Ментальные карты или Интеллект-карта
Её преимущества: в отличие от схем свободна, рождаются ассоциации, образы, легко сворачивается и разворачивается, постепенно ребенок научится сам составлять такие ИК и при помощи них вспоминать и строить свою речь по заданной теме. Возникшие образы являются своего рода якорями, которые цепляются за главные мысли. Практический материал можно использовать как образец для создания собственных… Читать ещё >
Ментальные карты или Интеллект-карта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Применяя этот приём, я поняла, что использование интеллект-карт возможно и очень рационально начинать с младшей школы, потому что — интеллект-карты помогают эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты помогают не только выдавать материал или запоминать его, икать пути решения задачи, а в процессе работы с ними (это собственное составление карт или работа с уже созданными картами), у детей задействованы не только мышление, память, восприятие, но и воображение. Интеллект-карты обладают наглядностью, что облегчает работу с материалом для младших школьников.
В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».
Я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности. Данный приём помогает научиться говорить и мыслить.
Эффективность использования данной методики связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие — за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Для более эффективного применения данного приёма обучения мы с ребятами следуем трём принципам: «Принимай» «Применяй» «Приспосабливай».
Сначала учащиеся внимательно изучили все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
В первую очередь их привлекли следующие свойства интеллект-карт:
- § Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- § Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- § Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- § Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- § Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- § Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
А также учащиеся увидели преимущества интеллект-карт перед другими методами:
Пишем:
- § с удовольствием
- § быстро
- § мало
Видим:
- § взаимосвязи
- § структуру изложения материала
- § логику
Развиваем:
- § мышление
- § память
- § воображение
Задействуем:
- § весь потенциал
- § творчество
Запоминаем:
- § сразу
- § много
- § качественно
Мы с моими учениками только недавно начали создавать ИК. Но уже скоро и они и я, и родители увидели всю уникальность данного метода.
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
- · отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития
- · приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
- · практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы на уроках обобщения знаний.
Приём интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- · изучение нового материала
- · закрепление материала
- · обобщение материала
- · написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- · подготовка проекта, презентации
- · аннотирование
- · конспектирование
Например с помощью интеллект-карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение А. С. Пушкин «ОСЕНЬ».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -;
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Опыт работы показал, что использование метода интеллект-карт в процессе обучения даёт учащимся огромные возможности:
- § осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
- § улучшать все виды памяти
- § развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
- § обогащать словарный запас
- § повышать работоспособность
Использование приёма ИК дает возможность учителю:
- § повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
- § развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- § активизировать деятельность
- § выявлять причины когнитивных затруднений
- § корректировать знания учащихся
Её преимущества: в отличие от схем свободна, рождаются ассоциации, образы, легко сворачивается и разворачивается, постепенно ребенок научится сам составлять такие ИК и при помощи них вспоминать и строить свою речь по заданной теме. Возникшие образы являются своего рода якорями, которые цепляются за главные мысли.
Работая над реализацией задачи формирования классного сообщества, внутри которого ребенок может сотрудничать с другими детьми, выдвигать и обсуждать свои собственные предложения, принимать коллективные решения мне помогают интерактивные технологии — обучение в диалоге, работа в парах и группах.
Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом пространстве ученикам проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применяя интерактивные технологии на уроке, я стараюсь максимально включить учеников в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.