Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роман Ахмедхана Абу-Бакара «Манана»: комплексный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе Джалиловой П.-З.А. «Концепция личности и ее художественная реализация в повестях Ахмедхана Абу-Бакара» анализируются следующие аспекты творчества писателя: его идейно-творческое кредо, образ горянки, своеобразие национальных характеров, личность в рабочем коллективе, поэтический этнографизм как средство изображения национальной жизни, художественный конфликт, образ автора как одна… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Социальный быт горцев и революция как объект изображения в романе А. Абу-Бакара «Манана»
  • ГЛАВА II. Хронотоп в романе А. Абу-Бакара «Манана»
  • ГЛАВА III. Система образов в романе А. Абу-Бакара «Манана»
  • ГЛАВА IV. Жанрово-стилевые особенности романа А. Абу-Бакара
  • Манана"

Роман Ахмедхана Абу-Бакара «Манана»: комплексный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар внес огромный вклад в отечественную культуру, о чем свидетельствуют многомиллионные тиражи его книг, изданных в бывшем Советском Союзе и за рубежом.

Он творил в поэзии, прозе, драматургии. Киносценарист и драматург Абу-Бакар является автором многочисленных сценариев к фильмам, пьес и либретто для оперы.

По замечанию Ахмедова С. Х., «в результате взаимодействия фольклора и восточных традиций с опытом русской и западноевропейской литератур в дагестанской прозе происходили благотворные процессы, выводившие ее на более высокие орбиты художественности. Лирическая и лирико-романтическая проза с самого начала выявила тенденцию к расширению художественных форм. В ней заметное место заняли этнографические реалии, контаминированный фольклор, книжные реминисценции» [1990: 31].

Принцип историзма по отношению к художественному творчеству является основополагающим. «Невозможно и немыслимо проследить и осмыслить логику движения литературы во времени, понять и оценить объективное содержание, характер и закономерности ее развития, не опираясь и не руководствуясь принципом историзма» [Гамзатов 1986: 11].

Обращение к историческому прошлому типично для дагестанских авторов, особенно во второй половине XX века: они старались осмыслить события, ставшие уже историей, с позиций сегодняшнего дня, пытались раскрыть социальное и революционное содержание истории, природу революционного характера.

А. Абу-Бакар последовал этой традиции в повестях: «Тайна рукописного Корана», «Исповедь на рассвете», «В ту ночь готовясь умереть», «Чрезвычайный комиссар», написанных задолго до романа.

Манана". Сегодня можно утверждать, что творчество исследуемого автора стало важным этапом роста и развития молодой даргинской литературы, исторического романа в частности.

Путь даргинской литературы был достаточно сложным, что связано с постижением средств художественного мастерства, выработкой различных жанровых форм, а также идеологией советской эпохи. Дагестанские авторы нередко касались исторической темы, в частности революции, но решались эти темы достаточно стереотипно, шаблонно, как того требовала официальная идеология, политический режим, то есть историко-революционные произведения страдали обзорно-декларативным пафосом. Не лишен этих типичных недостатков и роман Абу-Бакара, как и большинство произведений литературы советского периода.

В течение многих лет сохранялось неоднозначное отношение к творчеству А. Абу-Бакара: либо его безоговорочно критиковали, либо им безмерно восхищались. Самая резкая оценка принадлежит В. Лебедеву, рецензия которого была опубликована в газете «Дагестанская правда».

Наибольший интерес для настоящего исследования представляет сборник статей «Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба», включающий в себя труды Н. Э. Гаджиахмедова, К. Ю. Абдулатипова, С. Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Э. М. Омаршаевой и др. Исследователи, анализируя прозу даргинского писателя, изучают в его произведениях общечеловеческие мотивы, хронотопы, юмор, концепцию философии истории и человека, проблемно-тематическое и жанрово-стилевое своеобразие, классические и новаторские тенденции и т. д.

В монографии Ахмедова С. Х. «Ахмедхан Абу-Бакар» освещаются жизненный путь автора, истоки его творчества, а также романтизм и реалистизм его стиля. Отмечает исследователь и специфику стиля данного автора, его лирического героя, а также связь с горским фольклором: «Фольклорные мотивы в его произведениях как бы уходят в глубь художественной ткани, в богатый психологический рисунок героя» [Ахмедов 4.

1975: 86]. В итоге Ахмедов дает следующую оценку: «Высокая гражданственность авторской позиции, стремление к острому сюжету (на грани возможного), к ярким и контрастирующим образам, к фольклорным мотивам, к метафоричности и образности речи, — таковы наиболее характерные особенности прозы Ахмедхана Абу-Бакара» [1975: 85].

Книга под редакцией этого же ученого — «Грани таланта: творчество Ахмедхана Абу-Бакара в оценке литературной общественности» — состоит из литературно-критических статей, рецензий исследователей, высказываний видных советских писателей, некоторых писем зарубежных читателей, опубликованных в советской печати. Общий итог этого сборника можно свести к следующему: «Писатель находится в постоянном поиске и в то же время он неизменен в чем-то важном, возвращается к тому, что уже найдено или стало составной частью творчества, его стиля» [1984: 6].

