Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное экономическое регулирование аграрного сектора в условиях становления рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Элементы новизны содержат следующие положения диссертации: предложена авторская концепция совершенствования экономической поддержки сельхозпроизводителей через ценовое и финансовое воздействие государства на аграрный секторразработана и предложена экономико-математическая модель оптимизации распределения дотаций и компенсаций государством сельхозпроизводителямвведено в научный оборот понятие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы государственного экономического регулирования аграрного сектора
    • 1. 1. Объективная необходимость государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства
    • 1. 2. Основные направления и рычаги экономического регулирования аграрного сектора
  • Глава 2. Современное состояние экономического регулирования сельскохозяйственного производства
    • 2. 1. Анализ экономических отношений в аграрной сфере
    • 2. 2. Государственная экономическая политика в аграрном секторе
  • Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования экономических отношений в аграрной сфере
    • 3. 1. Формирование рационального механизма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • 3. 2. Сокращение диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями экономики

Государственное экономическое регулирование аграрного сектора в условиях становления рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Аграрный сектор является важной частью экономики страны. В нем создается около 30% национального дохода. Около 45% трудящихся, занятых в сфере материального производства, сосредоточены в данном секторе экономики. На продукты питания и товары, получаемые из сельскохозяйственного сырья, население расходует до 80% семейного бюджета. Поэтому, аграрная сфера затрагивает интересы каждого человека, ее развитие в значительной мере определяет народнохозяйственный потенциал и политическую обстановку в стране.

Становление рыночных отношений в аграрном секторе России происходит в условиях сокращения платежеспособного спроса населения, растущего диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, в отсутствии должного активного влияния со стороны государства. Однако, даже для стран с развитой рыночной системой характерно участие государства в воспроизводственном процессе всего продовольственного комплекса.

Для выхода из кризиса, подъема сельского хозяйства России необходимо создать действенную систему прежде всего экономического регулирования государством агропромышленного производства. Государственное экономическое регулирование здесь не должно сводиться к текущим однократным действиям, а осуществляться в рамках единой комплексной системы.

Эта тема многократно освещалась учеными аграрниками и специалистами-практиками сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного производства. Тем не менее она, к сожалению, не только не утратила первостепенной значимости, но, напротив, становится все более острой и актуальной. Позиция минимального вмешательства, которую заняло государство в настоящее время, непродуктивна, потому что сельхозпроизводитель не имеет надежной поддержки и важного ориентира в своей деятельности. На современном этапе политику в аграрном секторе следует сделать активной, способствующей преодолению многостороннего аграрного кризиса. Поэтому, важно продолжить обсуждение и дальнейший поиск оптимальных действий, способствующих решению данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Роль государства в экономике, его влияние на развитие рыночных отношений обсуждались выдающимися теоретиками экономической науки. Среди них У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, М. Фридмен, Ф. Хайек, JI. Эрхард, Дж. К. Гэлбрейт, Дж. Робинсон и др.

Проблемы формирования и развития рыночных отношений в России, общие задачи развития государственной координации экономики и социальной жизни страны широко освещались такими известными российскими учеными, как А. Г. Аганбегян, JI. И. Абалкин, Е. С. Варга, С. Ю. Глазьев, Н. Я. Петраков, Я. А. Певзнер, В. В. Радаев, С. С. Шаталин и др.

Теоретические и практические аспекты государственного регулирования аграрного сектора экономики содержатся в трудах А. Александрова,.

A. А. Анфиногентовой, В. Р. Боева, И. Буздалова, Н. А. Борхунова, И. А. Глазуновой, В. А. Добрынина, С. Б. Заики, А. Зельднера,.

B. Б. Кузнецова, В. Любимова, В. И. Новичкова, Б. И. Пошкуса, Н. П. Радугина, С. В. Рогачева, В. А. Свободина, Э. А. Сагайдака, А. Ткача, В. Урусова, А. А. Шутькова, А. А. Черняева, М. Д. Эльдиева и др.

Но, хотя в стране и имеется солидная теоретическая база, анализирующая развитие сельскохозяйственного производства в различных экономических условиях, действующая система государственного экономического регулирования сельского хозяйства в целом не срабатывает. Следовательно, требуется ее совершенствование, особенно в отношении механизма, форм и методов приведения в соответствие с законами эффективного развития агропромышленного производства.

Низкая эффективность существующей системы государственной поддержки аграрного сектора служит поводом для углубленного обсуждения данной проблемы, поиска более действенных путей ее разрешения и попыток хотя бы частичного их внедрения в практику.

Недостаточная разработанность теоретических и практических проблем системы государственного экономического регулирования аграрного сектора в настоящий момент, актуальность, практическая значимость решения этих вопросов определили выбор диссертационной темы, постановку целей и задач, основные направления исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — выделить теоретические основы государственного экономического регулирования аграрного сектора, определить направления его совершенствования и эффективность воздействия.

