Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование самообразовательной компетентности студентов на основе применения модульной технологии (на примере средних профессиональных учебных заведений)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование самообразовательной компетентности предполагает применение дидактических систем, наиболее ориентированных на развитие самообразовательной активности, среди которых подтвердила свою эффективность модульная технология. Она является такой организацией учебного процесса, при которой обучающийся работает с учебной программой, составленной из модулей, включающих в себя целевую программу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования самообразовательной компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования
    • 1. 1. Сущность самообразовательной компетентности будущего специалиста
    • 1. 2. Модульная технология как средство реализации условий развития самообразовательной компетентности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Процесс формирования самообразовательной компетентности на основе применения модульной технологии
    • 2. 1. Диагностический инструментарий для выявления уровней сформированное&trade- самообразовательной компетентности у студентов среднего профессионального образования
    • 2. 2. Обоснование и реализация модели процесса формирования самообразовательной компетентности у будущих специалистов среднего профессионального образования
  • Выводы по второй главе

Формирование самообразовательной компетентности студентов на основе применения модульной технологии (на примере средних профессиональных учебных заведений) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Самообразовательная компетентность выступает одним из проявлений социальной и профессиональной зрелости личности, обретающим особую значимость в условиях перехода к информационному обществу. В настоящее время наблюдается противоречие между стремительно нарастающим потоком информации, скоростью ее распространения и ограниченными возможностями студентов усваивать и перерабатывать ее в стенах образовательного учреждения. В то же время от специалистов требуются мобильность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям, умения обогащать и поддерживать профессиональные знания на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность специалиста в профессиональной среде. Самообразование является необходимым слагаемым жизни культурного человека, выступает его духовной потребностью. Ведущая тенденция современного образования состоит в переходе от узкопредметной подготовки к образованию, обеспечивающему широкий спектр общекультурных и профессиональных компетентностей выпускников образовательных учреждений (H.A. Алексеев, И.В. Бестужев-Лада, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гороховатский, М. В. Кларин, В. В. Сериков, E.H. Шиянов).

Однако, как показывают исследования, большинство специалистов среднего профессионального образования не способны к систематической самостоятельной познавательной деятельности. К причинам этого следует отнести и недостатки в системе работы средних профессиональных учебных заведений по формированию ключевых компетентностей студентов, значительное место среди которых занимает самообразовательная. Это обусловливает необходимость поиска эффективных средств обучения, научного и практического обоснования новых идей и технологий, модели формирования самообразовательной компетентности студентов в условиях применения современных образовательных технологий, одной из которых является модульная.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. В фундаментальных исследованиях В. А. Адольф, В. В. Буткевич, Ю. В. Варданян, Р. Х. Гильмеевой,.

A.К Марковой, А. К. Митиной, В. В. Серикова, Е. Г. Силяевой,.

B.А. Сластенина, A.B. Хуторского, E.H. Шиянова рассматриваются различные аспекты компетентностного подхода в образовании. Под компетентностью понимаются способность действовать со знанием деламера соответствия знаний и умений сложности решаемых задачопыт проектирования и самостоятельного выполнения деятельностиединство когнитивного и операционального аспектовполнота, глубина, системность, осознанность, прочность, оперативность знанийдеятельность, которая характеризуется высокой степенью адекватности целей, средств и результатовпродукт творческого саморазвития личности и др.

В настоящее время наметилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования. Самообразование рассматривается как основа жизнедеятельности и эффективного функционирования человека на разных этапах социализации (A.A. Бодалев, А. П. Владиславлев, A.B. Даринский, В. Г. Онушкин, В. Н. Турченко и др.). С точки зрения концепций повышения квалификации, самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня профессиональной готовности специалиста (Т.Г. Браже, М. М. Заборщиков, Ю. Н. Кулюткин, В. Н. Котляр, Г. С. Сухобская и др.). В социологических исследованиях самообразование изучается в рамках категории свободного времени как один из элементов его структуры (В.А. Артемов, Г. П. Астапенко, М. А. Дремина, Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко и др.). В педагогике самообразование рассматривается как составная часть самовоспитания и самосовершенствования личности (А.Я. Айзенберг, С. И. Архангельский, А. К Громцева, Г. И. Гусев, Ю. Н. Дмитриев, Л. С. Колесник, И. И. Малкин, П. И. Пидкасистый,.

Б.Ф. Райский, Г. Н. Сериков, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина, E.H. Ястребцева и др.). При всей безусловной значимости упомянутых исследований не выявлены ситуации формирования самообразовательной компетентности как условия актуализации ценностно-смысловой сферы личности студентов при столкновении с познавательными коллизиями и ситуациями-затруднениями.

Поиск путей достижения эффективности образовательного процесса привел исследователей к рассмотрению модульной технологии обучения как средства формирования самообразовательной компетентности студентов. Модульному обучению посвящено немало работ в области профессионального образования (С.Я. Батышев, Н. В. Бородина, П. Ф. Кубрушко, Н. Б. Лаврентьева, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.). Модульная технология — это такая система обучения, при которой содержание образовательной программы строится по отдельным «функциональным узлам» — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Технология модульного обучения представляет собой способ упорядоченного введения студентов в содержательные и инструментальные аспекты изучаемого материала, дает ориентировку в изучаемой теме. Вместе с тем возможности модульной технологии как средства развития самообразовательной компетентности до сих пор не были предметом специальных исследований.

Одновременно с теоретическими сложились практические предпосылки решения проблемы формирования самообразовательной компетентности студентов. К ним следует отнести принятую Концепцию модернизации российского образования (2000 г.), в основе которой лежит подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов, способных к профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Компетентностный подход провозглашен как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и нашел свое отражение в стандартах третьего поколения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между: возросшими требованиями обновляющегося общества к уровню образованности личности и некомпетентностью основной массы выпускников средних профессиональных учебных заведений в самообразовательной деятельностиважностью обеспечения условий для формирования самообразовательной компетентности специалистов и теоретической неразработанностью психолого-педагогических механизмов включения студентов в самообразовательную деятельностьстремлением преподавателей колледжа к формированию самообразовательной компетентностью у студентов и отсутствием специальной дидактической системы, позволяющей достичь этой цели в практике среднего профессионального образования.

Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости теоретической разработки и обоснования модели формирования самообразовательной компетентности студентов на основе модульной технологии.

Учитывая современный социальный заказ системе среднего профессионального образования на подготовку специалиста, обладающего самообразовательной компетентностью, мы избрали следующую тему исследования: «Формирование самообразовательной компетентности студентов на основе применения модульной технологии» (на примере средних профессиональных учебных заведений).

Объект исследования — система работы по формированию ключевых компетентностей студентов в средних профессиональных учебных заведениях.

