Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семантика орнамента в бурятской буддийской архитектуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако проблематика диссертационной работы потребовала обращения, прежде всего, к рассмотрению вопросов традиционной культуры. При анализе понятий «традиционная культура» и «картина мира» нами были изучены труды А. П. Окладникова, Г. Д. Гачева, H.H. Крадина, JI. JL Абаевой, H.JI. Жуковской, B.JI. Кургузова, JI.B. Санжеевой, Т.Д. Скрынни-ковой, JI.H. Евменовой и др. «В наши дни, когда усилилась… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы бурятской буддийской архитектуры и ее орнаментального выражения
    • 1. 1. Буддийская архитектура как важнейшая составная часть традиционной культуры бурят
    • 1. 2. Семантика орнамента в бурятской буддийской архитектуре как предмет культурологического исследования
  • Глава 2. Семантические смыслы орнамента бурятской буддийской архитектуры в контексте культурологического анализа
    • 2. 1. Семантика цвета в традиционной бурятской культуре
    • 2. 2. Семантика основных мотивов традиционного бурятского орнамента
    • 2. 3. Феномен орнаментальных смыслов в архитектуре бурятских дацанов

Семантика орнамента в бурятской буддийской архитектуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На этапе глобализации культур возрос интерес к исследованиям, направленным на определение этнической самоидентификации и взаимодействия национальных культур. Развитие диалога национальных культур и межкультурных коммуникаций занимает одно из центральных мест в процессе формирования цивилизованных норм взаимопонимания и сотрудничества народов в полиэтническом обществе. В связи с этим исследователи выдвигают задачу разработки категории «язык культуры», определяемой ими как «совокупность всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации, которые объективируют культуру этноса, выявляют ее этническую специфику и отражают ее взаимодействие с культурами других народов» [129, с.7].

Основой языка, организующим ядром и важнейшим содержательным элементом целостной системы культуры, формой передачи многовекового опыта, социокультурных ценностей и смыслов, средством выражения культурной идентификации и средством коммуникации в информационном обществе являются знаки и символы. Они участвуют в формировании текстов культуры, в качестве которых могут рассматриваться знаковые системы как духовного, так и материального мира. Умение «считывать» данные тексты становится основой взаимопонимания, выстраивания диалога и поиска компромисса для толерантного сосуществования различных традиционных сообществ.

Одним из универсальных языков культуры, который содержит глубинный пласт этнической памяти народа, архетипы его мировосприятия, специфику ментальных особенностей, является традиционное декоративно-прикладное искусство, в котором особое место занимает орнамент.

Как и в большинстве традиционных культур, в бурятской культуре орнамент является наиболее древним видом изобразительных конструкций. Орнаментации у бурят подвергалось практически всё: одежда, ювелирные украшения, домашняя утварь, жилище, предметы культа, оружие и многое другое. Значение и актуальность этого универсального языка определяется не только особой ролью орнамента в традиционной культуре Бурятии, но также и тем, что орнамент может рассматриваться в синтезе сакрального значения и символики в контексте вербальной и невербальной коммуникаций.

Степень научной разработанности. Исследуемая проблема потребовала изучения обширного круга научной литературы, составляющей классический фонд отечественной теории культуры: М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, П. С. Гуревича, В. М. Межуева и др. Данные источники выступают методологической основой системно-структурного и семиотического подхода к культуре. Семиотический подход к изучению определенной культуры, по мнению М. Ю. Лотмана, предполагает ее рассмотрение как коллективного интеллекта и коллективной памяти, в пределах которых общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы. Необходимо отметить, что по семиотическим проблемам культуры специальная литература весьма значительна и охватывает почти два столетия. Это работы таких зарубежных авторов, как: Р. Барт, Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, Ч. Моррис, Ч. Пирс, Э. Кассирер, Л. Ельмслев, У. Эко и др. Среди российских исследователей, разрабатывавших данную проблематику, мы можем отметить исследования М. М. Бахтина, А. К. Байбурина, Б. В. Бирюкова, Вяч. Вс. Иванова, Г. Г. Почепцова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского и др. В работах названных авторов были систематизированы основные концепты и категории семиотики — «языки культуры», «вербальная и невербальная коммуникация», «знак», «символ», «текст», «сигнал», «индекс», «код» и др.

Методологические проблемы анализа семиотических универсалий культуры обозначаются рядом исследователей, среди которых выделим трудыВ.В. Мантатова, В. И. Антонова, В. В. Кима, Ю. В. Рождественского и др. В работах В. В. Мантатова проведен анализ проблемы соотношения образа и знака, В. И. Антонов рассматривает культуру как коммуникативное пространство, а Ю. В. Рождественский — как совокупность знаковых систем.

Однако проблематика диссертационной работы потребовала обращения, прежде всего, к рассмотрению вопросов традиционной культуры. При анализе понятий «традиционная культура» и «картина мира» нами были изучены труды А. П. Окладникова, Г. Д. Гачева, H.H. Крадина, JI. JL Абаевой, H.JI. Жуковской, B.JI. Кургузова, JI.B. Санжеевой, Т.Д. Скрынни-ковой, JI.H. Евменовой и др. «В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням традиций и обычаев, составляющих наряду с родным языком главное содержание этнической культуры, — как отмечает B. JL Кургузов, —. очень важно владеть не только знаниями, но и соблюдать в повседневной жизни уникальные традиции своего народа, беречь их и передавать из поколения в поколение. В них, как правило, находится все то мудрое и крайне необходимое нам в сегодняшней жизни.» [105, с. 220].

Культурологическое осмысление истоков традиционной бурятской культуры дается в работах М. Д. Зомонова, Н. Б. Дашиевой, JI.B. Санжеевой, В. Д. Бабуевой, Д. А. Николаевой, в которых подчеркивается роль знаний о культурном наследии народа в процессе его духовного возрождения. Одной из главных задач изучения традиционной культуры исследователи называют выявление внутреннего смысла на символическом и концептуальном уровне. В частности, JI.B. Санжеева отмечает, что реконструкция модели мира, состоящей из многочисленных картин и являющейся основой традиционной культуры, позволит «проследить ее современную роль в развитии общества, культуры и человека в глобальном масштабе.» [158, с. 189].

