Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития младших школьников в условиях детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности речевого развития детей-сирот в психолого-педагогическом аспекте исследовались многими авторами (Е.В.Бордовская, Г. А. Волкова, Е. А. Стребелева, М. И. Лисина, М. А. Ярмакович.). Однако проблема нарушений речи и их коррекции в логопедическом аспекте, особенно у детей младшего школьного возраста, является малоизученной. До настоящего времени отсутствует система логопедической коррекции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции нарушений речевого развития у младших школьников в условиях детского дома
    • 1. 1. Причинная обусловленность нарушений речи у детей, воспитывающихся в условиях депривации. 1.1.1 Особенности формирования эмоционально-личностных качеств
      • 1. 1. 2. Особенности развития когнитивных процессов
      • 1. 1. 3. Развитие общения у детей-сирот, его влияние на интеллектуальное и речевое развитие
      • 1. 1. 4. Готовность воспитанников детских домов к обучению в школе
    • I. 2. Особенности речевого развития у воспитанников детских домов
  • Выводы
  • Глава II. Особенности нарушений речи у воспитанников детского дома младшего школьного возраста. Цель, задачи, методика и организация экспериментального исследования. Общая характеристика испытуемых
    • II. 1. Научно-теоретические предпосылки методики комплексного изучения нарушений речевого развития у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома
  • И.2. Цель и задачи, организация и методика исследования нарушений речи. Общая характеристика испытуемых
    • 11. 3. Общая характеристика нарушений речевого развития у детей-сирот
    • 11. 4. Особенности операций продуцирования речевых высказываний
    • II. 4.1. Особенности внутреннего программирования связных высказываний
  • И.4.2. Особенности нарушений внутреннего программирования отдельных речевых высказываний
    • II. 4.3. Особенности грамматического структурирования речевых высказываний
    • II. 4.4. Особенности лексических операций
  • И.4.5. Особенности языкового анализа и синтеза
    • 11. 4. 6. Сравнительный анализ результатов исследования сенсорно-перцептивного уровня восприятия ребенка
      • 11. 4. 7. Особенности моторной реализации речевых высказываний
  • Выводы
    • Глава III. Система логопедической работы по коррекции нарушений речи у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома
  • III. 1. Научно-теоретические основы коррекции нарушений речи у воспитанников детских домов
  • 111. 2. Направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития у воспитанников детского дома младшего школьного возраста
    • 111. 2. 1. Психокоррекция нарушений эмоционально-волевой сферы (осуществлялась совместно с психологом)
    • 111. 2. 2. Формирование познавательных интересов (восприятия, мышления, памяти, внимания)
    • 111. 2. 3. Психокоррекция нарушений различных форм общения
    • 111. 2. 4. Коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи у воспитанников детского дома
    • 111. 2. 5. Создание наиболее благоприятных условий для полноценного речевого развития
  • 111. 3. Результаты проведения обучающего эксперимента
  • Заключение
  • Система логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития младших школьников в условиях детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    .

    В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, снижения уровня жизни населения резко увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Гомкомстата России, в стране насчитывается более 500 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, при этом 95% из них — дети, осиротевшие при живых родителях.

    Исследования последних лет (А. Д. Виноградова, JI. Н. Галигузова, И. В. Дубровина, И. А. Залысина, М. А. Илюк, М. И. Лисина, М. Н. Лазутова, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Е. А. Стребелева, Е. О. Смирнова, Н. Н. Толстых, А. А. Хилько, Л. М. Шипицына и др.) показали, что у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечаются особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неприспособленность к самостоятельной жизни, низкая социальная активность. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление являются теми факторами, которые травмируют психику ребенка, делают невозможной реализацию его потенциальных возможностей. Эти факторы надолго разрушают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и вызывают серьезные вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

    На сегодняшний день система воспитания и обучения детей, находящихся на попечении государства, не приносит ожидаемых результатов и назрела необходимость создания более эффективных программ изучения и коррекции нарушений в развитии личности воспитанников детских домов с позиций комплексного, системного подхода на основе принципов гуманизма и социальной ориентированности.

    Актуальность изучения нарушений речи и их коррекции у воспитанников детских домов определяется прежде всего значимостью речи в психическом развитии, в организации и развитии психической деятельности ребенка и в процессе его социальной адаптации.

    Особенности речевого развития детей-сирот в психолого-педагогическом аспекте исследовались многими авторами (Е.В.Бордовская, Г. А. Волкова, Е. А. Стребелева, М. И. Лисина, М. А. Ярмакович.). Однако проблема нарушений речи и их коррекции в логопедическом аспекте, особенно у детей младшего школьного возраста, является малоизученной. До настоящего времени отсутствует система логопедической коррекции нарушений речи у младших школьников, воспитывающихся в детских домах, не разработано «Типовое положение о логопедическом пункте в детском доме». В процессе логопедического воздействия недостаточно осуществляется комплексный, системный подход к устранению нарушений речевого развития у воспитанников детских домов.

    Раннее выявление и своевременная, целенаправленная научно обоснованная логопедическая коррекция нарушений речи будет способствовать оптимизации процесса обучения детей-сирот, более гармоничному развитию их личности, интеграции в общество.

    Таким образом, противоречие между неразработанностью этой проблемы и ее значимостью для психического развития, для формирования личности, социальной адаптации детей, воспитывающихся в детском доме, дают основание считать исследование нарушений речи и их коррекцию у данной категории детей одной из актуальных проблем логопедии.

    Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему исследования: разработка научно-обоснованной системы логопедической коррекции нарушений речевого развития у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.

