Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изменение социальных функций и ролевых отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появление ребенка с отклонениями в развитии влечет за собой к изменениям функций семьи. В отличие от других семей, в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями, наряду с другими функциями, возникает совсем новая функция семьи — медико-реабилитационная. Она заключается в активном поиске источников медицинской помощив поддержание регулярных контактов с оздоровительными… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Социальные проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями
    • 1. 1. Смена жизненных позиций в семье с появлением ребенка — инвалида
    • 1. 2. Социальная помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями
  • ГЛАВА 2. Трансформация социальных функций в семьях с детьми с ограниченными возможностями
    • 2. 1. Функциональное усиление опеки в семьях с детьми с ограниченными возможностями
    • 2. 2. Медико-социальная реабилитация как новая функция семьи с детьми с ограниченными возможностями
  • ГЛАВА 3. Новый характер ролевых отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями
    • 3. 1. Нарушения равновесия внутри семейных ролевых отношений
    • 3. 2. «Продленное детство» в семьях с детьми с ограниченными возможностями

Изменение социальных функций и ролевых отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институту семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями в период трансформации общества отводится особое место в системе социальных институтов, в связи с деградацией института семьи среди молодежи и в обществе в частности. В ситуации интенсивных экономических, политических и социокультурных преобразований именно семья, воспитывающая ребенка-инвалида, оказалась в наиболее неблагоприятной материальной и социально-психологической ситуации.

За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. В стране около 0,6 млн. семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 — 1,5 млн. Стремительные темпы увеличения численности этой категории населения ведут к самым неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Необходимость ухода за детьми-инвалидами осложняет процессы социально-экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, что родители вынуждены оставлять работу. В то же время возрастание числа неработающих родителей, имеющих детей-инвалидов, приводит к сокращению трудового потенциала страны.

В последние годы были предприняты значительные усилия по совершенствованию законодательных норм, регулирующих положение детей-инвалидов, что позволило добиться определенных позитивных результатов. Вместе с тем, социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, пока еще остается недостаточной. Немаловажное значение имеет тот факт, что в социальном обеспечении не учитываются показатели дифференциации семей по социально-демографическим характеристикам, нет разделения детей по группам инвалидности. В результате значительная доля семей, имеющих детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, остается менее защищенной.

Перестройка социально-экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Материальные и социально-психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают заниматься детьми-инвалидами, считая, что это обязанность государства. При этом значительно трансформировались функции семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями по сравнению с 80 — ми годам прошлого столетия. Детям в таких семьях прививают социальную недоразвитость, лишая их возможности не только зарабатывать себе на жизнь, но и занять низкооплачиваемые места, чем снизить процент незанятости населения. Актуальность данной темы диссертационного исследования также обусловлена и психологическим фактором, который заключается в том, что изменение функций с семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями приводит к передаваемому от родителей детям страха перед обществом и общением с людьми. Все социальные проблемы, так или иначе, отражаются на жизнедеятельности семьи, а значит, затрагивают интересы детей. Вместе с тем от того, как живут, развиваются и обучаются дети, зависит не только их будущее, но и будущее страны. Характеризуя истинное положение семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями, необходимо отметить тревожные тенденции в развитии подрастающего поколения и общества в целом. В качестве показателей благополучия семьи сегодня рассматриваются уровень и качество жизни. Существование семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями зависит также от того, насколько она находится в состоянии равновесия с окружающей средой. И всякое нарушение этого равновесия, обусловленное обстоятельствами внешней среды, вызывает необходимость некоторой перегруппировки в строении и жизненных функциях таких семей. Важнейшим показателем изменения функций семьи является состояние здоровья детей. И часто от изменения функция семьи, или прямо говорить, от безответственности родителей к детям-инвалидам, у последних развивается вторичная задержка психоречевого развития. Таким образом, можно констатировать, что положение семьи и с детьми-инвалидами в стране за последний период значительно ухудшилось и имеет тенденцию дальнейшего ухудшения. Это, в свою очередь, ставит требующую безотлагательного решения проблему оказания комплексной социально-культурной и педагогической помощи практически всем категориям детей. Однако, что в первую очередь надо оказывать помощь родителям, попавшим в такую трудную жизненную ситуацию. Такая помощь должна опираться на принципиально новые концептуальные и организационно-педагогические подходы. Определяющей в разработке новых концепций, методик и технологий социально-культурной и педагогической поддержки семьи и детства является общая для всего международного сообщества тенденция оценки положения детей в аспекте реализации и защиты их прав, в том числе и права на образование и полноценное социальное существование.

