Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья задача была связана с выявлением критериев, показателей и состояния сформированности экологической культуры у будущих учителей технологии. Нами выделены эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельностный), эколого-педагогический критерии и показатели по каждому из них. Дана качественная характеристика низкого, среднего и высокого уровней сформированности у учителей технологии… Читать ещё >

Содержание

  • Ф
  • Глава 1. Проблемы теории и практики формирования экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза
    • 1. 1. Экологическая культура: генезис, сущность, структура
    • 1. 2. Структура и содержание экологической культуры учителя технологии
    • 1. 3. Учебный процесс в вузе как фактор формирования экологической культуры будущих учителей технологии
    • 1. 4. Критерии, показатели и состояние сформированности экологической культуры будущих учителей технологии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Дидактические условия повышения эффективности формирования у будущих учителей технологии экологической культуры
    • 2. 1. Проектирование содержания специального курса «Основы экологической культуры»
    • 2. 2. Дидактическое сопровождение процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии
    • 2. 3. Учебные творческие проекты экологической направленности
    • 2. 4. Методика и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Вся история возникновения и развития человеческого общества непосредственно связана с природой. Человек, являясь частью природы, одновременно является частью тысячелетиями им же создаваемой культуры. Человек в процессе освоения природы преобразовывает и себя и природу, творя мир культуры.

Большинство ученых характеризует современное экологическое состояние планеты как кризисное. Среди основных причин экологического кризиса называют рост производства, связанный с ростом населения, истощение природных ресурсов, глобальное загрязнение окружающей среды, потребительский подход к природе. Научно-технический прогресс породил невиданные ранее возможности для эксплуатации ресурсов природы, а вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения и уничтожения.

Дальнейшее выживание и устойчивое развитие человечества ученые видят в изменении культурологической основы современного общества. В связи с этим именно экологическая культура человечества призвана сыграть ключевую роль в успешном продвижении общества по пути устойчивого развития. Идея культуры, культуросообразного образования, в том числе и экологического, ставится в настоящее время в качестве основной парадигмы образования.

В 1993 году в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России была введена образовательная область «Технология», которая включает разделы, охватывающие наиболее распространенные и перспективные технологии преобразования материи, энергии, информации. Все эти технологии должны реализовываться с учетом экономических и экологических факторов. И не случайно основной целью образовательной области «Технология» является формирование у учащихся культуры: технологической, проектной, экологической, человеческих отношений, труда, быта.

Проблема формирования личности с высоким уровнем общей и экологической культуры, способной воспринимать и осуществлять идеи коэволюции общества и природы, предполагает качественное обновление системы экологического образования молодежи и затрагивает, прежде всего, личность учителя, в том числе и учителя технологии. Передаваясь через личность учителя сознание подрастающего поколения, экологическая культура будет способствовать формированию нового социоприродного менталитета общества.

Обновление системы экологического образования в вузах, повышение его эффективности, связывается с выработкой новых концептуальных подходов, новых методологических, теоретических и дидактических основ его конструирования. Проблемы методологии, теории и практики экологического образования и воспитания, в том числе высшего, рассматривались в работах C.B. Алексеева, С. Н. Глазачева, Э. В. Гирусова, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Д. Н. Кавтарадзе, H.H. Киселева, Н. М. Мамедова, H.H. Моисеева, В. Д. Симоненко, Л. П. Салеевой, А. Д. Урсула, Н. М. Черновой, А. Г. Шевцова, Г. А. Ягодина и др.

Исследованию различных аспектов экологического образования в его взаимосвязи с технологической подготовкой школьников и студентов посвятили свои работы С. Б. Балдина, В. И. Демьяненко, Н. Г. Егорова, С.Е. Павлю-ченко, С. Е. Петров, H.A. Пустовит, Ю. Л. Хотунцев и др.

Проблема формирования экологической культуры будущего учителя рассматривается в работах Е. М. Алексахиной, A.A. Иноземцева, В.В. Кашле-ва, И. В. Романенко, Е. С. Сластениной, Д. И. Трайтака и др.

В этих работах процесс формирования экологической культуры учителя рассматривается в аспекте его становления как субъекта профессиональной деятельности, то есть акцент делается на подготовку учителя к экологическому воспитанию школьников.

Педагогические условия экологической подготовки учителя технологии рассмотрены в кандидатской диссертации JI.A. Ситниковой (138). Основное внимание автор уделяет формированию экологических знаний и эколого-педагогических умений будущих учителей технологии в процессе изучения профессионально-ориентированной дисциплины «Производство и окружающая среда». Дидактические возможности всего учебного процесса в вузе как фактора формирования у студентов экологической культуры в этой диссертации не рассматриваются.

Задача разработки структуры целостного процесса формирования у будущих учителей технологии экологической культуры пока не решена.

Анализ состояния теории и практики формирования экологической культуры будущих учителей технологии позволил нам выявить противоречия между:

— возрастающими требованиями общества к экологической культуре личности и ее реальным состоянием;

— признанием необходимости наличия у учителя технологии высокого уровня экологической культуры и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ формирования этой культуры в учебном процессе вуза;

— современной тенденцией гуманизации образования, реализуемой в культурологическом подходе к отбору содержания образования, и доминирующей до настоящего времени «знаниевой» парадигмой образования с присущими ей сообщающе-контролирующими методами обучения.

Профессиональная подготовка будущих учителей технологии в вузе не в полной мере учитывает экологическую составляющую программы образовательной области «Технология» и специфику профессионально-педагогической деятельности учителя технологии по экологическому образованию учащихся.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему и тему нашего диссертационного исследования «Формирование экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза».

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить теоретические основания и совокупность дидактических условий повышения эффективности формирования у будущих учителей технологии экологической культуры в учебном процессе вуза.

Объект исследования: учебный процесс в вузе как фактор формирования экологической культуры будущих учителей технологии.

Предмет исследования: содержание, формы, методы и средства формирования экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования экологической культуры будущих учителей технологии в условиях обучения в вузе будет более эффективным, если:

— экологическая культура будущих учителей технологии будет формироваться в контексте их эколого-педагогической культуры и включать в себя эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельностный) и эколого-педагогический компоненты;

— будет спроектирован и реализован специальный курс «Основы экологической культуры», содержательное поле которого составляют эколого-культурологическая, философско-историческая, общенаучная и эколого-педагогическая линии;

— будут разработаны средства дидактического сопровождения процесса формирования у будущих учителей технологии экологической культуры, направленные на развитие студентов как субъектов будущей эколого-педагогической деятельности;

— студенты будут выполнять творческие проекты экологической направленности, обеспечивающие целостность процесса формирования их экологической культуры.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, структуру и содержание экологической культуры учителя технологии.

2. Выявить и теоретически обосновать дидактические возможности учебного процесса в вузе как фактора формирования экологической культуры будущих учителей технологии.

3. Научно обосновать критерии и показатели и изучить состояние сформированности у будущих учителей технологии экологической культуры.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность содержания и средств дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры будущих учителей в условиях обучения в вузе.

Теоретико-методологические основы исследования:

— философские идеи о взаимодействии и взаимосвязи человека, общества и природы (В.И. Вернадский, H.A. Бердяев, Ф. И. Гиренок, Э. В. Гирусов, J1.H. Гумелев, Н. М. Мамедов, H.H. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, B.C. Соловьев, А. Д. Урсул и др.);

— психолого-педагогические концепции личности и ее развития (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.);

— идеи личностно-ориентированного развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Б. Б. Коссов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— гуманитарно-аксиологический подход в образовании (И.Ю. Алексашина, В. Г. Воронцова, С. Н. Глазачев, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина и др.);

— теоретические основы экологического образования (C.B. Алексеев,.

A.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Лихачев, И. С. Суравегина и др.);

— ведущие идеи педагогического образования (И.Ф. Исаев,.

B.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.);

— концепция технологического образования (П.Р. Атутов, O.A. Кожина, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко и др.).

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияанкетирование и анализ эмпирического материаламоделирование процесса формирования у будущих учителей технологии экологической культурынаблюдение, беседа, тестирование, экспертная оценкапедагогический экспериментметод математико-статистической обработки результатов исследования.

База исследования: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Тульский государственный педагогический университет, средние общеобразовательные школы г. Брянска.

Этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении 20 022 005 гг. в три этапа:

— I этап (2002;2003 гг.) — анализ теории и практики формирования экологической культуры будущих учителей технологии, разработка программы исследования;

— II этап (2003;2004 гг.) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов;

— III этап (2004;2005 гг.) — анализ, обобщение и оформление результатов исследования, написание текста диссертации.

Научная новизна исследования:

1. С позиций культурологического, аксиологического подходов уточнена сущность, структура и содержание экологической культуры учителя технологии.

2. Спроектирована модель процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии в условиях обучения в вузе.

3. Научно обосновано содержание специального курса «Основы экологической культуры».

4. Определены критерии и показатели эффективности процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании дидактических условий формирования экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза. 8.

Практическая значимость исследования:

— разработана программа специального курса «Основы экологической культуры»;

— разработан банк творческих проектов экологической направленности;

— разработан и экспериментально проверен комплекс средств дидактического сопровождения процесса формирования у студентов экологической культуры (разноуровневые диагностические и развивающие задания, деловые игры, Интернет-ресурсы, рефераты);

Материалы исследования могут быть использованы при разработке содержания экологической подготовки студентов, обучающихся по другим педагогическим специальностям.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают: теоретико-методологическая обоснованность исследования, разнообразие методов, адекватные цели и задачам исследования, репрезентативность опытно-экспериментальных данных, сочетание количественного и качественного анализа, использование математической обработки результатов исследования, личное участие автора в опытно-экспериментальной работе, внедрение результатов исследования в практику.

На защиту выносятся:

1. Уточненное понятие экологической культуры учителя как его интегральное профессиональное качество, которое характеризует степень сформированное&tradeэкологического мировоззрения, сознания и мышления и включает в себя эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельност-ный) и эколого-педагогический компоненты. Экологическая культура учителя является частью его общей и профессионально-педагогической культуры.

2. Модель процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии в условиях обучения в вузе, который строится с учетом специфических принципов экологизации, интегративности, культуросооб-разности и направлен на формирование экологических знаний и ценностей, умений и способов природоохранной деятельности и экологически сообразного поведения в социоприродной среде и подготовку к эколого-педагогической деятельности.

3. Совокупность критериев и показателей эффективности формирования экологической культуры будущего учителя технологии, включающая в себя экологические знания, экологические ценности, экологически сообразное поведение и деятельность, готовность к эколого-педагогической деятельности.

4. Структура и содержание специального курса «Основы экологической культуры», содержательное поле которого составляют эколого-культурологическая, философско-историческая, общенаучная и эколого-педагогическая линии, а структура включает такие разделы, как «Культурно-исторические истоки экологии», «Сущность и содержание экологической культуры», «Экологическое образование и воспитание».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионально-технологического образования и ученого совета факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, научно-практических конференциях в Туле (2002), Брянске (2004, 2005), Калуге (2005), а также отражены в статьях межвузовских сборников и периодических журнальных изданий.

Результаты исследования внедрены в практику подготовки будущих учителей технологии в Брянском госуниверситете. Творческий проект «Дизайн ландшафта учебного заведения» внедрен в БГУ и стал основой для разработки элективного курса предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Она включает 14 таблиц и 7 рисунков.

Выводы по второй главе.

Анализ показал, что базовая дисциплина «Экология» направлена в основном на формирование обобщенной научной картины мира. Однако она не раскрывает в полной мере роль культуры как связующего звена между обществом и природой. Содержание этой дисциплины не преследует задачу подготовки будущих учителей технологии к эколого-педагогической деятельности: экологическому обучению и воспитанию учащихся.

Поэтому встала задача разработки и экспериментальной проверки специального курса, содержательное поле которого включило бы взаимодействующие между собой природу, общество, человека и культуру. По нашему мнению, эту задачу может решить специальный курс «Основы экологической культуры».

Нами определены цели и задачи этого курса, обоснованы такие принципы разработки и структурирования содержания курса, как адекватность, контекстность, интегративность, модульность, проектность.

Структура курса включает в себя три компонента:

— культурно-исторические истоки экологии;

— сущность и содержание экологической культуры;

— экологическое образование и воспитание.

Курс рассчитан на 36 учебных часов и завершается выполнением творческого проекта и зачетом. Разработаны учебно-тематический план и содержание каждого раздела курса, в котором прослеживаются эколого-культурологическая, философско-историческая, общенаучная и эколого-педагогическая линии. Ведущим компонентом курса являются теоретические основы и методика экологического образования. На изучение этого компонента отводится 50% учебного времени.

Содержание этого курса мы апробировали методом экспертных оценок. Курс прошел также опытно-экспериментальную проверку' в ходе проведения формирующего эксперимента.

Проводимые исследования показывают, что эффективность педагогического процесса во многом зависит от качества его дидактического сопровождения.

Нами определены следующие компоненты дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры будущих учителей:

— разноуровневые диагностические и развивающие задания, направленные на выявление уровня усвоения экологических знаний, развитие экологического мышления и формирование экологического сознания студентов;

— деловые дидактические игры, учитывающие специфику приобретаемой профессии и направленные на приобретение будущими учителями технологии опыта эколого-педагогической деятельности и поведения;

— тематика докладов и рефератов эколого-педагогической направленности;

— Интернет-ресурсы по экологии, которые необходимы студентам в их учебной и будущей профессиональной деятельности по формированию у учащихся экологической культуры (информация о реализации концепции непрерывного эколого-биологического образования, конференциях и фестивалях по экологии, публикациях научно-экологической и профессионально-педагогической направленности, эколого-образовательной деятельности профессиональных учебных заведений и т. д.).

Эффективным средством обучения и воспитания являются творческие проекты, которые обеспечивают целостность педагогического процесса и на деле способствуют реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Исходя из сущности и структуры экологической культуры будущего учителя, мы выделили следующие виды творческих проектов экологической направленности: теоретические, производственные, природоохранные, ландшафтные, оздоровительные, методические, профориентационные. По каждому из этих направлений нами разработана тематика творческих проектов экологической направленности.

Формирующий эксперимент нами проводился на базе факультета технологии и безопасности жизнедеятельности Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского. Были определены 2 экспериментальные и 2 контрольные группы, в которых занималось 104 студента 4 курса.

Со студентами экспериментальных групп были проведены лекционные и семинарские занятия по спецкурсу «Основы экологической культуры». По теме каждой лекции были разработаны мнемосхемы и конспекты лекций на бумажных и электронных носителях. В ходе проведения семинарских занятий студенты решали разноуровневые развивающие задачи и принимали участие в следующих дидактических играх: «Чистая вода», «Планирование месторасположения тепловых электростанций», «Экологический баланс», «Перспективы развития малого предприятия «Малышок» «, «Проект нового учебного корпуса».

Кроме того, студенты разрабатывали планы проведения уроков в образовательной области «Технология», готовили рефераты, выполняли творческие проекты экологической направленности. При этом они широко использовали Интернет-ресурсы экологического содержания.

В контрольных группах таких мероприятий не проводилось.

До и после эксперимента было изучено состояние сформированное&tradeу студентов экологической культуры с помощью Комплексного опросника, диагностических заданий, методики «Эзоп».

Исследования показали, что за период проведения эксперимента в экспериментальных группах, количество студентов с доминантным отношением к природе увеличилось в 2,6 раза. В наибольшей степени это увеличение произошло после выполнения творческих проектов экологической направленности.

За период эксперимента в экспериментальных группах количество студентов с высоким уровнем сформированности экологической культуры увеличилось в 1,5 раза, во столько же раз сократилось число студентов с низким уровнем сформированности этой культуры. В контрольных группах эти изменения незначительны.

Математическая обработка результатов исследования показала, что наибольшее влияние на общий уровень сформированности у будущих учителей технологии оказывает такой критерий, как эколого-педагогическая подготовка.

Таким образом, подтверждена достаточно высокая эффективность разработанных нами содержания, форм, методов и средств формирования экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы совершенствования работы по формированию у будущих учителей технологии экологической культуры. Экологическое образование является важнейшим фактором разрешения экологического кризиса. Уровень этого образования во многом определяется состоянием сформированности экологической культуры у учителя. Однако студенты старших курсов и молодые учителя имеют недостаточный уровень своей готовности к эколого-педагогической деятельности.

Наше исследование предусматривало решение четырех задач. В ходе решения первой из них нами проанализированы работы, в которых раскрываются генезис, сущность и структура экологической культуры отдельного человека и общества в целом. В результате этого анализа построена структурно-функциональная модель экологической культуры личности, включающая в себя когнитивный, ценностно-нормативный, нравственно-правовой и чувственно-волевой компоненты.

Проанализированы также работы, в которых исследуются содержание и механизмы формирования экологической культуры учителя, которую можно рассматривать как часть его общей и профессионально-педагогической культуры. В результате этого анализа установлено, что в структуре экологической культуры учителя можно выделить эколого-аксиологический, эколо-го-поведенческий (деятельностный) и эколого-педагогический компоненты.

В ходе решения второй задачи нами обоснованы цель, задачи, специфические принципы, содержание процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии в условиях обучения в вузе и проанализированы возможности в данном контексте гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных, предметных дисциплин. Графически построена модель процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии в условиях обучения в вузе.

Третья задача была связана с выявлением критериев, показателей и состояния сформированности экологической культуры у будущих учителей технологии. Нами выделены эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельностный), эколого-педагогический критерии и показатели по каждому из них. Дана качественная характеристика низкого, среднего и высокого уровней сформированности у учителей технологии экологической культуры. Был разработан специальный компонент опросник, с помощью которого опрошено 362 студента 4−5 курсов и 127 молодых учителей технологии. Установлено, что и студенты, и молодые учителя имеют недостаточный уровень сформированности у них экологической культуры.

Решение четвертой задачи позволило нам разработать и экспериментально проверить содержание специального курса «Основы экологической культуры», средства дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологий, а также тематику и содержание творческих проектов экологической направленности.

Опытно-экспериментальная работа показала достаточно высокую эффективность применения этих материалов и средств в процессе эколого-педагогической подготовки будущих учителей технологии.

Исследование теоретических предпосылок формирования экологической культуры будущих учителей технологии в учебном процессе вуза и результаты опытно-экспериментальной работы позволила нам сделать следующие выводы.

1. С позиций культурологической и аксиологического подходов экологическую культуру учителя можно определить как его интегральное профессиональное качество, которое характеризует степень сформированности экологического мировоззрения, сознания, мышления и включает в себя эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельностный) и эколого-педагогический компоненты. Эти компоненты находятся в диалектическом единстве.

Экологическая культура учителя формируется в контексте его общей и профессионально-педагогической культуры.

2. Учебный процесс в вузе имеет значительные возможности по формированию у будущих учителей экологической культуры. Но он слабо формирует готовность студентов к эколого-педагогической деятельности. С этой целью для студентов 4 курса целесообразно ввести специальный курс «Основы экологической культуры», который усиливает формирования у будущих учителей эколого-педагогических знаний и умений. Содержание этого курса должны составлять эколого-культурологическая, философско-историческая, общенаучная и эколого-педагогическая линии.

3. Эффективными средствами дидактического сопровождения процесса формирования экологической культуры будущих учителей технологии являются разноуровневые диагностические и развивающие задания, дидактические деловые игры, Интернет-ресурсы, рефераты и доклады экологического содержания.

4. Значительное влияние на уровень сформированности экологической культуры студентов оказывают творческие проекты экологической направленности, которые могут быть теоретическими, производственными, природоохранными, ландшафтными, оздоровительными, методическими и проф-ориентационными. В процессе выполнения творческих проектов обеспечивается комплексное формирование экологических знаний, ценностей, умений и способов природоохранной деятельности и экологически сообразного поведения в социоприродной' среде, а также умений и навыков эколого-педагогической деятельности.

5. Надежными и валидными критериями эффективности формирования у будущих учителей экологической культуры являются: экологические знания, экологические ценности, приемы и способы природоохранной деятельности и экологически сообразного поведения в социоприродной среде, готовность будущих учителей к эколого-педагогической деятельности.

6. Дидактические средства и творческие проекты экологической направленности должны быть направлены на формирование у будущих учителей технологии экологической культуры и развитие их как субъектов будущей эколого-педагогической деятельности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, подтверждена гипотеза исследования.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. На наш взгляд, перспективными направлениями дальнейшего совершенствования экологического образования будущих учителей в условиях обучения в вузе являются:

— осуществление дифференцированного подхода к студентам с различными уровнями сформированности экологической культуры;

— разработка и внедрение в учебный процесс мультимедийных средств экологического содержания;

— разработка и применение цифровых образовательных материалов экологической направленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. 167 с.
  2. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Aima mater. 1994, № 1. С. 18−22.
  3. Активные методы обучения в природоохранном образовании / Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. М.: Изд. МГУ, 1982. — 48 с.
  4. В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому / Отв.ред. Г. А. Антипов. Новосибирск, 1990. — 148 с.
  5. И.Ю., Тарасов СВ. Картина мира современного школьника в контексте глобального образования // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб.: СПб ГУТТМ, 1996 — С.129−150.
  6. H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд. ТГУ, 1997. — 216 с.
  7. СВ. Экология: наука и область образования. СПБ.: СПБ ГУПМ, 1994.-55 с.
  8. Т.Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки будущего учителя. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 17 с.
  9. Антонов Н. С Интегративная функция обучения. М.: Просвещение, 1985.-304 с.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, — 1980. — 328 с.
  11. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: /Учеб. Для вузов по спец. «Психология». М.: Изд. МГУ, 1990. -183 с.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1996. -344 с.
  13. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. — С. 5−26.
  14. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192 с.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.-336 с.
  17. В.П.- Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  18. A.M. и др. Ноосферная школа: концепция и программы. — Красноярск: НМЦ НЭО, 1995.-174 с.
  19. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  20. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -519 с.
  21. Н.Ф. Формирование у учащихся знаний социальной экологии на межпредметной основе: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. -171 с.
  22. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике // Современная высшая школа. 1988. — № 2. — С. 143−150.
  23. H.A. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений: Пособие для учителей. М.: Агар, 1999.-424 с.
  24. С.П., Зеличенко В. И. Интегрированные курсы: содержание и методика / Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. -СПб., 1993. -С.55−56.
  25. Ф.И. Экология как феномен самосознания цивилизации: Дисс.док. филос. наук.-М., 1987.-384 с.
  26. Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование: (Мат-лы к конф.) / Редкол.: Н. М. Мамедов (отв. ред.) и др. -М., 1989. -С.11−18.
  27. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы: (Сб.ст.) /АН СССР, Вест, Философии. Отв ред. Е. Т. Фадеев. М.: Наука, 1986. — С. 144−158.
  28. С.Н., Редковец И. А., Марков Т. С. О целостной мотивации и ведущих мотивах экологического самообразования учителя и студента // Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя:. — Волгоград, 1983.-С. 75−97. •
  29. С.Н. К методологии построения содержания экологического образования будущего учителя // Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников: Сб.' научн. трудов. 1985:.-С. 4−11. «/. -г. ':: х,'-^.: ^
  30. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дисс. в виде научн. доклада.-.докт. пед^наук.5- М., 1998.-68 с.
  31. М.И., Краснянская К. А. Применение математической Статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  32. A.A. Человек-Гармония-Природа. М.: Наука, 1990. — 192 с. 34. стандарт высшего профессионального образования. ' Специальность 30 600 «Технология и предпринимательство». М.: Министерство образования РФ, 2000.-21 с. , —. ^
  33. Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 184 с.
  34. В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг./ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -С.296−301.
  35. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 1995. — № 3. — С.22−27.
  36. Н.С. Учитель: экология, культура, воспитание // Магистр, ежемесячный психолого-педагогический журнал. 1994. -№ 4. — С.41−47.
  37. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 480 с.
  38. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: РАО, Федеральный институт планирования образования МО РФ, 1996 — 432 с.
  39. О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Вестник высшей школы. 1996. — № 2. — С. 15−24.
  40. . До того как умрет природа: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1968.— 415 с.
  41. М.И., Канделбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белар. ун-та, 1976. — 175 с.
  42. Н.Т. Подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к обучению школьников промышленно-развитого региона основам экологии. Дисс. .канд. пед.наук. -Новокузнецк, 1998. 172 с.
  43. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: РАО ЦСП, 1995. — 155 с.
  44. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 119 с.
  45. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994.- 144 с.
  46. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования. -М.: Педагогика, 1981.-241 с.
  47. А.Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. 1985. № 12. — С 9−14.
  48. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы / Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1997. — С. 72−84.
  49. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Логос, 2000.-384 с.
  50. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: Монография / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.-196 с.
  51. А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дисс. .канд. пед. наук. М, 1998.- 176 с.
  52. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  53. Д.Н. Имитационные игры по охране окружающей среды // Вестник высшей школы. 1991. -№ 6. -С.25−35.
  54. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  55. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.69−73.
  56. Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Дисс. канд. филос. Наук-М., 1991. 134 с.113
  57. O.A., Носов В. П. Формирование экологической культуры личности // Перестройка общественных отношений и личность: Межвузовский сборник / Под ред. А. О. Бороноева. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. -С.115−120.
  58. Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэво-люционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 351 с.
  59. Категории философии и категории культуры. Киев: Наукова думка, 1983.-185 с.
  60. В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994. — 187 с.
  61. Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. -247 с.
  62. H.H. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова думка, 1990. -215 с.
  63. Л.Н. Экологическая культура развитого социализма // Идейно-теоретические проблемы НТП. Свердловск, 1978. — С. 100−111.
  64. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. .докт. пед. наук. Л., 1991. — 42 с.
  65. И., Сеченикова Л. Интегрированный курс, как его разработать // Народное образование. 1999. — № ½. — С.219−223.
  66. . Замыкающийся круг: Природа, человек, технология. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 279 с.
  67. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Новосибирск, 1992. — 242 с.
  68. Конференция «Философия экологического образования» // Вопросы философии. 1996.-№ 8.-С.137−139.
  69. Концептуальные подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге: Проект. СПб.: Крисмас, 1 998 121 с.
  70. Концепция общего среднего экологического образования. Проблемный Совет по экологическому образованию РАО. Под ред. И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной И Зеленый мир. 1994. -№ 13. — С.12−14.
  71. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. 1995. -№ 6. — С.9−20.
  72. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, 1987. — 218 с.
  73. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. — 264 с.
  74. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. Методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
  75. Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  76. M.JI. Методологические основы экологического воспитания и образования // Современная экологическая ситуация и высшая школа (Методологический аспект). М., 1983. — 142 с.
  77. М. Эмпирическая типология экологического сознания // Массовая коммуникация и охрана среды (опыт социологического исследования). Таллин, 1987. — С. 107−122.
  78. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  80. И.Ф. О преподавании курса «Экология» в технических вузах // Высшее образование в России. 1995. -№ 3. — С.73−80.
  81. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагог, учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-367 с.
  82. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. -282 с.
  83. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 19−23.
  84. H.A. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: Дисс. .канд. пед. наук. Таганрог, 1998. — 176 с.
  85. Н.М. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. В 2-х ч. 4.1.-М.: Луч, 1993.-236 с.
  86. Н.М. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. В 2-х ч. 4.2. -М.: Луч, 1994.-255 с.
  87. Н.М. Культура, экология, образование. М.:РЭФИА, 1996. — 51 с.
  88. Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии // Биология в школе. 1996.-№ 2. — С. 14−19.
  89. Н.М. Экология и техника М.: Знание, 1988. — 63 с.
  90. В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Дисс. .канд. филос. наук. СПб., 1992. — 158 с.
  91. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ) М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  92. Ю.Г. Социоэколог новая профессия // Вестник высшей школы. — 1989. — № 7. — С.26−31.
  93. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  94. Н.В. Проектная деятельность школьников. М.: Высшая школа, 2000.-308 с.
  95. О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.40−43.
  96. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 197 с.
  97. Методика обучения технологии. Книга для учителя / Под ред. В.Д. Си-моненко. Изд-во ИГПИ. НМЦ «Технология». Брянск-Ишим, 1998. -296 с.
  98. A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Изд-во Казанского университета. М., 1989. — 219 с.
  99. H.H. Историческое развитие и экологическое образование. -М.:МНЭПУ, 1995.-56 с.
  100. H.H. Гуманитарные проблемы системного анализа большой экологии // Вестник АН СССР. 1980. -№ 10.- С.82−89.
  101. Л.В. Региональное экологическое образование: Теория и практика. Екатеринбург: Изд-во УГГШУ, 1997. — 246 с.
  102. P.C. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. №-е изд.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -632 с.
  103. E.B. экологическая культура и молодежь: Учебное пособие. -М., 1990.-124 с.
  104. Ю.П., НиконороваЕ.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990.-271 с.
  105. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. М.: Республика, 1993. — 179 с.
  106. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2002.-576 с.
  107. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. М.: Новая школа, 2004.- 112 с.
  108. В.В. Экология и система советского права // Правовые проблемы экологии.-М., 1988.-С.17−35.
  109. В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  110. А. Человеческие качества: Пер. с англ. -М.: Прогресс. 1985. 12 с.
  111. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ. — 269 с.
  112. И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений-М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  113. Проблемы формирования современной экологической культуры / Ред. Б. М. Фирсов. Вильнюс, 1987. — 189 с.
  114. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  115. Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб: Питер, 2000.-480 с.
  116. П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: в 4-х книгах. Кн. 1. Народонаселение и пищевые ресурсы: Пер. с англ. М.: Мир, 1994. — 340 с.
  117. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Россия молодая — Экология, 1992. — 176 с.
  118. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-637 с.
  119. Н.Ф. Экология: теоремы, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. — 241 с.
  120. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-448 с.
  121. О.И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1999. 103 с.
  122. И.П. Формирование экологической культуры учителя: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1991. 176 с.
  123. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника // Советская педагогика. 1989. -№ 5.-С. 15−19.
  124. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  125. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Дисс.докт. пед. наук М., 1998. — 349 с.
  126. В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. -214 с.
  127. В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и пр-во. 1999. — № 5-С. 2−5.
  128. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников: теоретико-методологические аспекты. Брянск: Изд-во БГПУ, НИЦ «Технология», 1999. — 230 с.
  129. Система подготовки учителя к экологическому образованию школьников: Сб. науч. работ / Редкол.: Е. С. Сластенина и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1985.-106 с.
  130. JI.A. Педагогические условия экологической подготовки учителя технологии: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 233 с.
  131. Скрипникова JL, Ефремова Ж. Предлагаем интегрированный курс // Вестник высшей школы. 1990. — № 4. — С. 40−44.
  132. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  133. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 164 с.
  134. Современная дидактика: теория-практика / Под ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТП и МИО, 1994. — 288 с.
  135. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2-х т. Т.1.: Философская публицистика. М., 1988. — С.47−549.
  136. Н.В. экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: Автореф. дисс. .канд. социол. наук. — Казань, 1994.-21 с.
  137. Н.Ю. Подготовка студентов педвуза к осуществлению экологического воспитания школьников: Дисс. .канд. пед. наук. Липецк, 1999.-143 с.
  138. Становление специалиста / Под ред. Е. С. Смирновой. М., 1989. — 146 с.
  139. И.В., Пивоварова Ж. Ф. Начиная с первого курса. // Вестник высшей школы. 1989. — № 12. — С.20−23.
  140. К. О понятии экологической культуры общества // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987— С.22−41.
  141. И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика. 1988. — № 9. — С.31 -34.
  142. И.Т., Мамедов Н. М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития // Вестник экологического образования. Вып. 1−2. Обнинск, 1995. -35 с.
  143. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.- 124 с.
  144. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с фр. Н. А. Садовского. -М.: Наука, 1987.-239 с.
  145. СВ. Глобальное образование: Образы мира и человека. Изучение социально-психологических компонентов сознания учащихся Санкт-Петербургской гимназии глобального образования. СПб.: СПб ГУПМ- 1996.-42 с.
  146. JI.B. Интегративно-гуманитарный подход как методологическая основа модели «Экология и диалектика» // Школа радости. 1994. — № 1. -С. 15−26.
  147. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под. ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983.-352 с.
  148. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. — 271 с.
  149. А.Д. Перспективы экоразвития. М.:Наука, 1990. — 269 с.
  150. К.Д. Три элемента школы // Педагог, соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988.-С. 177−193.
  151. А.Н. Структура экологической культуры личности и пути ее формирования // Формирование ценностного мировоззрения: методологические и научно-практические проблемы. М., 1989. — С.459−479.
  152. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  153. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е издание. М.: Политиздат, 1987.-590 с.
  154. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
  155. В. Философия и экология / Пер. с англ. А. К. Судакова. М.: Наука, 1993.-205 с.
  156. Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. М.: Устойчивый мир, 2001.-224 с.
  157. Ю.Л. Формирование экологической культуры школьников // Развитие региональных систем экологического образования. Мат. Всероссийской конференции. Пермь, 2,000. — С.211−218.
  158. Ю.Л., Кожина O.A. Экологическое воспитание учащихся в образовательной области «Технология» // Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Н. М. Мамедова. -М., 1996. -56 с.
  159. H.H. Экологическая культура общества и личности: Дисс. .канд. филос. наук. Пермь, 1984. — 198 с.122
  160. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М., 1989.- 152 с.
  161. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  162. JI.K. Вопросы охраны природы: Пособие для студентов педвузов. М., 1971.-291 с.
  163. А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: Методологические основы. Екатеринбург: Изд-во УрГПИ, 1992. — 101 с.
  164. А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жиз-неутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и фр. М., 1990. — С. 328−350.
  165. К.И. Понятие экологическая культура // Экология и культура: Методологические аспекты: Сб. научн. трудов. Ставрополь, 1982. — С. 50−63.
  166. B.C. Структура исторического знания и картина мира. -Новосибирск: Наука, 1990. 187 с.
  167. Экология, культура, образование: (материалы к конференции) /Редкол.: Н. М. Мамедов и др. М., 1989. — 242 с.
  168. .Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  169. Г., Третьякова JI. Проблемы экологического образования // Вестник высшей школы. 1991. — № 3. — С.38−45.
  170. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  171. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 182 с.
  172. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие.-М.: Логос, 1994.-213 с.
  173. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. 1995. Т. 16. — № 3. — С. 70−73.
  174. В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) — М.: Наука, 1999. — 100 с.
  175. Ecology and Religion in History. -N-Y, 1974.
  176. Guy R.Lefrancois. Psychology For Teaching. 7-th edition. USA, 1991.
  177. Steward J.H. Evolution and process // Anthropology today. Chicago, 1953. -P. 318−321.
Заполнить форму текущей работой