Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка механизма диверсификации производства на горнорудных предприятиях: На примере комбината «Североникель» ОАО «КГМК»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными требованиями, предъявляемыми к выбору объекта для практической апробации полученных теоретических положений, являются следующие: наличие особенностей отрабатываемых месторожденийдостаточно высокие объемы производстваспособность к диверсификации производствавозможность экспортной реализации продукции. Проведенный анализ деятельности ряда горнодобывающих предприятий, позволил остановиться… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Значение диверсификации производства в развитии горнорудных предприятий
    • 1. 1. Эволюция процесса диверсификации производства
    • 1. 2. Цели, мотивы и виды диверсификации производства
    • 1. 3. Существующие направления диверсификации производства на горнорудных предприятиях в России и за рубежом
    • 1. 4. Выгоды и риски диверсификации производства
    • 1. 5. Значение маркетинговых исследований в процессе диверсификации производства на горнорудных предприятиях
    • 1. 6. Существующие проблемы в проведении диверсификации производства на горнорудных предприятиях в России
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка механизма диверсификации производства на горнорудных предприятиях
    • 2. 1. Принципиальная схема и алгоритм процесса диверсификации производства на горнорудных предприятиях
    • 2. 2. Научно-практические основы диверсификации производства
      • 2. 2. 1. Методы оценки внутреннего состояния предприятия в сфере возможной диверсификации производства
      • 2. 2. 2. Методика оценки маркетинговых возможностей предприятия в области эффективной реализации диверсификационной продукции
      • 2. 2. 3. Генерирование идей диверсификации производства и определение методов их практической реализации
      • 2. 2. 4. Методы взаимодействия управленческих и производственных подразделений, задействованных в диверсификации производства
      • 2. 2. 5. Разработка комплексного плана мероприятий по ускорению диверсификации производства
      • 2. 2. 6. Организация методического контроля над подразделениями предприятия, ответственными за диверсификацию производства
    • 2. 3. Методика оценки рыночной среды, определяющей условия и особенности реализации диверсификационной продукции
      • 2. 3. 1. Исследование характеристик диверсификационной продукции
      • 2. 3. 2. Оценка рынка диверсификационной продукции
        • 2. 3. 2. 1. Емкость рынка диверсификационной продукции
        • 2. 3. 2. 2. Уровень спроса и предложения диверсификационной продукции на рынке и их соотношение
      • 2. 3. 3. Оценка потребителей диверсификационной продукции. fu 2.3.4. Определение позиций конкурентов
      • 2. 3. 5. Составление прогноза рынка диверсификационной продукции
    • 2. 4. Ценообразование на рынке диверсификационной продукции
      • 2. 4. 1. Обоснование политики и стратегии ценообразования
      • 2. 4. 2. Определение уровня цен на диверсификационную продукцию
      • 2. 4. 3. Методы расчета цены на диверсификационную продукцию
    • 2. 5. Организация эффективного товародвижения и сбыта диверсификационной продукции
      • 2. 5. 1. Определение метода сбыта диверсификационной продукции
      • 2. 5. 2. Выбор системы сбыта диверсификационной продукции
    • 2. 6. Определение методов стимулирования спроса на диверсификационную продукцию
    • 2. 7. Рыночные риски при реализации диверсификационной продукции
    • 2. 8. Выработка стратегии, определяющей перспективы дальнейшего осуществления диверсификации производства
    • 2. 10. Определение экономической эффективности диверсификации производства
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Практическое применение исследуемых положений в условиях горнометаллургического предприятия
    • 3. 1. Обоснование выбора предприятия для проводимых оценок
    • 3. 2. Комбинат «Североникель» ОАО «Кольская ГМК»
      • 3. 2. 1. Общая характеристика предприятия
      • 3. 2. 2. Состояние процессов диверсификации производства
    • 3. 3. Определение рыночной возможности и целесообразности диверсификации производства на примере освоения Сопчеозерского месторождения хромитов (СМХ)
      • 3. 3. 1. Оценка состояния комбината «Североникель» и его возможностей в области производства хромитов
      • 3. 3. 2. Существующее положение на СМХ
      • 3. 3. 3. Оценка рыночной среды, определяющей условия и особенности реализации хромитов комбината «Североникель»
        • 3. 3. 3. 1. Оценка основных месторождений и запасов хромитовых руд
        • 3. 3. 3. 2. Оценка конкурентов
        • 3. 3. 3. 3. Характеристика хромитового сырья основных производителей
        • 3. 3. 3. 4. Оценка потребителей и определение емкости рынка хромитов
        • 3. 3. 3. 5. Цены на хромиты
      • 3. 3. 4. Организация товародвижения и сбыта хромитов. Применение методов стимулирования спроса на хромиты
      • 3. 3. 5. Оценка рыночного риска
      • 3. 3. 6. Разработка стратегии, определяющей прогнозные перспективы дальнейшего развития СМХ
      • 3. 3. 7. Определение экономической эффективности диверсификации производства на базе разработки СМХ
  • Выводы по главе 3

