Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модернизация механизма кадрового менеджмента в корпорациях нефтегазовой отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При переходе к инновационной модернизации хозяйствования в определении группы факторов, воздействующих на процесс формирования общей модели корпоративного менеджмента российских ТНК, ведущее значение приобретает использование механизмов анализа, оценки и развития ресурсного потенциала кадров. Формирование этих механизмов в ВИК должно адекватно отражать макро-, мезои микроэкономические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы менеджмента корпораций
    • 1. 1. Сущность современной корпорации и корпоративного менеджмента
    • 1. 2. Факторы формирования корпоративного менеджмента в России
    • 1. 3. Особенности формирования модели корпоративного менеджмента и корпоративной политики в ОАО «Газпром»
  • Глава 2. Диагностика компетенций менеджеров современных корпораций
    • 2. 1. Основные компетенции менеджеров и методика их оценки
    • 2. 2. Портфель компетенций менеджеров ОАО «Газпром»
  • Глава 3. Программа совершенствования резерва кадров на выдвижение как фактор развития профиля компетенций
    • 3. 1. Корпоративное обучение в системе методов кадрового менеджмента в транснациональных корпорациях

    3.2. Резерв кадров на выдвижение: сущность, роль активизации в формировании и внедрении ресурсной концепции ОАО «Газпром» (на примере совместного проекта Волгоградского колледжа газа и нефти и Сургутского завода стабилизации конденсата).

Модернизация механизма кадрового менеджмента в корпорациях нефтегазовой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление современной российской модели корпоративного менеджмента предполагает формирование и развитие собственных систем получения профессионального образования, повышения квалификации и переориентации кадров на крупных предприятиях. В связи с этим особый интерес представляет изучение особенностей корпоративного менеджмента и корпоративной политики вертикально интегрированных компаний (ВИК) топливно-энергетического комплекса (ТЭК), поскольку именно в этой сфере сложились определенные традиции корпоративного образования, соответствующие институциональные и организационные формы: университеты, институты, колледжи, учебные центры, курсы, семинары и т. д. Эти социальные корпоративные институты призваны обеспечивать воспроизводство менеджмента на основе расширения компетенций его представителей, модернизации и инновации его структур и функций. Они генерируют значительный потенциал непрерывного совершенствования общей системы корпоративного управления.

ОАО «Газпром» проводит целенаправленное и последовательное совершенствование системы непрерывного профессионального корпоративного образования как составной части кадровой и корпоративной политики в соответствии с социально-рыночной ориентацией стратегии развития компании. Такой подход к функционированию корпоративной образовательной системы требует постоянного обеспечения эффективности ее деятельности на основе осуществления научных разработок методологии и практической реализации прогрессивных методик организации обучения потенциальных и работающих кадров. Важнейший императив корпоративной системы непрерывного повышения квалификации кадров — неразрывная связь с реальными хозяйственными процессами, ее приоритет — рост человеческого капитала корпорации, ориентир — показатели эффективности деятельности лучших компаний мира в данной отрасли.

Поиск инновационных способов связи науки, образования и произволства в управлении ОАО «Газпром» привел к созданию научно-исследовательских площадок (НИП) на предприятиях компании с системным привлечением научных и учебных кадров корпоративных учебных заведений в организацию процесса кадрового менеджмента и разработку механизма корпоративной политики. Так была создана первая в практике российских нефтегазовых компаний НИП Сургутского завода стабилизации конденсата и Волгоградского колледжа газа и нефти (ВКГН), опыт функционирования которой раскрыт в диссертации.

Исследование концепции формирования, механизма функционирования такой НИП и направлений его коррекции, выявление существующих проблем и полученных эффектов обладают несомненной теоретической и практической актуальностью для всех корпораций ТЭК. Поскольку в большинстве российских компаний не разработаны научно-обоснованные концепции развития корпоративного человеческого капитала и стратегии их реализации, формирование системы критериев компетенций руководителей и специалистов корпораций, а также показателей и методик их диагностики в трансформационных условиях востребовано практикой российского менеджмента.

Степень разработанности проблемы. В практике отечественного корпоративного менеджмента и стратегическом управлении персоналом ТНК мало внимания уделяется реализации ресурсной концепции фирмы и теории ее компетенций. Это во многом определяет недостатки методов кадрового менеджмента, связанные с обучением персонала в предприятиях нефтегазовой отрасли, где обычно слабо акцентируется отраслевая специфика человеческого капитала как фактора производства. Проблемы сравнительного и институционального анализа, выявления тенденций развития и национальной специфики корпоративного образования в рамках ВИК отражены в проведенных исследованиях фрагментарно, без достаточного эмпирического и статистического анализа. В корпоративных системах непрерывного профессионального образования в ВИК нефтегазовой отрасли накоплен уже значительный опыт методов формирования перспективных компетенций менеджеров, не имеющий аналогов в других отраслях промышленности.

Среди отечественных исследователей, занимающихся специальными проблемами методов кадрового менеджмента и их ролью в системе корпоративного управления, следует отметить таких учёных, как А. Астапович, И. Беликов, А. Беляев, Н. Борисов, Ю. Винслав, Е. Гавриленков, Н. Докучаев, В. Дятлов, О. Иншаков, М. Кларин, Г. Константинов, Т. Кошанина, В. Крюков, О. Ломовцева, В. Рачек, М. Старовойтов, В. Травин, В. Шеин и др.

