Комсомольский педагогический отряд как фактор подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся
Вместе с тем в диссертации показано, что для дальнейшего повышения уровня профессионально-педагогической подготовки выделенные условия необходимо совершенствовать. В настоящее время нуждается в значительном улучшении система методической учебы членов педотрядов с целью углубления её дифференциации с учетом умений, связанных со специальностью студентов, обогащения содержания и форм работы… Читать ещё >
Содержание
Одной из характерных особенностей развитого социализма является широкое развитие общественных начал во всех сферах воспитания. Увеличивается число добровольных участников воспитательного процесса, возрастает роль комсомола в идейно-нравственном воспитании, рождается понятие «коллектив общественных воспитателей», в системе коммунистического воспитания появляются новыектуры. Одной из такихктур являются комсомольские педагогические отряды, на необходимость дальнейшего развития которых указано в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в материалах УШ Пленума ЦК ВЛКСМ (май 1984 г.).
Особенно важной сферой деятельности комсомольских педагогических отрядов является вдейно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выполнение ленинского завета комсомолу о том, чтобы «всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали» (1.8. с 309).
Комсомольские педагогические отряды возникли первоначально как добровольные объединения студентов педагогических вузов, помощников школы в воспитании подрастающих поколений. Одними из первых были студенческие комсомольские педагогические отряды Челябинского педагогического института, МШИ имени В. И. Ленина, ЛГШ имени А. И. Герцена, Ростовского-на-Дону педагогического института. Опыт их создания получил распространение, и в настоящее время в стране ведут работу с детьми свыше 70 тысяч комсомольских педагогичеоких отрядов, объединяющих в своих рядах около 2 миллионов юношей и девушек, представителей всех отрядов комсомола: производственников, колхозников, студентов, воинов, спортсменов, молодых учёных, работников искусства и др.
Анализ опыта работы комсомольских педагогических отрядов ^ свидетельствует о том, что в массовой практике деятельность комсомольских педагогических отрядов представляет собой процесс объективный, развивающийся, обогащающийся, но в известной мере стихийный, поскольку поиск путей повышения эффективности их деятельности строится на эмпирической основе, в значительной мере путём проб и ошибок, а не на основе рекомендаций педагогический науки. / Оценка эффективности работы педотрядов осуществляется на основе использования традиционного критерия-участия педотряда в жизни школы (количество вожатых-комсомольцев, количество созданных членами педотрядов кружков, секций, проведенных экскурсий, трудовых десантов и цр.). На первых порах организации их деятельности это было правомерно. Однако сейчас, когда партией поставлены задачи серьезного совершенствования, перестройки, повышения действенности системы коммунистического воспитания подрастающего поколения, количественные показатели участия должны быть существенно дополнены качественной оценкой деятельности педотрядов, осуществленной на основе научно-педагогического анализа.
Особенно актуальным такой подход является в оценке работы комсомольских педагогических отрядов студентов педагогических вузов, поскольку в ней наиболее тесно смыкаются социально-политический, общественно-педагогический и профессиональный аспекты, что отвечает роду их основной деятельности и будущей профессии.
Эффективность деятельности комсомольских педагогических отрядов студентов педвузов в идейно-нравственном воспитании имеет две стороны: I) повышение уровня воспитанности учащихся и 2) овладение опытом воспитательной работы и на этой основе — совершен-1 ствование профессионально-педагогической подготовки самих членов педотряда — будущих учителей. В данном исследовании внимание акцентируется на второй стороне проблемы, хотя рассматривается она в тесном взаимодействии с первой.
Важной проблемой, от которой зависит эффективность работы комсомольских педагогических отрядов, является обеспечение подготовленности их членов к воспитанию учащихся.
Актуальность исследования возможностей педотряда в профессионально-педагогической подготовке студентов определяется настоятельной необходимостью поиска путей ее совершенствования и перестройки в свете Основных направлений реформы общеобразовательной и црофессиональной школы, где указано, что студентам педвуза «нужно дать самые современные знания и хорошую практическую подготовку» и одновременно подчёркнуто, что наиболее слабым звеном высшей педагогической школы является обеспечение практической подготовленности будущих учителей к воспитательной работе.
Проведенное в начале нашего исследования изучение характеристик учителей-стажёров, студентов-практикантов показало, что наибольшие трудности в их работе как классных руководителей, воспитателей групп продленного дня связаны с осуществлением идейно-нравственного воспитания учащихся: неподготовленностью к общению с учащимися, неумением использовать воспитательные возможности коллектива, организовать детей на общественно полезные дела, дойти до каждой личности, опереться на её собственную активность в воспитании и др.
Улучшение подготовки учительских кадров, особенно к воспитательной работе, является неотъемлемой частью реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Оно обусловлено необходимостью приведения деятельности вузов, готовящих педагогические кадры, в соответствие с требованиями школьной реформы к ликвидации существенных недостатков в системе подготовки, сложившейся в высшей школе, где теоретические формы значительно преобладают над практическими.
