Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в результате анализа состояния практики подготовки учителя начальных классов в процессе вузовского обучения и, в частности, в результате анализа процесса подготовки учителя на факультете начальных классов Смоленского государственного педагогического университета, мы можем констатировать, что задача подготовки учителя к обучению риторике младших школьников пока ещё не решена. Нами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ПЖОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ
    • 1. 1. Состояние проблемы профессиональной готовности учителя к обучению риторике учащихся начальных классов
    • 1. 2. Дифференцированная профессиограмма учителя риторики в начальных классах
    • 1. 3. Условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ
    • 2. 1. Экспериментальная модель процесса формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике
    • 2. 3. Динамика готовности будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников риторике в процессе опытно-экспериментальной работы

Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из ведущих тенденций развития современного образования является гуманизация, которая представляет социально-педагогический феномен в организации и функционировании его системы. Наглядным проявлением этой тенденции служит действующая с 1992 года программа «Обновление гуманитарного образования в России», направленная на повышение уровня гуманитарной культуры личности, её творческого потенциала и духовного развития. В соответствии с данной целью в Законе об образовании РФ говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, а также обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и гуманитарной культур.

Важная роль в решении поставленных задач, по мнению специалистов, принадлежит риторике. Анализ специальных исследований позволяет заключить, что функции риторики в процессе развития личности учёные связывают, во-первых, с решением задач самоопределения личности и развития её самосознания, а, во-вторых, с формированием «сильной языковой личности», существенными сторонами которой являются владение основами построения речи сообразно определённому коммуникативному замыслу и речевая культура (представления о формах речи, соответствующих коммуникативному замыслу).

Так, например, в соответствии с первой из названных функций О. И. Марченко отмечает, что современные исследователи, говоря о задачах самоопределения личности, исходят из способностей, которые справедливо было бы назвать риторическими. Задачи самоопределения сведены при этом к следующему: а) понять самого себяб) изъяснить себя, свой индивидуально освоенный смысл на понятном другому субъекту общения языкев) принять попытку другого изъяснить тебе другой индивидуально понятый смыслг) осознать разъединяющее и объединяющее в каждом из индивидуальных смыслов и в самой целостной встрече двух миров истинностид) принять свободное решение к продолжению или прекращению контакта.

В связи с важным значением риторики в формировании языковой личности Н. А. Безменова подчёркивает: «Постепенно приходит осознание того, что восстановленная риторика (полный цикл) должна входить в школьное гуманитарное образование. Отсутствие риторики в гуманитарном образовании у нас в отличии от США пагубно сказывается на воспитании сильных языковых личностей.» .

Опыт исследования зарубежной риторики подтверждает также, что американцы, например, не только не уничтожили, но продолжают развивать риторику как один из основных гуманитарных предметов. Преподавание риторики в США в том или ином виде входит как обязательный предмет во все учебные программы на всех ступенях обучения. Университеты и специальные учебные заведения развивают риторические навыки, заложенные школьным образованием. Эти навыки ориентированы на то, чтобы стать надёжным инструментом в системе коммуникации. Американская литература на сегодняшний день содержит большое количество книг, учебников по мастерству публичной речи: А. Л. Беккер, Д. К. Берло, Р. Ф. Вердербер, Г. Л. Вильсон, Д. Л. Кларк, А. Х. Монро, Р. Л. Уивер, М. С. Ханна, Р. Е. Янг, К. Л. Пайк и др. Эти работы дают достаточно полное представление об американской риторической науке и практике.

Анализ современных отечественных исследований по теории и истории риторики показывает, что в большинстве из них отмечается факт повсеместного возрастания интереса к проблемам риторики в связи с бурным развитием техники, средств массовой информации и коммуникации, с неизмеримым ростом потребностей и возможностей общения. Риторика предстаёт, с одной стороны, как самостоятельная область знания и мастерства, а с другой — как одна из необходимых образующих культурного целого. Именно культура, как отмечает Э. В. Соколов, вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия людей и призванные обеспечить наиболее эффективное достижение целей. Как одна из составляющих культурного целого риторическая культура есть гуманитарная культура в целом, переведённая в форму речевой деятельности, направленной на поиск истины, совершенствование и духовное обогащение личности. Исследователями установлено, что ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человеческого общества, и в своём историческом развитии риторика подтвердила способность совершенствовать человека [Марченко О.И., 1994.]. На этом основании реабилитация риторики связывается с общим стремлением к гармоничной жизни, к человечности, к благожелательности и взаимопониманию, с приоритетом духовного начала и ценности человеческой личности.

Понимание риторики как предмета, обучающего культуре мыслеречедеятельности в различных жизненных ситуациях, повышает её рейтинг в качестве дисциплины, обеспечивающей диалектическую взаимосвязь развития мышления и речи.

Ставка современного социального заказа на людей, «способных мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления — оригинальное решение актуальной для определённой области жизненной проблемы» [Вагапова Д.Х.,.

1999.], делает риторику одной из наиболее востребованных учебных дисциплин.

Среди причин, послуживших возрождению риторики у нас, М. Р. Львов называет следующие:

• осознание роли речевых умений каждого члена общества, их роли в системе гуманитарного знания и развитии полноценной личности;

• падение интереса к изучению сухих, далёких от потребностей жизни грамматико-орфографических курсов в общеобразовательной школе, не обеспечивающих насущных умений общения, необходимого каждому;

• успехи целого созвездия наук об общении, о речи, достигнутые в последние 50 лет. Эти науки имеют прямой выход к риторике, к решению её задач оптимального воздействия на слушателя, максимальной эффективности речевого общения.

