Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование ценностных основ информационной культуры — сложный процесс, который зависит как от внутренних, так и от внешних факторов развития личности старшеклассника. К внутренним факторам относятся ценности, мотивы, устремления, установки, взгляды, интересы, ценностные ориентации, особенности характера и темперамента личности учащегося, в то время как к внешним можно отнести требования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКА
    • 1. 1. Проблема формирования информационной культуры в педагогике, философии, культурологии
    • 1. 2. Содержание и структура ценностных основ информационной культуры старшеклассника
    • 1. 3. Модель ценностных основ информационной культуры старшеклассника
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКА
    • 2. 1. Информационные технологии в формировании ценностных основ информационной культуры старшеклассника
    • 2. 2. Структура модели формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника
    • 2. 3. Организация опытной работы по формированию-ценностных основ информационной культуры старшеклассника
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития цивилизации представляет собой по существу глобальную информационную революцию, которая отмечается переосмыслением многих ценностей, и, в том числе, ценности самой информации. В этом аспекте становится значима педагогическая проблема формирования ценностных основ информационной культуры подрастающего поколения.

Ценностью информации являются знания, основанные на развитии личности и общества в целом. Ценностные основы информационной культуры несут в себе смысловую нагрузку жизни общества и направляют его на непрерывное преобразование. Данное обстоятельство характеризует ценностные основы информационной культуры как особую аксиологическую и смысло-жизненную категорию, определяющую социально ответственное поведение личности. Осмысление обществом ценностных основ информационной культуры способствует благоприятному общественному прогрессу.

Необходимость формирования ценностных основ информационной культуры учащихся старших классов обусловлена возросшими объемами информации. Поэтому сегодня следует рассматривать формирование ценностных основ информационной культуры личности старшеклассника как одну из приоритетных задач современного образования, поскольку именно подрастающее поколение оказалось наименее защищенным в процессе преобразования окружающей действительности.

Актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между:

— кардинальными изменениями, происходящими на этапе перехода от индустриального общества к информационному, предполагающему такие качества современной личности, как высокая информационная культура, и отсутствием научно обоснованной модели, обеспечивающей персонализацию ценностных основ информационной культуры современной личности;

— возросшей в обществе потребностью в личностях, ориентированных на общекультурные ценности в процессе информационной деятельности, и ограниченными возможностями формирования таких личностей в средней общеобразовательной школе;

— осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и невысоким уровнем знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельности.

С учетом данных противоречий была поставлена проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, способствующих формированию ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника».

Цель исследования — определение и научное обоснование педагогических условий формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

Объект исследования — образовательный процесс в современной школе.

Предмет исследования — процесс формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

В соответствии с целью исследования и на основе анализа проблемы в теории и практике школьного образования была сформулирована гипотеза исследования, согласно которой формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника будет успешным при организации следующих педагогических условиях:

— процесс формирования ценностных основ, информационной культуры старшеклассника должен основываться на системе принципов, форм, методов и средств, способствующих развитию информационной ценностно-ориентированной деятельности старшеклассника с учетом ее индивидуальности;

— объем самостоятельной работы учащихся должен увеличиваться за счет применения в процессе обучения активных методов (имитация деятельности на тренажере, поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и заданий творческого характера в информационной деятельности;

— в обучении должен использоваться междисциплинарный, модульный, дополнительный курс «Информационная культура», содержание которого разрабатывается с учетом требований современного образования, индивидуальных интересов и ценностных ориентаций личности старшеклассника;

— в ценностно-ориентированной информационной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования в целях самосовершенствования должны использоваться новые информационные технологии.

Сформулированные проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Уточнить понятие «информационная культура старшеклассника» с позиции аксиологического подхода.

2. Определить содержание и структуру ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

3. Выявить критерии и уровни сформированное'&tradeценностных основ информационной культуры старшеклассника.

4. Разработать модель формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

5. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, при которых наиболее успешно осуществляется формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

Теоретико-методологической основой исследования являются: аксиологический подход в культурологии, философииположения о ведущей роли деятельности в формировании личностиидеи синер’гетического подходавзаимозависимость развития культуры общества и личностиединство теории и практикиосновные положения возрастной психологииидеи личностного ценностно-ориентированного подхода в организации педагогического процессаидеи педагогики сотрудничестваисследования в области информатизации образования.

Исходными теоретическими позициями выступают идеи аксиологического подхода в философии (А.И. Арнольдов, М. С. Каган, C.JI. Рубинштейн и др.) — положения о системности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина и др.) — теория личностно-ориентированной педагогики (Ш.А. Амонашвили, Г. К. Селевко, Г. Е. Сенькина, И. С. Якиманская и др.) — основные положения возрастной психологии (Н.Е. Щуркова, Л.И. Бо-жович, П. Я. Гальперин и др.) — положение об организации самостоятельной познавательной деятельности (В.В. Гузеев, JI.B. Жарова, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, В.Г. Разумовский) — идеи модульного обучения (С.Я. Батышев, П. И. Третьяков, П. А. Юцявичене, Т.И. Шамова) — изучение феномена информационной культуры (М.Г. Вохрышева, Л. У. Глухова,.

A.А. Гречихин, И. Г. Овчинникова, И.Г. Хангельдиева) — положения об экономической культуре и деятельностном подходе в исследовании аксиологических категорий (Т.В. Боровикова) — исследования в сфере информатизации общества и образования (Р.Ф. Абдеев, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов,.

B.А. Извозчиков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, И. В. Роберт, Н. М. Розенберг, Г. Е. Сенькина, А. Д Урсул).

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, философской, психологической литературы по проблеме исследованиянаблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности учащихсяпедагогический экспериментметоды математической статистики при обработке результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные учреждения: средние школы № 11, 14, 31, 40 г. Смоленска и Смоленский гуманитарный университет. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 120 учащихся 10 — 11-х классов. Эксперимент осуществлялся в ходе обучения информатике.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2002 — 2003) — теоретический анализ исследуемой проблемы. Анализ литературных источников по проблеме исследования. Определение предмета, объекта, целей и задач исследования.

Второй этап (2003;2006) — разработка программы опытно-экспериментальной работы. Была определена гипотеза исследования. Проведен констатирующий и формирующий этап педагогического эксперимента. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования ценностных основ информационной культуры учащихся старших классов.

Третий этап (2006 — 2008) — анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в результате формирующего этапа эксперимента. Оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

1. Уточнено понятие информационной культуры учащегося старших классов с позиции аксиологического подхода, определяющее направленность личности с учетом ее индивидуальности на усвоение и критичное осмысление ценности информации как знаний в целях ее самосовершенствования.

