: | ||||
1а. в целом от среднего по «семерке». | 75%. | |||
1б. на душу населения от среднего по «семерке». | 50%. | |||
1 В. на душу населения от среднемирового. | 100%. | |||
2. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. | 7%. | |||
3. Продолжительность жизни населения. | 70 лет. | |||
4. Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных груп. | 8 раз. | |||
5. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения). | 5 тыс. | |||
6. Уровень безработицы о методологии МОТ. | 7%. | |||
7. Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму. | 1,5 раза. | |||
Кажется, что в этих показателях учтены все основные угрозы экономической безопасности личности и подобная система должна широко применяться, но как оказалось использование данной методике на практике столкнулась с массой проблем.
Во первых предложенные величины пороговых значений показателей экономической безопасности оказались совершенно произвольными и каждый исследователь пытался вывести свое пороговое значение.
А во вторых, (и это главное) мировой экономической науке за рубежом ничего неизвестно ни о таких пороговых значениях, ни о странах, которые при достижении этих пороговых значений оказались бы «за критической чертой». Илларионов, А. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева / Аналитические материалы Вестника Совета Федерации, 2003, № 2. — С.50. Так подавляющее большинство стран Африки не соответствуют не одному из пороговых критериев, но тем не мене продолжают существовать.
На ряду с методикой Глазьева зачастую использовались и методические рекомендации ООН по учету качества жизни и уровня бедности приложительно к определению экономической безопасности личности.
Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.
В 1978 г. ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.
Для измерения общественного развития страны предлагались синтетические индексы «качества жизни» населения, включающие демографические, социально-экономические и культурные компоненты.
В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала — ИРЧП (англ. The Human Development Index — HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны. Этот индекс определяет ООН с 1990 года.
Он представляет собой среднюю арифметическую трёх индексов: долголетие, образованность, доход.
Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная характеристика возможностей, не получающих отражение в двух других компонентах индекса. Она оценивается показателем ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности валют. Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (англ. Life expectancy at birth), определяемым по демографическим таблицам смертности. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования (англ. Education index) как компоненту ИРЧП.
При построении отдельных индексов наряду со значением Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и максимальное значения, которые называются реперными точками. Что такое человеческое развитие? Из истории вопроса // Материалы Представительства ПРООН в РФ. 2001. — С.43.
Помимо этого в рамках ООН, а также Совета Европы широко используются и другие индексы качества жизни, например:
а) индекс интеллектуального потенциала общества. Отражает уровни образования населения и состояние науки в стране;
б) человеческий капитал на душу населения. Отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие социальные сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала;
в) коэффициент жизнеспособности населения. Характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. Серебряков В. В., Яновский Р. Г. Социальная-экономическая безопасность как исследовательская проблема. Вестник РАН, 2006, Т.76, № 4. — С.294.
Кроме интегральных показателей в мировой практике не забыты и частные показатели характеризующие отдельные стороны качества жизни. К ним относятся:
— социально-демографические показатели;
— экономическая активность населения;
— социальная напряжённость;
— развитие социальной сферы;
— экологические показатели.
В России для конкретизации этих общих систем показателей были введены индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.
В индикаторы уровня жизни стали включают:
— реальную заработную плату;
— реальные доходы населения (в том числе с разделением на доходы от вторичной занятости, доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивиденды (по акциям и облигациям), проценты по вкладам населения, пенсии, пособия, стипендии).
К индикаторам уровня жизни были отнесены:
— показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);
— показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.
При этом все такие показатели могут быть сгруппированы:
— натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;
— стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д. Илларионов А. И. Критерии экономической безопасности. // Вопросы экономики, 2005, № 10. — С.36.
Огромное значение для определения экономической безопасности личности оказались и замеры по критерию бедности.
Бедность? это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2002. — С.43.
Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности.
Абсолютная черта бедности? минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России это прожиточный минимум.
Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).
Бедность характеризуется следующими показателями:
— число бедных;
— коэффициент глубины бедности;
— коэффициент остроты бедности.
Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В России, по некоторым источникам, число бедных превышает 25% общей численности семей.
Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.
Коэффициент остроты бедности — средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесённого с общим числом обследуемых семей.
Профиль бедности связан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей. Вечканов, Г. С., Вечканова, Г. Р. Макроэкономика./ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.? СПб.: Питер, 2002. — С.286.