В настоящее время в соответствии с приказом МП РСФСР риторика как учебный предмет включена в школьный курс обучения. Разработаны программы по риторике с 1-го по 11 классы, выпущены учебники, которые прошли опытную проверку в разных школах страны и получили широкое признание учителей и учёных. В результате учебники по «Детской риторике» Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной для начальной и средней школы включены в Федеральный план МО России с грифом «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» .

Включение в школьную практику риторики в качестве нового учебного предмета требует осмысления его основных задач, содержания, методов, приёмов и средств обучения, а также основных принципов и идей. С этой целью комплекты учебников дополняются методическими рекомендациями для учителя, содержащими ориентировочное тематическое планирование уроков риторики, описание основных методов и приёмов преподавания, основных идей, а также разработки уроков по каждой из предложенных тем.

Однако, несмотря на существенную помощь в планировании и дидактическом оснащении уроков риторики, которую оказывают данные методические рекомендации, их анализ и опрос работающих по программе учителей показывает, что выделившиеся из группы учителей начальных классов преподаватели риторики испытывают затруднения в восприятии содержащегося в этих пособиях фактического материала и его теоретическом осмыслении. По данным проведённого нами опроса учителей, включившихся в 1998/99 учебном году в экспериментальную работу в гуманитарных классах с преподаванием риторики, причину их трудностей следует искать в том, что они не получили достаточной профессиональной подготовки и не являются специалистами, хорошо изучившими свой предмет, т. е. науку, которая достаточно устоялась, имеет чётко оформленный понятийный аппарат, исторические корни и перспективы развития. По этой причине к преподаванию риторики в начальных классах некоторых школ г. Смоленска привлекаются специалисты-филологи (учителя русского языка и литературы средних и старших классов), либо актёры драматических театров. В большинстве случаев это обстоятельство приводит к тому, что риторика как учебный предмет подменяется основами культуры речи или актёрского мастерства также в силу некомпетентности данных преподавателей в вопросе обучения риторике.

Настораживают также данные анализа сложившейся ситуации в школах г. Смоленска, где с 1996 по 1998 г. г. риторика в начальных классах преподавалась в качестве факультативного курса. По этим данным количество таких школ за последние два года уменьшилось на 47,1% по причине отказа учителей начальных классов от преподавания данного предмета. По нашему мнению, основанному на заключениях учителей и администрации школ, создавшееся положение объясняется недостаточной профессиональной компетентностью преподавателей начальной школы в области обучения младших школьников риторике.

Из вышесказанного следует, что несмотря на обнаруженный в среде учителей начальных классов практический интерес к обучению детей риторике они оказались неподготовленными к данной деятельности предшествующим профессиональным обучением. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что до 1992 года официальное положение в области теории и практики развития речи как одного из разделов методики обучения русскому языку характеризовалось отсутствием разработанной на научной основе методики совершенствования речевой деятельности младших школьников. В 1990 году Т. А. Ладыженская писала по поводу состояния этой проблемы: «Пока же школа ещё не решает эту важную задачу. Причин тому много. Но главная из них. — отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи именно младших школьников» .

В связи с такой ситуацией в теории методики развития речи и практике работы школ вузовская подготовка учителя начальных классов к работе по развитию речи младших школьников осуществлялась с опорой на традиционную, давно не удовлетворяющую всех, систему обучения речи.

В настоящее время исследователями отмечается неоспоримый факт: методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень — с сугубо практического на научный. Активное развитие таких областей знания как функциональная стилистика, культура речи, теория текста, психолингвистика повлекло за собой разработку психолого-лингвистических основ теории совершенствования речевой деятельности и обновление содержания соответствующего раздела вузовской методики.

Кроме того, на основании применения новых подходов к методике развития речи, методисты сходятся во мнении, что наступило то время, когда предмет, который мы называли «развитием речи» можно (и нужно) усовершенствовать и назвать более чётко — риторика.

Однако в результате анализа состояния практики подготовки учителя начальных классов в процессе вузовского обучения и, в частности, в результате анализа процесса подготовки учителя на факультете начальных классов Смоленского государственного педагогического университета, мы можем констатировать, что задача подготовки учителя к обучению риторике младших школьников пока ещё не решена. Нами обнаружено, что несмотря на совершенствование содержания методики развития речи учащихся начальных классов ни одно учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» не содержит информации о риторике как самостоятельной учебной дисциплине. Мы также установили, что процесс профессиональной подготовки учителя начальных классов не ориентирован на специальную цель, которая определяет содержание и методы подготовки к обучению риторике младших школьников.

Анализ исследований в области совершенствования профессиональной подготовки учителя показывает, что к настоящему времени накоплено достаточное количество работ по проблемам формирования различных аспектов готовности к педагогической деятельности. Основополагающими являются научные труды О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, Э. А. Гришина, Т. Ш. Домаева, С. Б. Елканова, В.А.Кан-Калика, И. Д. Лушникова, А. К. Марковой, А. И. Мищенко, В. А. Сластёнина, А. И. Щербакова и др., посвящённые исследованию общепедагогического аспекта проблемы профессиональной подготовки учителя.