В связи с заявленной тематикой были рассмотрены труды о теоретических основах орнамента и историко-эволюционном процессе развития народного искусства таких авторов, как: Ю. Я. Герчук, C.B. Иванов, М. А. Некрасова, В. В. Стасов. Связь орнамента с древними мифологическими и религиозными представлениями освещена в работах А. К. Амброза, Р. В. Багдасарова, E.H. Клетновой, JLM. Русаковой. Большое значение для нашего исследования имели работы Б. А. Рыбакова, в которых орнамент рассматривается не только как образно-символический знаковый язык, но и как один из магических способов защиты «от враждебных поползновений сонма вредоносных сил» [157, с. 463].

Также был произведён анализ орнамента в декоративно-прикладном искусстве различных национальных традиций в трудах Р. Д. Бадмаевой, Е. А. Баторовой, A.B. Тумахани (бурятский), А. Голана (дагестанский), Н. В. Китовой (украинский), Г. Н. Климовой (коми), Н.В. Кочеш-кова (монгольский, калмыцкий), Г. С. Масловой (русский), Л. Ф. Поповой (киргизский), Б. Ринчена (монгольский), Е. Д. Стрелова, Е. М. Ефимовой (якутский) и др. Несмотря на наличие общих черт, в орнаменте разных народов обнаруживаются различия, которые проявляются в технологии исполнения, соотношении частей орнаментальных композиций и цветовой гамме. Особый интерес из вышеуказанной группы исследователей вызвала работа А. Голана «Миф и символ» (1994), в которой был проведен семиотический анализ дагестанского орнамента, и «Орнамент русской народной вышивки как исторический источник» (1978) Г. С. Масловой, где комплексно рассмотрены семантика и генезис некоторых орнаментальных мотивов, связь их с социальной средой, вопросы этнокультурной истории отдельных групп населения.

Бурятский народный орнамент был рассмотрен на основании трудов как прошлого столетия, так и современных исследователей. Основная работа по сбору образцов бурятского орнамента, их описанию, классификации и систематизации была проделана Б. Э. Петри, П. П. Хороших, K.M. Герасимовой. В частности, Б. Э. Петри ещё в начале прошлого века была предложена первая, детально разработанная методика исследования народного орнамента, включающая, помимо всего прочего, характеристику орнаментальных мотивов. Он особо отмечал, что орнамент должен изучаться по мотивам, а не по производствам или материалам, так как «каждый орнаментный мотив есть совершенно определенный образ, сохраняющий все свои особенности, на каком бы материале он не был воспроизведен» [141, с. 7].

С искусствоведческой точки зрения орнамент был рассмотрен A.B. Тумахани в статье «Бурятский народный узор» (1970). Автор подчеркивает коллективный характер узоротворчества, указывающий на глубокие корни преемственности народного искусства. В своих исследованиях Р.Д. Бад-маева рассматривала орнаментальное искусство бурят как целостную художественную систему, подчиняющуюся структуре традиционной картины мира. Искусствоведом Е. А. Баторовой был проведён системный анализ традиционного художественного языка бурятского орнамента, определены тенденции его развития, рассмотрена цветовая символика и семантика отдельных орнаментальных мотивов.

При изучении семантики орнамента большое значение придается цвету. Семантику цвета в традиционной бурятской культуре рассматривали JI. JL Викторова, K.M. Герасимова, H. JL Жуковская, В. Д. Бабуева, O.A. Баинова и др. Они отмечают, что маркировка цветом отдельных предметов и явлений распространялась на различные сферы как духовной, так и материальной культуры.

В связи с темой нашего исследования была изучена литература, в которой рассматривались религиозно-философские основы буддизма. Работы такого характера принадлежат A.M. Позднееву, K.M. Герасимовой, Н. JI. Жуковской, С. Ю. Лепехову, из зарубежных исследователей мы можем выделить К. Г. Юнга. Они отождествляли буддийскую модель мира с понятием мандалы — древнейшей диаграммой, выражающей сакральную схему Вселенной. С концепцией мандалы связана также архитектура буддийских религиозных сооружений — ступы и храма. A.M. Позднеев считал, что «.стремление к отражению в архитектурной композиции храма символики мандалы еще яснее выступает в форме трехъярусного ступенчатого квадратного храма .» [144, с.29].

Объемно-пространственную композицию и особенности архитектурного декора бурятских дацанов рассматривали Г. Л. Ленхобоев, Д. Май-дар, Л. К. Минерт, В. Д. Колгушкин, Т. И. Барданова и др. «При сопоставлении размеров этажей и характера их архитектурной обработки основной закономерностью объёмно-пространственной композиции здания бурятского храма является, — по мнению Л. К. Минерта, — ярусность и пирами-дальность (убывание массы здания по вертикали)» [123, с. 103]. Отличие бурятских дацанов от образцов буддийского зодчества соседних стран заключается также и в особенностях конструктивно-технического исполнения и цветового решения ордерных композиций, декоративной обработке проемов, рисунке ограждений, орнаменте.

Отдельную группу составили исследования, связанные непосредственно с изучением истории и современного развития бурятского декоративно-прикладного искусства. Это работы таких авторов, как И.И. Соктое-ва, Т. А. Бороноева, Т. Е. Алексеева, A.A. Бадмаев и др.

Неоценимый вклад в данное исследование внесли личные встречи и беседы с художниками Г. Г. Васильевым, Л. Д. Доржиевым, H.H. Дудко, Ц. А. Цыжиповым, мастерами декоративно-прикладного искусства Б. В. Тапхаровым, С. Б. Гомбоевым, П. В. Павловым, Э. В. Павловым, Б. А. Цыжиповым, Б. Л. Шаглановым.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу, что практически отсутствуют культурологические исследования, посвященные интерпретации орнамента как знаковой системы в бурятской буддийской архитектуре. Это позволило сформулировать объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — буддийская архитектура как составная часть традиционной культуры бурят.

Предмет исследования — семантика орнамента в бурятской буддийской архитектуре.

Цель исследования заключается в культурологическом анализе орнамента, используемого в декоре бурятских буддийских храмов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть буддийские культовые сооружения как составную часть традиционной культуры бурят и описать особенности архитектуры бурятских дацанов.

2. Проанализировать понятие орнамента в архитектуре.

3. Рассмотреть семантику цвета в бурятской традиционной культуре.

4. Проанализировать значение наиболее распространенных бурятских орнаментов.

5. Провести семантический анализ орнамента, используемого в бурятских дацанах («тобируу», «бантаб», «алхан хээ», «маани», «шубуун хоног», «уулэн»).