Разработка механизма диверсификации производства на горнорудных предприятиях: На примере комбината «Североникель» ОАО «КГМК» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические преобразования коренным образом изменили положение отечественных горнорудных предприятий, заставив их самостоятельно решать многие проблемы текущего и стратегического развития.

Одной из таких проблем является диверсификация производства — важнейшее направление развития горнорудного предприятия, позволяющее не только стабильно удерживать уровень экономического потенциала предприятия, но и в ряде случаев значительно повышать его.

Целесообразность диверсификации производства обусловлена возможностью проявления адекватной реакции предприятия на агрессивные состояния внешней среды путем расширения сферы деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции.

Процесс диверсификации производства требует разработки теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, определяющих условия эффективного управления диверсификационными процессами.

Проблемы перехода специализированных предприятий к диверсифицированным компаниям, а также управления диверсификацией в условиях нестабильной экономики исследованы недостаточно. Поэтому попытки диверсифицировать производство на практике остаются мало эффективными или вовсе неэффективными.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности разработки механизма диверсификации производства на горнорудных предприятиях, включающего в себя не только процесс генерации идеи диверсификации производства и обеспечения в комплексе ее реализации, но и, что наиболее важно, прогнозирования экономической эффективности рекомендуемого проекта и сроков его реализации.

Целью диссертационной работы является разработка механизма диверсификации производства и оценки ее влияния на экономическое развитие горнорудного предприятия (АО) в условиях рыночных отношений.

Основная идея диссертационной работы заключается в научном обосновании и методологическом подтверждении приоритетного значения диверсификационной деятельности горнорудного предприятия (АО), предопределяющей одно из основных направлений его стратегического развития.

Основные задачи работы обусловлены поставленной целью и заключаются в:

— анализе современного состояния процесса диверсификации на отечественных и зарубежных предприятиях;

— определении условий, оказывающих влияние на процесс диверсификации производства;

— анализе существующих видов и методов диверсификации производства;

— разработке направлений совершенствования диверсификационной деятельности горнорудных предприятий;

— определении условий, предопределяющих экономическую и коммерческую целесообразность диверсификационной деятельности предприятий;

— разработке экономико-математических методов, оптимизирующих процесс диверсификации производства;

— разработке методики оценки экономической эффективности диверсификационного производства.

Предметом исследования являются методы и способы диверсификации производства, используемые с целью обеспечения устойчивого функционирования и стратегического развития производственно-экономической деятельности предприятия.

Объектом исследования является комбинат «Североникель» ОАО «Кольская ГМК».

Методы исследований. Основной технической, экономической и методологической основой диссертации служат системный анализ изучаемой проблемы, применение методов статистического и аналитического анализов, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки, использование результатов исследований отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна работы заключается в:

— определении научно-методологических положений, обосновывающих содержание, особенности и значение диверсификации производства, как основы устойчивого и поступательного развития промышленного предприятия;

— системном подходе к определению и обоснованию механизма диверсификации производства;

— разработке на основании экономико-математических методов комплекса рациональных направлений деятельности предприятия в области диверсификации производства с учетом производственных, экономических и коммерческих факторов, относящихся к исследуемой проблеме;

— обосновании методологии оценки экономической эффективности деятельности предприятия, осуществляемого диверсификацию производства.

