Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведённое диссертационное исследование позволяет сформулировать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы и констатировать, что задачи исследования решены полностью. 1. Необходимость применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей обусловлена инновационным характером их будущей деятельности, ролью инноваций как инструментов обеспечения личностно-творческого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей
    • 1. 1. Сущность и содержание инноваций
    • 1. 2. Роль инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей
    • 1. 3. Педагогические условия эффективного применения инноваций в подготовке будущих учителей
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности педагогических условий применения инноваций в подготовке будущих учителей
    • 2. 1. Диагностический инструментарий опытно-экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Реализация педагогических условий применения инноваций в подготовке будущих учителей. Анализ результатов формирующего эксперимента
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Пристальное внимание отечественного научно-педагогического сообщества педагогическая инноватика привлекла в начале 90-х гг. XX века, когда изменившаяся образовательная парадигма и новые социально-экономические условия стали объективными причинами востребованности различных инноваций в педагогической практике. В последние 15−20 лет в отечественной педагогике появилось множество новых или модернизированных педагогических идей (гуманизации и гуманитаризации образованиядемократизации всех сторон педагогической деятельностиоптимизации и интенсификации обучениянепрерывного образованиясотрудничества и сотворчества с учащимисяразвивающего и воспитывающего обучения и др.), объединённых одной общей стратегией — активизации личностного развития обучаемых в образовательном процессе. Однако, несмотря на значительные достижения педагогической науки в разработке прогрессивных педагогических новшеств, их широкое применение педагогами-практиками весьма ограничено. Основная причина, по мнению большинства исследователей, состоит в сложившемся у учителей ещё в процессе их обучения в вузе и закрепившемся последующей практикой образе мышления, ориентированном на репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков, приверженном стереотипам и традиционным алгоритмам деятельности.

Как показывает практика, для реального использования нововведений недостаточно простого знакомства с теми или иными образцами инновационного педагогического опыта, который получают будущие учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе. Простое копирование любого инновационного образца без понимания его сути и адаптации к конкретным условиям, как правило, приводит к неудачам и порой может скомпрометировать даже самый передовой опыт. Поэтому подготовка будущих учителей к процессу создания, оценки, освоения, применения новшеств, управления инновационными процессами остаётся г, важнейшей задачей профессиональной подготовки.

В отечественной педагогической теории и практике сложились следующие направления исследования проблем инноватики в образовании:

— разработка основ теории и методологии педагогической инноватики (М.С. Бургин, Ю. Вооглайд, М. В. Кларин, Н. И. Лапин, В. Я. Ляудис, Н. Я. Найн, А. И. Пригожин, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.);

— изучение общих и специфических особенностей инновационной педагогической деятельности как творческой (В.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Н. И. Посталюк, Т. Н. Прохорова, Н. М. Таланчук, В. Д. Шадриков и др.);

— поиск путей, способов и приёмов внедрения педагогических инноваций в образовательную практику (Н.М. Анисимов, A.C. Ахнезер, В. П. Беспалько, В. Е. Гмурман, A.A. Деркач, Г. А. Китайгородская, Д. Н. Ковтарадзе, H.A. Морева, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.);

— создание инновационных педагогических технологий, форм, методов проектирования и применения инновационных средств обучения (И.Л. Бим, В. К. Дьяченко, Г. И. Железовская, И. В. Кучерук, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев,.

A.П. Миньяр-Белоручева, H.A. Морева, Л. И. Назарова, В. В. Петрусинский, ,.

B.В. Сериков, Д. В. Чернилевский, Г. П. Щедровицкий и др.).

Об активности исследований по этим направлениям свидетельствует и тот факт, что в последние годы было осуществлено немало диссертационных исследований, рассматривающих различные проблемы педагогической инноватики: проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации (Л.Д. Мамутова) — проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики (Л.И. Назарова) — формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности 4.

И.Е. Пискарёва) — диалектика инноваций в отечественной педагогике XX века (И.А. Романова) — теория и практика развития инновационного образования (Л.Н. Шилова) — подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения (И.В. Штых) и др.

Однако, несмотря на обилие публикаций по проблемам инноватики, исследования по ним нельзя считать завершёнными. Особенности инновационной педагогической деятельности таковы, что она персонифицирована личностными качествами педагога, включает в себя творческие импровизационные компоненты и не может быть полностьюалгоритмизирована. В связи с этим применение уже «зарекомендовавших» себя инновационных форм, методов и средств обучения в постоянно меняющихся условиях образовательной среды требует обязательной их модернизации и коррекции.

