Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление проверки выдвинутой гипотезы потребовало специальной разработки критериев и показателей, определения уровней сформированное&tradeдуховной культуры младших школьников. Согласно уточненному понятию духовной культуры младшего школьника нами были разработаны следующие критерии: когнитивный, эмотивный и «поведенческий. Сформированность духовной культуры младшего школьника по каждому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Содержание и структура духовной культуры младшего школьника
    • 1. 2. Педагогический потенциал художественного общения как средства формирования духовной культуры личности
    • 1. 3. Методика формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ
    • 2. 1. Диагностика сформированности духовной культуры младшего школьника
    • 2. 2. Реализация методики формирования духовной культуры младшего школьника посредством-художественного общения
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-поисковой'работы
  • Выводы по второй главе

Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях современной ситуации российское государство, вступившее в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, ведет интенсивный поиск иных приоритетов и ценностных установок. На парламентских слушаниях «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект» (Москва, 2 июня 2008 г.), в послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, ведущее к духовному совершенствованиюважнейшими задачами воспитания являются формирование4' у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы духовности как чувственно-интеллектуально-волевого выражения закономерности бытия начинают развиваться в период обучения в начальной школе, когда у ребенка возникают вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к Другому как личности. Между тем, переживаниям детей духовного (надличностного и надситуативного) характера уделяется недостаточно внимания вобразовательных учреждениях. Преподавание в. школе заполнено научными элементами, плохо объединенными в единое целое, учебные предметы обращены к разуму ребенка, лишены эмоциональной окраски. Контент-анализ" учебников для начальной школы показал, что около 52% текстов из общего объема материала направлено на формирование у младшего школьника ценностного отношения к природе, и только 32% - ценностного отношения к человеку. Тексты, использованные в учебниках, формируют такие важные ценностные ориентации общегосударственного уровня потребностей, как сохранение окружающей среды, патриотизм, достоинство, честь, добросовестность, взаимопонимание, уважение к другим людям, но при этом наблюдаются пробелы в трансляции культурных знаний, обеспечивающих формирование духовной культуры младшего школьника, содействие в выработке духовных способов бытия.

Одним из универсальных средств духовного развития личности является искусство — до-теоретическая этика — этика в действии, а не в назидании. Обращаясь к душе человеческой, к духовной жизни человека, искусство воплощает духовно-нравственное содержание образов материальных явлений, создает художественными средствами мир духовных ценностей как мир высших смыслов и целей жизни. (Вл. Соловьев). В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель духовной культуры человечества, и как источник развития духовной культуры личности.

Между тем, значительная часть программ эстетического цикла рассчитана на репродуктивную деятельность, не предусматривая развития индивидуальности, творческих способностей и обогащения духовного мира личности. Следовательно, существует необходимость выявления путей, средств и методов формирования духовной культуры младшего школьника в процессе общения с искусством.

В работах отечественных и зарубежных исследователей феномен духовной культуры нашел глубокое теоретическое осмысление с философских (Ф. Аквинский, H.A. Бердяев, В. Ф. Гегель, Р. Декарт, JHLA. Ильин, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк, А. Ф. Лосев, В. Н. Лосский, М. К. Мамардашвили, Н. С. Розов, B.C. Соловьев, Б. Спиноза, A.C. Хомяков) и психолого-педагогических (Ш.А. Амонашвили, А. Д. Артоболевская,.

Л.И. Божович, J1.C. Выготский, О. В. Дивненко, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков) позиций. Раскрыты механизмы воспитания духовности (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, Д.А. Леонтьев), а также условия и средства формирования духовной культуры личности (A.B. Елисеева, Г. И. Железовская, И. П. Овсянникова, А.Е. Чучин-Русов, О.Г. Яковлева).

В научных трудах обоснована роль искусства в становлении личности младшего школьника (Е.Г. Ванслова, Е. В. Кузина, Л. Л. Литвиненко, Т. В Морозова, Б. М. Неменский, Н. М. Сокольникова, Е. М. Торшилова, Т. Я. Шпикалова, Б.П. Юсов), рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством (М.С.Каган, О. И. Никифорова, З. Я. Рез, Б. М. Теплов, П.М. Якобсон).

