Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития физкультурной деятельности студентов на основе модульно-рейтинговой технологии обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс развития физкультурной деятельности студентов строится как модель с полем субект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в котором представлены: структура физкультурной деятельноститеоретико-методологические основымодульно-рейтинговая технология с этапами развития, механизмом преодоления барьеров, рефлексией и системой диагностикиуровни развития физкультурной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Сущностные характеристики физкультурной деятельности студентов
    • 1. 2. Педагогические основы развития физкультурной деятельности студентов
    • 1. 3. Концептуальная модель развития физкультурной деятельности студентов
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Критерии, показатели и уровни развития физкультурной деятельности студентов в высших учебных заведениях
    • 2. 2. Экспериментальная работа по реализации модели развития физкультурной деятельности студентов
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования

Педагогические условия развития физкультурной деятельности студентов на основе модульно-рейтинговой технологии обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Неуклонно растущие потребности общества в высококвалифицированных специалистах выдвигают требования совершенствования системы высшего образования. В настоящее время особую значимость приобрела проблема здоровьесберегающего обучения, поскольку состояние здоровья студентов характеризуется значительными отклонениями от нормы. Обеспечить решение этой проблемы, в первую очередь, призвано неспециальное физкультурное образование, так как физическая культура имеет огромный потенциал не только в плане повышения физической подготовленности, но и в плане развития личностных качеств, сохранения и улучшения здоровья студентов. Для того чтобы реализовать этот потенциал, требуется переход системы неспециального физкультурного образования от репродуктивно-педагогической к креативно-педагогической образовательной модели, где центральное место занимает личность студента с его самостоятельной, осознанной и активной физкультурной деятельностью. Эта модель получила свое теоретическое обоснование как концепция физкультурного воспитания студентов в работах М. Я. Виленского, Л.И. Лубы-шевой и дальнейшее развитие в трудах Н. В. Барышевой, А. В. Лотоненко, В. А. Петькова, В. В. Приходько, Т. В. Скобликовой и других. В рамках данной концепции исследуются различные аспекты совершенствования системы физкультурного образования студентов высших учебных заведений:

— реализация личностно ориентированного образования (Н.В. Пешкова, В. А. Стрельцов, В. Г. Шилько, B.C. Якимович и др.);

— осуществление дифференцированного подхода (С.Ю. Алькова, В.А. Ермаков);

— воплощение принципов доступности и индивидуализации (Е.В. Гу-сельникова, О.М. Магомедов);

— формирование потребности и мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (А.В. Лотоненко, В.В. Пятков);

— социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов (В.И. Григорьев) и другие.

Вместе с тем проблема развития физкультурной деятельности студентов, позволяющей решать задачи физического самосовершенствования, сохранения и улучшения здоровья и составляющей основу их физической культуры личности, не нашла ещё должного внимания исследователей. Анализ специальной литературы показал, что недостаточно обоснованы сущность, структура и содержание физкультурной деятельности студентов, отсутствует теоретико-методическое обоснование целостного процесса ее развития.

Данное обстоятельство негативно отражается на практике физического воспитания студентов. Преподаватели не проводят планомерной систематической работы по развитию физкультурной деятельности студентов, не учитывают уровень ее развития в качестве критерия результативности неспециального физкультурного образования, вследствие чего большинство студентов имеет низкий и критический уровни развития физкультурной деятельности.

Таким образом, выявленное противоречие между потребностью высшего неспециального физкультурного образования в развитии физкультурной деятельности студентов и недостаточным педагогическим обеспечением становления и совершенствования такой деятельности определило выбор темы исследования: «Педагогические условия развития физкультурной деятельности студентов на основе модульно-рейтинговой технологии обучения в вузе», проблема которого сформулирована следующим образом: какой должна быть современная модель процесса развития физкультурной деятельности студентов на основе модульно-рейтинговой технологии обучения и при каких педагогических условиях обеспечивается эффективность реализации данной модели? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система неспециального физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — процесс развития физкультурной деятельности студентов в системе высшего неспециального физкультурного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и структуру физкультурной деятельности студентов как её субъектов.

