Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей Республики Адыгея: социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования бытовой сферы жизни национально-смешанных семей показывают, что в них интенсивно идет процесс создания унифицированного слоя культуры. Сама ситуация, когда в семье объединяются представители самых разных национальностей, заставляет их вырабатывать общие, обоюдоприемлемые формы семейной жизни: язык внутрисемейного общения, элементы материального быта и семейной обрядности. Можно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СЕМЬИ
    • 1. 1. Межэтническое взаимодействие: типы, принципы развития, результаты
    • 1. 2. Этнокультурные аспекты межэтнического взаимодействия
    • 1. 3. Экспликация понятий «семья» и «брак» в социальных науках
    • 1. 4. Межнациональный брак как форма межэтнического 69 взаимодействия историко-культурный контекст
  • Глава II. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ БРАЧНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 2. 1. Факторы межэтнической брачности
    • 2. 2. Современные процессы межэтнической брачности в Республике Адыгея
    • 2. 3. Межкультурное взаимодействие в национально-смешанных семьях
    • 2. 4. Этнические идентификации в национально-смешанных семьях как элемент национального самосознания

Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей Республики Адыгея: социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I, • время долговременный этап межэтнического общения и контактов народов привел к высокой степени интеграции и ярко выраженному синкретизму. Накоплен большой исторический опыт сотрудничества народов, сформировался общий пласт культуры, выступающий в настоящее время, в свою очередь, фактором относительной межэтнической стабильности, в том числе и в Республике Адыгея.

Вопрос толерантности и признания культурных, национальных различий становится одним из важнейших условий дальнейшего развития человечества. Однако решеиие данной проблемы лежит не в этнической унификации, национальной индифферентности и социокультурной анонимности социальных общностей, а в нахождении моделей социальной коммуникации, позволяющих сохранить или сформировать позитивно-ресурсные основания национальных культур в условиях усиливающегося и усложняющегося межэтнического взаимодействия, которое, в свою очередь, по-своему определяет и влияет на особенности формирования локальных социумов и социальных групп.

Одним из результатов активного межэтнического взаимодействия являются смешанные браки и семьи. Рост числа и доли межэтнических браков (даже на фоне общего сокращения заключаемых браков) делает их не только заметным общественным явлением, но и повышает роль в этнических процессах. Общественное мнение расходится в отношении к межэтническим бракам, но они — норма полиэтничного демократического общества, и научный анализ этого явления может исходить лишь из безоценочного подхода.

Национально-смешанные семьи и браки в 1970;е — 1980;е гг. изучались на территории СССР не просто как массовое явление, но в качестве фактора этнокультурных и этносоциальных процессов, одного из каналов, по которым происходило сближение наций и шло формирование советского народа. В настоящее время, при рассмотрении межэтнических брачных отношений, к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются определенные трудности межнациональной этнокультурной совместимости, так как межэтнические браки как частный социальный институт концентрируют в себе особенности и проблемы окружающей социально-этнической среды.

Значение научного анализа проблемы межэтнического взаимодействия обусловливается тем, что в процессе взаимодействия организуется деятельность полиэтничного сообщества. От совершенствования процессов межэтнического взаимодействия на всех уровнях, в том числе, и на уровне межэтнических брачных отношений, во многом зависит и перспектива самого общества, степень его целостности и уровень прогрессивности. Как совершенно справедливо замечено в работах современных исследователей, межэтническая брачность, будучи показателем стабильности общества, указывает на существование устойчивых толерантных отношений между народами. Особенностью избранной темы является то, что она находится на стыке взаимодействия социологии, этносоциологии, социальной коммуникации, демографии и других наук. В связи с этим необходимо всестороннее рассмотрение не только субъективной оценки состояния межэтнической брачности, но и осмысление ее особенностей как отражения изменений в обществе, влияющих на этнокультурные процессы человеческого бытия.

Учитывая вышеизложенное, исследование института семьи в контексте современного межэтнического взаимодействия, анализ общих типологических характеристик межэтнических браков, их изучение в конкретных территориальных и хронологических рамках, рассмотрение и учет состояния массового сознания, сформировавшихся и доминирующих в нем оценок и представлений в условиях российского общества приобретают характер насущной необходимости.

Степень разработанности темы. Различные аспекты выбранной темы рассматриваются многими научными дисциплинами. Этот факт и обусловил широкий круг источниковой базы исследования.

Особую значимость для реализации цели нашего исследования имели работы, посвященные вопросам семьи и брака в обшесоциологическрм контексте, авторами которых являются отечественные ученые. Так, П. А. Сорокин рассматривает семью как «легальный союз супругов, союз родителей и детей, союз родственников и свойственников».

Вопросы межэтнического взаимодействия, раскрывающие как непосредственные, так и опосредованные взаимные отношения между носителями этнических. характеристик на уровне личности, группы или общественного института, рассмотрены в работах Ю. В. Аругюняна, Н. Р. Маликовой, Т. Г. Грушевицкой, Б. Г. Крысько. Работы С. А. Арутюнова посвящены анализу билингвизма и бикультурализма, как проявлениям в зоцах этнических границ или обществах мозаичного этнического составаа ' .1.

Л.М. Дробижева, в частности, рассматривает проблемы культурных дистанций, как мер сходства и различия в межэтническом взаимодействии1.

Теоретические вопросы этноса и этничности определены работами Н. Г. Скворцова, С. В. Лурье, В. А. Тишкова, С. В. Широкогорова, А. Г. Здравомыслова и др. Так, Ю. М. Бородай отмечает, что нация является социально-экономической категорией и объединяет членов общества на основе повседневного совместного труда сегодня, а этнос, как культурно-историческая категория, объединяет членов общества на основе общего происхождещшЛ.Н.Гумилев характеризует понимание этноса как биологической единицыа.

I, || .1.

1 Арутюнян Ю. В. Этносоциология — М., 1998; Маликова Н. Р. Парадоксы межнационального общения. Опыт этносоциологического исследования в Азербайджане. — М, 1992; Грушевидная Т. Г. Основы межкультурной коммуникации. — М, 2003; Крысько Б. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. -М, 2002; Арупонов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М., 1989; Дробижева Л. М. Социально-кулыурная дистанция как фактор межэтнических отношений// Иденшчность и конфликт в постсоветских государствах. — М., 1997.

Н.М. Лебедева говорит о формировании позитивного образа «мы» и негативного образа «они» как феномена культурной дистанции1.

Анализ .ценностных элементов' этнокультуры, участвующих в процессе взаимодействия, представлен в работах К. Клакхоиа, М. Смита и М. Рокичакультурные и этнокультурные нормы — в работах Ю. В. Бромле, Г. С. Денисовойритуалы как средства регуляции поведения, — в работах В.Б. Иорданского". i.

Проблема межэтнической брачности раскрыта в работах H.JI. Крыловой, s й.

А.В. Топилина, в ряде работ советского периода. В свою очередь, исторические факторы межэтнической брачности изучены в трудах JI.H. Гумилева, В. О. Ключевского, Г. В. Вернадского, Г. Т. Тавадова, А. П. Оконешниковой. Анализ состояния и динамики процессов межэтнической брачности в Республике Адыгея основывался на работах В. К. Гарданова, Н. М. Киселевой, М. А. Меретукова, Я.С. Смирновой3.

Проблемы этнической идентификации в национально-смешанных семьях нашли отражение в работах Г. У. Солдатовой, Т. Д. Титова, В. А. Тишкова. Так, А. А. Сусоколов отмечает позитивный характер биэтнической идентичности, которая позволяет органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами нескольких культур4.

1 Скворцов Н. Г. Проблема этничн’ости в социальной антропологии. — СПб, 1997; Лурье С. В. Историческая этиология. — М., 1998. Шнрокогоров С. В. Этнос. — Шанхай, 1923; Бородай Ю. М. Этнос, нация, государство. — М., 2004; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли, 2-е изд. — Л., 1989; Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993. Клакхон К., Келлп В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. — вып. 2. — М., 1992; Кребер

A., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепции и дефиниции. — М., 1992; Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М., 1946; Бромле Ю. В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН СССР. — 1970. — № 8- Денисова Г. С. Социальная субъективность этноса. — Ростов-на/Д, 1997; Иорданский.

B.Б. Эшос и нация. — М., 1992.

3 Крылова Н. Л. Смешанные браки. Опыт межцивилизационного общения. — М., 2002;Топилип Ai.B. Межнациональные, семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Социс. — 1995. — № 7- Терентьева Л. Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях// Советская этнография. — 1969. — № 3- Ибрагимов X. А. О некоторых аспектах межнационального общения в городах Дагестана//Советская этнография. — 1978. — № 3- Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М., 1989; Гумилев Л. Н. От Руси к России. — M., 1992; Ключевский В. О. О Русской истории. — М., 1993; Вернадский Г. В. Монголы и Русь. — М., 1997; Гарданов В. К. Общественный строй адыгейских народов. — М., 1967; Киселева Н. М. Межнациональные браки в Адыгее/Культура и быт адыгов. Вып.1. — Майкоп, 1976; Меретуков М. А. Семья и брак у адыгских народов. — Майкоп, 1987; Смирнова Я. С. Семья и семейный быт. — М., 1986.

4Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М, 1998. Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этпоса/Л'асы и народы. — М., 1990.

Отдельную группу источников составили статистические материалы, отражающие состояние межэтнической брачности в России и в Республике Адыгея.

Особое место в анализе проблем, представленных в данной работе, принадлежит местным авторам: А. Ю. Шадже, J1.A. Деловой, М. А. Зейтунян, И.Б. Тхагапсовой1. i 1.

Цель исследования — теоретический анализ сущности и специфики проявления межэтнического взаимодействия в национально-смешанных семьях в условиях полиэтничного региона Республики Адыгея.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— систематизировать методологические основы исследования межэтнического взаимодействия, его типы, принципы, результаты;

— осмыслить этнокультурные аспекты межэтнического взаимодействия;

— эксплицировать понятия: «семья», «брак» и «межнациональный брак» как формы межэтнического взаимодействия;

— проанализировать факторы межэтнической брачности, а также состояние и динамику ее процессов в Республике Адыгея;

— раскрыть сущность межкультурного взаимодействия в национально-смешанных семьях;

— рассмотреть этнические идентификации в национально-смешанных семьях как элемент национального самосознания.

Объектом исследования является национально-смешанные семьи.

Предметом исследования выступают особенности* межэтнического взаимодействия в национально-смешанных семьях Республики Адыгея.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, аксиологии, этнокультуры, культурологии, истории,.

1 Шадже А. Ю. Этнические ценности как философская проблема. — М., — Майкоп, 2005; Делова Л. Л. Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея): автореф. дис.. канд. социол. наук. — Майкоп, 2001; Зейтунян М. А. Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея: дисс. канд. социол. наук. — Майкоп, 2006. социологии семьи и брака.

