Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка институциональных форм и эффективных структур управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте в условиях переходной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Йнновационная политика компании тесно связана с инвестиционной деятельностью. В настоящее время в ОАО «РЖД» идет процесс совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности за счет перехода на проектный принцип планирования. Выделяются крупные инфраструктурные проекты с более высокими показателями экономической эффективности, которые включаются в инвестиционную программу в полном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
    • 1. 1. Современные подходы к классификации инноваций в экономических системах
    • 1. 2. Экономическая сущность инновационного процесса в сфере материального производства
    • 1. 3. Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью
    • 1. 4. Особенности государственной политики по управлению инновационной деятельностью на российском железнодорожном транспорте
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
    • 2. 1. Современные тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта России
    • 2. 2. Методические подходы к вертикальному разделению железнодорожной отрасли и инновационному обеспечению этих процессов
    • 2. 3. Модель вертикальной интеграции железнодорожной отрасли и варианты ее реализации в зарубежных странах
  • Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
    • 3. 1. Стратегические направления повышения эффективности структур управления инновационной деятельностью ОАО «РЖД»
    • 3. 2. Инвестиционные механизмы обеспечения инновационной деятельности
  • ОАО «РЖД»

Разработка институциональных форм и эффективных структур управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте в условиях переходной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реализуемая в настоящее время структурная реформа железнодорожного транспорта в России является частью общего непрерывного процесса развития транспортной системы страны и имеет следующие цели: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развитияформирование единой гармоничной транспортной системы страныснижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортомудовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Для достижения поставленных целей структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимы радикальные преобразования существующих институциональных форм и структур управления инновационной деятельностью на всех предприятиях железнодорожного транспорта. Следует признать, что развитие новых организационных форм является приоритетным направлением деятельности компании ОАО «РЖД», которое включает: переход к организации работы железнодорожного транспорта по видам деятельности с дальнейшим их выделением в дочерние зависимые общества (ДЗО) или независимые обществасоздание ДЗО на основе объединения активов и капиталов с институциональными инвесторамиобособление видов деятельности с передачей их на аутсорсингсоздание интермодальных компаний для координации транзитных, контейнерных перевозоквнедрение системы раздельного учета доходов и затрат от различных видов деятельностивыделение центров ответственности бюджетного управления по видам деятельности и функциональным структурам.

Однако успешность этих процессов сдерживается отсутствием достаточного объема методических разработок в области управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте.

Недостаточная изученность и степень разработанности данной проблематики, а именно теоретических и методических аспектов инновационной деятельности на железнодорожном транспорте, практических ^ мероприятий по осуществлению инновационной и инвестиционной политики на железнодорожном транспорте обусловили актуальность и выбор диссертационной темы исследования автором.

Краткий обзор литературы. Значительный вклад в развитие методологии и практики управления инновациями и инновационной | деятельностью внесли: Алдошин С. В., Бортник И. М., Вальстейн С., Голиченко.

О.Г., Гольдштейн Г. Я., Дежина И. Г., Задорожный В. М., Иванов В. В., Иванова Н. И., Зинов В. Г., Коэн У., Кулакин Г. К., Маете П., Меткальф С., Миндели Л. Э., Нельсон Р., Письмак В., Радосевиц С., Салтыков Б. Г., Смит К., Стоукс Д., Чаусова JI.C., Черевикина М. Ю., Шевченко Д. К., Шумпетер Й.

Проблемами реформирования железнодорожной отрасли и ее состояния занимались такие ученые и практики, как Аксенов И. Я., Аненков В. В., Бандман М. К., Баритко A. JL, Белов И. В., Берндт Т., Букин И. В., Вольфсон A. JL, ^ Головачев A.A., Гуриев С., Зайцев A.A., Ильин И. П., Лапидус Б. М., Михальцев.

Е.В., Мишарин A.C., Николаев Н. И., Новиков А. И., Питтман Р., Чичагов П. К., Шевяхова Е.

Вопросы ускорения научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте и повышения эффективности его функционирования нашли отражение в работах Бубновой Г. В., Винокура Л. Б., Галабурды В. Г., Гурьяновой С. Р., Забоева А. И, Ковшовой М. М., Лапидуса Б. М, Леонтьева Р. Г., Мазо Л. А., Мачерета Д. А., Персианова В. А., Ренне Л. А, Самсонова Н. Ф., Стрельника A.A., Хмеля В. А, Чернигиной И.А.

В области прикладных исследований инвестиционных механизмов и их форм большой интерес представляют работы Бауэра P.A., Барчукова В. А,.

Варнавского В.Г., Леонтьева Р. Г., Постникова С. Б, Сильвестрова С. Н., Стрельника В.А.

Объектом исследования являются системы управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте России.

Предметом исследования являются методические проблемы развития институциональных форм и структур управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте России.

Цель исследования — разработка методических основ совершенствования институциональных форм и структур управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте.