2. Разработать и апробировать концептуальную модель развития физкультурной деятельности студентов на основе модульно-рейтинговой технологии.

3. Определить критерии, показатели и уровни развития физкультурной деятельности студентов.

4. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному применению модульно-рейтинговой технологии обучения студентов в целях развития их физкультурной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность процесса развития физкультурной деятельности студентов в системе высшего неспециального физкультурного образования существенно повысится, если:

— при развитии физкультурной деятельности студентов исходить из ее сущности и структуры как динамического образования взаимосвязанных компонентов;

— будут использованы подходы: системный, субъектно-деятельност-ный, культурологический, идеи личностно ориентированного образования, практически реализованные в модульно-рейтинговой технологии;

— применяется модульно-рейтинговая технология, обеспечивающая поэтапное решение задач развития физкультурной деятельности, включение студентов в ситуации по преодолению барьеров деятельности и развитию рефлексии.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— системный подход (И.В. Блауберг, В. Н. Сагатовский, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э.Г. Юдин), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), психологическая теория преодоления барьеров (К. Левин, 3. Фрейд, Р.Х. Шакуров);

— субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, С. Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский), идеи личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), теории диалога (М. Бахтин, М. Бубер, Ю. М. Лотман, Ф. Розенц-вейг), теория модульного обучения (П.Я. Юцявичине, М.А. Чошанов);

— культурологический подход в образовании (Н.В. Бестужев-Лада, Л. П. Буева, И. Ф. Исаев, Н. Б. Крылова, Ю. Г. Татур, А. Н. Ходусов, Н.И. Ли-финцева, P.M. Чумичева, М. Я. Виленский, Л.И. Лубышева).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов, адекватных природе изучаемых явлений: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической литературы по проблеме исследованиямоделирование процесса развития физкультурной деятельности студентовизучение и обобщение педагогического опыта неспециального физкультурного образования высших учебных заведенийпедагогическое наблюдение и анализ документовразличные виды опроса: беседа, интервьюирование, анкетированиетестированиеконстатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Собранный эмпирический материал обрабатывался методами математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали Курский государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Курская государственная сельскохозяйственная академия, Российский государственный торгово-экономический университет (филиал в г. Курске). Исследованием были охвачены более 800 студентов и преподавателей высших учебных заведений.

Личное участие соискателя состояло в теоретической разработке основных идей и положений по избранной теме, в непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы (в качестве старшего преподавателя кафедры физического воспитания Курского государственного университета).

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2001;2002 гг.) — подготовительный. На данном этапе изучалась философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме исследованияанализировались нормативные документы и практика высшего неспециального физкультурного образованияосмысливались методологические и теоретические основы работыформулировались объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (2002;2003 гг.) — диагностико-проектировочный. На этом этапе проводилась диагностика уровня развития физкультурной деятельности студентовобобщался и систематизировался теоретический и практический материал по проблеме исследованияразрабатывалась теоретическая модель развития физкультурной деятельности студентов.

Третий этап (2003;2004 гг.) — экспериментальный. Данный этап был посвящен опытно-экспериментальной работе по проверке эффективности разработанной модели развития физкультурной деятельности студентов.

Четвертый этап (2004;2005 гг.) — итоговый. На этом этапе осуществлялись систематизация, статистическая обработка и итоговый анализ полученных в ходе эксперимента данныхформулировались общие выводызавершалось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыта сущность и структура физкультурной деятельности студентовопределены критерии, показатели и уровни ее развитияразработана концептуальная модель, спроектирована и экспериментально обоснована модульно-рейтинговая технология, выявлены педагогические условия, способствующие эффективности развития физкультурной деятельности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы сущность и содержание понятия «физкультурная деятельность студентов как ее субъектов». Работа дополняет теоретические основы развития физкультурной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. Результаты исследования вносят определенный вклад в концепцию формирования физической культуры личности студента.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное дидактическое и методическое обеспечение модульно-рейтинговой технологии развития физкультурной деятельности студентов применяется в образовательном процессе высших учебных заведенийинструментарии диагностики уровня развития физкультурной деятельности студентов могут быть использованы в практике неспециального физкультурного образования в вузах. Результаты исследования позволяют существенно повысить эффективность процесса физкультурного образования в высших учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической определенностью исходных позицийкомплексом методов педагогического исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логикепреемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследованиярепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытных данныхсочетанием количественного и качественного анализа, личным участием автора в экспериментальной и практической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Физкультурная деятельность студента — это внутренне мотивированная, целенаправленная, структурированная по процессу и результату деятельность по самосовершенствованию, имеющая динамическую структуру со следующими взаимосвязанными компонентами: потребностно-мотиваци-онным, познавательно-проектировочным, действенно-практическим, результативно-оценочным — каждый со своим специфическим содержанием.

2. Эффективное развитие физкультурной деятельности студентов обусловливается реализацией концептуальной модели, представленной единством и взаимопроникновением её элементов: а) субъектов педагогического процесса (преподаватель, студент с полем субъект-субъектного взаимодействия) — б) структуры физкультурной деятельности студентовв) механизмов преодоления барьероврефлексии и системы диагностики.

3. Технология развития физкультурной деятельности студентов представляет собой модульно-рейтинговое обучение, включающее совокупность взаимосвязанных модулей с определенными рейтинговыми баллами, каждый из которых решает задачи конкретного этапа развития деятельности: ориен-тационного, программно-целевого, исполнительно-творческого, оценочно-коррекционного, а также задачи по включению студентов в ситуации по преодолению барьеров самодвижения физкультурной деятельности и развитию рефлексии студентов.

4. Критериями, позволяющими фиксировать и оценивать уровень развития физкультурной деятельности студентов, выступают: мотивы самосовершенствования, самореализации, самоутверждения, потребности в движениизнание видов, форм, средств физкультурной деятельностиумения и навыки выполнения двигательных действийумение определять величину нагрузки, оценивать и корректировать результаты. Они содержат свои показатели и уровни развития: высокий, средний, низкий, критический.

5. Эффективность процесса развития физкультурной деятельности студентов обеспечивается совокупностью педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: проектирование совместной деятельности педагога и студентов, а также определение этапов взаимодействия, их последовательности, взаимосвязи, преемственностиобеспечение субъектной позиции студентов в образовательном процессе с возможностью осуществления субъектных функций в выборе целей, средств, видов и форм своей физкультурной деятельностипоэтапное усвоение содержания модульно-рейтинговой педагогической технологии, с постепенной интеграцией опыта физкультурной деятельностиосуществление студентами самоуправления физкультурной деятельностью, с постоянным её самоанализом и коррекцией.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в соответствии с указанными выше этапами работы.

Материалы исследования обсуждались на научно-практической конференции, подготовленной кафедрой педагогики СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора А. А. Сидорова (Сидоровские чтения) «Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании» (Санкт-Петербург, 2004) — на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры в образовании» (Курск, 2004) — на ежегодных научно-методических конференциях преподавателей и сотрудников Курского государственного университета (Курск, 2001;2005) — на научно-практической конференции в Курском филиале Российского государственного торгово-экономического университета «Актуальные проблемы теории, методологии и практики управления в российских условиях» (Курск, 2005).

Материалы диссертации получили отражение и освещение в семи публикациях автора.

Результаты исследования внедрены в процесс физкультурного образования студентов Курского государственного университета, Курского государственного медицинского университета, Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета.