При реализации поставленных задач автором использовались следующие методы исследования: комплексный подход в изучении сферы национально-смешанных (межэтнических) браковметоды структурно-функционального анализаметоды сравнительного анализа и экспертных оценок.

Этнос — сложное явление, поэтому при его изучении применялись разные подходы, выявляющие новые грани его облика: примордиалистский, конструктивистский и инструменталистский.

В решении конкретных исследовательских задач обращались к таким методам, как: анкетированиеинтервьюированиенаблюдениеэкспертный опрос.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют официальные документы, статистические данные, анализы результатов социологических исследований. В той мере, в которой основные идеи и гипотеза исследования потребовали эмпирической проверки, были использованы данные конкретно-прикладных социологических исследований (в том числе и исследования, проведенные автором диссертации).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в общей характеристике теоретического анализа процессов межэтнического взаимодействия в условиях национально-смешанных семей в Республике Адыгея.

В содержательном плане научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— систематизированы методологические основы исследования межэтнического взаимодействиянесмотря на множество парадигм, анализирующих позиции и результаты межэтнического взаимодействия, показаны некоторые константы этого взаимодействия: несовпадения в системах ценностей отягощают межэтническое взаимодействие и, напротив, близость воззрений индивидов или этносов создает почву для толерантности и понимания;

— выявлено, что у различных народов, проживающих в полиэтничных регионах на равных с точки зрения информационной теории этноса условиях, уровень межэтнической брачности не одинаковк этим условиям можно добавить: а) особенности этнодемографических процессовб) наличие традиций межэтнических контактов в семейно-брачной сферев) изменение условий макросреды;

— введены в научный оборот и проанализированы в рамках социокультурного подхода материалы эмпирического исследования автора, дающие картину динамики численности и структуры межэтнических браков;

— проанализирован характер этнической идентификации детей и подростков из национально-смешанных семей, а также ' выявлены особенности межкультурного взаимодействия в условиях национально-смешанных семей через проведенное исследование особенностей семейного быта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация множества методологий исследования межэтнического взаимодействия показывает различные факторы, детерминирующие эти отношения: а) интеллектуальные или информационные и б) системно-ценностные. В целом, чем интеллект и образование богаче, мобильней и четче системы ценностей, тем успешней межэтническое взаимодействие, и наоборот.

2. Этнокультура является адаптивным механизмом человека, этноса к окружающему миру (представителям своего этноса, чужого, к природе и т. д.). В ней можно выделить следующие основные элементы: ценности, ценностные ориентации, традиции, нормы, обычаи, ритуалы, язык, явления ксенофобии, культурной перцепции, интернационализации культуры, диффузионизма в этнокультуре, инкультурации.

3. «Семья» и «брак» — близкие, но не тождественные, а, скорее, пересекающиеся понятия: «брак» — общественный институт, традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий сохранения и развития общества- «семья» — общество в миниатюре, она имеет черты и социального института, и малой социальной группы. Становление межнациональной брачности как формы межэтнического взаимодействия носит исторический характер. В стабильном обществе количество смешанных браков увеличивается, что позволяет говорить о межэтнической брачности как о показателе благополучия общества.

4. Факторы межэтнической брачности можно объяснить: а) разной долей русского населенияб) разной социальной и культурной дистанцией между русскими и титульными народамив) разным уровнем внутриэтнической сплоченности.

Результаты авторского эмпирического исследования, позволяют судить о том, что современные процессы межэтнической брачности в Республике Адыгея характеризуются следующими особенностями: а) до середины 90-х годов количество межэтнических браков в общем числе заключаемых браков в Республике Адыгея в процентном отношении сокращается, но с конца 90-х годов этот процесс останавливается, и в настоящее время число подобных браков остается на уровне 15−19%- б) наблюдается и тенденция роста уровня образования вступающих в межэтнические браки.

5. Межкультурное взаимодействие в национально-смешанных семьях характеризуется созданием унифицированного слоя культуры. Подобная семья вырабатывает общие, обоюдоприемлемые формы семейной жизни: язык внутрисемейного общения, элементы семейного быта и семейной обрядности.1 В этих семьях основным типом взаимодействия разных культур является интеграция. Другими словами, культуры, встретившиеся в одной семье, не самоуничтожаются, а сосуществуют в весьма причудливых сочетаниях и проявлениях.

6. Характерными особенностями этнического самосознания подростков из национально-смешанных семей являются: а) существенная размытость их идентификационной матрицыб) значительная степень оторванности от культуры своих этнических группв) внутренняя конфликтность этнического самосознания этих подростковг) меньшая актуализация этнических проблемуменьшение степени распространенности негативных этнических стереотиповбольшая степень толерантности в национальных вопросах.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Отдельные положения и основные выводы работы можно рекомендовать как методический инструментарий дальнейшего анализа национальных проблем вообще и проблем национально-смешанных семей в контексте современного межэтнического взаимодействия в частности.

Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании учебных курсов по социологии, социологии семьи, этносоциологии, политологии в вузах, а также при разработке национальной политики,' особенно в регионах с полиэтничным населением. Положения и основные выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем динамики межэтнического взаимодействия в сфере межэтнической брачности в российском обществе, в целом, и в Республике Адыгея, в частности.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре философии и социологии Майкопского государственного технологического университета, где получило положительную оценку и было рекомендовано к защите. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на ряде региональных и всероссийских научно-практических конференций в 2005;2008 гг., проводившихся в Адыгейском государственном университете и Майкопском государственном технологическом университете, и отражены в публикациях общим объемом 2,3 п.л.

