Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии
Как показывают результаты проведённых исследований, жизнеспособными являются лишь те инструменты, которые отвечают потребностям и выражают специфику музыкального языка среды, в которой находятся. Примат диатонических моделей продолжался недолго. Количество баянов и аккордеонов, как свидетельствуют статистические данные, неуклонно возрастало. Сербские баяны имели особое своеобразие, так как должны… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Предпосылки развития баянно-аккордеонного исполнительства в культуре Сербии (X — конец XIX столетий)
- 1. 1. Истоки баянно-аккордеонного искусства в инструментальном музицировании с X до конца XVIII веков
- 1. 2. Просветительская деятельность и фольклорное исполнительство XVIII—XIX вв.еков как предпосылка появления гармони-ко-баянного искусства в Сербии
- Глава 2. Зарождение сербской баянно-аккордеонной культуры в период 1900—1941 годов
- 2. 1. Привнесение новой конструкции и причины распространения инструмента
- 2. 2. Зарождение производства аккордеонов и баянов в Сербии и первые шаги в исполнительстве
- Глава 3. Введение аккордеона в систему профессионального музыкального образования и развитие музицирования на нем с 1945 по 1960 год
- 3. 1. Музыкальная жизнь в Сербии и открытие отделений аккордеона в музыкальных школах после второй мировой войны
- 3. 2. Налаживание производства отечественных инструментов в первое послевоенное десятилетие
- 3. 3. Становление учебных планов и программ. Репертуар исполнителей на аккордеоне
- Глава 4. Развитие аккордеонного исполнительства в период 60 — 80-х годов
- 4. 1. Открытие первых классов аккордеона в музыкальных училищах
- 4. 2. Появление инструментов с выборной клавиатурой (баритон-бас) и их влияние на ученые планы и методическую литературу
- 4. 3. Академизация начального обучения на аккордеоне во второй половине 70-х годов
- 4. 4. Организация первых конкурсов и выход сербских аккордеонистов на международную сцену
- 4. 5. Формирование репертуара сербских аккордеонистов
- Глава 5. Становление баяна и аккордеона как академических инструментов с 1980 года по настоящее время
- 5. 1. Внедрение в процесс обучения аккордеонов с переключателем системы «конвертор» и появление баяна в системе профессионального музыкального образования
- 5. 2. Развитие искусства игры на баяне и аккордеоне и открытие классов этих инструментов в вузах Сербии
- 5. 3. Отечественные и международные конкурсы (1980−2002 годы) как стимул для совершенствования мастерства сербских баянистов и аккордеонистов
- 5. 4. Рост исполнительского искусства на отделениях баяна и аккордеона в музыкальных школах и училищах
- 5. 5. Получение высшего педагогического образования по классу аккордеона и баяна за рубежом и в Сербии
- 5. 6. Методические работы
- 5. 7. Формирование баянно-аккордеонного репертуара в период с 1980 года по настоящее время
Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Баянно-аккордеонное исполнительство в Сербии в настоящее время находится на высоком профессиональном уровне. Систематическое участие за последние два десятилетия сербских исполнителей в крупных международных конкурсах и фестивалях, присуждение им первых мест на нихпрямое тому свидетельство.
Данная работа посвящена исследованию особенностей развития сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса её академизации. Изучаемые инструменты нашли широкое применение в различных сферах музыкального искусства страны и являются самыми популярными не только в быту. После фортепиано баян и аккордеон — наиболее востребованные в сербской системе музыкального обучения — от школ и училищ до вузов и академий. По своей массовости они превосходят все другие инструменты в Сербии.
Путь от незатейливого бытового инструментария, ориентированного лишь на простейшие песенно-танцевальные национальные мелодии до выразителя самых серьезных и значительных образов академического музыкального искусства был пройден в данной сфере музыки за удивительно короткий срок — за несколько десятилетий, в то время как другим классическим специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, орган и др.) на это потребовались столетия.
