Формирование организационно-экономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия
Большая часть предприятий отрасли машиностроения перешла в частную собственность и они стали функционировать как коммерческие предприятия, с целью получения прибыли. В то же время их конкурентные позиции ослабли. В значительной мере это обусловлено тем что потенциал предприятия отрасли практически не развивается и не соответствует современным требованиям. Так, коэффициент выбытия основных фондов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теория, практика, проблемы развития потенциала коммерческого предприятия
- 1. 1. Потенциал коммерческого предприятия как объект исследования
- 1. 2. Проблемы развития потенциала коммерческих предприятий на примере машиностроения
- 1. 3. Теоретические основы развития потенциала коммерческого предприятия
- Глава 2. Разработка теоретических основ формирования организационно-экономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия
- 2. 1. Системный анализ потенциала коммерческого предприятия
- 2. 2. Исследование процесса развития потенциала коммерческого предприятия и обоснование состава функции организационно-экономического механизма его управления
- 2. 3. Разработка концепции функционирования организационно-экономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия
- Глава 3. Методические основы функционирования организационно-экономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия
- 3. 1. Методика обоснования стратегических мероприятий по развитию потенциала коммерческого предприятия
- СОДЕРЖАНИЕ стр
- 3. 2. Принципы и методы обоснования тактических мероприятий плана развития потенциала коммерческого предприятия
- 3. 3. Принципы и методы разработки годовых комплексных планов развития потенциала коммерческого предприятия
- 3. 4. Методы обоснования экономической эффективности организационноэкономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия
Формирование организационно-экономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, являются коммерческими организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
В условиях рыночной экономики деятельность коммерческих предприятий находится в значительной зависимости от внешней среды. Они являются бизнес-субъектами, вся деятельность которых связана со своевременным удовлетворением спроса на их товары и услуги.
Коммерческие предприятия функционируют в условиях конкуренции и для достижения успеха они должны быстро адаптироваться к новым возможностям и угрозам внешней среды.
Результаты деятельности коммерческих предприятий в значительной мере связаны с формированием и использованием их потенциалов.
Большая часть предприятий отрасли машиностроения перешла в частную собственность и они стали функционировать как коммерческие предприятия, с целью получения прибыли. В то же время их конкурентные позиции ослабли. В значительной мере это обусловлено тем что потенциал предприятия отрасли практически не развивается и не соответствует современным требованиям. Так, коэффициент выбытия основных фондов за 1998;2003 год составил в среднем -1,1%, а коэффициент обновления — 1,7%, средний возраст оборудования в отрасли неуклонно повышается и составляет в настоящее время примерно 1518 лет.
Низкая конкурентоспособность продукции, отечественного машиностроения в значительной степени объясняется большим физическим и моральным износом его основных фондов. Очевидно, что потенциал 1 5 машиностроения отрасли, — да и промышленности страны в целом нуждается в обновлении, на основе современных научно-технических достижений.
Вышесказанное обуславливает актуальность научных исследований, направленных на совершенствование управленческих решений по развитию потенциала предприятия.
Большинство машиностроительных* предприятий относится к средним коммерческим предприятиям, созданным в форме акционерных обществ открытого и закрытого типа.
Крупные машиностроительные предприятия чаще всего функционируют в виде холдингов, в составе различного рода производственно-финансовых объединений.
Проблемы их развития решаются чаще всего специализированными управленческими подразделениями. В более сложной ситуации находятся средние коммерческие машиностроительные предприятия, как правило они являются частными предпринимательскими структурами, функционирующим в условиях возрастающей конкурентной среды. В этих условиях своевременная и адекватная адаптация данных коммерческих предприятий к меняющимся параметрам внешней среды являются основой их выживаемости и прибыльности. Их менеджмент сталкивается с проблемой выбора и реализации наиболее эффективных путей и форм развития предприятия, обусловленной недостаточной проработкой теоретических и методических аспектов данной проблемы.
