Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное время пенсионеров как этапы самореализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди респондентов было проведено интервью по методике «Вопросник для неработающего пенсионера». Вопросник состоял из четырёх частей. Основная часть (качественный метод исследования) полуструктурированное глубинное интервью для изучения самореализации респондентов в прошлой и настоящей жизни -«Методика № 4». Дополнить и сравнить информацию, полученную в результате интервью по этой методике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Социальное время в истории социальной мысли
    • 2. Категория социального времени в отечественной социологии разработка и направления
    • 3. Использование категории социального времени в социологических исследованиях
    • 4. Социальное время — этапы самореализации личности
  • Глава II.
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ
    • 1. Социально-демографические аспекты
    • 2. Социально-геронтологические аспекты
    • 3. Социально-экономические аспекты
  • Глава III.
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК
  • ЭТАП САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Восприятие пенсионерами собственного и исторического прошлого
    • 2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп в прошлом
  • Глава IV.
  • НАСТОЯЩЕЕ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ЭТАП САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Восприятие респондентами собственного и общезначимого социального вр?.М&НИ
    • 2. Самореализация пенсионеров различных половозрастных групп в современной жизни
  • Глава V.
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ О БУДУЩЕМ
    • 1. Проблемы одиночества и отношения к концу жизни
    • 2. Восприятие категории будущего респондентами различных половозрастных групп

Социальное время пенсионеров как этапы самореализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика диссертации.

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

исследования обусловлена социальным значением самореализации личности. В диссертационном социологическом исследовании — самореализации личности пенсионеров, переживших несколько исторических этапов в своей жизни, жизни нашей страны.

Социальное время — это время жизни человека. Его прошлое, настоящее и будущее. Внимание к проблеме социального времени усилилось в последние десятилетия. Стремительный бег событий в XX веке и начале XXI века сделал проблему социального времени сверх актуальной.

Переживание времени является одной из важных характеристик повседневного сознания. Сегодня в нашем обществе нарушилась связь между триедиными составляющими социального времени — прошлым, настоящим и будущим. В этих условиях, как показали исследования отечественных социологов, существенно видоизменяется временная компонента жизненных планов и проекций поведения. На прошлое начинают смотреть либо как на прямое указание, как вести себя здесь и сейчас", либо как на потерявшую всякое значение для настоящего и безвозвратно канувшую в Лету реальность. Будущее для многих туманно и пугающе. Полнота восприятия времени сжимается до предела: человек начинает жить «сегодняшним днём» [113].

Восприятие социального времени выступает важным, дифференцирующим фактором жизненных стилей и «философий жизни» [131]. При этом разные возрастные когорты по-своему переживают время. В трансформирующемся обществе наиболее остро настоящее время переживают пенсионеры. Трансформации, «.как правило, ведут к непредвиденным последствиям и резко меняют общественное положение разных слоев населения, обращая их прежний опыт в бесполезный груз, препятствующий адаптации к переменам» [174, с.9].

Пожилые люди, как известно, с трудом вырабатывают новый динамический стереотип, у них уже ограничены адаптационные возможности. Вместе с тем, у пожилых людей по сравнению с другими возрастными группами сохранились патерналистские представления об отношениях государства и обществаценности социалистического общества, в котором коллективизм превалировал над индивидуализмом — болезнью современного капиталистического общества, справедливость — над несправедливостью и др. К сожалению, в настоящее время мало российских исследователей обращается к проблемам пожилых, хотя растёт их доля в структуре населения страны, а потому исследование жизнедеятельности пенсионеров, восприятия ими социального времени (равно как и другой социально-демографической части населения) является актуальным как в теоретическом, так и в прикладном отношении.

Пенсионеры прожили уже большую часть своего социального времени, основная ценностная характеристика которого «связана с потребностью личности в самовыражении, самореализации, самоосуществлении в формах жизни. Потребность самовыражения, принимающая формы конкретных притязаний и мотивов проявляется в такой организации жизни, которая ведёт к самореализации личности» [1, с.24]. Отечественные исследователи отмечают, что в современной жизни проблема самореализации «стала проблемой повседневного существования практически всего взрослого населения России» [88, с.18]. Разработка теоретических подходов к изучению самореализации личности пенсионеров (только эта возрастная группа может дать полную картину самореализации личности на этапах жизни) и получение результатов, которые могут быть использованы для улучшения жизни пенсионеров, а также для совершенствования политики в направлении актуализации молодого поколения, очень актуальна.

Таким образом, исследование посвящено важной научной проблеме, имеющей большое социально-политическое значение.

Степень разработанности проблемы.

Теоретические концепции, связанные с анализом «человека социального», как носителя социальных ролей, как индивида, у которого мерой жизни является социальное время — время самореализации (реализации социальных ролей в различных сферах жизни) восходят к разработкам классиков социологии: Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Г. Спенсера, М. Вебера и др. В отечественной социологии развитие концепции социологии личности связано с именами Ю. Н. Давыдова, Ю. А. Замошкина, И. С. Кона, Н. Ф. Наумовой, В.Б.

Ольшанского, И. М. Поповой, В. А. Ядова и др. Отечественные психологи JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев и др. внесли большой вклад в разработку концепции формирования личности. Именно Б. Г. Ананьев рассматривал жизненный путь личности, как базовую концепцию универсального человекознания [7].

Идея" социального времени была предметом социальной мысли с древних времён (Аристотель, Августин Блаженный и др.). Вклад Августина Блаженного в разработку социального времени настолько значим, что современные философы считают, что до сих пор нет более стройной концепции времени. После него многие философы обращались к проблеме времени. К пониманию времени Августина близка концепция Аир и Бергсона. Среди философов последних двух столетий наибольший вклад в разработку проблемы времени в жизни человека внесли экзистенциалисты М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.

Термин «социальное время» (как время коллективное) появился уже в работах Э. Дюркгейма. Время как космическое, историческое и индивидуальное различал Н. А. Бердяев. Значимость времени в исторических процессах вслед за классиками марксизма подчёркивал В. И. Ленин.

Среди западных учёных, наиболее плодотворно изучавших проблему социального времени в XX веке, — имена П. Сорокина, Р. Мертона, Дж. Т. Фрезера, Б. Адам, Г.-К. Кальтенбруннера и др.

Проблема времени у учёных нашей страны, начиная с 20-х годов XIX века, была одной из значимых. Её разрабатывали достаточно успешно в различных аспектах отечественные философы Я. Ф. Аскин, П. П. Гайденко, В. А. Канке, Ю. Б. Молчанов, В. Д. Мостепатенко, Н. Н. Трубников и др. Бюджет времени соотечественников стали активно изучать экономисты С. Г. Струмилин, Г. А. Пруденский и др., а затем социологи Б. А. Грушин, Л. А. Гордон, В. И. Болгов, В. Д. Патрушев и др.

К разработке социального времени, как социологической категории, отечественные обществоведы обратились только вначале 70-х годов. Одним из первых среди них был В. Г. Афанасьев, который ввёл понятие «социальное время», как социологическую категорию применительно к исследованиям практики. В конце 70-х — начале 80-х годов разработка проблемы социального времени активизировалась. Вышли работы Г. Е. Зборовского (1974), Е. А. Елизарьева (1969), А. Н. Лоя (1978), Г. П. Орлова (1973), В. П. Яковлева (1980), предложившего изучать социальное время на трёх уровнях: время историческое, время поколения и время личности (1980), В. А. Артемова (1987), О. Н. Ежова (2001) и др.