Для достижения этой цели в диссертации потребовалось решить следующие задачи:

— охарактеризовать тенденции развития и формы осуществления инновационной деятельности;

— исследовать основы теории и практики развития инновационной деятельности на железнодорожном транспорте РФ во время структурной реформы железнодорожного транспорта;

— провести анализ используемых институциональных форм и структур управления для развития инновационной деятельности на железнодорожном транспорте и установить их влияние на конкурентоспособность и прибыльность работы железнодорожной отрасли;

— определить пути и перспективы дальнейшего совершенствования работы железнодорожной отрасли;

— изучить механизмы по привлечению инвестиций в отрасль.

Методы исследования. В процессе исследования использовались общие и специальные методы научного познания, такие как анализ, синтез, экспертные оценки, методы наблюдения, сравнения, методы экономического анализа, системно-структурный анализ.

Методологическую основу исследования составили положения инновационного и финансового менеджмента, теории управления отраслевыми комплексами и теории экономики предприятия. Диссертационная работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями».

Информационной базой исследования послужили труды фундаментального и прикладного значения отечественных и зарубежных ученых в области развития и управления инновационной деятельностью. В работе широко использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, программы и стратегии развития отрасли, нормативные документы, регламентирующие деятельность ОАО «РЖД», а также материалы российской и зарубежной периодической печати, сети Интернет по указанной проблематике. В исследовании использованы статистические и отчетные материалы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД».

В результате выполненного исследования получены следующие результаты:

— сделано обобщение опыта развитых стран и стран с переходной экономикой по управлению инновационными процессами в сфере материального производства;

— выявлена трансформация систем государственного регулирования инновационной деятельностью на российском железнодорожном транспорте в период рыночных реформ;

— обоснованы и систематизированы проблемы инновационного обеспечения развития железнодорожного транспорта России в переходный период;

— исследованы методические подходы к вертикальному разделению и вертикальной интеграции железнодорожной отрасли в зарубежных странах;

— предложен комплекс методических рекомендаций по совершенствованию институциональных форм и структур управления инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте.

— разработано методическое обеспечение для организации финансирования инновационной деятельности на железнодорожном транспорте.

Достоверность полученных результатов диссертационной работы основывается на изучении реальных инновационных процессов в железнодорожной отрасливозможности использования результатов в учебном процессе и научно-исследовательской работе вузаапробации результатов исследования на международном, общероссийском и региональном уровнях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— предложен методический подход к формированию эффективных структур управления инновационной деятельностью на предприятии железнодорожного транспорта;

— предложены принципы и условия организации государственно-частного партнерства при реализации инновационной стратегии железнодорожных предприятий.

Теоретическая значимость исследований заключается в разработке научно обоснованного подхода к управлению инновационной деятельностью на железнодорожном транспорте, в том числе разработке теоретических и методических положений по организации системы формирования и реализации инновационных процессов на предприятиях железнодорожного транспорта.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности их использования для планирования и управления инновационной деятельностью на предприятиях железнодорожной отрасли.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин, связанных с инновационным менеджментом и организацией железнодорожного транспорта и его экономической эффективностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях: Вторая региональная школа-семинар молодых ученых, аспирантов и студентов «Анализ современного состояния и перспективы развития регионов Дальнего.

Востока" (Биробиджан, 2003) — VI международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона» (Владивосток, 2004) — 5-я Международная конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2004) — VII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Владивосток, 2005) — 3-я Международно-практическая конференция «Динамика научных исследований «2004» (Украина, Днепропетровск, 2004) — 1-й Международный форум (6-я Международная Конференция) молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2005) — 2-я научно-практическая конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» (Днепропетровск, 2005) — II Международная научно-практическая конференция «Образование и наука без границ"-2005» (Днепропетровск, 2005) — II Международная научно-практическая конференция «Современные научные достижения-2006» (Днепропетровск, 2006) — VIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Владивосток, 2006) — международная научная конференция «Российский Дальний Восток: тенденции пространственных социально-экономических трансформаций и перспективы международного сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии» (Владивосток, 2006).

Выводы по главе:

Инновационная политика является мощным рычагом для стимулирования и ускорения социально-экономического развития государства и роста конкурентоспособности всех отраслей промышленности.

Компания ОАО «РЖД» определила инновационный аспект как важнейшее условие для повышения конкурентоспособности на российском и международном рынках транспортных услуг. Реализация инновационной стратегии компании позволит повысить производственно-экономическую эффективность железнодорожного транспорта, усилить его социальную значимость и обеспечить высокое качество транспортных услуг.

Среди нескольких инновационных направлений одним из самых актуальных является развитие новых организационных форм. При этом наиболее значимыми являются:

1. Переход к организации работы железнодорожного транспорта по видам деятельности с дальнейшим их выделением в ДЗО или независимые общества.

2. Обособление видов деятельности с передачей их на аутсорсинг.

3. Создание интермодальных компаний для координации транзитных, контейнерных перевозок.

4. Внедрение системы раздельного учета доходов и затрат от различных видов деятельности.

Важнейшим стимулом для развития инноваций на транспорте служат также развитие конкуренции и постепенное дерегулирование тарифов в конкурентных сферах перевозок.