Потенциал предприятия представляет собой совокупность ресурсов, создающих возможность для его успешного функционирования. Он формируется для достижения поставленной перед предприятием цели и развивается в процессе его жизнедеятельности. Потенциал предприятия является объектом управления, менеджмент должен обеспечивать его успешное развитие и адаптацию в соответствии с меняющимися условиями внутренней и внешней среды.
Динамичность внешней среды, глобализация конкурентной борьбы, усложнение процессов взаимодействия бизнес-субъектов, многовариантность управленческих решений требует более детальной научной проработки вопросов развития потенциала коммерческого предприятия с учетом фактического состояния и прогнозов развития внешней среды.
Таким образом, развитие потенциала коммерческих и в частности машиностроительных предприятий России является важнейшей народнохозяйственной задачей. Ее эффективное решение возможно только на научно-обоснованных методах и рекомендациях, учитывающих достижения современной теории и практики в данной области. Основополагающими научными трудами зарубежных ученых в данной области являются работы: И. Ансоффа, Дж. Гелбрайта, П. Друкера, Карлоффа и др.
За последнее десятилетие появился ряд работ отечественных ученых, рассматривающих различные аспекты развития предприятия и формирование его потенциала: В. М. Архипова, И. А. Аренкова, В. Ф. Богачева, В. А. Гончарука, Б. Н. Генкина, М. А. Горенбуркова, В. С. Кабакова, А. С. Карлика, Д. Р. Каморджанова, А. А. Крупанина, Л. Б. Крутика, В. М. Корабельникова, В. П. Попкова, Л. Д. Ревуцкого, А. А. Трифиловой и др.
Анализ публикации по данной проблеме и практической деятельности по модернизации потенциала предприятия позволил выявить ряд нерешенных проблем и задач. В их числе — проблема формирования организационно-экономического механизма (ОЭМ), обеспечивающего эффективное развитие потенциала предприятия. Все это определило выбор темы исследования, структуру и логику данного диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является развитие теоретических основ и разработка практических подходов формированию и функционированию организационно-экономического механизма развития потенциала коммерческого предприятия, с учетом его особенностей, состояния и тенденции развития внешней среды,.
В соответствии с целью в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
— выявления причин, препятствующих эффективному развитию потенциала предприятия в современных условиях;
— обоснования необходимости и направленности действий по совершенствованию организационно-экономического механизма развития потенциала предприятия;
— системного анализа потенциала предприятия, позволяющего вырабатывать решения по целенаправленной трансформации отдельных подсистем и элементов потенциала, с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности;
— разработки принципов и методов формирования и функционирования ОЭМ, позволяющего эффективно управлять развитием потенциала предприятия на основе интеграции стратегических и тактических решений, обеспечивающего своевременную, адекватную и целевую адаптацию потенциала к изменениям внешней и внутренней среды;
— оценки эффективности развития потенциала в целом и его подсистем. Объектом исследования являются коммерческие предприятия предпринимательские структуры) машиностроительной отрасли.
Предметом исследования являются процессы управления развитием потенциала коммерческого предприятия.
Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области макро и микроэкономики, специалистов в области стратегического и тактического управления предприятиями.
В основу информационной базы исследования была положена официальная статистика и данные, собранные автором в ходе исследования.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
1. Проведено системное, функционально-параметрическое описание потенциала коммерческого предприятия, позволяющее учитывать в процессе развития его структурную сложность, особенность развития его подсистем, взаимосвязь и взаимообусловленность его элементов.
2. Предложена концепция непрерывно-цикличного управления развитием потенциала предприятия, позволяющую комплексно использовать методы тактического и стратегического менеджмента.
3. Обоснованы принципы формирования и функционирования ОЭМ, реализующего предложенную концепцию непрерывно-цикличного управления развитием потенциала коммерческого предприятия.
4. Разработаны принципы, методы, алгоритмы двухстадийной системноиерархической диагностики потенциала коммерческого предприятия, позволяющие интегрировать макро и микро диагностику потенциала коммерческого предприятия и своевременно адекватно выявлять необходимость трансформации его подсистем и элементов.
5. Разработана методика оценки динамики развития потенциала коммерческого предприятия, позволяющая оценить качество управления развитием потенциала и при необходимости вносить определенные коррективы в программу его трансформации.
