Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика обучения физике в 7-9 классах национальной школы: На примере школы Республики Саха, Якутия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана методическая система обучения физике в основной школе Республики Саха (Якутия), получившая название методики «языковой преемственности». Эта система включает три этапа — обучение на родном языке в 7−8 классах, переход к обучению на русском языке в второй половине 8 класса и обучение на русском языке в 9 классе. Показано, что разработанная методика позволяет кроме традиционных целей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки разработки методики обучения физике учащихся 7−9 классов национальной школы
    • 1. 1. Состояние преподавания физики в 7−8 классах национальных школ Республики Саха (Якутия)
    • 1. 2. Родной язык как средство познания
    • 1. 3. Анализ качества перевода учебников физики на родной язык
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методическая система обучения физике в 7−9 классах национальной школы
    • 2. 1. Физические величины как один из важнейших элементов системы физических понятий
    • 2. 2. Методика формирования физических понятий на родном языке в 78 классах
    • 2. 3. Обучение физике в 8 классе на переходном этапе
    • 2. 4. Обучение физике в 9 классе
    • 2. 5. Общая характеристика методики «языковой преемственности»
  • Выводы по главе II
  • Глава 3. Педагогический эксперимент
    • 3. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента
    • 3. 2. Констатирующий этап эксперимента
    • 3. 3. Поисковый и обучающий этапы эксперимента
  • Выводы по главе III

Методика обучения физике в 7-9 классах национальной школы: На примере школы Республики Саха, Якутия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические, социально — экономические и научно-технические изменения, происходящие в современном обществе, являются определяющими факторами реформирования системы образования в России, в том числе в Республике Саха (Якутия).

В Российской Федерации, в том числе и в Республике Саха (Якутия) процесс формирования национально региональной системы образования начался с формирования системы среднего образования. Реализация «Концепции обновления и развития национальных школ» потребовала изменения в учебных планах объема и содержания, реальных целей и задач обучения каждому школьному предмету /48, с.27/.

Общеобразовательных школ в Республике Саха (Якутия) на сегодня 707, из них с национальным языком обучения — 425, с русским языком обучения 282 школы. Количество учащихся всего 196 тыс. 782, из них в национальных школах учатся 72 тыс. 785. Детей саха школьного возраста -75 тыс. 354, из них изучают родной язык 65 тыс. 208, т. е. 86,6%, не изучают -10 тыс. 146, т. е. 13,4% / 48, с. 12 /.

Сельское население Республики Саха (Якутия) говорит на национальном языке, в то же время обучение физике в Якутских сельских школах обучение ведется физике на русском языке по действующим в стране учебникам под редакцией Перышкина Р. В. и Родиной H.A. «Физика-7», «Физика-8». Существующая форма обучения физике детей коренной национальности создает определенный языковой барьер в обучении физике, который не позволяет учащимся на требуемом уровне усвоить программный материал по физике, преподаваемый на русском языке.

Анализ результатов обучения учащихся национальных школ в Республике Саха (Якутия) показывает, что уровень их знаний по физике невысокий. Учителя объясняют это трудностями понимания физического материала учащимися вследствие резкого языкового перехода, изобилия незнакомых слов, терминов и специфических рассуждений. Чтобы избежать этого, учителя ведут обучение на смешанном языке. Только в таком случае учащиеся хорошо усваивают предмет.

Вместе с тем учителя отмечают, что обучение на смешанном языке с отступлениями, разъяснениями, повторами требует много времени на уроке, нарушает логику и снижает научность изложения физического материала.

Актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью в процессе обучения на русском языке якутских школьников учитывать особенности их мышления, которое осуществляется на родном языке, и существующей традиционной методикой обучения физике в основной школе.

Проблему исследования можно сформулировать в форме вопроса: какой должна быть методическая система обучения физике учащихся национальной школы, позволяющая сгладить языковый барьер, существующий в обучении физике учащихся основной школы Республики Саха (Якутия) и позволяющая повысить качество обучения.

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся основной школы Республики Саха (Якутия).

Предметом исследования является обучение физике учащихся основной школы Республики Саха (Якутия) в условиях постепенного перехода от обучение физике на родном языке к обучению на русском языке.

Цель исследования — обоснование и разработка методики обучения физике, позволяющей преодолеть языковой барьер между преподаванием физики на русском языке и мышлением учащихся на родном языке.