С целью изучения переломного этапа в истории России (90-е годы) были проведены репрезентативные социологические лонгитюдные исследования. Это — мониторинга, осуществлённые рядом социологических институтов и центров, под руководством известных учёных: Л. М. Дробижевой (Институт социологии РАН), В. И. Жукова (МГСУ), Ю. А. Левады (ВЦИОМ), Г. В. Осипова (ИСПИ РАН) и др. Социально-политический вектор исследований россиян в настоящее время представлен также в работах А. А. Галкина, Т. И. Заславской, В. Н. Иванова, Р. Г. Яновского, Р. В. Рыбкиной и др.

Среди отечественных учёных, изучавших проблему времени поколения как теоретически, так и практически, известны такие, как В. Г. Гайдне, Б. В. Дубин, С. Н. Иконникова, B.C. Комаровский, И.С.

Кон, Г. В. Папоян, Б. Д. Урланис, М. Д. Уфимцева, Ф. Р. Филиппов, В. П. Яковлев и др.

Последний элемент триады социального времени — время личности. Однако, и время истории, и время поколения, и время личности — «все эти времена определённым образом взаимосвязаны, и эти сложнейшие функциональные взаимосвязи могут быть открыты только через категорию человека» [1, с.10]. Самореализация человека — главная цель всей его жизни, его социального времени. Жизненный путь человека — непрерывная цепь этапов самореализации. В рамках социологии личности самореализацию индивида (в качестве отдельной проблемы) рассматривают как отечественные учёные К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, JI.H. Коган, В. П. Коломиец, Н. И. Полубабкина, В. Ф. Сержантов, JI.B. Сохань и др., так и зарубежные Ш. Бюлер, А. Маслоу, М. Розенберг, Т. Шибутани, В. Франкл, Э. Эриксон и др.

В диссертации социальное время рассматривается, как условие самореализации личности пенсионеров — части социальной структуры страны. В её разработку внесли вклад такие учёные, как З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян, В. А. Мансуров, М. Н. Руткевич, В. И. Староверов, Ф. Р. Филиппов и др. Изучение пенсионеров, как части демографической структуры, связано с именами С. Г. Струмилина, Д. И. Валентея, Б. Ц. Урланиса, Н. М. Римашевской, JI.JI. Рыбаковского, В. М. Моисеенко и др.

Ещё один аспект проблемы пожилых людей рассматривается социальной геронтологией. Основы в развитие этой науки заложили отечественные учёные. Работы И. И. Мечникова и И. П. Павлова, которые изучали физиологические изменения человека с возрастом, продолжили И. Н. Буланкин, И. В. Давыдовский, А. В. Нагорный, В.Н.

Никитин, В. В. Фролькис, Д. Ф. Чеботарёв и др. Среди зарубежных учёных надо отметить JI. Бине, Ф. Бурльера, А. Комфорта, К. И. Пархона, Б. Стреллера, Н. Шока и др. Социально-психологические проблемы пожилых были предметом изучения как отечественных учёных В. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Т. В. Карсаевской, И. С. Кона, О. В. Красновой, АГ. Лидерса, В. Д. Шапиро, А. Т. Шаталова и др., так и зарубежных Ш. и К. Бюлер, Р. Кюлена, Д. Бромлея, М. Кёли, Б. Ньюгартен и др.

При всей многочисленности публикаций, разнообразии представленных в них точек зрения и методах исследования, проблема жизненного пути пенсионеров, как этапов самореализации личности в отечественной литературе не получила пока специального комплексного рассмотрения. Наблюдается определённый отрыв теоретических выкладок от практики проведения комплексных эмпирических исследований социального времени, основная ценностная характеристика которого связана с потребностью личности в самореализации. Диссертационное исследование (соединение теоретического анализа с анализом эмпирических данных) восполняет этот пробел.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования является обоснование социологической концепции исследования жизненного пути личности (интегративного подхода к изучению жизненного пути одного поколения людей) и исследование на её основе самореализации пенсионеров в течение прожитой жизни, их социального времени.

Реализации данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Определение теоретико-методологических основ исследования социального времени пенсионеров, как условия самореализации личности;

2. Исследование социологического понятия «социальное время» и анализ изучения социального времени на трёх уровнях: истории, поколения, личности;

3. Теоретическая разработка этапов самореализации личности;

4. Разработка методики комплексного исследования самореализации личности пенсионеров в течение социального времени;

5. Анализ качества жизни российских пенсионеров по данным всероссийских исследований;

6. Изучение восприятия пенсионерами социального времени;

7. Выявление субъективных и объективных факторов состояния и динамики самореализации пенсионеров в их социальном времени. В этих рамках:

7.1. Установление причин нереализованной жизни пенсионеровдоля таких респондентов от всей совокупности исследуемых;

7.2. Выявление связи между самореализацией и самооценкой пенсионеров;

7.3. Выявление степени активности респондентов, установление связи между активностью пенсионеров и их самореализацией;

8. Анализ проблем одиночества и отношения к концу жизни;

9. Попытка представить целостную концепцию жизненного пути одного поколения, связав изменения в человеческой жизни с изменениями в обществе.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются неработающие пенсионеры в возрасте до 70-ти лет. Предмет исследования — самореализация пенсионеров в социальном времени (прошлом, настоящем, будущем) — факторы, влияющие на самореализацию.

Методология исследования проблемы.

Методологической основой исследования является системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения как классической и современной социологии, так и других наук (философии, геронтологии, социальной психологии, психологии и др.). Методологическими подходами работы явились: 1) понимание самореализации личности, как актуализации индивида в двух основных сферах жизни: профессии (труде) и семье- 2) рассмотрение социального времени на трёх уровнях: время истории, время поколения, время личности- 3) осуществление анализа восприятия социального времени пенсионерами на пересечении их личностного, возрастного и социального опыта с социально-историческими событиями- 4) понимание образа жизни респондентов с учётом особенностей российской ментальности.

Автор в принципиальных вопросах опирался на историко-диалектический метод, в работе использовались логический анализ, сравнительный анализ, математические методы и др.

Метод и методика исследования.

Для решения поставленных задач наряду с комплексным социологическим исследованием диссертанта проводился анализ данных всероссийских репрезентативных исследований качества жизни пенсионеров.

В основу методики исследования самореализации респондентов был положен качественный метод, являющийся наиболее удачным способом изучения социального времени [109]. Качественный методспособ сбора, обработки и анализа информации о конкретных людях. Его считают частью более общей социологической методологии, где объектом интереса являются индивиды как исполнители социальных ролей. Понять смысл какого-то явления человеческой жизни — задача этого метода в социологии. Язык такого исследования аналогичен речи повседневного общения [141].

Одним из видов качественного исследования является «история э/сизни», т. е. изучение всей жизни человека. Из опыта жизни нескольких людей делаются выводы и обобщения, имеющие универсальный характер. Социолог, как правило, ставит цельисследовать социальный феномен. В нашем случае таким социальным феноменом является самореализация личности.

Для интервьюирования было выделено пять половозрастных групп неработающих пенсионеров (в каждую группу вошло 25 человек): женщины после выхода на пенсию в возрасте 55−59 летмужчины и женщины в возрасте 60−64 года — две группымужчины и женщины в возрасте 65−69 лет — две группы.

