Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Активные формы уроков родной литературы как средство нравственного воспитания старшеклассников в якутской школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерес старшеклассников к нравственным проблемам, желание решать их творчески, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, различать в любом моральном явлении общечеловеческие ценности, понимать социально-исторические причины развития в обществе тех или иных тенденций развивается у учащихся при актуализации жизненно важных для нынешнего поколения нравственных и эстетических проблем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Место и роль активных форм уроков в системе преподавания литературы
    • 1. 1. Роль активных форм уроков в формировании нравственных ориентиров старшеклассников
    • 1. 2. Научно-педагогические основы активных форм уроков литературы
    • 1. 3. Анализ программ, учебно-методической литературы, состояния преподавания якутской литературы в аспекте исследуемой темы
  • Глава II. Методика проведения активных форм уроков по формированию нравственных ценностей у учащихся старших классов якутской школы
    • 2. 1. Вступительные занятия: урок-лекция на начальном этапе изучения творчества писателя
    • 2. 2. Анализ произведения: урок-беседа, урок-практикум, урок-диспут
    • 2. 3. Заключительные занятия: урок-лекция на завершающем этапе изучения эпического произведения, урок-семинар, урок-конференция, деловая игра, уроккомпозиция

Активные формы уроков родной литературы как средство нравственного воспитания старшеклассников в якутской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В воспитании молодежи неоценима роль художественной литературы. Она формирует нравственные ориентиры человека, утверждает в нем гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает его к культурному и духовному наследию человечества. О потенциальной возможности целостного воздействия литературы на развитие и формирование личности пишут многие исследователи. Литературовед A.M. Левидов, определяя специфику художественной литературы, подчеркивает ее человеко-ведческий смысл: «Литература — это судьба людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина психологии персонажей» [98,12].

Роль художественной литературы в становлении личности последовательно, убедительно доказывает Т. Д. Полозова. Как она пишет, под воздействием художественной литературы осуществляется самореализация творческих способностей и духовных возможностей человека. Он как бы самовключается в «чужую жизнь»: «Литературный персонаж высвечивает характеры живых людей. Картины и образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. Человек начинает мыслить, чувствовать, судить, а в определенной ситуащш и действовать в соответствии с образами героев художественных произведений, применяя по отношению к себе этику идеальных персонажей. Так литература активно и по-своему участвует во всех процессах сознания» [153,40].

Сказанным утверждается мысль о единстве познавательной, воспитательной, эстетической функций художественной литературы. Таким образом, реализация воспитательного потенциала литературы возможна только в том случае, если методисты, учителя литературы не будут игнорировать целостность эстетических, воспитательных, развивающих критериев художественного творчества.

На сегодняшний день развитие читательской активности молодежи требует особого внимания. Налицо негативное влияние мощного информационного потока книжного рынка со случайной низкохудожественной литературой. В итоге у молодых постепенно вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Об этом свидетельствуют полученные данные констатирующего эксперимента, проведенного нами на основе адаптированного варианта методики исследования нравственных ориентаций М. Рокича. В ценностных предпочтениях старшеклассников редко отмечаются, как приоритетные, любовь к Родине, чувство долга и ответственности перед народом, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, совесть, честь, бескорыстие. При этом выяснилось, что в начале эксперимента процент признающих чтение художественной литературы как серьезное, увлекательное занятие составлял всего лишь 20%.

Большие образовательные и воспитательные возможности литературы как учебного предмета не реализуются сами по себе, если не организовать соответствующим образом процесс ее преподавания. В связи с этим особую актуальность приобретают пути, методы реализации воспитательного потенциала литературы на уроках и поиск новых структур, моделирование других, нетрадиционных форм проведения уроков.

Проблема активных форм уроков русской литературы нашла отражение в исследованиях ученых-методистов Р. И. Альбетковой, С. К. Бирюковой, О. Ю. Богдановой, Н. Н. Вербовой, Н. И. Кудряшева, С. А. Леонова, JI.H. Лесохи-ной, А. А. Липаева, A.M. Лебедева, К. В. Мальцевой, К. М. Нартова, И.Б. Нимае-вой, С. М. Петровой, Н. С. Русиной, З. С. Смелковой, Л. В. Тодорова, М.В. Черкезо-вой, В. Ф. Чертова, Е. П. Шибинской и др. В этих трудах активными называются такие формы уроков, где «увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика» [9, 3]. На таких уроках поисковый путь усвоения новых знаний, многообразие видов деятельности на уроке, учет индивидуальных возможностей учащихся в коллективной учебной работе активизируют процесс совершенствования и закрепления их знаний, умение практически использовать усвоенные знанияконцентрация литературного материала вокруг существенных для складывающегося мировоззрения ученика проблем, анализ поступков литературных героев, глубокое проникновение в их сложный мир, выявление авторской позиции, выделение нравственных, эстетических, философских и политических вопросов в литературном разборе обеспечивают непрерывное и позитивное воспитательное воздействие художественной литературы на формирование нравственных ориентиров учащихся.

По методике преподавания якутской литературы проблема активных форм уроков якутской литературы как эффективное средство организации процесса изучения произведения с целью реализации его воспитательных, образовательных возможностей рассматривается в работах Н. И. Бугаева, М. Т. Гоголевой, Е. К. Иевлева, С. К. Колодезникова, Е. М. Поликарповой, Н. И. Филипповой и др. Но определение их теоретической и методической целесообразности специально не изучалось, следовательно, проблема исследования педагогических возможностей активных форм уроков родной литературы в якутских школах, их роли в нравственном становлении учащихся не исчерпана. Этим обусловлены выбор темы и актуальность исследования.

Объект исследования: процесс преподавания родной литературы в старших классах якутской школы.

Предмет исследования: методическая система использования активных форм уроков якутской литературы как средства нравственного воспитания старшеклассников в якутской школе.

Цель исследования: выявить педагогические и методические возможности активных форм уроков родной литературы в формировании нравственных ценностей у учащихся старших классов якутской школы.

Гипотеза исследования: активные формы уроков родной литературы как средство формирования нравственных ценностей у старшеклассников будут наиболее эффективными при условии:

— актуализации жизненно важных для нынешнего поколения нравственных и эстетических проблем, раскрываемых в произведении;

— установления связи между духовными запросами учащихся и идейно-эстетическим содержанием произведения;

— систематизации нравственного опыта учащихся через глубокое проникновение в сложный духовный мир героев, выявление отношения автора к изображаемым героям, событиям.

Задачи исследования:

— обосновать методическую целесообразность активных форм уроков как средства формирования нравственных ценностей старшеклассников при изучении произведений якутской литерагуры;

— теоретически и методически обосновать ценностные приоритеты идейно-эстетического содержания художественных произведений, выбранных для экспериментального обучения;

— разработать систему активных форм уроков якутской литературы, способствующих формированию нравственных ориентиров жизни у старшеклассников;

— экспериментально проверить методическую целесообразность разработанной системы активных форм уроков, методов и приемов ее реализации.

Методологической основой исследования являются теоретические положения общей и возрастной психологии (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, И. С. Кон, C.JI. Рубинштейн), исследования об уроках литературы как о главной учебной дисциплине, формирующей личность человека (Н.И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, H.JI. Лейдерман, Т. Д. Полозова, М. В. Черкезова и другие), современные исследования по проблемам активных форм уроков.

О.Ю. Богданова, М. А. Богуславская, М.Г.-Качурин, С. А. Леонов, JI.H. Лесохина, В. Г. Маранцман, И. Б. Нимаева и другие).

Методы исследования: теоретический (изучение в аспекте темы исследования философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы) — социолого-педагогический (анализ учебных программ, хрестоматий, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом) — экспериментальный (организация и проведение экспериментального обучения) — статистический (обобщение и анализ результатов констатирующего эксперимента).

Экспериментальной базой исследования явились Верхневилюйская средняя школа № 2, школа-гимназия № 26 г. Якутска, республиканский колледж. В эксперименте задействованы 298 школьников.

Этапы исследования:

I этап (1998;1999 гг.) — выбор темы, определение целей и задач, гипотезы диссертации, проведение констатирующего эксперимента среди учащихся и учителей школ Якутии для выявления эффективности использования активных форм уроков якутской литературыобобщение и анализ результатов констатирующего экспериментатеоретическое обоснование и определение аспектов исследованияизучение педагогического опыта и научной литературы по темеразработка методических рекомендаций по проведению активных форм уроков с целью нравственного воспитания учащихся старших классов.

II этап (1999;2002 гг.) — проведение обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предложенной методикикорректировка и систематизация методических рекомендаций.

III этап (2002;2003 гг.) — обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, методических рекомендацийподведение итогов, формулировка выводов.

Научная новизна исследования: впервые в теории и практике преподавания якутской литературы в школе проведено исследование системы активных форм уроков родной литературы с целью формирования нравственных ценностей у учащихся старших классов якутской школыпредставлены теоретически обоснованные, экспериментально проверенные активные формы уроков родной литературы, способствующие глубокому проникновению учащихся в сложный внутренний мир литературных героев, выяснению авторской позицииобоснована эффективность системы активных форм уроков родной литературы как средсгва выработки у старшеклассников высоких нравсгвенных ориентиров в жизни.

Практическая значимость исследования заключается в том, что экспериментально проверенная система активных форм уроков родной литературы в старших классах способствовала повышению образовательной и воспитательной роли якутской литературы, ее влияния на нравственное, гражданское становление учащихся. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов «Методика преподавания якутской литературы», «Современные проблемы профессиональной деятельности» и спецкурсов, семинаров на филологических факультетах, готовящих преподавателей литературы.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений диссертации, позитивными результатами работы, свидетельствующими об эффективности и продуктивности предлагаемой системы обучения, внедрением в практику учебно-методических материалов и их положительной оценкой учителями республики, принимавшими участие в эксперименте (М.Н. Борисова, О. Н Винокурова,.

К.С. Егорова, Е. М. Неустроева, JI.B. Постникова, Е. П. Старостина, М. Е. Степанова, А.Ф. Шамаева).

На защиту выносятся следующие положения:

— эффективность в формировании нравственных ориентиров у старшеклассников якутской школы достигается при использовании системы активных форм уроков родной литературы с учетом имеющихся у них знаний, читательских интересов, психологических и национальных особенностей восприятия художественного произведения якутской литературыактивные формы уроков способствуют установлению связи между духовными запросами учащихся и идейно-эстетическим содержанием произведенияуроки, активизирующие эстетическое чувство, познавательные возможности старшеклассников, повышают силу воздействия художественного произведения на них, что предопределяет более глубокое, личностно значимое его восприятие. Такое освоение внутреннего содержания художественного произведения формирует в последующем высокие нравственные ориентиры жизни старшеклассников, их мировоззрение как личности.

Апробация материалов исследования осуществлялась на республиканских, городских научно-практических конференциях (Якутск, 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2003 г.) — на курсах повышения квалификации учителей якутского языка и литературы при ИПКРО (Якутск, 1999 г., 2002 г., 2003 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы по 2 главе.

Итак, мы можем подвести итоги практической части нашего исследования, в которой показываем свой подход к методике организации активных форм уроков.

В связи с тем, что активные формы уроков проводятся на всех этапах изучения литературного произведения, описание методики их проведения представлено в следующей системе: вступительные занятия (урок-лекция о биографии писателя, вводный урок-лекция по изучению крупного эпического произведения) — анализ произведения (урок-беседа, урок-практикум) — заключительные занятия (обобщающий урок-лекция, урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, деловая игра, урок-концерт, урок-композиция).

В целях реализации богатых возможностей уроков-лекций по воспитанию чувства патриотизма, гражданской активности старшеклассников использовали разнообразные приемы: эмоциональный рассказ учителя о собственных впечатлениях, осмысление учениками эпиграфа к уроку, необычное начало лекции, сопоставление разных точек зрения на поднятую писателем проблему, приближение ее к сегодняшнему дню и др. Активизирует лекцию и методически правильная организация деятельности учащихся: выразительное чтение, выступление с сообщениями, защита доклада, обмен мнениями. Умение учителя вызвать чувство восхищения, гордости за верное, бескорыстное служение родному народу, за любовь и бережное отношение к родному языку творцов художественного слова является эффективным средством воспитания учащихся на примере жизни писателей, чьи творческие достижения стали достоянием народа.

