Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество В.С. Филимонова в литературном движении первой трети XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

10 В связя с рассмотрением литературного наследия В. С. Фшшмс нова прослеживается во многом на новом материале эволюция и трансформация русской ирои-комической, шутливой поэмы конца ХУШ — первой трети XIX века, исследуется малоизученна®вопрос о художественном влиянии на лиро-эпические жанры 20−30-х годов романа А. СЛушкина «Евгений Онегин» и комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Впервые… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЩЕНИЕ ШАВА ПЕРВАЯ. Формирование мировоззренческих и творческих позиций В. С. Филимонова в общественно-литературной жизни первой трети XIX века
  • ШАВА ВТОРАЯ. Поэмы В. С. Филимонова «Дурацкий колпак», «Обед», «Москва» в литературном контексте*
  • 1. Традиции ирои-комической поэмы в первой четверти XIX века (В.И.Майков, М. Д. Чулков, Н. П. Осипов, А. Котельницкий, И. Н. Наумов, Е. П. Люценко, В.Д.Душкин) и поэма B.C. Филимонова «Дурацкий колпак»
  • 2. «Дурацкий колпак» В. С. Филимонова в ряду литературных спутников «Евгения Онегина» А.С.Пушкина
  • 3. Поэмы В. С. Филимонова «Дурацкий колпак», «Обед», «Москва*
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Литературная газета «Бабочка» (18 291 831) и газетная периодика первой трети XIX века

Творчество В.С. Филимонова в литературном движении первой трети XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Владимира Сергеевича Филимонова (1787 — 1858) представляет собой интересную страницу в общественно-литературной жизни первой трети XIX века. Своей активной литературной и издательской деятельностью B.C. Филимонов сыграл определенную роль в развитии русской литературы и передовой эстетической мысли, находясь в лагере писателей, объединившихся в 20−30-е годы XIX века вокруг A.C. Пушкина, который в послании «B.C. Филимонову при получении поэмы его «Дурацкий колпак* (1828) высоко оценил автора:

Вам музы, милые старушки, Колпак связали в добрый час, И, прицепив к нему гремушки, Сам Феб надел его на вас. Хотелось, в том же мне уборе Пред вами нынче щегольнуть И в откровенном разговоре, Как вы, на многое взглянуть — Но старый мой колпак изношен, Хоть и любил его поэт — Он поневоле мной заброшен: Не в моде нынче красный цвет. Итак, в знак мирного привета Снимая шляпу, бью челом, Узнав философа-поэта Под осторожным колпаком*.

I. Пушкин. Полн. собр. соч., т. Ш, кн. I. — М. — Л.: Изд-во Ж СССР, 1948, с. 99.

О творчестве B.C. Филимонова положительно отзывались его соТ 2 Я временники A.A. Бестужев, В. А. Щуковский, И. И. Дмитриев, П.А. Вяземский^, В. Г. Белинский, видевший в поэзии B.C. Филимонова «много истинного чувства, игры ума» и «сердечной иронии», ценивший его ори> гинальность и остроумие, верность поэтического изображения, а также «легкий, плавный, бойкий стих». К творческому наследию B.C. Филимонова, привлекавшему внимание современников, не утрачен интерес и в наше время, так как оно имеет свое определенное историко-литературное и эстетическое значение^.

Актуальность исследования, 1>усская литература первой трети.

XIX века, основательно изученная в ее вершинных проявлениях, нуждается в исследовании творчества писателей менее значительных, что бесспорно обогатит научную картину историко-литературного процесса того времени, откроет в нем новые художественные явления, выявит неизвестные ранее тенденции и взаимовлияния. В связи с этим вполне закономерен исследовательский интерес к творчеству B.C. Филимонова. Литературно-общественная деятельность B.C. Филимонова,. интересная сама по себе, приобретает значение для науки еще и потому, что дает возможность уяснить многие стороны литературной и общественной жизни эпохи, а рассмотренная в соотношении с основными тенденциями и исканиями русской литературы первой трети прошлого века, поможет еще в большей степени понять сложность.