Респонденты для опроса были найдены в разных местах Москвы методом «снежного кома». Всего было опрошено 125 человек. Почти всех респондентов опрашивал автор диссертации.

Среди респондентов было проведено интервью по методике «Вопросник для неработающего пенсионера». Вопросник состоял из четырёх частей. Основная часть (качественный метод исследования) полуструктурированное глубинное интервью для изучения самореализации респондентов в прошлой и настоящей жизни -«Методика № 4». Дополнить и сравнить информацию, полученную в результате интервью по этой методике, — одна из задач опроса по трём остальным методикам. С помощью теста М. Розенберга с использованием шкалы Гуттмана были определены самооценки пенсионеров — «Методика № 1». Тест «Кто Я?» был применён для выявления психологических и социальных идентификаций -«Методика № 2». Тест «Переживание времени» — изучение восприятия респондентами своего настоящего и будущего времени — «Методика № 3». Методики приведены в разделе диссертации «Приложение».

Надёжность исследования была определена насыщенностью информации при качественном исследовании.

Триангуляция (проверка и повышение надёжности интерпретации) осуществлялась путём сопоставления полученных нами данных с результатами исследований социологов Института социологии РАН, Института социально-политических исследований РАН, ВЦИОМ и др., а также с такими авторитетными источниками информации, как Госкомстат России, Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения Минтруда России и др.

Научная новизна диссертации определяется следующими основными исследовательскими результатами:

1. Впервые предложен и реализован подход к анализу социального времени (прошлого, настоящего и будущего) поколения людей (российских пенсионеров), который включал в себя, как социально-исторический анализ этапов жизни пенсионеров, так и исследование восприятия ими социального времени.

2. Впервые разработана и реализована методика комплексного изучения самореализации пенсионеров в течение жизни (социального времени). Качественный метод использован в сочетании с социально-психологическими тестами.

3. Анализ восприятия социального времени пенсионерами был осуществлён с использованием данных всероссийских репрезентативных социологических исследований.

4. Выявлены (в результате социологического исследования, использования данных исследований других социологов и материалов официальных институтов) субъективные и объективные факторы состояния и динамики самореализации пенсионеров в их социальном времени. В этих рамках:

4.1. Выявлены причины нереализованной жизни пенсионеровопределены доли респондентов (от совокупности исследуемых) с невысокой самооценкой и с неудавшейся судьбой;

4.2. Установлены объективные и субъективные факторы, негативно повлиявшие на реализацию жизни респондентов. Одна половина из них причину своей нереализованной жизни видит в объективных факторах: последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и др.- другая — в субъективных: собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и др.

4.2. Введены такие понятия, как «ситуативная оценка жизненного пути» и «ситуативная самооценка»;

4.3. Установлена тесная прямая связь между самореализацией и самооценкой пенсионеров;

4.4. Выявлена мера активности респондентов (от совокупности исследуемых), ведущих активный образ жизнивыявлена прямая связь между активностью респондентов и их самооценкой.

4.5. Определены наиболее острые проблемы, волнующие респондентов: падение нравственности и нестабильность в стране, неблагополучное материальное обеспечение их семей и др.

4.6. Описаны пенсионеры, представляющие группу «риска»: а) люди с неудавшейся жизньюб) тяжело больные и одинокие (те, кто остро переживает одиночество) — в) задумывающиеся о смерти в зрелом и (нестаром) возрасте.

5. Впервые дан анализ изучения социального времени отечественными и зарубежными социологами, как времени на трёх уровнях: истории, поколения и личности.

6. Впервые дан анализ восприятия пенсионерами своего будущего под таким углом зрения: отношение к одиночеству и концу жизни.

7. Впервые сделана попытка представить целостную концепцию жизненного пути одного поколения, связав изменения в человеческой жизни с изменениями в обществе.

Рекомендации по результатам диссертационного исследования:

1. Выявленные проблемы пенсионеров в основном связаны со сменой общественно-политического строя в стране (падение нравственности, нестабильность и т. д.), которые не просто решить, однако, улучшить условия жизни пенсионеров (материальное состояние их семей и пр.) государство в состоянии.

2. Информация об отрицательном восприятии пенсионерами современной жизни в пользу прошлой полезна для принятия адекватных политических решений на уровне государственных институтов.

3. В диссертации описаны неординарные группы пенсионеров: пенсионеры-долгожители и пенсионеры, представляющие группу «риска»: 1) Люди с неудавшейся жизнью- 2) Тяжело больные и одинокие (те, кто остро переживает одиночество) — 3) Задумывающиеся о смерти в зрелом (нестаром) возрасте. Институты, занимающиеся социальной работой, должны таким людям оказывать адресную помощь в первую очередь.

4. Анализ самореализации личности в процессе жизненного пути и в связи с современной ситуацией в стране дают возможность сделать вывод, что проблема самореализации личности обострилась в российском трансформирующемся обществе. Это связано со сложностями в вертикальной мобильности молодых людей, имеющих достижительную мотивацию. Без решения этой проблемы на уровне государственных институтов в обществе будет создаваться напряжённая ситуация, т.к. молодые граждане не могут реализовать свой потенциал.

5. Анализ данных исследования диссертанта обнаружил тесную связь между самооценкой респондентов и их самореализацией. Результаты исследования могут быть полезны институтам, занимающимся проблемами воспитания на разных уровнях.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

I. Обоснованы теоретико-методологические подходы к исследованию социального времени пенсионеров, как этапов самореализации личности. В основу положена концепция Б. Г. Ананьева, который рассматривал жизненный путь личности, как базовую концепцию человекознания. Актуализация личности во взрослой жизни происходит по последовательным фазам (периодам жизни). В диссертации прослежена самореализация индивидовреализация в основных социальных сферах: профессия (труд) и семья) по интервалам, равным десяти годам. Даны названия этим стадиям: адаптации (20−29 лет) — наиболее плодотворная (30−59 лет) — зрелости (40−49 лет) — передачи опыта и подготовки к пенсии (50−59 лет) — пенсионная.

II. Диссертант защищает тезис о целесообразности понимания социального времени, как времени всей жизнедеятельности человека, где его труд, деятельность является основой его жизни. Индивидсубъект и объект социума, представитель определённого поколения, проживающего какой-то определённый отрезок истории. В диссертации рассматриваются два подхода исследования время истории в работах социологов, начиная с XIX века: революционный и эволюционный. Кроме того, в работе прослеживается использование категории социального времени в исследованиях российских социологов на всех трёх уровнях: историческом (лонгитюдные исследования) — поколения (в основном проблемы отцов и детей) — личности (образ жизни, бюджет времени).

III. В структуре социального времени пенсионеров прошлое составляет наиболее значимую часть. Это — время их активной жизни, их самореализации. Респонденты относятся к поколению людей, родившихся перед Великой Отечественной Войной или во время ее. Тяготы жизни определили многие черты самосознания этого поколения. Среди них такие, как: самостоятельность, ответственность, трудолюбие и др. Часть представителей этого поколения называют «шестидесятниками». Их прошлое пришлось на советское время. Советская власть обеспечила возможность индивидам себя актуализировать (бесплатная учеба, распределение после вуза и пр.). Диссертантом установлено, что у большинства респондентов (около ¾ по половозрастным группам) жизнь реализована.

