Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы Идея открытого образования в настоящее время получает все более широкое развитие и популярность в различных слоях общества и на всех уровнях системы образования Российской Федерации, что соответственно влечет за собой необходимость формирования профессиональных стандартов педагогической деятельности в этой области. Умение обучаться без отрыва от производства, в рамках… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения
    • 1. 1. Понятие профессиональной компетенции преподавателей в области дистанционного обучения
    • 1. 2. Анализ существующих подходов к организации дополнительного образования педагогических кадров в области компьютерных технологий
    • 1. 3. Методы, средства и формы дистанционного обучения
    • 1. 4. Анализ средств ДО, используемых в системе повышения квалификации преподавателей
    • 1. 5. Содержание в среде ДО повышения квалификации преподавателей
    • 1. 6. Анализ существующих подходов к организации процесса создания дистанционных курсов в высших учебных заведениях
    • 1. 7. Модель дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Реализация дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения
    • 2. 1. Технологическая поддержка дистанционного обучения в вузе
    • 2. 2. Определение информационно-образовательной среды дистанционного обучения
    • 2. 3. Организационно-методическое обеспечение ДО
    • 2. 4. Применение технологий ДО в системе повышения квалификации преподавателей
    • 2. 5. Экспериментальная проверка реализации модели дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения
  • Выводы по главе 2

Формирование профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы Идея открытого образования в настоящее время получает все более широкое развитие и популярность в различных слоях общества и на всех уровнях системы образования Российской Федерации, что соответственно влечет за собой необходимость формирования профессиональных стандартов педагогической деятельности в этой области. Умение обучаться без отрыва от производства, в рамках гибкого графика и возможностью общения на основе дистанционных образовательных технологий, является не только потребностью студентов/слушателей в получении определенного уровня образования или квалификации, но и предъявляет определенные требования к преподавателям, которые должны обладать определенными профессиональными компетенциями в области дистанционного обучения. В настоящее время [182] профессиональный стандарт преподавателя разрабатывается с позиции компетентностного подхода и определения состава компетенций, имеющих отношение к предметной профессиональной деятельности преподавателя.

В условиях развития открытого образования приемлемой формой подготовки преподавателей вузов может стать дистанционное обучение (ДО). Актуальность этой формы обучения предопределена, с одной стороны, постоянно растущим интересом к «обучению в течение всей жизни» и поиском системы профессионального дополнительного образования, которая соответствовала бы быстроизменяющемуся окружению, а с другой стороны динамичным развитием этой формы обучения во многих странах мира и в России.

При этом процесс модернизации образовательной системы России в целом, и в частности высшего профессионального образования, базируется на долгосрочной концепции образования, и составляет одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики и научно-педагогических исследований в таких нормативных документах, как

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г." [11] и «Стратегия модернизации содержания общего образования» [212]. В данных документах отмечается, что в связи с переходом к открытому образованию необходимо обеспечить модернизацию его методов и технологий, разработать информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, базирующееся на технологиях ДО. Особая роль при этом отводится процессу формирования профессиональных компетенций преподавателей высших учебных заведений в области дистанционного обучения.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования

Основные тенденции в развитии мирового образовательного пространства в условиях новой парадигмы образования рассматриваются в работах большого количества авторов: Ю. Б. Рубина, В. Н. Скворцова, J1. Г. Титарева, В. П. Тихомирова, А. Н. Тихонова, Е. В. Ткаченко, Е. С. Полат, А. А. Вербицкого, В. Г. Кинелева, В. J1. Ускова, А. В. Хорошилова, С. А. Щенникова, Ю. И. Турчаниновой, И. А. Зимней и др. Вопросы открытого образования, состояние и перспективы развития дистанционного обучения в системе непрерывного образования в России, его теоретическое сопровождение поднимают в своих работах А. А. Андреев, В. Н. Васильев, В. А. Журавлев, М. И. Нежурина, Ж. Н. Зайцева, Т. С. Назарова, В. В. Вержбицкий,

A. Д. Иванников, М. В. Моисеева, Е. С. Полат, В. И. Солдаткин, JI. Г. Титарев,

B. А. Устинов, И. Б. Федоров и многие др. Вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе рассмотрены в работах М. И. Беляева, Д. Н. Богоявленского, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкого, Ю. JI. Деражне, JL И. Долинера, И. Я. Злотниковой, В. В. Кравец, Г. А. Красновой, А. В. Могилевой, Е. С. Полат, Э. П. Семенюка, Э. Г. Скибицкого и др.

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показал, что теоретические и практические аспекты дистанционного обучения, дистанционных образовательных технологий и информационного обеспечения дистанционного обучения, в особенности дистанционного обучения в структуре непрерывного образования, изучены несмотря на большой объем литературы, в настоящее время недостаточно. Особо необходимо отметить неразработанность научно-педагогических подходов к формированию профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения, которая в какой-то мере, объясняется отсутствием рекомендованных Министерством образования и науки стандартов педагогической деятельности и программ повышения квалификации в области дистанционного обучения для преподавателей высших учебных заведений, отсутствием рекомендованных, динамично изменяющихся банков данных учебно-методических комплексов (УМК) для сетевого обучения в вузе, а также неоднородностью технической и программной платформ вузов и, вместе с тем, неподготовленностью педагогических кадров вузов к самостоятельному внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс вуза.