Изучение различных систем обучения физике в школах Якутии и сравнение их эффективности на основе анкетирования учащихся и учителей и проведение массовых диагностических контрольных работ показало, что существуют три системы, различающиеся соотношением обучения на родном и русском языках. Это обучение на русском языке, на смешанном языке, на родном языке в 7, 8 классах и на русском языке в 9 классе. Самой эффективной оказалась третья система. Однако и она не дает достаточно высоких результатов, поскольку учащиеся сталкиваются с большими трудностями при переходе к обучению на русском языке в 9 классе. Теряется интерес к физике, резко снижается качество знаний.

Так появилась идея о возможности существования четвертой системы обучения физике и была высказана гипотеза: если разработать методику обучения физике учащихся основной школы, которая предполагала бы обучение на родном языке на начальном этапе изучения физике (7−8 классы), осуществление постепенного перехода к обучению на русском языке к 9 классу и учитывала бы в дальнейшем особенности первоначального усвоения учащимися физических понятий на родном языке, то можно существенно повысить качество знаний учащихся по физике.

Исходя из целей и гипотезы, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

— провести анализ состояния преподавания физики и качества знаний учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия) для выявления особенностей и слабых сторон обучения физике на родном языке;

— разработать требования к методической системе формирования физических понятий у учащихся основной школы PC (Я);

— проанализировать существующие подходы к обучению физике в национальной школе и определить теоретические основы создаваемой методики;

— сформулировать специфические для национальной школы цели обучения физике в 7−9 классах;

— сформулировать требования к содержанию и структуре курса физики основной школы в условиях перехода от обучения на родном языке к обучению на русском языке и на этой основе предложить наиболее адекватные методы и формы работы учащихся на различных этапах обучения физике в основной школе;

— разработать учебно-методическое обеспечение процесса обучения физике в 7−9 классах национальной школы в Якутии;

— экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологические основы исследования составляют:

— положения диалектической теории познания, психологии и дидактики, системный подход;

— концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;

— работы, посвященные методическим аспектам преподавания физики в основной школе известных методистов: Важеевской Н. Е., Гладышевой Н. И., Пинского A.A., Пурышевой Н. С., Разумовского В. Г., Родиной H.A., Хижняковой JI.C., Шароновой Н. В., Шахмаева Н. М. и др.

Исходя из намеченных задач, применялись следующие методы исследования:

— изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных исследований по теме исследования;

— изучение и анализ учебников физики и учебной литературе по физике для основной школы;

— моделирование методической системы;

— наблюдение за преподаванием в средних школах и личное преподавание;

— сравнительный педагогический эксперимент.

Базой исследования являлись следующие школы: Ойская средняя школа им. A.B. Дмитриева, Октемская средняя школа, Улах-Анская средняя школа Республики Саха (Якутия).

Научная новизна работы заключается в разработке методической системы обучения физике в основной школе Якутии, основными особенностями которой являются:

— обучение физике на родном языке в 7−8 классах школ Республики Саха (Якутия), включающее работу с физическими терминами на двух языках;

— осуществление постепенного перехода к преподаванию физики на русском языке путем снятия психологического языкового барьера в ходе игры и выполнения творческих заданий;

— обучение физике в 9 классе учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия), опирающейся на первоначальное усвоение учащимися физических понятий на родном языке.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в развитие дидактического принципа преемственности в обучении применительно к его реализации в обучении физике на родном и русском языках.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания регионального компонента физического образования в основной школе в соответствии с программой курса физики, терминологического словаря для 7−9 классов, методических рекомендаций по проведении уроков с применением терминологического словаря в 7 классе, методических рекомендаций для проведения уроков в переходном периоде с использованием игровых моментов в 8 классе и методических рекомендаций по проведению уроков в 9 классе с учетом регионального материала, а также в разработке методических пособий для учителей по преподавании физики на родном языке в 7−8 классах. Использование этих материалов способствует повышению качества подготовки по физике учащихся основной и полной (средней) школы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на методических семинарах, круглых столах, на кустовых и улусных семинарах, конференциях учителей физики Республики Саха (Якутия) (1991;2000 гг.) — на республиканских педагогических чтениях (г. Якутск, 1995 г.) — на республиканской педагогической конференции «Проблемы прогнозирования развития образования РС (Я)» (г. Якутск, 1993 г.) — на курсах повышения квалификации учителей физики при ИПКРО (г. Якутск, 1995 г.) — на республиканской научно-практической конференции «Новые подходы к естественно-математическому образованию в условиях национально-региональной системы» (г. Якутск, 1997 г.) — на Алексеевских республиканских чтениях (г. Якутск, 1997 г.) — на физмат Форуме «Ленский край» РС (Я) (с. Октемцы, 2000 г.) — на заседании кафедра теории и методики обучения физике МПГУ (г. Москва, 2003 г.).