Наконец современная система показателей измеряемых в рамках экономической безопасности населения приняла законченный вид в 2009 году с утверждением указом Президента «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» когда произошел отказ от системы пороговых показателей экономической безопасности в пользу динамического измерения этих показателей и создания векторных систем оценки прогресса или регресса экономической безопасности в отдельных сферах. Некоторые исключения прямо указаны в статье 112 этой стратегии из которых к экономической безопасности личности относиться лишь уровень безработицы (доля от экономически активного населения) и децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), а также уровень роста потребительских цен. Загашвили В. С. Комментарии к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. / В. С. Загашвили. — М.: Прогресс, 2010. — С.149.
В связи с принятием данной Стратегии национальной безопасности Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности по которым в 2009 и начале 2010 года были составлены официальные отчеты. Достойный уровень жизни — лучшая стратегия безопасности России. Интервью Николая Патрушева. // Известия от 20 мая 2009 года..
В связи с вышеизложенным возникает необходимость создания единого аналитического центра при Совете Безопасности РФ, обладающего достаточным потенциалом для проведения полноценного мониторинга основных показателей экономической безопасности личности в соответствии с их пороговыми значениями.
3. Анализ современного состояния экономической безопасности личности.
Как уже говорилось Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности в соответствии с которыми происходит динамическое измерение экономической безопасности личности в России. Проведем краткий анализ этих показателей.
Программа статистического мониторинга экономической безопасности личности направлена на получение характеристик уровня и профиля качества жизни и бедности россиян, а также тенденций изменения положения малоимущего (бедного) населения в целом по России и в ее субъектах.
К основным показателям качества жизни отнесены денежные доходы в среднем на душу населения, реальные располагаемые денежные доходы и среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в реальном и номинальном исчислении. Сводная система этих данных представлена в таблице 3. Срочная информация по актуальным вопросам. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru.
Таблица 3. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения России.
Апрель. 2010 г. | В% к. | Январь; апрель. 2010 г. в% к. январю; апрелю. 2009 г.. | апрель 2009 г. в% к. | январь; апрель. 2009 г. в% к. январю; апрелю. 2008 г.. | ||||
апрелю. 2009 г.. | марту. 2010 г.. | |||||||
апрелю. 2008 г.. | марту. 2009 г.. | |||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения)1), рублей. | 110,2. | 107,1. | 112,9. | 114,6. | 107,5. | 114,2. | ||
Реальные располагаемые денежные доходы1). | 103,7. | 106,9. | 106,5. | 102,4. | 108,0. | 101,1. | ||
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника2): | ||||||||
номинальная, рублей. | 112,4. | 99,0. | 111,0. | 108,3. | 99,3. | 111,6. | ||
реальная, рублей. | 106,0. | 98,7. | 103,8. | 95,7. | 98,6. | 98,3. | ||
1) Предварительные данные. 2) За апрель 2010 г. предварительные данные.. | ||||||||
Как видно доходы граждан за последние годы имели положительную динамику. А реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 3,7%, в январе-апреле 2010 г. — на 6,5%. Стабильность этого основополагающего показателя экономической безопасности личности демонстрирует и график 1.
График 1. Динамика реально располагаемых денежных доходов населения в % к среднемесечному значению 2007 г.
Гораздо сложнее обстояли дела с реальной заработной платой, чей уровень снижался на протяжении 2009 года и начал восстанавливаться лишь в этом году.
При этом одной из проблем экономической безопасности личности является высока степень дифференциации зарплаты в разных сферах экономической деятельности и недооценка интеллектуального труда, что отражает таблица 4. Качество жизни. Актуальные показатели. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru.
Так в первом квартале 2010 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, а работников образования и вовсе 76%, хотя еще в первом квартале 2009 г. этот показатель выглядел гораздо лучше — соответственно 91% и 82%.
Таблица 4. Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности.