Особенно актуальной является проблема социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка-инвалида, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социально-культурной дезадаптации. Ученые, практики, специалистыреабилитологи заняты поиском путей и форм интеграции детей-инвалидов в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах. Но без родителей, которые в трансформированном обществе изменили семейные функции, традиции и обычаи, не обойтись. Семья остается одним из главных средств социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями, способная стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Семья становится для него стартовой площадкой для дальнейшего самоопределения в социуме. Однако в специальной литературе слабо исследованы условия, механизмы и формы работы с семьей в современных условиях, способствующих социально-культурной интеграции ребенка-инвалида.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена противоречием между значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом семьи, как первичной среды развития психических функций человека, и невостребованностыо ее педагогического потенциала в связи с трансформацией функций семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность определили цель диссертационного исследования — изучить, как изменились функции таких семей, ресурсы семьи как среды социально-культурной интеграции ребенка-инвалида и разработать подходы к приближению изменившихся семейных функций к требованиям общества с рыночным хозяйством, как средства, формы и условия совершенствования и реализации ее педагогического потенциала.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе раскрыты механизмы и формы социальной интеграции, ее социальные и психологические факторы. Проблема социальной интеграции инвалидов исследовалась в рамках средового подхода, объясняющего развитие личности как процесс и результат ее взаимодействия с историко-культурной и социально-психологической средой. В социально-психологической и педагогической литературе социальная адаптация понимается как средство разрешения противоречий между потребностями субъекта и нормами обществаактивный и целенаправленный процесс (и результат) установления оптимальных взаимоотношений между личностью и социальной средой, предполагающий поиск и создание новых общностей, обеспечивающих востребованность личностимеханизм формирования новых идентификационных моделей поведенияусловие личностного становления и развития (наряду с индивидуализацией, инкультурацией, самореализацией). В многочисленных исследованиях нашли отражение различные аспекты и грани социально-культурной интеграции и индивидуализации: философско-культурологический подход к исследованию проблем и закономерностей личностного становления в контексте освоения потенциалов культуры, центральной идеей которого является обоснование деятельностной природы человека (С.Н. Иконникова, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Э.В. Соколов) — социально-психологический срез проблемы связан с пониманием социализации как ведущей составляющей социально-культурной интеграции (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн) — педагогические аспекты нашли выражение в исследовании условий социализации и инкультурации на различных этапах развития личности, выявлении форм и методов оптимизации воспитательного процесса, обосновании условий реализации воспитательного потенциала досуга (М.А. Ариарский, С. Г. Вершловский, Т. Г. Киселева, А. Д. Жарков, И. А. Новикова, В. Я. Суртаев, Ю. А. Стрельцов, А. А. Сукало, В. Е. Триодин, Б.А. Титов). Различные аспекты педагогических, психологических, социальных проблем реабилитации инвалидов рассматривались в работах Э. М. Александровой, В. Л. Багрицкого, С. А. Беличевой, Н. Б. Берхина, А. В. Гордеевой, В. В. Ковалева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. С. Макаренко и др. Специальным вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии посвящены труды Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, М. И. Никитиной, Н. М. Назаровой, Г. Н. Ленина. Реабилитационный и коррекционный потенциал художественной досуговой деятельности раскрыт в диссертационных исследованиях и монографиях А. З. Свердлова, В. П. Кантора. Теоретические и прикладные аспекты личностного развития инвалида разработаны в артпедагогике, которая в качестве основного средства восстановления психосоматических и социальных функций инвалида рассматривает художественную деятельность. Известные специалисты в данной области М. Либман, К. Дюкер. Д. Байер, П. Лузатто выработали ведущие принципы арттерапии. Исследования А. Хилла (Великобритания), М. Наумбурх (США) показали, что человек через изобразительное искусство может восстанавливать не только свое психофизическое состояние, но и адаптироваться в социуме.

Вопросы семьи, семейного воспитания, семейных проблем затрагиваются в ряде социальных, педагогических, психологических и дефектологических исследований. (Ю.П.Азаров, В. Г. Бочарова, Э. К. Васильева, Р. М. Боскис, Б. Д. Корсунская, В. З. Кантор, О. П. Гаврилушкина, Т. В. Лодкина, Н. М. Назарова, В. Н. Мясищев, С. Т. Шацкий, Л. М. Шипицына.).

Данные исследования позволили выявить закономерности трансформации семейных функций, обосновать роль семьи в системе социальных институтов интеграции личности инвалида, раскрыть механизмы и возможности целенаправленного руководства этим процессом. Полученные в них результаты можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно рассмотреть семью как оптимальную среду социализации, инкультурации и самореализации ребенка-инвалида, изучить возможности культурно-досуговой деятельности как фактора личностного развития.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, состоящую из ряда следующих предположений:

1. Семья обладает значительными педагогическими, реабилитационными, интеграционными ресурсами развития ребенка-инвалида, создавая дополнительные по отношению к традиционным институтам условия, оптимизирующие процессы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.

2. Содержание и характер социальных, психологических и педагогических проблем детей с ограниченными возможностями позволяет предположить, что большинство из них могут стать полноценными участниками детских сообществ, и далее, гражданами общества, при условии обеспечения семьей ребенка-инвалида комплексной социально-культурной интеграции.

3. Выявляется прямая зависимость интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями от реализации креативно-воспитательного потенциала семьи, интеграционные возможности которой можно реализовать путем ее включения в единое социокультурное пространство, в котором семья становится полноправным педагогическим субъектом наряду с культурно-досуговыми и специальными образовательными учреждениями.

