Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поэзия В.Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтический взлет В. Ф. Ноздрева начинался после Великой Отечественной войны. Поэт почувствовал необходимость поделиться с соотечественниками пере-житым, воспоминаниями, отобразить свое понимание мира, бытия, раскрыть свою художественную концепцию. В 50 годы XX столетия Василий Федорович Ноздрев заявил о себе как поэт весьма оригинальный. Первые публикации поэтических произведений В. Ф. Ноздрева… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Служение Музе и науке. Художественно-поэтическое 22−99 творчество ученых
    • 1. Философские основы науки и искусства слова
  • Истоки научной поэзии
    • 2. Традиции научной поэзии и творчество В.Ф. Ноздрева
  • Глава 2. Литературная деятельность В. Ф. Ноздрева 91 Нравственно-философская поэзия В. Ф. Ноздрева /
    • 1. Философские основы поэтического наследия 94−110 В. Ф. Ноздрева / особенности мировидения поэта /
    • 2. Философско-эстетические мотивы в творчестве 111−169 В. Ф. Ноздрева / Лирико-философские мотивы в творчестве В.Ф. Ноздрева
    • 3. Юмор и сатира в творчестве В.Ф. Ноздрева
  • Заключение 194- 203 Библиография
  • Приложение
  • Ноты песен, романсов на стихи В. Ф. Ноздрева — мелодии и тексты

Поэзия В.Ф. Ноздрева в контексте художественного творчества русских ученых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество В. Ф. Ноздрева / ученого и поэта XX столетия / состоит в раскрытии глубинной идеи бытияв постижении нового в жизни, в науке и искусстве и преломлении его в классических образцах художественной литературыв создании новой поэтической концепции мира и человекаотображении в поэзии научной мысли.

Неповторима работа поэта над смыслом слова и архитектоникой стиха.

Поэтическое творчество В. Ф. Ноздрева раскрывается в особенностях его склада сознания, восприятия бытия, мировоззрения, в неповторимости поэтического миров идеи ия.

Лирика В. Ф. Ноздрева определяет знание о времени, в котором он жил, открывает его сокровенные думы. Поэтическое наследие В. Ф. Ноздрева является продолжением и переосмыслением творческого опыта предшественников / поэтов, ученых /. В последнее десятилетие XX века, в начале XXI столетия в отечественном литературоведении наметились перемены, появилась необходимость научного осмысления поэзии В. Ф. Ноздрева. Чтобы более широко осмыслить поэтическое творчество Ноздрева, необходимо обратиться к его биографии.

Судьба Василия Федоровича Ноздрева / 21.01.1913, село Староселье Унеч-ского района Брянской области — 13.11.1995, Москва /, человека от природы умного, мудрого — в вечном труде: научном, нравственно-поэтическом.

В.Ф.Ноздрев — сын простых крестьян-тружеников. Богат этико-художест-венный опыт ученого и поэта.

В.Ф. Ноздрев вошел в духовно-интеллектуальную деятельность и как ученый-физик, один из основателей молекулярной акустики и ультраакустики, и как поэт, член Союза писателей, автор сборников стихов. Тернист был жизненный путь В. Ф. Ноздрева в науку и поэзию. До поступления на рабфак МГУ / до 1930 года / он работал в родном крае и корреспондентом местной газеты «Беднота».

В.Ф. Ноздрев окончил физико-математический факультет Московского го.

— з сударственного университета имени М. В. Ломоносова. В период учебы в МГУ он сотрудничал в студенческом литературном объединении. По окончании университета В. Ф. Ноздрев был рекомендован в аспирантуру по кафедре молекулярной физики ив 1941 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.

В.Ф. Ноздрев — участник Великой Отечественной войны 1941;1945 годов. На фронт ушел добровольцем. В военном деле он уже не считался новичком.

— позади был Халхин-Гол. 7 Ноября 1941 года В. Ф. Ноздрев участвовал в параде на Красной площади в Москве. В декабре 1941 года в боях под Москвой младший лейтенант, заместитель командира истребительного батальона Ноздрев был тяжело ранен — в сражении под Наро-Фоминском. «Я шел, сражаясь за Россию." — так поэт сказал о себе и назвал сборник своих стихов.В. Ф. Ноз древ был партийным работником ЦК ВКП (б) на оборонном заводе, секретарем партийного комитета Московского университета (1943;1946).

Послевоенные 1950;1980;е годы — наиболее продуктивные для В.Ф.Ыоздре-ва как в научной деятельности, так и в поэтическом творчестве. В 195© году В. Ф. Ноздрев защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. В. Ф. Ноздрев работал доцентом, профессором МГУ, проректором по научной работе МОПИ им. Н. К. Крупской, с 1960 года.

— ректором того же института. Научно-педагогическая деятельность профессора В. Ф. Ноздрева достойна особого внимания. Он работал одновременно и заведующим кафедрой экспериментальной физики института. Им написано более 200 научных работ, среди которых — учебники, учебные пособия, монографии, научно-популярные работы, изданные в России и за рубежом. Под редакцией профессора В. Ф. Ноздрева в пятидесятые годы и позже издавались «Ученые записки. Труды кафедр физики». Ему принадлежит также ряд работ по философии естествознания и методологии физической науки. В. Ф. Ноздреву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР (и БурАССР), он стал почетным членом Польского акустического общества. В. Ф. Ноздрев — известный не только в России, но и за рубежом ученый-физик, один из основоположников молекулярной — 4 акустики и ультраакустики. Наследие В. Ф. Ноздрева есть воплощение идеи преемственности развития отечественной науки и поэзии.

В 1957 году Правительством Российской Федерации создана в Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской проблемная лаборатория молекулярной акустики. В. Ф. Ноздрев — ученый с мировым именем. В. Ф. Ноздрев — составитель, автор предисловия к сборникам стихов российских ученых «Муза в храме науки». В. Ф. Ноздрев, деятель в области науки и искусства, был участником многих Международных научных конгрессов, конференций, коллоквиумов, проходивших во второй половине XX столетия во многих странах мира — СССР, США, Франции, Польше. Подробно изучая работы по молекулярной физике, доложенные на научных конгрессах акустиков, В. Ф. Ноздрев в одном из докладов о Втором Международном Конгрессе акустиков / в США /, созванном Международной комиссией по акустике, в работе, опубликованной в сборнике трудов кафедр физики МОПИ / в 1956 году / пишет: «Научное содружество ученых разных стран вне зависимости от социальных систем будет содействовать быстрейшему развитию науки и культуры, процветанию народов и борьбе за мир во всем мире» / см. «Ученые записки. Труды кафедр физики». Напечатаны под редакцией профессора В. Ф. Ноздрева. Издание МОПИ. -М.: 1956. С. 7. 162 / - в ответ на письмо известного английского ученого, профессора Джона Лямба, утверждавшего, что «сотрудничество между учеными является одним из важнейших путей объединения людей различных стран.» / см. цитату там же /.Президент Американского Акустического общества Р. Брюс Линдсей пишет в английском журнале «British Communics and Electronics» (№ 8,432, 1956) «Советские работы давали обзоры выдающегося фронта исследований основ акустики, что подче ркивает широту постановки науки в СССР». Работа научных конгрессов проходила и в Массачусетском Технологическом институте /город Кембридж/ и в Гарвардском университете / город Гарвард /. На конгрессах представили доклады деятели науки СССР, США, Западной Германии, Англии, Голландии, Японии, Канады, Италии, Бельгии. Зарубежные ученые высоко оценивают достижения своих российских коллег — в итальянском журнале «Nuovo Cimento» (т.4, № 1,1956) опубликована статья американского ученого Байера, где дается высокая оценка достижениям русских ученых в области молекулярной акустики. Профессор, доктор физико-математических наук В.Ф. Ноз-древ, один из участников международных конгрессов, считал, что сотрудничество между учеными весьма и весьма ценно. Зклад В. Ф. Ноздрева в отечественную культуру не ограничивается его научной и литературной деятельностью. Ученый и поэт эпохи, он играл виднейшую роль в истории совершенствования системы образования, педагогической мысли в России. В. Ф. Ноздрев был коммунистом, как и многие его современники, по убеждениям.