6. Предложены методы обоснования эффективности ОЭМ развития потенциала коммерческого предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней даются научно-методические рекомендации по формированию и функционированию организационно-экономического механизма эффективного управления развитием потенциала коммерческого предприятия.
Практическая значимость диссертационной работы в том, что предложенные в ней подходы, рекомендации, методические положения могут быть использованы в практической деятельности по эффективному развитию потенциала конкретных коммерческих предприятий.
Апробация результатов исследования. Положения и результаты диссертационной работы были доложены, обсуждены и одобрены на конференциях СГТУ 2003;2004 г. г.
Теоретические и методические положения диссертационной работы были использованы предприятиями ОАО «Саратовский завод Строгальных Станков», ОАО «Завод Тяжелых Зуборезных Станков», ООО «Портал-Техно» г. СаратовФГУП завод «ШТАМП» г. ТулаФГУП ПО «Баррикады» г. Волгоград.
По теме диссертации опубликованы три научных работы общим объемом 1,15 п.л.
Структура диссертации сформирована с учетом логической последовательности, научного исследования и с учетом последовательности и взаимообусловленности факторов, явлениях и процессов развития потенциала предприятия. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследованияопределена его цель, задачи, объект и предмет исследованияраскрыта научная новизна и практическая значимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный в диссертации анализ развития машиностроительных предприятий показал, что их потенциал не соответствует современным требованиям. Поэтому важнейшей народнохозяйственной задачей является оптимизация потенциала предприятия, обновление и модернизация их основных фондов на основе использования достижений НТП.
Анализ научно-методического обеспечения работы по развитию потенциала коммерческих предприятий позволил сделать выводы о том, что в имеющихся разработках рассматриваются отдельные вопросы оценки потенциала предприятия, его оперативного, тактического, стратегического управления. В то же время комплексный подход, обеспечивающий уход множества разнообразных взаимовлияющих факторов внутренней и внешней среды, отсутствует.
Сказанное выше обуславливает актуальность диссертационного исследования по обоснованию организационно-экономического механизма развития потенциала предприятия.
Потенциал предприятия следует рассматривать, прежде всего, как совокупность ресурсов, обеспечивающих основную цель его создания и функционирования.
Анализ имеющихся в современной экономической литературе источников позволил уточнить сущность понятия «потенциал предприятия», его роль и значение в развитии предприятия. Он показал, что в процессе управления предприятием необходимо рассматривать потенциал как сложную, иерархическую, социально-экономическую систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В диссертационной работе проведен системный анализ потенциала предприятия, который позволил дать функционально-параметрическое описание объекта, т. е. определить набор параметров, характеризующих его не только в целом, но и по отдельным подразделениям, функциональным подсистемам и их элементам.
В этом множестве параметров выделяются множества, описывающие все структурные элементы потенциала: количественно, качественно и по степени использования. Иерархическое функционально-параметрическое описание создает основу для эффективного комплексного управления потенциалом коммерческого предприятия и его развитием.
Исследование процесса развития потенциала коммерческого предприятия под воздействием внешней и внутренней среды позволило:
— выявить причины и следствия изменений потенциала предприятия в течение его жизнедеятельности;
— выделить стадии (фазы) состояния потенциала в соответствии с динамикой внешней средыопределить режимы функционирования организационно-экономического механизма развития потенциала на каждой стадии его существования;
— сформулировать концепцию эффективного управления развитием потенциала предприятия.
Концепция эффективного управления развитием потенциала коммерческого предприятия должна базироваться на соблюдении следующих принципов: сочетаемости стратегических и тактических целей, своевременной и адекватной адаптацией, непрерывности на основе интеграции стратегических и тактических процессов развития потенциалацикличности, системности, комплексности, надежности, и оптимальности.
Для реализации концепции эффективного управления развитием потенциала коммерческого предприятия предлагаются методические основы функционирования соответствующего организационно-экономического механизма. Они включают методики: согласования стратегических и тактических планов, диагностики стратегической и тактически всесторонней оценки качества управления развитием потенциала.
Для разработки плана развития потенциала предлагается двухстадийная макро диагностика. На первой стадии осуществляется общая, укрупненная диагностика, необходимостью управленческих решений по развитию потенциала. На второй стадии, в случае неблагоприятных результатов обобщенной макро диагностики, должна проводиться функционально-структурная макро диагностика, которая позволяет выявить неблагоприятные структурные компоненты потенциала, требующие трансформации.
Для разработки тактических среднесрочных мероприятий по адаптации потенциала предприятия к имениям внешней среды предлагается метод микро диагностики состояния отдельных элементов потенциала, которая базируется на данном в диссертации функционально-параметрическом описании предприятия. Предлагаемый системно-иерархический метод микро диагностики позволяет: последовательно диагностировать все элементы комплекса ресурсов потенциала предприятиясоставить «профиль» сильных и слабых мест потенциалавыявит элементы потенциала, нуждающиеся в улучшенииразработать комплекс мероприятий по трансформации элементов потенциала.
В диссертации предлагаются формулы для расчета коэффициентов рассогласованности основных функциональных подсистем потенциала. Они позволяют определить необходимость управлением развитием потенциала и вносить обоснованные коррективы по его улучшению.
Результаты диссертационного исследования создают научно методическую основу для эффективного развития потенциала предприятия.
Список литературы
- Авдеенко В.Н., Котмев В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия М.: Экономика, 1989.
- Агапова JI.B. Мониторинг как инструмент инвентаризации научно-производственного потенциала предприятий./Многофункциональный менеджмент в социально-экономических системах. СПбГИЭА — СПб. 1996.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. — пер. с англ.- М.: Прогресс, 1985.
- Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
- Архипов В.М. Стратегическое управление. СПб.: Изд.: СПбГУЭФ, 2000
- Архипов В.М. Технология стратегического планирования: проблемы и пути их решения // Изв. СПбУЭФ.- 1998. № 2.
- Аткина Н. А, Ханжина B. JI, Попов Е. В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом// 2'2003.
- Архипов В.М. Внутрифирменное целеполагание в стратегическом менеджменте: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
- Багиев Г. Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1988.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Изд-во «Питер», 2001.
- Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Межд. журнал: Проблемы теории и практики управления. -1998.-№ 5.-с. 85−90.
- Берталанфи JI. Общая теория систем критический обзор //Исследования по общей теории систем: Сборник переводов. — М.: Прогресс, 1969.
- Банкротство. Стратегия и тактика выживания / под. Ред. Г. П. Иванова, В. А. Кашина. -М.: СПМЛИ, 1993.
- Бартенев С.А. История экономических учений. М.: Юристъ, 2002.
- Богачев В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства. СПб.: «Корвус», 1995.
- Боумен К. основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. М., 1998.
- Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия. //Проблемы теории и практики управления-2003-№ 6ю-с-95−102
- Бездудный Ф., Сирнова Г., Нечаева О., Сущность понятия инновации и его классификация // Инновации. № 2−3. — 1998.
- Бердашкевич А. Концепция законопроекта «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» // Инновации. -№ 3−4.- 1999.
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Виханский О.С. Стратегическое планирование: Учебник. М.: Гардарика, 1998.
- Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации инструмент экономического развития // Инвестиции в России. — № 11.- 2000.
- Волков А.В. Экспресс-диагностика кризисных ситуаций на предприятии // Теория и практика современного менеджмента организации. СПб.: СПбУЭУ, 2002.
- Волкова В.Н., Чабровский В. А. Цель прогнозирование, анализ структуризация. М.: Изд-во ИСЭП РАН, 1995.
- Волкова В.Н. Теория развивающихся систем и управление // Межд. науч. конф.: Системный анализ и экономические стратегии управления. СПб, 1994.
- Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем: В 2-х книгах: Пер. с англ.: Кн. 1.-М.: Мир, 1981.
- Гэлбрейт Дж. Экономические теории цели общества: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1979.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. разработка управленческого решения. Прогнозирования планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997.