Гипотеза исследования: культурологический подход необходим для комплексного междисциплинарного исследования орнамента как знаковой системы и позволяет выявить механизмы социальной памяти традиционной культуры.

Эмпирическую основу исследования составили:

— декоративное убранство бурятских буддийских храмов городов Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Чита, а также Агинского, Анинского, Ацагатского, Иволгинского, Кижингинского, Курумканского, Тамчинского, Цугольского, Эгитуйского дацанов и других буддийских архитектурных сооружений;

— материалы интервьюирования народных мастеров, художников, скульпторов, буддийских служителей культа, отдельных представителей бурятского народа.

Методологической базой исследования послужили теоретические труды Ф. де Соссюра и Ч. Пирса, а также разработки основоположников московско-тартусской школы: Ю. Лотмана, Вяч. Иванова, В. Топорова, Б. Успенского.

Рассмотрение орнамента в контексте национальной традиционной культуры потребовало применения культурологического подхода (С.Н. Иконникова, М. С. Каган, А. С. Кармин, А. Ф. Лосев, В. В. Селиванов, А. Я. Флиер и др.) и семиотического подхода (Ю.М. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, Л. М. Мосолова, С. Т. Махлина, Н. М. Калашникова и др.). Данные подходы позволяют рассмотреть орнамент бурят как текст, содержащий ключевые коды традиционной культуры. Сложность проблемы сделала необходимым обращение и к цивилизационному подходу (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), в котором особая роль отводится изучению своеобразия интерпретационных схем и структур культуры.

Особенности объекта и предмета исследования обусловили необходимость использования описательного, сравнительно-сопоставительного, историко-культурологического и семиотического методов, которые позволили выявить основные этапы исторической эволюции орнамента.

При отборе полевых материалов использовались методы экспедиционной работы: непосредственное наблюдение, фотофиксация, интервьюирование.

Научная новизна исследования:

— впервые проведено комплексное культурологическое исследование орнамента в архитектуре бурятских дацанов;

— на основе семантического анализа рассмотрен орнамент, используемый в бурятских дацанах, как система невербальной коммуникации, выражающая основы буддийской культуры;

— введены в научный оборот новые материалы по бурятской буддийской храмовой культуре.

Научно-практическая значимость работы. Выводы и теоретические положения работы могут быть использованы при составлении образовательных программ, лекционных курсов и учебных пособий по культурологии, мировой художественной культуре, эстетике, декоративно-прикладному искусству, теории и истории культуры Бурятии, проблемам семиотического исследования художественной культуры бурят. Материалы данной работы могут быть полезны при строительстве культовых сооружений. Полученные нами результаты можно оценить как определенный вклад в дальнейшее изучение орнамента как типа невербальной коммуникации.

На рассмотрение выносятся следующие положения:

— орнамент представляет собой текст, состоящий из символов и знаков, которые подчиняются общей идее картины мира;

— орнамент дацанов относится к системе невербальной коммуникации, которая выражает основы буддийской культуры.

Апробация исследования. Отдельные положения и результаты исследования были изложены на международной научно-практической конференции «Культурное пространство» (Улан-Удэ, 2009), на всероссийской научно-практической конференции «Бренд России» (Улан-Удэ, 2008), на межвузовском методологическом семинаре «Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин» (Улан-Удэ, БГУ, 2008).

Материалы диссертационной работы были использованы автором на практических занятиях со студентами кафедры этнологии и народной художественной культуры ВСГАКиИ.

Результаты диссертационного исследования отражены в 5 авторских публикациях, в том числе 2 работы опубликованы в реферируемом журнале ВАК (Улан-Удэ, 2009, 2010).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа изложена на 180 страницах.

Список литературы

состоит из 215 наименований. В приложение включены иллюстрации, фотографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование бурятского орнамента с позиции культурологии является необходимым условием комплексного изучения и понимания сущности национальной культуры, ее знакового выражения в бурятской буддийской архитектуре.

Архитектура — один из универсальных языков культуры. Она содержит глубинный пласт этнической памяти народа, архетипы его мировосприятия, специфику ментальных особенностей. Через объемно-пространственную композицию и орнамент в архитектуре храмов раскрываются основные черты мировоззрения эпохи, а так же религиозные представления. Орнамент является архаичным типом изображений, что может привести к существенной разнице между системой кодирования и системой декодирования. Изображение, созданное, мастером в древности, может быть воспринято современным человеком совершенно неадекватно. С другой стороны, существуют некие универсальные ценности, которые могут быть выражены в орнаменте и узнаваемы современным человеком.

Буддийские храмы Забайкалья обладают сложной символикой и собственной самобытной линией культового зодчества. В результате почти двухсотлетней её эволюции, появились оригинальные, не встречающиеся в других странах, типы буддийского храма. Отличие бурятских дацанов от образцов буддийского зодчества соседних стран заключается в особенностях объемно-пространственной структуры сооружений, архитектурной разработки фасадов, соотношении частей здания, ордерных композиций, декоративной обработки проемов, рисунка ограждений, орнамента, а также в конструктивно-техническом исполнении и цветовом решении. Данные особенности обусловлены климатическими условиями региона, влиянием русского зодчества и результатом творчества местных умельцев. Всё это является, по нашему мнению, основанием для того, чтобы буддийские храмы Забайкалья назывались именно бурятскими.

Сложившаяся картина цвета в традиционной бурятской культуре отражает длительный процесс освоения человеком окружающей природы, в ходе которого появлялась необходимость выделения того или иного цвета из общей палитры и осознания его значимости. С помощью цвета выражались эстетические, этические нормы, а также указывались социальные, политические и другие признаки. Различными цветами и их сочетаниями буряты пользовались как одним из невербальных средств общения для выражения своих чувств и мыслей, отношения к чему-либо. Установленная веками цветовая символика вносила особую окраску в восприятие природного и предметного мира. Все предметы материальной культуры несут определённую семантическую нагрузку и могут быть восприняты во всей полноте их выразительности только в сочетании с цветом. Особенно это касается орнамента, поскольку он является одним из древнейших видов коммуникации. Единство цвета и узора в орнаменте является символическим выражением нравственных понятий и национальных историко-культурных ценностей в сложившейся картине мира бурятского народа. Чтобы «прочесть» орнамент, необходимо овладеть ключом к зашифрованной в нем информации, а цвет, по нашему мнению, является одним из его шифров.