В последнее время активно развивается интерес учёных к исследованию конкретных видов профессионально-педагогической готовности. В этом аспекте привлекают внимание работы Л. М. Ассуировой, Н. М. Бружуковой, М. И. Волошкиной, Л. Ф. Губаревой, И. В. Искрук, Л. И. Козловой, А. М. Подрейко, Н. Е. Мажара, В. А. Раутен, А. Б. Романенчук, И. Г. Рябовой, Н. Е. Седовой, М. С. Сидориной, И. М. Синагатуллина, А. И. Тимонина и др.

Нарастающая в течение последних лет неудовлетворённость речевой подготовкой учащихся обусловила поиск новых подходов к совершенствованию речевой деятельности школьников. В данном аспекте особый интерес представляют исследования, связанные с профессиональной подготовкой учителя к формированию коммуникативных навыков учащихся. Данная проблема нашла научное разрешение в работах О. А. Батуриной, М. Г. Демидовой, С. И. Ершовой, А. В. Кореневой, Е. И. Мычко, А. А. Поздняковой, Е. В. Чанковой и др.

Хотя в последние годы появилось большое количество работ, посвященных проблеме содержания обучения риторике в школе и вузе (Д.Н. Александров, Д. Х. Вагапова, А. А. Волков, С. С. Гурвич, Г. И. Журавлёва, С. Ф. Иванова, Н. Н. Кохтев, Н. В. Ладыженская, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Г. В. Маклакова, Н. А. Михайличенко, А. К. Михальская, Л. А. Мурина, Н. Г. Озерова, Ю. С. Пичугова, Ю. В. Рождественский, И. В. Сафонова, И. Ю. Симачёва, Г. И. Сорокина, Н. В. Фёдорова, Е. В. Хвостанцева, С. Г. Шафранова, Е. А. Юнина и др.), попытка обнаружить научное решение практических задач, непосредственно связанных с подготовкой учителя к обучению младших школьников риторике, не привела нас к искомому результату.

В настоящее время востребованность риторики в качестве альтернативы сложившейся в методике начального обучения системе работы по развитию речи требует актуализации профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Таким образом, обнаруженное противоречие между потребностью в учителе риторики и отсутствием специальных исследований по проблеме подготовки такого учителя даёт основание считать актуальной избранную нами тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные педагогические условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников?

Объектом нашего исследования является профессиональная подготовка учителя начальных классов.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников.

Цель исследования состоит в определении условий, обеспечивающих подготовку будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников в процессе профессионального обучения в вузе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

— раскрыть сущность, содержание и структуру профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике;

— выявить совокупность условий, обеспечивающих формирование готовности учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников;

— сконструировать экспериментальную модель подготовки будущего учителя к обучению риторике младших школьников в процессе базового профессионального образования учителя начальных классов;

— на основе опытно-экспериментальной проверки модели формирования готовности к обучению риторике младших школьников разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Гипотеза исследования — процесс формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— ориентация целеполагания базового процесса подготовки учителя начальных классов в целом, а также специально отобранных в его составе учебных дисциплин, имеющих предметную связь с риторикой, на формирование пригодности, специальной и методической обученности будущего учителя риторики;

— корректировка содержания базового образования учителя начальных классов по учебным дисциплинам, имеющим связь с теорией и практикой речи, в соответствии с их функциями в процессе формирования профессиональной готовности к обучению риторике младших школьников;

— разработка специальных курсов, ориентированных на развитие профессиональной пригодности к обучению младших школьников риторике и формирование специальной и методической обученности будущего учителя риторики;

— установление преемственности в изучении дисциплин, составляющих содержание обучения будущего учителя риторики, на основе специфики формирования его профессиональной направленности и профессиональной обученности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские положения теории познания, учения о движущих силах развития личности, идеи о роли деятельности в становлении личности, определившие стратегию исследованияобщеметодологические положения о применении системного подхода и моделирования.

Основополагающими для нашего исследования явились основные положения психологических концепций мотивации человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев, В. А. Петровский, К. К. Платонов, JI.C. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Г. И. Щукина и др.), психологические теории личности педагога (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова, J1.M. Митина, А. В. Петровский А.И. Щербаков и др.), педагогические концепции профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, А. А. Вербицкий, Т. В. Габай, А. И. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Н. Е. Мажар, В. А. Сластенин и др.), положения теории педагогической культуры (А.Б. Барабанщиков,.

Г. Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. В. Кузнецов, Э. В. Соколов, Н. Я. Шеховская и др.).

Кроме того:

— анализ сущности понятия готовности учителя к обучению риторике учащихся начальных классов, а также процесса ее формирования потребовал использования комплексного подхода к решению задач исследования;

— опора на системно-структурный подход позволила представить готовность учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике как подсистему в системе его целостной профессиональной готовности и отразить ее структуру в виде двух взаимосвязанных компонентов: профессиональной пригодности и профессиональной обученности;

— применение культурологического подхода наряду с системным дало основание для включения подготовки к обучению риторике в систему гуманитарной культуры учителя;

— использование личностно-деятельностного и профессиографического подходов привело нас к построению модели готовности учителя риторики в виде профессиограммы;

— логика исследования и принципы отбора материала потребовали использования дифференцированного подхода к проблеме исследования.

Ведущей идеей теоретической концепции исследования является интеграция и дифференциация в целостном процессе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие взаимодополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме формирования личности, готовности к различным видам педагогической деятельности и условий профессиональной подготовки учителянаблюдение за учебным процессом в вузе с целью изучения условий формирования профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников, анкетирование, интервью с учителями начальных классов, анализ продуктов профессиональной деятельности, опытно-экспериментальная работа, математическая обработка эмпирического материала.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1993;1994 г. г.) изучалось состояние практики подготовки учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников и осуществлялся теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя к обучению риторике учащихся начальных классов в процессе базового профессионального образования.

