Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ООО «Управляющая компания «Международная высшая школа бизнеса» при поддержке базовой кафедры «Маркетинг» СПбГУСЭ вела разработку инновационных образовательных технологий в направлении дистанционного образования. При анализе потребности слушателей в формировании образовательных программ на примере компетентностного подхода были разработаны управленческие модели, основу которых составили… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Адаптационные технологии в системе инновационного управления образовательным процессом
    • 1. 1. Сущность адаптационных технологий в сфере высшего образования
    • 1. 2. Условия и факторы применения адаптационных технологий в управлении образовательным процессом
    • 1. 3. Процесс управления адаптационными технологиями в ВУЗе
  • Глава II. Современные формы и методы использования адаптационных технологий управления образовательным процессом в высших образовательных учреждениях
    • 2. 1. Формирование стратегии развития в системе образования
    • 2. 2. Анализ опыта применения адаптационных технологий в области управления образовательным процессом
    • 2. 3. Барьеры применения адаптационных технологий в области управления образовательным процессом в высших образовательных учреждениях и основные пути их преодоления
  • Глава III. Практика развития и совершенствования адаптационных технологий в управлении образовательным процессом в системе университетских комплексов
    • 3. 1. Совершенствование процесса управления адаптационными технологиями при подготовке специалистов сферы сервиса
    • 3. 2. Разработка приемов совершенствования адаптационных технологий при управлении образовательным процессом в системе университетских комплексов

Современные адаптационные технологии управления образовательным процессом в системе университетских комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Актуальность исследования. Непрерывные изменения в технологиях, условиях на рынках сбыта и в характере потребностей клиентов обычны, поэтому организации для сохранения конкурентоспособности вынуждены непрерывно перестраивать стратегию и тактику, а, следовательно, организационную структуру в целом. Изменения внешней среды часто негативны для образовательных учреждений, но они неизбежны, поэтому важно управлять изменениями внутри учреждения, а по возможности — и за его пределами.

Об эффективности того или иного направления реформирования в сфере образовательных услуг до сих пор нет единого мнения. Выработать представление об эффективном функционировании образовательного учреждения в рыночных условиях возможно благодаря анализу закономерностей его развития, законов функционирования и принципов координации.

Очевидно, что в современных условиях образовательные учреждения для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны время от времени вносить изменения в свою деятельность.

Потребность в изменениях стала возникать так часто, что их влияние на жизненный цикл организации уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше стали уделять внимание поиску и анализу методов, которые помогают ВУЗу адаптировать свои организационные возможности и эффективно управлять изменениями. Концепция управления изменениями охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, процессов деятельности, структуры и культуры любой социально-экономической системы, в том числе и образовательных учреждений.

Формирование основных институтов рыночной экономики в России и развитие предпринимательства обусловили актуальность исследования и разработки ряда теоретических и практических проблем, связанных с управлением развитием организаций. Одной из наиболее актуальных, недостаточно полно исследованных и разработанных проблем является построение научно обоснованной системы управления высшим образовательным учреждением на основе применения новых методов адаптивного управления конкуренцией на рынке образовательных услуг.

Профессионально организованная система управления конкуренцией позволяет образовательным учреждениям сохранять и увеличивать свою долю на целевом рынке.

В диссертационном исследовании рассматриваются теоретические и методические основы формирования стратегии управления адаптационными технологиями и изменениями на рынке образовательных услуг и применение новых методов адаптации в сфере высшего образования, которые не имеют до сих пор должного освещения в экономической литературе. Методика анализа относится к разряду универсальных и не учитывает особенности образовательных учреждений. Создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать и оценить потенциал образовательного учреждения является особенно актуальной задачей в настоящее время.

Именно поэтому тема работы «Современные адаптационные технологии в области управления в сфере образовательных учреждений» особенно актуальна в настоящее время.

Объектом исследования выступают ВУЗы, осуществляющие деятельность на рынке образовательных услуг г. СанктПетербурга.

