Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Отношение педагогов к инновациям: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа выявленных проблем можно сделать следующие выводы: стратегия инновационного обучения начинает складываться особенно интенсивно за последние два-три года, однако система образования в целом сохраняет нормы и стиль традиционного обучения, педагоги, ожидая, когда подоспеют методически разработанные образцы нового уклада организации обучения, пробуют применить самостоятельно… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Инновации как предмет социологического исследования
    • 1. 1. Основные подходы к инновационным процессам
    • 1. 2. Инновации в образовании: понятие и классификация
  • 2. глава. Инновационные процессы в образовании: социологический анализ позиций педагогов
    • 2. 1. Отношение педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационным процессам
    • 2. 2. Отношение школьных педагогов к инновациям
    • 2. 3. Отношение педагогов учреждений дополнительного образования детей к инновациям
  • Заключение

Отношение педагогов к инновациям: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

События последних лет в нашей стране требуют пересмотра многих принципов и подходов, традиционно считающихся основой образования. Современный период отличается огромными преобразованиями, которые коснулись всех сфер жизни: производства, техники, политики, армии, науки, культуры и др. Изменения в этих сферах стали источником новых подходов и в системе образования.

Известно, что образование является одной из важнейших сфер общественной системы, следовательно, учитывает и реагирует на все изменения, развиваясь в соответствии с требованиями времени. Однако необходимо отметить, что система образования является консервативным элементом общества, выступающим в то же время в качестве его стабилизирующего механизма. Образование не воспринимает автоматически все новшества. Являясь вполне самостоятельной системой, оно активно влияет на всё общество в целом. Путь, пройденный российской системой образования, отражает путь, пройденный страной. В известном документе «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования» указывается, что «школа вместе с обществом входит в штормовую полосу радикальных реформ. Входит, как и общество, медленно, болезненно, трудно» [213. С. 2].

Изменения, происходящие в образовательных учреждениях, указывают на то, что они вступили в новую стадию своего развития, которая связана с внедрением новых форм работы, новых технологий, ориентирующих педагогов на подготовку учащихся к постоянно изменяющимся условиям жизни. Сегодня образование находится в стадии формирования новой системы, основанной на идеях гуманизма, демократизма, свободного развития общества и человека.

Изменения в содержании и структуре человеческой деятельности, вызванные социальными переменами, повышение роли человеческого 4 фактора в общественной сфере и управлении, расширение коллективных форм деятельности обусловливают необходимость анализа отношений педагогов к инновационным процессам. Термин «отношение» толкуется нами как социальная ориентация личности на происходящее с учётом её потребностей, интересов, ценностей, реакции на социальные изменения, возможное влияние изменяющегося поведения личности на новые процессы, то есть как выражение её позиции. С точки зрения социологии важно зафиксировать динамику изменения отношения к инновациям, его особенности в конкретной ситуации, факторы, влияющие на отношение человека к новому.

Проблема отношения педагогов к инновационным процессам в системе образования включает в себя отношение к работе в новых условиях, связанных с содержанием самой деятельности, с самооценкой, самоорганизацией, а также — восприятие инноваций как необходимых перемен в характере общественного запроса на изменение роли личности в социальном прогрессе. Такой подход демонстрирует не только рациональное, но и эмоциональное отношение к объективно необходимым изменениям. Когда его нет, возникает отстранение и отчуждённость. Им соответствует низкий уровень удовлетворённости работой в новых условиях. Такой подход обусловлен зависимостью отношения к новому от материального стимулирования: повышение заработной платы обеспечивает положительный эмоциональный импульс к восприятию новых процессов. Поэтому проблему отношений педагогов к инновационным процессам мы будем рассматривать с точки зрения их интегрального эмпирического показателяудовлетворённости результатами инновационной деятельности.

Инновации являются одним из основных условий успешной реализации новых задач. Осознание необходимости существенных изменений в системе образования в связи со сменой его парадигмы в современный период обусловило массовый характер инноваций. В связи с этим возникла острая необходимость социологического осмысления этих 5 явлений и разработки проблемы организации и управления инновационными процессами в образовании.

Изучение инновационных процессов в системе образования и отношения к ним педагогов представляет собой довольно значимую исследовательскую проблему, так как результаты исследования дадут возможность оценить современное состояние системы и выявить эффективность (или неэффективность) инновационных процессов в сфере образования.

Основным субъектом инновационных процессов является человек, в системе образования — педагог, ведь именно он становится важным связующим звеном между обучающимся и неизмеримым потоком социальной информации. От педагога, его отношения к всевозможным изменениям в самой большой степени зависит успех нововведений. Если преподаватель в полной мере не воспримет новшества, не осознает их необходимость в данный момент, то они окажутся абсолютно неэффективными, безуспешными. Вот почему именно эта проблемаотношение педагогов к инновационным процессам в образовательных учреждениях, к внедрению новшеств, их позиция, степень новаторстваопределила выбор темы настоящей работы. Степень научной разработанности темы.

Проблеме теории инноваций в научной литературе уделяется большое внимание. К теоретическому фундаменту исследований инноваций можно отнести положения традиционных макросоциологических теорий функционализма Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Дэвиса, Н. Смелзера и др. Широкое представление о разных подходах к инновациям дают труды крупных теоретиков XX века Й. Шумпетера и Н. Д. Кондратьева. Анализ инновационных процессов в социальной, управленческой, экономической, производственной сферах имеет место в научных трудах В. А. Александрова, Д. С. Дудченко, А. Г. Кругликова, Н. И Лапина, Б. В. Сазонова, Р. А. Фатхутдинова и др. В исследованиях этих 6 авторов излагаются теоретические и практические вопросы формирования новшеств и инноваций, их разработки, освоения, производства и реализации, рассматриваются концепции инновационного менеджмента и научные подходы к нему.

В связи с тем, что в данной работе нас интересуют инновационные процессы в системе образования, нам необходимо было обратиться к общетеоретическим и социологическим проблемам образования, которые представлены в трудах Н. А. Аитова, Е. С. Баразговой, И.В. БестужеваЛады, J1.A. Беляевой, Л. Г. Борисовой, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского, Ф. Г. Зиятдиновой, Л. Н. Когана, И. С. Кона, Д. Л. Константиновского, Г. Б. Кораблёвой, B.C. Леднева, М. Л. Левицкого, В. Т. Лисовского, А. В. Меренкова, В. Я. Нечаева, Б. С. Павлова, В. Д. Попова, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевича, B.C. Собкина, В. Н. Турченко, З. И. Файнбурга, Ф. Р. Филиппова, В. Т. Шапко, В. Н. Шубкина, Е. А. Шуклиной и др.

Проблемы инноваций в образовании стали изучаться сравнительно недавно и прежде всего педагогами. Инновационным процессам в сфере образования посвящены научные труды B.C. Безруковой, А. С. Белкина, В. И. Загвязинского, В. И. Зверевой, В. А. Караковского, М. В. Кларина, B.C. Лазарева, Б. Г. Матюнина, A.M. Моисеева, А. Я. Найна, Н. В. Немовой, В. В. Нестерова, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, И. Фрумина, Н. Е. Щурковой, Е. А. Ямбурга и др. Эти исследователи разработали основные критерии инновационной деятельности в школе, направления дальнейшего совершенствования работы педагогов по повышению качества обучения.

Одной из главных проблем — отношения учителей к пединновациям, оценке ими факторов, препятствующих внедрению нововведений в системе образования региона — большое внимание уделяют уральские социологи Е. С. Баразгова, Л. А. Беляева, Ю. Р. Вишневский, С. И. Железнякова, Г. Е. Зборовский, Г. Б. Кораблёва, А. В. Меренков, Б. С. Павлов, Л. Я. Рубина, В. Т. Шапко, Е. А. Шуклина и др. 7.

Социологических исследований, касающихся проблемы отношения педагогов к инновационным процессам в образовательных учреждениях, немного. В своих работах социологи стремятся показать противоречия современного этапа инновационной деятельности в системе образования, разрабатывают рекомендации по её дальнейшему совершенствованию. Это тем более важно, что инновации в образовании получают широкое распространение. Содержательный анализ практики внедрения инноваций, отношения педагогов к ним — настоятельное требование времени. Только глубокие теоретические и эмпирические исследования инновационных процессов дадут возможность наиболее полно выявить все противоречия, чтобы потом спрогнозировать направление развития инноваций в сфере образования. Наше исследование выполнено в рамках этого направления. Вполне естественно, что оно не может охватить всю проблему отношения педагогов к инновациям в сфере образования.

Проблему инноваций мы хотели бы показать как единство объективного и субъективного. Общетеоретическое понимание инновационных процессов возможно лишь на основе анализа субъективных факторов. Изученные и обобщённые мнения педагогов — это, несомненно, отражение субъективных моментов инновационного процесса. Однако, хотелось бы надеяться, мнения педагогов как субъективный момент дополнят объективные обобщения по данной проблеме.

Основная цель нашей работы — осуществить социологический анализ отношения педагогов образовательных учреждений разных типов к инновационным процессам и сформулировать научно-теоретические основы совершенствования их инновационной деятельности.

Задачи исследования: 1) раскрыть сущность и содержание понятия «инновационные процессы», показать основные подходы к ним- 8.

2) охарактеризовать понятие «инновации в образовании», проанализировать уровень теоретических исследований по проблемам инноваций в образовании;

3) показать сложность взаимосвязи изменений, происходящих в общественной системе и в системе образования;

4) выяснить объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность инноваций в образовании;

5) охарактеризовать отношение педагогов дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования к инновациям;

6) определить направления управленческого воздействия на инновационные процессы в сфере образования;

7) выявить характер и направленность инновационных процессов в образовательных учреждениях Муниципального образования — город Сухой Лог;

8) разработать предложения по совершенствованию инновационной деятельности в сфере образования.

Объектом диссертационного исследования являются инновационные процессы в педагогических коллективах дошкольного, школьного и дополнительного образования города Сухой Лог Свердловской области.

Предмет исследования — отношение педагогов к инновационным процессам, к внедрению новшеств в сфере образования.

Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи классиков социологической науки относительно социальных изменений и изменений в образовании (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер и др.). В работе были применены системный, структурно-функциональный, институциональный, деятельностный подходы к образованию, разработанные в отечественной и зарубежной социологии. В качестве методологического основания были использованы концептуальные идеи инновационных процессов, сформулированные как в зарубежной, так и 9 в отечественной науке. При написании работы автор опирался на социологические концепции образования как западных, так и отечественных теоретиков, а также на образовательные концепции современных педагогов-новаторов, непосредственно участвующих в организации работы инновационных образовательных учреждений.

Эмпирическая база исследования.

Теоретический анализ отношения педагогов к инновационным процессам в учреждениях образования сопряжён с использованием результатов социологических исследований, проведённых автором диссертации в Муниципальном образовании — город Сухой Лог (общее число респондентов составило 2307 человек). Среди них: «Отношение учителей к инновационным процессам в школе» (по заказу Управления образования города Сухой Лог в 1995 году, выборочная совокупность 260 человек) — «Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей» (по заказу Администрации г. Сухой Лог в 1995 году, выборочная совокупность 380 человек) — «Изучение образовательных потребностей в социуме средних школ № 1,5,8 г. Сухой Лог: возможности изменения традиционной структуры» (по заказу муниципальных образовательных учреждений в 1996 году, выборочная совокупность 1032 человека) — «Дошкольные образовательные учреждения: проблемы личностно-ориентированной педагогики» (по заказу Управления образования в 19 961 997 г., выборочная совокупность 300 человек) — «Пути развития и проблемы коррекционного образования» (по заказу Управления образования в 19 971 998 г., выборочная совокупность 215 человек).

