Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические основы реализации гуманитарного компонента в профессиональной подготовке учителя математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преобразования, происходящие в современном обществе, отражаются в образовании в виде нового социального заказа. Сегодня ставится задача формирования личности, ориентированной на приоритет общечеловеческих и общекультурных ценностей, способов познания и деятельности. Успешность решения этой задачи зависит от готовности учителя работать в новых условиях. Современный учитель — это не только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Гуманитаризация — одна из ведущих тенденций развития современного образования
    • 1. 1. Современные требования к профессиональной подготовке учителя
    • 1. 2. Типы научной рациональности и стиль нового у, педагогического мышления
    • 1. 3. Направления гуманитаризации профессионального педагогического образования
  • ГЛАВА II. Формы организации гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла
    • 2. 1. Гуманитарные аспекты содержания образования
    • 2. 2. Способы организации гуманитарного содержания учебной дисциплины
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению гуманитарного компонента в профессиональную подготовку учителя математики

Дидактические основы реализации гуманитарного компонента в профессиональной подготовке учителя математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец двадцатого столетия отмечен для человечества очередным системным кризисом. Сформировавшаяся техногенная цивилизация подошла к критическим рубежам. Обозначились глобальные проблемы, от решения которых зависит жизнь и судьба человечества в третьем тысячелетии. Эти проблемы носят антропологический характер и связаны с технократической парадигмой, как моделью развития цивилизации. Их преодоление возможно с переходом к новым цивилизационным моделям, основанным на стратегии взаимосвязанного устойчивого развития природы, общества, культуры и сознания человечества, формирующих новое мышление, новый менталитет общества.

Философские и методологические проблемы, связанные с переходом к новой модели развития, со становлением новой картины мира, нового стиля мышления исследовали М. М. Бахтин, В. С. Библер, В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, В. М. Розин, В. Н. Сагатовский, В. С. Степин, Ж. Т. Туленов, А. Н. Чанышев, а также западные философы М. Вебер, М. Хайдеггер и др. [57,66, 73, 164].

Глубокая взаимосвязь между общественным развитием, уровнем технологии, экономики и культуры, с одной стороны, и образованием и наукой — с другой — показана в работах Э. Д. Днепрова, Ф. Кумбса, Б.Саймона.

Новые концептуальные подходы развития современного образования разрабатывают ученые разных областей знания: философы, культурологи, педагоги.

Решение задачи формирования нового мировоззрения, нового стиля мышления отводится традиционно системе образования, а ответственность за нее перекладывается на учителя. От готовности учителя к работе в новых условиях зависит успешность преобразований в обществе. Проблема мировоззренческой подготовки учителя выдвигается на первый план. В силу этого реформы школы не могут быть сведены только к изменению содержания образования и стиля педагогического общения. В первую очередь эти изменения должны коснуться людей, включенных в образовательный процесс. Одно из направлений решения проблемы связывается с гуманизацией образования. Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования — это * конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося (А.Б.Орлов). Без этого все инновации в сфере содержания и общения будут лишь маскировкой старого педагогического мышления.

Характерной чертой нового стиля является понимание единства и взаимосвязи всего сущего, роли и места человека в системе Мироздания.

Однако содержание современного образования вследствие к углубляющихся процессов дифференциации знаний не может обеспечить для этого надлежащих условий. Разделение наук на гуманитарные и естественные отражает наличие между ними разрыва, который Ч. Сноу назвал термином «двукультурие». Усиление интегративных процессов в современном научном знании дает объективное основание для устранения этого разрыва. щ В меморандуме международного симпозиума «Фундаментальное университетское образование», проведенного в 1994 году под эгидой ЮНЕСКО, отмечается, что одной из важнейших задач нового этапа развития образования является создание предпосылок для преодоления исторически возникшего разобщения естественнонаучного и щ. гуманитарного компонентов культуры, их взаимообогащения, взаимопроникновения и поиска культурной целостности.