Отсюда возникает противоречие между возросшими требованиями общества и современного рынка труда к уровню профессиональной подготовки специалистов и неразработанностью научно-педагогических подходов к созданию дидактической системы дополнительного профессионального образования в области дистанционного обучения. Эта система должна быть направлена на установление соответствия основному требованию рынка труда: помочь преподавателям, сформировав профессиональные компетенции в области дистанционного обучения, качественно и профессионально осуществлять подготовку востребованных и конкурентоспособных специалистов, эффективно решая задачу личностно ориентированного подхода к образованию.

Возникающие трудности на этом этапе в первую очередь определяются отсутствием должной подготовки преподавателей вуза к решению функциональных задач при реализации процесса дистанционного обучения в рамках единой образовательной среды вуза.

Решению этой проблемы поможет организация дополнительного профессионального образования преподавателей вузов в области дистанционного обучения.

Таким образом, тема диссертационного исследования сформулирована следующим образом: «Формирование профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения».

Объект исследования: дополнительное профессиональное образование преподавателей вуза в области дистанционного обучения.

Предмет исследования: дидактическая система обучения преподавателей вуза в области дистанционного обучения, как условие формирования их профессиональных компетенций.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать дидактическую систему обучения преподавателей вуза в области дистанционного обучения, обеспечивающую формирование профессиональных компетенций педагогов в данной области.

Гипотеза исследования — формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования будет обеспечено, если:

— разработана структура и содержание компетенций, необходимых для профессионального использования дистанционных образовательных технологий;

— создана и реализована модель дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения, основанная на принципах соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям, модульности, вариативности, комплексности и, направленная на формирование профессиональных компетенций в данной области;

— определена совокупность педагогических условий результативности разработанной модели дидактической системы.

Таким образом, задачами диссертационного исследования являются:

1. анализ состояния и освещенности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике России и за рубежом;

2. разработка структуры и содержания компетенций, необходимых для профессионального использования дистанционных образовательных технологий (Интернет-технологий);

3. разработка модели дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения;

4. проведение опытно-экспериментальной апробации разработанной дидактической модели обучения преподавателей вуза.

Методы исследования:

— теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы по проблемеобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияпедагогические наблюдения, обобщение передового отечественного и зарубежного опытаметоды модульного и объектно-ориентированного программирования, теории математического моделирования, статистический анализ баз данных;

— практические: наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Концептуально-методологической основой исследования стали работы в области непрерывного профессионального образования, раскрывающие темы повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий и дистанционных образовательных технологий высшей школы (Ю. Б. Рубин, А. В. Хуторской, В. В. Краевский Н. В. Борисов, Н. И. Булаев, Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, Б. С. Гершунский, Д. Л. Титарев и др.), вопросы повышения качества обучения, базирующегося на основе дистанционных образовательных технологий (Н. В. Брит, J1. В. Бендова, А. А. Вербицкий, Е. JI. Гаврилова и др.).

Теоретические и организационно-педагогические основы системы дополнительного профессионального образования, основы конструирования современных педагогических технологий, понятие дидактической системы обучения в области дистанционного обучения, различные модели дистанционного обучения, рассмотренные рядом авторов (Э. М. Никитин, М. Новик, Т. П. Воронина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова, В. И. Боголюбов и другие), а также анализ работ по методологии педагогики, дидактике (А. А. Андреев, В. П. Беспалько, С. И. Змеев, В. Д. Шадриков, В. J1. Матросов,

A. М. Новиков, Д. А. Новиков и др.) оказали существенное влияние на исследования, проведенные в рамках достижения поставленной цели.

Большую роль в понимании целостности образовательного процесса, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации, сыграл анализ проблем, поднимаемых авторами в ряде работ, являющихся психолого-педагогической поддержкой дистанционного обучения, таких как психологические особенности взрослого населения, методологическая культура педагогической деятельности и мышления, педагогические особенности создания и внедрения активных методов обучения в дополнительном профессиональном образовании (О.С. Анисимов, Н. В. Борисов, Н. Г. Милорадова, Jl. Н. Лесохина,

B. А. Леднев, И. Я. Лернер, М. В. Моисеева и др.).

Организация исследования. Исследование осуществлено поэтапно.

Первый этап (1998;2001 гг.) — изучение педагогической литературы и состояния исследуемой проблемы в теории и практике работы отечественных и зарубежных вузов, формулировка гипотезы и приоритетных задач исследования, проектирование дидактической модели обучения преподавателей вуза в области дистанционного обучения.

Второй этап (2001;2003 гг.) — анализ программных образовательных сред отечественных и зарубежных разработчиков, их дидактических функций, разработка модели обучения преподавателей дистанционным образовательным технологиям на базе WebCT Campus Edition и Lotus LearningSpace, формирование перечня профессиональных компетенций в области дистанционного обучения, отбор содержания программ повышения квалификации преподавателей вуза в области дистанционного обучения, определение совокупности педагогических условий результативности разработанной модели дидактической системы, апробирование разработанной дидактической модели обучения.