Большой вклад в разработку теоретических основ кадрового и корпоративного менеджмента в крупных компаниях и отраслях внесли зарубежные исследователи И. Аннсофф, Д. Блази, М. Веттер, Дж. Дункан, П. Друкер, Б. Когут, Д. Круз, К. Ланге, Р. Льюис, У. Мэре, Н. Ольве, Д. Пеппер, Ж. Рой, Д. Симеон, Г. Уокер и др.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование направлений модернизации корпоративного менеджмента на основе инновационного механизма, развивающего системы формирования перспективных компетенций персонала в вертикально интегрированных компаниях.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— систематизировать основные механизмы реализации корпоративной политики в кадровом менеджменте, используемые при развитии компетенций персонала в ВИК;

— охарактеризовать особенности процесса формирования корпоративного менеджмента в России и ОАО «Газпром»;

— определить способы адаптации современной ресурсной концепции фирмы к условиям отраслевой ВИК нефтегазовой отрасли;

— разработать критерии и показатели мониторинга и диагностики компетенций руководителей и специалистов как составной части ресурсного потенциала и человеческого капитала фирмы;

— выявить тенденции, противоречия и механизм динамики компетенций руководителей и специалистов корпораций ОАО «Газпром»;

— предложить методику диагностики компетенций руководителей и специалистов для отраслевой корпорации на примере ОАО «Газпром»;

— обосновать потенциальные возможности совместной научно-исследовательской площадки (НИП) предприятия и образовательного учреждения корпорации в активизации резерва кадров на выдвижение.

Объектом исследования стал современный социально-экономический механизм общего и кадрового корпоративного менеджмента в транснациональных вертикально интегрированных компаниях ТЭК.

Предметом исследования являются отношения, тенденции, противоречия и механизм формировании корпоративного кадрового менеджмента в рамках ресурсной концепции фирмы в составе ТНК ОАО «Газпром».

Методологическая и теоретическая основа исследования формировалась в процессе использования фундаментальных теоретических положений, гипотез и выводов, представленных в современных разработках отечественных и зарубежных экономистов по проблемам общего и кадрового менеджмента на основе ресурсной концепции фирмы и теории компетенций персонала применительно к современным ВИК.

В рамках системного подхода историко-логический метод и компаративный анализ позволили выявить особенности процесса формирования общего корпоративного менеджмента в ОАО «Газпром» в процессе адаптации предприятий корпорации к рыночным условиям хозяйствования в России. Структурно-функциональной анализ применен для инновационного формирования блоков в механизме развития компетенций персонала предприятий с использованием современной ресурсной концепции фирмы. При обосновании теоретических выводов использовались приёмы графического, математического и логического моделирования.

Эмпирическую базу исследования составили материалы исследований, проводимых на НИП Сургутского завода стабилизации конденсата и Волгоградского колледжа газа и нефти, нормативные документы по управлению персоналом в ОАО «Газпром», данные годовых отчетов и другая нормативная документация зарубежных ВИК (Royal Dutch/Shell и др.), а также учреждений группы Всемирного банка и МВФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключена в следующем:

— систематизированы внешние и внутренние, долгосрочные и краткосрочные, субъективные и объективные условия, ресурсы и факторы процесса формирования корпоративного менеджмента и корпоративной политики ВИК в ТЭК России;

— выявлены и дифференцированы отраслевые и национальные особенности формирования, приоритеты, императивы и ориентиры корпоративного менеджмента и корпоративной политики в ОАО «Газпром» на микро-, мезо-и макроэкономическом уровнях;

— в научный оборот введены и адаптированы к условиям российских ТНК на примере ОАО «Газпром» элементы ресурсных концепций и механизмов развития компетенций, применяющиеся в компаниях Royal Dutch/Shell, Хенкель, а также валютно-финансовых учреждениях мирового масштаба;

— сформированы методические основы и организационный механизм оценки укорененных и вновь приобретенных компетенций функциональных и линейных менеджеров предприятий в составе ВИК;

— разработаны критерии и показатели, алгоритмы и процедуры диагностики механизмов развития компетенций функциональных и линейных менеджеров для предприятий ОАО «Газпром»;

— определен комплекс мер по развитию вертикально интегрированной системы непрерывного профессионального образования на базе формирования научно-исследовательских площадок (НИП) предприятий и образовательных учреждений для ТНК.

Теоретическая и практическая значимость работы. Разработанные критерии и показатели компетенций ОАО «Газпром», а также методические основы диагностики компетенций целесообразно использовать в процессе совершенствования системы корпоративного менеджмента и корпоративной политики различных российских корпораций и отраслей промышленности.

Материалы диссертации представляют интерес для работников отделов кадров и заместителям генеральных директоров по кадрам и социальному развитию предприятий газовой промышленности в практической реализации ими корпоративной кадровой политики ОАО «Газпром».

Введенный в научный оборот фактический материал и теоретические выводы диссертации используются в процессе преподавания курсов управления персоналом, стратегического менеджмента, кадрового менеджмента в системе непрерывного образования корпорации.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях, заседаниях кафедры экономики и управления ВКГН. Полученные результаты использовались в деятельности НИП Сургутского завода стабилизации конденсата и ВКГН, а также при формировании структуры профессиональных образовательных программ уровня «колледж — вуз» и в процессе создания непрерывной системы внутрифирменного образования для руководителей и специалистов структурных подразделений ОАО «Газпром».

Работа прошла апробацию в корпоративной системе непрерывного фирменного профессионального образования в ходе подготовки и переподготовки специалистов на предприятиях ООО «Тюментрансгаз», ОАО «Сарато-воргдиагностика», ООО «Кубаньгазпром», ООО «Пермтрансгаз».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных и 5 учебно-методических работ общим объемом более 6 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

При переходе к инновационной модернизации хозяйствования в определении группы факторов, воздействующих на процесс формирования общей модели корпоративного менеджмента российских ТНК, ведущее значение приобретает использование механизмов анализа, оценки и развития ресурсного потенциала кадров. Формирование этих механизмов в ВИК должно адекватно отражать макро-, мезои микроэкономические характеристики формирования корпоративного менеджмента ТНК с учетом специфики их становления в современной России, а также глобальных императивов, приоритетов и ориентиров. Особое значение приобретает повышение надежности и эффективности механизмов кадрового обеспечения системы менеджмента ТНК при продвижении персонала между указанными уровнями ее строения с учетом их институциональных, организационных и информационных параметров, непрерывности структурных и функциональных преобразований компании и эволюции ее внешней социально-рыночной среды.