Учитывая сложность нынешнего времени, главной целью уроков-бесед мы считаем воспитание в учениках любви к жизни, глубоко осмысленного, бережного отношения к своей судьбе. Плодотворными приемами являются поисковая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ произведений классической и современной литературы, выразительное чтение отрывков из произведений, художественная стилизация. Мы приводим учащихся к мысли о том, что жизнь прекрасна и быстротечна, надо ценить свою и чужую жизнь как бесценный дар. Были также обсуждены понятия долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородного отношения человека к обществу, Родине, окружающим людям.

На уроке-практикуме изучение произведения с точки зрения способов изображения мира человека, исследования его психологии ведется по логически четкой системе вопросов и заданий. В ходе работы ученики занимаются различными видами деятельности (подбор материала из произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ художественных средств языка и др.). Привлечение внимания учащихся на уроке-практикуме к приемам раскрытия внутреннего мира литературного героя обостряет нравственную чуткость, развивает доброжелательное отношение учащихся к людям, способность войти в их состояние, воспитывает внимательное отношение к окружающей среде.

На уроках-диспутах в процессе анализа общечеловеческих ценностей, заключенных в произведении, выявления авторской позиции и соотношения ее с нашими современными взглядами на те или иные вопросы обсуждались актуальные для старшеклассников проблемы нравственного выбора поступка, поведения, судьбы. Были рассмотрены проблемы верности и предательства, дружбы, любви, ответственности человека за свои поступки, поведения человека в сложных ситуациях. Задача учителя при проведении диспутакорректировка мнений, направление их в правильное русло. Шаг за шагом, этап за этапом учащиеся должны удостовериться в том, что в каком бы обществе ни жил человек, главной мерой достоинства личности являются долг, ответственность, гуманность, справедливость, честь, благородство в отношении человека к обществу, к людям, то есть общечеловеческие ценности. Через раскрытие героев, пытавшихся построить свое счастье ценой несчастья других, учащиеся получают нравственный урок: человек всегда должен думать о возможных последствиях своих поступков, иначе «он может сделать больше, чем он имеет право». Путь к пониманию идейного замысла произведения лежит через постижение мотивов действий героев и через выявление авторского отношения к ним.

В разработанной нами системе уроков эффективным средством комплексного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся старших классов служат урок-семинар, урок-конференция. Приобретая на них навыки исследовательской работы, старшеклассники углубляют, систематизируют, обобщают знания в области литературы, развивают свою монологическую, диалогическую речь. Прививая ученику глубокие знания по литературе, обучая его самостоятельно оценивать творчество писателей, анализировать художественные произведения, мы воздействуем на его духовный мир, способствуем формированию в нем положительных нравственных ориентиров, утверждению таких ценных для жизни понятий, как добро, долг, ответственность, духовность, любовь, верность, прощение и др.

Уроки-игры учат ориентироваться в тексте художественного произведения, применяя полученные знания, принимать творческие решения в ситуации, когда требуется за короткое время проводить активные мыслительные операции, кратко и в то же время доказательно изложить решения на хорошем грамотном языке, быть тактичными и вежливыми в любых обстоятельствах. Учащимся предоставляется возможность мыслить, чувствовать, судить в соответствии с образами героев художественных произведений, применяя по отношению к себе этику персонажей. При этом картины и образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь художник. В результате этого глубже постигаются внутренний мир героев, система их взаимоотношений и взаимооценок, непосредственно ощущается воздействие языка произведения на строй речи участника игры.

Метод обучения выразительному чтению рассматривается нами как один из методов наиболее полного использования эстетического и воспитательного потенциала художественных произведений на уроках литературы. В процессе работы над выразительным чтением выявляется идейное содержание произведенияпрослеживается развитие действия и определяются его этапывычленяются задачи, которые чтец должен поставить перед собой, чтобы донести мысли и чувства автора до слушателей. Максимальное приближение при анализе к состоянию, пережитому поэтом, способствует сопереживанию и соразмышлению с ним, раскрытию силы и глубины мысли, чувства. Как показал многолетний опыт проделанной нами работы на уроках якутской литературы, занятия по выразительному чтению углубляют восприятие литературного произведения учащихся, развивают их вкус и воображение, ведут к пониманию литературы как искусства слова и вызывают увлеченность ею.

Таким образом, мы на практике показали, как реализуется на активных формах уроков родной литературы установка учителя на формирование и становление нравственных ценностей учащихся старших классов якутской школы.

Результаты экспериментальной работы.

Эффективность предложенной методики обучения якутской литературе проверялась в ходе обучающего эксперимента. В эксперименте были использованы разработанные нами методические рекомендации по проведению активных форм уроков с целью нравственного воспитания старшеклассников. В целях проверки продуктивности системы уроков применялись различные формы контроля: анкетирование, срезы, беседы, творческие работы. Динамика изменения уровня знаний, умений и навыков старшеклассников и их нравственных ориентиров средствами активных форм уроков родной литературы в якутских классах представлена в таблицах.

Заключение

.

Результатами нашего научного исследования явились разработка и апробация методической системы активных форм уроков родной литературы как средства нравственного воспитания старшеклассников в якутской школе.

В теоретической части работы раскрываются научно-педагогические основы позитивной роли исследуемых нами форм уроков в формировании нравственных ориентиров учащихся. В результате анализа программ, учебников-хрестоматий, методических пособий, опыта учителей мы пришли к выводу, что проблема изучения педагогических возможностей активных форм уроков якутской литературы остается на сегодняшний день актуальной. Изучение научно-методических трудов ведущих отечественных ученых-методистов послужило теоретической основой нашей работы.

В практической части диссертации представляем методику проведения активных форм уроков якутской литературы, показываем процесс, в котором активизация мысли, творчества, самостоятельности у учащихся старших классов становится средством формирования их нравственных ориентиров. Эффективность системы уроков проверена в ходе обучающего эксперимента.

Различные формы контроля в процессе обучающего эксперимента показали, что у учащихся экспериментального класса возросли личностный интерес к произведениям якутской литературы, познавательная активностьразвились читательские навыки, самостоятельность в суждениях, творческое мышлениесформировались положительные нравственные ориентиры.

Ход исследования и его результаты позволяют сделать выводы: — эффективными приемами воздействия на нравственное становление учащихся на уроках активной формы якутской литературы являются анализ со стороны мотивации и отношения автора к изображаемому, глубокое проникновение в сложный духовный мир героев, выяснение значимости произведения в развитии общества и его современного звучания;

— интерес старшеклассников к нравственным проблемам, желание решать их творчески, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, различать в любом моральном явлении общечеловеческие ценности, понимать социально-исторические причины развития в обществе тех или иных тенденций развивается у учащихся при актуализации жизненно важных для нынешнего поколения нравственных и эстетических проблем, осмыслении нравственных категорий, раскрываемых в изучаемом произведении, при установлении связи между духовными интересами учащихся и идейно-тематической основой произведениямаксимальная эффективность в комплексном решении задач обучения, воспитания и развития учащихся старших классов достигается посредством целенаправленного осуществления принципа сопоставления произведений якутской классической литературы с произведениями современной якутской литературы и русской классической литературы в направлении сходства и различия идей, тем, образов, стилевых и художественных приемовна уроках активной формы решаются актуальные на сегодня проблемы поискового пути усвоения знаний, активизации процесса совершенствования и закрепления знаний, умения учащихся практически использовать знания, многообразия видов деятельности на уроке, развития самостоятельных и творческих способностей учащихся, учета индивидуальных способностей каждого ученика;

— при проведении активных форм уроков на всех этапах обучения старшеклассников целесообразен учет имеющихся знаний учащихся, их читательских интересов, возрастных, психологических и национальных особенностей восприятия художественных произведений.

В целом, апробация предлагаемой нами методики проведения активных форм уроков якутской литературы с целью формирования нравственных ценностей доказала, что данная система, прививая навыки исследовательского труда, развивая творческое мышление, самостоятельность старшеклассников, становится важным средством их умственного, эстетического и нравственного развитияобучая ученика самостоятельно оценивать творчество писателей, творчески анализировать художественные произведения, ведет к пониманию литературы как искусства слова и вызывает увлеченность еюпробуждает у учащихся мысль о необходимости понять свое назначение в жизни, побуждает к активной духовной деятельности. В итоге у учащихся усиливается интерес к литературе, повышается читательская активность.

Таким образом, основные положения выдвинутой нами гипотезы подтверждаются как теоретически, так и практически. Вместе с тем, мы считаем необходимым отметить, что предлагаемая методика проведения активных форм уроков якутской литературы с целью формирования высоких ориентиров в жизни старшеклассников не претендует на окончательное решение данной проблемы, дальнейшая разработка которой требует совместной творческой деятельности учителей, методистов, преподавателей педвузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Искусство задавать вопросы/Е. Абелюк//Искусство в школе.- 1993.-№ 2.-С. 29−31.
  2. Н.И. Критериальный учет воспитанности как фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной школе/ Н.И. Аввакумов//Народное образование Якутии. 2002. — № 2. — С. 21−23.
  3. Л.С. Научить видеть, чувствовать, понимать/Л.С. Айзерман //Народное образование. 1984. № 6. С. 62−64.
  4. Амма Аччыгыйа. Сааскы кэм. Дьокуускай: Бичик, 1994. 360 с.
  5. Андрей Борисов и Саха театр на рубеже столетий: Сб. ст./Под ред. Т. В. Павловой. Новосибирск: Наука, 2000. -467 с.
  6. Амма Аччыгыйа Мординов Н. Е. Человек и творчество. Воспоминания, статьи, речи/Амма Аччыгыйа. -Якутск: Кн. изд-во, 1975. -211 с.
  7. М.Н. В поисках нравственного смысла жизни: Автореф. дис: канд. пед. наук/М.Н. Аплетаева- Омск, 1998.-21 с.
  8. Р.Ф. Суд над фашизмом: Сценарий интегративного театрального урока/Р.Ф. Аскаров/Юткрытая школа. 1997. — № 3. — С. 24−28.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. М.М. Эстетика словесного поэтического творчества/М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. -423 с.
  11. Г. П. А.И. Софронов: Жизнь и творчество/Г.П. Башарин. -Якутск: Кн. изд-во, 1969. -64 с.
  12. Г. П. Три якутских реалиста-просветителя/Г.П. Башарин. -Якутск: Кн. изд-во, 1944. -139.
  13. З.К. Урун туллук эрэ молбостуур/З.К. Башарина, П. В. Максимова, В. Г. Семенова. Дьокуускай: Бичик, 2001. С. 95.
  14. Н.А. О назначении человека/Н.А. Бердяев. -М.: Республика, 1998. -383 с.
  15. А.А. Алампа. Жизнь в творчестве/А.А. Билюкина. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001. — 119 с.
  16. П.П. Избранные педагогические произведения. М., Академия пед. наук РСФСР, 1961.-695 с.
  17. О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках лите-ратуры/О.Ю. Богданова. М., 1979. -74 с.
  18. Г. К. Творчество Н.Д. Неустроева/Г.К. Боескоров. Якутск: Кн. изд-во, 1967. 84 с.
  19. Н.И. Магический кристалл в серебряной оправе/Н.И. Бугаев. -Якутск: Бичик, 1996. 105 с.
  20. А.А. На крылатом коне: Якутская поэзия от А. Кулаковского до С. Тарасова/А.А. Бурцев, П. В. Максимова. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995, -224 с.
  21. А. А. Наследие Н. Неустроева и современность/А.А. Бур-цев//Полярная звезда, 1999, — № 3, — С. 88−91.
  22. .А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя/Б.А. Буяльский. М.: Просвещение, 1986. — 170 с.
  23. Д.Е. Время и судьбы/Д.Е. Васильева. Якутск: Книжное изд-во, 1978. — 124 с.
  24. У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации/У.А. Винокурова. Новосибирск: Наука, 1992, — 86 с.
  25. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. институтов- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология. М.: МГУ, 1992. — 208 с.
  27. Воспитательный потенциал русского учебного художественного текста: Пособие для учителей. Кишинев: Лумино, — 1991.
  28. Л.С. Психология искусства/Л.С. Выготский. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1998. -413с.
  29. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк/ Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  30. М.Т. Изучение героического эпоса (олонхо) в якутской школе: Автореф. дис: канд. пед наук/М.Т. Гоголева. М., 1999, — 21 с.