Гуманитаризация образования выступает как один из путей решения поставленных проблем, связанных с глобальными преобразованиями в жизни общества, и осуществляется в разных направлениях: гуманитаризация содержания образования, гуманитаризация образовательной среды, гуманитаризация процесса обучения. Пути гуманитаризации образования исследуют С. В. Власова, В. И. Горбунов, Ю. Л. Егоров, Л. Г. Ефремов, В. П. Зинченко, В. А. Игнатова, А. А. Касьян, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, Б. В. Леванов, А. Г. Мордкович, А. М. Новиков, Г. И. Саранцев, Ю. В. Сенько, В. А. Сластенин, Л. В. Тарасов, С. А. Тихомирова, С. А. Чандаева.

При изучении гуманитарных наук проблема гуманитаризации касается, в основном, процессуальной стороны. Гуманитаризация естественно-математического образования осуществляется в большей степени на содержательном, чем на процессуальном уровне. Проблемы гуманитаризации профессионального педагогического образования (в частности, в отношении подготовки учителя математики) исследованы в меньшей степени. Отсутствие комплексного решения проблемы гуманитаризации образования свидетельствует о ее методологической сложности и практической неразработанности на данном этапе.

Указанное противоречие между требованиями общества к качеству современного образования и недостаточной разработанностью путей его разрешения в профессиональной подготовке учителя обусловили проблему исследования, которая заключается в выявлении способов формирования гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла и разработке средств реализации этого содержания в образовательную практику.

Исходя из социальной значимости и педагогической актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную теоретическую и методическую разработанность, избрана тема исследования «Дидактические основы реализации гуманитарного компонента в профессиональной подготовке учителя математики» .

Цель исследования заключается в выявлении дидактических основ организации гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла и, исходя из этого, разработке методических рекомендаций по их внедрению в существующую нормативную структуру профессиональной подготовки учителя математики.

Объект исследования — система подготовки учителя в новых социокультурных условиях.

Предмет исследования — способы организации гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла.

При достижении цели мы исходили из следующей гипотезы, реализация гуманитарного компонента в процессе профессиональной подготовки учителя будет способствовать расширению сферы гуманитарного мышления будущего учителя, формированию его профессиональных умений, если.

1) логика построения гуманитарного содержания учебной дисциплины будет адекватна логике развития научного (математического) знания;

2) включать в содержание систему основных понятий учебной дисциплины в их историческом развитии, а также «переломные» моменты в становлении математических теорий и пути их преодоления, мировоззренческий аспект математики;

3) реализация гуманитарного содержания учебных дисциплин будет осуществляться на различных этапах обучения и вариативными способами:

• фрагментарное изложение в дисциплинах предметной подготовки;

• систематическое изложение в форме самостоятельного курса (спецкурс).

Исходя из общей цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1) выявить направления гуманитаризации высшего профессионального педагогического образования;

2) изучить историю становления математических теорий с целью реконструкции гуманитарного содержания соответствующей учебной дисциплины;

3) разработать модель построения гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла;

4) реализовать в педагогическом эксперименте различные способы развертывания содержания гуманитарного аспекта математики в процессе профессиональной подготовки учителя математики;

5) выяснить влияние разработанного дидактического средства на профессиональные умения будущего учителя.

Методологическая основа исследования включает в себя.

• философские концепции, рассматривающие категории «мировоззрение», «картина мира», «стиль мышления» и тенденцию интеграции научного знания (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Л. А. Микешина, В. Н. Сагатовский, В. С. Степин, А. Н. Чанышев, В. Ф. Черноволенко, А. Д. Урсул, П. В. Федосеев, Дж. Холтон);

• психолого-педагогические концепции, раскрывающие сущность категорий «гуманизация» и «гуманитаризация» (В.П.Зинченко,.

А.А.Касьян, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, А. Б. Орлов, ^ Г. И. Саранцев, Ю. В. Сенько и др.).

В основу исследования положены педагогические теории содержания образования (Л.И.Зорина, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие [29, 98, 152, 171, 172]), личностно-ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский, О. А. Фокина, И.С.Якиманская), а также процесса подготовки учителя (О.А.Абдуллина, С. И. Архангельский, 4″ И. Л. Беленок, Ю. Н. Березин, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина,.

М.М.Левина, А. Б. Орлов, В. А. Сластенин, Е. И. Смирнов, А. И. Пискунов, А. Н. Ходусов, В. Д. Шадриков, А. А. Шаповалов, Г. П. Щедровицкий, А.И.Щербаков) и исследования по проблеме качества подготовки специалиста (Г.П.Каканов, В. А. Кальней, Ю. В. Сенько, И. В. Соколова, М. А. Чошанов, С.Е.Шишов).