    Цель исследования:

    Определение и обоснование оптимальных условий, методов и путей коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.

    Объект исследования: речевые нарушения у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

    Предмет исследования: содержание и методы коррекции нарушений речевого развития воспитанников детского дома младшего школьного возраста.

    Гипотеза исследования:

    Учитывая комплексный характер биологических и социальных факторов, обусловливающих возникновение нарушений речевого развития у воспитанников детского дома, можно предположить, что: нарушения речи у этих детей представляют собой сложный системный речевой дефект, включенный в структуру психического дизонтогенеза, охватывающего как познавательную, так и эмоционально-волевую сферу. В связи с этим коррекция нарушений речевого развития у воспитанников детского дома будет успешной при условии комплексного психолого-логопедического воздействия, направленного как на коррекцию нарушений речи, так и на формирование когнитивной и эмоционально-волевой сферы этих детей.

    Все вышесказанное и определит содержание и методы комплексного, системного, дифференцированного логопедического воздействия.

    Целенаправленное логопедическое воздействие должно способствовать возрастанию компенсаторной роли речи в психическом развитии ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.

    В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

    1. Анализ психологической, психолингвистической и логопедической литературы, освещающей состояние проблемы исследования.

    2. Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

    3. Изучение связи нарушений речевого развития детей-сирот и особенностей общения, когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

    4. Определение симптоматики, патогенеза, структуры речевого дефекта у воспитанников детского дома.

    5. Сравнительный анализ состояния речи у воспитанников детского дома и детей, воспитывающихся в семье.

    6. Разработка комплексной коррекционно-развивающей системы логопедической работы с детьми младшего школьного возраста в условиях детского дома.

    7. Определение эффективности разработанной методики коррекционно-логопедического воздействия.

    Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы, были использованы следующие методы исследования (по классификации Б.Г.Ананьева):

    — организационные (сравнительный, комплексный) — эмпирические (наблюдение, психо-диагностические методы: тесты, тестовые задания, беседа, констатирующий и формирующий экспериментбиографические методы);

    — интерпретационные (качественная обработка экспериментальных данных);

    — математико-статические (количественная обработка результатов опытно-экспериментального исследования).

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется следующим:

    1. При изучении нарушений речевого развития и их коррекции у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, использован системный подход. В соответствии с целью и гипотезой исследования изучаются не отдельные нарушения речи, а характер системного недоразвития речи у воспитанников детского дома. Указанный подход позволяет выделить и дифференцировать уровни системных нарушений речи у данной категории детей.

    2. Использование психолингвистического аспекта при изучении речевого недоразвития и его коррекции у воспитанников детского дома позволило установить характер несформированности тех или иных уровней продуцирования речевых высказываний (мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный), что дает возможность более целенаправленно и эффективно строить методику коррекционно-логопедической работы в детском доме. До настоящего времени отсутствуют работы, использующие этот подход при изучении нарушений речевого развития и их коррекции у детей-сирот.

    3. Выявлены особенности симптоматики, этиопатогенеза, структуры речевого дефекта у исследуемой категории детей.

    4. Определена динамика речевого развития воспитанников детского дома в процессе целенаправленной логопедической работы.

    5. Разработана комплексная дифференцированная система психолого-логопедической работы, учитывающая воздействие не только на все компоненты речи и на различные этапы продуцирования речевых высказываний, но и на развитие неречевых психических функций, на формирование личности ребенка, обеспечивающее сглаживание последствий депривации.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система коррекции речевых нарушений у воспитанников детского дома в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует не только совершенствованию коррекционно-логопедического процесса, направленного на преодоление речевых нарушений, но и на оптимизацию процесса формирования личности, воспитания и обучения детей в условиях детского дома, более успешную социальную адаптацию в целом.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Нарушения речевого развития различной степени выраженности отмечаются у всех младших школьников, воспитывающихся в детском доме, что обусловлено целым комплексом биологических и социально-психологических факторов.

    2. У воспитанников детского дома преобладает системное недоразвитие речи, охватывающее как фонетико-фонематический, так и лексико-грамматический строй речи. При этом в структуре речевого дефекта в большей мере страдает семантический компонент языковой способности.

    3. В процессе продуцирования речевых высказываний наиболее нарушенными оказываются операции внутреннего программирования и языковой уровень порождения речи.

    4. Расстройства речи у воспитанников детского дома проявляются на фоне несформированности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

    5.Эффективность преодоления нарушений речевого развития у воспитанников детского дома младшего школьного возраста значительно возрастает при комплексном психолого-педагогическом воздействии, направленном как на речевое развитие, так и на коррекцию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

    Результаты исследования умения детей проводить слоговой анализ и синтез представлены в таблице 19.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Анализ результатов проведенного экспериментального исследования подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать обобщающее заключение.

    Нарушения речевого развития у детей-сирот младшего школьного возраста являются более распространенными, более сложными по механизмам и структуре дефекта, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях. Расстройства процесса формирования речи у воспитанников детского дома обусловлено целым комплексом биологических и социально-психологических факторов, которые необходимо учитывать в процессе коррекционно-логопедической работы.

    При изучении и коррекции нарушений речи у воспитанников детского дома эффективным является психолингвистический подход, основанный на представлении о многоуровневой организации и сложной структуре речевой деятельности.

    Сравнительное психолингвистическое исследование речи показало, что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома имеются существенные различия в состоянии всех операций порождения речевых высказываний, по сравнению с учениками, воспитывающимися в семье.