В данной работе нашли отражение и результаты проведённого нами социологического сочинения «Чем для меня является школа?» (120 человек). Оно проводилось в соответствии с разработанной стратегической концепцией-программой комплексного социологического исследования «Актуальные проблемы образования г. Сухого Лога: современное состояние, возможности, перспективы» .

Все названные выше социологические исследования соответствовали требованиям репрезентативной выборки.

Эмпирической основой исследования явились также статистические материалы Департамента (затем Министерства) образования Свердловской области, информационно-аналитические отчёты по материалам социологических исследований в Свердловской области: «Городской учитель — социально-профессиональный портрет», «Образование: время перемен», «Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области», «Свердловская область: региональное образовательное пространство», «Система образования Свердловской области: проблемы, тенденции, перспективы», «Система образования города Красноуфимска: социокультурное пространство», «Студент 90-хсоциокультурная динамика», «Реформирование школы в зеркале учительских мнений».

Основные методы диссертационного исследования.

В диссертационном исследовании применялись как общенаучные теоретические, так и специальные эмпирические методы, использующиеся при проведении конкретно-социологических исследований:

1) анализ документов, в том числе контент-анализ;

2) метод опроса (анкетирование, свободное интервью, экспертный опрос);

3)социологическое наблюдение.

Научная новизна исследования.

1) Выявлены основные подходы в зарубежной и отечественной литературе к трактовке инновационных процессов (технологический и личностный) и рассмотрены существующие определения инноваций. На основе их анализа предлагается авторская формулировка понятия «инновации» как сложного многоэтапного процесса, базирующегося на необходимости разрешения существующих противоречий, зависящего от поведения субъектов инновации, воздействующего на изменения общественной системы и способствующего её развитию. К наиболее.

11 существенным признакам инноваций автор относит наличие: новизны, особенностей действия инновации, её эффективности и специального периода использования новшества.

2) В работе применён социологический подход при изучении отношений педагогов к инновационным процессам, который подразумевает выявление социального значения инноваций, их места в системе общественных процессов, роли в развитии общества и анализ установок и позиций педагогов в отношении происходящих в образовании изменений. Будучи использованным в процессе изучения нововведений в образовании, социологический подход выступает как интеграция социально-философского, педагогического и психологического подходов. При этом социологический подход к инновациям в образовании рассматривается в тесной взаимосвязи с общенаучными подходами: системным, институциональным, деятельностным и отражает единство объективного и субъективного.

3) Показаны особенности трансформации понятий «инновация» и «инновационные процессы» в сферу образования. Доказывается, что суть этих процессов обусловлена происходящими изменениями в обществе, в результате которых образование и все его компоненты также приобретают новое значение, следствием чего становится противоречие между общественным спросом (общественными потребностями) и педагогическим предложением. Подчёркивается, что инновации в обучении и воспитании являются решающим фактором успешного социального действия, так как дают возможность инициировать активность в сфере образования.

4) В диссертации предлагается классификация инноваций в сфере образования. С учётом разной степени новизны выделяются образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее не известные, образовательные идеи и действия, известные, но адаптированные, расширенные, модифицированные применительно к конкретным педагогическим условиямс учётом особенностей действия образовательных инноваций выделяются.

12 внутриорганизационные и межорганизационныес учётом эффективности инновации в образовании обозначаются как высокоэффективные, среднеэффективные, малоэффективныев зависимости от периода использования нововведений в образовании выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инновации.

5) Рассмотрены положительные и отрицательные особенности инновационных процессов в сфере образования Свердловской области, выявлены следующие их черты: положительная реакция большинства педагогов на инновационные процессы и готовность подключиться к их реализацииотносительно высокий (по сравнению со средним по стране) удельный вес авторских инновацийвместе с тем, медленное усвоение педагогами понятия «инновационный процесс», который предусматривает обязательную организацию новой деятельности в соответствии с общественной системойиспользование педагогических открытий и идей без адаптации их к целям и задачам конкретного образовательного учреждения.

6) На материалах социологических исследований, а также социологического мониторинга, осуществлявшегося в течение четырёх лет, выявлены позиции педагогов в отношении инноваций и вскрыты основные противоречия, препятствующие развитию и распространению инноваций в образовании: между позитивной в целом ориентацией педагогов на инновации и отсутствием у многих из них чёткого представления о характере и содержании инновационной деятельностимежду нацеленностью многих педагогов на освоение новшеств и отсутствием реальных условий для этогомежду стремлением системы образования к развитию и обновлению и консерватизмом определённой части педагогических работниковмежду возрастающими требованиями общества к инновационной деятельности педагогов и сохраняющейся ориентацией ряда из них на репродуктивную деятельность в образовании.

7) В работе доказывается, что педагоги, усваивая отечественную и зарубежную информацию о нововведениях в системе образования, переносят.

13 находки в свою работу, не адаптируя их к собственным целям и не сопоставляя с целями и задачами конкретного образовательного учреждения, что зачастую делает инновации неэффективными.

Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы для организации социологического мониторинга инновационных процессов в сфере образования, а также в качестве алгоритма выработки управленческих решений в ходе внедрения инноваций. Реализация сформулированных выводов и предложений будет способствовать эффективному разрешению проблем внедрения и восприятия инноваций в сфере образования.

