Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования состояла в предположении, что процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов может стать эффективным если: в самой сущности профессионально-педагогической направленности будут выявлены признаки, указывающие на успешность ее формирования в альтернативных условиях обучениябудет выявлена система альтернативных возможностей колледжа (их состав… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Сущностные характеристики профессиональной направленности личности
    • 1. 2. Диагностика уювней профессионально-педагогической направленности студентов
    • 1. 3. Альтернативность образовательного процесса как условие развития профессиональной направленности студентов.4#
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.63 &-У
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА)
    • 2. 1. Адаптация студентов к обучению на альтернативной основе
    • 2. 2. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов на основе реализации в учебной деятельности системы альтернатив.&у
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В педагогических исследованиях доказано, что любая профессиональная деятельность эффективно выполняется специалистом с достаточно развитой направленностью на эту деятельность. Направленность определяет независимость профессионала от изменяющихся условий, задает систему его устойчивых предпочтений и поведение в деятельности, помогает перспективно проектировать содержание профессиональной деятельности и свое развитие в ней. Направленность является главным регулятором профессионального самоопределения.

В спектре различных профессий особое место занимает профессия педагога. Именно через изучение профессионально-педагогической направленности выявлена определяющая зависимость от этого феномена других характеристик профессионала (профессиональная позиция, отношение к инновациям, нравственный базис, самоутверждение, творчество).

Вероятно, в силу такой значимости для развития специалиста, профессионально-педагогическая направленность как педагогическая проблема, не была обделена вниманием исследователей. В теории и методике профессионального образования она определяет крупное научное направление. Основные научные разработки опубликованы в 70−80-е годы (Е.П. Белозерцев, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, С. Г. Вершловский, В. И. Гинецинский,

A.Е. Голомшток, В. И. Данильчук, Т. С. Дергач, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина,

B.А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.). Содержание этих исследований было направлено на выявление сущности, уровней, средств формирования профессионально-педагогической направленности, на изучение ее как системообразующего фактора становления личности студента. В некоторых исследованиях профессионально-педагогическая направленность, ее значение возведены до такого уровня, что весь процесс подготовки учителя в системе университетского образования сводится к формированию профессиональной направленности студентов (О.И. Жмурина).

Однако тот уровень профессиональной направленности, который определяет преданность профессии, достигается не так часто, как того требует профессиональная сфера, как диктуют новые условия педагогического труда. Наши наблюдения показывают, что определенные трудности научно-воспитательного процесса (отсутствие у многих учеников интереса к учебе, слабая материально-техническая база, сложности вхождения в инновации, высокая плотность общения и др.) вызывают у молодых педагогов разочарование, уход из школы. Прослеживая за проявлениями профессиональной направленности таких педагогов, убеждаемся в том, что она не имела субъектного характера, являлась формальной, подражательной, неустойчивой.

Анализируя условия, в которых формируется профессиональная направленность, отмечаем их как одномерные, одинаковые для всех студентов, не достигающие желаемого результата. Для более эффективного развития направленности, специалисты предлагают обеспечить студентам широкую свободу выбора в обучении, реализацию каждым из них индивидуальных притязаний и способностей (Е.В. Бондаревская, В. В. Зайцев, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. Т. Фоменко, В. А. Сластенин и др.).

С развитием многоуровневых образовательных систем начинает активно действовать принцип свободы выбора (образовательных целей, учебных заведений, образовательного маршрута, предметных курсов, способов работы). Но последовательная реализация этого принципа пока плохо обеспечена. Нет системного набора альтернатив, отдельные предложения исследователей даны как инновации, не связанные одна с другой. Альтернативные возможности образовательных учреждений не выявлены, не систематизированы, не задействованы.

Актуальность нашего исследования для сегодняшних дней определяется рядом существующих противоречий: 1) между значительным спросом на профессионально-ориентированного специалиста и слабым субъектным характером направленности на профессию многих выпускников колледжей, вузов- 2) между многообразными средствами развития профессиональной направленности и отсутствием действенного механизма в этой системе- 3) между выявленными развивающими возможностями свободы выбора и чрезмерно малым набором альтернатив в учебном заведении, которые не структурированы в систему.