Предмет исследования — формирование самообразовательной компетентности студентов СПО на основе модульной технологии обучения.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса формирования самообразовательной компетентности у студентов СПО на основе модульной технологии.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эффективное формирование самообразовательной компетентности будет возможно, если: в качестве цели данного процесса будет рассматриваться формирование у будущих специалистов самообразовательной компетентности как качества личности, связанного с потребностью в саморазвитии и самореализациив качестве средства формирования самообразовательной компетентности будет выступать модульная технология как дидактическая система, наиболее адекватная целям подготовки специалистов к самообразованиюв содержание модулей образовательного процесса будет введен такой компонент, как овладение опытом самообучения, дополнительного по отношению к основной учебев качестве психологического условия формирования самообразовательной компетентности будет выступать ситуация, которая побуждает студентов выходить за рамки традиционного учебного процесса и заниматься самообразованиеммодель процесса формирования самообразовательной компетентности будет учитывать условия профессиональной деятельности современного специалиста, необходимо включающей в себя элементы самообразования.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Уточнить сущностные характеристики самообразовательной компетентности, ее признаки, критерии и уровни сформированное&trade-.

2. Проанализировать и систематизировать элементы модульной технологии, основные условия формирования самообразовательной компетентности будущих специалистов.

3. Провести диагностику уровней сформированности самообразовательной компетентности студентов учреждений СПО.

4. Обосновать модель процесса формирования самообразовательной компетентности средствами модульной технологии.

Теоретико-методологическую основу составили идеи личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков,.

B.И. Слободчиков) — деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,.

C.JI. Рубинштейн) — технологического подхода к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко) — работы по проблеме самообразования (А.Я. Айзенберг, А. К. Громцева, М. Г. Кузьмина, Б. Ф. Райский, П. И. Пидкасистый, Е.А. Щуклина) — компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя, Е. А. Ленская, A.A. Пинский, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И. Д. Фрумин, A.B. Хуторской, Д.Б. Эльконин) — идеи модульного обучения (С.Я. Батышев, Н. В. Борисова, Н. Б. Лаврентьева, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, Т. П. Шамова, П.А. Юцявичене).

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование, ретроспективный анализ) — эмпирические (изучение и обобщение опыта работы средних профессиональных учебных заведений, наблюдение за их деятельностью, беседы, анкетирование, тестирование, социологическое обследование студентов) — опытно-экспериментальная работастатистические методы обработки результатов эксперимента, их анализ и теоретическое обобщение.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы с различными группами студентов, устойчивой повторяемостью результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем уточнено содержание понятия самообразовательной компетентности, адекватное личностно ориентированной модели образования, определены ранее не известные характеристики компоненты, признаки, критерии и уровни самообразовательной компетентности. Обоснован механизм ее формирования на основе модульной технологии, в содержание которой был введен надпредметный компонент — формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности, способствующий достижению поставленной цели.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в обоснование и развитие одного из аспектов теории личностно ориентированного образования — в разработку компетентностного подхода в профессиональном образовании. Результаты данного исследования могут рассматриваться в качестве теоретической базы для формирования ключевых компетентностей у студентов среднего профессионального образования.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для повышения эффективности работы преподавателей и качества образования в средних профессиональных учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях и методологических семинарах в Астраханском государственном университете, Астраханском техническом колледже, на семинаре-совещании в Московском государственном профессионально-педагогическом колледже (2002 г.) — совещаниях Совета директоров средних профессиональных учебных заведений г. Астрахани (2002 г., 2004 г.) — Всероссийском семинаре по методологии педагогики в г. Волгограде (2003 г.) — I и II научно-практических конференциях в г. Челябинске (2003 г., 2006 г.) — областной научно-практической конференции в Астраханском областном институте усовершенствования учителей (2003 г.) — семинаре в Астраханском государственном техническом университете (2003 г.) — научно-практической конференции в Астраханском государственном колледже сервисных технологий (2003 г.) — на ежегодных заседаниях городских методических объединений заместителей директоров средних профессиональных учебных заведений г. Астрахани и лаборатории проблем личностно ориентированного образования при ВГПУ.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и эффективно используются в практике работы ФГОУ СПО «Астраханский технический колледж», ФГОУ СПО «Астраханский государственный политехнический колледж», ФГОУ СПО «Астраханский колледж строительства и экономики».

Положения, выносимые на защиту:

1. Самообразовательная компетентность — качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. Данного рода компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении студента расширить свой образовательный потенциал, повысить конкурентоспособность на рынке труда, реализовать индивидуальные увлечения. Структура самообразовательной компетентности представлена в исследовании как целостный интегративный конструкт, включающий в себя мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой, когнитивный, операционально-деятельностный компоненты. На основании выделенных компонентов и признаков определены критерии, которые являются обобщенными показателями формирования самообразовательной компетентности у студентов: ценностно-смысловой, рефлексивный, владение опытом саморегуляции, прагматический, владение опытом самообучения. Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности, выработки собственной индивидуальной системы учения, перехода от копирования образцов самообразования к выработке его собственной модели, включения самообразования в образ жизни студента.

2. Формирование самообразовательной компетентности предполагает применение дидактических систем, наиболее ориентированных на развитие самообразовательной активности, среди которых подтвердила свою эффективность модульная технология. Она является такой организацией учебного процесса, при которой обучающийся работает с учебной программой, составленной из модулей, включающих в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Модуль является самостоятельной, логически завершенной организационно-содержательной единицей системы обучения, моделирующей существенные черты самообразовательной деятельности. При ориентации модульной программы на формирование самообразовательной компетентности в содержание модуля вводится дополнительный к основному содержанию компонент — овладение опытом самообучения. Формирование самообразовательной компетентности происходит в виде определенных «дидактических шагов», предполагающих достижение студентами конкретных целей. Модули выполняют следующие образовательные функции: актуализация смысла самообразовательной деятельностиразвитие организационных и общеучебных уменийобучение умениям и навыкам самостоятельной постановки и решения познавательных задач и т. д. Модульный подход ставит студента в такие условия учебной деятельности, которые побуждают его выходить за рамки традиционного учебного процесса и заниматься самообразованием. Становление самообразовательной компетентности возможно в том случае, когда этот вид деятельности становится неотъемлемой частью жизни студентов, осознанной необходимостью в аспекте жизненно-профессиональных смыслов.

3. Диагностика и мониторинг формирования самообразовательной компетентности в учебной деятельности осуществляются в соответствии с оценочной шкалой, отражающей развитие мотивационного, рефлексивного, эмоционально-волевого, когнитивного, операционально-деятельностного компонентов самообразовательной деятельности.

4. Процесс формирования самообразовательной компетентности включает следующие этапы: адаптационный, накопления опыта, собственно самообразовательный. Логика процесса предполагает постепенное продвижение студентов от эпизодических проб и достижений в самообразовательной деятельности к выработке их собственной системы и включению самообразования в образ жизни студентов. Основной целью адаптационного этапа являются актуализация мотивов и поиск смысла в самообразовательной деятельности. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности являются поле жизненных и профессиональных проблемсубъективные переживания студентами коллизийных ситуаций, реализация возможности свободного выбора заданий, оценки своей готовности к выбору образовательной задачи. Этап накопления субъективного опыта состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности. Здесь модули усложняются, становятся более разветвленными, дифференцированными, что обеспечивает моделирование реальных самообразовательных ситуаций. На третьем этапе — собственно, :>1 V самообразовательном — происходит становление устойчивого смысла самообразования. Система самообразовательной деятельности включается в образ жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью, хотя до этого уровня доходит в современных условиях сравнительно небольшая группа студентов.