Третий этап (2003;2006 гг.) — осуществление экспериментальной проверки результатов обучения преподавателей Петрозаводского государственного университета (ПетрГу) на базе учебного центра Регионального центра новых информационных технологий (РЦНИТ ПетрГУ) и в рамках факультета повышения квалификации ПетрГУ. По результатам работы осуществлена качественная и статистическая обработка экспериментальных данных, обобщены полученные результаты, подведены итоги исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. разработана модель дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения, в основу которой положены принципы соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям, модульности, вариативности, комплексности;

2. осуществлена реализация ролевого принципа формирования профессиональных компетенций участников дистанционного процесса обучения при отборе содержания образовательной программы повышения квалификации преподавателей вузов в области дистанционного обучения;

3. определена совокупность педагогических условий результативности разработанной модели дидактической системы, раскрыты основные дидактические компоненты учебно-методических комплексов, созданных в результате повышения квалификации преподавателей в области дистанционного обучения, подтверждающих формирование их профессиональных компетенций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• сформулированы профессиональные компетенции преподавателей вуза в области дистанционного обучения и обоснована необходимость их формирования в системе дополнительного образования преподавателей вуза на базе WebCT;

• обобщены основные подходы к использованию образовательной среды WebCT и расширена область ее применения в процессе профессиональной подготовки преподавателей;

• разработана технология обучения преподавателей вузов созданию учебно-методических комплексов для дистанционного обучения на базе WebCT;

• выявлены этапы мониторинга «жизненного цикла» учебно-методического комплекса (педагогическое проектирование, создание, апробирование, рефлексия, внедрение, сопровождение, развитие), каждому этапу разработки учебно-методического комплекса соответствует определенный набор профессиональных компетенций, сформированных в рамках образовательной программы.

Практическая значимость. На основании проведенных исследований и результатов опытно-экспериментальной работы в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ) создана система дополнительного профессионального образования в области дистанционного обучения, которая функционирует на основе WebCT-технологий. Результаты исследования используются в профессиональной подготовке преподавателей ПетрГУ. Система обеспечена образовательными программами, учебно-практическими и методическими материалами, электронным учебно-методическим пособием по созданию учебно-методического комплекса (УМК). Все авторы учебно-методических комплексов повысили квалификации в области дистанционного обучения, сформировали профессиональные компетенции в области дистанционного обучения и полученные ими знания нашли широкое применение в практике преподавания учебных дисциплин. Более 300 УМК размещены на образовательном сервере ПетрГУ http://webct.ru и активно используются при очной и очно-заочной форме обучения. Создание системы способствовало развитию сотрудничества в области дистанционного обучения с другими вузами РФ (Архангельским техническим государственным университетом, Ленинградским государственным университетом им. А. С. Пушкина и др.).

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, теоретическим обоснованием его положений, практической реализацией элементов построенной дидактической модели формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения, использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам.

Апробация и внедрение результатов работы Результаты диссертационного исследования обсуждались на международных конференциях, таких как: «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации», (Петрозаводск, 2001, 2003, 2005), XX Всемирная конференция по открытому обучению и дистанционному образованию «The Future of Learning — Learning for the Future Shaping the Transition» (Германия, Дюссельдорф, 2001), Северо-Американская региональная конференция Международного комитета по открытому и дистанционному образованию «Новый век — новые модели: новые стандарты образования», (Канада, Калгари, 2002), «Современная образовательная среда», (Москва, 2002, 2003, 2004, 2005), «Дистанционное обучение по программам МВА», (Москва, МАОО, 2002), 5-я всемирная конференция «Impact 2003″ по проблемам развития открытого обучения и дистанционного образования, создания образовательных порталов сетевых университетов, интеграции образовательных систем на основе использования международных стандартов и технологической платформы WebCT», (США, Сан-Диего, 2003), 4-я

Европейская конференция «Impact 2005» вузов — пользователей программной среды дистанционного обучения WebCT, (Испания, Барселона, 2005) и др. На Всероссийском выставочном центре Всероссийского Форума «Образовательная среда — 2005» (26.09−04.10.2005 г.), представленная ПетрГУ «Разработка системы ДПО в области ИКТ на базе WebCT технологий» награждена дипломом за лучшие научно-технические разработки в области развития дистанционного обучения.

Основные результаты диссертации представлены в 27 опубликованных работах в материалах российских и зарубежных конференций по вопросам открытого образования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения целесообразно осуществлять в условиях реализации разработанной модели дидактической системы, в основу которой положены: a. многоуровневые образовательные программы повышения квалификации в области дистанционного обучения, реализующие следующие принципы: модульный, ролевой, а также соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиямb. организационно-методическое обеспечение процесса дистанционного обученияc. дидактические свойства программной образовательной среды дистанционного обучения WebCTd. авторские учебно-методические комплексы преподавателей.

2. вариативность обучения в системе дополнительного образования преподавателей вуза в области ДО обеспечивается различными моделями образовательных программ повышения квалификации: базовой, расширенной, профессиональной.

Выводы по главе 2

— Модель дидактической системы формирования профессиональных компетенций у преподавателей вузов в области ДО на практике реализует достижение поставленной цели — формирование профессиональных компетенций, обеспечивающее эффективные занятия педагогической деятельностью в этой области.

— Содержание образовательной программы строится на принципах: научности, соответствия содержания обучения современным требованиям развития общества, системности, модульности, целостности, логичности и полноты изложения учебного материала, профессионально-педагогической направленности.

— Модель дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области ДО позволяет связать все стороны образовательного процесса за счет технологии ролевых организационно-методических средств обеспечения учебного процесса.

— Обеспечение эффективности ведения образовательного процесса в рамках модели дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области ДО возможно за счет реализации следующих условий: наличия базовой ИКТ-грамотности, учета профиля подготовки преподавателей, реализации модульной технологии обучения, учета педагогического опыта.

— Оценка результатов обучения определяется совокупностью педагогических условий:

— набором элементов в содержании и набор сервисов в авторском УМК, действительно соответствует базовому, расширенному или профессиональному уровням УМК;

— степенью овладения умениями и навыками применения ДОТ в их деятельности;

— реальным использованием УМК в учебном процессе;

— сопровождением УМК после его создания (обновление учебно-методического материала).