Все вышесказанное обусловило выбор нами темы исследования в сложной проблеме формирования профессиональной направленности личности, а именно: «Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов» .

Объект исследования — формирование профессиональной направленности студентов в учебно-воспитательном процессе индустриально-педагогического колледжа.

Предмет исследования — альтернативные возможности колледжа, определяющие формирование профессионально-педагогической направленности студентов.

Цель исследования — выявить и обосновать альтернативные возможности современного колледжа, определяющие профессионально-педагогическую направленность студентов.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов может стать эффективным если: в самой сущности профессионально-педагогической направленности будут выявлены признаки, указывающие на успешность ее формирования в альтернативных условиях обучениябудет выявлена система альтернативных возможностей колледжа (их состав, последовательность введения, вариативность) — основная группа альтернатив будет отнесена к компонентам учебной деятельностиэтот процесс предусмотрит движение направленности от зависимого к субъектному ее характеру, будет строиться на механизме свободного выбора альтернатив и принятии студентами решений, будет оснащаться системой средств альтернативного характера, направленных на развитие многих характеристик субъекта.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность, структуру, уровни профессионально-педагогической направленности студентов.

2. Обосновать систему альтернативных возможностей колледжа, способствующих развитию профессиональной направленности студентов.

3. Научно-методически обосновать процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов, оснащенный системой средств альтернативного характера.

Методологической основой исследования явились: идеи гуманизации образования, ориентированные на свободное развитие личностисистемный подход к личности и процессу ее формированияличностный, деятельностный подходы к отбору содержания и средств профессионального обученияконцептуальные выводы теории принятия решенийсовременные теории учебной деятельности.

Методы исследования: анализ концептуальных идей о профессиональной подготовке студентовконтент-анализ, выявляющий представленность в исследованиях и понимание авторами сущности профессионально-педагогической направленностидиагностические методы (анкетирование, экспертные оценки, метод задач и заданий, шкалирование, наблюдение) — формирующий эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось с 1991 года по 1997 годы. Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся Волгоградский индустриально-педагогический колледж, а также базовые школы и инженерно-педагогический факультет Волгоградского государственного педагогического университета.

На первом этапе (1991;1993 гг.) — накопление и изучение опыта деятельности инновационных образовательных учреждений. Разработка научно-методических основ функционирования колледжа. Анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской и педагогической литературе. Изучение практики формирования профессиональной направленности студентов. Определение проблемы исследования, обоснование цели, задач, рабочей гипотезы. Разработка программ обучающих курсов.

На втором этапе (1993;1996 гг.) — конструирование процесса формирования профессиональной направленности студентов в условиях учебной деятельности на альтернативной основе. Проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

На третьем этапе (1996— 1997 гг.) — систематизация и обобщение полученных результатов, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что уточнено понимание сущности профессионально-педагогической направленности, выявлены ее уровни и динамика их развития. Определена и обоснована система альтернативных условий колледжа, способствующих формированию профессионально-педагогической направленности студентов. Разработан процесс формирования профессионально-педагогической направленности на основе средств альтернативного характера.

Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанной системы альтернативных условий в различных образовательных учреждениях. Результаты исследования ориентируют педагогов на внедрение в учебный процесс различных средств альтернативной направленности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-педагогическая направленность — интегративное свойство личности педагога, выраженное через систему устойчивых, смысло-образующих мотивов освоения и реализации педагогической деятельности, определяющее важнейшие ценностно-целевые программы субъекта в профессии, смысл и активность его деятельности. Компоненты структуры профессиональной направленности (мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивно-оценочный) служат основой для характеристики уровней (зависимого, нормативного, субъектного).

2. Система альтернативных возможностей колледжа включает: альтернативы первого порядка, связанные с выбором специальности при поступлении в колледжальтернативы второго порядка, заключенные в учебной деятельностиальтернативы третьего порядка, связанные с перспективами профессиональной деятельности. Наибольшие возможности для развития профессиональной направленности заключены в альтернативах учебной деятельности: целевых, содержательных, операциональных, оценочных.