Статья A.M. Вагидова в монографии «Восхождение к единству» содержит аналитическую характеристику романа «Манана». Также отметим статью «Власть таланта», в которой А. Вагидов размышляет над творческой биографией А. Абу-Бакара, его нелегком пути в большую литературу, на котором' он быстро вырос из любителя в Художника, Творца. Литературовед анализирует отдельные произведения даргинского автора, отмечая следующую его особенность: «И реальные события, и реальные людипрототипы героев — под пером писателя обретают черты обобщенных, типичных героев нашего времени» [2000: 396]. Ученый тонко подмечает, что герои Абу-Бакара не столько экзотичны, сколько национально самобытны, что снимает с них подозрения в ложном романтизме, и это принципиально.

A.M. Вагидов в своем труде «Социалистический реализм и развитие даргинской литературы» пишет: «Нелегко определить, что является главным в творчестве А. Абу-Бакара, потому что он обращается и к истории народа, и повествует о его сегодняшних буднях. Герои его повестей неординарны, они предстают перед нами людьми разных профессий, жизненного, человеческого опыта и национальностей. Но в каждой повести постоянным остается интерес автора к проблемам морали, нравственной чистоты человека» [1987: 196]. Интересующее нас произведение он оценил так: «Роман А. Абу-Бакара ознаменовал новый этап романного рассмотрения историко-революционной темы в дагестанской литературе. В своих жанрово-тематических поисках автор опирался и на собственный опыт создания романных коллизий, и на традиции дагестанской прозы, и на достижения советской многонациональной литературы, в которой выработана художественная концепция движения жизни в переломную эпоху» [1987: 137].

В работе Джалиловой П.-З.А. «Концепция личности и ее художественная реализация в повестях Ахмедхана Абу-Бакара» анализируются следующие аспекты творчества писателя: его идейно-творческое кредо, образ горянки, своеобразие национальных характеров, личность в рабочем коллективе, поэтический этнографизм как средство изображения национальной жизни, художественный конфликт, образ автора как одна из составляющих концепции личности, диалектика чувств героев в историко-революционных повестях, воплощение концепции личности в повестях о военном времени, изображение внутреннего мира героев. Одну из главных задач даргинского писателя П.-З.А. Джалилова определила так: «раскрытие идеи революции как исторически закономерной и правомерной, отвечающей коренным потребностям народной жизни» [2006: 76].

Особое значение для нашего труда имеет статья Э. М. Омаршаевой «Образ Мананы из одноименного романа А. Абу-Бакара в галерее образов горянок дагестанской литературы». Ученый отмечает, что образ Мананы является почти идеальным, что типично для женских персонажей в произведениях фольклора. Это «один из самых оригинальных и колоритных женских образов в дагестанской литературе» [2001: 34], сумевший избежать влияния официальной идеологии, но созданный самой эпохой, национальной средой Грузии и Дагестана.

1 $.

Другой труд Э. М. Омаршаевой — «Характер и конфликт в даргинском 1 историческом романе» — содержит сопоставительный анализ романов А. Абу.

Бакара «Манана» и «Шатур» И. Гасанова, которые привлекают своей высокохудожественностью и правдивостью изображаемых в них событий. ' По мнению исследователя, оба этих произведения с исторической достоверностью показывают судьбы некоторых героев в едином сплаве с судьбами народа и революции. Эти персонажи стали воплощением большой идеи, трагическими символами революции и первой половины XX века. Общий пафос, объединяющий названные романы, — это желание произвести суд над капиталистическим прошлым и доказать способность новых героев противостоять всему отжившему, реакционному. Данная работа ценна также и глубоким анализом имеющихся в романе Абу-Бакара разных типов конфликта, изучением соотношения в нем частного и всеобщего.

Проблема традиционности и своеобразия дагестанского исторического романа еще не исследована в полной мере и требует глубокого литературоведческого анализа. Мы попытаемся восполнить этот пробел на материале «Мананы» А. Абу-Бакара, чему и посвящено настоящее исследование.

Обращаясь к комплексному анализу названного литературного произведения, мы постарались учесть традиционные для данного понятия аспекты. А именно:

1. Роман «Манана» в контексте творчества А. Абу-Бакара в связи с литературным направлением.

2. Соотнесение содержания данного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.

3. Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в исследуемом произведении.

4. Определение особенностей индивидуального стиля в произведении А. Абу-Бакара.

5. Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в данном литературном произведении.

6. Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией.

7. Определение жанровой разновидности анализируемого творения (по характеру тематики, проблематики и по структуре).

8. Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.

Актуальность исследования определяется значительной ролью Ахмедхана Абу-Бакара в литературном процессе Дагестана, России в целом второй половины хх-го века. Его творчество продолжает влиять и на современные процессы в отечественной прозе.