На втором этапе (1995;1997 г. г.) разрабатывались и опытно-экспериментально проверялись условия формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников в процессе базового профессионального образования, уточнялась гипотеза исследования, осуществлялась корректировка модели реализации выдвинутых условий.

На третьем этапе (1998;2001 г. г.) определялась эффективность опытно-экспериментальной модели реализации условий формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников и выполнялось оформление результатов исследования.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. В исследовании:

• уточнено понятие готовности к обучению риторике младших школьников как аспекта профессионально-педагогической готовности учителя начальных классов;

• определена структура профессиональной готовности к обучению младших школьников риторике;

• установлены показатели и уровни сформированности профессиональной готовности к обучению младших школьников риторике;

• выявлены условия формирования профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников, преобразующие процесс базового профессионально-педагогического образования учителя начальных классов в нормативную модель подготовки к обучению младших школьников риторике как его подсистему.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сконструирована и опытно — экспериментально проверена модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников в процессе базового профессионально-педагогического образования, разработаны программы спецкурсов, в соответствии с выявленными условиями внесены изменения в программу изучения базовых дисциплин «Культура речи» и «Методика преподавания русского языка», установлена преемственность в изучении базовых и дополнительных дисциплин, составляющих содержание подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам и логике, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, её продолжительностью, определённой циклом профессионального обучения, сравнимостью полученных результатов с массовой практикой педагогического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

S профессиональная готовность к обучению младших школьников риторике — составная часть цели и результата общего процесса профессиональной подготовки учителя начальных классов, его подсистема, включающая:

— профессиональную пригодность, отличительными признаками которой являются интерес к обучению риторике младших школьников и отсутствие аномалий в строении и функционировании речевого аппарата будущего педагога;

— соответствующую обученность как специальную и методическую подготовленность в области риторики и обучения её основам детей;

•S модель формирования готовности к обучению риторике представляет собой отражение совокупности целевых, содержательных и процессуальных компонентов подсистемы подготовки учителя начальных классов, находящихся в иерархической взаимосвязи и составляющих определённую целостность;

S процесс формирования готовности учителя к обучению младших школьников риторике в соответствии с предложенными преобразованиями включает следующие этапы:

— подготовительный, в задачи которого входит формирование первоначального интереса к риторике как учебной дисциплине и предмету профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, а также пропедевтика специальной обученности;

— начальный, в течение которого осуществляется дальнейшее углубление интереса к риторике и формирование специальных знаний и умений будущего учителя риторики;

— основной, конечной целью которого является трансформация интереса к риторике в интерес к обучению риторике младших школьников и формирование методических знаний и умений будущего учителя риторикиформирование профессиональной готовности учителя риторики в вузе требует объединения в рамках целостного образовательного процесса педагогических усилий преподавателей всех учебных дисциплин, имеющих предметную связь с теорией и практикой речи;

S процесс формирования готовности к обучению младших школьников риторике будет эффективным на основе общего процесса профессиональной подготовки учителя начальных классов при соблюдении следующих условий: а) в преобразовании целевого компонента ориентация целеполагания базового процесса профессиональной подготовки учителя начальных классов в целом, а также специально отобранных в его составе учебных дисциплин, имеющих предметную связь с риторикой, на формирование пригодности, специальной и методической обученности будущего учителя риторикиб) в преобразовании содержательного компонента корректировка содержания образования учителя начальных классов по учебным дисциплинам, имеющим предметную связь с теорией и практикой речи, в соответствии с их функцией в процессе формирования готовности к обучению риторикеразработка специальных курсов, ориентированных на развитие профессиональной пригодности к обучению риторике и формирование специальной и методической обученности будущего учителя риторикиконструирование содержания образования учителя риторики из элементов содержания базовой подготовки учителя начальных классов и специально разработанных учебных курсовв) в преобразовании процессуального компонента установление преемственности в изучении дисциплин, составляющих содержание подготовки будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике, на основе специфики формирования его направленности (посредством трансформации профессиональных интересов) и профессиональной обученности.

Апробация работы.

Проверка опытно-экспериментальной модели реализации условий формирования готовности будущего учителя начальных классов к обучению риторике младших школьников производилась на базе факультета начальных классов Смоленского государственного педагогического университета. Апробация модели исследования осуществлялась путём включения спецкурсов «Введение в языкознание», «Стилистика письменной речи», «Риторика как часть гуманитарной культуры» в состав общекультурного и предметного блоков содержания профессиональной подготовки учителя начальных классов.

По материалам исследования прошли выступления автора на заседаниях кафедры педагогики и кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Смоленского государственного педагогического университета.

Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях:

1. Особенности подготовки учителя к работе в малокомплектной школе. (Смоленск, 1993 г.).

2. III Кирилло-Мефодиевские чтения. (Смоленск, 1997 г.).

3. Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе. (Смоленск, 1998 г.).

4. Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы. (Смоленск, 1999 г.).

5. Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя начальной школы (Смоленск, 2002 г.).

Структура работы определена целью и логикой исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

В результате опытной проверки экспериментальной модели процесса подготовки учителя риторики для начальной школы на основе теоретически обоснованных требований мы пришли к следующим выводам:

1. Процесс подготовки учителя риторики для начальной школы может быть включён в общий процесс профессиональной подготовки учителя начальных классов в высшем специальном учебном заведении в качестве подсистемы.