3. Эффективность развития профессионально-педагогической направленности студентов зависит от последовательного распределения на этапах формирующего процесса (адаптивном, обучающе-поисковом, самостоятельном) системы средств альтернативного характера. Следуя в логике трех компонентов (альтернатива — свободный выбор — принятие решения), отвечая целям каждого этапа, оправдало себя следующее распределение средств: на первом этапе — решение задач, составление вопросов, ситуации выбора, ситуации эмпати-ческого слушания, ситуации критики, работа с текстамина втором этапе — защита точки зрения, дискуссия, критика, оппонирование, выдвижение гипотез, ситуации свободы выбора, моделирование построения и выбора решенияна третьем этапе — создание вариативных педагогических проектов и защита их, выбор заданий в период педпрактики, «мозговая атака», создание целевых программ.

Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены обоснованностью исходных теоретических положений, разнообразием методов исследования, участием автора в опытно-экспериментальной работе, математической обработкой экспериментальных материалов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на семинарах и методических совещаниях Волгоградского индустриально-педагогического колледжа, где автор является заместителем директора по учебной работе, на совещаниях в Московском, Самарском и Воронежском индустриально-педагогических колледжах, при обсуждении программ развития индустриально-педагогических колледжей в секции Министерства общего и профессионального образования РФ. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на научных конференциях в Волгоградском высшем педагогическом училище (1996 г.) в Волгоградском государственном педагогическом университете (1997 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в любой образовательной практике.

Материалы исследования указывают на то, что в перспективе альтернативность в образовании может быть разработана на уровне альтернативного подхода.

Заключение

Современная образовательная реформа изменяет отношение к процессу профессиональной подготовки педагогов. Необходимы специалисты, умеющие видеть проблемы, выдвигать варианты решений, приходить к целесообразным решениям. Ценится смелость, самостоятельность, новаторство, неординарность решения задач. Все это могут проявить специалисты с высоко развитой профессиональной направленностью.

Развитая профессиональная направленность значима для любого специалиста, она задает систему устойчивых предпочтений и поведение в деятельности, определяет независимость профессионала от изменяющихся условий.

Исследование развития профессиональной направленности будущих педагогов крайне актуально.

Анализируя проявление направленности субъектного характера, мы пришли к предположению, что эффективным фактором формирования профессиональной направленности могут стать альтернативные условия образования, способные создать особую среду для развития лучших качеств профессионала.

В исследовании решались три задачи. Результатом решения первой задачи явились: определение профессионально-педагогической направленности, выделение ее структурных компонентов, обоснование уровней развития. Одной из основных движущих сил личности, определяющих смысл ее жизни, большинство исследователей признают направленность.

Профессионально-педагогическая направленность — интегративное свойство личности педагога, выраженное через систему устойчивых, смыслообра-зующих мотивов освоения и реализации педагогической деятельности, определяющее важнейшие ценностно-целевые программы субъекта в профессии, смысл и активность его жизнедеятельности.

Профессиональная направленность взаимодействует со всеми сторонами личности. В силу этого в ее структуре выделили четыре компонента: мотивационный, когнитивный, практический, рефлексивно-оценочный.

В своем развитии направленность проходит через три уровня: низкий (зависимый), средний (нормативный), высокий (субъектный).

Решение второй задачи составило то, что создает в основном научную и теоретическую значимость исследования. Принципиально важным в исследовании явились утверждения: направленность студента на профессию должна быть активной, действенной, личностной, построенной на значимых смыслахсмысл формируется в поиске, выборе, альтернативевыбор надо обеспечить на всем образовательном пути студента.

Решая вторую задачу, выявили три группы альтернативных возможностей колледжа: альтернативы первого порядка, связанные с выбором учащимися образовательного учрежденияальтернативы второго порядка, заключенные в учебной деятельностиальтернативы третьего порядка, определяющие перспективы профессиональной деятельности.

Эффективными, технологическими оказались альтернативы, проверенные в учебной деятельности (целевые, содержательные, операциональные, оценочные).