Поставленная цель исследования обуславливает решение следующих задач: обоснование объективной необходимости государственного регулирования аграрного производства в условиях рынкавыделение особенностей государственного экономического регулирования на современном этапеанализ динамики государственной аграрной политики за последние два десятилетия, выявление ее влияния на эффективность сельскохозяйственного производстваопределение основных направлений совершенствования методов экономического регулирования в аграрном секторе экономикирассмотрение практики распределения государством дотаций и компенсаций сельхозпроизводителям, определение основных рекомендаций ее совершенствования.

Объектом исследования выступили экономические взаимоотношения между государством и хозяйствующими субъектами сельскохозяйственного производства России и Саратовской области, в частности.

Предметом исследования является совокупность форм и методов государственного экономического регулирования аграрного сектора.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды классиков и современных экономистов, посвященные проблемам развития рыночной экономики, вопросам государственного регулирования агропромышленного производства, совершенствования механизма поддержки сельхозпроизводителей.

На разных этапах исследования и в зависимости от характера разрабатываемых задач использовались разнообразные методы: диалектический, системный, сравнительно-аналитический, экономико-статистический и экономико-математический.

Информационную базу исследования образуют материалы Российского Госкомитета по статистике, Саратовского областного комитета государственной статистики, данные Министерства экономики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области, информационные материалы в научных публикациях, а также нормативные, справочные и инструктивные материалы.

Научная новизна исследования заключается в обобщении, существенном дополнении и развитии сложившихся направлений государственного экономического регулирования аграрного сектора.

Элементы новизны содержат следующие положения диссертации: предложена авторская концепция совершенствования экономической поддержки сельхозпроизводителей через ценовое и финансовое воздействие государства на аграрный секторразработана и предложена экономико-математическая модель оптимизации распределения дотаций и компенсаций государством сельхозпроизводителямвведено в научный оборот понятие «пороговый уровень дотаций и компенсаций», представляющий минимально-необходимый размер выделяемых сельхозпроизводителям средствприведены дополнительные аргументы, в пользу регулирования доходности участников производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции пропорционально нормативным материальными затратам на ее производство;

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в диссертации сформулированы и обоснованы актуальные аспекты государственного экономического регулирования аграрного сектора в условиях формирования рыночной системы хозяйствования. Предложены конкретные мероприятия по совершенствованию механизма поддержки сельскохозяйственных производителей.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании курсов: «Экономическая теория», «Основы рыночной экономики», «Аграрная политика», «Экономика предприятий АПК» и др.

Выводы диссертации позволяют обосновать направления совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между производителями, сферой переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, создать условия для повышения эффективности сельхозпроизводства с помощью ценового, финансово-кредитного, таможенного механизмов.

Разработанные в диссертации рекомендации по совершенствованию государственной дотационной поддержки сельхозпроизводителей могут быть использованы государственными структурами, а также федеральными и региональными органами.

Апробация результатов исследования.

Основные положения, теоретические обоснования и практические выводы исследования изложены в 5 научных публикациях общим объемом 3,3 печатных листа, а также обсуждались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов по итогам научно-исследовательской работы в Саратовском государственном аграрном университете им. Н. И. Вавилова, Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина в 1999;2002 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения (выводы и предложения), списка литературы и приложений.

Выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, не претендуют на исчерпывающую полноту раскрытия всех теоретических и практических проблем, связанных с экономическим регулированием аграрного сектора. Автор видит необходимость дальнейшего углубления исследований как в фундаментальном, так и в прикладном направлениях. В то же время есть основание считать, что предложенные меры совершенствования систем государственного экономического регулирования будут способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Заключение

.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Необходимость и особенности государственного регулирования аграрного сектора экономики обусловлены продолжающимися кризисными явлениями в этой сфере — падением объемов сельскохозяйственного производства, снижением эффективности его функционирования, что в результате может привести к потере продовольственной безопасности страны, а также самой спецификой сельскохозяйственного производства. В ряду таких отличий можно выделить сезонный характер производственных процессов, монополизм поставщиков и переработчиков, существование диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, высокую фондоемкость, низкую фондоотдачу производства, а также жесткие спросовые ограничения и конкуренцию со стороны импортеров, реализующих на внутреннем рынке России продовольствие по относительно низким ценам.

2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса и, в частности, его важнейшей отрасли, сельского хозяйства, должно осуществляться преимущественно экономическими методами и преследовать такие цели, как защита отечественного продовольственного рынка, сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения сбалансированности между спросом на продовольственные товары и их предложением, регулирование отношений сельского хозяйства с взаимосвязанными отраслями и т. п.

Государственное регулирование аграрного сектора не должно сводиться к текущим, однократным действиям, его требуется осуществлять в рамках единой комплексной системы, через ценовую, налоговую, социальную политикибюджетное финансированиекредитование и страхование сельского хозяйстварегулирование внешнеэкономических связей, отношений предприятий сельского хозяйства и промышленности, торговли, перерабатывающей отрасли, инфраструктуры и сферы услуг.