    Так у воспитанников детского дома с речевой патологией операции внутреннего программирования связных речевых высказываний оказываются менее сформированными, нежели операции внутреннего программирования отдельных высказываний. Причиной тому служит несформированность операций внутреннего программирования отдельных предложений, лексико-грамматического структурирования, низкий уровень развития познавательной деятельности воспитанников детского дома.

    Внутреннее программирование речевых высказываний тесно связано с мышлением, особенно с такими компонентами мышления, как способностью действовать в уме.

    У детей-сирот обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциациимножество повторов. Характерным для воспитанников детского дома является фиксирование незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысла ситуации.

    Исследование показало, что у воспитанников детского дома наблюдаются нарушения как семантической структуры текста, так и языкового его оформления, но смысловая структура текста менее сформирована, нежели языковое оформление.

    Нарушения языковых операций у данной категории детей характеризуются сложностью патогенеза, т.к. они обусловлены комплексным воздействием целого ряда факторов: недоразвитием аналитико-синтетической деятельности, расстройством перцептивного уровня восприятия, трудностью овладения знаковой системой языка. Все эти факторы способствуют нарушению словоизменения, словообразования, формирования синтаксической структуры предложения.

    Нарушения лексики у воспитанников детского дома проявляются в бедности словарного запаса, своеобразии лексики, заключающееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

    Исследование операций грамматического структурирования у воспитанников детского дома показало несформированность внутренне-речевой программы высказывания, нарушение характера семантических связей речевых высказываний, у них в большей степени, чем у детей, воспитывающихся в семье, нарушена организация поверхностной структуры предложения. Несформированность операций грамматического структурирования на уровне предложения у воспитанников детского дома проявляется в большом количестве аграмматизмов, неправильном использовании предложно-падежных конструкций, предлогов.

    У воспитанников детского дома с речевой патологией артикуляционная моторика и состояние звукопроизношения являются наиболее сформированными на момент перехода в школьный детский дом. В то же время у них наблюдается значительное расстройство сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи.

    Учитывая структуру речевого дефекта и уровни сформированности операций порождения речевых высказываний, были выделены различные группы воспитанников детского дома I классов:

    1 группа — дети с ОНР II уровня, характеризующееся грубым системным нарушением речи, где отмечались тяжелые нарушения всех уровней речевой деятельности: как смыслового, сенсомоторного, так и языкового.

    2 группа — дети с ОНР III уровня, характеризующиеся равномерным системным нарушением речи.

    3 группа — дети с ОНР IV уровня, характеризующиеся несформированностью операций сенсорного уровня порождения речевых высказываний, несформированностью операций языкового анализа и синтеза, лексической системности и грамматического строя речи, а также несформированность операций внутреннего программирования речевых высказываний.

    4 группа — дети с ФФН характеризуются несформированностью звуковой стороны речи, у которых отмечалось нарушение звукопроизношения и несформированность фонематических процессов. Проведенное нами исследование выявило значительные потенциальные возможности развития у воспитанников детского дома не только сенсомо-торных, но и языковых операций порождения речевых высказываний, особенно в III и IV группах. Формирование многих языковых процессов у этих детей находится в зоне ближайшего развития. Это вызывает необходимость поисков оптимальных путей использования и реализации потенциальных возможностей в процессе целенаправленного логопедического воздействия.

    При разработке и проведении экспериментального обучения воспитанников детского дома наиболее важными являются положения и принципы, разработанные в советской дефектологии, психологии и педагогике: учение о компенсации нарушенных функций, принцип учета зоны ближайшего развития, потенциальных возможностей аномального ребенка, принцип деятельно-стного подхода, системности и учета структуры речевого нарушения, принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи, принцип дифференцированного, медико-психолого-педагогического подхода при коррекции нарушений речи у воспитанников детского дома.

    Исследование показало, что направления и содержание логопедической работы в условиях детского дома должны строиться с учетом структуры речевого дефекта, уровня несформированности операций порождения речевых высказываний, характера речевых нарушений, психологических особенностей и причин сиротства детей. В связи с этим в структуре коррекционно-логопедическое воздействия были выделены следующие направления:

    1. Психокоррекция нарушений эмоционально-волевой сферы воспитанников детского дома, формирование мотивации речевой деятельности, положительных свойств личности и др.

    Данное направление коррекционно-логопедического воздействия осуществлялось совместно с психологом. Основополагающим при реализации этого направления был индивидуальный личностно-ориентированный подход, способствующий развитию личности ребенка в условиях депривации с учетом причин его сиротства.

    2. Формирование познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания). Познавательная активность у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, существенно различается количественными и качественными характеристиками от сформированности когнитивных процессов у детей, воспитывающихся в семье. Это не может не сказаться на формировании речи и коррекции речевых нарушений у воспитанников детского дома. В процессе логопедической работы осуществлялось формирование словесно-логического мышления, решались задачи по развитию восприятия, внимания, памяти.

    3. Развитие различных форм общения.

    Важным фактором успешного речевого развития является создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, перехода к социальному общению, т. е. адаптации воспитанника детского дома в обществе.

    В процессе логопедической работы осуещствлялось формирование различных форм общения: внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного.

    4. Коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи. Включение речи в различные виды деятельности детей.

    Коррекция нарушений речевого развития осуществлялась по следующим направлениям:

    — Формирование операций внутреннего программирования речевых высказываний.

    — Коррекция нарушений операций языкового уровня.

    — Коррекция нарушений операций сенсомоторного уровня.

    — Закрепление речевых навыков и умений, полученных детьми под руководством логопеда в различных видах деятельностина занятиях с воспитателем, учителем, психологомв условиях общения со сверстниками, взрослыми.

    При коррекции нарушений речи ставились следующие задачи:

    1. осознание своей речевой деятельности ребенком;

    2. установление связи между различными сторонами речи;

    3. воспитание чувствительности к языковым и неязыковым средствам коммуникации.

    Методика логопедической работы в детском доме строилась с учетом следующих факторов:

    — постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности;

    — с учетом перехода от импрессивной к экспрессивной речи;

    — постепенного усложнения характера заданий и речевого материала;

    — от практического владения языком к осознанному его усвоению.

    5.Создание наиболее благоприятных условий для полноценного речевого развития.

    Данное направление коррекционно-логопедического воздействия осуществлялось совместно с медико-психолого-педагогической службой детского дома:

    — укрепление здоровья, центральной нервной системы, профилактика рецидивов;

    — создание социальных условий из жизни воспитанника детского дома, максимально приближенных к условиям проживания в семье;

    — закрепление навыков речевого общения в различных видах деятельности;

    — удлинение сроков коррекции речевых нарушений;

    — комплексный подход в преодолении речевых нарушений.

    Результаты обучающего эксперимента показали обоснованность комплексного психолингвистического подхода к изучению и коррекции нарушений речи у воспитанников детского дома, эффективность разработанной системы логопедического воздействия.

    Анализ данных обучающего эксперимента дает возможность сделать следующий вывод: коррекционно-логопедическое воздействие в условиях детского дома должно регламентироваться специально разработанной документацией, проводиться по специально разработанным программам, содержание которых должно носить комплексный, дифференцированный характер. Проведенное исследование может служить основой для разработки coдержания программы коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов в условиях детского дома.

    По теме работы вышли следующие публикации:

    1. Развитие общения у детей-сирот, его влияние на интеллектуальное и речевое развитие //Детство в эпоху трансформации общества. Материалы международной научно-практической конференции. — Мурманск: МГПИ, Мзд-во «Максимус», 2002. — С. 108 110. Т.2.

    2. Причинная обусловленность нарушений речи у детей в условиях психической депривации //VI Царскосельские чтения. Материалы международной научно-практической конференции — СПб: ЛГОУ, 2002. — С. 185−188. Т.7.

    3. Особенности развития речи младших школьников воспитанников детского дома //Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МГОПУ им. Щолохова, 2002. С. 125−127.

    4. Медико-психолого-педагогический подход при коррекции нарушений речи у воспитанников детского дома //Актуальные проблемы специального образования. Сборник статей. Вып.1. -Мурманск: МГПИ, 2002. С. 55−58.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Н.Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте //Психологические основы формирования личности. — М., 1986. — С. 34−40
    2. Н.Н. Младенческий возраст //Психологическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990. — С. 18−22
    3. .И., Кондрашин В. И., Кузнецов Н. В. Некоторые социальные и медико-педагогические проблемы развития детей-сирот раннего возраста //Дефектология, 1990. № 1.- С. 76 81
    4. Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. В кн.: Вопросы педагогики раннего детства. — М., 1964. -179 с.
    5. В.В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи младшего школьника //Вопросы психологии. 1979. № 1. — С. 4961
    6. П.К. Общие принципы комплексности нарушенных функций и их физиологические особенности //Труды научных сессий по дефектологии. М., 1958. — С. 45−55
    7. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. — 400 с.
    8. В.Б. О применении теории пресуппозиции к анализу связного текста //Сб.статей № 12 Военный институт. М., 1976. — С. 127−135
    9. В.Б. О смысловой структуре связного текста //Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976.-С. 112−122
    10. Ю.Апухтин В. Б. Об одном методе семантико-синтаксического анализа //Проблемы синтаксической семантики. М., 1976. — С. 64−67
    11. П.Апухтин В. Б. Психолингвистические проблемы предикативности и обучения пониманию текстов. //Текст и аспекты его рассмотрения. М., 1977.-69 с.
    12. В.Б. Психолингвистичееский метод анализа смысловой структуры текста. Автореф.дис.канд.филолог.н. -М, 1977.-29 с.
    13. Н.Н. Аспекты изучения простого предложения. Черновцы., 1972.-43 с.
    14. Н.Н. Семантическая структура простого (односложного предложения). Череповцы, 1974. — 66 с.
    15. Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976. — 262 с.
    16. Е.И., Каиров И. А. Пять лет школ-интернатов. М., 1961. -387 с.
    17. Т.В. Порождения речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. — 198 с.
    18. Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого высказывания в психолингвистике. М., 1985. — С.99−116
    19. К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). -М.: Знание, 1983.-96 с.
    20. Баханова J1.B. О развитии речи у старших дошкольников детского дома //Дефектология, 1992. № 2,3. С. 36−43
    21. С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования //Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 1999, № 3. — С. 84−87
    22. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977. — 176 с.
    23. В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми //Дефектология, 1981. № 1. С. 84−85
    24. В.И. Механизмы овладения произношением слышащими детьми //Дефектология. 1984. № 4. — С. 24−30
    25. И.В. Социально-гигиеническая характеристика детей, воспитывающихся в детском доме //Здравоохранение Российской Федерации. 1994, № 2. — С. 23−25
    26. В.М. Основы учения о функциях мозга. СПб, 1906, T.V. -327 е.- T.IV. — 699 с.
    27. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. — 68 с.
    28. А.А. Формирование личности актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования //В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. — М., 1980, С. 45−54
    29. Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста //Очерки психол.детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С. 162−183
    30. Л.И. Психологическое изучение детей в школле-интернате. -М., 1960.-208 с.
    31. Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание. -М., 1979.-96 с.
    32. Л.И. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991. — 159 с.
    33. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Хрестоматия по возрастной психологии. М.-Воронеж, 1998, С. 120 131
    34. Е.В. К вопросу изучения речевых и психических нарушений детей, страдающих психической депривацией.// СПб: Образование, 1997.-С. 102−103
    35. А.А. О дифференциальном семантическом подходе к анализу текста. //Материалы II симпозиума по психолингвистике. М., 1968. -С. 84−85
    36. А.А. К анализу процесса понимания текста //Знак и общение. -Фрунзе, 1976.-С. 3−6
    37. В. Социальное сиротство: по пути отчаяния //Вестник образования, 1995, № 1, 54 с.
    38. А.П. Методика речевого развития в начальной школе. М., 1982.-205 с.
    39. A.JI. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу //Дошкольное воспитание, 1977. № 12. — С. 83−85
    40. A.JI. Психологическая готовность к школьному обучению в школе //Подготовка детей к школе в д/с. М.: Педагогика, 1977. — С. 1014
    41. А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5−7 лет. СПб, 1992. — 30 с.
    42. Т.А. Проблемы психического развития аномального ребенка -М.: Просвещение, 1966. 57 с.
    43. Т.А. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей: Сб.науч.тр. /АПН СССР, НИИ дефектологии- 1985. -122 с.
    44. Г. А., Ярмакович М. А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, в условиях домашнего детского дома//Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 3−11
    45. Г. А. Нарушения устной речи у детей, страдающих психической депривацией //Тезисы докладов научно-практической конференции отоларингологов итоговой научной сессии Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи. 15 ноября 1990 г. Л., 1990
    46. Г. А. Личностные и речевые особенности детей с общим недоразвитием речи, страдающих психической депривацией //Распад и недоразвитие языковой системы: исследование и коррекция. Л., 1991
    47. Г. А. Система психолого-педагогической коррекции депривированных нарушений у детей //Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.-Воронеж, 2001. — С. 142−153
    48. Л.С., Шаховская С. Н. Логопедия. М.: Владос, 1998. — 648 с.
    49. Вопросы психологии познавательной деятельности. Сб. научных трудов /Отв.ред. И. Л. Баскакова. -М., 1980. С. 18−24
    50. В.К. О принципах логопедической работы над формированием связной контекстуальной речи у моторных алаликов //Вопросы логопедии. -М., 1979. С. 37−42
    51. В.К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией //Актуальные проблемы логопедии. М., 1980. — С. 91−99
    52. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва 17−19 октября 1995. — М.: ТОО «СИМС», 1996.-240 с.
    53. JI.C. Мышление и речь. М., 1934. — 324 с.
    54. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л., 1935,133 с.
    55. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -519с.
    56. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -500 с.
    57. Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980. -С. 24−36
    58. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. //Хрестоматия по патопсихологии. -М., 1981, 68 с.
    59. Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //Психология личности. М., 1982. — 287 с.
    60. Л.С. Основные проблемы дефектологии: Собр.соч. М., 1983.-Т.5. С. 6−84
    61. Гак В. Г. Высказывание и ситуация //Проблемы структурной лингвистики. -М., 1973. С. 349−372
    62. Гак В.Г. О семантической организации текста //Лингвистика текста. -М., 1974.-С. 61−66
    63. Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста //Лингвистика текста. М., 1976. — С. 5−14
    64. Л.Н., Мещерякова С. Я., Царегородцева Л.М Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и в детских домах //Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25
    65. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей //Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 101−116
    66. В.И. Некоторые особенности восприятия речи //Акустический журнал. 1966. — Т. 12. — Вып. 4. — С. 422−427
    67. П.Я. Развитие исследования по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. Т.1.- М., 1959. — С. 441 469
    68. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 236−277
    69. И.Р. К проблеме зависимости предложений от контекста //Вопросы языкознания. 1977. — № 1. — С. 48−55
    70. Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.-Воронеж, 2001. — С. 119−142
    71. Ю.Ф., Коржевина В. В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М. Воронеж, 2001. — С. 84−100
    72. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.-471 с.
    73. Головань Особенности монологической речи учащихся 1−4 классов: Автореф.дис. .канд.психол.наук. Киев, 1972. — 40 с.
    74. Г. В. Психологическая диагностика личностного развития детей и подростков при семейном алкоголизме //Дефектология. 1988. № 1.-С. 22−28
    75. Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома //Дефектология. 1993. — № 6. — С. 13−19
    76. Г. В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте //Дефектология. 1994. — № 3. — С. 10−16
    77. Ф.М. О воспитании учебного интереса // Начальная школа. -1971.-№Ц.-С. 55−58
    78. Н.И. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната //Начальная школа. 1996. — № 7. — С. 29−32
    79. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Ин-т коррекционной педагогики Е. А. Стребелевой. М.: Полиграфсервис, 1998.-337 с.
    80. Детский дом теплый дом: (О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот) /Научн.-исслед. ин-т детства Российского детского фонда. — М.: Дом, 1995. — 35 с.
    81. И.В., Лисина М. И. Особенности психич.развития детей в семье и вне семьи //Возрастные особенности психического развития детей.-М., 1982.-164 с.
    82. И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. — С. 27−30
    83. А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения. //Вопросы психологии. 1975. № 3. — С. 92−103
    84. М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте /вопросы психологии. -1977. №−2.-С. 17−19
    85. .А. Роль и место мотива речевой деятельности в структуре формирующейся речевой способности //Сб. Структура познавательной деятельности. Владимир, 1977.-С. 18−24
    86. М.А. Первичная социально-первичная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канди.пед.наук.: 13.00.01. Рос.гос.пед.ун-т. им, А. И. Герцена. СПб, 1998. — 22 с.
    87. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
    88. Н.И. На путях к изучению механизма речи //Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М., 1959. — С. 470−487
    89. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 28−37
    90. Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М., 1966. — С. 5−25
    91. Н.И. Грамматика и смысл //Язык и человек /Под ред.В. А. Звягинцева. М., 1970. — С. 63−85
    92. Н.И. Сенсорная абстракция //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 38−59
    93. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 159 с.
    94. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошколльников. М., 1973. — 222 с.
    95. Н.С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. -М., 1993.- 105 с.
    96. Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994. -96 с.
    97. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичеваа Т. Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998. — 316 с.
    98. С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к систематическому школьному обучению //Дефектология, 1996. № 1. — С. 26−29
    99. Зак А. З. Исследование типов мышления у младших школьников //Новые исследования в психологии. 1978. № 1. — С. 18−24
    100. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии, 1985. № 4. С. 31−37
    101. А.В. Избранные психологические труды. М., 1986. — T. I, II
    102. А.С. Психологический анализ связной речи в ее развитии у школьников //Ученые записки ЛГИ им. А. И. Герцена. Т. XXXV. — Л., 1941.-С. 73−137
    103. М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962. — 299 с.
    104. Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте //Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982.- 164 с.
    105. А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. -М., 2000. 199 с.
    106. A.M. О физиологических основам компенсации нарушенных функций. М., 1956. — 79 с.
    107. И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком /Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М., 1969. -С. 5−17
    108. И.А. Предметный анализ текста как продукция говорения //Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.- С.57−64
    109. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысл восприятия речевого сообщения. М., 1976. — С.5−33
    110. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М., 1973.-351 с.
    111. С.И. Одинокие дети.- М.: Молодая гвардия, 1991. С. 9−23
    112. Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. -М., 1952. 296 с.
    113. М.А. Формирование неречевых функций у дошкольников речевых групп при их адаптации к условиям жизни детского дома //Патология речи: история изучения диагностика, преодоление. СПб.: Образование, 1992, С.54−61
    114. О.Н. Усвоение стечений согласных при моторной алалии //Дефектология. 1969. — № 4. — С. 10−15
    115. Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей //Вопросы психологии, 1985. № 2. С. 52−59
    116. С.Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка /Отв.ред. В. К. Боярчук. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростов. Университета, 1987.-87 с.
    117. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.-С. 8−23
    118. В.А. О развитии речи и мышления учащихся при обучении грамоте //Нач.школа. 1960. — № 10. — С. 8−14
    119. Китерман В. П. Недостатки речи у ненормальных и отсталых детей //Вопросы педагогической патологии в семье и школе /Под ред. А. Владимирского и др. СПб, 1912.-Вып.1.-С. 113−120
    120. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии, 1993. № 1. — С. 13−23
    121. М.М. Обобщение как функция мозга. JL, 1968, — 182 с.
    122. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. — 143 с.
    123. М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973. — 192 с.
    124. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы /Под научн.ред. Л. М. Шипицыной СПб: Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. — 106 с.
    125. Комплексный подход к решению проблемы социальной адаптации детей-сирот (материалы научно-практической конференции) /Ред.А. В. Ульянов. СПб, 1995. — 32 с.
    126. В.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с ЗПР на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната //Дефектология, 1991. № 1. С. 49−53
    127. В.И. Совершенствование социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР в условиях школы-интерната. Автореферат дис.канд.пед.наук. — М., 1991. — 23 с.
    128. И.А., Слуцкий В. М. Некоторые особенности формирования интеллекта у детей в условиях психической депривации //Дефектология. 1990. — № 3. — С. 19−23
    129. Ф.Г., Супрун М. А. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот //Дефектология, 1992.- № 1. С. 34−38
    130. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. М., 1975.-84 с.
    131. М.Н. Это горькое слово «сиротство» //Учительская газета, 1995, №−40.-С. 12−13
    132. Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Автореф.дис.доктора пед.наук. М., 1988. — 34 с.
    133. Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи.-Л., 1990.-33 с.
    134. Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992. — 87 с.
    135. Р.И., Бойков Д. И. Особенности семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития //Дефектология, 1994, № 1. С. 6−11
    136. Р.И. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. СПБ.:РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-С. 3−40
    137. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.-223 с.
    138. Р.И., Бенедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2001. — 220 с.
    139. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984. 334 с.
    140. В.В. Нарушение психического развития у детей М., 1985.- 167 с.
    141. Р.Е. Принципы анализа речевых нарушений у детей //Труды 2-й научной сессии по дефектологии /Под ред.А. И. Дьячкова и В. И. Лубовского. М., 1959.-С. 166−173
    142. Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей //Специальная школа. 1959. — № 4. — С. 11−14
    143. Р.Е. Основы теории и практики логопедии.-М., 1968. 367 с.
    144. А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. — 245 с.
    145. А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического происхождения высказывания //Вопросы порождения речи и обучения языку.-М., 1967.-с. 118
    146. А.А. Психолингвистика. Л., 1967. — 118 с.
    147. А.А. Психолингвистические принципы и порождение речевого высказывания. М, 1969. — 307 с.
    148. А.А. Признаки связности и цельности текста //Лингвистика текста. -М., 1974.-С. 168−172
    149. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969. — 214 с.
    150. А.А. Речевая деятельность //Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — С. 21−28
    151. А.А. Функции и формы речи //Основы теории речевой деятельности М., 1974. — С. 241−254
    152. Леонтьев А. А. Исследование грамматики //Основы теории речевой деятельности. М., 1974.-С. 161−188
    153. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977- 304 с.
    154. М.В. Состояние здоровья воспитанников домов ребенка на фоне воздействия биологических и социально-гигиенических факторов: Автореф.дис.на соиск.учен.степ. к.мед.наук. М., 1999. — 21 с.
    155. М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974. — 209 с.
    156. М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни //Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С. 73−78
    157. М.И. Пути влияния семьи детского учреждения в установлении личности дошкольника //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.-С. 84−109
    158. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 143 с.
    159. М.И. Этапы генезиса речи как средства общения //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1998. — С. 169−176
    160. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология, 1971. № 6. — С. 15−19
    161. В.И. Развитие словесной регуляции у детей. М., 1978. -223 с.
    162. Лурия А. Р Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969. — 504 с.
    163. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. — 496 с.
    164. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. — 374 с.
    165. А.Р. Основы нейролингвистики. М., 1975. — 253 с.
    166. А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — 319 с.
    167. А.А. Роль языка в развитии познавательной деятельности //Сб.Докладов на совещании по вопросам психологии 3−8 июля, 1953 г. М.: АПН РСФСР, 1954. — С. 29−36
    168. В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся. -М., 1975. 137 с.
    169. А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Специальная школа. Вып.З. — 1961. — С. 83−89
    170. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. Автореферат дис.к.псих.наук. М., 1963. -19 с.
    171. А.Н. Периодизация речевого развития //Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 96−106
    172. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М., 1974.-225 с.
    173. Е.М., Жукова Н. С. О состоянии интеллекта у детей с ОНР //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972, Т.2.- Вып.9. — С. 119−124
    174. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992. -180 с.
    175. Е.М. Лечебная педагогика. М.:Владос., 1997. — 300 с.
    176. В.К. К вопросу о динамике мотивации учения у первоклассников //Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Тезисы докладов конференции. М., 1978. — С. 101−102
    177. С.А. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка. М., 1987. — 40 с.
    178. Л.Я. Патоморфоз заикания. СПб., 2002.
    179. А.А. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников //Педагогика, 1997. № 3. 34−38 с.
    180. B.C. Психология дошкольника. М., 1975. — 132 с.
    181. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //Вопросы психологии, 1989.- № 1. С. 32−39
    182. B.C. Лишенные родительского попечения. М., 1991.-213 с.
    183. Т.Н. Соотношение семантического слова и целого высказывания. Автореф.дис.канд.филол.н. -М., 1972.-23 с.
    184. В.И. Язык ребенка как предмет изучения //Просвещение. Донбасс. Бахмут, 1924. — № 3. — С. 16−18
    185. Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы /Сб.под ред. Р. Е. Левиной. -М.: Просвещение. 1965. — С. 6−17
    186. Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения//Вопросы психологии. 1985. № 2.- С. 127−133
    187. Н.И. К вопросу о психологических механизмах формирования умственного действия //Доклады АПН РСФСР. 1957. -№−2.-С. 55−58
    188. Н.И. О методе системного изучения психического развития детей //Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 86−95
    189. Н.М. Особенности формирования личности младшего школьника в условиях школы-интерната //В.кн.: экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1979. -С. 61−69
    190. Н.М. Особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками //Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980. — 34 с.
    191. С.Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей //Дошкольное воспитание., 1983. № 10. — С. 38−46
    192. О социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Решение коллегии МОРФ, М., 1994. 24 с.
    193. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи /Под ред. Мироновой С. А. М., 1987. — 70 с.
    194. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985. — 142 с.
    195. Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). М., 1995. — С. 7−12
    196. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. — С. 64−70
    197. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечения. Дети с отклоняющимся поведением /Ред. В. С. Мухина., М., 1989.- 189 с.
    198. Отстающие в учении школьники: Проблема психического развития /Под ред. З. Н. Калмыковой. М., Просвещение., 1967. — 180 с.
    199. Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательных школ и пути их коррекции //Обучение во вспомогательной школе. М.: Л., 1973.-С. 115−134
    200. Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб, 2001.-239 с.
    201. Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996. -381 с.
    202. М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР //Дефектология, 1972. № 3. — С. 18−21
    203. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. — 272 с.
    204. JI.B. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 129−134
    205. О.В. Логопедия. М., 1969. — 302 с.
    206. A.M. Возрастные особенности психического развития детей.-М., 1983.-С. 42−46
    207. A.M. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
    208. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 155 с.
    209. A.M. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении //Лишенные родительского попечительства. М., 1991. — С. 77−81
    210. Е.В. Развитие познавательной способности дошкольника. -Киев: Рядяньска, 1985. 128 с.