При решении третьей задачи исследования обосновали три этапа процесса развития профессиональной направленности (адаптивный, обучающе-поисковый, самостоятельный) с последовательным применением средств: ситуации выбора, критика, оппонирование, принятие решения, защита педагогических проектов и др.

Оправдало себя организационное обучение на альтернативной основе, включающее:

Выдвижение преподавателем альтернатив и поиск решения;

Выдвижение преподавателем альтернатив и совместный (разделенный) поиск решения;

Выдвижение преподавателем альтернатив и самостоятельный поиск студентами решения;

Самостоятельное выдвижение студентами альтернатив по педагогической проблеме.

Экспериментальное исследование позволило убедиться в действенности выявленных альтернативных возможностей колледжа, средств их реализации с целью формирования профессионально-педагогической направленности студентов.

Результаты эксперимента показали, что выявленные альтернативные условия способствуют развитию мотивационной сферы студента, его субъективного опыта в педагогической деятельности, способности к целеполаганию, совершенствованию самооценки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной -М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  2. О.С. Основы методологического мышления. М., 1989. — 408 с.
  3. О.С. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. Вып.2. М., 1990. — 72 с.
  4. О.С. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования. Вып.З. М., 1990. — 61 с.
  5. В.И. Деловая риторика. Изд-во Казанского ун-та, 1993. -250 с.
  6. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. 1986. № 3. — С.16
  7. И.А. Психологические особенности формирования у студентов умений учиться самостоятельно: Дисс.. к. п. н.-JT., 1984.
  8. А. Г. Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопр. психологии. 1992. № 1−2.
  9. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика, 1989. № 3. С.99−106.
  10. О.В. Формирование познавательной направленности: Автореф. канд. диссгМ., 1977. -25 с.
  11. П.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  12. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Высшая школа, 1989. — 144 с.
  13. П.Беспалько В. П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика, 1990, № 7. — С.59−60.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  15. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 298 с.
  16. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  17. С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дисс.. к. п. н.~Л., 1988. 21 с.
  18. И.П., Бачаева И. Д. Формирование профессионально-педагогической направленности у будущего учителя // Проблемы формирования профессионального мастерствагАлма-Ата, 1984. С.60−64.
  19. К.В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, № 2. М., 1990. С. 66.
  20. Н. А. Корабелина Е.П. Значение профессиональных качеств в процессе адаптации к трудовой деятельности // Психологическое обеспечение трудовой деятельности.~Л., 1987, С.91−93.
  21. Н.Е., Сущенко А. Г. Мотивация творческой активности личности в учебной деятельности. Вып. 2 / ВГПУ. Волгоград, Перемена. 1992.
  22. Л.В. Потребность в самоутверждении как фактор формирования положительного отношения к профессии учителя // Психология учителягМ., 1989. С.97−98.
  23. В.И. Профессиональная направленность в системе показателей, характеризующих эффективность функционирования педагогических систем // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе,-Л., 1973. С9−10.
  24. Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структурытВоронеж, 1992. С.11−14.
  25. А.Е. Выбор профессиональной и воспитательной личности школьника. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  26. С.А. Теория и практика профотбора молодежи в высшую педагогическую школу. Дисс. к. п. нгКиев, 1987. 167 с.
  27. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1968. — 260 с.
  28. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. — 144 с.
  29. В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процессе. Автореф. доктор, дисс. С.-Пб. 1992. — 37с.
  30. В.В. Педагогика отношений. Комсомольск-на-Амуре, 1995. -105 с.
  31. М.В. Задание на выбор на уроках русского языка, как средство развития и определения уровня познавательной активности учащихся. -Дисс. к. п. н. М., 1974. — 82 с.
  32. В.В. Свобода педагогического целеполагания как творчество и ответственность / Публичная лекция для студентов, аспирантов и слушателей факультетов и институтов повышения квалификации педагогических кадров -Хабаровск, 1994. 14−20 с.
  33. О.С. Воспитательные возможности урока // Советская педагогика, 1986 № 6. С.73−74.