Основные мотивы орнамента представляют собой условную графическую фиксацию понятий, существовавших в древние времена и имеющих глубокое символическое значение. Орнамент содержит не только эстетическую и «охранную» функцию, но и информационную. В существующих работах, посвященных изучению конкретных орнаментальных мотивов, авторы не ставили своей основной целью их дешифровку. Исследований, выявляющих связь орнамента с человеком, использующим его как тип невербальной коммуникации, практически не велось. Исследователи бурятского национального орнамента, в основном, рассматривали только синтактические характеристики орнамента: построение, композицию, технику исполнения и т. д., или же семантические интерпретации отдельных структурных компонентов орнамента, не рассматривая их в комплексе.

Для расшифровки орнамента необходимо найти внутренние основания (контекстные связи), которые бы позволили с большей степенью уверенности постулировать именно такое значение для данных знаков из всех возможных в рамках создания закономерной системы интерпретации смыслов, кодируемых орнаментом. По нашему мнению, орнамент, используемый в архитектурном декоре бурятских дацанов, относится к системе невербальной коммуникации и представляет собой текст, состоящий из символов и знаков, подчиняющихся общей идее, выражающей религиозно-философскую основу буддизма.

Орнамент является тем символическим письмом, основное значение которого, по нашему мнению, в том, чтобы любой человек, даже неграмотный, мог прочитать его. При входе в дацан человек попадает в поле воздействия знаковых систем, к которым относится орнамент. Проходя под орнаментированными карнизами портала и дверной проём, он совершает обряд очищения и воспринимает информацию, закодированную в орнаменте. Орнамент карнизов, окон и дверей, расположенный в определенном порядке, а именно: тобируу, бантаб, алхан хээ, маани, шубуун хоног, уулэн хээ, возможно, расшифровывается следующим образом: «Вера очистит тебя от всего плохого. Ты станешь подобен цветку лотоса, корнями уходящего в ил, но чистого от донной грязи! Молись, и ты достигнешь Единства с Богом. Благие дела и молитвы приведут тебя из круговорота перерождений в Нирвану». Раскодированная им информация, возможно, вызовет в человеке определённые переживания или действия, что станет первопричиной его осознанного бытия.