2. Результативность подготовки учителя риторики для начальной школы зависит от ряда условий, которые определяют конструирование конкретной модели формирования готовности будущего учителя к обучению младших школьников риторике.

3. В процессе подготовки учителя риторики для начальной школы в соответствии с предложенной моделью происходит формирование его направленности, специальной и методической обученности:

• сформированность в экспериментальной группе пригодности очень высокого уровня подтверждает успешность поэтапного формирования направленности будущего учителя риторики;

• сформированность в экспериментальной группе высокого уровня специальной обученности указывает на рациональность использования представленного в модели содержания специальной подготовки учителя риторики как с целью пропедевтики, так и в качестве основы формирования специальных знаний и умений;

• сформированность в экспериментальной группе высокого уровня методической обученности демонстрирует целесообразность переориентации системы работы по развитию речи младших школьников на задачи подготовки учителя риторики.

4. Полученные в экспериментальной группе результаты формирования готовности к обучению риторике учащихся начальных классов позволяют высоко оценить эффективность процесса подготовки учителя риторики в соответствии с представленной в исследовании моделью.

5. Вариативность процесса подготовки учителя риторики для начальных классов определяется состоянием общего процесса подготовки будущего учителя в высшем специальном учебном заведении.

6. Описанный в исследовании процесс формирования готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике может быть использован в качестве одного из вариантов профессиональной подготовки будущего учителя риторики для начальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществив теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы подготовки учителя риторики для начальной школы, мы пришли к следующим выводам:

1. Целью и результатом процесса подготовки учителя риторики является формирование готовности специалиста к осуществлению данного вида деятельности, представляющей собой сложное личностно-профессиональное образование, которое включает особую направленность, специальную обученность из области теории и практики речевого мастерства и методическую обученность, предполагающую систему знаний и умений по обучению детей основам риторики.

2. Критериями сформированности готовности будущего учителя начальных класов к обучению младших школьников риторике являются:

• достатачно выраженный интерес к обучению риторике младших школьников;

• правильное артикулирование звуков речи;

• осведомлённость о риторике как о лингвокультурологической и лингвопрагматической дисциплине и учебном предмете в начальных классах средней общеобразовательной школы;

• владение устной речью и комплексным умением подготовить любое занятие по риторике для младших школьников.

3. Подготовка учителя риторики для начальной школы может осуществляться педагогически эффективно и экономически выгодно в рамках целостного образовательного процесса по специальности 31 200 — педагогика и методика начального образования в качестве подсистемы данного процесса. Этот процесс может быть самостоятельным только относительно конкретной цели — формирования готовности к обучению младших школьников риторике, включённой в систему целей подготовки учителя начальных классов.

4. Педагогическая и экономическая эффективность процесса подготовки учителя риторики может быть обеспечена при соблюдении следующих условий: а) в преобразовании целевого компонента ориентация целеполагания базового процесса профессиональной подготовки учителя начальных классов в целом, а также специально отобранных в его составе учебных дисциплин, имеющих предметную связь с риторикой, на формирование пригодности, специальной и методической обученности будущего учителя риторикиб) в преобразовании содержательного компонента корректировка содержания базового образования учителя начальных классов по учебным дисциплинам, имеющим предметную связь с теорией и практикой речи, в соответствии с их функцией в процессе формирвания готовности к обучению младших школьников риторикеразработка специальных курсов, ориентированных на развитие профессиональной пригодности к обучению младших школьников риторике и формирование специальной и методической обученности будущего учителя риторикиконструирование содержания образования учителя риторики из элементов содержания базовой подготовки учителя начальных классов и специально разработанных учебных курсовв) в преобразовании процессуального компонента формирование готовности к обучению младших школьников риторике в системе общей профессиональной подготовки учителя начальных классов на основе специфики преемственности базового и дополнительного образования, выражающейся в установлении соответствия изучения дисциплин, составляющих содержание обучения будущего учителя риторики, последовательности формирования его профессиональной направленности (посредством трансформации профессиональных интересов) и профессиональной обученности.

5. Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная дидактическая модель подготовки учителя риторики в рамках целостного процесса профессиональной подготовки учителя начальных классов в высшем учебном заведении представляет собой единство таких целевых, содержательных и процессуальных характеристик, которые позволяют вариативно воспроизводить данную модель с учётом конкретных условий и факторов.

Изложенные в настоящем исследовании выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования профессиональной готовности учителя к обучению младших школьников риторике.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование психофизиологического компонента профессиональной готовности учителя к обучению детей риторике.

Также ещё требуют разрешения, например, проблемы влияния образовательной среды академической группы на эффективность формирования готовности к обучению риторике, выявления психологических последствий изучения спецкурсов с целью определения динамики личностного развития учителя.

