Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В российской школе на протяжении ряда лет успешно используется компьютерная техника, прежде всего в целях: повышения эффективности управления, как отдельными образовательными учреждениями, так и разноуровневыми системами образования в целомизучения основ информатикиповышения эффективности педагогического процесса на основе использования новых информационных технологий (НИТ) и др. И это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Информатизация как ведущий вектор развития современного образования
    • 2. Дидактические подходы к развитию дистанционного обучения в
  • России и за рубежом
    • 3. Предпосылки использования технологии дистанционного обучения в общеобразовательной школе
  • Выводы по главе I
  • Глава II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Методологические принципы образования, основанного на высоких технологиях
    • 2. Основные направления организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе
    • 3. Технологические особенности использование ДО в общеобразовательной школе
  • Выводы по главе II
  • Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Системная модель управления инновационными процессами при дистанционном обучении

Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход общества от постиндустриального к информационному пути развития определяет необходимость формирования информационно-коммуникационных компетенций у подрастающего поколения уже на ранних этапах обучения. Это требование звучит не только в разработках различных исследователей, общественности, но и в принятых государственных документах. Так новые стандарты содержания образования предусматривают обязательное изучение информатики уже в начальной школе. Федеральные целевые программы «Развитие единой образовательной среды (2001;2005 годы)» (РЕОИС), «Электронная Россия (2002;2010 годы)» кроме прочих вопросов выдвигают проблемы создания нового поколения электронных учебников и разработки интерактивных средств доставки учебных материалов во все общеобразовательные учреждения и организации.

В российской школе на протяжении ряда лет успешно используется компьютерная техника, прежде всего в целях: повышения эффективности управления, как отдельными образовательными учреждениями, так и разноуровневыми системами образования в целомизучения основ информатикиповышения эффективности педагогического процесса на основе использования новых информационных технологий (НИТ) и др. И это не случайно, так как НИТ обеспечивают широкую вариативность учебного материала, что определяет возможность индивидуализации учебного процесса. Как показывает практика, овладение навыками использования современных информационных систем способствует формированию у учащихся умений: планировать свою деятельность, находить необходимую информацию, строить информационные модели процессов и объектов, структурировать свои сообщения. Эти навыки являются неотъемлемой составляющей успешной самореализации личности в информационном обществе.

В настоящее время во всем мире активно развиваются технологии дистанционного обучения (ДО), базирующиеся на создании интерактивных сред. Бурное развитие НИТ определяет необходимость и возможность более широкого использования ДО. Ведь ДО в своей основе предполагает возможность гибко реагировать на потребности общества и личности, по сути, является технологией личностно-ориентированного обучения.

В нашей стране развитию ДО способствуют: новые требования к образованию, выдвигаемые в ходе социально-экономических преобразованийновые требования населения к образовательной сферебыстрое развитие компьютерной техникиинтеграция в мировое образовательное пространство, характеризующееся значительной конкуренцией на рынке образовательных услуг.

Вместе с тем, в России сложились отрицательные тенденции, ограничивающие не только развитие ДО, но и более широкое внедрение в сферу образования НИТ. К ним следует отнести: различие в подходах к информатизации образования у разработчиков программного обеспечения учебного процесса и практических работников школы, что ведет к серьезным разногласиям по поводу — методологических подходов к созданию учебно-методической продукции, роли ДО в современной школе, как и других инновационных технологий по сравнению с традиционными.

Эти тенденции определяют противоречия между необходимостью широкого внедрения ДО в общеобразовательную школу, как это обстоит в средней и высшей профессиональной школах, и: слабой разработанностью принципов и направлений реализации ДО в общеобразовательной школеотсутствием методов сопоставительного анализа традиционных методик и ДОотсутствием единого банка данных по мультипликации успешных решений, связанных с внедрением ДО в практику работы профессиональной школы на уровне школы общеобразовательнойпротиворечивостью данных о влиянии компьютерных технологий на здоровье детейнеразработанностью организационно-управленческой структуры, механизмов и нормативно-правового обеспечения ДОслабой разработанностью теоретических основ, в том числе принципов, критериев, средств и систем контроля качества ДО в школенедостаточной финансовой поддержкой развития ДО и др.

Данных противоречия определяют важную педагогическую проблему, связанную с необходимостью разработки теоретических основ развития ДО в общеобразовательной школе. На пути решения этой проблемы в нашем исследовании мы останавливаемся на поиске и реализации принципов, направлений и механизмов развития ДО в рамках общеобразовательной школы. Решение этих задач определило тему исследования «Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе». Реализация данной темы имеет, по нашему мнению, и серьезную социальную значимость, так как организация ДО в общеобразовательной школе расширяет возможности детей, не посещающих школу, в том числе и детей-инвалидов, получить качественное образование.

Цель исследования — определить организационно-педагогические условия и эффективные направления развития дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Объект исследования — совершенствование учебного процесса в общеобразовательной школе в условиях информатизации сферы образования.

Предмет исследования — развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования — развитие дистанционного обучения в современной общеобразовательной школе будет эффективным, если: на основе выделения причин, сдерживающих развитие дистанционного обучения определена совокупность принципов, обеспечивающая развитие общеобразовательной школы на основе использования ДОвыделены направления развития ДО и механизмы их реализацииразработана и апробирована модель управления инновационными процессами при дистанционном обученииразработаны и апробированы критерии и индикаторы успешности дистанционного обучения.