Более того, анализ применения педагогических инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей показывает, что непосредственной строго детерминированной связи между инновациями и качеством подготовки специалистов не существует, а активное применение инноваций не всегда ведет к повышению качества. Чрезмерная увлеченность инновациями дает обратный эффект, способствует аудио и визуальной привлекательности процесса в ущерб его содержательности и профессиональной практической направленности.

Актуальность проблемы инноваций в контексте подготовки будущих учителей обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий между: потребностью в активном использовании уже созданных инноваций и теоретической и практической неподготовленностью части вузовских преподавателей к их восприятию и применениюинтенсивными поисками новых форм, методов и средств обучения и их недостаточной дидактической >.' обеспеченностьюсложившимся традиционным опытом подготовки специалистов с предсказуемыми результатами и неопределённостью результатов применения педагогических инноваций в практике.

Обоснование актуальности и выявление противоречий позволило сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия должны быть созданы в профессиональной подготовке будущих учителей, чтобы они обеспечивали их готовность к инновационной деятельности? Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические условия применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей».

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности.

Предмет исследования: инновации в профессиональной подготовке будущих учителей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей к инновационной деятельности.

Гипотеза исследования: инновации в профессиональной подготовке студентов к педагогической деятельности будут эффективны, если: инновации рассматривать в диалектическом единстве с традиционными формами, методами, средствами и технологиями обучения как инструмент, обеспечивающий целостность и устойчивость, одновременно гибкость мобильность и адаптацию новшеств к реальным ситуациям профессиональной подготовки будущих учителей.

— преподаватели вузов отличаются восприимчивостью и открытостью к новым идеям и инновациям, готовы к критическому самоанализу и самооценке, творческому осмыслению и переосмыслению образовательного процесса;

— студенты теоретически и практически подготовлены к инновациям и у них сформирована положительная мотивация на их применение в профессиональной деятельности.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ исследований по проблемам инновационной профессиональной подготовки будущих учителей.

2. Уточнить сущность и роль инноваций в профессиональной подготовке к инновационно-педагогической деятельности.

3. Разработать критериально-диагностический инструментарий оценки эффективности педагогических условий применения инноваций, включающий в себя критерии, показатели, набор традиционных и авторских методик.

Теоретико-методологической основой исследования явились: исследования по теоретико-методологическим основам педагогической инноватики (И.В. Афонин, М. В. Богуславский, М. С. Бургин, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Н. И. Лапин, В. Я. Ляудис, Н. Я. Найн,.

A.И. Пригожин, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.) — концепция развития творческих способностей будущих учителей (В.И. Андреев, B.C. Библер, H.A. Гордеева, И. П. Калошина, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, А. П. Пинкевич, Я. А. Пономарёв, М. М. Поташник и др.) — концептуальные основы технологий профессиональной подготовки будущих учителей (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Д. Н. Ковтарадзе, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, H.A. Морева,.

B.В. Сериков, В А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Н. М. Таланчук, В. Д. Шадриков и др.) — методические исследования применения инноваций в обучении иностранному языку (И.А. Авхачева, Н. П. Бельтюкова, И. Л. Бим, Н. М. Гез, Г. И. Железовская И.А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Ю. А. Комарова, Р. П. Мильруд, А.П.Миньяр-Белоручева, Л. Г. Пагина, М. Ф. Стронин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимозаменяемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующим этапам работы.

На теоретическом этапе исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение документов, регламентирующих подготовку будущих учителей, анализ и синтез результатов поиска в информационных интернет-системах с целью уточнения базовых понятий исследования, разработка комплексной программы исследования и и прогнозирование итогов экспериментальной работы. В процессе выявления и обоснования педагогических условий использовались абстрагирование, конкретизация, аналогия, мысленное моделирование.