2. Определено содержание ценностных основ информационной культуры старшеклассника, представляющее гармоничную систему знаний, умений и навыков личности старшеклассника, индивидуализирующую непрерывный процесс усвоения ценности знания в целях самосовершенствованияопределена структура ценностных основ информационной культуры старшеклассника, представляющая единство трех компонентов: когнитивного, ценностно-познавательного, коммуникативно-деятельностного.

3. Выделены критерии (информационная активность, информационная осознанность, информационная коммуникативность, информационное мышление, информационная готовность) и уровни (допустимый — низкий, оптимальный — средний, критичный — высокий) сформированное&tradeценностных основ информационной культуры старшеклассника.

4. Разработана и научно обоснована модель формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника, основными компонентами которой являются цель, содержание, формы, методы, состав, структура и взаимозависимость компонентов.

5. Определены педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования ценностных основ информационной культуры учащихся старших классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают мир педагогических идей и научных представлений о сущности и содержании ценностных основ информационной культуры старшеклассникав выявлении модели формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника, определяющих непрерывный процесс усвоения и критичное осмысление ценности информации как знанияв научном обосновании педагогических условий, способствующих успешному процессу формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника. Автором разработаны теоретические основы, содержание, модель ценностных основ информационной культуры учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения педагогического процесса формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника, включающего в себя систему активных методов обучения, представленных в специализированном элективном курсе «Информационная культура" — в определении критериев формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника (информационная активность, информационная осознанность, информационная коммуникативность, информационное мышление, информационная готовность) и уровней их сформйрованности (допустимого, оптимального, критичного). Практический материал представляет собой методическую основу для создания системы формирования ценностных основ информационной культуры учащихся всех возрастов, вносит вклад в разработку образовательных программ по развитию ценностных основ информационной культуры, активной жизненной: позиции и социально ответственного поведения личности в социуме. Предлагаемые методические разработки могут быть использованы учителями школ и преподавателями вузов, осуществляющими целенаправленный процесс формирования ценностных основ информационной культуры молодежи.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, соответствием методов исследования его целям и задачамлогикой теоретического и экспериментального исследованияразнообразием методов исследованиядостаточным объемом выборки и корректной статистико-математической обработкой результатовопытной проверкой гипотезыапробацией и внедрением результатов исследования в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационная культура старшеклассника — это направленность личности на усвоение и критичное осмысление ценности информации как основы развития с учетом индивидуальных интересов и ценностных ори-ентаций старшеклассника.

2. Содержание ценностных основ информационной культуры старшеклассника представляет гармоничную систему знаний, умений и навыков личности старшеклассника, опосредованную индивидуальным смыслом получения знаний в информационном пространстве и способствующую ценностному самоопределению и самосовершенствованию личности старшеклассника. Определена структура ценностных основ информационной культуры старшеклассника, представляющая единство трех компонентов: когнитивного, ценностно-познавательного, коммуникативно-деятельностного, которые выстраивают систему ценностных ориентаций личности старшеклассника, определяющих непрерывный процесс усвоения и критичное осмысление ценности информации как знаний.

3. В качестве критериев формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника целесообразно определить: информационную активность (степень устойчивости информационных потребностей и интересов личности старшеклассника), информационную осознанность (умение личности старшеклассника осознать то, что ценность информации — это знание), информационную коммуникативность (готовность и способность личности старшеклассника к общению в информационной среде в соответствии с общепринятыми нормами и правилами), информационное мышление (способность личности старшеклассника критично мыслить в информационном пространстве), информационную готовность (умение личности старшеклассника применять современные компьютерные и информационные технологии для поиска, хранения, анализа и передачи критично осмысленной информации). От степени проявления вышеизложенных критериев зависит уровень формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника: допустимый — низкий (информационная ценностно-ориентированная направленность личности старшеклассника находится в стадии формирования, у нее слабое представление о ценности информации как знания, ее значимости, она слабо владеет методами анализа и синтеза информации), оптимальный — средний (формируется система ценностно-познавательного характера направленности личности старшеклассника, умение оценивать значимую, познавательную, качественную сторону информации как знаний), критичный — высокий (отличается индивидуальным критичным осмыслением ценности информации как знания и характеризуется наличием устойчивых интересов и потребностей в информации как основы развития, осознанием познавательно-ценностной стороны информации, объемного тезауруса в информационном пространстве).

4. Модель формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника представляет собой единство цели, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств современного обучения, обеспечивающих процесс усвоения ценностных основ информационной культуры и определяющих развитие личности старшеклассника, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

5. Основные педагогические условия процесса формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника: применение принципов, форм, методов и средств обучения, способствующих индивидуальному критичному осмыслению ценности информации, как основы развитияувеличение роли самостоятельной работы учащихся за счет применения в процессе обучения активных методов (имитация деятельности на тренажере, поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и заданий творческого характеравнедрение в учебный процесс модульного дополнительного курса «Информационная культура" — использование новых информационных технологий в информационной ценностно-ориентированной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования в целях их самосовершенствования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования посредством личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы в 10 — 11-х классах средних школ № 11, 14, 31, 37, 40 города Смоленска. Основные положения исследования получили одобрение на заседании кафедры педагогики Смоленского государственного университета (2008) — на ежегодных научно-практических конференциях студентов и преподавателей Смоленского государственного педагогического университета (2005;2007) — на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях «Кирилло-мефодиевские чтения» Смоленского гуманитарного университета (20 062 008) — на межвузовских научно-практических конференциях «Особенности формирования информационной культуры в организации дистанционного обучения», Смоленск, 2006; на ежегодных межрегиональных научно-практических конференциях, проводимых Администрацией Смоленской области («Сочетание традиционной и дистанционной формы обучения — одно из средств формирования информационной культуры учащихся старших классов», Смоленск, 2008; «Аксиологический подход к определению информационной культуры личности», Смоленск, 2008) — на Всероссийской научно-практической конференции «Генезис понятия «информационная культура», Смоленск, 2007; в научном журнале «Вестник ЧГПУ» из списка ВАК Челябинского государственного педагогического университета «Формирование информационной культуры личности», Челябинск, 2008; в ежегодном журнале «Вестник СГУ» Смоленского гуманитарного университета «Саморазвитие личности в процессе дистанционного обучения», Смоленск, 2005.