База опытно-экспериментальной работы: ФГОУ СПО «Астраханский технический колледж».

Исследование проводилось с 2001;го по 2006 г. и включало три этапа.

Первый этап (2001—2002 гг.) — изучение проблемы в теории и практике, сбор эмпирического материала. Проведенный анализ научной литературы позволил выявить противоречия, определить теоретические и практические предпосылки их разрешения, уточнить понятийно-терминологический аппарат, обосновать тему, выделить объект, предмет, сформулировать цель и задачи исследования. Результатом этого этапа явились определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературыизучение передового и массового педагогического опыта, ретроспективный анализ собственного опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение.

Второй этап (2002—2003 гг.) — разработка теоретической модели формирования самообразовательной компетентности у студентов средних профессиональных учебных заведений средствами модульной технологии, проведение педагогического эксперимента. В ходе опытно-экспериментальной работы проводились проверка и уточнение гипотезы исследования, конкретизация педагогических условий, обеспечивающих формирование исследуемого феномена, анализ и систематизация полученных данных, корректировка содержания, методов и форм изучаемого процесса. Результатом этого этапа явилось преодоление противоречий между функциональным и гипотетическим представлением об объекте исследования. Появилась потребность в целостных, системно-структурных и алгоритмических представлениях о нем.

Основные методы исследования — аргументирование, моделирование, анкетирование, тестирование, ранжирование, методы оценки и самооценки, сравнительной характеристики, констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (2003—2006 гг.) посвящен анализу и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы, формулировке основных выводов, внедрению наработок в практику образовательной деятельности средних профессиональных учебных заведений, оформлению диссертации.

Были использованы методы математической статистики, структурирования материала, табличной интерпретации данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных.

Структура и объем диссертации

Диссертация (182 с.) включает в себя введение (12 е.), две главы (1-я гл. — 45 е., 2-я гл. — 68 е.), заключение (10 е.), список литературы (202 наименования) и 9 приложений. Текст диссертации содержит 9 таблиц.

Выводы по второй главе.

Подводя итоги экспериментальной работы описанной в данной главе, следует отметить, что модульная технология создает реальные условия для формирования самообразовательной компетентности, поскольку является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Опытная работа по формированию самообразовательной компетентности велась планомерно и состояла из трех этапов: 1) адаптационного- 2) накопление субъективного опыта- 3) самообразовательного.

Основная цель адаптационного этапа состояла в актуализации мотивов и поиска смысла самообразования. Первоначально были выявлены уровни готовности каждого студента к самообразовательной деятельности (высокий, средний, низкий). Разработаны вариативные, постепенно усложняющиеся модульные программы, включающие системы задач, заданий и упражнений с учетом дифференцированного подхода и индивидуальных особенностей студентов.

Введение

в учебный план дисциплины «Технология учебной деятельности», позволило ускорить процесс формирования предметного опыта: общеучебных, организационных и познавательных умений самообразовательной деятельности. Условием и основным методом формирования духовно-личностного опыта самообразовательной деятельности являются ситуации развития личности, которые через совместные переживания, поиск истины, смысла побуждают рефлексировать студентов свою жизнедеятельность. Для реализации поставленной цели на первом этапе применялись ситуации, продвигающие студентов с низкого уровня на средний, затем со среднего на высокий. Для реализации поставленных целей на первом этапе использовались ситуации: ситуация рефлексииситуация выявления смысла, переживания ценностейситуация самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности.

Основными задачами периода накопления субъективного опыта были: развитие индивидуальности студентовактуализация смысла и совершенствование опыта студентов в самообразовательной деятельностиактивизация потребности в теоретическом знании и его интеграции с профессиональной деятельностиразвитие эмоционально-волевых качеств у студентов, их самостоятельностиразвитие интеллектуальных возможностей студентов.

В качестве ведущего педагогического средства на втором этапе использовалась ситуация активизации самостоятельности, создающая условия для проявления способности студентов достигать цели деятельности, решать жизненные и профессиональные проблемы своими силами, без посторонней помощи и ситуация самовоспитания связанная с преодолением трудностей, проявлением волевых качеств личности терпеливости, упорства, настойчивости при самостоятельном достижении цели.

Завершающий самообразовательный этап посвящен расширению опыта самообразовательной деятельности, который приобретался в процессе практической и исследовательской деятельности, в период прохождения практик, самостоятельной работы студентов над курсовой и дипломной работами. Учебные ситуации последнего этапа были ориентированы на индивидуальное творчество студентов, актуализировали исследовательскую и прогностическую деятельность студентов создавали условия для взаимного обучения. В результате студенты приобрели навык достижения поставленных целей, опыт преодоления трудностей, волевых усилий организации самого себя, опыт творческой и самостоятельной исследовательской работы, умение ориентироваться в огромном потоке информации.

Таким образом, процесс формирования самообразовательной компетентности сопровождался в целом положительной динамикой. В процессе экспериментальной работы доказано, что создание системы специальных целевых, содержательных и процессуальных условий обучения, созданных с учетом закономерностей личностно ориентированного образования, на основе модульной технологии способствует формированию самообразовательной компетентности.

Заключение

.

В заключении остановимся на результатах, полученных при решении основных задач исследования.

Первая задача состояла в уточнении сущностных характеристик самообразовательной компетентности, ее признаков, критериев и уровней сформированности.

Изучение различных аспектов формирования профессиональной компетентности личности, рассматриваемых в работах В. В. Серикова, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др., а также исследования по проблемам самообразования А. К. Громцевой, Б. Ф. Райского, Ю. В. Шарова позволило определить, что самообразовательная компетентность — качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспекте.

На основании выделенных в исследовании компонентов и признаков были определены критерии, которые являются обобщенными показателями развития самообразовательной компетентности у студентов.

1. Ценностно — мотивационный — указывает на опыт осознания смысла и ценности, в самообразовательной деятельности как основы для личностного и профессионального роста.

2. Рефлексивный — указывает на адекватную оценку своих достижений, в постановке усложняющихся задач.

3. Владение опытом саморегуляции — указывает на самостоятельность, высоко развитые волевые качества.

4. Прагматический — указывает на опыт решения практических задач, ориентировку в поле своих жизненных и профессиональных проблем, которые можно решить с помощью самообразования.

5. Владение опытом самообучения — указывает на развитие когнитивных, общеучебных и организационных умений самообразовательной деятельности, наличие собственной самообразовательной системы.

Вторая задача состояла в анализе и систематизации элементов модульной технологии, основных условий формирования самообразовательной компетентности студентов.