На защиту выносится следующие положения:

1. Методику обучения физике учащихся основной школы Республики Саха (Якутия) целесообразно строить на основе «языковой преемственности» и выделить три этапа работы с учащимися: а) обучение на родном языке в 7−8 классахб) переход к обучению на русском языке в 8 классев) обучение на русском языке в 9 классе.

2. Уже на первом этапе 7−8 классах наиболее эффективной является работа с терминологическим словарем на двух языках.

3. На втором этапе для снятия психологического барьера при переходе к обучению на русском языке целесообразно применение таких методов, как игры и творческие задания, а также опора на региональный материал.

4. При обучении физике в 9 классе необходимо учитывать особенности первоначального усвоения физических понятий учащимися на родном языке в форме работы с терминологическим словарем.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 156 наименований и 3 приложений.

Выводы по главе III.

1. Обучение физике в 7−8 классах национальной школы показало возможность повышения его успешности за счет усиления активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе при преподавании на родном языке с дальнейшим постепенным переходом на русский язык.

2. При обучением учащихся на родном языке может быть достигнуто осознанное усвоение учащимися физических понятий.

3. Овладение учащимися экспериментальных классов необходимым объемом теоретических знаний, умениями их применять, а также интеллектуальными показывает, что происходит развитии учащихся в процессе обучения предмету.

4. Результаты обучения в экспериментальных классах, а именно умения учащихся по сравнению установлению связей между физическими явлениями и величинами по формулировке выводов из фактов и явлений, умения анализировать, применять знания, объяснять физические явления на основе изученных законов позволяют сделать вывод об развитии мышления учащихся при обучении физике якутских школьников по разработанной методике.

5. Результаты проведенного эксперимента по проблеме исследования подтверждают правильность исходной гипотезы исследования.

16 ь.

Заключение

.

В соответствии с задачами, сформулированными во введении, в результате проведенного исследования:

1. Проведен анализ практики преподавания физики в школах Республики Саха (Якутия) и качества знаний учащихся по физике. Этот анализ показал, что существуют три системы обучения физике — обучение на русском языке с 7 по 11 класс, обучение на смешанном языке и обучение на родном языке в 7−8 классах и на русском языке в 9-П классах. Наиболее эффективной в отношении качества знании учащихся и формирования их интереса к физике является последняя из перечисленных систем. Однако и в ее реализации существуют трудности, связанные с «языковым барьером» при переходе к обучению на русском языке в 9 классе.

2. Разработана методическая система обучения физике в основной школе Республики Саха (Якутия), получившая название методики «языковой преемственности». Эта система включает три этапа — обучение на родном языке в 7−8 классах, переход к обучению на русском языке в второй половине 8 класса и обучение на русском языке в 9 классе. Показано, что разработанная методика позволяет кроме традиционных целей обучения физике достичь цели формирования у учащихся профессиональных намерений, связанных с изучением физики, и подготовки учащихся к успешному изучению физики на русском языке с полной (средней) школе и средних и высших учебных заведениях. Сформулированы требования к содержанию учебного физического материала в рамках методики «языковой преемственности», отобран региональный материал в соответствии с программой курса физики, выявлены методы и формы работы. На первом этапе — это применение терминологического словаря и регионального материала, на втором — особое внимание и игровым и творческим формам работы при расширении приемов работы с терминологическим словарем и региональным материалом, на третьем — опора на знания в области физики, полученные народном языке.

Важную роль в создании методики «языковой преемственности» играла проведенная в рамках исследования работа по совершенствованию переводов учебников физики для школы и написанию пособий для учителей физики, ведущих преподавание на родном языке.

3. Экспериментально установлено влияние методики «языковой преемственности» на повышение качества знаний учащихся по физике. Показано, что созданная в ходе исследования методика дает более высокие результаты по сравнению с самой эффективной из существующих в пракшке работы школы Якутии системой обучения физике.