Материалы исследования предоставили основу для разработки учебно-воспитательной программы специализированного курса по формированию ценностных основ информационной культуры учащихся старших классов «Информационная культура».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Формирование ценностных основ информационной культуры — сложный процесс, который зависит как от внутренних, так и от внешних факторов развития личности старшеклассника. К внутренним факторам относятся ценности, мотивы, устремления, установки, взгляды, интересы, ценностные ориентации, особенности характера и темперамента личности учащегося, в то время как к внешним можно отнести требования, предъявляемые к личности выпускника современным обществом, государством,' особенности социальной среды и уровень информатизации, гуманизации и демократизации системы образования. Большую часть своего времени учащиеся проводят в школе, поэтому именно на школу возлагается ответственность за тот промежуточный результат развития, который будет иметь старшеклассник при выпуске: уровень знаний, умений и навыков, способность адаптироваться в условиях реального мира, готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

2. Процесс формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника — это непрерывный и целенаправленный процесс. Для того, чтобы направить усилия учащихся и педагогов в единое русло нами была разработана модель, в которой представлены в единстве принципы, формы, методы и средства формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассников, учитывающие индивидуальные особенности каждого учащегося. Содержательной основой данной модели. является углубленный модульный дополнительный курс информационно — культурологической направленности. Эффективность функционирования данной модели будет зависеть от выполнения ряда педагогических условий, которые касаются проблем выбора педагогических технологий обучения, вопросов информатизации школы, а так же компетентности преподавателей.

3. Повышение уровня ценностных основ информационной культуры старшеклассника, формирование устойчивых интересов и навыков в сфере новых информационных технологий, увеличение роли самостоятельной, поисковой, творческой активности старшеклассников, .создание условий для самоопределения и самореализации учащихся — это задачи, решаемые в процессе изучения разработанного и апробированного нами углубленного модульного курса «Информационная культура».

4. Разработанная нами программа курса «Информационная культура» позволяет проектировать и вносить своевременные коррективы в индивидуальную образовательную траекторию развития старшеклассника.

5. Результаты проведенного нами эксперимента показывают, что разработанная модель формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассников, при соблюдении выделенных условий ее успешного функционирования, действительно эффективна. В экспериментальных группах уровень ценностных основ информационной культуры старшеклассника выше, чем в контрольных: 36% одиннадцатиклассников экспериментальных групп обладают критичным (высоким) уровнем ЦОИК, в то время как в контрольных группах этот показатель не более 24%. Достоверность полученных результатов подтверждается статистикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процессы информатизации, охватившие все сферы жизнедеятельности современного общества (образование, экономику, культуру, науку), стали причиной обострения многих противоречий. Поскольку, сегодня образование входит в число глобальных проблем человечества, и именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации, выявление этих противоречий и их разрешение становится задачей огромной важности.

К числу наиболее значимых противоречий, связанных с процессами информатизации и имеющих место в сфере общего образования, относятся противоречия между кардинальными изменениями, происходящими на этапе перехода от индустриального общества к информационному, предполагающему такие качества современной личности, как высокая информационная культура, и отсутствием научно обоснованной модели, обеспечивающей пер-сонализацию ценностных основ информационной культуры современной личностивозросшей в обществе потребностью в личностях, ориентированных на общекультурные ценности в процессе информационной деятельности, и ограниченными возможностями формирования таких личностей в средней общеобразовательной школеосознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и невысоким уровнем знаний, умений и навыков к осуществлению данного вида деятельности.

Проведенное исследование показало, что разрешение всех указанных противоречий возможно в рамках формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника в условиях современного образования.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Конкретизация основных закономерностей генезиса понятия «информационная культура» и уточнение понятия «информационная культура старшеклассника» на основе анализа научной литературы по проблеме исследования показали, что сложность определения данного феномена заключается в двойственности его природы. Понятие «информационная культура» основано на двух универсалиях: «информация» и «культура». Этот факт стал причиной того, что исследование данного явления проводится в рамках многих наук. Также, мы пришли к выводу о недооценки ценностного основания информационной культуры. Поэтому, проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы пришли к заключению, что информационная культура старшеклассника — это направленность личности на усвоение и критичное осмысление ценности информации как основы развития с учетом индивидуальных интересов и ценностных ориен-таций старшеклассника.

2. Анализ знаний, умений и навыков, необходимых для формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника и исследование специфики условий обучения в условиях современного образования, позволили уточнить структуру и сущность ценностных основ информационной культуры старшеклассника.

В результате проведенного анализа мы пришли к следующему выводу: важное место в информационной деятельности старшеклассника занимает ценностно-ориентированная деятельность, выраженная в ответственном, критично осмысленном и ценностном отношении к полученной информации как знанию и возможности ее применения для саморазвития и самосовершенствования.

3. На основании полученных научно-обоснованных выводов были определены критерии и уровни сформированности ценностных основ информационной культуры старшеклассника. Разработана модель формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассников. Она явилась теоретической основой для организации опытно-экспериментальной работы со старшеклассниками, муниципальных средних школ № 11, 14, 31, 40 г. Смоленска, в которой приняли участие 120 старшеклассников.

4. Разработана модель, которая определила цель, задачи, педагогические условия формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника, её содержание, методы, формы и средства, а также критерии оценки результатов деятельности учащихся. В соответствии с разработанной моделью были выявлены следующие педагогические условия эффективности данного процесса:

— используются новые информационные технологии в ценностно-ориентированной информационной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования в целях их самосовершенствования;

— процесс формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника основывается на системе принципов, форм, методов и средств, способствующих развитию информационной ценностно-ориентированной деятельности личности с учетом ее индивидуальности;

— увеличивается роль самостоятельной работы учащихся за счет применения в процессе обучения активных методов (имитация деятельности на тренажере, поисковая лабораторная или практическая работа, лабораторные и практические работы по инструкции) и задания творческого характера в информационной деятельности;

— используется в обучении дополнительный курс «Информационная культура», содержание которого подбирается с учетом требований современного образования, индивидуальных интересов, ценностных ориентаций и способностей учащихся.

5. Реализация предложенной нами модели в ходе педагогического эксперимента позволила решить следующие задачи:

— сформировать индивидуальную направленность старшеклассников на усвоение и критичное осмысление ценности информации как знания;

— сформировать у старшеклассников стремление к творческому саморазвитию и самосовершенствованию.