Направления государственной поддержки аграрного сектора следует варьировать в зависимости от экономической ситуации, складывающейся в регионе, стране.

3. Значительное место в системе государственного экономического регулирования занимает ценовая политика, которая представляет собой сочетание, с одной стороны, свободного рыночного ценообразования, приспособленного к платёжеспособному спросу, а с другой — применение механизма государственного регулирования цен предложения. Однако построение целостной, взаимоувязанной системы цен в аграрном комплексе, сформулированной в Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства», во многом сдерживается противоречиями в существующих нормативных документах по вопросу ценообразования. Кроме того, её реализация требует значительных расходов. Поэтому применение вышеназванной системы цен сегодня сопряжено с определёнными трудностями.

В частности, в Саратовской области из всех видов регулируемых цен действуют только гарантированные закупочные цены. По этим ценам сельхозтоваропроизводителями поставляется продукция в областной продовольственный фонд. Однако, в целом, их использование практически не отразилось на доходах сельхозпредприятий, поскольку объем закупок для государственных нужд незначителен относительно общего объема производства. Таким образом, гарантированные цены, как механизм поддержки сельских товаропроизводителей на данный момент недостаточно эффективны.

4. Гарантированные цены из ориентировочных могут стать действующими, если по ним производить интервенционные закупки излишков сельхозпродукции и создавать резервные запасы, в случае, когда рыночные цены упадут ниже их уровня. Но для этого необходимо, чтобы гарантированные цены были приближены к фактическим рыночным ценам и действительно представляли собой их минимальный уровень, следовательно базой гарантированных цен должны быть затраты эффективно работающих, а не всех хозяйств. Тогда в стабилизационном фонде может быть накоплена продукция, предназначенная для продаж, когда рыночные цены станут подниматься.

5.Решение проблемы колебаний цен на сельхозпродукцию будет более эффективным при сочетании товарно-закупочных интервенций и мер таможенно-тарифного регулирования импорта соответствующих видов сельскохозяйственной продукции. При этом в зависимости от складывающегося баланса, предусматривать меры, стимулирующие экспорт в период снижения цен и импорт — в период повышения.

6.Следует повысить эффективность механизма ценовых дотаций и компенсаций, поскольку действующий в настоящее время механизм бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей имеет ряд недостатков: дотации потеряли адресность, не влияют на доходность производимой сельхозпродукциипроизводитель не распоряжается самостоятельно соответствующими суммами, т.к. выделяемые средства часто перераспределяются партнерам по рынку.

Необходимо откорректировать действующий механизм дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью повышения эффективности использования средств государственной поддержки. При этом должен быть обеспечен переход от уравнительного распределения к адресному, преимущество надо отдавать тем товаропроизводителям, которые обеспечивают устойчивую работу и улучшают финансовое состояние.

7. В исследованиях разработана и обоснована модель оптимального распределения дотаций на производство и компенсаций затрат сельхозтоваропроизводителям.

Предлагается начислять дотации и компенсации по тем элементам затрат, которые в меньшей степени зависят от внутренних факторов и условий хозяйствавыбранные статьи затрат должны иметь существенный вес в общих затратах на производстводотации и компенсации по выбранным статьям должны стимулировать хозяйства к снижению затратдотации и компенсации не должны лишать рыночных стимулов производство сельхозпродукции. Выплаты дотаций и компенсаций следует производить в течение всего цикла производства, в те периоды, когда осуществляются те или иные затраты на производство, а не по итогам работы за год. Распределение дотаций и компенсаций необходимо планировать с учетом прибыльности хозяйств. Тогда принцип распределения дотаций и компенсаций будет абсолютно прозрачен и просчитываем.

В результате, предлагаемая модель распределения дотаций и компенсаций позволяет, исходя из заданного уровня дотаций и компенсаций, наиболее эффективно распределять их по видам сельхозпродукции и элементам затрат на её производство, что дает возможность получать больший размер прибыли, чем в настоящее время.

8. Широкое распространение в сельском хозяйстве должна получить система залога, в том числе на основе контрактов под будущую продукцию.

Введение

залоговых операций позволит существенно улучшить финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, сократить их потребность в использовании кредитов, повысить уверенность в реализации произведенной ими продукции.

Проведение государственных закупочных и залоговых операций — это способ не только поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирование федеральных и региональных продовольственных ресурсов, но и регулирование рынка, создание благоприятных условий для конкуренции.

9. Одной из основных причин нынешнего кризисного состояния аграрного сектора экономики является диспаритет цен, который сложился в основных ценообразующих звеньях сельскохозяйственного производства, — на энергоносители, транспортные тарифы, продукцию машиностроения для аграрного сектора, услуги для села, сельскохозяйственное сырье, переработку и торговлю продуктами питания.