На этапе опытно-экспериментальной работы — тестирование, анкетирование, опрос, включённое наблюдение, педагогический эксперимент, математические методы обработки информации.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно с 2007 по 2010 год на базе ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

На первом этапе (2007;2008 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в педагогической науке, исследовалась практика внедрения инноваций в профессиональную подготовку будущих учителей, анализировались и уточнялись базовые понятия исследования, выявлялись их специфика и взаимосвязь, уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывались содержание и методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2008;2009 гг.) проводилось выявление и научное обоснование педагогических условий применения инноваций в профессионально-педагогической подготовке, определялся комплекс педагогических приёмов их создания, разрабатывался критериально-диагностический инструментарий оценки отношения преподавателей вуза и студентов к применению инноваций в образовательном процессе.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) проводилась экспериментальная работа по оценке отношения преподавателей вуза и студентов к инновациям, координировалась деятельность преподавателей различных кафедр по использованию инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей, уточнялся научный аппарат исследования, апробировались и применялись на практике полученные результаты, осуществлялось оформление диссертационного исследования и определение возможных дальнейших научных направлений исследования инновационной профессиональной подготовки будущих учителей.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что на основе анализа существующих дефиниций понятий «инновация», «новация», «новшество», «новаторство», «инновационная деятельность» уточнена сущность инноваций, определена их роль в профессионально-педагогической деятельности преподавателей вуза и в формировании инновационного стиля профессионального мышления у студентоввыявлены и обоснованы группы педагогических условий применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей. В первую группу включены условия, детерминирующие готовность вузовских педагогов к применению инноваций, ко второй отнесены условия, способствующие позитивному отношению, адекватному восприятию и оценке инноваций преподавателями и будущими учителями, третью составили условия, обеспечивающие процессуальную сторону применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителейразработан критериально-диагностический инструментарий оценки эффективности педагогических условий, включающий в себя критерии и показатели (мотивационный (мотивы стремления к успеху или избегания неудачи), когнитивный (уровни знаний педагогической инноватики), креативный (степень восприимчивости к нововведениям), процессуальный (стратегии поведения в ситуациях применения инноваций), набор традиционных и авторских методик их оценки.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в систематизации и углублении знаний о сущности и роли инноваций, что вносит вклад в развитие и обогащение идей творчества и инновационной профессионально-педагогической подготовки будущих учителейв обосновании педагогических условий эффективного применения инноваций, что способствует углублению теоретических представлений о творческом потенциале учителя как явлении целостном и развивающемся в конкретной исторической обстановке. Полученные теоретические результаты могут быть использованы для продолжения исследований по проблеме педагогической инноватики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке комплекса приёмов создания педагогических условий организационного, дидактического и стимулирующего характера (пропаганда опыта педагогов-новаторовморальное и материальное поощрение инновационной деятельностирегулярное обсуждение вопросов создания и применения инновацийсочетание лекций, семинарских занятий, практикумов и учебных игр с разнообразными видами тренингов, кейс-методов, комплексом специально разработанных авторских инновационных заданийиспользование приемов «скрытой педагогической инструментовки», «авансирования», «позитивной оценки парциального результата» и др.), дающих возможность в рамках профессиональной подготовки будущих учителей повысить эффективность применения инноваций, обеспечить их направленность на формирование у студентов индивидуального характера будущей творческой деятельности, инновационного стиля профессионального мышленияв разработке критериально-диагностического инструментария оценки эффективности педагогических условий. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке специалистов в вузах, в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логики исследованияадекватностью применяемых методов цели и задачам исследованиядлительностью проведения экспериментальной работышироким внедрением результатов исследования в профессиональную подготовку будущих учителей в ряде вузов Россиивариативной проверкой основных) положений и выводов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на II Международной научно-практической конференции «Современные направления в лингвистике и преподавании языков» ПФ НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» (Пенза, 2008), V Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВПО «МГУ им. М.В. Ломоносова» «Учитель. Ученик. Учебник» (Москва, 2008), научно-методической конференции ГОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» «Инновационные методы и технологии в условиях >. новой образовательной парадигмы» (Саратов, 2008), X Международном научно-методическом симпозиуме «Преподавание иностранных языков и культур в начале XXI столетия» ГОУ ВПО ПГЛУ (Пятигорск, 2008) и др.

Материалы исследования используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина», Институт дополнительного профессионального образования «ГОУ ВПО СГУ им. Н.Г.Чернышевского», ПФ НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» г. Пенза.

Основные положения диссертации изложены в 11 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Инновации — это процесс и результат создания, восприятия, освоения, отбора, оценки, применения новшеств в профессиональной подготовке будущих учителей, заключающихся в радикальном,.