  34. О.С. Развитие методологических идей B.C. Ильина в курсе педагогики // Целостный учебно-воспитательный процесс.-Волгоград, 1994. -С.4849.
  35. О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калиниград, 1995.-94 с.
  36. Л.Л. Принятие решений как проблема психологии познания // Вопросы психологии. -№ 1. С.125−132.
  37. О.В., Сериков В. В. Игровая направленность личностно-ориентированных технологий. // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Волгоград: Перемена, 1993. — С.271.
  38. В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика, 1968. -239 с.
  39. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма). Волгоград: Перемена, 1996. -184 с.
  40. X. Родители и детигМ., 1986. С. 24
  41. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе: Автореф. канд. дисс. Ярославль, 1972. — 21 с.
  42. .И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5 -С.40
  43. В.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Пед. соч.- М., 1949.-С.226.
  44. .А. Индустриально-педагогическая психология. М., 1981. 208 с.
  45. М. И. Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Изд-воБГУ, 1981.-383 с.
  46. Н. Н. Кандыбович Л.А. Профессиональная ориентация и вовлечение молодежи в в систему проф. тех. образования. М.: 1971. — С.35−36.
  47. С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. — С.34−38.
  48. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М, 1989.-26 с.
  49. С.Б. От профессиограммы к проекту развития личности будущего учителя // Приобщение к педагогической профессии.-Воронеж, 1992. -С.26−29
  50. И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе: Автореф. канд. дисс. Екатеринбург, 1994.-С. 14
  51. В.И. Стандарты в формировании и поддержании профессионализма педагогов // Проблемы обновления содержания общего образования. Ростов н/Д, 1992. Вып. З С. 101−114.
  52. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования.-С.-Пб., 1995. -234 с.
  53. Заир-Бек Е.С., Сорокина Т. Г. Активные формы обучения. Л.: РГПУ, 1991. -44 с.
  54. В.В. Через послушание к свободе? — Волгоград: Перемена, 1996. -102 с.
  55. С.И. Учебный процесс в советской высш. школе. М.- Высш. шк., 1975.-314 с.
  56. Л.Б. Лекции по современным проблемам обучения психологии. -Владимир, 1972. 248 с.
  57. А.Б. Рождение специалиста-Минск, 1983. 111 с.
  58. И.Д. Теория отражения и проблема приспособления. М.: Наука, 1986. — 143 с.
  59. Т.М. Основы учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов. Минск: Выс. шк, 1978. — 101 с.
  60. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. -57 с.
  61. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  62. A.M. О понимании студентами первого курса о необходимости ответственного отношения к учению. В кн. Эксперимент и приклад, психология. -Л: ЛГУ, вып.4. 1971. — С.67−71
  63. А.Г. Педагогические факторы формирования профнаправленно-сти студентов. Дис. к. п. н. Л., 1977.
  64. Г. П. Формирование профессионально-педагогических учебных заведений: Автореф. канд. дисс. наук.-Л., 1973. 19 с.
  65. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
  66. В.П. Некоторые психологические показатели студента-первокурсника к условиям обучения в вузе. Воронеж, 1972. — С. 111−133
  67. Т.С. Формирование общей направленности личности школьника как педагогическая проблема. В сб. Воспитание шк. Л.: ПГПИ, 1968. -328 с.
  68. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.158−164.
  69. А.Н. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся. Автореф.. канд. дисс. Киев, 1991. — 19 с.
  70. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Сам. ГПИ, 1994. — 166 с.
  71. М. Единство эмоционального и рационального в обучении // Народное образование, 1976. № 3. С.46−50.
  72. В.А. Профессионально-необходимые качества личности учителя.-М- МГПИ, 1982. С. 3−16.
  73. В.А., Недбаева С. В. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование // Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностейгМ., 1982. 109 с.
  74. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, ЛГУ. 1967. — 183 с.
  75. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., ЛГУ. 1967. -183 с.
  76. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Автореф. доктор. дисс.-Л., 1964.
  77. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика, 1993. № 4.-35−39.
  78. М.А. Педагогическое руководство адаптацией личности к профессии в процессе обучения // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в ср. шк. / отв. ред. А. Д. Алферов. Ростов н/Д: РПИ, 1977. 150 с.
  79. Ю.Н. Профессиональные функции учителя // Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения его квалификации. М., 1982. С.4−7
  80. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемное повышение качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. — 119 с.