Учитывались государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и другие директивные документы органов образования РФ, выполняющие методологическую функцию.

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования. Теоретические методы исследования включали в себя анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизацию научных положении по теме исследования, моделирование, схематизацию. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение за ходом учебного процессапедагогический эксперимент.

Достоверность, обоснованность результатов исследования обеспечивается:

• методологической основой исследования;

• согласованностью его основных результатов с современными требованиями к профессиональной подготовке учителя;

• применением методов исследования, адекватных поставленным задачам;

• репрезентативностью выборки участников эксперимента.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

• на основании актуализации направлений гуманитаризации профессионального педагогического образования выявлены «гуманитарные единицы» в содержании дисциплин предметной подготовки учителя математики. К ним относятся противоречивые моменты в развитии понятий, методов, теорий и способы их разрешения;

• разработана схема организации предметного содержания учебной дисциплины в соответствии с выявленными гуманитарными единицами;

• построена структурная модель вводного курса — форма организации гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла;

• создана учебная программа курса «Гуманитарные аспекты математики «;

• выявлены вариативные способы включения гуманитарных единиц в существующую нормативную структуру профессиональной подготовки учителя математики: в основных курсах предметной подготовки (фрагментарно) и в форме спецкурса на завершающем этапе обучения (систематическое изложение).

Исследование проводилось на базе физико-математического факультета (ФМФ), факультета довузовской подготовки (ФДП) Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина в несколько этапов.

На первом этапе (1998;1999гг.) обосновывались основные идеи, цели, задачи исследования. Изучалась литература по проблемам развития современного образования и профессиональной подготовке учителя в новых социокультурных условиях. Определялись пути совершенствования профессиональной подготовки студентов за счет расширения гуманитарной составляющей специальных дисциплин. Формулировалась рабочая гипотеза.

На втором этапе (1999;2000гг.) разрабатывался план исследования. Изучалась литература по проблемам гуманитаризации образования, на основании чего определялись направления его гуманитаризации. Проводился констатирующий эксперимент, выявивший недостатки гуманитарной составляющей в профессиональной культуре будущих учителей.

На третьем этапе (2000;2001 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, в ходе которого отслеживался уровень гуманитарных знаний студентов. Уточнялась гипотеза. Разрабатывались дидактические материалы для реализации гуманитарного компонента в процессе профессиональной подготовки учителя.

На четвертом этапе (2001;2002гг.) осуществлялась обработка экспериментальных данных, оформлялась диссертация.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования были использованы при составлении программы спецкурса и дидактических материалов по его организации. На основании этих материалов автором исследования проводится спецкурс «Гуманитарные аспекты математики» для студентов ФМФ Бийского педагогического государственного университета (2000.

2002гг.). Репрезентативность эксперимента обеспечивалась включением в него студентов разных курсов ФМФ и учеников выпускных классов городских и сельских школ (241 человек).

Материалы исследования были обсуждены и одобрены на межвузовской научно-практической конференции «Психология образования» (г.Бийск, 1999), научно-практической конференции, посвященной 60-летию БиГПИ «Педагогический опыт: Проблемы и перспективы» (г.Бийск, 1999), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Бийского государственного педагогического института «Культура. Образование. Духовность» (г.Бийск, 1999), Всероссийском научном симпозиуме «Человек культуры» (г.Бийск, 2000), региональной научно-методической конференции «Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе» (г.Красноярск, 2000), международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование» (г.Бийск, 2000, 2001, 2002), III Всероссийской конференции «Культура как способ бытия человека в мире» (г.Томск, 2001), IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (г.Барнаул, 2002), а также на университетском методологическом семинаре (2000;2002гг.) и заседаниях кафедры общей педагогики Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина.

По результатам исследования опубликовано 13 научных и методических работ объемом 9,47 п.л.

На защиту выносятся:

1) Дидактические основы организации гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла, которые состоят в реконструкции «гуманитарных единиц», построении схемы организации предметного содержания на основании выявленных единиц и средствах их внедрения в систему подготовки учителя.