В соответствии с требованиями реформы школы партия и правительство наметили конкретные меры по дальнейшему совершенствованию подготовки педагогических кадров, в числе которых глубокая идейно-политическая, психолого-педагогическая и методическая подготовка студентов- вооружение их активными формами и навыками воспитательной деятельности в ученических коллективах- умениями классного руководства, организации пионерской и комсомольской работы- введение непрерывной педагогической практики с I по 1У/У/ курсы и др. Активную роль в решении этих задач должны сыграть комсомольские педагогические отряды студентов педвузов. Однако их деятельность еще не стала предметом специальных исследований. }
Методологические основы изучения проблемы заложены в ленинской концепции единства цели комсомола и школы в формировании коммунистической морали молодёжи. Важное значение для настоящего исследования имеют положения о взаимодействии школы и комсомола, общественном характере коммунистического воспитания, развитии социально ценных связей школы и среды, роли общественных организаций и коллектива в формировании личности нового типа, получившие своё развитие в трудах и выступлениях выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, видных советских педагогов Н. К. Крупской, М. И. Калинина, А. В. Луначарского, П. П. Елонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.
В изучении особенностей деятельности комсомольских педагогических отрядов мы опирались на современные философские и педагогические исследования по проблемам молодежи, ее положения в обществе, формирования духовного мира (Л.М.Архангельский, Л. П. Дуева,
О.Г.Дробницкий, С. И. Иконников, Н. Н. Крутов, А. Г. Харчев и др.), комсомольского и пионерского движения (Г.В.Володина, В.З.Вуль-фов, С. И. Дмитриева, В. В. Лебединский, М. Б. Коваль, А. Н. Лутошкин, Ю. И. Муратов, К. Д. Радина, В. А. Сулемов, Ю. В. Торсуев, С. Е. Хозе, Б. Е. Ширвиндт, М. М. Ященко и др.).
Теоретические предпосылки для анализа взаимодействия комсо-мольоких педагогических отрядов и школы в вопросах идейно-нравственного воспитания учащихся созданы исследованиями, раскрывающими сущность и общие закономерности процессов нравственного воспитания (О.С.Богданова, Н. И. Болдырев, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, Д. И. Водзинский, И. С. Марьенко, Л. И. Рувинский, И.Ф.Харламов), идейно-политического и трудового воспитания (А.В.Иващенко, П. В. Конаныхин, С. Е. Матушшн, Л. Ф. Спирин, Д. П. Сокольников, Н. А. Томин и др.), особенности комплексного подхода к воспитанию, формирования активной жизненной позиции и роли педагогического анализа в управлении школой (Ю.К.Бабанский, Л. К. Балясная, М. Е. Дуранов, В. Т. Ефимов, Ю. А. Конаржевский, С. М. Косолапов, М. М. Поташник, Г. Н. Филонов и др.), работами по проблемам теории коллектива (Л.И.Новикова, А. Т. Куракин, Т. Е. Конникова, А. В. Мудрик, В. М. Коротов, A.B. Петровский, Л. И. Уманский, Т. Н. Мальковская, Г. И. Щукина и др.).
Существенный интерес для нас представляли также работы по) проблемам подготовки учителей, единства профессионального и общего развития личности учителя, совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе (О.А.Абдуллина, Ю. П. Азаров, Е. П. Белозерцев, Ф. Н. Гоноболин, Т. А. Ильина, А. З. Иоголевич, Н. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, В. К. Розов, В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.), исследования по проблемам общественно-педагогической деятельности вузовского комсомола, его роли в подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе (Г.А.Арутюнова, И. А. Вальковская, Т. В. Ядоитриенко, Р. Н. Ерёмина, Н. В. Кичук, Ю. С. Перепелова, В. А. Радионова, Н. Л. Сивун и др.).
Эти исследования создали почву для специального изучения деятельности комсомольских педагогических отрядов как фактора подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся и обеспечили преемственность в исследовании цроблем профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза, взаимодействия комсомола и школы. Однако, деятельность комсомольских педагогических отрядов в аспекте поставленной нами проблемы еще не получила необходимого отражения в педагогических исследованиях.
Поиск эффективных форм обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих учителей к идейно-нравственному воспитанию учащихся, путей включения в данный цроцесс вузовского комсомола, самих студентов, недостаточная научная разработанность данной проблемы и потребность практики привели нас к выбору темы исследования, в котором комсомольский педагогический отряд рассматривает как фактор актуализации и совершенствования подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся.
Объект исследования — деятельность комсомольского педагогического отряда студентов педвуза по идейно-нравственному воспитанию учащихся и профессионально-педагогической подготовке студентов к его осуществлению.
Предмет исследования — взаимодействие общественно-педагогической деятельности и профессионально-педагогической подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся в работе комсомольского педагогического отряда.
Цель исследования — определить комплекс условий и средств, обеспечивающих эффективное влияние деятельности комсомольских педагогических отрядов на профессионально-педагогическую подготовку студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся.
В осуществлении цели мы руководствовались следующей гипотезой: комсомольский педагогический отряд становится действенным фактором подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся, если его деятельность организуется в соответствии со следующими условиями:
— имеет соответствующие задачам идейно-нравственного воспитания направленность и содержание-
— организуется на основе принципа единства общественно-педагогической деятельности и профессионально-педагогической подготовки-
— имеет необходимое организационно-педагогическое и методическое обеспечение, учитывающее уровень подготовленности, затруднения и формирующиеся умения студентов в идейно-нравственном воспитании учащихся-
— осуществляется как коллективная в тесной взаимосвязи с деятельностью педагогического колллектива школы-
— создаёт возможности для овладения положительным опытом воспитательной работы, проявления активной педагогической позиции и педагогического роста каждого студента-члена педагогического отряда.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить социально-педагогические основы и специфику деятельности комсомольских педагогических отрядов педвузов-
2. Обосновать пути реализации принципа единства общественно-педагогической деятельности и профессионально-педагогической подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся, определить условия, обеспечивающие их взаимовлияние.
