Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в контрольной группе значение показателей по всем видам оценок существенно не изменилось. Совсем иная картина наблюдается в экспериментальной группе, где произошел существенный рост уровня сформированности субъектной оценки ценностей. Так, в процессе формирования фактурной оценки в экспериментальной группе количество студентов, имеющих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СОЦИУМЕ
    • 1. 1. Сущность и структура субъектной оценки ценностей
    • 1. 2. Особенности формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СОЦИУМЕ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме
    • 2. 2. Реализация модели процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его жизни. Масса учащейся молодежи влилась в новую систему общественных и межличностных отношений в условиях рынка, что привело к определенной переориентации целей и ценностей общества.

В «Концепции модернизации Российского образования», Законе «Об образовании», «Национальной доктрине образования» отмечается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами вне зависимости от их расовой, этнической, культурной принадлежности, способствовать формированию общечеловеческих ценностей.

Аксиологическая проблема всегда выходила на передний план в кризисные периоды развития общества. Исторический опыт подтверждает, что на определенных этапах развития общества те или иные ценности общества могут приобретать или утрачивать свои адаптивные свойства к новым условиям. С позиций диалектического подхода это естественно и закономерно, поскольку социальные ценности находятся в постоянном движении и изменении, носят конкретно-исторический характер, поэтому переоценка одних, забвение других, актуализация третьих ценностей не могут не восприниматься с позиций прогрессивного или регрессивного в развитии общества и должны быть обусловлены конкретно-исторической ситуацией. Однако наряду с социальными существуют ценности, которые носят надисторический, общечеловеческий характер, которые остаются практически неизменными в сознании людей разных эпох и национальностей, служат связующим звеном, ориентиром и идеальной целью при реализации различных видов деятельности человека.

Преобразования, происходящие в обществе, меняют представления о человеке как о субъекте социальной эволюции. Одной из сущностных характеристик человека, складывающихся в процессе его генезиса, является субъектность как особое свойство, характеризующее человека как действующее существо, развивающее свои субъектные способности, как в онтогенезе, так и в филогенезе, в культурно-историческом процессе в целом. Субъект овладевает созданным человеком миром культуры. Человек как субъект реализуется и созидается в своих деяниях, поэтому происходящая смена установок и ценностных предпочтений молодежи закономерно и объективно оправдана. Ориентация современной молодежи на сохранение и развитие ценностей народов сегодня, как никогда ранее, востребована и лежит в основе современного образовательного процесса. Перед образованием ставится задача приобщения учащейся молодежи к миру обновленных ценностей и их подготовка к жизни в условиях полиэтнического и поликультурного социума.

В философских, психологических и педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки для решения проблемы ориентации молодых людей на общечеловеческие ценности в полиэтническом социуме, что обусловливает необходимость определения сущности и структуры различных категорий ценностей. Для сферы образования важно не столько противостоять процессу объективных изменений ценностного мира, сколько выявлять причинно-следственные связи происходящих изменений в системе ценностей, раскрывать конкретные формы отражения данного генезиса в образовательном процессе и, в конечном итоге, способствовать «переводу» ценностей во внутренний мир современной молодежи, в основе механизма которого лежит оценочная деятельность.

Современное общество полиэтнично, поликультурно, и в образовательном процессе педагогического вуза особенно важно умение студентов оценивать те ценности, которые являются ориентирующими в образовательном и жизненном процессе в полиэтническом социуме, умение выявлять объективную значимость тех или иных ценностей, высказывать оценочные суждения.

Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, ценности рассматриваются в философии, социологии, психологии, педагогике и других науках, что обусловливает сложность и многоаспектность проблемы ценностей.

Методологические, теоретические и прикладные аспекты вопроса о ценностях рассматривались в работах философов — Н. А. Бердяева, В. А. Василенко, В. И. Вернадского, А. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринова, В. Н. Сагатовского, B.C. Соловьева, А. А. Ручки, психологов — В. Н. Мясищева, C.JI. Рубинштейна, педагогов — Н. А. Асташовой, Н. В. Богуславского, Б. Т. Лихачева, З. И. Равкина, В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой, социологов — Ч. А. Шакеевой, В. А. Ядова и других.

Проблема взаимосвязи общечеловеческих, национальных и индивидуальных ценностей в образовании достаточно полно освещена в работах Н. А. Бердяева, Б. С. Гершунского, Е. В. Дыминой, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова и других.

Педагогические исследования ценностных ориентаций молодежи, её гражданского и нравственного становления осуществляли А. Ф. Амиров, P.M. Асадуллин, B.JI. Бенин, А. С. Гаязов, Л. П. Гирфанова, С. Н. Иконникова, З. И. Исламова, А. З. Рахимов, Э. Ш. Хамитов и другие.

Проблема взаимосвязи ценностей и оценки, основ оценочной деятельности субъекта рассматриваются в работах С. Ф. Анисимова, Н. А. Батурина, В. А. Василенко, А. В. Кирьяковой, Б. А. Кислова, Д. В. Колесова и других.

Проблема субъекта и субъектности исследуется в трудах В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева.

Оценка как составная часть механизма формирования ценностных ориентаций личности исследуется в работах А. В. Кирьяковой. Но оценка как самостоятельный элемент субъектной деятельности рассматривается только в работах психологовнедостаточно уделяется внимания проблеме формирования субъектной оценки ценностей в педагогических работах, без чего невозможно целенаправленное становление ценностей и ценностных ориентаций личности будущего педагога.

Таким образом, актуальность исследования проблемы позволяет выявить ряд противоречий:

— между необходимостью формирования ценностных ориентаций будущего специалиста и недостаточной изученностью субъектной оценки ценностей как составляющей механизма данного процесса;

— между осознанием необходимости формировать способность студента педвуза к субъектной оценке ценностей как профессионально значимого качества и неразработанностью педагогических условий ее формирования в образовательном процессе вуза в полиэтническом социуме;

— между необходимостью осуществлять процесс формирования субъектной оценки ценностей и отсутствием знаний об особенностях данного процесса у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы особенности процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме?

Актуальность проблемы исследования, выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

Объект исследования — образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования — процесс формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование субъектной оценки ценностей у студентов в образовательном процессе педвуза в полиэтническом социуме будет эффективным, если:

— будут выявлены сущность, структура и особенности процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме;

— будет осуществляться поэтапное формирование субъектной оценки ценностей согласно предложенной структурно-функциональной модели, где на каждом из этапов (информационный, оценочно-рефлексивный, деятельностный) реализуется один из видов оценки: фактурная, критериальная и конвенциальная;

— в образовательном процессе вуза будут реализованы следующие педагогические условия: аксиологизация содержания цикла педагогических дисциплинприменение активных методов обучения и интерактивных взаимодействий в образовательном процессевзаимодействие преподавателя и студентов на основе аксиологического общениябудет формироваться личностное отношение к системе общечеловеческих ценностей как к составляющей основу внутреннего критерия оценки ценностей.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. На основе анализа современных научных подходов выявить сущность и структуру субъектной оценки ценностей.

2. Определить особенности процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

3. Разработать модель и на ее основе проверить содержательно-технологическое обеспечение (педагогические условия) процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза.

4. Разработать и внедрить программу спецсеминара «Субъектная оценка ценностей в полиэтническом социуме» в учебный процесс педвуза.

5. Разработать методические рекомендации по формированию субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философская теория ценностей (С.Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе и др.);

— теория аксиологии образования (Б.С. Гершунский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин и др.);

— учение о личности как субъекте ценностного освоения действительности (P.M. Асадуллин, В. Г. Афанасьев, А. В. Брушлинский, А. Г. Здравомыслов, Е. И. Исаева, Э. В. Сайко, В. И. Слободчиков и др.);

— психологическая теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская,.

A.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Л. С. Рубинштейн и др.);

— положения педагогической аксиологии (Н.А. Асташова, И. Ф. Исаев,.

B.А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов и др.);

— теория ориентации личности на общечеловеческие ценности (В.И. Андреев, В. П. Бездухов, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, М. М. Рубинштейн и др.);

— воспитание молодежи на прогрессивных идеях и традициях народной педагогики (К.Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, М. Г. Тайчинов и др.);

— оценка как аксиологическая категория (В.А. Василенко, Д. В. Колесов, А. В. Кирьякова, В. П. Тугаринов и др.).

Для решения обозначенной проблемы были использованы следующие методы исследования: анализ философской, социологической, психологопедагогической литературы, передового педагогического опыта по проблеме формирования субъектной оценки ценностейнаблюдение, анкетирование, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ деятельности студентов, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базой научного исследования являлся Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты 1−4 курсов факультета иностранных языков.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002;2003гг.) Изучена степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной философии, психологии, философии образования, педагогике. Разработан аппарат исследования: определены предмет, цели, задача, гипотеза исследованияпроведены пробные диагностические исследования исходного уровня сформированности субъектной оценки ценностей у студентов.

На втором этапе (2004;2006гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа. Обобщался передовой педагогический опыт по формированию оценочной деятельности у студентов педвуза, выявлены особенности и разработана модель процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме. Определено содержание спецсеминара «Субъектная оценка ценностей в полиэтническом социуме». Осуществлены констатирующий и формирующий эксперименты.

На третьем этапе (2006;2007гг.) была завершена экспериментальная работа, проведена систематизация, обработка и анализ полученных результатов исследования. Определена логика изложения материала, сформулированы выводы и заключение диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлена сущность и структура понятия «субъектная оценка ценностей», под которым понимается оценочная деятельность субъекта, направленная на выявление аксиологической значимости явлений, результатом чего является личностно принятая профессионально значимая ценностьструктура субъектной оценки ценностей включает в себя: субъект, объект, критерий и результат оценивания.

2. Разработана структурно-функциональная модель процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

3. Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме: аксиологизация содержания цикла педагогических дисциплинприменение активных методов обучения и интерактивных взаимодействий в образовательном процессевзаимодействие преподавателя и студентов на основе аксиологического общения.

Теоретическая значимость исследования обусловлена следующим:

1. Осуществлен анализ современных научных подходов к сущности понятий «ценность», «ценностная ориентация», «субъект», «оценка».

2. Выявлены особенности формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме (учет взаимосвязи личностных, национальных и общечеловеческих ценностейориентация студентов на общечеловеческие ценности как внутренний критерий оценки ценностей).

3. Определены критерии (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий), их показатели (знания о ценностях, их особенностях, типологии, ценностное суждение, эмоциональное сопереживание, рефлексия, личностное отношение к системе общечеловеческих ценностей, осознанная ориентация в мире ценностей, оценочные умения) и уровни сформированности субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданы педагогические условия, обеспечивающие формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социумеразработана и внедрена в образовательный процесс вуза программа спецсеминара «Субъектная оценка ценностей в полиэтническом социуме» и методические рекомендации, которые могут быть использованы в учреждениях высшего профессионального педагогического образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и основных выводов диссертации обеспечены совокупностью исходных методологических и теоретических позиций исследования, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, и внедрением результатов в образовательный процесс педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Субъектная оценка ценностей, представляющая собой процесс и результат оценочной деятельности субъекта, направленная на выявление аксиологической значимости объектов оценивания. Результатом субъектной оценки ценностей является личностно принятая профессионально значимая ценность.

2. Структурно-функциональная модель процесса формирования субъектной оценки ценностей, включающая в себя целевой, содержательно-технологический (педагогические условия), критериальный и результативный компоненты.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме: аксиологизация содержания педагогических дисциплинприменение активных методов обучения и интерактивных взаимодействий в образовательном процессевзаимодействие преподавателя и студентов на основе аксиологического общения.

4. Система общечеловеческих ценностей как основа внутреннего критерия субъектной оценки ценностей в полиэтническом социуме.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на международных (Уфа, 2002; Стерлитамак, 2004; Екатеринбург, 2005), всероссийских (Димитровград, 2003; Казань, 2005; Челябинск, 2005; Екатеринбург, 2006; Уфа 2000;2007), региональных и республиканских (Уфа, 2002;2007) научно-практических конференцияхвыступлений на заседаниях кафедры педагогики и научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Личное участие соискателя состоит в осуществлении теоретического анализа проблемы формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социумев организации и личном участии в проведении опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблемев обосновании педагогических условий, способствующих эффективному формированию субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме, целью, которой являлась проверка эффективности педагогических условий, позволил сделать ряд выводов.

Формирование субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме осуществлялось в ходе эксперимента, организованного в естественных условиях в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Экспериментальную и контрольную группы составили 150 студентов. В ходе формирующего эксперимента в экспериментальных группах осуществлялся образовательный процесс в соответствии со структурой процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза.

Для выявления уровня сформированности субъектной оценки ценностей мы использовали диагностические методики: тестирование, метод незаконченного предложения, ранжирование различных типов ценностей, ранжирование общечеловеческих ценностей, анкетирование, педагогическое наблюдение, использовались также «Диагностика ценностных отношений» Б. П. Битинаса и «Ценностные ориентации личности» М. Рокича.

Констатирующий эксперимент выявил недостаточный уровень (ниже среднего) сформированности субъектной оценки ценностей у студентов педвуза, что потребовало внедрения специальных педагогических условий для ее эффективного формирования.

Комплексное решение проблемы осуществлялось в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме.

В ходе формирующего эксперимента в образовательный процесс был внедрен следующий ряд педагогических условий: аксиологизация содержания педагогических дисциплиниспользование активных методов обучения и интерактивных взаимодействийвзаимодействие преподавателя и студентов на основе аксиологического общения.

Созданные педагогические условия позволили актуализировать аксиологический потенциал содержания педагогических дисциплин, наполнить его ценностными смыслами, обеспечить усвоение сущности предметов, явлений окружающей действительности. Аксиологизация содержания дисциплин потребовало введения в процесс обучения активных методов обучения (метод «работа с понятиями», метод «мозговой штурм», метод «заверши фразу») и интерактивных взаимодействий (диалог, полилог, смыслотворчество, мыследеятельность), которые в свою очередь позволили выработать у студентов умения оперировать ценностными понятиями, высказывать ценностные суждения, аксиологические идеи, соответствующие общечеловеческим ценностям. Органичное соединение содержания и активных методов обучения и интерактивных взаимодействий осуществлялось в процессе аксиологического общения, предполагающего обмен нравственными ценностями между субъектами общения, который ведет к взаимопознанию, самопознанию, взаимовлиянию друг на друга, что, в конечном итоге, не только обогатило внутренний мир студентов, но и способствовало взаимному нравственному становлению субъектов общения.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в контрольной группе значение показателей по всем видам оценок существенно не изменилось. Совсем иная картина наблюдается в экспериментальной группе, где произошел существенный рост уровня сформированности субъектной оценки ценностей. Так, в процессе формирования фактурной оценки в экспериментальной группе количество студентов, имеющих значение показателей на уровнях «низкий» и «ниже среднего», уменьшилось соответственно с 8,6% до 1,2% и с 38,7% до 12,3%- количество студентов, имеющих значения показателей на уровнях «средний», «выше среднего» и «высокий», увеличилось соответственно с 28,4% до 45,6%, с 19,8% до 32,4%, с 4,5% до 8,5%. В контрольной группе значения показателей существенно не изменились: количество студентов имеющих «низкий» и «ниже среднего» уровни уменьшилось соответственно с 10,8% до 6,4% и с 38,3% до 36,6%- количество студентов, имеющих «средний», «выше среднего» и «высокий» уровни — увеличилось соответственно с 27,4% до 29,5%, с 20,9% до 21,9%, с 4,9% до 5,6%.

В процессе формирования критериальной оценки в экспериментальной группе количество студентов, имеющих значение показателей на уровнях «низкий» и «ниже среднего», уменьшилось соответственно с 11,2% до 1,4% и с 43,8% до 11,5%- количество студентов, имеющих значения показателей на уровнях «средний», «выше среднего» и «высокий» — увеличилось соответственно с 30,9% до 60,6%, с 9,8% до 18,4%, с 4,3% до 8,1%. Прирост показателей сформированноети критериальной оценки у студентов педвуза в контрольной группе был не столь значимым.

В процессе формирования конвенциональной оценки в экспериментальной группе количество студентов, имеющих значения показателей на уровнях «низкий» и «ниже среднего», уменьшилось соответственно с 9,3% до 4,7% и с 38,4% до 7,6%- количество студентов, имеющих значения показателей на уровнях «средний», «выше среднего» и «высокий», увеличилось соответственно с 23,3% до 44,5%, с 13,2% до 22,7%, с 15,8% до 20,5%.

В контрольной группе количество студентов, имеющих «низкий» и «ниже среднего» уровни, уменьшилось соответственно с 9,6% до 8,8% и с 33,5% до 31,7%- количество студентов, имеющих «средний», «выше среднего» и «высокий» уровни, увеличилось соответственно с 28,3% до 29,5%, с 19,9% до 20,6%, с 8,7% до 9,4%.

В целом опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что, хотя при обычных условиях в образовательном процессе педвуза осуществляется процесс формирования субъектной оценки ценностей у студентов, однако данный процесс протекает гораздо более медленно и менее эффективно, чем при целенаправленном создании специальных педагогических условий.

Опытно-экспериментальная апробация модели процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме, положительная динамика результатов педагогического эксперимента подтвердили правильность выбранной логики исследования. Мы добились относительно равномерного развития основных показателей, характеризующих этот процесс, следовательно, разработанные нами педагогические условия на практике доказали свою эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приоритетная роль образования на современном этапе развития российского общества убедительно обоснована в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.», Законе «Об образовании», «Национальной доктрине образования». В данных документах отмечается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами вне зависимости от их расовой, этнической, культурной принадлежности, способствовать формированию общечеловеческих ценностей. Ориентация современной молодежи на сохранение и развитие ценностей народов лежит в основе современного образовательного процесса.

Современное общество полиэтнично, поликультурно, и в образовательном процессе педагогического вуза особенно важно умение студентов оценивать те ценности, которые являются ориентирующими в образовательном и жизненном процессе в полиэтническом социуме, умение выявлять объективную значимость тех или иных ценностей, высказывать оценочные суждения, что является важным для будущего учителя.

В современной науке сложились разные подходы к толкованию понятий «ценность» и «ценностные ориентации». Ценностные представления систематизируются, выделяются определенные направления, и по-разному трактуется природа ценностей. Происхождение ценностей связано, с одной стороны, с предметами, явлениями и их свойствами, способными удовлетворять потребности общества, человека, с другой — ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления с человеком и обществом. Таким образом, ценности носят объективно-субъективный характер. Нечто является ценностью не потому, что оно оценивается, а потому что объективно способно ещё до акта оценки отвечать потребностям и запросам субъекта. Не оценка констатирует ценность, а ценность делает возможной оценку как фиксацию её аксиологической значимости.

Ценности являются важнейшим связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей средой. Субъект овладевает созданным человеком миром культуры. Субъектность — это особое свойство человека, характеризующее его как активно действующего субъекта, способного к выбору и предпочтению необходимых для его деятельности объектов окружающего мира.

Оценка есть средство определения значимости вещи для деятельности человека, для удовлетворения его потребностей, обязательный элемент поведения и общения. К тому же оценка является важной составной частью механизма формирования ценностных ориентаций.

В процессе исследования определены содержание и структура субъектной оценки ценностей. Субъектная оценка ценностей — это процесс и результат оценочной деятельности субъекта, направленная на выявление аксиологической значимости объектов оценивания. Структура субъектной оценки ценностей включает в себя следующее: субъект оценки, объект оценивания (ценность), критерий оценивания (система общечеловеческих ценностей), результат (личностно принятая профессионально значимая ценность).

Субъектная оценка ценностей включает в себя три вида оценок: фактурную (информационные свойства предметов, явлений) — конвенциальную (предполагающую оценку объекта с точки зрения выработанных опытом человечества способов их использования), критериальную (сравнение оцениваемого объекта с другими объектами, а также некими общепринятыми эталонами). При целенаправленном формировании субъектной оценки ценностей критериальная оценка должна предшествовать конвенциальной, так как студент может применять результат оценивания на практике лишь после того, как у него сформируется личностное отношение к системе общечеловеческих ценностей как внутреннему критерию оценки.

На основе анализе отечественной и зарубежной литературы мы пришли к выводу, что система общечеловеческих ценностей имеет несколько уровней: Человек как высшая ценностьЖизнь, Любовь, Семья, Труд, Отечество как условие и потребность человека как социального и биологического существаСвобода, Справедливость, Равенство, как условие и потребность существования человека как личностиИстина, Добро, Красота как высшие идеалы духовной жизни человека. Эти ценности имеют объективное значение для всех людей вне зависимости от их социальной и национальной принадлежности. Важнейшей особенностью процесса формирования субъектной оценки ценностей в полиэтническом социуме является ориентация студентов педвуза на систему общечеловеческих ценностей при оценке профессионально значимых ценностей, поэтому внутренним критерием субъектной оценки ценностей у студентов в полиэтнической социуме должны стать такие общечеловеческие ценности, как Человек, Жизнь, Любовь, Семья, Труд, Отечество, Свобода, Справедливость, Равенство, Истина, Добро, Красота.

Модель процесса формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в полиэтническом социуме включает в себя целевой, содержательно-технологический, критериальный и результативный компоненты. Целенаправленный процесс формирования субъектной оценки ценностей у студентов педвуза в образовательном процессе предполагает три этапа (информационный, оценочно-рефлексивный, деятельностный), на каждом из которых решается соответствующая задача формирования фактурной, критериальной и конвенциальной оценок. На информационном этапе осуществляется познавательный процессна оценочно-рефлексивном этапе вырабатывается внутренняя мера оценки, правила, нормы, идеалына деятельностном этапе осуществляется практическое применение ценностей в соответствии с правилами, нормами, идеалами, где оценка проверяется на практике.

Эффективность процесса формирования субъектной оценки ценностей у будущих учителей в образовательном процессе педагогического вуза обеспечивалось введением таких педагогических условий, как аксиологизация содержания цикла педагогических дисциплин, применение активных методов обучения и интерактивного взаимодействия в образовательном процессе, взаимодействие преподавателя и студентов на основе аксиологического общенияразработку и внедрение спецсеминара «Субъектная оценка ценностей в полиэтническом социуме». Данные педагогические условия были внедрены в ходе опытно-экспериментальной работы.

При помощи разработанного диагностического инструментария были проведены контрольные срезы по определению уровней сформированности субъектной оценки ценностей у студентов педвуза, как в начале эксперимента, так и в конце опытно-экспериментальной работы.

Результаты контрольного среза показали, что уровень сформированности субъектной оценки у студентов педвуза в контрольной и экспериментальной группах и при обычных условиях достаточно низкий (ниже среднего), что является недостаточным для будущих учителей. Данная ситуация обусловила необходимость введения и проверки в экспериментальной группе специальных педагогических условий. Данные педагогические условия позволили актуализировать аксиологический потенциал содержания педагогических дисциплин, наполнить его ценностными смыслами, обеспечить усвоение сущности предметов, явлений окружающей действительности. Аксиологизация содержания дисциплин потребовала введения в процесс обучения активных методов обучения (метод «работа с понятиями», метод «мозговой штурм», метод «заверши фразу») и интерактивных взаимодействий (диалог, полилог, смыслотворчество, мыследеятельность), которые, в свою очередь, позволили выработать у студентов умения оперировать ценностными понятиями, высказывать ценностные суждения, соответствующие общечеловеческим ценностям. Органичное соединение содержания и активных методов обучения и интерактивных взаимодействий осуществлялось в процессе аксиологического общения, предполагающего обмен нравственными ценностями между субъектами общения, который ведет к взаимопознанию, самопознанию, взаимовлиянию друг на друга, что, в конечном итоге, не только обогащает внутренний мир студентов, но и способствует взаимному нравственному становлению субъектов общения.