Причинами неаюуализированной жизни являются: 1) Низкая самооценка- 2) Несостоявшаяся карьера- 3) Неудавшийся брак- 4) Потеря детей- 5) Неудачи детей- 6) Собственная тяжелая болезнь или болезнь детей.

Объяснение своей нереализованной жизни одна половина респондентов находит в объективных факторах: последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и др.- другая — в субъективных: собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и др.

Самая большая доля неудавшейся жизни у женщин в возрасте 55−59 лет. Эти женщины, во-первых, родились во время Великой отечественной войны или перед ней, и это обстоятельство сказалось на их здоровьево-вторых, в начале 90-х годов они еще не достигли пенсионного возраста и, продолжая работать, многие из них испытали не себе издержки перелома социально-экономической ситуации в стране (закрытие предприятий, невыплаты зарплаты и т. д.). Следствие этого — стрессы, тяжёлые болезни.

IV. Содержательно установлена прямая тесная связь между самооценкой и самоактулизацией респондентов. Низкая самооценка с детства помешала некоторым из них актуализировать свои жизненные планы.

V. Моделью, позволяющей описать самореализацию пенсионеров в настоящее время, является уровень их активности. Сохраняется тенденция к увеличению доли пенсионеров в социально-демографической структуре страны. В этих условия включенность пожилых людей в посильную деятельность важна для социально-экономического состояния общества. Исследование уровня активности респондентов показало, что большинство из них ведет активный образ жизни (более трех четвертей опрошенных). Правда, некоторая активность (продолжение работы по найму) иногда бывает вынужденная, связанная с материальными трудностями.

VI. Приверженность к прежним идентификациям пенсионеров в условиях нестабильной ситуации в стране способствует сохранению внутреннего мира индивида, своего «Я». Для пенсионеров семья стала основной, а для некоторых — единственной социальной ячейкой и доминирующей идентификацией. У мужчин-пенсионеров по сравнению с женщинами больше социальных идентификаций.

VII. Модель восприятия пенсионерами своего будущего строится на основании их отношения к двум проблемам: одиночеству и концу жизни. В диссертации анализируются теоретические разработки проблем одиночества и отношения к смерти. Как показало диссертационное исследование, только десятая часть опрошенных пенсионеров действительно являются одинокими, т. е. это люди, у которых нет детей, или которых дети бросили. Меньше половины респондентов задумываются о конце жизни. Основными причинами, заставляющими их задуматься о конце жизни, являются: 1) Современная тяжелая ситуация в стране- 2) Неудавшаяся карьера- 3) Несостоявшаяся личная жизнь- 4) Болезнь детей или собственная- 5) Плохое материальное положение- 6) Верующие думают о смерти как о переходе в «лучший мир».

VIII. Сделана попытка представить целостную концепцию жизненного пути одного поколения, связав изменения в человеческой жизни с изменениями в обществе.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы учёными в дальнейших разработках следующих проблем: социальное времясамореализация личностисоциально-психологический статус пенсионеровсоциальное время пенсионеров как этапы их самореализациикачественный метод исследования и др.

Практические результаты исследования были использованы Пенсионным Фондом РФ, Комитетами социальной защиты населения Москвы и Московской области (для работы с Центрами социального обслуживания пенсионеров), Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения Минтруда России, Союзом женщин России, Партией пенсионеров РФ, Институтом геронтологии РАМ и другими организациями.

На протяжении диссертации автор стремилась сохранить внутреннее единство научных результатов и положений.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании Центра социологии национальной безопасности Института социально-политических исследований РАН. Результаты исследования послужили темой выступления на Международной конференции «Положение пожилых людей в странах с переходной экономикой» (Москва, декабрь 1999 г.), на конференции «Демографические и социально-экономические аспекты старения населения» (Валентеевские чтения, Москва, МГУ, ноябрь 1999 г.), на конференции по проблемам человека в Институте человека РАН (апрель, 2002 г.), на Втором Всероссийском конгрессе: «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (октябрь 2003 г.), других российских конференциях, семинарах. По теме диссертации посланы тезисы докладов на международные конференции по проблемам пожилых россиян (Финляндия, 1998 г.- Австрия, 1998; Германия, 1999). В материалах 4-го Конгресса по геронтологии (Берлин, 1999 г.) эти тезисы опубликованы (темы: качество жизни, семья — доминирующая идентификация, динамика идентификаций).

По теме исследования опубликованы индивидуальные монографии «Пенсионеры о себе», М., Институт социологии РАН, 2001. 7,5 п.л. и «Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности» М., Институт социологии РАН. 14 п.л. Ранее автором была опубликована индивидуальная монография «Возрастные группы в научном коллективе» М., Наука, 1983, 5,5 п.л., в которой освещены темы, близкие к теме диссертации: возрастная динамика личности, анализ периодов эюизни.

Кроме того, по теме диссертации опубликованы статьи в сборниках: Social identification of aged people in a crisis society. // Russian sociology today. — M., The Institute of SociologyПенсионеры России конца XX века. // Россия в глобальном контексте. Статьи российских социологов для участников РУССКОГО ФОРУМА на XV ВКС — М., РИЦ ИСПИ РАН, 2002; Представления о своём здоровье у пенсионеров различных возрастных групп. // Здоровье человека: социо-гуманитарные и медико-биологические аспекты. — М.: Институт человека, 2003; L’identite des retraites russes // Les Cahiers de la FIAPA. Paris, December 2002; Старшее поколение: его социальное время. // Тезисы докладов и выступлений на П Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», — М., Альфа-М, 2003, Том 3- Социальное время. // Социологическая энциклопедия. В двух томах. — М., Мысль, 2003. Т.2. Самореализация человека. // Социологическая энциклопедия. В двух томах. — М., Мысль, 2003. Т.2.

Содержание диссертации отражено также в статьях в научных журналах: Социальное время пенсионеров. // Социол. исслед. 2002. № 6- Самооценка пенсионеров. // Социол. исслед. 2003. № 4- Самооценка здоровья пожилых. // Социол. исслед. 2000, № 12- Мониторинг удовлетворённости пенсионеров условиями жизни. // Социол. исслед. 1999. № 9- Пенсионеры оценивают свою жизнь. // Психология зрелости и старения. — М., 2001. № 2- Переживание времени пожилыми россиянами. // Психология зрелости и старения. -М., «Центр Геронтолог», 2000. № 1- К вопросу социального обеспечения пенсионеров в России. // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Отечественная и зарубежная литература. Cep.ll. Социология. — М., 2001. № 4- Одиночество пожилых людей (одинокие пожилые люди в России). // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Отечественная и зарубежная литература. Cep.ll. Социология. — М., 2000, № 1. Общее число публикаций около 90, более 80 п.л.

основные выводы исследования.

Теоретический и эмпирический анализ проблемы самореализации пенсионеров в социальном времени, проведённый в данной диссертации, позволяет сделать ряд важнейших выводов, как теоретического, так и эмпирического характера:

1. В основу теоретико-методологического подхода^ к исследованию социального времени пенсионеров, как этапов самореализации личности положена концепция Б. Г. Ананьева, который рассматривал жизненный путь личности, как базовую концепцию человекознания. Актуализация личности во взрослой жизни происходит по этапам (периодам, стадиям) жизни. Разработаны и описаны стадии самореализации индивидов — реализации в основных социальных ролях (профессия, семья) в интервалах, равных десяти годам. Даны названия этим стадиям: адаптации (20−29 лет) — наиболее плодотворная (30−39 лет) — зрелости (40−49 лет) — передачи опыта и подготовки к пенсии (50−59 лет) — пенсионная.

2. Анализ классических и современных исследований социального времени, выполненных в рамках данной диссертации, позволил выдвинуть тезис о целесообразности понимания социального времени личности (в качестве социологической категории), как времени всей её жизнедеятельности, основой которой является труд.

3. Методологический подход рассмотрения социального времени на трёх уровнях (истории, поколения, личности) дал возможность разработать два направления исследования социального времени в работах социологов, начиная с XIX века на уровне истории: революционный и эволюционный.

4. Как показал теоретический анализ, работающим методологическим подходом исследования восприятия социального времени пенсионерами является концепция конструирования субъективной временной реальности в связи с анализом механизмов конструирования, определяемых социальной действительностью конкретно-исторического периода.

5. Самореализация человека — главная цель его жизни, его социального времени. Жизненный путь индивида — непрерывная цепь этапов самореализации. Прошлое пенсионеров в структуре социального времени составляет наиболее значимую часть. Это время их активной жизни, время самореализации. Диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы.

У большинства респондентов (около ¾ от опрошенных) жизнь актуализирована. Причинами нереализованной жизни респондентов всех половозрастных групп являются: а) Низкая самооценкаб) Неудачная карьерав) Неудачный бракг) Потеря детейд) Неудачи детейе) Болезнь в молодом или зрелом возрасте.

Объяснение нереализованной жизни половина респондентов находит в объективных факторах (последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и др.), другая половина респондентов — в субъективных (собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и др.).

6. УЗ/4 респондентов выявлена высокая или средняя самооценка (выше 20 баллов).

Если у индивида с молодых лет была высокая оценка, то она в большинстве случаев сохраняется у него и в старости. Иногда обстоятельства жизни (потеря ребёнка, супруга, тяжёлая болезнь и др.) могут сломать жизнь так, что самооценка понизится. Кроме того, в пожилом возрасте потеря партнёра, тяжёлые болезни тоже влияют на самооценку, понижая её. В этом случае речь идёт о ситуативной самооценке.

Низкая самооценка, как правило, может быть показателем того, что она была такой на протяжении жизни. Причинами низкой самооценки с детства могут быть: раннее сиротство, тяжёлая болезнь, неблагополучная родительская семья и др. Обычно у таких людей не складывается жизнь (не хватило воли, энергии, здоровья).

Установлена тесная связь между самооценкой респондентов и оценкой их прожитой жизни. Чем выше самооценка, тем эффективнее реализована жизнь.

7. Восприятие респондентами своего прошлого было выявлено через сравнение с современной жизнью. Со сменой социально-экономического уклада страны пенсионеры потеряли ряд важных социальных и социально-экономических составляющих своей жизни, которыми они дорожили. Поэтому прошлую жизнь они воспринимают с чувством ностальгии, как жизнь более справедливую и благополучную по сравнению с современной. Хотя в их восприятии присутствует элемент идеализации прошлого.

8. Восприятие пенсионерами современной реальности (отрицание её в пользу прошлой) связано с невысоким качеством жизни, прежде всего неудовлетворённостью материальным обеспечением и состоянием здоровья.

По данным всероссийских исследований 60% россиян живут плохо. По данным исследования диссертанта среди респондентовмосквичей таких половина. Здесь нет противоречия. Известно, что у москвичей самая высокая пенсия по сравнению со всеми россиянамигородская доплата. Кроме того, в Москве самый низкий процент безработицы. Однако, при лучшем материальном обеспечении москвичей, жить сейчас в столице пожилым трудно: высокие цены (выше, чем в регионах), большие расстояния (между родственниками, друзьями), экология и пр. В последние годы произошло некоторое улучшение жизни российских пенсионеров (неоднократно повышалась пенсия).

Состояние здоровья пожилых россиян такое: от 70 до 80% пенсионеров в возрасте до 70-ти лет имеют хронические заболевания. У респондентов-москвичей здоровье не лучше, чем у всех россиян. Основной болезнью у наших респондентов являются сердечнососудистые заболевания.

9. Приверженность к прежним идентификациям пенсионеров в наших условиях способствует сохранению внутреннего мира индивида, самореализации своего «Я». По данным всероссийских исследований диссертантом сделаны выводы: За десять лет (19 891 999 гг.) у пожилых людей сохранилась идентификация с семьёй. На втором месте идентификация с «русским человеком». Получили большее значение идентификации принадлежности: с людьми своего поколения, возрастас жителями своего города, села. Стали менее значимы политические идентификации. Со временем утрачивает своё былое значение и идентификация с «советским человеком».

10. Уровень активности пенсионеров является моделью, позволяющей описать их самореализацию в настоящее время. Большинство респондентов ведёт активный образ жизни. Мужчины по сравнению с женщинами менее активны.

11. Диссертационное исследование показало, что среди респондентов число действительно одиноких людей не превышает десятой доли. Среди женщин по сравнению с мужчинами больше тех, кто живёт в одиночестве.

12. Меньше половины респондентов задумываются о своей смерти. Основными причинами, заставляющими пожилых людей задумываться о конце жизни, являются: 1) Современная тяжёлая ситуация в стране- 2) Неудавшаяся карьера- 3) Несостоявшаяся личная жизнь- 4) Болезнь собственная или детей- 5) Плохое материальное положение- 6) Верующие думают о смерти, как о переходе в лучший из миров.

13. В диссертации описаны неординарные группы пенсионеров: пенсионеры-долгожители и пенсионеры, представляющие группу «риска»: 1) Люди с неудавшейся жизнью- 2) Тяжело больные и одинокие (те, кто остро переживает одиночество) — 3) Задумывающиеся о смерти в зрелом (нестаром) возрасте. Институты, занимающиеся социальной работой, должны таким людям оказывать адресную помощь в первую очередь.

14. Анализ самореализации личности в процессе жизненного пути и современной ситуации в стране даёт возможность сделать вывод, что проблема самореализации личности обострилась в российском трансформирующемся обществе. Это связано со сложностями в вертикальной мобильности молодых людей, имеющих достижительную мотивацию. Без решения этой проблемы в обществе будет создаваться напряжённая ситуация, т.к. молодые граждане не могут реализовать свой потенциал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Абульханова, Т. Н. Березина. Время личности и время жизни. С.-Петербург, Алетейя, 2001.
  2. Блаженный Августин. Творения. СПб., Алетейя, 2000.
  3. Алексей Аджубей. Те десять лет. М., Советская Россия, 1989.
  4. А. Акопян, В. Мишев, В. Харченко и др. Динамика уровней заболеваемости и смертности от болезней, имеющих социальную окраску (социопатии в современной России). // Вопросы статистики. 1998, № 3.
  5. М.Д. Александрова. Проблемы социальной и психологической геронтологии. М., ЛГУ, 1974.
  6. В.Д. Альперович. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. -М., Изд-во «Приор», 1998.
  7. Б.Г. Ананьев. О проблемах современного человекознания. -М., Наука, 1977.
  8. Аристотель. Метафизика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.
  9. Аристотель. Физика. Изд.2. М., Соцэкгиз, 1937.
  10. В.А. Артёмов. Социальное время. Проблемы изучения и использования. Новосибирск, Наука, Сиб. отд., 1987.
  11. В.Г. Асеев. Значимость временной стратегии поведения. // Психологический журнал. М., АН СССР, 1981, Т.2, № 6.
  12. Я.Ф. Аскин. Проблема времени. Её философское истолкование. М., Мысль, 1966.
  13. В.Г. Афанасьев. Общество: системность, познание и управление. М., Политиздат, 1981.
  14. А.И. Афанасьева. Исторический процесс и смена поколений. // Преемственность поколений как социологическая категория. -М., Мысль, 1973.
  15. С.А. Белорусов. Духовная зрелость личности и отношение к смерти. // Психология зрелости и старения. 1998, № 4.
  16. Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности. -М., Медиум, 1995.
  17. Н.А. Бердяев. Самопознание.-М., Книга, 1991.
  18. Н.А. Бердяев. Царство духа и царство кесаря. М., Республика, 1995.
  19. Анри Бергсон. Творческая эволюция. М., Кучково поле, 1998.
  20. И.В. Бестужев-Лада. Окно в будущее. М., Мысль, 1970.
  21. К. Биксон, Легация Энн Пепло, Карен С. Рук и Жаклин Д. Гудчайдлс. Жизнь старого и одинокого человека. // Лабиринты одиночества. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., Прогресс, 1989.
  22. А.А. Бодалев, Е. Ф. Рыбалко. Б. Г. Ананьев первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии. // Психологический журнал. 1997, № 6, том 18.
  23. В.И. Болтов, В. Г. Гуцу. Социология времени. Кишинёв, Штинница, 1993.
  24. Л.В. Бороздина, О. Н. Молчанова. Особенности самооценки в позднем возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М., МГУ, 1988, № 1.
  25. Л.Г. Буева. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978.
  26. К. Вшпневска-Рошковска. Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польск. / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М., Прогресс, 1989.
  27. Включение в общество, профилактика, развитие. Социальное измерение в фокусе. Основной доклад к конференции в Санкт-Петербурге. Стокгольм, 2001.
  28. B.C. Выготский. Педология подростка. // Собр. соч. М., Педагогика, 1984, Т.4.
  29. П.П. Гайденко. Философия Хайдеггера, как выражение кризиса современной буржуазной культуры. Канд. диссерт. на соиск. степени канд. филос. наук. М., 1962.
  30. В. Гайдне. Время в социологических исследованиях. М., Вильнюс Минтис, 1986.
  31. Энтони Гидденс. Социология. М., Эдиториал УРСС, 1999.
  32. Е.И. Головаха и А. А. Кроник. Психологическое время личности. -Киев, Наукова думка, 1984.
  33. Голос народа. Письма и отклики советских граждан о событиях 1918−1932 гг. Отв. ред. А. К. Соколов. — М., Российск. полит, энциклопедия, 1997.
  34. Л.А. Гордон, Э. В. Клопов. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30−40-е0iгоды. -М., Политиздат, 1989.
  35. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения Российской Федерации. М., Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения Министерства труда и социального развития РФ, 2001.
  36. Гражданское общество: теория, история, современность. / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М., Институт социологии РАН, 1999.
  37. А.В. Грибакин. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск, Изд-во Иркутск, университета, 1985.
  38. Б.А. Грушин. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времён Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущёва. М., Прогресс-Традиция, 2001.
  39. А.А. Давыдов. Модель социального времени. // Социол. исслед. 1998, № 4.
  40. Цит по: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История государства и народов России. XX век. М., Изд-во «Веди-принт», 2001.
  41. Дженни де Джонг-Гирвельди и Джоз Раадшелдерс. Типы одиночества. // Лабиринты одиночества. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., Прогресс, 1989.
  42. Динамика ценностей населения реформируемой России. Отв. редакторы: Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М., Институт философии РАН, 1996.
  43. А.В. Дмитриев. Социальные проблемы людей пожилого возраста. -М., Наука, 1980.
  44. В.Г. Доброхлеб. Пожилой человек в городе. М., Изд-во ИСЭПН. 2001.
  45. Л.М. Дробижева. Говорит элита республик Российской Федерации: 110 интервью Леокадии Дробижевой с политиками, бизнесменами, учёными и др. М., ИЭА, 1996.
  46. Борис Дубин. Старшие и младшие. Три поколения на переходе. // Дружба народов. 1994, № 2.
  47. Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., Наука, 1991.
  48. Э. Дюркгейм. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.
  49. Э. Дюркгейм. Социология и теория познания. // Новые идеи всоциологии. Спб., 1914, № 2.
  50. О.Н. Ежов. Онтология времени. Саратов., Сарат. Гос. техн. университет, 2000.
  51. В.В. Елизаров. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики. // Социол. исслед. 1998, № 2.
  52. Э.А. Елизарьев. Время общества. Новосибирск, Наука, 1969.
  53. И.В. Журавлёва, Коган В. З. Психологические факторы здоровья. // Отношение населения к здоровью. Отв. ред. Журавлёва И. В. М., Институт социологии РАН, 1998.
  54. Г. Г. Заиграев. Алкоголизация: влияние общества и государства на её политику. И Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В. А. Ядова. -М., Изд-во «Канон-пресс-Ц», 2001.
  55. Т.И. Заславская. Творческая активность масс: социальные резервы роста. // ЭКО. Новосибирск, 1986, № 3.
  56. И.А. Збарская. Демографическая ситуация в России на пороге XXI века и необходимость переписи населения. // Вопросы статистики. 2000, № 4.
  57. Г. Е. Зборовский. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, Свердл. юрид. институт, 1974.
  58. А.Г. Здравомыслов. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., Аспект Пресс, 1994.
  59. Р.А. Зобов, В. Н. Келасьев. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб, Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001.
  60. Наталия Зоркая. Население России: здоровье или вырождение? // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. ВЦИОМ. 1997, № 3.
  61. М. Зурабов. Какую пенсию выбирает молодое поколение. // Российская газета. 17 апреля 2001.
  62. В.Н. Иванов, В. К. Сергеев. Человек. Культура. Город. М., РИЦИСПИ РАН, 2002.