3. Определить основные направления, содержание и формы организации деятельности комсомольского педагогического отряда, отражающие её направленность на взаимосвязанное решение задач идейнонравственного воспитания учащихся и профессионально-педагогической подготовки студентов.
4. Разработать программу педагогических умений, необходимых для осуществления идейно-нравственного воспитания и доступных студентам младших курсов, определить условия, способствующие их успешному формированию в деятельности педотряда.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение об общественной сущности процесса коммунистического воспитания, ленинское учение о коммунистической морали и нравственном воспитании личности в процессе ее деятельности и общения, ленинская концепция о политическом авангарде комсомола в молодежном движении, единстве исторической цели новой школы и комсомола, ленинское положение о роли и месте советского учителя в строительстве социализма.
При проведении исследования мы исходили из указаний ХХУ, ХХУТ съездов КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС о путях дальнейшего совершенствования коммунистического воспитания подрастающих поколений в развитом социалистическом обществе, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определяющих пути развития высшей и средней школы, Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, материалов ХУШ, XIX съездов комсомола, пленумов ЦК ВЛКСМ.
Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых в зависимости от задач применялись различные методы.
Первый этап (1972−1978г.г.) характеризуется практической работой автора со школьным комсомолом и другими его отрядами в качестве организатора внеклассной и внешкольной работы, методиста городского методкабинета и руководителя рабочей группы городского координационного совета по внешкольной работе при горисполкоме. В этот период изучалось состояние дел в массовой практике, литература по проблеме исследования, проведено первоначальное обобщение опыта работы комсомольских педагогических отрядов г. Ростова-на-Дону, создавались первые инструктивные материалы по организации деятельности педотрядов.
На втором этапе (1978−1980 г. г.) проводился анализ действующей системы профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза, выявлялись социально-педагогические основы деятельности педотрядов, разрабатывались теоретические основы модели педотряда, выявлялись пути содержательных связей между педотрядом и школой, разрабатывались положения учебно-научно-педагогического комплекса «институт-школа» применительно к деятельности педотряда как начального этапа профессиональной подготовки студентов младших курсов, проводилась опытно-педагогическая работа в качестве преподавателя кафедры педагогики, куратора комсомольского педагогического отряда по разработке и апробации основных направлений деятельности комсомольского педотряда, выявлялись уровни прдготовленности студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся, изучался опыт работы комсомольских педотрядов Ростовской, Свердловской, Мурманской областей. Создавались пособия по проблемам деятельности комсомольских педагогических отрядов.
Третий этап (1980−1984 г. г.) посвящен опытно-экспериментальной работе по созданию и апробации программы идейно-нравственного воспитания учащихся и профессионально-педагогической подготовки студентов в различных сферах деятельности педотряда, выявлению условий ее успешного осуществления, разработке системы методического обеспечения деятельности педотряда, определению готовности студентов к воспитательной работе, внедрению результатов исследования в практику, проверке их достоверности, теоретической обработке материалов и оформлению диссертации.
Данное исследование проведено на основе личного опыта диссертанта в работе с разными отрядами комсомола в качестве учителя, классного руководителя комсомольских классов, организатора внеклассной и внешкольной работы средней школы J? 32 имени Молодой гвардии г. Ростова-на-Дону, методиста городского методического кабинета и руководителя рабочей группы городского координационного совета по внешкольной работе с детьми и подростками, преподавателя педагогического вуза, куратора комсомольского отряда факультета, руководителя методического сектора общеинститутского штаба педотрядов, члена методсовета цри ОК ВЛКСМ.
Важной составной частью работы на всех этапах исследования была апробация результатов в практике работы педвуза и школ, опытно-педагогическая работа автора, позволившая осуществить исследовательский замысел в естественных условиях жизни и деятельности студентов, бойцов педотряда в школе и вузе. В исследовании применялся комплекс методов, адекватных задачам и этапам исследования: изучение литературы, опыта работы комсомольских педотрядов, педагогические наблюдения, анализ документации, ретроспективный анализ деятельности студентов в школе, контент-анализ, беседы, анкетирование, интервьюирование, монографическое изучение студентов, метод самооценки, моделирование и др.
Базой исследования является Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, школы В 35, 82, 83, школа-интернат В 85, д/д 10 г. Ростова-на-Дону, Дворец пионеров и школьников, инструктивно-методический лагерь студентов пединститута, комсомольские педагогические отряды Ростовской, Свердловской и Мурманской областей.
Охват студентов опытно-педагогической работой — 950 членов. педотрядов, 180 учащихся, членов педотрядов старшеклассников, учащихся подклассов слушателей школы юного педагога при Дворце пионеров, в ходе исследования было оцрошено 157 секретарей комсомольских организаций предприятий, НИИ, вузов, секретарей РК, ГК, ОК ВЛКСМ Ростовской, Свердловской, Мурманской областей, 125 командиров сводных педотрядов, 165 руководителей, старших пионервожатых, учителей школ.