Методология исследования основывается на единстве педагогического и коррекционно-реабилитационного подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования предполагал синтез социально-психологических и педагогических методов изучения феномена социально-культурной интеграции ребенка-инвалида. Методологической основой исследования стали: концепции взаимодополнения психологического, коррекционно-развивающего, деятельностного и социально-педагогического подходов к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ограниченными возможностями (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р.Лурия) — культурно-историческая концепция развития высших психических функций, в рамках которой процесс развития определяется исторически развивающейся средой, природной (натуральной) и социальной (культурной) (Л.С.Выготский) — концепция «эго» и групповой идентичности, подтверждающая основополагающую роль в создании средой условий для идентификации с образами социально значимых личностей и с обществом, принимающем ребенка (Э. Эриксон).

Автор опирается на педагогические идеи и концепции, раскрывающие: сущность и механизмы взаимовлияния среды и личностироль социально-культурных и педагогических условий и факторов развития личности (Б.Г.Ананьев, Н. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин и др.) — возможности семьи как первичного института социализации ребенка (Ю.П.Азаров, И. А. Зимняя, П. Ф. Каптерев, П.Ф.Лесгафт). Проблемы оптимизации социально-культурных функций семьи решаются с опорой на исследования М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Л. Г. Брылевой, А. П. Маркова, Б. А. Титова, А. А. Сукало. Теоретической основой формирования основных направлений социально-культурной интеграции стала концепция политики в отношении инвалидов, выстроенная на идее дополнения экономических, институционально-организационных и социокультурных мер (Э.А.Орлова, Г. А. Аванесова, И.М.Быховская).

В организационно-педагогическом плане автор исходит из идеи целесообразности взаимодополнения ресурсов различных социальных институтов, обеспечивающих социально-культурную интеграцию ребенка-инвалида, и, прежде всего семьи, школы, досуговых учреждений. Данный подход к решению проблемы социально-культурной интеграции предполагает обеспечение единства социализации и инкультурации, общественно значимого и личностно-ценного в содержании культурно-досуговой и образовательной деятельности семьи, гуманизацию предметной и духовной среды жизнедеятельности ребенка средствами семейного воспитания.

Объектом диссертационного исследования явились семьи имеющие детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования — социальные функции и ролевые отношения в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

Цель исследование — анализ динамики социальных функций семьи и ролевых отношений ее членов, после появления в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Исходя из обозначенной цели, в ходе работы над диссертацией были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследована перемена жизни семьи с появлением в ней ребенкаинвалида;

2. Выявлены, проанализированы и классифицированы социальные проблемы семей имеющих детейинвалидов.

3. Изучены формы и виды социальной помощи представляемой семьям с детьми с ограниченными возможностями.

4. Выявлено и обосновано функциональное усиление опеки в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

5. Выделена и проанализирована медико-социальная реабилитация как новая функция семьи.

6. Исследовано нарушения равновесия внутри семейных ролевых отношений с появлением в семье ребенка-инвалида.

7. Изучен феномен «продленного детства» в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

В ходе исследования были получены и обоснованы новые результаты, касающиеся социальных функций и ролевых отношений в семьях имеющих детей с ограниченными возможностями:

1. С появлением в семье ребенка-инвалида наблюдается усиление функциональной опеки над ребенком, принимающей черты «гиперопеки», приводящей к торможению развития ребенка.

2. Следствием гиперопеки является феномен «продленного детства», наиболее ярко проявляющийся в семьях с четко выраженным матриархальным характером внутрисемейных отношений.

3. Появление ребенка-инвалида приводит к нарушению равновесия внутри семейных ролевых отношений, характеризуемого сдвигом вектора контактов членов семьи.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: Первый этап (2005 г.) — обоснование концептуального аппаратаопределение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач, изучение специальной психолого-педагогической литературы по проблеме. Второй этап (2006 г.) — разработка общей концепции социально-культурной интеграции ребенка-инвалида средствами семейного воспитанияобработки и анализ полученных результатов проведение анкетных опросов в г. Евпатория в обществе инвалидов с детства. Третий этап (2007 г.) — анализ эмпирического материала, его теоретическое осмыслениесистематизация и обобщение результатов исследования (формулировка выводов, и рекомендаций по социально-культурной интеграции ребенка-инвалида в семье). Эмпирической базой исследования стали АООРИДИ — Хабаровская общественная организация родителей, имеющих детей-инвалидов, и Евпаторийское городское общество инвалидов с детства.

В исследовании использовались как общие, так и специальные методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеменаблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, изучение опыта коррекционно-развивающей работы, метод педагогического эксперимента. Диагностический этап исследования состоял в изучении особенностей трансформации функций в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, выявлении проблем семьи и специфики семейного воспитания, потенциала, ресурсов семьи, как материальных, так и духовно-нравственных. Экспериментальной работой, проводимой в течение трех лет, была охвачена 325 семей хабаровского края, 125 семей евпаторийского городского общества инвалидов с детства. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме обсуждения выдвигаемых положений на педагогических советах Тихоокеанского государственного университета, печатных статьях в сборниках для аспирантов ТОГУ, а также статья в журнале «Власть и управление на Востоке России» .