Таким образом, орнамент, используемый в архитектурном декоре бурятских буддийских храмов, рассмотренный как текст и тип невербальной коммуникации, содержит определённые смыслы, понимаемые и принимаемые человеком как выражение символическими знаками орнамента сущности буддийской религиозной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии / Абаева Л. Л. -М.: Наука, 1992. 142 с.
  2. А. К. Искусство и мифология саков / Акишев А. К. — Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.
  3. Т. Е. Стилистические особенности мужских серебряных украшений / Алексеева Т. Е. // Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и центральной Азии. Улан-Удэ, 2001. — С. 5−8.
  4. А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа / Амброз А. К. // Сов. археология. 1966. — № 1. — С. 6176.
  5. Антонов В. И Национальные символы стран Востока. / Антонов В. И. // Байкал.- Улан-Удэ, 1991. № 6. — С. 138−139.
  6. В.И. Символ в обществе и культуре Востока / Антонов В. И. -М., 1993.- 126 с.
  7. В. И. Символ, наука, культура / Антонов В. И. М.: Луч, 1995.- 139 с.
  8. Е. В. Орнамент на сосудах и «знаки» на статуэтках Анауской культуры (к проблеме значения) / Антонова Е. В. // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981. — С. 5−21.
  9. Е. В. О знаковой сущности вещественных памятников и о способах ее интерпретации / Антонова Е. В., Раевский Д. С. // Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., 1991. — С. 207 233.
  10. Ф. Человек перед лицом смерти: пер. с фр. / Арьес Ф. -М.: Прогресс, 1992. 528 с.
  11. В. Д. Материальная и духовная культура бурят : учеб. пособие / Бабуева В. Д. Улан-Удэ, 2004. — 228 с.: ил.
  12. В. Д. Мир традиций бурят / Бабуева В. Д. Улан-Удэ: Улзы, 2001.- 144 с.
  13. В. Д. Традиционная культура бурят : дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / В. Д. Бабуева. Улан-Удэ: б. и., 2006. — 168 с.
  14. Р. В. Свастика: священный символ: этнорелигиозные очерки / Р. В. Багдасаров. — М.: Белые альвы, 2001. 432 с.
  15. А. А. Ремесла у агинских бурят / Бадмаев А. А. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1997. 160 с.
  16. Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, 1987.- 144 с.
  17. Р.Д. Старинные виды бурятского орнамента / Бадмаева Р. Д. // Восток-Запад: диалог культур: междунар. науч.-практ. конф., 20−26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. — Ч. 4. — С. 41−43.
  18. С. Ц. «Алтан-Сэргэ» золотая коновязь Гусиноозер-ского дацана / Базаров С. Ц. // Мир Центральной Азии. Т 3. Культурология. Философия. Источниковедение: материалы междунар. науч. конф. — Улан-Удэ, 2002.-С. 11−13.
  19. О. А. Семантика цвета в традиционной культуре народов Забайкалья (лингвокультурологический аспект): дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / О. А. Баинова. Улан-Удэ: б. и., 2005. — 184 с.
  20. А. К. Жилища в обрядах и представлениях восточных славян / Байбурин А. К. Л.: Наука, 1983. — 191 с.
  21. Е. Е. Мифо-ритуальные истоки бурятской поэзии / Балданмаксарова Е. Е. // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. -2003.-№ 1.-С. 45−56.
  22. Т. И. Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов : дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Т. И. Барданова. Улан-Удэ: б. и., 2006.- 156 с.
  23. Т. И. Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов / Барданова Т. И. Улан-Удэ: Тип. Буддийского ун-та, 2007. — 132 с.
  24. Р. Мифологии / Барт Р. — пер. с фр., вступ. ст., коммент. С. Зенкина. М.: Акад. проект, 2008. — 351 с. — (Философские технологии).
  25. Е. А. Вариации мотива «Солнце и Луна» в орнаментальном искусстве бурят / Баторова Е. А. // Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии. Улан-Удэ, 2001. — С. 29−34.
  26. Е. А. Орнаментация бурятских стрелохранилищ / Баторова Е. А. // Реалистическое и символическое в художественной культуре Бурятии. Улан-Удэ, 2000. — С. 40−44.
  27. Е. А. Бурятский орнамент XVIII XX веков / Баторова Е. А. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007. — 164 с.
  28. Д. Л. Восстановление буддийских культовых сооружений в Бурятии / Баяртуева Д. Л. // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. Улан-Удэ, 2006. — С. 194−197.
  29. А. И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолин-гвистики / Белов А. И. // Этнопсихолинвистика. М., 1988. — С. 49−58.
  30. Белый волосок серебряный до луны дотяни.: (Серебро Бурятии) / Соктоева И. И. и др. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. -120 с.
  31. В. И. Числа в орнаментации керамики срубной культуры / Беседин В. И., Сафонов И. Е. // Рос. археология. 1996. — № 2. — С. 27.
  32. Г. Энциклопедия символов: пер. с нем. / Бидерманн Г. М.: Республики, 1996. — 335 с.
  33. . В. Знак / Бирюков Б. В. // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М., 1972. — Т. 9. — С. 547.
  34. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., пераб. и доп. — М.: Большая Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 1999. — 1456 с.
  35. Т. А. Графика Бурятии / Т. А. Бороноева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 127с.
  36. Н. В. Функция цвета в различных видах искусства / Брызгов Н. В. // Искусство и образование. М., 2009. — С. 5−12.
  37. А. Н. Современный словарь иностранных слов / Булы-ко А. Н. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: МАРТИН, 2005. — 848 с.
  38. Т. Сакральное искусство Востока и Запада: принципы и методы / Буркхардт Т. М.: Алетейа, 1999. — 246 с.
  39. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: альбом. -М.: МИРТ, 1992. 128 с.: ил.
  40. А. П. Исследование лексики в психологическом эксперименте / Василевич А. П. М.: Наука, 1987. — 140 с.
  41. Е. А. Фэн-шуй от, А до Я / Васильева Е. А. М.: Ри-пол Классик, 2004. — 192 с.: ил.
  42. М. С. Этническая педагогика бурят / Васильева М. С. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, госун-та, 1998. — 134 с.
  43. А. Семантические универсалии и описание языков / Вежбицкая А. М.: Языки рус. культуры, 1999. — 780 с.
  44. Г. Внешний быт народов с древнейших времен. Т. 1. История одежды, вооружения, построек и утвари: пер. с нем. / Вейс Г. М.: Тип. Грачёва и К, 1873. — 876 с.: ил.
  45. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Вельфлин Г. М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. — 344 с.
  46. А. Виды знаков / Ветров А., Горский Д., Резников JI. // Философская энциклопедия. М., 1962. — Т. 2. — С. 177−178.
  47. JI. Л. Монголы: происхождение народа и истоки культуры / Викторова Л. Л. М.: Наука, 1980. — 224 с.
  48. В. В. Культурологическая парадигма русского языка. Теория описания языка и культуры во взаимодействии / Воробьев В. В. -М. :ИРЯП, 1994.-76 с.
  49. Г. Р. Доламаистские верования бурят / Галданова Г. Р. Новосибирск: Наука, 1987. — 113 с.
  50. Г. Р. Семантика архаичных элементов свадьбы у тюрко-монголов / Галданова Г. Р. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992. — С. 71−89.