Основные положения диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Социология образования», спецкурса «Инновационные процессы в системе образования» для студентов социологических факультетов и педагогических вузов, в учреждениях повышения квалификации педагогов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры социологии Уральского (затем Российского) государственного профессионально-педагогического университета, на Всероссийской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании «Проблемы повышения академического уровня высших учебных заведений и региональных образовательных систем» (г. Екатеринбург, декабрь 1996 г.), на 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования — императив XXI века (г. Пермь, март 1997 г.) — на Всероссийской конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (г. Екатеринбург, ноябрь 1997 г.) — на областной научно-практической конференции «Учебный диалог в развивающем обучении: информационное и мониторинговое обеспечение.

14 развивающего обучения" (г. Екатеринбург, январь 1998 г.) — на 4-й научно-практической конференции молодых учёных и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (г. Екатеринбург, март 1998 г.) — на VI Всероссийской конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании «Проблемы повышения академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий» (г. Екатеринбург, декабрь 1998 г.). Результаты исследования представлены в 7 публикациях автора.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 302 наименований. В работе представлены четыре схемы, пять таблиц и пятнадцать графиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа выявленных проблем можно сделать следующие выводы: стратегия инновационного обучения начинает складываться особенно интенсивно за последние два-три года, однако система образования в целом сохраняет нормы и стиль традиционного обучения, педагоги, ожидая, когда подоспеют методически разработанные образцы нового уклада организации обучения, пробуют применить самостоятельно отдельные инновационные подходы в содержании, которые не всегда согласуются с целями и задачами конкретных образовательных учрежденийчисло практиков-новаторов растёт, изменяется позиция отдельных педагогов по отношению к ребёнку, к себе самому, педагог начинает выступать не только как провозвестник предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник становления и развития личности ребёнка, что соответствует требованиям инновационной стратегии. Изменяется и характер управления, воздействия на ребёнка. Авторитарной педагогики начинает медленно уступать позиции демократическим воздействиям, редко сотрудничеству, вниманию к инициативе ученика, к его личности. Изменяется позиция ученика, которая переходит с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с педагогомпроцесс усвоения знаний начинает носить поисковый, творческий характер, выявляется желание учеников реорганизовать образовательный процесс в многообразные формы.

Усилия, затрачиваемые на введение инноваций в образовательных учреждениях города, не оправдывают ожиданий, так как принципиальных сдвигов в качестве образования не происходит. Это связано с тем, что со сменой парадигмы образования пока ещё мало изменился подход педагогов к детям как к субъектам образовательного процесса. Педагоги вносят новые элементы без учёта целей и задач образовательного учреждения. Сами инновационные процессы управляются слабо.

По оценкам педагогов, большинство из них ориентировано на использование отдельных элементов или авторских методик и лишь небольшая.

часть педагогов может реализовать и реализует свой творческий потенциал, несмотря на утверждения большинства о понимании стратегических задач в системе образования.

Отношение к инновациям у педагогов в целом позитивное, однако далеко не однозначное, так как пока ещё не усвоена суть происходящих изменений. Поэтому новые формы работы, новые технологии, новое содержание приспосабливается педагогами к традиционному направлению образования.

Необходимо отметить недостаточную готовность значительной части педагогов к тем изменениям, которые непосредственно затрагивают их собственную деятельность, так как в оценке результатов при использовании новшеств единодушно отмечаются репродуктивные качества и меньше всего креативные, которые необходимы педагогам на современном этапе становления новой системы. В процессе исследования выявлена неадекватная оценка происходящих изменений, поэтому мнения педагогов расходятся с мнением учащихся.

Наблюдается сдвиг инновационных процессов в сторону внешних условий, так как педагоги отмечают незначительные изменения в результате внедрения инноваций или затрудняются определить, что происходит в системе образования. Педагоги в своей деятельности изменяют структуру и содержание образовательных программ, разрабатывают новые или создают составительские программы, используют авторские, применяют новые технологии без принципиальных изменений во всей системе деятельности, без учёта целей и задач каждого конкретного образовательного учреждения и направлений его деятельности.

Новшества в организации учебного процесса ориентированы на уровневую и профильную дифференциацию.

Исследование показало, что ученик начинает, хотя и очень медленно, осознаваться педагогами как субъект образовательного процесса, так как небольшая часть педагогов в своей практике ориентируется на инициативы, выдвигаемые учениками.

Исследование выявило основные факторы, влияющие на отношение педагогов к инновационным процессам. Основные трудности педагоги видят в отсутствии благоприятной материально-технической базы (77,1%) — несвоевременной и неполной информации о новых педагогических концепциях (каждый шестой педагог), о существующих новых технологиях обучения (каждый пятый педагог) — в недостаточном знании современного опыта развития образования (каждый седьмой педагог), в неэффективном управлении инновационными процессами.

Исследования также показали, что сегодня не разработана целостная система инновационных процессов, поэтому можно предложить:

1) привести в соответствие нормативную базу системы образования, разработать новые нормативные акты и при необходимости создать информационноконсалтинговую службу, обеспечивающую адаптацию научных достижений к новым условиям функционирования образовательных учреждений (особенно периода детства) — разработать целый комплекс организационных мер, как например, преемственные образовательные планы, программы школы и дошкольных образовательных, учреждений, школ и учреждений дополнительного образования;

2) создать координационный межведомственный Совет с целью согласования действий всех субъектов Единого образовательного комплекса, а также с целью формирования системы непрерывного образования и преемственных связей различных социальных институтов;

3) подготовить специалистов с высшим образованием, особенно для системы дополнительного образования, так как инновационные процессы в системе образования порождают проблему выбора педагога, предъявляют новые требования к его знаниям, умениям и навыкам в области форм, методов и технологий педагогической работы. В связи с этим необходимо разработать или скорректировать Программу «Кадры» для подготовки педагогов к новым условиям работы;

4) разработать программу учёта и контроля за внедрением и регулированием педагогических инноваций;

5) развивать модели сервисного типа: выявление спроса на услуги и их удовлетворение, перестройка работы в соответствии с динамикой спроса, например на базе Центра дополнительного образования;

6) организовать обучение педагогов с целью освоения личностно ориентированных технологий и овладения способами организации творческой активности педагога как субъекта инновационного процесса.