Приступая к исследованию, мы опирались на следующий понятийный аппарат (ключевые слова) исследования: комсомольский педагогический отряд, общественно-педагогическая деятельность, эффективность деятельности педотряда в подготовке студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся, активная педагогическая позиция.
В Положении о комсомольском педагогическом отряде, утверж- ' денном Секретариатом ЦК ВЛКСМ, даётся следующее определение: комсомольский педагогический отряд — добровольное объединение молодых рабочих, колхозников, специалистов, учёных, студентов, воинов, спортсменов, деятелей литературы и искусства — активных помощников педагогических коллективов, органов народного и профессионально-технического образования в коммунистическом воспитании учащихся. Согласно данному Положению, каждый комсомольский пед-отряд представляет собой коллектив единомышленников из различных групп широкой общественности. К этой характеристике следует добавить, что комсомольские педагогические отряды представляют собой организационную форму взаимодействия школы и комсомола в деле коммунистического воспитания учащихся.
В комсомольском педагогическом отряде реализуется общественно-педагогическая деятельность представителей всех отрядов комсомола, под которой мы понимаем добровольный по характеру труд, направленный на достижение социально-значимой цели — помощь обществу, школе, семье в коммунистическом воспитании подрастающих поколений, труд свободный от материального вознаграждения, осуществляемый в свободное от работы, учёбы время. Общественно-педагогическая деятельность как добровольная, выполняемая по мотивам общественного и комсомольского, долга предполагает активную педагогическую позитшю ее участников, которая понимается нами как сознательное и заинтересованное отношение к своим общественным и педагогическим обязанностям, ответственное, инициативное и творческое их выполнение, проявление любви и уважения к детям, стремление к достижению положительных результатов педагогической деятельности, проявление потребности в совершенствовании своих педагогических умений.
При определении эффективности деятельности комсомольских отрядов мы встретились с большими трудностями, которые состояли в том, что процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей сложен: он осуществляется в ходе обучения, внеаудиторной работы, общественно-политической и педагогической практики, самообразовательной и научно-исследовательской работы студентов и т. д. Также многоплановы и его результаты. Поэтому вычленить эффекты влияния на его результаты деятельности студентов в педотря-де достаточно трудно. Чтобы сузить границы исследовательского поиска, мн ограничились следующим оцределением: эффективность деятельности комсомольского педагогического отряда в профессионально-педагогической подготовке мы рассматриваем как процесс достижения определенных результатов в формировании у студентов активной педагогической позиции, опыта воспитательной работы, профессионально-педагогических знаний, умений, качеств личности, обеспечивающих успех деятельности учителя в идейно-нравственном воспитании учащихся.
Няучная новизна исследования заключается в выявлении социально-педагогических основ деятельности комсомольского педагогического отряда как субъекта идейно-нравственного воспитания учащихся и профессионально-педагогической подготовки будущих учителей- в обосновании путей реализации принципа единства общественно-педагогической деятельности и профессионально-педагогической подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся (существо данного принципа состоит в использовании комсомольского педагогического отряда как формы активного участия вузовского комсомола в оказании действенной помощи школе и одновременно как формы непрерывной педагогической практики студентов младших курсов): организационное, содержательное и методическое обеспечение единства в условиях учебно-научно-педагогического комплекса «институт — школа" — в определении основных направлений, содержания и форм организации деятельности комсомольского педагогического отряда, отражающих его направленность на взаимосвязанное решение задач идейно-нравственного воспитания учащихся и профессионально-педагогической подготовки студентов- в выявлении комплекса условий и средств, обеспечивающих эффективное влияние деятельности комсомольских педагогических отрядов на профессионально-педагогическую подготовку студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся. Главными условиями являются: I) включение основных направлений и содержания деятельности комсомольских педагогических отрядов в систему идейно-нравственного воспитания в школе, организация деятельности комсомольского педагогического отряда как ее компонента- 2) целенаправленное формирование педагогических умений и выявление затруднений студентов в идейно-нравственном воспитании- 3) повышение эффективности организационно-педагогического и методического обеспечения деятельности комсомольских педагогических отрядов в идейно-нравственном воспитании учащихся. Основными педагогическими средствами, усиливающими эффективность влияния общественно-педагогической деятельности педотряда на подготовку студентов к идейно-нравственному воспитанию выступают: I) комсомольский коллектив студенческого педагогического отряда, формирование, жизнедеятельность и воспитательные функции которого способствуют проявлению активной педагогической позиции каждого его члена- 2) педагогическая программа содержания идейно-нравственного воспитания учащихся, реализуемая студентами в общественно-педагогической деятельности- 3) программа педагогических умений студентов- 4) методическая помощь и учёба бойцов педотряда, подчиненные формированию у них знаний и умений осуществления идейно-нравственного воспитания учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания и форм организационно-педагогического и методического обеспечения деятельности комсомольского педагогическрго отряда по идейно-нравственному воспитанию учащихся, методических рекомендаций по совершенствованию деятельности комсомольских педотрядов, программы учёбы старшеклассников в педагогических классах при межшкольных УПК, программы учёбы организаторов деятельности комсомольских педотрядов.