Проблема диспаритета цен не может быть решена за счет прямого финансирования из бюджета и повышения уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Необходимо постепенное, поэтапное решение данной проблемы с учетом реальных финансовых возможностей государства и разграничение факторов — прямого и косвенного воздействия на сокращение диспаритета цен.

К первой группе факторов следует отнести: антимонопольную политику государства, регулирование цен на продукцию естественных монополий и сельского хозяйствапредельные размеры торговых надбавок или рентабельности на услуги перерабатывающих предприятий, коэффициенты соотношения цен на сельскохозяйственное сырье и производимую из него конечную продукциюпрямые дотации и компенсации сельхозтоваропроизводителям из федерального и регионального бюджетов.

Ко второй группе факторов можно отнести: использование закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации внутреннего продовольственного рынка и обеспечения доходности агропромышленных предприятийпоставки материально-технических ресурсов сельскому хозяйству по лизингу при условии согласования цен на них с сельскохозяйственными товаропроизводителямильготы по налогообложению для промышленных предприятий, фиксирующих или снижающих цены на продукцию, реализуемую сельскому хозяйству.

10. Уменьшение потерь от диспаритета цен может быть возмещено за счет внутренних резервов аграрного сектора — роста производства, снижения издержек, повышения производительности труда, выявления наиболее выгодных рынков сбыта.