С изучением этих проблем мы связываем возможности дальнейшего совершенствования процесса формирования профессиональной готовности учителя к обучению детей риторике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., Просвещение, 1990. — 208 с.
  2. Е.А. Пропагандисту об ораторском искусстве. -М., 1983.-160 с.
  3. Д.Н. Риторика. М., 1999. — 534 с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Издательство Казанского университета, 1988. — 236 с.
  5. В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995. — 206 с.
  6. Г. З. Ораторское искусство. М., 1978. — 160 с.
  7. Л.В. Методика обучения старшеклассников созданию текста с опорой на традиции классической риторики. Дисс. .канд. пед. наук. -Москва, 1996.
  8. Аттестация в образовательном учреждении. /Сб. материалов. -Смоленск, 1996.
  9. С. Социальная природа и гносеологическая сущность риторики. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Ереван, 1971.
  10. С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981. — 143 с.
  11. О.А. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися. Дисс. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 1994.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 423 с. 13. Безменова Н. А. Неориторика: проблемы и перспективы.// Семиотика. Коммуникация. Стиль. — М., 1983.
  13. НА. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.-251 с.
  14. Белозерцев ЕЛ Подготовка учителя в условиях перестройки. -1989.- 205 с.
  15. Д.С. О научных основах ораторского искусства. Киев, 1977.
  16. Беспалько ВЛ Слагаемые педагогической технологии. М, 1989. -190 с.
  17. Беспалько В Л Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -190 с.
  18. Беспалько ВЛ Педагогика и прогрессивные технологии обучения. MJ995. -187 с.
  19. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., Высшая школа. — 1989. — 141 с.
  20. Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству. Дисс. к.п.н. Грозный, 1993.
  21. Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999. — 459 с.
  22. Ю.В. Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя. Дисс. к.п.н. — М., 1990.
  23. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М., 1987.- 183 с.
  24. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. JL, 1983. — 32 с.
  25. А.А. Основы русской риторики. М., 1996. — 345 с.
  26. Воловичева J1.A. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов. // Начальная школа. 1994. — 11. — с. 21−24.
  27. М.И. Подготовка студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками. Дисс. к.п.н. -М., 1977.
  28. В.П. Риторики в России 17−18 веков. М., 1988. — 180 с.
  29. Вопросы подготовки специалистов на факультете педагогики и методики начального обучения. / Сборник Нижневартовск, 1995. — с. 9 -13.
  30. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1996. — 536 с.
  31. .Н., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. // Вопросы психологии.-1994.-е. 18−24.
  32. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М., 1988.-254 с.
  33. Н.Д. Роль факультативного курса в повышении качества профессиональной подготовки учителя начальных классов. // Начальная школа 1994.-3.-с.16−21.
  34. Государственный образовательный стандрт высшего профессионального образования. М., 1998. — 254 с.
  35. Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
  36. И.В. Методическая подготовка студентов университетов. // Педагогика. 1996. — 1. — с. 19 — 22.
  37. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов- на- Дону, 1970.
  38. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа. // Высшее образование в России. 1996. — 1. — с. 7−10.
  39. Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики. Дисс. .канд. пед. наук. — Самара, 1994.
  40. С.С. Основы риторики. Киев, 1988. — 247 с.
  41. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
  42. М.Г. Подготовка студентов педагогического вуза к информационно коммуникативному взаимодействию с учащимися. — Дисс.. канд. пед. наук. — Одесса, 1992.
  43. А.Е., Фатеева Н. И., Львов М. Р. Дидактика. М., 1990.- 202 с.
  44. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе.1. Новосибирск, 1971. 180 с.
  45. Т.Ш. Теория и практика подготовки учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования. Ташкент, 1988.-188 с.
  46. . и др. Общая риторика. М., 1986. — 392 с.
  47. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. — 143 с.
  48. С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1992.
  49. З.Ф. Особенности деятельности преподавания в высшей школе. Л., ЛГУ, 1974. — 112 с.
  50. Н.С., Мажар Н. Е. Подготовка учителя начальных классов к работе в сельской школе. Смоленск, 1991. — 148 с.
  51. Г. И., Симачёва И. Ю. Обучение риторике в школе и вузе. -Орехово-Зуево, 1995. 196 с.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. — 160 с.
  53. Л. Детская риторика в рисунках и рассказах.//Начальная школа. 1995.-2.-с. 11−14.
  54. С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978. — 126 с.
  55. С.Ф., Минеева С. А. Тем, кто учит лекторов. М., 1985. — 176 с.
  56. С.Ф. Учиться убеждать. М., 1989. — 272 с.
  57. С.Ф. Искусство диалога, или беседы о риторике. Пермь, 1992.-204 с.
  58. С.Ф. Говори!. М., 1997. — 399 с.
  59. Е.Н. Искусство общения. М., 1982. — 108 с.
  60. И.В. Педагогические условия подготовки учителя к применению методов обучения в школе. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1993.
  61. Л.Б. Зависимость решения вербальных задач от эмоциональных особенностей субъекта учебной деятельности. Дисс.. канд. псих. наук. — М., 1994.
  62. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 1998. — 496 с.
  63. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. — 543 с.
  64. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.- 190 с.
  65. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. — 144 с.
  66. В.И., Сергеева Н. М., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991. — 342 с.
  67. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.- 134 с.
  68. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. -М., 1995.
  69. Л.И. Подготовка учителя начальных классов к обучению младших школьников чтению. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1989.
  70. Е.Н. Риторика искусство убеждать. — М., 1998. -205 с.