Сформулированные в диссертационном исследовании положения проверялись и уточнялись в ходе социологических исследований, проведенных автором в 2005;2008 гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение сущности и специфики существования и проявления межэтнического взаимодействия в национально-смешанных (межэтнических) семьях потребовало комплексного подхода, в том числе увязывания целого комплекса вопросов: рассмотрения существующих подходов к анализу терминов «семья» и «брак» в социальных наукахсистематизации теоретико-методологических основ исследования межэтнического взаимодействия, этнокультурных факторов, принципов и результатов его развитияанализа межэтнической брачности как особой социокультурной категории, а также изучения исторических факторов межэтнической брачностирассмотрения состояния и динамики процессов межэтнической брачности в Республике Адыгеяа также анализа межкультурного взаимодействия и этнических идентификаций в условиях национально-смешанных семей.

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что выводы автора — это результат теоретических и практических исследований, I позволивших выработать собственную точку зрения на представленную проблему, не противоречащую, на наш взгляд, существующим > научным положениям.

Основные итоги данного исследования можно сформулировать в нижеследующих выводах.

Межэтническое взаимодействие — органичный компонент всех этносоциальных процессов в полиэтничном обществе и одновременно важный фактор его развития. Терминологическое поле межэтнического взаимодействия составлено из системы классов, понятий и явлений, связанных с понятиями «этнос» и «этничность»: этнические границы, признаки этнической идентификации, психологические сходства и различия культур по ряду измерений, социальная и культурная дистанция и др.

В зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах существует четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия, а именно: интеграция, ассимиляция, сепарация, маргинализация, а наиболее часто встречающимися проявлениями межэтнического взаимодействия является бикультурализм или поликультурализм., (.

Этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия как межличностного, так и межкультурного (учитывая взаимодействия этнической и мировой культуры). Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, обычаи, художественную культуру, нормы), образует систему, которая выполняет в межэтнической семье взаимодействующую функцию.

Структурными элементами этнокультуры, участвующими в процессе взаимодействия являются ценности, ценностные ориентации,, традиции, нормы, ритуалы, обычаи, языковые средства, явления ксенофобии, культурной перцепции, интернационализации культуры, диффузионизма в этнокультуре инкультурации.

Национально-смешанные (межэтнические) браки и семьи признаются активным полем межэтнического Взаимодействия. Стабильное сохранение числа и доли межэтнических браков, которое заметно даже на фоне общего сокращения заключаемых браков, позволяет говорить о них как о заметном общественном явлении. В целом, понятия «семья» и «брак» разнятся, возникли в разные исторические периоды, и семья представляет собой более сложную систему отношений, поскольку, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругов и необходимых им людей. Брак, в свою очередь, рассматривается как юридически оформленный союз мужчины и женщины, заключающийся для создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов. Брачная форма регулирования отношений между представителями разных полов появилась не сразу, пройдя несколько этапов: от промискуитета до моногамной семьи. Доля межнациональных браков в различных региоИах существенно отличается, проявляя зависимость от, факторов i, I этнонационального состава населения, характера расселения (дисперсного или этнически однородного), культуры, исповедуемых религий, традиций, обычаев, образа жизни, менталитета, психологии народов и других.

Национально-смешанные (межэтнические) браки, имеют глубокие исторические корни, долгое время являлись результатом налаживания междинастических связей, контролировались религиозными и светскими нормами и законами, и в настоящее время являются активным проявлением межэтнического взаимодействия. Развитию межэтнической брачности свойственна периодичность в развитии. Так, в дореволюционной России * существовал запрет — как законодательный, так и сословно-религиозныи — на брак представителей разных конфессий. После революции количество национально-смешанных браков существенно выросло, так как определенную роль сыграл процесс секуляризации, но наибольший всплеск подобных браков пришелся на период окончания Отечественной войны.

Проведенный анализ показал в целом положительное отношение к национально-смешанным (межэтническим бракам). Динамика уровня образования вступающих в межэтнические браки свидетельствует об общем его росте. В республике заметно возросла доля брачующихся с высшим и.

I, I I незаконченным высшим образованием. Отмечено снижение тенденции сокращения числа и доли социально-однородных браков и, соответственно, увеличения числа и доли браков с одинаковым социально-профессиональным статусом супругов.

Динамические тенденции в развитии межэтнической брачности в Республике Адыгея свидетельствуют о том, что на общем фоне сокращения показателей брачности относительный рост доли межэтнических браков не закончился. Наряду с сохранением ряда характеристик, отмеченных в 1950;е.

— 1980;е годы (многовариантность по этническому признаку с заметным i 1 1 преобладанием вариантов с участием местных народов, распределение по половозрастным группам), возникли и качественно новые явления (резкое возрастание образовательного уровня, изменения социальнопрофессионального состава). Статистически отражая структурные изменения, происходящие в обществе, межэтнические браки являются косвенным индикатором состояния межэтнических отношений в целом.