Мы понимаем: обеспечить всестороннюю инновационную деятельность, естественно, нелегко. Нужно разработать новые нормативные акты и целый комплекс организационных мер, привести в соответствие со стандартом образования множество различных учебно-методических пособий. Это непросто, но важно и необходимо для того, чтобы всячески благоприятствовать внедрению инновационной стратегии образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Фролова Т. Власова Т. На гуманистических и гуманитарных традициях \ Директор школы. 1996. № 2
  2. Авторские педагогические проекты и программы внешкольных объединений детей и подростков. Инновационные подходы. Челябинск. 1993
  3. И.И., Зверева М. В., Кумарина Г. Ф. и др. Опыт исследования результатов обучения шестилетних детей в подготовительных классах и группах детского сада \ Вопросы психологии. 1984. № 4
  4. В.А. Прогнозирование и управление нововведениями. Минск. 1988
  5. А.Н., Дудченко B.C. Контент-анализ как специфический способ «прочтения» текстов \ Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М. 1976
  6. . Вклад в будущее: приоритет образования. М. 1993
  7. Ш. А. В школу с шести лет. М. 1986
  8. Ш. А. Здравствуйте, дети! М. 1983
  9. К. Учителя и инновации. М. 1991
  10. Н.П. Воспитание игрой. М. 1987
  11. Аркавенко J1.H. Педагогические технологии и качество образования учителя. \ Создание условий для развития качества образования. Материалы областных педагогических чтений. Екатеринбург. 1995
  12. В.Э. Бумеранг социального самочувствия // Социс. 1998. № 1
  13. Л.Я. Пути совершенствования работы дошкольных образовательных учреждений в условиях хозяйственной самостоятельности // Школа и рыночные отношения: проблемы и пути их решения. Челябинск. 1996
  14. М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми // Избранные психологические произведения. М. 1975
  15. Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск. 1 985 136
  16. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург. 1992
  17. JI.A. Беломестных В. Н. Введение в личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие. Томск. 1996
  18. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск. 1975
  19. И. Панченко О. Какой быть школе в 21 веке? // Образование и рынок. 1998. № 1
  20. Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение // Социс. 1990. № 820.а. Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? М. 2000
  21. Э. Правовая культура и шансы институциональных социально-правовых инноваций // Социс. 1997. № 7
  22. О.Б. Пути к творчеству. М. 1981
  23. Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. М. 1983
  24. Р. С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М. 1985
  25. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М. 1993
  26. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. М. 1990
  27. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Нижний Новгород. 1991
  28. В. М. Мамаева Е.Е. Костыко Г. С. Инновационные процессы в образовательном пространстве // Вестник учебно-методического объединения вузов России по профессионально-педагогическому образованию. 1995. № 4
  29. И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? //Социс. 1997. № 1137
  30. Н. П. Урсул А.Д. Ориентиры опережающего образования // Социс. 2000. № 5
  31. JI.A. Педагогика способностей. М. 1973
  32. JI.A. Психологическая готовность ребёнка к школе // Вопросы психологии. 1984. № 4
  33. Э. Д. Солодников В.В. К вопросу об отношении детей 5−7 лет к социальной действительности // Вестник Московского университета. Психология. 1988. № 1
  34. Ю. Р. Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика // Социс. 2000. № 12
  35. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М. 1984
  36. B.C. Учебные заведения нового типа: как им развиваться? // Учительская газета. 1991. 16 марта
  37. Л.И. Реализации концепции дополнительного образования в Свердловской области // Магистр. 1994. СВ
  38. В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М. 1981
  39. З.И. Идёт уничтожение государственной системы образования // Народное образование. 1997. № 9
  40. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций // Под. ред.Н. В. Горбуновой. М. 1995
  41. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. М. 1980
  42. Воспитание детей в игре // Сост. А. Е. Бондаренко, А. И. Матусик М. 1983
  43. Воспитание и обучение в детском саду // Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. М. 1976
  44. Время ученичества. Выпуск 1. Сборник статей под общей редакцией А. В. Меренкова. Екатеринбург, 1995
  45. JI.C. Детская психология // Соб. соч. в 6 т. М. 1984. Т. 4
  46. JI.C. Педология подростка // Соб. соч. М. 1984. Т. 4
  47. JI.C. Проблемы развития психики // Соб. соч. М. 1983 Т. 3138
  48. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. 2-е издание. М. 1972
  49. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск. 1993
  50. B.C. Веселкова Н. В. Мониторинг инновационных процессов в системе образования района // Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Екатеринбург. 1996
  51. В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // Библиотека журнала «Директор школы» М. 1996
  52. Городской учитель социально-профессиональный портрет. Екатеринбург. 1993
  53. А.С. Инновационная педагогическая деятельность и регионализация образования // Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Екатеринбург. 1996
  54. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М. 1976
  55. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М. 198 657.а. Деловой лексикон. Термины, культура делового общения. Челябинск. 1995
  56. Детская психология // Под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько Минск. 1981
  57. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Петербург. 1995
  58. Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? Минск. 1997
  59. А.П. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении. Челябинск. 1996
  60. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. 1 987 139
  61. Дошкольная педагогика. Учебное пособие // Под. ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. М. 1985
  62. B.C. Динамика ситуационных структур в инновационном процессе. // Сб. Инновационные процессы. Труды семинара. М. 1982
  63. B.C. Из опыта подготовки профессиональных консультантов в России // Социс. 1996. № 5