  71. А.А. Методика формирования профессионального голоса в курсе культуры речи учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1992.
  72. А.В. Коммуникативно ситуативные задачи как средствообучения речевому общению. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1994.
  73. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. -М., 1986.-207 с.
  74. Н.Н. Мастерство устного публичного выступления. М., 1987. — 207 с.
  75. Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992. — 175 с.
  76. Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992. 236 с.
  77. Н.Н. Риторика: учебное пособие. М., 1994. — 206 с.
  78. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-264 с.
  79. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-303 с.
  80. Т.Н., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме.-М., 1976.-216 с.
  81. Н.В. Формирование педагогических способностей. JL, 1961.-98 с.
  82. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JI., 1967.-183 с.
  83. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л., 1985.32 с.
  84. В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий. // Высшее образование в России. 1994. — 1.-е. 14−17.
  85. С. Холл, Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 719 с.
  86. В.А. Невербальное поведение. Ростов-на Дону, 1986.-305 с.
  87. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.- 134 с.
  88. Т.А., Никольская Р. И., Сорокина Г. И., Ладыженская Н. В. Детская риторика. / 1 класс. Методические рекомендации./ М., 1993.138 с.
  89. А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965. — 214 с.
  90. А.А. Психологический портрет лектора. М., Знание, 1979.80 с.
  91. А.А. Основы психолингвистики. М., 1999. — 287 с.
  92. А.А. Психология общения. М., 1999. — 365 с.
  93. И .Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 191 с.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-185 с.
  95. В.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1993. — 16 с.
  96. Л.М. Как строится текст. М., 1980. — 96 с.
  97. И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута. М., 1991. — 204 с.
  98. MP. Методика развития речи младших школьников. М, 1985. -176 с.
  99. М.Р. Школа творческого мышления. М., 1997. — 239 с.
  100. М.Р. Риторика в начальной школе. // Начальная школа.-1994,-9.-с. 21−24.
  101. М.Р. Риторика: учебное пособие для учащихся 10−11 класов. -М., 1996.-252 с.
  102. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1999.-271 с.
  103. М.Р. Основы теории речи. М., 2000. — 245 с.
  104. Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя. Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1996.- 33 с.
  105. А.Т. Задачи по профессиональной подготовке. М., 1987.70 с.
  106. И. Методологические основы дидактики. М., 1987.-221 с.
  107. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192 с.
  108. О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994. — 189 с.
  109. А. Мотивация и личность. Спб., 1999 — 479 с.
  110. A.M. Загадки одарённости. М., 1993. — 128 с.
  111. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. — 319 с.
  112. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.-215 с.
  113. Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного цикла. М., 1994. — 95 с.
  114. А.К. Основы риторики. М., 1996. — 415 с.
  115. А.К. Педагогическая риторика. М., 1998. — 431 с.
  116. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дисс. докт. пед. наук. -М&bdquo- 1992.
  117. А.А. Речевое мастерство учителя. М., 1999. — 392 с.
  118. А.А. Риторика: Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для X-XII классов. 1999. — 398 с.
  119. JI.A. Риторика: учебное пособие. Минск, 1994. — 272 с.
  120. Е.И. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к развитию коммуникативности младших школьников. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1996.
  121. Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. — 301 с.
  122. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.-216 с.
  123. Л.И. Нетрадиционные приёмы развития устной речи. /Начальная школа. 1994. -8.-е. 26−29.
  124. Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981. -352 с.
  125. Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989. — 255 с.
  126. Образовательный стандарт по риторике. Проект регионального варианта для начальной, средней и старшей школы. Пермь, ЗУУНЦ, 1997. — 44 с.
  127. В.Б. Практическая психология для учителей. М, 1994. -268 с.
  128. О новом курсе «Детская риторика» для учащихся четырёхлетней начальной школы. // Начальная школа. 1994. — 7. — с. 24 — 27.
  129. Об ораторском искусстве. М., 1980. — 111 с.
  130. Основы ораторского мастерства. М., 1980. — 236 с.
  131. Л.Г. Спор, Дискуссия, полемика. М., 1991. — 124 с.
  132. А.А. Профессиональная подготовка учителя к развитию коммуникативных умений у младших школьников. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.
  133. Педагогика и психология высшей школы. /Отв. ред. Самыгин С. И. -Ростов-на Дону, 1998. 526 с.
  134. Подготовка и профессиональное становление молодого учителя. / Сб. научных трудов. Хабаровск, 1990. — 157 с.
  135. Подготовка молодого лектора: проблемы и перспективы. /Грецкий Н.Ф. и др. М., 1982.- 80 с.
  136. A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности у студентов. Дисс.. канд. пед. наук. -Калининград, 1996.
  137. А.А. Подготовка студентов педагогического вуза киспользованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994.
  138. Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 303 с.
  139. Практическая диагностика: Методика и тесты: Учеб. пос./Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. — 672 с.
  140. Предмет риторики и проблемы её преподавания: Материалы первой Всероссийской конференции по риторике ./Редакторы-составители: В. И. Аннушкин, А. А. Волков, Г. В. Карпюк. М., 1998. — 289 с.
  141. Г. М. Развивать ум и речь, учить выражать свои мысли. // Начальная школа. 1995. — 2.
  142. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. /Материалы всесоюзной научно—практической конференции. Полтава, 1991. — 308 с.
  143. Программа к новому курсу «Детская риторика». // Начальная школа. -1994.-7.-с. 23−31.