Анализ исследований модульной технологии в области профессионального образования С. Я. Батышева, Н. В. Бородиной, П. Ф. Кубрушко, Н. Б. Лаврентьевой, М. А. Чошанова, П. А. Юцявичене и др. подтверждают, что она является такой организацией учебного процесса, при которой обучающийся работает с учебной программой, составленной из модулей включающих в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Модуль является самостоятельной, логически завершенной организационно-содержательной единицей модульной системы обучения. В структуре каждого модуля имеется нулевой учебный элемент (УЭ-0), который определяет цели и содержание каждого модуля, общие методические советы к модулю и хотя бы один УЭ, предназначенный для обобщающего контроля усвоения материала. Структура модуля может индивидуализироваться для каждого студента, или создаваться «под группу».

Процесс обучения начинается с нулевого элемента. Перед началом изучения раздела со студентами обсуждается перспективный план прохождения материала: последовательность тем, количество занятий по каждой теме, формы уроков. Каждый студент получает пособие, которое содержит: программу изучения «учебных элементов» (содержательных единиц стандарта образования) — опорный конспект содержания всего блока или его относительно законченных частейзадания для самостоятельной работы, текущего контроля и самоконтролякарточки для закрепления и взаимоконтроляобразец итоговой контрольной работы и задания для зачетарешебник" для самоконтроля с образцами решений и ответамизадания творческого характера для свободного выбора. Это модульное пособие находится у студента в постоянном пользовании, и он сам планирует работу над ним.

За основу построения модульной программы берется ведущая идеяформирование самообразовательной компетентности. Поэтому в состав модуля введен дополнительный к основному содержанию компонентовладение опытом самообучения. Формирование самообразовательной компетентности происходит виде определенных «дидактических шагов», предполагающих достижение студентами конкретных целей. Следовательно, модули будут иметь следующее назначение: актуализация смысла самообразовательной деятельностиразвитие организационных и общеучебных уменийобучение умениям и навыкам решения познавательных задач и т. д. Формирование надпредметного компонента требует иной психологический механизм реконструкции содержания образования. Таковым является — создание ситуации, которая побуждает студента выйти за рамки традиционного учебного процесса и заняться самообразованием.

Таким образом, создав в модуле особые условия, с помощью ситуации побуждающей к дополнительным самообразовательным усилиям мы актуализируем личностный компонент в содержании образования, в результате чего самообразовательная компетентность становится неотъемлемой частью жизни студентов, осознанной необходимостью, ценностью и смыслом.

Третья задача состояла в проведении диагностики уровней сформированное&tradeсамообразовательной компетентности студентов учреждений СПО.

При проведении диагностики самообразовательной компетентности использовались методы: анкетирование, тестирование, беседы с преподавателями, изучались продукты самостоятельной деятельности студентов (рефераты, курсовые и дипломные работы). Диагностика и мониторинг формирования самообразовательной компетентности в учебной деятельности осуществляется в соответствии с оценочной шкалой, отражающей развитие мотивационного, рефлексивного, эмоционально-волевого, когнитивного, операционально-деятельностного компонентов самообразовательной деятельности.

Имея покомпонентный и обобщенный анализ критериев исследуемого качества, нами были разработаны типичные характеристики студентов трех уровней развития самообразовательной компетентности. К высокому уровню мы отнесли студентов «процессуально-ценностного» и «целерационального» типов. К среднему уровню: ориентированных на вознаграждение, выжидательных, конформных типов личностей. К низкому уровню: неорганизованных и неподготовленных.

С учетом критериев выделены три уровня развития самообразовательной компетентности. Назовем основные идеи. Низкий уровень — будущий специалист занимается самообразованием, но не систематически. Преобладают мотивы избегания неприятностей, боязнь показать низкий результат. Средний уровень — будущий специалист много уделяет времени самообразованию, но нет системы в работе. Преобладают познавательные мотивы, проявляющиеся в интересах к результатам деятельности, мотивы состязательности. Высокий уровень — будущий специалист постоянно занимается самообразованием, а четкая система в работе позволяет достичь высоких результатов. Преобладают внутренние мотивы увлеченности процессом самообразования, самоуважения, проявляющиеся в стремлении ставить перед собой все более трудные цели. В соответствии с выделенными нами уровневыми характеристиками каждому обучаемому подбирается индивидуальная модульная программа.

В результате проведенной диагностики был определен исходный уровень самообразовательной компетентности у студентов перед началом эксперимента. Более половины студентов (53%), были отнесены, к среднему уроню развития самообразовательной компетентности, чуть меньше половины (42%) к низкому уровню и лишь 5% респондентов к высокому уровню. Такое соотношение количественных показателей свидетельствует о том, что контингент студентов колледжа в целом слабо был подготовлен в общеобразовательной школе к самообразовательной деятельности.

Четвертая задача заключалась в обосновании модели процесса формирования самообразовательной компетентности средствами модульной технологии.

Опытная работа по формированию самообразовательной компетентности велась планомерно и состояла из трех этапов: адаптационногонакопление опытасобственно самообразовательного. Основной целью адаптационного этапа является актуализация мотивов, и поиск смысла в самообразовательной деятельности. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности является поле жизненных и профессиональных проблемсубъективные переживания студентами коллизийных ситуаций, реализация возможности свободного выбора заданий, оценки своей готовности к выбору образовательной задачи. В качестве критериев достижения цели на данном этапе были определены: степень адекватной оценки студентами своих достижений, в постановке усложняющихся задачосознание ценности и смысла самообразовательной деятельности по отношению к своему личностному и профессиональному ростувладение опытом самообучения (развитие когнитивных, общеучебных и организационных умений самообразовательной деятельности).

В ходе исследования установлено, что в начале первого этапа формирования самообразовательной компетентности у студентов отсутствуют общие цели, что порождает стихийность и разбросанность, эпизодичность их деятельности. В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация: выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль. Определение через самоконтроль качества знаний, своих слабых мест, последующих образовательных задач дает будущему специалисту возможность подготовиться к самообразованию в стенах колледжа.

На примере изучения дисциплины «Маркетинг» рассмотрен процесс формирования самообразовательной компетентности у студентов третьего курса специальности «Коммерция». Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности является поле жизненных и профессиональных проблемсубъективные переживания студентами коллизийных ситуаций. На первом занятии перед студентами ставим проблемно — поисковую задачу, которую решаем на протяжении всего курса изучения предмета. В начале перед студентами ставятся простые задачи, требующие от студентов простого воспроизведения материала. В ходе решения задач особое внимание уделяем формированию опыта самообразовательной деятельности. Начиная с простейших общеучебных и организационных умений (учим студентов, ставить цели самообразовательной деятельности, развиваем умение ориентироваться в информации, планировать, конспектировать и т. д.) постепенно у студентов вырабатывается собственная система самообразовательной деятельности. Созданию такой системы в наибольшей степени способствует применение модульной технологии, поскольку она направлена на индивидуализацию и развитие самостоятельности студентов, что служит основанием для развития самообразовательной компетентности.