Наш интерес к названному роману обусловлен тем, что Абу-Бакар не раз обращался к теме исторического прошлого, произведение же «Манана» считается «самым историческим» в его творческом арсенале. Изучение жанра исторического романа особенно актуально в контексте интенсивно развивающихся исследований в области поэтики жанров и их сравнительного изученияв отечественном литературоведении эти направления считаются очень перспективными. Кроме того, тема революции, ее неоднозначного влияния на Страну гор, а также ее интерпретация продолжают оставаться спорными. Проблемы же межнациональных отношений, тем более, -российско-кавказских, на сегодняшний день обретают особое звучание.

Исследователи творчества Абу-Бакара, анализируя роман «Манана», уделили, как нам кажется, недостаточное внимание отдельным его аспектам (например, детективной линии в сюжете, разным формам повествования в структуре композиции, разным типам конфликта, этнографическому аспекту, особенностям поэтики романа), а также не охарактеризовали в полной мере некоторых персонажей, не обозначили закономерностей их функционирования в произведении.

Таким образом, остались некоторые пробелы, которые нам бы хотелось восполнить, для чего необходим анализ разнотипных героев, образов, конфликтов, художественных средств романа, определение их взаимосвязей и функций в поэтике исследуемого автора. В качестве аргумента в пользу актуальности настоящего исследования следует указать на неослабевающий интерес к творчеству Абу-Бакара и разнообразие его поэтического арсенала, допускающего множество толкований.

Объектом исследования является роман Ахмедхана Абу-Бакара «Манана».

Предметом исследования являются традиционные и специфические черты исторического романа Ахмедхана Абу-Бакара «Манана» как составной части национальной литературы.

Цель данного диссертационного исследования — рассмотрение и комплексный анализ исторического романа Ахмедхана Абу-Бакара «Манана».

Задачи работы определяются спецификой предмета и объекта исследования и сводятся к следующему:

— проследить развитие исторической тематики в дагестанской литературе вообще, и в творчестве Абу-Бакара в частности;

— исследовать принципы изображения социального быта горцев и революции в романе «Манана»;

— проанализировать различные формы выражения авторского сознания, позиции автора-повествователя и автора-героя в изучаемом романе;

— выявить особенности поэтических средств и их создания в произведении Абу-Бакара;

— изучить художественную философию истории в романе Абу-Бакара, а также принципы создания характеров, обусловленные спецификой жанра, соотношением художественного и документально-историческоговывести типологическую характеристику положительных и отрицательных героев романа;

— охарактеризовать проблематику и соотношение различных типов конфликта в произведении;

— изучить структурно-организующую роль мотивов и лейтмотивов в композиции «Мананы», а также значение детективной линии в сюжете романа;

— описать хронотопы данного романа и выявить закономерности их функционирования;

— рассмотреть жанрово-стилевые особенности произведения Абу-Бакарасоздать разностороннюю картину идейно-тематического, художественного своеобразия романа «Манана», соотношения в нем традиционного и новаторского, а также определить место и роль творчестваАхмедхана Абу-Бакара в отечественном литературном процессе.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней былоосуществлено следующее:

— охарактеризована концепция истории Ахмедхана Абу-Бакара на основе изучения социально-политического контекста романа «Манана» и его идейной направленности;

— описаны содержательные аспекты романа: реальные и вымышленные события, положенные в основу повествованияпроблематика романа, образная система, разные типы характеров, эпохальные и частные конфликты и способы их разрешения, герои реальные и вымышленные;

— проанализированы структурные особенности романа «Манана»: нарративная структура, композиционные особенности, детективный сюжет романа, пространственно-временные характеристики;

— исследованы поэтика названного произведения, его жанрово-стилевые особенностисоотношение традиционных и новаторских приемов, а также реалистического и романтического пластовсистема исторических имен и топонимов, приемы художественной выразительности (метафоры, сравнения, пословицы, историческая стилизация, и т. д.).

Научно-теоретической и методологической основой исследования послужили труды Ю. А. Андреева, Г. Денобля, В. Д. Днепрова, В. Я. Малкиной, Е. М. Мелетинского, В. Оскоцкого, С. Петрова, Г. Н. Поспелова, М. Серебрянского, Н. Д. Тамарченко, Н. М. Щедриной, В. Г. Чумака, а также дагестанских литературоведов Ф. Абакаровой, К. Х. Акимова, С. Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г. Г. Гамзатова, П.-З.А. Джалиловой, Ч. Г. Гусейнова, Э. Ю. Кассиевой, З. К. Магомедовой, Ш. А. Мазанаева, Э. М. Омаршаевой, К. К. Султанова, Т. Ю. Султановой и др.

Методы исследования. В работе использованы структурно-функциональный, сравнительно-исторический и системный подходы к научному анализу.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она восполнила некоторые пробелы в имеющихся научных работах о художественном методе А. Абу-Бакара. Его изучение на примере романа «Манана» может содействовать пониманию других национальных авторов. Таким образом, создание разносторонней картины идейно-тематического и художественного своеобразия романа названного писателя становится вкладом в полноценное описание современного состояния дагестанской литературы.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при анализе произведений других жанров и стилей, других национальных литератур. А материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в вузах, а также при изучении творчества дагестанских писателей в высших и средних специальных учебных заведениях.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. В романе А. Абу-Бакара «Манана» в центре внимания дагестанский, русский и грузинский народы, потому значителен этнографический пласт.