Защищаемые научные положения:

1. Одним из наиболее эффективных направлений экономического развития горнорудных предприятий является диверсификация производства, основанная на выпуске новых видов продукции при условии использования элементов инфраструктуры действующего производственного комплекса.

2. Научно-практической основой диверсификации производства является комплекс методологических положений, экономико-математических методов и результатов маркетинговых исследований, определяющий возможность и целесообразность диверсификационного процесса.

3. Экономическая эффективность диверсификации производства определяется величиной прибыли от реализации новой продукции и находится в прямой зависимости от оптимального соотношения производственных затрат и выручки, получаемой в результате коммерческих операций.

Практическая значимость работы заключается в соответствующих рекомендациях, позволяющих промышленным предприятиям на системной основе определять:

— рациональные направления своей деятельности в области диверсификации производства, обеспечивающие устойчивое положение предприятия на рынках сбыта новой продукции, и получение прогнозируемой прибыли;

— стратегическую политику предприятия при дальнейшем осуществлении диверсификации производства как основы экономического развития производственной деятельности.

Достоверность и обоснованность научных положений и рекомендаций подтверждается анализом большого количества отечественных и зарубежных публикаций по исследуемой проблеме, использованием значительного количества статистического и аналитического материала, а также использованием современных методов экономического анализа, математической статистики и экономико-математического моделирования.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследований докладывались на научных конференциях, симпозиумах и семинарах, а также научно-практических конференциях. Результаты выполненных исследований могут быть предложены проектным и исследовательским организациям для использования при разработке проектной документации комбината «Североникель» ОАО «Кольская ГМК».

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Основными требованиями, предъявляемыми к выбору объекта для практической апробации полученных теоретических положений, являются следующие: наличие особенностей отрабатываемых месторожденийдостаточно высокие объемы производстваспособность к диверсификации производствавозможность экспортной реализации продукции. Проведенный анализ деятельности ряда горнодобывающих предприятий, позволил остановиться для дальнейшего рассмотрения на комбинате «Североникель» ОАО «КГМК».

2. Комбинат «СН» производит несколько видов продукции, основными из которых являются катодный и карбонильный никель, медь, концентрат кобальта и металлов платиновой группы, а также серная кислота. В настоящее время предприятие работает на привозном сырье, что в значительной мере ухудшает его экономическое состояние.

3. В условиях падения цен на никель, медь и кобальт на мировом рынке, а также роста цен на транспортные перевозки, энергоносители и реагенты, комбинат «СН» испытывает серьезные финансовые трудности. Сложное экономическое положение, нестабильное снабжение комбината сырьем и материальными ресурсами стали толчком к пониманию необходимости осуществления диверсификационных процессов.

4. Для практического применения разработанной в главе 2 методики, основанной на последовательном выполнении операционных этапов, было выбрано одно из направлений диверсификации производства «СН» -разработка Сопчеозерского месторождения с добычей хромитовых руд и выпуском хромитового концентрата. Выбор обусловлен тем, что месторождение находится в зоне действия основного производства, а организация производства хромитового концентрата будет осуществляться с использованием элементов инфраструктуры комбината «СН».

5. Для определения целесообразности и возможности организации диверсификации производства на примере освоения СМХ нами были использованы следующие методики:

— оценки внутреннего состояния комбината «СН» и его маркетинговых возможностей в области производства хромитов;

— оценки рыночной среды, определяющей условия и особенности реализации хромитов комбината «СН», включающей в себя оценку запасов и основных месторождений хромитовоценку конкурентов и характеристик производимой ими продукцииоценку потребителей и определение емкости рынка хромитов;

— разработки стратегии ценообразования;

— организации эффективного товародвижения и сбыта диверсификационной продукции;

— стимулирования спроса на продукцию диверсификации;

— оценка рыночного риска;

— разработки стратегии маркетинговой деятельности, определяющей прогнозные перспективы дальнейшего развития СМХ;

— оценки экономической эффективности системы маркетинга в процессе диверсификации производства.