В.Ф.Ноздрев был награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, имел почетные зарубежные награды, грамоты. В. Ф. Ноздрев — ученый-энциклопедист. Он так или иначе причастен к созданию новых научных концепций, направлений фундаментальных исследований, относящихся к пониманию / осмыслению / окружающего мира, оказавших влияние на формирование научного мировоззрения эпохи и, следовательно, новой культуры современного общества.

О поэтическом творчестве В. Ф. Ноздрева доподлинно известно немногим. Необычайно философски глубоким предстает мир поэзии русского ученого.

Поэтический взлет В. Ф. Ноздрева начинался после Великой Отечественной войны. Поэт почувствовал необходимость поделиться с соотечественниками пере-житым, воспоминаниями, отобразить свое понимание мира, бытия, раскрыть свою художественную концепцию. В 50 годы XX столетия Василий Федорович Ноздрев заявил о себе как поэт весьма оригинальный. Первые публикации поэтических произведений В. Ф. Ноздрева состоялись в журналах «Октябрь», «Наш современник», «Огонек», «Молодая гвардия», еженедельнике «Литературная Россия», сборнике «Лирика и сатира», альманахе «День поэзии». В. Ф. Ноздрев — автор поэтических сборников — «Верность отчему дому» /1965/, «Я обойду мой край родимый."/1968/, «Я шел, сражаясь за Россию"/1970/, «Журавли над Россией» /1970/, «Лирика, сатира, юмор» /1970/, «Земной космос"/1979/, «Память любви» /1984/, «Звездный час» -6- 6.

1988/.Все сборники стихов вышли при жизни поэта и ученого. В поэме «Многоликая тайна» В. Ф. Ноздрев создал обобщенный образ ученого ж деятеля в области искусства. В трудах В. Ф. Ноздрева представлена научная концепция культуры. Поэзия В. Ф. Ноздрева характеризуется многотемностью и многопроблемностью и отличается жанровым разнообразием. Ученый и поэт эпохи XX столетия — В. Ф. Ноздрев — автор лирических стихотворений, новелл в стихах, поэм, басен. Поэтический талант В. Ф. Ноздрева заметили В. В. Вишневский и В. А. Луговской.Последний и рекомендовал издать стихи В. Ноздрева. Он же отметил глубоко волнующую тематику поэтических произведений автора. Это и философские раздумья о смысле земного бытия, о высоком предназначении человека, стихи о красоте и величии родной земли. Поэтом продолжены героико-патриотические традиции русской литературы. О лирике и сатире В. Ф. Ноздрева в разное время хорошо отзывались В .А. Архипов, И. Т. Трофимов, В. И. Федоров, Б. С. Бугров, А. А. Журавлева, А.А.Мигу-нов, Ю. Г. Круглов, В. А. Зайцев, В. Н. Аношкина, JI.A. Смирнова. Литературный критик В. А. Архипов отметил уникальность поэтического мировидения В. Ф. Ноздрева /51 /. Лирический герой поэзии Ноздрева тревожится за судьбу Родины, мира. В. И. Федоров подчеркивал самобытность таланта поэта / 56 /. Из-за кажущейся простоты стиля поэта вырисовывается довольно слюжный смысл поэтически сказанного.А. А. Мигунов писал о том, что поэзия В. Ф. Ноздрева проникнута глубоким гуманистическим чувством /55 / -литературовед.Становление творческой индивидуальности поэта происходило и под влиянием великих русских писателей — М. А. Шолохова и Л.М.Леонова-Темы, раскрытые прозаиками в программных произведениях / духовно-нравственных исканий в современном миренауки и искусствавоенная и историческая темачеловека и природы. / нашли в поэзии В. Ф. Ноздрева своеобразное оригинальное продолжение и переосмысление. В произведениях о Родине, природе, бытии поэт-мыслитель предстает как носитель русской духовно-интеллектуальной культуры. В поэзии В. Ф. Ноздрева прослеживается свойственное ученому стремление к духовно-нравственному наставничеству. Поэтические откровения обогащают науку. В поэме «Многоликая тайна» -7.

В.Ф.Ноздрев размышляет о смысле бытия, о развитии цивилизации, науке и искусстве. Кроме того, он пытается определить предназначение ученого и поэта в современном мире, рассуждает об ответственности поэта за сказанное. Поэма явилась своеобразным итогом творческих исканий художника. Мудрость поэта — в открытии истины, постигаемой не только разумом, но и чувством. Творчество В. Ф. Ноздрева весьма разносторонне.

В.Ф.Ноздрев посвящал стихи не только поэтам, но и ученым, деятелям в области русской и мировой культуры. Все труды, научные работы опубликованы при жизни В. Ф. Ноздрева.

В истории русской и мировой культуры XX века проблематика поэтического творчества В. Ф. Ноздрева может быть отнесена к вечным, традиционным темам. Поэтические произведения философичны. Проблемы и вопросы, поставленные в поэзии В. Ноздрева и нашедшие осмысление, приобретают особую значимость в эпоху нового времени. В. Ф. Ноздревым продолжены традиции русского искусства слова.

К сожалению, имя поэта не зафиксировано в академических историях литературы, нет очерка о его научном и поэтическом творчестве ни в «Краткой литературной энциклопедии» /1978/, ни в пособиях и учебниках, программах, выпущенных Министерством высшего и среднего специального образования России.

Изучение истории науки, литературной деятельности русского ученого, его поэтического творчества представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Новаторство ученого и поэта XX века В. Ф. Ноздрева состоит в раскрытии новых идей, в постижении и отображении новой поэтической концепции.

В.Ф. Ноздре в открыл для читателей удивительные и до настоящего времени не изученные поэтические произведения российских ученых ХУШ-ХХ веков. В 1982 году выходит в свет первый сборник стихов ученых-поэтов «Муза в храме науке» под редакцией профессора В. Ф. Ноздрева, в 1988 годувторой сборник с тем же названием.

В.Ф.Ноздрев — автор литературоведческой статьи — предисловия к сборникам — «Наука и поэзия» /2,3−12/, в которой представлено обстоятельное осмысление поэтических произведений ученых, совершивших подвиг во имя науки и нашедших свое второе призвание в литературном творчестве. Среди них деятели науки, составляющие гордость и славу нашего Отечества — ученые старшего поколения / М. В. Ломоносов, И. И. Хемницер, Н. А. Львов, А. Х. Востоков, Ф. Н. Глинка, А. П. Бородин. / и их достойные последователи — деятели науки и искусства XX века / Н. К. Рерих, А. Л. Чижевский, А. В. Луначарский, Г. М. Кржижановский, А. Н. Несмеянов, В. Ф. Ноздрев, В. В. Шулейкин, А.С.Сереб-ровский, П. Л. Лекант./.