  64. B.C. Инновационный метод: новая парадигма науки практики \ Социс. 1996. № 7
  65. B.C. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие // Московский государственный социальный университет. М. 1996.
  66. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990.
  67. Э.О. Социология образования. М. 1996.
  68. Е.В. Новый тип школы. \ Советская педагогика. 1989. № 6
  69. В. А. Архипова Н.И. Ануфриева Е. В. Мониторинг управления инновационными процессами в системе дошкольного образовательного учреждения. Екатеринбург. 1998
  70. JI.M. Учите детей запоминать. М. 1985
  71. Р.И. Игра и её педагогическое значение. М. 1975
  72. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Тюмень. 1990
  73. В.И. Педагогическое творчество учителя. М. 1987
  74. В.И. Творчество в управлении школой. М. 1991
  75. Закон против бедности превращается в закон о поддержке школьного образования // Управление школой. 1998. № 8
  76. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М. 1978
  77. А.В. Избранные психологические труды. М. 1986 Т.1
  78. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6140
  79. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург. 2000
  80. Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социс. 1997. № 2
  81. Г. Е. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема // Социс 1997. № 10
  82. Г. Е. Общая социология. Екатеринбург. 1997
  83. Г. Е. Социология образования в 2х частях. Часть 1. Социология допрофессионального образования. Екатеринбург. 1993. 4.2. Социология профессионального образования. Екатеринбург. 1994.
  84. Г. Е. Воронина JI.H. Вишневский С. Ю. Вишневский Ю.Р. Шуклина Е. А. Система образования города Красноуфимска: социокультурное пространство. Екатеринбург-Красноуфимск. 1996
  85. А.И. Социология образования: вопросы остаются // Социс. 1994. № 3
  86. Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М. 1992
  87. Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социс. 1998. № 11
  88. В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. М. 1996
  89. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М. 1997
  90. Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М. 1983
  91. Инновационный менеджмент // Учебное пособие под ред. проф. JI.H. Оголевой. М. 2001
  92. Инновации в образовании глазами социолога. Екатеринбург. 1996
  93. Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания // Ростов-на-Дону. 1995
  94. Инновационные процессы в странах развитого капитализма // Под. ред. И. Е. Рудаковой. М. 1991
  95. Инновационные процессы в создании и развитии воспитательной системы школы. Рига. 1 989 141
  96. Инновационное обучение: стратегия и практика. М. 1994
  97. Инновационные учебные заведения в России. М. 1992
  98. Т.Ж. Социальная роль детских дошкольных учреждений в современном Казахстане. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора социологических наук. Алматы. 1995
  99. Кан-Калик В. А. Никандров Н.Г. Педагогическое творчество. М. 1990
  100. Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону. 1996
  101. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М. 1992
  102. В.А. Воспитание в обществе социальных перемен. \ Мир образования. 1995
  103. О. Педагог с «собственным лицом» // Образование и рынок. 1998. № 2
  104. С.Н., Лысюк А. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. 1986
  105. А .Я. Обучение шестилетних детей в школе. Из опыта работы подготовительных классов. М. 1984
  106. В. Н. Молчанов С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение управления образованием // Школа и рыночные отношения: проблемы и пути их решения. Материалы международного симпозиума. Челябинск. 1996
  107. М.В. Инновации в учебном процессе: проблема освоения // Магистр. 1993.№ 2
  108. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. № 5
  109. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М. 1 989 142
  110. А.И. Кризис системы образования // Социс. 1994. № 3 1 Н. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитательной работе. М. 1985
  111. А.В. Ценностный подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе-комплексе. Челябинск. 1996
  112. В.В. Опыт применения новых образовательных технологий: психотехническая подготовка педагога // Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Екатеринбург. 1996
  113. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск. 1984
  114. Кон И. С. Ребёнок и общество. М. 1988
  115. С.В. Учитель ученик. М. 1984
  116. Концепция развития общего и профессионального образования в области. \ Народное образование. 1995. № 10
  117. Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург, 1999
  118. И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. М. 1996
  119. А.Н. Гуманизация образования: новые ориентиры. Пермь. 1997
  120. Краткий социологический словарь. М. 1989
  121. А.И. Введение в социологию. М. 1995
  122. А.И. Прикладная социология и менеджмент. Учебное пособие. М. 1995
  123. К.А. Исследование организаций за рубежом // Социс. 1994. № 8
  124. А.Г. Некоторые методические проблемы исследования структуры инновационного процесса // Сб. Инновационные процессы. Труды семинара. М. 1 982 128.а. Кругликов А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М. 1991
  125. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. 1 991 143
  126. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1−2. Дубна. 1997
  127. Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ. М. 1970
  128. Н.А. Классы выравнивания: за и против // Мир образования. 1995
  129. B.C. Системное развитие школы. М. 2002
  130. Н.И. Интенсификация инновационных процессов стратегическая задача теории и практики нововведений // Сб. Инновационные процессы. Труды семинара. М. 1982
  131. В.И. Социальные перемены // Социс. 1998. № 1
  132. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М. 1991
  133. Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М. 1984
  134. А.А. Педагогическое общение. М. 1979
  135. А.Н. К теории развития психики ребёнка // Избранные психологические произведения. М. 1983. Т. 1
  136. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинёв. 1983
  137. В.Я. Инновационное обучение и наука. М. 1992
  138. Н. Единый педагогический // Народное образование. 1995. № 10
  139. Н. Личность воспитывается личностью // Образование и рынок. 1998. № 2
  140. А.С. Лекции о воспитании детей. Минск. 1978