Здесь художественно осмыслены дореволюционный и революционный периоды в жизни горцев, так что произведение отражает исторические события, идейные и эстетические искания соответствующей эпохи. Повествование строится на подлинных событиях: они структурируют композицию, определяют динамику сюжета, придавая ему элементы хроникальности.

2. Некоторые формы повествования в произведении: «Манана» восходят к фольклору, как и лексика, поэтика романа (обилие традиционных сравненийметафор и синтаксического параллелизма). Повествование имеет формы пролога, эпилога, рассказа, описания (природы, местности, интерьера, а также внутренних переживаний и внешних черт персонажей), рассуждения, характеристики, диалога, вставных новелл, авторской ремарки, комментария, эпизода, стихотворных вставок, ретроспекций и проспекций, скачкообразности, прерывности, параллельности и многоплановости, и пр. Что касается стилевых доминант в романе, то это историзма психологизм;

3. Повествователь является в анализируемом романе Абу-Бакара в форме третьего лица единственного числа и играет жанрообразующуюроль. В романе преобладают следующие формыречи: прямое авторское литературно-художественное повествование, различные формы литературной, но внехудожественной авторской речи и т. д. Речигероев присуща социальнаяи психологическая характерность, то есть определенная доля индивидуализации и типизации речей героевважными средствами характеристики выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог в форме вопросов и ответов).

4. В данном произведении решение частных конфликтов подчинено развитию эпохального конфликта. Если в первой части романа преобладают частные конфликты, то во второй — конфликты более масштабные. В основе эпического конфликта в исследуемом произведении человек и история, человек и нация, человек и эпоха, человек и время и т. д. Присутствие в романе образов, подобных Хочбару, Шамилю, Хаджи-Мурату, приравнивает революцию к освободительному движению под предводительством Шамиля.

5. Произведение даргинского автора содержит выраженную детективную линию. Это множество тайн и их разгадкиразделение персонажей на жертв и палачейсцены убийств, преследований, погонь и дракнеожиданность и динамичность поворотов сюжета, атмосфера таинственности, победа главного героя над «силами зла» благодаря, мощи разума и нравственным качествам и т. д. Одновременно Абу-Бакар нарушает некоторые законы жанра, придавая детективной линии своего романа социальные характеристики: главная интрига здесь — не столько поиск истины о происхождении Мананы, а потом и Багадура, сколько поиск «народной правды», то есть некоего социального идеала.

6. Абу-Бакар использует такие временные формы, как время испытаний, время путешествия. Присутствует и время сказки, легендарное время: Главные хронотопы автор создает по принципу сходства или контраста с человеческим миром (горы, Алазанская долина). Хронотоп дороги у него социально окрашен, мотив же путешествия, движения пронизывает все повествованиеоткрытый тип пространства (площадь, годекан, родник и другие места людских скоплений) соразмерен масштабным событиям, широкий же временной и пространственный охват в романе соответствует его эпическому размаху. Абу-Бакар затрагивает многие исторические топонимы, выступая в роли не только художника, но и историка, географа.

7. Роман «Манана» отвечает критериям исторического романа: это идея испытания героявоспроизведение кризисной эпохи как основного времени действия романапереплетение общественной и частной жизнипротивопоставление персонажей по принципу принадлежности разным социально-историческим силам и т. д. Персонажи здесь — люди, реально существовавшие и вымышленные. Это эпическое произведение: в нем сливаются история, действительность и воображение автора, отделенного от изображаемой эпохи временной дистанцией. История раскрывается Абу-Бакаром не только посредством традиционного повествования, но и путем вкрапления в него философских притч, легенд, преданий, сказок, мифов. Реалистическое и романтическое начала распределены в разных частях дилогии неравномерно: романтическое характерно для первой части романа, во второй же части оно слабее на фоне усиления реализма. Романтический стиль повествованию придают картины народного быта, песни, басни, присказки, сны, предания и легендылиричны и метафоры даргинского автора. Что же касается жанровой разновидности романа «Манана», то это «историко-романтический жанр» и «историко-социально-философский роман» с элементами таких романов, как историко-революционный, семейно-бытовой, реалистический, приключенческий, лирический роман, роман-биография, роман воспитания, панорамный, роман-хроника.

8. Роман «Манана» гармонично вписывается в общий контекст творчества Абу-Бакара, вполне соответствуя основным характеристикам стиля, творческой манеры данного автора. Одновременно это новый виток развития историко-революционной темы в дагестанской прозе. Писатель органично сочетает классическую традиционность и эксперименты, реализм и романтизм в самых разнообразных формах выражения.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях на факультете дагестанской филологии Даггосуниверситета, а также были опубликованы в научных сборниках и журналах.