Йнновационная политика компании тесно связана с инвестиционной деятельностью. В настоящее время в ОАО «РЖД» идет процесс совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности за счет перехода на проектный принцип планирования. Выделяются крупные инфраструктурные проекты с более высокими показателями экономической эффективности, которые включаются в инвестиционную программу в полном объеме до конца срока их реализации. Преимуществом данного подхода является точная взаимосвязь достигаемых показателей и объемов финансирования. Кроме того, проектное финансирование должно обеспечить прозрачный контроль на каждом этапе реализации проекта.

Опыт реализации проектов показывает, что традиционные формы государственной поддержки в рамках федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы не позволяют получить максимальный эффект от вложения средств, а потому ограничивают возможности взаимодействия с частным инвестором. В том числе, существующая система бюджетного инвестирования не позволяет обеспечить I гибкий график использования средств в течение года, накапливать не использованные в течение года средства, не дает перспектив стабильного многолетнего финансирования проектов и использования сразу нескольких инструментов государственной поддержки.

Один из путей решения проблемы — хозяйственное партнерство государства и частного бизнеса, позволяющее привлечь дополнительные инвестиции в государственный сектор экономики.

Проекты государственно-частного партнерства широко используются за рубежом, их позитивные результаты связаны с более низкими затратами на инвестиции и с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Одной из форм государственно-частного партнерства являются концессии, которые применяются за рубежом в настоящее время и применялись в России во второй половины XIX века и период нэпа.

По нашему мнению, концессии в условиях движения от плановой экономики к рыночной представляют собой один из способов преодоления противоречий между свободным рынком и прямым государственным управлением. Они позволяют плавно, без резких изменений в отношениях собственности, перейти к партнерству государства с частным сектором, привлекать в страну иностранный капитал и при этом не терять суверенитета над своей территорией, сохраняя контроль над концессионерами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Инновации являются движущей силой роста конкурентоспособности всех отраслей промышленности и поэтому их роль крайне важна для России, которая в ближайшие годы должна сохранить высокие темпы экономического роста для роста ВВП и структурной перестройки экономики в целях снижения зависимости от сырьевого экспорта и импорта инвестиционных товаров и высоких технологий.

При отдельных положительных изменениях, происходящих в последнее время в области инноваций в России, существует немало проблем, требующих неотложного решения.

По нашему мнению, целью российской инновационной политики должно стать создание эффективных механизмов использования отечественного инновационного потенциала, а также привлечение современных иностранных технологий, которые в сочетании с российскими природными ресурсами, человеческим и научно-техническим потенциалом способны повысить общую конкурентоспособность страны. Условием такого развития должны стать, во-первых, выделение нескольких основных точек роста среди конкурентоспособных российских высокотехнологичных отраслей, во-вторых — глубокая интеграция ТНК в отечественную экономику.

Думается, что, используя опыт развитых стран можно создать адаптированную к развивающейся российской экономике систему государственной поддержки и правоотношений всех участников инновационного процесса.

Анализ международного опыта показывает, что государственное участие в активизации инновационной деятельности является ключевым.

В работе рассмотрена инновационная деятельность на железнодорожном транспорте в ходе государственной структурной реформы транспортной отрасли. Для этого проанализирован международный опыт по реформированию железных дорог и рассмотрена ситуация в российской железнодорожной отрасли в ходе реализации структурной реформы.

Анализ международного опыта в сфере реформирования железнодорожной отрасли показывает, что прошедшие три десятилетия характеризуются разрушением монопольных позиций государственных национальных железных дорог, превалировавших ранее почти везде, кроме Северной Америки. Давление со стороны глобализированных транспортных рынков побуждает правительства разных стран к поиску новых структурных форм, которые позволят железным дорогам сохранить конкурентоспособность без существенных субсидий.

Опыт ряда успешно проведенных реформ в железнодорожной отрасли за рубежом позволяет сформулировать четыре инновационных положения:

1. Выведение железнодорожного транспорта из сферы прямого государственного управления. Универсальным аспектом реформ является отделение функций эксплуатационных и коммерческих от социальных и политических, реализуемых правительством. Обычно это реализуется путем создания железнодорожной корпорации в рамках коммерческого права с сохранением политической и регулирующей функций за министерствами.

2. Управление по видам перевозок. Железные дороги обслуживают по меньшей мере три различных сегмента рынка: перевозок грузов и пассажиров в междугородных и пригородных/региональных сообщениях, которые имеют настолько разные характеристики спроса, аспекты конкуренции, регулирования, субсидирования и политические, что единые методы менеджмента не пригодны для получения нужных результатов. Принцип управления по видам перевозок (Line-of-Business, LoB) появился в пассажирских компаниях США (Amtrak) и Канады (VIA) и администрациях пригородных перевозок с государственным или местным управлением.

Большинство концессий в Латинской Америке были разделены между грузовыми и пассажирскими перевозками с минимальным их пересечением. Японская модель разделения пассажирских и грузовой компаний имеет эквиваленты в Великобритании, Швеции и Австралии, но все еще без внутривидовой конкуренции (хотя в Японии имеет место конкуренция между пассажирскими компаниями на параллельных маршрутах в крупных конурбациях. Директивы ЕС также ориентированы в этом направлении.