  63. Борис Кагарлицкий. Реставрация в России. М. Ддиториал УРСС, 2000.
  64. А.Ю. Кальянов. Уникальный опыт благотворительности. // Военно-исторический журнал. 1999, № 2.
  65. Т.В. Карсаевская, А. Т. Шаталов. Философские аспекты геронтологии.-М., Наука, 1978.
  66. Ю.Л. Качалов. Проблема обоснования социологии и пространство время социального мира. // Пространство и время в современной социологической теории. / Отв.ред. Ю. Л. Качалов — М., Институт социологии, 2000.
  67. М.М. Карпов. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского университета, 1994.
  68. В.Н. Келасьев. Проблема самореализации человека в современных условиях. // Социология и социальная антропология. СПб, Алетейя, 1997.
  69. В.В. Кемеров. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., Политиздат, 1977.
  70. Наталья Ковалёва. Социальный барометр показывает «пасмурно». И Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного времени. Информационный бюллетень. ВЦИОМ. 1997, № 3.
  71. Цит. по: Л. Н. Коган. Человек и его судьба. М., Мысль, 1998.
  72. Н. Козлова. Социально-историческая антропология. М., Юпоч-С, 1999.
  73. Т.З. Козлова. Возрастные группы в научном коллективе. М., Наука, 1983.
  74. Т.З. Козлова. Здоровье пожилых россиян как отражение качества их жизни. // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики. Под ред. Л. С. Шиловой и Л. В. Ясной. -М., Институт социологии РАН, 1996.
  75. Т.З. Козлова. Комитеты общественного самоуправления в Москве. (Результаты социологического исследования). Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада.- М., Институт социологии РАН, 1990.
  76. Т.З. Козлова. Мониторинг удовлетворённости пенсионеров условиями жизни. // Социол. исслед. 1999, № 9.
  77. Т.З. Козлова Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности. Под ред. В. А. Ядова М., Институт социологии РАН, 1993.
  78. Т.З. Козлова. Пенсионеры о себе. М., Институт социологии РАН, 2003.1. ФК
  79. Т.З. Козлова. Проблемы социального развития Москвы. Отв.ред. Т. М. Дридзе. -М., Институт социологии РАН, 1988.
  80. Т.З. Козлова Социальная идентификация возрастных групп. // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология. М., ИНИОН РАН, 1998, № 2.
  81. Т.З. Козлова. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. М., НПЦ «Технограф», 2003.
  82. А. Комфорт. Исследования процессов старения. // Мир науки. 1967, № 4.
  83. И. Кон. В поисках себя. Личность и её самопознание. — М., Политиздат, 1967.
  84. И.С. Кон. Понятие поколения в современном обществоведении. // Актуальные проблемы этнографии и современная и зарубежная наука. Л., Наука, 1972.
  85. И.С. Кон. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.
  86. И.С. Кон Социология личности. М., Политиздат, 1967.
  87. Л.Б. Косова. «Человек советский» — возможность типологии. // Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень. ВЦИОМ. 1997, № 2.
  88. О.В. Краснова, АХ. Лидере. Социальная психология старости. М., Academia, 2002.
  89. О. Куваев. Территория.-М., Лениздат, 1975.
  90. С.А. Кугель. Исследование социальной мобильности в науке. // Проблемы деятельности учёных и научных коллективов. Л., Наука, 1968.
  91. В. Куприянова. Молодёжь. Её работа. Её жизнь. // Экономические и социальные проблемы: мониторингобщественного мнения. Информационный бюллетень. ВОДОМ. 1997, № 1.
  92. Юрий Левада. Поколения XX века: возможности исследования. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Информация. Анализ. М., ВЦИОМ, 2001, № 5.
  93. Юрий Левада. 1989−1998: десятилетие вынужденных поворотов. // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Информация. Анализ. ВЦИОМ. 1999, № 1.
  94. Юрий Левада. «Человек советский» десять лет спустя: 19 891 999 // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. Информация. Анализ. ВЦИОМ. 1999, № 3.
  95. В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритизизм. Л., Главполиграфиздат, 1952.
  96. Бернард Ливенхуд. Кризисы жизни. Шансы жизни. Калуга, Духовное познание, 1994.
  97. А.Н. Лой. Социально-историческое содержание категории «время» и «пространство». Киев, Наукова Думка, 1978.
  98. Филипп Макгро. Стратегии жизни. Технологии личной эффективности. М., ООО «Добрая книга», 2002.
  99. В.В. Маркин, А. П. Парсиев. Удовлетворённость реформами: региональный аспект. // Социол. исслед. 1994, № 11.
  100. К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е изд. Соч. Т.З.
  101. К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Соч. Т.4.
  102. К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Соч. Т.23.
  103. А.Г. Маслоу. Мотивация и личность. СПб., Евразия, 1999.
  104. И.И. Мечников. Этюды о природе человека. Опыт оптимистической философии. -М., 1956.
  105. Е.Ю. Мещёркина. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций). // Социол. исслед. 2002, № 7.
  106. Ю.Б. Молчанов. Проблема времени в современной науке. М., Наука, 1990.
  107. А.В. Нагорный, В. Н. Никитин, И. Н. Буланкин. Проблема старения и долголетия. М., Медицина, 1963.
  108. Н.Ф. Наумова. Время человека. // Социологический журнал. М., 1999, № 3.
  109. Н.Ф. Наумова. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, или ресурс человечества? М., Эдиториал УРСС, 1999.
  110. Н.Ф. Наумова. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации.// Социологический журнал. 1994, № 1.
  111. Н.Ф. Наумова. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., Наука, 1988.
  112. Н.Ф. Наумова. Человек в кризисное время: преодоление. // Свободная мысль. 1991, № 17.
  113. Т.А. Нестик: Социальное конструирование времени. // Социол. исслед. 2003, № 8.
  114. Общественное мнение 2000. — М., ВЦИОМ, 2000.
  115. О возможных путях демографического развития России в первой половине XXI века (по материалам Госкомстата России). // Вопросы статистики. 2002, № 3.
  116. Г. П. Орлов. Свободное время условие развития человека и мера общественного бытия. Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1989.
  117. X. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., Наука, 1991.
  118. Г. В. Осипов. Введение в исследование. // Российское общество и радикальные реформы. Под общ.ред. В. К. Левашова. М., Academia, 2001.
  119. Г. В. Осипов. Социология и мифотворчество. М., Норма, 2002.
  120. Г. В. Осипов. Социология и социализм. М., Наука, 1990.
  121. В.Д. Патрушев. Методика изучения бюджета времени трудящихся. М., Социол. исслед. 1980, № 3.
  122. В.Д. Патрушев. Общая картина изменений использования бюджета времени горожан с 1965 по 1997/98 годы. // Бюджет времени и перемены в жизнедеятельности городских жителей в 1965 1998 годах. Отв. ред. Караханова Т. М. — М., Институт социологии РАН, 2001.
  123. Т. Парсонс. Некоторые проблемы общей теории социологии. // Кризис общественной теории действия Т. Парсонса. Реферат, сборник. Серия: Социология за рубежом. Отв. ред. И. С. Андреева. М., ИНИОН, 1980.
  124. К.И. Пархон. Возрастная биология. — Бухарест. Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1959.
  125. Перестройка: Новые социальные проблемы. М., ИМРД АН СССР, 1989.
  126. М.Е. Позднякова. Социальные и психологические предпосылки наркотизации. // Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В. А. Ядова. М., Изд-во «Канон-пресс-Ц», 2001.
  127. Н.Е. Покровский. Роль поколений в процессе глобализации современной России. // Россия в глобальном контексте. М., РИЦИСПИ РАН, 2002.
  128. И.М. Попова. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. — К., Ин-т социологии НАНУ, 2000.