2) Способы реализации разработанного дидактического средства в процессе профессиональной подготовки учителя математики.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и содержит 6 схем, 4 таблицы, 1 диаграмму, 4 анкеты, 2 теста, программу спецкурса, тематическое планирование и дидактические материалы.

Список литературы

включает 204 источника.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

1. Исходя из существующих подходов к гуманитаризации образования и их различных интерпретаций в профессиональном образовании, можно выделить направления гуманитаризации содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла.

2. На основании актуализации направлений гуманитаризации профессионального педагогического образования разработана схема организации предметного содержания учебной дисциплины.

3. Построена структурная модель вводного курса — форма организации гуманитарного содержания учебных дисциплин естественно-математического цикла.

4. Выявлены вариативные способы реализации вводного курса в процессе профессиональной подготовки учителя математики: фрагментарное изложение в дисциплине предметной подготовки, самостоятельный спецкурс на завершающем этапе обучения.

5. Эффективность разработанного дидактического средства в расширении сферы гуманитарного мышления, формировании профессиональных умений будущего учителя зависит от вариативности способов реализации и систематичности их использования в образовательной практике.

6. Наиболее эффективным из двух способов реализации вводного курса является первый (фрагментарное изложение), когда гуманитарное содержание органично связывается с предметным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преобразования, происходящие в современном обществе, отражаются в образовании в виде нового социального заказа. Сегодня ставится задача формирования личности, ориентированной на приоритет общечеловеческих и общекультурных ценностей, способов познания и деятельности. Успешность решения этой задачи зависит от готовности учителя работать в новых условиях. Современный учитель — это не только грамотный предметник, но профессионал, укорененный в общечеловеческой культуре, от которого требуются не только профессиональные умения, но и новый стиль мышления, характерной чертой которого является понимание единства и взаимосвязи всего сущего. Однако содержание современного образования вследствие углубляющихся процессов дифференциации знаний не может обеспечить для этого надлежащих условий. Серьезные проблемы в подготовке учителя математики связаны также с формальным способом изложения специальных дисциплин. Все это является препятствием к овладению будущим учителем современным стилем мышления и затрудняет освоение новых образовательных технологий. Таким образом, проблема гуманитаризации профессионального педагогического образования, в частности, подготовки учителя математики, требует неотложного решения.

В ходе проведенного исследования по решению указанной проблемы получены следующие результаты.

1. На основании анализа философской психолого-педагогической литературы, обобщения практического опыта по проблеме гуманитаризации образования выявлены направления гуманитаризации профессионального педагогического образования:

• гуманизация содержания образования;

• гуманитаризация процесса обучения;

• гуманитаризация образовательной среды.

Гуманитаризацию образования мы понимаем как выделение гуманитарной составляющей в содержании учебных дисциплин, которая выражается в мировоззренческих, методологических, социальных аспектах и проблемах. При этом гуманитаризация рассматривается как средство гуманизации образования. В основе стиля нового педагогического мышления лежит модель гуманитарного мышления.

2. Разработка проблемы исследования потребовала уточнения понятийного аппарата. Уточнены понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» образования, «гуманитарное мышление». Дано представление о «гуманитарной единице», которая является структурным основанием для реконструкции содержания соответствующей учебной дисциплины. Гуманитарная единица — это единство объективного знания и субъективного фактора, исторически связанного с открытием этого знания. Она возникает в ситуациях, характеризующихся единством личностного и содержательного компонентов.

3. Вводный курс рассматривается нами как форма организации гуманитарного содержания учебной дисциплины предметной подготовки. Построена модель курса в системе профессиональной подготовки учителя математики. Определены цели, функции, способы его реализации в существующую структуру образовательной практики.

4. Эффективность разработанного дидактического средства связана с систематическим его включением в процесс подготовки учителя математики. Выявлены способы его внедрения в образовательную практику.

• Первый способ основан на включении элементов гуманитарного знания фрагментарно в учебные дисциплины предметной подготовки в контексте с учебным материалом. Главная функция при таком способе организации курса — подготовить студента к усвоению материала изучаемой дисциплины.