Преимущественно экономическими методами следует добиваться того, чтобы рост производства «любой ценой» стал невыгодным. Инвестиции, кредиты, налоговые льготы предоставлять в первую очередь тем хозяйствам, которые смогли адаптироваться к новым экономическим условиям и увеличивают производство продукции при рациональном и экономном использовании материальных ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформ в агропромышленном комплексе» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1996. № 6 — С.26−27
  2. Постановление Правительства РФ «О расчетах за зерно, поставляемое в государственные ресурсы из урожая 1992 года» (от 11.08.1992 № 570) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий- 1992. № 11.-С. 23−25
  3. Постановление Правительства РФ «О мерах по либерализации цен» (1992 г. № 55) // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации, 1992, № 1−2
  4. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (от 07.03.1995 г. № 239) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 6.-C.33−35
  5. Постановление Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» (от 16.03.1999 г. № 295) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 7. С. 18−22.
  6. Абалкин J1. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. — С.3−8
  7. Абалкин J1. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. — С. 4−13
  8. А.Г. Советская экономика взгляд в будущее — М.: 1988.
  9. А. Управление агропромышленным производством нуждается в совершенствовании правовой основы. // Экономист. 2001. № 3. — С. 83−89
  10. А.А. Планирование межотраслевых связей области. -Саратов: СГУ, 1973. 264с.
  11. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора = Lektures on Public Ekonomics: Учеб./ Пер. с англ. Под ред Л. Л. Любимова. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 832 с.
  12. С. Лизинговые операции с сельскохозяйственной техникой // АПК: экономика и управление. 2001. № 8. — С.61−66
  13. .И. Статистика сельского хозяйства. С основами общей теории статистики. Курс лекций. М.: Изд-во ЭКМОС — 2001. — 352 с.
  14. Г. В. Основные направления агропродовольственной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 1. — С. 5−9
  15. Г. Д. Кредитная политика: Курс лекций / под ред. В.И. Но-вичкова. Саратов, 1997. С. 357−365.
  16. В. Развитие рыночных отношений в АПК // АПК: экономика и управление 1992. № 8. — С.48−50.
  17. В.Р. Проблемы развития реформы АПК // Экономист. 1993. № 1 -С.48−54
  18. Н. Проблемы ценообразования в АПК // АПК: экономика и управление. 1995, № 6. — С. 30−43.
  19. Н., Назаренко А. Как восстановить паритетность отношений // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 1. — С. 13
  20. Н., Назаренко А. На рынке сельскохозяйственной продукции // Экономика сельского хозяйства России. 2001. № 9. — С. 23
  21. Н., Назаренко А. Цены, инфляция паритет // Экономика сельского хозяйства России. 1996−1999. № 1−12.
  22. Н., Назаренко А. Экономика АПК: тарифы на электроэнергию // Экономика сельского хозяйства России. 2001. № 10. — С. 22.
  23. Н.А., Назаренко А. В. Ценовые пропорции, паритет и взаимоотношения в отраслях народного хозяйства // Достижения науки и техники АПК. 1995. № 5. — С.22−26.
  24. С.В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль. 1991. — 300 с.
  25. Буздалов И, Фрумкин Б. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. -1993. № 9. С.117−127.
  26. И. Сущность и тенденции переходных процессов в АПК // АПК: экономика и управление. 1999. № 2 — С.34−39.
  27. Е.С. Основные вопросы экономики и политики империализма после второй мировой войны. 2-е изд. М.: 1957.
  28. И. Регулирование цен в АПК // Экономист. 2001. № 2. -С. 86−91
  29. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс // Рос. эконом, журнал. 1997. № 1. — С. 10−12
  30. С. Экономическая политика проблемы нынешней и императивы новой модели // Российский экономический журнал. 1994. № 5−6
  31. Ф.Ф. О конкуренции на товарном и потребительском рынках // Вопросы статистики. 1999. № 3. — С.23−24
  32. А. Совершенствование системы межбюджетных отношений. // АПК: экономика и управление. 2002. № 3. — С.38−45
  33. А.В., Боков О. Г. Ценовая политика в АПК в условиях перехода к рынку: Сб. научн. раб. / Сарат. СХИ им. Н. И. Вавилова. Саратов, 1993.- 164 с.
  34. А. Итоги работы АПК в 1998 году и основные направления его развития // Экономист. 1999. № 5. — С.10−15
  35. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6. — С. 12−13
  36. С. Аграрная сфера США: состояние и перспектива развития // АПК: экономика и управление. 1999. № 9. — С.22−23
  37. Госрегулирование в стабилизации экономики АПК // Хозяин (Москва). 1995, № 5.-С. 5−7.
  38. Государственное регулирование АПК в условиях рыночной экономики. М. ВНИЭСХ. 1993. 54 с.
  39. Р. Создание рынка сельхозземель и повышение рентабельности агропредприятий: как расставить акценты? // Российский экономический журнал. 1999. № 1. — С.58−64
  40. Дж. К. Экономические теории и цели общества. М. Прогресс, 1979.
  41. В. Три главных направления выхода АПК из катастрофы // АПК: экономика и управление. 2001. № 5. — .18−24
  42. Э.Дж., Линдсей JI. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1992.
  43. В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики // Экономист. 1998. № 5. — С.23−26
  44. Я. Кооперация и интеграция в агропромышленном производстве // АПК: экономика и управление. 2000. № 5. — С. 10−20
  45. Л., Евстигнеев Р. Макрорегулирование в переходной экономике: вопросы теории // Вопросы экономики. 1997. № 8. — С. 15−18
  46. А. Проблемы интеграции АПК стран СНГ // Экономист. 1999. № 6.
  47. Е.К. Проблемы организации государственного ценового мониторинга сельского хозяйства России // Достижения науки и техники АПК. 1995. № 5. — С.13−18.
  48. С.Б. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности сельхозпроизводства // АПК: экономика и управление. -1999. № 12.-С. 18−26
  49. Захаров Проблемы развития АПК. // Экономист. -1999. № 1. С. 17−24