Результаты педагогического эксперимента показали, что самые значительные изменения отмечены на оптимальном (среднем) и критичном (высоком) уровнях ценностных основ информационной культуры старшеклассника за счет увеличения объема информационных знаний старшеклассников и формирования у них информационного тезауруса. Формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника — это единый, целостный и взаимосвязанный процесс, а значит, развитие этого компонента информационной культуры оказало положительное влияние на формирование других ее компонентов.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника. Дальнейшего изучения требуют вопросы содержания ценностных основ информационной культуры старшеклассника, необходима более тщательная разработка форм, методов и средств организации педагогической деятельности, направленной на формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника. Недостаточно изучены также вопросы психолого-педагогической диагностики процесса формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника. Данная тема предоставляет широкие возможности для: уточнения самого понятиявыделения особенностей формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника с использованием других педагогических технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.:ВЛАДОС. 1994.-336 с.
  2. В.Н. Современные электронные учебные издания: принципы организации и внедрения. М.:МГУР, 2003 236 с.
  3. В.Н. Электронная книга: Новое средство социальной коммуникации. М., 1997. 231 с.
  4. Ю.А. Информационная культура // НТИ. Сер.1. 1999, № 3. С. 10 12. ¦ ,
  5. В. О принципах создания вузовских учебников // Высшее образование в России. 1996. № 2. С. 122 126.
  6. В. Информатизация: Приобретения и утраты // Высшее образование в России. 1999, — № 5, — С.89−92
  7. Г. Н. программированное обучение и новые информационные технологии обучения //Информатика и образование. 1993. № 5. С. 7−24.
  8. Г. Н. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании / Г. Н. Александров, Н. И. Иванкова, Н. В. Тимошкина, Т. Л. Чшиева //Education Technology & Society 3(2) 2000. pp. 134−149
  9. E. Компьютеризация и дидактика: Поле взаимодействия / Е. Аленичева, В. Езерский, А. Антонов // Высшее образование в России. 1999, -№ 5, — С.83−88
  10. Е.В. Этапы создания электронного учебника / Е. В. Аленичева, П. В. Монастырев //Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 103 105.
  11. Л.И. Роль новых компьютерных технологий в формировании информационной культуры детей и юношества / Л. И. Алиферова, С. Н. Руфанова //Науч. и техн. б-ки. 1998. № 2. С. 155 160.
  12. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /
  13. Ш. А. Амоношвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1995.-496 с.
  14. . Г. Избранные психологические- труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М: Педагогика. 1980.- Т. 1. — 232 с.
  15. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.:РАО, 1999. -204 с.
  16. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 318 с.
  17. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. -567 с.
  18. В.Н. Эвристическое программирование учебно-иследовательской деятельности.М.: Высш.шк., 1981.- 239 с.
  19. С.С. Информационность критерий содержательности духовных ценностей //Социально-полетический журнал. 1998.№ 2.С.79−93.
  20. А.К. Информационное общество. Основы информационной культуры: Учеб. пособие по курсу «Введение в информатику» / А. К. Антонов. М. 2000. — 138 с.
  21. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования /Высшее образование в России. 1994.№ 1. С.82−89.
  22. С.Г. Информационное мировоззрение // Проблемы информационной культуры. Сб.ст. Вып.З. Информационное мировоззрение и информационная культура. М. Д996.С.25−32.
  23. С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. Вып.З.-М.: 1996.-С.23−28
  24. С.Г., Тюрина Л. Г. Учебник как проблема // Университетская книга.2001.№ 1.С.26−30.
  25. А.И. Информация общечеловеческая ценность // Проблемы информатизации культуры: Сб. статей. — Вып. 3. — М.: 1996. — С. 13 -24
  26. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  27. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. Учеб.- метод, пособие. М.: Высш. Школа, 1980.-368с.
  28. А. Г. Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. -М.: Изд- во МГУ. 1990. 367 с.
  29. А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества. Дис. канд. пед. наук/ A.M. Атаян. Владикавказ. 2001.- 185 с.
  30. А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества // Бюллетень ВИУ.2001. № 1(7) 09.2004г.
  31. В. Г. О системном подходе в социальном познании / В. Г. Афанасьев. //Вопросы философии. 1973. — № 6. — С. 98−111.
  32. В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Наука. 1981. — 212 с.
  33. Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. Вып.8.М. .-Просвещение, 1980.С. 17−33.
  34. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:Педагогика, 1989.-5 60с.
  35. О.А. Особенности компьютеризации учебного процесса электрон, ресурс. / О. А. Бабич. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http ://www.rusnauka. com/Article/PC/13 .html
  36. Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. -М.: Наука. 1985.-С. 5.
  37. С.Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.1997.
  38. B.C. Педагогика: Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во ЕИПУ, 1996. — 344 с.
  39. В.Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изделий.М.:Книга, 1986.-286с.
  40. В.Г. О функциональном подходе к оценке школьных учебников / В. Г. Бейлинсон, Д. Д. Зуев // Проблемы школьного учебни-ка.Вып.5.М.- Просвещение, 1977.С.42−54.
  41. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук / В. А. Беликов. Челябинск, 1995. — 43 с.
  42. Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения. Афтореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск 2000.
  43. П.В. Компьютерная компетентность в контексте лично-стноориентированного обучения // Педагогика. 2003 .№ 4.С.41−45.
  44. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Педагогика. 1996. — 336 с.
  45. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика. 1989. — 192 с.
  46. В.П. Теория учебника: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.-160с.
  47. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж. Изд-во Воронеж. Ун-та, 1977.-304с.
  48. Бешенков С. А. Информатика. Систематический курс / С. А. Бешенков., Н. В. Кузьмина, Е. А. Ракитина. М.:Бином, 2002.-200с.
  49. Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989.№ 6.С.31−42.
  50. И.В. Проблемы целостности и системный подход. / М.:Эдиториал УРСС.1997−448с.
  51. Блинова Е. К. Принципы организации электронных учебных пособий по истории архитектуры // Университетская книга.2003.№ 3.С. 16−20.
  52. В.И. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности / В. И. Богословский // Наука и школа. 1999.-№ 6.-С. 35−40.
  53. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы //Педагогика. 1997. № 2. С.14−20.
  54. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: МПА. 1995. — 212 с.
  55. Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания. //Педагогика. 2001 № 1. С. 14−24.
  56. В.П. Философия образования / В. П. Борисенков,