Таким образом, в результате проведенного исследования поставленная в его начале цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Однако на этом наше исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием субъектной оценки ценностей, и, скорее всего, оно расширяет путь исследования данной многогранной темы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. , А.Г. Концепция регионального компонента высшего профессионального образования в Республике Башкортостан / А. Г. Абсалямова Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 44 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 254 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  5. , Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю. П. Азаров, РАО, Моск. психол.-соц.ин-т. -М.: МОДЭК, 2004. 430 с.
  6. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / под ред. З. И. Равкина. М.: 1994.-280 с.
  7. , А.Ф. Научно-методическое проектирование и реализация инновационного образовательного процесса в вузе: монография / А. Ф. Амиров. Уфа: Изд-во Восточный университет, 2006. — 140 с.
  8. , Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 495 с.
  9. , Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания / Б.Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 496 с.
  10. Ю.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. Т.2.-М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  11. П.Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003. -608 с.
  12. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 228 с.
  13. , С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970.-189 с.
  14. , P.M. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные годы развития общества / P.M. Асадуллин, B.C. Хазиев, Э. Ш. Хамитов. Уфа: Китап, 2001.-180 с.
  15. , P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис.. д-ра. пед. наук. М., 2000. — 389 с.
  16. , Н.А. Учитель: проблемы выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  17. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М., 1996. — 768 с.
  18. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М.: ИПЛ, 1986. — 334 с.
  19. , К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К. Ш. Ахияров. Уфа: БашГПУ, 2000. — 328 с.
  20. , К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. — С.50−54.
  21. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  22. , Н.А. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии / Н. А. Батурин // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.81−89.
  23. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  24. , В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности: учеб. пособие по спецкурсу / В. П. Бездухов. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1992. — 104 с.
  25. , С.П. Особенности оценочного стиля деятельности: дис.. канд. психол. наук. JL, 1982. — 207 с.
  26. , А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. изд-во, — 2004. — 176 с.
  27. , А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования / А. П. Беляева. С.-Пб.: Радом. — 1997. -225 с.
  28. , B.JI. Педагогическая культурология: курс лекций: учеб. пособие / В. Л. Бенин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.
  29. , Н.А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  30. , Г. А. Методологические основы практической психологии: учебн. пособие / Г. А. Берулава. РАО, МПСИ. — М.: Воронеж: МПСИ- МОДЭК, 2004. — 190 с.
  31. Бестужев-Лада, И. В. Социальное прогнозирование / И.В. Бестужев-Лада: Курс Лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 392 с.
  32. , В.А. Мир моральных ценностей / В. А. Блюмкин. М.: Изд-во МГУ, 1981.-64 с.
  33. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М., 1982. — 254 с.
  34. , А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  35. , Л.И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. М.: МПА, 1995.-212 с.
  36. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — 352 с.
  37. , Л.В. Самооценка в первой зрелости / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1990. — № 2. — С. 24−38.
  38. , М.П. От социальных ценностей к социальному государству / М. П. Бочаров. М.: Луч, 1997. — 174 с.
  39. , Ю.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. М., 1973. — 360 с.
  40. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М., 1983. — 412 с.
  41. А.В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. М. Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2003. — 407 с.
  42. , А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. -М, 1994.-256 с.
  43. , A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: историко-теоретический аспект / A.M. Булынин. М.: МГОПУ, 1998.-265 с.
  44. Л.М. Становление эмоционально-ценностных ориентаций студента в образовательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2005. 24 с.
  45. В.А. Ценность и оценка: дис.. канд. филос. наук. Киев, 1963.-238 с.
  46. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Роботова и др. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  47. , А.И. Российская нация: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея / А. И. Вдовин. М.: Клуб «Реалисты», 1996. — 240 с.
  48. , М. Избранное. Образ общества / М. Вебер / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.-704 с. 51 .Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. — 576 с.
  49. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  50. , В.В. Американская школа: ценности образования (1960−1990 гг.) /В.В. Веселова. М.: Витязь, 1999. — 144 с.
  51. , В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд- пер. с нем. М.: «Звено», 1910. — 150 с.
  52. , Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары, 2004. — 448 с.
  53. A.M. Ценности: проблема обоснования: дис.. д-ра филос. наук. М., 1994.- 143 с.
  54. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М., 1996. -533 с.
  55. , Г. П. Оценка как аксиологическая категория / Г. П. Выжлецов // Вопросы философии и социологии. JL: ЛГУ, 1972. — Вып. 4. — С.94−98.
  56. , P.P. Аксиологические императивы образования / P.P. Габдулхаков. Уфа: Изд-во БИРО, 1999. — 86 с.
  57. , Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / Г. И. Гайсина. М.: Прометей, 2002. — 316 с.
  58. П.Я. Психология как объективная наука / под ред. А. И. Подольского / вступ. ст. А. И. Подольского. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
  59. , Н. Эстетика / Н. Гартман / Пер. с нем. Т. С. Батищевой. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 692 с.
  60. , З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей / З. Т. Гасанов // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С.21−24.
  61. , З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З. Т. Гасанов // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11−15.
  62. , А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 116 с.
  63. , А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А. С. Гаязов. Челябинск, Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.
  64. , Г. В. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 т. Т.2. / Г. В. Гегель. М.: Мысль, 1971.-630 с.
  65. , Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Флинта: Наука, 2003. — 768 с.
  66. , Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  67. , С.И. Основы педагогики / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  68. , Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Монография / Л. П. Гирфанова. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. — 155 с.
  69. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и франц. / Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаевой. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
  70. , С.З. Концепция воспитания студентов вуза / С. З. Гончаров // Образование и наука. 2002. — № 5. — С. 14−33.
  71. , В.И. Конструктивная педагогическая аксиология / В. И. Горовая // Педагогика. 2007. — № 4. — С. 15−21.
  72. , Ю.Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка» / Ю. Д. Гради // Вопросы философии н. 1987. — № 6. — С. 59−72.
  73. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с. — (Серия «Педагогическая школа. XX! век»).
  74. , Р.Т. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры / Р. Т. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 3238.
  75. , О.Г. Мир оживших предметов, проблема ценностей и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. М.: ИПЛ, 1967. — 349 с.
  76. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей: Сб. // Проблемы ценностей в философии / О. Г. Дробницкий. М.-Л.: Политиздат, 1966. -337с.
  77. , М.Е. Профессиональные социокультурные ценности и ориентация в них студентов (в порядке постановки вопроса) / М. Е. Дуранов, И. С. Ломакина. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 20 с.
  78. Духовные ценности и национальные интересы России / Редкол.: д.ф.н., акад. Н. К. Фролов отв. ред. и др. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1998. -177с.
  79. , Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности / Е. В. Дымина. -М., 1999. 12 с.
  80. , Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. М.: Канон, 1995.-С. 286−304.
  81. , В.И. Оценочная деятельность и формирование профессиональной направленности личности студента / В. И. Жернов, И. С. Ломакина. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 115 с.
