Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу исследования составили: теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р. Г. Гурова, JI.H. Коган, В. В. Москаленко, A.B. Мудрик, Т. Патерсон и др.) — теоретические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании (С.Н. Глазачев, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, Г. П. Скамницкая, Э. И. Сокольникова, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторский, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д, Эльконин… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты обучения и развития одаренных подростков
    • 1. 2. Социальная компетентность одаренного подростка как результат его социализации
    • 1. 3. Состояние проблемы формирования социальной компетентности в региональной системе образования*
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
    • 2. 1. Проектирование социально-адаптирующей образовательной среды для одаренных подростков
    • 2. 2. Реализация организационно-педагогической модели социализации одаренных подростков в системе образования региона
    • 2. 3. Итоговые результаты педагогического эксперимента по формированию социальной компетентности одаренных подростков
  • Выводы по II главе

Педагогические условия формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы в обществе происходит осознание значимости человеческого потенциала на уровне интеллектуальной одаренности и социальной компетентности для его успешного развития. Ускорение научно-технического прогресса, стремительное распространение информационных технологий обостряют эту потребность и качественно изменяют весь процесс социализации индивида.

Особую актуальность данные тенденции приобретают по отношению к одаренным подросткам, социальное становление которых затруднено в силу часто возникающего несоответствия их интеллектуальных возможностей и средовых условий. Устранение этого противоречия становится основной задачей как целостного образовательного процесса, так и осуществляемой в его границах социализации.

В педагогической науке сложились теоретические предпосылки исследования особенностей социализации одаренных подростков. Раскрыты ее сущность и структура в трудах отечественных (И.В. Андреенкова, Б. З. Вульфов, В. Н. Гурова, С. Н. Иконникова, JI.H. Коган, И. С. Кон, П. П. Лямцев, В. Т. Лисовский, A.B. Мудрик, В. В. Москаленко, М. И. Рожков, Д.И. Фельд-штейн и др.) и зарубежных (Э.Дюркгейм, Дж. Коулмен, Т. Парсонс, Н. Таллмен и др) ученых.

Вопросам развития социальной природы человека и его участия в социальной жизни как результату социализации посвящены исследования А. И. Кравенко, Г. В. Осипова, Н.Дж. Смелзер и др.

Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций, обычаев, опыта народной педагогики обосновываются в работах И. А. Арабова, Х. Х-М. Батчаевой, Х. Х. Боташевой, Г. Н. Волкова, Р. Н. Волковой, Н. Ф. Голованова, Т. И. Добровольской, Г. Ю. Нагорной, В. Ш. Нахушева, К. Б. Семенова, В. К. Шаповалова, E.H. Шиянова.

В диссертационных работах О. Н. Мачехиной, И. А. Масловой и других раскрывается социализирующая функция образования. Установлено, что благодаря ей в процессе социального становления личности школьника формируется его социальная компетентность. Она выступает и результатом социализации, и ее фактором в дальнейшем.

Однако все эти аспекты социализации рассматривались вне связи с личностью одаренного подростка, что представляет научный интерес и практическую значимость с учетом особенностей его психосоциального развития и наличием трудностей в организации продуктивного взаимодействия с социумом (Л. Холлингуорт).

Значительное число научных исследований посвящено собственно феномену одаренности человека. Ее сущность и виды, возрастные характеристики представлены в трудах зарубежных ученых (Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рен-зулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.) и отечественных (И.С. Аверина, А.Г. Ас-молов, Ю. Д. Бабаева, В. И. Панов, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная, В. Э. Чудновский, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, Е.С. Щебла-нова, В. П. Эфроимсон и др.).

Несмотря на широкий спектр научных и практических разработок, посвященных различным аспектам одаренности, процесс формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона остается недостаточно изученным.

Теоретический анализ и обобщение опыта педагогической деятельности по социализации одаренного подростка позволили выявить противоречия между:

— объективной потребностью общества в одаренной личности, успешно социализирующейся в современных условиях, и неспособностью образовательных учреждений обеспечить формирование у нее социальной компетентности как фактора социализации;

— необходимостью совершенствования процесса социализации одаренного подростка в условиях компетентно стной модели образования и слабой разработанностью этого аспекта в педагогической науке;

— потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования социальной компетентности одаренных подростков в условиях региональной образовательной системы и недостаточной разработанностью его программно-методического содержания.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил тему нашего исследования в следующей формулировке: «Педагогические условия процесса формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона».

Объект исследования — социальная компетентность одаренных подростков в образовательном пространстве региона.

Предмет исследования — процесс формирования социальной компетентности одаренных подростков в условиях региональной образовательной системы.

Гипотеза исследования: процесс формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона будет эффективным, если на основе индивидуально-ориентированной организационно-педагогической модели будет реализован комплекс следующих условий:

— проектирование социально-адаптирующей образовательной среды;

— создание разветвленной сети дополнительного образования, способствующей выбору и осуществлению подростками индивидуальной образовательной траектории с учетом востребованных ими актуальных и перспективных социальных ролей;

— обеспечение психолого-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном процессе, одновременно обеспечивающего достижение ими социального успеха как фактора самореализации.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «социальная компетентность личности одаренного подростка».

2. Разработать организационно-педагогическую модель формирования социальной компетентности одаренного подростка в образовательном пространстве региона.

3. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующий успешной реализации разработанной организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности одаренного подростка.

4. Спроектировать адаптивно-развивающую образовательную среду, оптимизирующую социально-ролевое поведение и познавательную активность одаренных подростков.

Общеметодологической основой исследования служили положения философии о сущности системного подхода к научным проблемам, об особенном в личности в единстве с общим и единичным, выражающим ее целостность (А.Г. Спиркин) — о бытии как источнике и условии всех форм жизнедеятельности человека, в том числе социальных (М. Хайдеггер) — о взаимосвязи природного и социального бытия (Н. Гартман) — о единстве теории и практики как сопряженных между собой субъективной цели, средств познания и действий (Гегель).