- Генкин Б.М. Трудовой потенциал. Экономика и социология труда.- М.: «Норма-Инфра М», 1997.
- Греннер Л. Эволюция и революция в растущих организациях. Harvard Business Peview, 1998.
- Гусаков М.А. и др. Формирование потенциала развития экономики и общества. СПб., 2000.
- Глазл Ф. Динамическое развитие предприятия = Dynamische Untemehmens entwicklung: Как предприятия могут стать эффективными: Пер. с нем.-Калуга: Духовное развитие, 2000.
- Гончарук В.А. Развитие предприятия М.:Дело, 2000.
- Дагаев А. Проблемы формирования целей управления на приватизированных предприятиях // Межд. журн.: Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 2.
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Book chamber international, 1992.
- Данилов П.В. Рациональный механизм предупреждения и противодействия кризисным ситуациям на предприятиях сферы услуг: Брошюра. СПб.: СпГУКиТ, 2003.
- Данилов П.В. Теоретические подходы к экономическому противодействию кризисным ситуациям на предприятиях: Брошюра.- Спб.: СПГУКиТ, 2003.
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
- Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. Спб.: Питер, 1999.
- Дуфа В. инструментарий для формирования стратегии предприятия // Межд. журнал: Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.-с. 97- 101.
- Евсеева и., Долгополова Г., Уварова Т. Экономическое поведение государственных предприятий. Российская экономика в 1993 г. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1994.
- Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. -М.: Финпресс, 2001.
- Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика /Под Ред. Проф. JT.T. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Ескин К., Крутик А. Инновационная деятельность и новые открытия -государственная стратегия реформирования // Инновации. № 3−4. — 1999.
- Инновационный менеджмент. Стратегическое пособие. /Под Ред. П. Н. Завлина, В. А. Казанцева, Л. Э. Миндели. — Санкт-Петербург «Наука», 1997.
- Карлофф Б. Деловая стратегия.- Москва: «Экономика», 1991.
- Карлик А. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий. //Проблемы теории и практики управления. -2000.- № 6.-с.87−91
- Кабаков B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: учебное пособие по спец. 6 110 «Менеджмент» СПбГИЭА.- СПб, 1996.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер с англ.-М.:Прогресс, 1990.
- Клайнер Г. Б., Тамбовцев В. Л. Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риск, стратегия, безопасность.- М.: Экономика, 1991.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирования и хозяйственная политика: Пер. с англ. / Общ. Ред. И предисл. Г. В. Кочеткова. М.: Прогресс, 1982.-c.397.
- Клейнер Г. Б. Механизмы принятия стратегических решений в стратегическом планировании на предприятии // Вопросы экономики. 1998. № 9.-с. 46−65.
- Коно Т. стратегия и структура японских корпораций. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
- Кочеврин Ю.В. Эволюция менеджмента: опыт политико-экономического анализа. М.: Наука.
- Корабельников В.М. Стратегия предпринимательства: Учебное пособие -СПб.: СПбИЭУ, 2001.
- Коробейников О.П., Трифилова А. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. -№ 3.-2000. с.-29−43.
- Коробейников О.П., Трифилова А.А Интеграция стратегического инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. № 4.2001. с.-25−36.
- Коробейников О.П., Трифилова А.А Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Наука и промышленность в России. № 10. — 2002. с.
- Коробейников О.П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. -№ 3.-2002. с. 88−129.
- Крылов Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Козлов В.К., Яковлева Н. В. Логистика развития фирмы: организация и стратегия. // Теория и практика современного менеджмента организации: Сб. научн. Тр. Спб.: СПбГИЭУ, 2002.
- Крупанин А.А. Основы регулирования предпринимательства Спб.: СПбГИЭА, 1998.
- Курский В.А. Композиционная модель эволюционного развития предприятий как элемент стратегического управления.//Финансы и кредит.2002.
- Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1998.
- Ланге О. Введение в экономическую кибернетику. -М.: Экономика, 1968.
- Лисин Б.К. инновационный потенциал как фактор развития: Межгосударственное социально-экономическое исследование.//Инновации,-2002.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: В.О. «Наука», 1992.