На защиту выносятся следующие положения:

1. Семья с ребенком, имеющим отклонения в развитии, — это семья с особым психологическим статусом, имеющая специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

2. С появлением в семье ребенок с нарушениями в развитии, изменяются родительские взгляды на методы воспитания. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т. д.

3. Одна из самых главных проблем, которые предстают перед родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями, является проведения реабилитации для своего ребенка. Внимание родителей должно быть направлено и на предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

4. Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в состояние эмоционального шока. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения.

5. Как правило, ребёнок — инвалид не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит оттого, что взрослые в семье не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь в окружении близких людей.

Социальные последствия данной ситуации проявляются в том, что в конечном итоге эти дети-инвалиды становятся особой, отделяемой от общества социально-демографической группой.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы практическими работниками, при разработке программ спецкурсов для слушателей ФПК, спецкурсов для специалистов коррекционной педагогики, организаторов культурно-досуговых программ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Семьи с детьми-инвалидами традиционно принято относить к бедным и маргинальным. Многочисленность проблем, связанных с инвалидностью, вынужденный уход за детьми с ограниченными возможностями, бедность, изменение жизненных стратегий и отсутствие перспектив — являются некой догмой, которая существует на уровне обыденного сознания, поддерживается в поле научного дискурса и постулируется на уровне социальной политики государства. Дефицит научных исследований в этой области порождает многочисленные стереотипы, способствуя еще большей изоляции семей этого типа и отсутствию интереса к их проблемам. Например, хорошо известны «факты» преобладания среди них неполных семей или распространения среди родителей детей-инвалидов таких социальных аномалий как алкоголизм.

Данные исследования опровергают эти стереотипы. Социально-демографические характеристики семей с детьми инвалидами отражают общую картину трансформации семей и супружеских отношений. Демографическая типология семей с детьми-инвалидами, согласно данным исследования, представлена двумя основными группами — супружескими парами (80%) и неполными семьями (20%).

Согласно широко распространенному мнению семьи с детьми-инвалидами чаще всего распадаются из-за инвалидности детей. Однако полученные данные показывают, что инвалидность ребенка послужила причиной распада только 30% семей. В большинстве же случаев появление детей-инвалидов не влияет на изменения отношений между супругами — 79%. Есть даже семьи, в которых родители отмечают улучшение отношений — 5%. Тем не менее, нельзя отрицать факт, что отношения ухудшились в 14% семей.

Адаптация семей к ограниченным возможностям детей часто происходит за счет выполнения родителями традиционных семейных ролей. Исследование показывает, что отцы, как правило, имеют оплачиваемую занятость и исполняют роль кормильцев, а матери — «домохозяек» .

Разделение занятости отцов и матерей имеет несколько объяснений. Первое — это гендерно обусловленное неравенство в оплате труда, второетендерные особенности человеческого капитала отцов и матерей. Поскольку женщина имеет больший опыт по воспитанию и обслуживанию детей и по ведению домашнего хозяйства, то ответственность за больного ребенка закрепляется за матерью. Если к тому же учесть, что средняя заработная плата женщин ниже, чем мужчин, а «домашний потенциал» выше, то экономически рациональной стратегией семьи становится вариант, когда муж работает на условиях оплачиваемой занятости, а жена — в домашнем хозяйстве. Таким образом, экономическое неравенство и тендерная социализация поддерживают традиционную тендерную иерархию.

Поскольку уход за детьми с ограниченными возможностями является вынужденной мерой, адаптация семей с установкой на традиционные тендерные роли проходит травматично для родителей. Женщины, вынужденные отказываться от профессиональной самореализации и от участия в общественной жизни, чувствуют обреченность на однообразный и психологически тяжелый труд, ощущают себя ущемленными в средствах, рассчитывая только на зарплату мужей. Мужчинам же в кризисных экономических условиях трудно соответствовать роли «кормильца» .

Социально-экономическая адаптация родителей детей-инвалидов в значительной степени зависит от показателей здоровья детей и состояния социальной инфраструктуры для инвалидов. Детям с ограниченными возможностями необходимы специальные условия по уходу, обучению, содержанию, выполнению коррекционных мероприятий и режима. В том случае, если родители не находят необходимой поддержки со стороны государства в оказании подобных услуг для детей, они берут эти заботы на себя за счет изменения своей трудовой мобильности.

В современном обществе отрицательное влияние на положение семей с детьми с ограниченными возможностями оказывает дискриминация по признаку пола, проявляющаяся в недооценке женского труда по уходу за детьми-инвалидами. Отрицательное влияние на положение семей оказывает дискриминация по признаку пола, проявляющаяся в недооценке женского труда по уходу за детьми-инвалидами. Проблемы социального обеспечения, сложности совмещения занятости и ухода за детьми, неразрешимые потребности детей-инвалидов в получении посторонней помощи при лечении, а также в процессах воспитания, образования и реабилитации приводят к тому, что ответственность за детей с ограниченными возможностями ложится на женщин. Хотя социальное законодательство предполагает равное участие отцов и матерей в уходе за детьми-инвалидами, нет механизмов и программ для обеспечения такого равенства.

Появление ребенка с отклонениями в развитии влечет за собой к изменениям функций семьи. В отличие от других семей, в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями, наряду с другими функциями, возникает совсем новая функция семьи — медико-реабилитационная. Она заключается в активном поиске источников медицинской помощив поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениямив активности педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенкав поиске источников поддержки как материальной, так и моральной. Выполнения семьей медико-реабилитационной функцией зависит от места проживания семьи. Низкая реабилитационная культура преимущественно характерна для семей из удаленных сельских регионов. Семьи, проживающие в крупных городах, проявляют большую осведомленность, самостоятельность и успешность в осуществлении задач реабилитационного процесса. Реабилитационная культура непосредственно связана с типом семьи: высокую реабилитационную культуру имеют социально благополучные семьинизкую или среднюю — неблагополучные семьи с хроническими нарушениями в психологическом климате, неудовлетворительным материальным положением и другими проблемаминизкая реабилитационная культура характерна для асоциальных семей. Реабилитационная культура семьи зависит от уровня общей культуры (семьи с высоким образовательным уровнем демонстрируют, как правило, высокую реабилитационную культуру) и накопленного ею практического опыта, естественно, что семьи оказываются наиболее беспомощными в первое время после рождения больного ребенка или его травматизации.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье приводит к нарушениям в супружеских, детских, детско-родительских отношениях, отношениях с ближайшим окружением. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения. С появлением в семье ребенок с нарушениями в развитии, изменяются родительские взгляды на методы воспитания. К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека. Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т. д. Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье не только видоизменяет отношение между супругами, отношение к ребенку, но, а также происходит трансформация отношений между детьми (если в семье не один больной ребенок) и отношение к здоровому ребенку со стороны родителей, другой ребенок может проявлять зависть и ревность по отношению к новорожденному ребенку, особенно, когда родители, забыв или попросту не зная об этом, уделяют все внимание только ему. Важно признавать и заботиться о чувствах братьев и сестер ребенка с умственной отсталостью. Иногда с появлением такого ребенка в семье родители возлагают на остальных детей чрезмерную ответственность по уходу за ним. Между тем его братья и сестры, тоже имеют право на свободное время, на игру. Они не должны превращаться в нянек для этого малыша и постоянно следить за каждым его действием. Как правило, если другие дети чувствуют к себе внимание и любовь со стороны родителей, чувствуют, что в семье у них есть надежный уголок, то они будут испытывать положительные эмоции, примут и станут помогать своему новому братишке или сестренке.