  50. Ю.М. Целевая программа по оптимизации ценовых соотношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий1999. № 6. С.20−22
  51. А. Факторы производительности АПК // Вопросы экономики.2000. № 7 С.94−97.
  52. А.Б. Методика анализа результатов обследования товарных рынков // Вопросы статистики. 1999. № 3. — С. 13−16
  53. В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы // Общество и экономика. 1999. № 5. — С.23−25
  54. А. Инфляция и экономический рост // Вопросы экономики. -1997. № 8.-С.34−37
  55. М.П., Масленкова В. Ф. О финансово-кредитном механизме в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 4−5
  56. П. Как восстановить платежеспособность российских предприятий // Российский экономический журнал. 1998. № 4. — С. 18−26.
  57. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978
  58. В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал. 1999. № 2 — С.5−12.
  59. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1998. — 448 с.
  60. Н.Я. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1997. № 5. — С.22−23
  61. М.П. О последствиях финансового кризиса для аграрного сектора экономики России // Вопросы статистики. 1999. № 7. — С.5−12.
  62. М.П. Пути оздоровления аграрного сектора экономики России // Вопросы статистики. 1999. № 4 — С. 10−16.
  63. Н.Г., Сагайдак А. Э. Земельная рента и рациональное использование земельных ресурсов в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 9.- С.7−10.
  64. В.И. Функции цен в условиях формирования рыночной экономики / Отв. ред. Герасимчук Н.С.- АН Украины, ИН-т экономики.- Киев: Наук, думка, 1994. 159 с.
  65. М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика и управление. 2ООО. № 6. — С. 18−24.
  66. Т.А. Повышать эффективность лизинговых операций в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2001. № 6. С.25−26
  67. Э. Экономические риски в агропромышленном комплексе // АПК: экономика и управление. 1999. № 7. — С.23−28.
  68. В. Государственная финансовая поддержка регионального АПК нуждается в совершенствовании // АПК: экономика и управление. -2002. № 3 С.36−41.
  69. И. Аграрные преобразования в России на рубеже нового тысячелетия // АПК: экономика и управление. 2000. № 2. — С. 14−19.
  70. В. Федичкин А. Региональный АПК в условиях реформирования экономики // АПК: экономика и управление. 1998. № И. -С. 42−49.
  71. Р., Савка А. Механизм регулирования цен в аграрном секторе развитых стран // Экономист. 1999. № 6. — С.32−38.
  72. М.Л., Гончарова М. В. Основные закономерности развития растениеводства в России в переходный период // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 6. — С. 15−18.
  73. М.А., Трегубов В. А. О соотношении цен на продукцию и ресурсы сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 1 — С. 25−29.
  74. В. Рынок материально-технических ресурсов // Экономист. -2001. № 3.-С. 90−93
  75. И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М.: Издательство БЕК, 1997. — 368 с.
  76. Т. Комплексная оценка финансово-экономического состояния аграрных формирований // АПК: экономика и управление. 1999. № 2. -С.38−42.
  77. В. Наши прогнозы оптимистичны // АПК: экономика и управление. 1999. № 8 — С.23−28.
  78. В.З., Аджиева А. Ю. Формирование хозяйственного механизма АПК в переходный период // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 3. — С.46−48.
  79. Л. Финансовая сфера и реальная экономика в России к середине 1999 г. // Общество и экономика. 1999. № 5.-14−18.
  80. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.2 / Пер. с англ. 11-го изд. Антиповой О. Н. и др.- Общ. ред. пер. Пороховского А. А. М.: Республика, 1992. — 400 с.
  81. А., Левец Н. Бюджет 2000: надежды и сомнения // Земское обозрение. — 1999.-4 ноября. С. 6.
  82. И. Структура основных источников инвестиций АПК // АПК: экономика и управление. 2000. № 6. — С.36−39.
  83. А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. т. З
  84. Е. Государственное регулирование агрпромышленного производства в странах ЕС // Экономист. 1998. — № 8.
  85. Р. Маркетинг для малых предприятий = Marketing for a Small Business / Пер. с англ. Карасевич Т. СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 1998. 280 с.
  86. О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства- применимость стандартных методов в переходной экономике//Вопросы экономики. 1996. № 1.- С.38−45.
  87. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. — С. 23−27.
  88. Е. Эффективность использования бюджетных средств // АПК: экономика и управление. 1999. № 8. — С. 35−42.
  89. Моделирование народнохозяйственных процессов. Под редакцией И. В. Котова. JL: Издательство Ленинградского университета, 1990.- 228 с.
  90. А.В. Кредитование крестьянских хозяйств: возможности и формы участия государства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 2. — С.37−42.
  91. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности России // Российский экономический журнал. 1999. № 5−6. — 43−49.
  92. Н.В. Формирование и регулирование конкурентных отношений в аграрном секторе / Под ред. проф. В. И. Новичкова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. — 104 с.
  93. А. Российский кризис и рационализация экономической стратегии // Российский экономический журнал. 1999. № 1. — С. 18−24.
  94. А. Модель регулирования рыночной экономики // Российский экономический журнал. 1993. № 12. -С.25−32.
  95. А., Малютин М. Политика и экономика в России: современная ситуация и прогноз // Общество и экономика. 1999. № 5. — С. 12−15.
  96. В.И. Состояние и факторы развития аграрного сектора экономики // Аграрный вопрос в России при формировании рынка. Сборник научных работ. Саратовский сельскохозяйственный институт. -1993.
  97. О состоянии сельского хозяйства в 1998 г. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 5. — С. 12−15.
  98. Общая теория финансов / Под ред. JI.A. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТП, 1995.
