Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка: На примере рынка легковых автомобилей России
Поэтому основой развития рыночных отношений в России должна стать конкуренция между предприятиями — рыночными субъектами. Это обуславливается тем, что она отсеивает из хозяйственного оборота всё то, что не соответствует уровню общественных потребностей: нерентабельные технологии и предприятия, устаревшие изделия, профессии, специальности и т. д. Другими словами, конкуренция есть естественный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности
- 1. 1. Конкурентоспособность как экономическая категория
- 1. 2. Конкурентоспособность фирм на рынке
- 1. 3. Оценка государственной политики в отношении национальной промышленности
- Глава 2. Анализ рынка легковых автомобилей России
- 2. 1. Структура рынка легковых автомобилей
- России
- 2. 2. Анализ проблем конкурентоспособности фирм на российском рынке легковых автомобилей
- 2. 3. Тенденции развития мирового рынка легковых автомобилей
- Глава 3. Формирование конкурентной среды на отраслевом рынке
- 3. 1. Стратегия создания конкурентного преимущества фирм на отраслевом рынке
- 3. 2. Условия формирования конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке
- 3. 3. Направления государственной политики в отношении отраслевого рынка.1KJ
Конкурентоспособность как фактор развития отраслевого рынка: На примере рынка легковых автомобилей России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стимулирование и поддержка общих структурных сдвигов в сторону отраслей и видов экономической деятельности с высокой долей добавленной стоимостью, использующих современные технологии и квалифицированные кадры, является важным направлением экономической политики в условиях перехода к рынку. В этом смысле государственная политика влияет на формирование отраслевой структуры рынка и форм конкуренции на них. Ее результатом становится развитие конкретных отраслевых рыночных структур, включая интегрированные структуры.
В международных экономических отношениях на первое место выдвигается конкурентоспособность национальных производителей. Как известно, конкурентная среда и конкурентоспособность — важнейшие структурообразующие параметры рыночной экономики. Причем проблемы формирования и поддержки рыночной конкуренции не сводятся только лишь к регулированию числа субъектов хозяйствования в отрасли и доли рынка, занимаемой ими. Качественной компонентой конкурентной среды национальной экономики является отраслевая структура товарных рынков и динамика их развития.
Несмотря на теоретическую и практическую важность проблемы конкурентоспособности применительно к экономике России, она исследована недостаточно. Поэтому тема, избранная для диссертационного исследования имеет научную и практическую актуальность.
Актуальность избранной темы обусловлена также недостаточной теоретической изученностью некоторых аспектов данной проблемы.
Среди работ, посвященных проблеме конкурентоспособности российской экономики, выделяются публикации Завьялова П. С., в которых как средство активного воздействия на конкурентоспособность рассматривается промышленная политика государстваКорманова Ю., Куренкова Ю., посвященные вопросам ориентации экономики на конкурентоспособность. Изучению международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности посвящена работа Фокина С.
В работах Моисеевой Н. К., Анискина Ю. П. исследуются проблемы конкурентоспособности современных предприятий. Конкурентоспособность в аспекте внешнеэкономической деятельности предприятий анализируется в публикациях Синько В. И., Вольдера Б. С. В работе Огородниковой Ю. Г. исследуются вопросы конкурентоспособности фирмы. Теоретический анализ проблемы конкурентоспособности товара излагается в работе Светунькова С.Г.
Проблематика повышения конкурентоспособности продукции на рынке легковых автомобилей в отечественной экономической литературе разрабатывается сравнительно недавно. Значительная часть публикаций посвящена технико-экономическим аспектам проблемы. Так, в работе Кутенева В. Ф., Гируцкого О. И., Ипатова А. А. анализируются технико-экономические проблемы развития российского автомобилестроениярассматривается роль государства при реализации стратегии развития отрасли.
Среди работ, посвященных анализу развития предприятий автомобилестроительной отрасли, выделяются работы Диденко Н. И., Самохвалова В. В., в которых рассматриваются проблемы внешнеэкономической деятельности отечественных производителей. В публикациях Урманова И. И., Фасхиева Х. А., Кузнецова Б. Л. рассматриваются вопросы инвестиционного климата на рынке легковых автомобилей, анализируются причины низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Публикации Сереженкина A.M. посвящены анализу путей реформирования российского автомобилестроения. Роль национальной автомобильной промышленности в экономике показана в публикациях Митина С. Г. В работе Губарева В. А. рассматриваются некоторые аспекты формирования промышленной политики в автомобилестроении России.