Принципы и ценности корпоративного менеджмента и политики ТНК в стратегическом и тактическом аспектах обусловливают системы обучения персонала, а приобретаемые им компетенции становятся мощным фактором модернизации модели менеджмента корпорации. Потенциальные возможности применения инновационных форм корпоративного обучения, адаптированных к условиям России, в недостаточной степени освещаются в теории и реализуются в практике звеньев ТНК. Проектирование, внедрение и эксплуатация совместных научно-исследовательских площадок (НИП) предприятий и образовательных структур ТНК активизирует процесс квалификации, мотивирования и резервирования кадров для выдвижения и повышает его эффективность.

В формирующейся модели корпоративного менеджмента и корпоративной политики ОАО «Газпром» находят все более полное отражение глобальные тенденции и конъюнктура мирового газового рынка, опыт эффективного использования человеческих ресурсов и накопления человеческого капитала крупными зарубежными корпорациями газовой отрасли. Ресурсная концепция ОАО «Газпром» нуждается в научном обосновании и более последовательной адаптации её базовых принципов к задачам социально-рыночной трансформации, обеспечения системными механизмами привлечения трудовых ресурсов и формирования человеческого капитала конкретных предприятий ТНК.

Адекватная система критериев и показателей оценки компетенций менеджеров ТНК может основываться только на институциональных принципах корпоративности структур ВИК. Методика оценки и механизм развития компетенций персонала ТНК на основе ресурсной концепции должны способствовать в общей системе их менеджмента: эффективной реализации глобальных тенденций информатизации, экологизации и гуманизации производства на всех уровнях ВИКдальнейшей диверсификации и реструктуризации деятельности в рамках обеспечения устойчивой конкурентоспособности компаниирасширению практики стратегического резервирования менеджеров, планирования их карьеры, ориентации на повышение мобильности и расширение профессиональной компетентностивнедрению мониторинга и диагностики потенциала, карьеры и результатов деятельности работников всех подразделений и уровней ВИКадаптации и внедрению прогрессивных достижений кадровой и корпоративной политики зарубежных ВИК.

Совместная НИП предприятия и образовательного учреждения в составе ТНК представляет собой форму инновационной организации кадрового менеджмента и способ ускорения внедрения достижений науки в производство через квалификацию и продвижение персонала. Основной принцип НИП — интеграция технологий образования и кадрового менеджмента в режиме непрерывного взаимодействия при максимальном приближении к производственной сфере. Корпоративное руководство НИП обеспечивается системой утверждения программ и контроля ее функционирования, едиными отраслевыми стандартами кадрового соответствия в ВИК, согласованной политакой стратегического развития компетенций персонала и его карьерного роста на всех их уровнях.

Организационный механизм функционирования НИП в режиме формирования стратегического кадрового резерва предполагает: целевой отбор претендентов на основе статуса, опыта, ценностной мотивации и проявленных способностейобъективную и субъективную оценку потенциала и компетенции претендентов на продвижение внутренними и внешними экспертамимногоступенчатую систему повышения квалификации, контроль, анализ и оценку эффективности усвоения используемых программрекомендацию выдвижения на новые должности или новые виды квалификации, дифференцированные по срокам и формам.