Сказанное выше позволяет утвержд ать, что гипотеза исследования подтвердилась, а цель исследования достигнута.

Перспективными направлениями дальнейшей научно-методической работы для совершенствования системы школьного физического образования в Республике Саха (Якутия) представляются:

— разработка подсистем структуры и содержания курсов физики основной и полной (старшей) школ, в наибольшей степени соответствующий и обязательному минимуму содержания школьного физического образования, и идеям методики «языковой преемственности»;

— создание комплекса дидактических материалов, наглядных пособий, видеоматериалов, программно-педагогических средств, соответствующего методике «языковой преемственности»;

— исследование проблемы межпредметной координации в преподавании физики и других ествественно-математических предметов в условиях внедрения методики «языковой преемственности».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Педагогические аспекты казахской терминологии при изучении естественно-математическим дисциплин в общеобразовательной школе. —Дисс.. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1985. -171с.
  2. Г. П. От концепции национальной школы к национально-региональной системе образования //Национальная школа: Концепции и технологии развития. — М.: Просвещение, 1993. -87с.
  3. C.B. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. М.: Типография МПГУ, 2001. — 235 с.
  4. И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6−7 классах. -М.: Просвещение, 1974.
  5. В.В. Методика формирования содержания курса физики лицеев физико-технического профиля: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 1998. — 20с.
  6. В.Ф. Учительство в Якутии В годы Великой Отечественной войны. Якутск, 1959. — В.24. — 40с.
  7. Ю.К. Педагогика. М., 1988. — 479с.
  8. Т.Н. Методика формирования теоретических обобщений механики и учащихся. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1982. — 223с.
  9. М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7 8 классах средней школы. Книга для учителя. Из опыта работы. -М.: Просвещение. -1991. -278с.
  10. М.М. Механика за 70 уроков. М.: Просвещение, 1993. -60с.
  11. JI.С., Рецнер Я. И. Курс лекций по теории перевода. -М.: Высшая школа, 1968. 71 с.
  12. H.A. Современное состояние терминологии в языках народов СССР. В сб.: Вопросы терминологии. М.: Изд. АН СССР, 1961. -С.55−70.
  13. JI.H., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1983. — 416 с.
  14. .М., Конзанов В. А. Вопросы логики и психологии в методике физики. Куйбышев: КГПИ им. В. В. Куйбышева, 1969. -157 с.
  15. Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М., 1962. — 84 с.
  16. А.И. Методика преподавания физики в средней школе //Народное образование. № 5. С. 98.
  17. Буклет о развитии РС (Я).-Якутск: Бичик, 2003. -4с.
  18. В. Привить навыки самостоятельной работы с учебником (на примерах урока физики в 7 классе). //Народное образование -№ 4 1972. — С. 44−46.
  19. Г. А., Сауров Ю. А. Работа с учебником на уроке //Физика в школе № 2 — 1982. — С.25−29.
  20. П.К., Федоров И. Г. (Ойуулаах тылдьыт. 1−9 кылаас уерэнээччилэригэр). Дьокуускай. Бичик. -1992. -56 с.
  21. Выготский J1.C. Мышление и речь. //Изображение психологического исследования.-М.: Мысль, 1956. -158с.
  22. Выготский J1.C. Мышление и речь.//Избр. психол. иссл. -М.: Мысль, 1956.-158с.
  23. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 45 с.
  24. А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы. Дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 1983.- 176с.
  25. И.М., Генденштейн Л. Э., Кирик Л.А.Твой первый задачник по физике.X., -1998.
  26. К.С., Слепцов П. В. Сборник задач и вопросов по физике. Якутск, 1993. -72с. (якутском языке).
  27. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 127с.
  28. Л.А. Занимательные опыты по физике в 6−7 классах средней школы. Книга для учителя. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1985. — 175с.
  29. П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М., 1949.
  30. Л.И. Методика формирования знаний учащихся о физических величинах на теоретическом уровне обобщения: Дис.. канд. пед. наук. Владивосток, 1989. — 216с.
  31. Г. А. Особенности формирования понятий о физических величинах в курсе физики 7 класса. Челябинск, 1980. — 195 с.