Каждый студент получает модульное пособие (структурные компоненты описаны в диссертации), которая содержит задания для самостоятельной работы, включающие задачи разных уровней сложности при предъявлении нового материала, закреплении повторении, и контроле. Студентам предоставляется право свободного выбора заданий. Опыт обдуманного выбора приобретается благодаря включению студента в ситуации, в которых он мог самостоятельно осознать наличие противоречий между наличным и необходимым уровнем знаний и оценить свою готовность к выбору задачи той или иной степени сложности. Актуализация педагогических ситуаций в модульных программах является своеобразным психологическим механизмом, запускающим развитие личностных качеств студента. А модульная программа, дающая студенту опыт организации изучаемой предметной области в виде «определенных дидактических шагов» предусматривает постепенное продвижение студентов от эпизодических самообразовательных проб до выработки собственной системы самообразования. В конце первого этапа формирования самообразовательной компетентности уже наблюдается уменьшение числа студентов низкого уровня в экспериментальной группе исследуемого феномена по сравнению с контрольной группой. Полученные результаты свидетельствуют о некоторой перестройке рефлексивного компонента, изменениях в ценностной сфере, связанных с появлением мотивов и смысла в самообразовательной деятельности, развитии общеучебных, познавательных и организационных умений.

Сложным и ответственным является второй этап накопления опыта. Он состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности. Условием формирования самообразовательной компетентности на втором этапе является ситуация активизации самостоятельности, которая проявляется в способности студентов достигать цели деятельности, решать жизненные и профессиональные проблемы своими силами, без посторонней помощи и ситуация самовоспитания связанная с преодолением трудностей, проявлением волевых качеств личности — терпеливости, упорства, настойчивости при самостоятельном достижении цели.

Обрести самообразовательную компетентность студенты могут лишь при самостоятельном нахождении проблем, поиске знаний, необходимых для их решения, или самостоятельном добывании их путем исследования. Эти задачи можно решить проектным методом. Учебная проблема, требующая приложения проектного метода, — это жизненно значимый вопрос, не имеющий однозначного решения, требующий привлечение знаний из различных учебных дисциплин, из собственного жизненного опыта или их добывания в результате исследования. Таким образом, метод проектов представляет собой организованную в рамках учебного процесса деятельность студентов, в которой формируются и проявляются их ключевые компетентности. Важное место в процессе подготовки к самообразованию отводится самостоятельной работе. В диссертации описаны различные системы учения и виды самостоятельной работы на занятиях и в ходе подготовки домашних заданий. Особое внимание уделено развитию саморегуляции студентов, где значительное место отводится развитию волевых качеств. В качестве условия актуализации данного компонента в модуле используем ситуацию самовоспитания волевых качеств студентов, их самоанализ, самоотчет, и самоконтроль.

Подводя итоги второго этапа опытно-экспериментальной работы, следует заметить, что в течение этого времени студенты стали значительно самостоятельнее при выполнении заданий различной сложности. Они накопили положительный опыт самообразовательной деятельности, принятия самостоятельных решений, самопознания, самоизменения, построения жизненных целей, смыслов, эмоционально-волевых качеств.

На третьем этапе — собственно самообразовательном — происходит становление устойчивого смысла самообразования. Система самообразовательной деятельности включается в образ жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью. Основными задачами этого этапа являются: полная творческая самореализация студентовудовлетворение их познавательных интересов в учебнопрофессиональной деятельностиформирование устойчивой тенденции к дальнейшему развитию творческой самостоятельности в будущей профессиивыработка собственной системы самообразовательной деятельности и включение ее в образ жизни студента.

На этом этапе студентам предоставлялось максимум самостоятельности и творческой инициативы. В качестве основного условия формирования исследуемого качества использовалась ситуация активизации самостоятельности, ситуация рефлексии, и ситуация представления «собственной самообразовательной системы работы», попытка включения ее в образ жизни студентов. На третьем этапе формирования самообразовательной компетентности необходимо строить самостоятельный поиск неосвещенных аспектов жизненных и профессиональных проблем, использовать творческие, проблемно-поисковые задачи, элементы исследовательской работы. Студенты решают задачи, на установление причинно — следственных связей, способствующие формированию умений входить в рефлексивную сферу. На этом этапе возникает критическое осмысление собственной жизненной позиции, адекватная оценка своих личностных и профессиональных достижений, выработка собственной системы самообразования. Поэтому модули, применяемые на этом этапе, становятся более сложными, разветвленными, вариативными, дифференцированными, индивидуальными. Даже для студентов с более низким уровнем развития самообразовательной компетентности задачи носят не репродуктивный характер, как на первом этапе, а используются творческие задачи на анализ существующего (предложенного) объекта и создание нового объекта.

К концу третьего этапа произошли заметные положительные изменения во всех компонентах исследуемого феномена: мотивационном, рефлексивном, эмоционально-волевом, когнитивном, операционально-деятельностном. Налицо стало стремление студентов к самообразовательной деятельности.