Вместе с тем, анализ проблемы формирования конкурентной структуры отраслевых рынков в экономике не получил адекватного отражения в отечественной экономической литературе.
Актуальность темы
исследования и недостаточная теоретическая разработанность обозначенного аспекта обусловили выбор тематики диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление условий формирования конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке и выработка рекомендаций для экономической политики в отношении отраслевых рынков.
В соответствии с общей целью диссертационной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности;
• осуществить анализ проблемы конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке;
• рассмотреть условия, формирующие конкурентоспособность фирм на отраслевом рынке;
• осуществить теоретическое исследование факторов, определяющих создание конкурентных преимуществ фирм на отраслевых рынках;
• определить направления государственной политики в отношении отраслевых рынков;
• сформулировать выводы и предложения, направленные на формирование конкурентной среды на отраслевом рынке.
Предметом исследования диссертационной работы является структура отраслевых рынков в экономике России и проблема формирования конкурентоспособности отечественных фирм.
Объектом исследования является рынок легковых автомобилей России, а также условия и факторы, определяющие конкурентоспособность продукции отечественных фирм на нем.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы российских и зарубежных специалистов, освещающие вопросы развития отраслевых рынков, современных проблем переходной экономики России, международной конкуренции, роли государства в обеспечении конкурентоспособности экономики в переходный период.
При изучении проблем промышленной политики России, а также роли государства в развитии национальной экономики автор опирался на работы таких отечественных экономистов, как Абалкин Л. И., Яременко Ю. В., Пороховский А. А., Дунаев Э. П., Шуркалин А. К., Колганов А. И., Кондрашева Т. К., Черковец О. В., Балацкий Е. В., Потапова А. В., Завьялов П.С.
Для анализа структуры отраслевого рынка послужили труды таких зарубежных авторов, как Шерер Ф. М., Росс Д., Хэй Д., Моррис Д., Стиглер Г., Вейцзекер С., Бэйн Д., Мэйсон Э., Чемберлин Э., Робинсон Д., а также работы российских ученых-специалистов по проблемам функционирования отраслевых рынков: Третьяка В. П., Авдашевой С. Б., Розановой Н. М., Вурос А.Д.
Основой исследования факторов, определяющих конкурентоспособность фирм на рынке, явились труды Портера М., заложившего, по существу, концептуальные основы международной конкуренцииа также Беста М., Синько В. И., Вольдера Б. С. и практические рекомендации российских специалистов, освещающих вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности фирм: Моисеевой Н. К., Анискина Ю. П., Фасхиева Х. А., Кузнецова Б. Л., Урманова И. И., Сереженкина A.M., Кутенева В. Ф., Гируцкого О. И., Ипатова А. А., Диденко Н. И., СамохваловаВ.В., Огородниковой Ю.Г.
Информационной базой для анализа служат статистические материалы Госкомстата РФ, данные российской периодики, материалы научных и научно-исследовательских конференций и семинаровстатистическая информация, содержащаяся в научных публикациях.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие основные методы научного познания: структурно-функциональный анализ, методы анализа и синтеза, сравнений и аналогий, индукции и дедукции, метод экспертных оценок, исторический и логический методы, системный метод.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе комплексного анализа условий функционирования отраслевого рынка выявлены основные характеристики структуры рынка и факторы, формирующие конкурентоспособность фирм на рынке.
Научную новизну диссертации составляет то, что в ней:
• Определены и систематизированы условия функционирования отечественных фирм на рынке, которые препятствуют формированию их конкурентоспособности: монополизация рынка, низкая дифференциация продукции, узкая сфера конкуренции, отсутствие стратегических методов выставления барьеров «входа» на рынок, неэффективность менеджмента;
• Выявлены факторы, определяющие создание конкурентных преимуществ фирм, а именно: структура отраслевого рынка и позиция фирмы на нем. Показано, что эти факторы определяют выбор конкурентной стратегии фирм и, следовательно, могут влиять на роль государства в процессе формирования конкурентного преимущества отечественных фирм;
• Показано, что в целях повышения конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке политика протекционизма может проводиться при соблюдении определенных условий, способствующих повышению продуктивности конкуренции между местными фирмами, а именно:
1)наличие эффективной конкуренции на внутреннем рынке;
2)наличие благоприятных национальных условий, способствующих формированию конкурентных преимуществ- 3) ограниченность во времени. В результате показана нецелесообразность повышения таможенных пошлин на ввозимую продукцию иностранных производителей на рынок легковых автомобилей;
• В результате анализа структуры рынка легковых автомобилей и проблем конкурентоспособности российских фирм выработана стратегия реформирования предприятий, которая включает два направления: 1) реформирование действующих производств и освоение выпуска комплектующих- 2) организация новых сборочных производств, в том числе с иностранными партнерами;
• Выработаны рекомендации для экономической политики в отношении отраслевых рынков: обеспечение и поощрение энергичной конкуренции на внутреннем рынке, в том числе стимулирование появления новых фирм, обеспечение умеренного давления со стороны иностранных конкурентов, проведение политики протекционизма с учетом национальных условий на внутреннем рынкефинансовая и институциональная поддержка развития науки и техники и внедрение их достижений в производство.