Структура и объем диссертации

Они определены основными проблемами исследования и его целью. Работа общим объемом 166 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проделанному исследованию, отметим, что в романе Ахмедхана Абу-Бакара «Манана» художественно осмыслены дореволюционный и революционный периоды в жизни горцев с советско-партийных позиций. Эпоха социального слома изображена здесь на фоне традиционного мира дагестанцев и грузин, их обычаев, менталитета, местного колорита.

Главные герои в романе — этносы (дагестанцы, русские и грузины), потому большое место в повествовании уделяется описанию национального менталитета, этнографии, культуры и обычаев, что в очередной раз подтверждает историзм исследуемого произведения.

Русский народ, в трактовке Абу-Бакара, играет исключительную роль для роста политического сознания горцев, обогащения его социалистическими идеями. Как следствие, русские персонажи предстают образцами морали, а также катализаторами сближения грузин и леков. Основная мысль, неоднократно повторяемая в романе, — то, что враждуют богатые и бедные, но не народыобъединяющим фактором становится классовая принадлежность, в то время как межнациональные противоречия объясняются сугубо социальными причинами.

Автор отходит от слепого следования хронике событий путем постоянных ретроспекций, отказывается от упрощенной эмпирической концепции времени. В качестве излюбленного им времени суток выделим рассвет, а времени года — весну, что становится лейтмотивом обеих частей романа и что вполне привычно для дагестанской литературы вообще. Время действия в романе «Макана», как и во многих других историко-революционных произведениях дагестанских авторов, — это напряженные годы социального слома.

Основу сюжета «Мананы» составляют реальные события истории XX века: история Дагестана, Кавказа и всей России сквозь призму судеб основных персонажей. Текст полон различных вкраплений в виде диалогов, зарисовок, мини-сцен, в которых действуют случайные персонажи, незнакомцы, странники: все это способствует созданию панорамного изображения происходящего социального слома, показывает его размах и вмешательство в судьбу каждого.

Подлинные факты и события, на которых строится повествование, структурируют композицию, определяют динамику сюжета. Автор оперирует документальными данными, придавая тем самым художественному произведению элементы хроникальности. Изображаемые в произведении события многочисленны и значительныв единый узел завязываются конфликты между характерами, конфликты между характерами и обстоятельствами, борьба внутри одного характера. Гражданская же война ярко проявляет все существующие противоречия, истинные человеческие ценности.

Радостное ожидание социальных перемен насыщает роман мажорными нотамидаже периоды поражений большевиков описаны с оптимизмом как временная передышка перед глобальным наступлением на мировой капитализм.

Время и пространство играют в романе «Манана» роль самостоятельных персонажей, роль символов, что характерно для жанра исторического романа. Писатель использует такие традиционные временные формы, как время испытании, приключений, биографическое время, время путешествия. В" романе-можно выделить три основных временных пласта, связанных между собой с помощью общих тем, персонажей, символов, пространственных ориентиров и т. д.: настоящее время, прошедшее время и давнопрошедшее время. Присутствует также особое время сказки, легендарное время.

Главные хронотопы Абу-Бакар создает по принципу сходства или контраста с человеческим миром. Так, горы в анализируемом произведении, как и в подавляющем большинстве других дагестанских исторических романов, — это символ дагестанского характера. Мир природы противопоставляется людскому обществу, где социальное неравенство противоречит самому естеству, потому лейтмотивом повествования служит воспевание Алазанской долины — земного рая, оттеняющего ад человеческих-страстей.

Даргинский писатель затрагивает многие исторические топонимы, выступая в роли не только художниканои историка, географа. По мере усиления революционных мотивов, характерного, для второй части, романа Абу-Бакара, основные события все чаще перемещаются в урбанистические ландшафты — очаги большевизма. Хронотоп дороги обретает под пером Абу-Бакара выраженную социальную окраску, мотив же путешествия, движения как динамики, самойжизни пронизывает все повествование «Мананы». Открытый тип пространства (площадь, годекан, родник и другие места людских скоплений) соразмерен изображаемым* событиям, в> которых участвует огромное количество людей. Как. видим, временной, и пространственный охват в романе довольно широк, чтосоотвётствует его эпическому размаху.

В-данном творении нравственный. конфликт является и своеобразным отражением противоречий социальных. Таким образомрешениечастных конфликтов, которых в романе много, подчинено развитию • эпохального конфликта. Если^в первой части романа-преобладают частные конфликты, то во второй — конфликты более масштабные. Составляющие эпического конфликта, являющиеся основой изученного нами произведения,. — это. человек и история, человек и нация, человек и эпоха, человек, и время,-и т. д.

В центре внимания не столько" внутренняяжизнь личности, сколько преломление в' ней исторически важных событий действительности. Абу-Бакар касается множества частных конфликтов, но все они связаны, своеобразием эпохального конфликта, что приводит к пониманию значительности событий, происходящих на территории Дагестана, Грузии, России.