Очень ценен и жизненный опыт поэтов-ученых.

Поэзия выражает духовные начала человека. Изучение творчества поэтов и ученых представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Актуальность исследования литературного творчества В. Ф. Ноздрева в контексте поэзии ученых-поэтов не вызывает сомнений.

Темы, своеобразно раскрытые поэтом В. Ф. Ноздревым, -служения Отчизне, науки и искусстваисторическая и военная темасудьбы ученого-поэта в России, нравственных исканий в современном мире. — приобретают со временем все большую актуальность, научно-художественную непреходящую ценность.

Творчество В. Ф. Ноздрева стало частью духовно-интеллектуального феномена. Интерес В. Ноздрева к исторической теме, поэта и поэзии, науки и искусства нашел свое отображение и в его литературоведческом исследовании. Художественные искания поэта получили теоретическое обоснование в статье «Наука и поэзия», опубликованной в качестве предисловия к сборникам поэтических произведений ученых России — «Муза в храме науки» / 1982, 1988/.

Тема .диссертации определяется необходимостью решить одну из основных проблем, связанной с самостоятельной ориентацией и добыванием знаний в развивающемся мире литературы и в целом культуры общества, необходимые при дальнейшем повышении уровня образования и самообразования, потому как умение понимать изменения в современном литературном процессе, а также их самостоятельно оценивать на основе первоисточника можно считать социально-нравственной основой, на которую требуется ориентироваться современной науке.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность изучения литературно-музыкальной культуры общества повысится, если существуют специальные знания, диссертационные исследования, монографии о поэтах-ученых и литературном, культурологическом значении их произведений для общественного развития, если будут осознаны особенности содержания, структуры, стиля музыкального и художественного оформления поэзии.

Все перечисленные в исследовании издания поэтических сборников В. Ноз-древа представлены в разделе «Источники» библиографического списка диссертации.

После смерти В. Ф. Ноздрева /1995/ его поэтические сборники не переиздавались.

Теоретической основой исследования поэтического творчества В. Ф. Ноздрева, поэзии ученых-поэтов XX века являются труды отечественных филологов, культурологов, философов, литературоведов, критиков, статьи профессиональных поэтов, ученых, нашедших свое второе призвание в литературном творчестве — «О филологии», «Избранные рабрты» / «Контрапункт стилей как особенность искусств», «О гипотезах в науке» / Д. СЛихачеву j I.

109/, «Теория литературы» В.Е. Хализева/145/, «Эстетическое и художественное» Н. К. Гея /81/, «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина/64/, «Научная поэзия» В. Я. Брюсова /67/, «Академия поэзии» A.JI. Чижевского.

Методологической основой диссертационного исследования являются традиционные историко-литературные методы изучения поэтических произведений, их жанровых особенностей и образной системы в различных литературоведческих аспектах.

Трудность изучения поэзии русского ученого состоит в отсутствии методо.

— 10логии создания и восприятия подобного монографического исследования.

В основе метода диссертационного изучения поэтического творчества В. Ф. Ноздрева — системный историко-литературный подход к прочтению поэзии, произведений, научных трудов, репринтных изданий, представляющих научно-художественную ценность.

Объектом и методологическим полем диссертации является поэзия В. Ф. Ноздрева — в контексте художественного творчества русских ученых.

Материалом к исследованию послужили: собрания сочинений ученых-поэтовсборники «Муза в храме науки» /1982,1988/- предисловие В. ФЛоз-древа «Наука и поэзия» к сборникам стихов выдающихся ученых, поэтические сборники В. Ф. Ноздрева, периодические издания / журналы, альманахи/, в которых опубликованы стихи и басни В. Ф. Ноздреванемногочисленные литературоведческие статьи и рецензии о поэзии русского ученогоисследования по теории литературыработы по истории науки, философские труды ученых — для обоснования темы диссертации, выводов. В структуре диссертации каждая глава отображает своеобразие поэта оригинального, участника Великой Отечественной войны.

В формулировках названий глав исследования подчеркнуты концептуально значимые моменты для литературоведческого рассмотрения поэтической деятельности В. Ф. Ноздрева.

Большая часть диссертации посвящена литературно-библиографическому изучению поэтического творчества В. Ф. Ноздрева в контексте поэзии русских ученых.

В качестве предмета диссертации выступает поэтическое творчество ученых.

В первой главе исследования рассматриваются произведения русских ученых XX столетия / и стихи В. Ф. Ноздрева в том числе /, продолживших традиции великих предшественников ХУШ-ХХ веков, совершивших подвиг во имя науки и нашедших свое второе призвание в поэтическом творчестве.

Необходимо подчеркнуть вклад ученых-поэтов в поэтическую и музы кал ьную культуру общества.

В диссертации исследуется поэтическое творчество В. Ф. Ноздрева в связи с его выдающейся научной деятельностью.

Цель исследования — изучить с точки зрения современного литературоведения поэтические произведения В. Ф. Ноздрева, определить основные научные направления работы ученых-поэтов и их преломление в литературном творчестве. Необходимо выявить характерные черты творческой индивидуальности русского ученого и деятеля в области искусства В. Ф. Ноздрева, отметить продолженные поэтом традиции великих предшественников и новаторствоподчеркнуть особенности стиляопределить вклад ученого-поэта в поэтическую культуру современного общества. Задачи исследования:

— Рассмотреть поэтическое творчество В. Ф. Ноздрева в контексте поэзии русских ученыхопределить основные направления развития научной поэзии.

— Проследить процесс формирования творческой индивидуальности поэта.

— Выявить литературные традиции, продолженные В. Ф. Ноздревым, отметить поэтику произведений.

— Подчеркнуть особенности стиля поэта.

— Исследовать с точки зрения современного литературоведения сатирические и юмористические произведения В. Ф. Ноздрева: стихи, басниотметить продолженные автором традиции и новаторство.

Обоснована научная новизна диссертации.

Научных работ, трудов, монографий, посвященных исследованию поэзии В. Ф. Ноздрева и ученых-поэтов XX века, в настоящий момент нет.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка проведения историко-литературного анализа поэтических произведений и фундаментальных научных трудов В. Ф. Ноздрева. Новизна диссертации объясняется научными, историко-литературными, методологическими причинами.

Диссертация представляет собой завершенную научно-исследовательскую работу, в которой дается общая характеристика литературной деятельности В. Ф. Ноздрева.

Публикация поэтических сборников, фундаментальных научных трудов, работ / в том числе и литературоведческих / русского ученого позволяет приступить к диссертационному изучению его литературной деятельности.

Целесообразно рассмотрение научной концепции культуры, представленной в трудах, поэзии В. Ф. Ноздрева.

Научно-практическая значимость диссертации объясняется необходимостью исследования для изучения художественной культуры эпохи, основные результаты диссертации могут быть полезны в научном комментировании поэтических сборников, трудов профессора В. Ф. Ноздрева.

В работе представлен материал для изучения литературного процесса XX века.