11 комбинаторном, модифицирующем характере воздействия на педагогический процесс. Роль инноваций в профессионально-педагогической деятельности и в подготовке будущих учителей состоит в том, что они обеспечивают личностно-творческую и индивидуальную направленность этой деятельности, оказывают влияние на формирование инновационного стиля профессионального мышления.

2. Для эффективного применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей необходимы следующие педагогические условия:

— детерминирующие готовность вузовских педагогов к применению инноваций в учебном процессе (наличие высокого уровня профессиональной подготовленности, сформированность необходимых профессиональных качеств, творческий подход к учебной работе, положительная мотивация на применение инноваций);

— способствующие позитивному отношению, адекватному восприятию и оценке роли инноваций в профессиональной деятельности преподавателями вуза и будущими учителями (сотворческое субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов, создание ситуаций успеха на занятиях, мотивирование студентов на разработку и применение инноваций);

— обеспечивающие процессуальную сторону применения инноваций в подготовке будущих учителей (отбор и композиция содержания обучения, ^ выбор методов, средств и форм организации обучения, отвечающих требованиям профессиональной подготовки).

3. Критериально-диагностический инструментарий включает в себя критерии и их показатели (мотивационный (мотивы стремления к успеху или избегания неудачи), когнитивный (знания педагогической инноватики), креативный (степень восприимчивости к нововведениям), процессуальный (стратегии поведения в ситуациях применения инноваций), традиционные и авторские методики оценки эффективности педагогических условий.

12 и.

Структура работы. Диссертация, выполненная на 175 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 156 источников, приложенийснабжена таблицами и рисунками.

Выводы по второй главе.

1. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 20 062 010 годах в четыре этапа.

На первом этапе (2007 г.) разработан диагностический инструментарий опытно-экспериментального исследования. На втором этапе (2007 г.) проведён констатирующий эксперимент. На третьем (2007;2009 гг.) — формирующий эксперимент. На четвёртом (2010 г.) проведен анализ результатов формирующего эксперимента.

2. Оценка эффективности педагогических условий применения педагогических инноваций в подготовке будущих учителей складывается из оценки подготовленности и практического использования инноваций вузовскими преподавателями и оценки подготовленности к этому будущих учителей.

Оценка осуществляется по четырём критериям: мотивационному (позволяет оценить мотивы создания и применения инноваций), когнитивному (оценивается уровень знаний педагогической инноватики), креативному (оценивается степень восприимчивости к нововведениям, гибкость, критичность мышления), процессуальному (оценивается подготовленность к применению инноваций).

Исходя из данных критериев, в ходе опытно-экспериментального исследования применялись как авторские, так и хорошо зарекомендовавшие себя методики оценки творческого потенциала учителя (В.И. Андреева), диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильмана), «Мотивации успеха и боязни неудачи» (A.A. Реана).

3. Проведённый констатирующий эксперимент показал, что существующая система обучения не может обеспечить достаточно активное применение инноваций в учебном процессе, не позволяет сформировать у будущих учителей достаточно адекватное отношение к ним. Поэтому возникает необходимость проведения целенаправленной работы, направленной на создание условий, способствующих более активной работе педагогов по применению инноваций в учебной деятельности, адекватному восприятию и оценки их роли в профессиональной деятельности будущими учителями, повышению эффективности процессуальной стороны применения инноваций.

4. В целях создания комплекса педагогических условий применения инноваций в ходе опытно-экспериментальной работы использовались как традиционные (семинарские, практические, лабораторные) занятия, с применением в ходе них инновационных методов, так и инновационные формы учебной работы — групповые тренинги, учебные игры, выполнение творческих заданий.

Результаты формирующего эксперимента показали наличие позитивных изменений по всем критериям оценки, что позволяет признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным, а целесообразность и эффективность создания педагогических условий применения инноваций в подготовке будущих учителей подтверждёнными.

Заключение

.

Проведённое диссертационное исследование позволяет сформулировать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы и констатировать, что задачи исследования решены полностью. 1. Необходимость применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей обусловлена инновационным характером их будущей деятельности, ролью инноваций как инструментов обеспечения личностно-творческого и индивидуального характера педагогической деятельности, повышения ее эффективности и продуктивности, формирования инновационного стиля профессионального мышления. Под педагогическими инновациями понимается процесс и результат создания, восприятия, освоения, отбора, оценки, применения педагогических новшеств, заключающихся в радикальном, комбинаторном, модифицирующем характере воздействия на педагогический процесс или его отдельные компоненты.