Теоретическую основу исследования составили: теории социализации личности (Б.З. Вульфов, Р. Г. Гурова, JI.H. Коган, В. В. Москаленко, A.B. Мудрик, Т. Патерсон и др.) — теоретические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании (С.Н. Глазачев, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, Г. П. Скамницкая, Э. И. Сокольникова, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторский, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д, Эльконин.) — влияния социальной среды на становление и развитие личности (В.Г. Бочаров, Л. П. Буева, М. А. Галагузова, В. Д. Семенов и др.) — социального воспитания личности (Т.К. Ахаян, И. П. Иванов, М. Г. Казакина, Т. Е. Конникова, A.C. Макаренко, Л. И. Новикова и др.) — деятельностного развития личности (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Эльконин и др.) — концепции одаренности (Дж.

Гилфорд, Дж. Рензулли, JI. Термен, Д. Б. Богоявленская, Л. Лейтес, A.M. Матюш-кин и др.) — теоретические аспекты личностного становления (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, А. Н. Ксенофонтова, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.) — положения возрастной психологии особенных подростков (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн и др.) — взаимосвязь научных подходов: системно-структурного, компетентностного, личностно-деятельностного, креативно-деятельностного, этнокультурологиче-ского, социально-ролевого.

Методы исследования использовались в совокупности:

— методов эмпирического исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, сравнение, описание, диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос, анализ опыта работы школ);

— методы теоретического познания: обобщение, формализация, аксиоматизация, индукция;

— общелогических методов и приемов: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, аналогия, моделирование, структурно-функциональный метод и статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2004 по 2009 гг.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) изучалась философская, педагогическая и психолого-педагогическая литература, материалы диссертационных исследований по вопросам одаренности и ее социализации в образовательном процессеуточнялся научный аппарат, формулировалась рабочая гипотеза, определялись цели и задачи исследования, намечались пути их решенияпроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2005 — 2008 гг.) осуществлялась разработка и апробация организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности одаренного подростка в образовательном пространстве регионапроверялась гипотеза исследованияуточнялись педагогические условиявыполнялся формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2008 — 2009 гг.) проводились: анализ. и систематизация результатов исследования, уточнение и корректировка используемых методов диагностики, осуществлялась статистическая обработка материалов исследования, обобщались результаты эксперимента, формулировались выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается:

— в методологическом обосновании компетентностного подхода к социализации интеллектуально одаренных подростков на основе формирования у них социальной компетентности и ее базовых характеристик: осознание и освоение ими новой социальной роли — социально значимой личности в силу своей одаренностисвязанного с ней опыта социального взаимодействия и самовоспитания;

— в разработке организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности, как его концептуальной основы индивидуально-социализирующего значения, организационную структуру и технологическую составляющую, совокупность которых обеспечивает социальную и познавательную мотивацию и активность, принятие и деятельностное освоение одаренными подростками социальных ролей и отношений;

— в выявлении и обосновании комплекса педагогических условий, способствующих эффективной реализации организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона: проектирование социально-адаптирующей образовательной среды, выполняющей социально-терапевтическую, социально-развивающую, социально-адаптирующую и социально-ролевую функции по отношению к одаренному подросткусоздание разветвленной сети дополнительного образования, способствующей выбору и осуществлению подростками индивидуальной образовательной траекториипсихолого-педагогическое сопровождение процесса социального становления одаренных подростков в образовательном процессе, направленное на достижение ими социального успеха посредством развития способностей к саморегуляции, самоопределению, самовыражению и самоутверждению.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия социальной компетентности применительно к одаренному подростку как его способности самостоятельно определять и достигать целей образования и социализации, выбирая социальные роли в перспективе на успешное личностное, профессиональное и жизненное самоопределение, проявлять социальную активность на основе применения своих повышенных возможностей и продуктивного взаимодействияв концептуальной характеристике социально — адаптирующей среды как фактора одновременного развития одаренности и социальной компетентности подростканаучном обосновании принципов социальной адаптивности одаренности подростков и проектирования образовательной среды как индивидуального пространства социализации одаренного подросткав определении инновационных способов, форм и методов социального проектирования, обеспечивающего деятельностное освоение одаренными подростками новых социальных ролей и отношений посредством вовлечения в социально значимую деятельностьв выявлении и экспериментальном подтверждении целесообразности ориентации одаренного подростка на новую социальную рольсоциально значимой личности в силу его уникальности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработан механизм дистанционного сопровождения процесса формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве регионараскрыты технологии социального проектирования, выполняемого подростками в инновационных образовательных и социально-ориентированных региональных структурах — Центре развития одаренных детей и Школе социального самоопределения;

— содержательно и методически представлены различные проекты как результат познавательной и социально значимой деятельности подростков, их портфолио достижений как форма самоконтроля.

Результаты исследования могут быть использованы при проектировании системы работы с одаренными детьми на разных этапах образования. Авторская организационно-педагогическая модель может быть адаптирована к условиям различных региональных образовательных систем. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки будущих учителей в педвузах, на курсах повышения квалификации, стать основой методических пособий.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются соответствием исходных методологических и теоретических позиций, содержания экспериментальных исследований научным положениям, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачам, репрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом результатов экспериментальной работы, использованием статистическим методов обработки фактических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социализацию одаренного подростка в образовательном пространстве региона следует рассматривать как процесс формирования социальной компетентности, способствующей его самореализации и самоактуализации.

2. Формирование социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона обеспечивается созданием и внедрением соответствующей организационно-педагогической модели, региональную организационную структуру, технологическую составляющую, обеспечивающую мотивацию, принятие и освоение одаренными подростками социальных ролей и отношений в процессе осуществления социально значимой деятельности.