1. Полярная звезда, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. -М. -Л.: Изд-во АН ССОР, I96U, с. 24.

2. Филимонов B.C. Проза и стихи. Ч. I, П.-М., 1822, с. 125.

3. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, рукописный отдел, on. I, ед. хр. 1046.

4. Русский архив, 1866, стб. 1716.

5. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. т. Ш — М.: Изд-во АН СССР, 1953, с. 35.

6. См. публикацию первой части «Дурацкого колпака» B.C. Филимонова в сборнике «Поэты 1820−1830-х годов». — Л.: Сов. писатель, и многоаспектность процесса становления в ней реалистических тенденций. Конкретно-исторический анализ творчества B.C. Филимонова способствует раскрытию разнообразия форм реалистического освоения действительности уже в самом начале зарождения русского реализма. Продолжает оставаться актуальной для современной литературоведческой науки не только задача углубленного исследования развития русской литературы в целом, но и отдельных ее жанров. В данном случае главным образом прослеживается эволюция и трансформация жанра поэмы под воздействием основных тенденций литературного развития, выясняется значение в этом процессе поэм В. С. Филимонова, представляющих наиболее ценную часть его творчества. Научная значимость работы определяется и отсутствием специального исследования, рассматривающего в целостном единстве литературную, общественную и издательскую деятельность B.C. Филимонова. Интерес к творчеству B.C. Филимонова был проявлен современной писателю критикой уже после выхода в свет первого сборника его произведений «Проза и стихи» (1822), а затем значительно усилился с публикацией поэмы «Дурацкий колпак» (1828 — 1838) и других произведений. Отзывы, рецензии, обнаруженные нами в журналах, альманахах т и газетах того времени, говорят о большом внимании критики к.

Ленингр. отд-ие, 1972, с. 137−152.

I. Сын отечества, 1822, № 52, с. 278- Благонамеренный, 1822, № 22, с. 348: Полярная звезда на 1823 год — Северные цветы на 1829 год — СПб, 1828, с. 51- Литературные прибавления к вескому инвалиду, 1838, № 31 — Северная пчела, 1829, № 2, 3 — Бабочка, 1829, Ж 5 — Московский вестник, 1828, ч. УШ. $ 8, с. 435−436: Московский телеграф, 1828, ч. XX, № б, с. 240−244- 1829, ч. ХХУ, № I, с. 97−98- Славянин, 1829, ч. IX, с. 348−350- Библиотека для чтения, 1838, т. 28, отд. У, с. 9: Современник, 1845, т. 37, с. 254- Отечественные записки, 1845, т. 40, отд. У1, с. 15. многообразному творчеству B.C. Филимонова и отличаются прежде всего меткостью замечаний и суждений об отдельных сторонах его дарования.

Год смерти B.C. Филимонова (1858) отмечен появлением журнальных статей, посвященных его памяти. Их непреходящая ценность заключается в том, что они были написаны лицами, знавшими писателя (статья в «Современнике» * принадлежит перу И.И. Панаева), и содержали ценные сведения биографического и библиографического характера. В них уже обращалось внимание на необходимость историко-литературного осмысления наследия B.C. Филимонова: «Для русской литературы прошла пора равнодушия и пренебрежения к ее деятелям. Мы убеждены, что критика обратит внимание на замечательную личность Филимонова и труды не первоклассного, но замечательного по р дарованию писателя не будут забыты.

С 70-х годов XIX века до начала XX века имя B.C. Филимонова 3 встречается главным образом в энциклопедических изданиях, содержащих важные сведения о жизни и творчестве писателя, но иногда допускающих в определении объема его литературного наследия неко4 торые неточности .

1. Современник, 1858, № 9, с. II0-II2.

2. Иллюстрация, 1858, № 32, с. 103.

3. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Санкт-Петербургского университета И.Н. ьерезиным. Т. Ш — СПБ, 1878, с. 208- веский биографический словарь. Т. 21. — СПБ, 1901, с. 110- Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 43, с. 488- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. ХХУ А. — СПб, 1902, с. 746, 747.

4. Быков П. В., автор статьи в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, называет B.C. Филимонова драматургом — Венгеров С. А. в примечаниях к полному собранию сочинений.

В.Г. Белинского (т. IT — СПб, 1901, с. 505−508- ошибочно приписывает B.C. Филимонову авторство ряда драматических произведений («Билет ЗГ класса лотереи», «Круговая порука», «Князь сере.

В начале X X века большую роль в популяризации поэм B.C. Филимонова «Дурацкий колпак», «Обед» сыграла книга И. Н. Розанова «веская лирика» *. Однако в его работе творчество поэта, как и в статьях, помещенных в энциклопедических изданиях, рассматривалось вне его общественно-политических и философских воззрений и вне историко-литературного процесса.

Особый этап в исследовании многогранного наследия B.C. Филимонова бесспорно связан с успехами и достижениями советского литературоведения .

В 1953 году В. Н. Орлов делает первую попытку определить место B.C. Филимонова в развитии поэзии 20−30-х годов XIX в. Однако утверждение В. Н. Орлова, что поэт «по своим литературным вкусам и симпатиям. был классиком и чуждался новой романтической „2 моды“, не подтверждается конкретно-историческим анализом творчества писателя. Вызывает возражение и мысль, что B.C. Филимонов бряный», «Три рода воспитания»). Нами установлено, что эти про-изведения^прин|^лежат перу драматурга Николая Ивановича Филимо.

1. Розанов И. Н.Русская лирика: От поэзии безличной к исповеди сердца.^Историко-литщатурные очерки. Т. I, — М.: Изд-во.

2. История русской литературы. Т. 1У. — М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1953, с. 490. Можно предположить, что это утверждение вызвано популярностью B.C. Филимонова как переводчика од Горация. Наш обнаружено письмо И. И. Дмитриева к B.C. Филимонову XI7 апреля 1828 года), свидетельствующее об изменении отношения к писателю после появления его поэмы «Дурацкий колпак»: «Я с большим удовольствием прочитал счастливое произведение Вашей музы: оно дышит игривостью, тонкой иронией и прелестью поэзии. Оставьте Горация и пользуйтесь впредь Вашим капиталом. Искренне желаю, чтобы Вы сдержали свое слово и вплели еще несколько цветков в Ваш венок, который по скромности Вашей угодно было Вам назвать» Колпаком" (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Ш СССР, рукописный отдел, on. I, ед. хр. 1046). в литературе «особняком держался». Как будет показано далее в диссертации, общественно-литературная деятельность писателя теснейшим образом связана с эпохой, с общественно-политическим и литературным развитием того времени.

В последние десятилетия опубликованы работы Д. Д. Благого, В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсона, Ю. В. Манна, А. И. Станько, котоьолтое рые имеют/значение в осмыслении отдельных конкретных вопросов.

I 2 жизни и творчества B.C. Филимонова.

Цель исследования — проследить путь становления B.C. Филимонова как писателя, истоки и логику формирования его мировоззрения, раскрыть идейно-художественное своеобразие творчества, определить роль B.C. Филимонова в развитии реалистических тенденций в литературе первой трети XIX века.

Задачи исследования определяются малой изученностью творчества B.C. Филимонова и заключаются в следующем:

— на основании изучения опубликованных произведений B.C. Филимонова и материалов, хранящихся в Центральных государственных исторических архивах Москвы и Ленинграда, более полно исследовать общественно-политические взгляды писателя, имевшие много общего с декабристскими идеями 20-х годов и сунгуровскими — 30-х годов;

— дать историко-литературный анализ многогранного творчества B.C. Филимонова, выявить самобытность его поэтического дарования ;

1. Сообщение Ю. Б. Неводова «Секретное дознание о B.C. Филимонове» (К истории распространения литературно-политических документов декабристов после 1825 года). — В кн.: Литературное наследство. Т. 60, кн. I. — М.: изд-во АН СССР, 1956, с. ЧМ-582.

2. Благой Д. Д. Творческий путь A.C. Пушкина (1826−1830).-М.: Советский писатель, 1967 — см. главу «На берег выброшен гро.

— раскрыть идейное и художественное своеобразие его лиро-эпического наследия на широком историко-литературном фоне в те нейшей взаимосвязи с произведениягли поэтов и писателей той поры;

— соотнося творчество В. С. Филимонова с крупнейшими произведениями 20-х годов, ответить на вопрос, замыкался ли процесс становления русского реализма рамками творчества А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова или представлял собой более широкое явление;

— детально проанализировать направленность издаваемой В. С Филимоновым литературной газеты «Бабочка» с цгмыа выявления социальных и эстетических позиций писателя, а также определения роли «Бабочки» в литературной и общественной борьбе конца 20- начала 30-х годов XIX в. и становлений русской газетной периодики.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые литературное наследие В. С. Филимонова исследуется целенаправлен, но и в тесной связи с его общественными, политическими и эстетическими взглядами. Такой целостный подход представляется особенно важным, так как позволяет сделать новые выводы о широком положительном влиянии передовых идей эпохи на судьбы мал изученных писателей и поэтов. Впервые предпринимается попытка связать литературное наследие В. С'.Филимонова с важнейшими историко-литературными аспектами художественного процесса первой трети XIX века, тем самым в работе решается вопрос о месте писателя в истории русской литературы. зого", с.169- Вацуро В. Э. Гиллельсон М.И. Сквозь" умственные плотины". -М.: Книга, 1972 — см. главу «Не родившиеся на свет», с.193−196- Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М.: Наука, 1976 — см. главу'" Ироническая обработка и преодоление «романтического конфликта», с.344−350- Станько А. И. Русские газеты первой половины XIX века. Ростов-на-Дону, 1969, с.30−31, 41−51.

— 10 В связя с рассмотрением литературного наследия В. С. Фшшмс нова прослеживается во многом на новом материале эволюция и трансформация русской ирои-комической, шутливой поэмы конца ХУШ — первой трети XIX века, исследуется малоизученна®вопрос о художественном влиянии на лиро-эпические жанры 20−30-х годов романа А. СЛушкина «Евгений Онегин» и комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Впервые детально и всесторонне исследуется. издававшаяся В. С. Филимоновым литературная газета «Бабочка» (1829−1831), выясняется ее роль в: творчестве писателя и в эволюции русской прогрессивной периодики, тем самым даются новые сведения об общественно-литературной борьбе первой трети XIX века.

Осмысливаются высказывания современников о творчестве В. С. Филимонова, уточняется объем его наследия.

Материалом для исследования дослужили опубликованные художественные произведения, теоретические, философские труды В. С. Филимонова, материалы, помещаемые в издававшейся им газет" «Бабочка», а также критические отзывы, рецензии, статьи, появившиеся в журналах, альманахах и газетах XIX века. Использованы материалы Центрального государственного исторического архива СССР в г. Москве, Центрального государственного исторического архива СССР в г Ленинграде, Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (рукописный фонд), Государственно' го архива Рязанской области,'труды советских ученых, освещающие основные проблемы литературного процесса пушкинской эпохи Теоретической и методологической основой работы являются принципы марксистско-ленинской эстетики и литературоведения, труды классиков марксизма-ленинизма, работы по истории развития общественно-политической и философской мысли в России, теоретиче кое наследие русских революционеров-демократов, академические исследования по истории русской литературы, монографии по творчеству поэтов и писателей первой трети XIX века.

Структура и материал диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается тема, дается обзор критической литературы, определяется аспект исследования, актуальность и новизна работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой