Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление формированием и функционированием зернового подкомплекса в АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным элементом регулирования производства и сбыта зерна должна стать цена. Необходимо гарантировать минимальный уровень цен на отдельные виды зерна и зернопродуктов, приемку по этой цене всего предъявляемого объема продукции. Этому должна служить разработка системы цен и стратегии действий государства по поддержке товаропроизводителей при возникновении экономических кризисов. Уровень цен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования и функционирования механизма управления зерновым подкомплексом в рыночных условиях
    • 1. 1. Научно-теоретические основы формирования и функционирования рынка зерна
    • 1. 2. Место и роль зернового подкомплекса в структуре агропромышленного комплекса
    • 1. 3. Особенности формирования и функционирования механизма управления зерновым подкомплексом в АПК
  • Глава II. Современное состояние и система управления зерновым подкомплексом
    • 2. 1. Анализ состояния и тенденций развития аграрного сектора Ставропольского края
    • 2. 2. Объемы производства зерновой продукции и каналы её реализации
    • 2. 3. Организация управления зерновым подкомплексом в структуре АПК
  • Глава III. Основные направления совершенствования механизма управления зерновым подкомплексом в лт
  • АПК.WZ
    • 3. 1. Перспективы развития зернового подкомплекса
    • 3. 2. Развитие форм организации и управление производством в зерновом подкомплексе
    • 3. 3. Государственное регулирование зернового подкомплекса

Управление формированием и функционированием зернового подкомплекса в АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Зерновая отрасль является основой развития сельского хозяйства, поэтому ситуация, которая складывается в России с производством зерна и формированием его рынка требует детального изучения и принятия необходимых мер по ее стабилизации.

В последние годы катастрофически снижается отечественный производственный потенциал зернового хозяйства, занятость населения в сельской местности, производительность труда, эффективность сельскохозяйственного производства в целом, из года в год сокращаются инвестиции, полностью разрушен механизм эквивалентного обмена между товарным производством зерна и другими сферами агропромышленного комплекса. Во многом это обусловлено отсутствием действенного государственного участия, центральное место в котором занимает механизм ценового регулирования.

Крайне неблагоприятные экономические условия хозяйствования привели к развалу материально-технической базы зернового подкомплекса АПК. В зерновом производстве сложилась устойчивая тенденция снижения уровня технического потенциала. Финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий не позволяет восполнять выбывающую вследствие износа технику и осуществлять производство зерновых, даже в прежних размерах.

Постоянный диспаритетный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые средства производства ведет к разорению отечественных зерновых производств и инфраструктуры базы хранения сельскохозяйственного сырья. Одновременно отмечается устойчивая тенденция роста сегмента рынка зерновых продуктов, принадлежащего зарубежным производителям.

Политика формирования и использования технических ресурсов в АПК в наибольшей мере зависит от комплекса мер по государственной поддержке отечественного производства на уровне макроэкономики. Однако, опыт успешно работающих сельскохозяйственных предприятий показывает, что обеспеченность основными средствами производства в значительной степени зависит от способности предприятия адаптироваться к рыночным условиямправильного построения маркетинговой политикивыбора выгодных для производства видов продукции и технологии ее производстварациональной организации использования собственных и привлеченных технических ресурсовкадрового обеспечения.

В этой связи формирование и дальнейшее развитие зернового рынка требует разработки новых подходов к организации производства, переработки и реализации зерна, созданию современной развитой рыночной инфраструктуры, формам и методам управления зерновым подкомплексом. Большое народнохозяйственное значение имеет исследование этих аспектов на региональном уровне.

Научному исследованию проблемы формирования и функционирования зернового рынка, разработке организационно-экономических мероприятий по адаптации существующего зернового хозяйства к рыночным отношениям посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Большой вклад в экономическую науку по этим вопросам внесли: А. И. Алтухов, А. Г. Белозерцев, В. Р. Боев, И. Н. Буздалов, И. Н. Буробкин, A.M. Гатаулин, В. А. Грачев, В. А. Добрынин, А. П. Зинченко, В. А. Юпокач, А. Ж. Куделя, А. Ф. Серков, И. Г. Ушачев, И. Ф. Хицков, Ф. К. Шакиров и др.

Однако особенности формирования и регулирования зернового рынка на региональном уровне недостаточно проработаны. Многие теоретические и практические рекомендации требуют уточнений и дополнений, учитывающих конкретные организационно-экономические условия региона, что и обусловило выбор темы исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в обобщении теории и практики механизма управления формированием и функционированием зернового подкомплекса, анализе современного состояния производства и сбыта зерна, разработке направлений совершенствования механизма управления зерновым подкомплексом.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: -обобщить теоретические и научно-методологические основы формирования и функционирования зернового рынка, а также присущих ему особенностей;

— раскрыть экономический механизм управления и обосновать систему формирования зернового подкомплекса в условиях рынка;

— изучить мировой опыт организации и регулирования рынка зерна- -провести комплексный анализ современного состояния и тенденций развития производства и реализации зерна в Ставропольском крае;

— определить основные направления рыночных преобразований в зерновом подкомплексе;

— дать предложения по совершенствованию сбыта зерновой продукции товаропроизводителями различных форм собственности и хозяйствования;

— разработать предложения по совершенствованию системы и структуры механизма управления зерновым подкомплексом края;

— обосновать необходимость и разработать рекомендации по государственной поддержке зернового подкомплекса.

В качестве объекта исследования определена совокупность предприятий и организаций, входящих в состав зернового подкомплекса, включая сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, занимающиеся производством зерна, организационно-экономический механизм взаимоотношений, возникающий в процессе совместной деятельности зернового подкомплекса Ставропольского края. По отдельным вопросам рассматривался опыт Российской Федерации в целом и зарубежных стран.

В качестве информационной базы использовались материалы ФАО ООН, Международного совета по зерну, Министерства сельского хозяйства РФ и Ставропольского края, органов государственной статистики разных уровней, годовые отчеты сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, результаты монографического изучения хозяйственно-финансовой деятельности отдельных предприятий. В процессе выполнения работы применялся комплекс различных методов исследования: аналитический, монографический, статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— осуществлен комплексный подход к исследованию проблем повышения экономической эффективности производства и реализации зерна в крае;

— уточнены теоретические и методические основы формирования и функционирования рынка зерна;

— выявлены основные факторы, определяющие эффективность зернового подкомплекса на региональном уровне;

— представлены основные особенности формирования и механизм эффективного функционирования рынка зерна в экономической системе;

— разработан проект краевого кооперативного растениеводческого Союза Ставропольского края, структура и механизм организационных и экономических отношений финансово-промышленной группы в зерновом подкомплексе;

— определены основные направления совершенствования структур управления крупными сельскохозяйственными предприятиями и организациями зернового направления;

— уточнены перспективные параметры зерново-скотоводческих и зерново-овцеводческих типов хозяйств;

— определены основные элементы механизма управления функционированием регионального рынка зерна;

— обоснована система организационнотэкономических мер по повышению экономической эффективности зернового подкомплекса Ставропольского края;

— разработана система мер государственной поддержки и регулирования зернового подкомплекса.

Практическая значимость работы заключается:

— в разработке основных положений формирования и функционирования экономического механизма зернового подкомплекса;

— использовании результатов анализа современного состояния зернового подкомплекса для выработки концепции его дальнейшего развития;

— определении направлений кооперации и интеграции при производстве, переработке, хранении, сбыте зернасовершенствования производственно-технологических связей в зерновом подкомлексе АПК;

— в разработке предложений по организации экономических взаимоотношений, основанных на сочетании интересов всех структур зернового подкомплекса;

— в определении рекомендаций по совершенствованию структур и методов управления зерновым подкомплексом в АПК края и республики;

— в использовании предложений по созданию краевого кооперативного растениеводческого Союза и формированию финансово-промышленных групп;

— в внедрении рекомендаций по совершенствованию структур управления и перспективных параметров в хозяйствах зернового типа;

— в обосновании предложений по созданию информационной базы в зерновом подкомплексе и маркетинговых служб;

— в выработке предложений по совершенствованию форм и методов государственного регулирования развития зернового подкомплекса.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения исследования доложены и получили одобрение на региональных и республиканских научных конференциях (Ставрополь, Москва, Смоленск).

По результатам исследования опубликовано 6 научных и учебно-методических работ общим объемом 3 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 125 наименований. Работа изложена на 165 стр. машинописного текста, содержит 24 таблиц, 17 схем.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Важнейшую роль при выводе аграрного сектора экономики из кризиса и его дальнейшего подъема играет управление и регулирование агропромышленным производством и продовольственным рынком. Поэтому исследование проблем совершенствования системы управления региональным АПК является важной и актуальной народнохозяйственной задачей в современных условиях России.

В теории и практике управления АПК необходимо учитывать объективные изменения в экономической политике страны и регионов, переход к рыночным отношениям. При совершенствовании и регулировании АПК целесообразно применять системный подход и комплексное решение вопросов по всем взаимосвязанным элементам: принципам, целям, функциям, структуре, кадрам, методам, информации и технологии управления с учетом современных требований. Развитие систем управления в АПК должно базироваться на принципах научности и оптимальности, ответственности, правильного подбора и расстановки кадров.

2. Хозяйственный механизм регионального АПК является сочетанием специфических для данного региона экономических структур, форм хозяйствования, рычагов и методов регулирования, обеспечивающих осуществление воспроизводственного процесса в аграрной сфере в конкретных территориальных условиях. Причем компоненты эффективно работающего механизма максимально мобилизуют все внутренние резервы и преимущества АПК региона. Важно обеспечить единство подходов к решению проблем АПК на всех уровнях, подчинить их всеобщей экономической политике.

3. Качественная оценка существующей системы управления зерновым подкомплексом в АПК показала, что она имеет недостатки практически по всем элементам и уровням этой системы. Диссертантом выявлены объективно необходимые цели, задачи и функции управления зерновым подкомплексом.

АПК, но многие из них не реализуются на практике по ряду объективных и субъективных причин. Это отрицательно сказывается на стабилизации и развитии АПК. Производством зерновой продукции в крае занимаются 472 крупных сельскохозяйственных предприятия, из них 163 производственных кооператива, 223 общества всех форм, 28 колхозов и 3 совхоза. Крупные сельскохозяйственные предприятия остаются основными производителями зерна, подсолнечника, сахарной свеклы и винограда, они обеспечивают также производство 40% объема молока, свыше 60% производства шерсти.

4. Несмотря на негативные тенденции переходного периода для зернового производства в России, которые выражаются в непрерывном сокращении площадей под зерновыми культурами и снижением их урожайности, в Ставропольском крае, благодаря усилиям регионального МСХ, посевные площади под зерновые культуры увеличились в 2000 году по сравнению с 1992 годом на 5%, а урожайность за сравниваемые периоды на 35%.

5. Анализ каналов реализации показывает, что в крае не сложилась оптимальная система заготовок и реализации зерна. Закупки зерна государством сократились с 47,1% в 1993 году до 2,1% в 2000 году. Монополизация закупок зерна перерабатывающими предприятиями ведет к снижению закупочных цен, что не позволяет производителям зерна возмещать себестоимость его производства.

6. Наличие большого числа разнообразных каналов реализации, информационная неопределенность и неустойчивость существующих отношений управления реализацией сельскохозяйственной продукции находит свое отражение в большой дисперсии цен на зерно. Так, соотношение максимальных и минимальных цен на зерно, в зависимости от каналов сбыта, составляет примерно 1:3. Эти колебания часто не зависят от качества зерна.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что, несмотря на традиционную зерновую направленность региона, в крае решены не все вопросы, связанные с производством, заготовкой зерна и продуктов его переработки, механизмом управления подкомплексом.

7. Поспешная приватизация элеваторов, хлебоперерабатывающих и заготовительных организаций, ремонтно-технической базы, агросервисного обслуживания по вариантам, льготным для трудовых коллективов с самого начала разорвала сложившиеся ценовые отношения между сельскохозяйственными предприятиями и организациями I и III сфер АПК, разъединила цели, задачи и функции управления в соответствующих сферах. Причем, не было необходимости и целесообразности акционировать все предприятия, поскольку законодательство позволяло использовать иные организационно-правовые формы производства. Из 452 приватизированных предприятий I и III сферы АПК края 422 являются открытыми акционерными обществами, 10 закрытыми акционерными предприятиями, 14 обществами с ограниченной ответственностью, 3 государственными и 2 частными. Таким образом, государство утратило возможность координировать интеграционные процессы в зерновом подкомплексе и объединять их интересы с народнохозяйственной точки зрения.

8. Эффективность функционирования зернового подкомплекса во многом зависит от кадрового потенциала. К сожалению, качественный состав руководителей и специалистов ежегодно ухудшается. За 2000 г. сменились 20% руководителей и специалистов в АПК края. В некоторых районах за два последних года сменилось 50% руководителей и специалистов. Замена осуществляется далеко не лучшими специалистами, т.к. не эффективно работает система подготовки и переподготовки кадров.

9. В условиях ухода государства от функций контроля и регулирования за уровнем развития зернового подкомплекса в крае для заполнения организационного и управленческого вакуума стали быстро создаваться рыночные структуры — зерновые компании, продовольственные биржи, зерновые союзы, которые в силу неразвитости инфраструктуры рынка, также быстро прекратили свою деятельность.

10. Функционирование рынка зерна в регионе должно основываться на целевых товарных программах, направленных на развитие определенного его сегмента. Государственное регулирование зернового рынка должно осуществляться в направлении усиления контроля за товаропотоками зерна и продуктов его переработки, а также за деятельностью предприятий, занимающихся закупкой, хранением, переработкой зерна и производством хлебных продуктовсодействия формированию системы организованных каналов рыночной торговли зерном и продуктами его переработкиулучшения информационного обслуживания участников зернового рынка. Это позволит поставить барьер теневой торговле зерном и продуктами его переработки, повысить их качество, свести к минимуму число посредников при прохождении продукции от производителя к потребителю, увеличить собираемость налогов, создать условия для ориентирования товаропроизводителей в рыночной ситуации.

11. Основным элементом регулирования производства и сбыта зерна должна стать цена. Необходимо гарантировать минимальный уровень цен на отдельные виды зерна и зернопродуктов, приемку по этой цене всего предъявляемого объема продукции. Этому должна служить разработка системы цен и стратегии действий государства по поддержке товаропроизводителей при возникновении экономических кризисов. Уровень цен на зерно можно регулировать при наличии государственного резервного фонда, размер которого на первоначальном этапе развития зернового рынка определяется степенью устойчивости зернового производства в крае. Формирование резервного фонда позволит в значительной степени нейтрализовать негативные экономические последствия возможного колебания производства зерна под влиянием климатических и других условий.

12. Необходимо максимально приблизить систему управления к основным ее принципам с учетом изменяющейся ситуациисоздать оптимальную структуру управления сельскохозяйственными предприятиями с рациональным сочетанием функций, прав и обязанностей руководителей подразделенийповысить эффективность принятых решений и путей по их осуществлению, рационально делегировать полномочия подчиненным с целью улучшения эффективной работы зернового производства и связанных с ним инфраструктур по доработке, заготовке, переработке, хранению зерно продуктов.

13. Развитие кооперативных и интеграционных отношений в АПК должно стать приоритетным направлением в формировании рыночных структур. В частности, целесообразно преобразовать АО в агрофирмы путем проведения вторичной эмиссии акций с целью передачи контрольного пакета хозяйствам-поставщикам сырья в аренду с последующим выкупом на 10−15 лет. Устанавливая самостоятельно уровень закупочных, оптовых и розничных цен, хозяйства-пайщики совместно с перерабатывающими предприятиями смогут вывести отрасль из кризиса.

Реализация предлагаемого проекта позволит восстановить паритет межотраслевого обменасправедливо распределять общую прибыль между участниками производства, переработки и торговливывести производство сельскохозяйственной продукции на прибыльную основуприступить к формированию на взаимовыгодной основе потребительских кооперативов и агропромышленных финансовых групп (АПФГ) по сырьевым зонам, что позволит объединить усилия и ресурсы заинтересованных сторон в развитии единого технологического процесса — от производителей зерна до потребителей продуктов его переработки, обеспечив тем самым условия для снижения розничных ценсоздать на базе агрофирм по сырьевым зонам хозяйственные структуры управления нового типа — холдинги, которые позволят объединить интересы всех участников зернового подкомплекса АПК на уровне регионреспублика.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1994 г. № 53 -ФЗ Федеральный Закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд»
  2. Федеральный закон РФ от 14 мая 1997 г. № 100-ФЗ-Федеральный Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства»
  3. Указ президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2280 «О либерализации зернового рынка в России»
  4. Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века. -М.: Экономист, -1996.- № 12. С. 26.
  5. Г. П. Рынок, механизмы ценообразования и маркетинга // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1992. — № 2. -С.40−43.
  6. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития (Буздалов И.Н., Крылатых Э. Н., Никонов A.A., и др.). М.: Наука. 1993, — 270 с.
  7. Аграрные преобразования: опыт и перспективы. Материалы международной экономической конференции. (Орел, 3−5 июня 1993 года). -Орел: НПО «Экология села», 1994. 207 с.
  8. Аграрный сектор США в конце XX века. Под ред. Чернякова Б. А. М.: РИЦ Пилигрим, 1997. — 392 с.
  9. Аграрная наука России на пороге XXI века: Состояние и проблемы. Коллективная монография. М.: Экономика и информатика, 1999. 400 с.
  10. Р.Х. Управление агропредприятием (теория и практика). -М.: ВНИИЭТУСХ, 1998. С. 21−25.
  11. В., Портных В. Мировое производство и рынок зерна //Хлебопродукты. 1999. — № 11. — С. 12−14.
  12. А.И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. -М.: ГПУСЗ Минсельхозпрода России, 1998.
  13. А.И., Пролыгина H.A. Зерновое хозяйство России в 90-е годы. М.: ГПУСЗ Минсельхозпрода России. 1998. -120 с.
  14. А.И. Реформа экономических отношений в сельском хозяйстве России // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 1991. — № 6. — С. 2−5.
  15. А.И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития. -М.: 1997. 150 с.
  16. А.И. Результаты и перспективы реформ// Аграрная наука, 1995. --№ 5. С.21−22.
  17. В.В. Эволюция системы управления АПК. Сб. докладов науч.-практ. Конференции «Проблемы управления АПК России». С.-Пб.: СЗНИИИЭСХ, 2000. С. 72−77.
  18. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с анг. М.: Экономика. 1989. — 260 с.
  19. В.И. Формирование и функционирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Экономика сельского хозяйства России, -2000. -№ 10.-С.12.
  20. И.Д., Давыденко А. Н. Новый способ производства продовольствия. -М.: Луч, 1992. 256 с.
  21. А., Мищенко В. Управление сельскохозяйственными предприятиями в рыночных условиях // АПК: Экономика, управление. -1993. -№ 4. С. 12−15.
  22. Г. А. Концепция хозяйственного управления АПК. // АПК: Экономика, управление. 1998. -№ 6. — С.25−31.
  23. Г. А. Управление региональным АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 3. — С. 12−15.
  24. В.Ф., Борода Ю. М. и др. Пути аграрного возрождения. -М.: Политиздат, 1991. 256с.
  25. В.М. Проблемы информационной экономики и становление консультационной службы в АПК России. М.: Информагротех, 1997. -140 с.
  26. А.Г. Зерновое хозяйство России (1865−1997 гг.). Историко-экономический очерк. -М., 1998. 348 с.
  27. В.Р. Развитие рыночных отношений в АПК// АПК: Экономика, управление. 1994. — № 8. — С. 35−40.
  28. В.Р., Румянцева Е. Е., Доденко В. А. Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы на пороге XXI века. -М.: -Мн., 1998.-443 с.
  29. В.Р., Серков А. Ф. и др. Экономические проблемы АПК. -М.: Петит., 1995. -240 с.
  30. В.Р. Не противопоставлять, а согласовывать. Сб. науч. трудов «Социально-экономические проблемы развития АПК». М.: Экономика и информатика, 2000. — С. 13−18.
  31. Большой экономический словарь. М.: Правовая культура, 1994. -540 с.
  32. Е.А. Система управления АПК Республики Саха (Якутия). М.: Айыына, 2000. -348 с.
  33. JI.B., Беликова Р. П., Мигачева JI.B., Филатова В. Д. Развитие социально-трудовой сферы села. Сб. науч. трудов «Социально -экономические проблемы развития АПК». -М.: Экономика и информатика, 2000.- С.348−356.
  34. Н., Назаренко А. Государственная поддержка сельских товаропроизводителей // АПК: Экономика, управление. -1998. -№ 9. -С. 64−66.
  35. И.Н. и др. Ценовое регулирование в зерновом подкомплексе АПК. -М. 1998.
  36. A.C. Государственное регулирование российского рынка зерна. -М., 1999. -189 с.
  37. В.П. Методологические аспекты выбора перспективных кооперативных структур. Сб. науч. трудов «Социально-экономические проблемы развития АПК». -М.: Экономика и информатика, 2000. С.265−274.
  38. Н., Семенов А. Научно-технический прогресс и эффективность сельскохозяйственного производства//Вопросы экономики. 1979. -№ 12. -С. 124−134.
  39. В.Ф. К рынку надо приспосабливаться // Животновод 1999, — № 12.-С. 2−4.
  40. В.Ф. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае. Проблемы агропромышленного комплекса России. -М.: ГНЧ Информагропром, 2000.- 138 с.
  41. В.Ф. Развитие системы управления АПК Ставропольского края. Сб. докладов науч. практ. конференции «Проблемы управления АПК России». -С.-Пб.: СЗНИИЭСХ, 2000. С. 180−185.
  42. A.M. Экономическая теория. Толковый терминологический словарь. -М.: Колос, 1998. -248 с.
  43. A.M. Издержки производства сельскохозяйственной продукции. Методология измерения и пути снижения. -М.: Экономика, 1983.- 183 с.
  44. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству. /Под ред. Осипова Ю. Н. -М.: Международные отношения, 1991. -358 с.
  45. В.А., Алтухов А. И., Сарайкин В. И. Развитие российского зернового рынка. -М.: РУВНИИ, 1992. -172 с.
  46. Гридасов И И. Зерновые культуры России. -М.: Колос, 1997. -255 с.
  47. В.А. О концепции развития сельского хозяйства России. -М.: МСХА, 1994. 51 с.
  48. В.А. Актуальные проблемы развития агропромышленного комплекса. -М.: МСХА, 2001. -^01 с.
  49. О.А. Формирование условий эффективного функционирования АПК России. -М.: Агри-Пресс, 2000. -164 с.
  50. Закон Ставропольского края «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (декабрь 1996 г. № 478−34 ДСК).
  51. А.Г. Управление процессом производства продуктов питания в условиях перехода к рынку. -М.: Экономика, 1996. -60 с.
  52. А.П. Методика анализа состояния и использования производственного потенциала сельского хозяйства //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. -1995. № 7. — С. 17−18. -№ 9. -С. 5−9.
  53. А.П. Анализ эффективности новых форм хозяйствования в АПК // В сб.: Повышение эффективности АПК в условиях перехода к рыночной экономике. -М.: МСХА, 1992. -С. 189−190.
  54. Инновационно инвестиционный менеджмент в АПК // Учебное пособие. -М.: МСХА, 1999. — 22 п.л.
  55. Е.В. Развивающиеся страны: новые тенденции в развитии аграрной сферы. -М.: Наука, 1991. -208 с.
  56. Н.В. Управление земельными ресурсами России. Российская модель землепользования и землевладения. -М.: Русслит, 1996. 160 с.
  57. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием. 12.12.1993.
  58. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 годах. Под. ред. Е. С. Строева. -М.: ООО «Вершина-Клуб», 1997. 352 с.
  59. Ю.Б. и др. Менеджмент в АПК. Учеб. пособие. -М.: Колос, 2000. 287 с.
  60. Ю.Б. и др. Теория управления в АПК. Учеб. пособие. -М.: МСХА, 2000. —408 с.
  61. Курс для высшего управленческого персонала. Под ред. В. И. Терещенко. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1970. -920 с.
  62. B.B. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. —415 с.
  63. А.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000. -345 с.
  64. К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение, 2-е изд., т. 23. -908 с.
  65. К. Производство, потребление, распределение, обмен (обращение) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. 2-е изд., т. 12. -С.709−872.
  66. В.Д. Фермерская кооперация в системе АПК Скандинавских стран и Финляндии. -М.: 1988. -56 с.
  67. А. Принципы политической экономики. М., 1984. Т.2. кн.5.
  68. В.В., Маховикова Г. А. Экономические теории и экономическая политика зарубежных стран, -С.-Пб.: УЭФ, 1994. -340 с.
  69. Методы экономических исследований в агропромышленном производстве. Под ред. БоеваВ.Р. -М.: Колос, 1999. -260 с.
  70. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. Под ред. A.A. Шутькова. -М.: Колос, 1998. -357 с.
  71. Е.С., Федичкин А. Г. и др. Производственные и научно-производственные системы в сельском хозяйстве. -М.: ВО «Агропромиздат», 1990. -150 с.
  72. Е.С., Рыбалкин П. Н. и др. Организационно-экономические основы формирования и функционирования производственных и научно-производственных систем в АПК (методологические рекомендации в трех частях). -М.: ВНИЭСХ, 1989. -405 с.
  73. Ю. Хозяйственная система и этнос // Вопросы экономики, 1993, -№ 8.
  74. Опыт работы сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края по применению внутрихозяйственного противозатратного механизма (учебно-методическое пособие). Часть 1. Ставрополь, 1999. -80 с.
  75. Организация управления агропромышленным комплексом России в условиях перехода к рынку. Научный доклад. Науч. рук. Ушачев И. Г., отв. исп. Репп Х. О. М.: ВНИЭСХ, 1999. -124 с.
  76. Ю.И. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству//Международные отношения, 1991. -368 с.
  77. Основные показатели за 20 лет (1976−1997гг.). Статистический сборник. Ставрополь, 1998. -160 с.
  78. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. -М.: ООО «Дели», 1999. -663 с.
  79. A.B. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. -146 с.
  80. Повышение качества государственного управления агропромышленным комплексом на территории Тверской области в условиях многоукладной экономики. Учебное пособие. Директор Проекта Х. О. Репп. 1-е изд. -М.: ВНИЭСХ, 1999. -250 с.
  81. Г. Х. Проблемы теории управления. -М: Экономика, 1974. -270 с.
  82. Постановление Губернатора Ставропольского края «Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края» (с приложением) от 19.02.97 г. № 84.
  83. Т. Управление сельским хозяйством Франции //АПК: экономика, управление, 1996,-№ 2.
  84. Проблемы теории и практики управления // Международный журнал, -1992. -№ 4. -С. 69−86.К
  85. Г. С., Боев В. Р. и др. Повысить методический уровень экономических исследований в агропромышленном производстве // АПК: экономика, управление, 1996. -№ 11. -С. 21−24.
  86. .В. Становление сельского самоуправления // Социально-экономические проблемы АПК, 2000. -№ 6.
  87. Развитие сельского местного самоуправления на территории Тверской области. Учебное пособие. Директор Проекта Х. О. Репп. -1-е изд. -М.:ВНИЭСХ, 1999. -153 с.
  88. В.А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. -М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. 784 с.
  89. Рекомендации Международной научно-практической конференции «Проблемы управления агропромышленным комплексом России». -С Пб.: РАСХН, 2000. -16 с.
  90. Х.О. Научное обеспечение систем управления в АПК. Сб. докладов. -М.:МСХПРоссии, РАСХН, 1999. -С. 112−116.
  91. Х.О. Управление в агропромышленном комплексе. Науч. доклад. -М.: ВНИЭСХ, 1994. -64 с.
  92. Х.О. Ускорение научно-технического прогресса в АПК региона. -М.: Агропромиздат, 1989. -223 с.
  93. Х.О. Повышение эффективности государственного управления в АПК. Науч. издание «Проблемы управления агропромышленным комплексом России». -С. Пб.: СЗНИИЭСХ, 2000. — С. 46−50.
  94. Реформирование России: мифы и реальность (1984−94). Институт социально-политических исследований РАН.-М.: Академия, 1994,—480 с.
  95. Роль государственного регулирования при формировании производственных организационных структур и структур аппарата управления региональных АПК (Концепция). Под. ред. Рака Н. Г. -М.: Минсельхозпрод РФ, 1998. -64 с.
  96. А.Е. Теория и практика управления АПК. -М. -МН.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1998. -224 с.
  97. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. Международная научно-практическая конференция. Москва, 1−2 июля 1997 г. -252 с.
  98. П. Экономика, т. 1−2. М.: НПО «Алгон», 1994. -680 с.
  99. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М.: Наука, 1993.-129 с.
  100. Социально-экономические преобразования в АПК России в 1996—2000 годы (оценка и перспективы). Под. ред. А. Ф. Серкова. -М.: ВНИИЭСХ, 2000. -50 с.
  101. Социально-экономические проблемы развития АПК. Сборник научных трудов. -М.: ВНИИЭСХ, 2000. -393 с.
  102. Э.А. оптимизация ценовых отношений в АПК. Сб. науч. трудов «Социально-экономические проблемы развития АПК». -М.: Экономика и информатика, 2000. -С. 18−24.
  103. ЮЗ.Санду И. С. Организационно-экономические основы инновационных процессов в сельском хозяйстве. -М.: ВНИИЭСХ, 1998. -170 с.
  104. В.Ф. Управление предприятием //Социально-экономические проблемы АПК, 2000. № 5.
  105. А. Рынок и управление в АПК //Международный сельскохозяйственный журнал, 1991, № 2.
  106. А.Ф. Прогнозные варианты развития АПК. Сб. науч. трудов «Социально-экономические проблемы развития АПК». -М.: Экономика и информатика, 2000. С. 93−98.
  107. Состояние и меры по развитию АПК РФ //Ежегодный доклад. -М.: Минсельхозпрод России, ВНИИЭСХ, 1999. -110 с.
  108. Социально-экономическое положение Ставропольского края, I и II части. Ставрополь, 1999. -80 с.
  109. Справочно-консультационный бюллетень по вопросам государственного и муниципального управления. Выпуск № 1(2). -Ставрополь, 1999. -60 с.
  110. Ставропольский край в цифрах. 1993−1997 гг. -Ставрополь, 1998. -80 с.
  111. A.B. Управление кооперацией науки и производства. Сб. докладов науч. практ. конференции «Проблемы управления в АПК России». -С, — Пб.: СЗНИИЭСХ, 2000. С-124−134.
  112. И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. -М.: Экономика и информатика, 1999. -368 с.
  113. ПЗ.Ушачев И. Г. АПК России: политика стабилизации и экономического роста. Сб. науч. трудов. -М.: Экономика и информатика 2000. -С. 3−13.
  114. И.Г. Пути интеграции и развития общего аграрного рынка государств-участников СНГ. Сб. докладов. -М.: Росинформагротех, 2000.-С. 6−11.
  115. А. Общее и промышленное управление. Л. -М., 1924. -165 с.
  116. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 12 августа 1995 г.
  117. Ф. Российская модель // АПК: экономика, управление, 1994. № 5.-С. 55−60.
  118. И.В. Кооперация, управление, организация в сельском хозяйстве. -Воронеж, 1991. -С. 37−45.
  119. Ценовой и финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. Концепция // Экономика с.-х. и перераб. предприятий, 1995.-№ 1.
  120. A.B. Основные идеи и формы сельскохозяйственной кооперации. -М.: Экономика, 1997. -60 с.
  121. Ю.С. Районная агропромышленная кооперация и интеграция //Экономика сельского хозяйства России. 2000, № 10. -С. 13.
  122. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. Под общ. ред. С. А. Батчакова и С. Ю. Глазьева. -М.: АО «Консалтбанкир», 1998. -846 с.
  123. Экономическая реформа и региональное развитие. Материалы научно-практического семинара. -Вологда: Изд. Администрации Вологодской области, 1995. -57 с.
  124. A.M. Организационно -экономические механизмы функционирования финансово-промышленных групп в аграрной сфере. М.: ВНИИЭСХ, 2000. -160 с.
  125. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. -М.: Сов. Радио, 1972. -220 с.
Заполнить форму текущей работой