3. Эффективность реализации организационно-педагогической модели формирования социальной компетентности достигается за счет создания системы педагогических условий:

— проектирование социально-адаптирующей образовательной среды, обеспечивающей социально-терапевтическую, социально- (компетентностно-) развивающую и социально-адаптирующую, социально-ролевую функции по отношению к одаренному подростку;

— создание разветвленной сети дополнительного образования, способствующей выбору и осуществлению подростками индивидуальной образовательной траектории и социального развития;

— психолого-педагогического сопровождения формирования социальной компетентности одаренных подростков в образовательном процессе, направленное на достижение ими социального успеха посредством применения своих повышенных возможностей в социальном взаимодействии и способности самоопределению и самовыражению с учетом одаренности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе общеобразовательных учреждений Чеченской Республики (гимназий № 1, 3, 5, 11, Ассиновской СОШ № 1, Аргунской СОШ № 1). Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методическом семинаре «Инновационный подход к развитию образовательных систем» (г. Москва, АСОУ, 2006, 2007 гг.), на международном научно-методическом семинаре «Содержание образования в условиях информационного общества» (г. Москва, 2007, 2008 гг.). По теме исследования имеются 7 публикаций.

Выводы по II главе:

1. Процесс социализации одаренных подростков следует осуществлять на основе учета возрастных особенностей и проблем, присущих этой категории школьников: ощущение неудовлетворенности, сверхчувствительность, эгоцентризм, конформность, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, нетерпимость к мнению, действиям, поступкам других людей.

2. Социализация одаренных подростков рассматривается как процесс достижения ими социальной компетентности в условиях социально-адаптирующей образовательной среды. Она обеспечивает условия для дсятельностного освоения одаренными подростками социальных ролей и отношений, привитие социальных норм, установок и ценностей посредством их вовлечение в социально ориентированную деятельность. Основной формой организации такой деятельности выступает социальное проектирование.

3. Формирование социальной компетентности одаренных подростков осуществляется в сочетании с предоставлением им возможностей для самовыражения и самоактуализации, выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивается созданием разветвленной сети дополнительного образования: научных и исследовательских лабораторий, профильных лагерей, — организацией дистанционного сопровождения процесса обучения и развития одаренных учащихся.

4. Необходимым условием развития социальной компетентности одаренного подростка в образовательном процессе является предоставление ему психолого-педагогической поддержки, направленной на достижение социального успеха посредством развития способностей к саморегуляции, самоопределению и самоутверждению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе теоретического и экспериментального исследования сделаны выводы и получены результаты:

1. Одна из главных целей образования состоит в обеспечении условий для социализации личности учащегося, которая представляет собой становление его как члена конкретного общества, включающего социальное познание, то есть осознание индивидом своего собственного «Я» и взаимоотношений с другими людьми, приобретение знаний об общественных структурах, усвоение ценностей и норм, значимых в обществе, и формирование на их основе системы ценностных ориентаций и социальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в конкретной деятельности.

Современные концепции социализации рассматривают ее как двусторонний процесс, предполагающий усвоение социального опыта, вхождение в социальную среду и систему социальных связей, а также их воспроизведение. Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует I себя как личность, влияя на жизненные об’стоятельства, на окружающих его людей.

2. Особая роль в процессе социализации отводится школе, которая является для ребенка первой и основной моделью социального мира и охватывает три возрастных этапа: младший школьный возраст (6−10 лет), подростковый (11 — 14 лет), раннее юношество (15 — 17 лет).

В школьный период обучения решаются две основные социально-педагогические задачи, которые отражают две стороны вхождения ребенка в общество:

— освоение школьниками нормативного поведения;

— построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

К числу микрофакторов, оказывающих влияние на социализацию школьника, относят семью, группы сверстников, микросоциум, различные воспитательные и учебные организации. В процессе социализации школа должна активно взаимодействовать с другими микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка.

3. Социализацию одаренных подростков необходимо осуществлять с учетом специфики обучаемых, исходя-из представления об одаренности как системном свойстве психики, проявляющемся и развивающемся при наличии соответствующих средовых условий.

Для одаренных подростков характерны следующие проблемы социализации: неприязнь к школе, различие игровых интересов со сверстниками, конформизм, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, стремление к совершенству (перфекционизм), ощущение неудовлетворенности, выдвижение нереалистических целей, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.

Основной задачей социализации одаренных подростков является формирование социальной компетентности, которая представляет собой интегратив-ное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе включения в социальную деятельность, позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и продуктивно взаимодействовать с социумом.

3. Наиболее продуктивным механизмом социализации одаренных подростков является средовый подход, суть которого состоит в том, чтобы осуществлять социализацию одаренных школьников посредством организации восприятия социокультурной среды образовательного учреждения, совершенствуемой самими школьниками с помощью педагогов, родителей и других участников воспитательного процесса. Педагогические возможности средового подхода позволяют осуществлять изучение одаренной личности в среде, ее формирование с учетом среды и воспитания, что способствует расширению пространства возможностей одаренных детей, их более эффективной самореализации.

Средовой подход к процессу социализации одаренных школьников воспитанию подразумевает проектирование образовательной среды, прогнозирование ее разрешающих возможностей, моделирование средообразующих стратегий и планирование мер по их реализации.

Ведущими методологическими подходами к проектированию социально-адаптирующей образовательной среды, ориентированной на обеспечение социализации одаренного подростка, мы рассматриваем деятельностный, системный, личностный, полисубъектный культурологический и этнопедагогический.

Основными функциями школы как микросреды социализации одаренного подростка являются:

— социально-терапевтическая, при реализации которой школа становшся психологической нишей для одаренного подростка;

— развивающая, направленная на создание условий для культурной идентификации одаренного подростка, что подразумевает осознание им себя человеком культуры и овладение определенными ценностными ориентациями в мире культуры;

— функция социальной адаптации как механизма оказания помощи в жизненном самоопределении, становлении личности, развитии практических навыков, умений, коррекции развития.

Эти функции могут быть реализованы школой во взаимодействии с социумом в условиях открытости педагогического процесса.