Основой механизма функционирования НИП является теория компетенций и ресурсов корпорации, ее отраслевой спецификации и многоуровневой адаптации ВИК к меняющейся среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г., Конторович, А.Э., Кулешов, В.В. и др… Обзор перспектив газовой отрасли России // ЭКО. — 2003. — № 12. — С. 3−19.
  2. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. М.: Перспектива, 1999. — 341 с.
  3. , А.З., Беликов, И.В., Гавриленков, Е.Е. и др. Корпоративное управление и экономический рост в России // Журналъ для акционеровъ. 2004. — № 6. — С. 11−14.
  4. , В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. -№ 11.
  5. , В.И., Оскарссон, Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник, 2002.
  6. , С. Провокационные методы работы с персоналом // Управление персоналом. 2004. — № 20. — С. 50−53.
  7. Батлер, У. Э. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США / У. Э. Батлер, М.Е. Гаши-Батлер.- М.: Зерцало, 1997, 127 с.
  8. , Л., Гафарова, Е. Послевузовская аттестация: Новый взгляд на проблему подбора персонала // Управление персоналом. -2003.-№ 1.-С. 28−31.
  9. , И., Константинов, Г., Шеин, В. Современные проблемы корпоративного управления // Журналъ для акционеровъ. 2004. -№ 11−12.-С. 3−5.
  10. , И.Ю. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. М.: Финансовая академия при правительстве РФ. Кафедра экономической теории, 1998. — 297 с.
  11. , Дж. Р. Новые собственники / Дж. Р. Блази, Д. Л. Круз. М.: Дело, 1995.-320 с.
  12. , К., Вэгхорн, Т. Миссия возможного, или как стать компанией мирового класса / К. Бланчард, Т. Вэгхорн. Челябинск: Урал ЛТД, 1998.-292 с.
  13. Большой коммерческий словарь. М.: Советская энциклопедия, 1996. — 756 с.
  14. , Н.И. Лучший в своем деле, а в вашем? // Управление персоналом. 2004. — № 22. — С. 32−34.
  15. , Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Май-ерс. М.: Олимп-Бизнес, 1997. — 1087 с.
  16. , В.Б. Формы и методы работы с кадрами // Газовая промышленность. 1996. — № 1−2. — С. 13−17.
  17. , Л.Ф. Оценка персонала: проблема выбора инструментов // ЭКО. 2003. — № 11. — С. 89−104.
  18. , Л.Ф. Психологическая оценка человека в организации // ЭКО.-2003.-№ 2.-С. 123−132.
  19. Буровая компания ОАО «Газпром». Динамика производства // http: www.burgaz.ru/content/advantages/dynamics, 2005.
  20. , А.Ю. Акционерное право. Вопросы теории и судебно-арбитражной практики / А. Ю. Бушев, О. Ю. Скворцов. М.: Интел-Синтез, 1997.- 172 с.
  21. , П., Швейцер, М.Т. Корпоративное управление как шанс для аудиторской деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2004.-№ 3. — С. 57−62.
  22. , С. Мастер-класс для менеджера по обучения (как и чему учить менеджеров по работе с ключевыми клиентами) // Управление персоналом. 2004. — № 5. — С. 23−25.
  23. , Ю.Б. Планирование развития интегрированных корпоративных структур (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2003. — № 8. — С. 72−80.
  24. , Ю.Б. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. — № 2. — С. 15−28.
  25. , Ю.Б. и др. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями // РЭЖ. 2001. — № 10. — С. 3−26.
  26. Ю.Б. Специализация «Корпоративный менеджмент» в вузовских образовательных программах // Российский экономический журнал. 2002. — № 4. — С. 65−70.
  27. , О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов.- М.: Гардарика, 1998. 528 с.
  28. , Н.П. Оценка персонала ресурс эффективного управления // ЭКО. — 2003. — № 6. — С. 154−165.
  29. Воробьева, J1.E. Рыночная трансформация кадровой политики «Газпрома» в 90-х годах XX века: этапы, тенденции, перспективы. Авто-реф. дис. канд. экон. наук: (08.00.03) / J1.E. Воробьева. Волгоград, 2000. — 26 с.
  30. , О. Аншлаг на рынке СПГ // Нефтегазовая вертикаль. -2004.-№ 1.-С. 44.
  31. , Р., Дик, П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 6. — С.103−109.
  32. , Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1981. — 480 с.
  33. , Р.И. Самое сложное в предвыборной компании это предвыборная зима // Деловой вторник. — 1999. — № 36. — С. 2.
  34. Газпром в вопросах и ответах: Добыча газа // http://www.gazpromquestions.ru/news/newsl9.html. 2005.
  35. Газпром в цифрах 2000−2004 гг. // http://www.gazprom.ru/documents/Statistica%20RUS.pdf. С. 21.
  36. Годовой отчет ОАО «Газпром» 2001 года. М.: ИРЦ «Газпром», 2002.- 16 с.
  37. Годовой отчет ОАО «Газпром» 2002 года. М.: ИРЦ «Газпром», 2003. 77 с.
  38. Годовой отчет ОАО «Газпром» 2003 года. М.: ИРЦ «Газпром», 2004. 86 с.
  39. Годовой отчет ОАО «Газпром» 2004 года. М.: ИРЦ «Газпром», 2005. 82 с.
  40. Годовой отчет ОАО «Сургутнефтегаз» за 2002 год // http: www.surgutneftegas.ru/pictures/year%20 2002rus.pdf.
  41. , В.В. Создание и функционирование акционерных компаний / В. В. Гончаров. М.: МНИИПУ, 1998. — 111 с.
  42. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1,2. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2001. 416 с.
  43. Грос-Пьетро, Ж.М. ENI: портрет на фоне «Голубого потока» // Газовая промышленность. 2000. — № 6. — С. 4−55.
  44. , И.Б., Аврамов, Е.М., Тубалов, B.C. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы // ЭКО. 2004. — № 5. — С. 43−45.
  45. , М.В. Проблемы корпоративного управления в США. Уроки для России // ЭКО. 2004. — № 1. — С. 141−161.
  46. , Е.Л., Селезнев, П.С. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 6. — С. 12−22.
  47. , М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 4. -С. 84−95.
  48. , Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Дж.У. Дункан. -М.: Дело, 1996. 272 с.
  49. , В.А., Беляев, А.И., Воробьева, Л.Е., Воробьева, О. В. Корпоративное образование современная концепция управления развитием человеческих ресурсов // Кадры газовой промышленности. — 2004. — № 4. — С. 3−7.
  50. , H.JI. «Загадка русской души», или особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом. 2004. — № 22. — С. 35−37.
  51. , В.В., Кошкин, Л.И., Соловьев, М. М. Ресурсный потенциал и эффективность корпоративного управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 9−15.