Однако необычный и интенсивный путь баянно-аккордеонного развития остался вне поля зрения сербского музыковедения. Особенности эволюции привнесённых из-за рубежа инструментов, их трансформация из сугубо бытовых в академические и профессиональные никогда не были объектом серьезного научного исследования. Вплоть до сегодняшних дней не было написано ни одной сколько-нибудь значительной работы, подвергшей серьёзному анализу изменения, происходившие в художественном мышлении музыкантов — баянистов и аккордеонистов, развитие системы обучения и образования, становления художественного мастерства исполнителей и качественного повышения уровня их репертуара. Впервые предпринятая попытка изучения этого пласта национальной музыкальной культуры, формировавшегося в условиях постоянного европейского и русского влияния, как раз и предопределяет актуальность темы настоящей работы.
Целью диссертации является осмысление процесса трансформации баяна и аккордеона в Сербии из бытовых в подлинно академические инструменты за несколько последних десятилетий. Эта цель обусловила необходимость решения ряда задач:
1. Исследовать предпосылки активного формирования и развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии.
2. Выявить основные направления в качественной эволюции художественного мастерства исполнителей, происходившей за счет всё большего освоения норм академического мышления.
3. Проанализировать основные аспекты существенного подъёма музыкального образования в данной сфере искусства.
4. Раскрыть закономерности эволюции подхода к переложениям и транскрипциям как фактора становления академического репертуара и изучить основные тенденции развития музыки, специально созданной для баяна и аккордеона.
Методологией исследования стали сравнительный и системный анализ, объединяющий в себе историко-теоретический, этнографический, культуроведческий, методико-педагогический методы исследования. Это позволило рассматривать историческое развитие сербской баянно-аккордеонной культуры и процесса академизации баяна и аккордеона в контексте всего национально-музыкального наследия, которое непосредственно связано с историей, этнографией, развитием общественного сознания, эстетикой и другими видами духовной культуры страны. В ходе работы над диссертацией были изучены фонды Народной библиотеки Сербии (Белград), Музыковедческого института Сербии (Белград), Библиотеки Факультета музыкального искусства в Белграде, Библиотеки Музыкальной академии в Сербском Сараево, Государственной библиотеки России (Москва), Библиотеки РАМ имени Гнесиных (Москва), Библиотеки Музыкального училища им. Косты Манойловича (Земун), Библиотеки Русского дома в Белграде, Архива города Белграда, Этнографического музея в Белграде, музеев в Заечаре и Крагуевце, а также документы летописей Общества музыкальных школ Сербии, документы и архивы конкурсов, воспоминания и мемуарная литература и устные воспоминания старейших педагогов, исполнителей, мастеров-конструкторов инструментария. Полученные сведения и явились материалом диссертации. Работая над данной темой, диссертант опирался на широкий круг литературы:
1. Музыковедческая и инструментоведческая литература, выявляющая предпосылки появления и распространения баяна и аккордеона в Сербии. Особую ценность в этом плане представляют работы С. Джурич-Клайн, А. Гойковича, Д. Девича, О. Големовича, Т. Джорджевича, О. Младенович, О. Васич, С. Зечевича, Е. Иованович, капитальный научный труд Л. и Д. Янкович и другие исследования, позволившие определить условия появления и активного функционирования сербских народных музыкальных инструментов.
2.
Литература
связанная с изучением зарождения и становления производства баяна и аккордеона в Европе, с анализом начальных процессов в области исполнительства после появления новой конструкции инструмента. Здесь, в первую очередь, были весьма полезны работы JI. Лукича, Г. Рихтера, 3. Кумера, Д. Девича, а также интервью с Дж. Векичем, 3. Джокичем, М. Мандичем, М. Томичем и другими.
3. Публикации архивных документов, бюллетеней различных музыкальных обществ, в которых выявляется процесс введения аккордеона в сферу профессионального музыкального образования. Важными оказались также данные, полученные путём анкетирования диссертантом педагогов музыкальных школ и училищ.
4. Труды, посвященные эволюции инструментов, развитию исполнительского мастерства и успехам на сербских и международных конкурсах. При освещении этих вопросов диссертант опирался на работы А. Басурманова, М. Имханицкого, А. Мирека, Ф. Липса, В. Завьялова, Б. Егорова, В. Кузовлева, В. Белякова, А. Онегина, на справочники содержащие в себе данные о результатах и программах конкурсов.
При освещении этапов развития баянно-аккордеонного искусства автор обращает особое внимание на историко-культурные, социально-экономические и эстетические предпосылки появления и становления инструментов, рассматривает их в контексте национальной музыкальной культуры. В ходе изучения последующей эволюции инструментов на первый план выдвигаются следующие проблемы:
• взаимоотношение исполнительства на баяне и аккордеоне с исполнительством на других музыкальных инструментах;
• влияние музыкальной культуры страны на общественное восприятие баяна и аккордеона и на их место в системе музыкального образования;
• становление профессионализации обучения игре на баяне и аккордеоне, педагогики и учебных программ.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые в музыкознании Сербии предпринимается попытка многогранного изучения закономерностей развития баянно-аккордеонного искусства в этом государстве, которое стало вполне равноправной и неотъемлемой частью всей сербской академической музыкальной культуры. Автор делает также первую попытку раскрыть закономерности ассимиляции инструмента в новой социальной среде, выявить различные особенности процесса становления и развития баянно-аккордеонного искусства в Сербии, протекающего в условиях многообразного культурного влияния.
Анализ функционирования аккордеона и баяна в национальной музыкальной культуре имеет вместе с тем методологическое значение, так как помогает понять характер эволюции и функционирования многих других инструментов в рамках всего национального музыкального творчества.
Практическая значимость работы. Работа представляется важной для дальнейшего совершенствования музыкально-художественного мышления баянистов и аккордеонистов, для формирования полноценного курса истории исполнительства, который включён в программы всех высших музыкальных учебных заведений Сербии и Республики Сербской, являющейся важной составной частью Боснии и Герцеговины, для совершенствования методики преподавания баяна и аккордеона, для повышения качественного уровня музыкального образования на этих инструментах, для разработки ряда историко-теоретических курсов о сербской музыкальной культуре. Положения и выводы диссертации могут оказаться важными для обобщения представлений об инструментализме страны в целом, а также при исследовании баянно-аккордеонного искусства других народов, особенно, бывшей Югославии. Работа может также представлять интерес для курса по истории сербской музыки, для этномузыковедческих курсов, поскольку народное инструментальная музыка является важной и интересной страницей всего сербского музыкального художественного творчества.
Структура работы определена выбором аспектов исследования, объемом собранного материала и спецификой предмета диссертации. Детальное исследование различных аспектов баянно-аккордеонного искусства проводится в хронологической последовательности.
Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Она содержит также нотные примеры, приложение, где помещен многообразный иллюстративный и информативный материал, а также библиографический список.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации исследован, систематизирован и подвергнут научному анализу обширный, ранее неизвестный или малоизвестный материал, определяющий особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии. Изучение представленных материалов позволяет сделать вывод, что сегодня баян и аккордеон в Сербии являются академическими инструментами.
Исследуя исторические предпосылки появления инструмента, пути его привнесения в страну, зарождение музицирования и производства, включение аккордеона, а значительно позже и баяна в систему профессионального музыкального образования в стране в послевоенные годы, можно сделать следующие выводы:
Важнейшей предпосылкой появления гармонико-баянного исполнительства явилась потребность сербского народа в инструментальном выражении своих чувств и устремлений через деятельность профессиональных музыкантов-скоморохов. Инструментальная музыка активно проникала также в быт сербских воинов на протяжении веков. Одним из самых распространенных инструментов вплоть до XIX века, согласно многочисленным источникам, были сербские гусле, гайде (волынка), фрула, чемане и танбурообразные инструменты со своими разновидностями, именно музицирование на них явилось одной из основных предпосылок развития в будущем гармонико-баянного искусства.