— Предложенная модель дидактической системы определяет требования к содержанию УМК, создаваемому в результате обучения по образовательной программе повышения квалификации преподавателей в области ДО и определяет: a. единую логическую и учебно-методическую линию изучения дисциплины на различных уровнях (базовая, расширенная и профессиональная составляющие) — b. полное изучение и усвоение материала по определенной траектории с помощью гибкого графика, модульного решения, основанное на ролевом принципе и принципе соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиямc. систематический поэтапный объективный контроль за качеством освоения материала и за строгостью выдерживания режима изучения и повторения материалаd. систему диагностики индивидуальных пробелов в знаниях слушателей системы дополнительного профессионального образования по каждой теме образовательной программы и мониторинг организации самостоятельной работы преподавателей в дистанционной формеe. развитие во всех участниках образовательного процесса стремления к самообразованию.

— Модель предполагает дальнейшее развитие УМК, созданных преподавателями в рамках изучения образовательной программы повышения квалификации в области ДО до профессионального уровня, что приводит к постоянному расширению компетентности преподавателей в своей педагогической деятельности.

Заключение

В завершении работы подведены итоги исследования, сформулированы основные результаты:

1. Создана и успешно апробирована дидактическая система формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения, целью которой является формирование профессиональных компетенций в области дистанционного обучения.

2. Содержание дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения определяется образовательными программами повышения квалификации в области дистанционного обучения, организационно-методическим обеспечением дистанционного обучения в вузе, свойствами информационно-образовательной среды WebCT для ДО, программным и техническим обеспечением вуза и созданными преподавателями авторскими УМК.

3. Для вузов, реализующих модель дистанционного обучения на одной из существующих программных образовательных сред, целесообразно внести изменение в комплекс образовательных программ повышения квалификации в области дистанционного обучения в теоретической и практической части.

4. Механизм комплексной интеграции компонентов разработанной дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области ДО реализует образовательный процесс и в системе дополнительного профессионального образования в области ДО, и в дальнейшей деятельности преподавателя на уровне вуза на основе использования созданного в процессе обучения УМК.

5. Дидактическая система формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области ДО выступает как необходимый элемент системы дистанционного обучения вуза.

6. Предложенная дидактическая система формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области ДО позволяет преподавателю любого профиля участвовать в создании УМК и использовании его в образовательной деятельности. При этом от преподавателя требуется только базовый уровень компьютерной подготовки.

7. Преподаватель создает авторский УМК, с конкретным набором элементов содержания и сервисов ведения учебного процесса в зависимости от содержания, целей и задач дисциплины и имеет возможность совершенствовать УМК до профессионального уровня.

8. Для создания УМК с профессиональным набором элементов содержания и инструментария преподавателям гуманитарного профиля рекомендуется привлекать специалистов.

9. Эффективным критерием оценки результатов обучения является реальное использование УМК в учебном процессе и его сопровождение (актуализация), которые позволяет выявить анализ статистических данных образовательного сервера.

Ю.На формирование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области дистанционного обучения влияют совместные семинары-обсуждения опыта апробирования и внедрения УМК в учебный процесс, разного рода анкетирование, которое доводится до заинтересованного сообщества преподавателей и является своего рода «толчком» к дальнейшему развитию всей системы дистанционного обучения вуза. Таким образом, проведенные исследования, изложенные в данной работе, позволяют сформулировать требования профессионального стандарта педагогической деятельности преподавателей вуза в области ДО, выраженные в перечне профессиональных компетенций в этой области. Эти требования будут определяться функциональными задачами, которые преподаватель должен реализовать в своей деятельности на основе технологий дистанционного обучения. Освоение технологий дистанционного обучения в контексте реализации компетентностиого подхода к профессиональному обучению на базе разработанных образовательных программ повышения квалификации в области ДО дидактической системы формирования профессиональные компетенций в этой области решает проблему изучения технологий дистанционного обучения и дает общее представление о комплексной информационно-образовательной среде, реализующей все этапы учебного процесса.