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

1. Уровни развития физкультурной деятельности студентов характеризуются как высокий, средний, низкий, критический. Студенты младших курсов имеют уровень развития физкультурной деятельности несколько выше, чем студенты третьего курса. У юношей более высокий уровень развития, чем у девушек как в отдельных компонентах, так и в физкультурной деятельности в целом. Большинство студентов имеют низкий и критический уровни. Это обусловлено отсутствием в рабочих программах по физической культуре целевой направленности на формирования у студентов физкультурной деятельности и недостаточной эффективностью учебного процесса.

2. Модульно-рейтинговая технология развития физкультурной деятельности студентов состоит из четырёх модулей, каждый с определённым рейтингом.

В первом модуле решаются задачи развития рефлексии студентов по осознанию неудовлетворенности своим физическим состояниемспособствования преодолению студентами ценностно-информационного барьера деятельности, а также задачи этапа выявления и актуализации мотивационной сферы студентов: настроя студентов на активную самостоятельную работу, формирования мотивов и стимулирования потребностей в проектировании своей физкультурной деятельности, развития стремления к знаниям и познавательные способности.

Второй модуль направлен на решение задач программно-целевого этапа: на овладение студентами специальными знаниями о структуре, содержании, организации и планировании физкультурной деятельности, разработку программы своего физического совершенствования, осознание объема самостоятельной работы и рационального распределения времени на ее выполнение, ориентацию по принятию себя как организатора и субъекта физкультурной деятельности, на развитие творческой рефлексии и преодоление структурно-информационного барьера. Здесь осуществлялся практический переход с управления развитием физкультурной деятельностью студентов к ее самоуправлению.

Третий модуль педагогической технологии включает две части и решает задачи исполнительно-творческого этапа развития физкультурной деятельности студентов. Данный модуль непосредственно направлен на реализацию студентами программы своей физкультурной деятельности через решение системы задач, поставленных ими самими на каждом конкретном занятии на основе творческого выполнения действий. Кроме этого в задачи модуля входило развитие у студентов умений организовывать и регулировать свою деятельность, совершенствовать технику выполнения двигательных действий, развивать способности к проявлению волевых усилий, преодолевать предметно-преобразовательный барьер.

Четвертый модуль направлен на решение задач оценочно-коррекционного этапа: выявление результатов самостоятельной работыразвитие у студентов рефлексии, благодаря которой возникает возможность коррекции содержания элементов физкультурной деятельностиспособности оценивать качественную сторону выполнения физических упражненийразвитие у студентов умений анализировать ход физкультурной деятельности, выдвигать новые цели своего физического совершенствованияпреодоление барьера рассогласования.

3. Модульно-рейтинговая педагогическая технология позволяет сформировать у студентов цели и задачи физкультурной деятельности в личностно ориентированном аспекте, трансформировать роль преподавателя, осуществить оперативную коррекцию образовательного процесса, индивидуализировать усвоения студентами содержание учебного материала и обеспечить обратную связь при проведении контроля, перевести управление физкультурной деятельностью студентов в самоуправление.

4. С помощью диагностических процедур установлено, что в ходе эксперимента произошли качественные и количественные изменения в развитии физкультурной деятельности студентов экспериментальных групп, статистически выражающиеся в переходе на более высокий её уровень и имеющие достоверные различия, по сравнению со студентами контрольных групп. Этим самым была доказана эффективность разработанной концептуальной модели развития физкультурной деятельности студентов.

5. Полученные в процессе опытно-экспериментального исследования данные дают основания к разработке научно-обоснованных рекомендаций по внедрению в систему высшего неспециального физкультурного образования модели развития физкультурной деятельности студентов, позволяющей значительно повысить эффективность учебного процесса по физической культуре в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последовательное решение задач исследования, с использованием адекватных научно-педагогических методов, позволило провести содержательный анализ развития физкультурной деятельности студентов в системе высшего неспециального физкультурного образования.

Анализ специальной литературы показал, что физкультурная деятельность является основным элементом физической культуры личности студента, однако в настоящее время она остается недостаточно изученной — не определены сущность и структура физкультурной деятельности студента, не выявлены уровни её развития, не разработаны теоретические и методические основы её развития в образовательном процессе вуза.