  51. М. В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности: (психологическое исследование познавательной функции знаков): дис.. д-ра психол. наук / Гамезо М. В. М.: б. и., 1977. -348 с.
  52. Г. Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Гачев Г. Д. — М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1999. — 368 с.
  53. К. М. О проблемах исследования традиционной культуры бурят / Герасимова К. М. // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1980. — С. 176−181.
  54. К. М. Символика орнамента на стрелохранилище / Герасимова К. М. // Зап. Бурят-Монгол. ин-та культуры и экономики. -Улан-Удэ, 1948. Вып. 8. — С. 163−175.
  55. К. М. О современном состоянии народного прикладного и декоративного искусства в Бурят-Монголии / Герасимова К. М., Плишкина А. А. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1957. — 156 с.
  56. К. М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции Ам-до. XVIII век / Герасимова К. М. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971.-303 с.
  57. К. М. Традиционная культура этноса и буддийская цивилизация / Герасимова К. М. // Мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 2002. — Т. 3: Культурология. Философия. Источниковедение. — С. 13−19.
  58. Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа / Герчук Ю. Я. М.: Галарт, 1998. — 328 с.: ил.
  59. Г. А. Человек и знак: семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека / Глотова Г. А. — Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1990.-256 с.
  60. А. Миф и символ / Голан А. М.: Рус. лит., 1994. — 375е.: ил.
  61. А. Ж. Семиотика : объяснит, словарь / Греймас А. Ж., Курте Ж. // Семиотика : сборник. М., 1983. — С. 483−550.
  62. Ф. Магический символы / Гудман Ф. М.: Ассоц. Духов. Уединения «Золотой век», 1995. — 290 с.
  63. П. С. Философия культуры / Гуревич П. С. М.: Аспект Пресс, 1995. — 228 с.
  64. . Д. Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ / Дандарон Б. Д. // Тр. по востоковедению. Тарту, 1973. — Вып. 2, т. 2. — С. 472−476.
  65. Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят / Да-шиева Н. Б. // Сибирь: этносы и культуры. Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3. — С. 47−105.
  66. Н. Б. Традиционная культура бурят: (опыт типологии) / Н. Б. Дашиева // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2002. — С. 143 145.
  67. Декабристы в Бурятии. Верхнеудинск: б. и., 1927. — 56 с.
  68. Е. И. Племена Приамурья. I тысячелетие до нашей эры: очерки этнической истории и культуры / Деревянко Е. И. Новосибирск: Наука 1981. — 336 с.
  69. И. Е. Концептуализация семиотического измерения социокультурной среды: теоретико-методологический аспект: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Добычина И. Е. Краснодар, 2003. — 28 с.
  70. JI. Н. Этнические культуры Приенисейского края / Евменова Л. Н. Красноярск, 2007. — 256 с.
  71. В. В. Мифология китайского неолита / Евсюков В. В. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. — 128 с.
  72. Л. Пролегомены к теории языка : пер. с англ. / Л. Ельмслев. М.: КомКнига, 2006. — 248 с.
  73. Е. М. Семантика картины мира якутов в традиционной одежде : дис.. канд. культурологии / Ефимова Е. М. Улан-Удэ, 2009. — 163 с.: ил.
  74. Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства: пер. с нем. / Зедльмайер Г. СПб.: Axioma, 2000. — 272 с.
  75. М. Д. Бурятский шаманский знак: художественно-образная природа / М. Д. Зомонов // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: материалы II Междунар. науч. симп., 28 июня 5 июля 1998 г.-Улан-Удэ, 1998.-Ч. 1.-С. 151−154.
  76. Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Жуковская Н. Л. М.: Наука, 1988. — 194 с.
  77. Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии / Жуковская Н. Л. М.: Наука, 1977. — 199 с.
  78. В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1 / Иванов Вяч. Вс. М.: Языки рус. культуры, 1999 — 912 с.
  79. В. В. Проблемы этносемиотики / Иванов В. В. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. — С. 38−62.
  80. С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX начала XX в.). Народы Севера и Дальнего Востока / Иванов С. В. — М.- Л.: АН СССР, 1963. — 500 с.
  81. С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX нач. XX в. в. / Иванов С. В. — М. — Л.: АН СССР, 1954. -840 с.
  82. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986. — 303 с.
  83. Историко-культурный атлас Бурятии. М.: Дизайн. Информ. Картография, 2001. — 606 с.
  84. М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1 / Каган М. С. СПб.: Петрополис, 2000. — 368 с.
  85. М. С. Морфология искусства / Каган М. С. Л.: Искусство, 1972.-440 с.
  86. Э. Избранное : Индивид и космос / Э. Кассирер — пер. с нем. А. Г. Гаджикурбанова Д. О. Кузнецова. М. — СПб.: Унив. кн., 2000. — 654 с.
  87. Ким В. В. Семиотические аспекты системы научного познания / Ким В. В. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. — 224 с.
  88. С. А. Этнокультурная семантика народного орнамента: на материале украинского рушника конца XIX середины XX вв.: дис.. д-ра культурол. наук: 24.00.02. / Китова С. А. — М., 2000. — 409 с.
  89. Е. Н. Символика народных украс Смоленского края / Е. Н. Клетнова Смоленск, 1924. — 18 с.
  90. Г. Н. Текстильный орнамент коми / Г. Н. Климова. -Кудымкар: Коми-Пермяц. кн. изд-во, 1994. 130 с.
  91. Н. П. Семантика отдельных космологических символов наскальных изображений Забайкалья Комарова Н. П. // Восток-Запад: диалог культур: междунар. науч.-практ. конф.: тез. докл. и сообщ. (20−26 июня 1996 г.). Улан-Удэ, 1996. — Ч. 1. — С. 51−52.
  92. А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках / Кононов А. Н. // Тюркологический сборник. 1978. М., 1978. — С. 159−172.
  93. А. А. Храмы Кхаджурахо / Короцкая А. А. // Искусство Индии. М., 1969. — С. 96−114.
  94. А. М. Теория отражения и эвристическая роль знаков / Коршунов А. М., Мантатов В. В. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. -214 с.
  95. Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта // Барт Р. Ш / пер. Г. К. Косикова В. П. М., 1994. — С. 277 302.
  96. Л. В. Боговы олени в религиозных верованиях хасово / Костиков Л. В. // Этнография. 1930. — № 1 — 2. — С. 125.
  97. Н. В. Народное искусство монголов / Кочешков Н. В. М.: Наука, 1973. — 200 с.
  98. Н. В. Монгольский орнамент / Кочешков Н. В. // Совет. Монголия. 1965. — № 3. — С. 21.
  99. Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века / Кочешков Н. В. — М.: Наука, 1979. — 206 с.
  100. Н. В. Декоративное искусство монголов / Н. В. Кочешков. М.: Наука, 1973. — 200 с.
  101. Н. Н. Кочевые общества / Крадин Н. Н. Владивосток: Дальнаука, 1992. — 239 с.
  102. Е. Е. Откуда пришли индоарии? / Кузьмина Е. Е. -М.: Вост. лит., 1994. 464 с.
