Понятие «коммуникация» в психолингвистике
В психолингвистике моделирование коммуникативного акта осуществляется в рамках деятельностного подхода. Теория деятельности была заложена в советской психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Луриии др. При определении термина «коммуникация» мы исходим из положения, что речевые действия разворачиваются только в совместной неречевой деятельности людей и их смысл может быть понят… Читать ещё >
Понятие «коммуникация» в психолингвистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лингвистике принадлежит ведущая роль на теоретическом уровне анализа коммуникации и речевого общения, потому что «в … объектную область входит языковое значение, претендующее на роль исходной абстракции при исследовании речевого общения от абстрактного к конкретному».
В психолингвистике моделирование коммуникативного акта осуществляется в рамках деятельностного подхода. Теория деятельности была заложена в советской психологии работами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Луриии др. При определении термина «коммуникация» мы исходим из положения, что речевые действия разворачиваются только в совместной неречевой деятельности людей и их смысл может быть понят лишь в структуре неречевой деятельности. Отсюда коммуникативная деятельность является только одним из компонентов в ряду различных видов деятельности и, будучи включенной в данную совокупность, связана с мотивами и целями той деятельности, которая явилась причиной возникновения коммуникации. При этом коммуникативная и умственная деятельности взаимозависимы: коммуникативная деятельность выступает как результат или как исходная точка умственной деятельности. [Розина 2011:392−399].
В процессе совместной деятельности собеседники вырабатывают общий план взаимодействия, цели, общую точку зрения на выбор средств и операций. Организация сотрудничества осуществляется в общении исполнителей деятельности. Общение рассматривается как «активность, обеспечивающая взаимодействие коммуникантов, и само их взаимодействие». Субъектом этой активности является человек, продуцирующий речевые высказывания в условиях, когда другой коммуникант фигурирует как пассивный реципиент речи. Он выступает только как условие речевой деятельности.
Речевое общение в психолингвистике понимается как социальное взаимодействие, которое включает интеракцию коммуникантов и собственно (речевую) коммуникацию. Общение коммуникантов опосредовано языковыми и неязыковыми знаками, обменом деятельностью, обменом продуктами труда. Под коммуникацией подразумевается обмен сообщениями, регулирующий общение, т. е. коммуникация является одним из компонентов более сложного и многогранного явления, определяющим его. Таким образом, сама коммуникация, передача сообщения и способы такой передачи, т. е. языковые и речевые характеристики текста, «детерминированы задачами общения — необходимостью регуляции поведения объекта общения, — а задачи общения определены целями совместной деятельности, которая организуется в общении». [Иванов 2012].
Психолингвистическая модель коммуникативного акта, на наш взгляд, имеет несколько недочетов. Во-первых, психолингвистике не свойствен социально — дифференцированный взгляд на коммуникацию. Опираясь на основные положения теории деятельности, психолингвистика осуществляет психологический анализ социального взаимодействия и речевой коммуникации. Но для того, чтобы в предмет исследования ввести «социальную детерминацию психического, необходимо дать элементам социального взаимодействия социальную интерпретацию. Во-вторых, данная модель строится без учета социальных характеристик коммуникантов. Формируя речевые высказывания, коммуникант учитывает условия совершения речевых действий. Это отражается в выборе операции и способа совершения действий. В речевой коммуникации реципиент всегда входит в условия, где учитываются его апперцепционные возможности и социальные характеристики. Ориентировка на апперцепцию слушателя проявляется в том, что продуцируется текст, доступный пониманию адресата, а ориентировка на социальные характеристики заключается в выборе альтернативных языковых средств с этическими ограничениями. В-третьих, собеседник рассматривается как пассивный получатель сообщения, не принимающий участия в его производстве.