Физкультурную деятельность принято считать одним из видов человеческой деятельности, представляющей собой окультуренную двигательную деятельность, для которой характерна духовность во внутренней психической жизни человека в процессе развития его физических возможностей. Исходя из такого понимания, сущность физкультурной деятельности студента заключается в сознательном совершенствовании своих духовных и физических сил средствами физической культуры.

Анализ состояния практики по развитию физкультурной деятельности студентов показал, что в рабочих программах по физической культуре высших учебных заведений не отражены сущностные характеристики физкультурной деятельности, отсутствует целевая направленность на её формирование у студентов, не учитывается уровень развития физкультурной деятельности в качестве критерия результативности физического воспитания студентов. Педагогическая деятельность преподавателей физической культуры вузов направлена в основном на повышение уровня физической подготовленности студентов, на получение студентами тренировочно-оздоровительного эффекта, а не на формирование у них физкультурной деятельности — основы физической культуры личности. Данные обстоятельства негативно отражаются на уровне развития физкультурной деятельности студентов, о чем свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента — большинство студентов младших и старших курсов обучения имеют низкий и критический уровни развития физкультурной деятельности как по отдельным её компонентам, так и в целом. У многих студентов наблюдается несогласованность развития компонентного состава физкультурной деятельности: от высокого уровня по одному компоненту до критического уровня по другому.

Результаты экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы:

1. Физкультурная деятельность студента представляет собой динамическое образование, включающее следующие взаимосвязанные компоненты: потребностно-мотивационный, познавательно-проектировочный, действенно-практический, результативно-оценочный, каждый из которых имеет свое специфическое содержание. Сущность развития физкультурной деятельности заключается в усвоении студентами структуры и содержания ее компонентов, в результате которого студенты становятся субъектами деятельности, способными создавать и реализовывать собственные программы физического самосовершенствования.

2. Процесс развития физкультурной деятельности студентов строится как модель с полем субект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в котором представлены: структура физкультурной деятельноститеоретико-методологические основымодульно-рейтинговая технология с этапами развития, механизмом преодоления барьеров, рефлексией и системой диагностикиуровни развития физкультурной деятельности студентов. Концептуальная модель развития физкультурной деятельности реализуется через модульно-рейтинговую технологию, содержание которой составляет совокупность взаимосвязанных модулей с рейтинговыми баллами, направленную на решение задач этапов развития деятельности: ориентационного, программно-целевого, исполнительно-творческого, оценочно-коррекцион-ногона включение студентов в ситуации по преодолению барьеров самодвижения деятельности: ценностно-информационного, структурно-информационного, предметно-преобразовательного, барьера рассогласованияна развитие рефлексии студентов.

3. Критериями, позволяющими судить об уровне развития физкультурной деятельности студентов, выступают характеристики компонентов ее структуры. Уровень развития физкультурной деятельности у студентов определяется как высокий, средний, низкий, критический.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития физкультурной деятельности студентов, являются:

— проектирование совместной деятельности педагога и студентов, а с ним — определение этапов взаимодействия, их последовательности, взаимосвязи, преемственности;

— построение учебного процесса по физической культуре с ориентацией на успех достижения результата, представляющий собой значимое положительное событие, субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого;

— обеспечение субъектной позиции студентов в образовательном процессе с возможностью осуществления субъектных функций, в частности выбора целей, средств, видов и форм своей физкультурной деятельности;

— поэтапное усвоение содержания модульно-рейтинговой педагогической технологии, с постепенной интеграцией опыта физкультурной деятельности;

— систематическое построение студентами собственных умственных и практических действий, включающих отражение физкультурной деятельности в системе понятий о физической культурепредставление физкультурной деятельности в существенных отношениях (генетических, структурных, функциональных), её исследование, проектирование и реализация;

— осуществление студентами самоуправления физкультурной деятельностью с постоянным её анализом и коррекцией.

Таким образом, поставленную цель в работе можно считать достигнутой, а само исследование — завершенным. Однако оно не закрывает круг вопросов рассматриваемой темы, дальнейшего исследования требуют: аксиологический аспект физкультурной деятельности, влияние социальных факторов на её развитие и др. Выполненная работа может служить педагогической основой развития физкультурной деятельности студентов на последующих курсах обучения в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. -18 с.
  2. Е.А. Личностно-деятельностный подход в обучении студентов технического университета предметам гуманитарного профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2003. — 19 с.
  3. Н.А. Личностно ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1996. — 216 с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  5. С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2002. — 21 с.
  6. С.Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 4. — С. 10−12.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-232 с.
  8. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -247 с.
  9. JI.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. — № 2.
  10. С.И. Лекции о научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высш. шк., 1976. 200 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -160 с.
  12. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 151 с.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  14. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 7080.
  15. Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  17. . Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Вла-дос, 1998.-272 с.
  18. В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 15−25.
  19. С.В. Теоретико-методологические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф.. дис. д-ра пед. наук. Омск, 2000. — 48 с.
  20. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Казань, 1997.-40 с.
  21. М.Я. Общие основы педагогики. М.- Л. Д930.
  22. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  23. Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2001.-20 с.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Сиситемно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  25. И.В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
  26. С.С. Мотивация на этапе формирования образа деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 1999. — 18 с.
  27. Л.И. Избр. психол. труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.-С. 53.
  28. Е.В. Теория практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. — С. 3.
  29. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. М.: Ростов н/Д: Учитель, 1999. — 560 с.
  30. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  31. М. Два образа веры. М., 1995. — 464 с.
  32. М. Я и Ты. М., 1997.
  33. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. -М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  34. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. Н. Новгород, 1991.
  35. В.А. Субъект Я как педагогическая проблема. — СПб., 1998.
  36. О.В. Личностно ориентированный подход в формировании волевых качеств у старшеклассниц в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2004. — 22 с.
  37. Виленский М. Я Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 10. — С. 2−5.
  38. Виленский М. Я Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1990.-84 с.
  39. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№ 1. — С. 27−32.
  40. Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Дис.. д-ра пед. наук. -СПб, 1997.-430 с.
  41. Гальперин П. Я К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. -№ 3. — С. 34.
  42. В.М., Куликов С.И, Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 9−17.
  43. Г. Соч. Т. 1. М, 1937.
  44. Гласс Дж, Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  45. Г. Ф. Проектирование исследовательской деятельности учителя в системе личностно ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Смоленск, 2003. — 19 с.
  46. Глотов Н. К, Игнатьев А. С, Лотоненко А. В. Философско-культуроло-гический анализ физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 4−6.
  47. М.В. Андрагогические условия развития компетентности учителя в формировании индивидуальности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 24 с.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  49. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних ПТУ. М.: Педагогика, 1988. — 109 с.
  50. В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2002. — 60 с.
  51. Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе: Дис.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 2000. 174 с.
  52. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975— 23 с.
  53. В.А. Спортивная деятельность как предмет научного исследования // Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1974.-С. 91−118.
  54. Т.Т. Общие психологические особенности спортивной деятельности // Психология физического воспитания и спорта. М.: ФиС, 1979-С. 21−29.
  55. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии. М., 1974. — С. 148.
  56. Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Физическая культура и спорт, здоровье нации. -СПб., 1996.-С. 126.
  57. В.А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1996.-40 с.
  58. В.И. Методология и методы дидактических исследований. -М.: Педагогика, 1982. -160 с.
  59. А.С. Образование: философия культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  60. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-ое доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