Предметом исследования выступают применение и процесс управления адаптационными технологиями в сфере высшего образования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью работы является разработка теоретических и методических вопросов, связанных с управлением высшими образовательными учреждениями, оценкой методического обеспечения существующей системы формирования стратегии управления ВУЗом, а также обоснование применения новых методов адаптивного управления на рынке образовательных услуг. С этой целью в работе решались следующие задачи:

1. Исследована сущность адаптационных технологий;

2. Рассмотрены условия и факторы применения адаптационных технологий в сфере высшего образования;

3. Исследован процесс управления адаптационными технологиями в сфере высшего образования;

4. Рассмотрен процесс формирования стратегии и тактики развития в системе высшего образования;

5. Проанализирован опыт применения адаптационных технологий в области управлении ВУЗом;

6. Рассмотрены барьеры применения адаптационных технологий в области управления в сфере образовательных учреждений и основные пути их применения ВУЗом.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные экономическим вопросам управления развитием высшей школы, маркетинговым исследованиям рынка образовательных услуг, нормативные документы и законодательные акты, а также современные модели и методы формирования стратегии управления и оценки конкурентоспособности ВУЗа. В качестве методов исследования использовались:

• комплексное исследование проблем развития образовательных учреждений высшей школы г. Санкт — Петербурга;

• методы статистики, экономического анализа и экономико-математического моделирования;

• научный анализ проблем стратегического управления адаптационными технологиями.

Научная новизна. В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

Выделены особенности адаптаций и адаптационных технологий образовательных учреждений в условиях реформирования системы высшего образованияразработаны теоретические и методические вопросы, связанные с управлением образовательным процессом в высших образовательных учрежденияхуточнена и расширена классификация основных понятий, терминов и категорий, необходимых для исследованияосуществлена классификация видов стратегии образовательного учрежденияразработана программа адаптационных технологий в области управления в сфере образовательных услуг.

Практическая значимость. В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты: выделены особенности адаптаций и адаптационных технологий образовательных учреждений в условиях реформирования системы высшего образованияразработаны теоретические и методические вопросы, связанные с управлением организационно-учебным процессом в высших образовательных учрежденияхуточнена и расширена классификация основных понятий, используемых в процессе управления ВУЗомпроведена классификация видов стратегии образовательного учреждения и даны рекомендации по использованию адаптационных технологий в управлении образовательным процессом в системе университетских комплексов.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что основные рекомендации и методические разработки выполненного исследования могут служить важной теоретической и методической основой для разработки мероприятий, способствующих повышению эффективности стратегического управления развитием высшего образовательного учреждения и повышения его конкурентоспособности. Полученные результаты исследования доведены до практических рекомендаций по формированию стратегии управления развитием образовательного учреждения на основе совершенствования адаптационных технологий и выработки оптимального поведения на рынке образовательных услуг в Санкт-Петербургском Государственном Университете Сервиса и Экономики.

Апробация работы. Апробация диссертационного исследования проходила в рамках исследования кафедры «Маркетинг» по теме «Исследование теоретико-методических основ и закономерностей формирования научно-образовательного комплекса на базе университетов в регионе». Основными вопросами темы, в исследовании которых участвовал автор, являются фундаментальные основы и закономерности социально-экономической модернизации системы высшего образования Российской Федерации с учетом международного опыта. В процессе этих исследований широко использовались возможности апробации адаптационных технологий в сфере образования. Сформулированные теоретико-методологические основы адаптационных технологий являются частью инновационных подходов в реформировании высшего образования в направлении интеграции учебного и научного процессов, способствуют созданию успешно функционирующих научно-образовательных комплексов на базе современных университетов, внедрению передовых технологий.

ООО «Управляющая компания «Международная высшая школа бизнеса» при поддержке базовой кафедры «Маркетинг» СПбГУСЭ вела разработку инновационных образовательных технологий в направлении дистанционного образования. При анализе потребности слушателей в формировании образовательных программ на примере компетентностного подхода были разработаны управленческие модели, основу которых составили адаптационные технологии, изложенные в диссертационной работе. В частности на первом этапе были исследованы имеющиеся препятствия применения адаптационных технологий в области управления в образовательном учреждении и намечен конкретный план по их устранению.

В дальнейшем на этапе совершенствования процесса управления адаптационными технологиями в учебном заведении проведена работа по оптимизации образовательных программ к индивидуальным запросам слушателей на основе внедрения модульной системы обучения.

Таким образом, при использовании результатов диссертационного исследования удалось учесть специфику рынка образовательных услуг в условиях изменяющейся конъюнктуры. Это обеспечило решение некоторых проблем, связанных с внедрением адаптационных технологий в образовательном учреждении. Были оптимизированы взаимоотношения потребителя с рынком деловой информации поставляемыми информационными агентствами, отслеживающими состояние внешней среды.

В целях дальнейшего совершенствования учебного процесса в рамках применения адаптационных технологий управления образовательным учреждением была внедрена технология, позволяющая оперативно учитывать инновационные тенденции в условиях экономического кризиса.

Также основные положения диссертационного исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Формирование университетских комплексов — путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений». Разработки автора использовались в учебном процессе СПбГУСЭ — в лекционных и практических занятиях по дисциплинам «Маркетинговые исследования», «Ценообразование», «Менеджмент и маркетинг в сервисе».

Структура диссертационной работы. Предмет исследования, его цель и задачи определили структуру работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержит рисунки, таблицы, схемы и приложения.

Выводы по показателям финансовой устойчивости: — уровень собственного капитала, т. е. доля источников собственного капитала во всем имуществе ВУЗа, снизился с 6% до 5%. Таким образом, образовательное учреждение было финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов весь отчетный год, но к концу адаптация образовательного продукта ухудшилась.

— Соотношение собственного и заемного капитала на начало и конец года уложилось в норматив. Образовательное учреждение в начале года привлекало 0,40 р. заемного капитала на 1 рубль вложенного в активы собственного капитала, на конец года 0,36 р. Таким образом, оно к концу года уменьшило долю заемных средств в объеме источников собственного капитала. Т. е. финансовая зависимость снизилась.

— Обеспечение внеоборотных активов собственным капиталом показало, что собственные источники, а также часть заемных средств, направляются на покрытие внеоборотных активов 8% в начале и 7% в конце года.

— Соотношение оборотного и внеоборотного капитала показывает, что на конец года меньше средств направляется на оборотные активы,.

— Уровень чистого оборотного капитала показывает долю средств в активах, которой ВУЗ может распоряжаться без риска быть изъятой кредиторами в краткосрочном периоде до 1 года, и эта доля на начало года составляла 66%, на конец года она увеличилась до 70%. Таким образом, ВУЗ улучшил свое финансовое состояние.

— Уровень инвестированного капитала показывает очень низкую долю отвлеченных средств в активах в расчете получения в будущем доходов во всем имуществе ВУЗа. Она составляет 0,08% в 2008 г. Рекомендуется увеличить долю отвлеченных средств в активах для получения больших доходов и активизации внедрения технологий адаптации. Проведем анализ платежеспособности ВУЗа.

Заключение

.

В результате исследования в работе были сделаны следующие выводы.

1. В работе была уточнена и расширена классификация основных понятий, терминов и категорий, необходимых для исследования:

• Адаптивные системы — системы, функционирующие в условиях начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях;

• управлением адаптацией называют процесс накопления и использования информации в системе, направленной на достижение оптимального состояния при начальной непосредственности и изменяющихся внешних условиях;

• инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

2. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе, рекомендуется следующее:

• Создать и активно пользоваться базой данных потенциальных потребителей.

• Разработать четкую концепцию пользования Интернет-ресурсами, развивая дистанционные приемы обучения.

Высшие образовательные учреждения, могут воспользоваться услугами Интернета для исследований, подачи информации, организации дискуссионных форумов, обеспечения подготовки специалистов.

• Стать доступными для студентов и профессорско-преподавательского состава ВУЗа и быстрее реагировать на его требования.

3. Факторы, оказывающие влияние на деятельность организаций в высшей сфере образования, бывают внешние и внутренние.

Управление адаптацией образовательного процесса в системе университетского комплекса требует проработки в первую очередь трех элементов:

• структурное закрепление функции управления адаптацией образовательного процесса;

• технология процесса адаптацией;

• информационное обеспечение этого процесса.

4. В работе была уточнена и расширена классификация основных понятий, терминов и категорий, необходимых для исследования.

5. Были выявлены проблемы стратегического управления адаптацией образовательного процесса в системе университетского комплекса:

1. В диссертационной работе была рассмотрена сущность стратегии и методология ее разработки.

2. Была осуществлена классификация видов стратегии образовательных учреждений.

3. Рассмотрена методика выбора и обоснования стратегии.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что научные проблемы стратегического управления образовательным учреждением образуют проблемы предмета, объекта и методов исследования. В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем, особенно на микроэкономическом уровне. Разработанные в настоящее время методы анализа относятся к разряду универсальных и не учитывают особенности сферы высшего образования. Задача исследования заключается в создании инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать и оценить потенциал образовательного учреждения.

Только мониторинг за изменением потребностей и возможностей клиентов и внесение соответствующих корректировок в ассортиментные стратегии и адаптация комплекса маркетинга могут в решающей степени повлиять на успех образовательного учреждения в условиях рынка. Однако, в этом случае необходимы не эпизодические мероприятия, направленные на приспособление образовательного учреждения, т. е. фрагментарное использование элементов адаптации, а применение единого концептуального подхода — адаптационной технологии. Для того чтобы процесс адаптации не представлял собой стохастический процесс, следует:

— предоставлять широкий перечень услуг и работать над его оптимизацией, -разрабатывать гибкую ценовую политику и выгодные условия оказания услуг в сравнении с ВУЗами-конкурентами,.

— расширять инфраструктуру обслуживания и совершенствовать систему предоставления услуг,.

— повышать информированность клиентов об услугах на рынке ОУ, а также применять в работе индивидуальный подход.

Были определены и рассмотрены барьеры применения адаптационных технологий, которыми являются:

• Недостаточное финансирование учреждений в сфере образования.

• Низкий уровень заработной платы в сфере образования.

• Текучесть кадров.

• Недостаточная информационная база.

В работе также была проанализирована деятельность Санкт-Петербургского Университета сервиса и экономики.

По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы.

За отчетный период стоимость имущества увеличилась на 5503 тыс. руб. Эти результаты обусловлены увеличением стоимости оборотных активов на 5528 тыс. руб. и уменьшением внеоборотных активов на сумму 25 тыс. руб., в т. ч. уменьшением стоимости основных средств на — 40 тыс. руб. за счет износа. Таким образом, можно сделать вывод, что темпы развития производственной базы ВУЗа имеют тенденцию к увеличению. Негативным явлением можно считать такой фактор, как значительный рост запасов. За отчетный период стоимость источников средств учебного заведения увеличилась на 5503 тыс. руб. за счет увеличения прибыли ВУЗа на 5186 тыс. (увеличение собственного капитала) и увеличения долгосрочных обязательств на 304 тыс. руб. Это положительный фактор в формировании структуры капитала, что способствует включению в деятельность ВУЗа адаптационных технологий и способствует развитию системы университетского комплекса. Данный фактор свидетельствует об увеличении финансовой независимости ВУЗа.

Рыночное состояние СПбГУСЭ устойчивое, т.к. общая величина источников формирования собственного оборотного капитала превышает необходимые затраты и запасы.

Показатели рентабельности и оборачиваемости снизились, что свидетельствует о снижении деловой активности и эффективности использования ресурсов ВУЗа.

Отмечено снижение эффективности использования капитала, вследствие этого уменьшается количество прибыли, приходящейся на каждый рубль стоимости авансированного капитала.

Оборачиваемость средств в целом за отчетный год снизилась, что может неблагоприятно сказаться на деятельности ВУЗа.

Соблюдается соотношение А1>П1, то есть он обладает текущей платежеспособностью. Анализ конкурентоспособности показал, что данный ВУЗ конкурентоспособен и занимает устойчивую позицию на рынке услуг образования. Высшее образовательное учреждение обладает высококвалифицированной рабочей силой, что может рассматриваться как сильная сторона ВУЗа при анализе ее стратегического потенциала в условиях адаптации.