Применение инноваций осуществляется в диалектическом единстве с традиционными формами, методами, средствами и технологиями обучения, поскольку «традиции» обеспечивают целостность и устойчивость процесса профессиональной подготовки, «инновации» — его развитие и совершенствование, «взаимосвязь традиций» и «инноваций» способствует гибкости, мобильности, быстроте включения, адаптации новшеств к реальным ситуациям профессиональной подготовки.

2. Для эффективного применения инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей необходимы условия, которые детерминируют готовность вузовских педагогов к их применению, способствуют позитивному отношению, адекватному восприятию и оценке роли педагогических инноваций в профессиональной деятельности преподавателями и будущими учителями, обеспечивают процессуальную.

145 сторону применения инноваций. Создание данных условий достигается использованием комплекса приёмов организационного, дидактического и стимулирующего характера, как в отношении преподавателей, так и студентов.

3. Оценка эффективности педагогических условий применения инноваций в профессионально-педагогической деятельности осуществляется с помощью критериально-диагностического инструментария, включающего в себя критерии и показатели (мотивационный (мотивы стремления к успеху или избегания неудачи), когнитивный (знания педагогической инноватики), креативный (степень восприимчивости к нововведениям), процессуальный (стратегии поведения в ситуациях применения инноваций), набор традиционных и авторских методик для их оценки. Своевременное проведение диагностики позволяет оценивать имеющиеся результаты, вносить коррективы в процесс применения педагогических инноваций в профессиональной подготовке будущих учителей.

Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили эффективность выделенных педагогических условий.

Диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, а предлагает одно из направлений её решения. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы индивидуального характера применения инноваций, обусловленного уровнем развития личностных и профессиональных качеств преподавателей, диалектической взаимосвязи «традиций» и «инноваций» в учебно-воспитательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Психология науки: Учебное пособие / А. Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, A.B. Юревич, М. Г. Ярошевский. — М.: Московский психолого-социальный институт- Изд-во «Флинта», 1998. —312 с
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1080. — 360 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 230 с.
  4. , И.А. Игровая форма учебной деятельности как средство активизации на занятиях иностранного языка / И. А. Авхачева, Л. Г. Пагина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 108 с.
  5. Активные методы обучения в преподавании иностранного языка: Пособие для преподавателей иностранных языков вузов / Под ред. Н.П. Бельтюковой- Томский гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. — Томск, 1990. — 158 с.
  6. , К. Учителя и инновации: Пер. с макед. / К. Ангеловски. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  7. Английский язык для школ с углублённым изучением иностранного языка: Программы общеобразовательных учреждений. М.: Центр ком., 1996.-С. 8.
  8. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: КГУ, 1989. — 238 с.
  9. , О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. — М.: Экономика, 1991. — 415 с.
  10. , Н.М. Обучение студентов решению инновационных задач / Н. М. Анисимов // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 59−63.
  11. , A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: дисс.. канд. пед. наук / A.M. Анохин. Уфа: Башкирский гос. пед. ин-т, 1997. — 202 с.
  12. Антропологическая катастрофа — причина и следствия (беседа с профессорами Н. Мусхелишвили и Ю. Шрейдером) // Вестник высшей школы. 1990. — Ж 6. — С. 62−69.
  13. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980.-386 с.
  14. Асмолов, А. Г Психология личности: Учебник / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  15. , A.C. Социокультурные проблемы инновационных процессов /A.C. Ахнезер // Проектирование и организация нововведений: Сборник статей. Вып. 17. — М.: ВНИИСИ, 1987. — С. 45−48.
  16. , М.М. Проблемы готовности молодых учителей к инновационным процессам в образовании / М. М. Балашов, М. И. Лукьянова // Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности— -Ульяновск, 1998.-С.5−14.
  17. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения В.П.Беспалько. — М., 1995. — 336 с.
  18. , В.П. Психологические парадоксы образования / В. П. Беспалько // Педагогика. — 2000. № 5. — С. 13−20.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. , B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1977. — 36 с.
  21. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника / И. Л. Бим. — М., 1977. — 128 с.
  22. Бим, И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. — С. 45−51.
  23. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1996. -256 с.
  24. , М.С. Инновации и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Советская педагогика. — 1989. № 12. — С. 36−40.
  25. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528 с.
  26. , П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. / П. Вайнцвайг. -М.: 1990. 192 с.
  27. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред.
  28. B.Е. Гмурмана. -М., 1981. 270 с.
  29. , Ю. Методологические проблемы классифицирования и структурирования инноваций / Ю. Вооглайд // Проблемы инноватики и экспериментатики: Тезисы семинара «Инновации и эксперимент». — Таллин, 1981.-С. 9−25.
  30. , Б.З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. — 122 с.
  31. , JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова / JI.C. Выгодский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. , Г. Энциклопедия философских наук. Наука логики / Г. Гегель. М., 1974. — Т 1. — С. 322.
  33. Гез, Н. М. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению / Н. М. Гез // Иностранный язык в школе. 1981. — № 5. — С. 43.
  34. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  35. , Л.Д. Отечественные инновации 60−80 годов XX века / Л. Д. Гиреева // Педагогика, 1995. № 5. — С. 83−86.
  36. , C.B. Подготовка будущих офицеров к применению инноваций в служебной деятельности: автореф. дисс.. канд. пед. наук. /
  37. C.B. Горбачев. Саратов, 2008. — 22 с.
  38. , H.A. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: дисс.. канд. пед. наук / H.A. Гордеева. — Казань, 1996. — 140 с.
  39. , B.B. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  40. , М.А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам / М. А. Давыдова. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  41. , A.A. Педагогическая эвристика / A.A. Деркач. — М.: Педагогика, 1991.-220 с.
  42. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. И. Скаткина. М., 1975. — 320 с.
  43. , В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. — М: Просвещение, 1991. — 192 с
  44. , H.A. Учёт социально-личностных факторов в обучении иностранным языкам (на материале языкового ф-та пед. вуза): автореф. дисс.. канд. пед. наук / H.A. Забелина. М., 1995. — 16 с.
  45. , В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1992. — С. 5−14.
  46. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  47. , В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1980. 176 с.
  48. , И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя.-М.: Рус. яз., 1989.-219 с.
  49. , И.А. Психология обучения иностранными языками в школе / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. 220 с.
  50. , A.C. Личность в структуре педагогического общения / A.C. Золотнякова. Ростов н/Д, 1979. — 80 с.
  51. , С.М. Интегральное искусство и обучение / С. М. Зорин // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. -М.: Высшая школа, 1983. С. 77−90.
  52. , И.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики / И. В. Елухина // Иностранный язык в школе. — 1989.-№ 2.-С. 19.
  53. , Д.А. Инновационная деятельность и её имитация в школьном образовании / Д. А. Иванов // Вопр. методологии. — 1996. ~ № 1−2.-С. 102−108.
  54. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  55. Инновационные методы обучения в ВУЗе: Сб. науч. тр. -Мурманск, 1993.-198 с.
  56. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и ВУЗа: Сб. научн. статей. Волгоград: Перемена, 1993. — 194 с.
  57. Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор / Под ред. В .Я. Ляудис. М.: ИНИОН, 1992. — 51 с.
  58. Инновационные процессы / Под ред. Н. И. Лапина. — М.: ВНИИСИ, 1982.-174 с.
  59. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе / Под ред. Г. А. Китайгородской. — М.: МГУ, 1987. 156 с.
  60. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 294 с.
  61. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  62. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. — 180 с.
  63. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  64. , М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: дисс.. д-ра пед. наук / М. В. Кларин. -М., 1994.-365 с.
  65. , И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории СССР: дисс.. канд. пед. наук / И. В. Кучерук. — М., 1991. 268 с.
  66. , Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Ковтарадзе. М., 1998. — С. 30−38.
  67. , Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам / Ю. А. Комарова. Спб., 1997. — С. 4.
  68. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.
  69. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990.-119 с.
  70. , Ю.Н. Психологическая компетентность как элемент профессиональной культуры учителя / Ю. Н. Кулюткин // Социально-педагогические и психологические проблемы общей и профессиональной культуры учителя. Спб.: РАО ИОВ, 1992. — 54 с.
  71. , Ф.Х. Кризис образования в современном мире. Системный анализ: Пер. с англ. / Ф. Х. Кумбс М.: Прогресс, 1970. — 261 с.
  72. , Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  73. , Н.И. Структура инновационного процесса / Н. И. Лапин. -М.: ВНИИСИ, 1981. 144 с.
  74. , Н.И. Человеческий фактор в нововведениях / Н. И. Лапин, Б. В. Сафонов // Психолог, журнал. 1985. — № 4. — С. 56.
  75. , Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н. И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах. М.: ВСИИНИ, 1987. — С. 120−160.
  76. , Н.И. К разработке теоретических основ новововведений / Н. И. Лапин // Проблемы инноватики и экспериментатики: Материалы семинара. Таллин, 1979. — С. 6−15.
  77. , Н.И. Системно-деятельностная концепция исследования нововведений / Н. И. Лапин // Диалектика и системный анализ / Под ред. Д. М. Гвишиани. — М., 1986. — 335 с.
  78. , A.A. Языкознание и психология / A.A. Леонтьев. М.: Просвещение, 1966. — 80 с.
  79. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 116 с.
  80. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.127 с.
  81. , В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис. -М.: РАН ИНИОН, 1992.- 50 с.
  82. , Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации: дисс.. канд. пед. наук / Л. Д. Мамутова. Новгород, 1998. — 152 с.
  83. , Е.А. Моделирование речевых ситуаций как фактор интенсификации обучения иноязычному общению / Е. А. Маслыко // Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С. 82−89.
  84. , А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972.
  85. , Н. Готовим педагога-инноватора: Из опыта работы Моск. обл. колледжа по подгот. педагогов-исследователей, г. Серпухов. / Н. Мельникова, Н. Морева // Нар. образование. 1996. — № 4−5. — С. 56−58.
  86. , Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка / Р. П. Мильруд // Иностранный язык в школе. 1989. -№ 3.-С. 31−38.
  87. , H.A. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / H.A. Морева. — М.: «Академия», 2005.-432 с.
  88. , M.JI. Дидактическая игра как средство формирования навыков устной немецкой речи в кризисной школе: дисс.. канд. пед. наук / М. Л. Мухарова. -М., 1989. 177 с.
  89. , Л.И. Проектирование содержания и методики обучения студентов инженерно-педагогических специальностей основам педагогической инноватики: дисс.. канд. пед. наук / Л. И. Назарова. М., 2000. -198 с.
  90. , А .Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск, 1995.-288с.
  91. , А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Найн // Педагогика. -1996. № 5. — С. 10−19.
  92. , Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: дисс.. канд. пед. наук / Ю. В. Науменко. -Волгоград, 1992. 174 с.
  93. , P.C. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 1998. — 320 с.
  94. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 42−48, 54−65.
  95. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М.: Новая школа, 1995.
  96. Об исследовании проблем психологии творчества: Сборник статей / Отв. ред. Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  97. Овсянников,' А. Инновация в школе: Характер и результаты / А. Овсянников // Народное образование. 1993. — № 6. — С. 16−31.
  98. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Азъ Ltd., 1992. 960 с.
  99. , В. Основы проблемного обучения / В. Оконь М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  100. , В.Г. Образование взрослых как предмет исследования / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика, 1981. № 6. — С. 8694.
  101. , Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения / Под ред. В. А. Ядова / Б. Д. Парыгин. Л.: Наука, 1981.- 190 с.
  102. Педагогика и психология. Учебное пособие / Под редакцией A.A. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 585 с.
  103. , А.П. Педагогика и наука / А. П. Пинкевич // Педагогическая мысль. — 1920. — № 13. — С. 10.
  104. , И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: автореф. дисс.. канд. пед. наук / И. Е. Пискарева. Кострома, 2000. — 24 с.