  32. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  34. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск: Изд-во Мин. обр. PC (Я), 1990. — 76с.
  35. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. Якутск, 1976. С. 207−209.
  36. М.А. О повышении сознательности учащихся в обучении. М., 1967.
  37. A.B. Роль и место основополагающих понятий в овладении учебным предметом (на материале уроков физических величин). М., 1981. — 17с.
  38. Демонстрационные опыты по физике в 6−7 классах средней школы / Под. ред. A.A. Покровского. изд. 2-е, перераб. и допол. -М.: Просвещение, 1974.
  39. В.А. Лингвистика // Знание сила. — № 11−12, 1998. -34 -38 с.
  40. В.А. Лингвистические теории конца 20 века //Знание сила, 1998, № 11−12.-С.34−38.
  41. А.Е., Казанский В. М. Дидактические принципы применения средств обучения. Киев: Высшая школа. Изд-во при Киеве. Универс., 1982. — 52с.
  42. Дисс. .канд.пед.наук.-М., 1985.42. Дорко И. В. Проблемное обучение в школе. М.: Просвещение, 1984. — 31 с.
  43. И.В., Круглова B.C. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М.: Педагогика, 1988. — 43 с.
  44. В.М. Критерии оптимизации содержания и структуры учебника физики / Проблемы школьного учебника. М., Просвещение, 1983. -Вып. 12. С.29−42.
  45. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  46. К.Е. Региональный подход в обучении химии. IV1.: Школа-Пресс, 1998. — 142 с.
  47. Е.П. Как возродить национальную школу: Шаги Республики Саха (Якутия). М., 1992. — 236 с.
  48. Е.П. Национальная школа: Концепция, ее разработка. -Якутск, 1992.
  49. Е.П., Главная цель возрождение национальной школы // Правительственный вестник. — № 10. — 1993.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Новая школа. -М. Педагогика, 1992. С. 47.
  51. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-426 с.
  52. В.А. Вопросы и задачи по физике в 6 -7 классах. К., 1977.
  53. В.А. Пути повышения эффективности использования ТСО при формировании понятий курса общей физики. Челябинск: ЧГПИ, 1990.-С.15.
  54. Н.С., Сивцев И. С., Кожевников H.H. Какие специалисты нужны крайнему Северу //Вестник высшей школы. 1987. № 3. -С.14−17.
  55. A.B. Оптимизационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера. Дисс. доктора пед. наук. — Якутск, 1997. — 425с.
  56. Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984. -320с.
  57. В.И. Заметки о населении якутской области в историко- этнографическом отношении. Якутск, 1894. — 37 с.
  58. С.Е. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. -М.: АСАДЕМА. 2000. -381с.
  59. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. -2-е изд., М.: Просвещение, 1974. -384с.
  60. С.Е., Пурышева Н. С. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. -М.: АСАДЕМА. 2000.- 365с.
  61. А.И. Реализация принципа историзма при обучении физике на 1 ступени в средней школе. Автореф. дисс. канд.пед.наук.-Челябинск, 1997.- 17с.
  62. М.М. Психология педагогического мышления теория и и эксперимент. -М. 1998. 152с.
  63. И.К., Кикоин А. К. Физика-9. -М.: Просвещение. 1990. -190с.
  64. КирикЛ.А. Механика давление жидкостей и газов. 7 класс. -Москва- Харьков «Илекса», «Гимназия» 1998. -92с.
  65. Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1988. -391 с.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  67. А.Г. Социальное воспитание школьников в наслежно -улусной общине: Дис.. докт. пед. наук. М. — 1997.
  68. В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании. М., 1973. — 20с.
  69. Н.К. Как самостоятельно работать над книгой. В кн.: Избранные пед. произведения. — М.: Просвещение, 1965, С.591−603.
  70. М.С. Уроки физики в 6−7 классах / М. С. Кузей 2-е изд., испр. и доп. — Минск.: Нар. асвета. 1976. -334с.
  71. И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике. -Л., 1986. -379с.
  72. B.C. Концепция национально региональных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования PC (Я) // Учуутал аргыЬа. — Якутск.: — 1997.-е. 39.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2-е изд. 1977. -304 с.
  74. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.- 391 с.
  75. А.Н. Понятие отражения и его значение для психологического конгресса. М.: Наука, 1969. — 29 с.
  76. И.Я. Понятие фактора и источника формирования содержания образования. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под.ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1983. — 1 18 с.
  77. Е.С. Развитие познавательных возможностей учащихся на уроках физики, 1997.
  78. В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 6−7 классов. М., 1981.
  79. В. И. Обучение учащихся методом самостоятельной работы. //Физика в школе, 1981, № 2, С.52−56.
  80. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981.
  81. H.A., Сабурова Г. Г. Проблема обучения и развития на 18 международном психологическом конгрессе // Сов. педагогика. 1967 — № 1. — С. 14−23.
  82. А.Ф. Формирование общих приемов мышления у учащихся в средней школе. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1971. -213с.
  83. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР /Разумовский В.Г., Резников Л. И., Вюншман М. и др. М.: Просвещение, 1978. -223с.
  84. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы / Под. ред. Орехова В. П., Усовой A.B. изд. 2-е, перераб. — М.: Просвещение, 1972. — 416с.
  85. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы / Под. ред. Орехова В. П., Усовой A.B. 4.1. — М.: Просвещение, 1980. — 320с.
  86. Л.Д. Методические особенности обучения физике в классе с малой наполняемостью сельских малокомплектных школ: Дис.. канд. пед. наук. -М. 1990. 177 с.
  87. В.М. Образование Якутии. // Якутск, 15.XII. 1998, 1с.
  88. Намазов Абдурахим. Роль правильного термино-употребления в повышении качества преподавания физики в узбекских средних школах. Дис. .канд. пед. наук. Баку, 1979. 158с.
  89. Об усилении практической направленности обучения физике в средней школе (методические рекомендации). //Физика в школе, 1983, № 4, С.3−4.
  90. В.В., Смолицкая Г. П., Голомов Е. И., Васильевская И. А. Школьный словарь иностранных слов. М.: Просвещение, 1983. -207с.
  91. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.-662с.
  92. В.П., Усова A.B. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы. Изд. 3-е, М.: Просвещение, 1976.
  93. Основы методики преподавания физики в средней школе /Разумовский В.Г., Бугаев А. И., Дик Ю. И. и др.: Под.ред. Перышкина A.B. и др. М.: Просвещение, 1984. — 398с.
  94. A.B., Родина H.A. Физика 7. -М. Просвещение, 15-е изд.1998.-189с.
  95. A.B., Родина H.A. Физика -7. -Якутск.: Бичик. 1994. -173с.
  96. A.B., Родина H.A. Физика 8. -М. Просвещение, 12-е изд. 1993.-190с.
  97. A.B., Родина H.A. Физика -8. -Якутск.: Бичик. 1994. -182с.
  98. А.И. Пути совершенствования преподавания курса математики 5−6 классов якутской школы. Якутск, 1992. — 161 с.
  99. . Речь и мышление ребенка. -М.: Педагогика. 1994. -528с.
  100. H.H. Обучение физике учащихся 5−6 классов с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия).- Дисс. канд.пед. наук. -М., 1999. -203с.
  101. Н.М. Об эффективности использования учебника. //Русский язык в школе, 1978, № 4, С.30−35.
  102. В.Н. Пути повышения эффективности урока. -Липецк //Липецское знамя, 1961. 56с.
  103. Н.С., Важеевская Н. Е. Физика-7. -М.: ООО Дрофа, 2001. 208с.
  104. Раздаточный материал по физике для 8 классов
  105. В.Г. Методология совершенствования преподавания физики // Физика в школе. 1983. № 3. С. 10 — 17.
  106. В.Г., Гуревич А. Е. Задания для контроля знаний учащихся по физике. М.: Просвещение, 1976. — 80с.
  107. В.Г., Хижнякова Л. С., Архипова А. И. и др. Современный урок физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1983. 224с.
  108. З.Л. Работа с учебником физики в 6−7 классах на уроках // Физика в школе. 1980.№ 1 .-С. 36 41.
  109. З.Л. Формирование умений учащихся самостоятельно приобретать знания при работе с учебником на первой обучения физике. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1979. — 165с.
  110. A.A. Что такое термин и терминология // Вопросы терминологии. М. Изд. АН СССР. 1961. — С. 46 — 54.
  111. Роль русского языка в развитии словарного состава языков народов СССР /Бертагаев Т.А., Детериев Ю. Д. и др.// Вопросы терминологии. М. Изд. АН СССР, С. 13- 45.
  112. С.П. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 147с.
  113. С.П. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — 21−22с.
  114. С.П. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  115. Руководство по разработке и упорядочению научно технической терминологии /Под ред. акад. Тернигорева A.M. -М.: Изд. АН СССР, -56с.
  116. А.П. Сборник задач по физике для 9−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 15-е изд., 1994. — 173с.