6. Для оценки эффективности системы маркетинга в процессе организации диверсификации производства использована методика, основанная на анализе показателей затратоемкости, прибыльности и рентабельности маркетинговой деятельности.

1. Экономический эффект диверсификации при внедрении системы маркетинга в организацию производства хромитов на комбинате «СН» за 6 лет составил 11 910 Tbic.USD.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненные исследования позволяют сделать следующие основные выводы и рекомендации:

1. В условиях рыночной экономики для промышленных предприятий одной из стратегических альтернатив развития является диверсификация производства, которая позволяет компенсировать падение объемов сбыта одного вида продукции за счет выпуска нового конкурентоспособного вида продукции. Диверсифицированные предприятия, в целом оказываются более устойчивы и конкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными.

2. Одним из эффективных направлений диверсификации производства для горнорудных предприятий является организация производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции при использовании элементов инфраструктуры действующего производственного комплекса, основанная на разработке новых месторождений полезных ископаемых в зоне действия основного предприятия. Такое направление позволяет предприятиям в короткий срок и с относительно минимальными затратами повысить их экономическую устойчивость и платежеспособность.

3. Причиной низкой степени диверсификации производства на отечественных горнорудных предприятиях является отсутствие научно-теоретических основ, определяющих роль маркетинговых исследований в процессах диверсификации производства.

4. Система маркетинга промышленных предприятий является первоисточником и генератором идей диверсификации производства, а также эффективным механизмом их реализации.

5. Эффективность диверсификации производства обусловлена соблюдением определенных закономерностей, основанных на научном подходе ко всему комплексу данной проблемы.

6. Разработанный алгоритм процесса диверсификации производства определил порядок выполнения ряда операций, ос^ванных на методиках, оценивающих: внутреннее состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его маркетинговых возможностей в сфере диверсификации производствасостояние рыночной среды предприятиявозможность эффективного стимулирования спроса и выбор стратегий ценообразования и дальнейшего осуществления предприятием диверсификационной деятельности. Определено влияние риска при организации диверсификации производства и обоснован вариант математической зависимости, минимизирующий величину рыночного риска.

7. Для практического применения разработанной методики было выбрано одно из направлений диверсификации производства на комбинате «Североникель» ОАО «КГМК» -разработка Сопчеозерского месторождения с добычей хромитовых руд и выпуском хромитового концентрата. Выбор обусловлен тем, что месторождение находится в зоне действия основного производства, а организация производства хромитового концентрата будет осуществляться с использованием элементов инфраструктуры комбината.