Март 2010 г.. | I квартал 2010 г.. | ||||||
рублей. | в% к. | рублей. | в% к. | ||||
марту. 2009 г.. | февралю. 2010 г.. | I кварталу. 2009 г.. | общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы. | ||||
Всего. | 112,7. | 108,2. | 110,5. | ||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. | 110,1. | 109,1. | 110,7. | ||||
рыболовство, рыбоводство. | 110,4. | 126,4. | 111,7. | ||||
добыча полезных ископаемых. | 113,8. | 108,4. | 111,2. | ||||
обрабатывающие производства. | 115,4. | 108,7. | 113,6. | ||||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды. | 113,1. | 108,8. | 112,1. | ||||
строительство. | 112,5. | 112,3. | 109,3. | ||||
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. | 111,9. | 108,9. | 110,3. | ||||
гостиницы и рестораны. | 108,6. | 107,0. | 106,9. | ||||
транспорт и связь. | 117,8. | 103,0. | 113,7. | ||||
финансовая деятельность. | 114,1. | 104,2. | 115,2. | в 2,4 р. | |||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. | 119,2. | 117,4. | 113,3. | ||||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование. | 107,4. | 107,1. | 104,7. | ||||
образование. | 106,0. | 104,1. | 105,3. | ||||
здравоохранение и предоставление социальных услуг. | 106,5. | 104,4. | 107,0. | ||||
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. | 106,0. | 106,3. | 106,0. | ||||
Другим угрожающим показателем экономической безопасности оказался резкий рост просроченной заработной платы. Экономический «недуг» казавшийся побежденным вновь воскрес в кризисный период. Динамику этого процесса демонстрирует таблица 5.
Таблица 5. Динамика просроченной задолженности по заработной плате.
Просроченная задолженность. по заработной плате. | В том числе задолженность. | Численность. работников,. перед которыми имеется просроченная. задолженность по заработной плате, тыс. человек. | ||||||
из-за несвоевременного. получения денежных. средств из бюджетов. всех уровней. | из-за отсутствия. собственных средств. | |||||||
млн. рублей. | в% к. преды; дущему. месяцу. | |||||||
млн. рублей. | в% к. преды; дущему. месяцу. | |||||||
млн. рублей. | в% к. преды; дущему. месяцу. | |||||||
2009 г.. | ||||||||
Январь. | 60,2. | 70,7. | 59,7. | |||||
Февраль. | 149,0. | 144,8. | 149,3. | |||||
Март. | 116,1. | 142,0. | 114,6. | |||||
Апрель. | 108,3. | 90,7. | 109,5. | |||||
Май. | 90,5. | 79,6. | 91,2. | |||||
Июнь. | 110,8. | 76,1. | 112,5. | |||||
Июль. | 82,0. | 91,6. | 81,6. | |||||
Август. | 90,1. | 59,5. | 91,2. | |||||
Сентябрь. | 85,8. | 112,8. | 85,1. | |||||
Октябрь. | 91,4. | 105,5. | 91,0. | |||||
Ноябрь. | 106,4. | 124,0. | 105,7. | |||||
Декабрь. | 93,4. | 101,0. | 93,0. | |||||
2010 г.. | ||||||||
Январь. | 70,6. | 81,9. | 70,1. | |||||
Февраль. | 115,5. | 118,5. | 115,4. | |||||
Март. | 100,0. | 121,8. | 98,7. | |||||
Апрель. | 96,3. | 48,6. | 99,8. | |||||
Май. | 81,7. | 61,2. | 82,4. | |||||
Фактически перелом к улучшению этой ситуации произошел лишь апреле-мае 2010 г. Когда суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (на 1 мая 2010 г.). составила 3240 млн. рублей и по сравнению с 1 апреля 2010 г. снизилась на 18,3%. Но даже и сейчас объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 мая 2010 г., составлял 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
И хотя на 1 мая 2010 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 апреля 2010 г. в 45 субъектах РФ, но в 29 субъектах она выросла, отсутствовала вовсе лишь в 9 субъектах России.
Особо тревожным представляется тот факт, что из общей суммы просроченной задолженности 1240 млн. рублей (38,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2009 г., 415 млн. рублей (12,8%) даже в 2008 г. и ранее. Причем в задолженность есть и вина бюджета, так из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2010 г. составила 84 млн. рублей, или 2,6% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Причем из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 84,0% приходилось на федеральный бюджет, 10,4% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 5,6% - на местные бюджеты.
Одним из главных показателей в новой методике является величина прожиточного минимума в конкретном субъекте Российской Федерации базовая для расчета многих индикативных показателей по оказанию социально-экономической помощи конкретным гражданам. Для этого Правительством Российской Федерации 21 апреля 2010 г. принято постановление № 259 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года». Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. № 259 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года» .
Распределение этого показателя по территории России демонстрируется на рисунке 1.
Рисунок 1. Величина прожиточного минимума в субъектах России Помимо распределения по территории страны прожиточный минимум имеет естественно и динамическую составляющую причем учитываемую для различных социальных групп по разному, которую демонстрирует таблица 6 и распределение в нутрии прожиточного по группировкам расходов, что отражает диаграмма 1.
Таблица 6. Динамика величины прожиточного минимума (рублей в месяц).