  99. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М.: ООО «ДеЛи», 1999. — 663 с.
  100. В.П. и др. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз/ Одинец В. П., Тарасевич В. М., Цацулин А. Н. СПб.: Изд-во С.Петербург. Ун-та экономики и финансов, 1993. — 157 с.
  101. Организация аграрных и земельных преобразований / Л. Г. Кондратьев, А. В. Гусенков, В. П. Денисов и др. М.: Колос, 1996. — 159 с.
  102. Основные показатели прогноза социально-экономического развития регионов Российской Федерации на 1998 год // Финансы и кредит. -1998.-№ 6(42)
  103. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996−1999 гг. (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики.- 1999. № 5.-С.14−18.
  104. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В. М. Власовой. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  105. В. Роль государства в современной экономической системе //Вопросы экономики. 1993. -№ 11.- С.45−53.
  106. В.Г. О проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник. 1999. № 6. — С.23−27.
  107. В. Еще раз о траектории кризисного развития // Российский экономический журнал. 1994. — № 5−6.
  108. Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценой 150 миллионов жизней.М., 1998.
  109. А. Экономическая политика в АПК // Экономист. 1998.№ 7. -С.31−39.
  110. У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики: Пегги, Смит, Рикардо. М: Эконов-Ключ, 1993.
  111. В. Условия финансового оздоровления предприятий АПК // Экономист. 2001. № 5. — С. 92−94.
  112. Н.А. Экономика сельскохозяйственного производства. С основами рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства. Учебник. М., Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  113. .И. Совершенствование экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 3. — С.23−28.
  114. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики / Под ред. Обминского Э. Е. -М.: Междунар. отношения, 1993. 111с.
  115. В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. 1999. № 6. — С.23−27.
  116. В.В. Как рождается бытовая социология к статье С. Аукуциони-ка «Генерационный анализ поддержки реформ // Вопросы экономики. -2000. № 2 С. 117−119.
  117. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропродо-вольственного комплекса // АПК: экономика и управление. 1999. № 7. -С.26−34.
  118. Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления. М.: Финансы и статистика, 1993. — 240 с.
  119. Н. Влияние цен на себестоимость сельскохозяйственной продукции // Экономист. 1999. № 8. — С. 90−94
  120. Н.Т. Эффективность производства в различных формах хозяйствования // Вопросы статистики. 1999. № 4. — С. 12−16.
  121. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  122. В. Рубль доллар бережет. // «Московский комсомолец в Саратове». 16−23 августа 2001 г. С. 20.
  123. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: институт экономики РАН. 1997.
  124. Российская экономика: итоги 1997 г. // Экономист. 1998. № 3. — С.35−38.
  125. JI.A., Попова М. А. О проблемах налогообложения в свеклосахарном подкомплексе // АПК: экономика и управление. 1998. № 5. -С.27−32.
  126. Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. 2-е изд., испр. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. — 494 с.
  127. А.Э. Земельный налог в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1992.
  128. Э. Методологическое основы формирования цен в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000. № 10. — С.30.
  129. Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирова-' ние в АПК // АПК: экономика и управление. 1999. № 4. — С. 18−26.
  130. Э.А. Проблемы ценообразования в агропромышленном комплексе России в условиях вхождения в рынок. М., 1999, 54 с.
  131. Э.А. Проблемы ценообразования в системе агропромышленного комплекса: Монография М., Высшая школа, 1984. 96 с.
  132. Дж. Рыночная экономика в России: Пер. с англ. / ВВСМРМ М.: Экономика, 1994.
  133. Саратовская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Саратовский областной комитет госстатистики. Саратов, 2000. — 218 с.
  134. М. К обоснованию инвестиционных проектов // Российский экономический журнал: 1994. № 7. — С. 12−18.
  135. В., Свободина М. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. -1999.-№ 9.
  136. А. АПК: итоги 2000 г. и перспективы развития // Экономист. -2001. № 4.-С. 82−86
  137. Сельское хозяйство России в 1998 году (экономический обзор) // АПК: экономика и управление. 1999. 3. — С. 12.
  138. Сельское хозяйство Российской Федерации в 1996—2000 гг. // Экономика сельского хозяйства России. 2001. № 10. — С. 16.
  139. Сельское хозяйство Саратовской области: Статистический сборник. Саратовский областной комитет госстатистики Саратов, 2000. -190 с.
  140. Семенов. Новый курс аграрной политики // Экономист. 1999. № 1 -С.12−16
  141. В. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России // Вопросы экономики. 1997. № 6. -С.34−38.
  142. Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. № 7. — С.26−29.
  143. Е. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России // Вопросы экономики. 1995. № 1. — С. 17−19.
  144. В.А. Состояние и развитие сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей промышленности Оренбургской области // Вопросы статистики. 1999. № 4. — С.23−27.
  145. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений // АПК: экономика и управление. 1999. № 3. — С.34−38.
  146. А. Совершенствовать экономические методы хозяйствования на селе //АПК: экономика и управление. 1999. № 12. — С.27−34.
  147. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эконом, 1993. Т.1
  148. Современный рынок: природа и развитие/ Рудакова И. Е., Розанова Н. М., Клепач А. Н. и др.- Под ред. Э. П. Дунаева, И. Е. Рудаковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 132 с.
  149. А. Совершенствовать механизм ценообразования // АПК: экономика и управление. 1993. № 4 — С.89−92.