Содержащиеся в диссертации материалы могут быть использованы в вузовском преподавании курса истории русской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русской поэзии, при составлении программ гуманитарных предметов университетов, институтов и других учебных учреждений.

Увлекательный мир поэзии ученых требует особого внимания современных исследователей.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в разных областях духовно-интеллектуальной культуры — философии, искусствоведении.

Достоверность работы научно обоснована выверенностью первоисточников.

При изучении поэтического творчества В. Ф. Ноздрева, литературной и научной деятельности русского поэта и ученого общетеоретические положения, намеченные в трудах Б. В. Томашевского, Н. К. Гея, Г. Н. Поспелова, В.Е. Ха-лизева. находят подтверждение и применение в качестве методологической и методической базы.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены на межвузовских научных конференциях, посвященных: 1/ 100-летию JI.M. Леонова / МПУ. 20 июня 1999 года /- 2 / 55-летию Победы и 95-летию М. А. Шолохова / МГОПУ. 22−24 мая 2000 года /- международной Шолоховской конференции «Шолохов в современном мире» / 21−24 мая 2001 года. МГОПУ/.

Объем и структура научной работы.

Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии, приложения.

Заключение

.

В.Ф. Ноздрев — известный русский ученый-физик, один из основателей молекулярной акустики и ультраакустики, науковед, поэт, автор сборников стихов.

Поэтическое творчество Василия Федоровича Ноздрева стало неотъемлемой частью русской художественной культуры. В последнее десятилетие XX века, в начале XXI столетия — в социальный период, когда вполне осознана необходимость объективного осмысления художественных исканий поэтов XX века — возрастает интерес к личности и творчеству / научному и поэтическому /В.Ф. Ноздрева. Постижение философских взглядов В. Ф. Ноздрева на мир, на современное ему общество, нашедших обоснование в работе — предисловии «Наука и поэзия», поэме «Многоликая тайна», патриотической поэзии, лирике и сатире — перспективные и интересные темы в современном литературоведении.

Все открытия в науке и в поэзии, ученый и поэт, В. Ф. Ноздрев совершил во имя России. Истоки творчества Ноздрева — в обращении к русским национальным корням жизни и к русской научной и поэтической мысли.

В.Ф. Ноздрев в поэтическом творчестве продолжает традиции русской поэзии. Вопрос о традициях в искусстве слова рассматривается как один из основных в современном литературоведении.

Поэзия русского ученого В. Ф. Ноздрева является продолжением и переосмыслением творческого опыта предшественников / поэтов, ученых, мыслителей /. Новаторство в творчестве поэта состоит в открытии «нового» в традиционном и в создании новой художественной концепции. Внимание свое поэт акцентирует, осмысляя явления бытия, на глубинных духовно-нравственных ценностях, их сохранении в душе человека. В вере и святой любви к Родине, природе, в служении Отчизне, народу видит В. Ф. Ноздрев смысл бытия. В. Ф. Ноздревым продолжены героико-патриотические традиции русской литературы. Необычайно философски глубоким предстает мир поэзии русского ученого. В поэзии В. Ф. Ноздрева / учителя мудрого / просле.

— 194живается также свойственное ученому стремление к духовно-нравственному наставничеству. В поэтических произведениях о Родине, природе поэт-мыслитель предстает как носитель русской духовно-интеллектуальной культуры.

Прекрасное для художника слова — героизм, патриотизм как проявление высокого духа. Поэтические произведения русского поэта философски значимы. Аспект о продолжении традиций в современном литературоведении рассматривается как один из основных. В. Ф. Ноздрев отстаивал идею преемственности в искусстве слова, ставя данный вопрос в качестве основы поэтического творчества и, тем самым, уже продолжая традиции русской литературы. В своих художественных исканиях поэт опирается, прежде всего, на фольклорные традиции. Поэт — знаток народного творчества родного края.

Следование народнопоэтическим традициям в поэзии В. Ф. Ноздрева обнаруживается во многих стихах / «Заснеженная Русь», «Недописанное письмо», «Липа вековая», «Сказки раннего детства», «Русские тройки», «Зимушка-зима» и др. /, вошедших в поэтические сборники «Я шел, сражаясь за Россию.», «Память любви», «Я обойду мой край родимый», «Верность отчему дому», «Цвета и звуки России».

Поэзия Ноздрева отличается многотемностью, многопроблемностыо, характеризуется жанровым разнообразием.

Но в философской поэзии В. Ф. Ноздрева представлена не только лишь философская мысль времени поэта, но и обращения к вечным проблемам и вопросам бытия, размышления о науке и искусствео мире, об общественном прогрессе, о нравственных исканиях ученого-поэта в современном мире.

Основные мысли, идеи русского поэта наиболее точно выражены в поэме «Многоликая тайна», сборнике «Осенние раздумья», стихах, опубликованных в различных книгах В. Ноздрева — «Ученый с кафедры изрек»,"Но что сказать мне?", «Как неразлучны в жизни свет и тень», «Когда на лес в ресницах снега», «В пространств зеркальную безбрежность», «Поет ли.

— 195иволгою звонко", стихах, составляющих поэтический цикл «Вечное и преходящее». Мысли художника слова представлены в самих названиях поэтических сборников В. Ф. Ноздрева.

Творчеству Ноздрева свойственны широта и разнообразие проблематики. Исследуя поэтические сборники В. Ф. Ноздрева, приходим к выводу: именно в служении России, святой любви / к Родине, природе / видит поэт смысл человеческой жизни. Русского поэта В. Ноздрева волновали вечные нравственно-философские вопросы. Тема России — концептуальная в творчестве поэта.

В цикле стихов «Поле русской славы» / «Звездный час». С. 52−63 / образ России получает целостное воплощение. Поэт-фронтовик стремится осмыслить события осени-зимы 1941 года в контексте исторического прошлого Родины, а также определить значение сражения под Москвой как переломного в ходе Великой Отечественной войны в целом и, следовательно, решающего судьбу России. Именно тогда под командованием великого полководца эпохи Т. К. Жукова была одержана самая первая победа.

Жизненный путь, научное и поэтическое творчество В. Ф. Ноздрева — пример гражданского мужества и героизма. Ученый и поэт эпохи XX столетия, В. Ф. Ноздрев откликался на все проблемы русской жизни, которые волновали общественную мысль нового времени.

Творчеству Ноздрева присущ глубокий интерес к истории Отечества. Пытаясь понять и оценить настоящее России, В. Ф. Ноздрев обращается к ее славному прошлому.

Русскому поэту — защитнику земли родной — историческая и военная темы особо дороги. В стихах «Слава нашим предкам» / 2, 289 /, «Дочь Петра» / 2, 293/, «Суздаль» / 4,23 /, «Русская церковь в Лейпциге» /11,24 / предстают история и современность. Поэт написал и историю русских дорог / «Дороги России» /. Да, впрочем, и многие события, запечатленные в поэтических произведениях В. Ф. Ноздрева / сборнике «Звездный час» / 5 /, цикле стихов «Поле русской славы» / 5,14 / - уже славные страницы истории России.

— 196.

Размышляя о традициях русской поэзии в нравственно-философской лирике Ноздрева, необходимо подчеркнуть, что поэтом продолжены героико-патриотические традиции русского искусства слова.