Главные герои романа Манана и Багадур, чьи судьбы неразрывно связаны с судьбами народа и революции, олицетворяют лучшие качества горского характера: высокую нравственность, чувство собственного достоинства, мужество и т. д. В раскрытии персонажей даргинскийписатель использует синтез романтического и реалистического начал.

Во* второй части дилогии действуют многие известные представители горской эмиграции, деятели революционного движения в Кавказском регионе. Их, как и других действующих лиц, Абу-Бакар делит в зависимости от принадлежности старому и новому мирампротивопоставления «белыйкрасный», «бедный- - богатый» проходят через все повествование, что изначально обрекает его на наличие ярлыков. Как результат — подчас одноплановое толкование событий и искажение истории.

Главными сторонниками сближения народов в романе «Манана» являются революционерынезависимо от тогосколько места они занимают в. повествовании, их можно считать главными героями. Они в повествовании довольно статичны^ главная^ их функция в романе — воодушевить собственным примером остальных. Нравственная позиция этих героев* имеет обобщающий характер, так как это — герои-символы. Иное дело" — представители" противоположного лагеря, наделенные множеством-'пороковВ1 то же время они в изображении даргинскогоавтора небезнадежны, а некоторые из них способны и на полное духовное перерождение, как, например, князь Луарсаб.

Присутствие в романе образов, подобных Хочбару, Шамилю, Хаджи-Мурату, и особенно, активное участие их потомков в революционных свершениях насыщает повествование романтическим пафосом. Героика получает свое логическое продолжение в настоящем, приравнивая революцию по своей значимости и эпическому размаху к движению под предводительством Шамиля.

Произведениедаргинского автора можно условно, с некоторыми оговорками, назвать детективом. Так, автор привносит в повествование множество тайн и их разгадкув основе биографий его положительных персонажей лежит трагедия, у героев же власть имущих — преступление той или иной степени тяжести. Вообще, в сюжете «Мананы» преступления занимают значительное место, в связи с чем среди персонажей можно различать жертв и палачей, причем они могут попеременно играть то одну, то другую из названных ролей.

Убийств в романе «Манана» порой чрезмерно • много, как и сцен преследований, погонь. и даже драк, описание которых служит специфике жанра, хотя и в ущерб художественности. Абу-Бакар в полной мере следует таким канонам детективного романа, как неожиданность и динамичность поворотов сюжета, наличие преступления, атмосфера таинственности, страхапогруженность в привычный быт, победа главного героя над «силами зла» — благодаря мощи разума, изобретательности, нравственным качествам-и т.д.

Одновременно Абу-Бакар нарушает некоторые неписаные законы жанра, например, изображая в качестве главных злодеев носителя духовного сана Нажмутдина Гоцинского и важных персон государственного масштаба из белогвардейского лагеря. В этом видятся* установки соцреализма, как и в оценке описываемых в романе преступлений.

Таким образом, роман Абу-Бакара «Манана» — детектив социальный, то есть менее традиционный в силу своей идеологизированности. Главная интрига здесь — не столько поиск истины о происхождении Мананы, а потом и Багадура, сколько поиск «народной правды», то есть некоей социальной абстракции.

Роман «Манана» отвечает почти всем основным критериям исторического романа: это, в частности идея испытания героявоспроизведение кризисной эпохи смены политических режимов как основного времени действия романапереплетение общественной и частной жизнипротивопоставление персонажейпо принципу принадлежности' разным социально-историческим силам и т. д. Персонажи здесь — люди, реально существовавшие и вымышленные. К первым, якобы, относится и главный герой Багадур (согласно повествованию, он приходится внуком Хаджи-Мурату).

Это эпическое произведение, в котором органично сливаются история, действительность, и богатое воображение автора, отдел енного^ от изображаемой эпохи существенной1 временной дистанцией. История раскрывается Абу-Бакаром не только посредством традиционного повествования, но и путем вкрапления в него философских притч, легенд, преданий, сказок, даже мифов.

В основе творческого метода Абу-Бакара лежит стремление к эксперименту, что видно и в присущем ему стиле изложенияон бесконечно разнообразен даже в рамках одного произведения. Констатируя, наличие реалистического и романтического начал в произведении даргинского автора, отметим их неравномерное распределение в разных частях, дилогии: романтические проявления характерны для первой части романа, во второй же части они слабее на фоне усиленной реалистической* струи. Романтическую стилевую окраску произведению придают картины народного быта, песни, басни, присказки, сны, предания и легенды, являющиеся полноценными произведениямилиричны и метафоры даргинского автора. Так что стиль соцреализма, включающий понятие-революционного романтизма, в полной мере отразился и на романе «Манана».

В1 исследуемом произведении некоторые формы повествования восходят к фольклору, как и ориентированная на живую народную речь лексикато же самое характеризует и поэтику романа (обилие сравнений (чаще людей — с животными), традиционных метафор и синтаксического параллелизма). Повествование приобретает формы пролога, эпилога, сообщения (рассказа), описания (природы, местности, интерьера, а также внутренних переживаний и внешних черт персонажей), рассуждения, характеристики, диалога, вставных новелл, авторской ремарки, комментария, эпизода, стихотворных вставок, движений вспять (ретроспекций) или забеганий вперед (проспекций), скачкообразности, прерывностипараллельности или многоплановости и пр. Повествователь имеет форму 3-го лица единственного числа и играет жанрообразующую роль.