Динамика уровней формирования самообразовательной компетентности студентов на различных этапах эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 314 с.
  2. , В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В. А. Адольф. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. — 309 с.
  3. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис.. д-ра пед наук / Адольф Владимир Александрович. М., 1999. — 351 с.
  4. , А. Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы / А. Я. Айзенберг. М.: 1986. — 126 с.
  5. , Н. А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень, 1997.
  6. , А. Н., Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста / А. Н. Алексюк, С. А. Кашин М.: 1992.
  7. , Б. Г. Избранные педагогические труды : в 2 т. Т.1. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 126 с.
  8. Англо-русский словарь / Сост. В. К. Мюллер. М.: Рус. яз., 1990. — 888 с.
  9. , М. А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении / М. А. Анденко. Новосибирск, 1993.
  10. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 2001.
  11. , П. К. Опережающее отражение действительности / П. К. Анохин: Избр. тр.- М.: Наука. 1978.-156 с.
  12. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-367 с.
  13. , И. В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения компьютерному моделированию: учеб.- метод, пособие / И.В. Барматина- Новосиб. гос. пед. ун-т Новосибирск: НГПУ, 2005. — 81 с.
  14. , С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: Б. и. 1997.-255 с.
  15. , В. С. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая кн., 1996. 208 с.
  16. , В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 204 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологи / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. -191 с.
  18. , П. И. Конструирование модульных программ / П. И. Беспалов // Открытая шк. 2003. — № 1. — С. 57−64.
  19. , А. А. Психология о личности / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  20. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10. — С.8−14-
  21. , Е. JI. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе / Е. JI. Белкин. Орел, 1989 г.
  22. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4. — С.11−17.
  23. , Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д., РПУ, 2000. — 352 с.
  24. , Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. — С.17−24.
  25. , Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие / Н. В. Борисова. М.: Домодедово, 2000. — 174 с.
  26. , Н. В. Основы разработки модульной технологии обучения: учеб. пособие / Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова Урал. гос. проф. пед. ун-т. -Екатеринбург: Изд во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1994. — 87 с.
  27. , И. А. Рефлексивное обучение в процессе становления профессиональной компетентности будущего учителя / И. А. Бочкарева // Педагогика в вузе как учебный предмет: сб. науч. тр. СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С.116−127.
  28. , С. К. Радость познания / С. К. Бурмистров. Тверь: Hill П 1993.
  29. , О. Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы / О. Ю. Бурцева // Биология в школе. 2001. — № 4. — С. 25−28.
  30. , Н. Е., Глазунов, А. Т. Учись учиться / Н. Е. Важеевская, А. Т. Глазунов. -М., 2000. 68 с.
  31. , К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К. Я. Вазина Н. Новгород, 1991. — 50 с.
  32. , Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога психолога / Ю. В. Варданян. М.: Б. и., 1998. — 179 с.
  33. , Ю. В. Развитие студента как субъекта овладения профессиональной компетентностью : монография / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова, А. Н. Яшкова. Морд. гос. пед. ин-т им. Евсевьева, Саранск, 2002. — 106 с.
  34. , Г. Н. Гуманизация содержания образования на основе его модульного построения / Г. Н. Варковецкая // Сред. проф. образование. -1998. № 2. — С.38−42.
  35. , И. Н. Интегративиое обучение и модульные педагогические технологии / И. Н. Васильева, O.A. Чепенко // Специалист. 1997. — № 6. — С. 19−20.
  36. , Л. В. Проектирование модульной технологии обучения с применением компьютера / Л.В. Ведмич- под науч. ред. Н.М. Александровой- Рос. акад. наук, Ин-т проф. техн. образования. — СПб.: Нестор, 2004. — 146 с.
  37. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  38. , А. П. Непрерывное образование. Проблемы, перспективы / А. П. Владиславлев. М.: Молодая гвардия, 1978.
  39. , Д. А. Психолого-педагогические основы интеграции информационных и педагогических технологий / Д. А. Власов // Современные проблемы преподавания математики и информатики. 2005. М.: Фазис, 2005.-С. 315−320.
  40. Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: темат. сб. науч. тр. / Юж.-Ур. гос. ун-т., Каф. Педагогики проф. образования. -Челябинск: Образование, 2004. 117 с.
  41. , М.Г. Блочно-модульная педагогическая технология обучения в учреждениях начального профессионального образования : дис.. канд. Пед наук / Воронина Марина Григорьевна. М., 2002. — 171 с.
  42. , Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 68 — 86.
  43. , В. М. Принципы модульного обучения / В. М. Гареев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 3033.
  44. , P. X. Профессиональное развитие учителя в современных условиях: монография / P. X. Гильмеева. Казань: ИПКРО РТ, 1996. — 103 с.
  45. , А. И. Профессиональное самообразование учителя как фактор развития его творческого потенциала // Сборник научных трудов. Минск, 1994.
  46. , И. В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: монография / И. В. Гришина. СПб: СПб ГУПМ, 2002.-231 с.
  47. , А. К. Самообразование как социальная категория /А.К. Громцева, Л.: ЛГУ, 1976.
  48. , А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. с. 144.
  49. , В. В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах / В. В. Гузеев, A.C. Сиденко // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 169−181.
  50. , П. С. Психология и педагогика : учебник для вузов /П.С. Гуревич. М.: Проект, 2004. -352 с.
  51. , В. И. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик / В. И. Данильчук // Изв. Рос. акад. образования. 2000. -№ 1. — С. 50−55.
  52. , А. А. Психология развития профессионала: учебное пособие /A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова — М.: Издательство РАГС, 2000. — 124 с.
  53. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М. РАУ, 1993. — 32 с.
  54. Дружил ов, С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста
  55. С.А. Дружилов- Ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. — 127 с.
  56. , А. В. Модульное обучение в системе университетского агрокомплекса / А. В. Дружкин. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001. — 251 с.
  57. , О. JI. Модульная технология обучения: / О. JI. Егорова // Преподавание истории в шк. 2003. — № 9. — С. 51−54.
  58. , В. И. Методология и методы психолого педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинрский, Р. Атаханов — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.
  59. , Г. С. Формирование у студентов стремления к самообразованию: проблемы подготовки учителя / Г. С. Закиров // Учен. зап. Казан. ГПИ. -Казань, 1976. Вып. 157. С.157−167.
  60. , В. Б. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам: проблемы вузовского учебника /В.Б. Закорюкин,
  61. B. М. Панченко, Л. М. Твердин.-Вильнюс. ВГУ, 1983. С.73−75.
  62. , Г. В. Подготовка учителей на математических факультетах университетов / Г. В. Злоцкий // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 59−61.
  63. , С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 207 с.
  64. , Э. Что же такое личность / Э. Ильенков // Психология личности/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982.1. C.11−19.
  65. , B.C. Целостный подход к формированию личности / В. С. Ильин // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента. Волгоград. 1990.
  66. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1998.-С.8.
  67. , М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  68. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание / М. С. Каган. Л.: Ленингр. ун-та, 1991. 384 е.
  69. , С. А. Модульная система обучения- Новые пед. технологии в проф. образовании / С. А. Кайнова // Профессионал. 2000. — № 6. — С. 5−12.
  70. , О. И. «Компетентность» и «стандарт» в системе непрерывного образования / О. И. Качалова, А. А. Макареня // Этюды по методике естествознания. СПб., 1999. — Вып. 14. — С.18−22.
  71. , М. В. Педагогические технологии в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1989. — 75 с.
  72. , М. В. Личностная ориентация в высшем образовании /М.В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2, — С.14−21.
  73. , Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной компетентности / Е. А. Климова. -М.: Знание, 1983.
  74. , Т. Е. Педагогические условия подготовки будущего учителя к профессиональному творческому самообразованию / Т. Е. Климова. -Магнитогорск, МГПИ, 1994. 25 с.
  75. , Т. Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности / Т. Е. Климова. Магнитогорск, МГПИ, 1995. 49 с.
  76. , Н. Г. Педагогические проблемы формирования практической готовности учеников к самообразованию / Н. Г. Ковалевская // Подготовка школьников к самообразованию. Волгоград, ВГПИ, 1980. — С.19−26.
  77. , Т. Г. Применение проблемно-модульной технологии обучения и рейтинга в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем /Т.Г. Коваленко. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос ун-та, 1999, — 173 с.
  78. , Л. Г. Сущность познавательной самостоятельности и ее проявление в учебной самостоятельной деятельности младших подростков
  79. Л. Г. Ковтун // Формирование у учеников готовности к самообразованию. -Волгоград, ВГПИ, 1977. С.31−40.
  80. , Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.
  81. , И. И. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов и самообразование / И. И. Колбаско // Вестник МГЛУ. Серия 2, -1999.-№ 1.
  82. , О. А. О формировании самообразовательных умений у учащихся при обучении химии / О. А. Колпакова //Химия: методика преподавания: науч.-метод. журн. М.: Школ. Пресса, — 2005, — № 2. — с.71−74.
  83. , И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1997. — 112 с.
  84. , В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, I1994. 165 с.
  85. , В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. заведений / В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -256 с.
  86. , Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография / Е.А. Крюкова-Волгоград: Перемена, 1999. 196 с.
  87. , Е. А. Проектирование целостной личностно-развивающей ситуации / Е. А. Крюкова // Целостный учебно-воспитательный процесс: материалы методологического семинара памяти проф. B.C. Ильина. Вып.5. -Волгоград: Перемена, 2001. С. 87−91.
  88. , Е. А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: дис.. д-ра пед. наук /Крюкова Елена Анатольевна. Волгоград, 2000.
  89. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 2001. -224 с.
  90. , П. Ф. Технология модульного обучения: учебно-практическое пособие / П. Ф. Кубрушко, Д. Е. Назаров М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 2001.-60 с.
  91. , В. А. Особенности включения учеников в самообразовательную деятельность в зависимости от уровня развития у них учебных умений /В.А. Кулько // Подготовка школьников к самообразованию. Волгоград, ВГПИ, 1980.-С. 77−89.
  92. , В. А. Формирование у учащихся умения учиться: пособ. для учителя / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  93. , С. В. Педагогика личности от концепции до технологии / C.B. Кульневич. Ростов н/Дону: Творч. Центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  94. , Н. В. На пути к профессиональному совершенству /Н.В. Кухарев. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  95. , Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения /Н.Б. Лаврентьева. 2-е изд., испр. и доп. — Барнаул: изд-во АГУ, 1998. — 154 с.
  96. , Н. Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе : дис.. д-ра пед. наук / Наталья Борисовна Лаврентьева. Барнаул, 1999. 344 с.
  97. , Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения: учеб-метод. пособие / Г. В. Лаврентьев — Алт. гос. ун-т. Барнаул: Изд-во Алт. унта 1994. — 128 с.
  98. , О. А. Общие основы и пути организации самостоятельной работы студентов / О. А. Лапина. Иркутск, 1995.
  99. , А. Н. Интегративно-модульное обучение химии на подготовительном отделении педагогического вуза: метод, пособие
  100. А.Н. Ласточкин — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1998.-45 с.
  101. , M. М. Технологии профессионального педагогического образования / M. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -272 с.
  102. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: Избр. психол. соч. в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1963. -375 с.
  103. , Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999. -487 с.
  104. , Р. Как быстро изучить любой предмет / Рики Линксман — пер. с англ. Ю. Е. Андреева — Минск: ООО «Попурри», 2003.- 288 с.
  105. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технология: монография / В. В. Сериков и др. Волгогр. гос. пед. ун-т — Ин-т проблем личност. ориентир, образования. Волгоград: Перемена, 2000. -147 с.
  106. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер- М.: Знание, 1980. С. 96.
  107. , М. И. Психолого педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: монография / М.И. Лукьянова- Гл. упр. Образования Администрации Ульян. Ин-т пов. квал. и переп. раб. образ. — Ульяновск: УИПККПРО, 2002. — 183 с.
  108. , С. А. Педагогические теории и системы: учеб. пособие 4.2.: / С. А. Маврин. Омск: Изд-во ОмГПУ, — 1997. — 88 с.
  109. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. 308 с.
  110. , В. А Модульное обучение: достигнутые результаты, возможности саморазвития / В. А. Маркушев, В. А Соколов //Проф. Образование. 1999. — № 1. — С. 19−21.
  111. , А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. СПб: Изд-во Евразия, 1997. — 430 с.
  112. , JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // М.: Вопросы психологии. — 1997. — № 4.
  113. , Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности /Л.М. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.-400 с.
  114. , Н. Н. Проектирование образовательной технологии начального профессионального образования / H.H. Михайлова- Акад. проф. образования // Проф. образование. М.: НОУ ИСОМ, 2006. 45 с.
  115. Модернизация высшего образования: управление самостоятельной работой студентов: монография / Алт, акад. Экономики и права. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2006. -127 с.
  116. Модульная технология обучения: метод, рекомендации / Всерос. Ин-т повышения квалификации инж. пед. работников и специалистов проф. техн. образования. — СПб.: Б.и., 1993. -43 с.
  117. Модульно-уровневый подход в преподавании курса «Основы мультимедийных технологий» / Ю. С. Браун и др. М.: Образование и информатика, 2002. — 27 с.
  118. , В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  119. , В. М. Введение в теорию педагогических технологий /В.М. Монахов Волгоград: Перемена, 2006. — 318 с.
  120. , Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? /Т.С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  121. , И. Л. Самообразование будущего учителя / И. Л. Наумченко. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1974. -т216 с.
  122. , Л. В. Содержание учебного модуля «Основы Internet» /Л.В. Нестеров // Пед. информатика. -2000. № 2 — С. 15−21.
  123. , JI. М. Технология проблемно-модульного обучения иностранному языку в высшей профессиональной школе / Л. М. Никонорова- Казань: Изд-во Казан, гос. энергет. ун-та, 2004. — 95 с.
  124. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002. — 976 с.
  125. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с.
  126. Основы разработки педагогических технологий и инноваций: монография / Л. Н. Давыдова, и др. — под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998. — 380 с.
  127. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: АЗЪ, 1993.-960 с.
  128. , В. И. Активность и самостоятельность учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 44−47.
  129. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ развития: Сб. метод материалов / В. В. Сериков и др. — под общ. Ред. В. В. Серикова-Волгоград: Перемена, 2003. 152 с.
  130. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Воронов В. В. и др. — под ред. П. П. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  131. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др. — под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд. -М.: Школа Пресс, 2000 — 512 с.
  132. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др. — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  133. , А. В. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект / А. В. Петровский. М., 1990. — 174 с.
  134. , М. А. Самообразовательная деятельность: формирование умений: монография / М. А. Петрова. Новосибирск: Изд-во Сиб. Гос. ун-та путей сообщ., 2006. — 55 с.
  135. , П. И. Проблемы самообразования и педагогической теории / П. И. Пидкасистый // Развитие у школьников стремления к самообразованию. Волгоград, ВГПИ, 1973 г. С.20−28.
  136. , В. Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. М.: Роспедагенство, 1997. 176 с.
  137. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-255 с.
  138. , Н. М. Педагогика высшей школы: технологии обучения: учеб. пособие / Н.М. Платонова- Санкт-Петербург гос. ун-т. СПб. 1995. — 82 с.
  139. , В. Ю. Управление качеством образования в условиях реализации модульной технологии обучения / В. Ю. Плотникова // Завуч: Науч.-практ. журн. / Центр «Педагогический поиск». М., 2005. -№ 2. — С. 420.
  140. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, и др.- под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  141. , В. М. Методы исследования проблем образования /В.М. Полонский // Педагогика, 1994. № 2. — С. 10−12.
  142. , Л.А. Технология самообразования: учеб. пособие /Л.А. Пронина- Тамб. Изд-во ТГУ, 2004. 85 с.
  143. Психологический словарь / В. Н. Копорулина, и др.- под общей ред. Ю. Л. Неймера. -Ростов-на Дону: Феникс, 2003. 640 с.
  144. , В. О. Азбука учебного труда. / В. О. Пунский. М., 1988. — 144 с.
  145. , Б. Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию / Б. Ф. Райский // Формирование у учащихся готовности к самообразованию, Волгоград, ВГПИ, 1977.
  146. , И. А. Формирование у учащихся общественно-ценной мотивации самообразования / И. А. Редковец. Волгоград, ВГПИ, 1986.
  147. , С. Л. Избр. Филос.-психол. Труды. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-С.461.
  148. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Спб.: Изд-во Питер, 1999. — 720 с.
  149. Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. С. Сахарова //Вестник ОГУ. -№ 3.-1999.
  150. , Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: учеб. пособие к спецкурсу / Е. И. Сахарчук — науч. ред Н. К. Сергеев Волгоград: Перемена, 2002. — 136 с.
  151. , Т. В. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе: учебн. пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Сафонова- -Глазов. Гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко, 2000. 89 с.
  152. , В. М. Задачная технология естественнонаучной подготовки учащихся / В. М. Симонов. Волгоград: Перемена, 2003. — 114 с.
  153. , В. М. Становление ценностно-смысловых отношений к предметам естественно-математического цикла в условиях личностно-гуманитарной парадигмы (на примере физики): учебн, пособие /В.М. Симонов, О. П. Филатова. Волгоград: Перемена, 2003. — 222 с.
  154. , Н. Е. Мотивация самообразования старших подростков: учеб. пособие для студентов пед. вузов Дальневосточного региона в 3 ч. /Н.Е Седова. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ — 1999.
  155. , Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко, Н. Н. Маркова, О. Г. Левина. М.: Нар. Образование. 2001. — 189 с.
  156. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.- Народное образование, 1998. -256 с.
  157. , Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2005. — 284 с.
  158. , И. Б. Модульная педагогическая технология в школе: блоки-модули учебных предметов / И. Б. Сенновский. М.: Б. и, 1995. -16 с.
  159. , И. Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса: / И. Б. Сенновский // Завуч. 1998. — № 1. — С. 3741.
  160. , И. Б. Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Модульная педагогическая технология» / И. Б. Сенновский // Завуч. 1999. — № 6. — С 53−57.
  161. , Н. К. Непрерывное образование: Концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): монография / ' Н. К. Сергеев. СПб. — Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  162. , Н. К. Концепция непрерывного педагогического образования: от функциональной к личностной парадигме / Н. К. Сергеев // Изв. Рос. акад. образования. 1999. — № 3 — С. 84−89.
  163. , В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М., 1999. — 272 с.
  164. , В. В. Общая педагогика: Избр. лекции / В. В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 2004. 278 с.
  165. , Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. Иркутск. Издательство Иркутского ун-та. 1991. 232 с.
  166. , M. Н. Совершенствование процесса обучения / M. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1971. 206 с.
  167. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя /Д.З. Ахметова и др. — ин-т экономики, упр. и права, каф. педагогики. -Казань: Таглимат, 2001. 110 с.
  168. , В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.
  169. , В. И. Проблемы становления и развития инновационного образования / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. 2003. — № 2. -С. 4−28.
  170. , А. В. Особенности управленческой компетентности студентов-менеджеров / А. В. Смирнов. Моск. откытый соц. Ун-т, Каф. общ. Психологии. М.: МОСУ, 2003. — 61 с.
  171. , Т. Н. Модульная технология на уроках географии в 6-м классе: Метод. Пособие / Т.Н. Стародворская- Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. -62 с.
  172. , H. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса / H. М. Таланчук Казань, 1993.
  173. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М., 1984.-344 с.
  174. Технологии подготовки специалистов в педагогическом университете: монография / 3. Р. Аглеева и др. — под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань: Издательство Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. -352 с.
  175. Технологии решения частных педагогических задач: монография /JI.H. Давыдова, и др.- под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999 — 459 с.
  176. , Е. П. Формирование готовности к самообразованию /Е.П. Тонконогая // Вечерняя средняя школа, 1980., -№ 3, С.45−47.
  177. , П. И., Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Е. Сенновский — под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа. 1997. -352 с.
  178. , А. И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: учебное пособие. / А. И. Уман. Орел: ОГПИ, 1993.-128 с.
  179. , А. В. Учись самостоятельно учиться / А. В. Усова, В. А. Беликов. -Челябинск-Магнитогорск. 1997. 128 с.
  180. , Е. Е. Компетентностный подход в зарубежном образовании. Проблемы формирования нового содержания образования / Е. Е. Федотова // Образовательный вестник. Томск: Дельтоплан. — 2002. — Вып. № 27. — С. 2227.
  181. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 118 с.
  182. , А. Р. Психология личностного становления профессионала /А.Р. Фонарев — Рос. акад. Наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. -347 с.
  183. , А. А. Модульно-технологический подход к профессиональному обучению / А. А. Харабарин // Технология развивающего обучения. СПб., 1996. — С. 15−20.
  184. , М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе / Мурат Аширович Чошанов: дис. .д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 320 с.
  185. , М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. № 2. С. 17−20.
  186. , М. А. Слагаемые технологии модульного обучения: учебное пособие /М. А. Чошанов. Барнаул: Изд-во АТУ, 1998 — 144.С.
  187. , Т. И. Основы технологии модульного обучения: / Т. И. Шамова, Л. М. Перминова // Химия в шк. 1995. — № 2. С.12−18.
  188. , Н. И. Основы психологической диагностики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. Ч. 1. / Н. И. Шевандарин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 288 с.
  189. , Т. И. Использование блок-модулей на уроках математики /Т.И. Шевченко // Технология развивающего обучения. СПб., 1996. — С. 20−40.
  190. , О. И. Модульный урок / О. И. Шеввуч // Рус.яз.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000. апр. (№ 13). С. 14−15.
  191. , А. Как научиться быстро читать. / А. Шилин. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2002.-272 с.
  192. , В. В. Модуль как всеобщий технологический конструкт личностно-ориентированного образования / В. В. Шоган // Известия Южного отделения Российской академии образования. Ростов н/Д, 2000. — Вып.2. -С. 155−162.
  193. , В. В. Модульная технология личностно ориентированного образования и жизнь / В. В. Шоган // Наука и образование. 2003. -№ 1. — С. З-15.
  194. , В. М. Человековедческая компетентность менеджера: управлен. Антропология / В. М. Шепель. М.: Нар. образование, 1999. — 430 с.
  195. , Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика / Е. М. Шуклина Екатеринбург. 1999.
  196. , П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / П. М. Эрдниев. М.: 1992.
  197. , П. А. Основы модульного обучения / П. А. Юцявичене. -Каунас: Изд-во ИПКРРиСНХ, 1989. 69 с.
  198. , П. А. Теория и практика модульного обучения /П.А. Юцявичене. -Каунас: Швиеса, 1989. -272 с.
  199. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская //Вопросы психологии. 1995, — № 2.
  200. , И. С. Технология личностно-ориентированного образования /И. С. Якиманская // Директор школы, 2000. — № 7. — С. 36−37.
  201. , Г. М. Коммукативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога / Г. М. Якушева // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 122 — 124.
  202. , В. Обучение навыкам самообразования / В. Ярмолинский // Народное самообразование. 1976 г, — № 12, — С.82−87.
Заполнить форму текущей работой