Выводы и рекомендации используются преподавателями и студен-тнми педвуза, работниками школ, НС, ГК, ОК ВЛКСМ. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций в курсе педагогики, методики комсомольской работы, в процессе общественно-педагогической практики студентов педвузов, университетов и других вузов, в профориентационной работе с учащимися старших классов, в системе повышения квалификации работников школ и педагогических вузов.
На защиту выносятся:
— теоретическая концепция, раскрывающая социально-педагогические основы деятельности комсомольского педагогического отряда студентов педвуза как субъекта идейно-нравственного воспитания учащихся и профессионально-педагогической подготовки будущих учителей-
— основные направления, содержание и формы организации деятельности комсомольского педагогического отряда, отражающие его направленность на взаимосвязанное решение задач идейно-нравственного воспитания учащихся и профессионально-педагогической подготовки студентов-
— программа педагогических умений студентов, реализуемая в основных сферах деятельности комсомольского педагогического отряда по идейно-нравственному воспитанию учащихся-
— комплекс условий и средств, обеспечивающих эффективное влияние деятельности комсомольского педотряда на профессионально-педагогическую подготовку студентов к идейно-нравственному воспитанию.
Достоверность результатов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к изучению процесса взаимодействия комсомола и школы, основанном на марксистско-ленинском учении о коммунистическом воспитании подрастающих поколений, использованием комплекса методов, адекватных объекту и задачам исследования, статистическим материалом, полученным на основе репрезентативной выборки, изучения работы достаточного количества бойцов педотряда, студентов, работников школы, комсомола, результатами опытно-педагогичес-крй работы, проявившимися в повышении уровня готовности студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся благодаря совершенствованию условий и средств, обеспечивающих эффективное влияние деятельности комсомольских педотрядов на профессионально-педагогическую подготовку студентов. Достоверность исследования подтверждается внедрением в практику разработанных автором научно-методических рекомендаций, их положительной оценкой организаторами деятельности педотрядов: преподавателями педвузов, работниками ОК ВЛКСМ, руководителями школ, представителями командного звена педотрядов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись путём публикаций статей в межвузовских сборниках, разработки методических материалов для Всесоюзного семинара по организации деятельности комсомольских педагогических отрядов, проведенного ЦК ВЛКСМ в г. Ростове-на-Дону в 1980 г., выступлений на Всероссийском семинаре руководителей макаренковских комсомольских педагогических отрядов (г.Москва, 1980 г.), на семинарах слушателей ИПК АПН СССР (г.Москва, 1980 г.), на I Северо-Кавказских педагогических чтениях (г.Пятигорск, 1982 г.), на занятиях Зональной комсомольской школы 10 зон Северо-Запада страны (г.Новгород, 1982 г.), на областных семинарах и конференциях по проблемам деятельности комсомольских педагогических отрядов (г.Свердловск, г. Мурманск, 1981 г.)" на межвузовской научно-теоретической конференции по проблеме «Повышение эффективности идейно-нравственного воспитания учащихся и студентов» (г.Ростов-на-Дону, 1983 г.), на ежегодных институтских и городских слетах комсомольских педагогических отрядов, на студенческих научных конференциях (г.Ростов-на-Дону, г. Полтава, 1983 г.), в период проведения Всесоюзных олимпиад «Студент и научно-технический прогресс» (специальность педагогика), г. Ростов-на-Дону, 1981, 1982, 1983 годы, при чтении лекций в системе учёбы секретарей комсомольских организаций школ, ПТУ, вузов, предприятий, командного звена комсомольских педотрядов, организованных 0К ВЛКСМ.
Содержание и формы общественно-педагогической деятельности внедряются и используются в Ростовском пединституте и Ростовском университете, в школах города и области, межшкольных УЖ, методические рекомендации распространены по области, рекомендации Всесоюзного семинара распространены по стране.
Комсомольский педагогический отряд как фактор подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты исследования подтверждают, что реализация отмеченных условий делает комсомольский педагогический отряд действенным фактором повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки студентов.
Таким образом, подводя итоги диссертационного исследования, мы считаем, что его цель и задачи решены.
Вместе с тем в диссертации показано, что для дальнейшего повышения уровня профессионально-педагогической подготовки выделенные условия необходимо совершенствовать. В настоящее время нуждается в значительном улучшении система методической учебы членов педотрядов с целью углубления её дифференциации с учетом умений, связанных со специальностью студентов, обогащения содержания и форм работы профильных и специализированных педотрядов. Требуется усилить роль спецкафедр5Ф0Пов в улучшении профессиональной подготовки студентов младших курсов, продолкить разработку критериев эффективности деятельности недотрядов. Настоятельного решения требует проблема создания системы профориентационной работы в школе, ориентации учащихся на выбор педагогических профессий, формирования допрофессионального (довузовского) опыта общественно-педагогической деятельности учащихся, укрепления связей школы и педвуза, что особенно актуально в свете Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Перспективы исследования проблемы видятся нам в дальнейшей разработке научно обоснованных рекомендаций, программ спецкурсов по подготовке будущих учителей к работе со школьным комсомолом, ориентации на педагогические профессии. В специальном исследовании нуждаются проблемы работы сводных комсомольских педагогических отрядов, представляющих все отряды комсомола в их взаимодействии со школой, совершенствования педагогического анализа их деятельности. Необходимо также изучение путей повышения роли школы, педколлективов в профессионально-педагогической подготовке студентов к воспитательной работе.