3. Вертикальное разделение. В настоящее время имеются три подхода: интегрированная система, собственник/пользователь и разделение функций.

Вертикальное разделение порождает ряд специфических вопросов, в частности относительно распределения расходов между операторами и распорядителем инфраструктуры, координации, организации безопасной эксплуатации при многих пользователях и необходимости определения такой платы за пользование, которая обеспечит желаемый доход, не влияя серьезно на спрос в целом или на определенные группы пользователей.

4. Привлечение частного сектора. Частный сектор может и должен выполнять проекты по строительству новых железных дорог с последующей их эксплуатацией (такой опыт имеется во многих странах ЕС и Китае). В Северной Америке и Японии успешно действуют крупные грузовые и пассажирские частные железные дороги. В Латинской Америке концессионирование позволило сократить расходы правительства и снизить тарифы при росте спроса и производительности.

Привлечение частного сектора имеет особую ценность, когда существующая железная дорога неэффективна, высокозатратна, не реагирует на рыночные факторы (обычно имеют место все три фактора). Также оно сулит выгоды, когда очевидна необходимость выделения коммерчески эффективных видов деятельности или когда по крайней мере некоторые службы железной дороги вынуждено конкурируют с другими видами транспорта. Если же действующая под государственным началом и надлежащим управлением железная дорога эффективно конкурирует с другими секторами рынка транспортных услуг, тогда выгоды привлечения частного капитала становятся менее очевидными.

В России бедственное положение железнодорожной отрасли РФ после распада СССР вызвало необходимость проведения структурной реформы, которая началась в 1996 году. В рамках реформы были приняты основополагающие документы, такие как Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 годы)», Транспортная Стратегия Российской Федерации до 2020 года, Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

Утвержденная Правительством РФ Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте в основном следует европейской модели реформирования железных дорог и предполагает вертикальное разделение инфраструктуры и перевозок, хотя и по структуре отрасли, и по целям реформы ситуация в России существенно отличается от европейской.

В то же время опыт стран, в полной мере реализовавших модель вертикального разделения (Великобритания и Швеция) показывает, то эта модель не помогает решить ключевые проблемы российских железных дорог: создание конкуренции и стимулов для инвестиций. Поэтому более актуальным для России представляется инновационный опыт стран Северной и Латинской Америки, где реализована модель конкуренции между вертикально-интегрированными компаниями. Железнодорожный транспорт США, Канады, Мексики, Аргентины, Бразилии во многом похож на российский по структуре перевозок, по среднему расстоянию перевозок и по основным перевозимым товарам.

В стратегии развития ОАО «РЖД» инновационный аспект определен как важнейшее условие для повышения конкурентоспособности на российском и международном рынках транспортных услуг. Реализация инновационной стратегии компании позволит повысить производственно-экономическую эффективность железнодорожного транспорта, усилить его социальную значимость и обеспечить высокое качество транспортных услуг.

Среди нескольких инновационных направлений одним из самых актуальных является развитие новых и нституционалдьных форм. При этом наиболее значимыми являются:

1. Переход к организации работы железнодорожного транспорта по видам деятельности с дальнейшим их выделением в ДЗО или независимые общества. Советом директоров ОАО «РЖД» в течение 2004;2005 годов были одобрены 9 из 10 рассмотренных концепций реформирования ОАО «РЖД» в таких сферах деятельности как производство и ремонт путевой техникипроизводство средств железнодорожной информатики и телемеханики, капитальный ремонт грузовых вагонов и производства запасных частей для нихкапитальное строительство и проектно-изыскательские работынаучно-исследовательская и проектно-конструкторская деятельностьспециализированные грузовые перевозки на базе имущества «Трансконтейнер» филиала ОАО «РЖД" — специализированные перевозки грузов в изотермическом подвижном составе на базе имущества «Рефсервис».

2. Обособление видов деятельности с передачей их на аутсорсинг. Основной эффект аутсорсинга создается за счет того, что специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей процессов или функций. Неоспоримым преимуществом аутсорсинга является отсутствие объемных долгосрочных инвестиций. Аутсорсинг представляет собой удачный способ вывода непрофильных функций и процессов, что повышает прозрачность железнодорожной отрасли в целом и отдельных ее хозяйствующих субъектов.

3. Создание интермодальных компаний для координации транзитных, контейнерных перевозок.

4. Внедрение системы раздельного учета доходов и затрат от различных видов деятельности. Начиная с годовой отчетности за 2004 г., ОАО «РЖД» представляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Важнейшим стимулом для развития инноваций на транспорте служат также развитие конкуренции и постепенное дерегулирование тарифов в конкурентных сферах перевозок.

Инновационная политика компании тесно связана с инвестиционной деятельностью. В настоящее время в ОАО «РЖД» идет процесс совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности за счет перехода на проектный принцип планирования. Выделяются крупные инфраструктурные проекты с более высокими показателями экономической эффективности, которые включаются в инвестиционную программу в полном объеме до конца срока их реализации. Преимуществом данного подхода является точная взаимосвязь достигаемых показателей и объемов финансирования. Кроме того, проектное финансирование должно обеспечить прозрачный контроль на каждом этапе реализации проекта.