  82. , И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе / И. В. Жуковский // Педагогика. 2001. — № 3. — С.37−40.
  83. , З.И. Теоретико-методологические основы национальных ценностей педагогического образования / З. И. Игушкина // Вестник БГПУ. Серия педагогика и психология. 2000. — № 1. — С.48−62.
  84. , С.Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. Спб., 2005. — 469 с.
  85. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  86. , З.И. Методология и методы педагогического исследования / З. И. Исламова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. — 234 с.
  87. , З.И. Теория и методика профессионального образования: учеб. пособие / З. И. Исламова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — 202 с.
  88. , Т.Г. Кризис полиэтнического общества и возрождение этнических ценностей: автореф. дис.. докт. социол. наук. Уфа, 1993. — 38 с.
  89. , М.С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
  90. , М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат. — 1988. — С.152.
  91. , М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997. — 204 с.
  92. , В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая шк., 1996. — 160 с.
  93. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. -М.: Новая школа, 1993. 80 с.
  94. , Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вуза: дисс.. канд. психол. наук. 2006. — 141 с.
  95. , А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: ОГПИ, 1996. — 188 с.
  96. , Б.А. Гносеологические функции практики в оценочном познании / Б. А. Кислов // Современные вопросы гносеологии. Иркутск: ИГУ, 1974. — С.62−68.
  97. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996 — 512 с.
  98. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  99. , Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  100. , Д.В. Оценка (психология и прагматика оценки): учеб. пособие / Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 816 с. (Серия «Библиотека психолога»).
  101. , В.П. Воспитание культуры межнационального общения в учебной группе профессиональной школы: дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991.- 164 с.
  102. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ЦТ Л, АПК и ПРО, 2004. — 24 с.
  103. , А.В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения / А. В. Коняхин. СПб.: Питер, 2007. — 128 е.: ил. — (Серия «Практикум»).
  104. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. Под общ. Редакцией А. П. Беляевой. С.-Пб., 1994. — 298 с.
  105. , В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В. Г. Крысько. Минск.: Харвест, 2001. — 688 с.
  106. , В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.
  107. , Г. Ю. Оценочная деятельность учителя / Г. Ю. Ксензова. М.: ИПОР, 1999.- 121 с.
  108. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  109. , М. Культура межнационального общения / М. Куранов // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С.41−44.
  110. , М.М. Основы технологи обучения профессиональной педагогической деятельности / М. М. Левина. М., 1996. — 271 с.
  111. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. 2-е изд., перераб. — М., 1991. — 224 с.
  112. , А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-365 с.
  113. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. Изд. 2-е М., Политиздат, 1977. 304 с.
  114. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. — 317 с.
  115. , А.Н. Потребность. Мотивы. Эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1971.-217 с.
  116. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С 15−26.
  117. , О.В. Интернациональное образование студенческой молодежи: теория и практика: автореф. дис. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. — 52 с.
  118. , О.В. Патриотическое и интернациональное воспитание студентов: метод, рекомендации / О. В. Лешер. Челябинск, 1989. — 29 с.
  119. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Т. Лисовский. СПб., 2000. — 508 с.
  120. , А.П. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования / А. П. Лиферов, О. Е. Воронова // Педагогика. 20 007. — № 2. — С. 12−22.
  121. , Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  122. Лобачевский о важнейших принципах воспитания. Казанский вестник. — 1832. — 4.35. — С 577−596.
  123. , В.В. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина: Около 35 000 слов. 2-е изд-е, Стер.-М.: Рус. — 1993. — 704 с.
  124. , Дж. Марксистская критика социологических концепций М.Вебера / Дж. Льюис. М. — 1981. — 200 с.
  125. , С.А. Целостный процесс воспитания в оценочной деятельности / С. А. Маврин. Омск: ОмГПИ, 1995. — 100 с.
  126. , Ш. А. К вопросу о формировании у будущего учителя культуры межнационального общения / Ш. А. Магомедов: материалы научно-практ. конференции. Чувашек, пед. институт в 2-х ч Чебоксары, 1993.-Ч. 1.-С 109−110.
  127. , А.С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. Т. 4. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 552 с.
  128. , Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / Н. Н. Макарцева // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 81−86.
  129. , В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максатова. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  130. , В.Г. Развитие самосознания и проблема формирования социально-активной личности / В. Г. Маралов, В. А. Старов. М.: Знание, 1987.-93 с.
  131. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
  132. , А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: «Реф-бук», 1997. — 300 с.
  133. , С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С. Е. Матушкин. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. — 95 с.
  134. , С.Е. Социальное и природное в нравственности / С. Е. Матушкин. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. — 99 с.
  135. , В.М. Самосознание личности / В. М. Медведев. Самара. Изд-во СГАКИ, 2001. — 258 с.
  136. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144с.
  137. , В.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  138. , Л.И. Теория и методика воспитания оценочных способностей учащихся: дис.. докт. пед. наук. -М., 1989. 350 с.
  139. Моральные ценности личности / Под ред. А. И. Титаренко. М.: МГУ, 1994.- 176 с.
  140. , З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика и проблемы / З. Ф. Мубинова. Издание Башкирского университета. -Уфа, 2000. 136 с.
  141. , А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Мудрик. М.: Academia, 1999. — 184 с.
  142. , М.И. Педагогическая система В.А. Сухомлинского / М. И. Мухин. Соликамск: СГПИ, 1999. — 380 с.
  143. , В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.-Воронеж: МОДЭК, 1995.-356 с.
  144. , P.P. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического вуза: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1996. -19 с.
  145. Национальные ценности образования: история и современность / под ред. З. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1996. — 295 с.
  146. , В.В. Государственная молодежная политика как часть социальной политики российского государства: вопросы теории и практики / В. В. Нехаев. -М., 1997. 187 с.
  147. , В.А. Развитие ценностного отношения у студентов вуза (на примере изучения педагогических дисциплин): дис.. канд. пед. наук. 211 с.
  148. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никадров. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
  149. , Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант / Н. Д. Никадров. М.: Магистр, 1995. — 99 с.
  150. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века / Н. Д. Никадров. -М.: МИРОС, 1997. 141 с.
  151. , A.M. Методология образования / A.M. Новиков. М., 2002. -319с.
  152. , A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  153. Образование в XXI веке: проблемы поиски их решения: учеб. пособие / под ред. А. Ф. Аменда, В. В. Латюшена. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003. — 592 с.
  154. Образование нового столетия: проблемы, технология и подходы к модернизации: коллективная монография / под ред. Э. Ш. Хамитова. Уфа: издательство БГПУ, 2001.- 104 с.
  155. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  156. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям. B.C. Степин, А. А. Гусейнов, В. М. Межуев, В. И. Толстых // Квинтэссенция: Фил ос. альманах. М.: Политиздат, 1992. — С. 4−46.
  157. , Г. Человек в современном мире / Г. Парсонс. М.: Прогресс, 1988.-428 с.
  158. Педагогика среды и методы ее изучения / под ред. М. В. Крупениной. -М., 1930.-240 с.
  159. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  160. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокина и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1988. — 492 с.
  161. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. ст. (Материалы конференции) / под ред. действ, чл. РАО, д.п.н., проф. В. В. Краевского, чл.-корр. РАО, д.п.н., В. М. Полонского. М., 2001. — 444 с.
  162. Педагогический журнал Башкортостана. Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический университетский комплекс». № 1, 2005. — 206 с.
  163. , А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 512 с.
  164. , А. Человеческие качества / А. Печчеи / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.-312 с.