Исследования бытовой сферы жизни национально-смешанных семей показывают, что в них интенсивно идет процесс создания унифицированного слоя культуры. Сама ситуация, когда в семье объединяются представители самых разных национальностей, заставляет их вырабатывать общие, обоюдоприемлемые формы семейной жизни: язык внутрисемейного общения, элементы материального быта и семейной обрядности. Можно предположить, что основной тип взаимодействия разных культур — это интеграция. Другими словами, культуры, встретившиеся в одной семье, не 1 начинают самоуничтожаться, не поглощаются одна другой, а сосуществуют в весьма причудливых сочетаниях и проявлениях. Разумеется,' степень сохранности национальных культур в межэтнических семьях различна и зависит от многих факторов: этническое окружение, наличие в семье родственников одного из супругов, связь супругов со своим материнским этнорегионом и т. п. Однако именно в национально-смешанных семьях отмечена высокая степень двуязычия среди супругов и их детей (так в, национально-смешанных семьях Адыгеи 26% супругов в той или иной степени двуязычны), бытуют элементы обеих культур (пища, интерьер, праздничная обрядность) — в таких семьях большинство детей имеют представление о культурах своих родителей. Но, пожалуй, самЬе главное заключается в том, что все члены национально-смешанных семей демонстрируют весьма толерантные установки на межэтническое общение во всех сферах.