  52. , С. К организации внутреннего правового поля крупной интегрированной корпорации // Российский экономический журнал. -2003.-№ 3.-С. 66.
  53. , И.Н. Менеджмент корпорации / И. Н. Иванов. М.: ИНФРА-М, 2004.- 189 с.
  54. Из американского опыта господдержки зарубежной инвестиционной деятельности корпораций // Российский экономический журнал. -2001.-№ 10. -С. 92−95.
  55. , О.В. О модернизации сферы высшего профессионального образования в России // Экономическая наука современной России. -2005.-№ 1(28). -С. 138−139.
  56. Итоги 2003 года: по материалам годового отчета // Нефтегазовая вертикаль. 2004. — № 12. — С. 56−84.
  57. , А.Б. О развитии системы корпоративного управления предприятием (на примере промышленного производства) // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 5. — С.3−13.
  58. , М. Кадровые технологии решают все // Управление персоналом. 2004.-№ 7. — С. 17−19.
  59. , Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ) / Т. В. Кашанина. М.: Норма-Инфра-М, 1999. -802 с.
  60. , М.В. Корпоративный тренинг инструмент развития менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 3. -С.59−72.
  61. , Г. Разорванный мир // Эксперт. 2003. — № 3. — С. 58.
  62. , А.А. Экономическое обоснование вариантов структуры управления строительным производством / А. А. Климов. М.: Стройиздат, 1985. — 128 с.
  63. , В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2000. — 512 с.
  64. , Б., Уокер, Г. Корпоративная сеть в Германии: реструктуризация или дезинтеграция? // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 4. — С. 64−70.
  65. Кодексы корпоративного управления российских компаний // Жур-налъ для акционеровъ. 2004. — № 4. — С. 21−28.
  66. , А.Г. Российские нефтегазовые компании на фоне крупнейших транснациональных компаний мира // ЭКО. 2005. — № 2. — С. 143−158.
  67. Корпоративное управление и экономический рост в России. Национальный доклад // Журналъ для акционеровъ. 2004. — № 6. — С. 1336.
  68. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества- пер. с англ. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996.-237 с.
  69. , И.В. О кодексе корпоративного поведения // Российский экономический журнал. 2003. — № 1. — С. 92−93.
  70. К организации внутреннего правового поля крупной интегрированной корпорации // РЭЖ. 2003.- № 3. — С. 90−94.
  71. , В.А. Интегрированные корпоративные структуры в нефтегазовом секторе: пройденный путь и необходимость перемен // Российский экономический журнал. 2004. — № 2. — С. 30−41.
  72. , В.В. Как провести эмиссию акций в акционерном обществе. Справочное пособие / В. В. Кудряшов. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 224 с.
  73. , В.И. Нужна активная организационная культура // ЭКО. -2003.-№ 7. с. 162−173.
  74. , К. Международный газовый рынок // Менеджмент-Академия. 2−12 октября 2001 г. Кассель: Изд-во фирмы «Wintershall» AG, 2001.- 15 с.
  75. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Гардарики, 1981.-210 с.
  76. , О.А. Корпоративное управление в экономике региона / О. А. Ломовцева. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2005. — 15 с.
  77. ЛУКОЙЛ: по материалам годового отчета // Нефтегазовая вертикаль. -2004.-№ 12.-С. 57.
  78. , Д.С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России: (Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г.). Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. — 72 с.
  79. , Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе / Р. Д. Лыоис. М.: Дело, 1999. — 439 с.
  80. , М.И., Курбатова, М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество // Управление персоналом. 2004. — № 12. -С. 8−44.
  81. , И.В. «ИТЕРА» дает новый импульс к развитию газовой отрасли // Нефтегазовая вертикаль. 2000. — № 6. — С. 38.
  82. , И.И. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие / И. И. Мазур и др. М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
  83. , Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы / Ч. Маккей. М.: АЛЬПИНА, 1998. — 332 с.
  84. , В.И. Акционерные общества. Защита интересов акционеров и наемного рабочего / В. И. Мамай. М.: Контур, 1998. — 79 с.
  85. , Ю.А. Правовое положение акционера в акционерном обществе / Ю. А. Метелева. М.: Статут, 1999. — 189 с.
  86. , Д.А. Теория компетентности субъектов предпринимательской деятельности / Д. А. Мещеряков. Воронеж, 2000.
  87. Миллер, А. XXI век век газа. Статус Газпрома — газовая компания номер один в мире // VIP. Международный журнал о лидерах для лидеров. 2003. Январь-февраль. — С. 23.
  88. , И. Мы смогли бы изменить традиционный взгляд на корпоративное обучение // Управление персоналом. 2004. — № 17. — С. 8−14.
  89. , С.П. Общество на паях / С. П. Мясоедов, Ю. И. Фединский. М.: Политиздат, 1991. — 159 с.
  90. , А. Революция корпораций // Экономические стратегии. -2004.-№ 7.-С. 18−22.
  91. Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности в России (Комментарий, законы и другие нормативные акты). М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1997. Вып. 2. — 83 с.
  92. Обеспечение прав инвесторов. Новейшие законодательные и нормативные акты. Комментарии и разъяснения специалистов. М.: Новый век, 1998. Вып. 7.-208 с.
  93. , А.С. Как организовать обучение руководителей? // Управление персоналом. 2004. — № 6. — С. 26.
  94. Н., Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / Н. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер- пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 421 с.
  95. , А.С. Как организовать обучение руководителей? // Управление персоналом. 2004. — № 6. — С. 26−27.
  96. , О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт // Российский экономический журнал. 2004. № 1. С. 52−58.
  97. , О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. 2004. — № 4. — С. 72−87.
  98. , О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт // Российский экономический журнал. 2004. — № 7. -С. 67−75.