4. Формирование социальной компетентности одаренных подростков в образовательном пространстве региона обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: проектированием социально-адаптирующей образовательной среды, обеспечивающей деятельностное освоение одаренным подрос I-ком социальных ролей и отношений, привитием им социальных норм, установок и ценностейсозданием разветвленной сети дополнительного образования, способствующей самовыражению и самоактуализации личности одаренною подростка посредством выбора и реализации им индивидуальной образоваюль-ной траекторииобеспечением психолого-педагогического сопровождение социального становления одаренных подростков в образовательном процессе, направленное на достижения ими социального успеха посредством развития способностей к саморегуляции, самоопределению и самоутверждению.

Состав жизненно важных и социальных ролей, к которым должны бы п. подготовлены ученики 5−11 классов, включает в себя субъекта общения, семьянина, работника, субъекта профессионального самоопределения, субъекта непрерывного образования, гражданина, субъекта жизненного самоопределения, представляющие соответственно сферы общения, семейно-бытовую, труда, познания, общественно-политическую и жизненного самоопределения.

В качестве технологии формирования социальной компетентности одаренных подростков эффективно использовать социальное проектирование, которое представляет собой проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

В процессе социализации одаренных подростков могут быть использованы различные типы проектов: историко-культурные, оздоровительные, социально-педагогические, профессионального самоопределения.

Социальные проекты историко-культурной направленности способствуют решению ряда социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традицийформирование социально и граждански активной личности одаренною подростка на основе непосредственного контакта с историей и культуройтворческое освоение исторического и культурного опыта.

Оздоровительные проекты предоставляют одаренному подростку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечение широкого выбора программ физкультурно-оздоровительной ориентации, формирования навыков самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.

Социально-педагогические проекты ориентированы на нравственное совершенствование личности, ликвидацию образовавшегося в обществе дефицит позитивных социальных отношений, распространение и утверждение этики ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем.

Проекты, напрвленные на профессиональное самоопределение одаренных подростков позволяют решать образовательные и профориентационные задачи, способствуют формированию личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности.

5. Эффективность реализации комплекса педагогических условий, способствующего формированию социальной компетентности одаренного подростка в образовательном пространстве региона, осуществляется посредством создания соответствующей организационно-педагогической модели, включающей:

— региональную структуру, координируЕОщую деятельность образовательных учреждений по социализации, обучению и развитию одаренных школьников;

— научно-методическое сопровождение процесса социализации одаренных подростков: программно-методические средства, педагогические технологии, дистанционную поддержку.