Анализ планирования и функций маркетинга высшего учебного заведения показал, что многие функции в ВУЗе не выполняются или дублируются.

В результате исследований в работе разработан план и программа управления адаптационными технологиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.
  3. Ю.Н. Концепция социального маркетинга / Абабков Ю. Н., Абабкова М. Ю. Спб., 2004. — 138 с.
  4. Ю.Н. Маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. /Абабков Ю.Н., Абабкова М. Ю. СПб.: СПБГАСЭ, 2005.- 106 с.
  5. И.Л. Маркетинг: Учебное пособие./ Акулич И. Л., Герчиков И. З. -Мн.: Интерпрессервис, Мисанта, 2003 .- 270 с.
  6. В.А. Международный маркетинг: Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 340 с.
  7. Т. Маркетинг и финансовый результат: Новые метрики богатства корпорации: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2003. — 488 с.
  8. Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Анн X., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Под ред. Багиева Г. Л. СПб.: Питер, 2005. — 350 с.
  9. В. А. Экономическая теория. Лизинг: условия и перспективы в российской экономике. Учебное пособие./ Бабурин В. А., Бирюков В. Д. — СПб, 2005.-374 с.
  10. Н.Г. Промышленный маркетинг: Учебное пособие М.: ЗАО Экономика, 2004. — 240 с.
  11. Г. Л. Международный маркетинг: Учебник для вузов. 2-е изд./ Багиев Г. Л., Моисеева Н. К., Черенков В. И СПб.: Питер, 2008. — 360 с.
  12. Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Под ред. Багиева Г. Л. СПб.: Питер, 2006. — 348 с.
  13. С.И. Стратегический маркетинг: Учебное пособие для студентов по специальности «Маркетинг» учреждений, обеспечивающих получение высш. образования ./ Барановский С. И., Лагодич JI.B. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 326 с.
  14. А.Ф. Маркетинг: Учебник. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 474 с.
  15. JI.E. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2008 г.- 370 с.
  16. В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник М.: КНОРУС, 2005. — 240 с.
  17. Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М., 1969 .420 с.
  18. Н. И. Долгосрочный прогноз и управление в многоуровневых социально-экономических системах. Методология. Теория. Практика: монография Нижний Новгород, 2000. — 360 с.
  19. В.Н. Механизмы функционирования организационных систем. / Бурков В. Н., Кондратьев В. В -М.: Наука, 1981. 134 с.
  20. И.В. Маркетинг образования: учебное пособие. / Ванькина И. В., Егоршин А. П., Кучеренко В. И. М.: Университетская книга, Логос, 2007. -370 с.
  21. A.A. Философский аспект формирования новой парадигмы образования. (Монография). СПб.: СЗУПиОУ, 2006. -580 с.
  22. Л.В. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 2003. -420 с.
  23. A.M. Маркетинг: Учебник 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 368 с.
  24. А .Я., Основы организации и оплаты труда на предприятии в условиях рыночной экономики. М., 2003. — 378 с.
  25. Л.А. Финансы. М: Юнити, 2002. — 246 с.
  26. C.B. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., прераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. — 262 с.
  27. E.H. Маркетинг: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008 .-360 с.
  28. Р.В. Финансовый менеджмент: Учебник/Пер 2-го англ. издания. / Колб Р. В., Родригес Р.Дж.- М., 2006 .- 362 с.
  29. Л.Г. Финансовые планы предприятий. — Минск: Высшая школа, 2007. 428 с. 31 .Колпина Л. Г. Финансовые планы мероприятий./ Колпина Л. Г., Марочкина В.М.- Минск, 2006. 520 с.
  30. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. М.: Издательский Дом «Вильяме», 2007. — 480 с.
  31. Ф. Маркетинг по Котлеру: Как создать, завоевать и удержать рынок/ Пер с англ. 2-е изд., испр. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 362 с.
  32. Л.В. Основы маркетинга: Учеб. пособие./ Кузнецова Л. В., Черкасова Ю. Ю. М.: Вузовский учебник, 2008. — 360 с.
  33. Е.Е. Теория и практика маркетинга: Учебник М.: КНОРУС, 2005.-478 с.
  34. Е.Е. Планирование маркетинга : учеб. пособие / Е. Е. Кузьмина, Н. М. Шаляпина. Под ред. Е. Е. Кузьмина Ростов н/д.: Феникс, 2007. — 426 с.