  99. , О.В. Как улучшить регулирование деятельности российских корпораций средствами «рекомендательного права»? // Российский экономический журнал. 2003. — № 2. — С. 15−40.
  100. От корпоративного учебного центра группы компаний «Русьимпорт» к академии торгового и ресторанного бизнеса // Управление персоналом. 2004. — № 6. — С. 32.
  101. Отчет о работе с кадрами ОАО «Газпром» за 2003 год. М.: ИРЦ ОАО «Газпром», 2004. — 38 с.
  102. Оценка эффективности инвестиционных проектов / П. Л. Виленский и др. М.: Дело, 1998.-246 с.
  103. , А.П. Резерв кадров будущее отрасли // Газовая промышленность. — 1998. — № 2. — С. 26−27.
  104. , В.К., Токарева, Т.В. Резерв кадров для выдвижения на руководящие должности в ОАО «Газпром». 2004. — № 6. — С. 11−15.
  105. , Д. // Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: Инфра-М, 1998. — 228 с.
  106. , Л.И. Акции и биржевая игра. Оптимистические тенденции в оценке неизвестной прибыли / Л. И. Петражицкий. М.: Гермес, 1993.
  107. , Д. Тарифное регулирование трубопроводного транспорта // Нефтегазовая вертикаль. 2002. — № 3. — С. 39.
  108. , В.А. Главной стала функция развития персонала // Управление персоналом. 2002. — № 7. — С. 10−11.
  109. , С. ИТЕРА: итоги 2001 года // Нефтегазовая вертикаль. -2002,-№ 2.-С. 27.
  110. Положение о работе с резервом кадров для выдвижения и Постановление Правления РАО «Газпром» от 22.06.1998 г. № 96 «Об установлении требований к кандидату на замещение руководящей должности в администрации РАО „Газпром“ и его организациях».
  111. , Ю. Корпоративная этика содействует повышению социальных качеств предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2003. -№ 4. — С. 107−111.
  112. Предварительные итоги. Нефть и газ России, 2004 // Нефтегазовая вертикаль. 2005. — № 3. — С. 21.
  113. Психология и педагогика / под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольского, В.А. Сластенина- учебное пособие. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. — 585 с.
  114. Пятенко, С. В, Работа аудитора и консультанта / С. В. Пятенко. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.- 146 с.
  115. , А. Корпоративное управление: ограничения, противоречия и особенности регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 2. — С. 90−97.
  116. , В.Л. «Прикарманенные» корпорации: игра в фанты над бездыханным производством // ЭКО. 2004. — № 9. — С. 18−26.
  117. , В.Л. Как экономические интересы акционеров формируют корпоративное управление // ЭКО. 2004. — № 7.- С. 27−37.
  118. , Л. О концепциях и стратегиях социальной ответственности корпоративного бизнеса // Российский экономический журнал. -2004.-№ 11−12.-С. 119−122.
  119. , С., Корнеев, А. Ключ к благоденствию Газпрома // Фактор. -1998. -№ 11.-С. 42.
  120. РОСНЕФТЬ: по материалам годового отчета // Нефтегазовая вертикаль. 2004. — № 12.-С. 61.
  121. Роснефть: технология в масштабах России // http://www.rosneft.ru/company/dinamics.html.
  122. , В., Коноров, Ф. Истина где-то там, или аутсорсинг развития персонала // Управление персоналом. 2004. — № 15. — С. 16−17.
  123. , О. Внутрифирменное обучение. Повышение квалификации менеджеров производства // Управление персоналом. 2004. — № 19. -С. 24−49.
  124. С добычей. Предварительные итоги работы нефтегазового комплекса России в 2002 году // Нефтегазовая вертикаль. 2003. № 3. — С. 26−27.
  125. Семь нот менеджмента.- М.: ЗАО «Эксперт», 1997. 172 с.
  126. СИБНЕФТЬ: по материалам годового отчета // Нефтегазовая вертикаль. 2004. — № 12.-С. 65.
  127. , Д. Как стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и управлении / Д. Симмонс, У. Мэре. -М.: Сирин, 1997.-292 с.
  128. , JI. Поправка к годовому балансу России // Нефтегазовая вертикаль. 2002. — № 6. — С. 16−17.
  129. , Р. СОРОС. Жизнь, деятельность и деловые секреты величайшего в мире инвестора / Р. Слейтер. Харьков: Фолио, 1996. — 382 с.
  130. Советы директоров и их роль в стратегическом управлении корпорациями.- М.: ИНИОН РАН, 1995.
  131. Создание, реорганизация и ликвидация организаций. Практическое справочное пособие. М., 1997.
  132. , JI. М., Спенсер, С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы // www. hr-zone.net. 2004.
  133. Справочник директора предприятия. Изд. 2-е. — М.: Инфра-М, 1998. — 783 с.
  134. Становление новой экономической системы. Собственность. Корпо-рирование. Инвестиции // Российский экономический журнал. 2001. -№ 10. -С. 11−15.
  135. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А. Б. Идрисов и др. М.: Филинъ, 1997. — 265 с.
  136. Стратегия развития газовой промышленности / под ред. Р. И. Вяхирева, А. А. Макрова. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 372 с.
  137. , А.С. Основы менеджмента на коммерческой фирме / А. С. Старобинский. М.: Перспектива, 1994. — 196 с.
  138. , М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы) / М. К. Старовойтов. М.: Наука, 2001. — 311 с.
  139. Стратегия бизнеса: Стратегия и методы планирования. М.: Фин-пресс, 1998.- 192 с.
  140. Стратегия выхода предприятия на рынок ценных бумаг. Практическое руководство. М.: Экономика и жизнь, 1997. — 217 с.
  141. СУРГУТНЕФТЕГАЗ: по материалам годового отчета // Нефтегазовая вертикаль. 2004. — № 12. — С. 71.
  142. О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М.: СПАРК, 1996. — 111 с.
  143. Технологии управления персоналом в ОАО «Газпром». Справочное пособие / под ред. В. А. Дятлова. М.: ООО «ИРЦ «Газпром», 2004. -267 с.
  144. , Н., Левачева, Е. Как защитить организацию от недобросовестного работника // Управление персоналом. 2004. — № 18. — С. 56−57.
  145. , А. О концепции и стратегиях социальной ответственности корпоративного бизнеса // Российский экономический журнал. -2004.-№ 11−12.-С.45.
  146. , О.Ф. Информационные проблемы управления производством // ЭКО. 2004. — № 5. — С. 122−127.
  147. Уидцет, С., Холлифорд, С. Руководство по компетенциям // www. hr-zone.net. 2005.
  148. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе. -М.: Юристъ, 1999.-247 с.
  149. Управление персоналом / В. А. Дятлов и др. М.: ACADEMA, 2000. — 736 с.