6. Результаты апробации предлагаемой в исследовании организационно-педагогической модели показали, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска, в основном, решены, и цель исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Изд. «Мысль», 1991. — 299 с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. /
  3. A. Адлер. М.: Изд. Института психотерапии, 2002. — 224 с.
  4. Актуальные проблемы современного детства: сб. науч. трудов Текст. / под ред. Е. М. Рыбинского. М.: Изд. НИИ детства, 1993. — 116 с.
  5. Е. Учебный план как выражение образовательной политики Текст. / Е. Александрова, Н. Крылова // Народное образование. 2001. — № 1.-С. 87−94.
  6. .Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи — Пятигорск, 2006. 288 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское изд-во, 1990.-560 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Текст. / Б.Г. Ананьев- под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд. «Педагогика», 1980.-Т. 1.-С. 173- 192.
  9. В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы: дисс. канд. пед. наук Текст. /
  10. B.В. Андреева. М., 1992. — 181 с.
  11. И.В. Проблема социализации личности Текст. / И.В. Андреен-кова // Социальные исследования. М.: Изд. «Наука», 1970. — С. 38 — 52.
  12. Ю.Аникеева Н. П. Воспитание игрой Текст. / [Текст] / Н. П. Аникеева. М.:
  13. И.Артемкина Н. Е. Дополнительное образование детей: вчера, сегодня, завтра Текст. / Н. Е. Артемкина, В. Н. Вершинин // Внешкольник. 1998. -№ 6.-С. 30−32.
  14. А.Г. Вариативное образование в меняющемся мире: опыт становления и стратегические ориентиры развития современной образовательной системы России Текст. / А. Г. Асмолов // Вариативные педагогические системы. М&bdquo- 1995. — С. 33−43.
  15. Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: мето-дич. пособие Текст. / Ю.Д. Бабаева- под ред. В. И. Панова. М.: Изд. «Молодая гвардия», 1997. -278 с.
  16. О.В. Сущность образования Текст. / О. В. Бадальянц // Образование в Сибири. 1995. — № I. — С. 25 — 37.
  17. В.И. Болонский процесс: Курс лекций Текст. / В. И. Байденко. -М.: Изд. «Логос», 2004.-207 с.
  18. E.H. О воспитании и воспитательных системах Текст. / E.H. Барышников, И. А. Колесникова. СПб.: Изд. ГУПМ, 1996. — С. 51 — 52.
  19. Г. С. Философская концепция человека и креативности в наследии C.JI. Рубинштейна Текст. / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1989. — № 4.-С. 99−111.
  20. Батчаева Х. Х-М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике Текст. / X. Х.-М. Батчаева. Казань: Изд. Казан, ун-та, 2002. — 300 с.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. — М.: Изд. «Искусство», 1986. — 394 с.
  22. , В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога Текст. / В. П. Бедерханова. Краснодар: Изд. КГУ, 2001. — 220 с.
  23. Г. Э. Социальная компетентность личности Текст. / Г. Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. С. 42 — 57.
  24. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 23 — 27.
  25. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Текст. / В. П. Беспалько // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  26. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации Текст. / И.В. Бестужев-Лада. М.: Изд. «Наука», 1984. — 271 с.
  27. B.C. От научения к логике культуры Текст. / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991. 412 с.
  28. Л. Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет / Л. Бине, Т. Симон. СПб.: Изд. «Астер-Х», 2004. — 48 с.
  29. И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Изд. «Наука», 1973. — 270 с.
  30. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Текст. / П. П. Блонский. М.: Изд. «Педагогика», 1979. — Т. 1. — 304 е.- Т. 2. — 400 с.
  31. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. Текст. / М. В. Богуславский // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 23 — 31.
  32. Jl.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Психология личности: сб. ст. / сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — С. 62 — 92.
  33. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. -С. 76−81.
  34. Х.Х. Формирование нравственных отношений в карачаевской семье Текст. / Х. Х. Боташев // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов н/Д.: Изд. „Феникс“, 1999. -С. 96−97.
  35. Дж. Культура образования Текст. / Дж. Брунер. — М.: Изд. „Просвещение“, 2006. — 224 с.
  36. А. Психическое развитие ребенка Текст. / А. Валлон. СПб.: Изд. „Питер“, 2001.-208 с.
  37. М. О некоторых категориях понимающей социологии Текст. / М. Вебер // Изб. произв. М.: Изд. „Прогресс“, 1990. — С. 495 — 546.
  38. Л.А. Педагогика способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: Изд. „Знание“, 1973. — 117 с.
  39. С.Г. Эффективная школа Текст. / С. Г. Вершловский. СПб: ЦПИ, 1995. — 144 с.
  40. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. М.: Изд. „Academia“, 2000.- 168 с.
  41. A.C. Особенности социализации выпускников средней школы: ав-тореф. дис. канд. психол. наук Текст. / A.C. Волович. М., 1990.
  42. A.B. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: автореф. дис. д-ра пед. наук Текст. / A.B. Волков. -Ярославль, 1999.-31 с.
  43. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования Текст. / под ред. H. JL Селивановой- отв. ред. Л. И. Новикова, Е. И. Соколова. Калуга: Изд. Ин-та усовершенствования учителей, 2000. — 248 с.
  44. Воспитательная система школы: аспект моделирования: учебно-методич. пособие Текст. / авт.-сост. E.H. Степанов, Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. -Псков: ПОИПКРО, 1994. 96 с.
  45. М. Раскрепощенный менеджер Текст. / М. Вудкок, Д. Френсис. М.: Изд. „Дело“, 1991. — 342 с.
  46. . Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности Текст. / Б. З. Вульфов // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993. — С. 59−72.
  47. Л.С. Проблема развития возраста: сб. соч. Текст. /Л.С. Выготский. М.: Изд. „Педагогика“, 1984. — 117 с.
  48. Е. Социология политических отношений Текст. / Е. Вятр. — Варшава: Гос. науч. изд., 1977. 576 с.
  49. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Изд. „Инноватор“, 1995. — С. 16 — 46.
  50. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии Текст. / П. Я. Гальперин, A.B. Запорожец, С. Ю. Карпова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976. -118 с.
  51. Г. Изменчивый разум Текст. / Г. Гарднер. М.: Изд. „Вильяме“, 2007.-248 с.
  52. .С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунекий. — М.: Изд. „Совершенство“, 1997. 698 с.
  53. Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. М., 1999. — С. 24 — 41.
  54. Д.П. Три стороны интеллекта Текст. / Д. П. Гилфорд // Психология мышления. М., 1965. — С. 433−456.
  55. Н.Ф. Социализация подростков как явление педагогическое Текст. / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 42 — 45.
  56. O.A. Статистические методы психолого-педагогических исследований Текст. / O.A. Граничина. СПб.: Изд. РГПУ, 2002. — 52 с.
  57. А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы Текст. /