Абу-Бакар «эксплуатирует» разные формы речи: прямоеавторское литературно-художественное повествование, стилизациюразличных форм устного бытового повествования, различные формы, литературной, но внехудожественной авторской речи и т. д. Речи его героев присуща* социальная, психологическая и возрастная характерность, то есть определенная доля индивидуализации и типизации речей героевважными средствами характеристики выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог в форме вопросов. и-ответов).

Таким образом, роман Абу-Бакара «Манана"-знаменовал собой новый виток развития историко-революционной темы в, дагестанскойпрозе: Писатель вполной мере, продемонстрировал свою способность органично сочетать классическую традиционность и одновременно* .смелые эксперименты в' самых, разнообразных формах реализации. В итоге перед нами, с одной-стороны, произведение соцреализма, где в центре изображения — революция, ее творцыи противникис другой, — творение, преображенное ярким' талантом даргинского автора. Роман «Манана» гармонично, вписывается в общий контекст творчества Абу-Бакара, не выделяясь особыми «экспериментами» в области формально-содержательных критериев, характерных для стиля, творческой манеры. данного автора.

В содержании данного творения мы наблюдаем явное его соотнесение с историческими событиями, идейными и эстетическимиисканиями эпохи. Отметим также признаки таких литературных направлений в исследуемом произведении, как романтизм и реализм, с явным преобладанием первого, что, в принципе, и составляет одну из основных черт индивидуального стиля Абу-Бакара.

Что касается стилевых доминант в романе, то можно с уверенностью назвать такие, как историзм и психологизм. Данный признак, как и имеющиеся художественное содержание и художественная форма данного произведения делают его полноправным членом существовавшей на тот период литературной традиции.