  57. B.В. Краевский, В. О. Кутьев, Я. С. Турбовский // Педагогика. 1995. — № 4.1. C.3−10.
  58. Т.В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников: Автореф. докт. пед. наук / Т. В. Боровикова. Ярославль. 2000. — 37 с.
  59. Т.В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры / Т. В. Боровикова //Актуальные проблемы философии, культуры //Армагеддон. М. — 1999. — № 2. — С. 109−116.
  60. Брановский Ю. С, Беляева А. Работа в информационной среде //высшее образование в России. 2002. № 1. С. 81−87.
  61. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук / Брановский Ю. С. М. 1996. — 37- с.
  62. М. Информатика. Ч. 1: Основополагающее введение / М. Брой. М.: Диалог-МИФИ. 1996. — 299 с.
  63. П.Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. М.:Книга, 1987.-158.I
  64. Буланова-Топоркова М. В. Интеграция информационной и гуманитарной культур в образовательном процессе / М.В. Буланова-Топоркова // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. конф. — Краснодар. 1996.
  65. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Нижний Новгород, 1991.-138 с.
  66. О.А. Создание службы информатизации в школе / О. А. Вайсман, H. J1. Демкина // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№ 9.-С. 71−75.
  67. О.А. Функции заместителя директора школы по информационным технологиям / О. А. Вайсман // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004. — № 6. — С. 13−17.
  68. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура: Сб.научн.тр. Новосибирск, 1990. — С. 24−49.
  69. Е. П. Общество знания / Е. П. Велихов. // «Мир связи и информации» CONNECT.- М. 1996. — сент.-окт.
  70. Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине: Пер. с англ. /Под ред. Г. Н. Пивоварова. М.: Наука, 1983. — 343 с
  71. В.А., Скворцов JI.B. Культура и информация / В. А. Виноградов, JI.B. Скворцов. // Теория и практика общественно-научной информации. М. — 1992. — № 2. — С. 10.
  72. Н.К. Вопросы теории стоимости и полезности. Вологда: ВоГТУ, 2000. 185 с.
  73. Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального: Автореф. дис. канд. филос. наук / Н. А. Водопьянова. Ставрополь. 2001. — 19 с.
  74. Г. Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Молодая гвардия. 1990. — 255 с.
  75. Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. -М.: Молодая гвардия. 1988.- 3 03с.
  76. М.Г. Информация и культура: векторы синтеза //Межд. Науч. Конф. «Информационная среда региона как условия формирования информационной культуры личности». Самара, 1999 — http://netrover.narod.ru/influct 09/2004 г.
  77. JI. С. История развития высших психических функций / JI.C. Выгодский // Выготский JI. С. Собр. соч. М. Педагогика. 1983. — Т. 8.- 328 с.
  78. Выготский JI. C Проблемы культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1991. № 4. С.5−18.
  79. JI.C. Психология развития как феномен культуры: Избр. психол. труды / JI.C. Выгодский / Под ред. М. Г. Лрошевского. -М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. -512с.
  80. JI.C. Развитие высших психических функций / JI.C. Выгодский. М.: Педагогика. 1960.
  81. О.С. Базовая культура и самоопределение личности / О. С. Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологическиепроблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана М.: Изд-во АПН СССР. 1989.-348 с.
  82. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. М. 1978.
  83. Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации рынка / Н. И. Гендина // Информационные ресурсы России. 2001. — № 2. — С. 22−25.
  84. Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие 2-е изд., перераб. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова — М.: Школьная библиотека. 2003. — 296 с.
  85. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика. 1987. — 264 с.
  86. .С. Философия образования: Учеб. пособ. для высш. и сред. пед. вузов / Б. С. Гершунский М.: Флинта. 1998. — 428 с.
  87. СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / СИ. Гессен- Отв. ред. и сост. ПВ.Алексеев. М.: Школа-Пресс. 1995. -448 с.
  88. Л.У. Формирование основ информационной культуры у учащихся 5−7 классов в процессе обучения информатике: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. У. Глухова. Чебоксары. 1999. — 16 с.
  89. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.- 552 с.
  90. С. С. Творчество как философская проблема / СС. Гольдентрихт // Творчество и социальное познание. М.: МГУ. 1982. С. 39−57.
  91. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы / Горохов Ю. П., Жевнов И. И., // Высшее образование в России. 1994, —№ 1,-С. 20−29.
  92. ГОСТ Р 50 923 — 96 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования к производственной среде. Методы измерения.
  93. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика. 1977. — 136 с.
  94. А. А. Информационная культура: Опыт типологического определения / А. А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. /Под. ред. Ю. С Зубова, И. М. Андреевой. М. 1994. — С. 15.
  95. М. НЛП в педагогике / М. Гриндер, Л. Ллойд. М.: Институт общегуманитарных исследований. 2001. — 211 с.
  96. Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа / Груздев Г., Груздева В. // Высшее образование в России. 1996, -№ 1,-СП 7−121.
  97. В.В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. М.: Народное образование. 2001. — 128 с.
  98. В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. В. Гузеев // Народное образование. 2002. — № 9.
  99. B.C. Сущность культуры / B.C. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: изд. Ростовского ун-та. 1979. — 264 с.
  100. В. В. Принцип развития в психологии / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко //Вопросы философии. 1980. — № 12. — С. 47−60.
  101. У. Наступление информационного века / Дайзард У. // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. М.: Прогресс, 1986.-С.35−38
  102. В., Руденко Т., Серкова ' Н. Психологопедагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000, — № 3, С. 124−128
  103. А. Н. Реформы зарубежной школы / А.Н. Джурин-ский. М.: Знание. 1989. — 52 с.
  104. А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. М.: Издательский центр «Академия». 1998, — 176 с.
  105. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС. 2000. — 432 с. I
  106. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. -М.: Просвещение. 1982. — 319 с.
  107. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 28. 09. 2000. — С. 4−6.
  108. А. Современное информационное общество / Еляков А. // Высшее образование в России. 2001. № 4. С.77−85.
  109. Е.П. Концепция создания Развивающейся Автоматизированной Педагогической Системы (РАПС)' / Е. П. Емельченков, В. И. Мунерман, Г. Е. Сенькина. Смоленск: СГПУ. 2003. — 28 с.
  110. А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре / А. П. Ершов // Информатика и компьютерная грамотность / Отв. Ред. Б. Н. Наумов. М.: Наука. 1988. — С. 6−23.
  111. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов // ТКомму-нист. 1988.-№ 2.-С. 82.
  112. Г. А. Формирование информационной культуры у учащихся 10−11 ых профильных классов. Дис. канд. пед. наук / Г. А. Жаркова. -Ульяновск. 2001. 177 с.
  113. JI.B. Учись самостоятельности: Кн. для учителя / JI.B. Жарова М.: Просвещение. 1993. — 205 с.