Таким образом, исследование семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями показало, что появление ребенка с отклонениями в развитии влечет за собой изменение социальных функций и ролевых отношений в семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Организация комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии (с инвалидностью) / Л. И. Аксенова // Конференция «Гражданское общество — детям России», М., 2001.-13 марта.
  2. А.Д. Готов ли ребенок к детскому саду? / А. Д. Андреева // Courier of Education, 1998. № 1.
  3. И.Г. Некоторые аспекты комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями / И. Г. Артемова // Бюл. Нац. науч.-исслед. ин-та обществ, здоровья. 2006.—Вып. 7. — С. 97−100.
  4. Артемова И.Г."Некоторые факторы, характеризующие семью, воспитывающую ребенка с ограниченными возможностями / И. Г. Артемова // Семья и региональная семейная политика: сб. материалов науч.-практ. конф. Омск, 2006. — С. 123−125.
  5. И.Г. Организация работы отделений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в муниципальных образованиях Омской области / метод, рекомендации О. П. Голевой, И. Г. Артемова. — Омск: Изд-во ОмГМА, 2006. 29 с.
  6. И.Г. Организация социологического исследования с целью оценки эффективности комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями на территории региона / И. Г. Артемова. Омск: Изд-во ОмГМА, 2006.-33 с.
  7. Г. У меня не «лежак», а ребенок! / Г. Артеменко // Социально — политическая газета Мы часть общества, 2004. — № 3−4.
  8. Е. Образование не роскошь, а необходимость / Е. Асанова // Новые времена, 2004. — 13 августа.
  9. Е. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / Е. Бакулина // Социальная работа, 2002. № 3. — 37−39 с.
  10. Балева JL, главный специалист по медико-социальной экспертизе детей Министерства здравоохранения России, интервью газете «Новые известия», 10.09.2003, стр. 1,7.
  11. Н.Ю. Программа курса «Основы раннего вмешательства» / Н.Ю. Н. Ю. Баранова, В. П. Балобанова, Т. П. Васильева и др. — изд-во Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства. СПб, 1999. — 45 с.
  12. Н.Ю. Что нужно специалисту в раннем вмешательстве / Н. Ю. Баранова, В. П. Балобанова, Т. П. Васильева и др. / Междисциплинарная оценка. Бланки и пояснения к ним. СПб. СПб., Института раннего вмешательства, 1999. — 46 с.
  13. Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа — 1998.-№ 6.-59−63 с.
  14. Л.Ф. Семья в процессе развития / Л. Ф. Безлипкина / Доклад на международной научно-практической конференции. -М., 1993.
  15. М.С. Психологическое консультирование семей с нарушенными эмоциональными связями / М. С. Бережная // Семья в России. 2002. — № 3.
  16. С.И. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России / С. И. Блохина, В. П. Козлова, А. В. Старшинова // Рос. журнал социальной работы. 1996. — № 1. — 21−22 с.
  17. Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей / Г. И. Бондаренко // Дефектология. 1998. — № 3.
  18. Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. — 1998.-№ 6.-59−63 с.
  19. . Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Васильев // Социальное обеспечение. 2001. — № 3.
  20. Васин С. А Социально-демографические характеристики инвалидов / С. А. Васин, Е. Л. Сороко, Д. Д. Богоявленский // Материалы конференции «Равные возможности для инвалидов: проблемы и пути решения». Совет по делам инвалидов, 3−4 марта 2000 г.
  21. Ю.Е. Детская инвалидность: медицинские и социальные аспекты, меры профилактики/ Ю. Е. Вельтищев, Д. И. Зелинская // Лекция для врачей. Приложение к журн. Росс, вестн. перинатол. и педиатр. М., 2000. — 68 с.
  22. И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов / И. Ю. Ветрова // Ярославский Педагогический вестник, опубл. 09.10.2005. 433 с.
  23. Всероссийская научно-практическая конференция «Детский музей: итоги первого десятилетия». 18−19 апреля, Москва, 2005 г.
  24. Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л. С. Выготский // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991 -№ 4.-5−18 с.
  25. М. «Интервью с начальником отдела дополнительного образования и воспитания комитета по образованию Правительства Москвы Виктором Головановым». // Радио Эхо Москвы, от 29.10.2001.
  26. О.П. Детская инвалидность в Омской области / О. П. Голева // Омский научный вестник. Омск, 2006. — № 3. — 211−214 с.
  27. М.В. Реализация конвенции о правах ребенка и положение детей в Российской Федерации/М.В. Гордеева // Права женщин в России, 2001. № 2.
  28. Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям / Т. Г. Горячева // Мир психологии, 1998. — № 2.39
  29. JI. Социальная защита детей инвалидов в Российской федерации / JI. Грачева // Соц. Обеспечение, 1994. — № 8. — 42−47 с.
  30. М. Реабилитация матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / М. Гуслова // Социальное обеспечение, 2001. — № 3. — 21−26 с.
  31. И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества: дис.. канд. соц. наук / И. А. Дворянчикова. — М.: РГБ, 2003.
  32. А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология, 2005.-№ 4.-4−8 с.
  33. Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологическое исследование, 1993. № 1 — 62−66 с.
  34. Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологическое исследование, 1992. № 5. -103−106 с.
  35. Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская // Социологические исследования, 1991. -№ 5.-3−8 с.
  36. О.И. Дети особой заботы / О. И. Ертанова, М. В. Громова // Внешкольник, 1999. № 7 — 8.
  37. О.Н. Ранняя помощь раннее развитие / О. Н. Ертанова // Внешнольник, 1999. -№ 12.
  38. О.Г. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями: социологический анализ групп взаимопомощи: автореферат канд. соц. наук / О. Г. Злобина. Хабаровск, 2002.
