Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода
Управление речемыслительной деятельностью учащихся в школе реально лишь при наличии различных видов дидактических материалов. Они, с одной стороны, служат опорой для создания естественности процесса общения на уроке, а с другой стороны — создают оптимальные условия для естественного запоминания нового материала. Обучение иностранному языку как средству общения должно быть организовано как… Читать ещё >
Методика обучения монологической речи с использованием коммуникативного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Приемы коммуникативного подхода
Каким же образом создать коммуникативную атмосферу на типичных уроках иностранного языка?
Поскольку общение всегда предметно и предполагает обмен информацией, то необходимо обеспечить содержательность коммуникации посредством создания учебных проблем, ситуаций общения программной тематики. Принципиальными являются возможность объединения и концентрации учебного материала урока вокруг проблемы и создание потребности в освоении новой лексики или грамматики. В этом случае языковые знания важны не сами по себе, а как получать или сообщать информацию с помощью изучаемого языка. Важны так же отбор и организация учебного материала на основе ситуаций и проблем общения, которые представляют интерес для учащихся.
Коммуникативно ориетированный урок — это своеобразный сценарий, в котором взаимосвязаны и обусловлены все этапы урока, между ними не должно быт резких переходов. Все речевые образцы должны отрабатываться в процессе естественного общения.
Не менее важный аспект — моделирование ситуаций общения как наиболее типичных вариантов речевого взаимодействия в процессе обучения иностранному языку. Ситуативность способна воссоздать коммуникативную реальность на всех этапах процесса овладения иноязычным общением. Для ознакомления с новым языковым явлением коммуникативная методика ориентирует на создание учителем ситуаций, включающих данное явление, и их разыгрывание в виде беседы. Коммуникативность обязывает учителя вводить новый лексический и грамматический материал в виде сюжета, рассказа.
Таким образом, подлинное общение всегда происходит в ситуации, определяемой экстралингвистическими факторами. Можно заключить, что общение возможно лишь при наличии коммуникативной ситуации, в которой учтены все компоненты.
Отбор, организация и усвоение учебного материала должны осуществляться с учётом принципа его функциональности. К сожалению, довольно часто учащиеся, зная слова, умея образовывать ту или иную грамматическую форму, оказываются не в состоянии использовать эти знания и умения в речи. Доказано, что в этом случае речевая единица не ассоциируется с решением соответствующей коммуникативной задачи, так как она заучивается в отрыве от выполняемой ей речевой функции.
Принцип функциональности определяет многие аспекты образовательного процесса по иностранному языку:
- -выдвижение на первый план функции речевой единицы. Формирование лексических навыков, по меткому выражению Е. И. Пассова, должно осуществляться на основе стратегии «Употребляя, запоминай! «.
- — квантование языковых знаний и их предъявление в виде практикоориентированных инструкций с приоритетом на функцию, так как в конкретном случае употребление языкового материала должно обеспечивать решение конкретной речевой задачи.
- — овладение языковым материалом в процессе решения коммуникативных задач. Коммуникативный подход не допускает введения материала и его отработку вне контекста в тех речевых ситуациях, которые будут обсуждаться на данном уроке. Функциональность предполагает, что материал усваивается сразу в речевой деятельности: для закрепления учащемуся предлагается подтвердить услышанное, уточнить, возразить, т. е. школьники выполняют такие виды заданий, которые побуждают их к действию в конкретной ситуации и таким образом обеспечивают ситуативно обусловленное усвоение языкового материала.
Обучение иностранному языку как средству общения должно быть организовано как деятельность в деятельности. Это означает, что оно осуществляется в форме взаимодействия учителя и учащихся, совместного решения определённых коммуникативных задач, что реально в тех случаях, когда учитель:
- — является участником процесса общения; для этого он должен уйти от академичности и вести урок только на иностранном языке;
- — хорошо владеет устной речью для того, чтобы быть в состоянии стимулировать, направлять, поддерживать учащихся в их стремлении говорить на языке.
Деятельностный характер речевого общения предполагает учёт учителем структурных и функциональных особенностей каждого вида речевой деятельности. Учитель хорошо должен знать, какие действия и операции составляет процесс восприятия речи на слух, какие умения должны быть сформированы для обеспечения диалога на иностранном языке, чем отличается монолог от диалога, какие стратегии предпочтительнее использовать при извлечении из текста полной или выборочной информации.
Управление речемыслительной деятельностью учащихся в школе реально лишь при наличии различных видов дидактических материалов. Они, с одной стороны, служат опорой для создания естественности процесса общения на уроке, а с другой стороны — создают оптимальные условия для естественного запоминания нового материала.