Таким образом, совершенно очевидно, что это искусство возникло не на пустом месте. Оно было обусловлено всей историей развития народного вокального и инструментального творчества Сербии прошлых веков, как сольного, так и ансамблевого. Особо важной предпосылкой появления баяна и аккордеона стал существенно возросший ко второй половине XIX века интерес музыкальной общественности к народной культуре, к просветительству, к заполнению народного досуга музыкой.
Орнаментика, присущая инструментальной сербской народной музыке, обусловила особое своеобразие национального исполнительства на баяне и аккордеоне. Особая роль характеристик этих инструментов — легкость, небольшие габариты, возможность многоголосного исполнения и одновременной игры аккомпанемента, становится важнейшей составляющей метрической пульсации и влияния на мускульную инервацию человека.
Есть все основания для того, чтобы утверждать, что существовало два основных пути проникновения баяна и аккордеона в Сербию — западный и русский. Среди многих важных причин, которые способствовали быстрому распространению инструмента, особенно значимыми были:
1 — соответствие инструмента требованиям сербского национального фольклора;
2 -аккомпанирующие возможности баяна и аккордеона;
3 -лёгкость освоения аккомпанемента исполнителем;
4 -темперированность голосов и отсутствие потребности в настройке;
5 -портативность инструмента;
6 — звонкость и широкая динамическая амплитуда инструмента;
7 -транспортабельность;
8 -устойчивость к температурным перепадам;
9 -особый дизайн;
10 -многоголосие правой клавиатуры.
Как показывают результаты проведённых исследований, жизнеспособными являются лишь те инструменты, которые отвечают потребностям и выражают специфику музыкального языка среды, в которой находятся. Примат диатонических моделей продолжался недолго. Количество баянов и аккордеонов, как свидетельствуют статистические данные, неуклонно возрастало. Сербские баяны имели особое своеобразие, так как должны были соответствовать требованиям фольклора, который был насыщен орнаментализмом (множество мелизмов, украшающих звуков, отстоящих от основных на полутон-тон и т. д.), а диатонические инструменты таких полутонов не имели. Поэтому всё чаще люди стремились достать современный инструмент. Спецификой сербского гармонико-баянного искусства является тот факт, что для перехода от диатонического к хроматическому инструменту потребовался относительно небольшой, 20−30 летний промежуток времени, в то время как другим странам для этого необходимо было 70 и более лет.
Двойное зарубежное влияние — западных стран и России — произвело положительный эффект. Если от первых моделей гармоники до появления её диатонической конструкции в Сербии потребовалось 50 — 70 лет, то для «хромки» — всего менее 20 лет. Этому способствовала любовь народа к фольклору и его звучанию и редкая органичность его воплощения на гармонике.
Спецификой Сербии стала шестирядная клавиатура, которая стала отвечать потребностям народной музыки. На таких инструментах можно было играть в любых тональностях, не меняя аппликатуру, и не задумываясь о гармонии. Уникальность клавиатуры — на сегодняшний день во всей мировой практике исполнительства — в том что она имеет три основных и ещё три вспомогательных ряда в хроматической последовательности звуков. Таким образом, баянистам надо было лишь передвинуть палец и играть то же самое и с такой же аппликатурой, но уже в другой тональности. Эту особенность также стала существенной причиной стремительного распространения инструмента. Однако такое положительное свойство сербского баяна имело и отрицательное оборотное качество. Механическая смена тональностей, — причем в отличие от других европейских стран и России, любой из всех двенадцати, имеющихся в общеевропейской системе темперации — стала ощутимым тормозом для развития слуха, гармонического мышления сербских баянистов. Лишь развитая система образования на баяне, появившаяся много позднее, смогла стать фактором преодоления этого недостатка.