  39. Инклюзивное образование детей-инвалидов / в соавт. с И. И. Лошаковой // Социологические исследования, 2003 .-№ 5.-100−106 с. ?
  40. Из интервью вице-премьера России Матвиенко В. в программе НТВ «Герой дня», 29 июня 2000 г.
  41. Интеграционные аспекты обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 2 — 7 с.
  42. Исследование качества жизни подростков-инвалидов / соавтор С. А. Валиуллина // Материалы X съезда педиатров России «Пути повышения эффективности медицинской помощи детям». М., 2004. — 80 с.
  43. Исследование качества жизни подростков-инвалидов / соавтор С. А. Валиуллина // Материалы научно-практической конференции. — Уфа, 2005. 34 с.
  44. И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов / И. И. Лошакова // Социологические исследования, 2003 № 5. — 100−106 с.
  45. Э.Р. Социальная политика как фактор социальной защиты детей-инвалидов / Э. Р. Калимуллина // Социальная работа: состояние, проблемы, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. — Казань, 2006. — 23 — 27 с.
  46. И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И. В. Карпенкова // Внешкольник, 2001. № 2.
  47. И.П. Методические основы организации работы в семьях детей-инвалидов / И. П. Каткова, В. В. Кузнецова // Социальная работа в учреждениях здравоохранение. -М., 1992. 12 — 14 с.
  48. Качество жизни подростков-инвалидов / соавтор С. А. Валиуллина // Материалы научно-практической конференции педиатров России «Фармакотерапия в педиатрии». М., 2005. — 55 с.
  49. Ким Е. Н. Концепция «независимой жизни» как цивилизованный подход в решении проблем инвалидности / Е. Н. Ким // Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. Методологический семинар. — М.- Ин-т социальной работы, 1997. 32−39 с.
  50. Е.В. Средовой подход к построению программ помощи детям раннего возраста с церебральным параличом / Е. В. Клочкова // Y российский национальный конгресс с международным участием «Человек и его здоровье», 2000, 4−8 декабря.
  51. Е.В. Церебральный паралич / Е. В. Клочкова // Материалы для родителей. Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства. Санкт-Петербург, 2001.
  52. Н.Е. Учителя и родители — партнеры в воспитании ребенка / Н. Е. Кожанова // Начальная школа, 2000. № 7. — 33 с.
  53. Е.В. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве / Е. В. Кожевникова, Н. Ю. Баранова, В. П. Балобанова и др. // Вопросы дефектологии, 1999. — № 4. 23 — 26 с.
  54. Е.В. Программа раннего вмешательства: помощь детям / Е. В: Кожевникова, Н. Ю. Баранова, В. П. Балобанова и др. // Обруч, 1999. № 2. -42−43 с.
  55. И.Ю. Интеграция в общество инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Комаркова // Работник социальной службы, 2002.-№ 4.-57−63 с.
  56. В.А. Специальное социальное такси / В. А. Коняева // Аргументы и факты. 2003. — 23 января.
  57. Н. Когда ребенок не такой как все / Н. Кузьмина // Няня, 2004. -№ 10.
  58. Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение / Е. В. Кулагина // Народонаселение. Ежеквартальный научный журнал ИСЭПН РАН. М., 2002. — № 1. — 20 — 32.
  59. Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами / Е. В. Кулагина // Социологические исследования, 2004. — № 6. — 0,38 п.л.
  60. Е.В. Домашний труд по уходу за детьми-инвалидами: проблемы замещения на институциональном уровне / Е. В. Кулагина // Журнал исследований социальной политики, 2004. — Т.2. — № 1. — 0,75 п.л.
  61. Кулагина Е.В."Проблемы воспитания и ухода за детьми-инвалидами / Е. В. Кулагина // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни: государственное регулирование и социальное партнерство». Тезисы. — Москва 2003.-0,1 п.л.
  62. Е.В. Равные права — неравные возможности / Е. В. Кулагина // Права женщин в России, 2003. № 1−2. — 0,2 п.л.
  63. Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение (на примере Москвы) / Е. В. Кулагина // Народонаселение, 2002. — № 1.-0,75 п.л.
  64. Е.В. Тендерные аспекты брачно-семейных отношений во власти ограниченных возможностей детей / Е. В. Кулагина // Материалы конференции «Развитие тендерных исследований и тендерного образования в системе высшей школы». Иваново, 2002. — 0,2 п.л.
  65. Е.В. Социально-экономическое положение семей с детьми-инвалидами / Е. В. Кулагина // Материалы Второго российского конгресса «Мир семьи»". -М., 2001. Часть 1.-0,1 п.л.
  66. А. Пособие на детей / А. Лисовская // Экономическая газета. — 2005.-29 июля.
  67. Е.Л. Интернет технология как средство интеграции людей с ограниченными возможностями в социум / Е. Л. Луценко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». — Воронеж, 2006. — № 2. — 95−98 с.
  68. Люди с ограниченными возможностями // Российская энциклопедия социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997. — Т. 1. — 291 — 295.
  69. Л. Такие разные, разные дети. / Л. Маленкова // Домашнее воспитание, 2003. № 2.
  70. А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам / А. Р. Маллер // Дефектология, 1996. № 1. — 83−85 с.
  71. Т. Инвалиды в России узел старых и новых проблем / Т. Малева, С. Васин // «Pro et Contra», 2001. — Т. 6. — № 3. — 80−105 с.
  72. И.Е. Права ребенка / И. Е. Малова // Защити меня! 2002. — № 1−2.
  73. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) / Н. Н. Малофеев // Дефектология, 1997. — № 4.
  74. Международная конференция «Актуальные проблемы семейного воспитания детей-инвалидов». Орел, 2007. — 27 декабря.
  75. В.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в Иркутской области / В. Н. Меринова // Сборник научных трудов ИрГТУ, 2003. 86−92 с.
  76. В.Н. Медико-социальная реабилитация инвалидов / В. Н. Меринова // Вестник ИрГТУ, 2005. Вып. 10. — 61−69 с.
  77. В.Н. Нормативно-правовое обеспечение инвалидов / В. Н. Меринова // Социальная политика: сб. материалов. — ИрГТУ, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров. — Иркутск, 2007. 34−36 с.