Вместе с тем, создание дидактической системы формирования профессиональных компетенций преподавателей вуза в области ДО способствует формированию системы минимальных требований к знаниям и умениям, позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью в области ДО и определяющая успех в этой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А. Открытое дистанционное образование // М.: Наука, 2002. — 527 с.
  2. Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 128 с.
  3. В. П. Высшее образование в глобальном мире: Докл. на общ. собрании МАОО, 20 дек. 2001 г. М.: МЭСИ, 2001.
  4. А. И., Пивень А. А., Рубин Ю. Б. Проблема гражданско-правового регулирования открытого образования // Образование в информационную эпоху: Материалы конф., 13 июня 2001 г. М., 2001.-213 с.
  5. Г. Л. Зарубежный опыт реформ образования: Проект к заседанию рабочей группы Государственного Совета РФ, 03.07.2001. Ч. IV. М., 2001.-74 с.
  6. Барьеры в развитии менеджмента. Ч. 1. Национальный фонд подготовки кадров. М.: НФПК, 1997. 94 с.
  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1.
  8. Меморандум по учебе через всю жизнь: Комиссия Европейского Сообщества. Брюссель, 2000. SEC (2000) 1832. http: www.aha.ru/study/mapdo/Memorandum.htm. 44 с.
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  10. Долипер J1. И. Адаптивные методические системы как системообразующая компонента дистанционного обучения / J1. И. Долинер // Образование и наука. 2003. — № 1. С. 48 — 67.
  11. JI. И. Информационные и телекоммуникационные технологии и обучении: психолого-педагогические и методические аспекты / JI. И. Долинер. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. -344 с.
  12. М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования: монография / М. П. Лапчик. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1999, — 230 с.
  13. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 7 июля 2003 года N 119-ФЗ (с изменениями).
  14. И. Г. Управление самостоятельной работой студентов : метод, рекомендации для преподавателей пед. ин-та / И. Г. Пустильник: Свердл. гос. пед. нн-т. -Свердловск, 1988. 16 с.
  15. И. В. Информационные технологии в науке и образовании / И. В. Роберт, П. И. Самойленко, М., 1998, — 178 с.
  16. Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов. М.: МГИУ, 2001.
  17. Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999.-46 с.
  18. Л. К. Групповое взаимодействие как фактор повышения эффективности образования взрослых: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1988.-24 с.
  19. Л. В. Образование для российских менеджеров: Поиск новых форм // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 41−46.
  20. Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 24 с.
  21. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
  22. С. Н., Троян Г. М. Проектирование учебных курсов по современным информационным технологиям для открытого образования // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы Междунар. конф., 11−12 окт. 2001 г. М., 2001. с. 154.
  23. А. В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. 26 с.
  24. Ю. Н. Организация дистанционного обучения в Московском государственном индустриальном университете // Дистанц. образование. 1996. № 1.С. 17−19.
  25. М. И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования: Концептуал. подходы / РАО. Исслед. центр пробл. непрерыв. проф. образования. М.: 1998. 31 с.
  26. С. Г. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и переподготовки специалистов. СПб.: ИОВ, 1993. -150 с.
  27. Состояние и перспективы развития дистанционного образования в системе подготовки и переподготовки служащих государственного управления
  28. Российской Федерации: Научно-аналитический обзор. М.: ИПК гос. служащих РАГС, 1998.-89 с.
  29. С. А Модель открытого дистанционного образования как основа системы профессиональной переподготовки управленческих кадров // Дополнительное профессиональное образование: От спроса до признания. М., 2001. С. 6−10.
  30. Я. А., Богданова С. В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья // Дистанц. образование. 1998. № 3. С. 30 34.
  31. С. Г. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и переподготовки специалистов. СПб.: ИОВ, 1993. -150 с.
  32. М. В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.-21 с.
  33. А. П. Возможности интеграции информационных систем вузов в единое информационное пространств / А. П. Толстобров // Телематика-2005: тр. Всерос. науч.-метод. конф. СПб.: СППГИТМО, 2005.
  34. В. Г. Создание курсового обеспечения как информационных систем на основе баз данных учебных материалов, функционирующих в
  35. Интернет / В. Г. Казаков // ИОЛ-99, Интернет, Общество, Личность: Междунар. конф. СПб., 1999.
  36. И. А. Подходы к производству курсов дистанционного обучения / И. А. Кузьмина, В. А. Устинов // Новые информационные технологии НИТ-2000: тр. Четвертой Междунар. конф. Минск, 2000.
  37. Г. С. Модели, методы и технология дифференцированного обучения на базе Интернет : автореф. дис.. д-ра физ.-мат. наук / Г. С. Курганская. -М., 2001.
  38. Н. Л. Методика и структура формирования учебных курсов для дистанционного обучения в режиме on-line // Дистанц. образование. 1997. № 4. С. 28−31.
  39. . С, Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования / С. С. Гершунский. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Лед. об-во России, 2002, — 512 с.
  40. Г. В. Заочно-дистанционное обучение эффективная форма получения высшего профессионального образования. М., 1998. — 32 с.
  41. Центры образования взрослых / Под ред. Л. Н. Лесохиной и Т. В. Шадриной. М.: Педагогика, 1991. 189 с.
  42. Г. Л. Проблема различия обучения и образования (на примере контекстного обучения и проективного образования) // Alma mater. 2001. № 5. С. 22−25.
  43. Атаян 3. Ш., Щенников С. А. Использование кейс-технологии в системе Открытого Дистанционного Образования. Жуковский: МИМ ЛИНК, 1999. 49 с.
  44. К. М. Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров в системе образования в нестабильной ситуации, СПб.:1. РПГУ, 1998.-82 с.
  45. В. А. Создание системы открытого образования в России / В. А. Журавлев, С. С. Савинскнй // Тез. докладов Пятой Рос. университетско-академической науч.-прак. конф. Ч. 10. Ижевск: УдГУ, 2001.
  46. В. И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий (на материале англоязычных источников): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Майкоп, 2000. 24 с.
  47. Я. А., Богданова С. В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья // Дистанц. образование. 1998. № 3. С. 30 34.
  48. В. Л., Поляк В. Е. Интерактивные компьютерные программы в системе МИМ ЛИНК // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 76 78.