Все население. | В том числе по основным социально-демографическим группам населения. | ||||
трудоспособное население. | пенсионеры. | дети. | |||
2008 г.. | |||||
I квартал. | |||||
II квартал. | |||||
III квартал. | |||||
IV квартал. | |||||
2009 г.. | |||||
I квартал. | |||||
II квартал. | |||||
III квартал. | |||||
IV квартал. | |||||
Диаграмма 1. Структура величины прожиточного минимума в IV квартале 2009 г. (в %).
Из таблицы видно, что динамика величины прожиточного минимума трудоспособного человека вполне сопоставима с динамикой роста его реального дохода, а в начале кризисного 2009 года, на фоне спада реальных доходов даже продемонстрировала существенный опережающий рост. Несколько лучше этот показатель для детей и пенсионеров.
Диаграмма же демонстрирует, что основную составляющую величины прожиточного минимума составляют расходы на продукты питания и услуги, а доля непродовольственных товаров особо высока в прожиточном минимуме детей, динамику этих показателей демонстрирует график 2.
График 2. Динамика составляющих минимальной продовольственной корзины И если в области продовольствия можно сказать о положительной тенденции в области возможности обеспечения экономической безопасности личности, то это никак нельзя сказать о непродовольственных товарах и особенно услугах (демонстрирующих стремительный рост в начале все последних лет).
Наряду с показателями качества жизни для экономической безопасности личности критически важны и показатели бедности. Наиболее общий из них демонстрирует распределение населения по группам доходов и динамику такого распределения, что демонстрирует таблица 7. Социально-экономические индикаторы бедности — 2009 г. // Федеральная служба государственной статистики — Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru.
Таблица 7. Распределение населения по величине среднедушевых.
денежных доходов.
Все население. | |||||
в том числе со среднедушевыми. денежными доходами в месяц, руб.: | |||||
до 4000,0. | 28,9. | 20,5. | 14,3. | 9,8. | |
4000,1 — 6000,0. | 20,3. | 17,7. | 14,8. | 12,0. | |
6000,1 — 8000,0. | 14,9. | 14,7. | 13,6. | 12,1. | |
8000,1 — 10 000,0. | 10,3. | 11,2. | 11,3. | 10,9. | |
10 000,1 — 15 000,0. | 13,9. | 17,1. | 19,1. | 20,1. | |
15 000,1 — 20 000,0. | 11,7 1). | 8,4. | 10,6. | 12,4. | |
20 000,1 — 30 000,0. | … | 10,4 2). | 9,6. | 12,4. | |
свыше 30 000,0. | … | … | 6,7. | 10,3. | |
При взгляде на эту общую таблицу создается впечатление что особых проблем с бедностью в России нет и показатели из года в год улучшаются, тем более что данные сопоставляются в рублях без учета инфляции. Но два других показателя демонстрируемых на диаграмме 2 и в таблице 8, не оставляют и камня на камне от этого безудержного оптимизма.
Диаграмма 2. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам (%).
Из приведенной диаграммы становится ясно, что подавляющая часть населения с величиной дохода ниже прожиточного минимума сосредоточенно среди лиц трудоспособного возраста, что является крайне неблагоприятным показателем. К тому же в последний год наметилась и неприятная тенденция возрастания процента детской бедности.
Таблица 8. Распределение общего объема денежных доходов по процентным группам населения (%).
Денежные доходы — всего, процентов. | |||||
в том числе по 20-процентным. группам населения: | |||||
первая (с наименьшими доходами). | 5,4. | 5,3. | 5,1. | 5,1. | |
вторая. | 10,1. | 9,9. | 9,7. | 9,7. | |
третья. | 15,1. | 14,9. | 14,8. | 14,8. | |
четвертая. | 22,7. | 22,6. | 22,5. | 22,5. | |
пятая (с наибольшими доходами). | 46,7. | 47,3. | 47,9. | 47,9. | |
из нее 10% населения с наивысшими доходами. | 30,1. | 30,6. | 31,1. | 31,1. | |
Коэффициент Джини. | 0,409. | 0,416. | 0,423. | 0,423. | |
Коэффициент фондов, в разах. | 15,2. | 16,0. | 16,8. | 16,9. | |
Децильный коэффициент, в разах. | 7,0. | 7,2. | 7,5. | 7,5. | |
Показатели таблицы 8 относятся к одному из немногих оставшихся индексных показателей прямо указанных в действующей Стратегии национальной безопасности, и именно эти показатель демонстрируют ежегодную неблагоприятную динамику, что не может не вызывать тревогу за экономическую безопасность личности в современной России.