  58. A.И. Григорьева. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. — 144 с.
  59. H.A. Компетентностный подход в обучении взрослых Текст. / H.A. Гришанова. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 24 с.
  60. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей Текст. /
  61. B.Н. Гуров. Москва — Ставрополь: Изд. „Сервисшкола“, 1998. — 228 с.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Изд. „Педобщество России“, 2000. — 480 с.
  63. И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования Текст. / И. Д. Демакова. Ижевск: Изд. Респ. центра развития образования MHO УР, 1999.-44 с.
  64. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособие для учителя Текст. / С.Д. Дерябо- под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. -М.: Изд. ЦКФЛ РАО 1997.-214 с.
  65. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики Текст. / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Изд. „Просвещение“, 1975.-303 с.
  66. Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / Ф. Дистервег. -М.: Госуд. учебно-пед. изд., 1956. 374 с.
  67. Э.А. Проблемы социализации человека: автореф. дисс. канд. филос. наук Текст. / Э. А. Домбровский. М.: Изд. МГИК, 1973. — 23 с.
  68. Э. Социология Текст. / Э. Дюркгейм. М., 1995.70.3ены<�овский В. В. Педагогика Текст. / В. В. Зеньковский. М., 1996. — 154 с.
  69. Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе Текст. / Е. Б. Евладова // Внешкольник. 1999. — № 9. — С. 10- 12.
  70. О.В. Учебный процесс и воспитательная система школы: дисс. док. пед. наук Текст. / О. В. Заславская. М., 1997. — 287 с.
  71. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: учебн. пособие Текст. / Е.С. Заир-Бек. СПб.: Изд. „Просвещение“, 1995. — 234 с.
  72. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки Текст. / В. И. Зверева. М.: Изд. Образоват. центра „Педагогический поиск“, 1998. — 170 с.
  73. И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, ТА. Кривченко [и др.]. М.: Изд. Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67 с.
  74. И.А. Воспитание-проблема современного образования в России (состояние, пути решения) Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко [и др.]. М.: Изд. Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 82 с.
  75. И.П. Воспитывать коллективистов Текст. / И. П. Иванов // Педагогический поиск. — М.: Изд. „Педагогика“, 1990. — С. 373 452.
  76. С.Н. На пороге гражданской зрелости: об активной жизненной позиции современного молодого человека Текст. / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский Л.: Лениздат, 1982. — 175 с.
  77. Э.В. Философия и культура Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
  78. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Изд. „Питер“, 2000.-512 с.
  79. А. Личность и социальная структура Текст. / А. Инкельс // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. — 392 с.
  80. О.Н. Справочник психолога средней школы Текст. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Изд. „Феникс“, 2006. — 511 с.
  81. М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / М. З. Каплан. — Минск, 1985, — 16 с.
  82. П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Изд. „Педагогика“, 1982. — 704 с.
  83. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования Текст. / В. А. Караковский. — М.: ПМО „Творческая педагогика“, 1991.- 151 с.
  84. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Текст. / В. А. Караковский. — М.: Изд. „Новая школа“, 1996.- 155 с.
  85. А.Г. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования Электронный ресурс. / А. Г. Каспржак // http://metod.dvpion.ru/article.asp7id sec=3&id texfr=12
  86. Р. Руководство по работе с вопросником по 16 личностным факторам (16-PF) в клинической, педагогической, промышленной и исследовательскойпсихологии с использованием всех форм теста Текст. / Р. Кеттел, Г. У. Эбер, М. Тацуока. М., 1970.
  87. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. В. Кларин. М.: Изд. „Арена“, 1994. — 223 с.
  88. Е.А. Психология: воспитание, обучение: учеб. пособие для вузов Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 367 с.
  89. Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожи-ным Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. -№ 2. — С. 3 — 20.
  90. А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалев. М.: Изд. „Просвещение“, 1970.-391 с.
  91. JT. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию Текст) / J1. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. 1992. — JY» З.-С. 173−175.
  92. Дж. Основы общественной теории Текст. / Дж. Колеман. Кэм-бридж: Harvard University Press, 1990.
  93. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальнои рефлексии Текст. / И. А. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  94. Кон И. С. Ребенок и общество Текст. / И. С. Кон. М.: Изд. «Педагогика», 1988.-С. 125- 140.
  95. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в школе и управление школой Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Изд. «Педагогика», 1986.- 143 с.
  96. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы Текст. / Г. Б. Корнетов. М.: Изд. РАО, 1993.- 135 с.
  97. ЮЗ.Котова И. Б. Социализация и воспитание Текст. / И. Б. Коюва, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 1997. — 144 с.
  98. П.П. Методология педагогики: анализ с позиций практики Текст. / П. П. Краевский // Советская педагогика. — 1988. — № 7. С. 23 — 29.
  99. A.JI. Эффективный учитель Текст. / А. Л. Крупенин, И. М. Крохин. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995. — 480 с.
  100. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: Изд. «Знание», 1985. — 32 с.
  101. B.C. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие Текст. / B.C. Кукушин. М.: Изд. «Март», 2003. — 368 с.
  102. Ю8.Куницина В. Н. Межличностное общение Текст. / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб., Изд. «Питер», 2001. — 544 с.
  103. Н.Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении Текст. / Н. Б. Крылова // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 45 — 52.
  104. А.Я. Гуманизация образования и интеллект: в контексте естественнонаучного образования Текст. / А. Я. Кузнецова. Новосибирск: Изд. «Лада», 2000. — 144 с.
  105. Ч. Социальная самость Текст. / Ч. Кули // Американская социологическая мысль. М.: Изд. МГУ, 1994. — С. 316 — 329.
  106. В.И. Социальное проектирование Текст. / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. — Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 2001. 416 с.
  107. В.П. Практико-ориентированные подходы к моделированию образовательных сред, развивающих творческие способности школьников (научный доклад) Текст. / В. П. Лебедева, В. А. Орлова, В. И. Панов // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24 — 26.
  108. Леви-Стросс К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Стросс. М.: Изд. «Наука», 1985. — 360 с.
  109. И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика Текст. / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.]. М.: Изд. «Академия», 2006. — 318 с.