  49. Менеджмент. Маркетинг, Финансы. Образовательные программы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 1999. 31 с.
  50. Д., Лурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высш. образование в России. 2001. № 4. С. 138 144.
  51. Проблемы научно-методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства: Тез. докл. Всерос. конф. М., 2001. -112 с.
  52. В. А Региональная модель непрерывного профессионального образования // Всерос. конф. «Проблемы научно-методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства»: Тез. докл. М., 2001. С. 66−68.
  53. Л. В. и др. Отчет по исследованию «Анализ потребностей в дистанционном обучении на предприятиях Карелии и Архангельской области».
  54. Программа TACIS «Техническое содействие в области обучения менеджменту, научным исследованиям и консалтингу на северо-западе России». М., 1999. -43 с.
  55. Инновационные процессы в образовании: Сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им.
  56. A.И. Герцена, Междунар. центр образов, инноваций РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: РГПУ, 1997.-285 с.
  57. М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. М., 1997. -144 с.
  58. А. И. Роль интеграционных процессов в системе образования и жизни региона // Проблемы научно-методического и организационного обеспечения единого образовательного пространства: Тез. докл. Всерос. конф. М., 2001.- 193 с.
  59. Дистанционное обучение: Сущность, проблемы внедрения /
  60. B. Ф. Дмитриева, В. J1. Прокофьев, П. И. Самойленко и др. // Специалист. 1996. № 11/12. С. 37−40.
  61. Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе. Барнаул: БГПУ, 1999. 124 с.
  62. А. С. «Консультирование для карьеры» как вид образования взрослых в США: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 24 с.
  63. С. А., Голубкин В. Н., Чернявская А. Г. Внедрение дистанционного обучения как предпосылка успешного развития организации в современных условиях // Материалы Большой Междунар. конф. «Открытое образование в России XXI века». М., 2000. С. 75 77.
  64. А. Н., Колбачев Е. Б. Дистанционное обучение в региональной системе подготовки специалистов для производственной сферы // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 79 83.
  65. Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Науч. тр. Вып. 1 / Науч. ред. С. А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 130 с.
  66. Н. В. О качестве дистанционного образования // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып. 4. С. 141−143.
  67. Е. Л. Комплекс учебных средств в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып. 1. С. 70 75.
  68. В. Н. Обеспечение качества образовательного процесса в Международном институте менеджмента ЛИНК // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. Вып. 4. С. 26−36.
  69. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект: науч. изд. / под общ. ред. Ю. Б. Рубина, М., 2004. — 540 с.
  70. В. А. Дополнительное образование в системе дистанционного образования //Дистанц. образование. 1997. № 2. С. 35 39.
  71. В. П. Дидактические основы стандартизации образования // Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования: Сб. ст. М.: ИРПО РФ, 1994. Вып. 1. С. 1 -75.
  72. Т. С, Полат Е. С. Средства обучения: Технология создания и использования: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.-203 с.
  73. Компьютерные учебные программы / Я. А. Ваграменко и др. М.:3ел. -1997.-34 с.
  74. Видро B. J1. Интерактивные компьютерные программы в системе дистанционного обучения МИМ ЛИНК / В. Л. Видро, В. С. Поляк // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. М., 2001. С. 76 — 78.
  75. Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 128 с.
  76. A. W. (Tony) «Technology, Open Learning and Distance Education» -London: Routledge, 1995.
  77. Л. M., Краеский И. Г. Структура дистанционного образования в регионе. // Тематика 96: Тез. докл. Всерос. науч.-метод, конф. СПб., 1996. С.120- 121.
  78. Л. М., Краевский И. Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учеб. пособие / Пенз. гос. техн. ун-т. Пенза: ПГТУ, 1997. 54 с.
  79. Г. Л., Ефимов Н. П., Нечаев В. Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Дистанц. образование. 1997. № 4. С. 20−23.
  80. В. В. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект / Ред. Э. А. Микушин. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-78 с.
  81. А. В. Что такое дистанционное обучение/образование?
  82. Определения ДО из российских и зарубежных источников // Дистанционное образование в России. М., 2001. С. 70 92.
  83. Деражне Ю. J1. Открытое обучение: Сущность, назначение, развитие, перспективы: Науч.-метод, пособие.М., 1997.-91 с.
  84. Holmberg, В. Pioneering work in distance education. Selected Papers on Distance Education. FernUniversitat. 1994, 301 -309 S.
  85. Ю. Г. Интерактивное самообучение: Монография. М.: «Логос», 2004.-248 с.
  86. А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанц. образование. 1997. № 4. С. 16−19.
  87. А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.
  88. И. Я Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  89. В. П. Технологии ДО в России // Дистанц. образование. 1996. № 1.С. 7−10.
  90. Информационный бюллетень Делфи 2. Режим доступа: http://www.delhi-proect.ru.
  91. М. Г., Семушина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 1994, -135 с.
  92. Педагогическая энциклопедия-М.: Сов. энциклопедия, 1965.
  93. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект: науч. изд. / под общ. ред. Ю. Б. Рубина, М., 2004. — 540 с.
  94. Rozina E.N. Educational Technology & Society 5(1) 2002, ISSN 14 364 522, pp. 244 263.
  95. Merseth, Katherine K. Cases, Case Methods, and the Professional Development of Educators. ERIC Digest. ED401272. http://www.ed.gov/databases/ERIC Digests/ed401272.html (Publication Date: 199 411−00)
  96. МЭСИ. О дистанционном обучении (ДО). Кейс-технология ДО (ИДО -учащийся), http://mesi.pti.ru/odo/case iu. htm
  97. National Center for Case Study Teaching Science. University of Buffalo. http://ublib.buffalo.edu/libraries/proiects/cases/case.html/, 2001.
  98. H. А. Содержание и методы дистанционного обучения информатике на примере заочной школы программирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. 16 с.
  99. Как написать кейс? Мастерская E-xecutive http://www.e-xecutive.ru/workshop/article 136/
  100. О., Кривошеев А. Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения //Alma mater. 1994. № 1. С. 18 22.
  101. Батюкова 3. И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. № 3. С. 98 102.
  102. В. М. Рефлексивно-психологические особенности проектирования профессионального бизнес-образования: Автореф. дис. канд. лед. наук. Бийск, 1995. 24 с.