8. Для оценки эффективности системы маркетинга в процессе организации диверсификации производства использовались показатели з атратоемкости, прибыльности и рентабельности маркетинговой деятельности. Экономический эффект диверсификации при внедрении системы маркетинга в организацию производства хромитов на комбинате «СН» составил 11 910 Tbic.USD.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. М.: Вильяме, 2000. — 640 с.
  2. A.M., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. СПб.: Лениздат, 2000.-128 с.
  3. Е.В. Особенности маркетинга в различных сферах деятельности предприятий. СПб.: СПбГУВК, 1998. — 54 с.
  4. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 208 с.
  5. Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информатизация и риск в маркетинге. -М.: Финстатинформ, 1993.
  6. Д.И. Маркетинг для всех. Л.: Ред.-изд. центр «Культ-информ-пресс» совместно с фирмой «Человек», 1991.-256 с.
  7. Д.И. Практический маркетинг. Управляем фирмой в условиях рынка: маркетинг ключ к успеху. — Л.: ЛНПФ «Аквилон», 1991. — 48 с.
  8. Д.И., Валдайцев С. В., Долбеткин В. А. и др. Практический маркетинг. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги: маркетинг и нововведение. Л.: НПФ «Аквилон», 1991. — 96 с.
  9. Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА—М, 1999. — 219 с.
  10. Бер Т. Дао продаж.- М.: Изд.-торговый дом «ГРАНД», 1999. 281 с.
  11. И. С. Маркетинг и исследования рынков. М.: РДЛ, 1999. — 416 с.
  12. Бизнес-карта 1999−2000. Маркетинг. Консалтинг. Аудит. Инжиниринг. М.: АДИ «Бизнес-карта», 1999. — 21 с.
  13. Д. Ю. Маркетинговая стратегия производственно-сбытовой деятельности предприятий . М. :БИ, 1999. -16 с.
  14. М. Функционирование маркетинговых информационных систем // Маркетинг.-2000.- № 4 с.33−35.
  15. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: «Экономика», 1995.
  16. .К. Экономика предприятия. М.:МГГУ, 2001.-304 с.
  17. Г. А. Основы маркетинга (изложение вопросов теории и практики): Практическое и учебное пособие. СПб.: СПГГИ, «Институт Механобр», 1994.-273 с.
  18. Г. А., Майорова Н. В. Становление Службы маркетинга на предприятиях горнорудной промышленности // Проблемы рыночной экономики в отраслях горной промышленности и геологоразведки. Записки СПГГИ. СПб., 1995. — Т.140. — с. 19−23.
  19. Е.П. Основы маркетинга. М.: «Финпресс», 1999. — 656 с.
  20. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000.- с.З.
  21. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  22. А.В. Стратегический маркетинг. Рязань: «Март», 1998. — 180 с.
  23. И.П., Осинов В. И. Организация маркетинга. М.: Информагротех, 1999.-34 с.
  24. С., Симкин Л., Бредли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. Спб.: Питер, 2001.-256 с.
  25. Дихтль, Хершген Практический маркетинг. М.: ИНФРА-М и «Высшая школа», 1996.
  26. А. В. и др. Маркетинг. Компьютерное моделирование. Р н/Д: ЛаПО, 1999. — 296 с.
  27. В.И. Комплекс маркетинга. СПб.: СПбТЭИ, 1998. — 106 с.
  28. В.В. Маркетинг в антикризисном управлении / В.В. Ермаков- Ин-т повышения квалификации гос. служащих Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Каф. антикризис, упр. М.: ИПКгосслужбы, 1999. — 79 с.
  29. Н.Л. Основы менеджмента и маркетинга. Ростов н/Д.: ИУБиП, 1998.-87 с.
  30. Жих Е.М., Панкрухин А. П., Соловьёв В. А. Маркетинг: Как завоевать рынок? Л.: Лениздат, 1991. — 139 с.
  31. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: Инфра-М, 2001.-496 с.
  32. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов -сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения, 1988. — 304 с.
  33. ., Семёнов И. О сущности стратегического маркетинга // РЭЖ.1997. № 3. — с.52 — 55.
  34. Р.С. Стратегический маркетинг. Иваново: ИГУ, 1998. — 107 с.
  35. Информационные технологии в маркетинге /Под ред. Титоренко Г. А.-М.:ЮНИТИ, 2000.
  36. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
  37. И.П. Основные методы сбора информации в маркетинговых исследованиях. Новосибирск: СибУПК, 1999.- 92с.