  110. B.C. Содержание образования: проблемы структуры Текст. / B.C. Леднев. М.: Изд. «Высшая школа», 1989. — 360 с.
  111. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Изд. МПСИ, 2003. — 464 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  113. В.М. Практическое воспитание в школе: в 2 ч. Текст. /
  114. B.М. Лизинский. -М: Изд. Образоват. центра «Педагогический поиск», 2002. -Ч.2.- 160 с.
  115. .Т. Методологические основы педагогики Текст. / Б. Т. Лихачев. -Самара: Изд. СИУ, 1998. 200 с.
  116. A.A. Психологическая диагностика одаренности Текст. / A.A. Лосева. М.: Изд. «Академический проект" — «Трикста», 2004. — 176 с.
  117. П.П. Формирование человека как личности: социально-философский аспект Текст. / П. П. Лямцев. Л.: Изд. Ленинград, гос. ун-та, 1984.- 119 с.
  118. А.Р. Ум мнемониста Текст. / А. Р. Лурия // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд. Моск. ун-та, 1981.1. C. 108−112.
  119. А.Н. Мониторинг в образовании Текст. / А. Н. Майоров. СПб: Изд. «Образование — Культура», 1998. — 344 с.
  120. A.C. Лекции о воспитании детей Текст. / A.C. Макаренко // Пед. соч. A.C. Макаренко: в 7 т. М.: Учпедгиз, 1958. — Т. 4. — С. 341 — 428.
  121. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений Текст. / В. Г. Максимов. — М.: Изд. Центра «Академия», 2002. — 272 с.
  122. Д.М. Социальная адаптация умственно отсталых школьников в этническом социуме. Махачкала: ДГПУ, 2007. — 140 с.
  123. A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала, 2007.- 120 с.
  124. Ю.С. Средовый подход в моделировании Текст. / Ю. С. Мануйлов. М.- Н. Новгород: Изд. Волго- Вят. акад. службы, 2002. — 156 с.
  125. А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис А.Б. Орлов. М.: Изд. «Просвещение», 1990. — 192 с.
  126. И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. канд. пед. наук Текст. / И. А. Маслова. Оренбург, 2007. — 20 с.
  127. А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Изд. «Евразия», 1999.-478 с.
  128. A.M. Концепция творческой одаренности Текст} / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  129. О.Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход: автореф. дисс. канд. пед. наук М., 2007. — 24 с.
  130. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника Текст. / H.A. Менчинская. М.: Изд. «Педагогика», 1989. — 256 с.
  131. Р. Социальная теория и социальная структура Текст. / Р. Мертон // Социологические исследования. 1992. — № 2. — С. 118 — 124.
  132. Мид М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид. М.: Изд. «Прогресс», 1988.-429 с.
  133. C.B. Формирование элементов информационной культуры школьников при обучении математике: автореф. дисс. докт. пед. наук Текст. / C.B. Михайлиди. М., 1991. — 17 с.
  134. Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.- 198 с.
  135. Моделирование воспитательных систем: теория практике: сб. науч. ст. Текст. / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд. РОУ, 1995. -144 с.
  136. A.M. Концепция управления развитием школы Текст. / A.M. Моисеев. Новокузнецк: Изд. НГИУУ, 1994. — 100 с.
  137. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика Текст. / Н. И. Монахов. М.: Изд. «Просвещение», 1981. — 144 с.
  138. A.B. Воспитание как социальный институт Текст. / A.B. Мудрик // Известия РАО. М.: Изд. «Магистр», 1999. — С. 52 — 56.
  139. , Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе Текст. / Г. Е. Муравьева. М.: Изд. «Прометей», 2002. -200 с.
  140. Ф. Образование всегда будет главной социальной ценностью Текст. / Ф. Мустафина // Народное образование. 1999. — № 6. -С. 20−21.
  141. В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев // Избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева. Москва — Воронеж: НПОМОДЭК, 1995.-354 е.- С. 15−38.
  142. В.Ш. Развитие патриотизма в условиях интернационализации жизни народов Текст. / В. Ш. Нахушев. Черкесск, 1985.
  143. P.C. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Текст. / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Кн. 3. -631 с.
  144. В.Я. Социология образования: курс лекций Текст. / В .Я. Нечаев. -М.: Изд. РАО- ЦСО, 1998. -Ч. 1.-191 с.
  145. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Изд. «Гелиос АРВ», 2000. — 229 с.
  146. Л.И. Смена парадигмы воспитания назревшая проблема педагогика Текст. / Л. И. Новикова // Известия РАО. — М.: Изд. «Магистр», 1999.
  147. Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании Текст. / Л. И. Новикова. М.: Изд. ЦРСДОД, 2001. — 64 с.
  148. Новые тесты IQ Текст. / сост. М. А. Кошелева. Ростов на/Д.: Изд. «Феникс», 2004. — 352 с.
  149. Новые ценности образования: культурная модель и мультикультурная среда школы Текст. / сост. P.M. Люсиер, М. М. Князева, Н. Б. Крылова. М.: Изд. «Инноватор», 1996. — Вып. 4.-184 с.
  150. Новые ценности образования: философия и педагогика каникул Текст. / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Изд. «Инноватор», 2000. — 180 с.
  151. В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь. М.: Изд. «Высшая школа», 1990. — 383 с. 158,Олдхем Дж.М. Узнай себя. Автопортрет вашей личности Текст. / Дж.М.
  152. , Л.Б. Моррис. -М.: Изд. «Рипол классик" — «Вече», 1997. 544 с. 159. Осипов Г. В. Социология Текст. / Г. В. Осипов, A.B. Кабыща,
  153. М.Р. Тульчинский и др. М.: Изд. «Наука», 1995. — 373 с. 160.11анасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] / В. П. Панасюк. — СПб.: Изд. «КАРО», 2003. — 384 с.
  154. В.И. Одаренные дети: выявление обучение — развитие Текст. / В. Панов // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30 — 44.
  155. Т. Общетеоретические проблемы психологии Текст. / Т. Парсонс // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Изд. «Прогресс», 1965.-С. 25−67.
  156. БД. Основные социально-психологические теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Изд. «Мысль», 1971. — 114 с.
  157. Свободное воспитание: педагогический альманах Текст. М, 1993. -Вып. 3.- 180 с.
  158. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии Текст. / A.B. Петровский // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.-С. 15−29.
  159. . Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Изд. «Питер», 2004. — 192 с.
  160. К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Изд. «Наука», 1986.-254 с.
  161. М.Н. Социально-ориентированное дополнительное образование как явление практики Текст. / М. Н. Поволяева // Внешкольник. — 1998. № 7−8.-С. 33 -35.
  162. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Текст. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1.-576 с.
  163. С.Д. Психопедагогика воспитания Текст. / С. Д. Поляков. М.: Изд. «Новая школа», 2003. — 304 с.
  164. И.А. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) Текст. / И. А. Пригожий. М.: Политиздат, 1989. -271 с.
  165. О.Г. О ценностном подходе к педагогическому проектированию Текст. / О. Г. Прикот // Наука и школа. 1999. -№ 4. — С. 35−41.
  166. A.C. Школа жизни: методические разработки, социально-психологических тренингов Текст. / A.C. Прутченков. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педобщество России, 2000. — 192 с.