  31. С. А. Организация чтения учащихся старших классов: Из опыта работы/С.А. Гуковский. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  32. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т./В.И. Даль. М.: Русский язык, 1999.
  33. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах/Д.А. Данилов. Якутск, 1990.
  34. П.И. Русские писатели о Якутии/П.И. Егоров. Якутск: Якутское книжное издательство, 1981. — 134 с.
  35. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции.: Сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 2002. — 68 с.
  36. С.И. Память пылающих лет: Современная проза о Великой Отечественной войне: Книга для учителя/С.И. Журавлев. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  37. Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростков/Т.Ф. Завадская. М.: Просвещение, 1968. — 106 с.
  38. В.В. Почему у Ильина читают все?/В.В. Иванихин. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  39. Ийэ тылбыт инники кэскилэ. Дьокуускай: Полиграфист, 1995. — 95 с.
  40. Е. Н. Искусство общения/Е.Н. Ильин//Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1989, С. 211- 278.
  41. Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов. М.: Книга, 1973. — 328 с.
  42. В.В. Стихи и поэзия/В.В. Кожинов. М.: Сов. Россия, 1980.- 304 с.
  43. Кон И. С. Психология старшеклассника/И.С. Кон. М., 1980. — с. 164.
  44. Л.Н. Урок деловая игра по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Ступени творчества/Л.Н. Коршакова. — Архангельск, 1991. — С.70−78.
  45. А.Е. Ырыа-хоИоон/А.Е. Кулаковскай. Дьокуускай: Саха сиринээги кинигэ изд-та, 1978. — 296 с.
  46. А.Е. Сборник докладов к 85-летию со дня рождения А.Е.Кулаковского. Якутск: Якутское книжное издательство. 1964. — 83 с.
  47. Т.Ф. Пейзаж средство эстетического воспитания/ Т. Ф. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1965. — 157 с.
  48. A.M. Автор — образ читатель/А.М. Левидов. — Л.: Ленинградский ун-т, 1977. — 360 с.
  49. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании/И. Д. Лушников//Педагогика. 2002. № - 10.
  50. В.Я. Методика преподавания психологии/В.Я. Ляудис. М.: 1989. -77 с.
  51. В.Г. Гуманитарное образование в современной школе/ В.Г. Маранцман//Народное образование. 1991. — № 7. — С. 16−20.
  52. Методика выразительного чтения: Учебное пособие для студентов/ Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, P.P. Майман, Н. М. Соловьева, Т. Ф. Завадская. -М.: Просвещение, 1977. 176 с.
  53. М.Я. Уроки внеклассного чтения и нравственоое воспитание учащихся: Из опыта работы учителей Якутии/М.Я.Мишлимович, М. А. Андреева. Якутск: 1982.
  54. М.Я. «Куда же нам плыть?»/М.Я.Мишлимович //Народное образование Якутии. 2002, — № 3. — С. 84−91.
  55. А.Н. Многонациональный роман 1960 1980-х годов/А.Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 1997. — 156 с.
  56. Н.Д. Талыллыбыт айымньылар/Н.Д. Неустроев.- Дьокуускай: Саха сиринээги кинигэ изд-та, 1995. 336 с.
  57. А.Г. О менталитете саха/А.Г. Новиков. Якутск: Аналитический центр при Президенте Республики Саха Якутия, 1996. — 147 с.
  58. Нравственное воспитание на уроках/Тбилисский ИУУ- Сост. Мурин Д. И. Тбилисси: 1992.
  59. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся: Сб. науч. тр. -Новосибирск: НГПИ, 1988. 141 с.
  60. П.А. Конул ырыата/П.А. Ойуунускай. Дьокуускай, Саха сиринээги кинигэ изд.-та, 1968. — 440 с.
  61. Ойунский П.А.:Взгляд через годы: Сб. науч. тр. Новосибирск: НИЦ ОИГТМ, 1998.-211 с.
  62. А.П. Межэтническое воспитание и понимание людьми друг друга/А.П. Оконешникова. Пермь, 1999.-405 с.
  63. В.Б. Этигэн сурэх айманар тойуга/В.Б. Окорокова. Дьокуускай: Бичик, 2002. — 144 с.