  129. И.М. Попова. Представление о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени. // Социол. исслед. 1999, № 10.
  130. В. Прохоров. Предпринимательское благотворение в России. // Человек и труд. 1999, № 3.
  131. Г. А. Пруденский. Время и труд. М., Мысль, 1964.
  132. О. Рамштедт. Актуальность социологии Зиммеля. // Социологический журнал. М., 1994, № 2.
  133. Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Ред. составитель Д. Я. Райгородский. -Самара, Издат. Дом «Бахран-М», 2000.
  134. Россия 1997. Социально-демографическая ситуация. VII ежегодный доклад. Отв. редакторы: Н. М. Римашевская, Е. Н. Яковлева. — М., ИСЭПН РАН, 1998.
  135. C.JI. Рубинштейн. Бытиё и сознание. — М., Изд-во АН СССР, 1957.
  136. Г. И. Саганенко. Социальное время как значимый фактор эмпирической социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2002, № 4, Том V.1. Г*'
  137. А. Саидлер и Томас Б. Джонсон. От одиночества к аномии. // Лабиринты одиночества. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., Прогресс, 1989.
  138. Л. Седов. Советский человек. Кто он? Человек. 1990, № 2.
  139. В.В. Семёнова. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. -М., Добросвет, 1998.
  140. Н. Смелзер. Социология. М., Феникс, 1994.
  141. Сержантов. Человек, природа и смысл бытия. Л., Изд-во ЛГУ, 1990.
  142. Г. Л. Смирнов. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., Политиздат, 1980.
  143. П.А. Сорокин. Человек, цивилизация, общество.- М., Политиздат,. 1993.
  144. Социальная геронтология: современные исследования. Реферативный сборник./ИНИОН РАН. М., ИНИОН, 1994.
  145. А.Г. Спиркин. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.
  146. С.Г. Струмилин. Проблемы экономики труда. М., Госполитиздат, 1957.
  147. Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. / Отв. ред.: В. Семёнова, В. Фотиева М., Институт социологии РАН, 1996.
  148. Н.Н. Трубников. Время человеческого бытия. М., Наука, 1987.
  149. Н.Н. Трубников О смысле жизни и смерти. М., Рос. полит, энциклопедия, 1996.
  150. Б.Ц. Урланис. История одного поколения. (Социально-демографический очерк). М., Мысль, 1968.
  151. Б.Ц. Урланис. О проблемах экономической демографии. // Вопросы экономики. 1970, № 5.
  152. Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. // Свод законов Российской империи. СПб., 1896. Т. Ш, кн.П.
  153. Ф.Р. Филиппов, Л. Г. Гафт, Е. Д. Игитханян, В. И. Молчанов. Трудовые биографии поколений (некоторые результаты всесоюзного исследования). // Социол. исслед. 1986, № 4.
  154. П.Н. Фомичёв. Современные социологические теории социального времени. М., ИНИОН РАН, 1993.
  155. В. Франки. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
  156. В. Фролькис. Природа старения. Биологические механизмы старения. М., Наука, 1969.
  157. М.Т. Цицерон. Беседа о старости. М., 1866.
  158. И.И. Чеснокова. Проблема самосознания в психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1977.
  159. А.Е. Чирикова. Политическая элита в российских регионах: власть и политические институты. Автореферат диссертации на соискание степени доктора социол. наук. М., 2003.
  160. В.Д. Шапиро. Человек на пенсии. М., Мысль. 1980.
  161. Т. Шибутани. Социальная психология. М., Прогресс, 1969.
  162. Паркер Эварист. Стратегемы жизни, или Законы собственного
  163. Я. М., РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
  164. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного времени. Информационный бюллетень. ВЦИОМ. 1996, № 6.
  165. Экономические и социальные проблемы: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. ВЦИОМ. 1997, № 1.
  166. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного времени. Информационный бюллетень. ВЦИОМ. 1997, № 3.
  167. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного времени. Информация. Анализ. ВЦИОМ. 1998, № 5.
  168. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного времени. Информация. Анализ. ВЦИОМ. 2000, № 3.
  169. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного времени. Информация. Анализ. ВЦИОМ. 2002, № 3.
  170. Ф. Энгельс. Положение рабочего класса в Англии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.2.
  171. В.А. Ядов. А всё же умом Россию понять можно.// Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В. А. Ядова. М., Изд-во «Канон-пресс-Ц», 2001.
  172. В.А. Ядов. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы. // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под. ред. В. А. Ядова. JI., Наука, 1979.
  173. В.А. Ядов. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен. // Социальная идентификация личности 2. Книга 2. Отв. ред. В. А. Ядов. — М., Институт социологии РАН, 1994.
  174. В.А. Ядов. Становление личности: общественное и индивидуальное. // Социол. исслед. 1985, № 3.
  175. В.П. Яковлев. Социальное время. Ростов/Дону, Изд-во Ростовского университета, 1980.
  176. Р.Г. Яновский. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М., Academia, 1999.
  177. Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. Социальная геронтология. -М., Владос, 1999.
  178. В. Adam. Social versus natural time, a traditional distincnion re-examired // The rhytms of society. Ed. by M. Young, T. Schuller. -L., N.Y., 1988, pp. 198−226.
  179. Z. Bauman. Die Moderne als Geschichte der Zeit. // Jahrbuch Arbeit und Technik-Bonn, 1999.
  180. Buhler Ch. Maturation and motivation. // Dialectic. 1951, vol. 5, n.3−4.
  181. Wolfgang Clemens und Gertrud M. Backes: Altern und Gesellschaft, Gesellschaftliche Modernisierung durch Alterns Strukturwandel Opladen: Leske+Budrich, 1998.
  182. Cogninive processes in maturity and old age. By J. Botwinick / N.Y., 1967.
  183. Randall Collins. Three sociological Traditions. N. Y., Oxford. 1985.
  184. Lewis A. Coser. Theorie sozialer Konflikte. Frankfurt, 1965.
  185. Ralf Dahrendorf. Individuelle Leistung, kollektive Verpflichtung und soziale Solidaritat // Solidaritat in der Welt der 80er Jahre: Leistungs Gesellschafi und Sozialstaat. — Basel und Frankfurt am Main, 1984.
  186. J.T. Fraser. Time: a Familiar Stranger. Amherst, 1987.
  187. Tamara К Hareven. Aging and Generational Relations over the Life Corse. Berlin, N. Y., 1996.
  188. M. Heidegger. Sein und Zeit. Tubingen, 1960.
  189. R. G. Kuhlen. Development changes in motivation during the adult years in Middle age and aging.-Ed. by B. L. Neugarten. Chicago and London, 1968.
  190. Peter Laslett. Household and famili in past time. Cambridge, 1972
  191. Niklas Luhman. Die Dieffirenzierung von Interaktion und Gesellschafi. Problem der sozialen Solidaritat // Solidaritat in der Welt der 80 r Jahre: Leistungs Gesellschafi- und Sozialstaat. -Basel und Frankfurt am Main, 1984.
  192. Valentina M. Moissenko & Olga S. Chudinovskich. Migrationen alterer Menschen in Russland. // Alter und Altern in Russland. / Fred Karl und Olga V. Krasnova.(Hg.). Heidelberg, 2001.
  193. The rhytms of society. Ed. by M. Young, T. Schuller. L., N.Y., 1988.
  194. Rhytmen des Lebens. Herausgegeben von Gerd-Klaus Kaltenbrunner. Munchen, 1983.
  195. M. Rosenberg. Society and adolescent self-image. N.Y., 1965.
  196. N.W Shock The age problem in research workers. // Scientific monthly. 1951, vol. ЬХХП, n.6.
  197. P. Sorokin. Crisis of our Age. Garward, 1941.
  198. Elsbieta Tarkowska. A Waiting Society: the Temporal Dimension of Tranformation in Poland. // The polish sociological Bulletin.-Warsaw, 1993, № 2.Фr0i
Заполнить форму текущей работой