V.
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс.Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с.43−784.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Т.2. Соч.2-е изд., т. З, с. 455−544.
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч, 2-е изд. т. З с. 1−4.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Соч. 2-е изд., т.4, с. 419−459.
6. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. 2-е изд., т. З, с.322−339.
7. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. (Сборник). Б 3-х т. Т.2 М., 1978. — 488с.
8. Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч. 5-е изд., т. 42, с. 264−304.
9. Ленин В. В. Странички из дневника. Полн. собр.соч., 5-е изд. т.45, с.363−368.
10. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи2 октября 1920 г. Полн. собр.соч. т.41, с.298−318.
11. Документы и материалы КПСС и Советского государства.
12. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1976.-144с.
13. Материалы ХХУ съезда КПСС, М.: Политиздат, 1976.-256с.
14. Материалы Ш1 съезда КПСС. М: Политиздат, I981.-223с.
15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.?Политиздат, 1983. — 80с.
16. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М. Политиздат, 1984. 31с.
17. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик: Принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 года. М: Политиздат, 1978.-61с.
18. Закон Союза Советских Социалистических республик.
19. О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями". М.:Профиздат, 1984. -16 с.
20. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС, М.: Молодая гвардия, 1979. — 15 с.
21. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС, КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. — М.: Политиздат, 1981. — T. I3, с. 385−404.
22. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. Комсомольская правда, 1984, 7 июня.
23. Основные направления реформы общеобразовательной и професснотльной школы. Комсомольская правда, 1984, 14 апреля.
24. По-ленински жить, работать, бороться: Речь товарища К. У. Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольскихорганизаций 28 мая 1984 г., Комсомольская правда, 1984,29 мая.
25. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, М.: Мол. гвардия, 1978. — 32 с.
26. XIX съезд Всесоюзного. Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 18−21 мая 1982 г.: Стенографический отчет, т.1 м: Молодая гвардия, 1982. 415 е., ил., т.2, М.: Молодая гвардия, 1982. 415 е., ил.
27. Воспитывать молодых граждан социалистического общества, активных строителей коммунизма: Доклад первого секретаря1. В.Мишина.
28. ЦК ВЛКСМ (май 1984 г.). Комсомольская правда, 1984, 22 мая.
29. О задачах комсомольских организаций по выполнению Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи», указаний и советов Генерального секретаря.
30. ЦК КПСС товарища К. У. Черненко: Постановление IX пленума ЦК ВЛКСМ (август 1984 г.). Комсомольская правда, 1984, II августа.
31. О работе комсомола по повышению эффективности идейно-нравственного воспитания молодежи: Из Постановления У Пленума ЦК.
32. ВЛКСМ, 14 ноября 1979 г. Товарищ комсомол: Документы съездов, комсомола, Пленумов, Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ 1968;1982. -М.: Мол. гвардия, 1983, с. 361−370.
33. О совершенствовании деятельности комсомольских педагогических отрядов: Из Постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от 14 августа 1979 г. Документы ЦК ВЛКСМ, 1979. М.: Мол. гвардия, 1980, с. 234−239.
34. О работе комсомольских педагогических отрядов города Ростова-на-Дону: Постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ от3 декабря 1979 г. Документы ЦК ВЛКСМ, 1979. М.:Мол.гвардия, 1980, с. 265 — 266.
35. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: Док. и материалы. М.:Мол. гвардия, 1974. — 272 с.
36. Работы русских и зарубежных исследователей по философии, социологии, психологии, теории и истории педагогики, методикам педагогических исследований. l/ 3.1. Абдуллина O.A. О формировании педагогических умений. -Сов.педагогика, 1972, Je. II, с. 93−99.
37. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка студентов. Сов. педагогика, 1984, № 5, с. 68−74.
38. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.:Просвещение, 1979. — 255 с.
39. Арутюнова Г. А. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками, Дис.. канд.пед.наук. М., 1972. — 191 е.
40. Архангельский Л. М. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека. Вопр. философии, 1977, № 2, с. 13−23.
41. Асратян Д. И. Общественность в системе руководства комсомолом пионерской организацией республики (на опыте пионерской организации Арм. ССР). Дис.. канд.пед.наук. — Ереван, 1970. 278 е., ил.
42. Аубакирова Л. Р. Взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации педвуза в подготовке будущего учителя к организаторской деятельности. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Алма-Ата, 1981. — 26 с.
43. Афанасов В. А. Типичные затруднения в работе молодых учителей и пути совершенствования их педагогического мастерства. Уч.зап. Рязанского пединститута. Т. 23, Рязань, Рязанский пед. ин-т, 1959, с. 7−62.
44. Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя. Ташкент: Укитувчи, 1979. — 228 с.
45. Бабанский ГО.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение. 1982. — 192 с.
46. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
47. Балясная Л. К. Совершенствовать научное управление процессом воспитания детей. В кн.: Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1971, с. 4−17.
48. Белозерцев Е. П., Морозова B.C.
49. Эффективная форма подготовки студентов к воспитательной работе. Сов. педагогика, 1978, В 8, с. 89−95.