  150. , И.И. Кризисы в компаниях. Причины, результаты, пути выхода и управление // ЭКО. 2003. — № 7. — С. 173−182.
  151. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
  152. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1997. — 567 с.
  153. Финансовый менеджмент. CARANA Corp. М.: Финансы и статистика, 1998.-432 с.
  154. , В.В. К рекрутам обращаются за качеством, за скоростью, а они складываются из таких моментов, как качество баз данных, качество реагирования // Управление персоналом. 2004. — № 8. — С. 1519.
  155. Фондовые рынки США и России. Становление и регулирование. -М.: Экономика, 1998. 220с.
  156. , М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики // ЭКО. 2003. — № 2.- С. 111−122.
  157. , Ч.Т. Бухгалтерский учет. Управленческий аспект / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. М.: Финансы и статистика, 1995. — 415 с.
  158. , Ч. Компетенция: что это такое и для чего это нужно? // www. hr-zone.net. 2005.
  159. , Г. Г. ЮНКТАД о роли транснациональных корпораций в повышении конкурентоспособности экспорта принимающих стран // Российский экономический журнал. 2003. — № 8. — С. 28.
  160. , Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров? / Е. В. Чиркова. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес, 1999. — 280 с.
  161. , В.И. Корпоративный менеджмент: опыт России и США / В. И. Шеин и др. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. — 280 с.
  162. , С. Профессиональное развитие // Управление персоналом. -2004.-№ 5.-С. 41−49.
  163. , С.В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. Изд. 3-е. — М.: Дело, ЛТД, 1998. — 243 с.
  164. , А. По высоким критериям // Журналъ для акционеровъ. -2004.-№ 5.-С. 4−8.
  165. , А.А. Российский газ в Центральной и Восточной Европе / А. А. Шкута. М.: Дело и сервис, 1999. — 185 с.
  166. , А. Внутрифирменное и межфирменное взаимодействие персонала в сетевой экономике // Управление персоналом. 2002. -№ 9.- С. 23−24.
  167. , Л.З. Принципы корпоративного управления, или как успешно работать с инвесторами // Бухгалтерский учет. 2000. — № 2. -С. 55−60.
  168. Шубенкова, Е.В. TQM: Организация внутрифирменного обучения персонала // Управление персоналом. 2004. — № 20. — С. 44−49.
  169. Becht, М., Bolton, P., Roell, A. Corporate Governance and Control // Constantinides G., Harris M., Stulz R., eds. Handbook of Economics of Finance. North-Holland, 2002.
  170. The Changing Corporate Governance Paradigm: Implications for Developing and Transition Economies: Annual World Bank Conference on Development Economics (1999).- Washington, 2000. P. 153−154.
  171. Coombers, P., Wong, S. Investor perspectives on Corporate Governance -a rapidly evolving story // Global Corporate Governance Guide 2004. Best Practice in the boardroom. Globe White Page Ltd, 2004. P. 28−33.
  172. CTFTO-Liquid Management Group (Vacancy ID#CTFT0.01). http:// www.ifc.org/careers/html/vacancies.html. 2004.
  173. Development of educational links and professional and higher education initiatives phase II (Delphi) // www. delphi-project.ru
  174. Fresina, A. The Three Prototypes of Corporate Universities // The Corporate University Review. 1997. Jan/Feb.
  175. IT Industry Expert, Internet Unit Vacancy ID#ICTTS2001. http:// www.ifc.org/careers/html/vacancies.html. 2004.
  176. La Porta, R., Lopez-de-Silanes, F., Shleifer, A., Vishny, R. Investor Protection and Corporate Governance, mimeo, 1998. P. 1−39.
  177. Young professional program // http/ www.worldbank.org. 2005.
  178. Wiedemann, D. Seminar Personalwesen. Methoden zur Steuerung des Parsonaleinsatzes / D. Wiedemann. Эссен: Издательство «Rurhgas» AG, 1995.
  179. What is Good Governance? // BizEd .- 2004. March/April. P. 34−36.182. www.shell.com/careers.183. www. tnk-bp.ru/company/2005.
  180. Объем экспорта и цены на газ, поставляемый в страны СНГ и Балтии в 2004 г.
  181. Страны потребители газа Объем поставок газа, млрд. м3 Средневзвешенная цена, долл./1000 м31. СНГ 47,12 50,871. Украина 34,341. Беларусь 10,211. Молдова 1,751. Казахстан 0,821. Балтия 5,35 83,521. Литва 2,931. Латвия 1,50*1. Эстония 0,901. Всего: 52,47
  182. С учетом продажи 0,3 млрд. м3 газа, хранимого в V нчукалнском ПХГ, АО «Латвияс газ».
  183. Примечание: В отчетном году в счет оплаты услуг по транзиту газа на Украину было направлено 84,9%, в Беларусь 14,8%, в Молдову — 45,7% общего объема поставок в указанные страны.
  184. Источник: Годовой отчет ОАО «Газпром», 2004. М.: ИРЦ «Газпром», 2005. С. 48.
  185. Совместные маркетинговые компании ОАО «Газпром»
  186. Страна-партнер Компания-партнер Название СП
  187. Австрия OMV GVX (Gas und Varenhandelshaus mbH)1. Финляндия Neste Gasum
  188. Франция Gaz de France Fragaz
  189. Германия Wintershall WINGAS1. WIEH
  190. Греция DEPA Prometheus Gas
  191. Венгрия MOL/Mineralimpex Panrusgas1. DKG East1. Италия SNAM Promgas1. Edison VOLTA1. Польша POGC Gaztrading1. POGC Europol
  192. Румыния Romgaz/WIEH Europol Gaz1. Словения Petrol Tagdem1. Турция GAMA Gama Gasprom
  193. Источник: Стратегия развития газовой промышленности / Под ред. Вяхирева Р. И., Макрова А. А. М.: Энергоатомиздат, 1997. С. 272- Шкута А. А. Российский газ в Центральной и Восточной Европе. М.: Дело и сервис, 1999.
  194. РУрекгойгазпром? Ямбурггаздобыча О Надымгазпром О Другие предприятия
  195. Рис. Добыча природного газа на предприятиях РАО «Газпром» в 19 921 998 гг.,%.
  196. Рис. Запасы газа в странах с экспортным потенциалом для европейского рынка.
  197. Источник: Материалы фирмы «Ruhrgas», разработанные для предоставления общественности. Эссен: Изд-во фирмы «Ruhrgas», 1996.
  198. Значение Минимальное Рациональное Сверх норм управляемости3 ¦зsк -N d’где: d удельный вес работников аппарата управления в % от общей численности работников- N — общее число подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления.
  199. ДЕЛОВАЯ ИГРА «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ"1. Аннотация
  200. В каждой подгруппе должно быть не более семи человек.