  38. А.Н. Организация и планирование рекламы. Хабаровск: ХГАЭП, 1998.- 123 с.
  39. А.Г. и др. Маркетинг: Анализ региональных продаж. Нижний Новгород: Изд-во общества «Инелсервис», 1998. — 55 с.
  40. Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питерком, 1999. — 896 с.
  41. Ф. Основы маркетинга. М.: «Роститэр», 1996. — 704 с.
  42. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. — М. :ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 519 с.
  43. Е. К вопросу о системе маркетинга на энергетическом предприятии // Маркетинг. 1999. — № 6. — с. 70 — 77.
  44. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 2.-с. 78−85.
  45. В. Вопросы развития маркетинговых систем // «Проблемы теории и практики управления». 1997. -№ 5.-с.113−119.
  46. .Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
  47. Макдональд, Малкольм и др. Маркетинг. М.: Махаон, 1997. — 104 с.
  48. А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет//Маркетинг в России и за рубежом. 2000.- № 9. — с.63−66
  49. Маркетинг / Ноздрева Р. Б., Крылова Г. Д. и др. М.: Юристъ, 2000. — 568 с. с
  50. Маркетинг / Под. ред. Романова А. Н. М.: ЮНИТИ, 1995.
  51. Маркетинг и анализ рынка / Сборник научных трудов. М.: Диалог-МГУ, 1998.-100 с.
  52. Маркетинг и его элементы // Бухгалтерский учет. -1992. № 3. — с. 14−21.
  53. Маркетинг и логистика рыночной экономики: Материалы региональной научно-практической конференции. Ростов н/Д.: Рост. гос. строит, ун-т, 1998.-74 с.
  54. Маркетинг и проблемы развития предприятия / Под ред. A.M. Немчина. -СПб.: СПбГИЭА, 1998. 169 с.
  55. Маркетинг как средство повышения конкурентоспособности российского производства. СПб.: БИ, 1999. — 98 с.
  56. Маркетинг промышленных товаров / Под ред. В. И. Седова. М.: Прогресс, 1978.-262 с.
  57. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 255 с.
  58. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: «Экономика», 1999. — 703 с.
  59. В.Д. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО 1995. — № 10. — с.29 — 42.
  60. В. Д. Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент.-Новосибирск, 1999.
  61. В. К. Лукъяненко С.К. Особенности процессов диверсификации и реструктуризации экспортного потенциала экономик впереходные периоды. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1997.- 64с.
  62. Р. Г. Минько Э.В. Колесников A.M. Методология эффективности в менеджменте и маркетинге. СПб, 1997.
  63. А. Проектирование маркетинговой информационной системы// Маркетинг. 2000. — № 2. — с.27−36.
  64. Моделирование экономического механизма маркетинга в научно-производственной организации / Н. К. Волик, P.M. Качалов, Г. Б. Клейнер,
  65. A.И. Ставчиков. М.: ЦЕМИ, 1999. — 64 с.
  66. Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг 1999. — № 6. — с. 22 — 35.
  67. Ю.В. Основы маркетинга. — М.: «Хронограф», 1997. 136 с.
  68. Г. и др. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. Благовещенск: Амурский Гос. Университет, 2001.
  69. Новый век никеля // Интеррос 1999. — № 2. — с. 26−31.
  70. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  71. И.В., Половников В. А., Федосеев В. В. Курс лекций по экономико-математическому моделированию. М.: Экономическое образование, 1993. -148 с.
  72. Основы маркетинга / Под ред. В. П. Третьяка. СПб.: ПГУПС, 1999. — 165с.
  73. Основы маркетинга. Дайджест книги Ф. Котлера. Череповец: НПК «Аналог», 1991.-32 с.
  74. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под ред. проф.
  75. B.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 239 с.
  76. А.П. Маркетинг: Учебник. М.: Институт Международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999. — 398 с.
  77. С. Прямой маркетинг и современные информационные технологии//Маркетинг. 2000. — № 3. — с.96−101
  78. Н. Ф., Сергейчев Н. Ю. Маркетинг предприятия. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1999. — 143 с.
  79. В.В. Основы маркетинга. Саратов: Сарат. гос. технический ун-т, 1999.- 144 с.
  80. А. Курс на успех. Тверь: ИКАР, 1999. — 167 с.
  81. Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89, 1999.-79с.