  114. Закон РФ «Об образовании» Принят 13.01.1996 — № 12-ФЗ Электронный ресурс.: СПС КонсультантПлюс.
  115. JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. -М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  116. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М. 1986.
  117. О.В. Кому адресовано Обучение, основанное на информационных технологиях? / О. В. Зимина // педагогическая информатика. 2004. № 1. С.35−40.
  118. О.В. Инженерное образование в компьютеризированном обществе: новые ориентиры / О. В. Зимина, А. И. Кириллов / Проблемы методики и теории обучения. 2003.№ 7,8. С.68−71, С.69−73. .
  119. Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства /Н.Б. Зиновьева- Под ред. И. И. Горловой. Краснодар: Краснодар, гос. акад. культуры. 1996. -С. 141.
  120. Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. -М.: 1994. С.5−11.
  121. Ю.С., Петров В. М. Интеграция духовного мира личности и общества как задача информационного мировоззрения // Проблемы информационной культуры: Сб статей. М.: 1996. — Выпуск 3. — С. 13−24.
  122. В. А. Концепция педагогики информационного общества/ В. А. Извозчиков // Наука и школа. 1999. — № 1. — С. 41−45.
  123. Т.А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение. 1984. — 495 с.
  124. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М. 1972.
  125. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. 2-е изд. — М: Финансы и статистика. 1998. — 768 с.
  126. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев М.: Издательский центр «Академия». 2002. — 208 с.
  127. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений /Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. -2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера». 2001. — 512 с.
  128. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат. 1974. — 325 с.
  129. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. 1996.
  130. М.С. Философская теория ценности. Спб.: Петрополис, 1997.-205 с.
  131. В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием / В. Кардашев // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука. 1972. С. 208−219.
  132. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс- пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000. — 608 с.
  133. О.В. Формирование информационной культуры у студентов высших технических учебных заведений в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: Автореф.. канд. пед. наук / О. В. Киева. Брянск. 2001.-13 с.
  134. Н.С. Педагогические средства’развития информационной педагогической культуры преподавателя педагогического колледжа в едином информационном пространстве: Дис. канд. пед. наук / Н. С. Киндрат. Ростов на Дону, 2002 г. — 175 с.
  135. В.Г. Контуры системы образования XXI века // ИНФО. -2000,-№ 5.-С. 2−7.
  136. Л. Н. Цель и смысл жизни человека / JI.H. Коган. М.: Мысль. 1984.-252 с.
  137. Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. вйсш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Издательский центр «Академия». 2001.-256 с.
  138. К. К. Информатизация образования как фундаментальная проблема / К. К. Колин // Дистанционное образование. М. — 1998. — № 4.
  139. К. К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? / К. К. Колин // Библиотековедение. М. — 2001. — № 1. — С. 34 — 43.
  140. К. К. Формирование современного-естественнонаучного мировоззрения / К. К. Колин // Синергетика: человек и общество. М.: РАГС. 2000. — С. 16−25.
  141. К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. 1996, — № 2, — С.20−21.
  142. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К. К. Колин. М: Академический проект. 2000. — 350 с.
  143. Компьютерные технологии обработки информации /Под ред. С. В. Назарова. М: Финансы и статистика. 1995. — 248 с.
  144. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Принята 29.12.2001 распоряжением Правительства РФ № 31 756-р Электронный ресурс.: СПС КонсультантПлюс.
  145. В.А. Еще раз о термине «информатизация» // НТИ, Сер.1. 1994,—№ 8,-С.4−7.
  146. В.А. Информационное законодательство и информационное общество //НТИ, Сер.1. 1997, — № 1, — С.12−15.
  147. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» «Энциклопедия». 1994. — 576 с.
  148. К.Г. Проектирование средств информационных технологий обучения //Education Technology & Society'5(l)/ 2002/ рр.222−243.
  149. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин 5-е изд., доп. — М.: «Ось-89». 2000. — 224 с.
  150. А.А. Информатика в экспериментальных базисных учебных планах / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 2002. — № 2.
  151. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / А. И. Маркова, JI.A. Никитич, Н. С. Кривцова и др. Под ред. А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, 1995. 224 с.
  152. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов -на Дону: Изд-во «Феникс». 1997. — 240 с.
  153. Курс: современные информационные технологии и сети. Юнита 2. Современные информационные технологии и системы. М.: Современный гуманитарный университет. 1998. 88 с.
  154. М. Информатика и технология: Компоненты педагогического образования // ИНФО. 1991, — № 6, — С.3−8.
  155. О.Е. «Момент истины» в процессе модернизации / О. Е. Лебедев // Профильное обучение: Информационные материалы к региональной программе развития образования / Сост.: Л. М. Ванюшкина, Э. В. Ванина. СПб.: СПбАППО. 2005 — 162 с.
  156. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: АПН РСФСР. 1975. — 304 с.
  157. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981. — 584 с.
  158. В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002 / В. П. Леонтьев. М.: ОМЕГА — ПРЕСС. 2002. — 520 с.
  159. В.Е. Проблемное обучение в вузе как фактор формирования информационного мировоззрения /В.Е. Леончиков // Парадигмы XXI века: мировоззрение, информационная культура: Материалы международной научной конференции. Краснодар. 2002.- С. 339−401.
  160. И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лер-нер. М.: Знание. 1980.- 96 с.
  161. И. Я. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. М.: Знание. 1988.-81 с.
  162. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание. 1974−64 с. ' •
  163. Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачев. М.: Искусство. 2000. — 438 с.
  164. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития / Б. Ф. Ломов // психологический журнал. 1985. Томб. № 3. С.8−28.
  165. Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М. 1992. — 270с.176.а.Лыкова В. Я. Преемственно и гармонично: Преемственность в воспитании: монография /В.Я. Лыкова. — Смоленск: СГГТУ, 2001.
  166. В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис М. 1992. 52 с.
  167. Э. С. Системное исследование человеческой деятельности / Э. С. Маркарян // Вопросы философии. 1972. — № 10. — С. 77 — 86.
  168. Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методол. анализ) / Э. С. Маркарян. М.: Мысль. 1983. — 284 с.
  169. Материалы коллегии Министерства образования РФ // ИНФО. -1995.-№ 4, с. 7−82.
  170. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных.технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999. -173 с.
  171. Е.И. Компьютеризация обучения:' проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М. 1986. — 240 с.
  172. Е.А. Основы информационной .культуры / Е. А. Медведева // Социс. 1994.-№l 1 .-с.59.