  117. А.П. Сборник задач по физике для 9−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 12-е изд., 1988. — 191с.
  118. А.П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 9−1 1 классов средней школы. М.: Просвещение, 4-е изд., 1979. — 160с.
  119. Саая Хаймер-Оол. Мынмырович Методика осуществления преемственности в обучении физике при переходе с родного на русский язык в национальных школах Тувинской АССР.
  120. Г. Г. Физика (справочник). Якутск: Типография Департамента начального и среднего профессионального образования, 2000. — 59с.
  121. H.H. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся. — Челябинск, 1996. 17с.
  122. Сырошевский B. JL Якуты. М.: Просвещение, 1993. 713 с.
  123. Скаткин М.Н. О принципах обучения в советской школе
  124. Советская педагогика, 1950.-№ 1.-С.27−44.
  125. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160с.
  126. М.С. Физика 7 (на якутском языке). Якутск, -1994.— 192с.
  127. М.С. Физика 8 (на якутском языке).- Якутск, 1996. -272с.
  128. М.С. Этнопедагогические основы содержания и методов обучения физике // Народное образование. -1994.- № 4.С. 83.
  129. П.М. О физической терминологии. //Физика в школе, 1982, № 5, С.88−89.
  130. .И. История физики. М.: Высшая школа, 1977. -319с.
  131. JI.C. Из опыта организации работы с учебником и постановки экспериментальных заданий //Физика в школе, 1981, № 5, С.38−39.
  132. Н.Ф. Место и функция учебника в учебном процессе. -В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1978, Вып. 6, С.18−33.
  133. О.Л. Обобщение мыслительных операций в процессе усвоения учащихся начальных физических понятий. Дисс.канд. псих. наук. — М., 1962. — 201с.
  134. М.Е. Качественные задачи по физике в 6 7 классах. -М., 1976.
  135. И.К. История развития методики физики в России. Владимир: Издательство ВГПИ, 1975. 172 с.-120 с.
  136. A.B. Влияние системы самостоятельных работ по формирование у учащихся научных понятий. Челябинск. 1969. -263с.
  137. A.B. Вопросы методики и психологии формирования физических понятий. Челябинск: МП РСФСР ЧГПИ, 1970. 19−62 с.
  138. A.B., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М., 1981. — 157с.
  139. A.B. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. Челябинск: Факел. — 1996. — 12 с.
  140. A.B. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы. -М.: Просвещение, 4-е изд., 1990. -319с.
  141. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся понятий. Челябинск, 1978. — 98с.
  142. A.B. Типичные ошибки в усвоении учащимися физических понятий. Челябинск: МП РСФСР ЧГПИ, 1970. 3−15 с.
  143. A.B. Формирование у школьников обобщенных знаний и навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. /Под. ред. В. Н. Федоровой. М.:Просвещение, 1980. — 208с.
  144. A.B., Гурьянов Г. А. О содержании понятия «физическая величина»// Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. -Челябинск, 1981. с. 42−50.
  145. М.А. Раздаточный материал по физике 7 класс (наглядные задачи). М.: Просвещение, — 16 п.л.
  146. Мб.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Учпедгиз, 1954.
  147. П.М. Саха куукунатыгар туттуллар тэриллэр. Якутск: Изд-во Мин. обр. РС (Я), 1992. 2 с.
  148. Т.Н. О качестве учебников физики на азербайджанском языке для средних школ и употреблении терминологии по физике. Дис. .канд. пед. наук. — Баку, 1955.
  149. С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6−7 классах. М.: Просвещение, 1988.
  150. Шакирова J1.P. Тенденции поэтапного развития и содержание педагогической деятельности математической школы Казанского университета. Казань, 1998.
  151. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. — 176с.
  152. М.Н. Мышление школьника. М., Учпедгиз., 1963, 255с.
  153. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике. Дис. .докт. пед. наук. М: МП «MAP», 1994(1995) — 183с.
  154. JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие основы методики. М., 1974. 164с.
  155. Э.Е. и др. Методика преподавания физики в средней школе: Механика. Пособие для учителя.-2 изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.-240с.
  156. Эвенчик Э,.Е. Преподавание механики в курсе физики средней школы. -Изд.2-е. -М.: Просвещение, 1971. -160с.
  157. М.Г. История психологии. М., 1976.-463 с.
Заполнить форму текущей работой