  103. В. JI. Язык искусства: элективный курс лекций по культурологии / Кургузов В. JI. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1996. — 196 с.
  104. В. JI. Восток-Россия-Запад: Теория и практика межкультурной коммуникации / Кургузов В. JI. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003. — 351 с.
  105. Ю. Северный полюс и земля Ямал / Кушелев-ский Ю. СПб., 1868. — 156 с.
  106. Е. И. Люди и боги страны снегов / Кычанов Е. И., Са-витский Л. С. М.: Наука, 1975. — 319 с.
  107. А. Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии / А. Ф. Лихачев // Тр. II археол. съезда. М., 1876. — Вып. 1. — С. 1−50.
  108. Г. Материалы о народных умельцах Оронгоя / Лен-хобоев Г., Герасимова К. М. // О бурятском изобразительном искусстве: ст. и материалы. Улан-Удэ, 1963. — С. 135−147.
  109. С. Ю. Философия школы мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации / Лепехов С. Ю. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-238 с.
  110. С. М. Краткий словарь иностранных слов / Локшина С. М. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. — 384 с.
  111. А. Ф. Философия. Мифология. Культура / Лосев А. Ф. — М.: Политиздат, 1991. 524 с.
  112. Ю. М. Семиосфера / Лотман Ю. М. — СПб.: Искусство-СПб., 2000. 704 с.
  113. Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Лотман Ю. М. СПб.: Акад. проект, 2002. — 544 с.
  114. Д. Архитектура градостроительство Монголии / Май-дар Д. М.: Стройиздат, 1971. — 244 с.: ил.
  115. Д. Памятники истории и культуры Монголии / Майдар Д. М.: Мысль, 1981. — 174 с.
  116. К. А. К понятию декоративности / Макаров К. А. // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М., 1988. — С. 289−333.
  117. С. М. Семантика музыкального знака : автореф. дис.. канд. искусствоведения / Мальцев С. М. Л.: б. и., 1980. — 23 с.
  118. И. А. Бурятские шаманистические и дошаманисти-ческие термины / Манжигеев И. А. М.: Наука, 1978. — 128 с.
  119. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исто-рико-этнографический источник / Г. С. Маслова. М.: Наука, 1978. — 206 с.
  120. Межу ев В. М. Культура и история / Межуев В. М. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  121. А. А. Первобытное искусство / А. А. Миллер // История искусств всех времен и народов. Л., 1929. — Вып. 1. — С. 49−56.
  122. Л. К. Памятники архитектуры Бурятии / Минерт Л. К. Новосибирск: Наука, 1983. — 191 с.
  123. Л. К. Взаимосвязи зодчества Бурятии, Монголии и Тибета в XVIII нач. XIX вв. / Минерт Л. К. // Изв. вузов. Строительство и архитектура. — 1986. — № 2. — С. 58−62.
  124. А. Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов / Митиров А. Г. // Этнография и фольклор монгольских народов. -Элиста, 1981.-С. 95−100.
  125. В. А. Религиозная мифология / Михайлов В. А. -Улан-Удэ: Соёл, 1996. 111 с.
  126. Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции / Михайлов Т. М. — Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Бурят, ин-т обществ, наук. Новосибирск: Наука, 1987. — 288 с.
  127. Ч. Основания теории знаков / Ч. Моррис // Семиотика. -М., 1983.-С. 37−89.
  128. А. С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации / Мыльников А. С. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. — С. 7−37.
  129. Г. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР кон. XIX нач. XX в. / Мэнэс Г. // Традиционная обрядность монгольских народов. — Новосибирск, 1992. — С. 112−126.
  130. В. Ц. Рерихи об учении Калачакры / В. Ц. Найдако-ва // Ю. Н. Рерих: материалы юбилейной конф. / Междунар. центр Рерихов.-М, 1994.-С. 66−68.
  131. С. Ю. Заметки о мифологической и фольклорно-эпической символике у монгольских народов: символика золота / Неклюдов С. Ю. // Etnografia Polska. Wroclaw — Warszawa — Krakow — Gdansk, 1980.-T. 24, z. l.-C. 65−75.
  132. M. А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности: альбом / М. А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1983.-220 с.
  133. Нижняя Иволга: (люди, события, факты) / сост. Намзалов Б-Ц. Б. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1996. — 53 с.
  134. . И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVIII XX вв. / Оглы Б. И. // Сибирские города XVII—XX вв.-Новосибирск, 1981.-С. 172−184.
  135. А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья / Окладников А. П. // Материалы и исследования по археологии СССР. — М. — Л., 1950.-Ч. 1−2, т. 18- 1955.-Ч. 3, т. 43.
  136. А. П. История и культура Бурятии : сб. ст. / Окладников А. П.- Бурят, ин-т обществ, наук СО АН СССР. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. — 460 с.
  137. Орнаментирование: традиции и современность / Т. В. Кочева и др. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. — 230 с.
  138. Е. Н. Знаки, символы, языки / Панов Е. Н. 2-е изд., доп. — М.: Знание, 1983. — 248 с.
  139. . Э. Народное искусство в Сибири: вопросы собирания и изучения / Петри Б. Э. Иркутск: Сибгосиздат, 1923. — 30 с.
  140. . Э. Орнамент кудинских бурят / Петри Б. Э. // Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого при АН СССР. -Пгр., 1918.-Т. 5, вып. 1.-С. 214−252.
  141. Ч. С. Избранные философские произведения / Пирс Ч. С. — пер. с англ.: К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М.: Логос 2000.-448 с.
  142. А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношение его последнего к народу / Позднеев А. М. СПб.: б. и., 1887. — 492 с.
  143. JI. Ф. Образцы пространства-времени в вышитых изделиях кыргызов / Попова Л. Ф. // Диалоги во времени: традиционная культура в контексте музея. СПб., 1998. — Вып. 2. — С. 25−28.
  144. Г. Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. 4 / Потанин Г. Н. СПб.: Тип. Киршбаума, 1883. — 1025 с.
  145. В. В. Словарь международной символики и эмблематики / Похлебкин В. В. М.: Центрполиграф, 2007. — 543 с.
  146. Г. Г. Русская семиотика / Почепцов Г. Г. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 2001. — 786 с.
  147. В. В. Селенгинская Даурия : очерки Забайкальского края: в 2 ч. / Птицын В. В. СПб.: Экон. типо-литография. В. Вульфова, 1896.-306 с.
  148. Д. Б. Архитектура кочевых монгольских народов / Пюрвеев Д. Б. // Жилищное строительство. — 1971. № 8. — С. 23−27.
  149. . Соёмба эмблема свободы и независимости монгольского народа / Ринчен Б. // Из нашего культурного наследия. — Улан-Батор, 1958.-С. 13−19.
  150. . Народный орнамент (Пояснение к альбому) / Ринчен Б. // Орнамент Монголии: альбом. М., 1961. — С. 3−5.
  151. И. В. Типы зонирования в андроновском орнаменте/ Рудковский И. В. // Вопросы археологии Центрального и Северного Казахстана. Караганда, 1989. — С. 47−54.
  152. Л. М. Образ мира в геометрическом орнаменте на полотенцах русских крестьянок Алтая / Русакова Л. М. // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987.-С. 99−124.
  153. . А. История культуры Древней Руси. Т. 2. / Рыбаков Б. А.-М. — Л., 1951.-402 с.