  173. В.М. Культура как философская проблема / В.М. Межу-ев // Вопросы философии. 1982. — № 10. — С. 42−51.
  174. JI.B. Система формирования информационной культуIры студентов в учебном процессе. Дисс. .канд. Пед. Наук. Саратов, 2001.
  175. В. Ю. Информационная культура эпохи НТР / В. Ю. Милитарев, И. М. Яглом. Новосибирск: Наука. 1990. — 189с.
  176. В.Ю. Информатика и информационная культура / В.Ю. Милитарев//Советская педагогика. 1988.-№ 6.-С. 61−64.
  177. А.А. Гармония и дисгармония личности: Философско -этический очерк: Перевод. М.: Политиздат, 1990. — 221с.
  178. В.А. Информационная культура и способность рефлексии // Высшее образование в России. 1995, — № 4, — С.27−32.1
  179. А.В. Педагогические основы формирования естественнонаучной культуры в системе школа-вуз (на-примере профильных классов по экономике): Автореф. канд. пед. наук / А. В/ Муханова. Смоленск. 2003. — 18 с.
  180. С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 2004. — 384 с.
  181. В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995.-356 с.
  182. Национальная доктрина образования в РФ. Принята 4 октября 2000 г постановлением Правительства РФ от № 751 Электронный ресурс.:1. СПС КонсультантПлюс.
  183. JI.B. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: Автореф.. канд. пед. наук / JI.B. Нестерова. Брянск. 2003. — 19 с.
  184. Ф. Собрание сочинений / Ф. Ницше. В 2-х тт. М. 1990. -Т. 1.-892 с. Т. 2.-833 с.
  185. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия. 2000. 272 с.
  186. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. 2003. № 5. С.27−33.
  187. Обучение и развитие / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика. 1975.-440 с.
  188. И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / И. Г. Овчинникова. Магнитогорск. 1996. — 15 с.
  189. К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук / К. Р. Овинникова. Челябинск. 1999. -149 с.
  190. С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз. 1990.-921с.
  191. Основные направления социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу. Принята 26.07.2000 г. распоряжением Правительства РФ от № 1072- р Электронный ресурс.: СПС КонсультантПлюс.
  192. Пан С. Подготовка педагога профильной школы электронный ресурс. / С. Пан, Н. Криволапова, JI. Бобкова // Народное образование. № 1, 30 января 2004. Режим доступа к ст.: http://www.hse.ru/pressa2002
  193. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. 1988.608 с.
  194. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогическихвузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. — 602 с.
  195. Педагогическая культура гражданского общества: личность и система: Коллективная монография / Т. Е. Денисович, В. Н. Диденко, Т. М. Леонтьева, В. М. Петруленков. Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография». 2005. — 168 с.
  196. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. / С. Пейперт / М.: Педагогика, 1989. 292 с.
  197. А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры. 1998. — 376 с.
  198. Ю.А. Информационная культура. М.: Дрофа., 1995. -208с.
  199. М.М. Теория культуры. Конспект лекций / М. М. Петров. -М.: Михайлов. 2000. С. 64.1
  200. В.М. И все-таки выход есть! / В. М. Петруленков // Сельская школа. 1998. — № 1. — С.20−21.
  201. В.М. Сельской школе государственную поддержку /В.М. Петруленков // Вопросы образования. — 2000. — № 2. — С.4−7.
  202. В. М. Прогноз переоценки системы ценностей на рубеже XX и XXI в.в. / В. М. Пивоев. М.: МГУ. 1999. — 412 с.
  203. Е.В. Повышение компетентности учителей предметников в вопросах применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе Электронный ресурс. / Е. В. Погодина. I
  204. , ст. Режим доступа к ст.: http://rsi.altai.fio.ru/sectionb/2003/pogodina.htm
  205. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. доклад РФ на II Международном конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1−5 июля 1996 г. // ИНФО. 1996. — № 6.
  206. Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах.
  207. М.: Изд- во НЦ ЭНАС. 2004. 28 с.
  208. Программа развития образования в РФ на 2000−2005 г. Электронный ресурс.: СПС КонсультантПлюс.
  209. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Электронный ресурс. / Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» -Электрон, журн. Режим доступа журн.: http://www.ifap.ru/ofdocs/program.htm.
  210. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. М. 1975.
  211. А.И. Философия компьютерной революции. / А.И. Раки-тов М.: Политиздат, 1991.-286 с.
  212. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Ноосфера: Устойчивое развитие. Алма-Ата, 1996. — С.22−28.
  213. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие / Е. И. Рогов. М. 1998. — С. 15−17.
  214. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н. М. Розенберг // Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 33−38. ¦ .
  215. И.А. Дидактика. Серия «Среднее профессиональное образование» / И. А. Рудаков. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. — 256 с.
  216. С. JI. Основы общей психологии. Вт. 1, 2. М, Педагогика. 1989. -238с.
  217. В. Политические культуры и социальные изменения /В. Руковишников, Н. Халман, П. Эстер. М.: 1998. — 342 с.
  218. Руководство Р 2.2.2006−05 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
  219. .А. Концептуальные основы разработки новых информационных технологий формирования содержания, подготовки по информатике / Б. А. Сазонов. М.: НИИВО. 1994. — 80 с.
  220. СанПиН 2.2.2/2.4.1340−03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».
  221. СанПиН 2.2.4.1329−03 «Гигиенические требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей».
  222. Г. К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий. 2005. — 144 с.
  223. .А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков / Б. А. Семеновкер // Библиограф. 1994. -№ 1. — С. 12.
  224. Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер.1. Организация и методика информационной работы. -1994. № 1. — С. 2−7.
  225. Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство. 2001.-272 с.
  226. В.А. Качество и полезность: взаимосвязь и различия / В. А Сибирцев // Качество и полезность: пути повышения роста: Мат. Междун. Науч.-практ. Конф. 21−22 ноября 2002 г. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. -С.42−46.
  227. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1,995. — 481 с.
  228. Г. Л., Шошников К. Б. Феномен персональных ЭВМ: философско-методологический аспект // Вопросы философии. 1996, — № 6, -С.42−55.
  229. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1984. — 1600 с.
  230. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт. 1994.752с.
  231. С.Л. Педагогика для всех / С. Л. Соловейчик. М.: Просвящение. 1987.
  232. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин- общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М.:Политиздат. 1992. — 542 с.
  233. Т.Н. Словарь трактовки понятия «Информация» / Т. Н. Соснина, П. Н. Гончукова. 1997. — С.48.
  234. С. Г. Социализация человека / С. Г. Спасибенко // Социально- гуманитарные знания. 2002. — № 5. — С. 101−122.
  235. .Е. Компьютерные технологии в образовании: инструментальные системы педагогического назначения: Учебное пособие /Б.Е. Стариченко. Екатеринбург. 1997. — 108 с.