50. Блонский П. П. 0 наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы. Избр. пед.произв. -М., 1961. с. 286−300.
51. V/ 3.18. Богданова О. С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. 0 нравственном воспитании подростков: В помощь классному руководителю 1У-УП кл. М.: Просвещение, 1976. — III с.
52. Бодалев A.A. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания. -Вопр. психологии, 1979, $ 5, с.30−34.v/3,20. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. М.: Просвещение, 1981, — 224 с.
53. Бондаревская Е. В.: Формирование нравственного сознания старших школьников: Учеб. пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону: Ростовский пед. ин-т, 1976. — 199 с.
54. Бондаревская Е. В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника. Сов. педагогика, 1980, № 1,с 42−49.
55. Бондаревская Е. В. Методические рекомендации по организации работы студентов в учебно-педагогическом комплексе. -Ростов-на-Дону: Ростовский пед. ин-т, 1982, 53 с.
56. Бондаревская Е. В. Моральная деятельность основа формирования активной жизненной позиции школьника. В кн. Формирование активной жизненной позиции школьника. — Ростов-на-Дону: Ростовский пед. ин-т, 1979, с. 9−22.
57. Буева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Об-во Знание РСФСР, 1971. — 48 с.
58. Буева Л. П. Общественное управление социальной деятельностью и формирование личности. В кн.: Вопросы управленияи руководства процессом воспитания школьников. М.: Просвещение, 1971, с. 18−36.
59. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.:Мысль, 1978. — 216 с.
60. Б^рса Г. П. Совместная деятельность педагогического института и толы. Сов. педагогика, 1977, № I. с. 89−93.
61. Вальковская И. А. Шефская работа со школьниками как средство формирования интереса к педагогической деятельности у студентов университета. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Челябинск, 1980. — 22 с.
62. Васильева З. И. Организация и методика исследования проблемы общественной направленности личности школьника в учебной деятельности. В кн.: Нравственное формирование личностишкольника. в коллективе. Л. ЛГПИ, 1977, с. 25−40.
63. Васильева З. И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителя. — Сов. педагогика, 1982, № 7. с. 63−67.
64. Водзинокий Д. И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Минск: Высшая школа, 1982. — 176 с.
65. Володина Г. В. Деятельность комсомольских организа-. ций промышленных предприятий по воспитанию пионеров. Дис.. канд. пед. наук. — М. 1975. — 244 с.
66. Волошина М.й. Подготовка студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с младшими.школьниками. Автореф. дис.. канд.пед.наук, М., 1977, 22 с.
67. Воротникова А. И. Роль традиций в подготовке студентов к воспитательной работе. Сов. педагогика, 1980, № 7,с. 95−99.
68. Воспитательная работа в школьном коллективе. /Под ред. Л. И. Новиковой. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — 255 с.
69. Вульфов Б. З. 0 системе воспитательной деятельности школьного комсомола. Сов. педагогика, 1977, № 10, с. 50−56.
70. Выготский Л. С. Собр.соч.: В 6-ти т. М.:Педагогика, 1982. T. I — 480, Т. З — 367 с.
71. Галазов А. Х. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. Сов. педагогика, 1979. $ 8, с. 95−101.
72. Греков A.A., Бондаревская Е. В. Совершенствование педагогической подготовки студентов. Сов. педагогика, 1982, № 8, с. 83−88.
73. Годник С.M. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы. Сов. педагогика, 1980, № 9, с. 52−56.
74. J 3.45. Гоноболин ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
75. Гршценко А. Комсомольский педагогический отряд. Народное образование, 1981, № 3, с. 48−52.
76. Деркач Т. С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе. Дис.. канд.пед. наук. — M., 1972. — 284 с.
77. Дмктриенко Т. В. Формирование педагогической направленности у студентов в процессе коллективной творческой деятельности. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Иркутск, 1983, — 18 с.
78. Дмитриева С. И. Возрастание роли ВЖСМ в развитии общественно-политической активности школьной молодежи в условиях зрелого социализма. Дис.. канд.философ.наук. — Одесса, 1977. — 198 с.
79. Домбровский C.B. Совершенствование подготовки будущих учителей к общественно-педагогической деятельности. Автореф. дис.. канд. пед.наук. — Киев, 1982. — 19 с.
80. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.:Наука, 1977. — 332 с.
81. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной. готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дис.. д-ра пед.наук. — M.: 1983. — 41 с.
82. Дуранов М. Е. Педагогические основы научно-атеистического воспитания учащихся общеобразовательной школы (гуманитарный аспект). Ленинград, 1980. — 41 с.
83. Еремина P.A. Подготовка студентов университета к воспитательной работе с пионерами. Автореф. Дис.. канд.пед. наук. — М., 1978. -.19.о.. .
84. Ефимов В. Т., Косолапов G.M. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания, — М.: Мысль, 1977. — 166 с.. .
85. Жильцов П. А. Из. опыта идейно-политического воспитания будущих учителей. Сов. педагогика, 1980, $ 9, с. 67−75.
86. Забродин Д. М. Совершенствование руководства учебно-воспитательным процессом в педагогических учебных заведениях, — Сов. педагогика, 1982, Л 2, с.63−66. .
87. Зборовский Г. Е., Рубина Л. Я. Идейно-политическое воспитание будущего учителя в системе профессиональной подготовки. Сов. педагогика, 1980, № 2, с.102−109.