Опыт реализации проектов показывает, что традиционные формы государственной поддержки в рамках федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы не позволяют получить I максимальный эффект от вложения средств, а потому ограничивают возможности взаимодействия с частным инвестором. В том числе, существующая система бюджетного инвестирования не позволяет обеспечить гибкий график использования средств в течение года, накапливать не использованные в течение года средства, не дает перспектив стабильного многолетнего финансирования проектов и использования сразу нескольких инструментов государственной поддержки.

Один из путей решения проблемы является хозяйственное партнерство государства и частного бизнеса, позволяющее привлечь дополнительные инвестиции в государственный сектор экономики. Проекты государственно-частного партнерства широко используются за рубежом, их позитивные результаты связаны с более низкими затратами на инвестиции и с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Одной из форм государственно-частного партнерства являются концессии, которые применяются за рубежом в настоящее время и применялись в России во второй половины XIX века и период нэпа.

Концессии в условиях движения от плановой экономики к рыночной представляют собой один из способов преодоления противоречий между свободным рынком и прямым государственным управлением. Они позволяют плавно, без резких изменений в отношениях собственности, перейти к партнерству государства с частным • сектором, привлекать в страну иностранный капитал и при этом не терять суверенитета над своей территорией, сохраняя контроль над концессионерами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A., Кистанов В. В. Региональные программы: перспективныеIвопросы. //Экономист, 1997, № 3. — с. 20−23.
  2. Н.Е. Железнодорожный транспорт в 2000 году: стратегия, задачи, перспективы//Железнодорожный транспорт, 2000, № 2. с.2−8.
  3. Н.Е., Лапидус Б. М., Мишарин A.C. Железные дороги России: от реформы к реформе. — М.: Транспорт, 2001. с. 335.
  4. И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М: Высшая школа, 1991. с. 383.
  5. C.B. Будут ли востребованы разработки РАН // Сборник трудов Международной конференции «Интеллектуальный мост Россия Запад. Проблемы, перспективы». — Дубна, 2003.
  6. В.В., Карганова О. В., Казакова Т. В. Проблемы воспроизводства основных фондов ж.-д. транспорта в условиях рыночной экономики.//Вести, ВНИИЖТа, 1994, № 4.-с.31−35.
  7. М.К. Место Транссиба в экономике России после распада СССР- Предпринт. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1996.- с. 72.
  8. А.Л. Супермагистраль 21 века. (О создании нового транспортного пути для соединения стран Южно-Восточной Азии с Европой). //Транспортная наука, техника, управление. — 1998, № 11, с.11−13.
  9. A.B. Моделирование развития транспортной системы/Барчуков В.А.// Материалы VI Международного симпозиума «Проблемы устойчивого развития регионов в XXI веке». Биробиджан: Изд-во ИКАРП ДВО РАН, БГПИ, 2002. —с. 46−47.
  10. A.B., Леонтьев Р. Г. Новые императивы развития транспорта Дальнего Востока РФ: финансовый менеджмент, инвестиции. Хабаровск, 2003. — с.161−248.
  11. P.A. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM: Пер. с англ./ Бауэр P.A. — М.:ИНФРА-М, 1995. с. 438.
  12. И.В., Персианов В. А. Экономическая теория транспорта в СССР. -М.4 Транспорт, 1993. с. 415.
  13. А.П. Бюджетная и налоговая поддержка науки в 2004 году // ЭКО, 2003, № 11.
  14. Т., Власенко С. В. Железные дороги Германии: десять лет реформ. ЖДМ, № 6, 2005.
  15. И.М. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации, 2004, № 1. с.2−13.
  16. Г. В., Ковшова М. М. Условия эффективной работы ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг//РЖД-партнер. 2001, № 12.
  17. В.И. Воспроизводство основных фондов и железнодорожный транспорт//Железнодорожный транспорт. — 1987, № 4. с.70−71.
  18. В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. — с. 315.
  19. В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М., ИМЭМО РАН, 2002.- с.138
  20. Л.Б. Менеджмент на транспорте: учеб. Пособие. — Находка: Институт технологии и бизнеса, 2001.- с.85
  21. Л.Б., Бесценко К. Н., Винокур Б. Л. Транспорт — одна из основных отраслей специализации экономики Приморского края//Проблемы транспорта Дальнего Востока: Сборник научных трудов. Владивосток: ДВО PAT, 2001.-с.53−58
  22. А.Л. Номенклатура основных расходов железных дорог РФ, 1998.
  23. Выступление президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина на III Международной конференции «ОАО „РЖД“ на рынке транспортных услуг: Взаимодействие и партнерство».
  24. В.Г. Маркетинг на транспорте. М., 1992. — с. 108.
  25. В.Г., Бубнова Г. В., Ковшова М. М. Маркетинг в условиях реформирования отрасли. Железнодорожный транспорт. 2001, № 4.
  26. A.A. История железнодорожного дела в России. СПб, 1988.