В работе мы анализировали принципы построения педагогических систем, предложенные в трудах В. В. Анисимова, С .Я. Батышева, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, В. Ф. Кривошеева, A.M. Новикова, В. В. Серикова, В. А. Сластенина [10- 26- 29- 36- 85- 101- 125- 128] и др.- проблемы управления в образовании, которые отражены в работах В. И. Бочкарева, О. Г. Грохольской, И. А. Коробецкого, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, П. И. Третьякова, К. М. Ушакова, Е.А., Т.И. Ша-мовой, Е. А. Ямбурга [10- 41- 58- 131- 133- 134- 136- 145- 152] и др.- различные аспекты инновационной деятельности в школе, которые раскрываются в исследованиях Е. В. Бондаревской, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, М. М. Поташника [36- 89- 95- 114] и др.

Принципиальное значение для выполнения этой работы имели труды известных отечественных педагогов и психологов А. Г. Асмолова, Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Ю. К. Васильева, А.В. Занко-ва, B.C. Кузина, B.C. Леднева, М. Н. Скаткина, Д. И. Фельдштейна, С. Т. Шацкого [19- 23- 48- 66- 86- 90- 127- 137- 146] и др.

В настоящее время проблема развития дистанционного обучения рассматривается с различных позиций. В исследованиях И. Н. Антипова, Г. А. Бордовского, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, B.C. Леднева, В. М. Монахова, И. Мюгриджа, Е. С. Полат [14- 39- 65- 87- 91- 97- 111- 165] и др. рассматриваются стратегические направления информатизации образования, в том числе и ДО.

Психолого-педагогические аспекты проблемы представлены в исследованиях Н. В. Апатовой, П. Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, И. И. Ильясова, М. Мура, П. И. Пидкасистого, В. Г. Разумовского, И. В. Роберт, В. В. Рубцова, Д. Холмберга [15- 52- 53- 67- 110- 120- 122- 123- 162- 163] и других ученых.

Целый ряд исследователей раскрывает концептуальные подходы и механизмы реализации ДО в профессиональной школе: А. А. Андреев, Я. А. Ваграменко, С. Гури-Розенблит, В. П. Кашицин, В.И., Овсянников [7- 44- 71- 102- 160] и др. (высшее профессиональное образование) — Н. Р. Глушнева, А. В. Густырь, В. И. Невзорова, Л. Церич и П. Са-батье, В. П. Чернов, Л. Н. Широкова [56- 59- 98- 144- 147- 155] и др. (среднее профессиональное образование.

Проблемы ДО в общеобразовательной школе раскрыты на сегодняшний день недостаточно, хотя им уделено внимание в исследованиях Н. Н. Абакумовой, А. В. Гаврилина, Дж. Даниэль, Н. В. Монахова, И. В. Роберт, Е. В. Хмельницкой [1- 51- 96- 121- 140- 156], в которых вопросы развития ДО в общеобразовательной школе не являлись первостепенными.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования: проанализировать основные подходы к использованию ДО в различных уровнях образованияопределить совокупность принципов, обеспечивающих эффективное развитие ДО в общеобразовательной школевыделить направления развития ДО в общеобразовательной школе и механизмы их реализацииразработать и апробировать модель управления инновационными процессами при дистанционном обученииразработать критерии и индикаторы успешности дистанционного обучения.

Теоретико-методологической основой исследования послужили базовые положения диалектико-материалистической теории познания, диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, системного подхода к отражению явлений миратеория управлениятеория научного моделирования. А также: аксиологический подход к изучению явлений действительности и творческому использованию педагогического наследия прошлого (С.И. Гессен, Г. Б. Корнетов, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин [55- 82- 100- 116] и др.) — теория личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская [5- 36- 62- 125- 150] и др.) — идеи гуманизации образования (С.И. Архангельский, В. М. Кларин, А. А. Мелик-Пашаев, А. М. Новиков, Е. Н. Шиянов [17- 74- 94- 101- 148] и др.) — идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, А. В. Петровский, В. Н. Садовский, Ю. Г. Юдин [21- 22- 28- 32- 108] и др.).

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, разных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати, опыта практической деятельностииспользовались при этом методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Экспериментальной базой исследования являлись ГОУ средние общеобразовательные школы №№ 1065- 1980; 1992 г. Москвы, лицей № 1536 г. Москвы, негосударственное образовательное учреждение Колледж экономики и права города Щелково, Московской области.

Организация и этапы исследования.

Диссертация выполнена в реализацию Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной среды (2001;2005 годы)», Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002;2010 годы)», других федеральных и региональных нормативно-правовых документов, определяющих основные требования к системе образования.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

1 этап (1999;2000 гг.).

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование библиографической базы. Анализ социологических данных по проблеме.

2 этап (2000 — 2003 гг.).

Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Разработка и внедрение организационно-педагогических условий развития дистанционного обучения в общеобразовательной школе. Подготовка публикаций к печати.

3 этап (2003 — 2004 ггЛ.