  150. Социально-экономическое положение России в 1998 г. // Общество и экономика. 1998. № 12. -С.12−19.
  151. Справочник экономиста сельскохозяйственного производства / под ред. А. А. Черняева. Саратов: Изд-во «Стиль». 2001.
  152. Среднесрочная программа социально-экономического развития Саратовской области на 1997−2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 15.08.1997 г. № 56-П
  153. И. Основные направления государственной поддержки аграрного сектора // Экономист. 1999. № 4. — С. 11−16
  154. Г. И. О сельскохозяйственном производстве в странах содружества // Вопросы статистики. 1999. № 4. — С. 25−29.
  155. Н.Б. Не успокаиваться на достигнутом // Финансы. 1999.
  156. А. Итоги и перспективы реформ в агропромышленном комплексе России. АПК: экономика и управление. 2001. № 4. — С. 21−26
  157. В. Пути концентрации сельскохозяйственных земель и капитала // Экономист. 1999. № 3. — С.34−38.
  158. Е. Совершенствование ценообразования в мясном подкомплексе АПК России // АПК: экономика и управление. 1996, № 2. — С. 40−44.
  159. В.Ф., Сафиулин Р. В. Государственное регулирование и саморегулирование в системе организационно-экономического механизма АПК регионального уровня // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 5. — С. 20−23
  160. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учеб. М.: Тандем: Экмос, 1997. — 223 с.
  161. И.Г. Вопросы экономического управления АПК в условиях кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 1.-С.38−42.
  162. Финансовые аспекты рыночной экономики / Под ред. Д. Г. Черника. -М: Финансы и статистика, 1994.
  163. М. «Свобода выбора» // THESIS, 1994. Вып.4
  164. А. Об истинном субъекте рыночного формирования (размышление неэкономиста) // Российский экономический журнал. -1999.-№ 1.
  165. Ф.А. Дорога к рабству / Пер. с англ. М., 1992.
  166. Т.П., Герасименко А. А. Ценообразование и рациональное использование отходов сахарного производства // Сахарная промышленность, 1995. № 5.-С. 2−4.
  167. И., Макин Г., Тихомиров В. Концепция основ управления агропромышленным производством на федеральном и региональном уровнях // АПК: экономика и управление. 2001. № 6. С.29−34
  168. М.И. Налоги с граждан: М.: «Финстатинформ», 1996.
  169. Л.И. Политика цен торговли и государственной поддержки АПК. // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 1996. № 1. — С. 4−8.
  170. А. Курс предпринимательства = Business studies: Практ. пособие / Пер. с англ. Дрыночкина А. В., Ляшенко В.Н.- Общ. Ред. и пре-дисл. Рыбалкина В. М.: Междунар. Отношения, 1993. — 350с.
  171. Ценовая ситуация на рынке молока и молокопродуктов // Экономика сельского хозяйства России. 2001. № 11.- С. 37.
  172. Ценообразование: Учеб. пособ. Для вузов / Салимжанов И. К., Порту-галова О.В., Рощина Т. М., и др.- Под ред. Салимжанова И.К.- Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. -М.: Финстатинформ, 1996. 159 с.
  173. Цены в Саратовской области: Сатистический сборник. Саратовский областной комитет госстатистики. Саратов, 2001. 115 с.
  174. И.С. Совершенствование экономической работы предприятий в условиях реформы // Налоговый вестник. 1998. — № 8.
  175. А.В. Крестьянское хозяйство. М., Экономика, 1989.
  176. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  177. А., Белокопытова Л. Мясопродуктовый комплекс Поволжья // АПК: экономика и управление. 1999.№ 6 — С.25−29.
  178. Шандезон, Лансестр А. Методы продажи: Пер. с фр. / Общ. ред. B.C. Загашвили. М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Универс», -1993.192.193.194.195,196.197.198.199.200.201 202 203 204 205
  179. С.С. Экономическая реформа: причины, направления, проблемы. М.: 1989.
  180. Н. Неплатежи проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. — 1997. № 4. — С.23−26.
  181. А. Восстановление продовольственной независимости // Экономист. 1999. № 5. — С.69−74
  182. Р., Пронина Ю. Проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства в регионе // АПК: экономика и управление 2001. № 5. --С.43−46
  183. Л.Н. Очерки по теории цены. Саратов: Б.и., 1919. — 233 с.
  184. A.M., Оруджева Л. Ш. Формирование земельных отношений и их экономическое регулирование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 6. — С.32−36.
  185. А.А., Седова Е. И., Задирако И. Н. Задачи и методы исследования товарных рынков в условиях современной российской экономики // Вопросы статистики. 1999. № 3. — С.23−28.
  186. А.В. Аграрная реформа на региональном уровне. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1995. 104 с.
  187. Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство // АПК: экономика и управление. 2000. № 2. -С.25−29.
  188. Н.М. Экономическое регулирование аграрного сектора и развитие села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2000. № 4.-С.34−39.
  189. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997. № 6. — С. 15−23.
  190. Количество зерна, эквивалентное по цене единице промышленнойпродукции, т1
  191. Показатели 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.1. За единицу комбайн зерновой 85 62 162 322 291 269 344 561 В том числе:
  192. СК-5М «Нива» 48 41 121 257 221 151 229 320
  193. Дон-1500 182 102 279 527 468 485 496 628трактор 37 35 58 112 106 115 153 206 В том числе:
  194. ДТ-75Н 38 34 67 114 122 124 174 236
  195. Т-150 52 52 63 137 146 130 148 198
  196. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий Саратовской области тракторами и комбайнами.1
  197. Показатели 1985 г. 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
  198. Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 5,9 5,6 5,1 5,1 4,8 4,5 4,0
  199. Нагрузка пашни на один трактор, га. 169 180 197 194 207 286 250
  200. Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, шт. 5,9 4,6 3,8 4,0 2,9 3,0 2,8
  201. Приходится посевов (посадки) соответствующих культур на один зерноуборочный комбайн, га. 170 219 261 249 346 331 357
Заполнить форму текущей работой