Проблема духовного развития младшего школьника разрабатывалась в кандидатских диссертациях. В частности, Ю. А. Серебренникова рассматривает вопросы развития духовного мира детей средствами искусствапедагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям были исследованыИ.В. Гильгенбергпроблеме духовного и духовно-интеллектуального воспитания младших' школьников посвящены &bdquo-исследования Я. В. Денисовой, O.A. Смагинойвопросы влияния изобразительного искусства на эмоционально-волевую сферу младших школьников исследовали С. В. Павлова, O.A. Шустоваразвитие эмпатии как компонента духовного воспитания рассматривали Т. П. Гаврилова, В. П. Кузьмина, Л. П. Стрелкова, О. С. Терноваяв работе С. А. Алексеевой обосновано значение художественно-творческой' деятельности, для формированияличности школьникавопросам духовно-эстетического воспитания детей в процессе взаимодействия' с искусством посвящена работа О. Н. Ващенко.

Тем не менее, ряд вопросовсвязанных с условиями формирования духовной культуры ребенка младшего школьного возраста, требует более детальной разработки: уточнения определения понятия «духовная культура младшего школьника», обоснования роли общения с искусством и по поводу искусства в формировании духовной культуры учащихся начальной школы.

Таким образом, возникает ряд противоречий между:

— рассмотрением в психолого-педагогических исследованиях отдельных аспектов проблемы формирования духовной культуры младших школьников и недостаточной разработанностью проблемы в целом;

— между потенциальными возможностями общения с искусством в формировании духовной культуры младшего школьника и недостаточностью теоретического и методического обеспечения данного процесса;

— изученностью отдельных аспектов проблемы формирования духовной культуры и отсутствием разработанной методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей формирования духовной культуры младших школьников в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроке изобразительного искусства.

Объект: процесс художественного общения, на уроках изобразительного искусства.

Предмет: формирование духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

В основу исследования положена гипотеза: формирование духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:

— духовная культура младшего школьника понимается как значимое качество личности, формирующееся в процессе взаимодействия с духовными ценностями, заключенными в произведениях искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии;

— художественное общение, как деятельность особого рода по осуществлению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено — художественное произведение, является педагогическим средством формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства;

— разработана и реализована методика формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства, включающая поэтапную систему его формирования и соответствующие каждому этапу методы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие его задачи:

1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «духовная культура младшего школьника», определить показатели ее сформированное&tradeи обосновать последовательность их формирования.

2. Выявить педагогический потенциал художественного общения, обосновать его роль в формировании духовной культуры младшего школьника.

3. Определить этапы, формы и методы организации художественного общения на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие формирование духовной культуры младших школьников.

4. Проверить эффективность разработанной методики формирования духовной культуры младших школьников в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Г.С. Абрамова, Аристотель, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, Т. И. Власова, Г. В. Гегель, В. В. Зеньковский, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев, Н. О. Лосский, Платон, В. Г. Федотова, Ф. Аквинский, В.Н. Шердаков), психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме формирования духовности (Н.К. Бородина, Б. С. Братусь, Е. И. Исаев, В. П. Зинченко, В. И. Слободчиков, В.Д. Шадриков), положения концепции личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — исследования, посвященные проблеме восприятия детьми искусства (Е.Г. Ванслова, Е. В. Квятковский, Е. В. Кузина, Л. Л. Литвиненко, Т. В. Морозова, Н. М. Сокольникова, Б. М. Теплов, Е. М. Торшилова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Т. Я. Шпикалова, Б.П. Юсов) и общения с ним (О.И. Никифорова, З. Я. Рез, П.М. Якобсон), изучению роли искусства в духовном становлении личности (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование деятельности педагога и учащихся) — эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, изучение продуктов детского творчества) — экспериментальные (пилотажный и формирующий эксперимент) — математической обработки экспериментальных данных.

Базу исследования составили 1−4 классы школ № 73, 27, 39, 76 г. Оренбурга.

Исследование проводилось с 2002 по 2009 гг. и включало три этапа.

Первый этап (2002;2003гг.): происходило изучение теоретических основ проблемы, обобщение передового опыта, анализ состояния образовательного I процесса в начальной школе, систематизация личного опыта, что позволило определить проблему исследования и сформулировать цель, задачи, гипотезу, методологическую базу исследования.

На втором этапе (2004;2007гг.) была разработана и реализована в образовательном процессе школы методика формирования духовной культуры младшего школьника на уроках изобразительного искусства, продолжалось изучение научной литературы, проводился анализ результатов диагностических методик.