Заключение.
В заключении попытаемся сосредоточится на основных выводах.
В работе рассмотрена относительно новая для отечественной экономической науки проблема экономической безопасности личности.
Проведено рассмотрение проблемы экономической безопасности личности как составляющей национальной экономической безопасности, обеспечивающей гарантию защиты национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал. Это признает и недавно вступившая в действие Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г. в которой обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления — обороноспособность и безопасность государства.
Обеспечение экономической безопасности, в том числе на уровне личности достигается системой мер экономического, организационного и иного характера, адекватной возникающим угрозам, а для правильного формирования этих мер не обойтись без системы оценок угроз.
Главное внимание было уделено исследованию системы показателей и индексов измеряющих экономическую безопасность личности. При этом раскрыты как макроэкономические показатели, так и показатели на уровне личности, применяющиеся для оценки экономической безопасности граждан, в том числе и акцентируется внимание на учета индикативных значений и пороговых значений показателей распространенной в прежние годы и на новой системе динамических показателей утвержденной в России в последнее время.
В 90-е годы ХХ в. В России для измерения экономической безопасности личности была выстроена система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально — экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.
Но подобная система вызывала множество нареканий, поскольку разнообразные индикаторы зачастую противоречили друг другу, пороговые значения обычно оказывались крайне субъективными и вызывали споры среди ученых. К тому же не каких видимых изменений при пересечении В ту или иную сторону таких пороговых значений заметно не было.
Более информативными оказались применяемые в международной практике интегративные показатели как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения и коэффициент жизнеспособности населения, но они охватывали слишком широкий слой критериев учета и обычно не годились при принятии оперативных решений.
В этих условиях Федеральной службой государственной статистики были приняты новые методики оценки социального положения и уровня жизни населения России и социально-экономические индикаторы бедности в соответствии с которыми происходит динамическое измерение экономической безопасности личности в России. В виде исключения были оставлены несколько важнейших индикативных показателей уровень безработицы (доля от экономически активного населения) и децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), а также уровень роста потребительских цен.
1. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
2. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. № 259 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года».
3. Пояснительная записка Совета Безопасности РФ к «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год» а утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
4. Социально-экономические индикаторы бедности — 2009 г. // Федеральная служба государственной статистики — Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru.
5. Качество жизни. Актуальные показатели. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru.
6. Срочная информация по актуальным вопросам. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru.
7. Безопасность личности. / Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи Совет Европы. — М.: ТК Велби, 2007.
8. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2002.
9. Вечканов, Г. С., Вечканова, Г. Р. Макроэкономика./ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова.? СПб.: Питер, 2002.
10. Глазьев С. Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. Т.1 / С. Ю. Глазьев. — М.: Мысль, 2002.
11. Гончаренко Л. П. Развитие методологии экономической безопасности личности. // Обозреватель, 2004, № 6.
12. Достойный уровень жизни — лучшая стратегия безопасности России. Интервью Николая Патрушева. // Известия от 20 мая 2009 года.
13. Загашвили В. С. Комментарии к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. / В. С. Загашвили. — М.: Прогресс, 2010.
14. Зыков, В.В., Елфимова, О. С. Введение в безопасность: Экономико-социальный аспект. / В. В. Зыков, О. С. Елфимова.? Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2006.
15. Илларионов А. И. Критерии экономической безопасности. // Вопросы экономики, 2005, № 10.
16. Илларионов, А. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева / Аналитические материалы Вестника Совета Федерации, 2003, № 2.
17. Лодгаард, Сверр. Соответствующие упражнения. Борьба за богатство и власть. / Сверр Лодгаард. — М.: Интеграл, 2007.
18. Национальная безопасность России и человека: Реальность и перспективы. // Материалы конференции, проведенной Клубом «Реалисты» совместно с Всемирным Русским народным Собором. Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. 2006.
19. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). / Под редакцией Е. А. Олейникова. — СПб.: Питер, 2003.
20. Паньков, В. Конституционные и законодательные основы экономической безопасности. // В. Паньков. — РИСК, 2004, № 4.
21. Рогов, С. М. Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество. // Круглый стол" Совета Федерации. 16 июня 2004 г. — Вып. 14.
22. Серебряков В. В., Яновский Р. Г. Социальная-экономическая безопасность как исследовательская проблема. Вестник РАН, 2006, Т.76, № 4.
23. Что такое человеческое развитие? Из истории вопроса // Материалы Представительства ПРООН в РФ. 2001.