В.Ф. Ноздрев и в 50−90-е годы XX столетия в произведениях / циклах стихотворений «Встреча с Беломорьем», «Поле русской славы», «Северное сияние», «Я шел, сражаясь за Россию» / стремился противостоять бездуховности, поделиться воспоминаниями.

Характерно, что образ дороги как исторического пути России в поэзии В. Ф. Ноздрева является одним из ведущих. Стихотворная форма, с помощью которой художник выражает свои мысли, разнообразна. Это и прямое обращение к известным историческим личностям / «Дочь Петра», «Предки» /, и осмысление важнейших событий / «Поле русской славы», «Северное сияние"/.

Поэтическое творчество, по мнению В. Ф. Ноздрева, — величайший труд / см. сборники стихов «Лирика, сатира, юмор», «Журавли над Россией», «Я обойду мой край родимый» /. Поэт, считал В. Ноздрев, должен откликаться на все происходящие в стране, мире события. Эстетически ценны открытия русского поэта. Рассуждая о роли поэта в современном мире, В. Ф. Ноздрев подчеркивает ценность научного и поэтического подвига, подвижничества интеллигенции.

Художественные искания В. Ф. Ноздрева получили теоретическое обоснование в работе «Наука и поэзия», опубликованной в качестве предисловия к сборникам поэтических произведений русских ученых — «Муза в храме науки» /1982,1988 /.

Художественная ценность поэтических произведений В. Ф. Ноздрева — в умении поэта уловить и выразить словами главное в сказанном / будь то какое-либо чувство, либо пейзаж, либо событие /.

Мелодика стиха, ритм, звуковой строй, изысканность поэтической речи В. Ф. Ноздрева определяет выразительность его поэзии. Произведениям Ноздрева свойственны искренность чувств, музыкальность, яркая образность.

— 197.

Многие стихи В. Ф. Ноздрева переложены на музыку и стали песнями -«Россия» / музыка В. Зайцева /, «Заснеженная Русь» / музыка Н. Галкина /.

Структура поэтических сборников В. Ноздрева классически оригинальна. Стихотворения В. Ф. Ноздрева, составляющие поэтический сборник «Цвета и звуки России» и др., относящиеся к пейзажной лирике / «Дождь», «Июль», «Листопадит в роще, листопадит.», «Первый снегопад», Заря на снегу". / отмечены редким мастерством в умении поэтично нарисовать картины суровой русской природы, ее времен годапередать чувства и мысли лирического героя, возникающие при созерцании красоты природы. В. Ф. Ноздрев стремился видеть бытие.

Восприятие Родины, природы — это и видение мира поэтом / см. сборники стихов «Осенние раздумья», «Цвета и звуки России» /.

В «Памяти любви» / одном из последних поэтических сборников В. Ф. Ноздрева / - лебединая песня поэта. Главное в этой книге поэта — опыт деятельной жизни и опыт чувств автора — человека уже немолодого.

70−80-е годы XX столетия — время художественных исканий русского поэта. По-настоящему счастлив, считал умудренный жизненным опытом поэт, «тот человек, который старости не знает», ибо «не затихает в душе его родник поэзии живой» / «Я обойду мой край родимый». С. 19 /.

Из-за кажущейся простоты стиля поэта вырисовывается сложный смысл выраженного поэтически — продолженных художником традиций и новаторства.

Своеобразно раскрывая в поэзии вечные темы святой любви к Отчизнеприроде, бытия, В. Ф. Ноздрев вновь и вновь обращается к классическим поэтам — М. В. Ломоносову, А. С. Пушкину, К. Ф. Рылееву, М. Ю. Лермонтову, Ф. И. Тютчеву, А. А. Блоку, С. А. Есенину, М. И. Цветаевой, И. А. Бунину. -посвящает великолепные стихи, строки. Ноздрев пишет о подвижничестве русской интеллигенции, о подвиге гения науки и поэзии — русской культуры М. В. Ломоносове / «Северное сияние» /. Художественное творчество В. Ф. Ноздрева отличается философской глубиной и эстетической красотой и силой. — 198.

Поэта В. Ф. Ноздрева волновали вечные философские вопросы: как устроен мир, каковы законы его развития, что закономерно в мире, а что случайно. Поэзии В. Ноздрева свойственны логическая стройность развития темы, точность и выразительность поэтической речи, яркая образность. В истории русской литературы XX века проблематика поэзии В. Ф. Ноздрева может быть отнесена к традиционным темам. В поэзии Ноздрева темы, раскрытые в программных произведениях, — духовно-нравственных исканий в современном мире, обществелюбви к родной землевоенная темачеловека и природынауки и искусства. — нашли своеобразное продолжение и переосмысление. Для поэта характерно особое видение мира и системы ценностей в этом мире. Позиция лирического героя поэзии В. Ф. Ноздрева — не пассивного наблюдателя за происходящим, а активной творческой личности. Стихи В. Ноздрева объединяются лиричностью и глубокими философскими обобщениями. В. Ф. Ноздрев пишет о необходимости обращения к общечеловеческим ценностям.

В 1970;начале 1980;х годов поэт обращается к жанру новеллы. Новеллы в стихах / «Липа вековая», «Поединок», «Березка», «Лодка» /, опубликованные в сборнике «Память любви», небольшие по объему, новаторские, но форме и содержанию. В. Ф. Ноздрев пишет о непреходящих ценностях: научного и поэтического творчества, рассуждая о роли поэта в современном мире. В философской поэме «Многоликая тайна» поэт размышляет о смысле земного бытия, о вечности, о развитии цивилизации. В. Ф. Ноздрев пытается определить предназначение ученого-поэта в современном мире, рассуждает об ответственности поэта за сказанное. Поэма явилась своеобразным итогом творческих исканий поэта.

В.Ф. Ноздрев посвящал стихи не только поэтам, но и ученым, деятелям науки и искусства, своим соотечественникам. Большой интерес для современных исследователей представляют сатирические и юмористические произведения В. Ф. Ноздрева, опубликованные в сборнике «Муза в храме науки», «Верность отчему дому», «Я обойду мой край родимый», «Лирика, сатира,.

— 199юмор". Меткое обличение неприемлемых для поэта явлений современной действительности — одна из особенностей сатирических произведений В. Ф. Ноздрева. Продолжая традиции русской сатирической поэзии, художник слова обратился к жанру басни, наполнил его общекультурным содержанием. Мастерство В. Ф. Ноздрева — автора басен и юмористических стихотворений — в своеобразном использовании традиционных басенных образов, в наполнении их материалом на актуальные для 50−80-х годов XX столетия темы.

Ведущей в творчестве Ноздрева является тема науки и искусства. Иносказательная манера повествования помогла поэту В. Ф. Ноздреву выразить мысли, которыми он, безусловно, дорожил. Авторские представления о добре и зле, о труде, о таланте и гениальности находят свое выражение и в басенном творчестве поэта. Исправление нравов возможно только благодаря творческой деятельности. Таково кредо поэта-ученого. Через многие басни проходят слова-лейтмотивы: культура, наука, искусство. В. Ф. Ноздрев ставит в произведениях один из важных вопросов — о ценности наук / и в баснях «Медведь — претендент в академики», «Бобер-лицемер», «Волк и Лис — ученые»./. Басни В. Ф. Ноздрева известны и в научных кругах. Произведения поэта отличает глубокий гуманизм и лиризм. Многообразие мотивов и образов составляет художественную систему поэтического мира Ноздрева. Поэт пишет о духовной основе бытия, о стремлении к гармонии, выражает тревогу за настоящее и будущее общества, определяет нравственный идеал. Поэма В. Ф. Ноздрева «Многоликая тайна» стала высшим творческим достижением поэта.