  103. М. И., Вымятин В. М., Григорьев С. Г. и др. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. М.: Изд-во ТГУ, 2002. -84 с.
  104. И. В., Мороз В. К. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. М.: ИНИНФО, 1993.
  105. М. Н. Формирование региональной сети дистанционного образования // Дистанционное образование, 1996, № 1.
  106. А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): учеб. пособие: в 2 кн. / А. А. Андреев. -М.: МЭСИ, 2000.
  107. . Образование: Сокрытое сокровище: Докл. Междунар. комис. по образованию для XXI в., представленный ЮНЕСКО // Унив. книга. 1997. С. 26−35.
  108. В. В., Власова Ю. Ю. Социальные предпосылки развития массового интернет-обучения в России // Информационные технологии в образовании: Материалы конф. М.: МЭСИ, 2002. С. 107 111.
  109. Д. И. Метод оценки результатов электронного тестирования через Интернет / Д. И. Попов // Развитие системы тестирования в России: тез. докл. Третьей науч.-метод. конф. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2001.
  110. В. Л. Web-lectoring: Новейшая технология преподавания на основе сети Интернет // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конф. М., 2001. С. 439.
  111. П. В. Построение современной концептуальной модели системы корпоративного обучения на основе распределенной среды дистанционного обучения Learning Space 4.0 / П. В. Гусев // Телематика-2001: тр. Между нар. науч.-метод. конф. СПб., 2001.
  112. С. А. Цели и перспективы создания региональном системы открытого образования / С. А. Запрягаев, С. Д. Кургалин, А. 11. Толстобров // Телематика-2001: тр. Между нар науч.-метод. конф. СПб.: СП6ГИТМО, 2001.
  113. Открытое образование объективная парадигма XXI века / Ж. Н. Зайцева и др.- под общ. ред. В. П. Тихомирова. — М.: МЭСИ, 2000. — 204 с.
  114. Д. JI. Сравнительный анализ современных САПР сетевых курсов / Д. JI. Титарев // Открытое образование в России XXI века: материалы Восьмой междунар. конф. М.: МЭСИ, 2000. С. 228 — 231.
  115. А. М. Выбор оптимальных способов доставкиобразовательной информации в дистанционном образовании / А. М. Бершадский, И. Г. Кревский //тез.докл. Всерос. научн.-методич. конф-СПб., 1999.
  116. А. М. Применение мобильных технологий в региональной системе дистанционного образования / А. М. Бершадский, И. В. Савиных, А. А. Косов // Открытое образование. 2005. — № 6. С 45 — 51.
  117. Г. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Развитие новых моделей дистанционного образования // Дистанционное образование в России: Постановка проблемы и опыт организации. М., (Б-ка дистанц. образования). 2001.-170 с.
  118. А. С., Афанасьев Ю. А., Гаврилов Е. Б., Никитина Н. Ш. Развитие дистанционного образования в сибирском регионе // Дистанц. образование. 1998. № 5. С. 15 19.
  119. А. В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. М., 2001. С. 258−260.
  120. Российский рынок систем дистанционного обучения: конкуренты только начинают узнавать друг друга // CNews: Интернет-издание о высоких технологиях. 2003. — 17 июня. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/newcom/index.slitml? 2002/01/ 16/126 394.
  121. Е. Л., Сергеева Т. А. Непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимся в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК. 2001. Вып. 3. С. 86 98.
  122. Е. Л. Комплекс учебных средств в открытом дистанционномобразовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК. 2000. Вып. 1. С. 70 75.
  123. Оболочка для создания распределенных обучающих и контролирующих систем (ОРОКС 2.1). М.: МИЭТ, 1999.
  124. С. Л. Учебный процесс в системе открытого образования: опыт и перспективы / С. Л. Лобачев // Телематика-2003: тр. Десятой Всерос. науч.-метод. конф. СПб., 2003. С. 443 — 449.
  125. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003. — 508 с.
  126. В. А., Пишков В. Н. Создание общевузовской информационной среды на основе распределенной кластерной системы // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  127. А. М., Савиных И. В. Особенности реализации подсистем региональной интегрированной системы дистанционного обучения // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  128. Е. М. Динамические модели процессов жизненного цикла образовательных информационных ресурсов // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  129. Ю. О. Результаты апробации предметных цифровых образовательных ресурсов (в рамках проекта НФПК) // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  130. С. А., Кургалин С. Д., Хорошавин С. А. Виртуальные лаборатории в учебном процессе вуза // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  131. И. Б., Серебрянников С. В., Арбузов Ю. В., Зимин А. М., Коршунов С. В., Маслов С. И. Учебный и научный эксперимент в сети Интернет // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  132. И. Н., Елисеев Н. Ю., Нагаев В. Д. Опыт применения лабораторных работ, управляемых компьютером, в физическом практикуме // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  133. А. В., Иванников А. Д., Усков В. JI. Система виртуального обучения на основе стримминг-технологий // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 2006.
  134. В. В., Миняйлов В. В., Покровский Б. И. Учебные материалы на сайте «Chemnet» химического факультета МГУ // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  135. Е. Б., Филонов А. Н. Технологии интеграции распределенных электронных библиотек // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  136. А.В. Факторы, влияющие на качество реализации сетевых и автономных электронных образовательных ресурсов и обучающих систем // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  137. В., Кочурова О. Информационная компетентность взрослых: Содержание, структура, уровни // Новые знания. 1997. № 3. С. 33 36.
  138. В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / Предисл. Н. А. Лобанова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1999.-228 с.
  139. Н.Г. Психологические барьеры в обучении взрослых //
  140. Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып. 3. С. 52 57.
  141. Н. Г. Ценностные ориентиры в тьюторской деятельности // Там же. 2002. Вып. 4. С. 83 90.
  142. М. В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения //Дистанц. обучение. 2000. № 2. С. 49 55.
  143. С. П. Концептуальное проектирование организаций как средство решения проблем управляемости // Проектирование организаций. М., 1977. С. 12−19. (Тр. ЦНИПИАСС-. Вып.17).
  144. А. Г., Сарафанов А. В., Захарьин К. Н. Методические аспекты разработки мультимедийных электронных образовательных ресурсов // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  145. И. Г. О тезераусе «Корпоративное обучение» (версия 0.1.) // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  146. В., Манушин Э. На пути интеграции: К итогам II Междунар. конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва, 1−5 июля 1996 г. // Высш. образование в России. 1996. № 4. С. 3 8.