• Второй способ мы связываем с систематическим изложением гуманитарного содержания в форме отдельного курса — спецкурс на заключительном этапе обучения. Основная функция — методическая-освоение способов работы с гуманитарным знанием. Вводный курс в целом выполняет интегрирующую функцию, осуществляя связь между дисциплинами предметной подготовки и циклом общепрофессиональных дисциплин.

Для практической реализации спецкурса в учебном процессе на физико-математическом факультете разработаны программа и тематическое планирование спецкурса «Гуманитарные аспекты математики», а также дидактические материалы по его проведению.

Экспериментальная проверка подтвердила эффективность вводного курса в профессиональной подготовке учителя, направленного на расширение его гуманитарного мышления, формирование профессиональных умений будущего учителя. Разработанное дидактическое средство дает возможность расширить гуманитарную составляющую математического содержания учебных дисциплин, организовать способы работы с этим содержанием и тем самым способствует гуманитаризации процесса подготовки будущего учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Б. Гуманитаризация образования как один из основных принципов обучения математике, http: //www.pomorsu.ru /scitntificlife /library/sbornic 1/article 63.htm.
  2. H.A. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1997. — 216с.
  3. В. И. Для чего мы изучаем математику? // Квант, 1993. -№½. С.5−15.
  4. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200с.
  5. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 444с.
  6. М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Алконст, 1994, — 172с.
  7. Е. Готфрид Лейбниц и философский камень // Новый Акрополь, 2002. № 3. — С.48−53.
  8. ИЛ. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): Дисс. .д-ра пед. наук, Новосибирск, 2000. — 351с.
  9. Ю.Н. Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе в системе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис.. д-ра. пед наук. М., 1998. — 40с.
  10. Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты / Под ред. А. Г. Барабашева. М.: Янус-К, 1997. -400с.
  11. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. -413с.
  12. Е.В. Гуманитарная парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. -С.11−14.
  13. Е.К. Культурологический аспект содержаниясовременного образования / Материалы третьей к Всероссийской научно-практической конференции
  14. «author»>Борзенко Е.К. ".И жар холодных числ": методическиерекомендации и дидактические материалы по курсу «Гуманитарные аспекты математики». Бийск: НИЦ БТТГУ им. В. М. Шукшина, 2002. — 118с.
  15. Э.К. Обучение математике в личностноориентированной модели образования // Педагогика. 2000. ^ -№ 10. — С.45−48.
  16. Н. Очерки по истории математики. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. 292с.
  17. С.Н. Математическое и гуманитарное образование: общееи особенное, http: //www/mccme/ru/conf2000/.
  18. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808с.
  19. А.А. Контекстное обучение и становление новойобразовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 41с. (Научные труды, выпуск 2).
  20. Г. А., Кулакова И. В. Диагностика качества обучения всистеме дополнительного профессионального образования. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 118с.
  21. В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.-359с.
  22. Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М.: госуд. изд-во физ-мат лит-ры, 1960. — 467с.
  23. Н.Я. Функция в природе и технике. М.: Просвещение, 1978, — 192с.
  24. Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты // Математика в школе. 1988. -№ 4. — С.7−14.
  25. С.В. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания // Альма матер. 2001. — № 12. — С.22−24.
  26. Волошинов А. В Троица Андрея Рублева: геометрия и философия // Человек. № 6.
  27. А.В. Математика и искусство. 2-е изд., дораб. и доп. -М.: Просвещение, 2000. 399с.
  28. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.
  29. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496с.
  30. Г. И. История математики в школе: 9−10кл. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 351с. ^ 41. Ги еден ко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессеобучения математике. М.: Просвещение, 1982. — 144с.
  31. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.260с.
  32. В.И., Ефремов Л. Г. Гуманитаризация инженерногообразования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности // Альма матер 1999. — № 9. — С.34−38.
  33. Государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования. Специальность 32 100.00 Математика с дополнительной специальностью. М., 2000.-22с.
  34. Гуманитарный потенциал математического образования в школеи педвузе // Математика (Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»). -ir 1996. -№ 47. -С. 1−3.
  35. В.В. Виды обобщений в обучении (Логикопсихологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 423с.
  36. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.- 544с.
  37. МД. Методические основы построения опережающегокурса физики основной школы. Челябинск: ЧГПУ, 1996. -241с.
Заполнить форму текущей работой