  144. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред.: А. Косаковски, X. Кюна, И. Ломпсиера, Г. Розенфельда. -М., 1981.-224 с.
  145. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981.
  146. Н.А. Развитие монологической речи на уроках риторики. // Начальная школа. 1996. — 11.-е. 18−21.
  147. В.А. Формирование готовности студентов к изучению нового мтериала. Дисс. .канд. пед. наук. — Тюмень, 1990.
  148. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990.-335 с.
  149. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. — 207 с.
  150. Риторика. Культура речи учителя. (Педагогическая риторика): Сб. программ учебных курсов. М., 1999. — 158 с.
  151. Ю.В. Теория риторики. М., 1999. — 482 с.
  152. А.Б. Формирование практической готовности будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками. Дисс. .канд. пед. наук. -М, 1995.
  153. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000. — 705 с.
  154. Русская риторика. / Хрестоматия. М., 1996. — 557 с.
  155. Русский язык в начальных классах. / Под ред. М. С. Соловейчик. М., 1998. — 383 с.
  156. И.Г. Подготовка будущего учителя к экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1994.
  157. З.В. Техника звучащего слова. М., 1988. — 32 с.
  158. Н.Е. Теория и практика подготовки учителя к развитию у школьников мотивационной готовности к труду. Дисс. .докт. пед. наук. -Хабаровск, 1996.
  159. Н.И. Живое слово ребёнка в выразительном чтении и устной речи. Харьков, 1992.
  160. М.С. Подготовка будущего учителя начальных классов к воспитанию школьников в системе высшего педагогического образования. -Дисс. .канд. пед. наук. М., 1991.
  161. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. — 188 с.
  162. И.М. Формирование профессиональной готовности учителя-словесника к работе в сельской малокомплектной школе. Дисс. .докт. пед. наук. — М., 1995.
  163. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 156 с.
  164. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности. М., 1991. — 144 с.
  165. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997. — 200 с.
  166. З.С. Азбука общения. Самара, 1994. — 204 с.
  167. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. / Сборник. Львов, 1990. — 128 с.
  168. Современные проблемы подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников. / Сборник научных трудов. Волгоград, 1992.-109 с.
  169. В.М., Захаров Л. Н., Соколова В. В., Гребнев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки специалистов. М., 1994. -105 с.
  170. Э.В. Культурология. М., 1994. — 269 с.
  171. В.В. Речевая культура школьников. Горький, 1989. — 192 с.
  172. П.Л. Основы искусства речи. М., 1995. — 446 с.
  173. Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.- 168 с.
  174. Специфика профессионально-педагогического образования на современном этапе. / Тезисы докладов научно-практической конференции. -Смоленск, 1998. 156 с.
  175. К.С. Работа актёра над собой. М., 1951. — 667 с.
  176. Н.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996. — 141 с.
  177. Е.Г., Школьник Л. С. Социально-символическая регуляция поведения собеседника. // Национально-культурная специфика речевогоповедения. М., 1977. — 108 с.
  178. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Дисс. .канд. пед. наук. -Ярославль, 1995.
  179. Типические свойства методической системы начального обучения, направленного на общее развитие учащихся. / Методические рекомендации для учителей начальных классов. М., 1983. — 38 с.
  180. А.В. Об ораторском искусстве. М., 1973. — 183 с.
  181. М.Б. Наука ли методика // Педагогика. 1994.- 1.- с. 14−16.
  182. М.Б. Взаимодействие педагогики и методики. // Педагогика. 1994. — 3. — с. 23−26.
  183. Учебные материалы по курсам «Культура речи», «Введение в языкознание» для студентов 1 курса дневного отделения факультета начальных классов. / Под ред. В. А. Щебниковой. Смоленск, 1997. — 43 с.
  184. Учебные стандарты школ России. / Под ред. B.C. Леднёва, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998. — 379 с.
  185. Учитель, которого ждут. / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1988.-151с.
  186. Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982. — 126 с.
  187. Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984. — 193 с.
  188. Формирование личности будущего учителя. /Сборник. Владивосток, 1991.- 128 с.
  189. Формирование профессиональной направленности учащихся. / Сборник научных трудов. Минск, 1985. — 168 с.
  190. Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1995.
  191. Н.В. Основы риторики: Экспериментально-методическое пособие. Даугавпилс, 1995. — 214 с.
  192. Е.В., Юнина Е. А. Риторика в начальной школе: учебно-методическое пособие. Пермь, 1997. — 96 с.
  193. С.В. Содержание и структура процесса подготовки учителя к работе с детьми шестилетнего возраста по русскому языку. Дисс. .канд. пед. наук. — Ленинград, 1990.
  194. Е.В. Педагогические условия обучения младших школьников речевой этике. Дисс. .канд. пед. наук. — Кострома, 1994.
  195. В.П. Речевое мастерство пропагандиста. -М., 1987. 141 с.
  196. Чихачёв BJTL Лекторское красноречие русских учёных XIX века М, 1987. — 96 с.
  197. P.M., Занина Л. В. Основы профессиональной подготовки специалистов на педагогическом факультете педуниверситета. // Начальная школа. 1996. — 9.- с. 26−30.
  198. И.П., Ямпольский В. З., Чудинов В. Н., Пак М.В. Модели управления учебным процессом ВУЗа. Томск, 1992. — 102 с.
  199. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 315 с.
  200. С.Г. Риторика в школе. Опыт преподавания нового предмета и риторизации учебного процесса. Пермь, ЗУУНЦ, 1997. — 48 с.
  201. Е.А., Сагач Г. М. Общая риторика (современная интерпретация). Пермь, 1992. — 195 с.
  202. Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. /Под ред. В. И. Панова. М., 1997. -78 с.
  203. Р.А. Краткий словарь основных понятий и терминов риторики. Пермь, 1995. — 86 с.
  204. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М., 1986.- 133 с.
  205. Lachmann К. Rhetorik und kulturelle Kontext. // Plett H.F. Rhetorik. Munchen, 1972.
  206. Verderber R.F. The challenge of effective speaking. 7th ed. University of Cincinnati, 1987.
  207. Weaver R.L. Understanding interpersonal communication. 5th ed BGSU, 1990.
Заполнить форму текущей работой