  61. С.И. Основы андрагогики. М.: Флинта, Наука, 1999. -152 с.
  62. Т.П. Технология проектирования учебных задач в контексте личностно ориентированного целеполагания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 2001.-22 с.
  63. B.C. Формирование личности школьника: (Целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  64. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. — 512 с.
  65. Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-287 с.
  66. И.И. Общее представление об учении как деятельности // Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989.-С. 35−58.
  67. Л.В. Структурно-интегративная методология квалиметрии целостности в образовательных системах: Дис.. д-ра пед. наук. Тюмень, 2001.-446 с.
  68. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  69. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  70. И.А. Основы андрагогики. М., 2003. — 240 с.
  71. Т.А. Андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2001.-21 с.
  72. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д., 1997.- 112 с.
  73. Е. И. Личностно ориентированное обучение курсантов высших военно-учебных заведений: (На материалах курса иностранного языка): Дис. канд. пед. наук. -М., 2001. 214 с.
  74. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  75. С.В. Формирование способности к личностно-ориентирован-ному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2004. — 24 с.
  76. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  77. С.В. Педагогика личности: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 3-е и 4-е изд., испр. и дополн. — Воронеж, 1997. — 184 с.
  78. И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. -Новосибирск, 1995. С. 65.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  80. А.Н. Избр.психол.произведения: В 2 т. М., 1983. — Т.1. — С. 169−269.
  81. А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т.- М., 1983. Т.2. — С. 1541−155.
  82. Й. Процесс и структура человеческого учения. — М.: Прогресс, 1970. —686 с.
  83. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. -№ 5. — С. 3−22.
  84. Лотоненко А. В Формирование физической культуры молодёжи: теория, методология, практика. -М., 1999. 92 с.
  85. А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. — 40 с.
  86. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. -М.: ГЦИФК, 1992.-120 с.
  87. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры личности студентов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 58 с.
  88. В.Н. Организация учебно-воспитательного процесса как-управляемой системы: Конспект лекций, СПб., 1991. — 63 с.
  89. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1981.-48 с.
  90. О.М. Педагогические основы реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2002
  91. С. В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. -23 с.
  92. Е.А. Развитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьников (в системе ИПК): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 19 с.
  93. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.З. М., 1955. — 630 с.
  94. В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход: Артореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002. -45 с.
  95. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогическая технология развития мышления учащихся. Казань: Изд.-во ТГЖИ, 1993. -88 с.
  96. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С. 5−14.
  97. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высш. шк., 1987. С. 206.
  98. К.Х. Введение в социальную психологию: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. — 448 с.
  99. ЮО.Неверкович С. Д., Сундетова У. Ш. Спортивная деятельность: психические состояния, диагностика, отбор // Теория и практика физической культуры. № 5. — 2003. — С. 43−46.
  100. Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8. — С. 2−10.
  101. Ю.М. О культуре физической, её теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6.-С. 2−10.
  102. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: Монография. СПб., 1998. — 217 с.
  103. Ю4.Николаев Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания че-ловекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 16−23.
  104. JI.H. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 21 с.
  105. Юб.Педагогика: Учебный курс для творческого самовыражения. Казань, 2000. — 608 с.
  106. А.С. Педагогическое проектирование в личностно ориентированном образовании. Воронеж, 1999.
  107. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.
  108. Ю9.Петьков В. А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: Дис. д-ра пед. наук. Армавир, 1999. — 362 с.
  109. Ю.Пешкова Н. В. Педагогические условия реализации личностно развивающего подхода в физическом воспитании студентов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 9. — С. 13−15.
  110. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. -М.: ФиС, 1984.
  111. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.
  112. Н.Позднякова Л. Р. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. — 21 с.
  113. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990. -716с.
  114. Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса. М, 1986.
  115. В.В. Непрофессиональное физкультурное образование: Учеб. пособие /ГЦОЛИФК. М, 1988. — 100 с.
  116. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (опыт игрового проектирования и экспертизы): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М, 1992. — 48 с.