  81. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М: Педагогика, 1988.- 125 с.
  82. О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., 1973. -32 с.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. ЛичностьгМ, 1977. 304 с.
  84. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  85. С.В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности.: Дисс.. к. ф. н. Саратов, 1990. — 140 с.
  86. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М, 1971. — 40 с.
  87. А.Н. Проблема развития психологии. 4-е изд. — М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  88. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1975. -305 с.
  89. И.Я. Болевые точки процесса обучения // Советская педагогика, 1991. № 5. С.24−29.
  90. .Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  91. Логика / Под общ. ред. Левина Г. А. Минск, 1974. — 28 с.
  92. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-444 с.
  93. .Ф. Теория, эксперимент и практика психологии. Психологический журнал, 1980. т.2 № 1.
  94. Д. Социальная психология.-С.-Пб, 1977. 684 с.
  95. С.С. Сущность профессиональной направленности и особенности процесса ее формирования в старшем шк. возрасте. Вопросы профессиональной ориентации и профнаправленности учащихся и студентов.-Омск, 1976. С.3−19
  96. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1980, № 5. С.47−59.
  97. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б., Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  98. А.К., Орлов А. Б. Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  99. С.И. Альтернативность в преподавании педагогики // Обновление содержания и мотивационного метода преподавания гуманитарных наук в высшей школе.^Тула, 1997. С. 323−324.
  100. М.В. Мотивация учения младших школьников. М. 1984.
  101. М.В., Бондаренко В. К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний // Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980. — С.21−27.
  102. A.M. Проблемы развития профессионально-технического мышления / Новое в теории и практике обучения. М. 1980. — С.3−47.
  103. А.А. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Авто-реф. канд. дисс. JL, 1987. — 17 с.
  104. A.M. Направленность личности как фактор эффективности трудовой деятельности.: Автореф. канд. дисс. Л., 1985. — 17 с.
  105. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.-Пермь, 1968. С.44−63.
  106. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964. 303 с.
  107. Г. И. Понимание личности ученика и коммуникативные умения педагога // Проблемы формирование личности в коллективной деятельности и общении: Гродно, 1980. ч.1. С.82−83.
  108. Н.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философиягЛ., 1973. 116 с.
  109. Н.К. О педагогической направленности в работе института по подготовке студентов к деятельности учителя-воспитателя.-Владимир, 1972. С.32−33.
  110. Л.М. Учитель как личность и профессионалгМ., 1994. С. 19
  111. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии, 1990. № 3. С.58−64.
  112. Т.В. К вопросу о воспитании профессионально-педагогической направленности студентов // Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя.-Алма-Ата, 1980.-С. 172.
  113. А.И. Целостный подход к процессу формирования профессиональной готовности учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структурыгВоронеж, 1992. С.23−26.
  114. Г. Ц. Интерес школьников к учебным предметам. Улан-Уде, 1975.- 102 с.
  115. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Совет, педагогика, 1990. № 7.
  116. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  117. А.В. Общение как фактор воспитания школьников.-М., 1984. -111 с.
  118. B.C. Детская психологиягМ., 1983. С.216
  119. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. В сб.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности (сокращенные тексты)-М., 1956. — С. 10−14.
  120. В.Н. Личность и отношение человека. Проблемы личности. Материалы симпозиума. — М., 1969. С.63−73.
  121. М.С. О психологии воспитания. Сов. пед., 1972. № 7. С.93−107.
  122. М.С. Психология воспитания. В кн.: Возраст, и педагог, психология. Просвещение, 1973. — С.230−263.
  123. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки.: Автореф. канд. дисс. Л., 1984. — 16 с.
  124. И.Н. Социальная адаптация как социологическая категория // Методологические проблемы социол. исслед. / Под ред. Д. Ф. Козлова М: МГУ., 1979.-С.158−174
  125. Е.П. Особенности влияния педагогической практики на профессиональное становление студентов педагогического вуза // Психологопедагогические условия развития личности учащихся-Воронеж, 1990. -С.86−89.