Определяющими мотивами в творчестве Ноздрева являются темы России / ее образ /, родного края, мотив пути, дороги, составляющие философско-эстетическую основу осмысления поэтом бытия. По-новому мы стремимся прочесть поэтические сборники, научные исследования В. Ф. Ноздрева в области науки и искусства. Поэзия выражает духовные начала человека. Настоящий поэт стремится к созданию таких произведений, которые бы,.

— 200отмечает В. Ф. Ноздрев, «.отличались изяществом, внутренней гармонией» / «Муза в храме науки». «Наука и поэзия». С. 5 /. Такова эстетическая позиция «старого поэта» и мудрого учителя. В произведениях русского поэта представлена и та атмосфера духовности, которая царила в научных кругах его времени, в современной ему России.

Традиционное и современное, гуманизм раздумий о судьбах Родины, мира, лирико-философские размышления составляют основу поэтического творчества Ноздрева, проявляются в художественных образах его поэзии.

Размышляя о противоречиях современности, о судьбах русской интеллигенции, В. Ф. Ноздрев пишет о ценности научного, поэтического подвига, подвижничества.

На закате жизненного пути, когда уже пора подводить итоги творчества / научного и поэтического /, В. Ф. Ноздрев обращается к теме «Наука и поэзия». В. Ф. Ноздрев известен и как исследователь, открывший для читателей удивительные и до настоящего времени неизученные поэтические произведения ученых ХУШ-ХХ веков / см. сборники стихов «Муза в храме науки» /1982, 1988 /.

Перед читателями и исследователями открывается увлекательный мир истинного искусства, достойный особого внимания.

Поэт и ученый XX века, В. Ф. Ноздрев в работе «Наука и поэзия» пишет о том, что многие ученые того и другого поколений были участниками Отечественных войн — / Ф. Н. Глинка, Г. С. Батеньков./ - Отечественной войны 1812 года, ученые XX века / В. Ф. Ноздрев, Ю. А. Жданов, Л. В. Фирсов, М. Н. Воскресенская. / - Великой Отечественной войны 1941;1945 годов.

Известны и особо ценны в историко-литературном плане патриотические выступления ученых в периоды борьбы с завоевателями — см. «К россиянам» / 2, 59 / А.Х. Востокова- «Москва», «1812 год» / 2,65, 69 / Ф.Н. Глинки- «Парад 1941 года», «Поле русской славы» / В. Ф. Ноздрева, «Ленинград 1944» В.А. Г’уссаковского / 2/, «Песня» АС. Серебровского, «Никто не забыт» / 2,421,423 / Л. В. Фирсова и др., опубликованные в сборниках «Муза.

— 201 в храме науки" /1982,1988 /.

Характерной чертой менталитета ученых-поэтов является прогрессивность их взглядов. Свидетельством этого является создание бессмертных революционных песен-стихов — «Варшавянка» / Кржижановский /, «Снова я слышу родную „Лучину“» / Л. П. Радин /, «Предсмертная песня» / В.Г. Богораз-Тан/, «И будет Русь живой, нетленной.» / В. Ф. Ноздрев /.

Ученые продолжали традиции русского православия. Поэтическое творчество ученых весьма разностронне. И кроме высокой патриотической поэзии, это и лирика пейзажная, сказочные сюжеты, сатира и юмор. Мир поэзии ученых красив и своеобразен.

Специальность же ученых-поэтов отражена лишь в их философских обобщениях, где научное мировоззрение определяет поэзию, ее образы, лексику, стилистику. Такие произведения — «Священные знаки» Н. К. Рериха, «Атом жизни», «Звезды», «Во имя свободы» Н. А. Морозова, «Космос» А. Л. Чижевского, «В стратосфере» Д. И. Блохинцева, «Космическая песня».

A.Г. Шпионского, «Земной космос» В. Ф. Ноздрева и др. — мы относим к научной поэзии / «Муза в храме науки». 1982 /.

Поэтические произведения обогащают науку. Мудрость поэта — в открытии истины, постигаемой не только разумом, но и чувством. В трудах, поэзии В. Ф. Ноздрева представлена научная концепция культуры.

Русские ученые внесли вклад не только в поэтическую, но и в музыкальную культуру общества. Стихи ученых-поэтов стали песнями — это и «Среди долины ровныя» А. Ф. Мерзлякова, «Вот мчится тройка удалая» Ф. Н. Глинки, «Священный Байкал» Д. П. Давыдова, «Россия», «Заснеженная Русь».

B.Ф. Ноздрева, «Ода Московскому Университету» А. Н. Несмеянова.

Но и литературное творчество ученых стало интересным явлением в отечественной и мировой культуре. Ученые известны и переводами классиков мировой литературы.

Новое время открывает возможности для изучения творчества многих поэтов XX века. Поэзия выражает духовные начала человека. Гражданская,.

— 202нравственно-философская лирика поэта, научные исследования В. Ф. Ноздрева проникнуты острым ощущением современности. Проблемы и вопросы, поставленные в исследовании «Наука и поэзия», литературном творчестве В. Ф. Ноздрева, приобретают особую значимость на современном этапе.

Темы, своеобразно раскрытые поэтом, исследования ученого становятся все более актуальными.

В. Ф. Ноздревым созданы циклы стихов — «Северное сияние» / 3 /, «Поле русской славы» / 5, 52 /, «Пчелиный городок» /3,45−122 /, «Встреча с Беломорьем» / 8,47−62 /, стихи «Россия», «Заснеженная Русь», «Старый поэт» / 11,21 / и др., которые явились вкладом в русскую поэзию.

И не случайно поэтические сборники В. Ф. Ноздрева вызвали одобрительные отзывы критиков / В. Архипова /, литературоведов / А. А. Журавлевой, А. А. Мигунова./, поэтов-современников /В.А. Луговского, Вл. Федорова, Р. Г. Гамзатова./, отметивших гуманистический пафос поэзии В. Ф. Ноздрева, высокую гражданственность его стихов.

В.Ф. Ноздрев основывает свою эстетическую систему на этике духовно-нравственного.

Внеэстетическое для В. Ф. Ноздрева — бездуховность, непонимание печалей своей Родины — России. Прекрасное для художника слова — героизм, патриотизм как проявление высокого духа.

Выработанная в лирике В. Ф. Ноздрева концепция включает значительные философский, героико-патриотический, эстетический компоненты. Для поэта характерна системность миросозерцания, пристальный взгляд исследователя и, как результат, особое видение мира и системы ценностей в этом мире.

В жизненном и творческом пути В. Ф. Ноздрева нашли свое отражение судьбы русской интеллигенции — деятелей науки и искусства XX столетия.