  105. , В .Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В. Я. Платов. Москва: ИПО Профиздат, 1991. — 187 с.
  106. , В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987. — 143 с.
  107. , С.Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. Поляков. М., 1993. — 64 с.
  108. , Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев М.: АПН РСФСР, i960.- 84 с.
  109. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 220 с.
  110. , Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: дисс.. д-ра пед. наук / Н. Ю. Посталюк. — Казань: КГУ, 1993. 362 с.
  111. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1989. — 200 с.
  112. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М. М. Поташник. — М.: Новая школа, 1996. 320 с.
  113. , М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. -М.: Знание, 1990. 76 с.
  114. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  115. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Фёдоров, И. В. Осипова, О.В. Тарасюк- Под ред. Г. М. Романцева. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — 456 с.
  116. Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна: Пер. с нем — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  117. , И. А. Диалектика инноваций в отечественной педагогике (в теории и практике общеобразовательной школы) XX века: дисс.. канд. пед. наук / И. А. Романова. -М., 1995. 227 с.
  118. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 е.- 1999.-Т. 2.-672 с.
  119. , В.В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. — В 2-х частях / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1993. — С. 9−11.
  120. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.
  121. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  122. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  123. , В.А. Теория и практика высшего педагогического образования / В. А. Сластенин. — М: Просвещение, 1991. — 142 с.
  124. Словарь психолога-практика. Минск, Москва: Изд-во Харвест ACT, 2001.-810 с.
  125. , О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям: Учебное пособие / О. С. Сосветова, JI.A. Коростылева. Спб., 1995.-32 с.
  126. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34 с.
  127. , М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: Из опыта работы / М. Ф. Стронин. — М.: Просвещение, 1984. С. 47.
  128. , В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. Пед. сочинения: в 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская / В. А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1981. Т. 3. — 640 с.
  129. , В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1982. 206 с.
  130. Таланчук,' Н. М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов / Н. М. Таланчук. -М.: Ассоциация «ПО», 1991.- 103 с.
  131. , Л.З. Содержание подготовки педагогов профессионального образования / Л. З. Тенчурина. М.: МИИСП им. В. П. Горячкина, 1993. — 82 с.
  132. , А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: дисс.. док. пед. наук / А. П. Тряпицина. Л., 1991. — 396 с.
  133. Философский энциклопедический словарь. М.: Российская энциклопедия, 2003. — 847 с.
  134. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс:
  135. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений /157
  136. Под ред. М. М. Поташника / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсов. -М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  137. , Н.Ю. Методологическое основание новых технологий обучения — дидактические принципы / Н. Ю. Хусаинова // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. — Тамбов, 1994. — 194 с.
  138. , Д.В. Технология обучения в высшей школе: Учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов М.: Изд-во «Экспедитор», 1996. — 288 с.
  139. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — 185 с.
  140. Шадриков* В. Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Шадриков. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 181 с.
  141. , С.М. О сущности творческой деятельности / С. М. Шалютин // Творческое мышление и научно-технический прогресс. — Курган: КГПИ, 1971.
  142. , Л.Н. Развитие инновационного образования: теория и практика (на примере Нижегородского региона): дисс.. канд. пед. наук / Л. Н. Шилова. — Н. Новгород, 1995.
  143. , И.В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения: (Общепед. аспект): автореф. дисс.. канд. пед. наук / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского / И. В. Штых. -Саратов, 1998.-23. с.
  144. , JI.B. Избранные работы по русскому языку / JI.B. Щерба. -М.: Учпедгиз, 1956. 188 с.
  145. , А., Фоутс Д. Педагогические инновации. Пер. с англ. / А. Эллис, Д. Фоутс. -М.: ИТП и МИО, 1993.-105 с.
  146. , Д.Б. Психология игры Д.Б. Эльконин.—М.: Педагогика, 1978. 304с.
  147. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. -М., 1991.-91 с.
  148. , Н.Р. О педагогической инноватике / Н. Р. Юсуфбекова // Советская педагогика. — 1991. № 11. — С. 21−25.
  149. , Н.Р. Педагогическая неология как направление методологических исследований / Н. Р. Юсуфбекова // Новые исследования в педагогических науках. М., 1989. — Вып. 2 (54). — С. 8−10.
  150. , И.С. Развивающее обучение И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  151. Ellis А.К., Fouts J.T. Research on education innovations. ~ Princeton Junction, 1993.
  152. Knowles M.S. The modern practice of adult education. From pedagogy to andragogy. Chicago, 1980.
  153. Nicholls A. Managing educational innovations. Lnd., 1989.
  154. Prokopenko J., White J., Bittel L., Eckles R. Modular programmed for supervisory development. — Switzerland, Genewa: Introduction and trainers guide, 1981.-Vol. 1−5.
  155. Reflection: Turning experience into learning / Ed. D. Boud, R. Klogh, D. Walker.-L., 1985.
  156. Russell J.D. Modular instruction // A. Guide to the designee, selection, utilization and evaluation of modular materials. — Minneapolis, Minnesota, 1974.
  157. Torrance E.P. Torrance tests of creative norms. Technical manual. — N.Y., 1966.
Заполнить форму текущей работой