Основным направлением этнокультурного развития национально-смешанных семей является интеграция культурных компонентов, которая может привести как к маргинализации последующих поколений в силу размытого этнического самосознания, так и к бикультурии, когда человек в равной степени включен в две различные культуры. Результат зависит как от индивидуальных характеристик родителей (их включенности в собственную культуру, образования, пола, возраста), так и от внешних факторов социализации этнического окружения, общей экономической и культурной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Г. Природа и парадигмы национального «Я» / Р. Г. Абдулатипов. М.: Мысль, 1991.-171 с.
  2. , Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1997. — 420 с.
  3. , А.В. Северный Кавказ в этнической картине мира / А. В. Авксентьев // Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. 159 с. I
  4. , Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б- Андерсон. М.: Канон-Пребс-Ц: Кучково поле, 2001. — 286 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Наука, 2000.-350 с.
  6. , А. Л. Социальное ядро нации (Средние слои в современном российском обществе) / А. Л. Андреев // Общественные науки и современность. 2000. — № 3. — С.76−87.
  7. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 1996. -375 с.
  8. , А.И. Микросоциология семьи: методол. исслбд. структур и процессов / А. И. Антонов. М.: Nota Bene. — 1998. — 357 с.
  9. , А.И. Демография семьи-проблемы моделирования ссмсйной жизни / А. И. Антонов // Вестник МГУ. Сер 18. Социология и политология. — 1997. -№ 2. — С. 25−32.
  10. , А.И. Социология семьи / А. И. Антонов. М.: Инфра-М, 2005. — 640 с.
  11. , А.И. Судьба семьи в России XXI в.: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. М.: Грааль, 2000. — 414 с.' '
  12. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. -Т. 4. — 830 с.
  13. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. /
  14. Аристотель. М.: ACT, 2002. — 393 с.
  15. , А.В. Семья северян: традиционность и новации: по материалам социологических исследований семей в городах и поселениях Российского Севера / А. В. Артюхов, Б. С. Павлов, А. В. Стожаров. Екатеринбург: СВ-96,1999.-207 с.
  16. , А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдова М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -С.78.
  17. , С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур / С. Н. Артановский. Л., 1967 — 139 с.
  18. , С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. -М.: Наука, 1989.-243 с.
  19. , Ю.В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект-пресс, 1998. — 271 с.
  20. , Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева. М.: Аспект-пресс, 1987. — 271с.
  21. , Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России / Ю. В. Арутюнян //Социологические исследования. -2002.-№ 9.-С. 29−40.1
  22. , Ю.В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований / Ю. В. Арутюнян. М.: Наука, 2003.-205 с.
  23. , Ю.В. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования. -2005. -№ 1. с. 27−40.1.¦ ,
  24. , Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — С. 26−33.
  25. , Т.И. Социология: учеб. пособие / Т. И. Афасижев. -Майкоп: Аякс, 2003.-251 с. ¦ ¦>
  26. , Д.В. Устойчивость молодых семей: проблемы и перспективы (социологический анализ): дис.. канд. социол. наук / Д. В. Баранова. Екатеринбург, 2002. — 155 с.
  27. , B.C. Кораном в одной руке и с «Капиталом» в другой (политический менталитет населения РТ) / B.C. Беляев // Татарстан. 1997. -№ 1. — С. 8.
  28. , Н.М. Человек и его потребности /Н.М. Бережной. -М.: Форум, 2000.- 159 с.
  29. , Р.Ж. Этническая история адыгов: с древнейших времен до XVI века / Р. Ж. Бертрозов. Нальчик: Эльбрус, 1996. — 248 с. 1.{
  30. , В.Э. Социально-политические факторы развития российского общества / В. Э. Бойков // Социологические исследования. -1995.-№ 11.
  31. , Л.И. Проблема формирования личности: избранные психологические труды /Л.И. Божович. М.: Высшая школа, 1995. — 203 с.
  32. Большой энциклопедический словарь / под ред. В. А. Прохорова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ACT, 2001. — 566 с.
  33. Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999. -911 с.
  34. Большая советская энциклопедия / гл. ред. A.M. Прохоров. М.:1.I
  35. Советская энциклопедия, 1970. Том 3. — 640 с.
  36. , С.Н. Брачный договор: учеб. пособ. для вузов / С. Н. Бондов. М.: ЮНИТИ, 2000. — 93 с.
  37. , В.А. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ / В. А. Борисов, А. Б. Синельникова. М.: НИИ семьи, 1995. — 117 с.
  38. , Ю.М. Этнос, нация, государство / Ю. М. Бородай. М.: Политиздат, 1991. — 254 с.
  39. , М. Внебрачная семья / М. Босанац. М.: Прогресс, 1981.-208 с.
  40. Брак дело тонкое // Куроргная неделя. — № 43 (721). — 26 октября. — 1988.-С. 22.
  41. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромле. М.: Наука, 1983.-412 с. <�¦ «
  42. , Ю.В. Этнос и этносоциальный организм / Ю. В. Бромлей // Вестник АН СССР. 1970. — № 8. — С.56.
  43. , Ю.В. О некоторых актуальных задачах этнографического изучения современности / Ю. В. Бромлей // СЭ. 1983. -№ 6. — С. 44.
  44. , Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костромаров М.: Рус.яз., 1990. — 246 с. I
  45. , Г. В. Монголы и Русь / Г. В. Вернадский. М.: Наука, 1997.-С. 378 'i и
  46. , А.П. Этнически смешанные семьи в СССР: динамика и состав / А. П. Волков // Вестник статистики. 1989. — № 7. — С. 12−22. -№ 8.-С. 23.
  47. , В.М. Межнациональные отношения в светеIфилософского и системного подхода / В. М. Галеев // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. Казань, 1994. — С. 13−15.
  48. , Е.М. Этническая идентичность подростков изIнационально-смешанных семей: автореф. дис.. канд. ист. наук / Е. М. Талкина. М., 1993. — 29 с. 'i ' '
  49. , В.К. Общественный строй адыгейских народов / В. К. Гарданов. М., 1967. — 285 с.
  50. , Ю.А. Семья на пороге XX века: социологические проблемы / Ю. А. Гаспорян. Спб., 1999. — 342 с. 11 '
  51. , Ю.А. Культурные ценности как факторы процесса межэтнического взаимодействия / Ю. А. Таюрова //Актуальные проблемыэтнической и религиозной толерантности народов Поволжья: нац.-практ. конф.: тезисы докл. Самара, 2002. — С. 23−24. ,
  52. , Э. Социология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704 с.
  53. , С.И. Удовлетворенность супружеством как фактор стабилизации семьи / С. И. Голод // Современная семья. М.: Финансы и статистика, 1982. — С. 57−62.
  54. , С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: Петрополис, 1998. — 272 с.
  55. , С.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты / С. И. Голод. JL: Наука: Линиг. отд-ние, 1984. — 136 с.
  56. , З.Т. Тенденции изменения социальной структуры российского общества в период реформ / З. Т. Голенкова // Общество и экономика. 2002. -№ 12. — С. 13−24.
  57. , З.Т. Социальная стратификация российского общества / З. Т. Голенкова. М.: Летний сад, 2003. — 365 с.
  58. , Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М., — 2003. — 352 с.
  59. , Е.Г. Устойчивость брака и критерии его качества! / Е. Г. Гукова // Семья в России. 1994. — № 2. — С. 77−81.
  60. , Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. 2-е изд.-Л., 1989.-С. 24
  61. , Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумелев. М.: АЙРИ ПРЕСС, 2008. — 558 с.
  62. , Л.Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. М.: Прогресс, 1992.-334 с.
  63. , Т.А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко // Социологические исследования. 1995. — № 10. — С 27−33.
  64. Семья в России. 1994. -№ 3. — С. 15−17.
  65. , JI.A. Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея): дис.. канд. социол. наук / JT.A. Делова. Майкоп, 2001. — 173 с.
  66. , И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи / И. Ф. Дементьева М.: Наука, 1991. — 109 с.
  67. , Г. С. Этнический фактор в политической жи! зни России 90-х годов. / Г. С. Денисова Ростов — н/Д: Изд-во Рос. Гос. пед ун-та, 1996. -223 с.
  68. , Г. С. Социальная субъективность этноса. / Г. С. Денисова Ростов-н/Д, 1997. — 213 с.
  69. , А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 75−86.
  70. , Л.М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений / Л. М. Дробижева // Идентичность и конфликт* в постсоветских государствах. М., 1997. — С. 44−63.
  71. , В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. -Екатеринбург: Деловая кн. 2000. 199 с.
  72. , Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. М.: Терра, 2008. — 399 с.
  73. , Б.С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 590 с.
  74. Жизнь, здоровье, образование // Отчет Юнеско. М.: Инфра-М., 2002.- 153 с.
  75. , Ж. А. Внутренняя миграция в России и в СССР в XX веке как отражение социальной модернизации / Ж. А. Зайончковская // Мир России. 1999. — № 4. — С. 22−34.
  76. , Т.И. Современное российское общество: проблемы и1.> !перспективы / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 2004.-№ 6. -С. 5−18.
  77. , Т.И. Социальная структура современного российского общества / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 19−24.
  78. , Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность / Д. Б. Зильберман // Вопросы философии. 1996. -№ 4. — С. 77.
  79. , А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян / А. Г. Здравомыслов // Соц^с. 1996 — № 12. — С.23−32.
  80. , О.М. Российская семья на европейском фоне / О. М. Здравомыслова, М. Ю. Арутюнян. -М.: Эдиторная УРСС, 1998. 172 с.
  81. , М.А. Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея: дисс. канд. социол. наук / М. А. Зейтунян. Майкоп, 2006. — 188 с.
  82. , Х.А. О некоторых аспектах межнациональногоIобщения в городах Дагестана / Х. А. Ибрагимов // Советская этнография. -1978. -№ 3.- С. 41−45.
  83. , Е.Д. Процессы социального расслоения в современном обществе / Е. Д. Игитханян. М.: ИС РАН, 1993. — 66 с.
  84. , Н.А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях: автореф. дис.. канд. социол. наук. / Н. А. Ильинова. Майкоп, 2003. — 28 с.
  85. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашненко. М.: Б. и., 1997. — 490 с. I
  86. Идентичность и толерантность: сб. статей / под ред. Н. М. Лебедевой. М., 2002. — 483 с.
  87. , В.Б. Этнос и нация / В. Б. Иорданский. М., 1992.217 с.
  88. , Д.М. Проблема культурных границ у современныхтатарских идеологов / Д. М. Исхаков // Социальная и культурная дистанция -опыт многонациональной России. М., 1998. — С. 36−152.
  89. , Б. Социология в пространстве точек зрения / Б. Карсенди // Поэтика и политика. Альманах российско-французского центра социологии и философии. М.: Институт эксперим’ентальнбй социологии- СПб.: Алетейя, 1999. — С. 271−291.
  90. , Н.М. Межнациональные браки в Адыгее / Н. М. Киселева // Культура и быт адыгов. Вып.1. — Майкоп, 1976. — С.125−128-
  91. , С. Понятие культуры / С. Клакхон, В. Келли // Человек и социокультурная среда. Вып. 2. — М., 1992. — С. 87.
  92. , В.О. О Русской истории / В. О. Ключевский. М.:11. Просвещение, 1993. 547 с.
  93. , В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика / В. И. Козлов М.: Старый сад, 1999. — 341 с.
  94. , О.Д. Население России сквозь призму этнических процессов / О. Д. Комарова // Мир России. ТЧУШ, 1999. — № 4. — С .71−80.
  95. , А.И. Социология: учебное пособие /А.И. Кравченко. М. Academia, 2002. — 414 с.
  96. , А. Культура. Критический анализ концепции и дефиниции / А. Кребер, С. Клакхон. М., 1992. — 217с. I
  97. , H.JI. Смешанные браки. Опыт межцивилизационного общения / H.JI. Крылова. М., 2002. — С. 6.
  98. , Б.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения / Б. Г. Крысько. -М.: Изд-во «Экзамен», 2002. С. 122.
  99. , М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития / М. И. Куличенко. М.: Мысль, 1972. — 564 с.
  100. , Н.М. Роль культурной дистанции в формировании новых идентичностей / Н. М. Лебедева // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997, — С. 64−82.
  101. , Н.М. Русские в республиках бывшего Союза: предрешен ли их исход? / Н. М. Лебедева, А. А. Хохлов // Этнополис. 1993. -№ 2.-С. 99−111.
  102. , Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н. М. Лебедева. М: РАН, 1993. — 195 с.
  103. , Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. М.: Академия, 2008. — 206 с.
  104. , С.В. Историческая этнология / С. В. Лурье. М.: Аспект-Пресс, 1997.-446 с.
  105. , Н.Р. Парадоксы межнационального общения. ОпытIэтносоциологического исследования в Азербайджане / Н. Р. Маликова. М., 1992.- 188 с.
  106. , Е.В. Этнокультура в системе социальной регуляции / Е. В. Мамедова // Философские науки. 1999. — № 3−4 — С. 161−167.
  107. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1981.-631 с.
  108. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — Т. 20. -М.: Политиздат, 1983. — 616 с.
  109. , А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. М.: Наука, 1982. — С. 108−118.
  110. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1989. — 351 с.
  111. , В.И. Демография: учебник для студентов / В. И. Медков. -М.: ИНФРА-М., 2003. 544 с.
  112. Межэтнические браки: благо или опасная тенденция Электронный ресурс.: // Правда. 2003- Режим доступа: http://society.pravda.ru/society/2003/8/27/84/14081brak.html.
  113. , М.А. Семья и брак у адыгских народов / М.А.
  114. Меретуков. Майкоп: Адыг. отд. краевого кн. изд-ва, 1987. — 366 с.
  115. Н.Н. Мы живем в воздушном замке, или, последнееслово о гражданском браке. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.naritsin.ru., (
  116. , Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф.Ницше. СПб-.Азбука-классика, 2007. — 442 с.
  117. Общая социология / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М.: Инфра-М., 2002. — 654 с.