Изучение уникального поэтического наследия русского ученого открывает возможности для более полного постижения мира его творчества и русской поэзии XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Муза в храме науки: Сборник стихов/Сост., авт. пред и сл., примем ибиблиогр. справок член СП СССР проф. В. Ф. Ноздрев. -М.: Советская Россия. 1982.-240 с.
  2. Муза в храме науки: Сборник стихов/Сост., авт. предисл., примеч. Ибиблиогр. справок член СП СССР, проф. В. Ф. Ноздрев. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Советская Россия. 1988. 448 с.
  3. В.Ф. Верность отчему дому: Стихи и басни. -М.: Московский рабочий. 1965.-151 с.
  4. В.Ф. Журавли над Россией: Стихи. -М.: Правда, 1970. 32 с.
  5. В.Ф. Звездный час. Азаров В. Б. Вечный сбор. -М.: Советский воин. 1988. 96 с.
  6. В.Ф. Земной космос: Стихи. Фрагменты из поэмы. -М.: Московский рабочий. 1972. 136 с.
  7. В.Ф. Лирика, сатира, юмор. -М.: Московский рабочий. 1972.- 102 с.
  8. В.Ф. Осенние раздумья: Стихи. -М. Современник. 1979. 159 с.
  9. В.Ф. Память любви: Стихи. -М.: Молодая гвардия. 1979.
  10. В.Ф. Цвета и звуки России: Стихи. -М.: Молодая гвардия. 1979. -94 с.
  11. В.Ф. Я обойду мой край родимый: Стихи и басни. -М.: Московский рабочий. 1968. 128 с.
  12. В.Ф. Я шел, сражаясь за Россию: Стихи. -М.: Воениздат. 1979.- 205 с. 1. Тексты
  13. Г. С. Письма. Стихотворения. -М., 1916. Поэзия декабристов. Т. 2- «Одичалый», отрывки из «Тюремной песни» // -Л., 1950.
  14. В.И. Собрание стихотворений / Собрал и подг. к печати А. В. Кокорев. -М. 1958.
  15. А.П. Письма, под ред. Дианина, в 1−4, М.-Л., 1927.
  16. Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. Изд-во ФОЛИО. -М., 2001.
  17. И. С. Шамурин Е.И. Антология русской лирики первой четверти XX века / С вводной статьей Валерьяна Полянского /. -М.: Изд-во «Ами-рус», 667 с.
  18. Живое сокровище: Русские пословицы и поговорки. -М.: Русский Раритет. 1996. -239 с. / Мудрость веков /.
  19. И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова Р. С. Кимягаровюй. -М. Школа-Пресс, 1996. 704 с. — /Серия «Круг чтения» /.
  20. М.Ю. Собрания сочинений в 6 т. -М.- Л., 1954−1957.
  21. М.В. Избранные произведения / Вступительная статья, сост. А. А. Морозов, примеч. М. П. Лепехина. -Л.: Советский писатель. 1990.- 464 с. / Библиотека поэта /.
  22. Н.А. Сочинения, в кн.: Поэты ХУШ в., т. 2 -Л., 1972.
  23. А.Ф. Песни и романсы. -М., 1930.
  24. Н.А. Стихи, в кн. Поэты-декабристы, 1870−1980-х гг., -М.-Л., 1962.
  25. Н.А. Поли. Собр. соч. и писем: В 12 тт. -М., 1948−1953.
  26. А. А Волны жизни. Спб, 1984- Светочи Русской земли, Спб, 1986.
  27. А.С. Собрание сочинений в 10 т., т. 7 -М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949.
  28. К.Ф. Сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. С. А. Фомичева. —JL, 1987.
  29. Д.Н. Певец Волги Д.Н. Садовников. Избр. произведения и записи / Сост. В. Ю. Крупянская /, Куйбышев, 1940.
  30. Святая земля в русской поэзии ХУШ-ХХ вв. / Сост., вступ. ст., подг. текста и примеч. Б. Н. Романова. -М.: Новый Ключ- Свято-Троицкая Сергеева Лавра. 2001. 384 е.: ил. — / Золотая библиотечка русской религиозной поэзии /.
  31. Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. -М.: Сов. Россия. 1991. 336 с.
  32. Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников / Сост., вступ. ст., коммент. Л. Н. Кузиной и К. В. Пигарева. -М., 1988.
  33. И.И. Полное собрание стихотворений. -М.-Л., 1963.
  34. Д.Л. Собрание сочинений: В 3 т. -М., 1993−1996.
  35. Д. Избранные произведения / Вступ. статья И. Эвентова. —М.: Правда. 1985. 352 с.
  36. B.C. Стихи. -Москва. 1996. 128 с.
  37. С.А. Собрание сочинений: В 2 т. -М.: Советская Россия: Современник. 1990.
  38. В.В., Такун Ф. И. «Золотая коллекция русского романса» -М.: Современная музыка. 2000. 240 с.
  39. И песня чудная лилась.//Сборник. В. И. Десятерик. Составление. —М.
  40. им. И.Д. Сытина. 2000. 223 с.-206
  41. Н.К. Письмена. -М., 1974.
  42. Н.М. Улетели листья.: Стихотворения. -М.: Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. 368 с.
  43. В.В. Бессмертный маршал: Драматическая поэма. -М.: Советский писатель. 2000. 96 с.
  44. М.И. Избранные произведения. В двух томах: Т. 1. Стихотворения. Т. 2. Поэмы. Спб.: Респекс. 1999.
  45. А.Л. Стихотворения. Калуга. Типография С. Б. Жимановского.1915.
  46. Работы о творчестве В.Ф. Ноздрева
  47. В. Отчизна и поэт / Критическая статья // «Огонек». 29 17/У11 1971.
  48. С.А. В.Ф. Ноздрев. Жизнь и творчество.//Объединенный научный журнал. -М.: изд-во «Тезарус». 2001. 16. С. 23−31.
  49. С.А. Судьба ученого-поэта в России / Памяти Василия Федоровича Ноздрева / -М.: «Народный учитель». 16 апреля 1996 года.3. С. 3.
  50. Вл. Предисловие // В. Ф. Ноздрев «Верность отчему дому: Стихи и басни. -М.: Московский рабочий. 1965. С. 3−8.1. Общие работы
  51. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. -М.: «Проспект», 1998. -568 с.
  52. А.Н. Живая вода и вещее слово / Сост, вступ. ст., коммент. А. И. Баландина. -М.: Советская Россия. 1988. 512 с.
  53. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1−3. —М. 1885−1889 годы.
  54. Н.Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов / Под редакцией Я. М. Боровского. -М.: ТЕРРА, 1997. 960 с.
  55. А.А. Принцип историзма в эстетическом исследовании//Эсте-тика, искусство, человек: Сб. статей. -М., 1977.
  56. М.М. Эстетика словесного творчества / проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве М. 1969
  57. В. Собрание сочинений. В 12-ти ч. С. 1У. -2-е изд., 1991, с.217
  58. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 2 -5-е изд., допол. -Смоленск: Русич, 1997. Т. 1. 576 е. Т. 2 — 640 с.
  59. В.Г. Андрей Рублев.-М.:Изобраз. искусство, 1995. 304 с.
  60. В.Я. Собрание сочинений. Т. 6. Статьи и рецензии 1893−1924. Из книги «Далекие и близкие». -М., 1975. 671 с.
  61. .С. Сатирическая поэзия:Составление, библиографические справки, комментарии//Русская поэзия конца Х1Х-начала XX века. -М. 1979.
  62. .С. Философская драма Л. Леонова//Век Леонова. -М.: 2000.-208
  63. .С. Художественное осмысление великого подвига//Изд. АН СССР серия лит и яз. Т. 34 3.1976.
  64. А.Х. Филологические наблюдения. Спб. 1865 / имеется указатель трудов Востокова, сост. Срезневский /.