В Сербии нашли своё применение многие модели аккордеонов и баянов, которые в своё время использовались в разных странах мира. Аккордеонисты и баянисты пристально следили за техническим развитием и усовершенствованием своего инструмента. Процессы международного влияния и ознакомление с художественным опытом других стран явились действенной силой стремительного развития и распространения исследуемой области искусства.
Зарождение производства баяна и аккордеона в Сербии непосредственно связано с постепенным выходом страны из фазы экономической отсталости и развитием экономических, политических и культурных связей с западными соседями и Россией. Высокие выразительные и колористические возможности баяна и аккордеона привлекали к себе всё большее число обучающихся, которые с первых шагов в новой области исполнительства осваивали ее на основе особого синтеза национального музыкально-художественного творчества и мировой классической музыки.
Важнейшей особенностью периода между двумя мировыми войнами была существенная просветительская функция баяна и аккордеона. Появление первых музыкальных учебных заведений на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века, в которых большое место занимало обучение на аккордеоне, стало первым шагом к тому, чтобы в общественном сознании Сербии инструмент стал восприниматься как академический. Спецификой массового обучения в стране стало то, что за максимально короткий промежуток времени ученики аккордеона по полученным в школе знаниям «догоняют» своих коллег, играющих на других инструментах. В последние годы перед Второй мировой войной в сербском любительском музицировании получает определенное хождение академический репертуар, созданный специально для аккордеона профессиональными немецкими композиторами X. Германом, К. Резелингом, К. Маром, Г. Амброзиусом и другими, а также некоторые, хотя еще и немногочисленные, аранжировки произведений музыкальной классики. Это «движение в ногу со временем», безусловно, сказалось на формировании эстетических идеалов баянистов и аккордеонистов, определило их дальнейшие устремления. В первый послевоенный период доминантной стала форма новой системы техники левой руки, которая ориентирована на мелодизацию готовых басов. Была сформировано своего рода, «семирядное» мышление при развитии техники левой руки аккордеонистов, а затем и баянистов за счет широкого использования ряда регистровых переключателей для расширения мелодического диапазона. В этом также заключалось своеобразие сербского исполнительства и методики обучения по сравнению, например, с тем что было принято в России. Если в Сербии главным образом играют на итальянских и немецких инструментах (Guerrini, Dallape, Pigini, Borsini, Hohner, Weltmeister и прочих) с регистрами на левом полукорпусе, то в России на баянах их практически не существовало на протяжении всей более чем вековой истории инструмента.
Предпосылки интенсивной академизации сербского баянно-аккордеонного исполнительства первого послевоенного пядтнадцатилетия следующие:
1) Резкое увеличение количества школ и обучающихся. В отличие, к примеру, от России, в стране профессиональное обучение велось лишь по аккордеону на протяжении длительного периода времени, в то время как баян оставался исключительно в сфере любительства.
2) Такая специфика музыкального образования в Сербии обусловила в преподавании аккордеона значительный удельный вес педагогов «классических» специальностей. Это стало действительной предпосылкой к необычайно интенсивной профессионализации обучения и его стремительного приближения ко всему уровню национального академического искусства данного периода времени.
3) Особенностью баянно-аккордеонной культуры в Сербии 1945— 1960 годов является активная трансформация видов инструментариямассовое переделывание аккордеонов в баяны — в силу огромного количества итальянских аккордеонов, оставшихся после Второй мировой войны от итальянского населения Хорватии, эмигрировавшего в Италию.
4) Для периода второй половины 40-х — начала 60-х годов характерно широкое внедрение учебных планов и программ классов аккордеона музыкальных школ. В их становлении заметны два основных этапа: а) до 1949 года — когда они действовали автономно — нецентрализованно. б) с 1949 по 60-е годы — когда была проведена их общегосударственная стандартизация.