  64. Г. Г. Сурэх муудараЬа/Г.Г. Окороков. Дьокуускай: Саха сиринээги кинигэ изд-та, 1982. — 133 с.
  65. Поиск новых путей: Сб. науч. тр.- Сост. С. Н. Громцева. М.: Просвещение, 1990. — 189 с.
  66. Е.М. ХоЬоонноохтук аагыы/Е.М. Поликарпова. Дьокуускай: Национальнай кинигэ изд-та, 1992. — 62 с.
  67. Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Книга для учителя/Т. Д. Полозова, Т. А. Полозова. М. .Просвещение, 1990. — 257 с.
  68. Т.Д. Утверждение нравственной зрелости читателя: Книга для учителя/Воспитание творческого читателя- Под. ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. -М.: 1981.-237 с.
  69. Программа воспитания школьников «Я гражданин России"//Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 168−178.
  70. Рубинштейн C. JI Основы общей психологии/С.JI. Рубинштейн. СПБ., Питер Ком., 1998. — 688 с.
  71. М.А. Избранные труды/М.А. Рыбникова. -М.: Педагогика, 1985. -257 с.
  72. Ф.Г. Василий Манчары/Ф.Г. Сафронов. Якутск: Якутский научный центр СО АН СССР, 1991. — 92 с.
  73. Саха суруйааччылара. Дьокуускай: Бичик, 1995. — 78 с.
  74. В. А. Творчество П.А. Ойунского/В.А. Семенов. Новосибирск: Наука, 1980.-230 с.
  75. Словарь античности. М.: Эллис Лак, Прогресс, 1994. — 704 с.
  76. Словарь по этике/Под ред. И. С. Кана. М.: Политиздат, 1983. — 445с.
  77. Смелкова 3. С. Педагогика сотрудничества и преподавания русской лигературыУЗ. С. Смелкова//Русский язык в национальной школе. 1988, — № 12. — С. 3−8.
  78. Советский энциклопедический словарь: 4-ое издание. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 421 с.
  79. Н.М. Выразительное чтение в 4−8 классах/Н.М. Соловьева, Т. Ф. Завадская. М.: Просвещение, 1983. — 108 с.
  80. П.А. Человек. Цивилизация. Общество/П.А. Сорокин. -М., -1992.-379 с.
  81. А.И. ХоЬооннор, поэмалар/А.И. Софронов. Дьокуускай: Саха сиринээги кинигэ изд-та, 1976.326 с.
  82. К. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. Моя жизнь в ис-кусстве/К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1954. -516 с.
  83. Станиславский К. С Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2. Работа актера над собой в актерском процессе переживания/К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1954. -424 с.
  84. К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. Работа актера над собой в актерском процессе воплощения/К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1954. -193 с.
  85. К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4. Работа актера над ролью/К.С. Станиславский. -М.: Искусство, 1954. -191 с.
  86. В.А. О воспитании совести/В.А. Сухомлинский// Педагогика. 1995. — № 4. — С.49−51.
  87. Н.Н. Вечный поиск волшебства/Н.Н. Тобуроков. Якутск: Кн. изд-во, 1981. — 136 с.
  88. Традиции и новаторство в методике: Материалы педагогических чтений. Якутск: Институт усовершенствования квалификации учителей, 1994. -91с.
  89. В.Ю. На путях к духовным источникам: созидающее чтение/В ЛО. Троицкий//Воспитание школьников. 1998. — № 6. — С.20−26.
  90. Е. В. Творчество Н.М. Заболоцкого/Е.В. Федоров. Якутск: Якутское книжное издательство, 1975. — 129 с.
  91. Е. Программа воспитания: итоги реализации/Е. Чепурных// Народное образование. 2002. — № 2. — С. 13−15.
  92. И.К. Формирование нравственных убеждений личности в процессе овладения общечеловеческими и национальными ценностями/ И. К. Шкьону. Тирасполь: 1991.
  93. Эрилик Эристиин. Кэпсээннэр, очеркалар, ахтыылар: 2 томнаах/Эрилик Эристиин. Дьокуускай: Саха сиринээги кинигэ изд-та, 1969. — 502 с.
  94. Эрчимэн. Aharac санаалар/Эрчимэн. Дьокуускай: Саха сиринээги кинигэ изд-та, 1968. — 152 с.
Заполнить форму текущей работой