  65. В.И. Начало и вечность жизни / сост., в ступ, ст., коммент. М. С. Бастраковой, И. И. Мочаловой, B.C. Неаполитанской. -М.: Советская Россия. 1989. 704 с. / Публицистика классиков отечественной науки /.
  66. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост. Г. П. Аксенов. -М.: Современник. 1993. 668 с. / Открытия и судьбы. Летопись естественнонаучной мысли России в лицах, документах, иллюстрациях /.
  67. В.И. Избранные сочинения. В 6-ти т. Отв. ред. акад. А. П. Виноградов. Т. 1−5: Изд-во Академии наук СССР. 1954−1960.
  68. В.И. О научном мировоззрении. М.6 типо-лит. т-ва И. К. Кушнерев и К 1903. 57 с.
  69. Л.С. Психология искусства. -Спб: Азбука. 2000. 416 с.
  70. М.С. Введение в поэтику. -М.: Изд-во «В. Думнов», 1924.
  71. М.П. Книга о Чехове. -М.: Современник. 1989. 384 с. -(Б-ка «Любителям российской словесности»).
  72. В.М. Поэтика русской поэзии. Спб.: Азбука-классика. 2001.-496 с.
  73. В.А. Русская поэзия XX века: 1940−1990-е годы: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ. 2001. — 264 с.
  74. Ф.Ф. Ритмика и психология художественной речи// «Мысль"-2091. Хо 2. 1922. С. 68−86.
  75. М.П. Русская патриотическая поэзия первой Отечественной войны /1812−1816 гг./ -М., 1999. 332 с.
  76. История античности: В двух томах. Пер. с лат. / Сост. и примеч. М. То-машевской. -М.: Правда. 1989.
  77. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. -2-е изд., испр. И дополн. -М.: ТЦ «Сфера». 2001. 512 с.
  78. История России / Россия в мировой цивилизации /: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв ред. А. А. Радугин. -М.: Центр. 1998. 352 с.
  79. История русского искусства: В 3 тт. Учебник //НИИ теории и истории изобр. искусств акад. Художеств СССР Отв. ред. М. М. Ракова, И. В. Рязанцев. — 3-е изд., испр., доп. -М.: Изобразит, искусство. 1991.
  80. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. -М.: Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 2001. 215 с.
  81. В.В. Маршал Жуков. -М.: Вече. 1999. 640 с.
  82. Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку /-210
  83. Л.JI. Касаткин. Е. В. Клобуков, П. А. Лекант. -2-е изд., испр. и доп. —М.: Высшая школа. 1995. 382 с.
  84. Рецензент: кафедра русского языка Орехово-Зуевского государственного педагогического института / заведующий кафедрой доцент В.В. Краснян-ский/.
  85. А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1966. 375 с.
  86. Ключевский В О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. -М.: Правда, 1990. — 624 с.
  87. В.А. Этюды о Леониде Леонове. -М.: Современник. 1878. 327 с.
  88. Ю.Г. Русский фольклор. Книга для учителя. -М.: Изд-во «Советский писатель» 2000 г. 266 с.
  89. Юб.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Перевод спольского -М.: Высшая школа. 1990. 351 с. 107. Лихачев Д. С. Великое наследство. -2-е изд., доп. -М.: Современник, 1979. -412с./ Библиотека «Любителям российской словесности» У.
  90. Д.С. Заметки о русском. -М.: Советская Россия. 1984. 62 с.
  91. Д.С. Земля родная. -М.: Просвещение. 1983. 256 с.
  92. Т.Ю. Ранняя лирика М.И. Цветаевой в свете ее нравственно-эстетических исканий: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. —М., 1995. 251 с.
  93. Т.В. Нравственно-философские проблемы в творчестве С.А. Есенина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М.: 1996. 165 с.
  94. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. -М.: Вече. 2000 624 с.
  95. А.В. Музыка в истории культуры. -М.: 1998.
  96. Л.Н. Поэзия героического Ленинграда /1941−1945/. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1977. -179 с.
  97. Н.В. Ритм, метр и их взаимоотношение/ЛГруды и дни. 1912. С. 2. С. 14−23.
  98. Очерки русской культуры XIX века. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998.
  99. А.И. Куст рябины. О поэзии М. Цветаевой: Монография.
  100. Е.Н. Поэзия, наука и ученые. -М., Л. Изд-во Академии наук СССР / Ленинградское отделение /. 1958. 155 с.
  101. Е.Н. Николай Александрович Холодковский как ученый и поэт. «Человек и природа». 1928. № 1. С. 11−38.
  102. С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -Спб.: Литера, 1999.-800 с.
  103. Г. Н. Эстетическое и художественное. -М. 1965.
  104. А.А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Пого-ворка.//Изд. М. Потебни. Харьков. 1914.
  105. А.А. Эстетика и поэтика. -М.: 1976.
  106. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. -М.: Политиздат, 1989. 605 с.
  107. Лихачев. -М.- Л. Наука, 1990.
  108. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В 2 ч. Под редакцией Н. Н. Скатова. -М.: Просвещение. 1998.
  109. Ю. Златая цепь. -М.: Современник. 1985. 415 с.
  110. Слов драгоценных клады: Сост. Е. Галеева. -М.: Русский Раритет. 1997.
  111. Словарь античности / Сост. Иоханнес Ирмшер в сотрудничестве с Ренате Ионе. Перевод с немецкого. -М.: Прогресс. 1989. 704 с.
  112. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Композиция Вл. Воронцова. -М.: Прогресс. 1989. 704 с.
  113. Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. МГУ им. М. В. Ломоносова. 14−15 ноября 2002 года / Ред., сост. С. И. Кормилов. -М.: Изд-во МГУ. 2002. 336 с.
  114. В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». -М. Изд. МГУ, 1996. 232 с.
  115. Г. П. Святые Древней Руси/ Предисл. Д. С. Лихачева и А. В. Меня. Коммент. С. С. Бычкова. -М.: Моск. рабочий. 1990. 269 с.
  116. К.Э. Очерки о Вселенной. Издание второе, дополненное. Калуга: Золотая аллея, 2001. — 384 с.
  117. А.Л. Академия поэзии. -Калуга. 1918.
  118. А.В. Идеи и стиль. -М., Советский писатель. 1968. 376 с.
  119. Н.Н. Маршал Жуков. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Известия. 1995.-288.
  120. М.В. Судьба России в поэзии А. Блока и М. Волошина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1995. 2141. Zti i^jucm&mT dica^r11
  121. И строгой, И дасково-нежиой,. г1. Так будь же для nacVты дорогой* * Красивой ш. гордой собой. .В просторы родимого кра*1. Летят надо, MHOjit ------1. Россия, TIшдим,
  122. Звезда нашей русской зеилн^---. L. .1. Редактор Д АЗОВ.4
  123. К 80-лстию Со дня рождения атсля. * *• 'программа.. Ю. ОО -^—.юзу! SO. 15о-ixо-, ио
Заполнить форму текущей работой