5) Спецификой сербского аккордеонного исполнительства при аранжировках музыкальной классики в период 50 — 60-х годов явилось гораздо более приближенное к оригиналу, чем в России, мелодизирование линии готового баса. Этого удавалось достигнуть за счет использования транспонирующих регистров в левом полукорпусе аккордеонов — как местного, так и импортного производства.
К 80-м годам стала ощущаться необходимость исполнения баянного репертуара. На аккордеоне, а тем более, на аккордеоне ранее упомянутой конструкции, исполнить этот репертуар было практически невозможно. Период исполнения преимущественно миниатюр, а из сочинений крупной формы, лишь крайне небольшого количества сонат В. Моцарта и И. Гайдна, сюит западноевропейских композиторов, подходил к концу. Аккордеонистам всё больше хотелось исполнять произведения советских композиторов, которые представляли возможности инструмента в совсем ином свете, позволяли выявить его многие новые художественные средства.
Специфика развития сербского баянно-аккордеонного исполнительства была уникальной и, пожалуй, единственной в мире, а заключалась она в том, что профессиональное музыкальное образование велось на протяжении длительного периода времени только на аккордеоне, в то время как в других странах для этих целей использовались оба типа инструмента, т. е. и аккордеон, и баян. Эта специфика, в конечном счете, явилась и преимуществом, и тормозом в развитии баянно-аккордеонного искусства в Сербии того времени.
Искусственное разделение сфер применения (аккордеон — для исполнения академической музыки и использования в музыкальных в школах, а баян — для фольклора) было навязано правовыми актами, которые формально не разрешали баяну «переступить порог» музыкальных школ. Об ошибочности такого подхода говорит хотя бы тот факт, что сразу же после отмены официально-правовых препятствий баян занял своё заслуженное место в музыкальных школах. На протяжении всего третьего послевоенного периода к рангу первостепенных была отнесена задача по организации и развитию сети музыкальных школ в Сербии. Если учитывать музыкальные школы и их филиалы в других городах, то можно утверждать, что никогда раньше в Сербии она не была столь развитой.
Специфика профессионального обучения на аккордеоне в Сербии в период 60-х — 80-х годов заключалась в широком внедрении в практику среднего звена готово-выборной девятирядной клавиатуры, которая сочеталась в одновременном звучании с клавиатурой готовых аккордов и с регистровыми переключателями. С одной стороны, это намного обогащало фактуру при аранжировках, расширяло звуковые горизонты аккордеонного звучания, а наличие переключателей тембровых регистров более активно, чем, например, в России, развивало тембровое мышление исполнителей за счет более многостороннего слышания колористических граней левой выборной и готовой клавиатур. Однако подобные конструктивные решения несли и массу недостатков, связанных прежде всего с неудобством расположения кисти и опасностью профессиональных заболеваний левой руки, с коротким «дыханием» меха, серьезно препятствующих выражению кантилены.
Переломный момент и изменение ситуации к лучшему наступает в аккордеонной педагогике после того, как в Сербию возвращаются первые югославские аккордеонисты, завершившие обучение в тогдашнем Государственном музыкально педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. Среди многих задач, которые в наши дни перед собой ставят баянисты и аккордеонисты, важное место занимает задача по подготовке образованных специалистов, ни в чём не уступающих своим коллегам как внутри страны, так и за рубежом. Базисными, кардинальными событиями этого периода становятся следующие: переход на новый тип инструментов системы «конвертор» с готово-выборной клавиатурой, введение баяна в систему профессионального музыкального образования, и главное — стремительное качественное совершенствование методики и самой практики обучения за счет привлечения к педагогической работе первых специалистов с высшим образованием по классу аккордеона, полученным в Москве. Эти события, в свою очередь, привели, к качественно новому пониманию и трактовке музыки. Практическим свидетельством тому стал высокий уровень профессионализма преподавания баяна и аккордеона в сербских музыкальных школах, а с недавнего времени — и в академиях, и соответственно — убедительные и настоящие победы сербских музыкантов на самых ответственных конкурсных состязаниях, существенное повышение общественного престижа данного вида искусства в самых авторитетных музыкально-академических кругах в стране и за ее пределами.