  117. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  118. Психология формирования и развития личности / Ред. Л.И. Анцыферо-вой. -М.: Наука, 1981. С. 8−9.
  119. Психология.-М., 1990.-С. 389.
  120. Е.Г. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 41−45.
  121. А.Ц. Очерки психологии спорта. -М.: ФиС, 1959.
  122. А.Ц. Психология физического воспитания и спорта специальная отрасль психологической науки // Психология физического воспитания и спорта. — М.: ФиС, 1979. — С. 5−17.
  123. В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (наматериале педвузов): Дис.. канд. пед. наук. Сургут, 1999. — 184 с.
  124. Л. Ф. Личностно ориентированное обучение будущего педагога-воспитателя системы дошкольного образования: Дис. канд. пед. наук. -Новокузнецк, 1999. -279 с.
  125. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994.
  126. К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты.-М, 1986.
  127. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  128. Ш. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 241−242.
  129. Ш. Рудик П. А. Психологические аспекты спортивной деятельности // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ психологов спорта социалистических стран. М.: ФиС, 1973. — С. 14−40.
  130. В.П. Система индивидуализированного обучения студентов .на основе мотивационного программно-целевого управления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 19 с.
  131. .С. Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 23 с.
  132. В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Филос. науки. 1976. — № 3. — С. 77.
  133. В.Н. Основание общей теории систем. М., 1974.
  134. А.А. Личностно ориентированное образование в педвузе как детерминант профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре: Автореф.. дис. д-ра пед. наук. М., 2002. — 45 с.
  135. И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов усвоения. М.: Педагогика, 1995. — 16 с.
  136. И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: Динамика учебного материала. М.: Педагогика, 1996. — 15 с.
  137. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград, 1994. — 164 с.
  138. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 271 с.
  139. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. -М., 1987.
  140. М.Н. Методология и методика педагогических исследований -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  141. Т.В. Становление физической культуры студента в педагогическом вузе: Дис.. д-ра пед. наук. Курск, 2001. — 366 с.
  142. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Шк. Пресс, 1995. — 384 с.
  143. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие. -М.: Шк. Пресса, 2000.-416 с.
  144. В.А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное педагогическое образование. -1999.-№ 1.-С. 4−11.
  145. В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 9. -С. 16−20.
  146. И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры. -2001 -№ 3.-С. 12−16.
  147. А.А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 23 с.
  148. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д.: ЛГУ, 1988.- 166 с.
  149. Сухо дольский Г. В., Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. — С. 120.
  150. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
  151. Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001.-21 с.
  152. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. -352 с.
  153. П.И. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−81.
  154. Тея А., Грибомон П. Логический подход к искусственному интеллекту: От классической логики к логическому программированию. М.: Мир, 1990.-432 с.
  155. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.
  156. Учебная программа по дисциплине «Физическая культура». Ульяновск, 2002.-24 с.
  157. X. Мотивация и деятельность. М.: Наука, 1986. — Т. 1168 с.
  158. А.Н. Методологическая культура учителя и условия её формирования в системе современного педагогического образования. Курск: Изд-во КГПУ, 1997.-357 с.
  159. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. 157 с.
  160. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  161. Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии.-2001.-№ 1.-С. 3−18.
  162. Р.Х. Новая психологическая теория деятельности // Профессиональное образование. 1995. — № 1.
  163. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 9−20.
  164. В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 9. — С. 45−49.
  165. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М ., 1991. — 33 с.
  166. В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1986. — С. 52.
  167. Г. П. Рефлексия и ее проблемы. М., 1975.
  168. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  169. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971.-351 с.
  170. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  171. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. — С. 266−268.
  172. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.
  173. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2001. — 24 с.
  174. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  175. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−41.
  176. B.C. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: Дис.. д-ра пед. наук. Волжский, 2002.
  177. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения. М., 1969, — 168 с.
  178. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Andragogy Versus Pedagogy. -N.Y., 1970.
  179. Lewin K. The dinamic theory of personality. N.Y., 1936.
  180. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1970.
Заполнить форму текущей работой