  236. Стратегия модернизации содержания общего образования. -— Принята 23.03.2001 г. постановлением Правительства РФ № 224 Электронный ресурс.: СПС КонсультантПлюс.
  237. Jl. В. Технократизм: социокультурный феномен / Л. В. Суркова. М.:безизд-ва. 1992.- 159 с.
  238. А.П. Информация в жизни человека. М.: Политиздат, 1983.- 112 с.
  239. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992.- 112 с.
  240. Н.Ф. Теоретические разработки модели специалиста // Современная высшая школа. 1986, — № 2, — С.41−48.
  241. Тарасенко' В. В. Самоорганизация фрактального способа освоения коммуникаций сложного мира и образование / В. В Тарасенко. // Синергетика и образование: Сб.статей. М.: Изд-во «Гнозис», 1997. — С. 4752.
  242. Теоретическая педагогика. Юнита 1. Педагогика в системе гуманитарного знания о человеке / Разраб. Б. П. Бархаев, ред. Т. С. Костян. М.: СГУ. 2001.-86 с.
  243. Теоретическая педагогика. Юнита 2. Структура педагогической науки / Ред. Н. В. Друх. М: СГА. 2001. — 66 с.
  244. Теория педагогики. Юнита 4. Современные концепции образования личности / Ред. О. Н. Борисова. М.: СГУ. 2002. — 126 с.
  245. А. Третья волна / А. Тоффлер. М.: Наука. 1999. — 254 с.
  246. О. Третья волна // США: экономика, политика, идеология. 1982,-№ 7−11,-С.79−82.
  247. П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико- ориентированная монография / П. И. Третьяков, И.Б. Сенновский- под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа. 1997. — 352 с.
  248. Л.И. Математическая статистика:. Учебно-методическое пособие / Л. И. Трошин / Московский университет экономики, статистики и информатики. М. 2004. — 144 с.
  249. А.Ю. Электронный учебник: теория и практика / А. Ю. Уваров. М.: Изд-воУРАО. 1999. -186 с.
  250. А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект / А. Д. Урсул. -Кишинев: Штиинца. 1989. 293 с.
  251. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М.: ДОН. 1990. — 167 с.
  252. .А. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б. А. Успенский // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. — Т.1.
  253. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. I
  254. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Принят ГД РФ 25.01. 95 // Российская газета. 1995. -№ 39.
  255. О.А. Социально-педагогический аспект формирования информационной культуры у старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук / О. А. Федосова. Рязань. 2005. — 205 с.
  256. Философия: учебник для высш. уч. зав. /Отв. ред. В.П. Коханов-ский. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. — 576 с.
  257. C.JI. Нравственный идеал и действительность / C.JI. Франк // Непрочитанное: статьи, письма, воспоминания. М. 2001. С. 166−187.
  258. Фрейд 3. Введение в психоанализ / 3. Фрейд. М. 1991. — 454 с.
  259. О.А. Аксиологическая функция йнформационной культуры / О. А. Фролова // XIV Кирилло-мефодиевские чтения: сборник научных статей. Смоленск: Изд-во «Универсум», СГУ, 2008. — С. 160−163.
  260. О.А. Аксиологический подход к определению информационной культуры личности / О. А Фролова. // Высшая школа в стратегии развития Смоленской области: сборник научных статей. — Смоленск: Изд-во «Универсум», 2008. С. 254−259.
  261. О.А. Дистанционное обучение в системе вуз школа, как форма подготовки учащихся к высшей школе / О. А. Фролова // Высшая школа в стратегии развития Смоленской области: сборник научных статей. — Смоленск: Изд-во «Универсум», 2006. — С. 264−268.
  262. О.А. Некоторые пути формирования информационной культуры учащихся / О. А. Фролова // XII Кирилло-мефодиевские чтения: сборник научных статей. Смоленск: Изд-во СГУ, 2006. — С. 108−111.
  263. О.А. Образование основа развития информационной культуры человека в процессе информатизации общества. / О. А. Фролова // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Смоленск: ВА ПВО ВС РФ, 2007
  264. О.А. Саморазвитие личности в процессе дистанционного обучения / О. А. Фролова // Вестник Смоленского гуманитарного университета. — Смоленск: Изд-во «Универсум», 2005. С. 64−67.
  265. О.А. Формирование информационной культуры личности / О. А. Фролова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. — № 3. — С. 155−165.
  266. О.А. Формирование информационной культуры личности в процессе воспитания / О.А. Фролова// XIII Кириллотмефодиевские чтения: сборник научных статей. Смоленск: Изд-во «Универсум», СГУ, 2008. -С. 164−169.
  267. P.M. Вокруг Интернета: надежды, иллюзии, факты / P.M. Фрумкина, И. А. Шошийташвили // НТИ, Сер.1. 1997, — № 6, — С. 1517.
  268. И.Г. О понятии «информационная культура» / И. Г. Хангельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.: Тез. докл. — Краснодар. 1993. — С. 2.
  269. И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М: Высшая школа. 1990. — 569 с.
  270. Е.В. Компьютер как одно из средств развития школьника / Е. В. Харунжева // Современные проблемы, гуманистической педагогики: опыт и перспективы развития: Тезисы докладов международной научно-методической конференции. Рязань. 1999.-С. 31.
  271. Е.В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода: Автореф. канд. пед. наук / Е. В. Харунжева. Киров. 2003. — 19 с.
  272. А.В. Интернет в школе: Практйкум по дистанционному обучению / А. В. Хуторской. М.: ИОСО РАО. 2000. — 304 с.
  273. Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси. 1984.-164 с.
  274. З.Ф. Деятельность основа формирования личности школьника: Дисс. докт. пед. наук / З. Ф. Чехлова. — СПб. 1991. — 436 с.
  275. Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика. 1982. 207 с.
  276. Т.И. Модульное обучение: сущность, технология / Т. И. Шамова // Биология в школе. 1994. — № 5.
  277. Т.И. Основы технологии модульного обучения / Т. И. Шамова // Химия в школе. 1995. — № 2.
  278. В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика. 1979.
  279. К.М. Когнитивно-психологический подход к компьютерному обучению школьным предметам / К. М. Шоломий // Вопросы психологии. 1999. -№ 5.-С36.
  280. К.М. Психология и компьютер / К. М. Шоломий // Информатика и образование. 1999. — № 6. — С.91−95.
  281. Шеннон Клод. Работы по теории информации и кибернетики: Пер. с англ.-М.: Мир, 1971.-382 с.
  282. В.М. Управленческая гуманиторология //Высшее образование в России. 199, — № 1, — С.72−74.
  283. Я.Л. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники /Я.Л. Шрайберг, М. В. Гончаров. М.: Финансы и статистика. 1990. 32с.
  284. Ю.А. Информация и культура // НТИ, Сер.2. 1991, -№ 8, -С.1−9.
  285. Н.Е. Программа воспитания школьника / Н. Е Щуркова. М.: Пед. общ-во России. 1998. — 48 с.
  286. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: 1997. — 480 с
  287. Н.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. -М.: Радио и связь, 1996. 215 с.
  288. П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявиче-не. Каунас. 1989.
  289. П.А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса. 1989. — С. 3 — 209. .
  290. В. А. Стратегия социологического исследования. Университетский учебник / В. А. Ядов Издательство Омега-JI. 2007. — 568 с.
  291. Education in the Age of Information: The challenge of technology. -Manchester: New York: Manchester University Press, 1993. 139 p.195
Заполнить форму текущей работой