На третьем этапе (2008;2009гг.) проводилось теоретическое обобщение, контрольный этап опытно-поисковой работы, анализ и систематизация результатов' исследования, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено, что духовная культура, как значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, в младшем школьном возрасте проявляется в ситуациях личностного самоопределения, морального выбора и межличностного, взаимодействия, формируется в процессе общения с реальными носителями духовной культуры и произведениями искусства, воплощающими ценности человеческой культуры. Когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты духовной культуры, младшего школьника отражают представление о духовных' ценностях культуры и способах их трансляции, направленность на ценностное взаимодействие, опыт духовно-практической деятельности.

2. Доказано, что художественное общение (один из видов опосредованного, невербального общения с произведением искусства и его автором) является педагогическим средством формирования духовной культуры личности младшего школьника, поскольку выполняет в образовательном процессе формирующую, воспитывающую, социализирующую и познавательную педагогические функции.

3. Разработана методика формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства, основанная на последовательной интеграции учащихся вмир • человеческих ценностей, заключенных в произведениях изобразительного искусства, включающая организационные формы (урок-образ, урок-сказка, урок-путешествие, экскурсия, видеолекция, тематические встречи, музейные понедельники), метод создания духовно-творческих ситуаций (ситуация-парадокс, социодрама, встреча с искусством, «личностные вклады»), а также методы педагогики' художественной^ образования' (искусствоведческий рассказметод вызывания адекватных эмоцийтактильно-чувственный методметод оживления детских эмоций с помощью литературных и музыкальных образовакцентирование, инсценирование и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— сформулировано рабочее определение понятия «духовная культура младшего» школьника": значимое качество1 личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые являются внутренним ориентироми регулятором, действий и. поступков и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии;

— установленочто формирование духовной культуры младших школьников на уроке изобразительного искусства осуществляется • непосредственно в, процессе организации двух типов художественного общения (внутреннего и внешнего диалога) и реализации его педагогических функций;

— теоретически обоснована последовательность педагогических действий по формированию духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства, основанная на механизме включенного восприятия произведения искусства: соприсутствие — со-чувствие — со-действие.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании компонентов, показателей, уровневых характеристик сформированности духовной культуры младшего школьникаразработке методики формирования духовной культуры младших школьников в процессе художественного общения на уроках изобразительного искусства и рекомендаций по внедрению методики в образовательный процесс.

Апробация результатов исследования: основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета (2002;2009), на международных, российских, межвузовских научных и научно-практических. конференциях в Санкт-Петербурге (2004), Воронеже (2004), Самаре (2005), Уфе (2006), Орске (2007), Актюбинске (2008), Магнитогорске (2008), Екатеринбурге (2008), Оренбурге (2002;2008).

Полученные в ходе исследования результаты активно внедряются в практику работы школ № 14 г. Оренбурга и № 12, 14 г. Кумертау.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов и исследования обусловлены аргументированностью построения его методологических основанийопорой на достижения отечественной и зарубежной психолого-педагогической наукиполнотой и непротиворе-. чивостью анализа предмета* исследования-. использованием адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эмпирического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовная культура младшего школьника — значимое качество личности, интегрирующее духовные знания, направленность и опыт, которые являются внутренним ориентиром и регулятором действий и поступков и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии. В структуре духовной культуры выделяются когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты, которые отражают направленность, эмоциональные состояния и желания младшего школьника, представления о мире и себе. Формирование духовной культуры — процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного взросленияпроисходит в процессе общения с произведениями искусства и их авторами, которые являются носителями-духовных ценностей.

2. Художественное общение впедагогическом" процессеявляется эмоционально-интеллектуальным взаимодействием учителя и учащихся по овладению последними специфическими умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного ведения «диалога» с произведением изобразительного искусства. Выделяются два типа художественного общения. Внутренний диалог — диалог со вторым «Я», с художником или героем произведения, с произведением искусства в целом, его смысловым содержанием. Развитие внутреннего диалога обеспечивает интенсивное развитие духовности и становление нравственных убеждений личности. Пытаясь представить себя-на месте автора или героя произведения, ребенок учится" сопереживать и сочувствовать, испытывать те же эмоции, что и другой человек, стремится следовать образцам поведения. Общаясь с произведениями современных художников, ребенок учится анализировать состояние мира, чувствовать единство с миром и ответственность за него.