Систематизация и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем: на основе выделения причин, сдерживающих развитие дистанционного обучения, показано, что успешность ДО в общеобразовательной школе определяется совокупностью принципов: интерактивности, стартовых знаний, адаптивности процесса обучения и передаваемое&tradeматериала в дистанционном образовании, диалогичности, обеспечения гибкости обучениявыделены направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным учебным программамреализация исследовательских проектов в интерактивной среде и определены требования к организации учебного процесса при реализации данных направленийопределены этапы моделирования учебного процесса по предмету, а также разработана и апробирована модель исследовательской деятельности учащихся в условиях дистанционного обученияразработана и апробирована модель управления инновационными процессами при дистанционном обучении, базирующаяся на: системном подходе, коллегиальности при принятии решенийширокой вариативности модульных маршрутов получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегосяразработаны и апробированы критерии и индикаторы успешности дистанционного обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем на основе выделения причин, сдерживающих развитие ДО в общеобразовательной школе, определены организационно-педагогические условия (совокупность принципов, направления и механизмы их реализации, модель управления, критерии и индикаторы) развития школы на основе использования дистанционного обучения. Эти положения обогащают теорию дистанционного обучения и общую теорию педагогики, через обоснование новых подходов к структурированию учебного материала, содержанию и функциям новых информационных технологий в системе общего образования, а также служат основой для новых исследований в соответствующей области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы на пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Разработаны, научно обоснованы и внедрены организационно-педагогические условия развития общеобразовательной школы в условиях дистанционного обучения.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Совокупность принципов обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе при внедрении дистанционного обучения.

2. Направления и механизмы реализации технологии дистанционного обучения в общеобразовательной школе.

3. Модель управления общеобразовательной школой в условиях дистанционного обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на совещаниях, заседаниях лабораторий ИОО Минобразования РФнаучно-методических советах колледжейпедагогических советах школв докладах материалов диссертационного исследования на Ученых советах Гуманитарного университета РАНИОО Минобразования РФАПК и ПРОМГСУнаучно-практических конференциях, проводившихся Департаментом образования г. Москвы.

Выводы по главе III.

1. Администрация образовательного учреждения в условиях ДО объективно не в состоянии контролировать успешность хода учебного процесса методами, используемыми в традиционной школе (посещение уроков, анализ успеваемости группы, потока и др.). В связи с этим, в управлении учреждением ДО должна быть реализована такая модель, при которой эффективность учебного процесса обеспечивается совместными усилиями администрации и всего преподавательского состава.

2. Показано, что успешное функционирование системы ДО возможно только в режиме развития. А сам режим развития напрямую связан с постоянной разработкой новых учебных программ, модулей, маршрутов обучения.

3. Предложена и апробирована системная модель управления инновационными процессами при дистанционном обучении, базирующаяся на системном подходе, коллегиальности принятия решений с учетом индивидуально-личностного компоненташирокой вариативность модульного маршрута получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегося.

Модель включает: диагностику успеха профессиональной деятельности педагогамотивацию учащихся на непрерывное образование и самообразованиемодульный принцип при разработке содержанияконсультационно-справочную, тренинговую и диагностическую подсистемы для учащихся;

4. Выделены этапы моделирования учебного процесса при дистанционном обучении по предмету: планирование процесса обученияподготовка и передача учебно-методического комплекса по дисциплинамкомпьютерное обучениеработа с преподавателем при личном контактетехническое обеспечение дистанционного обучения включает.

5. Разработана и апробирована методика нелинейного структурирования процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин (многообразие маршрутов), предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося.

Основными элементами рассматриваемой методики являются следующие: в программу дисциплины дополнительно вводится ряд специальных разделов, имеющих, как правило, непосредственное отношение к содержанию предпрофессиональной подготовки будущих специалистов (внешний модуль дисциплины) — с помощью матрицы взаимосвязи элементов содержания дисциплины выделяются базовые знания (внутренний модуль дисциплины) — каждый учащийся разрабатывает собственную индивидуальную программу курса, включающую в качестве обязательного элемента внутренний модуль, а также отобранные им разделы и отдельные темы из внешнего модуля (при условии, что составленная таким образом программа исчерпывает содержание одного из альтернативных маршрутов данного курса.

6. Разработана и апробирована модель исследовательской деятельности учащихся в условиях дистанционного обучения. Модель базируется на выполнении разноуровневых исследовательских проектов. Выделены требования к организации исследовательских проектов: структурированность, поэтапность, оценка промежуточных и итоговых результатов, а также эффективности различных проектов между собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты, их эффективная апробация позволяют, по нашему мнению, утверждать, что гипотеза подтвердилась, цель достигнута, а все исследовательские задачи реализованы. Так, в исследовании в ходе анализа основных подходов к использованию ДО в различных уровнях образования: теорий автономии и независимости, индустриализации, взаимодействия и коммуникации, теоретического проектирования и осмысления учебной деятельности сделан вывод о том, что все они ориентированы на профессиональное образование. При этом показано, что наиболее эффективно в общеобразовательной школе может быть использована теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.

В работе показано, что при дистанционном обучении в общеобразовательной школе в первую очередь при организации педагогического процесса должны учитываться следующие принципы: интерактивности, стартовых знаний, адаптивности процесса обучения и передаваемости материала в дистанционном образовании, диалогичности, обеспечения гибкости обучения.

Нами были выделены ведущие направления ДО в общеобразовательной школе: непосредственно обучение по различным программам и реализация исследовательских проектов в интерактивной среде, а также механизмы их реализации (этапы моделирования учебного процесса при дистанционном обучении по предмету и модель исследовательской деятельности учащихся в условиях дистанционного обучения);

В ходе исследования разработана и апробирована модель управления инновационными процессами при дистанционном обучении В основе предложенной в работе модели управления инновационными процессами при дистанционном обучении лежат: системный подход, коллегиальность при принятии решенийширокая вариативность модульных маршрутов получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегося.

На заключительном этапе исследования разработаны критерии и индикаторы успешности дистанционного обучения. В качестве критериев оценки успешности обучения выступают уровень сформирован-ности понятийного аппарата (знаниевый компонент) умение применять полученные знания (уровень компетентности). Индикаторы выделенных критериев: умение сформулировать понятиевыделить его отличительные признакиопределить роль понятия в контексте изучаемой программы или реализуемого проектаумения использовать понятие в стандартной и нестандартной ситуациях и представить возможные расширительные толкования понятия.

Апробация результатов исследования показала, что успеваемость учащихся, использующих ДО стала выше по сравнению с одноклассниками на конец 2001;2002 у.г.: IX класс на 17,2%- X класс на 16,8%- XI класс на 15,1% и на конец 2002;2003 у.г.: IX класс на 18,5%- X класс на 16,4%- XI класс на 14,6%. В качестве интегрированной оценки использовался средний балл по всем предметам. При этом постоянно повышается количество учеников, занимающихся следовательской деятельностью. Косвенным показателем эффективности ДО в рамках общеобразовательной школы, служит тот факт, что в 2003 году в вузы г. Москвы поступило 98% обучавшихся по соответствующим программам.

Не менее важным представляется широкое вовлечение в учебную и исследовательскую деятельность детей-инвалидов. В настоящее время по различным программам ДО работают 56 таких учащихся, хотя еще два года назад они были лишены широкого, пусть виртуального, общения со сверстниками, достаточно ограничены в учебной деятельности.

На наш взгляд, перспективные исследования по проблеме должны быть связаны с определением направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий.

1. Выделены основные проблемы развития информационных технологий в сфере образования: отсутствие механизмов, измерения и оценки влияния новых технологий на процесс обучения с точки зрения отдачи, действенности и эффективности образованиянедостаточная разработанность новых парадигм анализа и оценки, которые наилучшим образом отражают когнитивные процессы обучения и получения навыков, приобретенных на основе эффективного применения ИТотсутствие объективного сравнительного анализа результатов применения методов традиционной педагогики, педагогики, обогащенной использованием ИТ, а также систем образования, основанных на информационных технологияхнедостаточная разработанность и апробация концептуально новых методик преподавания при использовании ИТне проработанность приоритетных направлении внедрения в систему обучения и подготовки специалистов тех образовательных технологий, которые наиболее соответствуют ресурсам, инфраструктуре и потребностям конкретного государстваотсутствие: модели организации системы повышения квалификации и профессионального совершенствования преподавателей и инструкторов без отрыва от основной деятельностианализа, накопления и распространения информации о передовом опыте использования ИТ в образованиинеобходимость создания единого банка данных по практическому применению ИТ, полученных в сопоставимых условиях, а также необходимость проверки, упрощения и коррекции терминологии в области ИТотсутствие объективных исследований в области изучения различных воздействий ИТ на здоровье и поведение учащихся, возможностей (и опыта) использования ИТ в работе с учащимися, имеющими особые потребности (физические недостатки, отставание в развитии и др.) — недостаточность исследований о представлениях учащихся и преподавателей о ИТ и их отношении к ИТпо модификации компьютерного интерфейса для процесса обучения, особенно при подготовке преподавателейроли ИТ в образовании взрослыхпроблем анализа соотношения стоимости и результатов образования с применением ИТ и на его основе определения приоритетов инвестиций в ИТ в различных странах.

2. На основе рассмотрения опыта развитых стран, выделены приоритетные направления развития ИТ в сфере образования: внедрение информационных технологий (ИТ) в школах, университетах и институтах неформального обучения (ИТ как предмет изучения и как инструмент обучения) — подготовка учителей и совершенствование системы их информационной поддержки, разработка образовательного программного обеспеченияпереход от локального к интегрированному подходу в использовании ИТ в образованиииспользование ИТ в статистике образования, менеджменте и административном руководстве системой образованияразвитие дистанционного и открытого образования (использование ИТ как средств коммуникации в учебных целях).

3. Выделены отрицательные тенденции, сложившиеся в современной России и сдерживающие применение ИТ в сфере образования: технократический подход к процессу информатизации школы, распространенный среди специалистов, сопровождающих освоение вычислительной техники в педагогической сференаличие устойчивых традиций в процессах обучения и учения, сформированных практически на генетическом уровнеотсутствие средств на создание программных компьютерных комплексов, систем, учебников и т. п., ориентированных на взаимодействие с традиционными образовательными технологиями.

4. Выделены приоритетные направления применения компьютера в российской школе: изучение основ информатики и вычислительной техникиприменение информационных технологий в образовательном процессеуправление образовательными учреждениями и региональными образовательными системами на основе использования информационных технологий.

5. Показано, что важнейшим преимуществом применения информационных технологий в образовании является обеспечение индивидуальной траектории образования личности и выделены приоритеты в организации индивидуализации учебного процесса, связанные с его системным характером и реализуемые за счет программируемо-сти и высокой степени адаптируемости информационных систем обучения.

6. Рассмотрена система показателей эффективности овладения навыками использования современных информационных систем. Это умения: планировать свою деятельность, находить необходимую информацию, строить информационные модели процессов и объектов, структурировать свои сообщения.

7. Рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения (ДО) и его связи с традиционным образованием:

ДО и деятельность систем открытого образования (С. Гури-Розенблит), а также исторический аспект развития ДО (И. Мюгридж) — компаративный анализ дистанционного обучения (Д. Холм-берг, Д. Киган, Р. Поль, М. Мур и др.- роль ДО в предоставлении возможностей обучения для непривилегированных слоев населения обсуждалась (JI. Церич, П. Саба-тье) — новые технологии в ДО (Дж. Даниэль, Ж. Редди) — экономический аспект ДО (Ж. Рамбл, А. Смит, Д. Холмберг) и сделан вывод, что теоретическое обоснование дистанционного обучения остается незавершенным. При этом отсутствие единой общепризнанной теории ослабляет практику дистанционного обучения.

8. Выделены теоретические концепции ДО, принятые на Западе: теория автономии и независимости (Р. ДеллингК. Ведемей-ерМ. Муртеория индустриализации (О. Петере) — теория взаимодействия и коммуникации (Д. ХолмбергА. БетеД. Сьюарт).

9. Показано, что в российской педагогике подходы к ДО базируются на основах теоретического проектирования и осмысления учебной деятельности.

10. Выделены отличительные особенности ДО, определяющие высокую интенсивность общения между обучающимся и преподавателем, усиление деятельностной основы, индивидуализацию учебного материала темпов и пластичности обучения: интенсивный диалог между учащимся и преподавателемспособ подачи учебного материала позволяет усилить дея-тельностную основу образованияповышение эффективности управления учебным процессом на основе использования современных средств коммуникацийусиление личностно ориентированного акцента, при росте значения индивидуального учебного компонента в ДО по сравнению с традиционным обучениеминтенсификация совместной деятельности учащихся при более простой организации электронных: конференций, семинаров и обсуждений, вплоть до разработки совместных проектовминимизация затрат на получение учебных материалов, переездов и т. п.- обеспечение возможности любому человеку обучаться в любом образовательном учреждении у любого преподавателя вне зависимости от места его жительства и места расположения образовательного учреждения.

11. Показаны преимущества децентрализованной модели ДО, при которой учащийся обращается к образовательному учреждению или преподавателю непосредственно. При этом происходит смещение акцента с приемо-передаточной деятельности на поддержку и аттестацию обучающихся. Весь учебный процесс строится на освоении учащимся трех видов учебного материала: краткосрочного, основой которого являются конкретные задания с конкретным же теоретическим сопровождениемсреднесрочного — на основе проблемных заданий с дополнительным материаломдолгосрочного теоретического материала с примерами выполнения заданий и решения проблем.

12. Рассмотрены предпосылки, способствующие развитию ДО в России:

У интенсивное развитие национальной информационной структурыразвитие средств связиизменения на компьютерном рынке России. Годовой прирост продаж персональных компьютеров составляет 32% в годинтенсификация исследований по внедрению информационных и коммуникационных технологий в образование.

13. Показано, что в условиях ДО меняется роль преподавателя. Происходит разделение на специалистов по разработке специальных учебных пособий, пригодных для преподавания в дистанционной форме, с использованием сетевых и мультимедийных технологий, и на преподавателей — тьюторов, способных организовать учебный процесс, донести предмет до учащихся.

14. Рассмотрены возможности ДО при педагогическом проектировании учебной деятельности учащихся. Показаны источники, цели, содержание и методы проектирования учебной деятельности в условиях ДО.

15. Выделены педагогические проекты (личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное, программированное обучение), которые наиболее эффективно могут быть использованы в системе ДО.

16. Анализ принципов развития ДО в различных уровнях образования показывает, что в общеобразовательной школе в первую очередь при организации педагогического процесса должны учитываться следующие принципы: интерактивности, стартовых знаний, индивидуализации, идентификации, диалогичности, обеспечения гибкости обучения, адаптивности процесса обучения и передаваемости материала в дистанционном образовании.

17. Рассмотрены четыре концепции дистанционного образования: теория автономии и независимости, теория индустриализации, теория взаимодействий и коммуникации, теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя. При этом показано, что наиболее эффективно в общеобразовательной школе может быть использована теория координирующего подхода в познавательном процессе со стороны преподавателя.

18. Рассмотрены основные направления организации дистанционного обучения на различных уровнях образования.

19. Выделены требования к организации ДО: гибкость — выступает и как принцип развития ДО и как ведущее требование к построению учебно-воспитательного процессамодульностьэкономическая эффективностьизменение роли преподавателяспециализированный контроль качества образованияиспользование специализированных технологий и средств обученияопора на современные средства передачи образовательной информации.

20. Показано, что развитие ДО определяет необходимость преодоления существующей разобщенности и несогласованности в решении этой проблемы на различных уровнях образования: требований, государственного образовательного стандартаобщих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДОединых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДОсоздания единой информационно-образовательной среды СДОобъединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие СДО в целомединого стратегического управления системой.

21. Показано, что при проектировании процесса ДО в общеобразовательной школе следует отдавать предпочтение горизонтальным связям, а не вертикальным.

22. Исходя из идеи о том, что уровень развития учащегося может быть оценен через усвоение понятийного аппарата и умение его использовать, определены соответствующие критерии. По уровню усвоения и по сформированности умений использования понятийного аппарата.

23. Разработана типология моделирования программ ДО, включающая необходимость использования трех блоков: диагностического, содержательного и контрольного.

24. На основе анализа использования различных типов программного обеспечения для ДО показано, что в общеобразовательной школе с наибольшим успехом могут применяться системы управления обучением и контингентом.

25. Администрация образовательного учреждения в условиях ДО объективно не в состоянии контролировать успешность хода учебного процесса методами, используемыми в традиционной школе (посещение уроков, анализ успеваемости группы, потока и др.). В связи с этим, в управлении учреждением ДО должна быть реализована такая модель, при которой эффективность учебного процесса обеспечивается совместными усилиями администрации и всего преподавательского состава.

26. Показано, что успешное функционирование системы ДО возможно только в режиме развития. А сам режим развития напрямую связан с постоянной разработкой новых учебных программ, модулей, маршрутов обучения.

27. Предложена и апробирована системная модель управления инновационными процессами при дистанционном обучении, базирующаяся на системном подходе, коллегиальности принятия решений с учетом индивидуально-личностного компоненташирокой вариативность модульного маршрута получения информации, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности учащегося.

Модель включает: диагностику успеха профессиональной деятельности педагогамотивацию учащихся на непрерывное образование и самообразованиемодульный принцип при разработке содержанияконсультационно-справочную, тренинговую и диагностическую подсистемы для учащихся;

28. Выделены этапы моделирования учебного процесса при дистанционном обучении по предмету: планирование процесса обученияподготовка и передача учебно-методического комплекса по дисциплинамкомпьютерное обучениеработа с преподавателем при личном контактетехническое обеспечение дистанционного обучения включает.

29. Разработана и апробирована методика нелинейного структурирования процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин (многообразие маршрутов), предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося.

30. Разработана и апробирована модель исследовательской деятельности учащихся в условиях дистанционного обучения. Модель базируется на выполнении разноуровневых исследовательских проектов. Выделены требования к организации исследовательских проектов: структурированность, поэтапность, оценка промежуточных и итоговых результатов, а также эффективности различных проектов между собой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М: Наука, 1980. 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 365 с.
  3. А.Н. Система: философская категория и реальность. -М., 1976.-365 с.
  4. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень, 1997. — 215 с.
  5. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.02)/МЭСИ, Ин-т общ. сред, образования РАО. -М., 1999. -289 с.
  6. А.А. Педагогика высшей школы (новый курс). — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 225 с.
  7. В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Изв. Рос. акад. образования. -2001. № 1. — С. 35−42
  8. Г. М., К. Хелкама, Е.М., Дубовская и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1997. — № 4 -С. 31−41
  9. Ю.Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Коробецкий И. А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М.: МКО, 2000.- 129 с.
  10. П.Анисимов В. В., Кашицин В. П. Организационно-педагогические условия развития дистанционного образования в России. — М.: ИОО Минобразования РФ, 2000. 99 с.
  11. В.В., Грохольская О. Г., Муранов А. А. Организационно-педагогические условия информатизации образования в начальной школе. М.: Издательство Института общего образования, 2003. — 74 с.
  12. В.В., Широкова J1.H. Дистанционное обучение в техническом колледже. М.: ИОО Минобразования РФ, 1997. — 45 с.
  13. И.Н., Петрова М. А. В лабиринте чисел и команд: Вперед, по тропинкам блок-схем // Начальная школа. — 1995. — N 5. — С. 28−34.
  14. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1994. — 354 с.
  15. А.С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Перемены. -2002. № 1. -С. 131−155.
  16. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. — М., 1976. — 200 с.
  17. А.Г. О политике введения стандартов образования. — 2002. http//www.auditorium.ru.
  18. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. — 1992. № 1−2. С. 5−14.
  19. Н.Е., Филатьева Л. В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования: // Информатика и образование. 2001. — № 4. — С. 35−40.
  20. В.Г. Общество: системность, познание управление. — М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  21. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  22. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  23. А.Б., Марусин В. В., Скибицкий Э. Г. и др. Организационно-педагогические аспекты дистанционного обучения (концепция): Препринт/. Новосибирск: Новосиб. гос. архитектур.-строит, унт, 1998.-37 с.
  24. С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. -1998. № 6. — С. 22−27.
  25. С.Я. Производственная педагогика. М., 1999. — 672 с.
  26. Белая книга Российского образования. — М., 2000. — 246 с.
  27. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
  28. М.: Изд-во Ин-та проф. образования Мин. образования России, 1995. -336 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.- 190 с.
  30. И.В., Юдин З. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973. — 270 с.
  31. П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961. -695 с.
  32. И.М. Информационные технологии в образовании. Новосибирск: Ин-т прогр. средств обучения. — 1995. Вып.12. -1995. — 89 с.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — N 4. — С. 11−17.
  34. Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29−36.
  35. Г. А. Аудиовизуальные информационные технологии в учебной коммуникации / Г. А. Бордовский, Т. Н. Носкова, Л.С. Мако-гоненко // Образование и культура Северо-Запада России. — СПб., 1997.-Т. Вып.2. — С. 130−140.
  36. Г. А. и др. Персональный компьютер на занятиях по физике: Учебное пособие / Г. А. Бордовский, И. Б. Горбунова, А. С. Кондратьев. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. — 116 с.
  37. Г. А., Носкова Т. Н., Степанов А. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения // Педагогика. — 1996. — N4.-С. 40−43.
  38. В.П. Школа России: прошлое и настоящее//Педагогика. -1993.-№ 4. С.3−15.
  39. В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М., 2001. — 192 с.
  40. Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. — 2000. — N 2. — С. 3−9.
  41. Я.А. Некоторые аспекты создания банков педагогической информации / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, Г. Ю. Яламов // Пед. информатика. — 2002. — N 1. — С. 55−62.
  42. Я.А., Богданова С. В. Информационная среда для дистанционного повышения квалификации работников образования Подмосковья // Дистанц. образование. 1998. — N 3. — С. 30−34.
  43. Я.А., Зобов Б. И. Телекоммуникационные сети информационного обеспечения сельских школ // Пед. информатика. — 2002. — N 1.-С. 5−12.
  44. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 272 с.
  45. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М., 1983.