  154. . А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Сб. тр. / НИИ худож. пром-ти. М., 1972. — Вып. 5. — С. 127 135.
  155. . А. Язычество древней Руси / Рыбаков Б. А. М.: Наука, 1987.-782 с.
  156. Л. В. Этнокультурная картина мира и ее модификации / Санжеева Л. В. // Вестн. Бурят, госун-та. Сер. 16. Политология. Культурология. Улан-Удэ, 2004. — Вып. 1. — С. 187−195.
  157. Л. В. Семиотика цвета в бурятском орнаменте / Санжеева Л. В. // Восток-Запад: диалог культур: междунар. науч.-практ. конф., 20−26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. — Ч. 4. — С. 43−44.
  158. Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX—XX вв.. / Санжеева Л. В. СПб.: Астерион, 2006. — 196 с.
  159. Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят : (проблемы исследования) / Санжеева Л. В. Улан-Удэ, 2002.- 113 с.
  160. Семиотика культуры: словарь основных понятий и терминов. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. — 43 с.
  161. Семиотика культуры: сб. науч. ст. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001.- 196 с.
  162. Семиотика социокультурных процессов: сб. науч. ст. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 224 с.
  163. В. Якуты. Т. 1 / Серошевский В. СПб., 1896.638 с.
  164. Т. Д. Числовая символика Земли у народов Южной Сибири, Центральной и Восточной Азии / Скрынникова Т. Д. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. — Улан-Удэ, 2000. С. 287−292.
  165. Т. Д. Типология традиционной культуры монголо-язычных народов / Скрынникова Т. Д. // Мир Центральной Азии. Т III. Культурология. Философия. Источниковедение. Улан-Удэ, 2002. — С. 6572.
  166. И. JI. Иероглифическое письмо и палеонтология семантики / Снегирёв И. JI. // Изв. АН СССР. Отд-ние обществ, наук. 1933. — № 4. — С. 333−336.
  167. И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии / Соктоева И. И. Новосибирск: Наука, 1988. — 106 с.
  168. Ф. Труды по языкознанию / Соссюр Ф. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  169. Ф. Курс общей лингвистики : пер. с фр. / Соссюр Ф. -М.: Лотос, 1999. 296 с.
  170. М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / Сурина М. О. М.: МарТ, 2006. — 151 с. — (Школа дизайна).
  171. В. В. Русский народный орнамент / Стасов В. В. СПб.: Тип. Товарищества Обществ, польза, 1872. — 26 е., 79 хронолитогр.
  172. А. Д. Происхождение изобразительного искусства / Столяр А. Д. М.: Искусство, 1985. — 298 с.: ил.
  173. Е. Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. / Стрелов Е. Д. // Совет, этнография. 1937. — № 2−3. — С. 75−99.
  174. В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический, лингвокультурологический аспекты / Телия В. Н. М.: Шк. Языки рус. культуры, 1996. — 288 с.
  175. В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) / Тернер В. У. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. — С. 50−81.
  176. В. У. Символ и ритуал : пер. с англ. / Тернер В. У. М. ¡-Наука, 1983.-278 с.
  177. В. Н. Цвет и пространство в монгольской архитектуре / Ткачев В. Н. // Народы Азии и Африки. 1984. — № 3. — С. 107−113.
  178. В. Н. Эволюция охранной символики в архитектуре кочевников центральной Азии / Ткачев В. Н. // Совет, этнография. 1985. — № 1.-С. 35−48.
  179. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического / Топоров В. Н. М.: Прогресс: Культура, 1995.-621 с.
  180. Д. Словарь символов / Тресиддер Д. М.: Гранд, 2001.-448 с.: ил.
  181. Т. А. Новый справочник символов и знаков / Турско-ва Т. А. М.: РИПОЛ классик, 2003. — 799 с.
  182. С. И. Искусство Индии / Тюляев С. И. М.: Искусство, 1988.-343 с.
  183. А. И. К характеристике героического эпоса бурят / Уланов А. И. Улан-Удэ: Бурят-Монг. кн. изд-во, 1957. — 172 с.
  184. Л. С. О методологии анализа цвета в художественном тексте / Упорова Л. С. // Гуманит. науки в Сибири. 1995. — № 4. — С. 5154.
  185. . А. Семиотика искусства / Успенский Б. А. М.: Языки рус. культуры, 1995. — 360 с.
  186. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.-576 с.
  187. Философско-психологические проблемы развития образования. — М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  188. А. Я. Культурология для культурологов / Флиер А. Я. -М.: Акад. проект, 2002. 492 с.
  189. П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / Флоренский П. А. — М.: Прогресс, 1993.-321 с.
  190. Фокина J1. В. Орнамент: учеб. пособие / Фокина Л. В. М.: Феникс, 2005. — 172 с.
  191. А. А. Искусство эпохи мезолита и неолита / Формозов А. А. // Материалы и исследования по археологии. М., 1970. — Т. 166.-С. 198.
  192. М. Время и бытие : статьи и выступления: пер. с нем. / Хайдеггер М. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  193. М. Н. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1 / М. Н. Хан-галов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. — 551 с.
  194. М. Н. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2 / М. Н. Хангалов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. — 444 с.
  195. П. П. Материалы по орнаменту ольхонских бурят / Хороших П. П. Иркутск: б. и., 1926. — 6 с.
  196. П. П. Наскальные изображения на горе Байтог. Орнамент на шерстяных и волосяных изделиях прибайкальских бурят / Хороших П. П. // Записки / Бурят-Монгол. науч.-исслед. ин-т культуры. -Улан-Удэ, 1957. Вып. 23. — С. 144−153.
  197. П. П. Знаки собственности бурят. СЖС, т. VIII, Иркутск
  198. Н. Искусство Монголии с древнейших времен до начала 20 в. / Цултэм Н. М.: Изобр. искусство, 1978. — 231 с.: ил.
  199. С. Ш. Поэтика Гэсэриады / Чагдуров С. Ш. Иркутск: ИГУ, 1993.-368 с.
  200. С. Ш. Цветовая символика в эпосе «Гэсэр» / Чагдуров С. Ш., Баинова О. А. // Вести. Бурят, госун-та. Сер. 6. Филология — Улан-Удэ, 1998. Вып. 1. — С. 21−36.
  201. К. Произведения искусства в теории культуры Умбер-то Эко / Чекалов К. // Искусство. 1998. — № 5. — С. 38−42.
  202. В. 3. Семь чудес и другие / Черняк В. 3. 2-е изд., доп. — М.: Знание, 1990. — 224 е.: ил.
  203. Ю. А. Прародина ариев: история, обряды, мифы / Шилов Ю. А. Киев: СИНТО, 1995. — 744 с.
  204. Н. М. Архитектура Монголии / Щепетильни-ков Н. М. М.: Стройиздат, 1960. — 246 с.
  205. Юнг К. Г. Опсихологии восточных религий и философий / Юнг К. Г. М.: Медиум, 1994. — 254 с.
  206. Р. К. вопросу о зрительных и слуховых знаках / Якобсон Р. К. // Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики. М., 2007. — С. 82−87.
  207. Lessing F. Mongolen, Hirten, Priester und Damonen / Lessing F. -Berlin, 1935.-F. 29.
  208. Goodmann M. N. The Last Dalai-Lama / Goodmann M. N. // First Indian Edition. 1996. — Р. 11.
  209. Hummel S. Geschichte der tibetischen Kunst / Hummel S. Leipzig, 1953.-S. 29, 98.
  210. Kroeber A. L. Symbolism of the Arapaho Indians. BAMNH, v. XIII, art. 7, 1910.
  211. Wilson E. Das Ornament auf enhnologischer und prahistorischer Grundlage. Erfurt, 1914.
  212. ЦГИА. Ф. 821. On. 133. Д. 424. Л. 23.
Заполнить форму текущей работой