  147. С. Л. Направления развития информационно-образовательной среды в Воронежском государственном университете / С. А. Запрягаев, С. Д. Кургалин, А. П. Толстобров // Электронные библиотеки в открытом образовании: Вторая Всерос. конф. -М., 2001.
  148. С. Л. Направления развития информационно-образовательной среди в Воронежском государственном университете / С. А. Запрягаев, С. Д. Кургалин, А. П. Толстобров // Электронные библиотеки в открытом образовании: Вторая Всерос. конф. -М., 2001.
  149. Е. В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  150. Ю. В., Зимин А. М., Маслов С. И., Обрадович В. А., Шумов А. В. Всероссийский сервер автоматизированных лабораторных практикумов судаленным доступом // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  151. М. В. Направления развития системы профессиональной подготовки специалистов топографо-геодезического профиля (в контексте информатизации образования) // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  152. О. В., Андрюшкова О. В., Фоменко Н. С. Организация работы с преподавателем, использующим дистанционные технологии в учебной работе // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  153. В. А. Разработка цифровых образовательных ресурсов // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  154. И. Б., Морев И. А., Вовна В. И. Повышение квалификации и подготовка преподавателей системы ДО в Открытом Университете ДВГУ // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2006.
  155. A.M., Брюнин М. М., Краевский И. Г. Средства поддержки жизненного цикла электронных учебных изданий// Телематика -2006:Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  156. Л. С. Формирование ИКТ-компетентности педагогов на основе методического Интернет-центра // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  157. А. О., Фомин С. С. Организационно-правовые основы функционирования системы обучения специалистов высокого уровня подготовки IT-специалистов на основе ВИТ-центров // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской науч.-метод. конф. СПб., 2006.
  158. Г. А. С чего начать. Информационно-педагогическое обеспечение для дистанционного обучения / Г. А. Краснова, М. И. Беляев. -М.: РУДН, 2001.
  159. Г. А Открытое образование: Цивилизационные подходы и перспективы. М.: Изд-во РУДН, 2002. 252 с.
  160. Учебно-методическое и программное обеспечение Томской дистанционной технологии обучения студентов / А. В. Кобзев и др. // Трансформирующие технологии XXI века: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф.-М., 2001.
  161. В. Н., Воронин А. В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург, 2001. Т. 3 (18) С. 18−24.
  162. В. А. К открытому образованию через распределенные университеты / В. А. Журавлев, С. С. Савинский, И. 3. Юсупов // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования: материалы конф.-М.: МЭСИ, 2001.
  163. Т. С, Полат Е. С. Средства обучения: Технология создания ииспользования: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.-203 с.
  164. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат М., 2000.
  165. М. И., Вымятнин В. М., Григорьев С. Г., Гришкун В. В., Демкин
  166. B. П., Краснова Г. А., Коршунов С. В., Макаров С. И., Можаева Г. В., Нежурина М. И., Позднеев Б. М., Роберт И. В., Соловов А. В., Теслинов А. Г., Щенников С. А. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск, 2002.
  167. В. П., Можаева Г. В. Технологии дистанционного обучения. Томск, 2003.
  168. А. Н., Абрамешин А. Е, Воронина Т.П. и др. Управление современным образованием. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  169. В. Г. Дистанционное образование образование XXI в. // Alma mater. 1999. № 5. С. 4−8.
  170. Я. И., Матросов В. JL, Шадрикова В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. // Вестник образования, М., 2005. № 7.1. C. 20−34.
  171. А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003, — 416 с.
  172. . Т. Педагогика. Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1992. 323 с.
  173. Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / Пер. с нем. Ереван, 1990. 44 с.
  174. А. В. Свободное развитие как пространство образования // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997.
  175. В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
  176. Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. -М.: НИИВО, 1994.
  177. В. И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
  178. В. П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
  179. While R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
  180. H. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  181. А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8.
  182. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  183. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  184. И. Ю. Структура совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых в системе дистанционного образования // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. Вып.З. С. 106−115.
  185. Ю. Н. Психология образования взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  186. Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  187. JI. И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
  188. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации // Сб. науч. трудов. Санкт-Петербург, 1992.
  189. Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования/Юбразование и наука. 2002. № 2 (14).
  190. И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / Отв. ред. И. А. Зимняя. Вып. № 2. М., 1992.
  191. И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003.
  192. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  193. А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. № 8.
  194. А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  195. Л. А. Компетентность в общении. ^ М., 1989.
  196. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
  197. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
  198. А. В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
  199. А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  200. Baiby К. D. Methods of Social Research N-Y., London. 1982.
  201. Isaeva Т. E. To the nature of Pedagogical Culture: Competence Based approach to its 81гисШге//Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. — Ростов-на-Дону, 2003.
  202. К., Социальная компетенция. Ключевые компетенции, www. uni-protokolle.de/Forum/25, 2003 (на немецком языке).
Заполнить форму текущей работой