Анализ структуры повествования, тематики и исторической, нравственной, философской, социальной проблематики романа «Манана» позволил нам определить его жанровую разновидность как «историко-романтический жанр» и «историко-социально-философский роман», при наличии в нем элементов и таких романов, как историко-революционный, семейно-бытовой, реалистический, приключенческий, лирический роман, роман-биография, роман воспитания, панорамный.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу-Бакар А. Манана. Мерани, 1987.
  2. Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. -Киев, 1987.
  3. Л. Советский исторический роман: Типология и поэтика. — Киев, 1987.
  4. A.B. Алексей Толстой мастер исторического романа. — М., 1958.
  5. Ю.А. Русский советский исторический роман. М. — Л., 1962.
  6. Ю.А. Русский советский исторический роман: 20−30-е годы. М. -Л., 1968.
  7. Ю.Архангельская А. К. Проблема конкретной исторической личности в узбекской советской прозе: Автореф.. дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1977.
  8. А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М., 1981.
  9. И.Ахмедов С. X. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала, 1975.
  10. С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1978.
  11. С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала, 1990.
  12. С.Х. Формирование и развитие дагестанской советской прозы: Автореф.. дис. докт. филол. наук. Баку, 1990.
  13. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.
  14. В.И. Великий Октябрь и современная историко-революционная проза. -М., 1977.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  16. Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.
  17. В.Г. Исторический роман // Собр. соч.: В 6 т. М., 1954. — Т. 4.
  18. Т.Г. Исторический роман и современность // Художественная культура в жизни социалистического общества. М., 1983.
  19. В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского романа // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.
  20. А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977.
  21. А. Роман и современность. Становление и развитие литовского советского романа. М., 1977.
  22. A.M. Восхождение к единству. Махачкала, 1991.
  23. A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала, 2005.
  24. А. М. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
  25. И.П. Советская историческая романистика: Проблемы, типологии и поэтики. Ташкент, 1984.
  26. А.Н. Историческая поэтика. -М., 1989.
  27. H.H. Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006.
  28. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
  29. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти.-М., 1996.
  30. Е. Идеи, конфликты, характеры. М., 1960.
  31. И.К. Польский исторический роман и проблема историзма. М., 1963.
  32. A.B. Эстетика истории. М., 1974.
  33. H.A. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе. Майкоп, 2000.
  34. Джалилова П.-З.А. Концепция личности и ее художественная реализация в повестях Ахмедхана Абу-Бакара. Махачкала, 2006.
  35. H.A. Собр. соч.: В 6 т. М., 1961. -T.I.
  36. Д.Б. Современный историко-революционный роман. (Проблемы поэтики). Киев, 1989.
  37. H.H. Проблема характера в историческом романе А.Н. Толстого: Автореф.. дисс. канд. фил. наук. -М., 1963.
  38. Т.Н. История и современность в советской исторической романистике 70-х годов // Актуальные проблемы современной филологии.- Саратов, 1984.
  39. Т.Н. Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов: Дис.. канд. филол. наук. -М., 1989.
  40. JI. Русский советский роман, национальные традиции и-новаторство. JL, 1967.
  41. В. М. Народный героический эпос. М. — Л., 1962.
  42. И.Т. Из истории критики советского исторического романа (20-е 30-е годы). — Оренбург, 1967.
  43. Р.Х. Адыгский исторический роман (становление и развитие жанра, формирование историзма художественного мышления и проблема художественной интерпретации исторической действительности) -Нальчик, 1999.
  44. Как сделать детектив: сб. ст. М., 1990.
  45. Дж.Д., Пирсон X. Конан Дойл. Его жизнь и творчество. М., 1989.
  46. Н. Скрещение дорог // Национальная специфика и жизнь. -Махачкала, 1990.
  47. Т. Анатомия детектива. Будапешт, 1989.
  48. И.М. Герой и обстоятельства. М., 1982.
  49. В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. -М., 1963.
  50. В. Дагестан Абу-Бакара // Новый мир. 1968. — N5.
  51. Г. О. О генезисе и основных особенностях жанрового содержания романа // Филологические науки. — М., 1972.
  52. Ф. Пафос историзма // Избранное. М., 1981.
  53. М. М. Советский роман: Пути и поиски. М., 1980.
  54. A.A. Жанрово-стилевое многообразие прозы А. Мудунова: Автореф.. дисс. канд. дисс. Махачкала, 2005.
  55. В. Где вы, «шубурминцы»? //Дагестанская правда.- 1967.- 17 марта.
  56. Д.С. Прошлое настоящему. Статьи и очерки. — Л., 1985.
  57. Н. Типы исторического повествования. М., 1988.
  58. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -Л., 1986.118: Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 1988.
  59. Р.Д. Советская историческая проза. Л., 1955.
  60. Мифология народов Дагестана: сб. ст. Махачкала, 1984.
  61. А.Х. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. М., 1993.
  62. Нестеров М. Н: Документированность языка как стилеобразующая категория в русском советском историческом романе (20-е-З0-е гг.): • Автореф.. дисс. докт. филол. наук. Днепропетровск, 1981.
  63. Нурмухамедова-3-Д1 Проблемы создания характера исторической:162личности: Автореф.. дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1974.
  64. О.С. Русский исторический роман 70 80-х годов XX века (проблема жанра): Дис.. канд. филол. наук. — М., 1989.
  65. Э. М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе //Автореф.. дисс. канд. филол. наук. —Махачкала- 1997.
  66. В.Д. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. -М., 1976.
  67. В.Д. История глазами писателя: (Традиции и новаторство советского исторического романа). -М'., 1980.
  68. В.Д. Связь времен (Историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). М., 1974.
  69. Пауткин А. И: Советский • исторический роман. М., 1970.
  70. С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980.
  71. Рамазанова П: К. Хронотоп в дагестанском историческом романе: Автореф.. дисс. канд. филол.наук. — Махачкала, 2005.
  72. И.В. Герой и история. Современный роман о революции. М., 1988.
  73. К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опытеIсовременного романа. М., 1989.
  74. К. Преемственность и обновление. М, 1985.
  75. Т.Ю. Идейно-художественное своеобразие повестей А. Абу-Бакара: Автореф.. дис. канд. филол. наук. Тбилиси, 1988.
  76. Н. Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997.
  77. Типологические основы жанров исторической романистики.-, Ташкент, 1979. -
  78. М. Под знаком четырех. О судьбе произведений Эдгара По, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. М., 1991.
  79. Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа. -М., 1961.
  80. В. М. Проблемы искусствоведения. — М., 2001.
  81. .И. Герой и время (образы исторических деятелей в современной советской прозе). М., 1976.
  82. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976.
  83. Г. К. В защиту «дешевого чтива». Шерлок Холмс. Как пишется детективный рассказ. М., 1984.
  84. Г. К. Писатель в газете (Художественная публицистика). -М., 1984.
  85. A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958. «Чмыхов JI.M. Писатель и история:* О советском историческом романе 60-х-70-х гг. — Ставрополь, 1982.
  86. JI. Советский исторический роман 60−70-х годов: Типология. Поэтика: Дис.. докт. филол. наук. М, 1984. Чулкова К. Г. Эстетические принципы создания характера в современной советской прозе: Автореф. дис. канд-. филол .наук. — М., 1965.
  87. В.Г. Украинский исторический роман 60 80-х годов. Проблема исторической и художественной правды: Дис.. канд. филол. наук. -Ужгород, 1989.
  88. Н.М. Концепция личности в современном историко-революционном романе. Уфа, 1988.
  89. Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья. Уфа, 1993.
  90. А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.
  91. А. Я. Роман // Русская словесность. — М., 1993.
  92. В.М. Жанровое новаторство русского исторического романа 1970−80-х годов: Дис.. докт. филол. наук. М., 1992.
  93. В.А. Человек. История. Память. М., 1990.
Заполнить форму текущей работой