  46. Ю.К., Анисимов В. В. Политехническая направленность профессиональной подготовки. — М.: ИОО Минобразования РФ, 1992. -48 с.
  47. А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования. -М., 1994. № Вып.2. — С. 12−26.
  48. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М-Л: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  49. А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук: (13.00.01). — М, 1997. — 35 с.
  50. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 99 с.
  51. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века?//Педагогика.-2001.-N 10.-С. 3−12.
  52. .С., Шейтерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Советская педагогика. 1991. — № 5−6. — С.3−13.
  53. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
  54. Н.Р. Новые информационные технологии и управление развитием коммерческого колледжа. М.: Издательство Института общего образования, 2002. — 2,5 п.л.
  55. О.Г. Дидактика в схемах. М.: Институт развития профессионального образования, 2002. — 209 с.
  56. О.Г. Дидактические системы: история, проблемы, перспективы. — М.: Институт развития профессионального образования, 2003. 170 с.
  57. А.В. Интервью с Нач. упр. сред. проф. образования М-ва образования Рос. Федерации о дистанц. обучении // Сред. проф. образование. 2003. — № 8. — С. 13−20.
  58. В.В. Виды общения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М., 1972. — 423 с.
  59. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. — 1996.-№ 1.-С. 29−38.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1986.-364 с.
  61. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М.: ИОО Минобразования РФ, 1996. 719 с.
  62. Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999. — 74 с.
  63. А.П. Избранные труды / Рос. АН. Сиб. отд-ние, Институт систем информатики- отв. ред. И. В. Поттосин. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибир. Издат. фирма, 1994. — 413 с.бб.Занков JI.B. Избранные педагогические труды. — М., 1990. — 418 с.
  64. И.И., Можаровский И. Л. Рефлексия как условие формирования научно нормированных способов познавательной деятельности // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. — С. 119−121.
  65. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. -М.: Вологда, 1998. 204 с.
  66. ПФ. Педагогическая психология: Изд. 3-е, перераб. И доп.-СПб, 1914.-489 с.
  67. В.А. Мультимедийные технологии в обучении информатике // Наука и шк. -1998. № 3. — С. 42−45.
  68. В.П. Организационно-педагогические условия развития дистанционного образования в высшей школе России. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1999. — 18 с.
  69. В.П., Кинелев В. Г., Лазарев В. Н., Меськов В. И., Овсянников В. И. Состояние и развитие дистанционного образования в мире Научно-академический доклад. М., ЮНЕСКО, Институт по информационным технологиям в образовании, 1997.
  70. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.
  71. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  72. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  73. А.В. К вопросу о взаимодействии педагогической теории и практики в работе школы // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия. Оренбург, 2000. — Ч.З. — С. 38−45.
  74. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 720 с.
  75. Концепция информатизации образования РФ. — М., 2001.
  76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М., 2002.
  77. Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России. — М., 1995.
  78. Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М., 2001. — 124 с.
  79. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994.
  80. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. — 164 с.
  81. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. (1921−1931). -М., 1959.
  82. В.Ф. Концепция новой общеобразовательной школы. -М, 1995.
  83. B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  84. А.А. О месте информатики в учебном плане школы // Информатика и образование. — 1999. — N 10. — С. 7−9.
  85. А.А., Гусенкова С. Б. Стандарты и дифференциация обучения информатике в школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — N 1. — С. 24−26.
  86. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. -№ 5. — С. 12−18.
  87. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 2000. — N 2. С. 13−16.
  88. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 1998. — N 3. — С. 76−78.
  89. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1991. -287 с.
  90. И.Я. Процесс обучения и его закономерность. М., Педагогика, 1980.-327 с.
  91. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 11−18.
  92. A.M. Школа в меняющемся обществе. В кн. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995.-С. 25−35.
  93. В.М. Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта / В. М. Монахов, Е. В. Никулина, Е. Б. Майнагашева // Школ, технологии.- 2002 № 1.-С. 3546.
  94. В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школ, технологии. — 2001. -№ 5.-С. 75−98.
  95. В.И. Непрерывное профессиональное экономическое образование на основе дистанционных технологий. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 2000. — 28 с.
  96. Н.Д. На путях к гуманитарной педагогики // Сов. педагогика. 1990. — № 1. — С.82−86.
  97. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — М., 2000. — 303 с.
  98. A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  99. В.И. Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности (дистанционное образование). М., 1999.
  100. Педагогика // Под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К.Д. Ради-ной.-М., 1967−374 с.
  101. Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: содержание и технологии (Материалы Республиканской научно- практической конференции). Минск, 17−18 мая 1994. Минск, 1994.- 95 с.
  102. С. Образование для общества знаний: образовательные технологии в российской перспективе // Пед. информатика. — 2001. — N2.-С. 8−14.
  103. И.Б. Технологические принципы проектирования и применения ПО в начальной школе // Современные технологии в начальном образовании, материалы 1 международной научно-практической конференции СовТех'99, 29−31 марта. М.: ИНФО, 1999. — С. 15−19.
  104. И.Б., Дежникова Н. С. Товарищеская взаимопомощь школьников. — М.: Педагогика 1981. 112 с.
  105. А.В., Петровский В. А. Личность и ее активность в свете идей А.Н.Леонтьева // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983.