  126. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского М.: Просвещение, 1981.-383 с.
  127. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1986. — 463 с.
  128. З.В. Психология познавательных интересов учащихся ПТУ. Автореф. канд. дисс. Киев, 1980. — 17 с.
  129. Д.В. Социальная адаптация. Структура и механизм // Личность и общество в условиях совершенствования. / Отв. ред. А.А. Кондра-шенков. Смоленск: СППИ, 1985. — С.53−61.
  130. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. доктор, дисс. М., 1984. -30 с.
  131. О.В. Исследование процесса профессионализации личности через анализ субъективных пространств восприятия профессии // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. -Томск, 1989. С.57−67.
  132. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Нальчик, 1996. — С. 104
  133. М.И. Методика исследования профессиональной адаптации молодых учителей. В сб.: Сов. пед. № 8гТарту, 1973. С.63−74
  134. В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе. Автореф. канд. дисс. Белгород, 1997.-С.9.
  135. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1989.-255 с.
  136. В.А. и др. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов н/Д., 1995. — 85 с.
  137. М.У. Обучение и труд учащихся.-Минск.: Из-во БГУ, 1984. -174 с.
  138. Ю.П. Психология коллективной деятельности. -М.- ЛГУ, 1990. -181 с.
  139. Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища. Автореф. канд. дисс.-Л., 1982.
  140. К.К. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Высш. шк., 1966. — 224 с.
  141. К.К. Проблема способностей. М., Наука, 1972. — 310 с.
  142. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — 64 с.
  143. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  144. О.Ф. Как сделать урок интересным и содержательным для учителя и учеников. М., 1993. — 68 с.
  145. М.М., Загвязинский В. И. Оптимизация или творчество // Нар. образование. 1991. № 3. — с.56.
  146. М.М., Загвязинский В. И. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. — 37 с.
  147. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, 1996. — 253 с.
  148. Психологический словарь Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского -М., 1990.-С.230
  149. Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения ин. языку. Автореф. канд. дисс. — С.-Пб, 1991. — 16 с.
  150. Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе / Под ред. Н. А. Горбачева, К. А. Деменьтева: Саратов, 1975. 384 с.
  151. Пути совершенствования системы профессионально-педагогической направленности / Под ред. В. П. Чубукова, Т. Н. Курохтина, Н.А. ГорбачевагСа-ратов, 1977. Вып.5. 112 с.
  152. С.А. Формирование интереса к знаниям в процессе учебной деятельности. Минск, 1978. — 21 с.
  153. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 1991. -155 с.
  154. А.П. Формирование профессиональной пригодности-Минск, 1984.- 176 с.
  155. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  156. С.Л. Проблема учителя. М., 1927. 128 с.
  157. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. Волгоград: ВГПИ, 1988. — 61 с.
  158. Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной учебной деятельности. Автореф. канд. дисс. Волгоград: Перемена, 1992. С.23−28.
  159. A.M. Проектирование системы воспитательной работы с учащимися в новационном учебном заведении с позиции ценностного подхода // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып.2. Волгоград: Перемена, 1992. — С.23−28.
  160. A.M. Функции системного подхода в развитии теории целостного процесса формирования личности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып.1. Волгоград: ВГПИ, 1990. -С.10−14.
  161. А.П. Путь воспитания профессиональной направленности личности учащегося и молодого рабочего. М., 1974. — 285 с.
  162. А.П. Путь формирования личности будущего молодого рабочего.-М., 1982.- 152 с.
  163. Н.К. К понятию связи в исследовании целостного педагогического процесса // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып.1. Волгоград: ВГПИ, 1990. — С.14−20.
  164. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  165. A.M. Пособие для начинающих Робеспьеров. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Пед. и психол. № 8) М.: Знание, 1990. — 29 с.
  166. М.И. Проблема социальной адаптации молодого сельского учителя. Автореф. канд. дисс. — Новосибирск, 1975.
  167. В.А. О профессиональной адаптации молодого учителя // Сов. педагогика, 1976. № 3 С.88−95.
  168. В. А. Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Вопр. психологии, 1991. № 10. С.79−84.
  169. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  170. В.А. Формирование личности социалистического типа. М: МГПИ, 1981.-40 с.