Кроме того, необходимо отметить, что самый квалифицированный сегмент преподавательского корпуса на отделениях баяна и аккордеона в.
Сербии состоит из преподавателей, имеющих опыт русской школы. Благодаря серьёзному отношению к работе учащиеся, студенты и преподаватели классов баяна и аккордеона добиваются высоких результатов, в развитии национального академического музыкального искусства, нередко оставляя позади многие другие отделения музыкальных учебных заведений. Помимо успехов на конкурсах, заметных результатов отделениям баяна-аккордеона удалось добиться в области поднятия общего уровня профессиональных знаний и умений. Своеобразными маяками в этом смысле стали музыкальные школы в Крагуевце и Вальево.
Современный этап развития сербской баянно-аккордеонной школы характеризуют:
1) Повсеместное внедрение готово-выборных аккордеонов, начавшееся 70−80-х годов, а несколько позднее и баянов (системы «konvertor»). Новая эргономическая приспособленность инструмента к исполнителю, по отношению к моделям более раннего времени.
2) В данный период времени баян становится полноправным академическим инструментом. Его репертуар начинает активно влиять на расширение аккордеонного репертуара. Хотя спецификой исполнительства в стране является относительно позднее внедрение баяна, его становление как академического инструмента происходило необычайно стремительно, гораздо интенсивнее, нежели в других странах мира.
3) Среди важнейших особенностей обучения на баяне и аккордеоне в начальном звене — ДМШ являются: снижение возрастного ценза учащихся, профессионализация требований, обучение на выборном басе, обеспечение инструментарием, активная пропаганда их в дошкольных детских учебных заведениях.
Таким образом, сербское баянно-аккордеонное искусство сумело достичь высокого уровня благодаря сочетанию отечественного опыта и традиций с положительными достижениями известных зарубежных школ. Сегодня с полным правом можно говорить о том, что сербская аккордеонно-баянная школа входит в круг ведущих мировых школ, а сами баян и аккордеон удостоены самого большого числа наград во всей сербской академической музыке.
Баян и аккордеон и по праву заняли своё достойное место среди академических инструментов, и сегодня им отводится значительная роль в сербской музыкальной жизни. Академическое баянно-аккордеонное искусство способствовало развитию всей сербской музыкальной культуры в целом.
Список литературы
- На русском языке
- Агафонов. О. Лондонов П. Соловьев Ю. Самоучитель игры на баяне. М.: Музыка, 1983.
- Акимов Ю. Школа игры на баяне. М.: Советский композитор, 1980.
- Акимов Ю. Исполнение как форма существования музыкального произведения / Баян и баянисты / Выпуск № 3. М.: Советский композитор, 1977.
- Алферов Г. Этапы становления и развития методики обучения игре на баяне / Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000.
- Басурманов А. П. Справочник баяниста. М.: Советский композитор, 1987.
- Баян / Программа для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования / составитель Егоров Б. М. М.: Министерство культуры СССР, 1974.
- Беляков В. Статаивкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М.: Советский композитор, 1978.
- Булыго К. Проблемные ситуации в обучении баяниста / Баян и баянисты. Выпуск № 6. М.: Советский композитор, 1984.
- Вёйугина Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989.
- Гайсин Г. Гармоника и ее разновидности в музыкальной культуре Казахстана / диссертация кандидата наук. Ленинград: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 1986.
- Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечение- Работа баяниста над развитием техники / Баян и баянисты. Выпуск № 1. М.: Советский композитор, 1970.
- Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне / Баян и баянисты. Выпуск № 5. М.: Советский композитор, 1981.
- Егоров Б. Методика обучения игре на баяне (аккордеоне). Программа для музыкальных вузов по специальности № 2203 «Народные инструменты». М.: 1971,1982,1988.
- Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов / Баян и баянисты. Выпуск № 6. М.: Советский композитор, 1984.15.