  106. . «Избранные психологические труды», пер. с французского, М., Просвещение, 1969. — 659 с.
  107. П.И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика.— 2000.— № 5.—С. 7−13.
  108. Е.С. Телекоммуникации в школе. / Информатика и образование. М.: 1993, № 1.
  109. Е.С., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе. / Информатика и образование. М.: 1991, № 3, с. 109 114.
  110. С.М. Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01). / Росс. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 1997. — 212 с.
  111. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  112. Проект Федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005 гг.» // Народное образование. 2001. — № 1. — С. 286−305.
  113. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М., 1995.
  114. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений / Под ред. Фельдштейна Д. И. — М., 1988.
  115. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1988. — 440 с.
  116. В.Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике // Педагогика. 2000. — N 8. — С. 12−16.
  117. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М., 1994.-205 с.
  118. И.В. Теоретические основы создани.я и использования средств информатизации образования: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, д-ра пед. наук: (13.00.02). М., 1994.
  119. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. — Волгоград, 1994. — 152 с.
  120. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  121. Л. К вопросу о методе проектов И На путях к новой школе. 1930. — № 7. — С. 52 — 55.
  122. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  123. В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование, 1994, № 9−10.
  124. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. — № 6. — С. 2−7.
  125. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М., 1997. 512 с.
  126. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  127. И. П. Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). — М., 2002. — 46 с.
  128. Е.В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. — 232 с.
  129. П.И. Практика управления современной школой. М.: Педагогический поиск, 1995. —201 с.
  130. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  131. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. — М.: Сентябрь, 1997. 176 с.
  132. Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. (Избранные труды). М., 1999. — 672 с.
  133. В.М. Говорят, что МО РФ в последние годы ослабило интерес к негосударственному образованию. Учительская газета от 22 октября 2002 г. № 43.
  134. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. — М: Просвещение, 1987. — 224 с.
  135. Е.В. Формирование личностно ориентированной модели обучения школьников по методу проектов с применением компьютерных технологий. Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. — М. 2003. -149 с.
  136. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2003. — 387 с.
  137. М.С. Информатика в младших классах: Графика в играх (модуль ТИМКА4) // приложение к журналу Информатика и образование, № 1. М.: Информатика и образование, 1998. — С. 96−127.
  138. М.С. Информатика в младших классах: Путешествие Робота Вопросика в страну Информатики, часть 1 // приложение к журналу «Информатика и образование», № 3. М.: ИНФО, 1999. — С.3.65.
  139. В.П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в условиях непрерывного профессионального образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1999.- 16 с.
  140. Т.И., Третьяков П. И., Сенновский И. Б. О характерных чертах развития школы // Пед. образование и наука. 2001. — № 4. — С.4.6.
  141. С.Т. Работа для будущего. М., 1989.
  142. JI.H. Проектирование учебной деятельности учащихся в условиях дистанционного обучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. М., 1999.- 18 с.
  143. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.-Ставрополь, 1991. — 239 с.
  144. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М., Сентябрь, 1996. — 96 с.
  145. И.С. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крыловой. — М., 1995. — 113 с.
  146. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. -1994. — № 2. — С.64−77.
  147. Е.А. Между Сциллой и Харибдой двух образовательных парадигм, или педагогическая философия адаптивной модели школы // Шк. здоровья. 1995. — Т.2. — № 4. — С. 5−23.
  148. Bates A. Learners and learner services: The key to the future of open distance learning// Roberts, J.M. & Keough, E.M. (eds.) Why the information highway? Lessons from open and distance learning. Toronto, Tnfolium Books, 1995.
  149. R. & Tight M. Open universities: A British tradition? Buckingam, the Society of Research into Higher Education and the Open University Press, 1993.
  150. Cerich L., Sabatier P. Great Expectations and Mixed Performance: Implementation of Higher Education Reforms in Europe. European Institute of Educational and Social Policy, Store-on-Trent, trentham Books, 1986.
  151. Daniel J.S. The Challenge of mass higher education// Studies in Higher Education. № 18(2). 1993.
  152. Delling R.M. Distant study as an opportunity for learning// Ljosa E. (ed.) The system of distance education. Malrno, Kesmods, 1975.
  153. Delling R.M. Telemathic teaching? Distant study. TCCE Newsletter, 1976.
  154. Guri-Rosenblit S. Differentiation between distance open education systems: Parameters for comparison // International Review of Education. № 39(4). 1993.
  155. Guri-Rosenblit S. Distance and Grampus Universites: Tensions and Interactions// A Comparative study of five countries. Pergamon Press, 1998.
  156. K. & Rumble G. The Distance Teaching Universities. London. Croom Helm, 1982.
  157. Holmberg D. Theory and Practice of Distant Education. London. Routeledge, 1995.
  158. Moore M.G. Self-directed learning and distance education // Journal of Distance Education. Nb 1(1). 1986.
  159. Moore M.G., Kearsley G. Distance education// A Systems Video Belinont. Wadsworth Publishing Company, 1996.
  160. I. (ed.) Founding the Open Universities. New Delhi, Sterling Publishers Private, Ltd., 1997.
  161. Peters O. Distance teaching and industrial production. A comparative interpretation in outline // Sewart, D., Keegan, D. and Holmberg, B. (eds.). Theoretical principles of distance education. London, Routledge, 1983.
  162. Sewart D. Distant teaching: A Contradiction in Terms 2. Distance Education: International Perspectives. London & New York, Routledge, 1988.206
Заполнить форму текущей работой