  167. Рабочая концепция одаренности Текст. / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Изд. «Магистр», 1998. — 234 с.
  168. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М.: Изд. «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
  169. Д.Я. Практическая психология Текст. / Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд. «Бахрах», 2008. 623 с.
  170. С.А. Альманах психологических тестов Текст. / С. А. Римская, F». p Римский. М.: Изд. КСП, 1996. — 400 с.
  171. Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2-х кн. Текст. / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 е.
  172. К. Свобода учиться Текст. / K.P. Роджерс, Дж. Фрейберг. — Изд. «Смысл», 2002. — 527 с.
  173. М.И. Теория и методика воспитания Текст. / М. И. Рожков Л.В. Байбородова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 384 с.
  174. С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Изд. «Питер», 1999. 720 с.
  175. . Общество и образование Текст. / Б. Саймон. М.: Изд. «Прогресс», 1989.-200 с.
  176. Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Изд. «Народное образование», 1998. — 256 с.
  177. Н.Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе: дисс. в виде научного доклада докт. пед. наук Текст. / Н. Л. Селиванова. — М., 1997.-82 с.
  178. К.Б. Проблема семейного воспитания в народной педагогике Ка-рачая и Черкессии: дис. канд. пед. наук Текст. / К. Б. Семеов. Пятигорск, 1996.-267 с.
  179. В.П. Управление образовательными системами: программно-методич. пособие Текст. / В. П. Сергеева. М.: Изд. «Граф-Пресс», 2000. — 160 с.
  180. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  181. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента Текст. / В. П. Симонов // Педагогика. — 1994. — № 1. — С. 14 — 19.
  182. Д.А. Изучение будущего (концепция образовательного курса) Текст. / Д. А. Сиск // Вопросы психологии. 1991. № 4. — С. 5 — 10.
  183. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- под ред. С. А. Смирнова. -М.: Изд. «Академия», 1998. 512 с.
  184. Социальная психология личности Текст. / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Изд. «Наука», 1979. — 344 с.
  185. Социология: учеб. пособие Текст. / под общ. ред. Э. В. Тадевосяна. М.: Изд. «Знание», 1995. — 270 с.
  186. Р.Д. Триархическая теория интеллекта Текст. / Р. Д. Стернберг // Иностранная психология. 1996. -№ 6. — С. 54−61.
  187. Г. Социальная логика Текст. / Г. Тард // Западно-европейская социология XIX начала XX веков. — СПб.: Изд. Социально-психологиче-ского центра, 1996.-427 с.
  188. .М. Способность и одаренность Текст. / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1982. — С. 129−139.
  189. Е.В. Организация воспитательного процесса: цели, формы, результаты Текст. / Е. В. Титова // Внешкольник. Ярославль. — 2000. — № 1. — С. 4 — 10.
  190. Э.П. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов Текст. / Э. П. Торренс. М.: Изд. «Интер», 1995.
  191. А.Н. Правовое пространство школы Текст. / А. Н. Тубельский. -М.: Изд. «МИРОС», 2001. 112 с.
  192. А. Возвращение человека действующего: очерк социологии Текст. / А. Турен. М.: Изд. «Научный мир», 1998. — 204 с.
  193. K.M. Ресурсы управления школьной организацией Текст. / K.M. Ушаков. М.: Изд. «Сентябрь», 2000. — 144 с.
  194. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. М.: Изд. «Педагогика», 1990.-Т. 5.-528 с.
  195. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избр. психол. тр. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПА, 1995. — 368 с.
  196. З.И. К вопросу о планомерном управлении процессом социализации личности Текст. / З. И. Файнбург // Проблемы социального планирования. (Личность, группа, общество). Пермь, 1974. — № 157. -С. 142−161.
  197. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции Текст. / 3. Фрейд. — СПб.: Изд. «Питер», 2007. 384 с.
  198. И.Т. О человеке и гуманизме Текст. / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989.-559 с.
  199. Т.В. Индивидуальная поддержка школьников Текст. / Т. В. Фролова // Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. М.: Изд. «Сентябрь», 1997. — С. 48 — 49.
  200. Фрумин' И. Д. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования Электронный ресурс. / И. Д. Фрумен // http://www.ug.ru
  201. И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламова. М.: Изд. «Гардари-ки», 2007. — 520 с.
  202. Р. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу
  203. Текст. / Р. Хинш, С. Виттманн. М.: Изд. «Гуманитарный центр», 2005.- 192 с.
  204. А. Проблемы профессиональной коррекции Текст. / А. Хейм. — М., 1994.
  205. М.А. Интеллектуальное воспитание личности Текст. /
  206. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) Текст. / Н. И. Чуприкова. М.: АО «Столетие», 1994.- 192 с.
  207. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1983. — № 5. — С. 3−10.
  208. Т.И. Воспитательная система школы. Сущность, содержание, управление Текст. / Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. М.: Изд. ЦГЛ, 2005. — 67 с.
  209. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: дисс. докт. пед. наук Текст. / В. К. Шаповалов. Ставрополь, 1997.
  210. Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1998. — 544 с.
  211. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки Текст. / Р. Штайнер. М.: Изд. «Парсифаль», 1993. — 40 с.
  212. Е.Б. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастном внешкольном объединении: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Е. Б. Штейнберг. М., 2000. — 23 с.
  213. Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса Текст. / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 27−32.
  214. А.И. Педагогическое управление учреждениями дополнительного образования детей инновационного типа (Оренбург) Текст. / А. И. Щетинская. М.: Изд. «Новая школа», 1997. — 47 с.
  215. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Изд. Педобщество России, 1999. — 221 с.
  216. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность Текст. / B.C. Юркевич. М.: Изд. «Просвещение», 1996. — 136 с.
  217. А.Ю. На экране личность // Телевидение и радиовещание Текст. / А. Ю. Юровский. — 1991. — № 9. — С. 22 — 23.
  218. И.С. Знания и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. М.: Изд. «Знание», 1985. — 144 с.
  219. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / E.JI. Яковлева. М.: Изд. «Молодая гвардия», 1997. — 224 с.
  220. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация Текст. / Е. А. Ямбург. М.: Изд. «Новая школа», 1996. -352 с.
  221. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды Текст. / В .А. Ясвин. М.: Изд. «Сентябрь», 2000. — 128 с.
  222. Feldhusen J.F. and Treffmger D. J Creative Thinking and Problem Solving in Gifted Education. Dubuque, Iowa: Kendall-Hunt, 1980.
  223. Torrance E.P. Causes for Concern. Creativity. Selected Readings / Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth Richard Clay (The Chaucer Press) Ltd, 1975. P. 355−371.
Заполнить форму текущей работой