  82. Е. Актуальные вопросы маркетинга // Маркетинг 2000. — № 1.-е. 21−35.
  83. Е., Ойнер О. Виртуальный маркетинг // Маркетинг. 2000. — № 3.-с.56−63.
  84. Е.В. Теория маркетинга. Екатеринбург: «Наука», Уральское отделение, 1999. — 586 с.
  85. А.Г., Азоев B.JI. Маркетинг. М.: Финстатинформ, 1999. — 89 с.
  86. Практический маркетинг / Под ред. Смирнова А. Ю. Жуковский: МИМ ЛИНКД999. -30 с.
  87. Проблемы маркетинга / Отв. ред. Е. В. Попов. Екатеринбург: Ин-т экономики, 1999.- 53 с.
  88. Реагирование на факторы внешней среды / Под ред. Блинникова А. В. 1999. -52 с.
  89. Рекламная деятельность / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, Т. К. Серегина, В. Г. Шахурин. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. — 361 с.
  90. A.M. Ведение в маркетинг. Новосибирск: Новосибирская ГАВТ, 1998.-186 с.
  91. Ф.Д. ИБМ: Взгляд изнутри: человек, фирма, маркетинг: Пер. с англ./При участии P.JI. Шука. М.: Прогресс, 1990. — 279 с.
  92. И.И. Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цены и методы маркетинга. М.: БИ, 1993. — 157 с.
  93. М. Анализ финансового состояния фирмы один из этапов маркетинговой стратегии // Маркетинг — 2000. — № 1. — с. 54 — 57.
  94. В.Т. Виды маркетинга // Бухгалтерский учет. -1992. № 8.- с. 17- 20.
  95. В., Цукерман В. Инновационная модель развития экономики ОАО «КГМК» // Научно-информационный бюллетень РАН «Север и рынок». -2000, — № 2. -с. 22−31.
  96. Современные проблемы маркетинга и логистики/Под ред. В. Н. Стаханова. -Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 1999. — 224 с.
  97. Современные тенденции развития коммерции и маркетинга / Под ред. Н. В. Алтуховой. Саратов: СГТУ, 1997.-160с.
  98. Современный маркетинг / В. Е. Хрустицкий, И. В. Корнеева, В. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  99. Е.Ю. Антикризисное управление предприятием в переходной экономике: маркетинговые стратегии // Маркетинг и проблемы развития предприятия: Сб. науч. тр.- СПб.: ЭА, 1998. с. 32 — 41.
  100. Ю.Д. Соискателям степеней доктора и кандидата наук: Методические рекомендации. СПб: Clil 1 И, 1998. — 16с.
  101. Е.П. Особенности маркетинга металлургических предприятий. М.: ГУУ, 1998. 30 с.
  102. Теория фирмы: экономические механизмы и стратегия устойчивого развития российских предприятий / Коробкова З. В. и др. -Новосибирск: СО РАН, 1997.-ч.2.
  103. Точка зрения потребителя / Под ред. Бендова JI.B. 1999. — 63 с.
  104. Управление маркетингом / Под ред. Данько Т. П. М.: Сатурн — С, 2000.238 с.
  105. Р.А. Стратегический маркетинг. М., 2000.
  106. Федосеев В. В, Эриашвили Н. Д. Экономико-математические модели и методы в маркетинге. М.: ЮНИТИ, 2001.-159 с.
  107. В.П. и др. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-512 с.
  108. К., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю. А. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе. М.: ЮНИТИ, 1998.
  109. В. Интернет-маркетинг. СПб.: — Питер, 2001.-208 с.
  110. Хруцкий В. Е, Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. -М.: Финансы и статистика, 1999. -528 с.
  111. А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. М.: Филинъ, 1998. — 442 с.
  112. Н.И. Конкурентоспособность товаров и предприятий. -Новосибирск: СибУПК, 1998. 46 с.
  113. А.А. Практическое мышление менеджера. М.: Финпресс, 1998. -220 с.
  114. В.Е. Как подбирать консультантов по управлению предприятием// ЭКО. 2000.- №¾ — с. 182−191.
  115. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  116. Экономическая энциклопедия / Научно-ред. совет изд-ва «Экономика" — Институт экономики РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. — 1055 с.
  117. Экономико-математические методы и прикладные модели / Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1999. -391 с.
  118. О.У. Промышленный маркетинг. СПб. :Изд-во СП6ГУЭФД998. — 196с.
  119. В.Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. — 214 с.
  120. Структура комбината Североникель ОАО «Кольская И»
Заполнить форму текущей работой