  78. , В.Н. Актуальные проблемы инвалидов в Иркутской области / В. Н. Меринова // сборник научных статей Байкальского гуманитарного института. Иркутск: БГИ, 2007. — 124−136 с.
  79. Т. Лечение творчеством: Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ. / Т. Мурзина // Соц. защита, 2002. № 11. — 9 с.
  80. Т.В. Медико-социальные аспекты инвалидности детей с патологией кожи и подкожной клетчатки: автореф. дис. канд. мед. наук / Т. В. Николаева. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
  81. О положении детей в Российской Федерации / Государственный доклад Министерства труда и социального развития РФ. М., 2000.
  82. О положении детей в Российской Федерации // Государственный доклад Министерства труда и социального развития РФ. — Москва, 2002.
  83. Подпрограмма «Дети-инвалиды» // Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 «О Федеральной целевой программе „Дети России“ на 2003−2006 годы».
  84. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006−2010 годы». от 29 декабря 2005. -№ 832.
  85. О.Н. Региональные особенности социализации нетипичных детей / О. Н. Потапова // Вестник СГТУ. Саратов: СГТУ, 2006. — № 4. — Вып.2. — 150−155 с.
  86. О.Н. Социальные аспекты комплексной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом / О. Н. Потапова, Т. В. Кобзев. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2006. 92 с.
  87. Приоткройте «Зеленую дверцу» // Обучение в России, от 2 мая 2002.
  88. Реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социальная работа, 2003. № 2. — 46−47 с.
  89. Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям / Проект Тасис «Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной защиты» / Министерство образования РФ. — М., 2002. — 83−117 с.
  90. Ребёнок с ограниченными возможностями в семье и обществе: основные проблемы и пути их решения // Материалы научно практической конференции. — Киров, 1995.
  91. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. — М., 2002. — 73 с.
  92. Семья нетипичного ребенка: экосистемные основания реабилитации // Семья в России, 1996. № 3−4. — 30−46 с.
  93. Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестник психосоциальнойи коррекционно-реабилитационной работы. Консорциум Социальное здоровье России, 1997. № 2. — 51−56 с.
  94. Е.Р. Семья нетипичного ребенка: экосистемные основания реабилитации / Е. Р. Смирнова // Семья в России, 1996. № 3−4. — 30−46 с.
  95. Э.Р. Совершенствования системы социальной защиты молодых инвалидов и детей с ограниченными возможностями / Э. Р. Калимуллина // Вестник БашГУ, 2007. № 2. — 93−95 с.
  96. С. Позволительная роскошь / С. Соловьев // Диалог, 2005. — № 1.
  97. Социальная политика в тендерном аспекте // Женщина в российском обществе, 2003. № 1−2. — 2−7 с.
  98. Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка // Содержание и методика работы специализированного учреждения для дезадаптированных детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации. Саратов: ПФ РУЦ, 1996. — 32−47 с.
  99. Е.А. Социальная политика в области инвалидности / Е. А. Тарасенко // Исследований социальной политики, 2004. — № 1. Том 2.
  100. Э. Эмоциональное благополучие ребёнка / Э. Тихонова // Домашнее воспитание, 2003. № 6.
  101. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология, 1998. № 1.
  102. Е.В. Процесс производственной адаптации инвалидов (социологический анализ): автореф. соц. наук / Е. В. Толкачева. Хабаровск, 2006.
  103. Черноголовская газета от 22 декабря 2005.
  104. Шапкина Н. В Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями / Н. В. Шапкина. Саратов, 1997.
  105. А.Ю. Информационная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов / А. Ю. Шевченко // Образование и общество, 2004. — № 6.
  106. JI.E. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / JI.E. Шевчук // Дефектология, 2004.-№ 6.-28−31 с.
  107. Щадрина 3. Дети учатся жизни / 3. Щадрина // Социальное обеспечение, 2004. № 9.
  108. О.Н. Теневые отношения в современной России / О. Н. Яницкий // Социологические исследования, 2001. -№ 5. — 151 с.
  109. Н.Ю. Если ваш ребенок болен ДЦП / Н. Ю. Янушанец / Рекомендации родителям. СПб., 2004. — 122 с.
  110. Н.Ю. Анализ оказания медицинской помощи детям-инвалидам вследствие болезней нервной системы / Н. Ю. Янушанец // Актуальные вопросы реабилитации в педиатрии. СПб., 2006. — 67−70 с.
  111. Н.Ю. Анализ уровня и структуры детской инвалидности вследствие заболеваний нервной системы в Санкт-Петербурге / Н. Ю. Янушанец // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2006. Т. 51. — № 4. — 53- 56 с.
  112. Н.Ю. Медицинская реабилитация детей-инвалидов с заболеваниями нервной системы / Н. Ю. Янушанец //Актуальные вопросы реабилитации. СПб., 2006. — 209−210 с.
  113. И.А. Социально-педагогические программы направленные на преодоление социальной эксклюзии детей-инвалидов / И. А. Янькова // Асперантский сборник, 2001. — 312−318 с.
  114. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования, 1999. № 4. — 38−45 с.
  115. Ярская-Смирнова Е. Р. Инвалидность и семья: ресурсы и барьеры в повседневной жизни / Е.Р. Ярская-Смирнова // Государственная семейная политика. М.: МГСУ, 2004. 112−122 с.
  116. Ярская-Смирнова Е. Р. Тендерные аспекты социальной работы с семьей / Е.Р. Ярская-Смирнова // Семья. Проблемы. Перспективы. Саратов:
  117. Министерство труда и социального развития Саратовской области, 2004. 4 — 15 с.
  118. А. Мама ребенка-инвалида: груз ответственности / А. Яценко, М. Кириленко // Зеркало недели, 2007. № 29 .
  119. Ю.Г. Концепция социальной независимости инвалидов / Ю. Г. Элланский, С. П. Пешков // Социс, 1995. № 12. — 123−125 с.
Заполнить форму текущей работой