Практическая значимость исследования. В условиях нарастания международной конкуренции возникает необходимость выработать комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Вопросы, поднятые в диссертации, не полностью освещены в российских исследованиях и почти не представлены в отечественной литературе. В связи с этим, практическую значимость работы автор видит в том, что результаты и выводы данной работы, связанные с оценкой функционирования отечественного отраслевого рынка, могут быть использованы при определении экономической политики государства, нацеленной на формирование и поддержку рыночной конкуренции. Кроме того, материалы могут найти применение в практической деятельности предприятий, компаний, играющих значительную роль в экономике России, а также в учебном процессе курса «Экономика отраслевых рынков» в высших учебных заведениях.
Выводы:
Для выявления роли государства в повышении конкурентоспособности национальных производителей следует принимать во внимание стратегию создания фирмой конкурентного преимущества. Проведенный анализ российского рынка легковых автомобилей позволяет нам выявить факторы, определяющие создание конкурентных преимуществ фирм, а именно: структура отраслевого рынка и позиция фирмы на нем. Эти факторы определяют выбор конкурентной стратегии фирм и, следовательно, могут влиять на роль государства в процессе формирования конкурентного преимущества отечественных фирм;
В целях повышения конкурентоспособности фирм на отраслевом рынке политика протекционизма должна проводиться при соблюдении определенных условий, способствующих повышению продуктивности конкуренции между местными фирмами, а именно: 1) наличие эффективной конкуренции на внутреннем рынке- 2) наличие благоприятных национальных условий, способствующих формированию конкурентных преимуществ- 3) ограниченность во времени.
Основными направлениями экономической политики в отношении отраслевых рынков должны быть: обеспечение и поощрение энергичной конкуренции на внутреннем рынке, в том числе стимулирование появления новых фирм, обеспечение умеренного давления со стороны иностранных конкурентов, проведение политики протекционизма с учетом национальных условий на внутреннем рынкефинансовая и институциональная поддержка развития науки и техники и внедрение их достижений в производство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Процесс перехода к рыночной экономике в России сопровождается структурными изменениями в экономической системе общества. Особую актуальность имеет проблема определения направлений структурных преобразований в целях достижения эффективной экономической структуры. Следует заметить, что структурные сдвиги следует рассматриваться не только как результат трансформации, но и как весьма важный фактор неуклонного прогресса национальной экономики.
При определении направлений структурных преобразований в российской экономике, следует учитывать, с одной стороны, те исходные условия, которые предопределили современное кризисное состояние российской экономики, с другой стороны, — те основные экономико-политические факторы, которые в долгосрочной перспективе будут формировать поведение инвесторов и влиять на движение потоков капитала.
В качестве одного из важнейших исходных условий можно выделить значительные структурные деформации, наблюдаемые сегодня в отраслях экономики. Эти условия определяют необходимость государственной политики, нацеленной на повышение внутренней и внешней конкурентоспособности более широкого, чем в настоящее время, круга отраслей и производствна стимулирование и поддержку общих структурных сдвигов в сторону отраслей и видов экономической деятельности с высокой долей добавленной стоимости, использующих современные технологии и квалифицированные кадры.
Первопричина структурных деформаций в российской экономике заключающаяся в том, что в течение десятилетий структура экономики строилась на основе критериев эффективности планового хозяйства, и смена критериев эффективности, произошедшая в ходе рыночных реформ, выявили настоятельную потребность в формировании конкурентной структуры всех отраслевых рынков, а также в реструктуризации подавляющего большинства предприятий реального сектора.
Ведущим звеном рыночного механизма является конкуренция. Поскольку в рыночном хозяйстве нормальным состоянием считается открытость национальной экономики, и поскольку внешнеэкономические связи все больше занимают место в развитии стран, постольку именно международная конкуренция играет возрастающую роль в рыночном хозяйстве.1.
Поэтому основой развития рыночных отношений в России должна стать конкуренция между предприятиями — рыночными субъектами. Это обуславливается тем, что она отсеивает из хозяйственного оборота всё то, что не соответствует уровню общественных потребностей: нерентабельные технологии и предприятия, устаревшие изделия, профессии, специальности и т. д. Другими словами, конкуренция есть естественный и единственный канал саморегулирования экономического и научно-технического прогресса. Она стимулирует новые экономические, технические и организационные идеи, внедрение прогрессивной технологии и техники, появление инновационных предприятий и фирм, новых производств и отраслей, профессий и специальностей. От характера использования рыночным субъектом вышеперечисленных факторов зависит степень и качество выполнения данным субъектом своего экономического назначения: производства продукции или оказания услуг, в которых нуждается рынок, обеспечивая при этом максимальную потребительскую ценность своей деятельности.
Критерии конкурентоспособности обязательно должны служить ориентирами для любого национального бизнеса даже в том случае, если нет прямой связи с зарубежными партнерами, ибо, в конечном счете, в мировом.
1 Следует ожидать, что планируемое вступление в ВТО может послужить фактором существенных изменений условий конкуренции на внутреннем рынке России. Многие отечественные отрасли могут попросту не выдержать давления со стороны иностранных компаний. развитии конкурентная планка поднимается на ту высоту, которую берут наиболее эффективные национальные экономики.1.
Уровень развития национальной экономики в целом и отдельных отраслей и предприятий определяется достигнутым этими отраслями и предприятиями уровнем конкурентных преимуществ. Поскольку конкурентный статус предприятий формируется внешними и внутренними факторами, естественно полагать, что о своем стратегическом потенциале фирма должна заботиться сама. Создавать же условия для возникновения и поддержания конкурентных преимуществ национальной экономики в целомглавнейшая задача государства, его законодательной и исполнительной ветвей власти.
В этом смысле представляется, что государственная политика может влиять на формирование отраслевой структуры рынка и форм конкуренции на них. Ее результатом должно быть развитие конкретных отраслевых рыночных структур, включая интегрированные структуры.
Целесообразность стимулирования и поддержки общих структурных сдвигов в сторону отраслей и видов экономической деятельности с высокой долей добавленной стоимости предопределили анализ рынка легковых автомобилей России, как одного из значительных отраслевых рынков отечественной экономики, для выявления возможных путей повышения результативности его функционирования.
Проблема взаимосвязи между сильной конкуренцией на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли предопределяют необходимость разработки мер, направленных на формирование конкурентных структур отраслевых рынков.
Поскольку национальная экономика совершенствуется тогда, когда условия в ней благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или ее сегмента, следует учитывать национальные особенности развития и создавать благоприятные условия для.
1 См.: Пороховский А. А. Вектор экономического развития. М.:ТЕИС, 2002. С. 143. совершенствования отечественных производителей, что составляет важный аспект экономической политики в условиях перехода к рынку.
Конкуренция на внутреннем рынке представляется более важным фактором, чем конкуренция с иностранными фирмами, когда во главу угла ставятся усовершенствование производственного процесса и внедрение инноваций, а не стабильная экономическая эффективность.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Избранные труды: В 4 т.- М.: Экономика, 2000.
- Авдашева С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.- 320 с.
- Авдашева С.Б., Розанова Н. М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. — 133 с.
- Альтернативы модернизации российской экономики/Бузгалин А.В., Колганов А. И., Белоусов А. и др.- Под ред. Бузгалина А. В. и др.- Фонд Ф.Эберта. Моск. отд-ние, Фонд «Альтернативы». -М., 1997.448 с.
- Анализ динамики промышленного производства в 1990—1995 гг. и в январе-октябре 1996 г. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ., 1996.
- Ансофф И. стратегическое управление/Под ред. Евенко Л. И.: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
- Анчишкин А. И. Наука-техника-экономика.- М., 1986.
- Архангельская Н. Важнейшие проблемы российского бизнеса: мнение «Яблока"// „Эксперт“. 1999. № 43. С. 44.
- Архангельская Н. Важнейшие проблемы российского бизнеса: мнение КПРФ// „Эксперт“. 1999, № 44. С. 60.
- Архангельская Н. Важнейшие проблемы российского бизнеса: мнение блока „Отечество- Вся Россия"//"Эксперт“. 1999. № 46. С. 62.
- Архангельская Н. Важнейшие проблемы российского бизнеса: мнение блока „Союз правых сил"// „Эксперт“. 1999. № 47. С. 43.
- Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценка, проблемы, способы обеспечения// „Вопросы экономики“. 1994. № 12. С.38−39.
- Асатрян Р.С., Гарнов А. П. Национальная экономика: организационно-экономические основы управления промышленностью в условиях переходного периода (На прим. автомобилестроения)/ Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова.- М., 1999.- 99с.
- Астапович А., Григорьев JI. Иностранные инвестиции в России: проблемы и решения//МЭ и МО. 1993. № 5.
- Балацкий Е.В., Потапова А. В. Отраслевые закономерности рыночной трансформации российской экономики//Мировая экономика и международные отношения.-2000.- № 6.- С. 87−94.
- Балацкий Е. В. Сдвиги в отраслевой структуре переходной экономики/ТВестник Российской академии наук.-1998.-Т.68.-С. 195 202.
- Бачурин А.В. Экономический кризис в России: причины и уроки/Рос.акад.гос.службы при Президенте Рос.Федерации.-М., 2000.- 115 с.
- Баязитов Р.Ж. Структурно-инвестиционная политика: проблемы макроэкономического регулирования: Автореф.дис. .канд.экон.наук/Акад.естеств.наук Рос.Федерации. Ин-т экономики и орг.предпринимательства.- М., 1995.- 24 с.
- Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. — М.: ТЕИС, 2002. 296 с.
- Благова З.И. Стратегия реформирования экономики России/С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов.- СПб., 1999. 180 с.
- Богданов И .Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты.- М., 1999. 292 с.
- Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом.: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 271 с.
- Борейко А.А., Дунаев Э. П., Кутысовская А. А. Выбор модели рыночной экономики для России/Под ред. Дунаева Э.П.- М.: Диалог-МГУ, 1996.- 42 с.
- Бузгалин А.В. От кризиса к модернизации: Экономические и социально-политические проблемы/Фонд „Альтернативы“, Фонд Ф.Эберта.- М.: Экон. демократия, 2000.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: АО „Интерэкспорт“, экономика, 1995. 344 с.
- Вопросы формирования промышленной политики России на современном этапе / Отв. ред. Гаврилов В. Н.- РАН: ИМЭПИ. М.: АО „ЭПИКОН“. 1999.
- Вопросы экономики.- 1999.- № 12.- С.4−33.
- Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков.- М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. — 253 с.
- Выбор модели рыночной экономики и приоритеты экономической политики в России/МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак.- Под ред. Дунаева Э. П., Шуркалина А.К.- М.: Диалог-МГУ, 1998.- 187 с.
- Гареев М.А. Приоритеты государственных интересов Российской Федерации// „Международная жизнь“. 1993, № 5−6.
- Герасименко В. Дифференциация цен: опыт европейского бизнеса/Маркетинг. 1995. № 3. С. 14−19.
- Глазьев С.Ю. 2000-й. Новая эпоха — новый смысл для российской политики// „НГ“. 1999. декабрь.
- Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России/Под ред. В. П. Колесова. — М.: Экон. факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. 222 с.
- Голубовия А.Д., Макерин Г. И. Экономический анализ деятельности совместных предприятий в машиностроении. М.: Машиностроение, 1989.- 160 с.
- Горбунов А.А., Кулибанов B.C., Лебедева Т. В. Реформирование экономики при дефиците инвестиций/Под ред. Горбунова А. А- Ин-т соц.-экон. пробл. РАН, Санкт-Петербург, отд-ние акад. инвестиций и экономики стр-ва. СПб., 1995. — 95 с.
- Гордиенко М.П., Смирнов Л. М. От повозки до автомобиля.- Алма-Ата: Казахстан, 1990.- 239 с.
- Градов А.П. Стратегия экономического управления предприятием: принципы формирования стратегических решений: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.
- Градов А.П. Стратегия экономического управления предприятием: производственная система как объект стратегического управления: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.
- Губарев В.А. Некоторые аспекты формирования промышленной политики в автомобилестроении/Вопросы формирования промышленной политики России на современном этапе/Отв. ред. Гаврилов В. Н.- РАН: ИМЭПИ.- М.: АО"ЭПИКОН“. 1999. Раздел VI.
- Гуревич A.M. Краткий исторический обзор развития отечественного тракторостроения и автомобилестроения. Лекция. Киров, 1963.-12 с.
- Диденко Н.И., Самохвалов В. В. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий автомобилестроительной отрасли / Под ред. Афоничкина А. И. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. С. 105.
- Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской федерации. СПб.: Политехник, 1997. 320 с.
- Диксон Д.Е. Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пособие и практикум. М.: Финансы и статистика, 1994. 224с.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие/Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1995. 225 с.
- Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Международные отношения, 1994. 175 с.
- Дорофеев С.И. Структурные изменения и темпы роста экономики капиталистических стран. М.: Мысль, 1994. 187 с.
- Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России, 1896−1917 гг. — М.: Транспорт, 1994. 302 с.
- Дунаев Э.П., Рассадина А. К. Структурная перестройка экономики РФ: Необходимость, зарубежный опыт, содержание/МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон.фак. М.: Диалог-МГУ, 1999. — 36 с.
- Дунаев Э.П., Кондрашева Т. К., Шуркалин А. К. Структурная перестройка при переходе к рыночной экономике/МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.- М., 1996.- 76 с.
- Дунаев Э.П., Колганов А. И., Кондрашева Т. К. Экономическая роль государства на различных этапах становления рыночной экономики/ МГУ им М. В. Ломоносова, Пробл. н.-и. лаб. МГУ по изуч. рыноч. экономики.- М.: МАКС Пресс, 2001.- 84 с.
- Душанич Т. Н., Душанич И. Б. Экономика переходного периода.-М., 1996.
- Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. М.: Вся Москва, 1994. 256 с.
- Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М., 2001. — 296с.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса: Концепции и методы планир.: Учеб. пособие. — М.: Финпресс, 1988. — 192 с.
- Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума / В. М. Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко // Вопросы статистики. 2001. — N3. -С.21−29.
- Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг (Сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке)//Маркетинг.- 1993. № 4.- С. 36−45.
- Завьялов П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность//Маркетинг. — 1999. № 4.
- Ильенкова С.Д., Шумяцкая Г. А. Экономики предприятий, отраслей и межотраслевых комплексов.- М., 1991.- 288 с.
- Инвестиционный рейтинг регионов России// „Эксперт“.- 1999.-№ 30(203).
- Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // Мировая экономика и междунар. отношения. 2001. — N 3. — С.54−60.
- Конкурентоспособность России в 90-е годы: Межстрановой макроэкон. анализ / Гельвановский М. И., Бушмарин И. В., Жуковская В. М., Малышев B.JI. М., 2000. — 125с.
- Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве: (Докл. по материалам Учен, совета ин-та 22 нояб. 2000 г.) / Дынкин А. А., Куренков Ю. В., Адно Ю. Л., Афонцев С. П. -М., 2001.- 150с.
- Ковалев С.Г. Трансформация общественного производства: СССР-Россия: Очерк теории/С.-Петерб. ун-т экономики и финансов.
- Пробл. лаб. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996. 4.2.-207 с.
- Корманов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность//Экономист. — 1997. № 1.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. М.: Питер Ком, 1999. 896 с.
- Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Вопросы экономики.- 2001.- № 6.
- Кутенев В.Ф., Гируцкий О. И., Ипатов А. А. О государственном регулировании при реализации „Национальной стратегии развития автомобильной промышленности“//Автомобильная промышленность. 1998. № 11.
- Кутенев В.Ф., Гируцкий О. И., Ипатов А. А. Технико-экономические проблемы стратегии развития российского автомобилестроения//Автомобильная промышленность.- 1997.- № 1.
- Ларин В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятий: возможный подход / В. Ларин, Н. Яшин // Власть. 1999. — N 10. -С.36−41.
- Легкобытов А.В., Игнатов А. А., Силантьев А. Ю. Социально-экономическое состояние России// „Наука. Политика. Предпринимательство“.- 2000.
- Липсиц И.В. Конкурентоспособность российской промышленности / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик, В. К. Кашин // ЭКО. 1997. — N 5. — С.75−85- N 6. — С.55−62.
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М., 2001. — 221 с.
- Лопатников Л.И. Экономика двоевластия: Беседы об истории рыночных реформ в России/ Под ред. Ласица О.Р.- М.- СПб.: Норма, 2000.- 299 с.
- Львов Д.С. Экономическая модель XXI века//"НГ-Политэкономия». -1999.- 29 декабря.
- Львов Д.С. Слепое следование западным рецептам доказало свою несостоятельность. Рыночные реформы нуждаются в теоретической подготовке// «НГ-Политэкономия». — 1999.- № 13.
- Маркетинг: практическая деятельность предприятия на внутренних и внешних рынках: Науч.-аналит. обзор/ РАН ИНИОН. М., 1993.-32с.
- Мексон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М., 1998.- 800 с.
- Мисаков B.C. Анализ конкурентоспособности фирмы. М., 1998. -223с.
- Митин С.Г. О роли национальной автомобильной промышленности//Автомобильная промышленность. 1999. № 4.
- Михайлов О. Основы мировой конкурентоспособности. М., 1999. -592с.
- Мишин Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. М., 2000. — 211с. -(Экономика соврем. России).
- Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: В 2 т. М.: Внешторгиздат, 1993. Т.1. 221 е.- Т.2. 304 с.
- Мори А., Азоев Г. Л., Стрижов С. Г. Маркетинговый анализ деятельности предприятия. М.: Дело, 1993. 210 с.
- Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели // Вопросы статистики. 1999. — N 12. — С. 15−21.
- Новое качество и темпы экономического роста/Под ред. Дунаева Э. П., Сидоровича А.В.- МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 120 с.
- Об итогах социально-экономического развития РФ в январе-июне1996.-М., 1996.-97 с.
- Огородов С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей // Пробл. теории и практики управления. 2002. — N 1. — С.46−51.
- Осипов Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты.- М., 1997.- 208 с.
- Осипов Г. В. Парадигма нового мирового порядка и Россия.- М., 1999.- 74 с.
- О социально-экономическом положении страны по итогам реформирования российской экономики в I полугодии 1997 г.- М., 1997.- 295 с.
- Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков/А. Свинаренко, Я. Кузьминов, Б. Кузнецов и др.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 56 с.
- Пороховский А.А. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002.- 304 с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
- Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ./Под ред. Я. В. Заблоцкого. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 496 с.
- Потрубач Н.Н. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности / Н. Н. Потрубач, Р. К. Максутов, Т. А. Орлова // Соц.-гуманитарные знания. 2000. -N 3. — С.120−132.
- Проблемы завершения первого этапа и содержание второго этапа становления рыночной экономики в России/МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак.- Под ред. Дунаева Э. П., Колганова А.К.- М.: ТЕИС, 1999.- 231 с.
- Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. — М.: Центр полит. технологий, 1998.- 328 с.
- Реформирование предприятий: Типовая прогр. Метод.рекомендации. Сост. и перспективы/Обществ.совет по реформе предприятий при М-ве экономики Рос.Федерации. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Акционер, 2000. — 139 с.
- Розанова Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М., 2001. — 39с.
- Российское легковое автомобилестроение//ЭКО: Экономика и организация промышленного производства.- Новосибирск, 1999. № 10.
- Рыночная система России: эволюция экономической роли государства/Под ред. А. А. Пороховского.- М.: Экон. фак. МГУ, ТЕИС, 2001.-342 с.
- Сабецкая Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров // ЭКО. 2000. — N 4. — С.87−92.
- Самохвалов В.В., Салькаева З. К. Планирование обобщенной конкурентоспособности товара на экспортном рынке/Тез. международ, науч.-практ. конф. «Будущее России социально-экономический и экологический аспекты». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. С. 392−394.
- Сан Чжун Ли. Российская автомобильная промышленность: конкурентоспособность и привлечение иностранного капитала//Вопросы экономики. 2000. № 2.
- Сереженкин A.M. Пути реформирования автомобильной промышленности//Автомобильная промышленность. 1998. № 6.
- Синько В.И., Вольдер Б. С. Конкурентоспособность и внешнеэкономическая деятельность предприятий//Стандарты и качество. 1993. № 10. С. 45−50.
- Социально-экономическое положение России, январь-июнь 1999 г.-М., 1999.-408 с.
- Социально-экономическое положение России, 1998 г.-М., 1998.-447 с.
- Социально-экономическое положение России, январь-апрель 1997 г.-М., 1997.- 82 с.
- Социум XXI века: рынок, человек в информационном обществе/Бузгалин А., Колганов А., Овсянников А. и др.- Под ред. Колганова А.И.- МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак-т, — М.: ТЕИС, 1998.- 279 с.
- Структурная перестройка экономики и экономический рост: Материалы науч.конф. Апрель. 1998 г./Рос.акад.гос.службы при Президенте Рос. Федерации- Под общ.ред. Фоломьева А. Н. М., 1999.-323 с.
- Субботин А.К. Проблемы конкурентоспособности ведущих российских компаний // Россия и современный мир. 2002. — N 2. -С.154−166.
- Сулакшин С.С. Россия 1996. Тупик.- М., 1997.- 47 с.
- Третьяк В.П. Введение в анализ отраслевой организации рынков//РЭЖ. 2001 г. № 5−6.
- Третьяк В.П. Фирма как субъект отраслевого рынка//РЭЖ. 2002 г. № 2.
- Трофимова Г. К. Конкурентная стратегия фирм и банков / Трофимова Г. К., Сапрыкин И. В. М., 2001. — 214с.