Внешний диалог — диалог об искусстве и по поводу искусства с учителем, с одноклассниками, с музейными работниками. У детей формируется понимание ценности каждой личности, ее мыслей, суждений. Общение детей друг с другом и педагогом по поводу искусства способствует формированию у детей способности обмениваться между собой содержательной информацией, с уважением относится к мнениям и позициям окружающих людей и стремиться к взаимопониманию с ними.

3. Методика формирования духовной культуры младшего школьника в процессе художественного общения на уроке изобразительного искусства «представляет собой последовательное прохождение трех этапов: формирование «живого» знания об искусствеперевод «живого» знания об искусстве в мотивационную готовность к духовно-творческому взаимодействию с произведением искусствареализация сформированных знаний и мотивов в духовно-практической деятельности. Основным методом формирования духовной культуры является создание духовно-творческих ситуаций, целевые установки которых связаны с духовной рефлексией: встреча с собой — критические жизненные ситуации, в которых оказывается ребенок (связаны с возрастными кризисами, проблемами в отношениях со взрослыми или ровесниками, трудностями личностного свойства и т. д.) — встреча с Другим — «личностные вклады» (термин Д.А.Леонтьева) значимых Другихвзаимодействие с искусством — встреча с художественной реальностью в искусстве (пластические искусства, музыка, театр и др.) и собственная художественно-творческая деятельность.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы" (общий объем 122 е.), приложений (1−7 е.) — текст иллюстрирован рисунками (3) и таблицами (17).

Выводы по второй главе.

В результате проведенной опытно-поисковой работы можно сделать следующие выводы:

1. Осуществление проверки выдвинутой гипотезы потребовало специальной разработки критериев и показателей, определения уровней сформированное&tradeдуховной культуры младших школьников. Согласно уточненному понятию духовной культуры младшего школьника нами были разработаны следующие критерии: когнитивный, эмотивный и «поведенческий. Сформированность духовной культуры младшего школьника по каждому критерию оценивалась на основе выделения трех уровнейдеятельностный (высокий), мотивационный (средний), знаниевый (низкий). Комплекс диагностирующих методик позволил определить, что у большинства младших школьников (39% в поисковой и 41% в контрольной группах) духовная культура личности сформирована на среднем (мотивационном) уровне, то есть дети знают образцы действий и поступков, соответствующих идеалам Красоты, Добра, Истины (уважение к старшим, правила поведения в обществе, помощь товарищу и т. п.), но всвоем поведении редко следуют этим образцам,. для этого им нужен дополнительный стимул, мотив: одобрение родителей-, значимых взрослых, сверстников, оценка учителя ит.д. Кроме тогомногие детииспытывали трудности в процессе восприятия произведенийискусствапоскольку не владелиобразно-выразительным языком изобразительного? искусства и основами анализа картин.

2. Реализация методики формирования духовной культуры младшего школьника посредством художественного общения, осуществляющаяся на формирующем этапе экспериментального исследования в три этапа, которые «отражали последовательность? восхождения?от знания духовных ценностей к содействующему поведению, поступку, соответствующему идеалам Истины, Добра и Красоты (формирование: «живого» знанияоб искусствеперевод «живого» знанияоб искусстве в мотивационную готовность, к: духовно-творческому взаимодействию с произведением искусствареализация сформированных знаний и мотивов в духовно-практической деятельности) показала положительную динамику формирования: основных компонентов: духовной культуры младшего школьника. Применяемые напрактике духовно-творческие ситуации, связанные с организацией двух основных типов художественного общения: внутреннего (диалог со вторым «Я», с художником или героем произведения, с произведением искусства в целом, его смысловым содержанием) и внешнего (диалог об искусстве и по поводу искусства с учителем, с одноклассниками, с музейными работниками, с родителями) диалогов доказали свою эффективность в формировании духовной культуры младшего школьника.

3. Сопоставление результатов диагностики уровня сформированности духовной культуры младшего школьника на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы подтверждает эффективность разработанной методики.

Заключение

.

Научно-методическое обеспечение диссертационного исследования Т. А. Бреусовой имеет практическую значимость для совершенствования содержания начального школьного образования и может быть рекомендовано к широкому использованию в общеобразовательных учреждениях.

->

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой