Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Осуществление принципа преемственности при изучении советской литературы в 4-7 и старших классах средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, дидактике, методике, необходимой для определения теоретических основ исследованияанализ смежных методик, учебных программ и учебников по литературе дореволюционной и советской школ по проблеме диссертационного исследованиянаблюдения… Читать ещё >

Содержание

Глава I. Философское и психолого-педагогическое обоснование принципа преемственности и реализация преемственных связей при изучении курса советской литературы в 4−10 классах средней школы. 12 1.1. Освещение проблемы преемственности в марксистско-ленинской философии, литературоведении, психолого-педагогических науках.

1.2. Реализация проблемы преемственности в учебных и методических пособиях. Разработка вопросов преемственности в обучении на современном этапе развития педагогической науки

1.3. Основные направления реализации принципа преемственности при изучении советской литературы в школе

Глава II. Осуществление принципа преемственности при изучении произведений советских писателей в средних классах.

ПЛ. Формирование у школьников на вступительных занятиях первоначальных представлений о советских писателях как писателях нового типа. 52 П. 2. Содержание преемственных связей в процессе анализа произведений советской литературы.

Глава III. Применение принципа преемственности при изучении советской литературы в старших классах. 133 1I1.I. Условия реализации принципа преемственности в процессе изучения советской литературы.

Ш. 2. Методика реализации принципа преемственности при изучении литературы социалистического реализма в 10 классе

Осуществление принципа преемственности при изучении советской литературы в 4-7 и старших классах средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решения ХХУ1 съезда КПСС, материалы июньского /1983г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС определили пути дальнейшего совершенствования общего среднего образования, повышения качества обучения, идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Говоря о целях и задачах современной школы, Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко подчеркнул: «Призвание школы — формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельно^ мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической Родины. И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым взглядам и нравам» /II, с.18/.

Это положение нашло отражение в Постановлении ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где указано, что школа призвана «. обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитания в духе любви к нашей социалистической многонациональной Родине и готовности к ее защите, в духе пролетарского интернационализма',' /19,с.37−38/.

Важную роль в коммунистическом воспитании и образовании, формировании личности учащихся играет советская литература. Героями произведений советских писателей являются современники читателей или люди, заложившие фундамент будущих успехов нашей страны, жизнь тех и других представляет большой интерес для юных читателей и, следовательно, оказывает на них и большое воспитательное воздействие.

Реализация принципа преемственности в изучении советской литературы особенно важна, так как в курсе советской литературы творчество ряда писателей /М.Горький, А. Фадеев, М. Шолохов, А. Толстой, В. Маяковский/ изучается на разных этапах литературного образования. Необходимо, чтобы все произведения советских писателей усваивались в тесной взаимосвязи. Осуществление принципа преемственности при изучении советской литературы дает возможность привлекать произведения, изученные ранее, на новом, более высоком уровне изучения советской литературы, что позволяет, избегая ненужных повторов, более полно и целенаправленно обогащать знания и формировать умения учащихся, без привлечения дополнительных часов и расширения программы.

Реализация принципа преемственности при изучении советской литературы в 4 — 10 классах помогает школьникам глубже постигнуть идейно-художественное содержание произведений, понять сложные и многообразные литературные связи, рассмотреть произведения советской литературы не изолированно, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

В последнее время появился целый ряд исследований, посвященных проблеме преемственности /Ананьев Б.Г., Бабайце-ва В.В., Бабанский Ю. К., Баллер Э. Я., Бушмин A.C., Ганелин Ш. И. Гринин В.В., Ладыгина А. Б., Львов М. Р. Кирьян В.М. и др./. Эти работы обогащают представления о преемственности как об одной из основных методологических категорий /26,194,29−30−31, 57,69,139/.

Появилось несколько сборников статей, в которых рассматривается преемственность в обучении русскому языку, истории, математике. Вопрос о преемственности в изучении конкретных тем, произведений нашел отражение и в работах по методике преподавания литературы /Беленький Г. И., БогдановаО.Ю., Демидова H.A., Качурин М. Г., Коровина В. Я., Курдюмова Т. Ф., Мещерякова Н. Я., Снежневская М. А. и др./39,42,48,84,107/.

На использование принципа преемственности при изучении литературы ориентируют действующая программа по литературе и методические руководства к учебникам.

Однако специального исследования, посвященного осуществлению преемственности при изучении литературы в школе, нет. Особенно важной в связи с этим становится проблема раскрытия принципа преемственности как организующего центра изучения литературы, в данном случае советской на протяжении всего курса. Требования современной школы, методической науки и отсутствие работ по проблеме преемственности в обучении литературе определили выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность.

Цель исследования — теоретическое обоснование необходимости осуществления принципа преемственности в преподавании советской литературы в 4−7 и старших классах и разработка конкретной методики анализа произведений советских писателей на основе его реализации.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза.

Эффективность усвоения курса советской литературы в средней школе и усиление ее воспитательного воздействия на школьников повышается, если изучение советской литературы, формирование умений и навыков школьников будет осуществляться на основе единых целей и задач, в тесной взаимосвязи с ранее ус-г военным и с учетом того, что будет изучаться на последующих этапах, если при выяснении идейно-художественного своеобразия каждого из программных произведений у учащихся одновременно обогащается представление об особенностях советской литературы в целом.

Методологической основой диссертационного исследования является марксистско-ленинская теория познания, труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам воспитания и образования, по вопросам искусства, ленинские положения о партийности, классовости, народности литературы, о преемственности культур в ходе исторического развития, документы и постановления партии и правительства, направленные на решения определяющих общих задач образования и воспитания в современной школеа также исследования по социальной и педагогической психологии, литературоведению, педагогике и методике преподавания литературы.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить задачи исследования:

— изучить опыт реализации принципа преемственности при изучении литературы в дореволюционной и советской школе, выявить то, что может быть использовано в современной советской школе;

— изучить материалы, касающиеся проблемы преемственности, в работах по философии, литературоведению, психологии, педагогике и методике преподавания различных предметов;

— определить знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе осуществления принципа преемственности при изучении советской литературы в 4−10 классах;

— доказать необходимость постоянного осуществления принципа преемственности при изучении курса советской литературы на всех этапах с 4 по 10 классы;

— разработать возможные варианты осуществления преемственности при изучении произведений и творчества советских писателей на разных этапах знакомства с литературой социалистического реализма;

— экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций и внедрить их в практику ряда школ с целью дальнейшего совершенствования преподавания советской литературы.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, дидактике, методике, необходимой для определения теоретических основ исследованияанализ смежных методик, учебных программ и учебников по литературе дореволюционной и советской школ по проблеме диссертационного исследованиянаблюдения над работой учителей-практиковинтервьюирование и анкетирование учителей и учениковконстатирующий экспериментобучающий эксперимент /1979;1984 гг./, обработка данных, полученных от учителей и учащихся 4−10 классов.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап /1979;1980 гг./ - изучение литературы по проблеме, наблюдение за преподаванием советской литературы в средних и старших классах, проведение анкетирования учителей и учащихся /констатирующий эксперимент/. Второй этап /1980;1981 гг./ - корректировался рекомендуемый методический материал по осуществлению принципа преемственности в школьной практике. Третий этап /1981;1984 гг./ - обучающий эксперимент, в процессе которого внедрялись разработанные методические рекомендации по использованию преемственности при изучении советской литературы, проверялась их эффективность, обобщались результаты эксперимента.

Основной базой экспериментально-опытной работы служили средние специальные и общеобразовательные школы города Москвы: 26 /Баранников A.B./, 34 /Лисицина В.А./, 52 /Шахова Л.С./, 54 /Князева О.Ю./, 204 /Онуфриева Н.Ф./, 370 /Молчанова Е.С./, 820 /Барова Е.С./, 865 /Михайлова И.В./, и школы 75 /Солодилова Т.В./, 76 /Бледнова У.С./ города Барнаула. В эксперименте участвовало около 1100 учащихся.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— теоретически обоснована необходимость осуществления принципа преемственности при анализе советской литературы на различных этапах изучения, раскрыта педагогическая сущность принципа преемственности;

— выявлены условия осуществления преемственности при изучении советской литературы в 4−7 и старших классах;

— определены ключевые проблемы изучения жизни и творчества советских писателей и произведений социалистического реализма в процессе осуществления принципа преемственности в 4−10 классах;

— намечены возможные пути углубления представлений учащихся о советских писателях как писателях нового типа, о советской литературе, ее основном художественном методе — социалистическом реализме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана система уроков по изучению советской литературы на основе принципа преемственности и конкретная методика анализа отдельных произведений советских писателей, раскрывающих в своем творчестве тему революционной, военной и трудовой героики.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе, при дальнейшем совершенствовании действующих учебников и программ, в лекционном курсе, практических занятиях, спецкурсах и спецсеминарах по методике преподавания литературы, на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность выводов и рекомендаций, предлагаемых в диссертационном исследовании, обеспечена тем, что теоретическая концепция и пути ее реализации разработаны на основе марксистско-ленинской методологии, современных достижений педагогической и литературоведческой наук, подтверждена анкетированием и опросом учителей, проводивших экспериментальную работу.

Результаты опытно-экспериментальной работы оценивались на основе анализа анкетных данных, устных и письменных ответов учащихся, сочинений /было просмотрено и проанализировано более 1500 работ 1100 учащихся 4−10 классов/.

Апробация работы. Результаты исследования в 1979;1984 годах были внедрены в практику преподавания вышеуказанных школ и дали положительные результаты.

Для учителей-участников эксперимента-проведены консультации и семинары. Основные положения исследования докладывались на всесоюзной конференции в Калининграде /декабрь 1981 г./, на методических объединениях словесников.

Материалы диссертационного исследования внедрены в курс лекций и практических занятий по методике преподавания литературы для студентов МГПИ имени В. И. Ленина. Основные положения диссертации нашли отражение в трех опубликованных работах.

Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

— Осуществление принципа преемственности при изучении советской литературы с опорой на ее специфику помогает учащимся глубже усвоить идейно-художественное своеобразие литературы социалистического реализма.

— Использование принципа преемственности как одного из организующих центров изучения литературы способствует усилению воспитательного и нравственного воздействия произведений советской литературы на учащихся и повышению эффективности усвоения курса советской литературы в средней школе в едином идейно-ме-тодичёском ключе.

— Реализация идеи преемственности делает анализ произведений советских писателей более концептуальным, стройным и целенаправленным, так как повторение и закрепление материала происходит непрерывно. Произведения советской литературы осмысливаются и анализируются на разных этапах изучения и каждый раз в новых связях, что способствует глубине и прочности знаний.

— Осуществление принципа преемственности создает оптимальные условия для формирования умений сопоставительного анализа. Как показала экспериментальная проверка, учащиеся 10 класса оперировали сведениями о различных произведениях, высказываниями разных писателей, отдельное произведение рассматривали в связи с другими произведениями русской классической и советской литературы, в свете ключевых понятий идейно-эстетической системы социалистического реализма. Учащиеся раскрывали частные вопросы как выражение основополагающих тенденций и направлений советской литературы.

— Заметно повышается уровень литературного образования старшеклассников в целом. Они умеют характеризовать героя произведений советской литературы, сравнивая героев одного или нескольких произведений, определять, в чем проявляется партийность и народность в произведениях советских писателей, выявлять авторскую позицию в решении поставленных важнейших проблем, выяснять как реализуются принципы социалистического реализма в произведениях советских писателей. Реализация принципа преемственности помогает учащимся более глубоко осмыслить проблемы традиции и новаторства, соотношения общего и особенного в изучаемых произведениях советской литературы.

— Работа над диссертационным исследованием проводилась в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Систематическое осуществление принципа преемственности при изучении советской литературы на различных этапах способствует идейно-нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, формированию их коммунистического мировоззрения, развивает и обогащает умственные и литературные способности школьников, так как создает благоприятные условия для широкого переноса мыслительных операций, знаний и приемов анализа, у учащихся вырабатываются критерии идейно-эстетической оценки произведений советской литературы.

— У школьников повышается интерес к таким важным социально-нравственным проблемам, как активная позиция личности, подвиг и долг человека, его гражданственность и чувство патриотизма.

— Настоящее диссертационное исследование не претендует на исчерпывающую полноту освещения вопроса и открывает перспективу для дальнейшей разработки проблемы на материале изучения современной советской литературы на уроках внеклассного чтения в 9 и основном курсе 10 классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1976, т.1−575с., т. П-719с.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Том I. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. Сочинения, т. З, с.9−454.
  3. К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. Квопросу немецкой культуры. Против Карла Гейнцена. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, т.4,с.291−321.
  4. В.И. Басня буржуазной печати об исключении Горького.
  5. Полн.собр.соч., т.19,с.153.
  6. В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч., т.21,с.255−262.
  7. В.И. Конспект «Науки логики».Учение о понятии.Полн.собр.соч., т.29,с.149−218.
  8. В.И. Задачи союза мсглодежи.Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.
  9. В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.Полн.собр.соч., т.41,с.462.
  10. Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года,
  11. Коммунист", 1984,№ 6,с.28−35.
  12. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партиив области внутренней и внешней политики. В кн.:Материалы ХХУ съезда КПСС.-М., 1976, с.3−89.
  13. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. В кн.: Материалы14,15,16., 17,18
Заполнить форму текущей работой