- Масленникова Н.М. Управление развитием организации.-М.: Центр экономики и маркетинга, 2002
- Мазур И., Шапиро В. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Экономика, 2001.
- Малюк В.И. Некоторые аспекты методики и инструменты рейтинга // Теория и практика современного менеджмента организации: Сб. науч. тр. -СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 1999.
- Минцберг Г., Кунин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс // пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. -М.: Дело, 1992.
- Мильнер Б.З., Яковенко Л. И., Рапопорт Р. С. Системный подход к организации управления. М., 1993.
- Милгром П., Роберте Д. Экономика, организация и менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1999.
- Минцберг Г., Куин Дж. Гошаг С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.
- Моисеев Н.Ф. Алгоритм развития. М.: Наука, 1987. с. 302.
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Морозов Ю.П. Технологические инновации и их роль в современных экономических условиях России // Инновации. — № 1−2. 2002.
- Нагловский С.Н. Методологический базис циклично-непрерывного управления проектированием, функционированием и развитиемпроизводственно-коммерческих систем // Теория и практика современного менеджмента организации: Сб научн. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
- Овчинников Н.М. Развитие теории и методов оценки экономического потенциала в системе управления предприятием: Дисс. На сосискание ученой степени к. э. н. /Науч. Руководитель д. э. н. A.M. Немчин.- СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
- Осадник В. Выбор стратегии с помощью аналитико-иерархического процесса // Межд. журн. Проблемы теории и практики управления, 1999, — № 6.
- Одинцов С.В. Место и роль интеллектуального капитала предприятия в современном мире // Наука и промышленность России. № 10. — 2002.
- Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под. ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика, 2000.
- Ойнер O.K., Арбенина Т. Н. Стратегическое планирование и маркетинг. Учебное пособие Екатеринбург. «Издательсво Урал. Гос. Эконом. института», 1992.
- Ожегов Г. И. Словарь русского языка. Изд-во «Современная энциклопедия», 1973.
- Парсаднян Г. А., Потемкин В. К. Организационное проектирование инвестиционной деятельности предприятий. Институт соц.-экон. проблем, РАН, 1999.
- Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
- Попков В.П. Интенсификация использования и ускорение обновления вычислительного потенциала В.Ц. Л.: ЛДНТП, 1988
- Попков В.П., Каморджанов Д. Р. Стратегическое управление предпринимательским потенциалом коммерческого предприятия. СПб.: «Нестор», 2004.
- Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия М.ЗАО Изд. «Экономика», 2002.
- Портер М. Конкуренция. Учебное пособие СПб: М.: Киев: Изд-во «Вильяме», 2000.
- Ревуцкий Л.Д. производственная мощность, продуктивность и экономическая активность предприятия. Оценка, управленческий учет и контроль.- М.: Перспектива, 2002.
- Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997.
- Россия в цифрах 2002. //Краткий стат. сб. Госкомстат России, -М, 2002.
- Россия в цифрах 2003.// Краткий стат. сб. Госкомстат России, -М, 2003.
- Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование /Под. Ред. Самочкина В.Н.- Академия народного хоз-ва при Правительстве РФ. -М.:Дело, 2002.
- Смирнов Р.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития предприятия: Дисс. На соискание ученной степени к.э.н./Науч. Руководитель д.э.н., проф. Г. А. Краюхин. СПб: СПбГИЭУ, 2003
- Сергилин Л. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия.
- Соколов В.Д. Проблемы анализа и формирования организационных структур предприятий в новых условиях хозяйствования // Медж. науч. конф. «Системный анализ и экономические стратегии управления». 1. СПб. 1994.
- Справочник по вопросам охраны интеллектуальной собственности / А. П. Колесников. М.: ИНИЦ Роспатента, 1999.
- Стратегическое планирование и управление / Учебное пособие /под ред. проф. А. Н. Петрова Часть I. Изд.: СПбГУЭФ, 1998
- Стратегическое планирование и управление / Учебное пособие /под ред. проф. А. Н. Петрова Часть II. Изд.: СПбГУЭФ, 1999
- Структурная перестройка и макрокорпорации / Под ред. A.M. Моевского. М.: Изд-во РАН, 1991.
- Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С.Г. беляева, В. И. Кошкина. М.: ЮНИТИ, 1996.
- Теория и практика экономических реформ. Международный опыт / Под ред. Когута А. Е. СПб.: Наука, 1994.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Травин В.В., Дятлов В. А. основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997.
- Трахтенберг И.А. Капиталистическое воспроизводство и экономические кризисы. -М.: Госполитиздат, 1954.
- Туган-Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы. М.: Наука, 1997.
- Тенденции развития предприятия: Социально-экономический аспект / Под ред. Козловой О.В.- М.: Экономика, 1987
- Трифилова А.А. Методологические аспекты инновационного развития предприятий в условиях трансформации экономической среды // Вестник отделения строительных наук РААСН. № 6. — 2002.
- Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия.-М.: Финансы и статистика, 2003.
- Уотерман Р. Факторы обновления: как сохранить конкурентоспособность лучших компаний. М.: Прогресс, 1988.
- Управление инновациями: В 3-х книгах: Учебник для ВУЗов/Под ред.Ю. В. Шленова. М.: Высшая школа. Кн.1: Основы организации инновационных процессов — 2003.
- Управление организацией: / Под ред. А. Г. Поршнев, З. П. Румянцевой, Н. А. Саоматина. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 199.
- Управление проектами /Под ред. А .Я. Кибанова- М.: ИНФРА-М, 1996.
- Управление проектами / Под ред. Шапиро. СПб: ДваТрИ, 1996.
- Фонотов Л.Г. Ресурсный потенциал. -М., 1988.
- Фридлянов В.Н. Потенциал и проблемы инновационного развития промышленных предприятий: (по материалам социологического исследования). //Инновации.-2001.
- Хасси Д. Стратегия и планирование: Путеводитель менеджера/Пер. с англ. Еремеевой Т. -СПб: Питер, 2001 -378 с.ил. (Теория и практика менеджмента).
- Хан Д., Пи К. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
- Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М.: Дело и сервис, 2001. — с. 544.
- Юкаева B.C. Управленческие решения: Учеб пособие. М.: издательский дом «Дашков и К0», 1999. — с.292.
- Arnoldo С. Нах, Nicolas S. Majluf. The Strategy Concept and Process. A Pragmatic Approach. Prentice-Hall, Inc., 1996. — 440 pp.
- Bamberger Ingolf. Product/Market Strategies of Small and Medium-sized Enterprises. England: Avebury, 1994. — 415 pp.
- Boer F.P. The Valuation of Technologi. John Wiley&Sons, Inc., 1999. — 386 pp.
- Bray Stewart. Total Innovation. Pitman Publishing, 1995, — 218 pp.
- Cozijnsen A., Vrakking W. Handbook of Innovation Management, Basil Blackwell Business, Ltd. 1993, — 268 pp.
- Donald R. Lehmann. Russel S. Winer. Analysis for Marketing Planning. 4th Edition, 1997.-210 pp.
- Gern R-J., Gottschalk J., Kamps C., Scheide J., Schlie M., Straub H. Geringe Dynamik der Welttwirtschaft / Die Welttwirtschaft, 1999. Heft 1.
- Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation, New York, HarperCollins, 1993.
- Handworterbuch der Wirtschaftswissenschaft/ Verlag Gustav Fischer. Statgart- New-Jork- J.C.B. Mohr, Tubinger- Vandenhoeck u. Ruprecht, Gotingen und Zurich, 1988.- lOBd.
- Kautskiy K. Das Erfurter programm, Stutgart. 1892.
- Klamp R. Gibt es einen europaischen Wirtschaftsstil? / Wirtshaft&Wissenshaft, 1999. № 1.
- Mink M., Strrategic Planning, The World Bank, 1993.
- Schimke E. Krisenmanagement und Sanierungss Tierungss Trategien. 1985.
- Forese M. et. al. Personal Initiative at Work: Differenses between East and West Germany // Academy of Management Journal. 1996. 39(1), (33−63).