    211. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) /Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб, 1996.-210 с.
    212. Психологические основы обучения и воспитания (Психология сознания и речи). Сб.статей. Пятигорск, 1973.- С. 18−26
    213. Психологическое изучение детей в школе-интернате /Под ред. Л. И. Божович. М., 1960
    214. Психологическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. М. И. Лисиной, И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
    215. Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика. — 1988. — С.16−20
    216. Н.К. Развитие самопринятия у детей в условиях детского учреждения закрытого типа: Автореф.дис.на соискюучен.степ. канд.психол.наук. Нижегородский госуд.пед.ун-т. Н. Новгород, 1995. -17 с.
    217. Развитие личности в условиях психической депривации /Под ред.А. М. Фонарева. М., 1987. — С. 18−24
    218. Развитие личности в условиях психической депривации /Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1991.-С. 159
    219. Развитие личности ребенка в условиях депривации //Поставнев В. М. Коррекция самосознания личности ребенка. М., 1994. — С. 14−25
    220. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпьдевского. -М., 1969
    221. Т.В. К психологии речи / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т XXXV. — Л., 1941.-С. 6−20
    222. С.Л. К вопросу о языке речи и мышлении //Вопросы языковедения. 1957. — № 2. — С. 42−48
    223. А.Г., Финашина Т. А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях//Лишенные родительского попечительства под ред.В. С. Мухиной. М., 1982. — С. 63−66
    224. А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей //Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985
    225. Т.В. Механизмы порождения речи по данным афазиологии //Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967. — С. 76−94
    226. С.Ю. Изучение и коррекция коммуникативной функуии речи детей-сирот 6−7 летнего возраста с нарушениями психического развития: Автореф.дис.канд.псих.наук. Иркутск. -1999.-23 с.
    227. Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. СПб., 1995
    228. В.М. Сравнение факторной структуры интеллектуальный показателей детей, воспитывающихся в детском доме в семье. Вестник МГУ. Психология. 1992. — № 1. — С. 34−42
    229. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития //Психологический журнал. Т. 17. — 1996. — № 1. — С. 86−95
    230. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье в детском доме //Вопросы психологии, 1991. -№ 6. С. 30−37
    231. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. № 6. — 1994. — С. 12−16
    232. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией.-М.-.Просвещение, 1982.-С. 150−162
    233. Е.ФФ. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя у детей: Автореф.дис. .докт.пед.наук. М., 1984. — 49 с.
    234. Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном детском доме //Дефектология, 1991. №−4.-С. 44−58
    235. Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР //Дефектология. 1996. № 1. — С. 62−67
    236. Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978. -160 с.
    237. Социально-психологические требования к воспитанникам детских домов /Б.А.Куган, В. Л. Савиных, ВА. Поварницына и др., М-во общего и профессионального образования Российской Федерации. Курган: ПО «Исеть». — 1997. — 123 с.
    238. Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988
    239. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР. М.: Педагогика, 1980. — С. 24−32
    240. Н.Ф. Познавательная деятельность как объект управления //Теория поэтапного формирования умственных действий и управления процессом учения. М., 1967. — С, 37−96
    241. Н.Н. Приемы организации работы с моторными алаликами. -Вып. IV.-Л.- 1940.-36 с.
    242. У.В. Дети с задержкой психического развития. М., 1990. -С. 24−30
    243. А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. — 160 с.
    244. Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987. — 135 с.
    245. Т.Б., Чиркина Т. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //Дефектология. 1985. — № 4. — С. 18−21
    246. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 1999. — С. 6−13
    247. Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1974. — 284 с.
    248. Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология, 1994, № 2. С. 9−14
    249. Э.Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. — С. 29−34
    250. Э.Л., Хрикулова М. А., Денисенко Е. В. Особенности развития воспитанников домов ребенка и детских домов //Проблемы сиротства и организации государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения. М., 1994. — С. 17−26
    251. М.Е. Логопедия. М., 1959. — 476 с.
    252. Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка //Вопросы психологии. 1987. — № 6.-С. 84−89
    253. Т.В. Физическое развитие детей, воспитывающихся все семьи //Здравоохранение Российской Федерации, 1993, № 5
    254. Г. В. Дети с нарушениями артикуляции. М., 1969. -С. 12−14
    255. С.Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации. Автореф.дис.канд.псих.наук.: Ленинградский гос.обл.ун-т. СПб, 1999. — 19 с.
    256. A.M. К проблеме психолингвистики аномальной детской речи. Автореф.дис. .канд.фил.н. — М., 1983. — 20 с.
    257. С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи //Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997. — С. 240−250
    258. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. 1948. — С. 103−139
    259. Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб, 1997. — 157 с.
    260. Шиф Ж. И. Психологическое восприятие обучения аномальных детей //Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. — С. 139−153
    261. В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждении государственной поддержки детства: Автореф.дис.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999.-21 с.
    262. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Ун-т Рос.акад.образования. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 98 с.
    263. Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1955. — С. 9−16
    264. Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа //Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 1. — С. 107−110
    265. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте . М., 1958. -115 с.
    266. Д.Б. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте //Докл.АПН РСФСР. 1959. — № 3. -С. 39−42
    267. Д.Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста //Психологическая наука в СССР. М., 1960.-Т.П.-С. 228−286
    268. Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
    269. Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974.-С. 29−40
    270. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — С. 14−36
    271. Р.А. К совершенствованию методики преодоления нарушений звукопроизношения у учащихся младших классов вспомогательной школы//Дефектология. 1983. — № 5. — С. 28−33
    272. Р., Фант Г. М., Халле М. Введение в анализ речи //Новое в лингвистике.-П.М., 1962.-С. 173−230
    273. М.А. Особенности изучения детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома //Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 12−28
    274. А. Моральный курорт интернатников //Народное образование. 1996. — № 6. — С. 51−58
    275. Bouton С.Р. Le developpement du langage. Aspects normaux et pathologiques. Paris, 1976. C.270
    276. Launay CI., Borel-Maisonny S. Les troubles du langage et de la parole chez 1'enfant. Paris, 1972. — C.408
    277. Karlin I.W., Karlin D.W., Jurren L. Development and disorders of speech in children. New-York, 1965. — C.306
    Заполнить форму текущей работой