  165. , В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В. И. Плотников. // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. акад., 1996. — С.193−224.
  166. , А.А. Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур / А. А. Полякова: монография. -СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 209 с.
  167. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., прераб. и доп. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. -479, 1. е.: ил.
  168. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004. — 544 с.
  169. Психолого-педагогический словарь (для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений) / Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д. Изд-во: Феникс, 1998. — 544 с.
  170. , А.З. Подарок царям. Древние своды нравственных заповедей: Общечеловеческие правила нравственности / А. З. Рахимов / Пер. с араб, и кит. АО «Наука, образование, культура»: Сост. А. З. Рахимов. Уфа, Башкортостан, 1992. — 30 с.
  171. , Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. СПб.: Образование, 1911. — 118 с.
  172. , Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений / Я. А. Розин // Философские науки. 1989. — № 6. — С.43−54.
  173. , Н.С. Философия гуманитарного образования / Н. С. Розов. М.: Мысль, 1993.-167с.
  174. , М.М. Война и идеал воспитания / М. М. Рубинштейн. -М.:Б.и., 1916.-43 с.
  175. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. и др., 2000. 705 с.
  176. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  177. , Л.И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. -М.: Изд-во МГУ, 1961. 194 с.
  178. , А.А. Ценностный подход в системе социологического знания /
  179. A.А. Ручка. Киев: Наук, думка, 1987.-156 с.
  180. , В.Н. Системный подход к классификации ценностей /
  181. B.Н. Сагатовский. М., 1979. — 119 с.
  182. , Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального / Э. В. Сайко. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 424 с.
  183. , О.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса в процессе их подготовки в педагогическом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. -24 с.
  184. , З.Ф. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты / З. Ф. Сикевич. СПб., 1994. — 136 с.
  185. , И.М. Влияние глобализации на образование: монография / И. М. Синагатуллин Хаупедж, Нью-Йорк: Нова Сайенс Паблишере, 2006. — 221 с. (на англ. яз.).
  186. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  187. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  188. , B.C. Жизненные ценности и отношения к образованию: по материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей / B.C. Собкин, П. С. Писарский. -М.: Центр социологии РАО, 1994. 151 с.
  189. , B.C. Избранное / B.C. Соловьев / Сост. А. В. Гулыги, C. J1. Кравцова. М.: Сов. Россия, 1990. — 491 с.
  190. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М., 1994. -173 с.
  191. Социальная педагогика: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
  192. Социальные аспекты адаптации молодежи к меняющимся условиям жизни (Тезисы научно-практической конференции 27 сентября 2000 г.). -Вологда, 2000. 192 с.
  193. Социологический словарь / под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Политиздат, 1988.-479 с.
  194. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА — М — Норма, 1998. — 488 с.
  195. , В.П. Как воспитать толерантность? / В. П. Степанов // Педагогика. 2001. — № 9. — С 91−97.
  196. , М.Г. Моделирование поликультурного образования в многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов, О. И. Воленко. // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. Уфа, 2000. — № 1. — С.85−95.
  197. , М.Г. Формирование личности учащегося на духовно-нравственных ценностях народа: монография / М. Г. Тайчинов. М., Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. — 199с.
  198. , Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для ст-тов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. — 288 с.
  199. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. 4.1. / Сост. З. И. Исламова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 164 с.
  200. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. 4.2. / Сост. З. И. Исламова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 160 с.
  201. , Ф.Ш. Теоретическая педагогика: учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. Уфа: Восточный университет, 2004. — 332 с.
  202. , В.А. Концептуальная эволюция национальной политики России / В. А. Тишков // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996. — № 100.
  203. , У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Методологические заметки / Р. Мертон, Дж. Мил, Т. Парсон, А. Щюц // Американская социологическая мысль / под ред. В. М. Добренькова / пер. с англ. М.: МГУ, 1994. — С. 335−357.
  204. , В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов. JL: ЛГУ, 1988.-344 с.
  205. , В.П. Философия сознания / В. П. Тугаринов. М.: «Мысль», 1971.- 199с.
  206. , К.Д. Проект учительской семинарии / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. — М, 1976. — С.36−65.
  207. , К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. -М.- Л., 1946.-С. 10−25.
  208. , P.M. Культура педагогического общения: учеб. пособие / P.M. Фатыхова. Уфа: БГПУ, 2002. — 130 с.
  209. , Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе / Е. Е. Федоров // Педагогика. 2007. — № 5. — С. 71−75.
  210. , Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М., 1994. — 192 с.
  211. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова и др. / под ред. А. П. Алексеева, JI.E. Яковлевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.
  212. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  213. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
  214. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М., 2004. — 240 с.
  215. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Мысль, 1990. -414 с.
  216. , B.C. Из мышления о педагогике / B.C. Хазиев. Уфа, 1998. -184 с.
  217. , Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика / Э. Ш. Хамитов. Челябинск: «Факел», 1999. — 221 с.
  218. , Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики / Э. Ш. Хамитов. Уфа: БашГПИ, 1999. — 85 с.
  219. , И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 3. — С.52−60.
  220. , X. Мотивация и деятельность /X. Хекхаузен / В 2-х томах. Т. 1−2- пер с нем. / под ред. Величковского Б. М. — М.: Педагогика, 1986. -Т. 1. — 408 е., Т. 2.-391 с.
  221. , H.JI. Развитие Человека и воспитывающая функция образования / H.JI. Худякова 4.1 / Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 2002. — 146 с.
  222. Худякова, H. J1. Развитие Человека и воспитывающая функция образования / H.JI. Худякова. 4.2 / Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 2002. -196 с.
  223. , P.M. Формирование гуманистических профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов сферы торговли: автореф. дисс. канд. пед. наук, 2000. 24 с.
  224. Ценности социальных групп и ценности общества // сб. статей. Отв. Ред. Н. И. Лапин. М.: Институт философии АН СССР. — 1991. — 152 с.
  225. , Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. Тб.: Мецниереба, 1984. — 171 с.
  226. , А.Ю. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России / А. Ю. Шадже, О. Н. Даменина // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5. — С.228−243.
  227. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
  228. , Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Ч. А. Шакеева. М.: Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 192 с.
  229. , В.Б. Об общечеловеческих ценностях с позиции системно-эволюционного подхода / В. Б. Швырков // Психологический журнал. 1993. Т.14.-№ 56.-С.119−132.
  230. , Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. Зу. — 336 с.
  231. , М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / М. Шелер // Избранные произведения. М., 1994. — С. 287.
  232. , В.Ю. Проблемы ценностных ориентаций и массовые информационные процессы / В. Ю. Шерковин // Психологический журнал. -1982. -№ 5. Т.З. С 135−146.
  233. , В.А. Моделирование и познание / В. А. Штофф. Минск: Издательство БГУ, 1974. — 212 с.
  234. , Н.Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17−22.
  235. , Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2005. -256 с.
  236. Электронный ресурс. http://www.multitran.ru/c/m/exe?a=Forum Pieplies & Mess Num=47 9098LI=IdL2=2
  237. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978.-391 с.
  238. , В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения социального поведения личности / В. А. Ядов. Д.: ЛГУ, 1979. — 264 с.
  239. , В.М. Теория воспитания: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений / В. М. Янгирова. Уфа: Творчество, 2003. — 160 с.
  240. Huntington S.Ph. The clash of civilization? // Foreign affairs. 1993. — Vol. 72.- 3. — P.22−49.
  241. Perry R.B. General Theory of Value. Cambridge, 1967.
  242. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.-Y.: The Free Press, 1973.
  243. S.H. / Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. 1992. — V.25. — P. 1−65.
  244. Teilhard de Chardin P. La milieu. Essai de vie interieure. Paris: Seuil, 1964. — 203 p.
Заполнить форму текущей работой