88. Звягинцева З. И. Воспитание общественной активности. школьников в детских объединениях по месту, жительства. Автореф. дис.. канд. пед.наук.,-.М. 1983. — 19 с.
89. Зосимовский A.B. Формирование общественной. направленности личности, в школьном возрасте. Автореф, Дис.. д-ра пед. наук. — M.-I980., — 31 с.
90. Иванов И. П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общеетвенников. Автореф. дис. д-ра пед.наук.- М., 1972. 62 с. .
91. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
92. Иващенко A.B. Идейно-нравственное воспитание стар-. ших школьников: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981#- 159 с... .
93. Иконникова С. Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1974. -164 с.
94. Ильина Т. А. К вопросу о профессиональной ориентации и профессиональном отборе в педагогические учебные заведения. -Сов.педагогика, 1978, № 12, с. 87−92.
95. Ильинский И. М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. М.:Молодая гвардия, 1981, — 239 с.
96. Иоголевич А. З. Соратники учительства. Нар. образование, 1982, № 5, с. 46−49.
97. Кадыров С, Формирование нравственных качеств личности «трудных» подростков в условиях студенческого строительного отряда. Дис.. канд.пед.наук. — .Иушанбе, 1980. — 165 с.
98. Калинин М. И. 0 молодежи. Избранные речи и статьи. -М.: Молодая гвардия, 1975. 336 с.
99. Калинин М. И. 0 коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат., 1967. — 638 с.
100. Казакина М. Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников. Сов. педагогика, 1983, № 3, с. 69−73.
101. Кичук Д. В. Формирование интереса к общественно-педагогической деятельности у студентов педагогических вузов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1980. — 21 с.
102. Коваль М. Б. Проблемы взаимодействия педагогов и вожатых, в процессе руководства деятельностью пионеров. Автореф. дис.. канд. пед.наук. — M. 1970. — 24 с.
103. Коваль В. И. Формирование коммунистической убежденности старшеклассников в совместной деятельности школьных и производственных коллективов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — M. 1979. — 22 с.
104. Комсомольский педагогический отряд:
105. Сборник. /Сост. C.B. Яценко. М.: Мол. гвардия, 1982. — 142 с.
106. Комсомол и коммунистическое воспитание школьников: Учебное пособие. М.: ВКШ при ЦК ЕДКСМ, 1975. — 155 с.
107. Комплексная программа внешкольного воспитания учащихся Центрального р-на г. Челябинска на 1976;1980 гг. /Сост. А. З. Иоголевич. Челябинск, 1975, — 36 с.
108. Кон И. С. Социология личности. М.* Политиздат, 1967. — 383 с.
109. V 3.79. Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: Издат-во АПН. РСФСР, 1957. — 400 с.
110. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ как основа управления школой: Учебное пособие. Челябинск, ЧГПИ, 1978. -102 с.
111. Конаржевский Ю. А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: Учебное пособие по спецкурсу. Челябинск, ЧГПИ, 1980. — 91 с.
112. Конаржевский Ю. А., Агафонова JI. Судьба семьи в судьбе страны. Нар. образование, 1984, № 7, с. 56−59.
113. Кондратенков А. Е. Педагогический вуз и общеобразовательная школа. Сов. педагогика, 1983, № 10, с. 68−74.
114. Коротов В. М. Развитие воспитательных функций коллектива: / Проблемы общей методики воспитательного процесса" -М.: Педагогика, 1974. 278 с.
115. Крупская Н. К. Школа и пионердвижение.
116. Пед. соч.: В 6 т. М: Педагогика, 1978, т.2, с. 286−291.
117. Крупская Н. К. Выработать у ребят Коммунистическую мораль. ГЛ.: Педагогика, 1978. Т. 5, с. 81−92.
118. Крупская Н. К. Связывание школы с жизнью окружающей социальной среды-.М.: АПН СССР, 1959, т. З с. 130−132.
119. Крупская Н. К. О вожатом и его работе с пионерами. -М.:Молодая гвардия, 1973. 224 с.
120. Крутов H.H. Мораль в действии. М.: Изд-во политич. лит., 1977. — 354 с.
121. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитание школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
122. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. -Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 183 с.
123. Кузьмина Н. В. Педагогические основы профессиональной направленности внеучебной работы в педвузе. В кн.: Проблемы высшего образования: Материалы Всероссийской конференции. — Л., 1971, с. 22−24.
124. Куракин А. Т., Новикова Л.й. Проблемы коллектива и личности в современной педагогике. Сов. педагогика, 1982, J? 5, с. 43−48.
125. Кутепова С. Г. Развитие теории и практики нравственного воспитания старшеклассников в истории советской педагогики и школы. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1980. — 17 с.
126. Кучкаров Ш. М. Деятельность комсомольской организации по общественно-политическому воспитанию студентов. Сов. педагогика, 1976, № 7, с. 107−108.
127. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, личность. -М.:Йзд-во политич.лит., 1975. 304 с.
128. Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи. М.:Молодая гвардия, 1969. — 206 с.
129. Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1977. 183 с.
130. Дис.. канд. пед. наук. М. 1974. — 230 с. ил. 3125. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.:Изд-во политич.лит., 1982. 254 с.