  118. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. — 588 с.
  119. , Т.Н. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация / ТН. Осадчая // Социологические исследования. 2002. — № 10. — С.88 — 94.
  120. Платон. Законы / Платон- общ. ред А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1999.-830 с.
  121. , С.И. Проблема «Качества жизни» в современной идеологической борьбе / С. И. Попов. М.: Знание, 1977. — 282 с.
  122. , В.В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 317 с.
  123. , Б. История Западной социологии / Б. Рассел. -Новосибирск, 1997. 560 с.
  124. , Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы / Р. В. Рывкина. М.: Дело, 1998. — 432 с.
  125. , А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга / А. П. Оконешникова. Пермь: Якут. гос. ун-т, 1997. -405 с.
  126. Пименов^ В.В. Урало-Поволжская историко-этнографическая область (к проблеме изучения) / В. В. Пименов // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. — С. 39−48.
  127. Платон. Сочинения: в 3 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева' и В. Ф. Амуса. М.: Мысль, 1971. — Т. I. — 689 с.
  128. , С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн.- СПб.: ПИТЕР, 1998. 705 с.
  129. , С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект / С. Е. Рыбаков // Этнографическое обозрение. -1998,-№ 6.-С. 13−15.I
  130. , JI.JI. Этнический фундамент населения России / Л. Л. Рыбаковский // СОЦИС. 2001. — № 4. — С. 36−89.
  131. , Л.Л. Жизненные ценности женщин / Л. Л. Рыбцова // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 46.
  132. , С.В. Личностные аспекты национализма- от этнонегативизма к гиперэтничности / С. В. Рыжова // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. — С. 328.
  133. , Ю.В. Статистические данные как эмпирическая база социальных наук / Ю. В. Сачков // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 79−94.
  134. , Г. А. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи / Г. А. Сергеева, Я. С. Смирнова // Советская этнография. -1971.-№ 4.-С. 56−58.
  135. Смешанное общество: российский вариант. М.: Наука, 1999.328 с.
  136. , П. Система социологии: в 2 т. / П. Сорокин. М.: Наука, 1993. — Т. 2: Социальная аналитика. — 688 с.
  137. , П.А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1997. — 326 с.
  138. , Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. -vM., 1999.- 320 с.
  139. , Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н. Г. Скворцов. СПб.: СПбГУ, 1997. — 312 с.
  140. , Н.Г. Стратегия развития России в условиях трансформации / Н. Г. Скворцов. СПб.: СПбГУ, 1997. — 186 с.
  141. , Н. Социология / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1998. — 688с.
  142. , Я.С. Семья и семейный быт. Культура и быт народов Северного Кавказа / Я. С. Смирнова. М., 1968. — 239 с.
  143. , Э. Этническое происхождение нации / Э. Смит. М., 1997.- 127 с.
  144. Современная семья: проблемы перспективы развития // Материалы Всероссийской научной, заочной конференции. Тверь: Изд-ро ТГУ, 2001.-С. И.
  145. Современные этнические процессы в СССР // Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. — С. 477−480
  146. , Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М.- 1998. — 389 с. '
  147. Социологический словарь / под. ред Е. А. Ефеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 405 с.
  148. Социология: учебн. пособ. / под. ред. В. И. Игнатьева, М. В. Рома.- М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. 236 с.
  149. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов и др. -Минск: Книжный дом, 2003. 1067с.
  150. , Г. Р. Национально-смешанные семьи в сельских районах Татарской АССР (современные этнокультурные процессы): дис.. канд. ист. наук / Г. Р. Столярова. М.', 1985. — 167 с.
  151. , А.А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР / А. А. Сусоколов. М., 1990. — 156 с.
  152. , А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса / А. А. Сусоколов // Расы и народы. М., 1990. — Вып.20. — С. 36, , й
  153. , Г. Т. Этнология: словарь-справочник / Г. Т. Тавадов // Социально-политический журнал. М., 1998. — С. 46.
  154. , JI.H. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях/ Л. Н. Терентьева // Советская этнография. 1969. — № 3. — 686 с.
  155. , Т.А. Этническое самосознание в национальносмешанных семьях / Т. А. Титова. Казань: Форт-Диалог, 1999. — 164 с.
  156. , В.А. Идентичность и культурные границы / В. А. Тишков // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.-С. 44−45.
  157. , У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. Тексты. -М.: Наука, 1994. 530 с.
  158. , Д.Л. Социология: Вводный курс / Д. Л. Томпсон, Д.Пристли. М.: Издательство ACT, 1998. — 496 с.
  159. , А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния / А. В. Топилин // Социс. 1995. — № 7. — С.76−82.
  160. , И.Б. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе (на примере Карачаево-Черкесской Республики): автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Б. Тхагапсова. Майкоп, 2006. — 27 с.
  161. Ханаху, Р.А.'Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени / Р. А. Ханаху. Майкоп: Зихи, 1997. — 194 с.
  162. , А.Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. М., 1979.
  163. , А.Ю. Национальные ценности и человек / А.Ю. Шад>&е. -Майкоп, 1996.-168 с. ii 1 1
  164. , А.Ю. Этнические ценности как философская проблема /
  165. А.Ю. Шадже. М.: Российское философское общество. — Майкоп: Качество, 2005.- 167 с.
  166. , В.П. Молодая семья: жизнеспособность, демография, право / В. П. Шахматов. Красноярск: Кн. изд-во, 1985. — 128 с.
  167. , С.В. Этнос / С. В. Широкогоров. Шанхай, 1923.
  168. , В.А. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетней дискуссии социологов) / В. А. Ядов // Общество и экономика! -1999.-№Ю-11.-С. 65−85.
  169. Язык и этнос на рубеже веков. Казань: Магариф, 2002. — 206 с.
  170. Berry J.W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation. / J.W. Berry, R.C. Annis // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. № 5. — P. 382.
  171. Parsons, T. Conceptions of the desirable. The structure of social action / T. Parsons. N.-Y.: Panteon, 1937. — P. 248.
  172. Hutber, P. Dekline and Fall of Middle Class and How it can Fight Back / P. Hutber. London, 1996. — P. 13.
  173. Klackhohn, F. Variation in Value Orientations / F. Klackhohn, F.L.Strodtbeck. Evenston, III, Elmsford, N.-Y.: Row Peterson, and сотр., 1961. -P. 9. |
  174. Kluckhon F. Value and value-orientation in the theory of action / F. Kluckhon // Toward a general theory of action. N.-Y.: Harper, 1962. — P.392.
  175. Parsons, T. The structure of social action / T. Parsons. N.-Y.: Panteon, 1937.-P. 369.
  176. Saunders, P. Class and Stratificarion / P. Sauders. L, Rontlage, 1992.-P. 369.1, I) l
Заполнить форму текущей работой