  27. Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Из-во ТРТУ, 1998
  28. С., Питтман Р., Шевяхова Е. Конкуренция вместо регулирования: предложения по реструктуризации железнодорожного транспорта на третьем этапе структурной реформы. Центр экономических и финансовых исследований и разработок. — М, 2003.
  29. С.Р. Многокритериальный метод повышения эффективности работы транспорта. — М.: Транспорт, 1991. с. 132.
  30. И.Г. Государственная политика в сфере развития инновационной деятельности // Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1998−2002). — М.: «Дело», ИЭПП, 2003. с.682−697.
  31. И.Г. Проблемы прав на интеллектуальную собственность. М.: ИЭПП, Научные труды № 56Р, 2003.
  32. И.Г. Состояние сферы исследований и разработок // Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 25. — М.: ИЭПП, 2004.- с. 251−278.
  33. И.Г. Сфера исследований и разработок в 2002 году // Российская экономика в 2002 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 24, том 1.— М.: ИЭПП, 2003.- с.291−313.
  34. И.Г., Салтыков Б. Г. Об эффективности использования бюджетных средств в российской науке // Экономика и математические методы, 2002, том 38, № 2.
  35. Доклад заместителя Министра транспорта Александра Мишарина на международном семинаре «Государственно-частное партнерство в России: проблемы и решения», организованном Внешэкономбанком 6 апреля 2006 г.
  36. В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации, 2002, № 4.
  37. Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
  38. Н.И. Сопоставление мировых и российских тенденций развития науки и инновационной деятельности // Инновации, 2003, № 4.
  39. Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ИМЭМО, 2001.
  40. И.П. Об основных положениях Программы структурногоIреформирования железнодорожного транспорта/ Ильин И.П.//Бюллетень транспортной информации: Информационно-практический журнал. 2001, № 5.-с. 7−13.
  41. Инновации и экономический рост / Отв. Ред. Микульский К. И. — М.: Наука, 2002.
  42. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Выпуск
  43. М.: Издательство РУДН, 2002.51 .Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Выпуск2. / Рук. Голиченко О. Г. — М.: Издательство РУДН, 2003.
  44. Инновационная экономика. / Ред. Дынкин A.A., Иванова Н. И. — М.: Наука, 2001.
  45. Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основании анализа цепочки накопленной стоимости. Препринт WP5/2002/03. Серия WP5. Москва, ГУ-ВШЭ, 2002.
  46. А.И., Аксенов В. А., Повилейко Р. П. Стратегия развития железных дорог на Востоке страны: Материал для обоснования. Иркутск, 2000. — с. 42.
  47. Л.Г., Беляев В. И. Железнодорожный транспорт на стыке с другими видами транспорта// Бюллетень транспортной информации. 1998, № 8−9.-с. 31−35.
  48. Коммерциализация технологий: теория и практика. / Ред. Бабаскин С. М., Зинов В. Г. М.: Монолит, 2002.
  49. Я.И., Яковлев A.A. Модернизация экономики: глобальные тенденции, базовые ограничения и варианты стратегии. Препринт WP5/2002/01. Москва, ГУ-ВШЭ, 2002.
  50. Г. К. Научно-технологический потенциал отраслей: инновационная активность организаций // Проблемы прогнозирования, 2004, № 1 с.133−145.
  51. .М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ)/ Б. М. Лапидус. М.:Изд-во МГУ, 2000. — с. 288.
  52. .М., Мазо Л. А. Разработка комплекса мер по проведению антикризисной экономической политики на железнодорожном транспорте России с эффективным управлением результатом хозяйственной деятельности// Вестн. ВНИИЖТ. 1994, № 4.
  53. Р.Г. Экономическое образование и реформирование отрасли/ Леонтьев Р. Г., Григоренко В.Г.//Железнодорожный транспорт. -1999, № 1.- с. 56−61.
  54. Р.Г., Хмель В. А. Международные транспортные коридоры: трансформации региональной инфраструктуры. Москва, ВИНИТИ РАН, 2003.-с. 150−194.
  55. Р.Г., Хмель В. А. Развитие транспортных коридоров в СевероВосточной Азии: три взгляда на будущее перехода Суйфэньхэ. -Гродеково//ВИНИТИТ. Транспорт: наука, техника, управление. 2002, № 10.- с.2−14
  56. Д.А. Особенности транспортного рынка и их влияние на тарифную политику// М.: Ж.-д. Транспорт.- Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность ЭИ/ЦНИИТЭИ. -1996, вып. 3. с. 11−16.
  57. Д.А., Чернигина И. А. Управление срочностью доставки грузов— важный инструмент повышения эффективности работы железнодорожного транспорта//Экономика железных дорог. 1999, № 4. — с.18−24.
  58. Международный железнодорожный транзитный тариф. М.: Транспорт, 1996. -с.133.
  59. Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1999. — с. 230.
  60. Методические указания по разработке программ развития транспортных комплексов субъектов Российской Федерации. М.: Минтранс Россини, 2001.-c.132.
  61. Л.Э., Чаусова Л. С. Законодательное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности: состояние, анализ и проблемы. М.: ЦИСН, 2003.