- Управление экономикой переходного периода: Науч. анализ для правящей элиты и конструктив. оппозиции/Фонд «Проф.упр." — Под ред. Макарова В. В. — М.: Наука: Физматлит, 1998. Вып.З. 396 с.
- Урманов И.И. Инвестиционное сотрудничество в автомобильной промышленности//МЭ и МО. 1996. № 11.
- Фаминский И.П. Современная международная торговля. М.: Информпечать, 1991. 178 с.
- Фасхиев Х.А., Кузнецов Б. Л. Российское автомобилестроение в ожидании инвестиций//Автомобильная промышленность. 1998. № 9.
- Фасхиев Х.А. Что такое качество автомобиля?//ЭКО: Экономика и организация промышленного производства.- Новосибирск 1999.-№ 10.
- Фасхиев X. А. Качество продукции перспектива отечественной автомобильной промышленности//Экономист. 2001. № 2.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учеб. пособие. М., 2000. — 312с.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М., 2002. — 892с.
- Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. 2003. — N 1. — С.31−43.
- Формирование экономической системы России в координатах мирового развития/ Под ред. К. А. Хубиева.- М.: Экон. фак-т МГУ, ТЕИС, 2001.- 796 с.
- Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы: Междунар. научн. конф. «Ломоносовские чтения»: 24−26 апреля 2002 г.: Материалы для обсуждения/ Отв. за вып. К. А. Хубиев.- М.: МАКС Пресс, 2002.-56 с.
- Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности /перевод с английского/. СПб.- 1999.- Т. 1,2.
- Цыгичко А. Высокая цена конкурентоспособности // Экономист. -2003.-N1.-C.31−36.
- Черковец О.В. Россия в контексте мировых интеграционных процессов//РЭЖ. 1995. № 2. С. 34−42.
- Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: Инфра-М, 1997.
- Шерешева М.Ю. Маркетинг иностранных компаний на российском автомобильном рынке//Вестн. Моск. Ун-та. Сер.6. Экономика. 1999. № 1.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992.
- Экономика переходного периода/Радаев В.В., Бузгалин А. В., Колганов А. И. и др.- Под ред. Радаева В. В., Бузгалина А.В.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.- 415 с.
- Экономическая теория в современной России: Глобальные тенденции и национальные традиции/Под ред. А. А. Пороховского.-М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.- 261 с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Тандем, 1996.
- Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. — М., 1996.-280 с.
- Яременко Ю.В. Избранные труды: В 3 кн./ РАН. Ин-т народнохоз. прогнозирования.- М.: Наука, 1999. Кн. З: Приоритеты структурной политики и опыт реформ.- 414 с.
- Bain J. S. Barriers to New Competition. Cambridge (Mass): Harvard University Press. 1956.
- Brunswick UBS Warburg. Автомобильная промышленность. Июнь 2002 г. 53 с.
- Business Week. 1998. August 17.
- Business Week. 1999. June 29.
- Gaddy C., Ickes B. A simple four-sector model of Russian «virtual» economy/Internet http//econ.Ia.psu.edu/~bick/ickres.htm.
- Harwit E. Japanese Management Methods and Western Investment in Eastern Europe: the Case of Automobile Industry//Columbia Journal of World Business. 1993. vol. 28. № 3.
- Kurylko D. Makers Aims for Vertical Disintegration//Automotive News Europe. 1996. June 24.
- Maccoby M. Is There a Best Way to Build a Car? //Harvard Business Review. 1997. vol. 75. № 6.
- Marukawa T. Industrial Groups and Division of Labor in China’s Automobile Industry// Developing Economies. 1995. vol. 33. № 3.161.0hmae, Kenichi. Triad Power: The Coming Shape of Global Competition. New York: The Free Press. 1985.
- Pade, Henrik & Moller, Kim. Industrial Success. Gylling. 1988.
- Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analizing Industries and Competitore. New York: The Free Press. 1980.
- Rhys G. Motor Vehicles. In: Jonson P. (ed.). The Structure of British Industry. London. 1988.
- Stigler G. The Organization of Industry. Homewood (III): Itwin. 1968.
- Weizsacker C.C.von. Barriers to Entry: A Theoretical Treatment. Berlin: Berlin Springer-Verlag. 1980.
- Womack J. The Machines That Changed the World. N.Y. 1990.168. http://besta.rbc.ru/vear/99/vearitog 06. shtml169. www.avtotor.ru170. www.autonavigator.ru171.www.vaz.ru172.www.gaz.ru173. www.kamaz.ru174. www.uaz.ru