  35. Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 484 с.
  36. И. Маркетинг на 100%. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  37. Т.Д. Маркетинг: Учебник для вузов, 3-е изд., перераб. и доп./ Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. СПб.: Питер, 2008. — 396 с.
  38. Дж. Рекламный менеджмент/ Майерс Дж., Аакер Д. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.- 374 с.
  39. Т. П. Основы информационной экономики. СПб., 2001. -170 с.
  40. H.A. Методы моделирования и прогнозирования национальной экономики. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 184 с.
  41. Ю.В. Инновационный механизм управления государственным вузом / Полянсков Ю. В., Белый Е. М., Романова И.Б.- Под ред. Ю. В. Полянскова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 264 с.
  42. С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. 428 с.
  43. Т. Аналитическое планирование: Организация систем./ Саати Т., Керне К. М., 1991.-286 с.
  44. Сара Уайт. Основы маркетинга: Полное руководство/ Пер. с англ. И.К.
  45. Бельченко Ред. Лукьянова H. М.: Астрель, 2006. — 384 с.
  46. И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник./ Синяева И. М., Земляк C.B., Синяев В. В. Под ред. Дашкова Л.П.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 482 с.
  47. И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник. 3-е изд. / Синяева И. М., Земляк C.B., Синяев В. В. Под ред. Дашкова Л. П. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 310 с.
  48. Смит Брайн Д. Как заставить маркетинг работать. Стратегическое планирование на опыте известных компаний/ пер. с англ. Под ред. Разумовской А. Л. М.: Вершина, 2006. — 380 с.
  49. Смит Пол Р. Маркетинг в вопросах и ответах/ Пер. с англ. -Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. 264 с.
  50. A.A. Маркетинг в вопросах и ответах: Учебное пособие М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. — 428 с.
  51. P.A. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. 5-е изд. Спб.: Питер, 2008. — 460 с.
  52. В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования./ Хруцкий В. Е., Сизова T.B. М.: 2005.-328 с.
  53. Р.К. Основы маркетинга: Учебник/ Цахаев Р. К., Муртузалиева Т. В., Алиев С. А. М.: Экзамен, 2007. — 248 с.
  54. С. Продажи по телефону. Пер. с англ. М.: ШРРО, 2005. — 180 с.
  55. В.А. Маркетинг: Учебник для вузов/ Цахаев Р. К., Муртузалиева Т. В., Алиев С. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005. — 542 с.
  56. Г. Основы планирования сбыта. М.: Прогресс, 2004. — 320 с.
  57. О.У. Промышленный маркетинг: теория и практика, СПб: СПбГУЭФ, 2003.- 364 с.
  58. Статьи в периодических изданиях:
  59. М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // журнал Маркетинг 2003. — № 4.
  60. А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // журнал Маркетинг 2003. — № 4.
  61. A.M. Системный подход к определению концептуальных проблем финансового обеспечения вуза // Университетское управление: практика и анализ 2006. — № 1.
  62. Исаулова С, Исаулов П. Маркетинговые тенденции в борьбе за потребителя // журнал Маркетинг 2004.- № 3.
  63. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований // журнал Маркетинг 2003. — № 4.
  64. Краснова Н. М, М.Привалова. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя — М.: ЗАО «Журнал Эксперт» 2006.- № 10.
  65. И.И. Метод определения оптимального рекламного бюджета (метод Данахера-Руста)// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2007. — № 6
  66. А.Н. Сравнение различных способов определения эффективности рекламы// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2006. -№ 3.
  67. И.Н. Оценка поведенческой реакции потребителей //журнал Маркетинг. 2004.- № 3.
  68. И. Маркетинг и стратегия организации //журнал Маркетинг -2004. -№ 2.
  69. М. Хазан. Организационно-экономический механизм развития в системе управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. — 2006. № 2.
Заполнить форму текущей работой