  62. Е.В. Себестоимость железнодорожных перевозок. М., Трансэжелдориздат, 1957. — с. 416.
  63. Н. Каррон. Железные дороги в общей транспортной политике Швейцарии. ЖДМ, № 6,2004.
  64. Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. / Ред. Семенов Е., Семенова Н., Юревич А. М.: Логос, 2004.
  65. Наука в экономической структуре народного хозяйства. / Ред. Салтыков Б. Г. -М.: Наука, 1990.
  66. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). / Рук. Авт. Колл. Макаров В., Варшавский А. М.: Наука, 2001.
  67. Наука России в цифрах 2003. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2003.
  68. Наука России в цифрах 2004. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2004.
  69. Науковедение и организация научных исследований в России в переходный период. Материалы конференции. Часть 1. / Ред. Кугель С. СПб: Издательство СПбГПУ, 2002.
  70. Научно-инновационная деятельность за рубежом: новые тенденции. Реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН, 2003.
  71. И.А. Необходимость и пути реформирования отношений собственности на федеральном железнодорожном транспорте/ Николаев И.А.//Экономика железных дорог.-2000, № 5. — с. 37−44.
  72. И.А. Экономические итоги развития страны после августа 1998 г.: некоторые выводы для определения стратегии и тактики функционирования федерального железнодорожного транспорта/ И.А. Николаев// Экономика железных дорог. -2000. -№ 5. с.37−44.
  73. Особенности инвестиционной модели развития России / Рук. Дынкин A.A., Кондратьев Б. М.: ИМЭМО РАН, 2003:
  74. В.А. Корпоративная модель управления железнодорожным транспортом/ В.А. Персианов// Транспорт. —1997, № 4. с.9−17.
  75. В. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист, 2003, № 9.
  76. С.Б. Совершенствование финансовых отношений на железнодорожном транспорте// Экономика железных дорог. 1998, № 5. — с. 17−24.
  77. Преодоление инновационного отставания в России. ОЭСР, март 2001.
  78. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-востока, Урала и Сибири/ Под ред. В. В. Алексеева, М. К. Бандмана, В. В. Кулешова Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. -с.35
  79. Проблемы развития транспорта СССР. Единая транспортная сеть/ Под ред. Ушакова С. С., Скалова К. Ю, Станиславюка B.JI. М: Транспорт, 1981. -с.253
  80. С.М. Транспортно-экспедиционное обслуживание в период реформирования железных дорог. М.: Экспедирование и логистика. № 2, 2002.
  81. JI.A., Забоев А. И. Перспективы развития российского рынка транспортных услуг с точки зрения его интеграции в мировую транспортную систему//ВЭБ, 2001, № 3. — с.72−75.
  82. Российский статистический ежегодник, 1999
  83. Российский статистический ежегодник, 2000
  84. Российский статистический ежегодник, 2001
  85. Российский статистический ежегодник, 2002
  86. Российский статистический ежегодник, 2003
  87. Российский статистический ежегодник, 2004
  88. Российский статистический ежегодник, 2005
  89. Российское обозрение малых и средних предприятий. ТАСИС, СМЕРУС 9803. М.: 2002.
  90. .Г. Актуальные вопросы научно-технической политики // Науковедение, 2002, № 1.
  91. .Г. Реформирование российской науки: анализ и перспективы // Отечественные записки, 2002, № 7.
  92. Н.Ф. Расходы и доходы транспорта от перевозок. М.:Моск. Унив-т им. Орджоникидзе, 1990. — с.130.
  93. С.Н. Партнерство государства и частного сектора. Журнал «Экономика России: XXI век», № 18.
  94. A.A. Перспективы участия транспорта России в международном транзите/ A.A. Стрельник, Р.Г. Леонтьев// Россия в АТЭС и в ATP. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001. — с. 145−150.
  95. A.A., Леонтьев Р. Г. Международный грузовой транзит на Дальнем Востоке России: Научное издание. Хабаровск: ДВГУПС, 2000 -с.228
  96. A.A., Леонтьев Р. Г. Транспорт Дальнего Востока в системе международного транзита: Часть 1. Государственная транспортная политика, — М.- ВИНИТИ РАН, 2000 с.584
  97. В.А. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли РФ//ВЭБ, 1997, № 12. — с.76−78.
  98. Технопарки: организация и управление. М.: Издательство МЭИ, 1997.
  99. .П. Итоги второй Евроазиатской конференции по транспорту//М-ОСТ, СПб, 2001. с. 93−95.
  100. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы)».- 2001.
  101. М.Г. Транзит — ведущий фактор экономической интеграции//Интеграция. -2000, № 9.
  102. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Отчет о деятельности за 2002 год. М., 2003.
  103. С.Л. Важнейший фактор экономического роста// Транспорт России. -2002,23−29 сентября.
  104. М.Ю., Лобурец Ю. Посредники инновационного рынка. Опыт СО РАН: проблемы и решения // ЭКО, 2002, № 12.
  105. П.К. Реформирование железнодорожного транспорта: концептуальный подход/П.К. Чичагов //Экономика железных дорог. 1999. -№ 2.-с. 5−16.
  106. Д.К., Быстров В. В., Кисилев С. Н. Основы управления инновационной деятельностью на предприятиях рыбной отрасли. — Владивосток, ТГЭУ, 2005.- с. 188.