  141. Д. Человеческий фактор и производство // Социс. 1995. № 1 147. Маклакова Г. Е. Изменения в школе: готов ли к ним учитель? Курган. 1 991 144
  142. . Г. Нетрадиционная педагогика. Екатеринбург. 1993
  143. М.И. Проблемное обучение. М. 1975
  144. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М. 1981
  145. А. А. Основные направления исследования инноваций в американской социологии // Социс. 1996. № 5
  146. А. В. Железнякова С.И. Прокудин А. И. Инновационная деятельность в современных условиях: региональный аспект // Время ученичества. Екатеринбург. 1995
  147. Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 2,3,4
  148. Мид М. Культура и мир детства. М. 1988
  149. В. Кратохвил Жизнь Яна Амоса Коменского. М. 1991
  150. Е.С. О некоторых теоретико-педагогических предпосылках оптимизации педагогического процесса. // Школа и рыночные отношения: проблемы и пути их решения. Челябинск. 1996
  151. Т.А. Проблемы индивидуального творческого стиля деятельности педагога // Создание условий для развития качества образования. Материалы областных педагогических чтений. Екатеринбург. 1995
  152. Мир детства. Дошкольник // Под. ред. А. Г. Хрипковой. М. 1979
  153. Мир детства. Младший школьник. \ Под. ред. А. Г. Хрипковой. М. 1981
  154. Н.Я. Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание. 1995. № 8
  155. Н. Я. Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М. 1993
  156. Н.Я. Ребёнок в детском саду. \ Дошкольное воспитание. 1995 № 4
  157. JI.C. Дополнительное образование: стратегия вариативности // Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Екатеринбург. 1 996 145
  158. П. Из доклада на конференции // Кризис образования. Системный анализ. М. 1970
  159. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М. 1977
  160. B.C. Шестилетний ребёнок в школе. М. 1986
  161. Найн, А Я. Инновации в образовании. Челябинск. 1997
  162. А. Я. Гастев А.Г. Какой быть новой педагогике? Учебное пособие. Челябинск. 1993
  163. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. 1994. № 3
  164. В.В. Избранные педагогические выступления и документы. М. 1994
  165. В.В. Программно-целевой подход в управлении. Екатеринбург. 1992
  166. Нововведения на муниципальном уровне управления образованием. М. 1995
  167. Новое в социальной практике // РАН. Институт социологии // Отв.ред. С. Н. Железко. М. 1996
  168. Ю. Информированный учитель образованный ученик // Образование и рынок. 1998. № 2
  169. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. М. 1993
  170. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М. 1995
  171. Образование: время перемен. Екатеринбург-Нижний Тагил. 1992
  172. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М. 1981
  173. Основной документ Департамента образования Администрации Свердловской области на 1995 г. Екатеринбург. 1995
  174. Основные направления развития дополнительного образования в Свердловской области на 1994 г. Екатеринбург. 1994
  175. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Первое сентября. 1997. № 80
  176. О. Тетерская В. Чтобы подготовить ребёнка к школе // Дошкольное воспитание. 1986. № 6
  177. JI.H. Традиции и инновации в современной теоретической социологии // Вестник Московского университета. Социология и политология. 1997. № 3
  178. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск. 1986
  179. Педагогика Марии Монтессори. М. 1992
  180. Педагогическая программа развития школы. Владимир. 1994
  181. Д. Итоговый доклад председателя конференции // Кризис образования. Системный анализ. М. 1970
  182. Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. Минск. 1982
  183. Н.Н. Мышление дошкольника. М. 1977
  184. Д.В. В поисках педагогической инноватики. М. 1993
  185. Е.Н. Радость познания. М. 1 990 147
  186. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М. 1996
  187. М. М. Лазарев B.C. Управление развитием школы. М. 1995
  188. М. М. Хомерики О.Г. Лоренсова А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М. 1994
  189. М. М. Моисеев А. М. Управление современной школой. (В вопросах и ответах). Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М. 1997
  190. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М. 1989
  191. А.И. Современная социология организаций. М. 1995
  192. Приоритеты современной педагогики. М. 1993
  193. Программа «Одарённый ребёнок» М. 1995
  194. Программно-целевой подход в управлении как механизм развития содержания образования в области. Екатеринбург. 1992
  195. Т.А. Современная школа и перспективы её развития // Гуманитаризация образования императив XXI века. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Пермь. 1997
  196. Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области // Информационно-аналитический отчёт по материалам конкретно-социологических исследований. Екатеринбург. 1994
  197. Психология. Словарь. М. 1990
  198. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста. (Круглый стол) // Вопросы психологии. 1984. № 4,5
  199. Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности. М. 1990
  200. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста // Под. ред. А. В. Запорожца, ЯЗ. Неверович. М. 1986
  201. А. А. Радугин К.А. Социология. М. 1995
  202. Реформа образования в России // Вестник образования. 1992. № 10 148
  203. Г. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М. 1982
  204. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М. 1991
  205. Р.И. Традиционное и инновационное в преподавании социологии и политологии // Вестник Московского университета. Социология и политология.1997. № 3
  206. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях // Под. ред. М. А. Васильевой. М. 1986
  207. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социс. 1996. № 11,12
  208. Р.Ш. Социально-педагогический аспект в программировании и моделировании деятельности учреждений дополнительного образования // Создание условий для развития качества образования. Материалы областных педагогических чтений. Екатеринбург. 1995
  209. .В. Проблемы построения общей теории инновационных процессов // Социальные факторы в организационных процессах. М. 1980
  210. И. Воспитывающий характер обучения // Образование и рынок.1998. № 2
  211. В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Свердловск. 1990
  212. Т. Шестилетки: труд и признание в группе // Дошкольное воспитание. 1986. № 7