  171. В. И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. — 383 с.
  172. С.А. Профессиональная ориентация молодежи к инженерной деятельности как средство повышения качества подготовки специалистов.: Автореф. канд. дисс. -М., 1982. 15 с.
  173. М.И. Соединение обучения с производительным трудом как важное условие повышения уровня профессии // Вопросы профессиональной ориентации школьников. Минск, 1972. — 52 с.
  174. Советский энцикл. словарьгМ., 1981.
  175. Современный словарь ин. словгС.-Пб., 1994. 740 с.
  176. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.-М., 1986. 150 с.
  177. В.М. Адаптация выпускников профтехучилищ на производстве: Автореф. канд. дисс. М, 1982. — 21 с.
  178. А.С., Прихватилов А. А. К проблеме адаптации студентов. В сб. Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспит. процесса в высш. шк. — Д., 1987. — С. 139−144.
  179. Г. С., Иванова С. П. Сравнительная характеристика профессиональной направленности личности учителя и студента в сфере педагогической деятельности и самообразования / Психологические проблемы самообразования учителя. М., 1986. — С.8−18.
  180. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., Из-во ЛГУ. 1988. — 166 с.
  181. И.А. Мотивация как целеполагающий компонент учения (на материалах зарубежных стран). Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. № 2. — С. 19−23.
  182. А.С. Оценка профессиональной направленности абитуриентов педагогического вуза // Психолого-педагогические условия развития личности учащихсягВоронеж, 1990. С. 206.
  183. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  184. Г. М. Профессионально-педагогическая адаптация молодого учителя и условия повышения эффективности руководства ею на селе: Ав-тореф. канд. дисс. Челябинск, 1986. — С. 19.
  185. В.Т., Абакумова И. В. Системный обзор современных образовательных технологий / Современный образовательный процесс: содержание. технологии, организационные формы / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Д, 1996.-С. 15−27.
  186. Формирование личности инженера в вузе /Под ред. К. Е. Зуева, В. И. Бло-хина и дрГКиев, 1982. 176 с.
  187. Формирование личности учителягРостов н/Д, 1972. 240 с.
  188. Формирование личности учителя в педагогическом вузе ."Вологда, 1978. — 120 с.
  189. Формирование направленности личности." Владимир, 1974. Вып. 3. -163 с. «
  190. Формирование профессионально-педагогической направленности личности инженера-педагогагСвердловск, 1978. 148 с.
  191. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Рязань, 1978. С. 60.
  192. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. М. Ляудис., 1989.-240с.
  193. Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. -М., 1979.-22 с.
  194. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  195. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве //Педагогика. 1992. № 7,8. С. 111−115.
  196. А.П. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогический институтов: Автореф. канд. дисс. Рязань, 1976. — 21 с.
  197. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи /Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993. — С. 3−10.
  198. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юностигМ., 1981. 5 с.
  199. В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль, 1976.-80 с.
  200. Н.И. Устойчивость профессионального выбора как проявление психической устойчивости личности //Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Разд. 1 г Ставрополь, 1993. 75 с.
  201. Ю.Д. Динамика профессиональной направленности студентов педагогического вуза. Дисс.. к. п. нгКиев, 1997. 167 с.
  202. К вопросу о формировании профессиональной направленности студентов. В кн. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов пед. Вуза. Ч. 1. Владимир, 1972.
  203. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-н/Д: РИОАО «Цветная печать». 1995.-314 с.
  204. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  205. Г. И. Педагогические проблемы формирование познавательных интересов учащихся. -М: Педагогика, 1988. 203 с.
  206. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  207. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников /Вопросы психологии, 1980. № 2. С. 83−93.
  208. B.C. Светлая радость познания. -М., 1977. 74 с.
  209. Д.Б. Педагогика, 1978. 304 с.
  210. А.В. Организация самостоятельной работы студентов как средство формирования основ профессионально-педагогического мастерства // Пути повышения эффективности обучения в вузе.-Горький, 1980. -С. 110−114.
  211. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — 89 105 с.
  212. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
Заполнить форму текущей работой