  107. Й. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с англ. М., 1995.
  108. Acs Z.J. Public policies to support new technology-based firms // Science and public policy. Guildford, 1999. — vol. 26, № 4.
  109. , G. (2002) Competitive Tendering of Railway Services in Sweden, mimeo, Stockholm School of Economics.
  110. Bonnet J. L’evaluation des programmes d’innovation finances par l’ANVAR 1986−1990 // Review d’economie industry. Paris, 2002, no. 100.
  111. , J. (2001) Competition issues in network industries: the Latin American railways experience, mimeo, University of Las Palmas.
  112. Cohen W. Empirical Studies of Innovation Activity // Stoneman P. (Ed.). Handbook of Innovation and Technological Change. Oxford: Basic Blackwell, 1995.
  113. Foray D. Economics of Knowledge. A Changing discipline for an Evolving Society. MIT Press, 2003.
  114. Freel M. The Financing of Small Firm Product Innovation within the UK. // Technovation, 1999, no. 19.
  115. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance.: L.: Pinter Publishers, 1987.
  116. Gill D., Minshall T., Rigby M., Campbell B. Funding Technology: Israel and the Virtues of Necessity. L.: Wardour Communications, 2002.
  117. Goldfarb B., Henrekson M. Bottom-up Versus Top-down Policies Towards the Commercialization of University Intellectual Property // Research Policy.-Amsterdam, 2003. Vol.32, no.4.i
  118. Hansson, L., and J.-E. Nilsson (1991) A new Swedish railroad policy: separation of infrastructure and traffic position, Transpn.-Res. A, v.25A (4), p. 153−159.
  119. Innovation, Competence Building and Social Cohesion in Europe: Towards a Learning Society. / Ed. Conceicao P. Brazil, 2003.
  120. Innovation, Patents and Technological Strategies. / Paris: OECD, 1996.
  121. Jamison D., Jansen C. Technology Transfer and Economic Growth. // Journal of Association of University Technology Managers, 2000, Vol. XII.
  122. K. Krastanov. Railway Gazette International, 2005, № 3, p. 162 164.
  123. Knowledge-Based Economy. Paris: OECD, 1996.
  124. L. Thompson. Railway Gazette International, 2005, № 7, p. 419 423.
  125. Lambert Review of Business-University Collaboration. Final Report. London: Crown, December 2003.
  126. Lundvall B. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992.
  127. Metcalfe S. The Economic Foundation of Technology Policy: Ecvilibrium and Evolutionary Perspective//Handbook of the Economics of Innovation and Technical Change / P. Stoneman (ed.) London: Blackwell, 1995.
  128. Mustar P., Laredo P. Innovation and Research Policy in France (1980−2000) or the disappearance of the Colbertist State // Rsearch Policy, 2002, no.31.
  129. Nelson R. National Systems of Innovation: A Comparative Analysis. Oxford: Oxford University press, 1993.
  130. Patenting and Licensing Activities of Public Research Organizations. / Paris: OECD Status Report (Russia).August 30, 2002.
  131. Politt, M.G., A.S. J. Smith (2001) «The Restructuring and Privatization of British Rail: Was it really that bad?» DAE WP 0118
  132. , J. (1996) The economics of British Rail privatization: as assessment, Transport Reviews, 1996, v. 16(1), p. 1−21.
  133. Public Funding of R&D: Emerging Policy Issues. / Paris: OECD, March 2001, DSTI/STR.
  134. Radosevic S. Patterns' of Innovative Activities in Countries of Central and Eastern Europe: an Analysis Based on Comparison of Innovation Surveys // Comparative Economic Research. Central and Eastern Europe. Lodz.: Vol.2, 1999, no.2.
  135. Radosevic S. Patterns of Presentation, Restructuring' and Survival: Science and Technology Policy in Russia in Post-Soviet Era // Research Policy.- Amsterdam, 2003.-Vol.32, no.6.
  136. Railway Gazette International, 2004, № 11, p. 749.
  137. Railway Gazette International, 2004, № 8, p. 447-
  138. Railway Gazette International, 2005, № 1, p. 25−29.
  139. Results of Three-Year Commercialization Study of the SBIR program. Small Business Administration, 1992.
  140. Rosenberg N. American Universities as Endogenous Institutions // Schumpeter and the Endogeneity of Technology: Some American Perspectives. — London: Routledge, 2000.
  141. Schweitzer G. Swords into Market Shares. Technology, Economics, and Security in the New Russia. Joseph Henry Press, Washington, 2000.
  142. Science and Engineering Indicators 2002. NSF, NSB Science and Engineering Indicators — 2002. NSF, NSB.
  143. Small and Medium Enterprise Outlook. Paris: OECD, 2000.
  144. Smith K. The Systems Challenge to Innovation Policy // Industrie und Glueck. Paradigmenwechsel in der Industrie- und Technologiepolitik / W. Polt, B. Weber (eds.).
  145. Stokes D. Pasteur’s Quadrant: Basic Science and Technological Innovation. -Washington D.C.: Brookings Institution, 1997.
  146. Бюллетень транспортной информации www.nantrans.ru185. Желдорпресс www.zdp.ru
Заполнить форму текущей работой