  213. Свердловская область: региональное образовательное пространство. Информационно-аналитический отчёт по материалам социологических исследований. Екатеринбург. 1994
  214. В. А. Головин Н.А. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социс. 1998. № 3
  215. Система образования Свердловской области: проблемы, тенденции, перспективы. Екатеринбург. 1992
  216. Г. Б. Инновационные процессы // Проблемы высшего технического образования. Новосибирск. 1993
  217. В.О. О сущности современной школы // Кодры. 1990. № 10
  218. Н. Социология. М. 1994
  219. А. В. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социс. 1994. № 3
  220. Современная западная социология: словарь. М. 1990
  221. Э. Риордан Б. Приглашение к сотрудничеству. Сегодняшняя педагогика во имя завтрашней жизни // Приоритеты современной педагогики. М. 1993
  222. В.В. Воспитательная позиция педагога детского сада // Социс. 1990. № 5
  223. Н.Д. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности в Российском обществе // Вестник Московского университета. Социология и политология. 1996. № 3
  224. Социальные проблемы уральского региона. Екатеринбург. 1994
  225. Социология группы. Пермь. 1994
  226. Социология и реальность («круглый стол») // Социс. 1996. № 9
  227. Социология организаций. Словарь-справочник. Автор-составитель В. В. Щербина. М. 1996
  228. Социально-экономические аспекты инновационных процессов в научной библиотеке. М. 1991
  229. О.И. Дифференциация и интеграция образования в современных условиях. (Социологические проблемы). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Екатеринбург. 1 995 150
  230. С.С. Большие проблемы маленького ребёнка. М. 1995
  231. М.З. Кризис школьного образования // Гуманизация образования императив XXI века. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Пермь. 1997
  232. Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4
  233. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М. 1991
  234. Г. Кустабаева Е. Инновации: подлинное и мнимое // Директор школы. 1996. № 2
  235. Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Материалы областных педагогических чтений. Екатеринбург. 1996
  236. Д.Д., Пристли Д. Образование // Социология. М., 1998
  237. Э. На пороге будущего // «Американская модель»: с будущим в конфликте. Под общ. ред. Г. Х. Шахназарова. М.: Прогресс, 1984
  238. А. Столкновение с будущим // Юность. 1972. № 3
  239. Ю. Свобода учиться и учить // Директор школы. 1997. № 1
  240. У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. 1983. № 4
  241. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990
  242. Управленческое нововведение в США. Проблемы внедрения. М. 1986
  243. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М. 1992
  244. А.П. Обучение в детском саду. М. 1 981 151
  245. Учебный диалог в развивающем обучении. Информационное и мониторинговое обеспечение развивающего обучения. Тезисы докладов и сообщений областной учебно-методической конференции. Екатеринбург. 1998
  246. К. От отрицания к вовлечённости. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Российский монитор. 1996. № 7
  247. Р.А. Инновационный менеджмент. М. 2000
  248. О.А. На пути к гуманной школе: из опыта Великобритании // Магистр. 1993. № 6
  249. С. Избранные педагогические сочинения. М. 1990
  250. И. Пути инновационной школы // Директор школы. 1993. № 4
  251. И. Свободное образование как одно из направлений демократизации школы // Управление школой. 1998. № 19
  252. И. Феномены инновационной школы // Народное образование. 1995. № 7
  253. В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. М. 1992
  254. В. Шток В. Критический анализ буржуазных теорий и практики управления промышленными исследованиями и разработками. М. 1979
  255. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 4
  256. Хотц-Харт Б. Инновации в швейцарской промышленности // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 2
  257. Хрестоматия по современной западной социологии второй половины 20 века. Научный редактор Зборовский Г. Е. Екатеринбург. 1996
  258. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности. М. 1979
  259. С. Концептуальные вопросы воспитания в обучении // Образование и рынок. 1998. № 2
  260. В.И. Молодёжь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3
  261. В.Д. Деятельность и способности. М. 1994
  262. Е.В. Система взаимодействия учителя и ученика в современной школе (социологический аспект) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 1998
  263. Ю. Творческий потенциал личности: технология развития // Образование и рынок. 1997. № 3
  264. С.Т. Работа для будущего. М. 1989
  265. И.Г. Некоторые подходы к обеспечению инновационных процессов в образовательном учреждении // Создание условий для развития качества образования. Материалы областных педагогических чтений. Екатеринбург. 1995
  266. Школа и рыночные отношения: проблемы и пути их решения. Челябинск. 1996
  267. И.Б. Социально-психологические аспекты работы дошкольных образовательных учреждений. Челябинск. 1996
  268. Т.Н. Инновации в гуманитарных науках. Тула. 1994
  269. Н. Е. Питюкова В.Ю. Савченко А. П. Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. М. 1994
  270. Д.Б. Психология игры. М. 1978
  271. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. 1974
  272. А. Фоутс Д. Педагогические инновации. М. 1 993 153
  273. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция академика РАН Г. В. Осипова. М. 1995
  274. Эстетическое воспитание в детском саду // Под. ред. Н. А. Ветлугиной. М. 1985
  275. Этнография детства. М. 1983
  276. Х.В. Практическое руководство по инноватике. Одесса. 1991
  277. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М. 1995
  278. Н.В. К проблемам разработки основ педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1. М. 1990.
  279. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. 1984
  280. Е.А. Эта «скучная» наука управления. М. 1992
  281. Е.А. Современная школа: проблемы руководства. М. 1994
  282. Е.А. Школа для всех. М. 1997
  283. М.В. Новое педагогическое мышление: как его формировать. Ялта. 1994
  284. Les nouveaux metiers sont la // le Nouvel Observateur. 1997 № 1714 du 11 au 17 sept.
  285. Pair Claud, Lemaire Sylvie. Itinerceires et scolarisation dans renseignement professionnel et technologique en France. Paris. 1994
Заполнить форму текущей работой