  201. Время итоговой конференции 45 минут. Наличие кодоскопа, кодос-лайдов или компьютерной презентации резко повысит результативность этого этапа. Целесообразно также уделить 10−20 минут на обсуждение разработанных проектов.
  202. При подведении итогов необходимо выделить победителей по отдельным критериям.
  203. Не рекомендуется перегружать раздаточный материал большим объемом теоретической информации, так как игра направлена не на проверку теоретических знаний, а на анализ участников по приведенным выше параметрам.1. Этапы игры1. й этап. Установка на игру.
  204. Каждая подгруппа команды осуществляет задания по соответствующей группе вопросов и проблем.3.й этап. Контрольный тест.
  205. Затем команды согласовывают результаты по подгруппам и выполняют задания итогового теста, который определяет корректность выполнения имизадания. Этот тест рекомендуется выполнять только генеральным директорам.4.й этап. Итоговая конференция.
  206. Генеральные директоры докладывают о результатах по управлению конфликтной ситуацией и отвечают на вопросы штаба игры (настоящих руководителей предприятия, на котором проводится игра) и членов других команд.5.й этап. Оглашение результатов игры.
  207. Игра завершается подведением итогов и награждением победителей. Решения основываются на оценке команд по разработанным автором параметрам.
  208. Раздаточный материал (бланки заданий), выдаваемый командам
  209. Вы, работники крупнейшей российской газовой компании, стали собственниками преуспевающей телевизионной компании, все телевизионные каналы которой отличаются высокими рейтингами по всей России и высокой прибыльностью.
  210. Именно эти семеро сейчас реально управляют телевизионной компанией.1. Этап 1
  211. Ваша задача сформировать новую корпоративную культуру, этику деловых отношений Вашего предприятия и посредством этого сделать компанию управляемой именно Вами, а не этими людьми.
  212. Для этого Вам следует: Задание подгруппе, А (под руководством заместителя генерального директора по кадрам и соииальному развитию, 3−5 человек)
  213. Проведите конкурсный отбор на замещение вакантной должности заместителя генерального директора по связям с общественностью
  214. Задание подгруппе В (под руководством генерального директора, 5−7 человек)
  215. Сформулировать новое название фирмы, ее миссию и логотип
  216. Задание подгруппе С (под руководством заместителя генерального директора по экономике, 5−7 человек)3. Выбрать стиль управления.
  217. Выберите стратегию и тактику Вашей деятельности.
  218. Внесите изменения в организационно-управленческую структуру фирмы, если в этом есть необходимость.
  219. Если Вам не нравится «кнут», возможно, Вы предпочтете «пряник»? Вы владеете 100% пакетом акций компании. Пытаясь добиться расположения работников Вашей телевизионной компании, предложите ли Вы им приобрести какую-то часть акций?
  220. Задание подгруппе D (под руководством исполняющего обязанности заместителя генерального директора по связям с общественностью, 5−7 человек)
  221. Сформулируйте положение нового делового стиля компании.
  222. Измените интерьер зала заседаний, в котором проходят совещания между собственниками предприятия и журналистами и принимаются основные решения в соответствии с новой корпоративной культурой.1. Этап 2
  223. Господа генеральные директоры выполните контрольный тест под руководством заместителя генерального директора по связям с общественностью.1. Этап 3
  224. Господа генеральные директоры, доложите о результатах Вашей работы на конференции
  225. Задание подгруппе, А (под руководством заместителя генерального директора по кадрам и социальному развитию, 3−5 человек)
  226. Проведите конкурсный отбор на замещение вакантной должности заместителя генерального директора по связям с общественностью
  227. При проведении собеседования пользуйтесь материалами приложения, но главное, оцените оригинальность и потенциальную результативность предлагаемого варианта решения проблемы.
  228. Задание подгруппе В (под руководством генерального директора, 5−7 человек)
  229. Сформулировать новое название фирмы, ее миссию и логотип
  230. Вы должны показать, что в жизни фирмы начался новый этап, и что отныне начинается отсчет времени новой корпоративной культуры, этики деловых отношений.
  231. Иногда знаменитые фирмы учитывают только один параметр.
  232. Образцы миссии знаменитых компаний.
  233. Всемирный Банк «Наша мечта-мир без нищеты».1.M- «Думать».
  234. Страховая компания: Allstate company «Вы в надежных руках».
  235. Citybank «Один банк — один мир».
  236. Торговая фирма «Покупатель» «Мы меняем мир, заботясь о нем».
  237. Газовая компания Washington Gas «Энергия + время».
  238. Энергетическая компания «Keyspan» «Мы добавляем больше энергии в вашу жизнь».
  239. Газовая компания «Phoenix» «Природная энергия для Северной Ирландии».
  240. Энергетическая компания EDISON «Работаем с природой для того, чтобы усилить нацию».
  241. Нефтяная компания «Vipoil» «Надежность, качество, комфорт»
  242. Энергетическая компания Con EDISON- «Ваш дом Ваш бизнес».
  243. ОАО «Газпром» «Тепло -людям, надежность — партнерам».
  244. Мы используем клинический опыт, применяем на благо пациентов современную технику и научные методы. Наши этические и профессиональные нормы требуют приложения всех наших усилий для достижения наилучших результатов.
  245. Нашим наиболее ценным капиталом являются люди. Мы обеспечиваем каждому служащему фирмы профессиональный рост и продвижение.
  246. Мы гордимся тем, что делаем и преданы нашей компании. Мы поощряем работу в командах и создаем благоприятную атмосферу для продуктивного сотрудничества во всех сферах. NovaCare компания, которая объединяет людей, разделяющих эти взгляды.
  247. Создайте логотип Вашей фирмы.
  248. Логотип, так же как миссия, является визитной карточкой фирмы. Он должен дать представление об основном виде деятельности фирмы. Создать впечатление о ее деловитости, компетентности, высоком профессионализме.
  249. Ознакомьтесь с логотипами международных газовых и нефтегазовых компаний.
Заполнить форму текущей работой